Сборник загадок на разные темы. Загадки на тему « Насекомые »

Начальное общее образование

Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)

Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)

Русский язык

Проверочная работа по русскому языку для 2 класса

На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 7 заданий. Ответы на задания запиши в работе. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Дорогие ребята!

Вам предстоит написать проверочную работу по русскому языку. Прежде, чем приступить к выполнению заданий, я рекомендую просмотреть глазами весь материал, это поможет настроиться на работу. Приступая к выполнению задания, не спешите, прочитайте внимательно всю инструкцию до конца. Постарайтесь выполнить правильно как можно больше заданий.

Русский язык. 2 класс. Учебник.
Учебник включает следующие тематические блоки: "Как устроен наш язык", где даются основы лингвистических знаний; "Правописание", где формируются навыки грамотного письма; "Развитие речи", где впервые организуется систематическая работа с текстом, его структурой, а также типами текстов. Содержание учебника позволяет организовать дифференцированное и индивидуальное обучение: помимо материала для обязательного усвоения представлены темы ознакомительного характера.

1. Внимательно прочитай и спиши текст.

    Выполняя первое задание, внимательно прочитай текст.

    Подумай, понятно ли тебе, о чем идет речь в тексте.

    Выясни смысл непонятных для тебя слов (можно спросить у учителя).

    Прочитай каждое слово в тексте. Найди и подчеркни карандашом все «опасные места».

У нашей собаки Альмы родились щенки. Мы назвали их Чапа и Чук. Малыши рыжие и пушистые. Они пищат. Чапа весёлый. А Чук очень серьёзный.

    Еще раз перечитай текст.

    Списывай по одному предложению, диктуя слова по слогам, проговаривая каждую букву.

    Проверь себя: читай написанное тобой и сравни с исходным текстом.

У нашей собаки Альмы родились щенки. Мы назвали их Чапа и Чук. Малыши рыжие и пушистые. Они пищат. Чапа весёлый. А Чук очень серьёзный.

2. Расставь по алфавиту и запиши в алфавитном порядке данные слова: школа, класс, парта, урок, звонок.

Прежде чем приступить ко второму заданию, постарайся вспомнить весь алфавит. Произнеси его про себя или шепотом. Приступая к выполнению задания, не спеши. Произноси шепотом по две буквы подряд по алфавиту: А, Б и смотри на первую букву в словах. Если буква алфавита совпала с первой буквой в слове, то запиши его на строке, если нет, то продолжай. Произноси по 2 буквы из алфавита по порядку до тех пор, пока не запишешь все слова. Не торопись, чтобы не допустить ошибок.

Правильное расположение слов: звонок, класс, парта, урок, школа.

#ADVERTISING_INSERT# 3. Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук.

Выполняя третье задание, вспомните все парные согласные по звонкости-глухости. На ленте букв звонкие согласные расположены в верхней части. При произнесении звонких согласных мы используем голос.

Произнеси про себя или шёпотом все парные согласные по звонкости-глухости, которые являются твердыми: [б/п], [в/ф], [г/к], [д/т], [ж/ш], [з/с].

Затем все парные согласные по звонкости-глухости, которые являются мягкими:

[б"/п’], [в’/ф’], [г’/к’], [д’/т’], [з’/с’].

Не забывай, что есть звонкие согласные, не имеющие пары по звонкости-глухости:

[й’/-],[л/ -], [л’ / -], [м/ -], [м’/ -], [н / -], [н’ / -], [р / -], [р’ / -].

Теперь приступай к выполнению задания. Произнеси слово, назови первую букву и произнеси звук, обозначающий букву. Определи: это звонкий или глухой звук? Если звонкий звук, то подчеркни все слово. Таким образом работай и с другими словами.

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук.Слышишь голос или шум? Если слышишь голос, то звук звонкий, если шум – глухой.

Подчеркнем первое слово – зима, т.к. первый звук [з’] звонкий - мягкий и третье слово – горка, т.к. первый звук [г] звонкий-твердый.

Ответ: Зима, коньки, санки, горка, шапка.

4. Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук.

Тигр, лань, косуля, белка, выдра.

Выполняя четвертое задание, вспомни, что согласные бывают не только звонкие и глухие, но и твёрдые и мягкие. Также вспомни, что есть согласные, которые всегда мягкие – это [й’], [ч’], [щ’].

Произнеси первое слово: тигр . Теперь произнеси слог-слияние: [т’и]. Затем отдельно первый звук: [т’]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим мягкий звук [т’]). Посмотри, что обозначило его мягкость? (гласная и, которая обозначает мягкость предшествующего согласного).

