Быт викингов варягов. Варяги, норманны и викинги - это разные названия одного народа или это разные народы

Пока в кино идет фильм «Викинг», кипят и споры «как оно было на самом деле?» специально для журнала «Телепрограмма» свое видение проблемы представляет историк Людмила Гордеева.

Ни Владимир Креститель, ни вообще никто из руссов-Рюриковичей, создателей российского государства, не принадлежали к разбойничьему племени скандинавов – викингов, терзавших своими набегами Европу. Предки руссов (руси) были славянами-варягами, много веков проживавшими на южном и юго-восточном побережье Балтийского моря.

Многовековой спор

Интерес к тому «откуда есть пошла земля русская» уходит в дальнее Средневековье, отозвавшись вековым спором сторонников норманской и антинорманской (славянофильской) теорий. Первые, норманисты, считают, что руссы во главе с Рюриком явились по призыву новгородцев править ими из Скандинавии-Нормандии, вероятнее всего – из Швеции или Дании. Мол, славяне-новгородцы, пригласившие Рюрика, были народом отсталым, неспособным к самостоятельному государственному строительству. Значит, и само появление российского государства – это заслуга норманнов, а вовсе даже не коренных славян. А потому россияне, как бы, не очень самостоятельный народ, который вполне нуждается во внешнем управлении.

Эта теория возникла в начале восемнадцатого века стараниями немецких историков, подвизавшихся на российской службе Г. Байера и Ф. Миллера. В ту пору Россия сражалась со Швецией за выходы к Балтийскому морю, и, естественно, встал вопрос о моральных правах русских на эти территории. Немцы первые осознали, сколь укрепляется право завоевателя, если тот осознаёт, что он не просто захватывает чужие земли, но и возвращает своё, исконно принадлежавшее его предкам. Они, видимо, неплохо знали древние франкские источники, в которых с нескрываемой гордостью рассказывается, как немцы огнём и мечом завоёвывали южную и восточную Прибалтику, заселённую когда-то славянами. Русские этих материалов в ту пору не знали, к своим собственным летописям – и к тем относились без пиетета. Тем не менее, когда в 1749 году Фридрих Герхард Миллер стал в своём докладе на тему «Происхождение народа и имени российского» утверждать, что именно шведы стояли у истоков русской государственности, многие русские учёные возмутились.

Академики, среди которых были Василий Тредиаковский и Михаил Ломоносов по поводу этого доклада, заявили, что мол, неблагодарный немец «во всей речи ни одного случая не показал к славе российского народа, но только упомянул о том больше, что к бесславию служить может».

У норманнистов прямых доказательств нет, зато есть огромное желание поставить русских «на место» и огромная поддержка немецких учёных, которые, как уже упоминалось, придумали эту теорию и особенно подкрепили её при Гитлере, который пытался доказать, что «Deutschland uber alles» - Германия превыше всех, а русские – неполноценный народ. А потому, мол, Россия, как государство второстепенное, зависимое, должно подчиниться немцам, как когда-то норманнам. Ныне они даже принялись снимать документальные фильмы о том, что и города-то на Руси построили нам норманны, и культура – от них, и если бы не они – то россияне, пожалуй, до сих пор жили бы, наверное, в землянках.

У славянофилов аргументы более основательны. Все древние русские и европейские хроники однозначно свидетельствуют, что русь-варяги – это родственные новгородцам славяне, что жили они на южных берегах Балтики, а приглашённый новгородцами Рюрик был внуком их правителя Гостомысла от его дочери Умилы. Об этом упоминает Иоакимовская летопись, дошедшая до нас в переложении Татищева. Итак, рассмотрим самые важные аргументы антинорманистов-славянофилов.

Русь - варяги из «Повести временных лет»

Обращаясь к древнейшему русскому источнику - летописной «Повести временных лет» (далее ПВЛ), сохранившейся до наших дней на пергаменте 1377 года, мы должны в первую очередь уяснить для себя: верим мы ему или нет. А не поступать как сторонники норманской теории: тому, что подтверждает их домыслы, они верят, что не соответствует – отвергают. Вся их теория основана на легенде из ПВЛ о призвании новгородцами на княжение Рюрика – этому факту они доверяют. А конкретными указаниями автора на происхождение Рюрика и руссов, на место их жительства они пренебрегают.

Естественно, переписчик летописи инок Лаврентий, запечатлевший на рукописи своё имя, не сам сочинял этот документ – он копировал его из более древних источников – и на это есть его прямое указание в тексте. И у нас нет никаких причин подозревать Лаврентия в искажении каких-то фактов. К тому же точность данных, которые мы можем проверить уже в наше время, впечатляет. Потому, мне кажется, не доверять «Повести» у нас нет оснований. Как нет оснований отвергать существование в нашей стране династии Рюриковичей.

Итак, летописец не сомневается, что варяги и русы – это один и тот же народ. Он, словно специально для нас подчёркивает, что русь – это не «другие» шведы и не норманны:

«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти». (Перевод всех цитат ПВЛ сделан выдающимся учёным Д. С. Лихачёвым).

Словно предчувствуя грядущие наши споры, летописец в разных местах настойчиво повторяет, что русь – не шведы, не норманны или англы, и что славянский и русский народ - един: «А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне».

В более поздние годы летописцы, порой, перечисляют руссов и варягов раздельно. Это может говорить о том, что эти народы постепенно разделялись. Примерно, как роды князей Шуйских, Стародубских, Ряполовских, Оболенских, Черниговских были независимыми друг от друга, порой враждовали, но все считали себя потомками Рюриковичей. Или из рода Оболенских со временем произошли Долгоруковы, Репнины, Щербатые, Лыковы и другие. Немецкие средневековые хронисты единодушно подтверждают также принадлежность к славянскому народу и древних пруссов. И это не исключает тождественность руссов и пруссов либо их ближайшее родство, что, в свою очередь, даёт все основания поздним Рюриковичам вести своё происхождение от пруссов. Это запечатлено в некоторых летописях, в «Сказании о князьях Владимирских», в нескольких посланиях Ивана Грозного.

Тут надо иметь в виду, что древняя Пруссия к XII веку были жесточайшими истребительными войнами завоёвана немцами, а оставшиеся в живых пруссы - славяне были ассимилированы. В конце концов, имя пруссов присвоили себе захватчики. Поэтому более поздние авторы называют жителей Пруссии немцами. Однако в рассматриваемое нами время пруссы являлись хозяевами на своей земле и ещё оставались славянами.

«Зри на подлинник о Рюрике. Лета 6369-го (861 год) некий воевода Новагорода Великого именем Гостомысл скончавает житие свое, и в та лета нача во граде быти межусобица и кровь проливатися. И созывает наугородцов и рече им: “Совет даю вам, мужие: да пошлете в Прускую землю мудрыя мужи и призове от тамо сущих родов князя, дабы судил нас в правду”.

Есть много других данных о том, что пруссы и руссы – это один и тот же, либо близкородственный. Руссами называю пруссов некоторые европейские хронисты. Они же без сомнения относят оба эти народа к славянам. Порой эти два народа упоминаются как разные, и это естественно, если учесть, что документы создавались уже после их разделения. Похожую версию иллюстрирует старинная чешская легенда о том, что когда-то в древности от племени славян ушли в разные стороны три брата – Лех, Чех и Рус, и создали свои народы.

Где же жили наши предки – руссы-варяги?

Чтобы найти ответ на этот вопрос сначала обратимся к автору ПВЛ, который пользовался и местными, и европейскими источниками (в частности византийской «Хроникой Георгия Арматола») и, конечно же, семейными преданиями самих Рюриковичей. Происхождение всех европейцев, включая славян и руссов, он определяет как «потомство Иафета». Вот что ещё пишет автор ПВЛ о месте проживания варягов:

«Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской».

Мы видим, что варяги (они же - русь) «сидят близ моря Варяжского», там же, где обитают поляки, пруссы и чюдь (предки нынешних эстонцев), то есть по юго-восточному берегу Балтийского моря. И занимают столь обширное пространство, что западную его границу он доводит «до земли Английской». Если учесть, что англами тогда называли датчан, то получается, что земли варягов занимали территории Южной Балтики до самой нынешней Дании. Тот факт, что славяне заселяли южный берег Балтики – до реки Эльбы (по-славянски Лабы), которая была границей между саксами и славянами, подтверждают многие европейские источники.

