В каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и природы и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением?
M. Ю. Лермонтов, 1837
Пояснение.
В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Лирический герой стихотворения М.Ю. Лермонтова связан с природой незримыми узами, в единстве с природой находит гармонию и покой:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...
Многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами природа у Тютчева. Его лирика проникнута восторгом перед величием и красотой природы:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Стремясь показать зримые и незримые связи человека и природы, Фет создает циклы стихотворений: "Весна", "Лето", "Осень", "Снега" и др. Романтический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счаст-ливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Таким образом, в стихотворениях Лермонтова, Тютчева, Фета тема природы имеет сходное звучание: человек связан с природой духовно, природа живо откликается на внутренне состояние человека, а человек черпает в ней силы и вдохновение.
В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
Ф. И. Тютчев, 1870
Пояснение.
Последователем Тютчева в раскрытии темы любви можно считать и Блока. В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» поэт проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь - всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Поражает отношение лирического героя к возлюбленной: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Герой, несмотря на расставание, называет свою возлюбленную «милой», «нежной», что говорит о его способности любить жертвенно, полнокровно.
Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Блок.
Каковы особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева и лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?
Ф. И. Тютчев, 1857
Пояснение.
Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.
Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. Так, в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Романтический герой Тютчева обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счастливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой.
В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании - радости, сча¬стье, любви:
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало…
…Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова…
Последователем Тютчева и Фета был Сергей Есенин. Его стихотворение «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:
Сам себе казался я таким же клёном…
Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.
В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
А. А. Фет, 1877
Пояснение.
Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча возлюбленной с лирическим героем потрясает нотами трагизма, но тем не менее, эта встреча, голос любимой вселяют надежду, желание жить:
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.
Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», - отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Фет.
В чем своеобразие лирического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
М. Ю. Лермонтов, 1830
Пояснение.
Тема лицемерия и бессердечности людей звучит в «Размышлениях у парадного подъезда» Н.А.Некрасова. Только в отличие от стихотворения Лермонтова тема эта рассматривается под углом политическим: социальное неравенство, заложенное государственным строем России, позволяет процветать жестокости и равнодушию «владельцев роскошных палат» по отношению к крестьянам. Как и лермонтовский нищий, ждущий подаяния у святой обители, мужики Некрасова пришли к парадному подъезду с прошением. И ждала их та же участь. Никто ради них вельможу тревожить не стал. Словно камень в руках нищего, лишивший его надежды, захлопнулась перед «деревенскими русскими людьми» дверь парадного подъезда.
Похожее звучание темы находим и в стихотворении А.Блока «Фабрика». Фабрика - это символ порабощения человека человеком, это адская машина, поглощающая людей:
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Так, в поэзии разных эпох звучит «вечная» тема зла, бессердечия, царящих в мире, крушения надежд и разочарования в людях, которые как самые разумные существа на Земле должны быть иными: милосердными и отзывчивыми.
Каковы основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и каких русских поэтов можно назвать продолжателями его традиций?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
М. Ю. Лермонтов, 1831
Пояснение.
Тема жизни и смерти - вечная в литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. Так, в стихотворении «И скучно и грустно…» поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит перейти в какое-то другое измерение. Лирический герой хоть и говорит об этом с грустью, но без страха: смерть – естественное явление, не надо жалеть о жизни, растраченной впустую:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...
Лирический герой стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу» тоже оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»). У Есенина, как и у Лермонтова, конечность человеческого бытия звучит пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.
Подходы Лермонтова к раскрытию темы Родины можно проследить и в творчестве Блока. Родина таинственна и необычайна. Она разная. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Оба автора не только поэтизирует свою Родину, но видят в ней и недостатки: «дрожащие огни печальных деревень», «говор пьяных мужичков». Но ведь когда любишь, часто не можешь дать ответ: за что. Эта необъяснимая связь с Родиной, как кровная связь с матерью.
Тема героя-бунтаря, раскрытая Лермонтовым в стихотворении «Парус», продолжена в творчестве Пастернака. В стихотворении «Гамлет» лирический герой Пастернака старается отыскать не только своё собственное содержание жизни, а и смысл жизни всего мира. В основной части стихотворения мы ощущаем напряжённую борьбу, которая происходит в душе героя. Это борьба с сумраком ночи.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Так и лермонтовский парус рвётся, ищет, рискует быть изорванным ветром, но всё равно стремится вперёд, хотя и не видит, к чему плыть, что ждёт впереди.
В каких произведениях русских поэтов звучит тема художника и эпохи? В чём эти произведения можно сопоставить с «Разговором книгопродавца с поэтом»?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
Разговор книгопродавца с поэтом (фрагмент) Книгопродавец Итак, любовью утомленный, Наскуча лепетом молвы, Заране отказались вы От вашей лиры вдохновенной. Теперь, оставя шумный свет, И муз, и ветреную моду, Что ж изберёте вы? Поэт Книгопродавец Прекрасно. Вот же вам совет; Внемлите истине полезной: Наш век - торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет. Что слава? - Яркая заплата На ветхом рубище певца. Нам нужно злата, злата, злата: Копите злато до конца! Предвижу ваше возраженье; Но вас я знаю, господа: Вам ваше дорого творенье, Пока на пламени труда Кипит, бурлит воображенье; Оно застынет, и тогда Постыло вам и сочиненье. Позвольте просто вам сказать: Не продаётся вдохновенье, Но можно рукопись продать. Что ж медлить? уж ко мне заходят Нетерпеливые чтецы; Вкруг лавки журналисты бродят, За ними тощие певцы: Кто просит пищи для сатиры, Кто для души, кто для пера; И признаюсь - от вашей лиры Предвижу много я добра. Поэт Вы совершенно правы Вот вам моя рукопись. Условимся. |
А. С. Пушкин, 1824
Пояснение.
