Реформы в культурной сфере петра 1. Социально-культурные преобразования Петра I в культуре

Особенность культурной политики при Петре I: государь поощрял сферы, необходимые для государства: создание новой системы просвещения, развитие науки, светского искусства, изменения в быту.

Просвещение и наука. Реформы требовали большого количества образованных людей. Молодых дворян отправляли на учёбу за границу. В 1701 г. открыты Навигацкая школа (позднее – Морская академия), Артиллерийская школа , в 1707 г. – Медицинское училище , в 1712 г. – Инженерная школа . Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 «цифирные школы». Появились новые учебники: «Арифметика» Л.Ф. Магницкого (1703 г.). Поскольку многие дворяне учились неохотно, Пётр запретил им жениться до окончания обучения. Появились школы для детей рабочих и солдат. Образование стало светским. Богословские предметы отошли на второй план, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело и т.д. В 1708 г. страна перешла с церковнославянского шрифта на более простой граждан-ский шрифт.

В 1700 г. Пётр ввёл летоисчисление по европейскому образцу – не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Началом года стало 1 января. С 1703 г. стала выходить печатная газета «Ведомости » (с 1728 г. – «Санкт-Петербург-ские ведомости»), от-крылся первый музей в Петербурге – «Кунсткамера ». В 1714 г. в Петербурге создана первая в России государственная публичная библиотека.

В 1724 г. Пётр издал указ об учреждении Академии наук (открыта в 1725 г. после смерти царя). А. И. Манкиев написал «Ядро российской истории». При участии Петра I написана история Север-ной войны («Гистория Свейской войны »). Пётр организовал регулярное почтовое со-общение. Царь намеревался проложить торговый путь в Индию. Он направил экспедиции в Среднюю Азию. Были составлены карты Каспийского, Аральского и Азовского морей. Русские земле-проходцы достигли Курильских островов.

Общественная мысль. Центральной проблемой общественно-политической мысли являлся вопрос идеологии абсолютизма. Принципы абсолютизма были разработаны Ф. Прокоповичем («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»). Экономист И. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» ратовал за дальнейшее развитие экономики. Поэт А. Кантемир вы-смеивавал в стихах противников реформ.

Во главе противников реформ Петра стоял его сын царевич Алексей. Реформы Петра обличались в произведениях старообрядцев, в «прелестных письмах» донского казака Никиты Голого .

Архитектура. В 1703 г. на-чалось строительство Петербурга. Были приглашены иностранные архитекторы: Ж. Леблон, Д. Тре-зи́ни, Б. Растрелли и др. Петербург XVIII в. строился как типичный западноевропейский город. Пётр решил: «Петербург будет второй Амстердам». Это был пер-вый город России, застройка кото-рого велась по заранее разрабо-тан-ному плану. Утверждается архитектур-ный стиль русское барокко. Барокко – направление в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи), которому свойственны контраст-ность, динамичность, стремление к пышности и величию. Заимст-вуются элементы западноевропейской архитектуры (готи-ческий шпиль). Петербург строился на болотистых берегах Невы в кратчайшие сроки в условиях сурового климата.

От голода и непосильной работы погибло множество людей. По словам Н. М. Карамзина, «Петербург основан на слезах и трупах». Известны стихи польского поэта А. Мицкевича:

Рим создан человеческой рукою,

Венеция богами создана,

Но каждый согласился бы со мной,

Что Петербург построил Сатана…

Важнейшие архитектурные памятники Петербурга того времени:

Лет-ний дворец Петра I, Петропавловский собор (Д. Трезини );

Здание Две-надцати коллегий (Д. Трезини, М.Г. Земцов );

Меншиков дворец (Дж.-М. Фонтáна и Г. Шéдель )

Строятся загородные дворцовые ансамбли под Петер-бургом – Петергоф (Петродворец), Ораниенбаум (Ломоносов), Цар-ское Село (Пушкин). Петергоф должен был, по замыслу царя, пре-взойти Версальский дворец французских королей.

В Москве возводятся: Арсенал в Кремле (Д. Иванов, X. Конрад, М. Чоглоков ), Лефортовский дворец (Д. Аксамитов ), Меншикова башня (И. Зарудный ).

Живопись . Ведущее место зани-мают картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Портреты делятся на камерные , в которых художник стремится проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные , подчерки-вающие социальный статус изображаемого человека. Наиболее известные художники:

-И. Н. Никитин («Пётр Первый на смертном ложе», «Портрет канцлера Г. И. Головкина», «Напольный гетман»);

-А. М. Матвеев обучался в Голландии («Автопортрет с женой»).