А на востоке, как видим, земли руссов-варягов простирались «до пределов Симовых», то есть практически до Волги, где обитали восточные народы. Этот факт подтверждают и мусульманские источники, в частности, проповедник ислама из Багдада Ахмед Ибн-Фадлан в своих «Записках о путешествии на Волгу», где он побывал в 922 году. Рядом с древними болгарами он застал и описал руссов, которые, в отличие от болгар, живших в шатрах, уже строили на берегах Волги дома и путешествовали на кораблях. Очевидно, они контролировали водные пути «из варяг в греки» по реке Двине и на Восток по реке Волге. Ещё более определённо автор ПВЛ указывает место обитания варягов в описании этого знаменитого «пути». Тут мы видим перечень сохранившихся до сих пор (почти тысячу лет!) названия озёр и морей, рек и их притоков, стран и народов. Летописец точен в своих описаниях, и это лишь подтверждает, что ему можно верить и в том, что относится к варягам:

«Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, <…>. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское (ныне Каспийское). Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова».

Представьте себе такое необыкновенное чудо, которое существует и теперь: из одного практически места – Очаковского леса, которое ныне называется Валдайской возвышенностью, берут исток сразу четыре судоходных реки. Причём текут они в четыре противоположные стороны света: Ловать – на север к Волхову, а через него к Новгороду, к реке Неве и к Балтийскому морю. В это же море, но уже на северо-запад, течёт Двина. Волга движется на восток в Каспийское море, Днепр – на юг к Чёрному морю.

В те далёкие времена, когда на Русской равнине не существовало никаких дорог, водные пути становились основным связующим звеном между многими народами. Волоком можно было перетащить корабли или струги с товарами с одного истока реки к другому и в итоге попасть в нужные части света. Это явление и описал автор ПВЛ. Но главное в его описании для нас то, на что не желают обращать внимания сторонники норманнской теории: «а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. <…> а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима».

То есть Двина и её устье – это конечная точка балтийского побережья по пути к варягам и, стало быть, однозначно земля варягов. Тут нет даже намёка на то, что по пути в Рим надо забираться на север Балтийского моря к норманнам. Неудивительно, что при раскопках в Швеции, в том числе и в древнем городе Бирке, где в те времена был шведский порт, византийские монеты – великая редкость. Очевидно, что прямой путь «из варяг в греки» шёл, в основном, по Двине.

Легко выяснить, что летописная река Двина теперь называется Западная Двина, отсюда через Белоруссию она уходит в Латвию и там переименовывается в Даугавпилс. А неподалёку от её устья стоит город Рига, основанный в 1201 году латинскими пилигримами и крестоносцами. Мои попытки выяснить, что же находилось в низовьях Двины до возникновения Риги, показали, что латинские проповедники христианства в конце XII – начале XIII века застали здесь кроме ливонских племён, не имевших в ту пору ни городов, ни крепостей, богатые русские города-государства во главе с королями. Об этом подробно рассказывает очевидец и отчасти участник тех событий Генрих Латвийский в «Хрониках Ливонии». Автор с некоторой гордостью описывает, как собранные со всей Европы крестоносцы с редкой жестокостью грабят и уничтожают местные народы и племена, сжигают их сёла и города.

В частности, в «Хрониках Ливонии» не раз упоминается король «Вячко (Vesceka)» - Вячеслав из «русского замка Кукенойса», расположенного на правом берегу Двины «в трёх милях» от Риги. Пишет и о сражениях с воинами «короля Всеволода (rex Wissewaldum) из Герцикэ»,- русской военной крепости на Двине, центре одноименного княжества, также расположенного в нижнем течении Двины. О том, что русские здесь – давние коренные жители рассказывает эпизод разгрома крестоносцами в начале XIII века русского замка Герцикэ. Автор пишет об этом с гордостью за победы своих сторонников-латинян:

«<…> тевтоны ворвались за ними в ворота <…>. Тот день все войско оставалось в городе, собрало по всем его углам большую добычу, захватило одежду, серебро и пурпур, много скота; а из церквей колокола, иконы (yconias), прочее убранство, деньги и много добра и все это увезли с собой, <…> а город подожгли. Увидев пожар с другой стороны Двины, король был в великой тоске и восклицал со стонами, рыдая: “О Герцикэ, милый город! О наследие отцов моих! О нежданная гибель моего народа! Горе мне! Зачем я родился, чтобы видеть пожар моего города и уничтожение моего народа!»

Мы видим, что король Всеволод, увидевший, как погибает его родной город, восклицает, что это «наследие отцов моих», то есть место, где жили многие его предки, и, стало быть, нижнее течение и устье Западной Двины было древней вотчиной русского народа.

Славяне и руссы в европейских источниках

Впервые упоминание о наших предках – руссах, - встречается в латинской рукописи IX века - «Бертинских анналах», подлинник которой ныне хранится во Франции. Там рассказывается о жизни и деятельности франкских королей и императоров в период от 830 до 882 года. В 839 году в город Ингельгейм на реке Рейне, ко двору франкского императора Людвига Благочестивого для заключения договора о мире прибыли послы из Константинополя (ныне Стамбул) от византийского императора Феофила. Вместе с посольскими людьми к франкам прибыли чужеземцы из народа «rhos«, которых надо было переправить на их родину.

Нас не должно смущать написание русской нации в форме «rhos«. Очевидно, что образцом для этого перевода стало послание византийского императора, написанное, как было принято в то время, на греческом языке, который с четвёртого века был в Византии государственным. У греков в алфавите и в речи нет букв «у» и «ь». Они и заменили «у» единственной возможной для них буквой «w» – омега (заметим, что не буквой «о»), отбросив совсем мягкий знак. Вот и получилось слово «rwV«, которое франкский переводчик изобразил побуквенно. Последующие франкские и немецкие авторы, ближе знакомые с нашим народом, единодушно называли его «Русь» - «Rusci» или «Ruzzi» и даже «Rugi».

Византийские послы прибыли ко двору Людовика в тревожное время. Его земли то и дело подвергались набегам грабителей и погромам со стороны скандинавов - «норманнов», среди которых были викинги - датчане и шведы. Понятно, что появление среди послов незваных гостей насторожило императора, ибо он опасался засылки шпионов противника. Ведь они могли бы разведать о делах в его стране, которые из-за междоусобиц обстояли далеко неблестяще. Потому к гостям император отнёсся с большой подозрительностью. В результате проверки, как видно из текста, быстро выяснилось, что его гости – вовсе не «росы», с которыми франки в это время, очевидно, находился в мирных отношениях, а как раз те самые шведы «из народа свеонов», с которыми он воевал: «Расследуя более тщательно причину их прибытия, император узнал, что они из народа свеонов, и решил, что они являются скорее разведчиками в той стране и в нашей, чем просителями дружбы; он счел нужным задержать их у себя до тех пор, пока не сможет истинно узнать, пришли ли они честно туда или нет». Таким образом, этот первый же европейский документ о руссах свидетельствует, что они не шведы. А путь мимо Рейна подсказывает, что руссы жили где-то в близком регионе.

Саксонец Эйнхард, автор знаменитой книги «Жизнь Карла Великого», созданной между 829 и 836 годами, тоже подтверждает, что славяне в IX веке, до начала завоевательных походов Каролингов, занимали южное побережье Балтики на восток от реки Эльбы (Лабы): «От западного океана на Восток протянулся некий залив <…>. Вокруг него живет множество народов: даны, так же как и свеоны, которых мы называем норманнами, владеют северным побережьем и всеми его островами. На восточном берегу живут славяне, эсты и различные другие народы».

Об этом же говорит и Адам Бременский в книге «Деяния Гамбургских архиепископов», написанной в 1070-х годах: «За рекой Одером живут сперва поморяне (Pomerani), потом поляки, соседями которых с одной стороны являются пруссы (Pruzzi), с другой - чехи (Behemi), а на востоке - Русь (Ruzzi)». Этот автор тоже чётко разделяет его жителей на шведов, которые живут на севере, и славян, в том числе и руссов, заселяющих его южное побережье: «до самой Руси (Ruzzia), где снова конец этому заливу. Итак, берега этого моря с юга находятся во власти славян, а с севера - шведов (Suedi)».

Популярный источник по истории Северной Европы - «Славянская хроника» Гельмгольда из Босау, - охватывает период от восьмого века и до 1171 года. Автор был участником событий последней части Хроники. Он не только повторяет выводы Адама Бременского, но и добавляет многое из того, что видел и слышал сам:

«Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами называются. Из них первыми являются поморяне, поселения которых простираются вплоть до Одры (река Одер). Одра же - это «самая богатая река в славянской стране», <…>. «В устье Одры», где она впадает в Балтийское море, «некогда «находился знаменитейший город Юмнета <…>. Это действительно был самый большой город из всех имевшихся в Европе городов, населенный славянами <…>. Впрочем, по нравам и гостеприимству - нельзя было найти ни одного народа, более достойного уважения и более радушного [чем они]».