Поэт у Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю, заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических атрибутов и отказывается воспевать «красу долин, небес, и моря, и ласку милой».
Н. А. Некрасов в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...» противопоставляет два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, - незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский, и поэт мести и печали. Он, обличитель толпы, вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут хулы и гоненья:
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой
Через поэзию Некрасова проходит образ оратора, трибуна. Его поэтическое «я» - это не собирательный образ поэта, это именно сам Н. А. Некрасов. Поэт часто одинок и находится в постоянном конфликте с толпой, которая не понимает и не принимает его стихов, высмеивает поэта. Путь человека, решившего служить народу, тяжел - он может остаться для своих читателей безвестным, его клянет толпа, не жалуют современники, да, этот путь воистину тернист:
Свой венец терновый приняла,
Не дрогнув, обесславленная Муза
И под кнутом без звука умерла.
Истинный поэт очень часто не понят обществом, котором он хочет подарить свои вдохновение, мысли, стихи. не деньгами, не тиражами измеряется труд поэта, а сознанием того что он «чувства добрые..лирой пробуждал», но он остается непонятым.
М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Пророк» развивает мысли одноименного пушкинского произведения. Если Пушкин основное внимание сосредоточил на том, какими качествами должен обладать поэт-пророк и как они мучительно даются, то лермонтовский герой в начале стихотворения уже обладает «всеведеньем», которое дает ему право провозглашать людям "любви и правды чистые ученья". Он хочет пробудить в них стремление к лучшей жизни, желание избавиться от «злобы и порока». Но его гуманные искренние слова не вызывают отклика в обществе, погрязшем в грехе и разврате.
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В своей благородной миссии пророку приходится терпеть насмешки, унижения, жестокость, изгнание. Пророк чувствует себя свободным только в прекрасном мире природы, полном гармонии, но он вновь возвращается к людям, ибо не может отказаться от своего назначения, трудной и благородной миссии. Значит, пророк не покорился судьбе, не отказался в угоду «могущественным старцам» от идеалов любви и справедливости. Таким должен быть истинный поэт, не отступающий перед трудностями и гонениями. Поэт в стихотворении А. С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» тоже остается непобежденным, потому что:
Не продается вдохновенье,
но можно рукопись продать.
В каких произведениях русских поэтов авторы размышляют о предназначении поэта и в чём эти произведения можно сопоставить с приведённым фрагментом «Поэта и Гражданина»?
Поэт и гражданин (фрагмент) Гражданин Нет, ты не Пушкин. Но покуда, Не видно солнца ниоткуда, С твоим талантом стыдно спать; Ещё стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать... Гроза молчит, с волной бездонной В сияньи спорят небеса, И ветер ласковый и сонный Едва колеблет паруса, - Корабль бежит красиво, стройно, И сердце путников спокойно, Как будто вместо корабля Под ними твёрдая земля. Но гром ударил; буря стонет, И снасти рвёт, и мачту клонит, - Не время в шахматы играть, Не время песни распевать! Вот пёс - и тот опасность знает И бешено на ветер лает: Ему другого дела нет... А ты что делал бы, поэт? Ужель в каюте отдаленной Ты стал бы лирой вдохновенной Ленивцев уши услаждать И бури грохот заглушать? Пускай ты верен назначенью, Но легче ль родине твоей, Где каждый предан поклоненью Единой личности своей? Наперечёт сердца благие, Которым родина свята. Бог помочь им!.. а остальные? Их цель мелка, их жизнь пуста. Одни - стяжатели и воры, Другие - сладкие певцы, А третьи... третьи - мудрецы: Их назначенье - разговоры. Свою особу оградя, Они бездействуют, твердя: «Неисправимо наше племя, Мы даром гибнуть не хотим, Мы ждём: авось поможет время, И горды тем, что не вредим!». Хитро скрывает ум надменный Себялюбивые мечты, Но... брат мой! кто бы ни был ты, Не верь сей логике презренной! Страшись их участь разделить, Богатых словом, делом бедных, И не иди во стан безвредных, Когда полезным можешь быть! Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой… |
Н. А. Некрасов, 1856
Пояснение.
Тема поэтическоо творчества звучит в стихах Пушкина и Лермонтова, Пастернака и Цветаевой, Высоцкого и Самойлова. В. Маяковский считает поэта «глашатаем», «главарем». Пушкин в стихотворении «Пророк» заявляет о миссии поэта быть проводником божьей воли на земле. Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами и приходит к своему трактованию поэтического предназначения. Хандра, вялость поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни.
Монологи Гражданина, обращенные к Поэту, проникнуты глубоким патриотическим чувством, в них звучит призыв к борьбе. Как сын не может смотреть на горе и страдание матери, так и поэт не может спокойно взирать на тяжелое положение родины. И Гражданин провозглашает высокий идеал служения отечеству:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...
Источник: ЕГЭ по литературе 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
В каких произведениях русских поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8-B12; C3, С4.
А. А. Фет, 1850
Пояснение.
