Интересные дуэли истории. Интересные факты о дуэлянтах

Поединки между соперниками были обычным делом во все времена – у различных сословий и разных народов. Где-то дрались только до первой крови (как, например, викинги), а где-то – до гибели одного из дуэлянтов. В некоторых странах бои проходили в присутствии множества зрителей, в других же – совершенно секретно. Оружие при этом могло быть также самым разнообразным.

Интересная вещь: если двое сходятся и лупят кулаками друг друга, это считается недостойным поведением. А если два поединщика устраивают дуэль, это говорит об их чести и достоинстве. Разумеется, кое-кто считал дуэлянтов просто задирами, подающими дурной пример, однако очень многие полагали, что настоящие мужчины должны вести себя именно так.

Со временем дуэли сделались основным способом решения частных конфликтов, из-за чего погибло множество людей. В ряде стран дуэли были запрещены законом, однако все равно проводились. Появились даже правила их проведения. К примеру, в 1836г. во Франции вышел специальный кодекс для дуэлянтов, хотя сами дуэли здесь были уже официально запрещены. И этот кодекс благополучно был принят к действию не только во Франции, но и во многих других странах мира, например, в России.

Правила жестко регламентировали поведение участников боя, которые до этого могли ставить противнику подножки, бить его в спину и даже добивать раненого. Также согласно правилам, при вызове на дуэль обидчика следовало ударить по лицу или бросить белую перчатку ему под ноги. После этого выбиралось «место действия», приглашались доктора и двое секундантов, из которых один назначался распорядителем. Дуэлянтам разрешалось опаздывать на поединок не более чем на пятнадцать минут. Когда же все были на месте, распорядитель традиционно обращался к противникам с предложением помириться. Если те отказывались, то далее выбиралось оружие для поединка и вымерялось расстояние. Поединщики расходились к барьерам и после команды распорядителя стреляли друг в друга.

Перед дуэлью они договаривались также о том, будут ли стрелять одновременно либо поочередно. Обычно стрельба производилась с тридцати шагов. Иногда оба противника получали ранения или даже погибали.

Если стреляли по очереди, то первый выстрел делал тот, кто вызвал на поединок. Тот, кого вызвали, мог разрядить свое оружие в воздух. Раненому дуэлянту разрешалось стрелять лежа. В том случае, если оба соперника оставались живы и невредимы, они жали руки друг другу и расходились.

Помимо огнестрельного, дуэлянты использовали также холодное оружие – шпаги, сабли, ножи. Некоторые оригиналы использовали для выяснения отношений топоры, трости, бритвы, канделябры и так далее. Впрочем, в таких боях секундантам было нелегко следить за действиями дерущихся, а кроме того, силы дуэлянтов часто оказывались неравными. Поэтому большинство соперников старалось не прибегать к такого рода оружию.

Запрет дуэлей

Дуэли во Франции были запрещены в XVI веке. Причиной этого послужила гибель тысяч и тысяч аристократов. Подобные законы действовали также в других государствах, однако все было тщетно…

Если властям становилось известно о проведенном поединке, они примерно наказывали дуэлянтов, чтобы неповадно было другим. Кардинал Ришелье, к примеру, ввел для них смертную казнь, которую в редких случаях заменяли ссылкой при полной конфискации имущества. Это относилось не только к дуэлянтам, но также к секундантам и зрителям.

При Петре Первом в России также была введена (впервые) смертная казнь за участие в дуэли, а согласно указу Екатерины Великой, провинившихся либо ссылали в Сибирь, либо сажали в тюрьму. Николай Второй отправлял дуэлянтов на войну в качестве рядовых.

Однако все было напрасно. Мало того, в России стали стреляться без врачей, без секундантов, с расстояния в десять шагов! Единожды выстрелив, противники не расходились, а дрались «до попадания». Понятно, что большинство дуэлей заканчивалось чьей-либо смертью.

Женские дуэли

Удивительно, но среди дуэлянтов были и женщины, которые сражались еще суровее и изощреннее мужчин: женские поединки гораздо чаще заканчивались смертью. Зачастую они перерастали в настоящую бойню с участием секунданток и подруг-зрителей. Если дрались на шпагах, то кончик оружия частенько смачивали ядом, если же стрелялись, то до тяжелого ранения или чьей-нибудь кончины.

