Назначение эсминца. Эскадренные миноносцы типа «Замволт

Эскадренный миноносец – класс многоцелевых быстроходных кораблей, предназначенных для борьбы с воздушными, надводными и подводными силами противника. В задачи эсминцев входит эскортирование морских конвоев и соединений боевых кораблей, несение дозорной службы, прикрытие и огневая поддержка морских десантов, наблюдение и разведка, постановка минных заграждений, поисково-спасательные и специальные операции. В XXI веке к «традиционным» миссиям эскадренных миноносцев добавились специфические задания: нанесение ударов по целям в глубине континента с применением высокоточного , ПРО в стратегическом масштабе (Theater Air Defence) и уничтожение объектов на низкой околоземной орбите.


Иногда их презрительно называют «жестянками». Казалось бы, обидное сравнение, но британские моряки, наоборот, гордятся уничижительным прозвищем своих кораблей: ведь «can» (жестянка) звучит для британского уха как «может»! А может эсминец немало…

Маленькие отважные кораблики сражались наравне с линкорами и авианосцами, стойко перенося повреждения от вражеского огня. Пылали отсеки, и разрушался набор корпуса, в бушующем пламени корчилась палуба – но сверкали выстрелы уцелевших орудий, без устали трещали зенитки и с глухим грохотом вонзались в воду торпеды. Эсминец шел в свою последнюю атаку. А когда получал смертельную рану – скрывался в морской пене, так и не спустив флага перед лицом врага.

Памятник миноносцу "Стерегущий" в Санкт-Петербурге. Второй памятник экипажу "Стерегущего" был установлен в Японии - противник проникся уважением к русским морякам

Подвиг миноносца «Стерегущий», который в одиночку принял бой с японской эскадрой у стен Порт-Артура. Когда в живых осталось четверо моряков из 50 человек экипажа, герои последним усилием затопили свой корабль.

Эсминец «Джонстон», который спас американские авианосцы в заливе Лейте. Антенна радара болталась среди снастей, все палубы были засыпаны обломками и разорванными телами моряков. Нарастал крен. Но «Джонстон» упрямо полз вперед, закрывая спасительной пеленой дыма авианосные корабли. До тех пор, пока очередной японский снаряд не выпотрошил машинное отделение эсминца.

Легендарный советский эсминец «Гремящий», героические корабли «Джонстон», «Хоул» и «Самуэл Б. Робертс» … тонущий израильский эсминец «Эйлат» … британский эсминец «Ковентри», отбивающийся от наседающих самолетов ВВС Аргентины … запускающий десятки «Томагавков» эсминец ВМС США типа «Орли Берк»…

Удивительно, но в каждом случае речь идет о совершенно непохожих кораблях – различных по размерам, характеристикам и назначению. И дело совсем не в пресловутой разнице в возрасте – даже эсминцы-ровесники зачастую имеют настолько крупные отличия, что, де-факто относятся к разным классам.

Представление об эсминце, как о «маленьком универсальном корабле» не соответствует действительности. Реальная жизнь далека от каких-либо стереотипов – каждый боевой корабль строится под конкретную задачу; для действий в заранее оговоренных условиях (в прибрежной зоне, в открытых морских районах, в условиях возможного применения ядерного оружия и т.д.); против заранее известного противника (США и Япония подозревали о предстоящей войне на Тихом океане еще с начала ХХ века). Немаловажным фактором являются финансовый потенциал отдельно взятого государства, уровень развития его науки и возможности его промышленности. Все это однозначно задает облик будущего корабля и влияет на определение круга его приоритетных задач.

Предлагаю читателям проверить, какие корабли скрываются за банальной фразой «эсминец» и какие неожиданные решения порой предлагают кораблестроители.

В первую очередь, обязательно отметим, что эскадренные миноносцы бывают «настоящими» и «фальшивыми» . О настоящих эсминцах речь пойдет ниже. Что же касается «фальшивых», то это, чаще всего, скромные корабли, которые по своим размерам и боевым возможностям не соответствуют ни одному из требований, предъявляемых к эсминцам их поколения. В лучшем случае, это фрегаты. В худшем – что угодно, вплоть до ракетного катера.
Тем не менее, легким росчерком пера, и всем врагам назло, они зачислены в почетную касту эсминцев. Типичная пропаганда и стремление казаться лучше, чем есть на самом деле.

«Дешевые понты» обычно заканчивается плачевно – встретив сколь-нибудь серьезного противника, «лже-эсминец» выпускает пар из пробитых бортов и гордо погружается на морское дно.

Знаменитые примеры:

Печально известный эсминец «Эйлат», потопленный египетскими ракетными катерами в октябре 1967 года. Он же - бывший британский эсминец HMS Zealous, спущенный на воду в 1944 году. Справедливо признать, что к моменту вступления в строй, HMS Zealous смотрелся уныло на фоне своих ровесников – американских, японских или немецких эсминцев. Невзрачный, морально устаревший корабль, всего 2000 тонн водоизмещения – маловато для эсминца даже по меркам Второй мировой.


INS Eilat


А вот другие «аутсайдеры» - британские эсминцы типа 42 (более известные, как «Шеффилд»). К концу 1970-х годов деградация флота Её Величества достигла таких размахов, что в эсминцы пришлось зачислить эти несчастные лоханки водоизмещением 4500 тонн – для сравнения, американские и советские эсминцы тех лет были в два раза крупнее, а по боевым возможностям вообще превосходили «Шеффилды» на порядок.
Последствия не заставили себя долго ждать – в ходе Фолклендской войны 1982 года британские реплики боевых кораблей были избиты обычными бомбами с дозвуковых реактивных штурмовиков. Звонкая пощечина флоту Её Величества.
(впрочем, британцы сделали из этой определенные выводы – 2-я и 3-я модификации «Шеффилдов» получились гораздо лучше)


HMS Sheffield после пожара на борту, вызванного попаданием неразорвавшейся ракеты


Теперь, исключив из рассмотрения «фальшивки», перейдем к настоящим эсминцам – замечательным боевым системам, ставшим «грозой морей».

Первый подвид эскадренных миноносцев – эсминцы ПВО.