Тема любви - одна из излюбленных тем русской литературы. Трепетные образы любимой созданы А. С. Пушкиным, Ф. И. Тютчевым, А Блоком. Любовь - таинство, неподвластное разуму, данное свыше. Любовь возвышает, делает человека чище. Именно любовь как таинство и преобразующую силу мы видим в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье», в стихотворении Блока «Незнакомка». В этом они созвучны фетовскому ««Шёпот, робкое дыханье…»
Источник: ЕГЭ по литературе 26.05.2014. Основная волна. Вариант 301.
В каких стихотворениях отечественных авторов звучит тема поэтического творчества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.А. Кострова?
Пояснение.
Тема творчества - традиционная тема русской поэзии. К ней обращались Пушкин и Лермонтов, Маяковский и Ахматова, Пастернак и Высоцкий. А. С. Кушнер считает лучшими минутами для творчества минуты душевного равновесия, тогда художник правдив, он не под властью раздражения и собственных страстей, поэтому и на читателя не выплеснет лишнего безумства.
Мотив единства жизни и творчества - один из ведущих в лирике Пастернака. В его зрелых стихах восхищение красотой «общей лепки мира» соединяется с осознанием ответственности художника перед жизнью и временем. Именно творчество (в том числе и творчество собственной жизни, о чем - роман «Доктор Живаго») оправдывает существование человека на этой земле. Творчество для Пастернака - это способ выйти за грань земного бытия; вырвавшись из оков пространства и времени, приблизиться к высшему, божественному началу в себе.
В этом взгляды двух поэтов совпадают.
В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.
Пояснение.
Тема природы красной нитью проходит через творчество А. Фета, Ф.И. Тютчева.
Стихотворение А. Тарковского можно сопоставить со стихами Тютчева, для которого природа также – это отражение внутренней жизни человека, его мыслей и чувств.
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездумный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа в стихах Тютчева предупреждает об опасности, предсказывает будущее. Примерами стихотворений, в которых нетрудно заметить перекличку со стихотворением Тарковского, могут стать стихи: «Как хорошо ты, о море ночное…», «Как весел грохот летних бурь…» и др.
Источник: ЕГЭ 05.05.2015. Досрочная волна.
В каких стихотворениях отечественных авторов звучит военная тема и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Ю. И. Визбора?
ВОЕННЫЕ ФОТОГРАФИИ Доводилось нам сниматься И на снимках улыбаться Перед старым аппаратом Под названьем «фотокор», Чтобы наши светотени Сквозь военные метели В дом родимый долетели Под родительский надзор. Так стояли мы с друзьями В перерывах меж боями. Сухопутьем и морями Шли, куда велел приказ. Встань, фотограф, в серединку И сними нас всех в обнимку: Может быть, на этом снимке Вместе мы в последний раз. Кто-нибудь потом вглядится В наши судьбы, в наши лица, В ту военную страницу, Что уходит за кормой. И остались годы эти В униброме, в бромпортрете, В фотографиях на память Для отчизны дорогой. (Ю. И. Визбор, 1979 ) |
Пояснение.
Тема Великой Отечественной войны звучит в стихотворениях Высоцкого и Окуджавы. Главной мыслью, объединяющей их стихи со стихотворением Ю. Визбора, становится мысль о необходимости победы над врагом. В этом едином порыве встали все на защиту своей Родины. И десятый батальон из одноимённого стихотворения Окуджавы, и ребята, снимающиеся на фронтовое фото, из стихотворения Визбора будут стоять насмерть. Нетрудно заметить перекличку «Военных фотографий» со стихотворением «До свидания, мальчики». Стихотворения берут за живое, когда представляешь уходящих на фронт мальчишек и девчонок, которым впору любить, работать, жить, а не гибнуть от безжалостных пуль врагов.
В каких стихотворениях русских поэтов создан образ весны и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В. А. Жуковского?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-15.
Пояснение.
Природа в стихотворении Жуковского - это воплощение внутреннего мира лирического героя. Подобное же восприятие находим и у Тютчева. Природа в лирике Тютчева жива и неповторима, она имеет свои образы. Весна – время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. Этой теме посвящены стихи: «Весенняя гроза», «Весенние воды». Весна всегда чистая и прекрасная, с ней связаны надежды на обновление. «Лёгкий ветерок», сияние облаков, «Птичка, странник поднебесный» - всё это напоминает герою Жуковского о давних мечтах, которые с приходом весны возрождаются, появляется надежда на что-то неведомое, «очарованное». У Тютчева в стихотворении «Весенние воды» очень похожие образы: птицы – «молодой весны гонцы», пробуждающиеся вешние воды.
В каких стихотворениях отечественных авторов звучит тема поэта и поэзии и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Я. П. Полонского?
Пояснение.
Тема поэта и поэзии традиционна для русской поэзии. К ней обращались А. С. Пушкин («Пророк», «Памятник»), М. Ю. Лермонтов («Поэт»), Н. А. Некрасов («Поэт и гражданин») и другие.
Быть чутким барометром современности, послушным эхом общественных настроений - так мыслил себе Полонский высокое назначение поэта.
Картины социального зла, бедность и бесправие народа, судьба человека не могут оставить равнодушным настоящего поэта, потому что он призван служить людям. Поэт, подобно нищему старцу, готов поделиться самым сокровенным:
И душу делит пополам
С такими ж нищими, как сам...
Н. А. Некрасов сравнивал свою Музу с крепостной крестьянкой, которой знаком «бич» хозяев жизни. Вот почему Некрасов основным назначением поэта считает борьбу за освобождение угнетённых.
А. С. Пушкин в стихотворении «Памятник» вторит в унисон Полонскому, что славу поэту сулит его служение народу, его стремление пробуждать «чувства добрые» и призывать «милость к падшим».