Тут мы сталкиваемся с тем фактом, что за два века славяне уже потеряли немалую часть своих территорий – от реки Эльбы до Одера. Уже уничтожены и разрушены многие славянские города, но всё ещё сохраняется память о древнем городе Юмнете, носившем прежде славянское имя Волин, о котором немецкий автор сообщает, что это был «самый большой город из всех имевшихся в Европе городов». Гельмгольд в своём труде не только подробно и обстоятельно перечисляет племена славян, заселяющих южную часть Балтийского моря, среди которых пруссы и руссы, но и их знаменитые города «Ретру», «Микилинбург», «Рацисбург» (возможно, что славянское название этого города было Ратибор, ныне - Ратцебург), «Альденбург» (славянский Старгард, ныне Ольденбург) и другие.

Проповедникам нормандской теории, которые нам рассказывают о том, что большинство древнейших русских, славянских городов основали скандинавы, неплохо бы ознакомиться с этими старинными европейскими документами. Почитать, что именно славяне в средние века создали множество городов, в том числе крупнейший в Европе город Волин - Юмнету, который славился своими торговыми связями, зданиями, богатствами, кораблями. Самый большой славянский город в Европе! Так что не скандинавам учить славян строить города, в средние века нормандские викинги их в основном разрушали, а не строили.

О том, что, что руссы обитали именно на южном, славянском побережье Балтики, а не на северном, указывают и другие европейские документы. Например, в булле и папы Климента III (1188-1191 гг.) бременскому архиепископу “Руссией” называлась территория Ливонии. Автор XIII века Рожер Бэкон в «Великом сочинении» пишет о Левковии (Литве), вокруг которой «с обеих сторон» Балтийского моря «расположена великая Руссия». Русские продолжали жить на Балтике и позже – почти до XIV века. Так, в 1304 году папа Бенедикт IX обращается в письме к рюгенским князьям как к «возлюбленным сынам, знаменитым мужам, князьям русских». Русские проживали на территории не только нынешней Латвии, но и Эстонии. Они вместе с эстами оборонялись от полчищ крестоносцев в начале XIII века, в 1343-1345 годах русские возглавили восстание в Эстонии (в Роталии и Вике) против господства тевтонского ордена. И даже в XIV веке, после многолетнего господства немцев и шведов в Эстонии в ряде документов упоминаются русские сёла, например, Руссен Дорп близ Вендена. Нельзя исключать, что и древний город Юрьев (нынешний Тарту), основанный в 1030 году князем Ярославом Мудрым, возводился именно на русской земле.

Куда делись прибалтийские славяне?

Куда же делись эти цветущие славянские города вместе с их населением? Если говорить без политесов, они, под лозунгом спасения и приобщения к христианским ценностям, были захвачены европейцами, в первую очередь франками, немцами. Сопротивлявшееся население либо бежало, либо было с беспримерной жестокостью уничтожено, его остатки – ассимилированы.

Сначала франки захватили и поработили саксов, которые были соседями славян – их земли разделяла река Эльба (Лаба). Об этом на многих страницах красноречиво рассказывают «Анналы королевства франков». В 758 году «король Пипин с войском вторгся в Саксонию». Саксы сопротивлялись долго и мужественно, сражались, гибли. Но франки были настойчивы, жгли, грабили, подчиняли, казнили. Саксонцев выселяли в другие земли, на их место привозили новые народы…

К концу VIII века настал черёд славян. В 789 году франкский король и римский император (с 800 г.) Карл Великий, «приготовив огромное войско, <…> подошёл к Эльбе <…> и, вступив в землю вильцев, приказал опустошить всё огнём и мечом». В 806 году «он послал своего сына Карла с войском в землю славян, которые зовутся сорбами и которые живут на Эльбе».Уже к 810 году Карл задумал проект захвата соседних славянских племён под видом их христианизации, для чего решил создать в Гамбурге архиепископство. Это план был осуществлён его сыном Людовиком в 831 году.

Славян, как и саксонцев, выдавливали из Прибалтики долго и целеустремлённо, всё это зафиксировано в европейских источниках. О том, как немцы захватывали прибалтийские земли уже в начале XIII века, подробно и красочно рассказывает Генрих Латвийский в своей книге «Хроники Ливонии», написанной, как считают специалисты, до 1226 года. Автор, участник тех событий, рассказывает о них с нескрываемой гордостью: «Придя туда, мы разделили свое войско по всем дорогам, деревням и областям той земли и стали все сжигать и опустошать; мужского пола всех убивали, женщин и детей брали в плен, угоняли много скота и коней».

Гельмгольд из Босау в «Славянской хронике» не только описывает, как уничтожались славянские племена и захватывались их земли, но и как эти земли заселялись. Например, один из немецких завоевателей, граф голштинский Адольф, получивший в дар от короля за свои воинские подвиги опустошённую землю славян-вагров, расположенную на огромной территории от реки Одер до реки Эльбы, бросил клич своим воинам и ко всем участникам крестового похода:

«Будьте же первыми, переходите в землю обетованную, населяйте ее, станьте участниками благ ее, ибо вам должно принадлежать все лучшее, что имеется в ней, вам, которые отняли ее у неприятеля». На этот призыв поднялось бесчисленное множество разных народов, которые, взяв с собой семьи и имущество, пришли в вагрскую землю к графу Адольфу, чтобы владеть землей, которую он им обещал.<…> И начала заселяться пустынная вагрская земля и увеличилось число жителей ее. <…> И ушли славяне, жившие в окрестных селениях, и пришли саксы и поселились здесь. Славяне же постепенно убывали в этой земле. <…> И увеличились десятины в земле славянской, потому что стеклись сюда из своих земель тевтонцы, чтобы населить землю эту, просторную, богатую хлебом, удобную по обилию пастбищ, изобилующую рыбой и мясом и всеми благами».

Балтийские славяне, как и саксонцы, сопротивлялись долго и мужественно, несколько столетий. Но силы были не равны – против их, часто разрозненных племён, сражалась вся Европа во главе с римским императором и папой Римским, который не раз благословлял крестовые походы на иноверцев Прибалтики. Так исчезли венеды, пруссы, вагры и прочие славянские племена и народности. К середине 13 века немцы не только разгромили или переименовали древние славянские города, уничтожив их народы, но и постарались стереть память о них. Часть бежавших со своих земель славян-варягов отправилась на службу в Византию, многие ушли в сторону Новгорода, где до сих пор одна из старинных улиц центра носит имя Прусская. Время пришествия Рюрика с его родом в Новгород как раз совпадает со временем начала императором Карлом и его потомками знаменитого германского «Drang nach Osten». Остановить это нашествие удалось лишь Новгороду с Псковом и объединившемуся Российскому государству.

Аргументы сторонников норманской теории

Не странно ли, что на Руси слово «викинги» вообще не встречается? А в Скандинавии почти до XII века не встречается ни слово русь, ни варяги. Не было там таких племён и народов. Никаких следов. Хотя могли быть, ведь руссы и норманны были соседями, воевали-торговали, сватались. Не существует или не найдено пока ни одного достоверного документа, который бы отождествлял варягов и викингов. Впервые варяги как «væringjar» (веринги) появляются в скандинавских сагах, записанных в XII веке, когда из русских летописей оно практически исчезает. Причём упоминаются они в рассказах о том, как норманны отправились в Византию и вступили там в отряд этих «væringjar». И эти факты лишь подчёркивают, что для норманнов варяги были явлением чужеродным.

Ни один древний источник не пишет, что руссы – это норманны или шведы, что жили они в Скадинавии. Одно византийское упоминание о том, что их воины-руссы – это норманны может говорить лишь о том, что те были северянами, прибыли с севера. Для греков все, кто находится далеко на севере, являлись норманнами.

На чём же основываются доводы норманистов? В общем-то, на мелочах, на которые не стоило бы и время тратить. Где-то в Скандинавии нашлось имя, созвучное имени Рюрика. Где-то – созвучное название с племенем руссов. Однако некоторые их доводы всё-таки рассмотрим, потому что дело немецких историков Байера и Миллера, как видим, живёт и процветает. Как живёт жажда поставить «на место» русский народ. Хотя, заметим, сам Байер, после того, как его сместили из академиков в адьюнкты и понизили оклад, поспешил отказаться от своей «русофобской» теории и предпочёл принять «роксоланскую». Хороший пример для патриотичного начальства!

Среди основных аргументов сторонников норманской теории - «Бертинские анналы, где в латинских источниках впервые упоминается нация русь-рос, (этот документ мы разбирали выше), где рядом со словом «рос» оказались «свеоны» - шведы. И хотя в самом тексте эти племена противопоставляются, норманнисты почему-то считают наоборот. Может быть, невнимательно читают? Или видят то, что хотят видеть?