Название говорит само за себя, корабли ориентированы на борьбу с воздушными целями и, нужно признать, усилия конструкторов не пропали даром. Современные морские ЗРК позволяют контролировать пространство в сотнях километров от борта корабля – при наличии в ордере эсминца ПВО воздушное нападение на эскадру становится крайне рискованной и малоэффективной затеей: даже сверхзвуковая противокорабельная ракета, идущая на предельно малой высоте, не гарантирует прорыв сквозь «несокрушимый щит» эсминца противовоздушной обороны.

Знаменитые примеры:

Идея эсминца ПВО не нова – подобные корабли известны со времен Второй мировой войны. Например, японский эсминец «Акидзуки». Несмотря на серьезное отставание Японии в радиотехнике и системах управления огнем, японцам удалось создать довольно удачный эсминец полным водоизмещением 3700 тонн, ставший одним из лучших эскадренных миноносцев Второй мировой войны. Исключительно мощное зенитное вооружение (не качеством, так количеством – до 60 стволов зенитных орудий всех калибров!) + невероятная автономность по топливу (полного запаса мазута хватало на 8000 миль пути)!


В наше время безусловным фаворитом является британский «Дэринг» (эсминец тип 45). В плане борьбы с воздушными целями «Дэрингу» равных нет. Чего стоит его один супер-радар с активной ФАР или набор зенитных ракет с активной головкой самонаведения, способных достать вражеский самолет ниже радиогоризонта. Красивый, мощный и современный корабль, гордость флота Её Величества.


HMS Dragon (D35) - четвертый посчету эсминец типа 45

Второй подвид – «ударные» эсминцы.

Сюда относятся эсминцы, «заточенные» под уничтожение вражеских кораблей, а также имеющие какие-либо особые способности для огневой поддержки морских десантов или нанесения ракетных и артиллерийских ударов по береговым целям. В наше время их количество стремительно уменьшается – корабли становятся все более универсальными, тем не менее, идея «ударного эсминца» изредка реализуется в виде совершенно фантастических конструкций.

Знаменитые примеры:

Эсминец проекта 956 (шифр «Сарыч»). Ракетно-артиллерийский корабль с автоматическими орудиями калибра 130 мм и сверхзвуковыми ПКР «Москит». Классический ударный эсминец, с ослабленной ПВО и ПЛО.

Второй яркий представитель – китайский эсминец тип 052 «Ланчжоу» (к настоящему времени – морально устаревший). Весьма посредственные возможности в плане противовоздушной и противолодочной обороны, зато на борту «Ланчжоу» целых 16 противокорабельных ракет!


Китайский эсминец Qingdao (DDG-113). Звездно-полосатый флаг - всего лишь жест вежливости во время визита в Перл-Харбор


И конечно же, нельзя обойти вниманием невероятный эсминец «Замволт»! Фантастический стелс-корабль, «серебряная пуля Пентагона» - эйфория вокруг перспективного американского эсминца не стихает уже почти 10 лет. Помимо необычных, футуристических форм, проект привлек к себе внимание общественности необычным составом вооружения – впервые за прошедшие полвека на боевом корабле планируется установить два автоматизированных орудия AGS калибра 155 мм. Скорострельность 10 выстр./мин. Дальность стрельбы высокоточными снарядами – более 100 километров!


Двигаясь вдоль вражеского побережья, невидимый стелс-эсминец будет засыпать порты, прибрежные города и военные базы противника своими шестидюймовыми снарядами. А для «трудных мишеней» на борту «Замволта» предусмотрено 80 УВП для запуска зенитных ракет и крылатых роботов-камикадзе «Томагавк».

Третий подвид – Большие противолодочные корабли или эсминцы ПЛО

В годы Холодной войны угроза от атомных подлодок с баллистическими ракетами была столь велика, что обе сверхдержавы изо всех сил пытались насытить флот противолодочными средствами. Как результат – в составе ВМФ СССР появились БПК – крупные эсминцы с гипертрофированным противолодочным оружием. Чудовищные 700-тонные гидроакустические станции, противолодочные ракетоторпеды, противолодочный вертолет, реактивные бомбометы и противолодочные торпеды – все средства, чтобы обнаружить и уничтожить вражескую ПЛАРБ!


Янки двигались в аналогичном направлении – «иметь противолодочный фрегат или эсминец на каждую советскую ПЛА». Одним из результатов данного подхода стала крупная серия эсминцев типа «Спрюэнс». В рядах ВМС США эти корабли выполняли функцию наших БПК с некоторой поправкой на универсальность вооружения. Примечательной особенностью «Спрюэнсов» было отсутствие ЗРК коллективной обороны – противовоздушная оборона эсминцев была довольно слаба и малоэффективна.
Хороший во всех отношениях корабль стал еще лучше с появлением установок вертикального запуска ракет – шесть десятков «Томагавков» превращали «Спрюэнс» в настоящего разрушителя.

Четвертый подвид - эсминцы-вертолетоносцы

Специфическое изобретение японского гения. Ностальгия по славным временам Перл-Харбора. Конституционный запрет на авианосцы и ударное вооружение. Нешуточная угроза со стороны советского подводного флота.
Все это определило облик японских эсминцев: основное вооружение – вертолеты. От 3 до 11 винтокрылых машин на борту, в зависимости от типа корабля. Впрочем, на борту каждого из японских эсминцев-вертолетоносцев имеется некоторое количество встроенного оружия: от артиллерийских орудий до ЗРК и противолодочных ракетоторпед.


Эсминец-вертолетоносец "Харуна"


Эсминец-вертолетоносец "Хьюга". Размеры аналогичны УДК "Мистраль"

Пятый подвид – универсальные эсминцы

Редкий, но очень классный вид эскадренных миноносцев. Раньше их было много, сейчас остался практически единственный «Орли Берк» и его производные. В этом направлении работает Китай, но пока все его попытки близко не дотягивают до уровня американского Иджис-эсминца.
Создание подобного корабля в наше время требует колоссальных усилий ВПК, высочайший уровень развития науки и гигантских финансовых затрат. Единственные, кому удалось в полной мере реализовать данную идею, стали американцы. В начале 90-х годов ВМС США получили суперкорабль с 96 установками вертикального пуска Mk41 (загружается вся номенклатура ракет, принятых на вооружение ВМС США – ЗУР, ПЛУР, крылатые ракеты «Томагавк», противоспутниковые ЗУР «Стандарт 3» - все, кроме баллистических ракет).