В каких произведениях русских поэтов звучит патриотическая тема и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. Н. Апухтина?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 8-12, 15, 16
РАССВЕТ Видали ль вы рассвета час За ночью тёмной и ненастной? Давно уж буря пронеслась, Давно уж смолкнул гул ужасный, Но всё кругом ещё хранит Тяжёлый след грозы нестройной, Всё ждёт чего-то и молчит!.. Всё полно мысли беспокойной. Но вот у тучи роковой Вдруг прояснился угол белый; Вот за далёкою горой С востока что-то заалело; Вон там повыше брызнул свет. Он вновь исчезнет ли за тучей Иль станет славный и могучий Среди небес?.. Ответа нет... Но звук пастушеской свирели Уж слышен в тишине полей, И воздух кажется теплей, И птички ранние запели. Туманы, сдвинувшись сперва, Несутся, ветром вдаль гонимы. Теперь таков наш край родимый, Теперь Россия такова. (А. Н. Апухтин, 1858 ) |
Пояснение.
Для русской поэзии патриотическая тематика традиционно всегда связывалась с гражданским пафосом и с восхищением красотой родной природы. Стихотворение Апухтина - прежде всего лирическое раздумье о родине. В стихотворении «Рассвет» перед читателем проносятся картины динамично меняющейся природы: пронеслась буря, вдали «прояснился угол белый», «заалело», «бразнул свет», который тут же может исчезнуть. Так и Россия, быстроменяющаяся, порой непредсказуемая, но, бесспорно, прекрасная и любимая. В этом смысл последних строк стихотворения.
«Рассвет» Апухтина можно сопоставить со лермонтовской «Родиной». В стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о любви к русскому народу и заявляет о своей кровной связи с ним, а также о любви к природе. Он вместе с народом переживает его горести и радости, поэтому его любовь «странная». Между строк можно прочитать обращение к следующим поколениям любить Россию такой, какая она есть.
И в стихотворении Тютчева «Умом Россию не понять» звучит та же тема. Родина, со всеми её достоинствами и недостатками, единственная и достойна любви.
В каких произведениях русских поэтов отображена красота любовного чувства и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением И. А. Бунина?
Пояснение.
Тема любви занимает ведущее место в русской поэзии. Именно в любовных стихах полнее раскрывается характер лирического героя поэта, именно здесь он почти тождествен автору. Юношеству свойственны активность, желание изменить весь мир, вера в собственные силы, подкрепляемая максимализмом. Именно об этом вспоминает лирический герой стихотворения И. А. Бунина. Когда ты молод и влюблён, «мечты … толпятся - как стада оленей». Когда ты молод и влюблён, твой сон «блаженный».
В стихотворении «Любить иных - тяжелый крест» Пастернак считает любовное состояние самым ценным, что есть у человека, ибо только в любви люди проявляют самые лучшие свои качества. «Любить иных - тяжелый крест…» - гимн любви, ее чистоте и красоте, ее незаменимости и необъяснимости.
Подобное звучание приобретает любовь в стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Любовь к женщине настолько сильна, что способна воскресить к жизни:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В каких произведениях русской поэзии показано благотворное влияние природы на человека и в чём они схожи со стихотворением В. Н. Соколова?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.
Пояснение.
Стихотворение «Шёл снег...» относится к философской лирике. Следуя традициям Тютчева и Фета, В.Н. Соколов показывает единение человека и природы. Природа отражается на внутреннем состоянии лирического героя. Снег воспринимается как возрождение, ниспосланное свыше, «Серый день» сменяется надеждой на счастье и верой в «светлую мечту».
В стихотворении Ф.И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая» лирический герой чувствует прилив сил, когда природа обновляется после весеннего дождя:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Благотворно действует природа и на лирического героя стихотворения А. А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом». Взошло солнце – проснулась природа и
…душа всё также счастью
И тебе служить готова…
Таким образом, нетрудно заметить общность подходов к раскрытию темы единения человека и природы в стихотворениях Тютчева, Фета и Соколова.
Источник: ЕГЭ по литературе 01.04.2016. Досрочная волна
В каких произведениях русских писателей звучит тема образования и в чём сходство или различие этих произведений со стихотворением Н. А. Некрасова?
ШКОЛЬНИК – Ну, пошёл же, ради Бога! Небо, ельник и песок - Невесёлая дорога… Эй! садись ко мне, дружок! Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь. Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идёшь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош. Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаёк. Или, может, ты дворовый Из отпущенных?.. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый - Не робей, не пропадёшь! Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик. Не без добрых душ на свете - Кто-нибудь свезёт в Москву, Будешь в университете - Сон свершится наяву! Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь! Не бездарна та природа, Не погиб ещё тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, - Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой! (Н. А. Некрасов, 1856 ) |
Пояснение.
В стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник» звучит тема образования. Лирический герой стихотворения с гордостью ставит в пример мальчику великого русского учёного Ломоносова. При этом он замечает, что для достижения успеха на поприще получения знаний надо работать и не ничего не бояться. Вера Некрасова в новую, достойную Русь непоколебима, просвещение же должно способствовать обновлению.
У Ломоносова в «Оде на день восшествия…» Просвещенный монарх Петр I развивал «божественны науки», Россия ожидала «полезны видеть их плоды». Продолжать его дело – значит строить новую Россию, и главная роль в этом великом процессе принадлежит, по мнению Ломоносова, молодому поколению, тем, «которых ожидает Отечество от недр своих», кто должен доказать, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».