А. Ф. Зубов создавал гравюры – панорамы Петербурга, батальные сцены из истории Северной войны и др.

Скульптура. Первые скульптуры для Летнего сада были привезены из Италии. К. Растрелли изготовил скульптуры для Петергофа.

Театр. Появляется общедоступный русский театр. В 1702 г. в «Комедийной хоромине» на Красной площади Москвы немецкие актёры разыгрывали пьесы иноземных авторов.

Быт. При-чиной отсталости России царь-реформатор считал пат-риархальный быт. Отвергая ненавистную старину, Пётр возвёл «брадобритие» в ранг государственной политики. За ношение бороды приходилось платить пошлину: дворянам – по 60 руб., купцам – по 100 руб., прочим горожанам – по 30 руб. в год. Уплативший получал медный знак, который носил на шее в доказательство того, что борода оплачена. Крестьяне пла-тили за бороду по одной копейке при въезде в город. Освобождались от уплаты лишь духовные лица.

С целью обратить рос-сиян в европейцев Пётр издал указ о ношении иноземной одежды немецкого или венгерского покроя. Декольтиро-ванные платья надели дворянские жёны и дочери. Пётр предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак. Царь ввёл новые формы досуга – ассамблеи . На них следовало являться с жёнами и до-черьми. Это означало конец теремнóго затворни-чества русских жен-щин. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, галантных манер («политéса »), умения танцевать. Воспитание молодых дворян прохо-дило по учебнику хороших манер, привезённому из Пруссии – «Юно-сти честное зерцáло , или Показание к житейскому обхождению » (1717 г.).

Преобразования в области культуры позволи-ли России вырваться из тисков средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран. Зачастую заимствования из Европы носили характер слепого подражания. Среди русской знати за-родилось низкопоклонство перед западной культу-рой, пренебрежение к русским традициям, обычаям, языку. Преобразования фактически не коснулись крестьянства.

Таким образом , реформы Петра I трудно оценить однозначно.

С од-ной стороны, реформы были непонятны и не-навистны народу, они проводились бессистемно, жестоко, на крепостнической основе. Реформы усилили крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего отставания от развитых стран Запада. В ре-зультате много-численных войн население страны сократи-лось.

С другой стороны, ре-формы нарушили неторопливый ход развития России. Пётр способствовал ускорению экономичес-кого развития, создал промышленность, флот, вывел Россию в число великих держав мира, сблизил с Западом («про-рубил окно в Европу»).

Отношение Петра I к Европе было противо-речивым. Он говорил: «Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом».

В России шёл процесс оформления абсолютной монархии – системы вла-сти, при которой вся её полнота принадлежит одному человеку, стоя-щему во главе государства – царю (императору).

План урока

1.Развитие науки.

2.Реформа образования.

3.Искусство в 1-й четверти 18 века.

4.Реформа в области быта.

Задание на урок.

Как история России отразилась в культуре н.18 века?

1.Развитие науки.

Развитие экономики спо собствовало разви-тию науки.

1700-создана горнораз-ведочная служба.

1703-открытие медного месторождения на Ура ле.

1706-открыт Аптекарс-кий огород в Москве.

1712-создание А.Нарто-вым 1-о в мире токар-ного станка.

1.Развитие науки.

1707-открыт 1-й госпиталь и медицинская школа.

1702-открыта обсерватория в Москве.

1707-составлена карта звездного неба.

1719-открыта для публичного посещения Кунсткамера.

1724-испытание подводной лодки.

1725-открытие Академии наук.

2.Реформа образования.

Реформы требовали гра мотных специалистов.

Петр начал с посылки дворян за границу,но вскоре в стране появи лись бессословные школы.

В 1701 г в Москве откры-лась Навигацкая шко-ла, где изучались прак тические дисциплины.

Затем появились Инже-нерная, Артиллерий-ская, Медицинская и др.школы.

2.Реформа образования.

Чтобы дворяне не уклонялись от учебы,Петр запретил священникам венчать их без справки об образова-нии.Чуть позже стали появляться школы для дво-рянских детей.

Развитие образования потребовало издания учебни-ков.Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л.Магницкого.

2.Реформа образования.

В 1703 г.Была издана 1-я русская газета- «Ве-домости».

Для облегчения образования в 1710 г.

