1860 е годы. Россия в XIX веке

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Объединенная металлургическая компания

предприятие стратегия металлургический продукция

Объединенная металлургическая компания (ОМК) - один из крупнейших российских производителей продукции для ведущих энергетических, транспортных и промышленных компаний. ОМК выпускает трубы различного назначения, железнодорожные колеса, прокат, трубопроводную арматуру. ОМК занимает 46 строчку в рейтинге крупнейших российских частных компаний журнала Forbes.

В составе ОМК 6 крупных предприятий металлургической отрасли: Выксунский металлургический завод (Нижегородская область), Альметьевский трубный завод (Республика Татарстан), завод Трубодеталь (Челябинская область), Литейно-прокатный комплекс (Нижегородская область), Благовещенский арматурный завод (Республика Башкортостан) и завод OMK Tube (штат Техас, США).

История развития ОМК:

Объединенная металлургическая компания началась со строительства цеха по производству ферротитана в 1992 году. Инвестиции окупились менее чем за год. Полученную прибыль создатели компании, в том числе нынешний Председатель совета директоров ОМК А.М. Седых, использовали для развития бизнеса.

В компанию вошли многие известные предприятия металлургической отрасли России, в числе которых Выксунский металлургический, Альметьевский трубный, Челябинский завод «Трубодеталь», Благовещенский арматурный завод.

Выксунский металлургический завод вошел в ОМК в 1999 году. Была полностью перестроена система управления и модернизировано производство. В последующие годы в развитие производства на ВМЗ были направлены серьезные финансовые ресурсы. Сегодня ВМЗ - лидер на российском рынке труб и железнодорожных колес.

В 2002 году в состав ОМК вошел Альметьевский трубный завод. Он является одним из основных поставщиков продукции для предприятий ТЭК в Среднем Поволжье.

В 2005 году в состав ОМК вошел челябинский завод ОАО «Трубодеталь» - одно из крупнейших в России и странах СНГ предприятие по производству соединительных деталей для трубопроводов из низколегированной стали диаметром 57-1420 мм. «Трубодеталь» выступает ключевым поставщиком для строительства нефтяных и газовых коммуникаций, а также магистральных сетей.

В апреле 2005 года на Выксунском металлургическом заводе была введена в строй линия по производству одношовных прямошовных труб. В ноябре 2005 года ОМК начала выпуск труб большого диаметра для строительства сухопутного участка "Nord Stream" в рамках контракта с ОАО «Газпром». В апреле 2007 года Выксунский металлургический завод стал первым и единственным в России и СНГ квалифицированным производителем труб по стандарту DNV-OS-F101 для подводных трубопроводных систем.

В июне 2005 года ОМК начала строительство литейно-прокатного комплекса /ЛПК/ в Нижегородской области. Первая очередь ЛПК мощностью 1.5 млн. тонн была введена в строй в октябре 2008 года, что позволило Выксунскому металлургическому и Альметьевскому трубному заводам перейти на заготовку собственного производства ОМК, тем самым, замкнув цикл самообеспечения.

В мае 2007 года ОМК приступила к строительству Металлургического комплекса стан-5000 (МКС-5000). Введен в эксплуатацию 25 ноября 2011.

В июне 2008 года на Выксунском металлургическом заводе завершен Объединенный проект реконструкции трубоэлектросварочного комплекса производства труб большого диаметра (ТЭСК ТБД). ВМЗ стал обладать самым мощным и современным в мире комплексом по производству ТБД.

В октябре ОМК ввела в строй литейно-прокатный комплекс (ЛПК), возведенный в Выксунском районе Нижегородской области. Введение в эксплуатацию первой очереди комплекса позволило обеспечить высококачественным горячекатаным рулонным прокатом трубоэлектросварочные цеха Выксунского металлургического и Альметьевского трубного заводов для производства труб малого и среднего диаметра, соответствующих международным стандартам. На ЛПК также освоен выпуск высококачественного проката для нужд автомобильной промышленности, судостроения, железнодорожных вагонов, подвижного состава, используемого ОАО «РЖД».

В феврале 2012 года Объединенная металлургическая компания приобрела Благовещенский арматурный завод, расположенный в Республике Башкортостан. Это одно из крупнейших в России предприятий по выпуску трубопроводной арматуры. Она используется в нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, для транспортировки нефти и газа, в химической, энергетической, строительной отраслях России и стран СНГ, а также на предприятиях ЖКХ.

С вхождением Благовещенского арматурного завода в состав ОМК, компания становится высокоинтегрированным производителем нефтегазопроводной продукции, включая трубы, соединительные детали трубопроводов и трубопроводную арматуру. Приобретение позволит существенно расширить продуктовую линейку и войти в новый для ОМК сегмент трубопроводной арматуры.

В январе 2013 года на Выксунском металлургическом заводе началась подготовка к монтажу оборудования для новой линии по производству железнодорожных колес для скоростных поездов. Новый участок мощностью 10 тыс. колес в год позволит полностью обеспечить потребности российского рынка в колесах для высокоскоростного движения. ОМК реализует проект по организации производства железнодорожных колес для скоростного и высокоскоростного сообщения в рамках совместной с ОАО «Российские железные дороги» программы освоения выпуска новых видов продукции.

В феврале 2013 года состоялось торжественное открытие нового трубного завода ОМК Tube в Хьюстоне (штат Техас, США). Проектная мощность предприятия - 200 тыс. тонн обсадных и насосно-компрессорных труб из углеродистых и низколегированных марок стали. Общий объем инвестиций в проект с начала его реализации и до 2015 года включительно - около 3 млрд рублей. Первая труба на предприятии была выпущена в декабре 2012 года.. Строительство и запуск собственного трубного завода в Америке - шаг ОМК в реализации стратегии географической и продуктовой диверсификации бизнеса.

За успешную реализацию данного проекта предприятие признано победителем четвертой ежегодной премии 2013 AMM Awards for Steel Excellence в номинации «Лучший гринфилд / браунфилд-проект». Победа присуждена по итогам конкурса, проведенного информационно-аналитическим журналом рынка стали США «Американ метал маркет» (American Metal Market).

В июне 2013 года Благовещенский арматурный завод приступил к реализации новых инвестиционных проектов. Они включают приобретение, монтаж и запуск нового оборудования. Общий объем средств, направленных на реализацию инвестиционной программы завода в 2013-2014 годах составит более 600 млн рублей. Запуск нового оборудования позволит Благовещенскому арматурному заводу увеличить объемы поставок трубопроводной арматуры, улучшить качество выпускаемой продукции, расширить рынок сбыта.

Миссия ОМК:

На сайте компании миссия сформулирована следующим образом: Мы стремимся стать самой эффективной компанией в черной металлургии России, производящей продукцию для трубного и металлургического рынка. Мы хотим достичь удачного баланса диверсификации и глубокой интеграции производства, тем самым, защитив Компанию от спадов на отдельных рынках и переделах. Мы содействуем созданию экологически безопасных глобальных энергетических и транспортных коммуникаций, помогаем нашим клиентам качественно и c минимальными издержками транспортировать людей и материалы на любые расстояния

СТРАТЕГИЯ ОМК

Стратегия ОМК направлена на реализацию возможностей роста на традиционных рынках и повышение операционной эффективности с целью повышения доходов компании при оптимальных инвестициях.

При этом Компания концентрируется на нескольких стратегических направлениях развития:

Вертикальная интеграция

Повышение возможностей производств

Расширение продуктовой линейки

Повышение эффективности операционной деятельности

Диверсификация рынков

Управление критичными рисками

Ключевые показатели деятельности ОМК:

Форма собственности - Закрытое акционерное общество. Структура акционеров компании не раскрывается. Председатель совета директоров - Анатолий Седых, основной владелец. Президент компании - Владимир Маркин.