Ещё они ссылаются на имена русских послов, перечисленные в договорах Киева с Константинополем и скопированные в русские летописи. Мол, они больше похожи на шведские, а не на славянские. Но договора заключались в начале десятого века (в 907 и 917 годах), когда многие руссы ещё не были крещены, и мы не знаем большинства имён, которые носили наши дохристианские предки. Впрочем, некоторые имена славян сохранились во франкских хрониках, напрмер, Драговит, Витцин (Вышан), Траско (Дражко), Милидох, Годелаиб, Милегаст, Цеадраг. Сравним с именами руссов из договоров с Константинополем из «Повести временных лет»: Карл, Вельмид, Рулав, Фаслав, Велимид, Лидулфаст, Стемид… Одинаковых имён нет, но и разницы огромной не заметно. И в тех и в других почти нет известных нам славянских корней. Норманисты пытались находить имена из договора в Скандинавии, в Швеции. Не нашли, хотя что-то созвучное подобрать удалось и там. Так ведь столетиями наши народы были соседями, сватались, роднились, имена могли быть и похожи. Например, в документах мы встречаем имена датского короля Рорика и нашего русского князя Рюрика, которые суть совсем разные люди.

Важнейшим доказательством «теоретиков норманизма» является труд византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (949 г.). Там он описывает «путь из варяг в греки» и приводит названия днепровских порогов на двух языках – на русском и славянском. Эти названия весьма разнятся. На этом основании базируется доказательство, что руссы – не славяне. Но и на шведском языке эти русские названия в большинстве своём ничего не означают. К тому же мы не знаем, кто рассказывал императору об этих порогах и верно ли рассказывал. Нельзя отрицать различия в языках разных племён славян. Я, например, в последнее время совсем перестала понимать речь украинцев, хотя это самый родственный нам народ. Не исключено, что там были болгарские слова или каких-то иных славян, проживающих в регионах, соприкасающихся с днепровскими порогами…

Ещё одним аргументом этой теории является ссылка на летопись, где говорится, что, мол, за князем новгородцы «пошли за море». Но с того места, где расположен Новгород, Швеция – такое же «заморе», как и южный берег Балтики. Мало того, летопись часто описывает, как поссорившись с новгородцами, князья бегут к варягам или за варягами, чтобы призвать их на помощь. Например, к варягам «бегал» будущий креститель Руси князь Владимир. Естественно, верхом на конях, а не на кораблях, ибо из Новгорода выбраться к морю не так-то просто. И если посмотреть на карту, мы увидим, что добраться до Швеции или Норвегии, где хозяйничали викинги, из Новгорода верхом, да и на суднах, было бы в те времена весьма проблематично. А подлинные варяги – они действительно находились относительно недалеко. Да и упоминания о кораблях в новгородских летописях того времени что-то не встречаются.

Что касается фразы «пошли за море», то так было принято в то время говорить, если путь можно было проделать не только по морю, но и пешком вдоль берега. «За морем» находились для киевлян Константинополь, хотя до него можно было добраться и по суше. «За морем» у русских нередко означало и просто – «далеко». Когда, например, в 1390 году женился великий князь московский Василий I Дмитриевич на Софье - дочери великого князя Литовского Витовта, бежавшего от смуты с семьёй «к немцам», то невеста «приведена бысть на Москву из замориа». (Симеоновская летопись). Те «немцы», куда «бегал» Витовт, располагались на территории нынешней Латвии, как раз там, где прежде жили варяги и стояли русские крепости.

Упоминание немцев в летописи - ещё один довод норманистов. Мол, в некоторых поздних источниках пишут, что Рюрик принёл «из немец», а не от варягов. А что может писать летописец или переписчик летописи в XIV веке и позже о южном побережье Балтики, в том числе и о бывшей славянской Пруссии, если там уже более двухсот лет, как обосновались немцы? Как написать ему, чтобы было понятно, откуда пришёл Рюрик? Конечно «из немец»! Не от шведов же! И это ещё один веский довод несостоятельности норманнской теории, ибо русские летописцы с самых древних времён прекрасно отличали немцев от шведов, англов и прочих народов.

Есть ещё ссылки на раскопки, мол, в раскопках часто встречаются скандинавские вещи, а в русском языке – скандинавские термины. Но в наших землях находят и византийские изделия! И восточные монеты. А в нашей речи – греческие, итальянские, немецкие тюркские, арабские и прочие слова. Это говорит лишь о том, что руссы-славяне торговали и общались со всеми соседями. Отсюда и чужие слова, оружие, деньги и украшения.

Предки руссов-варягов

Откуда же взялся столь сильный и многочисленный славянский народ – руссы, русь, русские, которые за исторически краткое время, из, казалось бы, небольшого племени, так разрослись и заселили необъятные пространства? И это несмотря на бесконечные истребительные войны, которые вели против них европейцы с запада и тюрки с востока!? Частично мы уже ответили на этот вопрос, обратившись к русским и европейским документам. Но есть ещё один важный источник, который точнее любой летописи или грамоты. Этот источник – наши старинные соседи. Уж они-то знают о нас и нашем прошлом гораздо больше, чем мы думаем. Это относится и к соседям-народам.

Например, до того как франки-германцы завоевали в IX веке многочисленный и могучий когда-то народ саксов, те успели ещё до V века частично захватить и заселить юг Британии, ассимилировать англов. Таким образом, появились англосаксы, сохраняя, в веках имя пришельцев. А как, вы думаете, называют соседи немцев, завоевавших когда-то в VIII – IX веках Саксонию? Эстонцы называют Германию «Saksamaa», а самих немцев - «sakslased». Финны называют эту страну «Saksa», а жителей - «saksalaiset». Будто и не прошло более тысячелетия, в течение которого эта страна называется Германией, «Deutschland», и будто там по-прежнему живут те древние саксы, а не германцы. Да и Пруссия в памяти народов просуществовала почти тысячу лет после того, как исчезли и сами древние пруссы и их славянский язык. Крепка память народная.

Так что же говорит эта крепкая соседская память о нас, русских? А вот что. Древнейшие наши соседи – финны называю русских «Venäläinen», а Русь, Россию - «Veneman», «Venäjä». Другие ближайшие соседи – эстонцы зовут русских «Venelane», а страну - «Vene», «Venemaa» (Русь, Россия). И даже корелы зовут нас «Veneä» (Русь).

Странно, не правда ли? Ведь у слов русс, русский, Россия и «венелане» или «вене» – ну ничего общего! Кто такой этот «вене», откуда взялся?

Отыскивая ответ этот вопрос, мы вынуждены признать, что термин «вене» ведёт нас к имени мощного и многочисленного славянского народа, проживавшего когда-то в Центральной Европе и на берегах южной Балтики – к венедам. К народу, который упоминали в своих трудах ещё древние историки: Геродот, Помпоний, Тацит, Птоломей и другие, размещая венедов-славян на огромных пространствах Центральной Европы и Прибалтики - от восточных берегов реки Вислы – до северных Карпат и низовьев Дуная.

В определении родства руссов-славян с венедами сходятся все концы – и места их проживания, и ссылки различных хроник, и размышления древних летописцев.

О венедах, которые есть славяне, упоминают не только византийские и восточные источники, но и средневековые европейские, называя их не только «венеды», но и венды, виниты, винулы и даже винды.

Вот как рассказывает об этом народе готский историк VI века Иордан в книге «О происхождении и деяниях гетов» (551 г.): «У левого их склона [Альпы], спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами». Как видим, Иордан отмечает процесс разделения славян-венедов на различные племена.

О том, что славяне и венеды – один народ сообщают все без исключения средневековые европейские источники. Например, автор «Хроники Фредегарда» пишет, что в 623 году «некий человек по имени Само, франк родом из Санса, вместе с другими купцами отправился к тем славянам, которые известны как венды <…>. 630 г. <…> В этом году славяне (или венды, как они себя называют) убили и ограбили большое число франкских купцов в королевстве Само, и так началась вражда между Дагобертом и Само, королем славян».

Спустя шесть веков, после продолжительных и кровопролитных войн с римлянами и германцами, венеды оттесняются на восток и к северу Европы. Но продолжают занимать почти всю южную Прибалтику к востоку от Эльбы. Даже в XII веке автор «Славянской хроники» XII века Гельмгольд фиксирует их, как жителей обширной страны на севере Европы: «Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами, называются». Рассказывая о многочисленных славянских племенах южной Прибалтики, Гельмгольд не забывает отмечать, что все они принадлежат к древнему народу винулов - венедов: «Таковы эти племена винулов, рассеянные по землям, областям и островам на море».

О венедах существует обширная литература, начиная со средневековой, кончая новейшими исследованиями. О том, что коренными жителями южной Прибалтики были именно венеды, свидетельствуют и сами завоеватели этих земель – немцы, которые на протяжении многих веков вплоть до новейших времён называли славян венедами (Wenden, Winden). А если хотели отличить старые местные деревни на завоеванных землях от новых, немецких, называли их венедскими - «windich или wendich».

