Между сомнением и иллюзией: почему мозг придумывает ложные воспоминания? Разговор на одном языке. Рассказ о себе на собеседовании: пример и алгоритм

«У Вас не будет второго шанса произвести первое впечатление» – говорила легендарная Коко Шанель о внешнем виде.

Крылатая фраза применима и к самопрезентации.

Приглашая Вас на собеседование, работодатель предоставляет единственный шанс убедить его отдать заветную должность именно Вам.

Что говорить на собеседование при приеме на работу, как презентовать себя работодателю грамотно? Хорошая самопрезентация требует предварительной подготовки и не терпит экспромтов. Заранее подумайте что рассказать о себе на собеседовании, составьте план рассказа и порепетируйте перед зеркалом, контролируя мимику и жесты.

Важно! Работодатель обращает внимание не только на Вашу речь, но и на Ваш внешний вид.

Помните о правиле 30 секунд – у Вас есть полминуты, чтобы понравиться работодателю, не затягивайте свой рассказ, говорите кратко и по существу. Главное правило — немного, но по существу. Придерживайтесь плана, но не заучивайте текст, иначе слушать Вас будет неинтересно. Примеры, что рассказать о себе на собеседовании вы найдете далее в статье.

Зачем нужна самопрезентация?

Работодатель уже заочно составил свое мнение о Вас, исходя из данных резюме и анкеты. Казалось бы, что же он еще хочет знать? Зачем нужна самопрезентация на собеседовании?

Работодатель хочет услышать в первую очередь, что Вы обладаете именно теми качествами и профессиональными навыками, которые он ищет.

Например, говорить, что Вы веселый и компанейский рубаха-парень, претендуя на должность кадрового специалиста, не самая лучшая идея.

В данном случае целесообразнее охарактеризовать себя как человека ответственного и коммуникабельного.

Уже давно стало привычным, что на собеседовании просят рассказать о себе. Во время Вашего рассказа работодатель будет оценивать манеру поведения и повествования, способность в сжатые сроки донести до слушателя максимально полезную информацию.

Подробнее о том, что говорить на собеседовании, когда просят рассказать о себе и что нужно говорить на собеседовании, чтобы взяли на работу, далее в статье.

Рассказ о себе на собеседовании: пример и алгоритм

Перед тем как отправиться на собеседование не лишним будет побольше узнать о компании. Поищите информацию в интернете, почитайте отзывы. Почитайте какими, по мнению работодателей, качествами должен обладать специалист. Эти данные помогут Вам определить нужды работодателя и использовать их как основу рассказа.

Нет единой для всех организаций формы презентации, выделяется лишь общая структура, которую Вы можете изменить в зависимости от специфики работы компании.

Как правильно рассказать о себе? Рассказ условно можно разделить на несколько пунктов:


Справка! Данная структура является основой презентации, может быть дополнены и изменена по Вашему усмотрению!

Как отвечать на вопросы на собеседовании решать только вам. Помните, не нужно пространных разъяснений, достаточно составить краткий рассказ о себе.

Итак, самопрезентация на собеседовании — пример или образец рассказа о себе на собеседовании. На собеседование в компанию «Фокус» на должность торгового представителя отправится Соколова Елена.

Меня зовут Елена, моя специальность менеджер активных продаж.

Мне 31 год, замужем, есть сын – школьник, 10 лет.

В 2007 году окончила Оренбургский государственный университет, факультет менеджмента. Работая по специальности, неоднократно была отмечена руководством как лучший сотрудник активных продаж.

Владею английским языком на разговорном уровне и имею водительский стаж 8 лет. Посещала тренинги: «Жесткие продажи», «Психология потребителя», а также тренинги личностного роста. С компьютером на «ты».

В своей работе я нацелена на достижение оптимальных показателей, не довольствуясь посредственными результатами. Заинтересована в профессиональном развитии и росте.

Себя могу охарактеризовать как целеустремленного, волевого человека, способного оперативно и эффективно решать поставленные руководством задачи. Работа в сфере продаж невозможна без коммуникабельности, стрессоустойчивости и ответственности, которыми я не обделена.

Свободное от работы время люблю проводить с пользой: катаюсь на велосипеде, читаю, отдыхаю с семьей и друзьями.

Думаю, что это всё, о чем я хотела бы Вам рассказать. Спасибо.

Справка! Обратите внимание, для наглядности в рассказе Елены каждый структурный пункт выделен в отдельный абзац!

Что нельзя говорить на собеседовании? Есть несколько моментов, о которых лучше умолчать в своем рассказе.

Во-первых, не стоит плохо отзываться о руководстве и коллегах с прошлой работы.

Во-вторых, не рассказывайте работодателю о своих ошибках и неудачах на профессиональном поприще.