Выручка компании за 2012 год: 111, 8 млрд руб.

EBITDA: 24,7 млрд руб.

Чистая прибыль: 12,317

Отношение чистый долг/ EBITDA: 1,6

Организационная структура: дивизионная

Управление компанией и планирование ее деятельности осуществляется на основе деления на дивизионы в соответствии с типом производимой продукции.

Выделены следующие дивизионы:

Дивизион труб большого проката.

Дивизион нефтегазопроводных труб.

Дивизион железнодорожных колес.

Дивизион соединительных деталей трубопроводов и трубопроводной арматуры.

Ассортимент

Металлургическая продукция:

Чугун - освоен выпуск нескольких марок чугуна различного состава.

Прокат - завод производит более ста пятидесяти профилей различного проката, основную долю которого составляют строительный и рессорный прокат.

Рессоры автомобильные - рессорное производство включает в себя изготовление заготовок рессорных листов, термическую обработку, поверохностное упрочнение листов, сборку рессор.

Агломерат - на аглофабрике завода освоено производство нескольких марок железо-ванадиевого агломерата с утилизацией в аглошихте отходов ванадиевого передела

Феррованадий легирующий сплав железа и ванадия, предназначен для легирования стали, сплавов и чугунов. Производится широкий ассорртимент марок феррованадия с разным содержанием ванадия и примесей, а также сплавы с введением азота и кремния. Феррованадий азотированный предназначен для легирования быстрорежущих, низколегированных, нержавеющих, морозостойких сталей ванадием и азотом. Поставляется в виде кусков массой 5-15 кг в стальных барабанах.

Пятиокись ванадия предназначена для получения титановых сплавов, ванадиевого катализатора и других химических реактивов.

Продукция ЛПК - горячекатаный рулонный прокат толщиной от 1 до 12,7 мм, шириной до 1750 мм, а также горячекатаный лист и лента (штрипс).

Продукция МКС-5000 - трубные стали (класс прочности до X120), стали для машиностроения, судостроения, мостостроения и прочие конструкционные стали.

Трубная продукция:

Трубы для магистральных газо- и нефтепроводов.

Трубы нефтегазопроводные и общего назначения.

Трубы обсадные.

Трубы водогазопроводные и общего назначения.

Трубы профильные.

Железодорожные колеса.

Поставщики

ОМК приобретает сырье, средства производства и услуги у поставщиков на основе тендеров.

Основные закупаемые материалы: сляб, трубы, чугун, чугунный лом, лом стали, ферросплавы.

Список тендеров находится в открытом доступе на сайте компании, сами тендеры происходят в закрытом режиме, информация о предложениях конкурентов (в том числе цене) не разглашается.

Последние тендеры:

Комплектующие для компрессора 4ВМ10-100/8 (Оборудование насосно-компрессорное, Оборудование котельное и турбинное, Оборудование металлургическое и запасные части к нему) - дата окончания 21 октября 2013

Изделия асбестотехнические (АТИ), резинотехнические (РТИ) и полимерные - дата окончания 17 октября 2013.

Основной поставщик оборудования - производитель огнеупорных изделий (Доменная печь, мартеновская печь, промежуточный ковш, сталеразливочный ковш и др.)

Стоимость используемых энергоресурсов - электроэнергии, тепловой энергии и бензина - включаются в арендную плату, выплачиваемую ООО «Фирма «Бластер+», с которым ЗАО "ОМК" имеет договорные отношения.

Потребители

Основной рынок сбыта - внутренний рынок Российской Федерации. Отраслевая принадлежность клиентов - металлургическая и трубная промышленность.

ОМК - третий по величине российский производитель стальных труб. Доля на внутреннем рынке - 15%.

ОМК - крупнейший производитель железнодорожных колес - 62 % рынка.

В ноябре 2005 года ОМК начала выпуск труб большого диаметра /ТБД 1420 мм, толщина стенки 21 мм, внутреннее давление более 100 атм./ для строительства сухопутного участка "Nord Stream" в рамках контракта с ОАО «Газпром». На сегодняшний день ОМК является ключевым поставщиком труб большого диаметра для сухопутной части проекта «Nord Stream». С начала участия в нем ВМЗ произвел и поставил для строительства газопровода более 250 тыс. тонн труб большого диаметра.

В 2010 году Объединенная металлургическая компания стала единственным российским поставщиком труб для строительства второй нитки газопровода Nord Stream, который пройдет из России в Германию по дну Балтийского моря. Доля ОМК - 25% стоимости контракта.

25 ноября 2011 года ОМК ввела в эксплуатацию МКС-5000. родукция МКС-5000 может использоваться в судостроении, машиностроении, атомной энергетике, и других металлоемких отраслях.

В феврале 2012 года Объединенная металлургическая компания приобрела Благовещенский арматурный завод, расположенный в Республике Башкортостан. Это одно из крупнейших в России предприятий по выпуску трубопроводной арматуры. Благовещенский арматурный завод выпускает промышленную трубопроводную арматуру из углеродистых, низколегированных и нержавеющих сталей диаметром условного прохода от 25 до 700 мм и рабочим давлением от 1,6 до 25 МПа. Она используется в нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, для транспортировки нефти и газа, в химической, энергетической, строительной отраслях России и стран СНГ, а также на предприятиях ЖКХ.

В 2012 году продолжались поставки труб на крупнейшие проекты последнего времени - Северный и Южный потоки, газопроводы Заполярье - Пурпе и Бованенково - Ухта. Компания поставляет трубы для морских частей проектов Сахалин - Хабаровск - Владивосток и Джугба - Лазаревское - Сочи.

С вхождением Благовещенского арматурного завода в состав ОМК, компания становится высокоинтегрированным производителем нефтегазопроводной продукции, включая трубы, соединительные детали трубопроводов и трубопроводную арматуру. Приобретение позволит существенно расширить продуктовую линейку и войти в новый для ОМК сегмент трубопроводной арматуры. Позволит максимально полно удовлетворять потребности наших главных клиентов - нефтяных и газовых компаний.

В январе 2013 года на Выксунском металлургическом заводе началась подготовка к монтажу оборудования для новой линии по производству железнодорожных колес для скоростных поездов.

Конкурентная среда компании:

На ОМК приходится 15% рынка стальных труб и 62% рынка железнодорожных колес.

По итогам января-ноября 2012 года, совокупная доля «большой тройки» производителей стальных труб (группа ЧТПЗ, Трубная Металлургическая Компания, Объединённая Металлургическая компания) составила 68,2% от общероссийского объёма производства.

Среди факторов, оказывающих влияние на рынок стальных труб, можно выделить вступление России в ВТО и снижение с 2012 года пошлин на ряд позиций, а также сокращение инвестиционной программы Газпрома на 2013 год

Основными потребителями трубного комплекса Группы ОМК являются российские нефтяные и газовые компании. Следует выделить два направления использования труб: ремонт/эксплуатация существующих трубопроводов и строительство новых трубопроводов и разработка новых месторождений. Рост объемов строительства нефте- и газопроводов зависит от динамики мировых цен на энергоносители. В связи с этим результаты деятельности Группы ОМК подвержены колебаниям на мировых сырьевых рынках. Однако большинство крупных проектов строительства нефте- и газопроводов имеют государственные гарантии, что уменьшает этот риск. Так же стоит отметить, что большая часть трубопроводов изношена, поэтому потребление нефтяными и газовыми компаниями труб на ремонт/эксплуатацию не имеет строгой зависимости от уровня цен на мировых сырьевых рынках, что так же снижает данный риск.