Почему европейцы замалчивают эту информацию? Что нам даёт знание о том, что кроме прочих народов руссы и пруссы тоже были венедами - славянами? Как минимум то, что претензии немцев на бывшую Прусскую землю, как на их «отчину» являются несостоятельными.

Где жил Рюрик?

В 844 году франкские летописцы сообщают о завоевательных походах франкского короля Людовика «за Эльбу против вендов» и о гибели вендского короля (rex) Гостомысла. Причём «Фульдские Анналы» называют его королём «ободритов которые замышляли измену, и подчинил их. Король этого народа Гостомысл погиб». «Анналы Ксантена» именуют его королём венедов, слегка исказив имя: «король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл». «Анналы Хильдесхайма» (Гильдесгейма) называют целью похода короля покорение славян: «<…> пришёл в землю славян, убил их короля Гестимула и подчинил себе остальных».

Несмотря на некоторые различия в написании имени погибшего короля Гостомысла, очевидно, что речь идёт об одном и том же вожде и его королевстве, которое авторы одновременно называют славянским, вендским и ободритским. Тут наглядно прослеживается, как разделялся огромный народ венедов на разные части, сохраняя в памяти соседей все три своих племенных названия. Ободриты – союз славянских племён, проживавших в нижнем течении реки Эльбы (Лабы). Крупнейшим их городом был Рерик – на берегу Балтийского моря.

Почему я столь пристальное внимание уделяю именно ободритам? Потому что многие указатели на происхождение Рюрика ведут именно сюда, к берегам Эльбы, на запад современного Мекленбурга. Ведь имя погибшего ободритского короля Гостомысла очень редкое, и в источниках встречается лишь в двух случаях: в рассказах франкских авторов о его гибели в 844 году, и в русских летописях. В Иоакимовской Рюрик был назван внуком некоего Гостомысла от его дочери Умилы. В Пискарёвском летописце – новгородским воеводой, который посоветовал новгородцам пригласить на княжение Рюрика, «дабы судил нас в правду». Не исключено, что речь идёт об одной и той же личности. Русский летописец за давностью лет мог что-то перепутать в источнике, перенести деятельность короля Гостомысла с берегов реки Эльбы на Волхов. Но он запомнил главное – имя и род предка Рюрика, его совет внуку отправиться на родину матери Умилы.

Король Гостомысл погиб в 844 году, но ободриты продолжали сражаться не только с франками, но и с норманнами. В 862 году, по сообщениям Фульденских анналов, ободриты восстали, и франкский король снова «повёл войско против ободритов и вынудил их герцога Табомысла, который поднял мятеж, подчиниться ему».

Это вендское восстание произошло как раз в том 862-м году, когда князь Рюрик со всем своим родом отправился на княжение к новгородцам. Мы видим, что правителя ободритов летописец называет уже не королём, а всего лишь герцогом, как лицо подчинённое и зависимое. Кем был герцог Табомысл Рюрику? Дядей? Отцом? Старшим братом? Этого мы уже не узнаем. Понятно лишь, что на родине, где в качестве вассала правил его старший родственник, из-за бесконечных захватнических войн соседей, у Рюрика не было никаких перспектив на достойную жизнь.

Предположение о происхождении Рюрика и его русского племени с берегов Эльбы подтверждает исследование Мекленбургских генеалогических текстов, проведённое ещё в конце XVI века немецким учёным, нотариусом И. фон Хемницем. Город Мекленбург, как уже отмечалось, стоит на землях древних венедов-ободритов. Часть потомков вендской знати выжила в суровых сражениях и остались жить в своих владениях, принеся присягу франкскому королю и выплачивая ему дань. Они даже образовали мекленбургскую герцогскую династию, которая просуществовала до самой революции 1917 года. Эти потомки венедов не только помнили о своих корнях, но и вели хроники, где рассказывали о предках. Их-то и изучал нотариус И. фон Хемниц. Он установил имена большинства ободритских правителей, начиная с седьмого века. И тоже нашёл в документах имя короля Гостомысла, а также имена князя Рюрика и его братьев Сивара и Трувора. И хотя эти источники не считаются надёжными, они всё-таки дополнительно подтверждают, что русские князья Гостомысл и Рюрик – не вымышленные лица. И у нас есть все основания верить, что основатель правящей династии в России - Рюриковичей был славянином-венедом с южного побережья Балтики, а ещё точнее – с берегов Эльбы. И что новгородцы пригласили на княжение в Новгород своего сородича-славянина.

Датский король Рорик и русский князь Рюрик

Мы не можем игнорировать ещё один аргумент, который приводят сторонники нормандской теории, будто во многих европейских хрониках князь Рюрик упоминается именно как датский конунг, либо король. Действительно, во многих анналах встречается похожее имя: Рорик. О датском короле (конунге) Рорике и его судьбе существует обширная литература. Чаще он упоминается как разбойник, который организует нападения на франкские и славянские земли, грабит, сжигает города и селения, берёт в плен граждан. И этот образ совершенно не совпадает с образом славянского Рюрика, который, якобы, устанавливает порядок в новгородских землях, строит города.

Вот как рассказывает о нём «Хроникон о свершениях норманнов во Франкии»: «Король норманнов Рорик направляет против Людовика в Германию по реке Эльбе шестьсот судов. Саксы, поспешившие им навстречу, когда свершилась битва, с помощью Господа нашего Иисуса Христа становятся победителями. Удалившись оттуда, они атакуют и захватывают некий город славян. В тот же год, возвращаясь к морю по пройденному [ранее] руслу Сены норманны разграбляют, опустошают и сжигают дотла все местности, граничащие с морем».

Король (конунг) Рорик чаше всего выступает как мореплаватель, передвигающийся по морю или рекам на судах. Новгородские летописи о судоходстве того времени молчат. О том, что Рорик и Рюрик – разные люди говорит и тот факт, что первый довольно часто упоминается в европейских источниках и после 862 года, когда русский Рюрик уже княжит в Новгороде. Например, в 873 году Рорик, «желчь христианства», поступает на службу к франкскому королю Людовику: «Людовик, восточный король созвал во Франкфурте собрание <…>. Равным образом пришел к нему Рорик, желчь христианства, притом на [его] корабль были доставлены многочисленные заложники, и он стал подданным короля и поклялся верно служить ему».

Трудно себе представить, что поклявшись служить франкскому королю Людовику, конунг Рорик, бросив свои корабли, тут же подался на работу по совместительству в Великий Новгород.

Славянский Рюрик умер в 876 году. О датском Рорике, как об уже умершем, в 882 году сообщает «Хроникон о свершениях норманнов во Франкии». Вероятно он умер незадолго до этой даты в преклонном возрасте (считается, что он родился около 810 года). Исходя из всех фактов, маловероятно, чтобы датчанин Рорик правил одновременно в королевстве фризов – Ютланде – на самом северо-восточном краю Европы, и, в представлении народов того времени, на другом краю света – в Великом Новгороде. Да ещё и умудрился в старчестве родить и бросить в Новгороде своего малолетнего сына Игоря.

Нас не должно смущать, что историки разных времён указывают разные места жительства венедов-славян, в том числе и руссов. Очевидно, что полабские венеды – ободриты, руссы - первыми из прибалтийских славян попали под каток франко-германской машины. Сотни лет они либо уничтожались, либо ассимилировались или вытеснялись на восток. И к XII веку историки застают венедов-руссов лишь на восточном побережье Балтики. Но та же франко-германская машина с точностью до года на многие века расписала все передвижения славян-венедов, в том числе и руссов, их имена, места проживания, дела и подвиги. И, благодаря этому, мы можем знать о своих корнях и своих героях, отринув русофобские теории «просвещения» русского народа пришельцами – шведами или кем-то ещё.

Людмила Гордеева,

историк, публицист

13 Комментарий для “«Русь-варяги – не викинги»”

  1. Валерий Лобов

    и владеть славянами. Это сообщение способствовало созданию пресловутой норманнской теории, с приверженцами которой шла борьба со времен М.В. Ломоносова.
    И вот это противоречие разрешается, наконец, простым уточнением, что были варяги мирные и немирные. И с этим уточнением о так называемой норманнской теории можно навсегда забыть. Мнение ученых разных поколений и направлений, доказавших, что норманнизму нет места в нашей истории, теперь хорошо согласуется с летописными сведениями о приглашении варягов мирных (!), то есть поморских славян россов.