Универсальные УВП Mk41 не имели бы того мистического эффекта без боевой информационно-управляющей системы «Иджис» - радар AN/SPY-1 с четырьмя фазированными антенными решетками. Одновременное сопровождение тысяч воздушных, надводных и подводных целей в радиусе двух сотен миль от корабля. Эффективность и быстрота принятия решений. Специальные режимы работы радара. Обмен данными в режиме реального времени с другими кораблями и самолетами. Вся радиоэлектроника корабля – средства обнаружения, радиосвязь, спутниковая связь, оружие – все системы корабля связаны в единый информационный контур.


Даа… Эсминец «Берк» хорош, хотя и он не лишен недостатков: тонкие жестяные борта и отвратительно низкая живучесть – бич всех современных кораблей. Кроме того, «Берки» первой модификации были совсем не универсальными – приоритетом Иджис-эсминца всегда была ПВО. Все остальные проблемы его не интересовали.
Изначально, на «Берках» даже не предусматривалось постоянное базирование вертолета. Противолодочная оборона отдавалась на откуп более простым кораблям – тем же эсминцам типа «Спрюэнс».

В заключении хочется отметить, что названные пять подвидов эсминцев (от эсминца ПВО до ударного эсминца и эсминца-вертолетоносца) – это далеко не полный список специализаций эскадренных миноносцев.
Например, в годы Второй мировой войны возникла потребность в эскортных эсминцах – специфических кораблях для решения конвойных задач – отсюда необычные требования к их конструкции и составу вооружения.

Кроме того, существовали эсминцы-минные заградители (тип «Роберт Смит»); эсминцы радиолокационного дозора; эсминцы, переоборудованные в противолодочные корабли по программе FRAM… Круг задач эскадренных миноносцев чрезвычайно широк и нет ничего удивительного в том, что для решения какой-либо важной проблемы создаются специализированные конструкции.


Эсминец проекта 956 и американский эсминец типа "Спрюэнс"

Эскадренные миноносцы группы "К/S " ("стандартный 1000-тонный эсминец")

Корабли группы "K /S ". известные как "стандарт­ные 1000-тонные эсминцы", были основой британских миноносных сил в годы Первой Мировой войны. Они служили в составе Гранд-Флита, входили в состав Дувр­ского патруля и "сил Гарвича", участвовали в охране Отрантского барража, сопровождали конвои.

Всего в период с 1912 по 1924 г. британский флот пополнился 262 эсминцами, являвшимися после­довательным развитием удачного типа "К", строивше­гося в Англии по программе 1911-1912 гг. На после­дующих типах в проект вносились отдельные усовер­шенствования, учитывающие опыт эксплуатации и бо­евой службы ранее построенных эсминцев. Так уже на следующем после ""К" типе ""L " два корабля в опыт­ном порядке оснащались более экономичной энергети­ческой установкой (ЭУ), в состав которой был вклю­чен турбозубчатый агрегат, а на кораблях типа "М", строящихся по программе 1913-14 гг. заметно подня­та скорость хода (с 29 до 34 узлов). На части строя­щихся в рамках "чрезвычайной военной программы" эсминцах типа "М" с целью повышения экономичнос­ти турбины крейсерского хода оснащены редуктором. Начиная с типа "R ". ТЗА занимает прочное место в составе ЭУ британских эсминцев, окончательно вы­теснив турбину с прямой передачей. На следующем типе "Модифицированный R " с целью улучшения мо­реходности была произведена перепланировка внутрен­них помещений, что позволило сдвинуть на несколько метров в корму ходовой мостик и облегчить носовую оконечность.

Почти все корабли семейства "K /S " были сданы на слом в двадцатых - тридцатых годах и к началу Второй Мировой войны в составе флота оставалось лишь 12 единиц: один типа "R " и одиннадцать типа "S ".

Эскадренные миноносцы типа "R "

"SKATE "

Краткое описание:

Корабли типа "R " стали первыми серийными британскими эсминцами, в состав ЭУ которых вклю­чен ТЗА.

Решение о том, что все вновь строящиеся эсмин­цы должны иметь ТЗА было принято Адмиралтейством в июле 1915 г. Тогда же был выдан заказ на первые 26 кораблей нового типа "R ". За исключением новой ЭУ, они почти во всем повторяли более ранний тип "М"". строившийся в Англии с начала войны огромной серией, насчитывающей более 100 единиц. Эсминцы этого типа имели нормальное водоизмещение около 1000 т (от 883 до 1055 т в зависимости от строителя), скорость полного хода 34-35 узлов, вооружение, со­стоявшее из трех 102-мм орудий и двух двухтрубных торпедных аппаратов. Не уступая, а кое в чем и пре­восходя германские эсминцы, корабли типа "М" все же не в полной мере отвечали требованиям Адмирал­тейства: низкая экономичность применявшейся на них энергетической установки, в которой турбина напря­мую передавала мощность на винт, не позволяла ре­шить проблему увеличения дальности хода без суще­ственного роста водоизмещения. Попытки разрешить данную задачу предпринимались в Англии еще перед началом Первой Мировой войны, когда на некоторых эсминцах испытывались турбины крейсерского хода, а один из кораблей даже предполагалось оснастить быст­роходным дизелем. Удача пришла на двух эсминцах типа "L " ("Леонидас" и "Люцифер"), оснащенных ЭУ, в со­став которой был включен понижающий число оборо­тов турбины редуктор. Опыт их годичной успешной эксплуатации в условиях военного времени и привел к уже упомянутому решению оснащать все вновь строя­щиеся корабли ЭУ с ТЗА.

Прочие изменения по сравнению с типом "М" были весьма незначительны и не выходили за рамки обыч­ных внутритиповых отличий, характерных для бри­танских эсминцев того времени. Для улучшения море­ходности немного приподняли полубак в районе фор­штевня и сдвинули на 9 футов (примерно 2,7 м) в сторону кормы мостик. Это повлекло за собой пере­мену позиции зенитного "пом-пома" со среза полуба­ка на бывшую прожекторную площадку между тор­педными аппаратами.