О просвещённом монархе Петре I пишет и Пушкин в стихотворении «Стансы», в котором звучит тот же мотив: Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье...
По мнению Пушкина, Петр - «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»- был «вечным» работником - в этом его заслуга перед Отечеством.
Таким образом, произведения Некрасова, Ломоносова, Пушкина, в которых раскрывается тема просвещения, образования, глубоко патриотичны. На благо Родины, для славы России нужно думать о просвещении, чтобы двигать страну вперёд. В отличие от Ломоносова и Пушкина, в творчестве Некрасова эта тема преломляется через призму социального неравенства. Поэт понимает, что ради учебы мальчика его родители пожертвовали своими сбережениями, но верит, что за такими детьми будущее России.
Источник: ЕГЭ - 2017. Досрочная волна
Потому что это – жизнь.
Всё приму, что мчится мимо
По дорогам бытия...
Жаль, что ты неповторима,
Жизнь прекрасная моя.
(А. В. Жигулин, 1976 )
Пояснение.
Размышления о смысле жизни – традиционная тема для русской поэзии.
Так, в стихотворении «Вновь я посетил» А.С. Пушкина звучат размышления о законах человеческого бытия, о будущем. Встреча поэта со старыми соснами и молодой порослью заставляет задуматься о законах бытия. Все старое неизбежно уступает место новому, молодому. Таков непреложный закон жизни, и поэт с грустью принимает его, но готов приветствовать тех, кто идёт следом:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст…
Философский подтекст приобретают стихотворения Сергея Есенина, посвященные теме трагических размышлений о конце жизни. Так, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921г.) – одно из первых в лирике Есенина, в котором прослеживается близость его позиции с пушкинским восприятием движения жизни как «общего закона» бытия («Вновь я посетил…», 1835 г.):
Пояснение.
Тема Родины – одна из центральных тем в творчестве Блока, Есенина, Рубцова, Лермонтова.
Центральный образ стихотворения Блока «Россия» – образ Родины. Он двойственен. С одной стороны, это нищая страна, где «серые избы», «расхлябанные колеи». С другой стороны, это страна огромного внутреннего потенциала, духовных откровений: здесь «невозможное возможно». Примечательно, что Россия предстаёт в стихотворении в образе русской девушки, которая способна пережить и слёзы, и заботы, которая всё преодолеет и станет еще краше:
Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты всё та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
Очень похожий образ возникает в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина».
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Лермонтов, как и Блок, не только поэтизирует свою Родину, но видит в ней и недостатки: «дрожащие огни печальных деревень», «говор пьяных мужичков». Но ведь когда любишь, часто не можешь дать ответ: за что. Эта необъяснимая связь с Родиной, как кровная связь с матерью.
Словарь Я ветвь меньшая от ствола России, Я плоть ее, и до листвы моей Доходят жилы влажные, стальные, Льняные, кровяные, костяные, Прямые продолжения корней. Есть высоты властительная тяга, И потому бессмертен я, пока... Течет по жилам - боль моя и благо - Ключей подземных ледяная влага, Все эр и эль святого языка. Я призван к жизни кровью всех рождений И всех смертей, я жил во времена, Когда народа безымянный гений Немую плоть предметов и явлений Одушевлял, даруя имена. Его словарь открыт во всю страницу, От облаков до глубины земной. Разумной речи научить синицу И лист единый заронить в криницу, Зеленый, рдяный, ржавый, золотой... (А. Тарковский. 1983 г. ) |
Пояснение.
Тема поэта и поэзии традиционная для русской литературы. К ней обращались Державин и Пушкин, Некрасов и Цветаева, Маяковский и Пастернак.
Общим подходом к раскрытию темы в русской классической поэзии стала мысль о высоком предназначении поэта, которому дан великий дар, и этот дар поэт должен употребить во благо людей.
Вспомним, стихотворение «Пророк» А.С. Пушкина. «Шестикрылый Серафим» дал поэту жало вместо языка, чтобы тот «глаголом жёг сердца людей».
У Некрасова тема поэтического творчества тесна связана с темой гражданственности. По Некрасову, у поэта нет права проходить мимо несправедливости и унижения, поэт должен проявлять активную гражданскую позицию в борьбе с угнетателями, ведь Муза поэта – «родная сестра» крестьянки, иссечённой в кровь. Потому поэт должен чувствовать всю людскую боль и служить человечеству.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 8–12, 15, 16.
Пояснение.
В стихотворении «Знамя с Куликова» Ю. Кузнецов обращается к историческому прошлому родной земли, продолжает традиции русских поэтов.
Героическим прошлым своей Родины гордился Пушкин. В «Евгении Онегине» поэт восхищается стенами древнего Кремля:
Вот, окружён своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Сколько гордости и сыновней любви в этих строках! Сколько веры в вели-кое предназначение России!
К истории Куликовской битвы обращается Александр Блок в стихотворении «На поле Куликовом». У Блока, как и у Кузнецова, возникает образ степной кобылицы, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому. Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться.
У Пушкина, у Блока, у Кузнецова нельзя не увидеть главного. У России трудная судьба. Из скольких битв и передряг приходилось ей возрождаться! Но сколько бы лет не прошло, всадник-гонец, уходящий от погони и связывающий разрозненные войска, по-прежнему, как и в былые времена, готов выносить русское знамя из невиданной битвы. Всадник спасал на теле изодранный стяг, «чтоб поздние дети могли латать им великие дали и дыры российской земли». Одно это может искупить многое в кровавой истории Отечества и дать надежду на грядущее.
