Пример написания рецензии на программу. Методические рекомендации по составлению рецензий на рабочую программу, учебно-методический комплекс дисциплины и профессионального модуля

Рецензия

Представленная программа содержит все структурные компоненты, содержание которых полностью раскрыты. Пояснительная записка раскрывает новизну программы, которая заключается и использовании авторской системы самостоятельной работы обучающихся. Педагогическая целесообразность объясняется в формировании у детей навыков самоконтроля посредством ведения индивидуальных дневников. Все обучение построено на принципах систематичности и последовательности; дифференцированного подхода; создание ситуации успеха. Образовательный процесс строится с учетом возрастных особенностей детей и подростков, разновозрастный состав учебной группы объясняется наличием у обучающихся базовой подготовки. Сроки реализации программы распределены на этапы, каждый этап программы предполагает получение обучающимися спортивного разряда согласно Российской единой спортивной классификации. В пояснительной записке представлены методы и формы работы, а также методы контроля и управления образовательным процессом. Ожидаемые результаты образовательной программы основываются на результатах прохождения индивидуального образовательного маршрута обучающихся. Образовательные цели и задачи представлены по этапам обучения, что определяет высокую технологичность данной программы.

Методическое обеспечение программы определяется перечнем необходимых условий и пособий для успешной реализации содержания программы. Наличествующая методическая база позволяет полностью реализовать данную образовательную программу, что подтверждается высокими результатами воспитанников данного объединения.

Список литературы состоит из 3-х разделов: основная литература, дополнительная литература и литература для обучающихся.

Вывод : дополнительная образовательная программа «Добро пожаловать в шахматное королевство» педагога дополнительного образования Мололкина Виктора Александровича составлена на высоком профессиональном уровне, прошла многолетнюю апробацию и подтверждена высокими результатами обучающихся. Данная программа может быть рекомендована для реализации в учреждениях дополнительного образования детей, в шахматных клубах.

Методист МОУ ДОД «Леинский ДЮЦ»______________И.Г.Паршева

Подпись методиста

Паршевой И.Г. заверяю _______________А.М.Захарова, директор МОУ ДОД

«Ленинский ДЮЦ»

Предварительный просмотр:

Рецензия

На программу дополнительного образования детей

«Добро пожаловать в шахматное королевство»

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ленинский детско-юношеский центр»

Ленинского района Волгоградской области.

педагог дополнительного образования детей

высшей квалификационной категории

В программе рассматриваются рассматриваются основные этапы шахматной игры: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Педагог решает сложные аспекты подготовки спортсменов по тактике и стратегии шахматной игры. Программа, рассчитанная на 4-х летний курс обучения, представляет несомненный интерес.

Данная программа актуальна, так как помогает в короткие сроки подготовить шахматистов-разрядников.

Мололкин В.А. использовал современные научно-методические разработки теоретиков шахмат, собственный многолетний опыт, советовался с ведущими специалистами города, области, страны.

Автором предложен ряд оригинальных собственных решений в преподавании шахмат: комплектование групп на основе спортивной подготовки, а не возрастного критерия; углубленное изучение дебютных схем с помощью специальной картотеки, удачное применение концентрического метода в преподавании сложных разделов тактики и стратегии шахмат.

Основой своей авторской программы является система самостоятельной работы в изучении шахмат. Тренер, используя собственные приемы, решает свою главную задачу – привитие любви к шахматам и самостоятельной работе над ними.

Благодаря изучению полного курса программы достигнуты высокие результаты- воспитанники Мололкина В.А. успешно выступают на первенство области и страны.

Председатель областной

Шахматной федерации / А.Худяков/

Предварительный просмотр:

Рецензия

На программу дополнительного образования детей

«Добро пожаловать в шахматное королевство»

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ленинский детско-юношеский центр»

Ленинского района Волгоградской области.

педагог дополнительного образования детей

высшей квалификационной категории

Программа рассчитана на 4 года. При ее подготовке автор консультировался с ведущими тренерами города Волгограда и области. Пояснительная записка раскрывает новизну данной программы, которая заключается с использовании созданной автором системы самостоятельной работы обучающимися. Авторский метод преподавания прослеживается в использовании специальных дебютных картотек, с помощью которых подбирается и отрабатывается дебютный репертуар каждого юного шахматиста. В программе большое внимание уделено самостоятельной работе ребят с шахматной литературой, анализу сыгранных партий. Выделены типичные ошибки при анализе партий и даны рекомендации по их преодолению.

Данная программа предполагает прохождение обучающимися индивидуального образовательного маршрута согласно его возможностям и базовому уровню подготовки.

Большое внимание уделяется развитию творчества и самостоятельности обучающихся, что имеет не только учебное, но и воспитательное значение.

Необходимо отметить высокий профессиональный уровень, последовательность и глубину образовательной программы. Автором предложен ряд оригинальных собственных решений в изучении таких сложных разделов, как «Стратегия» и «Эндшпиль».

Вывод: настоящая программа одна из лучших в Волгоградской области, в ней собраны все новейшие рекомендации за последние десятилетия. Программа опробована автором и позволила на практике достичь воспитанниками Мололкина В.А. высоких результатов.

Директор МОУ ДЮСШ № 20

г. Волгограда Н.П. Яхтенфельд


РЕЦЕНЗИЯ

на дополнительную общеобразовательную программу

«Волшебный кубик»

(интеллектуально-развивающего направления)

Рецензируемая работа представляет собой учебно-методическое пособие, адресованное учителям и воспитателям начальных классов.

Общеобразовательная программа является актуальной и составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей. Обусловлена необходимостью в условиях ФГОС внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса к мыслительной деятельности. Программа снабжена богатым учебно-методическим комплексом, призванным обеспечить ее успешную реализацию, составлена с учетом современных требований. При разработке программы и в процессе ее реализации учитывается социальный запрос родителей в предоставлении образовательных услуг и интересы воспитанников.

Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей определяется успешной социализацией ребёнка в современном обществе, его продуктивным освоением разных социальных ролей.

Структура программы представляет собой логическую последовательность, составлена в соответствии с требованиями и состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых личностных и метапредметных результатов освоения курса, содержания, календарного планирования, списка литературы, приложения (подробных разработок занятий). В пояснительной записке указаны актуальность, программы, ее новизна, прописаны цели и задачи, указана продолжительность и периодичность занятий, прописано необходимое оборудование. Достаточно полно раскрыта содержательная часть программы, указаны основные темы и разделы занятий. Список литературы достаточный, включает 6 источников, интернет-ресурсы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный кубик» предполагает возможность вариантного и разноуровневого изучения курса в зависимости от умственных способностей учащихся и уровня их подготовки. Соответствует возрастным особенностям обучающихся, санитарно-гигиеническим нормам.

Содержание учебного пособия помогает создать положительную мотивацию, способствует развитию личностных, метапредметных и предметных умений ученика. Разработка предлагает новый, нетрадиционный подход к предъявлению новых знаний, опирается на многочисленные источники информации, побуждая учащихся к самостоятельному добыванию знаний по интересующей теме, способствует развитию коммуникативных навыков, творческих умственных способностей личности. Материал учебного пособия изложен грамотно, последовательно.

Таким образом, данная общеобразовательная программа «Волшебный кубик» (интеллектуально-развивающего направления) для обучающихся 1-4 классов представляет собой практический интерес для педагогов, является актуальной в условиях реализации новых образовательных стандартов, способствует привитию у учащихся интереса к мыслительной деятельности. Программа может быть использована учителями начальной школы, как для проведения кружка, так и для проведения внеклассной работы по математике, для индивидуальной работы с одаренными детьми.

Все методические материалы апробированы в работе с детьми младшего школьного возраста, так как автор имеет значительный опыт практической работы.

Рецензент:

РЕЦЕНЗИЯ

на дополнительную образовательную Программу, по художественно-эстетическому направлению «Художественная лепка», представленную Борисовой Ю. В., педагогом дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр, Вилюйского улуса, Республики Саха (Якутия).

Программа «Художественная лепка», является программой для учащихся 6-18 лет, художественно-эстетической направленности. Срок реализации программы – 3 года.

Целью программы является развитие творческих и коммуникативных способностей детей посредством самовыражения через изготовление изделий из солёного теста, пластилина и папье-маше. Цели, задачи, результаты программы согласованы, ориентированы на возрастные особенности детей.

Особенностью данной программы является то, что, даже не обладая очень высокими способностями, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь. Получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. И главной особенностью является то, что ребенок может научиться комбинировать солёное тесто с пластилином, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение.

Актуальность данной программы обоснована тем, что особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей (они должны находиться под постоянным контролем педагогов). Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста, помогать детям разного возраста, отражать свою неповторимую самобытность, реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности.

Данная программа соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта дополнительного образования. Данная деятельность организована на базе «Дома детского творчества», с учётом желания детей и согласия родителей и реализуется педагогом дополнительного образования, первой квалификационной категории – Борисовой Ю. В.

Программа «Художественная лепка» отличается грамотным оформлением, чёткостью структуры. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты программы, согласованы цели и способы их достижения. Программа содержит следующие разделы:

– «Пояснительная записка» – включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: обоснование программы, в котором отражена актуальность, новизна программы; цели и задачи; условия реализации; материально-техническое обеспечение; основные формы и методы работы с детьми; ожидаемые результаты, формы, методы и критерии их оценки. Обзорно раскрыто содержание программы.

– «Учебный план» включает последовательность изучаемых тематических блоков с указанием общего количества часов и количества часов на теоретические и практические занятия.

– «Методическое обеспечение» программы в полной мере характеризует педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата. В программе предполагается достижение определенного уровня овладения детьми художественной грамоты. Формой проведения итогов реализации программы является: выставки, конкурсы, фестивали, массовые мероприятия. Оценка результатов освоения материалов определяется уровнем знаний, умений и навыков, определенных в программе.

– «Литература». В программе представлен список литературы. Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата.

Программа дополнительного образования детей «Художественная лепка» представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью. Язык и стиль изложения отличаются четкостью, ясностью, убедительностью и логикой. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. Всесторонний анализ программы показал, что она составлена в соответствии с ФГОС. Программа актуальна для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Рекомендуется распространению.

Зам. директора по УВР _____________ (Н. Б. Какадий)

К образовательной программе дополнительного образования детей должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:

1. внутреннюю (её, как правило, пишет заместитель директора, курирующий дополнительное образование в образовательном учреждении);

2. внешнюю (её даёт независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе; необходима для авторских и экспериментальных программ).

Примерный план рецензии:

1. Заголовок рецензии.

Рецензия на программу «___________» (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.

2. Общая характеристика программы:

  • образовательная область;
  • вид детского объединения (студия, секция, клуб и др.), в рамках которого

реализуется рецензируемая программа;

  • адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и др.);
  • срок реализации, на который рассчитана программа;
  • есть ли подобная программа в образовательном учреждении (сравнить по
  • в чём заключается дополнительность рецензируемой программы;
  • стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.п.).

3. Актуальность программы и её новизна для системы дополнительного образования детей.

4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

  • анализ пояснительной записки;
  • анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно

раскрываются основные темы занятий);

  • анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором

характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);

  • оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).

5. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).

6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).

7. Ведущая идея программы и пути её реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.

8. Язык и стиль изложения материалов (чёткость, ясность, доказательность, логичность и др.).

9. Соответствие программы специфике дополнительного образования детей.

В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:

  • стимулированию познавательной деятельности обучающегося;
  • развитию его коммуникативных навыков;
  • созданию социокультурной среды общения;
  • развитию творческих способностей личности обучающегося;
  • поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;
  • творческому использованию жизненного опыта ребёнка;
  • профессиональному самоопределению обучающегося.

10. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).

11. Характеристика профессиональных знаний и умений педагога как автора программы.

Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.

Рецензия на программу должна содержать её аргументированную оценку, рекомендации по преодолению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) её использования в системе дополнительного образования детей. Кроме того, рецензент высказывает предложение о закреплении за программой определённого статуса (модифицированная, авторская, экспериментальная).

Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в двух экземплярах.

Литература

  1. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей: Письмо Минобразования России от 18.06.03г. № 28-02-484/16 // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - № 3. – С. 49 – 50.

Материал подготовила Н.В. Марченко, методист МКОУДО « ИМЦ».

1. РЕЦЕНЗИЯ на «Рабочую программу ознакомительной практики для студентов I курса факультета экономики и менеджмента (специальности 6.030502, 6.030504, 6.030601)», подготовленные доцентом Резником Н. Г.

Разработанная программа ознакомительной практики составлена в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к высшей школе. Разработанная программа изложена на 4 страницах и включает в себя 12 часов летней ознакомительной практики.

Разработанная программа ознакомительной практики включает следующие вопросы: цель и задачи, место и время проведения практики, охрану труда и технику безопасности, метод контроля и подведение итогов практики. Важным обязательным вопросом, который включен в программу это вопрос о проведении экскурсии со студентами во время практики на опытном участке овощеводства кафедры.

В рабочей программе приведено содержание практики, где указывается, что за время практики студенты знакомятся с классификацией овощных растений на коллекционном участке, работают по уходу за пасленовыми, луками, капустами, корнеплодами, знакомятся с их морфологическим и сортовым составом.

Разработанная программа может служить хорошим пособием для проведения ознакомительной практики для студентов I курса факультета экономики и менеджмента и их следует рекомендовать к изданию.