Сравнительные испытания головного корабля се­рии "Ромола" с эсминцем "Норман", относящегося к предыдущему типу "М" подтвердили экономичность типа "R ": при 18 узловом ходе он тратил на 15%, а при 25 узлах - на 28% меньше топлива, чем его оппонент, оснащенный турбинами с прямой переда­чей. С учетом же несколько увеличенного на типе "R "" запаса нефти, это преимущество становилось еще бо­лее ощутимым: дальность хода при указанной скорос­ти возрастала на 17,8% и 40% соответственно. Более высокая экономичность типа "R " послужила толчком к началу проектирования соответствующего им лиде­ра, трансформировавшегося впоследствии в знамени­тые эсминцы типа "V ".

В декабре последовал заказ на следующие 10 эсмин­цев типа "R " (в т.ч. и на "Скейте"), а еще три месяца спустя на последние 15. Корабли вступали в строй в тече­нии года (с осени 1916 г. по осень 1917 г.) и успели принять активное участие на заключительном этапе войны. Потери составили 8 единиц. После войны один продали Сиаму, а остальные в 1926-37 гг. - на слом.

Предвоенные модернизации:

В середине 30-х гг. "Скейт" прошел пере­оборудование в минный заградитель. Кормовое 102-мм орудие и второй торпедный аппарат были заменены минными рельсами, рассчитанными на при­ем 40 мин. Именно в качестве минзага последний сохранившийся представитель типа "R " вступил во Вторую Мировую войну.

Водоизмещение: стандартное - 900 т, полное - 1222 т

Размеры: 80,8(пп)/84,1(нб) х 8,1 х 3,0/-м

Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Браун-Кёртис, 3 котла Ярроу(Р = 17,5 кг/см2)

Мощность: 27.000 л.с.

Запас топлива (полный): 296 т

Дальность плавания (при скорости): 3440 миль (15 узл.)

Экипаж: 90 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

2x1 - 102-мм/45 орудий Mk .IV в установках Р.IX

1x1 - 40-мм (2-фнт) зенитный автомат ("пом-пом ")

5х1 - 7,7-мм пулеметов

Торпедное:

1x2 - 533-мм торпедный аппарат

Противолодочное: отсутствует

Минное: 40 мин

Система управления огнем:

Трехметровый дальномер MQ .I

Система центральной наводки - "Директор легкого типа" (LTD )

Эскадренные миноносцы типа "R "

Бортовой номер

Название

Место постройки

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR", "LRE"

SKATE

Дж. Браун

Эскадренные миноносцы типа "S"

"SABRE", "SALADIN", "SARDONYX", "SCIMITAR", "SCOUT", "SHIKARI", "STRONGHOLD". STURDY ", "TENEDOS ", "THANET ", "THRACIAN "

Краткое описание:

В марте 1916 г. Адмиралтейство, развивая тип "стандартного 1000-тонного эсминца", выдало заказ на строительство 26 кораблей типа "Модифицированный R ". Их главным отличием от типа "R " стала перепла­нировка котельных отделений, позволившая вывести дымоходы двух котлов в общую дымовую трубу, за счет чего число труб сократилось с трех до двух. В результате мостик удалось сдвинуть в сторону кормы, удалив его от форштевня. На этом настаивали офице­ры, несшие службу на эсминцах, отмечая важность иметь "сухой" мостик в любых погодных условиях. Ценой более комфортабельных условий стало сниже­ние живучести, вызванное смежным размещением двух наибольших по объему водонепроницаемых отсеков.

Другим важным новшеством, внедренном на типе "Модифицированный R " стало 102-мм орудие ГК Mk .V в новой палубной установке с углом возвышения 30° против прежних 20°, что дало прирост дальности стрель­бы более, чем на одну милю (2000 ярдов).

К типу "Модифицированный R " вернулись в нача­ле 1917 г., когда после годичного перерыва, вызванно­го строительством в 1916 г. двух серий эсминцев груп­пы "V /W ", в Адмиралтействе определялись техничес­кие требования к эсминцам программы 1917 г. Конт­ролер Адмиралтейства предложил вернуться к типу "Модифицированный R ", аргументируя свою точку зрения тем, что при всех достоинствах типа "V ", эти корабли имеют меньшую на два узла скорость дороже и для их постройки требуется больше времени.

Возврат к кораблям меньшего водоизмещения был поддержан рядом чинов Адмиралтейства, и после вне­сения в проект некоторых изменений в апреле 1917 г. последовала выдача заказа на 24, а два месяца спустя еще на 33 корабля, получивших обозначение тип "S ". По адмиралтейскому проекту строилось 45 единиц (впос­ледствии заказ на две был аннулирован). Фирмы Торникрофт и Ярроу, проекты которых традиционно от­личались от адмиралтейского, получили заказ на пять и семь единиц соответственно.

В основном тип "S " повторял свой прототип. От­личия в первую очередь касались носовой оконечнос­ти: с целью повышения мореходности палуба полуба­ка заметно поднималась по направлению к форштев­ню, сопрягаясь с обшивкой борта не под прямым уг­лом, а образуя плавный, скругленный в сечении шпан­гоутов переход. Благодаря этому форма полубака не­сколько напоминала т.н. "тэртлдек" (черепахообразная или карапасная палуба), применявшийся на пер­вых истребителях.

Остальные изменения касались вооружения, в со­став которого вновь вернули 102-мм орудия Mk .IV (но на новых станках CP .III ), оснастив их системой цент­ральной наводки. Исходя из опыта действий эсминцев Дуврского патруля тип "S ", кроме обычных торпед­ных аппаратов в диаметральной плоскости, оснастили еще двумя однотрубными 381-мм торпедными аппара­тами побортно у среза полубака. Они предназнача­лись для использования на носовых курсовых углах в скоротечных ночных боях, когда внезапное появление противника не оставляло времени на разворот для при­менения штатных торпедных аппаратов.

Часть эсминцев типа "S " успела принять участие в Первой Мировой войне. Опыт их действий в Север­ном море и Ла-Манше выявил худшую, чем у типа "R " мореходность, вызванную формой полубака и распо­ложением 381-мм торпедных труб. С целью хоть как то устранить этот недостаток, боковые аппараты были сняты с большинства эсминцев, а полубак продлен в сторону кормы.