  2. Леонид Губанов

    Елена Воронкова
    02.01.2017 г. в 18:27
    /Сама ещё не смотрела, но наткнулась вот на такую статью. Кто смотрел, поделитесь впечатлениями…/
    ФИЛЬМ «ВИКИНГ» – ОСКОРБЛЕНИЕ ЧУВСТВ ДУМАЮЩИХ.
    Посмотрел фильм «Викинг» и пришёл в замешательство от низости и извращённости задумки сего информационного продукта. Андрей Кравчук автор сценария и режиссер, продюсер Константин Эрнст. Лозунг фильма: «Тебе нужно увидеть, чтобы поверить» – по задумке авторов, видимо, должен отразить примитивное мировоззрение славян до крещения. Так как продвинутое сознание христиан позволяет верить не проверяя, не видя, просто верить и всё и именно так и правильно – такой вот один из посылов фильма.
    Другими словами – призыв к снижению критического мышления и «закрыванию глаз» на факты. Весь этот фильм является оскорблением разума!
    Хочу предупредить об опасности, которую несёт в себе этот фильм и для взрослых и, особенно, для детей.
    Прошу у активистов юридической помощи, для того чтобы авторы фильма понесли наказание по закону.
    Причины:
    1. Фильм не соответствует возрастному ограничению 12+.
    Начинается он с убийства животного и далее кровь не сходит с экрана. Только в к

    Леонид Губанов

    кадре массового крещения славян кровь не льётся, а так практически, присутствует в каждом кадре.
    Далее, в фильме присутствуют две постельные сцены. Первая, в которой Владимир, испачканный в крови только что убитого его брата Ярополка, отвечает на приставания своей молодой жены, которую вовсе не смущает что её муж весь в крови. Более того, за несколько минут до этого она видела тело убитого Ярополка, но это никак не сбило её сексуального настроя, а возможно даже, стимулировало его. Во взаимных ласках Владимир пачкает кровью свою жену, для которой это приемлемо. Ещё тёплое тело брата лежит на первом этаже в луже крови, а на втором этаже, того же княжеского терема, происходит сексуальная сцена. Это предлагают посмотреть детям от 12 лет. Мне в 41 год было жутко смотреть на это. Но я росла на советских фильмах, может от того и в состоянии отличить норму от извращения.
    Вторая постельная сцена тоже не обошлась без крови. По сюжету, жена Владимира пришла с капища, где совершался славянский обряд, в ходе которого все участники мазали своё лицо кровью, предположительно, жертвенного животного (показано не было чья кровь, хотя был ещё сюжет, в котором пытались принести в жертву чело

    Леонид Губанов

    века). И вот, с густо вымазанным лицом и руками кровью, жена возвращается домой с капища и начинает любовные ласки с мужем. Во время этого, будучи беременной от него, производит попытку убить Владимира ножом. Попытка убить не удалась, Владимир отбил нож и жена призналась ему что планировала после его убийства убить и себя с ещё нерождённым ребёнком.
    Ещё раз вопрос, это для 12+?
    По данному пункту прошу высказаться детским психологам. Просьба к родителям, которые пришли на просмотр с детьми, подать иски о причинении морального ущерба и психического вреда.
    По моему мнению, те кто проверял фильм на возрастное ограничение должны ответить по закону за причинение вреда и быть дисквалифицированными без возможности продолжать трудовую деятельность по данной профессии.
    2. Отсутствие исторической правды.
    Сознательное её искажение. Почему сознательное? Да потому что при желании опереться на летописи это сделать можно было. Но видимо были определённые задачи у этого идеологического продукта. Данный фильм именно идеологический, историческим его назвать нельзя.
    Прошу профессионалов проверить на достоверность исторических фактов показанных в фильме и дать свои отз

    Леонид Губанов

    вы. Прошу юристов помочь сформулировать иски по оскорблению и унижению чести и достоинства предков славян.
    2.1. Быт и опрятность славян принижены.
    При просмотре фильма складывается впечатление что славяне не мылись и чистых одежд не носили. Лица в грязи, одежда рваная, ни одного добротного домашнего хозяйства показано не было, даже княжеские хоромы темны и не убраны. Весь быт славян показан в серых красках. В ходе фильма чистыми славяне появляются, только когда их массово крестят в реке. А до того, видимо, кожа очищалась естественным путём – грязь отваливалась засохшей. Чистая одежда в фильме появляется лишь дважды: у христиан в Корсуни и у славян при крещении в Киеве. Это яркие акценты влияющие на сознание, подчёркивающие преимущества христианства.
    2.2. Речь славян показана примитивной.
    Герои фильма говорят на ультрасовременном языке, невысокого культурного уровня. Общение на уровне князя и его окружения происходит в стиле: «Ты чё? Да ни чё!»
    2.3. Образ женщины – как показатель уровня культуры, так же дискредитирован.
    Девушка, которую едет сватать Владимир ведёт себя слишком дерзко, мало соответствуя правилам поведения девушки патриархально

    Леонид Губанов

    2.7. Обвинение славян в совершении человеческих жертвоприношений.
    Нет слов. Но для тех кто не видел фильма опишу: эти трое чудиков, которые представлены волхвами, обманом заманивают мальчика, по странному случайному совпадению, сына христианина, на обряд и готовятся принести его в жертву. Не сговариваясь всё население города узнаёт об этом и массово приходит на обряд. В состоянии упоения, от предвкушения свежей крови для бога, ждут свершения обряда. Обряд чуден до невероятного: тут и колядные маски на лицах в разгар лета и венки как на Купалу, хотя явно не Купало. Эти трое служителей культа (волхвами не могу их называть) приготовили отвар из мухоморов и собираются напоить им мальчика, перед его обрядовым убийством. И тут, об этом узнаёт его отец и пытается спасти сына, бежит с ним на башню. А вся толпа гонится за ними с истовым желанием принести мальчика в жертву. Картина сия болезненно напоминает сюжеты из фильмов о вампирах, вурдалаках, мутантах и прочей аналогичной нечисти. Подозреваю, что подобные образы не случайно были вложены. Итак, мальчик и его отец трагически погибают, падая вместе с башней, у которой срубили столбы основания. Перед смертью отец успевает сообщить

    Светлана Ли

    Я ждала комментария Леонида Геннадьевича Губанова к этой статье, зная, как глубоко он знает дохристианский период в жизни славян. Знала, что он в пух и прах уничтожит идею авторов фильма. Но он решил привести критику на фильм Елены Воронковой, созвучную его восприятию ленты. Его сердце надорвано тщетной борьбой за исконную Русь, с ее Ведами, против христианства, чуждого сути русского народа, даже во время венчания десятки раз возвращающего к еврейским истокам. Согласна полностью с убеждениями Воронковой в том, что «Лозунг фильма: «Тебе нужно увидеть, чтобы поверить» – по задумке авторов, видимо, должен отразить примитивное мировоззрение славян до крещения. Так как продвинутое сознание христиан позволяет верить не проверяя, не видя, просто верить и всё и именно так и правильно – такой вот один из посылов фильма.
    Другими словами – призыв к снижению критического мышления и «закрыванию глаз» на факты. Весь этот фильм является оскорблением разума!» Как ТОЧНО – оскорблением РАЗУМА, Разума россиян, чтобы окончательно их отдауншифтирить, чтобы легче было сохранить власть имущих! Эрнст страшнее фашистов в своей ненависти к СССР. Помню открытие Олимпиады в Сочи по его сценарию, в кот Росский гость

    Кто такие яхи, ляхи, варяги и почему они воевали против славянского мировоззрения?
    Какие события кроются в глубине последних тысячилетий и кем уничтожалась память о древних славянских государствах?

    Статья «Яхи, яги, ляхи, варяги, шляхта и славянское мировоззрение» –
    -http://roksolan.jofo.me/1182611.html

    Статьи о древнем государстве РОСЬ и его истории на сайте «Славянская история» –
    -http://sviatoiar.livejournal.com/

Небольшая часть германских племен, которые навалились на Европу в века Великого переселения народов, пошла на север и оказалась в самых суровых условиях. Малоплодородные почвы Скандинавии в сочетании с холодами давали крестьянам возможность только выживать без особых перспектив на достаток. Дети, отцы и деды жили здесь вместе, строя себе дом с одним большим помещением, посреди него ладили очаг, который и тепло давал, на котором и пищу готовили. Поселения они устраивали на побережьях, чаще всего на берегах фьордов . Общие для обитателей округи проблемы решали на тинге, народном собрании. Христианские проповедники до них не доходили, и они оставались язычниками со своим набором богов-покровителей.

В Европе они были известны, как норманны (« северные люди» ). Тех же, кто уходил морем за добычей или лучшей долей в других странах, называли викингами . В скандинавских языках у этого древненорвежского слова не слишком уважительный оттенок, но одно имя их наводило панику на европейские города и селения. Секретом их силы были их корабли — самые совершенные суда того времени. Гребные драккары (« драконы» ) викингов могли совершать дальние морские походы, вмещали до шестидесяти воинов с вооружением и продовольствием, при этом имели высокую осадку, что позволяло входить на них даже в неглубокие реки, а к 11 веку на них появилась мачта с парусом.