Сделай вывод : если в слове тигр первый звук мягкий, то это слово надо подчеркнуть.

Произнеси второе слово: лань . Теперь произнеси слог- слияние:

[л а]. Затем отдельно первый звук: [л]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим твёрдый звук [л]). Посмотри, что обозначило его твердость? (гласная а, которая обозначает твёрдость предшествующего согласного).

Сделай вывод : если в слове лань первый звук твёрдый, то это слово подчеркивать не надо, приступай к следующему слову.

Произнеси третье слово: косуля . Теперь произнеси первый слог: [к а]. Затем отдельно первый звук: [к]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим твердый звук [к]). Посмотри, что обозначило его твердость? (гласная а, которая обозначает твёрдость предшествующего согласного).

Сделай вывод : если в слове косуля первый звук твёрдый, то это слово подчеркивать не надо, приступай к следующему слову.

Произнеси слово: белка . Теперь произнеси первый слог: [б’э л]. Затем отдельно первый звук: [б’]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим мягкий звук [б’]). Посмотри, что обозначило его мягкость? (гласная е, которая обозначает мягкость предшествующего согласного).

Сделай вывод : если в слове белка первый звук мягкий, то это слово надо подчеркнуть.

Работаем над последним словом. Произнеси слово: выдра . Теперь произнеси первый слог: [выд]. Затем отдельно первый звук: [в]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим твердый звук [в]). Посмотри, что обозначило его твердость? (гласная ы, которая обозначает твёрдость предшествующего согласного).

Сделай вывод : если в слове выдра первый звук твёрдый, то это слово подчеркивать не надо.

Выполняя это задание, старайся правильно вычленять первый звук, который ты наблюдаешь: слово – слог/слог-слияние – звук;

Тигр - ти - [т’]

Лань – ла – [л]

Косуля - ко – [к]

Белка – бел – [б’]

Выдра – выд – [в]

Подчеркнём два слова : тигр, лань, косуля, белка, выдра.

5. Раздели слова на слоги. При делении слов на слоги используй вертикальную линию.

Полёт, удар, Мария, сарай .

#ADVERTISING_INSERT#

Задание 5 требует вспомнить правила деления слов на слоги.

    Слог образует гласный звук.

    В слове столько слогов, сколько гласных.

    Слог начинается с согласного, который стоит перед гласной.

    Слог может состоять из одного звука (гласного) или нескольких звуков (кроме гласного, есть согласный или группа согласных).

    Слог может быть открытым или закрытым.

После того, как ты вспомнил правило деления слова на слоги, приступай к выполнению задания.

Теперь внимательно работай над каждым словом. Прочитай первое слово: полёт . Отметь в нём все гласные: полёт. Сколько гласных отметили?(2) Столько и должно получиться слогов. Проведи вертикальную линию: по/лёт.

Прочитай второе слово: удар . Отметь в нём все гласные: удар. Сколько гласных отметили?(2) Столько и должно получиться слогов. Проведи вертикальную линию: у/дар.

Прочитай третье слово: Мария . Отметь в нём все гласные: Мария. Сколько гласных отметили?(3) Столько и должно получиться слогов. Проведи вертикальную линию: Ма/ри/я.

Прочитай четвёртое слово: сарай . Отметь в нём все гласные: сарай. Сколько гласных отметили?(2) Столько и должно получиться слогов. Проведи вертикальную линию: са/рай.

Если ты всё же затрудняешься разделить слова на слоги, то вспомни, как мы делили слова на слоги в первом классе. Слоги можно пропевать, скандировать, как на стадионе . Можно «прохлопать» слово в ладоши.

Правильно разделить слова на слоги так: по/лёт, у/дар, Ма/ри/я, са/рай.

6. Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой (например, не - бо).

Полёт, удар, Мария, сарай.

Чтобы выполнить задание 6, давайте вспомним правила переноса слов, которые вы уже знаете:

    Слова переносим по слогам.

    При переносе слов нельзя оставлять в конце строки и переносить одну букву.

    При переносе нельзя оставлять и переносить часть слова, которая не составляет слога.

    Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

    Нельзя отрывать букву «й» от предшествующей гласной.

