Когда пишется суффикс ец и иц. Учимся писать суффиксы –ец- и -иц

Тема: « Учимся писать суффиксы -ец- и -иц-»

Цель : Создать условия для формирования умения грамотно писать слова с суффиксами -ец- и -иц-.

Задачи урока:

  • Образовательные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами -ец- и-иц-, способствовать развитию орфографической зоркости.
  • Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.
  • Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

УУД :

ЛичностныеУУД: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:- определять и формулировать цель урока,

  • проговаривать последовательность действий на уроке,
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),

Находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Технологии:

  • Проблемный диалог
  • Здоровьесберегающие

Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная,фронтальная.

Методы обучения:

  • Проблемно-поисковые
  • Практические
  • Словесные

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • мультимедийная презентация в программе PowerPoint;
  • карточки для групповой работы;
  • карточки с домашним заданием;
  • карточки для самопроверки и самооценки.

Структура урока и ход урока

1.Вхождение в деятельность.

Прозвенел звонок и смолк -

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд, за новыми знаниями!

2. Каллиграфическая минутка.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

По образцу напишите сочетания букв.

(Прописывают соединения ик, ек).

Дайте характеристику согласному звуку.

Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо.

(Оценивают себя по критериям «правильно», «красиво», «аккуратно»)

На строчку посмотрите,

Что заметили, скажите.

- Написали суффиксы.

-Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- О суффиксах.

3.Актуализация знаний.

Продолжите предложение.

Суффикс - это (часть слова), которая стоит (после корня) и служит (для образования новых слов).

Я предлагаю вспомнить, что вы знаете о правописании суффиксов и поработать в группах.

Задание группам.

На столах у вас карточки. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Определить в какой части слова орфограмма, объяснить ее написание.

1 группа

Учит. ль, строит. ль, спасат. ль, двигат. ль.

2 группа

Храбр. сть, мудр.сть, рад. сть, хитр. сть.

3 группа

Врем. на, сем. на, плем. на, им. на.

4 группа

Дожд. к, ключ. к, гвозд. к, бант. к.

5 группа

Мыш. нок, галч. нок, бельч. нок, медвеж. нок.

6 группа

Замоч. к, цветоч. к, горош. к, звоноч.к.

4. Выдвижение проблемы.

Вот, ребята, какие суффиксы вы знаете и умеете писать.

Ик-, -ек-, -онок-, -ёнок-, -ен-, -тель-, -ость-.

А как вам, кажется, вы уже все знаете о правописании суффиксов?

Ну, тогда посмотрите на эти слова. Кто скажет, какую букву нужно вставить?

Почему у нас получились разные ответы?

А теперь послушайте эти слова.

умел[иц]а

Как вы их произносите?

- Слышится [иц].

А пишутся они одинаково?

- Нет. В слове умелица пишется буква и, а в слове умелец - е.

Вы правы, ребята, в безударном положении суффиксы -ец- и -иц- звучат одинаково [иц], поэтому важно их различать.

5.Постановка учебной задачи.

Кто из вас догадался, какая тема урока?

Тема урока: Учимся писать суффиксы -ец- и -иц-.

Какую цель поставите на уроке?

Как спланируем свою работу по этой проблеме. Что будем делать сначала? Что потом?

План работы.

-Узнаю , когда в словах пишется суффикс -ец-, а когда - иц-.

- Буду учиться писать суффиксы -ец- и -иц-.

-Проверю себя.

- Оценю себя.

6.Учебные действия по реализации плана. «Открытие нового знания»

- Итак, ребята, давайте решать нашу проблему.

Давайте подумаем

Посмотрите на слова. Что общего у этих слов?

- Имена существительные.

А теперь посмотрите на слова первого столбика. Что вы заметили?

Какой общий признак у имен существительных первого столбика?

А теперь посмотрите на слова второго столбика. Что вы заметили?

Какой общий признак у имен существительных второго столбика?

Какой признак определяет написание суффиксов -ец- и -иц-?

- Род имен существительных.

Кто может сделать вывод. Когда пишется суффикс -ец-, а когда - -иц?

А теперь давайте сравним наше открытие с правилом учебника. Откройте стр. 24.

Наш вывод совпал с правилом?

Расскажите правило друг другу.