Они появлялись всегда неожиданно и высаживали десант, который крушил все на своем пути, унося на корабли все мало-мальски ценное. Когда же к атакованному викингами поселению подходило вооруженное подкрепление, они бросались на свои суда и бесследно исчезали в море или за поворотом реки. Если же поселение было основательно укреплено, и они видели ожидавшую их вооруженную стражу, к берегу приставал торговый корабль викингов, который сопровождал драккары — и сбывал местным добычу из более удачной экспедиции.

Легкость и прибыльность такого «викингования» сделало морской и речной разбой (и вообще военное дело) настоящей профессией бывших крестьян. Все чаще под руководством испытанных вождей викинги собирались со всей Скандинавии для массированных атак на рождавшиеся и слабые пока европейские королевства. Время с конца 8 и до начала 11 века получило в Европе название «эпохи викингов» . Их походы оказали огромное влияние на формирование европейских государств и народов.

Главной целью сначала норвежцев, а затем и датчан стала Англия . При римлянах здесь жили кельты (совр. шотландцы, валлийцы), потом их оттеснили пришедшие из северной Европы германцы — англы, саксы и юты, а затем сюда стали проникать занявшие их территории на континенте скандинавы. Их отдельные набеги вскоре превратились в систематическое завоевание. Два столетия, с 9 по 11 века, борьба германских племен на территории Британии шла с переменным успехом. Победы викингов в этой борьбе сопровождались заселением Британии скандинавскими крестьянскими семьями . Восстановленная было власть англо-саксонских королей была сметена вторжением норманнов из Франции в 1066 году. Победителю, Вильгельму Завоевателю , пришлось отражать очередное нападение норвежцев, которые, однако, решили не испытывать судьбу в сражении и предпочли получить выкуп. С тех пор скандинавские вторжения на Британские острова прекратились.

Постоянными объектами нападений викингов были города, располагавшиеся на берегах рек в современной Германии . Со временем вожди викингов становились вассалами империи франков и уже сами охраняли водные пути от своих единоплеменников. Викинги, подымаясь вверх по Сене, четырежды грабили Париж. Они осели на севере Франции , постоянно разоряя соседние области. Французский король, не имея сил бороться со скандинавами, отдал их вождю во владение уже захваченные ими земли при условии принятия пришельцами христианства. Так в 911 году на карте будущей Франции появилась Нормандия. Герцог-викинг принудил своих соплеменников покончить с набегами, по-крестьянски обосноваться на новой земле и строго соблюдать законы. Его потомок Вильгельм через полтора века завоевал трон Британии.

Викинги напали на принадлежавшую арабам Сицилию. Разгромив мусульман, они основали там Сицилийское королевство, просуществовавшее на юге Италии вплоть до 19 века.

«Гроза» викингов не обошла и Пиренейский полуостров, где они постоянно разоряли прибрежные города. Но это были лишь набеги, постоянных захватов территории здесь не было.

Скандинавы, которых бы мы сегодня назвали шведами, избрали главным направлением своих походов восток Европы. Со славян и финнов, живших здесь, взять было особо нечего, поэтому викинги , создав свои базы в Поднепровье, начали торить водные пути к более богатым странам. Когда их корабли выходили из устья Днепра в Черное море, открывались два направления набегов — на Каспий и на Византию.

Речной выход в Каспийское море контролировали хазары, с которыми нужно было договориться о проходе через Дон в Волгу, и дальше перед викингами открывались «ворота» Каспийского моря. На его побережье было много небольших мусульманских государств, не имевших, как правило, военных флотов, так что неожиданная атака с моря с последующим отходом казалась безопасной. Регулярные экспедиции на Каспий начались с конца 9 века. Сначала морские набеги, проводившиеся по «европейскому» сценарию, были весьма успешными, но затем, когда фактор внезапности был утерян, и нападавшие стали нести все более серьезные потери.

Проблемой становились и хазары. В одном из походов (914 год) викинги договорились, что на обратном пути заплатят хазарам за проход по Волге половину добычи, но, когда они возвращались после жестокого разорения прибрежных городов, мусульманская царская гвардия потребовала мести. В столкновении с ней погиб практически весь отряд русов (так их называли на востоке Европы (рус — гребец, мореход). Почти через полвека русы «разобрались» и с Хазарией, разорив ее столицу и ликвидировав помеху на своем волжском пути.

Но наибольшую добычу сулили набеги на Византию. Однако здесь русы сталкивались с мощной и организованной силой Империи. Поэтому они старались нападать в то время, когда имперские войска уходили от своей столицы, Константинополя, для операций на других направлениях. Будучи не в силах преодолеть защитные укрепления Великого города, русы и не пытались лезть на стены, а разоряли окрестности, ожидая, пока греки не предложат им мир. Греки так же, располагая лишь охраняющим стены гарнизоном, были не в состоянии разгромить нападавших. Поэтому каждый такой набег кончался обычно выплатой константинопольцами «отступного», с тем, чтобы русы ушли, и заключением договора об условиях дальнейшей торговли русских купцов в городе.

Решить «русскую проблему» византийцам удалось лишь тогда, когда они убедили северных соседей принять христианство и послали на Русь своих учителей веры. Древнерусское государство стало союзником Византии, и новые викинги, продолжавшие свои походы на юг по пути «из варяг в греки», сразу же переправлялись русскими князьями в Империю, где те становились наемными воинами (скандинавы составили там постоянный отборный отряд телохранителей византийских императоров) .

Скандинавов было сравнительно немного, и после расселения на захваченных землях они очень быстро растворялись среди местного населения — как в Восточной, так и в Западной Европе и в Средиземноморье. Разница в верованиях исчезала после повсеместного принятия ими христианства. А к началу 11-го века поток викингов из малонаселенной Скандинавии начал иссякать, пока совершенно не сошел на нет.

Некоторые считают, что варяги – это всего лишь русское обозначение викингов. На самом же деле между варягами и викингами имеется множество существенных различий.

Происхождение названий

Понятия «викинг» и «варяг» имеют абсолютно разное происхождение. Большинство историков считают, что «викинг» берет свое начало от слова «vík», которое переводится с древненорвежского как «бухта» или «фьорд». Однако существуют и другие версии. Так доктор исторических наук Т. Джаксон утверждает, что название «викинг» произошло от латинского «vicus» - небольшое поселение ремесленников и торговцев. Это слово употреблялось еще в Римской Империи. Подобные поселения нередко находились на территории военных лагерей. Шведский ученый Ф. Аскерберг заявлял, что основой для существительного «викинг» послужил глагол «vikja» - покидать, поворачивать. Согласно его гипотезе, викинги – это люди, которые покинули родные места для того, чтобы добыть средства к существованию. Земляк Аскерберга исследователь Б. Даггфельдт предполагал, что слово «викинг» имеет много общего с древнескандинавским словосочетанием «vika sjóvar», означавшим «отрезок между сменой гребцов». А потому в первоначальном варианте термином «víking», скорее всего, называли дальнее странствие по морю, предполагающее частую смену гребцов.

Версию о происхождении термина «варяг» одним из первых высказал Сигизмунд фон Герберштейн, австрийский посол, историк и писатель. Он предположил, что наименование «варяг» связано с городом Вагрия, где обитали вандалы. От названия жителей этого города «вагров» и произошло выражение «варяги». Много позже русский историк С. Гедеонов посчитал, что слово «warang», означающее меч и обнаруженное им в балтийско-славянском словаре Потоцкого, как нельзя лучше подходит на роль первоисточника термина. Многие историки связывают «варяга» с древнегерманским «wara» - клятва, обет, присяга. А языковед М. Фасмер считал прародителем «варяга» скандинавское понятие «váringr» - верность, ответственность.

Разная деятельность

Понятия «викинг» и «норманн», по мнению историков, отождествлять не следует, так как норманны – это народность, в то время как викинги – скорее, просто образ жизни. Об этом, в частности, говорят и ирландские исследователи Ф. Бирн и Т. Пауэлл. Бирн в своей книге «Новый взгляд на историю Ирландии эпохи викингов» утверждает, что приравнивать к термину «викинг» можно только термин «пират». Потому как именно грабежи являлись основным источником дохода викингов. Викинги не отличались оседлостью и не соблюдали законы.

Варяги же являлись своеобразным социальным пластом общества. Этакие воины по найму, охранявшие границы Византии от набегов тех же викингов. Старшая дочь византийского императора Алексея Комнина Анна написала о варягах в своем труде под названием «Алексиада». Принцесса утверждала, что варяги понимают свою службу по защите государства и его главы как передающийся по наследству почетный долг.