После того, как ты вспомнил правила переноса слов, найди слова, которые нельзя перенести по слогам. Вспомни почему? У нас встречается слово: удар. Слово «удар» делится по слогам так: у/дар, гласный «у» образует слог, но по правилам переноса нельзя переносить или оставлять одну букву на строке. Поэтому это слово мы выписывать не будем. Посмотрим на остальные слова. Можно перенести по слогам слово - полёт? Да, можно. Чтобы не забыть запишите это слово, разделяя для переноса: по-лёт.

Прочитайте слово Мария. Можно перенести по слогам слово - Мария? Да, можно, только для переноса получиться 2 слога, т.к. одну букву «я» мы не можем перенести на другую строку. Чтобы не забыть запишите это слово, разделяя для переноса: Ма-рия.

Прочитайте последнее слово сарай. Можно перенести его по слогам? Да, можно. Чтобы не забыть запишите это слово, разделяя для переноса: са-рай.

Правильная запись: по-лёт, Ма-рия, са-рай.

7. Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно.

в, солнце, тумане, встаёт, зимнем

Выполняя последнее задание, вспомни, что такое предложение.

(Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении всегда связаны между собой по смыслу.)

Расположите слова так, чтобы они стали связаны по смыслу.

Поможет тебе выполнить задание алгоритм действий :

    Подумай, какое слово надо написать первым.

    Установи последовательность слов. Пронумеруй порядок слов.

    С какой буквы начинаем писать предложение?

    Запиши получившееся предложение, не забывая о грамотном написании.

    Что поставишь на конце предложения?

    Проверь, правильно ли ты написал(ла).

Здесь возможно записать предложение по – разному:

Солнце встаёт в зимнем тумане.

Солнце в зимнем тумане встаёт.

В зимнем тумане встаёт солнце.

Встаёт в зимнем тумане солнце.

Встаёт солнце в зимнем тумане.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, - они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически

Что же такое загадка? Это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку.

Загадки развивают наблюдательность, находчивость, сообразительность. Активизируют мыслительную деятельность, учат нестандартному мышлению: видеть в обыкновенном – необыкновенное, а в необычном – обычное. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Любая загадка – это замысловатый вопрос, требующий ответа.

Чтобы успешно отгадывать загадки по биологии, необходимо не только хорошо знать материал школьного курса, но и много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую природу, подмечать все интересное. Загадки, предложенные, в этом сборнике подобраны по темам.

Загадки можно использовать при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы, в процессе обобщения, с целью создания проблемной ситуации, в играх и групповой работе. Ответы на загадки должны поясняться в процессе беседы, или в какой – либо другой форме.

Примеры загадок, используемые на уроках.

Явление природы.

1. Разноцветное коромысло

Над рекою повисло.

(Радуга)

2. Приказало солнце:«Стой,

Семицветный мост крутой!»

Туча скрыла солнце свет –

Рухнул мост, а щепок нет.

(Радуга)

3. Пушистая вата

Плывет куда – то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака)

4. Над тобой, надо мной

Пролетел мешок с водой,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез .

(Туча)

5 . Шел, долговяз, в землю увяз .

(Дождь)

6. Рассыпался горох

На семьдесят дорог,

Никто его не соберет .

(Град)

7. Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поет да свищет .

(Ветер)

8.Заря ключи потеряла,

Месяц пошел – не нашел,

Солнце взошло –

Ключи не нашло.

(Роса)

9. Белая кошка

Лезет в окошко.

(Рассвет)

10. Серое сукно

Тянется в окно.

(Сумерки)

11. Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок.

(Туман) 12. Виден край, да не найдешь.

(Горизонт)

Тип и способ питания у животных.

13. На ромашку у ворот

золотистые глаза.

Кто же это?

(Стрекоза)

14. Выгоняли рога

погулять на луга

и рога вечерком

прибрели с молочком .

(Корова)

15. Есть работники:

ни столяры, ни плотники,

а выстроят плотину –

хоть пиши каротину.

(Бобры)

16. На мели сидит,

Усами шевелит,

А гулять пойдет –

Задам наперед.

(Рак)

17. Вся мохнатенькая,

Сама усатенькая,

Днем спит

И сказки говорит,

А ночью бродит,

На охоту ходит.

(Кошка)

18. Глядишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит.

(Собака)

19. Надели коняшки 20. Хоть они жалят больно

Морские тельняшки. Их работой мы довольны.

(Зебра). (Пчелы)

21. В темном уголке живет,

Шелковую нить плетет,

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался.

(Паук)

22. Лежит замарашка

В щетинистой рубашке.

Хвост крендельком,

Нос пятачком,

Ничем не больна,

А все стонет она.