Известная оперная певица Жюли д’Обиньи много раз сражалась на дуэлях с дамами и даже мужчинами. Однажды на балу она выступала против троих соперников и сумела их ранить. Чтобы избежать казни, Жюли пришлось провести несколько лет за пределами Франции.

Истории известны и довольно забавные женские дуэли. К примеру, та, что произошла из-за композитора Ференца Листа между его возлюбленной Мари д’Агу и любвеобильной французской писательницей Жорж Санд. В качестве оружия эти решительно настроенные дамы выбрали… свои длинные ногти. Поединок происходил в доме Листа, причем сам композитор в это время отсиживался у себя в кабинете. «Дуэль на ногтях» закончилась вничью; поорав и изрядно исцарапав друг друга, дамы разошлись. После этого Жорж Санд уже не добивалась расположения Листа.

А как вам такой факт: упомянутая нами императрица Екатерина Вторая, запрещавшая дуэли в России, в молодости (до восшествия на престол) участвовала в вооруженном поединке и не раз исполняла обязанности секунданта у прочих дам.

Самые известные мужские дуэли

А.С. Пушкин участвовал более чем в сотне дуэлей. Его противниками были многие известные люди того времени (к примеру, Кюхельбекер), однако последней для поэта стала дуэль с Дантесом, распространявшим злые шутки о Пушкине и его семье. Получив смертельное ранение, российский гений скончался через два дня.

Живший в эпоху Возрождения датский астроном Тихо Браге сражался однажды на мечах с родственником, который ухитрился отрубить ему часть носа. Всю последующую жизнь Браге провел с серебряным протезом в носу…

Лермонтов и Мартынов считались приятелями, что, однако, не спасло их от рокового поединка. Причиной противостояния послужили шутки, которые поэт отпускал в адрес Мартынова. Итог всего этого оказался далеко не шуточным: пуля пробила Лермонтову сердце и легкие…

Два английских джентльмена – член парламента Хамфри Ховарт и вельможа граф Берримор — поссорились в пабе и назначили дуэль. Ховарт, бывший армейский хирург, явился на нее абсолютно голым, хотя он не был шутником, тем более извращенцем. Просто как медику ему было известно, что раненые умирают, как правило, не от самих ран, но от инфекции, занесенной с одежды. Увидев своего противника в таком виде, граф Берримор расхохотался и объявил, что не станет стрелять в голого мужика, а также не желает быть убитым им. Дуэль, таким образом, не состоялась.

В довольно своеобразном поединке участвовал Александр Дюма: проигравший по жребию должен был себя убить. Знаменитому писателю не повезло. Дюма вышел в другую комнату и выстрелил в воздух, после чего вернулся и объявил, что целился в висок, однако промахнулся.

Седьмой американский президент Эндрю Джексон в молодости сражался на дуэли с человеком, который оскорбил его жену. Эндрю получил ранение в грудь, и хирурги не сумели извлечь пулю. Она осталась у Джексона на всю жизнь…

Довольно известна дуэль миньонов (приближенных французского короля Генриха III) с гизарами (сторонниками герцога де Гиза), в которой четверо участников было убито, а двое – серьезно ранено. По приказу короля на могиле погибших установили мраморный памятник.

Французский аристократ, к тому же красавец и ловелас, граф де Бутвиль дрался на дуэлях двадцать раз, и это при том, что кардинал Ришелье запретил их в стране под страхом смертной казни. Конечно, Ришелье знал обо всех этих поединках своего любимца и постоянно прощал его. Однако в двадцатый раз Бутвиль перешел все границы, устроив разборку средь бела дня, причем при большом скоплении парижан. Этого кардинал простить просто не мог, не уронив свою репутацию. И графу публично отрубили голову.

Дрался на дуэлях и первый канцлер Германии Бисмарк, в двадцати семи поединках он проиграл только два сражения, получив легкие ранения. Кстати, в Германии в то время запрещались дуэли только со смертельным исходом, а вот такие, завершающиеся легкими ранениями, нет.

Но самая примечательная дуэль в мире состоялась в 1808 году, она проходила на воздушных шарах. Молодые люди не поделили даму и решили вот таким оригинальным образом выяснить отношения. Выиграл в этом поединке не самый меткий, а самый хитрый стрелок, который выстрелил в шар – и его соперник просто разбился.

И под конец стоит сказать, что во многих странах Латинской Америки поединки были запрещены лишь на рубеже тысячелетий, то есть совсем недавно, а в Парагвае разрешены и по сей день…

Самые известные дуэли мира:

1. Александр Пушкин - Жорж де Геккерн (Дантес), 1837 год, Петербург.

Причиной дуэли стали чувства. Конфликт между Пушкиным и офицером-кавалергардом, приемным сыном посла Нидерландов, зрел долго. Первая запланированная дуэль - после получения поэтом анонимного «диплома рогоносца», в котором был намек на связь Дантеса с Натальей Пушкиной - не состоялась из-за сватовства де Геккерна к сестре его жены. Второй вызов исходил уже от его новоявленного родича. После женитьбы Дантеса на Екатерине Гончаровой в обществе продолжали курсировать неприятные слухи о семье поэта. Пушкин, не отличавшийся легкостью характера и посчитав, что их распространителем является де Геккерн, отреагировал очень остро, отлучив его и его родственников от дома в довольно грубой форме. Тут же, что было предсказуемо, последовал вызов. Роковой выстрел прозвучал 8 февраля 1837 года неподалеку от Черной речки под Петербургом. Условия дуэли (на которых настоял сам Пушкин) были жесткие и оставляли мало возможностей для выживания. Расстояние между противниками составляло всего двадцать шагов. Барьер был установлен в десять шагов, и стрелять противники могли в любой момент на пути к нему. Первым выстрелил Дантес, ранив Пушкина в живот. После смены забившегося снегом оружия, истекающий кровью поэт тоже произвел выстрел, легко ранив де Геккерна в руку. Спустя два дня от полученного ранения Александр Пушкин умер. А Дантесу, приговоренному за дуэль к смерти, пришлось спешно покинуть Россию. Он дожил до старости и сделал хорошую политическую карьеру.

2. Михаил Лермонтов - Николай Мартынов, 1841 год, Пятигорск.

Официальной причиной дуэли, в которой от руки майора Мартынова погиб поручик Лермонтов, стали колкости и остроты, которые поэт регулярно позволял себе допускать в отношении офицера. Говорят, что последней каплей стало когда за два дня до дуэли известный острослов назвал своего оппонента «горцем с большим кинжалом». Однако есть мнению, что настоящим поводом для смертельной схватки могло послужить соперничество из-за сердца дамы. Встретились Мартынов и Лермонтов на склоне горы Машук вечером 15 июля 1841 года. Точно неизвестны условия дуэли - майор и его секунданты говорили о разных «барьерах». Однако факт остается фактом - Михаил Лермонтов получил смертельное ранение в грудь и умер на месте, так и не успев сделать выстрела. Чтобы подтвердить, что его оружие было заряжено, позже из него выстрелили в воздух. После дуэли Мартынов был осужден военно-полевым судом на три месяца ареста, а наложенную на него духовную епитимью отбывал в Киеве.

3. Владимир Новосильцев - Константин Чернов, 1825 год, Петербург

Причиной нашумевшей дуэли стал отказ одного из богатейших женихов того времени, флигель-адъютанта Владимира Новосильцева, жениться на сестре поручика Семеновского полка Константина Чернова. На отмене помолвки настаивала мать молодого человека. В итоге он поддался на ее уговоры, но Чернов посчитал, что честь его семьи оказалась задета, послал вызов. Не смотря на все усилия влиятельной Екатерины Новосильцевой, дуэль состоялась 14 сентября 1825 года на окраине Петербурга, на окраине Лесного парка. Новосильцев и Чернов стрелялись с расстояния восьми шагов, что практически не оставляло им шансов. Они спусти курки одновременно. Поручик Чернов погиб на месте, а флигель-адъютант Новосильцев прожил еще день. Неподалеку от места дуэли безутешная мать возвела церковь и богадельню.

4. «Дуэль миньонов», 1578 год, Париж.

Этот сюжет позже вошел в роман Александра-Дюма-отца «Графиня де Монсоро». В кровавой схватке приняли участие с одной стороны трое «миньонов» (то есть сторонников) короля Генриха II, а с другой - сторонниками его политического противника, герцога де Гиза. Причиной конфликта двух зачинщиков дуэли, как водится, стала дама. Граф де Келюс застал барона де Антрага у своей любовницы, и на следующий день позволил себе пошутить, что эта дама «более прекрасна, чем добродетельна». Вызов последовал незамедлительно. Противники встретились 27 апреля 1578 года в парке Турнель. Сначала в схватку вступила одна пара бойцов, позже к ней присоединились четверо секундантов. Собственно, в живых остались только пара зачинщиков дуэли - Келюс, получивший в общей сложности 19 ранений, и раненый в руку Антраг. Их секунданты схватки не пережили. Но и граф прожил после дуэли недолго. Спустя месяц он сел на лошадь, у него открылись раны и он спустя несколько дней умер.

5. Эндрю Джексон - Чарльз Дикинсон, 1806 год, Кентукки.

За двадцать лет до того, как стать президентом США, Джексон принял участие в известной дуэли, поразив насмерть известного стрелка, адвоката Дикинсона. Причиной для вызова стало нелестное высказывание о прошлом жены бывшего тогда сенатором Джексона. Вызов не заставил себя долго ждать. Встретились дуэлянты на границе штатов Кентукки и Тенесси, на заводах Харрисона на Ред-ривер. Однако формально это была территория Кентукки, так как в Тенесси дуэли уже были объявлены вне закона. Первым, как сторона, принявшая вызов, стрелял Дикинсон, ранивший будущего президента США. Пуля прошла совсем недалеко от сердца. Однако политик не дрогнул и ответным выстрелом наповал убил Дикинсона.

6. Александр Гамильтон - Аарон Берр, 1804 год, Нью-Джерси.

Эта дуэль считается известнейшей а американской истории. Поводом для нее стал долгий политический конфликт между бывшим министром финансов США и главным федералистом Гамильтоном и вице-президентом страны (президентом тогда был Томас Джефферсон) Аароном Берром. Последний баллатировался в губернаторы Нью-Йорка, но его старый противник всячески мешал ему. Вопрос Берр захотел решить дуэлью. Политические оппоненты встретились около поселка Вихавкен (штат Нью-Джерси). Гамильтон не попал в противника (а по некоторым свидетельствам просто выстрелил в воздух), после чего получил от Берра пулю в живот. На следующий день он умер. Дуэль послужила одной из причин преследования политика, обвиненного также в измене и ряде других преступлений. Ему пришлось бежать в Европу и лишь спустя несколько лет он смог вернуться на территорию США.

7. Миямото Мусаси и Кодзиро Сасаки, 1612, остров Гонруй.

В японской культуре дуэли занимали огромное значение, но шли иначе чем в Европе. Там противники надолго замирали друг перед другом, кружили, и дело чаще всего решалось одним ударом. Моменты поединков японских самураев очень любят режиссеры, часто включая их в свои фильмы. Одна из известнейший дуэлей в стране восходящего солнца произошла в 1612 году между двумя известными фехтовальщиками Миямотой Мусаси и Кодзиро Сасаки. Причиной поединка, согласно легенде, послужили их разные взглдяды на искусство фехтования. ГОворят, Мусаси появился на несколько часов позже, чтобы сломить волю противника. Кодзиро напал на самурая, применив свой коронный прием "выпад ласточки", но прежде, чем его клинок опустился, Мусаси смог нанести смертельный удар. Позже победитель этой дуэли, которому пришлось спасаться от учеников поверженного противника, стал известным японским художником.

Публикации раздела Литература

Дуэли и дуэлянты

«Много ли мы видели поединков за правое дело? А то всё за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - писал Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание». Вспоминим с Натальей Летниковой, как появилась традиция дуэли в России и каким русским литераторам приходилось защищать свою честь в поединке.

История дуэли

Валерий Якоби. Перед дуэлью. 1877. Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

Илья Репин. Дуэль. 1896. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». 1890–1891. Государственная Третьяковская галерея

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент - с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I .

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор - с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

Дуэльный кодекс

Илья Репин. Этюд к картине «Дуэль». 1913. Национальная галерея Армении, Ереван

Неизвестный художник. Дуэль Пушкина и Дантеса. Фотография: i-fakt.ru

Неизвестный художник. Дуэль Лермонтова с Мартыновым. 2-я пол. XIX в.

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь - самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

Дуэли литераторов

Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884

Адриан Волков. Последний выстрел А.С. Пушкина. 2-я половина XIX века

Илья Репин. Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1899. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно - / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно» . Закончилась дуэль промахом обоих поэтов. В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный - кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль - оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым . Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика - Лев Толстой и Иван Тургенев . Будучи в гостях у Фета , Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Сейчас поединки на рапирах происходят только между спортсменами в защитных костюмах, дворяне не бросают друг в друга перчатки, а удовлетворения требуют совсем другими способами. Давайте разберем самые интересные дуэльные истории прошлого.

Подлость и благородство

Сначала немного о правилах. Дуэльных кодексов было множество, вариаций проведения поединка тоже. В зависимости от тяжести оскорбления и смелости участников определяли вид оружия, количество шагов в случае стрельбы и прочее. Самое главное правило заключалось в том, что на вызвать дуэль в случае оскорбления можно было только равного себе. Дуэль могла защитить только дворянскую честь. Если бы дворянина оскорбил, например, разночинец, то ему бы пришлось идти в суд, а не браться за пистолет.
Были и более любопытные правила. За нарушение одного и таких поплатился жизнью французский капитан Матасс, живший в XVI веке. Однажды его вывел из себя хвастун и задира горячий юноша Ашон. Опытный вояка Матасс рассвирепел и вызвал юнца на дуэль на рапирах. Оказалось, что Ашон абсолютно беспомощный фехтовальщик и был повержен Матассом в считанные секунды. Капитан сжалился над молодым глупцом, прочитал ему мораль, возвышаясь над поверженным юношей, отпустил его на все четыре стороны и повернулся к нему спиной. Подлый Ашон схватил свою шпагу и вонзил ее в спину благородного капитана. По правилам, если дуэлянт решил пощадить соперника, он был обязан проткнуть ему рапирой ноги и руки, а также отобрать и переломить оружие поверженного врага.

Защита Де Сурдиака

Помните, как герой Клинта Иствуда в фильме "За пригоршню долларов" надел стальную пластину под одежду? Еще его примеру последовал Марти Макфлай, попав на Дикий Запад. Правила дуэли запрещали такие выходки.
В Париже в 1579 году месье Де Сурдиак вызвал на дуэль месье Де Шасне-Лалье. Шасне-Лалье якобы клеветал на благородного Сурдиака и разносил по городу лживые сплетни. Ссора быстро стала достоянием общественности и толпы людей, не имея других более достойных развлечений, в установленный день и час собрались на острове на реке Сене, где была назначена дуэль. На месте Шасне-Лалье поклялся, что никогда не занимался тем, в чем его подозревают. Сурдиак вполне этим удовлетворился и предложил заключить перемирие, на что Шасне-Лалье, выхватив шпагу, ответил: "Столько народу пришло смотреть на наш поединок, поэтому я должен драться, иначе потеряю свою репутацию, к тому же я так долго сюда добирался". Сказав это, он вонзил шпагу в грудь Сурдиака, но клинок со звоном отскочил. Под одеждой оказался доспех. Тогда разъяренный Лалье нацелился в горло противнику, но был сражен ответным выпадом в сердце. Народ ликовал, зрелище оказалось эффектным.

За хозяина

Однажды состоялась дуэль между человеком и псом. В 14 веке повздорили два рыцаря Де Нарсак и Маркер, то есть один просто напросто позавидовал другому. Де Нарсак обошел Маркера в соревнованиях лучников, тем самым публично его унизив. Маркер заманил своего обидчика в лес и там убил, но у Нарсака был верный пес Геркулес, который был свидетелем убийства. И вот пес стал неотступно следовать за убийцей, лаять на него и бросаться. Друзья убиенного рыцаря поняли в чем дело и призвали Маркера к ответу, но он отрицал все обвинения. Тогда решили предоставить дело так божьему суду. В то время дуэлями нередко заканчивались судебные разбирательства, виноватым всегда оказывался проигравший. Дуэль между псом и Маркером должна была внести ясность в дело об убийстве. Маркеру дали дубину и щит, а Геркулесу предоставили деревянную бочку, в которой он мог спрятаться. Пес с легкостью одолел противника и схватил его за горло. Оказавшись на краю гибели, Маркер признался в убийстве. То, что не сделали зубы пса, сделала виселица, суд приговорил его к повешению. Верного Геркулеса до конца жизни кормили за счет короля, а после смерти ему поставили памятник.

Ай да сукин сын!

Теперь перенесемся в XIX век, когда дворянскую честь защищали пистолетами. Смертельная для Пушкина дуэль с Дантесом была для поэта двадцать шестой. Из 26 дуэлей, 25 Пушкин инициировал сам, а состоялось их них лишь 5. В двух случаях поэт отказался стрелять, в двух - промахнулся. Пушкин мог вызвать на дуэль человека, чье лицо ему не нравилось, или чьи стихи показались ему бездарными, поэтому друзья поэта всегда старались уладить вопрос мирно и всеми правдами и неправдами усмирить великого друга. Впервые 17-летний Александр Сергеевич вызвал на дуэль родного дядю Павла Ганнибала, который отбил у него возлюбленную. Пылкого юношу удалось остудить уговорами и дуэль отменили. В 1819 году Пушкина вызвал на дуэль его товарищ Кюхельбекер за эпиграмму со знаменитой фразой "кюхельбекерно и тошно". На дуэли Пушкин, невозмутимо стоя у барьера, сказал секунданту: "Не хотите ли, сударь, поменяться местами со мной? За барьером, право слово, стоять безопаснее!". Оскорбленный Кюхельбекер после таких слов, целясь в солнце русской поэзии, действительно попал в шляпу секунданту. Пушкин также невозмутимо отказался стрелять и покинул ристалище.

Неумелые дуэлянты

Курьезная дуэль состоялась между поэтами Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным. Два знаменитых поэта и начинающая поэтесса Елизавета Дмитриева образовали любовный треугольник. Дама сначала предпочла Гумилева, потом выбрала Волошина. Едва Гумилев оправился от душевной травмы, как влюбился в стихи иностранки Черубины де Габриак, он очень захотел ее увидеть, но после долгих поисков узнал, что это и есть Дмитриева, а историю с Черубиной придумал Волошин. Гумилев рассвирепел, еще раз признался Дмитриевой в любви и опять получил отказ. Но инициировал дуэль Волошин. Кто-то нашептал ему на ухо, что Гумилев распространяет грязные сплетни о своей возлюбленной. Это была неправда, однако Алексей Толстой почему-то подтвердил информацию.
Дуэль символично назначили на Черной речке, где погиб Пушкин, и выбрали в качестве оружия пистолеты XIX века. Говорят, что Гумилев был полон решимости пристрелить Волошина и требовал стреляться с пяти шагов, однако Максимилиан Александрович к назначенному дню растерял весь свой пыл и жаждал примирения. Гумилев в автомобиле надолго застрял в снегу по дороге на дуэль, а когда наконец-то приехал то не застал противника. Волошин по дороге потерял в снегу калошу и заявил, что пока не найдет ее, никуда дальше не пойдет. Когда раскрасневшийся от долгих поисков калоши гигант Волошин явился, Гумилев, одевшийся на дуэль как на прием к императору, так был разозлен опозданием противника, что трясущимися руками долго не мог справиться с системой старинного пистолета, а когда выстрелил, то попал неизвестно куда. Волошин на радостях выстрелил в воздух, но примирения не произошло. Весь Петербург смеялся над горе-дуэлянтами, а Волошина прозвали Ваксом Калошиным.

Дуэль на сосисках

Есть легенда, согласно которой орудием дуэли однажды стали сосиски. Где же еще, как не в Германии могло такое произойти. В 1865 году ученый и по совместительству политик доктор Вирхов во время дебатов нелестно отозвался о Бисмарке. Бисмарк потребовал сатисфакции и приказал секундантам сообщить об этом Вирхову. Выслушав секундантов, доктор на правах вызываемой стороны предложил в качестве оружия использовать две сосиски, одна из которых отравлена. Бисмарк отказался от русской сосисочной рулетки.
Революционер-анархист Бакунин однажды тоже решил вызвать на дуэль немца, да не простого немца, а Карла Маркса. Бакунина задели пренебрежительные слова автора "Капитала" о русской армии. Маркс не принял вызов, заявив, что он не может распоряжаться своей жизнью, так как она принадлежит пролетариату. Во времена, когда Карл Маркс свободно владел своей жизнью, он неоднократно защищал свою честь на дуэлях. Кстати, вот что писал Хэмингуэй по этому поводу: "По-настоящему храбрым людям незачем драться на дуэли, но это постоянно делают многие трусы, чтобы уверить себя в собственной храбрости".

  • Самый известный способ вызова на дуэль – бросание перчатки под ноги или нанесенный ею удар по лицу – относится к средневековому обычаю посвящения в рыцари. Во время обряда будущему рыцарю отвешивали звонкую плюху. А потом подбадривали, что это последняя обида, за которую он не сможет поквитаться.
  • Дуэлям в нашем привычном понимании всего лишь несколько веков: они появились в 14-м столетии. Но за время своего существования смогли унести количество человеческих жизней, сравнимое с потерей в нескольких кровопролитных войнах. Всего за 16 лет правления французского монарха Генриха 4-го отправились в мир иной более 8 тыс. дуэлянтов. И это несмотря на то, что тогдашние законы запрещали дуэли. Наказание было самым суровым: смертная казнь.
  • Интересно, что первоначально обычным делом, ничуть не порицавшимся обществом, было использование приёмов, по современным представлениям, не соответствующих рыцарским правилам: отвлечь внимание противника, ударить случайно поскользнувшегося или оступившегося, добить обезоруженного или раненого, ударить в спину
  • Порой женщины в этом деле не отставали от мужчин. Осенью 1624 года в парижском Булонском лесу маркиза де Несль и графиня де Полиньяк в присутствии секунданток скрестили уже не кинжалы, а самые настоящие шпаги. Яблоком раздора стала благосклонность будущего кардинала, а пока лишь герцога Ришелье. В результате графиня взяла верх над маркизой, едва не оторвав клинком де Несль ухо.
  • Долгое время считалось, что слово «дуэль» - потомок латинского «duellum», то есть «война». На самом деле у дуэли другой «родственник»: слово «duo» (два).
  • Со временем европейские монархи понли, что в результате дуэлей лишаются цвета молодого общества, и приняли решительные меры. Например Указ кардинала Ришелье от 1602 года установил в качестве наказания за дуэль смертную казнь либо ссылку с лишением всех прав и конфискацией всего имущества для всех участников дуэлей, включая даже зрителей. В царствование Людовика XIV было издано 11 эдиктов против дуэлей.
  • В 1899 году директор американского патентного агентства, некто Дуэлль, объявил о том, что патентные ведомства пора закрывать, так как технический прогресс исчерпал себя и всё, что было возможно, человек уже изобрел. Окажись этот чиновник в нашем времени, наверняка бы сошел с ума…
  • По сравнению с правилами русских дуэлей 19-го века европейские носили опереточный характер и редко заканчивались не только чьей-нибудь смертью, но и ранением. Ведь в Европе противники стрелялись минимум с 30 шагов. Русские дуэлянты палили друг в друга с десяти. В случае обоюдного промаха соперники не расходились, а требовали окончательной сатисфакции: стрелялись до тех пор, пока кто-нибудь из них не окажется серьезно ранен или убит.
  • Один из самых известных медицинских споров на дуэльную тему – мог ли выжить Пушкин, если бы стрелялся сегодня и на его спасение были бы брошены самые современные технологии. Большинство специалистов уверены, что нет: ранение поэта оказалось бы не по зубам даже современной медицине, настолько тяжелым оно было.
  • Одним из самых заядлых дуэлянтов в истории считался астроном Тихо Браге. Дуэли интересовали его ничуть не меньше, чем занятия наукой. Во время одного из поединков, еще в юности, ученому отсекли часть носа. Но долго Браге не унывал и вставил себе в нос протез из чистого серебра.
  • Современные шпажисты, участвующие в Олимпиадах и в других соревнованиях, на самом деле «сражаются на дуэли». Ведь их оружие, спортивное и вполне безобидное, произошло от средневековой шпаги – излюбленной спутницы дуэлянтов того времени.