Ваш рассказ не должен содержать ни капли сомнения в собственных способностях и профессионализме.

Держитесь уверенно и не преуменьшайте собственных достоинств, но и не переборщите с самовосхвалением. Найдите подходящий пример, как рассказать о себе на собеседовании заранее и переделайте его под себя. Помните, что всё хорошо в меру.

Как анализируют ответ?

Работодатель, анализируя Ваш, ответ обращает внимание не только на информативность, но и на другие факторы:

Даже если вы четко решили, что нужно говорить на собеседовании, а что нет — соблюдайте во всем «золотую середину» и ни в коем случае не лгите работодателю.

Полезное видео

Самопрезентация на собеседовании — подробнее в видео ниже:

Предварительная подготовка и правильный настрой приведут Вас к желаемой цели и откроют для Вас новые горизонты. Тем более, что теперь вы знаете, что отвечать на собеседовании на вопрос:»Расскажите о себе?». Удачи Вам на профессиональном поприще!

Обращение за помощью – не тот случай, когда можно давать волю фантазии и творчеству, используя свободную форму обращения.

  • Оптимально соблюдать официально-деловой тон. Уместны вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «разрешите» ).
  • Текст должен быть логичным и структурированным.

Можно использовать как электронную, так и бумажную форму.

  • Лучше составлять на фирменном бланке, с указанием реквизитов и логотипа компании – это выглядит презентабельно.
  • Начинать следует с обращения к адресату. Оптимально, если оно персональное, указан конкретный человек. В деловой переписке предпочтительны имя-отчество или формат «господин Петров». Не помешает и слово «уважаемый» в начале. Если адресовано не одной персоне, а коллективу, обращение все равно нужно максимально персонализировать – например, «уважаемые партнеры».
  • Если можно подобрать подходящий случаю ненавязчивый комплимент, уместно использовать и его. Например, отметить, что для вас ценно мнение адресата как эксперта в своей отрасли и его помощь, или вы благодарны за поддержку, оказанную в прошлом. Только очень важно не скатиться на некрасивую лесть – это вряд ли повысит шансы на положительный ответ.
  • Затем следует суть просьбы – каким правилам должна соответствовать основная часть, мы подробно расскажем далее.
  • Завершать необходимо указанием даты и подписи уполномоченного лица.

Максимум конкретики

Деньги любят точность. И люди, которые их зарабатывают и в перспективе могут помочь финансово вашему проекту, – тоже. Идеальный пример содержит максимальное количество проверенных данных, точных показателей.

Оперируйте цифрами, процентами, количеством, сроками.

Это свидетельствует о серьезном подходе к делу, внушает доверие и делает задачу более материальной, измеримой, позволяет понять, что именно требуется и насколько возможно выполнить просьбу.

Кто поделится деньгами или другими ресурсами, прочтя запрос о финансовой помощи в крупном размере, кредите на длительный срок, перспективе раздела высоких процентов от прибыли через пару лет? Разве что юморист или филантроп. В бизнесе таких не слишком много. А вот если указаны точные суммы и сроки, ожидания ясны, позитивный ответ более вероятен.

Веские аргументы

Чтобы заслужить доверие и получить помощь, нужно обосновать необходимость в ней.

Для этого понадобятся убедительные аргументы. Искать и составлять их необходимо, опираясь на стандартные правила аргументации, среди которых:

  • Однозначность – тезис должен быть таким, чтобы его смысл был понятен, исключается двусмысленность;
  • четкость и ясность;
  • истинность.

Ничего лишнего

Включать следует только те факты и обстоятельства, которые относятся к делу. Не нужны лишние детали, лирические отступления, душевные, даже очень трогательные переживания. Это заставляет человека тратить время понапрасну, и уменьшает шансы на то, что, например, вожделенная сумма все-таки будет переведена на счет.

Разговор на одном языке

Составляя обращение, важно использовать лексику, которая понятна и привычна не составителю, а тому, кто его прочтет.

Например, если за помощью к банку обращается рекламное агентство, не нужно оперировать сленгом и профессиональными терминами, которые не ясны представителям банковской сферы. Лучше подбирать слова, привычные в финансовом секторе – это существенно увеличивает вероятность взаимопонимания, а значит и успеха.

Честность – лучшая уловка

Описывая сложившуюся ситуацию, из-за которой требуется помощь, лучше, опираться на искренность и реальные факты, не преуменьшать, но и не преувеличивать серьезность ситуации. Если не по морально-этическим соображениям, то хотя бы потому, что все изложенное в письме обычно легко проверить. Деловой мир тоже очень тесен.

Взаимная выгода

В деловой сфере за “просто так” или за “красивые глаза” деньги даются редко.

Обычно, помогая кому-то финансово, да и нематериально тоже, инвестор рассчитывает получить что-то взамен.

Если это не денежный долг, который вернется через некоторое время с процентами, или доля в бизнесе, нужно указать другие выгоды. Это может быть что угодно – например:

  • Скидки на продукцию;
  • консультативная поддержка;
  • бесплатные услуги;
  • статус спонсора;
  • вклад в имидж социально ответственной компании и пр.

Грамотность

В любом важном документе ключевое значение имеет его содержание. Но нельзя забывать и о форме. Множество грамматических ошибок портит эффект. Для проверки орфографии и пунктуации существует множество онлайн-сервисов.

Собеседование нельзя назвать увлекательным времяпрепровождением, но вместе с тем его приходится проходить каждому из нас хотя бы раз в жизни. Чем более новаторские методы используют современные компании в подборе сотрудников, тем более интересным и неожиданным может быть поведение интервьюера на собеседовании. Но не для искателя должности.

Некоторые вопросы являются абсолютно неординарными, другие же вполне предсказуемы и ожидаемы. Нельзя быть готовым к собеседованию на 100 %, но продумать ответы на вероятные вопросы вы точно можете. Очень часто в современных собеседованиях вас могут попросить рассказать что-то о себе. В данной статье мы расскажем, что лучше говорить, о чём стоит умолчать, если вы хотите произвести хорошее впечатление, приведем и несколько примеров рассказа себе, чтобы предстать в наиболее лучшем свете.

Неудачный пример рассказа о себе

"Меня зовут Татьяна, у меня две кошки и дочь, разведена, увлекаюсь разведением орхидей. Хочу получить должность бухгалтера на вашем предприятии, так как там, где я сейчас работаю, платят мало и не всегда вовремя".

Что подразумевает для интервьюера рассказ о себе? Пример того, насколько выгодно вы можете подать себя за короткий промежуток времени, а также покажет вашу собранность, уверенность в себе и умение не растеряться в нужный момент. На самом деле подобрать нужного кандидата на должность задача не из легких. Об этом знает любой кадровик - кандидат может прекрасно вести себя на собеседовании и стажировке, а потом показать себя с далеко не лучшей стороны. Но закрыть должность нет иной возможности, кроме как получше узнать претендента.

Зачастую сотрудники отдела кадров неплохие психологи. И пусть они не являются доками в инженерном деле или программировании, но оценить личность и характеристики кандидата им под силу. Вместо того чтоб детально изучать ваше резюме, интервьюер может, доверительно взглянув в глаза, попросить: "Расскажите о себе". Пример рассказа, который сослужит вам хорошую службу на собеседовании, мы приведем ниже.

Грехи соискателя должности - стрессоустойчивость и коммуникабельность

"Я амбициозный, коммуникабельный, легко адаптируюсь к сложным обстоятельствам, у меня присутствуют отличные лидерские способности, быстро справляюсь со сложными задачами". Лет десять назад такой пример рассказа о себе на собеседовании сыграл бы великолепную роль в вашей оценке глазами кадровика. Но сегодня этот шаблон покажет вас как человека неглубокого и, можно сказать, не заморачивающегося. Ведь все эти эпитеты при всей их весомости не несут никакого смысла и не говорят о вас ровным счетом ничего. Забудьте эти стереотипные слова и не используйте их вовсе, если вам действительно нужна должность.

Впрочем, есть маленькое исключение. Если после каждого такого эпитета вы сможете рассказать в двух предложениях интересную историю о себе, почему бы и нет? Например: «Я легко адаптируюсь к сложным обстоятельствам. На предыдущем месте работы в течение двух месяцев мне пришлось совмещать две должности, с чем я справился, а после получил похвальный лист от генерального директора».

Будьте правдивы

"Я постоянно совершенствуюсь в своей специализации, сейчас прохожу очередные курсы повышения квалификации, в совершенстве владею английским языком, изучаю немецкий и итальянский". Такой пример рассказа о себе на работе звучит впечатляюще, но только в том случае, если это правда. Опытные кадровики чувствуют ложь за версту. Если для выбранной вами позиции необходимо владение языком, то либо честно признайте, что вам нужен словарь при разговорной речи и письме, либо же откажитесь от соискания этой должности вовсе. Но не стоит приумножать свои заслуги и пытаться выглядеть максимально соответствующим, так как вместо этого ваш образ будет просто смехотворен.

Как быть, если похвастать нечем?

Особенно это актуально для вчерашних выпускников и людей без опыта. В этом случае можно поступить следующим образом. Если опыт работы есть, то расскажите подробно о каждом месте, где вам пришлось поработать. Если же его нет, то можете сделать упор на личностных качествах, на том, какие курсы окончили, какими специальными навыками обладаете. Если в процессе учебы вы получали грамоты, участвовали в каких-либо олимпиадах, защищали научные работы, об этом можно упомянуть.

Пример рассказа о себе, если нет опыта

Иногда кажущиеся вам несущественные детали смотрятся достаточно значимо в глазах работодателя. Вот пример краткого рассказа о себе в таком случае: "Месяц назад я окончил политехнический университет по такой-то специальности. Опыта работы у меня нет, так как я относился к учебе максимально серьёзно и не хотел жертвовать получением знаний в угоду заработкам. В первые два года учебы я был старостой группы, играл в команде КВН, защищая честь нашего факультета. С третьего курса я стал уделять всё свое время обучению, а также посещал семинары по смежной специальности в течение года. При написании дипломной работы я проходил практику на городском заводе. Узнал, как работает и чем занимается инженерно-технический отдел, теперь хочу занять вакансию инженера на вашем предприятии. Хорошо владею ПК, пакетом "Майкрософт" и программой "Автокад", что пригодится на данной позиции».

Нужно ли рассказывать о своих хобби и увлечениях?

Когда на собеседовании вас просят рассказать о себе, то иногда, за неимением, казалось бы, весомых и важных фактов, соискатель должности переходит на "личное" и рассказывает о каких-либо своих увлечениях. Вот такой пример рассказа.

«Расскажи о себе». - «Меня зовут Евгений, последние пять лет я проработал инженером. Женат, у меня двое детей. Увлекаюсь пауэрлифтингом, три раза в неделю хожу в зал, принимаю участие в соревнованиях, слежу за питанием, веду здоровый образ жизни, не курю и не пью".

Согласитесь, это хорошая характеристика человека как личности, но не совсем полезные факты о вас как о возможном кандидате на вакантную должность. Таким образом, выходит, что упоминать о своих интересах и хобби вполне можно, но лишь вскользь, «тело» вашего рассказа должны составлять, прежде всего, ваши профессиональные качества и опыт. Если вам нечего рассказать на эту тему, то не уходите в сторону, рассказывая о семье или о том, как вы проводите время. Интервьюер может решить, что у вас на первом месте ваши личные нерабочие дела, а получение должности - что-то для вас не столь важное.

Как рассказать о себе на английском?

Если вы устраиваетесь продавцом цветов или слесарем на завод, то вряд ли кадровик попросит вас представить себя на английском языке. Но вот если ваша потенциальная позиция предполагает знание языков, то не исключён и такой вариант. Иногда о знании английского могут даже и не упомянуть в объявлении о поиске нового сотрудника.

Но, например, вы устраиваетесь консультантом в модный бутик или горничной в крупный отель. Разумеется, ваши непосредственные рабочие обязанности связаны с совершенно иным трудом. Но вдруг в заведение пожалует иностранец? Работодателю интересно, как вы справитесь с подобной ситуацией, сможете ли вы не ударить в грязь лицом и не выставить предприятие в дурном свете. Конечно, если вы вообще не знаете языка, то нет ничего зазорного в том, чтобы в этом признаться. Даже заученный в нескольких предложениях пример рассказа о себе на английском для собеседования вам ничего не даст.

Но если вы владеете языком пусть даже на начальном уровне, то это вам пригодится. В этом случае заранее потренируйтесь представить себя на иностранном языке.

Итак, предположим следующую ситуацию. После нескольких вопросов на родном языке интервьюер вдруг неожиданно произносит: Tell me something about yourself.

Если вы поняли вопрос, то не теряйтесь и, перенимая игру, отвечайте на этом же языке. Вот пример рассказа о себе на английском: Well, I grew up in Voronej. When I was a child, I wanted to be a teacher. But later I become interested a medicine. I"m a doctor with a five years of experience. Now I want to try myself in your private clinic such as cosmetologist.

Если знание английского не является принципиально важным на соискание должности, кадровик точно не будет придираться к вашему произношению или лексике. Скорее, ему интересно, насколько быстро и легко вы можете сориентироваться в неожиданной ситуации и как поведете себя. Конечно, умение сносно изъясняться на английском является плюсом на любой должности. Кроме того, будьте готовы к вопросам на английском, если вы указали в резюме, что хорошо владеете этим языком.

Расскажите, чего лишится работодатель, если не примет вас на данную должность

Представьте, что в спортивный клуб требуется администратор. Соискатели приходят на собеседование и повторяют друг за другом, что они амбициозны, стрессоустойчивы и коммуникабельны. И тут появляется возможный кандидат, который говорит, что является специалистом в управлении человеческими ресурсами, а также в решении проблем клиентов.

Например: «Последние четыре года я работал в крупном кадровом агентстве рекрутером. Закрыл 10 позиций, проведя собеседования более чем с сорока топ-менеджерами. Не являюсь профессиональным психологом, но полученный опыт позволяет мне прекрасно понимать людей, выстраивать с ними диалог. Могу уговорить незнакомого человека не только купить у меня ручку, но и годовой абонемент в фитнес-зал". Этот рассказ простым человеческим языком без красочных эпитетов куда более значим и весом, чем красивые шаблоны представления о себе.

Как рассказывать, если вы еще не уволились с предыдущего места работы?

То, что человек часто ищет место работы, где будет выгодней, ни для кого не секрет. Вот почему современные банки резюме полнятся анкетами от соискателей, которые имеют на сегодняшний день место занятости. Как же составить рассказ о себе, если интервьюер спрашивает вас, почему вы претендуете на новую вакансию, не уйдя с предыдущего места работы. Не нужно раскрывать всей правды, ответив, что вас волнует нестабильность на нынешнем месте или маленькая зарплата. Ответьте в позитивном ключе, выставив себя в выгодном свете. Вот неплохой пример: «Мне нравится моя работа и мои обязанности. Но я чувствую себя готовым к росту и выполнению более ответственной работы, поэтому место на вашем предприятии открывает для меня новые перспективы и вдохновляет». Такой ответ покажет вас как человека зрелого и готового к ответственности.

Перебор и недобор - одинаково плохо

Как следует рассказать о себе - лаконично, в нескольких предложениях, или более полно? Это две крайности, и нужно выбирать «золотую середину». Сухие факты вы и так подаете в своём резюме, а длинный подробный рассказ может утомить работодателя и лишит его интереса вас слушать внимательно. Поэтому пусть ваш рассказ будет небольшим, информативным. Не стоит пересказывать резюме, зато вы можете украсить его несколькими фактами, там не указанными. Используйте в своем рассказе ключевые моменты, приведенные выше, и вы обязательно получите должность, которую желаете.

Прокачай мозг методом Шерлока Холмса Кузина Светлана Валерьевна

Детективная задача 83 Выстрел из-за двери

Детективная задача 83

Выстрел из-за двери

– Прошу подробно рассказать, что здесь произошло до того, как вы позвонили в полицию,?– обратился Холмс к заплаканной госпоже Винтон. Вытерев слезы, она начала:

– Мой муж был писателем. Прежде чем мы поженились, я была его секретаршей. Но и после свадьбы по-прежнему переписывала его тексты. Сегодня вечером он ушел в свой кабинет, чтобы записать на магнитофонную ленту план новой повести. Я находилась в той комнате и читала книгу.

– Кроме вас двоих, был еще кто-нибудь в квартире?

– Нет. Домработница у нас приходящая, бывает только в первой половине дня… Итак, я сидела здесь и читала. Сквозь дверь доносился голос мужа, говорящего в микрофон. Вдруг раздался выстрел. Я открыла дверь в кабинет…

Госпожа Винтон вновь залилась слезами. Сыщик вошел в кабинет и осмотрел место происшествия. Тело убитого покоилось в большом кресле. На шее, у затылка, расползлось большое пятно крови. Микрофон повис на поручнях кресла, а на ковре были рассыпаны листы бумаги, исписанные карандашом. Холмс подошел к столу и включил магнитофон. Да, действительно на ленте был записан общий план повести. Возвратившись в комнату, где его ожидала госпожа Винтон, он спросил ее:

– Вы пытались помочь мужу?

– Ах, сразу было видно, что это бесполезно,?– ответила она,?– к тому же у меня не хватило храбрости перешагнуть порог кабинета, где лежал труп мужа. Я сразу же побежала в прихожую, чтобы оттуда позвонить в полицию. Очевидно, кто-то выстрелил в мужа через окно. Но кто? У мужа не было никаких врагов.

– Его врагом были вы, так как именно вы его убили,?– возразил Холмс.

Почему он пришел к такому выводу?

Из книги Прокачай мозг методом Шерлока Холмса автора Кузина Светлана Валерьевна

Детективная задача 22 Ночной вор – Ох, и вымотался же я в этом казино! – пробурчал доктор Ватсон, открывая дверь подъезда.После бессонной ночи, проведенной по заданию Холмса в казино «Люкс», он и впрямь выглядел неважно.– До сих пор руки трясутся от этих фишек и…– И

Из книги автора

Детективная задача 38 Таблетки для хозяина После поимки особо опасного преступника Карлика Монга, уличить которого помог его собственный говорящий попугай, комиссар Босси был в прекрасном расположении духа.– Что ни говорите, друзья мои, – обратился он к неразлучным

Из книги автора

Детективная задача 44 Что хранится в рюкзаках – Сегодня рано утром ограбили универмаг, – рассказывал шериф Шерлоку Холмсу. – Приехав на работу, управляющий увидел машину, отъезжавшую от универмага. Когда он убедился, что магазин ограбили, то позвонил в полицию, описал

Из книги автора

Детективная задача 45 Кто мог взломать сейф? – Похоже, кто-то брал ключ от моего маленького сейфа в стене, – пожаловался Эл Тайт Шерлоку Холмсу. – Но не могу понять, как они его могли взять. Этот ключ всегда у меня в связке.Эл обнаружил, что его ограбили, рано утром, когда

Из книги автора

Детективная задача 52 Следы столкновения Получив сообщение о том, что, серый «шевроле» с номером, начинающимся на шестерку, сбил женщину и скрылся, Холмс и доктор Ватсон выехали к вилле господина Нилендера, машина которого как будто соответствовала описанию. Не прошло и

Из книги автора

Детективная задача 53 Хозяин перчатки Запах газа, пробивавшийся из квартиры господина Альмуса, к счастью, привлек внимание соседа, который не спал в эту ночь, занятый срочной работой. Вызванные по телефону Холмс и Ватсон прибыли очень быстро. Альмус был еще жив, его

Из книги автора

Детективная задача 75 Автограф писателя Наконец-то у Холмса появился свободный вечер. В то время, как за окном разбушевалась весенняя гроза, сыщик с удовольствием устроился в кресле и открыл детективный роман, который сегодня ему доставили с почтой. Книга имела

Из книги автора

Детективная задача 76 Пустой коридор В этот раз Холмс был вызван в офис одной торговой фирмы, где вечером была ограблена касса. Бухгалтер дал следующие показания:– Несмотря на поздний час, я находился в своем кабинете, который расположен рядом с нашей кассой, в которой

Из книги автора

Детективная задача 77 Потраченные деньги Знакомый Холмса господин Линден сообщил сыщику, что требуется его помощь: жену господина Линдена, Бланку, ограбили. Через четверть часа Холмс в сопровождении доктора Ватсона прибыл к вилле Линденов. Бланка заявила ему:– Я

Из книги автора

Детективная задача 78 Преследование гангстера В этот жаркий летний день Холмс, весь залитый потом, преследовал по городским улицам известного гангстера Длинного Джима. И буквально на глазах сыщика Длинный Джим был убит наповал выстрелом из проезжавшей автомашины.– Это

Из книги автора

Детективная задача 79 Похищенная монета – Некий Девид Липарт,?– докладывал доктор Ватсон Холмсу,?– сообщил, что у него похитили очень ценную монету. У Липарта прекрасная нумизматическая коллекция. Новую монету он приобрел всего лишь несколько дней назад. Он искал ее

Из книги автора

Детективная задача 80 Тяжелый молоток Владелец виллы с садом некий Паркленд был убит в собственном гараже ударом тяжелого молотка по голове. Его тело было обнаружено через два часа после смерти. Молоток лежал рядом с убитым. Кроме того, Холмс обнаружил неподалеку почти

Из книги автора

Детективная задача 81 Побег на тот свет К домику Камаса Холмс и доктор Ватсон подъехали в полночь. Шел холодный осенний дождь.– Сегодня Камас не должен ускользнуть, как в прошлый раз,?– сказал Холмс, обращаясь к Ватсону.Оба крадучись, приблизились к дому. На стук никто не

Из книги автора

Детективная задача 82 Пожарная сирена – Моя фамилия Елинек… В магазине, где я работаю, возник пожар… Улица Парковая, десять… Я нахожусь в своем кабинете и не могу отсюда выбраться… Здесь много дыма… Приезж…?– на этом голос в телефонной трубке прервался.Холмс быстро

Из книги автора

Детективная задача 84 Северный ветер Пост находился в здании, стоящем на берегу моря. Идя по пляжу, Холмс был вынужден натянуть шляпу на голову, чтобы она не слетела, так как с моря дул сильный северный ветер, не утихавший вот уже несколько часов. В здании Холмс застал

Из книги автора

Детективная задача 85 Перепуганная дворничиха Было около одиннадцати часов вечера. Холмс шел по улице. Вдруг где-то в доме, который он только что прошел, раздались два выстрела.В нескольких погашенных окнах зажегся свет. Холмс вошел в ворота, где натолкнулся на

В этом разделе материалы размещаются пользователями сайта и публикуются после одобрения модератором. Редакция не несет ответственности за орфографические и другие ошибки, хотя и старается исправлять их по мере возможности.
Добавить свою заметку вы можете на этой странице .

Можно начать с начала, перейти к середине и закончить в конце. Однако настоящие истории рассказывают совершенно иначе! Как рассказать обычную историю так, чтобы ее читали и перечитывали.

Когда-то нас всех учили в школе, как надо писать сочинение. Вступление, основная мысль, заключение. Более «взрослый» вариант: вступление, история вопроса, основная мысль, развивающие тезисы, заключительная часть.

Но вспомните, как мы рассказываем друзьям что-то интересное.

«Ты себе не представляешь! На меня только что упал диван! Представь, иду я спокойно по улице, и вдруг – ба-бах! – передо мной падает диван! Ну да, не на меня. И упал не очень-то высоко, его грузчики снимали с машины и случайно упустили. Но как же я испугалась!»

Эта история – сочетание приемов «Фальстарт» и «Начать с середины».

Хорошая история – путешествие, которое приносит вдохновение. Прочтите рассказ Хемингуэя про рыбалку на реке – и вам захочется купить удочку, собрать пару сэндвичей в карман куртки и поехать на глухую речку, ловить эту форель. Посмотрите хорошую рекламу, выстроенную не просто по законам жанра, но с душой – вы не купите этот Ролекс, но настроение победы останется с вами еще на несколько часов.

Сочинить историю, которая донесет до читателя нужные идеи и будет с увлечением дочитана до конца, сложно. Но это возможно. Просто задумайтесь, что и как вы хотите рассказать, какую эмоцию сделать ведущей в вашем рассказе – и начинайте.

Гора

Это история, полная напряжения и драматизма. «Гора» похожа на мономиф, потому что показывает события в хронологической последовательности. Но это все-таки две разных техники, потому что «гора» не всегда предполагает счастливый конец.

Первая часть рассказа служит предпосылкой всей истории, затем идет повествование о решении проблем, а действие возрастает до кульминационного завершения. История немного похожа на ТВ-сериал – каждый эпизод имеет свои точки взлета и падения, которые постепенно приводят к главному финалу в конце сезона.

Эта техника сторителлинга хорошо подходит для рассказа о том, как вы преодолели серию проблем, для медленного нарастания напряжения и получения вывода, который вас удовлетворяет – либо подтверждает, что вы ошиблись, но научились на этих ошибках.

Пример

Основатель интернет-магазина MadRobots Николай Белоусов рассказывает историю без хеппи-энда на «Хабрахабре» – о том, как можно почти разориться на продаже айфонов.

Как закрылся джинсовый сервис Getwear – это история взлета и падения с полезным выводом в финале.


Вложенные циклы

Вы «складываете» несколько рассказов слоями друг в друга. Помещаете свою самую важную историю – ядро вашего сообщения – в центр, а остальные истории используете для объяснения главного принципа.

Например, так написан «Декамерон» Боккаччо – история начинается с чумы во Флоренции, но это лишь служит обрамлением другим новеллам, которые рассказывают друг другу сбежавшие от чумы благородные господа и дамы. Рамочную композицию использовали многие писатели. Откройте «Маленькие трагедии» Пушкина – обрамляет трагедии история об итальянском импровизаторе, приехавшем в Петербург.

Как это сделать, если вы не Пушкин? Легко. Например, написать об очередном выезде вашей компании на природу. Подготовка к мероприятию, соревнования, забавные случаи, а между тем - это рассказ о сплоченном коллективе, о ценностях компании. И если вы готовы «раскрывать карты», то в разговорах у костра можно пересказать истории об обслуживании клиентов или случаях на производстве, которые покажут компанию с лучшей стороны.

Пример

Еще одна история из блога Madrobots на «Хабрахабре» (он нам очень понравился). Николай Белоусов через историю рождения компании Madrobots и своего развития как бизнесмена рассказывает о том, как избавиться от прокрастинации.


Sparklines (Как было, как могло бы быть)

Графический дизайнер Нэнси Дуарте использует «линии вспышек», чтобы проанализировать известные выступления в своей книге «Resonate».

Она утверждает, что самые лучшие выступления были успешными, потому что показывали контраст нашего мира с идеальным, совершенным миром. Они сравнивают «то, что есть» с «тем, что может быть». В подобных историях автор обращает внимание на проблемы, которые есть в нашем обществе, нашей личной жизни и бизнесе. Автор вызывает у аудитории жажду перемен. Это эмоциональная техника, которая очень хорошо мотивирует слушателей.

Такая техника отлично подходит для побуждения к действию, пробуждения надежд, азарта и поиска приверженцев своих идей. Кроме того, она активно используется в рекламе. Пока в Вилларибо празднуют… помните?

Пример

Подобной технологией пользуются при создании рекламных роликов, когда стараются показать разницу между тем, что есть у вас сейчас, и тем, что может вам дать продукт.

Например, в этом ролике обратите внимание на финальные кадры: как умело использован повтор.

In medias res (начать с середины)

Дословно с латинского это выражение переводится как «в середине дела». Начните повествование с центрального эпизода – перед тем, как начать объяснять, как вы сюда попали.

Вы сразу же «бросаете» аудиторию в самую захватывающую часть истории – люди будут заинтригованы и будут очень внимательны, чтобы понять, что же на самом деле происходит.

Но будьте осторожны – не раскрывайте все факты сразу. Старайтесь намекать на что-то странное или неожиданное – что-то, что требует больше пояснений. Давайте вашей аудитории ровно столько информации, чтобы постоянно держать ее на крючке, а потом вернуться назад и восстановить полную картину истории.

Это подходит только для коротких историй, потому что если вы растянете ее надолго, ваша аудитория быстро разочаруется и потеряет интерес.

Техника хороша тем, что захватывает внимание с самого начала и держит в напряжении, а также позволяет сфокусировать внимание людей на поворотном моменте истории.

Пример

История компании «Харлей-Дэвидсон», которую ее автор начал с весьма необычного факта.

Или остросюжетный боевик от «Билайн» о тарифе «Интернет навсегда».

Сходящиеся идеи

Эта техника показывает, как разные мысли сходятся воедино и формируют продукт или идею. Она может быть использована для объяснения, как рождалась идея, или как одна идея стала кульминационным моментом работы нескольких умов.

Техника сходящихся идей похожа на «вложенные циклы», но вместо погружения в основную историю через вспомогательные здесь показывается, как несколько одинаково важных историй дали единственный вывод. Может быть использована для рассказа историй о союзах, имевших мировое значение, – например, партнерстве веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина.

Ларри и Сергей встретились в Стенфордском университете в 1995 году, но сначала друг другу не понравились. У обоих были отличные идеи, но сотрудничать им было трудно. В конце концов они начали работать вместе над исследовательским проектом. Проектом, который стал известен как Google.

Эта техника хорошо показывает, как формируются партнерские отношения и как люди объединяются для совместной работы. Она также подходит для объяснения того, как пошло развитие в определенный момент истории.

Примеры

История бренда Ernst & Young – о том, как два талантливых человека достигли успеха, каждый – в своем деле. И как по прошествии долгих лет работы, уже после смерти основателей, их компании объединились в одну, которая и по сей день успешно работает на рынке.


Фальстарт

Фальстарт – техника, при которой вы начинаете рассказывать, казалось бы, предсказуемую историю, а потом неожиданно прерываете ее и начинаете снова. Вы увлекаете свою аудиторию ложным чувством безопасности, а затем переворачиваете все с ног на голову.

Этот формат отлично подходит для рассказа о тех моментах, когда вы в чем-то провалились и были вынуждены вернуться к началу и все пересмотреть. «Фальстарт» идеально подходит для разговора о том, какой урок вы извлекли из своего опыта, или о необычном решении проблемы, которое вы придумали. Эта техника отлично помогает захватить внимание: ожидания аудитории разрушаются, это удивляет и заставляет обратить пристальное внимание на ваше сообщение. «Фальстарт» хорошо подходит для демонстрации преимуществ гибкого подхода.

Пример

Отличный ролик Axe с гнетущим началом и неожиданной развязкой.

Лепестки

Это объединение большого количества историй вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько рассказов, не связанных между собой, которые все-таки имеют отношение к одной ситуации.

Вы рассказываете ваши истории одну за другой, прежде чем вернуться к центральному сюжету. Лепестки могут переплетаться, когда одна история переплетается с другой, но каждая из них сама по себе должна быть полным повествованием. Это дает вам возможность сплести богатую палитру доказательств вокруг вашей главной идеи.

Показывая аудитории, как все эти ключевые истории связаны друг с другом, вы позволяете людям почувствовать важность и вес вашего послания. Эта техника позволяет объединять разные сюжеты вокруг центральной идеи и демонстрирует, как взаимосвязаны разные ниточки в одной ситуации.

Этот премилый ролик от «Билайна» показывает нам своеобразный мини-сериал о знакомстве нового и весьма необычного сотрудника с офисом. Главная идея скрыта в концовке.

Еще один пример «лепестковой» истории – статья, которую вы сейчас читаете, каждый прием ведет вас к одной мысли: истории можно рассказывать по-разному.

Начните с истории

Что ж, теперь они у вас есть – 8 классических техник сторителлинга, которые сделают ваш рассказ более доходчивым и привлекут внимание аудитории. Конечно, кроме них есть и другие приемы, которые можно использовать.

Помните, что вы сможете оживить даже самые сухие факты, если найдете историю, связанную с ними.