(Свинья)

23. Лети, пищит,

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

(Комар)

24. Очень много силы в нем,

Ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос

Лет тысячу рос. (Слон)

Витамины.

25 . Лето целое старалось-

Одевалось, одевалось…

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотни одежек

Сложим мы в бочонок.

(Капуста)

26. На сучках висят шары-

Посинели от жары.

(Слива)

27. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали -

Не одну, а десять!

Как ее названье, дети?

(Картофель)

28. Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые, и дети?

(Лук)

29. Хоть прячется Алена

За веточкой зеленой,

Но красная щека

Видна издалека.

(Яблоко)

Способы распространения плодов и семян.

30. На сучке – арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась-

все раскатилось .

(Созревшие семена гороха)

31.Белым, широким, пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек.

(Одуванчик)

32. Коробка запечатана,

А в ней береза спрятана-

С ветками. С сережками.

С белыми одежками.

Коробку ветер носит – где – нибудь да бросит.

(Крылатые плоды березы)

33. Что за диво: плод плюется-

Целым в руки не дается.

(Бешеный огурец)

Плоды.

34. Вот так диковинка!

На ветке - морковина!

Висит, краснеется –

На солнце греется.

(Перец красный, плод ягода)

35. Летом - в огороде

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые.

(Огурцы, плод – тыквина)

36. Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я –

И вот теперь я спелая.

(Вишня, плод – костянка)

37. С ним сдружились мы давно,

Дарит он крупу, и толокно,

И муку, и кашу, и печенье…

Поблагодарим его за угощенье.

(Овес, плод зерновка)

38. Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки – дробинки.

(Горох, плод боб)

Загадки об организме.

· Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги).

· У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем… (Пальцы).

· Что за обедом всего нужней (Язык, зубы).

· За стеной костяной, соловейко, спой. (Язык).

· Около проруби белые голуби. (Зубы).

· Полон хлевец белых овец. (Зубы).

· Без рук стучит, без огня горит. (Сердце).

· Кто целый век в клетке. (Сердце, легкие).

· Не часы, а тикают. (Сердце).

· Что не устаешь всю жизнь делать. (Дышать).

· Между двух светил в сердце один. (Нос).

· Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)

· Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза).

· Два соседа-непоседы, день на работе, ночь на отдыхе. (Глаза).

· Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной. (Глаза).

· Маленький, кругленький, а до неба докинешь. (Глаза).

· Какой узел нельзя развязать. (Нервный узел).

· В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь).

· В какую сеть нельзя поймать рыбу. (В капиллярную).

· Оно много меньше нас, а работает всякий раз. (Сердце).

· Какое дерево растет в легких? (Бронхиальное).

· В маленькие дверцы весь мир входит. (Глаза).

· Сколько весит зрачок? (Зрачок-отверстие в радужной оболочке глаза).

· В какой раковине никто не живет? (В ушной).

· В доме, какого животного располагаются слуховые рецепторы? (В улитке).

Публикации раздела Традиции

Загадочный мир

З агадка - особый жанр народного творчества. С давних пор она была отражением народной мудрости, которой делились с людьми всех возрастов. Загадка учила думать логически, развивала воображение и помогала лучше понимать окружающий мир. «Культура.РФ» вспомнила самых известных собирателей русских загадок, которые кропотливо создавали этот увлекательный фольклорный мир.

Первая печатная подборка народных загадок Михаила Чулкова

Изначально загадки передавались из уст в уста. Интерес к русскому фольклору появился вместе с распространением просветительских идей в середине XVIII века. Просветители обратились к русской истории, изучению национальных особенностей и народных обычаев. Появился даже жанр литературной загадки, распространенный в Европе уже в предыдущем столетии. Его развивали Алексей Дубровский, Александр Сумароков, Михаил Херасков, Ипполит Богданович. Итогом такого увлечения фольклором стала печатная публикация первых народных загадок. Ее вдохновителем и создателем был Михаил Чулков.

Разночинец по происхождению, он сумел подняться от «солдатского сына» до дворянина в Сенате, послужив и лакеем, и даже придворным актером. Михаил Чулков был талантливым литератором, в заслугу которому часто ставят сближение русской литературы с народным творчеством: Чулков напечатал несколько изданий «Славянских сказок», выпустил четырехтомный сборник русских народных песен, занимался воссозданием пантеона славянской мифологии. Наконец, именно он был автором первого романа в русской литературе - «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины».