Петр вместо церковного шрифта ввел более удобный- гражданский.

В н.18 в. художествен-ная культура приобре-ла светский характер и получила поддержку государства.

Большого развития по-лучил жанр портрета. Наряду с приглашен-ными иностранцами большим мастером в этом направлении стал И.Никитин, соз-давший портреты Пет-ра и его соратников.

3.Искусство в 1-й четверти 18 века

Архитектура эпохи создавалась в основном в Петер-бурге.Наряду с иностранцами-Д.Трезини,Б.Растрел-ли работали и русские зодчие-И.Коробов,М.Земцов.

Наиболее знаменитыми сооружениями эпохи были: Кунсткамера,Дворец Меньшикова, Петропавловский собор.

4.Реформа в области быта.

Петр стремился привить в России европейские обычаи.Уже в к.17 в. он стал появляться в европейском платье, которое в 18 в. стало обязательным для го-сударственных служа-щих.

Петр заботился о приви-тии хороших манер среди бояр, обучал из правилам этикета.

4.Реформа в области быта.

Для тех кто не хотел расставаться с рус-ским платьем Петр придумал налоги,нап-ример «Бородовые деньги».

С 1700 г. Россия стала отмечать новый год и вести счет лет по ев-ропейскому образцу.

В стране появились чай,кофе,табак,карто-фель помидоры.

4.Реформа в области быта.

С 1718 г. Петр начал собирать ассамблеи, куда чиновники должны были являться с женами.

На Ассамблеях играли на музыкальных инст-рументах, играли в игры, танцевали вели светские и политические беседы.
























Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петровские реформы вытекали одна из другой и были взаимосвязаны.

Поскольку в стране происходили активные всесторонние реформы, то они требовали подготовки квалифицированных кадров. Подготовку могли обеспечить новые учебные заведения, поэтому стали открываться светские школы, все образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

В 1708 г. Петр I ввел новый гражданский шрифт (вместо кирилловского полуустава). Для печатания научной, светской учебной, политической литературы и др. потребностей были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли и создание сети библиотек. Начала систематически выходить первая русская газета «Ведомости».

Первая русская газета «Ведомости»

Заглавный лист "Ведомостей"

2 января 1703 г. в Москве вышел первый лист печатных русских «Ведомостей» - это была первая русская газета, напечатанная церковно-славянским шрифтом. Полное ее название «Ведомости, о военных и иных делах, достойных значения и памяти, случившихся в Московском Государстве и в иных окрестных странах». В течение года вышло 39 номеров объемом от 2 до 7 листов, но сроки выпуска газеты были произвольными.

Вот что было написано в первом ее номере (отрывок):

«На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортир вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов; гаубицы бомбой пудовые и полупудовые; мортиры бомбой девяти, трех и двухпудовые и меньше. И еще много форм готовых, великих и средних к литью пушек, гаубиц и мортир. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, более 40,000 пуд лежит.

Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили.

В математической штурманской школе более 300 человек учится и добре науку приемлют.

Из Персии пишут: индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей не мало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем.

Из Казани пишут: на реке Соку нашли много нефти и медной руды; из той руды медь выплавили изрядно, отчего чают не малую быть прибыль московскому государству.

Из Сибири пишут: в Китайском государстве иезуитов весьма не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертью казнены.

Из Олонца пишут: города Олонца поп Иван Окулов, собрав охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свейские - ругозенскую и гиппонскую, и сумерскую, и керисурскую заставы. А на тех заставах шведов побил многое число… и соловскую мызу сжег, и около соловской многие другие мызы и деревни, дворов с тысячу, пожег же…».

Другие реформы в области культуры

В 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 г. Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым написанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы были исключены: «кси» Ѯ , ѯ и «пси» Ѱ , ѱ . В русский язык вошли 4.5 тысячи новых, заимствованных из европейских языков, слов.

Развитие промышленности и торговли повлекло изучение и освоение территории и недр страны – организовываются крупные экспедиции. Одновременно с этим появляются технические новшества и изобретения, особенно в горном деле и металлургии, в военной области. Активно изучаются математика и механика, география и ботаника, физика и химия, астрономия и «рудознатство». Казаки-землепроходцы открывают новые земли в Сибири. Например, по инициативе Петра I в 1725 г. через Сибирь к Тихому океану отправилась первая Камчатская экспедиция во главе с принятым на русскую службу датским капитаном-командором Витусом Берингом и его помощником навигатором А. Чириковым, а также лейтенантом флота М. Шпанбергом.

Витус Беринг

Началось изучение вулканов Камчатки. Первые сведения о «горелых сопках» (вулканах) на Камчатке были сообщены русскими казаками и промышленниками, поселившимися на Камчатке в конце ХVII в. Планомерные исследования природы и вулканов Камчаткиотносятся к первой четверти ХVIII в. Крупные вулканы Шивелуч, Ключевской и Авачинский были нанесены на карту Северо-Востока Азии и Камчатки, составленную в 1725-1730 гг.

Пишется ряд важных работ по истории. Кунсткамера, созданная Петром I, положила начало коллекций. Сбор письменных источников и летописей, грамот положил начало музейного дела в России.

Кунсткамера

Здание Кунсткамеры

Кунсткамера (нем. Kunstkammer - кабинет редкостей, музей), в настоящее время это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, первый музей России, учреждённый императором Петром I в Петербурге.

Музей обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции анатомических редкостей и аномалий.

Строительство Санкт-Петербурга

Изменяется архитектура городов: появляются дворцы, особняки, здания правительственных учреждений. Особое значение имело строительство новой столицы Петербурга. В строительстве принимали участие иностранные архитекторы, а план города разработал сам царь. Создавалась новая городская среда, новые формы быта и времяпрепровождения (театр, маскарады, ассамблеи).

Н.Добровольский "Здесь будет город заложен!"

Петр был основателем нового стиля в русском искусстве - «петровского барокко». В нем естественно сочетались русские народные традиции с лучшими образцами западноевропейского искусства: голландского, французского и английского. Благодаря Петру, в России расцвела деятельность швейцарского архитектора Доминико Трезини , построившего великолепный в Петербурге, Петропавловский собор и здание 12 коллегий . При Петре I началась деятельность Бартоломео Растрелли .

Петр I стремился эффективнее использовать монументальную архитектуру и скульптуру для оформления столичных и загородных резиденций, садов, кораблей, храмов, вельможных дворцов, триумфальных арок и обелисков. Ассамблеи, маскарады, театральные представления, торжественные шествия войск, морские парады, иллюминации, праздничные фейерверки в честь побед - все это требовало масштабного и яркого художественного оформления. Города, крепости начали строиться согласно «генеральным першпективам».

Летний дворец (Санкт-Петербург)

Новое звучание и популярность приобретает портретная живопись. При нем был основан жанр батальной живописи.

В первую четверть XVIII в. делаются попытки создания русского театра, для этого пишутся первые отечественные драматургические произведения.

Вводятся решительные изменения в быту, которые затрагивают практически все стороны жизни: запрещалась одежда с длинными рукавами, она заменялась новой. Старую русскую одежду заменяли камзолы, галстуки, жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики. Запрещалось ношение бороды, что вызвало большое недовольство в обществе. Вводился даже особый «бородовой налог» и обязательный медный знак о его уплате.

Петр I учредил ассамблеи (подробнее смотрите на нашем сайте: , на которых обязательно должны были присутствовать женщины, что повлекло за собой тщательное исполнение «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», а также употребление иностранного языка (преимущественно французского).

В 1702 г. Пётр издал указ, которым запрещалось писать в документах или прошениях уничижительные полуимена (Сенька, Ванька) и устанавливалось указывать имена полностью, а также «на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать». «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству - сия то почесть свойственна царю, — объяснял он.

Указами 1700, 1702 и 1724 гг. Петр запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Между обручением и венчанием должен был быть период не менее 6 недель, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет» — «в том быть свободе».

Важным мотивом в проведении реформ в России стало посещение Петром в составе «Великого посольства» европейских стран. Возвратившись, Петр особенно отчетливо понимает необходимость образования: он направляет молодых способных дворян в Европу изучать различные специальности — в основном для морской науки (по некоторым данным, в петровское время учиться за границу были отправлены несколько тысяч россиян). В то же время открывает в России специализированные учебные заведения: Школу математических и навигацких наук, Инженерную школу и др. (Подробнее об этом смотрите на нашем сайте: Указами Петра было введено обязательное обучение для дворян и духовенства, эта мера была встречена более лояльно, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Такое яростное сопротивление образованию (да и другим нововведениям Петра) могут объяснить его жестокость и насильственные меры, по-другому, видимо, в России не получается.

Не удалась и попытка Петра создать всесословную начальную школу: после его смерти создание таких школ прекратилось, большинство цифирных школ преемниками были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства. Однако неоспоримым является тот факт, что в его царствование были заложены основы для развития образования в России.

Чтобы быстрее преодолеть разобщенность России и Европы, Петр I в 1700 г. переводит Россию на новый календарь – 7208 год (от создания мира) становится 1700-м (от Рождества Христова), а празднование Нового года переносится на 1 января (с 1 сентября).

В 1717 г. выходит книга «Юности честное зерцало» – своего рода учебник этикета.

«Юности честное зерцало»

Оригинальная страница из книги "Юности честное зерцало"

«Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» ).

«Зерцало» состоит из двух отдельных частей. В первой части помещены азбука,таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из Священного Писания. Эта часть похожа на пособие по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, которые Петр ввел в 1708 г. вместо церковно-славянского обозначения.

Вторая часть - правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендуется изучать иностранные языки, учиться верховой езде, танцам и фехтованию. Девушкам рекомендуется учиться смирению, почтению к родителям, трудолюбию и молчаливости.

Практически все аспекты общественной жизни регламентированы: от поведения за столом до государственной службы. Книга помогала формировать новый тип поведения светского человека, который должен избегать дурных компаний, пьянства, мотовства, грубости.

«Юности честное зерцало» было долгие годы руководством правил хорошего тона и поведения в обществе. Книга неоднократно переиздавалась до конца XIX века.

В Петропавловском соборе

Давайте прочитаем ее хотя бы выборочно.

«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великои чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать…».

«В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матере… разве что у кого особливыя слуги, которыя самому ему подвержени бывают…».

«Речи родителей перебивать не надлежит, и ниже прекословить и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать пока они выговорят».

«На стол, на скамью или на что иное, не опиратся, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо».

«Неприлично… руками, или ногами, по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти, или по блюду не чертить…».

«Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай, и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори».

«Всегда время пробавляи в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает».

«Младыи шляхтичь, или дворянин, ежели в езерциции (в обучении) своей совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может доброй розговор учинить, к тому ж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги, прямым придворным человеком быть».

«Отрок имеет быть трезв и воздержен…».

«Младому человеку не надлежит быть резву, и ниже доведыватся (выведывать) других людей тайн, и что кто делает ведать не надлежит, так же чужих писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать…».

«Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознатся не могли, и чтоб можно их от других не знающих болванов распознать…».

«Младыя люди не должни ни про кого худого переговаривать и ниже все разглашать, что слышат…».

«Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядовать…», «…голову держать прямож, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством…».

«Когда тебя о чем спросят, то надлежит тебе отозватца, и дать ответ, как пристойно, а не маши рукою, и не кивай головою, или иным каким непристойным образом, на подобие немых, которыя признаками говорят, или весма ни какои отповеди не дают».

«Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, не жри как свиния, зубов ножем не чисти, около своей талерки не делай забора из костей, над ествою не чавкай, как свиния, не облизывай перстов, когда яси яйцо, смотри, чтоб притом не вытекло. Яишной скорлупы не разбивай, между тем не замарай скатерти, хлеба приложа к грудям не реж».

«Когда (куда) в которое место приидеш, где ядят или пьют, тогда поклонясь поздравь им к пище их. И ежели поднесут тебе пить, отговаривайся отчасти, по том поклонясь приими…».

«…платья своего и книг береги прилежно а по углам оных не разбрасывай, будь услужен, и об одном деле дважды себе приказывать недаваи: и таким образом получишь милость. Охотно ходи в церкви, и в школы, а не мимо их».

«Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдет из устен твоих… неделаи, ни приуготовляи ни каких ссор…».

«Непрезираи старых или увечных людей, буди правдив во всех делах. Ибо нет злея порока в отроке, яко ложь, а от лжи раждается кража, а от кражы приходит веревка на шею».

«Где двое тайно между собою говорят, там не приступай, ибо подслушивание есть безстыдное невежство».

А вот что кажется Петру I наиболее важным: «…почитание родителей, трудолюбие, благочиние, приветливость, милосердие, чистота телесная, стыдливость, воздержание, целомудрие, бережливость, щедрота, правосердие, и молчаливость, и протчая».

«…должни всяких побуждении к злочинству, и всякой злой прелести бегать: яко злых бесед, нечистаго обычая и поступков, скверных слов, легкомысленных и прелестных одежд, блудных писм, блудных песней, скверных басней, сказок, песней, истории, загадок, глупых пословиц и ругателных забав и издевок, ибо сие есть мерзость пред Богом».

«Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить».

«Не порядочная девица со всяким смеется, и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам розиня пазухи, садится к другим молодцам, и мущинам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поет блудныя песни, веселитца и напивается пьяна, скачет по столам и скамьям, дает себя по всем углам таскать и волочить, яко стерва…».

«…ежели которая девица потеряет стыд, и честь, то что у ней остатца может».

«Между другими добродетелми, которыя честную даму, или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, началнеишая и главнейшая добродетель, которая весма много в себе содержит…».

Петровские преобразования в области просвещения и культуры не только способствовали европеизации России, но и подготовили почву для расцвета последующего, «золотого» века русской культуры.

Когда Петр I по возвращении из Европы в 1698 г. начал стричь бороды боярам и укорачивать их длиннополые кафтаны, люди поначалу восприняли это как сумасбродство молодого монарха. Но они ошибались. Петр действительно начал широкую программу культурных преобразований. Бороды и кафтаны стали цветочками, но пошли и ягодки. Уже в 1700 г. у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жестко и решительно царь начал менять внешний облик людей.

В жизнь дворян и горожан стали вводиться не только одежда и обувь европейских образцов (польских, венгерских, французских, немецких) но и парики.

В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летоисчисления в России. Раньше, по старорусскому обычаю, пришедшему из Византии, годы исчислялись от мифического сотворения мира. Новый год начинался 1 сентября. Петр I предписал считать годы, как в христианской православной Европе (Юлианский календарь) - от Рождества Христова, а новый год открывать 1 января. Первого января 1700 г. Россия стала жить по новому календарю. Но для церкви Петр разрешил сохранить старое летоисчисление. В Россию пришли елка, Дед Мороз, январские новогодние праздники.

Вскоре после переноса столицы в Петербург в этих праздниках стали участвовать царская семья, двор, гвардия, все население города. Проходили торжественные церковные службы, а на улицах устраивались елки, веселые гулянья, фейерверки; в домах горожан начинались пиры, в которых нередко принимал участие и царь.

За этим наступили перемены в счете часов. Раньше сутки делились от утра и до вечера. Петр же ввел новое, европейское деление - деление суток на равные 24 часа. Все часы в России, в том числе на Спасских воротах Кремля, стали переделываться. Куранты Спасской башни впервые отбили 9 часов утра 9 декабря 1706 г.

Петр добивался, чтобы общение окружавших его людей было свободным и раскованным, чтобы ушли в прошлое закоснелые старомосковские ритуалы, сложные церемонии, подчеркивавшие важность и родовитость Княжеских и боярских фамилий. Первым пример новым способам общения давал сам Петр. Он запросто общался как со своими сподвижниками, так и с простыми горожанами и даже солдатами. Заходил в их дома, усаживался за стол, нередко становился крестным отцом детей не только знати, но и простолюдинов. Частыми в покоях царя, в домах его соратников стали дружеские пирушки.

С 1718 г. царь ввел в практику общения так называемые ассамблеи - собрания. Они периодически проходили в зимнее время по вечерам в домах богатых и знатных дворян и горожан. На них съезжалось все тогдашнее петербургское общество. Гостей здесь не встречали и не провожали. Каждый, в том числе царь, мог запросто заехать на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, которые стали все больше входить в моду. Молодежь танцевала, развлекалась играми. Государственные мужи вели солидные беседы, решали назревшие дела, купцы, предприниматели обсуждали профессиональные проблемы. В ассамблеях непременно участвовали женщины. Уходили с таких ассамблей «по-английски», не прощаясь.

Другими становились и манеры русских дворян и горожан, появился так называемый «политес», правила хорошего тона. Петр всячески поощрял умение танцевать, свободно изъясняться на иностранных языках, фехтовать, владеть искусством речи и письма. Все это меняло облик высших слоев общества. Вышедшая в 1717 г. книга «Юности честное зерцало» (написана она была по указанию Петра), стала сводом правил хорошего тона - правил внешней культуры и поведения дворянина в обществе. В ней порицалось то, что совсем еще недавно было обычным для самого молодого царя и его друзей, когда они впервые выехали за границу. Там в частности, говорилось о поведении за столом: «сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свинья и не дуй в ушное (от слова уха), чтобы везде брызгало, не сопи егда яси (когда ешь)… Не облизывай перстов (пальцев) и не грызи костей, но обрежь ножом».

При Петре российская жизнь засияла чередой новых праздников и увеселений. Помимо традиционных празднеств, связанных с именами и днями рождения царя, царицы, их детей, появились и новые - день коронации Петра I, день царского бракосочетания, а также ежегодные праздники, посвященные Полтавской битве (27 июня), победам под Гангутом и Грен гамом (27 июля), овладению Нарвой (9 августа), заключению Ништадского мира (30 августа). Особый праздник устраивался в честь учреждения первого и высшего русского ордена Св. Андрея Первозванного (30 ноября).

Частью общего культурного поворота в обществе стали повышение грамотности населения, широкое развертывание книгопечатания, типографского и книгоиздательского дела, появление первых русских публичных библиотек.

При активном участии Петра в России была издана и новая гражданская азбука - вместо устаревшей церковнославянской. Это значительно упростило книгоиздание. Новая азбука просуществовала более двух веков

Старорусские буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами. Теперь единица обозначалась «1», а не буквой «А», как прежде.

Появились новые типографии. В них печатались русские и перевод) н.и учебники, книги по истории, естествознанию и технике, переводы литературных и исторических сочинений античных авторов, в том числе Юлия Цезаря, древнегреческого баснописца Эзопа, римского поэта Овидия. В Москве и Петербурге появились первые библиотеки - общедоступные и бесплатные.

В 1702 г. в культурной жизни страны произошло примечательное событие: встав однажды поутру в один из декабрьских дней, москвичи обнаружили, что около московской типографии продаются какие-то диковинные печатные листы. Так вышла в свет первая в России массовая газета «Ведомости». Она предназначалась не только для царской семьи и высших сановников, как «Куранты» при Алексее Михайловиче. Ее вынесли на улицу. Тираж «Ведомостей» доходил до 2500 экземпляров.

Но вместе с этими новшествами и успехами русской культуры появились и первые признаки чрезмерного и порой необдуманного увлечении всем иностранным, чему пример подавал и сам царь. Достаточно сказать, что русский язык в это время пополнился более чем 4 тысячами новых и иностранных слов. Многие из них были вовсе не обязательны. Письма царя пестрят немецкими, голландскими словами и терминами. Началось настоящее засорение русского языка.

Подражание западной моде привело к тому, что люди порой были вынуждены менять удобную и хорошо приспособленную к русскому климату и одежду на вполне европейские, но неудобные и непрактичные для России наряды. Действительно, какая польза от коротких панталонов, шелковых чулок, фетровых шляп при двадцатиградусных петербургских морозах!

Перемены в культурном облике России коснулись и внешнего вида русских городов. Петр понуждал городские власти строить современные здания, мостить улицы брусчаткой, как в европейских городах. Он в своих указах предписывал в уже существующих городах вносить элементы «правильности» - выносить жилые дома за «красную линию», «строить их не по середь дворов своих», создавать тем самым прямые улицы, добиваться симметричной планировки фасадов зданий. При нем впервые в России загорелись уличные фонари. Конечно, это было в Петербурге. А ранее в Европе только в семи городах - Гамбурге, Гааге, Берлине, Копенгагене, Вене, Лондоне и Ганновере (столице Саксонии) существовало освещение.

Для строительства Петербурга были мобилизованы тысячи работных, посадских людей, государственных крестьян. День и ночь к городу на телегах зимой - на санях везли строительный камень, кровельный материал, доски. Для проектирования и строительства улиц, дворцов, общественных зданий приглашены итальянские и французские архитекторы, инженеры, мастера. Стали создаваться замечательные архитектурные ансамбли - Адмиралтейство, Петропавловская крепость с новым собором, здание коллегий, дворец Меньшикова, здание Кунсткамеры и др.

Культурные преобразования Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя.

Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина. Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта. Царь самолично резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга. К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Быт... Б. И. Куракин

Наука и просвещение… 1. В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди. 2. Были открыты школы: навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, артиллерийская, инженерная, медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных - солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.

Наука и просвещение… 3. Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира. 4. При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения. Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.

Наука и просвещение… 5. Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

Архитектура. Искусство. Литература. 1. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик. 2. Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого.

Архитектура. Искусство. Литература. 3. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга. 4. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя. Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника - «Автопортрет с женой». «Автопортрет с женой» Петропавловский собор

Архитектура. Искусство. Литература. 5. До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы. Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском». 6.Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.

Санкт – Петербург! Уникальным по своему архитектурному облику был Санкт-Петербург, основанный в 1703г. и ставший столицей государства в 1712 году. Петербург был не только любимым детищем царя, но и символом его царствования, выражением эпохи преобразований. От старых городов Петербург отличался строгой планировкой улиц, каменными домами, уличным освещением, обширными парками, площадями и бульварами. Петербург - это принципиально новая архитектура России. В основу ее положен голландский вариант барокко со сдержанным оформлением и со стремлением к максимальной рациональности. Представителем этой тенденции был выдающийся архитектор Д.Терезини. Проспекты, каналы, мосты, парки делают честь искусству, архитектуре, всей петровской эпохе, её мастерам, их талантам и огромному созидательному трудолюбию. Не даром Петербург называют Северной Пальмирой.

Заключение. Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

XVIII век открывается сложной и противоречивой эпохой петровских реформ. Будущий великий преобразователь родился в день Исаакия Далматского, 30 мая 1672 г. от брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Большое и, скорее всего, негативное воздействие на его формирование оказала борьба, которая развернулась при дворе. В 1676 г. умер Алексей Михайлович, передав престол старшему из сыновей - Федору Алексеевичу. Тот правил недолго - умер в 1682 г. Престол оказался в руках родственников царя от второго брака - Нарышкиных. На нем сидел 10-летний Петр.

Среди реформ петровского времени следует выделить реформы в области культуры. Они также вызывали всегда самые противоречивые оценки. Перечислим основные из этих реформ:

В 1700 г. Петр по примеру Западной Европы ввел в России новое летоисчисление - от рождества Христова, а не от сотворения мира, как считали раньше по церковно-византийской традиции. Петр пытался создать первый публичный театр. 2 января 1703 г. в Москве было начато издание первой газеты "Ведомости", которую редактировал сам Петр. Взамен прежнего церковно-славянского был введен новый шрифт. Но особенно большое внимание Петр уделял школе. Первой школой, организованной Петром, была "Школа математических и навигацких наук" в Москве, впоследствии переведенная в Петербург, где в 1715 г. она была преобразована в Морскую академию.

В Москве и Петербурге были открыты инженерная и артиллерийская школы. Во всех губерниях стали открываться "цифирные школы". По приказу Петра в епархиях были открыты церковные школы. Было значительно улучшено преподавание в Московской Славяно-греко-латинской академии. Была открыта и медицинская школа в Москве. При наиболее крупных мануфактурах создавались ремесленные школы. Для улучшения школьного образования создавались учебники.

Большое значение Петр придавал научным исследованиям. Были организованы значительные географические экспедиции, началась интенсивная картографическая работа. Сам Петр создал первую астрономическую обсерваторию и подготовил проект создания Академии Наук. При Петре в России начинают свободно покупать и продавать книгу. Меняется быт, особенно дворянства. Кодексом поведения молодого поколения стало "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов", где были изложены нормы культурного поведения в обществе. Вводятся ассамблеи - собрания знати.

Реформы в области культуры неоднозначны. Нельзя не видеть их прогрессивное значение, но искусственное прививание к русской среде иноземной культуры зачастую приводило к уродливым проявлениям. Этот процесс часто называют европеизацией русской культуры.

Одной нз таких реформ было строительство Петербурга - своего рода феномена русской культуры петровского времени, преломившего в себе многие тенденции и процессы той поры; города, воплотившего в себе саму суть основных идеологических исканий преобразователя России.

Устье Новы, где возник Петербург, с давних времен относилось к Новгородским землям, составляя Спасский погост Водской пятины. Однако по Столбовскому миру все Приневье отошло к Швеции и стало называться Ингерманландией. Тогда же при устье реки Охты был поставлен город-крепость Ниеншанц, ставший важным стратегическим пунктом. Возвращение этих земель, утверждение на них стало одной из важнейших задач России в первый период Северной войны.

Создание и вечное существование Петербурга поэтически отложилось в сознании народа. "Много людей, - рассказывает одна легенда, - в старые годы принимались строить город на невском болоте, но это никому не удавалось, потому что топкое болото поглощало всякий раз постройку. Но вот пришел сюда русский богатырь-волшебник и решил строить город, построил он один дом - поглотила трясина, построил другой, третий - все также исчезают они в болоте. Рассердился тогда богатырь и придумал хитрое, небывалое дело: взял он и сковал на руках вокруг целый город и поставил его на болото; не смогло оно тогда поглотить богатырский город и держит его до сих пор".