На рынках, на которых работает компания, наблюдается высокая конкуренция. Однако на таких рынках, как железнодорожные колеса и трубы большого диаметра Группа ОМК занимает лидирующие позиции в РФ. Негативное влияние на результативность деятельности компании может оказать усиление конкуренции со стороны российских и иностранных производителей. Главными факторами конкурентоспособности являются цена, качество, низкие затраты на сырье, выполнение спецификаций клиентов и графиков поставок, технологическая оснащенность, удобство транспортных маршрутов. Компания обеспечивает высокое качество продукции; способна контролировать сквозные издержки при производстве труб среднего и малого диаметров вследствие пуска ЛПК и сквозные издержки при производстве ТБД вследствие пуска МКС-5000; современное и высокотехнологичное оборудование позволяет производить широкий сортамент трубной продукции, железнодорожных колес, рессор и др.

Важным фактором конкурентоспособности являются цены на сырье и электроэнергию. Металлургия - это материалоемкая и энергоемкая отрасль производства. В случае резкого роста цен на сырье существует вероятность значительного ухудшения финансового состояния предприятий Группы ОМК. Риск повышения промышленных тарифов на электроэнергию или либерализации рынка электроэнергетики с последующим резким ростом цен может также оказать негативный эффект на бизнес Группы ОМК. Эмитент оценивает риск зависимости от изменений цен на сырье и электроэнергию как средний. Для снижения этого риска в компании разрабатываются и реализуются мероприятия по энергосбережению, уменьшению расходных коэффициентов при производстве продукции.

Поскольку предприятия Группы осуществляют свою деятельность в различных регионах РФ, то влияние отдельного взятого региона на деятельность Эмитента можно оценить как незначительное. Кроме того, сбыт продукции носит нерегиональный характер. В силу этого, Эмитент подвержен всем рискам, связанным с политической и экономической ситуацией в стране в целом.

ОМК не имеет возможности влиять на риски, связанные с политической или экономической ситуацией в России. В случае отрицательного влияния изменения ситуации в стране на деятельность Эмитента, будут предприняты меры по повышению экономической эффективности деятельности обществ Группы ОМК.

По нашей оценке макроэкономическая ситуация в мире и в России такова, что вероятность роста процентных ставок можно оценить как среднюю. При этом доля процентных расходов в прибыли Группы ОМК небольшая. В связи с этим подверженность Эмитента и Группы ОМК риску изменения процентных ставок можно считать небольшой.

В настоящий момент налоговое законодательство Российской Федерации подвержено реформированию, что обуславливает риск введения новых налогов, увеличения размера существующих, а также изменения порядка налогового администрирования, что может оказать отрицательное воздействие на результаты операционной деятельности Эмитента.

Система налогового законодательства Российской Федерации характеризуется также отсутствием устойчивой практики его толкования и применения, что может повлечь предъявление налоговыми органами дополнительных требований по уплате налогов и санкций.

Применяя консервативный подход к толкованию норм налогового права, Эмитент в срок уплачивает начисленные налоги и сборы в полном объеме, тем самым минимизируя риск возникновения потенциальных требований налоговых органов.

Учитывая, что основная деятельность Эмитента не подлежит лицензированию, а также тот факт, что Эмитент не пользуется объектами, нахождение которых в обороте ограничено, указанные риски, не способны оказать существенного влияния на его операционную деятельность.

Риски, возникающие в связи с изменением судебной практики.

Российская судебная система характеризуется отсутствием единого подхода к разрешению одних и тех же споров, в связи с тем, что решения судов не носят прецедентный характер. Поэтому сложившаяся судебная практика может оказывать лишь опосредованное влияние на разрешение конкретного спора. Вместе с тем, следует учесть, что Высшая судебная власть Российской Федерации принимает меры по унификации правоприменительной практики, путем издания судебных актов, рекомендованных для применения нижестоящими судами.

ДИВИЗИОН ТРУБ БОЛЬШОГО ДИАМЕТРА

Производство труб большого диаметра (ТБД) является ключевым для Компании. ОМК является лидером на российском рынке ТБД, увеличив в 2012 году свою долю рынка до 34% (в 2011 году - 27%).

ОМК является уникальным поставщиком трубы для основных стратегических нефте- и газопроводных проектов внутри страны и за ее пределами. К сильным сторонам Компании на данном рынке относится наличие двух современных линий по производству сварных ТБД и линий покрытий, что позволяет производить самый широкий сортамент труб диаметром от 508 до 1420 мм с толщиной стенки до 48 мм и за счет гибкого распределения заказов по станам максимизировать прибыль от производства продукции.

Кроме того, на сегодняшний день ОМК обладает самым успешным в стране «подводным резюме».

Основой стратегии дивизиона ТБД является сохранение лидирующих позиций на рынке РФ, дифференциация рынков и продуктов через участие в проектах по поставкам новых видов труб (например, по стандарту DNV для подводных трубопроводов) и развитие продаж на рынки ДЗ и СНГ в случае изменений на внутреннем рынке.

ДИВИЗИОН НЕФТЕГАЗОПРОВОДНЫХ ТРУБ

Стратегия дивизиона НГПТ в период ужесточения конкуренции на рынке ориентирована на четкую сегментацию рынка, выделение приоритетных направлений, поиск и развития новых ниш применения сварных труб, концентрацию на сегменты труб с повышенными характеристиками, готовность к ценовой конкуренции на рынках в условиях максимального конкурентного давления.

Сильными сторонами дивизиона на данном рынке являются:

использование синергии трубных производств и ЛПК, осуществление сквозного контроля переделов трубы и рулона;

выгодное географическое расположение предприятий в регионах потребления и по отношению к экспортным рынкам.

В ближайшей перспективе основными для дивизиона НГПТ будут следующие инициативы:

реализация программ по снижению затрат;

освоение и увеличение доли продаж труб с высокой добавленной стоимостью - коррозионностойких, хладостойких, высокопрочных труб, труб с высокогерметичными резьбами;

выход в сегмент бесшовных труб.

ДИВИЗИОН ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС

Компания на данном рынке обладает устойчивым конкурентным преимуществом - возможностью производства колес с уникальными потребительскими качествами - твердых колес, пассажирских колес марки «Л», а так же колес с нагрузкой на ось 25/30 тонн.

Стратегический фокус дивизиона ЖДК:

сохранение лидерства на российском рынке, в том числе за счет создания и предложения уникальных продуктов;

сохранение технологических конкурентных преимуществ в части производства продукции с уникальными свойствами;

освоение новых видов продукции для наращивания продаж на экспортных рынках;

продвижение твердых колес на рынок СНГ с акцентом на разработку и освоение новых видов продукции с повышенными потребительскими свойствами;

сертификация по международным стандартам;

сокращение операционных затрат.

ДИВИЗИОН СДТ И ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ

В настоящее время компания - крупнейший поставщик СДТ на российском рынке и один из ведущих производителей трубопроводной арматуры.

В сортаменте ОМК есть такие уникальные позиции, производить которые в РФ не способен больше ни один производитель: например, тройники на большие диаметры и высокие давления, соответствующие как текущим, так и перспективным потребностям рынка.

Среди основных направлений развития предприятия и повышения операционной эффективности можно выделить следующие:

максимальное удовлетворение потребностей клиентов (сортамент, комплектация, свойства);

освоение производства новых видов продукции;

выход в новые сегменты при максимальном использовании существующих; мощностей и технологий;

контроль производственных и непроизводственных издержек;

обеспечение возможности удовлетворения всего спектра потребности в СДТ в наиболее короткие сроки и высоким качеством;

развитие конструкторских компетенций и возможностей в области комплексных поставок СДТ и трубопроводной арматуры.

УПРАВЛЕНИЕ КРИТИЧНЫМИ РЕСУРСАМИ

Особое внимание Компания уделяет вопросам, связанным с управлением удельными расходами и критичными ресурсами (труд, энергия, транспорт и др.), которые оказывают наибольшее влияние на успешную деятельность и операционную эффективность группы.

Решения в части управления данными ресурсами Компания рассматривает как мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности всей Группы и отдельных бизнесов.

В части управления персоналом ОМК утверждены и реализуются принципы развития внутренней политики по подбору, удержанию и обучению персонала, а также реализованы мероприятия по оптимизации численности и росту квалификации сотрудников.

В части управления энергоресурсами реализуется программа энергосбережения, а так же мероприятия по обеспечению растущих потребностей.

Компания ОМК реализует программу по управлению транспортными рисками и оптимизации логистики, создаёт инфраструктуру для успешной реализации планов Компании по увеличению объёма поставок продукции, как на российский, так и на зарубежный рынок.

Реализация стратегии Компании требует увеличения степени интеграции предприятий группы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Организационно-экономическая характеристика ОАО "Уральская горно-металлургическая компания". Сведения об активах и обязательствах предприятия. Теоретические основы стоимостного анализа. Метод дисконтирования денежных потоков и капитализации прибыли.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2010

    История развития компании "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия". Хронология процветания предприятия и характеристика его современного состояния. Миссия, стратегия, функции и ценности организации. Уникальная корпоративная культура, этнические правила и принципы.

    отчет по практике , добавлен 27.04.2011

    Российский металлургический комплекс - успешный в инвестиционном отношении сегмент экономики. Основные проблемы металлургической промышленности. Баланс производства и потребления. Важнейшие направления инвестиционных проектов и особенности их реализации.

    реферат , добавлен 28.01.2014

    Цели, миссия и преимущества компании, ее организационная структура, планирование деятельности. Стратегия освоения целевого рынка. Себестоимости услуг, предоставляемых предприятием. Политика ценообразования и маркетинга. Прогноз прибылей и убытков.

    бизнес-план , добавлен 28.10.2014

    История компании "НаучСофт", ее деятельность в области разработки программного обеспечения, программ оптимизации работы изобретателей, организационная структура управления. Работа отдела маркетинга с заказчиками по заключению договоров на обслуживание.

    реферат , добавлен 27.08.2009

    История компании "Газпром". Разведка и добыча нефти и газового конденсата. Продажа газа на внутренний рынок и на экспорт. Стратегия развития компании "Газпром". Производство и продажа электрической и тепловой энергии. Динамика выхода из мирового кризиса.

    реферат , добавлен 10.05.2012

    Исследование особенностей планирования и организации сбыта продукции. Роль посреднических организаций в распределении продукции. Оценка существующих рынков сбыта продукции предприятия РУП "Торговый дом "Восточный"". Расчет экономической эффективности.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2010

    Общая характеристика производственного республиканского унитарного предприятия "Минский электротехнический завод им. В.И. Козлова", история создания и его развития. Характеристика выпускаемой продукции и ее рынков сбыта. Поставщики материальных ресурсов.

    реферат , добавлен 07.02.2009

    Зарождение компании. История появления логотипа. Выход на мировой рынок. Появление nescafe. Глобальные потрясения. Рост производства и расширение ассортимента. Изменение позиций. Nestle сегодня и завтра.

    реферат , добавлен 08.04.2006

    История образования и динамика развития компании "Роснефть" - российской государственной нефтегазовой компании, крупнейшей по объёму производства нефти. Собственники и руководство, особенности и показатели деятельности. Планы и перспективные проекты.

Объединенная металлургическая компания

109316, г. Москва, Волгоградский просп., д. 2.

Тел.: +7 495 231-77-71; Факс: +7 495 231-77-63

Седых Анатолий Михайлович. Председатель Совета директоров Объединенной металлургической компании

Анатолий Михайлович Седых родился в 1964 году. Окончил МИСИС. Кандидат экономических наук. Свою карьеру начинал с должности экономиста в Центральном научно-исследовательском институте черной металлургии. В 1999 году возглавил Выксунский металлургический завод (ВМЗ) и за относительно короткий срок вывел предприятие из кризиса. С 1999 года А.М. Седых - генеральный директор Объединенной Металлургической Компании и одновременно председатель Совета директоров ВМЗ. Инициировал и реализовал ряд крупных инвестиционных проектов на предприятиях компании. В 2002 году избран председателем Совета директоров Объединенной металлургической компании. 23 января 2003 года на заседании Совета директоров ОМК А.М. Седых назначен Президентом ЗАО "ОМК". 12 апреля 2006 года на Общем собрании акционеров ЗАО "ОМК" было принято решение о досрочном прекращении полномочий А.М. Седых в качестве Президента Объединенной металлургической компании и избрании его членом Совета директоров. Позднее на заседании Совета Директоров Седых А.М. был избран Председателем Совета директоров

История

История Объединенной металлургической компании - это история возрождения большой группы предприятий черной металлургии. По времени она совпадает с периодом перехода нашего государства на новый этап экономического и исторического развития. 1992 год, год создания Объединенной металлургической компании, ознаменован целом рядом крупных событий. Именно в этом году началась экономическая реформа в стране, закончилась "холодная война", были подписаны важные политические документы, касающиеся взаимоотношений России и стран СНГ, наконец, именно в 1992-м Россия была признана независимым государством в большинстве стран мира. Созидательный дух времени отразился на старте ОМК. Объединенная металлургическая компания началась со строительства цеха по производству ферротитана на деньги, взятые в кредит. Начало было успешным - инвестиции окупились менее чем за год. Полученную прибыль создатели компании, в числе которых был и нынешний Председатель совета директоров ОМК А.М. Седых, использовали для развития бизнеса. Этот принцип - инвестиции в развитие - определяет деятельность ОМК и по сегодняшний день.

За 16 лет в компанию вошли многие известные предприятия металлургической отрасли России, в числе которых Выксунский металлургический, Альметьевский трубный, Чусовской и Щелковский металлургические заводы, "Губахинский кокс", Челябинский завод «Трубодеталь». Многие из них, став частью ОМК, получили "второе дыхание".

Например, одно из старейших металлургических предприятий России, Выксунский металлургический завод, несмотря на свой огромный потенциал, в конце 90-х было практически на грани остановки. Его вхождение в ОМК в 1999 году началось с полной перестройки системы управления и модернизации производства. В последующие годы в развитие производства на ВМЗ были направлены серьезные финансовые ресурсы. Сегодня ВМЗ - лидер на российском рынке труб и железнодорожных колес.

Щелковский металлургический завод вошел в ОМК в 2000 году , будучи практически банкротом. По оценке конкурсного управляющего, системы технологической автоматики завода были изношены на 100 процентов, оборудование - на 50 процентов. Здания и сооружения требовали капитального ремонта. ОМК реализовала на ЩМЗ крупную инвестиционную программу, в результате которой завод превращен в уникальное предприятие. ЩМЗ выпускает прецизионную полосу для теневых масок кинескопов. Всего два предприятия в мире - в Германии и Японии - производят продукцию аналогичного назначения.

В 2001 году в состав ОМК вошел "Губахинский кокс". История этого завода - пример двух диаметрально противоположных подходов к делу. Завод, построенный в 1936 году, в 90-х годах должен был быть реконструирован. В 1990 году была введена в строй новая коксовая батарея. Однако затем государственное финансирование было прекращено. К концу ХХ столетия "Губахинский кокс", сменивший в течение десяти лет нескольких хозяев, был доведен практически до полной остановки: и построенная батарея, и основное производство из-за неправильной эксплуатации были разрушены и выведены из строя. ОМК инвестировала в реконструкцию Губахинского завода почти 15 млн. долларов. Были модернизированы технологические цехи химпередела. В феврале 2002 года состоялся ввод в эксплуатацию коксовой батареи №2 БИС мощностью 650 тысяч тонн сухого кокса в год. За последние 16 лет это первая новая батарея в России, соответствующая самым высоким техническим требованиям. В 2006 году на заводе завершены работы по реконструкции коксовой батареи N1 и строительству установки очистки коксового газа от аммиака.

В 2002 году в состав ОМК вошел Альметьевский трубный завод. Он является одним из основных поставщиков продукции для предприятий ТЭК в Среднем Поволжье. Вхождение АТЗ в ОМК открыло для компании новые перспективы в этом регионе.

В 2005 году в состав ОМК вошел челябинский завод ОАО «Трубодеталь» - одно из крупнейших в России и странах СНГ предприятие по производству соединительных деталей для трубопроводов из низколегированной стали диаметром 57-1420 мм. «Трубодеталь» выступает ключевым поставщиком для строительства нефтяных и газовых коммуникаций, а также магистральных сетей. Необходимость этого слияния стала очевидной во время первого контракта на поставку труб большого диаметра для Северо-Европейского газопровода и позволит трубному дивизиону ОМК предлагать потребителям комплексные решения по строительству магистральных сетей.

В апреле 2005 года на Выксунском металлургическом заводе была введена в строй линия по производству одношовных прямошовных труб. Линия предназначена для производства труб диаметром до 1420 мм, толщиной стенки до 48 мм, внутренним давлением до 250 атм., с внешним антикоррозийным и внутренним гладкостным покрытиями – набор уникальных характеристик, никогда не использовавшихся в России и странах СНГ. В ноябре 2005 года ОМК начала выпуск труб большого диаметра /ТБД 1420 мм, толщина стенки 21 мм, внутреннее давление более 100 атм./ для строительства сухопутного участка "Nord Stream" /СЕГ/ в рамках контракта с ОАО «Газпром». На сегодняшний день ОМК является ключевым поставщиком труб большого диаметра для сухопутной части проекта «Nord Stream». С начала участия в нем ВМЗ произвел и поставил для строительства газопровода более 250 тыс. тонн труб большого диаметра. ОМК участвует в тендере на поставки труб для подводной части Nord Stream. В апреле 2007 года Выксунский металлургический завод стал первым и единственным в России и СНГ квалифицированным производителем труб по стандарту DNV-OS-F101 для подводных трубопроводных систем. Со II кв. 2008 г. ОМК поставляет трубы диаметром 1219 мм. с толщиной стенки от 27 до 41 мм группы прочности Х70 по стандарту DNV.

В июне 2005 года ОМК начала строительство литейно-прокатного комплекса /ЛПК/ в Нижегородской области. ЛПК ОМК будет выпускать прокат со специальными свойствами для производства сварных одношовных труб среднего диаметра. Первая очередь ЛПК мощностью 1.5 млн. тонн была введена в строй в октябре 2008 года, что позволило Выксунскому металлургическому и Альметьевскому трубному заводам перейти на заготовку собственного производства ОМК, тем самым, замкнув цикл самообеспечения. Объем инвестиций в первую очередь ЛПК составляет 1,2 млрд. долларов, во вторую очередь – 600 млн. долларов.

Крупный предприниматель Седых Анатолий Михайлович довольно молод, но уже очень богат. Общественности всегда интересно, как сколачиваются такие большие состояния. Так как в широком доступе информации о жизни больших бизнесменов обычно бывает мало. Мы расскажем о том, как складывалась биография Седых Анатолия, как он достиг своих высот и чем он занимается сегодня.

Происхождение

Родился будущий предприниматель в суровом краю, в городе Заполярный (Мурманская область), 28 ноября 1964 года. О своем детстве и родителях Анатолий не распространяется. Его ранние годы приходятся на разгар советского времени, когда никто и не помышлял о своем деле. Поэтому детство мальчика было вполне типичным для той эпохи. Город Заполярный (Мурманская область) довольно молод, он образовался в 1955 году. Сюда приехали геологи и строители Поселение появилось благодаря началу разработки медно-никелевого месторождения. Заполярный находится в 100 км к северо-западу от Мурманска. Небольшой молодой город живет за счет освоения недр Земли. Градообразующими являются два крупных предприятия: Горно-металлургическая компания и Горно-металлургический комбинат. Место рождения в определенной мере предопределило судьбу Анатолия Седых.

Образование

После школы Анатолий Седых поступает в Московский институт стали и сплавов. Это ведущее научно-исследовательское заведение в стране готовит специалистов в сфере материаловедения и металлургии. Седых учился на факультете экономики и управления промышленным предприятием и получил в 1987 году диплом по специальности «инженер-экономист». В 1998 году он защитил в Государственном университете управления кандидатскую диссертацию об управленческой команде в менеджменте холдинга.

Начало пути

После окончания университета Анатолий Седых по распределению попадает в Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. Бардина, где работает по своей специальности. НИИ специализировался на фундаментальных и прикладных исследованиях в области создания новых материалов и металлургии. Анатолий начал заниматься наукой, хотя времена для этого были не очень подходящие. В конце 80-х - начале 90-х советская наука находилась в глубоком финансовом кризисе. В 1989 году Седых уходит из НИИ и переходит на работу в совместное научно-производственное предприятие «Корунд», где занимает должность руководителя отдела. Это предприятие закрытого типа занималось секретными разработками. Но Анатолия влекло к самостоятельности, и он быстро покидает это учреждение.

Становление бизнесмена

В 1989 году Седых Анатолий Михайлович вместе с группой партнеров-единомышленников решил открыть собственный бизнес. Они строят в Подмосковье цех по переработке металлолома и выработке особого промежуточного сплава, применяемого при изготовлении нержавеющей стали, ферротитана. Компания называлась «Вторметинвест», для организации производства Седых и компания взяли кредит на 1,5 миллиона долларов в «Сбербанке». Очевидно, что такие кредиты не дают всем подряд, и у Седых уже тогда сформировалась серьезная группа поддержки, которая не раз помогала ему в бизнесе.

В 1990 году бизнесмен с товарищами создает трейдинговую компанию «Техноинвест», которая занималась поставками металла. В 1992 году он регистрирует ТОО «Металлургическая финансово-инвестиционная компания», которое также занималось торговлей металлом. В 1993 году Седых становится главным инициатором создания «Металлинвестбанка», этот проект получил поддержку Комитета по металлургии Российской Федерации. В качестве учредителей банка выступили самые серьезные российские металлургические комплексы: «Северсталь», «Новолипецкий металлургический комбинат», предприятия Челябинска, Тулы. В первые 6 лет существования банка Седых был его Банк быстро набирает обороты. Анатолий Михайлович с партнерами скупают акции различных российских металлургических предприятий, в том числе Выксунского металлургического комбината, специализирующегося на выпуске труб. Также Седых создает компанию «А-Техноинвест».

Магнат металлургии

В 1997 году Анатолий Михайлович через свой банк покупает старейшее предприятие черной металлургии Урала - Чусовской металлургический завод. С помощью больших инвестиций Седых удалось вывести предприятие в лидеры России по производству феррованадия и производству сложных прокатных изделий и авторессор.

В 1999 году Седых становится генеральным директором , и в довольно короткие сроки он смог вывести его из глубокого финансового кризиса, наладил производство, улучшил условия труда сотрудников.

Дело жизни: «Объединенная металлургическая компания»

Но это было только начало пути. В 1999 году на базе ВМЗ создается закрытое акционерное общество «Объединенная металлургическая компания». Но такому масштабному проекту нужен был сильный лидер. Во главе новой огромной структуры встал директор Выксунского завода Анатолий Седых. ОМК за несколько лет стала крупнейшим производителем различной продукции для транспортной и энергетической промышленности в России. Благодаря гигантским инвестициям постепенно под маркой ОМК собралось 7 больших металлургических производств, в том числе ВМЗ, Челябинский завод «Трубодеталь», трубный завод в Альметьевске, литейно-прокатный комплекс в Нижнем Новгороде, арматурный завод в башкирском Благовещенске, и собственный трубный завод ОМК в Хьюстоне. По производству многих видов металлопродукции ОМК занимает первое место в России. В 2013 году Седых с партнерами выкупил акции у всех владельцев, входящих в объединение предприятий. Теперь заводы являются частными, непубличными компаниями. Анатолий Михайлович продолжает развивать ОМК. Так, по его инициативе компания потратила огромные средства на реализацию проекта по выпуску толстостенных труб, которые используются в газопроводах. Это позволило ОМК стать основным поставщиком международного проекта Северный поток. В 2008 году компания Седых построила огромный завод по выпуску труб большого диаметра в Европе. ОМК развивается и растет, хотя не все проекты компании достигают успеха, у Седых периодически возникают сложности с работой отдельных заводов. Так, не удалось провести модернизацию Чусовского завода, хотя в него были вложены более 4 млрд рублей.

Бизнес-интересы

Объединенная металлургическая компания, которой владеет А. Седых, не единственное его детище, хотя и главное. Предприниматель сохраняет свою долю участия в банковском деле, он является членом Советов директоров нескольких крупных производственных предприятий России. В 2016 году в «Металлинвестбанке» случилась хакерская атака, в результате которой банк потерял более 600 млн рублей. Следствие по этому делу пока не завершилось. Сегодня интересы Седых смещаются в сферу прокатно-литейного производства, он наладил крупное производство колес для железнодорожного транспорта. В своем бизнесе Седых последовательно идет по пути концентрации и модернизации бизнеса, даже если иногда на этом пути встречаются большие препятствия.

Состояние

На протяжении нескольких лет Анатолий входит в список 200 богатейших бизнесменов России по версии журнала «Форбс». Состояние человека, которому принадлежит «Объединенная металлургическая компания», оценивается сегодня примерно в 400 млн долларов, и он находится на 194 строчке рейтинга. Однако это не лучший результат предпринимателя. В 2012 году он находился на 44 строчке с состоянием 2000 млн долларов.

Личная жизнь

Стабильность и надежность - вот главные принципы, которых придерживается Анатолий Седых. Семья бизнесмена только подтверждает эти его взгляды. Анатолий давно женат на Ирине, которая вместе с ним занимается благотворительным фондом. У пары подрастают двое сыновей-близнецов, которые родились в 2000 году. Бизнесмен в свободное время увлекается футболом, путешествиями.

Благотворительность

Семья Седых в 2008 году стала инициатором создания благотворительного фонда «ОМК-Участие». Главной задачей фонда Анатолий Седых считает реализацию программ содействия укреплению института семьи и защиты детства. Фонд занимается конкретной помощью многодетным семьям, родителям детей-инвалидов, сиротам. В первую очередь помогает семьям из города Выкса, где находится головное предприятие ОМК. В 2011 году Ирина Седых стала инициатором проведения городского фестиваля «Арт-овраг». В работе фонда принимают личное участие многие партнеры и друзья семейства Седых.

В 2005 году Анатолий Седых стал спонсором съемок 19-серийного фильма Александра Митты «Лебединый рай». Семейство бизнесмена владеет яхтой Hermitage, примерная стоимость которой оценивается в 150 млн долларов.

Объединенная металлургическая компания (ОМК) - один из крупнейших отечественных производителей труб, железнодорожных колес и другой металлопродукции для энергетических, транспортных и промышленных компаний. В составе ОМК - 6 крупных предприятий металлургической отрасли. Трубный комплекс ОМК включает в себя Выксунский металлургический завод (Нижегородская область), Альметьевский трубный завод (Республика Татарстан) и завод Трубодеталь (Челябинская область); металлургический комплекс ОМК включает в себя Чусовской металлургический завод и \"Губахинский кокс\" (Пермский край), а также Щелковский металлургический завод (Московская область). В 2006 году ОМК обеспечивала 18,8% российского потребления труб, в том числе – 35,7% труб большого диаметра, более 60% российского потребления железнодорожных колес и более 70% потребления автомобильных рессор. Предприятия ОМК в 2006 году произвели около 1,7 млн. тонн трубной продукции различного сортамента, а также свыше 425 тыс. тонн металлопроката и 805 тыс. железнодорожных колес. Предприятия, входящие в состав ОМК, представляют собой два крупных комплекса - трубный и металлургический. Общая численность сотрудников ОМК - более 25 000 человек. Трубный комплекс Объединенной металлургической компании В трубный комплекс ОМК входят крупнейший российский производитель труб - Выксунский металлургический завод (ВМЗ), ведущий производитель труб в Среднем Поволжье Альметьевский трубный завод (АТЗ), а также ОАО «Трубодеталь» (г. Челябинск) - одно из крупнейших в России и странах СНГ предприятие по производству соединительных деталей для трубопроводов. Трубы, изготовленные на этих предприятиях, используются при сооружении главных газонефтепроводов России, таких как Северо-Европейского газопровод и нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан. Предприятия трубного комплекса ОМК в 2005 году обеспечивали 17 процентов российского потребления трубной продукции, в том числе 22 процентов по трубам большого диаметра. Выксунский металлургический завод является крупнейшим в мире производителем цельнокатаных железнодорожных колес, обеспечивая более 60 процентов российского рынка этой продукции. В течение многих лет ВМЗ и АТЗ играют ведущую роль в российской экономике. В оборудовании и технологии предприятий используются последние научно-технические достижения отечественного и зарубежного трубного производства. В 2005 году начато строительство литейно-прокатного комплекса ОМК для обеспечения прокатом трубного производства Выксунского металлургического и Альметьевского трубного заводов. Литейно-прокатный комплекс будет построен в Выксунском районе Нижегородской области. Срок реализации проекта - 30 месяцев. Металлургический комплекс Объединенной металлургической компании В металлургический комплекс ОМК входят расположенные в Пермской области Чусовской металлургический завод и Губахинский коксохимический завод (Губахинский кокс), а также Щелковский металлургический завод, расположенный в Московской области. Являясь ведущими поставщиками продукции, необходимой в самых разных областях производства, предприятия комплекса играют важную роль в развитии экономики России. Продукция заводов металлургического комплекса ОМК востребована российскими и зарубежными потребителями.

мы говорили о том, что мода из знаково-кастовой системы, отделяющей знать и крупную и буржуазию от представителей остального общества, превратилась в индустрию - отныне все дамы, будь то работницы или принцессы, носят кринолины, корсеты, шляпки, а фрак театрального суфлёра - на первый взгляд - почти ничем не отличается от фрака богатейшего господина в ложе. Разница отныне - в тканях, в именах знаменитых портных, в тщательности кроя и пошива. Теперь актуально говорить: «Платье пошито у Ворта». Именно у него или у другого популярного создателя модных нарядов.

Вместе с тем, моду продолжают диктовать дворы Европы, в частности, французский двор Наполеона III и его жены - Евгении Монтихо. В Части II шла речь о силуэтах эпохи, о тех изменениях, которым подвергся кринолин за годы своего «триумфа» - округлые, расширяющие формы 1850-х годов сменились почти графичным, строгим силуэтом 1860-х. Теперь пришла пора вспомнить о конкретных фасонах и, разумеется, почитать журналы мод 1850-1860-х годов, посмотреть, что же предлагалось прекрасным дамам в эпоху кринолина.

Мы уже видели эти платья, но теперь посмотрим на них с иной стороны!
Нарядное платье «в три юбки» и рядом - изысканно-скромное визитное (?).

Платья.

Все модные обзоры тех лет начинались с подробного рассказа о новейших бальных туалетах . В 1850-х гг. в моду вошли платья «в две или в три юбки» . Как это выглядело? Журнал «Мода. Журнал для светских людей» в 1857 году писал: «Мы заметили много платьев с двумя юбками. Некоторые были тюлевые на атласе или тафте, другие тарлатановые, креповые или газовые. На платье из двух юбок верхняя обыкновенно придерживается гирляндой из цветов или из лент, а последняя кончается бантом с длинными концами. Верхняя иногда бывает другого цвета, нежели нижняя».

Эта пышная мода держалась несколько сезонов подряд. Так, в следующем, 1858 году, всё тот же дамский журнал давал описание бального наряда: «Белое платье в две юбки, причём нижняя отделана несколькими рядами бульоне́» . Бульоне́ - так называлась полоса небольших по размеру буфов из легкой ткани, например, из газа. Однако две юбки - это вовсе не предел. В том же номере можно было прочесть, что весьма актуален «…тюлевый белый наряд в три или даже в четыре юбки. Корсаж и рукава украшены голубыми бантами».



На уже знакомых иллюстрациях мы видим актуальные платья в «три и...более юбкок».


Как вы уже заметили, бальные платья 1850-х - начала 1860-х гг. поражают своей вычурностью и перегруженностью деталями. Вот, например, наряд для молодой девушки из вышеозначенного журнала за 1858 год: «Из светло-голубого тарлатана, вышитое белым шёлком. На юбке 4 волана, на лифе 3 ряда гарнировки. Рукава состоят тоже из 3-х рядов подобной же гарнировки» . В пышном платье из розового крепа, которое предлагается тут же и которое «…отделано рюшем, вырезанным фестонами» очаровательная дама была похожа не то на клумбу, не то на праздничный торт.

Тоненькая талия и маленькая, украшенная цветами головка самым восхитительным образом контрастировали с широкой «гарнированной» юбкой. Или вот платье «Эсмеральда». «Самого чистого светло-голубого цвета, с затканными, в ширину юбки, белыми гирляндами». Напомню, что Эсмеральда - это популярная героиня романа В.Гюго «Собор Парижской богоматери» (1831 г.), вернее в данном случае, героиня одноимённого балета Ц.Пуни. Разумеется, шикарный бальный туалет не имел ничего общего с бедным платьицем романной героини.



Берта - это отделка дамского платья, окаймляющая вырез, декольте.

В дамских журналах и художественной литературе тех лет часто встречается наименование «берта» . Вот, к примеру, описание из модного журнала за 1857 год: «Платье из белого муара, с двумя юбками. Верхняя юбка - приподнята гирляндой из цветов и листьев олеандра, берта кружевная, рукава широкие». В другой статье можно встретить такое описание: «Роскошная кружевная берта с несколькими бантами из лент на груди и плечах» . Что же это за берта? Читаем словарь. Берта (от фр. ‘berthe’ - пелеринка, широкий круглый воротник) - это отделка дамского платья, окаймляющая вырез, декольте. Для посещения театра журнал мод предлагает «…розовый гроденаплевый [наряд] с воланами. Берта обшита рюшем в два ряда». Напомню, что гроденапль - плотная, чрезвычайно дорогая шёлковая материя.

В журналах мод прочно утвердилось наименование «городской наряд» - так назывались прогулочные туалеты, в которых было дамы фланировали по улицам, посещали магазины и наносили незапланированные, срочные визиты. Например, с целью рассказать о новых шляпках, завезённых только вчера из Парижа в магазин NN. Очень часто иллюстрации журналов мод изображали такой незапланированный визит - одна дама бывала одета в домашний наряд: «платье голубое поплиновое с гроденаплевыми лентами и кружевами point d`Alenşon» , а её гостья - в городское платье: «…чёрное, муар, рукава широкие» .

1850-е годы: визитное платье в «три юбки».
Лиф - закрытый, как обозначено правилами хорошего тона.

В модном обозрении предлагается пошить «…для города - гроденаплевый чёрный [наряд] с воротником á la mousquetaire» . Вообще, городские платья не отличались богатой палитрой и дорогими тканями - они, как правило, они были чёрными, коричневыми, тёмно-синими, тёмно-вишнёвыми. Журнал мод поучал: «На улицах женщины хорошего общества одеваются очень просто, чтобы резко не выделяться из толпы». Персонаж эпохи - Миша Бальзаминов, выглянув окно, видит даму: «Какая едет-то! Вся бархатная!» Женщина, которая в те годы ехала - напоказ - «вся бархатная» ни за что не могла бы оказаться аристократкой. Это была или молодая купчиха, или жена модного адвоката, или даже - куртизанка.

Для запланированных визитов существовали соответствующие визитные туалеты . Журналы мод утверждали, что визитные платья должны иметь закрытый лиф, а главное требование, которому они обязаны отвечать - это умеренность. Подобной же сдержанностью должны были отличаться и костюмы хозяев: «Лиф гладкий, закрытый. Перед корсажа украшен небольшими бантами из лент» . Правила хорошего тона запрещали надевать чересчур нарядные платья, чтобы не ранить самолюбие подруг, которые могли не иметь столь пышных нарядов. Дома полагалось одеваться изящно и скромно . С утра полагались светлые и лёгкие наряды, как бы символизирующие утреннюю свежесть и молодость дня. Так, Зина Москалёва - героиня повести «Дядюшкин сон» (1859 г.) одета в простое белое кисейное платье, а журнал мод утверждает, что «утром хороша кисея». Тургеневская госпожа Одинцова также встречает гостей «в простом утреннем платье».

Дама в светлом утреннем домашнем платье принимает даму в визитном (закрытый лиф!).

Уже в первой половине 1860-х начинается постепенный отказ от чрезмерно вычурных гарнировок - я имею в виду именно бальные и вечерние наряды, которые, как уже упоминалось, отличались пышностью и чрезмерностью. «Отделка платья начинает упрощаться; на дорогих материях многие вовсе её не употребляют», - писал в 1864 году журнал «Модный магазин». То есть, если материя - дорогая, то любая гарнировка считается излишней. В следующем номере можно было прочесть, что «Одноцветные фуляровые платья в большой моде». Фуляр - мягкая и лёгкая шёлковая ткань.

Модный обозреватель, радуясь тому, что бессмысленная роскошь выходит моды, писал: «Отделки занимают пространство внизу юбки от 2-х до 6 вершков» . Всё. Напомню также, что в 1860-х изменяется форма кринолина - он становится овальной формы, сам же силуэт дамского платья приобретает более сухие, строгие формы. Здесь мы видим типичную для истории моды ситуацию - усталость от чрезмерной пышности порождает моду на простоту (в случае с эпохой кринолина - на относительную простоту).
Правда, к концу 1860-х гг. возникла мода на драпированные юбки - у платья «в две юбки» верхняя - из более лёгкого и более изысканного материала - красиво драпировалась.

У дамы справа - типичная для 1860-х драпировка «верхней» юбки.

Среди верхней одежды лидируют бурнусы - плащ-накидки, позаимствованные из «гардероба» кочевников-бедуинов. Журнал «Мода. Журнал для светских людей» писал в 1858 году: «Бурнусы нынешних фасонов должны быть широки и в полном смысле слова, комфортабельны» . Наиболее модны (если судить по публикациям журнала «Мода») были бархатные бурнусы, хотя такие накидки считались слишком вычурными - основная же масса их шилась также из сукна, плотных сортов шёлка и так далее. В том же номере журнала «Мода» можно было прочесть, что нынче в большой моде «московская пелеринка». «Она грациозна, удобна. Потому что подходит под горло и кончается сзади и спереди углом» . Кстати №1 за 1858 год оказался посвящён именно верхней одежде.

«Парижские дамы с удовольствием ухватились за шубы, покрываемые большей частью блестящим атласом» , - утверждал обозреватель и далее продолжал, - «Самые модные муфты делаются из куниц. Соболей и горностая, и должны быть средней величины». Важной деталью дамского туалета были накидки - сорти-де-баль (от фр. ‘sortie’ - выход, уход). Её было положено носить поверх бальных туалетов - именно в сорти-де-баль дамы выходили из дома и садились в экипаж. Журналы мод предлагали «сорти де баль из белого кашемира» или «сорти де баль - бархатные, отделанные шёлковым и золотым жгутом и роскошными кистями» . Помимо вышеуказанных, существовал и другой вид накидок, повседневный - пардессю (фр. ‘рar-dessus’ - поверх всего). Журналы мод предлагали пардессю «Мария - Антуанетта», «Помпадур», «Нинон» (в честь куртизанки Нинон де Ланкло, жившей в XVII века), «Дюбарри» и так далее.

Вариант верхней одежды.
Силуэт 1860-х годов с овальным кринолином.

Важным элементом гардероба была ротонда - верхняя теплая одежда в виде длинной накидки без рукавов. «Ротонды делаются из лёгкого сукна, кашемира, отделки одноцветные с материей или несколько потемнее, но не чёрные, как было в прошлом году», - писал «Модный магазин» в 1863 году. Хороши и белые кашемировые ротонды на фуляровой подкладке. Обозреватель констатирует, что нынче ротонды могут быть либо круглыми, либо - «с тупыми углами сзади и спереди». В другом номере дама читала, что «самую главную новость составляют клетчатые ротонды» - чёрно-белые, чёрно-красные и сине-селёные.

Головные уборы, причёски.

Головные уборы рассматриваемой эпохи отличались большим разнообразием. Шляпки были небольшими по размеру, но невероятно живописными. «Весенняя гроденаплевая шляпка цвета бенгальской розы с блондовым рюшем сверх полей, с розовыми бантиками тоже на полях и одним бантом на баволетке, с розовыми маргаритками под полями» - это описание дано в журнале «Мода» за 1858 год. Кстати, баволетки - это оборки, которые нашивали внутрь шляпки с тем расчётом, чтобы они эффектно выглядывали наружу. «Летом будут носить множество цветов на шляпках», - обещает обозреватель журнала мод.


Маленькие, украшенные шляпки эпохи кринолина.

«Визитные шляпки - из бархата velours royal с перьями и цветами смородины», - предлагается в этом же номере. Актуальны были небольшие перья - они украшали небольшие по размеру шляпки. Вот, например, «Бархатная шляпа Clarissa Harlow каштанового цвета с пером и тафтяными лентами» или «Шляпа ‘Louis XV’, украшенная перьями». Постоянное обращение к историческим аналогам (вернее, названиям) носило почти курьёзный характер. «Шляпка «Фонтанж», названная так в честь фаворитки Людовика XIV - Анжелика де Фонтанж. Однако эта шляпа - круглая, чёрная и бархатная не шла ни в какое сравнение с известным сооружением «а-ля Фонтанж», который носили дамы в конце XVII - в начале XVIII вв. Подобных «исторических» наименований, не имевших совершенно ничего общего со своими прототипами, было в ту пору весьма много. Именем Помпадур могли назвать и сорти-де-баль, и чепец, и сумочку, которых в XVIII веке, в принципе, быть не могло!

«Нет возможности наряжаться в платье Помпадур и в куафюру времён Марии Стюарт», - пишет журнал мод, причём при ближайшем рассмотрении и платье, и куафюра оказываются весьма далеки от заявленных исторических «аналогий». Очень модной в середине 1860-х была шляпка со смешным названием «би-би» (или «биби»), что означало - малышка, крохотулька (bébé). Обозреватель журнала «Модный магазин», однако, ругает этот фасон, говоря о том, что «шляпа би-би уродлива». Мол, это не головной убор, а какое-то недоразумение - би-би была очень мала по размеру. Карикатуристы обыгрывали малые размеры би-би самыми разными способами. К примеру, рисовали даму...без шляпки, которая хвасталась всем, что её новая «би-би» просто очень маленького и самого что ни на есть модного размера.

Вечерняя причёска.

Причёски этого периода невелики по размеру и очень изящны. Маленькая головка контрастирует с широкими юбками. Недаром в одном из журналов было сказано, что дамы стали напоминать колокольчики. Внешняя скромность самих причёсок, однако, с лихвой искупается украшениями и гарнировками. Журнал мод писал в 1865 году: «Ещё носят теперь в куафюрах и на платьях много виноградных ветвей с листками. Кроме того, многим нравятся лилии белые и жёлтые, туберозы». Помимо цветов и листьев, актуальны были бусы, перья, банты, кружевные наколочки. «Куафюра состоит из двух рядов белых бус, которые должны лежать на передней части головы, а сзади у косы прикалывается голубые или розовые перья марабу» .

Разумеется, и тут не обошлось без исторических наименований: Куафюра «Мария - Антуанетта» совершенно открывает лицо, возвышаясь взбитыми волнами» . Однако ж имитация мод ушедших эпох не мешала франтихам всего мира подражать своему кумиру - императрице Евгении. Существовала скромная, изящная причёска «бандо Евгения» - волосы разделялись на прямой пробор и, закрывая уши, убирались назад. Кстати именно тогда возникла мода на блондинок! Считается, что французская императрица первая испробовала на себе химический состав, позволявший быстро и качественно осветлять волосы. Эффект был столь ошеломляющим, что многие дамы решили испробовать перекись водорода на себе.

На этой, уже знакомой картине Франца Ксавиера Винтерхальтера мы видим императрицу Евгению в образе...крашеной блондинки.

Обувь, аксессуары.

Теперь сто́ит вспомнить о дамской обуви. В моду снова вернулись каблуки! И это после полувекового засилья плоских подошв! Правда, всё это трактовалось, как подражание модам ушедшего века. «Каблуки времён Людовика XV» - такую формулировку можно было прочесть в журнале. «Чёрные атласные ботики, отделанные кружевом и стеклярусом» , башмаки из муар-антик с бантом из кружев, для бального наряда - так выглядела реклама модных дамских туфелек.

Из дамских аксессуаров эпохи особого внимания заслуживают веера . Во-первых, они увеличились в размерах - длина веерных пластин могла достигать 30 см.! Почему это произошло? Дело в том, что величина веера напрямую зависит от высоты дамского каблука и - причёски. Чем выше рост, создаваемый обувью, головным убором, причёской, тем крупнее веер. Как уже упоминалось, дама эпохи кринолина снова встала на каблуки, а причёски, хотя и были сами по себе невелики по размеру, всё же украшались с небывалой фантазией и большим количеством деталей. Отсюда - увеличение веера, дабы он «не потерялся» на фоне всего этого роскошества. В следующие десятилетия - я эпоху турнюров - веера ещё больше увеличилсь в размерах.


Франц Ксавиер Винтерхальтер.
Фрагменты портретов Татьяны Юсуповой и Варвары Мусиной-Пушкиной.

Во-вторых, веер сделался внесословной «модной игрушкой» - отныне можно было приобрести дешёвое картонное опахало, расписанное, тем не менее, с великим тщанием. Точно такое, но шёлковое, всего неделю назад видели у графини N! Дамы богатые и пресыщенные заказывали себе веера с лицевыми пластинами из слоновой кости, с золотым орнаментом и с экраном из алансонского кружева. Девушки-работницы покупали в магазине точно такой же, но сделанный из самых дешёвых материалов. Среди сюжетов, которые использовались для росписи веерных экранов, лидировали рокайльные сюжеты в духе Галантного Века - пасторальные сцены, цветочные композиции на нежно-голубом фоне, амуры среди облаков и так далее.

И, расставаясь с эпохой пышных юбок, хочется вспомнить знаковых персонажей из стихотворения Некрасова:

«Столичный франт со стеклышком в глазу
И барыня в широком кринолине!».

Иванкина Галина. (с). 2012.

1. Кирсанова Р. «Сценический костюм и театральная публика в России XIX века». 1997.
2. Каталог выставки «Императорские веера из Эрмитажа». 1997.
3. Материалы интернет-сообщества antique-fashion .