Поднимите руку, кто смог рассказать правило.

Кто сможет рассказать вслух?

Уточнить понимание учащимися поставленных задач и плана работы.

Мы узнали, когда пишется суффикс-ец-, а когда - -иц-?

А теперь, что нам нужно сделать?

(Обращаемся к плану урока на схеме)

План работы.

Узнаю..

Буду учиться..

Проверю

Оценю

Но прежде давайте определим шаги, которые должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы - ец- и -иц-.

Мы слышим [иц]. Какие суффиксы можно написать?

- Суффиксы - ец- или -иц-.

Какую часть слова нужно выделить, чтобы определить суффикс?

-Корень

Что нужно определить, чтобы правильно написать суффикс?

- Надо определить род имени существительного.

Следующий шаг?

Алгоритм

1) Выделяю, если [иц] -?

2) Определяю род.

3) Если м.р., то -ец-

Если ж.р ., то -иц-

7. Физкультминутка

Мы ногами - топ-топ, мы руками - хлоп-хлоп,

Мы плечами - чик-чик, мы глазами - миг-миг.

Раз - присели¸ два - привстали,

Три, четыре - поскакали.

Пять - нагнулись, разогнулись.

Шесть - друг другу улыбнулись.

Семь - за парту тихо сесть,

А на восемь - лень отбросим.

8.Первичное закрепление

1) Работа по учебнику

Найдите упр. 1 на стр. 25. Прочитайте. Как вы поняли задание?

Дополнительно: Поставить ударение в словах и подчеркнуть буквы слабых позиций.

Во всех ли словах нужно проверять написание суффиксов -ец- и -иц?

Назовите эти слова.

В каких именах существительных пишется суффикс - ец- (-иц-)?

2)Задание в рабочей тетради

Чему учились, выполняя это упражнение?

Самооценка:

Если все слова написали правильно, красиво и аккуратно, то «+».

3)Спиши. Обозначь часть слова, в которой пропущена буква. Объясни пословицу.

Белый свет не окол.ца, пустая речь не послов.ца.

9.Контроль и оценка знаний.

Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?

Смогли мы её достичь?

Для чего учимся писать суффиксы -ец- и -иц-?

Выполните работу по карточке «Проверь себя»и проверьте свою работу по эталону. (У каждого на столе)

Проверь себя

У имён существительных женского рода пишется суффикс _____

У имён существительных мужского рода пишется суффикс _____

Вставь пропущенную букву в слова:

Любим.ца, красав. ц.

Самооценка по эталону: иц,ец, -и,- е

- У кого все задания сделаны правильно, поставьте «+».

-Чтобы хорошо усвоить тему урока дома надо ещё потренироваться.

10.Домашнее задание

- Можно выбрать задание, по вашему усмотрению.

- Для тех кому нужно закрепить умение писать суффиксы -ец- и -иц-.

Карточка 1.

Попросил добрый молод.цкраснудев.цу подать ему яблочко. Вдоль по улице метел.ца метет.Из соседнего колодца целый день вод.ца льется. Добрая послов.ца не в бровь, а в глаз. Мороз.ц задернул ледком все луж.цы.

- Если нужно повторить правописание ранее изученных суффиксов и -ец- и -иц-.

Карточка 2.

Спиши. Вставь пропущенные буквы и обозначь часть слова, в которой они пропущены.

Бельч. нок, корабл.к, медвеж.нок, медвед.ца,правдолюб.ц,очевид.ца , груб.сть, кормил.ц, комар.к, фонар.к, овраж.к, чулоч.к, кирпич.к, плем.на, врем.на, постоял.ц,строптив.ца , звоноч.к, пес.к,глуп.сть, земля-кормил...ца.

Узнай значение выделенных слов.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Правописание суффиксов существительных включает в себя целый ряд правил. Правописание Н и НН мы уже разбирали, поэтому оставшиеся правила можно условно поделить на два типа правил:

1) Правописание согласных в суффиксах существительных ;

2) Правописание гласных в суффиксах существительных .

Правописание согласных в суффиксах существительных.

1) Суффикс -чик пишется в существительных, основа которых заканчивается на согласные ж, з, с, д, т:

Счетчик, летчик, разведчик, рассказчик.

Примечание . Согласные к, ч, ц, на которые заканчивается основа существительного, при добавлении суффикса -чик чередуются на -т-:

Раздача - раздатчик, разведка - разведчик.

2) Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается на все остальные согласные:

Сварщик, кольщик, атомщик.

Правописание гласных в суффиксах существительных.

1) Суффикс -чик или суффикс -чек ?

Суффикс -чик пишется в тех случаях, когда суффикс при склонении по падежам остается неизменным:

Ключик - ключика - ключику; мальчик - мальчику - мальчика.

Если при склонении по падежам гласная выпадает, то в именительном падеже пишем суффикс -ек :

Замочек - замочка - замочку.

Внимание . Суффикса -чек в русском языке нет!

2) Суффикс -еньк- и -оньк- .

Если основа существительного оканчивается на мягкую согласную или согласные ж, ш, то пишется суффикс -еньк- :

Душа - душенька, заря - зоренька.

Если основа существительного оканчивается на твердые согласные, кроме ж, ш, то пишется суффикс -оньк- :

Губа - губонька, шуба - шубонька.

Слова, которые нужно запомнить . Паинька, баиньки, заинька.

3) Суффиксы -ич- + -к- получают существительные , основа которых оканчивается на -иц-(при этом, происходит чередование -ц/-ч-):

Птица - птичка, пуговица - пуговичка.

Остальные существительные получают уменьшительный суффикс -ечк- :

Семечка, Манечка, имечко.

Примечание . В русском языке не бывает безударного суффикса -ячк-!

4) Суффиксы -ин- + -к- пишутся в существительных ж.р., основа которых оканчивается на -ин- :

горошина - горошинка; машина - машинка.

Сочетание суффиксов -ен- + -к- образует уменьшительную форму существительных, которые оканчиваются на -ня и -на (у которых в форме мн.ч. род.п. не пишется мягкий знак):

Пашня - пашен - пашенка; сосна - сосен - сосенка.

5) Суффикс -ец(о) пишется в существительных среднего рода, ударение в которых падает на окончание:

Письмецо

Если ударение в таких существительных падает на один из слогов основы, то пишется суффикс -иц(е):

У существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных д , т , з , с , ж пишется суффикс -чик , после других согласных — суффикс -щик , например: докладчик, летчик, грузчик, подписчик, перебежчик, каменщик .

Буква ь пишется перед суффиксом -щик только после л , например: точильщик .

Некоторые суффиксы существительных служат для выражения оттенков уменьшительности, ласкательности, увеличительности и т. п.:

Суффиксы ЕК, ИК, ЧИК

Следует писать -ек , если гласный при склонении выпадает, если не выпадает — -ик и -чик , например: ореше к (орешка), ковши к (ковшика), ящиче к (ящичка), ключи к (ключика), диванчи к, узорчи к ;

Суффиксы ЕЦ, ИЦ-а

В словах мужского рода пишется -ец , в словах женского рода -иц , например: хлебец , метелиц а ;

Суффиксы ЕЦ-о, ИЦ-е.

Если ударение падает на окончание, пишется -ец -о́ , если ударение на основе — пишется -иц , например: письмецо́ , зданьице ;

Суффиксы ОНЬК, ЕНЬК

Пишутся с буквой ь (они имеют ласкательное значение), например: березоньк а, Лизоньк а, реченьк а, Володеньк а (исключения: заинька, паинька ).
Слова с суффиксом -онь к, -еньк надо отличать:

  • от слов на -инк -к- от существительных на -ин , например: трещинк а (трещин а), телятинк а (телятин а), соломинк а (соломин а) ;
  • от слов на -енк , образованных при помощи суффикса -к- от форм родительного падежа множественного числа существительных на -ня , например: пашенк а (пашня , пашен ), песенк а (песен , песня ) ;

Суффикс ЕЧК

Пишется после мягких согласных и шипящих, например: семечк о, чашечк а . Слова с суффиксом -ечк надо отличать от слов с -ичк , образованных от существительных с -иц с помощью суффикса -к- , например: уличк а (улиц а), ресничк а (ресниц а) ;

Суффиксы УШК, ЮШК, ЫШК, ИШК

В словах среднего рода пишется -ышк- , в словах мужского и женского рода — -ушк- , например: зернышк о, но: кумушк а, соседушк а . Суффиксы -юшк- и -ишк- употребляются в существительных всех трех родов, например: дядюшк а, волюшк а, полюшк о; шалунишк а, шинелишк а, пальтишк о .

После этих суффиксов в окончании именительного падежа единственного числа пишется о :

  • в существительных среднего рода
  • в существительных мужского рода неодушевленных (стеклышко , городишко );

Пишется а :

  • в существительных женского рода;
  • в существительных мужского рода одушевленных (зимушка , хозяюшка ; дедушка , дядюшка , сынишка ).

Суффикс ИЩ

Употребляется в существительных всех трех родов. После этого суффикса в форме именительного единственного числа пишется в существительных мужского и среднего рода, пишется — в существительных женского рода, например: басище , человечище , чудовище ; ручища .

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Орфограмма: Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-): правописание суффиксов имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий.

1. Правописание суффиксов имён существительных

Суффиксы -чик/-щик. Суффикс -чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж, суффикс -щик - в остальных случаях (разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик, носильщик, сменщик).

Суффиксы -ек/-ик. Суффикс -ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс -ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется (замочек - замочка, ключик - ключика).

Суффиксы -ец/-иц. Суффикс -ец пишется:

  • в существительных мужского рода (братец, делец, хлебец);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание (письмецо, пальтецо).

Суффикс -иц- пишется:

  • в существительных женского рода (улица, мыльница, мельница);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу (платьице, строеньице).

Суффиксы -ичк-/-ечк-. Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на -иц- (луковица - луковичка, рукавица - рукавичка). Суффикс -ечк- пишется в словах, образованных от существительных не на -иц — (нянечка, лукошечко, Танечка).

Суффиксы -ышк-/-ушк-/-юшк- . Суффикс -ышк- пишется в существительных среднего рода (после него пишется окончание -о) (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс -ушк- пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс -юшк- пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).

Суффикс -инк-(-ин- + -к-)/-енк-. Суффикс -инк- пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин- (соломина - соломинка, рябина - рябинка). Суффикс -енк- пишется в уменьшительных формах существительных на -на, -ня , у которых в Р. п. мн. ч. не пишется на конце мягкий знак (блесна - блёсен - блесенка, башня - башен - башенка ), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.

2. Правописание суффиксов имён прилагательных

Суффиксы -ив-/-ев-, -еват-/-евит- . Суффикс -ив- пишется под ударением, -ев- в безударном положении (красивый, спесивый, строевой, молодцеватый). Исключения : милостивый, юродивый.

Суффиксы -ов- и -ев-. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс -ов- , без ударения - суффикс -ев- (парчовый, перцовый, камышовый, ключевой, концевой, ковшевой, вещевой).

Суффиксы -чив-/-лив-. Всегда пишутся с и (приветливый, переменчивый).

Суффиксы -к- и -ск-. Суффикс -к- пишется:

  • в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму (резкий - резок, низкий - низок);
  • в прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц, суффикс -ск- упрощается в к; звуки к, ч чередуются с ц (ненец - ненецкий, казак - казацкий, ткач- ткацкий). Исключения: узбек - узбекский, Углич - угличский).

Суффикс -ск- сохраняется в относительных прилагательных с основой на согласные д, т, з, с (матросский, французский, братский, городской) и с основой на согласные г, к, х, которые часто чередуются (Онега - онежский).

3. Правописание суффиксов глаголов

  1. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть (видеть - видел, облегчить - облегчила, принять - приняло).
  2. В неопределённой форме глагола и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева- , если в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю (рисую - рисовать).
  3. Если в 1-м лице глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а , то суффикс -ыва-, -ива- сохраняется (раздумывать - раздумываю, заканчивать - заканчиваю).

4. Правописание суффиксов наречий

Наречия с приставкой в-, за-, на- , образованные от кратких прилагательных, имеют суффикс (вправо, затемно, набело), а наречия с приставками до-, из-, с- суффикс (дотемна, изредка, справа, исключение - досрочно).

На конце наречий после шипящих без ударения пишется суффикс , под ударением - суффикс (умоляюще, хорошо, исключение - ещё).

Конспект урока «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)».