Также варягами называли и мирных купцов, которые возили товар по пути, именуемому в то время «из варяг в греки». Этот путь пролегал по воде из Балтийского моря в Черное и Средиземное моря. Причем, Балтийское море тогда носило другое название - Варяжское. А, по мнению советского историка А. Кузьмина, варягами раньше называли абсолютно всех жителей морского побережья.

Разные религии

Викинги, без сомнения, считавшие себя воинами, но никак не пиратами, поклонялись богу Одину, как и все скандинавы. Вечными спутниками Одина были вороны - птицы, которых не жаловали на Руси из-за их склонности к пожиранию падали. Кроме того русские издревле считали воронов символами всевозможных темных сил. Но именно ворон был изображен на флаге, украшавшем корабль знаменитого вождя викингов Рагнара Лодброка.

Некоторые считают, что варяги – это всего лишь русское обозначение викингов. На самом же деле между варягами и викингами имеется множество существенных различий.

Происхождение названий

Понятия «викинг» и «варяг» имеют абсолютно разное происхождение. Большинство историков считают, что «викинг» берет свое начало от слова «vík», которое переводится с древненорвежского как «бухта» или «фьорд». Однако существуют и другие версии. Так доктор исторических наук Т. Джаксон утверждает, что название «викинг» произошло от латинского «vicus» - небольшое поселение ремесленников и торговцев. Это слово употреблялось еще в Римской Империи. Подобные поселения нередко находились на территории военных лагерей. Шведский ученый Ф. Аскерберг заявлял, что основой для существительного «викинг» послужил глагол «vikja» - покидать, поворачивать. Согласно его гипотезе, викинги – это люди, которые покинули родные места для того, чтобы добыть средства к существованию. Земляк Аскерберга исследователь Б. Даггфельдт предполагал, что слово «викинг» имеет много общего с древнескандинавским словосочетанием «vika sjóvar», означавшим «отрезок между сменой гребцов». А потому в первоначальном варианте термином «víking», скорее всего, называли дальнее странствие по морю, предполагающее частую смену гребцов.

Версию о происхождении термина «варяг» одним из первых высказал Сигизмунд фон Герберштейн, австрийский посол, историк и писатель. Он предположил, что наименование «варяг» связано с городом Вагрия, где обитали вандалы. От названия жителей этого города «вагров» и произошло выражение «варяги». Много позже русский историк С. Гедеонов посчитал, что слово «warang», означающее меч и обнаруженное им в балтийско-славянском словаре Потоцкого, как нельзя лучше подходит на роль первоисточника термина. Многие историки связывают «варяга» с древнегерманским «wara» - клятва, обет, присяга. А языковед М. Фасмер считал прародителем «варяга» скандинавское понятие «váringr» - верность, ответственность.

Разная...

Деятельность

Понятия «викинг» и «норманн», по мнению историков, отождествлять не следует, так как норманны – это народность, в то время как викинги – скорее, просто образ жизни. Об этом, в частности, говорят и ирландские исследователи Ф. Бирн и Т. Пауэлл. Бирн в своей книге «Новый взгляд на историю Ирландии эпохи викингов» утверждает, что приравнивать к термину «викинг» можно только термин «пират». Потому как именно грабежи являлись основным источником дохода викингов. Викинги не отличались оседлостью и не соблюдали законы.

Варяги же являлись своеобразным социальным пластом общества. Этакие воины по найму, охранявшие границы Византии от набегов тех же викингов. Старшая дочь византийского императора Алексея Комнина Анна написала о варягах в своем труде под названием «Алексиада». Принцесса утверждала, что варяги понимают свою службу по защите государства и его главы как передающийся по наследству почетный долг.

Также варягами называли и мирных купцов, которые возили товар по пути, именуемому в то время «из варяг в греки». Этот путь пролегал по воде из Балтийского моря в Черное и Средиземное моря. Причем, Балтийское море тогда носило другое название - Варяжское. А, по мнению советского историка А. Кузьмина, варягами раньше называли абсолютно всех жителей морского побережья.

Разные религии

Викинги, без сомнения, считавшие себя воинами, но никак не пиратами, поклонялись богу Одину, как и все скандинавы. Вечными спутниками Одина были вороны - птицы, которых не жаловали на Руси из-за их склонности к пожиранию падали. Кроме того русские издревле считали воронов символами всевозможных темных сил. Но именно ворон был изображен на флаге, украшавшем корабль знаменитого вождя викингов Рагнара Лодброка.

Священной птицей для варягов был сокол, который честно охотился за живой добычей. Сокол являлся птицей самого Перуна – языческого славянского бога, в которого и верили варяги. Издревле сокол почитался как образ мужества, достоинства и чести.

Кто такие варяги?

И рад бы в рай, да дверь то где?

Некрасов Николай Алексеевич

Кто такие варяги: славяне, норманны или кто-то еще? Однозначно ответить на этот вопрос практически не возможно. В зависимости от того, на какие исторические источники опираться, можно выделить два основных определения кто такие варяги. Большинство ученых считает, что варяги это нормандцы, выходцы из Скандинавии. Другая часть уверяет, что это славянское мореплаватели. Очевидно, что в этом вопросе все не столь однозначно, поэтому давайте разбираться.

Норманская теория

Согласно древним записям в русских летописях восточные славяне в давние времени называли Балтийское море не иначе, как Варяжским. Согласно сохранившимся записям господствовали в этом море представители трех народов: Дании, Швеции и Норвегии. Эти три нации у славянских племен назывались Норманнами или викингами. Они совершали морские походы, отличавшиеся особой жестокостью, которые наводили страх и ужас на всю Европу. В Европейских летописях осталось не мало упоминаний об этих воинах. При этом каждый народ называл их по-разному: англичане – датчанами, немцы – аскеманами, византийцы – варангами, а русские - варягами.

Варяжскими племенами правили вожди, которых называли конунгами . Родиной этих племен является Скандинавский полуостров, отличительной чертой которого можно назвать суровый северный климат. Вследствие чего там были не плодородные почвы. Отсутствие необходимой для жизни земли и заставляло местных жителей объединяться в дружины и отправляться на поиски богатств в далекие страны. Они были отличными мореплавателями и кораблестроителями, в следствие чего относились к кораблю не как представители других наций. Для них корабль был не просто средством передвижения, но еще и домом. В одном корабле могло разместиться до 150 воинов. При этом корабль не терял своей устойчивости и маневренности, благодаря чему они могли заходить в устья рек.

Именно по славянским рекам и проходил знаменитый путь из варяг в греки. Норманская теория, как бы, подводит нас к выводу, что викинги и варяги это одно и тоже. Русичи же по этой теории были не в состоянии управлять своими землями самостоятельно, поэтому и обратились к сильным норманом за помощью.

Славянская теория.

Получили ли мы ответ из предыдущей версии на вопрос, кто такие варяги? Навреное, нет, поскольку в этой версии много очень слабых мест, которые не выдерживают ни какой критики.

Есть и другая теория, согласно которой русские варяги не имеют ничего общего с викингами. По не многочисленным записям, сохранившимся в летописях, в том числе и в летописи Нестера, русские варяги преподносятся, как славянские разбойники! Время было не спокойное, отчетливых признаков государственности не было. Это и побуждало людей объединяться в дружины и заниматься морским разбойничьим промыслом. Более того, согласно этой теории, такие группы людей не только занимались морским разбоем, но и совершали это совместно с викингами. Именно они вместе с викингами совершали набеги по всей Европе (Германия, Англия, Ирландия, Италия, Византия и пр.), наводя ужас на местных правителей.

Восточные славяне в древности располагались вблизи Новгорода, что побуждало местных жителей подниматься на север. Ближе к морю. Именно по этой причине наши предки именовали Балтийское море Варяжским. Не из-за норманов, а из-за славянских разбойников. Оттуда же и пошло название торгового пути «путь из варяг в греки». Название этому пути дали не норманские викинги, а Варяжское море, которое служило началом этого пути. Знаменитый путь начинался от города Ладога. Вот здесь проявляется и еще один факт, который буквально сам наводит на мысль, что норманская теория сама по себе не состоятельна.

Викинги всегда славились своими морскими путешествиями. Да, у них были маневренные корабли, но пройти полностью путь из варяг в греки на них было не возможно, поскольку корабли были тяжелыми и не маневренные. Русские же в основном строили корабли для разбоя на реках, что позволяло их кораблям легко маневрировать в пологих реках.

Норманская теория имеет массу слабых мест, поскольку трудно представить, что российское государство добровольно позвало управлять собой правителей других стран (что по сути означает оккупацию), а также эта идея каким-то чудом просто взяла и объединила викингов и варяг, которые до этого в летописях описывалась, как отдельные народы.