Билет № 4 В. 1
Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого)
Стихи о назначении поэта и поэзии занимают в творчестве Пушкина значительное место. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина тесно связана с темой свободы в аспекте свободы творчества. Вслед за Ломоносовым, Державиным и Радищевым Пушкин продолжает искать ответ на вопрос о предназначении поэта и о высокой роли творчества. Этой теме посвящены стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).
В «Разговоре книгопродавца с поэтом» поэт-романтик вступает в диалог с книгопродавцем. Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения на вопросы искусства. Книгопродавец становится носителем идеологии «века-торгаша», «века железного», в котором «без денег и свободы нет». Поэт пытается, в свою очередь, сохранить бескорыстность, свободу творчества. Но чтобы быть свободным, надо продавать свой труд:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать...
Таким образом, становится совершенно очевидным факт зависимости свободы творчества поэта от публики.
В поисках защиты творческой свободы искусства от людской жестокости и пошлости А. С. Пушкин обращается к библейским мотивам, а его стихотворения приобретают философское содержание.
Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкин пишет в 1826 году. В основу стихотворения автором положена библейская легенда. Но содержание легенды Пушкин переосмысляет и излагает по-своему.
Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого усталого путника:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...
И если путник опустошен и лишен определенной цели (он «на перепутье»), он бессилен («влачился»), то серафим в своем желании преобразовательной деятельности стремителен и энергичен («явился»). Явление шестикрылого серафима на перепутье можно рассматривать как спасение путника от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу носят осторожный бережный характер:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он...
Моих ушей коснулся он...
Путник приобретает новые ощущения, у него рождается новое мировосприятие. Его зрение становится зорким, а слух сверхчувствительным. Герой стихотворения начинает испытывать страдания, так как «принимает» в себя весь мир, многозвучный и многогранный:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Процесс превращения человека в поэта-пророка продолжается. Но теперь действия серафима становятся более решительными и беспощадными:
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
С какой же целью производит все эти болезненные превращения серафим? Какими качествами он хочет наделить будущего поэта? Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей...». Но за получение способности осуществлять столь важную миссию путнику придется отрешиться от трепетного чувства:
И он мне грудь рассек мечом
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Все эти преобразования должны привести к достижению цели: поэт становится пророком. Назначение
пророка - не быть равнодушным, учить других быть неравнодушными. Строки стихотворения «глаголом жги сердца людей» можно истолковать именно так: очищать мир " от скверны, лжи, предательства, низменных желаний. Слово поэта должно служить добру, пробуждать лучшие чувства в душах людей.
Стихотворение «Эхо» написано А. С. Пушкиным в 1831 году и занимает особое место.
В основу этого стихотворения положен миф о гневной богине Гере, которая велела нимфе Эхо молчать и отзываться на вопросы лишь повторением последних слов.
Поэт переосмыслил содержание мифа. Стихотворение построено как развернутое сравнение: поэт - эхо. Поэту и эху доступна связь с миром: легкость отклика, влюбленность во все голоса жизни. Нет предметов презираемых, отброшенных, все - поэзия. Способность поэта к восприятию многоликости мира объясняется любовью к миру, отзывчивостью. Поэт готов принять мир во всех его проявлениях:
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом…
……………………………
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских петухов...
Сочетания звуков контрастны, но все они открыты и доступны поэту и обнаруживают его могущество, всеведение. Но связь с миром оказывается односторонней, так как мир не шлет отзыва на поэтическое эхо:
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!
Трагедия поэта состоит в том, что поэт влюблен в мир, открыт каждому его движению, но мир к нему равнодушен.
Пушкин приходит к выводу, что поэзия - трудное и ответственное дело, поэт отличается от простых людей тем, что ему дано видеть, слышать, понимать, предчувствовать и предвидеть то, что не может простой смертный. Своим даром поэт воздействует на простых людей, поэтому велика его ответственность перед обществом за то, о чем он будет писать и как будет воздействовать на умы и души своих читателей.
В сонете «Поэт» (1827) Пушкин высказал парадоксальное мнение о природе поэта: душа поэта не чужда ничему человеческому, он может быть погружен в суету мира. Но могучая сила вдохновения, действию которой подчиняется поэт, переводит его жизнь в другое русло, отрывает поэта от суеты. Само начало творческого процесса вдохновлено божеством, сопровождается пробуждением спавшей души поэта:
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел....
Еще одно условие для творчества - одиночество. В своем стремлении к одиночеству поэт не случайно выбирает «берега пустынных волн» - там легче претворять в стихи звуки и чувства, которые переполняют поэта.
В стихотворении «Поэт, и толпа» А. С. Пушкин поднимает проблему взаимоотношений: поэт - толпа. Поэтому для этого стихотворения выбрана диалогическая форма. В стихотворении вновь звучит тема творческой свободы. «Толпа» в стихотворении названа поэтом «чернью». Но это не «простонародье», не «черный народ», это светская чернь - петербургское окружение поэта в 1827-1837 годах. Именно они пытаются диктовать свою волю поэту, пытаются его заставить «петь» под их диктовку. «Чернь» ждет от поэта «смелых уроков»:
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки...
Но толпа готова принимать «смелые уроки» не с целью меняться:
А мы послушаем тебя...
Поэт не берет на себя миссию исправления. К концу стихотворения цель поэзии, назначение поэта становятся очевидными:
Не для житейского волненья
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Утверждение красоты, божественного смысла, своего служения - так определяет свою позицию по вопросу о назначении поэта и поэзии А. С. Пушкин в 1828 году.
В 1830 году А. С. Пушкин вновь обращается к теме поэта и поэзии. Он пишет сонет «Поэту». Поэт становится «царем», он должен жить один и ни от кого не зависеть:
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
«Свободный ум» - гарантия верности пути поэта, он не должен обращать внимание на оценку его творчества.
В 1836 году А. С. Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», который принято называть «Памятником».
В конце жизни А. С. Пушкин осознает себя народным поэтом. Его «Памятник» в некоторой степени продолжает традиции Горация «Exigi monumentum» (то есть «Я воздвиг памятник»), Ломоносова и Державина.
Пушкин начинает свое стихотворение со сравнения: поэзия, нерукотворный памятник - и памятник, воздвигнутый в честь Александра I - Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Различие не только в том, что созданное поэтом является нерукотворным творением в отличие от созданного монумента, но и в том, что поэзия является «непокорной» чьей-либо воле, она обладает независимостью, свободолюбием:
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит...
В то же время Пушкин дает конкретные характеристики настоящему творчеству, свою поэзию он называет «заветная лира», придавая ей тем самым любовь и задушевность. Не менее важным становится и мотив бессмертия поэтического наследия. Главную причину своей долгой жизни в памяти народа Пушкин видит в добре «…чувства добрые я лирой пробуждал». Другим источником посмертной славы поэта становится прославление свободы: «восславил я свободу». И совершенно особое место занимает тема милосердия. Это милосердие к согрешившим, оступившимся, падшим.
Последняя строфа стихотворения подводит итог раскрытию темы поэта и поэзии во всем творчестве А. С. Пушкина. В конце стихотворения есть призыв поэта к его музе. Он просит ее быть послушной «веленью Божию», научиться не реагировать ни на обиды, ни на десть, ни на несправедливый суд. Таким образом, в конце своего творческого пути поэту удалось сформулировать основные требования к подлинной поэзии: свобода, независимость от мнения толпы, исполнение воли Бога.
Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый художественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А.С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит, что «чувства добрые» возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, «встрепенется, как пробудившийся орел».
Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н. А. Некрасов не исключение. Если у Кюхельбекера, Пушкина поэт - «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, идет к людям «глаголом жечь сердца», то у Лермонтова пророк уже другой: он бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэту Некрасова - это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
…………………………………..
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он - ненавидя!
Но его позиция - это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной.
Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), написанное в форме диалога поэта с читателем - гражданином, демократом по своим убеждениям, который предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны - эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила,
меткость,
Тому теперь не должно спать...
………………………………………..
Проснись: громи пороки смело...
………………………………………..
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
………………………………………..
Будь гражданин! Служи искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви...
Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
………………………………………..
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
И в поэзию XIX века входит Муза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Муза - «печальная спутница печальных бедняков», «плачущая, скорбящая», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с поэтом через всю его жизнь:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела -
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила...
В конце жизни поэт, обращаясь к своей Музе, говорит:
О Муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа - и моя!
Поэт уверен, что его Муза не даст «порваться долго» «живому, кровному союзу» между ним «и честными сердцами» даже после его смерти. В стихотворении «Элегия» поэт размышляет о самых острых вопросах современности, о молодежи, о своей судьбе и судьбе народной. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Именно этой тревожной мыслью проникнуто все стихотворение. Но народ, о котором думает, пишет поэт, безмолвствует:
Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта -
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...
Стихотворение «Элегия» - поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Русская классическая литература подарила миру великолепные образцы поэтического творчества. Стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова стали подлинными шедеврами. Одной из главных тем для этих великих мастеров слова была проблема цели и места поэзии в жизни, назначения поэта, его роли в обществе.
А. С. Пушкин всем своим творчеством утверждал единство поэзии и реальной жизни, Для него поэт являлся человеком, наделенным божественным даром. Муза не должна отворачиваться от людей, считая недостойным обращать внимание на простые сюжеты. Поэт для Пушкина - это пророк, способный своим творчеством влиять на общество. Этой теме посвящено стихотворение «Пророк», в котором слышится голос автора, призывающего поэта:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Поэт может видеть и чувствовать то, что недоступно другим. Но он обязан свой дар посвятить людям, а не томиться «духовной жаждою» или уходить в заоблачные высоты грез и мечтаний. Это глубокое убеждение самого Пушкина, который в стихотворении «Памятник» обращается к музе с наставлением;
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
А. С. Пушкин до самой смерти оставался преданным своим убеждениям, вере в высокое предназначение поэзии, силу и способности поэта-гражданина, поэта-пророка.
Эти взгляды полностью разделял и преемник Пушкина М. Ю. Лермонтов. В его творчестве звучат те же мотивы, но время наложило свой отпечаток на стихотворения поэта. В годы реакции судьба поэта была очень тяжела. В стихотворении «Поэт» Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом, который раньше был грозным оружием, верой и правдой служил своему хозяину. А теперь кинжал стал игрушкой, он никому не нужен. Так и поэт утратил свое назначение, променял на золото могучий голос. Раньше слова поэта поднимали дух людей, звучали, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных», Лермонтову больно наблюдать, каким мелким и обманчивым стало поэтическое творчество. Он с горечью спрашивает, надеясь на лучшее будущее:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?..
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Лермонтов сам испытал всю тяжесть положения поэта-про-рока в современном ему обществе. В стихотворении «Пророк» героя ожидает совсем другая судьба, нежели героя одноименного стихотворения Пушкина. Людям не был нужен «Божий дар» пророка, ему приходится жить в лесу, прятаться от людей:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Именно так «ближние» и поступали с Пушкиным и Лермонтовым, жизнь которых оборвал&сь в самом расцвете творческих сил. Погиб Пушкин, пал на дуэли Лермонтов, но в России нашелся человек, ставший продолжателем дела великих художников.
Н. А. Некрасов все свое творчество посвятил русскому народу. Лирика поэта служила для современников образцом гражданственности. Поэт прежде всего должен быть гражданином, говорил Некрасов, служить народу:
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…
Некрасов призывает поэзию быть выразительницей народных интересов. Поэт обязан писать о народе и для народа:
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви…
Эта же тема звучит и в стихотворении «Элегия». Некрасов утверждает, что поэзия не может забыть о страданиях и чаяниях простого народа, потому что именно в этом ее высокое предназначение. Самое достойное для лиры:
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поет.
К народу возбуждать вниманье сильных мира…
Поэзия Некрасова, как и лирика Пушкина и Лермонтова, имела огромное влияние на умы и сердца людей. Эти великие русские поэты подняли поэтическое творчество на недосягаемую высоту, заслужив славу и признание потомков. И слова Некрасова можно смело отнести к каждому из гениальных поэтов России:
Я лиру посвятил народу своему…
Тема поэта и поэзии
В лирике А.С. Пушкина тема поэта и поэзии занимает очень важное место. Вполне понятен интерес Пушкина к этой теме. Один из гениальнейших поэтов мирового значения, прекрасно знакомый с поэзией всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, он написал более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. "Разговор книгопродавца с поэтом", "Пророк", "Поэт", "Поэт и толпа", "Поэту", "Эхо", "Памятник" - вот важнейшие стихотворения Пушкина на эту тему. Кто такой поэт? Каково его место в обществе? Каким должно быть его творчество? Как он должен относиться к окружающему миру? Посмотрим, какие ответы дает Александр Сергеевич на эти нелегкие вопросы. Рассматривая эту тему в лирике Пушкина, мне кажется, что прежде всего нужно обратиться к его шедевру "Пророк". Это стихотворение, написанное в 1826 году, рассказывает читателю о духовных качествах и назначении поэта. Название и содержание произведения говорят нам об использовании Пушкиным библейской легенды о пророке Исайе, который находится в отчаянии, видя порочность людей, и чувствует себя оскверненным. Герой стихотворения находится в удрученном состоянии, он томим "духовной жаждой", и тут ему является посланник Божий шестикрылый серафим". Он наделяется необычной для человека остротой видения: Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. А далее: Моих ушей коснулся он, - И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дальней лозы прозябанье Теперь поэт одарен тонким чувством восприятия жизни, он избавлен от сомнений и страха, но этого мало: И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул Итак, поэт, по мнению Пушкина, должен стремиться к знанию и моральной чистоте, он должен обладать гениальной прозорливостью, способностью видеть и понимать то, что часто недоступно обычным людям, а главное, даром речи, душой, способной глубоко чувствовать и переживать. Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой, - возлагают на него трудную задачу. Его миссия - "глаголом жечь сердца людей", то есть нести людям правду, бороться со злом, способствовать прогрессу жизни, пробуждать в душе человека лучшее, что есть в нем. Стихотворение "Эхо" также немаловажно рассмотреть для более ясного понимания мыслей Пушкина о поэте. Написанное в 1831 году, оно отражает настроение поэта в момент наибольшего обострения отношений его с дворянским обществом. Поэт чувствует себя одиноким среди пустых людей, занятых погоней за ничтожными целями. Светское общество не понимало и не ценило творческой деятельности поэта, было чуждо и враждебно ему. Все стихотворение - это как бы одно большое сравнение: поэт подобен эху. Как эхо откликается на все звуки мира, так и поэт отражает в своем творчестве все явления окружающей его жизни. Но, подобно же эху, поэт не находит отклика своим призывам. 21 августа 1836 года Пушкин написал стихотворение "Памятник". Это произведение как бы является поэтическим выражением многолетних раздумий гениального поэта над вопросами о назначении искусства, о существенных сторонах своего творчества, о своих заслугах перед Родиной и народом. Он говорит о том, что к его "нерукотворному памятнику" "не зарастет народная тропа", то есть народ будет обращаться к его произведениям как к неиссякаемому источнику идейно-нравственных и художественных ценностей. Великий поэт считает, что его ответственная миссия выполнена: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал? Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Поэт обращался ко всем народам своей Родины как к равным членам одной семьи ("и назовет меня всяк сущий в ней язык. И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык"). Памятник поэта вознесся над "главою непокорной" выше Александрийского столпа. Пушкин имел право говорить об этом. Никакие преследования правительства и его прислужников не сломили свободолюбивых взглядов. В идейно-художественном отношении "Памятник" Пушкина стоит неизмеримо выше, чем стихотворения на ту же тему, созданные предшественниками поэта (Гораций, Ломоносов, Державин). Насколько значительнее в общественно-политическом отношении заслуги Поэта (с большой буквы Поэта!) перед народом, отмеченные им в своем "Памятнике": борьба за свободу, защита угнетенных ("падших"), воспитание "добрых чувств". Итак, твердость, решительность, взыскательность, презрение к "суду глупца", к наградам и почестям - вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов. Поэт слышит весь мир и должен быть глух только к мнению "непосвященных". Именно верность этим принципам и ведет его к бессмертию. Стихотворение "Памятник" является завещанием русской поэзии: Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.