После окончания войны эсминцы этого типа вме­сте с представителями группы "V /W " составляли ос­нову флотилий действующего флота. Тип не понес по­терь в ходе войны, но в начале двадцатых годов было потеряно четыре единицы в результате столкновении, подрывов на минах и посадок на мель. Пять кораб­лей в 1919 г. были переданы Австралии, еще два в 1928 г. - Канаде. Начиная с начала тридцатых годов эсминцы типа "S " начали интенсивно сдавать на слом, и к началу Второй Мировой войны в составе британс­кого флота осталось всего одиннадцать единиц. Предвоенные модернизации:

В 1924 г. "Шикари" был переоборудован в судно управления кораблем-целью "Агамемнон". Эсминец не имел вооружения. Место его вооружения заняла ап­паратура телеуправления. "Сейбр" в 1937 г. разору­жили для использования в качестве корабля-цели. Оба указанных эсминца с началом боевых действий были вновь довооружены до штатного состояния.

В 1938-39 гг. эсминцы "Стронгхолд", "Стёрди" и "Трациан" были переоборудованы в быстроходные минные заградители по типу "Скейпга". С них сняли кормовые орудия ГК и торпедные аппараты, что по­зволило разместить 40 мин.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 905 т, полное - 1220 т.

Размеры: 80,8(пп)/84,1(нб) х 8,1 х 3,0/3,3 м.

Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Браун-Кёртис, 3 котла Ярроу(Р = 17,5 кг/см2).

Мощность: 27.000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке: 36,0 узл., в полном грузу: 32,5 узл.

Запас топлива (полный): 301 т.

Дальность плавания (при скорости): 2750 миль (15 узл.)

Экипаж: 90 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

3х1 - 102-мм/45 орудий Mk .IV в установках СР.III (на "Stronghold ", "Sturdy "и "Thracian " 2х1)

1х1 - 40-мм (2-фнт) зенитный автомат ("пом-пом ")

5x1 - 7,7-мм пулеметов

Торпедное:

2*2 -533-мм торпедных аппарата (на "Stronghold ", "Sturdy " и "Thracian " отсутствуют)

Противолодочное: ASDIC . 2 БМ и 1 БС (на большинстве, в т.ч. на минзагах противолодочное вооружение отсутствует).

Минное: 40 мин (только на "Stronghold ", "Sturdy "и "Thracian ").

Система управления огнем:

Трехметровый дальномер MQ .I

Система центральной наводки - "Директор легкого типа " (L TD )

Эскадренные миноносцы типа "S "

Бортовой номер

Название

Место постройки

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR". ""LRE"

SABRE

SALADIN

SARDONYX

SCIMITAR

Дж. Браун

SCOUT

SHIKARI

Доксфорд

STRONGHOLD

STURDY

TENEDOS

Хоторн Лесли

THANET

THRACIAN

"Shikari " и "Sardonyx " достроены казенной верфи в Чатаме, "Sabre " и "Saladin " достроены фирмой Файрфилд. "Thracian " достроен на казенной верфи в Ширнессе.

С 1990 по август 1992-го эсминец “Timișoara” прошёл модернизацию: в целях повышения остойчивости крейсера были срезаны ряд надстроек, укорочены дымовая труба и мачта, а тяжелые пусковые установки для ракет П-21 “Термит” были перемещены на одну палубу ниже. Для этого под носовые комплексы пришлось сделать специальные вырезы в бортах и палубе, а в кормовой части пожертвовали частью площади вертолётного ангара: для кормовых пусковых установок были вырезаны углы ангара. После этого я нигде не встречал информацию о базировании на борту этого корабля более чем одного вертолёта.


Вырез в ангаре и верхней палубе под кормовые ПУ “Термит”
Тогда же реактивно-бомбовые установки РБУ-1200 “Ураган” были заменены на РБУ-6000 “Смерч-2”. ...


Уважаемые читатели! Эту серию публикаций можно считать продолжением серии статей, посвящённых судьбе румынских эсминцев класса " Мэрэшть”, так как она содержит информацию о продолжателях традиций военно-морских сил Румынии. То ли к счастью, то ли к сожалению, материала накопилось достаточно много, и он попросту не поместился в третью часть.

Рассказ о румынских эсминцах класса "Мэрэшть”, участниках Первой и Второй мировых войн, был бы неполным без упоминания о их преемниках и продолжателях традиций. Одним из них является фрегат "Мэрэшешть” (Mărăşeşti) - жемчужина румынского Черноморского флота, как его с гордостью называют румыны. Это самый большой военный корабль, который был спроектирован и построен в Румынии.

Военные историки утверждают, что инициатором постройки корабля являлся сам "гений Карпат” - генсек ЦК Румынской компартии Николае Чаушеску. ...


Из всех кораблей 3-го поколения ВМФ СССР эсминцы пр. 956 понесли наибольшие небоевые потери. Из заложенных в 1976-1992 г.г. 22 корпусов (планировалось 50) флоту было передано 17, а до сегодняшнего дня в том или ином состоянии дожили только 10. Из этих десяти три числятся в боевом составе ВМФ, два находятся в техническом резерве 2-й категории, один – в замороженном ремонте, и четыре – в ожидании утилизации.

Эскадренный миноносец "Быстрый" проекта 956 (схема из книги Ю. Апалькова "Ударные корабли", 2010;)
1."Адмирал Ушаков"
Входит в состав сил постоянной готовности СФ. Самый молодой из эсминцев пр. 956 (21 год) – передан ВМФ 30.12.1993 под наименованием "Бесстрашный", флаг поднят 17.04.1994, переименован 17.04.2004 – в день своего 10-летия.(надо полагать, что после передачи имени, судьба головного ТАРКР пр. ...


В июне 2011 года командование военно-морских сил США объявило о своих планах на будущее эсминцев из состава US Navy. Перспективные эскадренные миноносцы типа Zumwalt оказались слишком дорогими для массового производства, поэтому было решено оставить основным эсминцем ВМС проект Arleigh Burk. Кроме того, кораблями типа «Орли Берк» флот будет пополняться до начала тридцатых годов этого века. За это время американские верфи соберут две дюжины эсминцев. Исходя из обычных для ВМС Соединенных Штатов сроков службы кораблей, можно сделать предположение, что последний корабль типа «Орли Берк» будет выведен из состава флота только в семидесятых годах этого века. По-видимому, у командования US Navy есть свои соображения, которые позволяют вписывать эти эсминцы в столь отдаленную перспективу.
Для обеспечения преимущества перед военно-морским флотом СССР в середине 70-х американские военные моряки пожелали получить эсминцы нового проекта. ...