«Древние русские простонародные загадки» вышли в первом номере одного из издаваемых им журналов, «Парнасский щепетильник», в 1770 году. В журнале было приведено 15 загадок без отгадок, и это было первой подборкой этой занимательной части русского фольклора. Позднее эти загадки практически не перепечатывались, поэтому они в своем роде уникальны.

Родится от воды, растет от огня, и от воды умирает. (Соль)
Мать толста, дочь красна, сын хоробер, а не видно его. (Печь, огонь, дым)
Поутру на четырех, в полдень на двух, а к вечеру на трех. (Человек)
Боярыня, княгиня, весь мир надарила, а сама нагая ходит. (Игла)

И швец, и жнец, и в дуду игрец. Василий Лёвшин

«Одно лето, проведенное в деревне, навело меня на мысль собрать народные загадки, бывшие в таком забросе и почти неизвестные публике» , - записал Садовников в предисловии к изданию. Книга «Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач» вышла спустя четырнадцать лет после труда Даля. В отличие от предшественника, Садовников разграничил загадки и пословицы, дав конкретное определение: «В первых [загадках] отразились взгляды народа на природу и окружающую обстановку; в последних - вся житейская мудрость и нравственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для творческой фантазии народа; в пословице - для его здравого смысла и критики» . Кроме того, он разбил загадки на смысловые группы. В собрание Садовникова, помимо собственных материалов, вошли и загадки Сахарова, и Ивана Снегирева, и Худякова, и Даля. Так он обобщил и приумножил дело сохранения народной загадки.

Много соседей
Рядом век живут,
А никогда не видятся? (Окно)
Выше лошади, ниже собаки. (Седло)
Зимой и летом одним цветом. (Сосна)
Еду, еду - следу нет;
Режу, режу - крови нет;
Рублю, рублю - щепок нет. (Вода)
Кто сидит сорок недель в тюрьме, оттуль навеки выпустят? (Младенец)
Вечером - водой,
Ночью - водой,
А днем - на небеса. (Роса)
Не куст, а листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зима)

Хоть сама - и снег, и лед,

А ухватит - слезы льет.

(Зима)

Наступили холода,

Обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белый

Перестал медведь реветь.

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Зимой)

Есть у зимушки-царицы

Три пригожие сестрицы.

Вместе водят хоровод

Друг за другом целый год.

(Времена года)

Сошли снега,

Шумит вода,

Все оживает.

Когда это бывает?

(Весной)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью)

Тает снежок,

Цветет лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

(Весной)

Наступает до лета,

Приносит много света,

Под снегом воду

Отпускает на свободу.

(Весна)

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой - улей - пчела

Первый мед принесла

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает?

(Весной)

В поле рожь шумит,

Как море.

Соловьи поют на зорях

Травы сочные стоят,

Косари в луга спешат.

(Лето)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

(Летом)

Если на деревьях

Листья пожелтели

Если в край далекий

Птицы улетели.

А у нас на клумбах

Все цветы завяли.

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года,

Как у нас зовется?

(Осень)

Грачи улетели,

Леса пожелтели,

Одни зеленеют,

Лишь сосны да ели.

Дни стали короче

Длинней стали ночи…

Когда это бывает?

(Осенью)

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят -

И летят, летят, летят…

(Осень)

Загадки по теме « Грибы »

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой тонкой и прямой.

(Гриб)

Под кочкою крошка,

Только шляпка да ножка.

(Гриб)

Стоял на крепкой ножке

Теперь лежит в лукошке.

(Гриб)

В лесу, во бору

Стоят стары старички,

На них красны колпачки.

(Грибы)

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой,

Круглый, гладкий и красивый

С ножкой толстой и прямой.

(Подосиновик)

Я в красной шапочке росту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту

Зовусь я …(подосиновик)

А вот кто-то важный

На беленькой ножке

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки.

(Мухомор)

Сорвал красивый гриб в лесу,

Любуюсь на его красу:

Он на белой ножке,

На шляпке - белые горошки…

А люди говорят,

Что в нем опасный яд…

(Мухомор)

Грибы эти вовсе не надо искать.

А если увидим, не стоит их брать.

Почти что на каждой полянке

Растут бледные.. (поганки)

Он в лесу стоял

Никто его не брал,

В красной шапке модной

Никуда не годный.

(Мухомор)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

(Сыроежки)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(Боровики)

Загадки по теме « Деревья, кусты »

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,-

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Елка)

Колкую, зеленую

Срубишь топором.

Колкая, зеленая

К нам приходит в дом.

(Елка)

Почки липучие,

Листья похучие,

Плоды летучие.

(Тополь)

На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки.

(Почки)

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

(Березы)

Зимой и летом

Одним цветом.

(Ель, сосна)

Летом вырастают,

А осенью опадают.

(Листья)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

(Береза)

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

(Береза)

Стоят в поле сестрицы:

Платья белены,

Шапочки зелены.

(Березы)

Богатырь стоит богат

Угощает всех ребят:

Ваню земляникой,

Таню костяникой,

Машеньку орешком,

Петю сыроежкой,

Катеньку малинкой,

Васю хворостинкой.

(Лес)

В шубе летом,

Зимой раздетый.

(Лес)

Весной веселит, летом холодит,

осенью питает, зимой согревает.

(Лес)

Кто умеет говорить на всех языках?

(Лес)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофтачке,

В белом сарафане.

(Береза)

Платье скинула,

А пуговки остались.

(Рябина)

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют.

(Рябина)

Кудри в речку опустила

И о чем она грустит,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(Ива)

Никто не пугает, а вся дрожит

Чуть ветер подует - листвою шуршит.

(Осина)

Вроде сосен, вроде елок,

Но зимою - без иголок.

(Лиственница)

Стоит летом золотая,

Сладким медом налитая.

(Липа)

Загадки по теме « Животные »

До какого места заяц бежит в лес?

(До середины леса: от середины он бежит из лесу)

В одежде богатой

Живет землицей,

Да сам слеповатый

Не видывал солнца.

(Крот)

Боится зверь ветвей моих

Гнезд не построит птица в них.

В ветвях краса и мощь моя,

Скажите быстро, кто же я?

(Олень)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога раскину в широко.

(Лось)

Есть на речке лесорубы,

В серебристо-бурых шубах,

Из деревьев, веток, глины,

Строят прочные плотины.

(Бобры)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

(Заяц)

Быстрый маленький зверек

По деревьям скок-поскок.

(Белка)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

(Белка)

По деревьям скок да скок -

Мелькает рыжий огонек.

(Белка)

Я сознаюсь, виновата:

Я хитра и глуповата.

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком.

(Лиса)

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней?

(У лисы)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)

От врагов его защита

На одежде вся пришита.

Как свернется - не возьмешь.

Вот какой колючий …(еж)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее…(лиса)

Хоть и круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой горстью не возьмешь,

Потому что это…(еж)

Что за зверь

Зимой холодной

Ходит по лесу голодный.

(Волк)

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный.

(Волк)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

(Собака)

Гладишь - ласкается,

Дразнишь - кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит.

(Собака)

Лежит - молчит,

Подойдешь - заворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает.

(Собака)

Почему собака лает?

(Потому что говорить не умеет)

Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком.

(Кот)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается

А с водой не знается.

(Кот)

Глазищи, усищи, хвостище,

А моется всех чище.

(Кошка)

Кто родился с усами?

(Котенок)

Хвост крючком,

Нос пятачком.

(Свинья)

Лежит на постилке

Живая копилка,

А 12 пятачков

Не внутри, а у бочков.

(Свинья с поросятами)

По горам, по долам,

Ходит шуба да кафтан.

(Баран)

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова.

(Коза)

Борода да рожки

Бегут по дорожке.

(Козел)

Голодна - мычит,

Сыта - жует.

Малым ребятишкам

Молоко дает.

(Корова)

Загадки на тему « Насекомые »

Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик.

(Стрекоза)

Не зверь, не птица,

А нос как спица.

(Комар)

На поляне возле елок

Дом построен из иголок

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

(Муравьи)

За пнем - бугорок, а в нем - теремок.

(Муравейник)

Домовитая хозяйка

Пролетает над полянкой

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

(Пчела)

От цветка к цветку порхает,

Утомится - отдыхает.

(Бабочка)

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног - без копыт.

Летит - воет,

Сядет - землю роет.

(Жук)

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг!

Мастер в шелке знает толк,

Покупайте, мухи, шелк!

(Паук)

Восемь ног, как воскмь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, муки, шелк!

(Паук)

Одежды не шью,

А тку и плету,

Не ткани, сети,

Всем мушкам на беду!

(Паук)

Летит - говорит,

А сядет - молчит.

(Оса)

С ветки на тропинку

С травки на былинку

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка.

(Кузнечик)

С ветки - на травинку,

С травинки - на былинку

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка.

(Кузнечик)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья,

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

(Бабочки на лугу)

Шевелись у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел.