Чередующиеся согласные в корне слова медвежий. Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

«Русский язык», 4 класс. Методическое пособие
чередование звуков [ч’]/ [к] в корне. если возьмут прилагательное
медвежий , пусть обратят внимание на чередование звуков [т’]/ [ж] в
корне слова (звук [т’] на письме обозначен буквосочетанием дь ).
После этого учебник выстраивает систему работы, которая позво-
лит детям не просто принять, но и понять, что часть слова «-ий-» в
притяжательных прилагательных (отвечающих на вопрос «чей?») – это
именно суффикс, а не окончание. Материал данного упражнения по-
зволяет показать, что в качественных прилагательных, которые отве-
чают на вопрос «какой?», часть слова «-ий» является не суффиксом, а
окончанием. сравнивая состав слов могуч/ий и быч/ий , дети должны
в конце концов понять, что в слове могуч/ий часть слова «-ий» – это
окончание, а в слове быч/ий – похожая часть слова «ий-» – это суф-
фикс, а не окончание. с помощью учителя школьники придут к выво-
ду, что эти части слов – «-ий» и «-ий-» – являются омонимами (то есть
пишутся и произносятся одинаково, но означают разное). без понима-
ния этого дети не сумеют уяснить, почему же в косвенных формах при-
тяжательных прилагательных необходимо писать разделительный Ь.
в учебнике на с. 144–145 к проблеме разного состава качествен-
ных и притяжательных прилагательных привлекает внимание сквоз-
ной герой комплекта Миша иванов. евдокия васильевна предлагает
письменно (это очень важно!) просклонять одно из качественных при-
лагательных: рыжий , могучий , жгучий . склоняя слово письменно и вы-
деляя окончание в разных его формах, дети смогут убедиться в том,
что часть слова «-ий» – именно окончание, поскольку окончание –
изменяемая часть слова:
и.п. рыж/ий
р.п. рыж/его
д.п. рыж/ему
в.п. рыж/его (кота) или рыж/ий (хвост)
Т.п. рыж/им
П.п. о рыж/ем
После этого евдокия васильевна еще раз напоминает школьни-
кам о том, что прилагательные, отвечающие на вопрос «чей?», обра-
зованы: а) от основ существительных, б) с помощью суффикса «-ий»
(дети уже в нескольких упражнениях указывали, от каких основ об-
разованы подобные прилагательные, и сами письменно показывали
словообразование: в упражнении 146 с помощью суффикса «-ин-», а
в упражнении 148 – с помощью суффикса «-ий»).
Учитель должен еще раз напомнить школьникам, что слова никак
не могут образовываться с помощью окончаний, что окончание – это
изменяемая часть слова.
212
RUSSKI IAZIK_IV.indd 212
05.05.2012 12:44:19
Методический комментарий к учебнику. часть 3
Затем необходимо очень внимательно и пошагово изучить та-
блицу (с. 146). сравнивая слова в форме и.п., закрашенные цветом,
школьники должны подтвердить, что у прилагательного рыж/ий часть
«-ий» – это окончание (рыж/его, рыж/ему и т. д.), а у прилагательного
медвежий «-ий» – это суффикс, поскольку оно образовано от су-
ществительного «медведь» с помощью суффикса «-ий-». сравнивая
слова в форме и.п., не закрашенные цветом, дети должны точно так
же рассуждать и доказывать, почему у этих прилагательных именно
так показан состав слов. (Звуковой облик этих слов в форме и.п. мы
пока не рассматриваем.)
После этого необходимо рассмотреть написание и состав слов,
выделенных цветом, в форме р.п. обратите внимание детей на то,
что теперь хорошо видна разница в написании форм прилагательных
(у прилагательного из второго столбика появился Ь!), но куда-то ис-
чезла разница в составе слов: у прилагательного из второго столбика
больше нет суффикса, а часть «-его» является таким же окончанием,
как и у прилагательного из первого столбика. Точно к таким же выво-
дам нас приведет рассмотрение второй пары слов – не выделенных
цветом. в написании прилагательного, отвечающего на вопрос чЬе-
го?, появился Ь, а из его состава исчез суффикс.
куда же делся суффикс?
чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть звуко-
вой облик слов из второго столбика. Учитель может спросить детей:
«кто-нибудь сумеет объяснить, почему в формах слов ”медвежье го”
и ”бычье го” в звуковой записи есть звук [й’], а в буквенной записи его
нет? Мы вспоминали недавно о том, на что указывает разделительный
Ь, когда за ним следуют буквы е, Ё, Ю, я, и (если не помните, откройте
учебник на с. 138–139). он указывает на то, что следующая за ним бук-
ва обозначает два звука, первый из которых – звук [й’]. вспомнили?
Произнесите слова “медвежье го” и “бычье го”. слышите звук [й’]? он
отражается в звуковой записи этих слов? конечно. а почему не от-
ражается в буквенной? Правильно: буква е, стоящая после раздели-
тельного Ь, обозначает сразу два звука, первый из которых – звук [й’].
в буквенной записи звук [й’] прячется за буквосочетанием Ье.
Теперь сравните состав слов “медвежий” и “бычий” в формах и.п.
и р.п. в какой форме мы видим суффикс «-ий-»? Правильно: в форме
и.п. а в форме р.п. этот суффикс есть? есть, но он превращается в
суффикс [й’], и его можно увидеть только в звуковой записи. (дети
должны убедиться в том, что сам звук [й’] можно услышать, если
произносить эти слова.) в буквенной записи этот суффикс, обозна-
ченный звуком [й’], прячется за буквосочетанием Ье».
213
RUSSKI IAZIK_IV.indd 213
05.05.2012 12:44:20

1. Корень - общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .

Вод а, вод ный, подвод ный, подвод ник, надвод ный, навод нение, павод ок и др.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (пой ти ).

2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Вод опровод, веч нозелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

    Корпункт - кор(респондентский) пункт, вуз - в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

Вод а, подвод ный - вод ить, провод ник; сыр , сыр ок, сыр ный - сыр ой, отсыр еть, сыр ость.

4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

Ср.: книга - книжечка; пахать - пашу; светить - свеча, освещение; рот - рта.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

Чередование гласных

Гласные Примеры
О - е Во зить - ве зти, но сить - не сти, по ю - пе ть.
О - а Бро сить - забра сывать, зако нчить - зака нчивать.
О - ы, е - и Во й - вы ть, ше й - ши ть.
О - е - и Сбо р - собе ру - соби рать.
О - ы - у Со хнуть - заcы хать - су хой.
О/е - «ноль» звука (беглые гласные) Ро т - рта, де нь - дня.
И - ы И скусный - безы скусный.

Чередование согласных

Согласные Примеры
К - ч Рук а - руч ной, дружок - дружоч ек.
Х - ш Сух ой - суш ить.
Г - ж - з Друг - друж ить - друз ья.
Д - ж - жд Вод ить - вож у - вожд ение.
Т - ч - щ Свет - свеч а - освещ ение.
Ст - щ Пёст рый - испещ рить.
Д/т - с Вед у - вес ти, мет у - мес ти.
Б - бл Люб ить - любл ю.
П - пл Куп ить - купл ю.
В - вл Лов ить - ловл ю.
Ф - фл Граф ить - графл ю.
М - мл Корм ить - кормл ю.

Чередование сочетаний звуков

Сочетания Примеры
А/я - им - ин - м/н Жа ть - сжим ать - сожм у, жа ть - пожин ать - пожн у.
Ова/ева - уj Кова ть - ку [ j ]ю, жева ть - жу [ j ]ю.

Обратите внимание!

Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить ), любл ю (люб ить ), ослепл ение (слеп ой ) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!

5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

Ср.: стол , лев , стен а и др.

Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

Например, корень ул- (ул ица, проул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожанин , англичанин ).

6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже - корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень - воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова - разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень - образ- .

7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .

Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

  • Разберём такую часть слова как корень.

Корень - это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

  • 1) г\ ж\ з - друг- дружить- друзья;
  • 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
  • 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
  • 4) а\ о- расти- росток;
  • 5) е\ и- блестеть- блистать;
  • 6) б\ бл- любовь- люблю;
  • 7) в\ вл- ловить- ловля;
  • 8) м\ мл- ломить- преломление;
  • 9) п\ пл- лупить- луплю;
  • 10) ф\ фл- графить- графлю.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать - работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы -л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий - это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

Чередующиеся гласные в корнях

Написание гласной зависит от места ударения

1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть - гласная, которая слышится.

  • -гар-\ -гор-
  • -клан-\ -клон-
  • -твар-\ -твор-

Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.

Исключения: пригарь, утварь.

2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть - гласная, которая слышится.

  • -зар-\ -зор-

Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

Написание гласной зависит от наличия суффикса -а- после корня

1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс -а-. В остальных случаях пишется о

  • а\ о
  • -кас-\ -кос-

Пример: Касаться, Коснуться

2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс -а-, во всех других случаях- буква е.

  • е\ и
  • -бер-\ -бир-,
  • -блест-\ -блист-,
  • -дер-\ -дир-,
  • -жег-\ -жиг-,
  • -мер-\ -мир-,
  • -пер-\ -пир-,
  • -стел-\ -стил-,
  • -тер-\ -тир-,
  • -чет-\ -чит-

Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.

  • -лаг-\ -лож-

Пример: Предлагать, предложение

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Обозначить корни и подчеркнуть чередующиеся гласные в корнях.

Носить - нести, возить - везти, выбросить - выбрасывать, прикасаться - прикоснуться, рост - растёт, загар - загореть, зорька - заря, поклон - кланяться, плавать - пловец, вытирать - вытереть, прибирать - приберу.

2. Обозначить корни и подчеркнуть чередующиеся согласные в корнях.

Рука - ручка, река - речной, нога - ножка, берег - прибрежный, снег - снежинка, друг - дружить - друзья; враг - вражеский, телега - тележка, ухо - уши, сухой - сушить, водить - вожу.

3. Обозначить корни и подчеркнуть чередующиеся гласные одной чертой, согласные - двумя.

Излагать - изложение, предлагать - предложение, сложение - слагаемое, выросли - выращивать, скакать - выскочить, скакун - выскочка.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать выделенные слова, обозначить в них корни и подчеркнуть чередующиеся гласные.

Однако за время пути

Собака могла подрасти !

Лестницы выросли

Быстро, как в сказке.

Приоткрыла дверцу Лена –

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол…

Не зальёшь огня слезами,

Мы водою тушим пламя.

Будешь жить да поживать.

Только чур - не поджигать !

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь ?

Берёте книгу и тетрадь.

Садитесь вы за стол.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник. (С. Маршак)

Разлилась по небу зорька .

На заре проснулась Зойка

И спросонья закричала:

Раньше всех я нынче встала!

Но насмешница-зарянка

Просвистела ей в окно:

Ошибаетесь, гражданка,

Я не сплю давным-давно.

Мама спит,

А мне не спится:

Я смотрю исподтишка,

Как зарница -озорница

Зажигает облака.

(И. Смольников)

2. Выписать выделенные слова, подобрать к ним однокоренные и подчеркнуть чередующиеся согласные.

Гулял по улице щенок -

Не то Пушок , не то Дружок .

Гулял в метель и солнцепёк,

И под дождём гулял и мок,

И, если даже шёл снежок ,

Гулял по улице щенок.

Идёт по дорожке серьёзный индюк,

Везёт на тележке железный сундук.

Когда я мальчишкой на речку ходил,

Неся котелок и сачок,

Мне часто встречался

У чистой воды

Весёлый и добрый бычок .

Смотрел на меня

Дурачок дурачком,

Молчал, и жевал, и хрустел,

И рыжие уши стояли торчком,

И нос, будто блюдце, блестел.

(В. Левин)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Выписать выделенные слова и обозначить в них префиксы. Разделить эти слова для переноса. ХВОСТЫ Прилетела Муха к Ч...

СЛОВАРНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1. Перевести украинские слова на русский язык. 2.Поставить ударение в словах. Кропива, отаман, бесіда, блиснути...