Особенности терминологии В японском языке нет специальных терминов для эсминца и фрегата. И то и другое называется «型護衛艦», то есть корабль сопровождения. Поэтому существующие классификации японских кораблей частично основаны на буквенных кодах тактических номеров (DD - эсминец, DDH - эсминец-вертолётоносец, DDG - эсминец УРО, DDK - противолодочный эсминец), частично на выполняемых функциях и особенностях вооружения. Дополнительную трудность представляет традиционная перевооружённость японских кораблей (большее количество вооружения при меньшем водоизмещении). Поэтому корабль водоизмещением 3000 т, который по европейским и американским меркам считается фрегатом или корветом, в Японии может фигурировать в категории эсминцев. Дополнительные трудности для классификации создал введённый в строй вертолётоносец «Хьюга», который классифицирован как эсминец-вертолётоносец, чтобы не возбуждать пацифистски настроенную общественность. ...

Эскадренные миноносцы типа «Ямагумо» (яп. やまぐも型護衛艦 Ямагумо-ката-гоэйкан) - серия японских эскадренных миноносцев. Построено 6 единиц в 1960х-1970х годах. Унаследовали названия от эсминцев времён Второй Мировой Войны, кроме «Аокумо». Специализированные противолодочные корабли с ПЛРК ASROC. Строились двумя сериями по три корабля, значительно разнесёнными по времени и потому отличающиеся по ТТХ. На второй серии ГАС SQS-23 была заменена на OQS-3 и буксируемую SQS-35(J) VDS, СУО Mk.56 и Mk.63 на FCS-1B, станция РТР NOLR-1B на NOLR-5. Экипаж увеличился до 220 человек, незначительно выросло и водоизмещение. Параллельно с первой серией также были построены три корабля типа «Минэгумо», на которых вместо ПЛРК ASROC размещался ангар для противолодочного БПЛА DASH. ...

Эскадренные миноносцы типа «Хацуюки» (яп. はつゆき型護衛艦 хацуюки-ката-гоэйкан) - тип эскадренных миноносцев, состоящий на вооружении Морских Сил Самообороны Японии. Эсминцы типа «Хацуюки» являются дальнейшим развитием эскадренных миноносцев типа «Ямагумо». Основной задачей кораблей этого типа является противолодочная оборона. Особенности Классификация кораблей этого типа как эсминцев несколько некорректна. По водоизмещению и боевым возможностям он попадает в категорию фрегатов. Этот тип кораблей стал принципиальным шагом в развитии послевоенного японского флота благодаря следующим особенностям:Комбинированная установка типа COGOGЭто были первые в японском флоте полностью газотурбинные боевые корабли. Двигательная установка состоит из двух турбин экономического хода Kawasaki-Rolls-Royce Tyne RM1C и двух турбин полного хода Kawasaki-Rolls-Royce Olympus TM3B. ...

Эскадренные миноносцы типа «Эноки» (яп. 榎型駆逐艦 Энокигата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев. Подобно всем японским эсминцам II класса того времени, имели «ботанические» названия. Были построены шесть кораблей этого типа. Строительство Заказаны в 1917 году, строились на верфях Майдзуру, Сасебо, Куре и Йокосуки. Конструктивно повторяли построенные ранее эсминцы типа «Момо», отличаясь от них более мощной силовой установкой (17 500 л. с. против 16 700) и несколько большим запасом топлива. Эти корабли стали последними японскими эсминцами, получившими устаревшие 120-мм орудия Армстронга с длиной ствола 40 калибров и 450-мм торпедные аппараты. Слабое вооружение обусловило быстрое моральное устаревание кораблей этого типа. История службы Эсминцы этого типа не успели принять участия в Первой Мировой войне, быстро устарели морально и вскоре были вытеснены из боевого состава флота более современными кораблями. ...

Эскадренные миноносцы типа «Хацухару» (яп. 初春型駆逐艦 Хацухаругата кутикукан) - тип эскадренных миноносцев Императорского флота Японии. Всего было построено 6 кораблей данного типа. История создания и конструкция Согласно подписанному в Лондоне 22 апреля 1930 года договору, максимальное водоизмещение эскадренных миноносцев устанавливалось в 1524 метрические тонны, что лишило Японию возможности дальше строить корабли стандартного класса. Было решено создать проект эсминца, который бы укладывался в ограничения договора и при этом максимально соответствовал по боевым качествам предшественникам. Для уменьшения веса корпуса конструкторы пошли на серьёзное уменьшение его длины и значительно облегчили его за счёт применения более прочным марок стали. Монтаж конструкций выполнялся с активным применением электросварки, которая в те годы ещё не была в полной мере освоена в Японии. ...

Эскадренные миноносцы типа «Харусамэ» (яп. 春雨型駆逐艦 Харусамэгата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев. Первые японские эсминцы собственной постройки. Строительство Семь эсминцев строились в Японии по судостроительной про­грамме 1896 года, на основе проекта предыдущего типа, разработанного английской компанией «Торникрофт». Отличались от них использованием трехбарабанных тонкотрубных котлов «Кампон» японского производства, более длинным и широким корпусом по причине их больших габаритов, а также наличием кожуха котельных отделений. Из-за некачественной постройки и худших характеристик японских котлов реальная мощность силовой установка и как следствие-скорость оказались меньше проектных значений, составив в среднем 5250 л.с. и 28,95 узлов при полагавшихся 6000 л.с. и 29 узлах. ...

Эскадренные миноносцы типа «Уракадзэ» (яп. 浦風型駆逐艦 Уракадзэгата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев времён Первой мировой войны. Строительство За­казаны британской компании «Ярроу» по программе 1912 года(«8+8»), в связи с очень высокой стоимостью и неудачным вооружением эсминцев типа «Умикадзэ» собственной постройки. Таким образом, это были последние японские эс­минцы, построенные не в самой Японии (помимо трофеев). На кораблях этого использовались такие передовые для японского флота решения, как чисто нефтяное отопление котлов и паровые турбины Брауна-Кёртисса с зубчатой передачей. Предполагалось также, что они станут первыми японскими эсминцами с 533-мм торпедами (из-за Первой мировой войны эсминцы типа «Исокадзэ» собственной постройки вошли в строй раньше), а также будут иметь дизельные двигатели для экономичного хода(не были установлены по причине их острого дефицита в Великобритании после начала войны). ...

Эскадренные миноносцы типа «Умикадзэ» (яп. 海風型駆逐艦 Умикадзэгата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев. Построено два корабля. Первые японские большие эсминцы. Строительство Первые японские эсминцы I класса. За­казаны по программе 1907 года. Строились на японских верфях по проекту, разработанному при технической помощи британских специалистов. Британское влияние заметно во внешнем виде и компоновке, сильно напоминающих более ранние британские эскадренные миноносцы типа «Трайбл». Японцы решили не вводить промежуточный 102-мм калибр артиллерии, а сразу установили 120-мм орудия, в качестве таковых использовав устаревшие орудия Армстронга образца 1890 года с длиной ствола 40 калибров. Одно такое орудие стояло на полубаке, второе располагалось между кормовым торпедным аппаратом и мостиком, и имело ограниченный сектор обстрела. ...

Эскадренные миноносцы типа «Татибана» (яп. 橘型駆逐艦 Татибанагата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев. Было построено 14 кораблей этого типа. История создания и конструкция Семьдесят семь кораблей этого типа были заказаны по судостроительным программам 1942 года (заводские номера с 5510 по 5522) и 1943-1944 годов (с 4801 по 4820). Они представляли собой упрощённую модификацию эсминцев типа «Мацу» с более лёгким в изготовлении однодонным (вместо корпуса с двойным дном) корпусом из мягкой стали и существенно более простыми по конструкции надстройками и мачтами. Вооружение было полностью идентично серийным представителям типа «Мацу», а от ранних отличие было только в боекомплекте глубинных бомб. ...

Эскадренный миноносец (сокр. эсминец) - многоцелевой боевой быстроходный маневренный корабль для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами), и кораблями противника,

охраны и обороны соединений кораблей или конвоев на переходе морем. Используется также для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений.

Русское название «миноносец» происходит от того, что в России торпеды назывались «самодвижущимися минами». Обозначение «эскадренный» указывает на способность действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне.
Первоначально корабли такого класса назывались «истребителями (миноносцев)»: считалось, что в бою они должны перехватывать и уничтожать вражеские миноносцы. Английский эквивалент термина - дестроер (англ. destroyer - разрушитель). В отличие от них, миноносцы оставались классом лёгких кораблей, не имеющих мощного артиллерийского вооружения, с низкой мореходностью и автономностью.

Перед Первой мировой войной основным назначением эсминцев была торпедная атака основных сил флота противника, особенно крупных кораблей. Во время и после войны они становятся многоцелевыми боевыми кораблями, способными выполнять широкий круг задач. Основными из них стали противовоздушная и противолодочная оборона своих сил.
Выросли их водоизмещение и их значимость, особенно с тех пор, как почти из всех флотов в мире исчезли линкоры (в 50-х - 60-х гг. XX века). Крупнейшие из современных эсминцев равны по водоизмещению лёгким крейсерам эпохи Второй мировой войны, но значительно превосходят их по огневой мощи.

Происхождение эсминцев

Хотя суда, способные использовать торпеды, появились как минимум начиная с 1874 г. (английский «Везувий» был способен развивать скорость в 9 узлов) (1873 г. - фрегат «Шах»), первыми носителями торпед, сочетающими в себе маленький размер и стоимость и высокую скорость, стали построенный в 1877 г. в Англии миноносец «Лайтнинг» (англ. «HMS Lightning» - «Молния»), способный развивать скорость в 18 узлов, и построенный в России (на заводе Берда в Петербурге) в том же году миноносец «Взрыв».
Они и однотипные с ними корабли были маленькими, быстроходными и дешёвыми в производстве, но любой из них потенциально мог потопить линейный корабль той эпохи.

Первая в мире успешная атака торпедами была совершена 14 января 1878 г. во время Русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. Она была осуществлена минными катерами «Чесма» и «Наварин» (водоизмещением всего 6 т), которые двумя торпедами потопили сторожевой турецкий пароход «Интибах».
Хотя маленькие, с небольшим запасом хода миноносцы могли быть легко уничтожены задолго до того, как они приблизились бы на дистанцию эффективной торпедной атаки, они могли действовать в составе флота больших кораблей, пока этот флот находился вблизи своей базы.
Это привело к необходимости установки большого количества «противоминных» малокалиберных артиллерийских орудий на больших кораблях. Морские страны осознали необходимость борьбы с этой опасностью и создали класс кораблей, предназначенных для уничтожения миноносцев и более мелких торпедных судов - торпедных катеров и миноносок.
Эти корабли должны были быть такими же быстрыми, как миноносцы, но вооружённых кроме торпед ещё и пушками. Они должны были создавать заслон на некотором удалении от сил основного флота и не допускать миноносцы на дистанцию атаки. В России такие корабли называли «истребителями миноносцев».

Однако, уже в те времена было понятно, что у этой концепции есть свои проблемы. Хотя такие корабли и могли уничтожать миноносцы, сами они, действуя вдали от своего флота, были практически беззащитны против крупных боевых кораблей. Другой проблемой было то, что из-за малого водоизмещения миноносцы имели небольшой запас хода.
Эсминцы же, предназначенные для защиты основного флота, должны были иметь такой же запас хода, как у других кораблей флота, поэтому они обычно имели намного большее водоизмещение, чем катера и миноносцы, которым они должны были противостоять. Класс эсминцев появился на свет благодаря Англии и Японии в 1880-х гг.
Всеобщее признание и распространение он получил после гражданской войны 1891 г. в Чили и Японо-китайской войны 1894 - 1895 гг. В этих конфликтах флотилии дешёвых быстрых маленьких торпедных кораблей доказали свою эффективность, а следовательно, и необходимость в средствах борьбы с ними.

Первые образцы

Эсминцы происходят от экспериментальных больших миноносцев 1880-х и 1890-х гг., построенных главным образом в Англии. Английское название этого типа кораблей (англ. destroyer) получило распространение только в начале 1900-х гг.
Первоначальная роль эсминцев - противостояние угрозе со стороны миноносцев, отсюда французское contre-torpilleur и испанское Contratorpedero названия.

В 1881 г. в Англии был построен торпедный таранный корабль «Полифемус». Он обладал скоростью 18 узлов и способен был противостоять миноносцам своим тараном, а также угрожать крупным боевым кораблям тараном и торпедами. Но корабль получился не слишком удачным из-за недостатка пушечного вооружения и не очень большой скорости.

В 1884 г. был построен «Свифт», большой миноносец, вооруженный шестью 47-мм скорострельными пушками и тремя торпедными аппаратами. Хотя он был не достаточно быстр, по сравнению с обычными миноносцами, по крайней мере он имел вооружение для борьбы с ними. Японский корабль «Котака» (1887)

Построенный в 1885 г. в Англии по заказу Японии «Котака» («Сокол») может считаться первым представителем нового класса кораблей. Разработанный и построенный в соответствии с японским техническим заданием, он был в разобранном виде доставлен в Японию, где был собран и спущен на воду в 1887 г.
Вооружение его составляли 4 однофунтовых (37-мм) скорострельных орудия и 6 торпедных аппаратов. Скорость составляла 19 узлов (35 км/ч), водоизмещение 203 т. На испытаниях в 1889 г.

«Котака» продемонстрировал, что способен не только на прибрежные действия, но и на морские походы в составе флота.

Почти сразу после японского заказа в Англии же был заказан корабль для борьбы с миноносцами для Испании. Корабль, получивший имя «Деструктор», был заложен в конце 1885 г., спущен на воду в 1886 г., вошёл в строй в 1887 г.
Водоизмещение его составляло 380 т, вооружён он был 1-м 90-мм, 4-мя 57-мм и 2-мя 37-мм орудиями, а также 3-мя торпедными аппаратами, в экипаже было 60 человек.
Вскоре после этого Королевский Военно-Морской Флот начал эксперименты с классом судов «Рэттлснейк» (англ. Rattlesnake), «ловцами миноносцев». Было построено 17 больших миноносцев - впервые была построена серия судов, а не отдельные корабли. Рэттлснейк имел скорость немного больше, чем у обычных миноносцев.

Первыми кораблями, формально названными «уничтожителями миноносцев», были два корабля класса «Хэвок» (англ. Havock), построенные для английского флота в 1892, и спущенные на воду в 1893 г.
Они имели водоизмещение 240 т, скорость 27 узлов (50 км/ч), вооружены 1-м 12-и фунтовым (76-мм) орудием, 3-мя 6-и фунтовыми (57-мм) орудиями, и 3-мя 46-см торпедными аппаратами. Суда были способны совершать морские переходы вместе с флотом.

Франция, обладавшая значительным количеством миноносцев, построила свой первый эсминец в 1899 г. Соединённые Штаты заложили свой первый эсминец «Бейнбридж» (англ. USS Bainbridge, Destroyer No. 1) в 1902 г., к 1906 г. у них было 16 эсминцев.

В России до 1898 г. строили миноносцы водоизмещением 90 - 150 т, обладавшие скоростью 20 - 25 узлов (так называемые «номерные миноносцы», не имевшие собственных имен).
Они имели один встроенный в корпус носовой неподвижный торпедный аппарат и один или два однотрубных поворотных торпедных аппарата на верхней палубе, а также одну-две лёгкие пушки. Эскадренные миноносцы в России выделились в самостоятельный класс боевых кораблей после Русско-японской войны 1904 - 1905 гг.

Развитие эсминцев в начале XX века На рубеже XIX - XX веков в конструкции эсминцев появляются паровые турбины. Первым эсминцем с паровой турбиной стал английский «Вайпер» (англ. HMS Viper), построенный в 1899 г.
На испытаниях он достиг скорости в 36 узлов. Хотя сам «Вайпер» вскоре разломился пополам и затонул во время шторма, английский флот заказал ещё несколько эсминцев с паровыми турбинами. К 1910 году они уже были широко распространены.

В 1905 г. Англия начала строить эсминцы, работающие не на угле, а на нефти (проект «Трайбл» (англ. Tribal)). Флоты других стран тоже со временем стали переходить на нефтяное топливо, например Соединённые Штаты в проекте «Полдинг» (англ. Paulding) в 1909 г., Россия в проекте «Новик» в 1910 г.
Между 1890 и 1914 годами эсминцы стали значительно больше: водоизмещение возросло с первоначальных 200 тонн до 1000. Так как конструкция эсминцев была направлена на то, чтобы поместить как можно более мощные двигатели в как можно более лёгкий корпус, корпуса эсминцев часто делали из очень тонкой стали (вплоть до 3 мм).

При вооружении эсминцев окончательно отказались от подводных неподвижных торпедных аппаратов и перешли к палубным многотрубным аппаратам на вращающейся платформе. Для управления стрельбой стали использовать специальные оптические прицелы, закрепленные на вращающейся платформе аппарата.
Более совершенным становится и главное ударное оружие эсминца - торпеда. Её диаметр увеличился с 357 до 533 - 600 мм, а вес боевого заряда достиг 100 кг.
Резко возросла дальность действия и скорость торпед. На ранних эсминцах жизненное пространство для экипажа было очень ограниченным. На эсминцах класса «Хэвок» не было предусмотрено спальных мест для отдыха экипажа, даже офицеры спали в креслах в кают-компании.
Дым и конденсат паров делали жизнь экипажа весьма некомфортабельной. Первым типом британских эсминцев, имевшим отдельные каюты для офицеров, стали эсминцы типа «Ривер» постройки 1902 года.

Боевое применение ранних эсминцев

Первоначальное назначение эсминцев - борьба с миноносцами, но вскоре в ВМС разных стран осознали, что быстроходные эсминцы можно использовать более гибко. Английский вице-адмирал сэр Балдуин Уокер так описывал роль эсминцев в Королевском Военно-морском Флоте:

Защита флота от вражеских торпедных кораблей

Разведка вражеских берегов перед приближением своего флота

Наблюдение за вражескими портами с целью беспокойства их торпедных кораблей и предотвращения их возвращения в порт.

Атака вражеского флота.

Первый значительный боевой эпизод с участием эсминцев произошел в Порт-Артуре 29 февраля 1904 г., в начале Русско-японской войны. Три дивизиона эсминцев (по другой классификации - миноносцев), общей численностью 10 кораблей атаковали русский флот в гавани и выпустив от 16 до 18 торпед, серьёзно повредили русские броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада».