Кто командует теперь балтийским флотом. По поводу отстранения командования балтфлота

Подводник. В прошлом
...Говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но, видит Бог, трудно осуждать матроса, плевать хотевшего на адмиральское звание. Если, конечно, матрос - служит на Балтфлоте, а командует Балтфлотом адмирал Владимир Валуев.
...Адмиралы бывают разные. Такие, как англичанин Нельсон, изувеченный в боях, прославленный аскетизмом и фантастической храбростью. Или, как наш Валуев, чей послужной список известен. Родился 16 июля 1947 года в г. Красный Луч Луганской области Украины. В 1969 году окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания, в 1974-м - Высшие специальные офицерские классы, в 1983-м - Военно-морскую академию, в 1993-м - Академию Генштаба.
Служил на Тихоокеанском флоте, “поднялся” от командира группы управления до командира атомной подводной лодки. С 1983 года - заместитель, с 1988 года - командир дивизии АПЛ, а с 1993 года - начштаба флотилии ПЛ Тихоокеанского флота, командир эскадры. С 1996 года - заместитель начальника Главного штаба ВМФ, первый заместитель командующего БФ. Награжден тремя орденами. С 11 апреля 2001 года - командующий Балтийским флотом.
...Честно говоря, если бы Валуев был типичным “паркетным” высшим военным чином - многое в его поступках объяснялось бы гораздо проще. “Шаркун” - он и в Африке “шаркун”, “паркетчик”, “чего изволите-с”, “эй, адмирал”... Но! Валуев в молодости - офицер-подводник. Сегодня вся страна, насмотревшись “72 метров”, знает, ЧТО это такое... Но по мере продвижения по служебной лестнице он, похоже, все больше отрывался от “корней”. И сегодняшний Валуев живет совсем по иным принципам - отличным и от романтики дальних странствий, позвавшей в море мальчишку из сухопутного украинского городка, и от культа боевой дружбы, которым славятся все подводники. Впрочем, о забвении - чуть ниже.
Испуг
...В июне г-н Валуев дал журналистам пресс-конференцию. Нашу газету на нее не пригласили - хотя адмирал пытался прокомментировать именно те факты, о которых мы сообщали в череде посвященных Балтфлоту публикаций.
(Это и убийство офицера Павла Марданя, и специфическая реакция на него флотского руководства; это и фактическое уничтожение авиационного полка им. Покрышкина; это и ситуация с использованием для “левой” перевалки нефти ресурсов военной базы в Балтийске; и т.д., и т.п.). Не пригласили - очевидно, опасаясь, что на пресс-конференции мы можем задать командующему Балтфлотом вопросы, отвечать на которые ему крайне не хочется. Или - нечего.
Зато г-н адмирал предпочел резко отозваться о нас за нашей спиной. Что ж, пусть столь “мужское” и “офицерское” поведение останется на его совести (хотя...о чем это я?!). А вот текст адмиральского выступления мы предлагаем нашим читателям - с небольшими купюрами (очень уж многословен командующий), но без малейшей стилистической правки. Во всем блеске “великого и могучего русского языка” по-валуевски. И со всей... гм... глубиной содержания. Итак, г-н адмирал высказался.
“Не рассказать, а доложить”
- Я надеюсь, я сам поясню, что я хочу сделать. Я хочу не рассказать, а доложить. Рассказывают другие категории. Действительно, у нас с декабря, с 1 декабря завершился зимний период обучения, приступили к летнему периоду через проведение организационного периода с 1 по 10 сентября.
(Вообще-то, первое, о чем психологи просят семилетних детей, проверяя их готовность к начальной школе - это назвать времена года в правильной последовательности. И если у командующего флотом зима завершается 1-го декабря, а лето начинается в сентябре... это, согласитесь, наводит на определенные размышления, - прим. авт.)
Мир прибыли не приносит
- Завершено реформирование: в 2003 мы сократили свыше свыше 8000 должностей по людям и провели передислокацию войсковых частей с теми заданиями, которые нам определены Генеральным штабом. И защитили мы на следующее пятилетие программу. Программу, хочу сказать, она не простая. На Балтийский флот, который представляет из себя с точки зрения вооруженных сил форпост вооруженных сил России, возложены исключительно важные задачи. Мы готовы еще многие тысячелетия жить в мире и согласии и удерживать, так сказать, дружбу, между странами, окружающими Балтийское море. Но тем не менее, для того и существуют вооруженные силы, чтобы быть готовы выполнять задачи не только мирного времени, но и угрожаемого периода, но и военного времени...
В течение года нас проверяют профессионалы и смею вас заверить - дают объективную оценку. Они приезжают не для того, чтобы порадоваться нашим успехам, а успехи как само собой разумеется, а обратить внимания на недостатки. И вскрыв эти недостатки, система проста: составляется план, и мы над ними работаем. Еще ни одного месяца не было, ни одного дня, чтобы в том числе на нашем не было каких то недостатков, и мы сидели сложа руки, довольные своим предназначением и выполнением работы на 100%. Много работы и сейчас. Воинский - он особенный - и, когда идет период мирного времени, то он, естественно, убыточен для государства и никаких процентов прибыли он не приносит...
(Следуя логике адмирала, наиболее прибыльна для государства война?! Оговорка прямо по Фрейду. “Новое поколение” выбирает “Пепси”, а “новое поколение” генералов и адмиралов, взращенных на ниве чеченской войны и сопутствующих ей “грядках”, похоже, искренне убеждено, что “военный период” выгоден для ВСЕХ. И что “проценты прибыли” война приносит не только тем, кто “приник” к распределению капиталов, - прим. авт.)
- Поэтому сегодня мы не только будем говорить, что сделано плохо, но вот эти моменты обсудим для прессы, и я постараюсь изложить позицию военного совета, лично свое отношение к тем отдельным моментам, которые зачастую мелькают в прессе. Те публикации, которые направлены на пользу военнослужащим, на пользу экономическую пользу Калининградской области, мы их воспринимаем. Ни одного человека, которые предварительно пришел, побеседовал, предложил дело и ни с чем он не уходил, с отрицательным ответом, но как гром среди ясного неба, еще никто ничего не знает, а уже в публикациях изложены, мои мнения, мнения моих подчиненных, позиция заведомо отрицательная к флоту.
“340 тысяч мужского населения”
- Конечно, это не может не беспокоить, потому что задачи на флот возлагаются, повторяю, не только на ту группу, которую составляют в Калининграде 25 тысяч человек, это немало. У нас задачи гораздо шире. Взаимодействовать с системой военкоматов - 21 военкомат. Облвоенком здесь присутствует, товарищ Горин, и он может ответить на любые вопросы. Задачи по территориальной обороне, задачи по партизанскому возможному движению, то есть мы берем худшие дни, лучшие не берем, где все фронт и тыл - должны быть едиными, и мы ожидаем, что из 340 тысяч мужского населения, значит, одни будут трудиться, вторые будут эвакуированы. Группа, третьи, около 100 тысяч человек, пополнят контингент.
(Вообще-то контингентом обычно называют людей в местах не столь отдаленных. Это что, стратегический изыск такой? - прим. авт.)
- 70 тысяч будут резервом Калининградской области, остальные будут входить в специализированные отряды территориальной обороны с последующим переходом в отряды партизанского движения. Мы не стараемся сказать, что завтра это будет, что завтра мы все оденем берданки и начнем защищаться - как некоторые молодые люди, не нюхавшие пороху, заявляют с трибуны, что вот здесь мы сделаем коттеджи, поставим на Балтийской косе, вот здесь вот общество защиты животных. Вот здесь мы сделаем заповедную зону...
Народное ополчение
- У нас на территории Калининградской области есть места, где надо зоны делать, заповедные зоны отдыха. А есть, где надо сосредотачивать все усилия. На Балтийск по замыслу возлагается исключительно важная задача. С берега он будет мощно защищаться, начиная от отрядов народного ополчения, береговыми войсками. С моря он будет защищаться своими группировками, в том числе взаимодействующими силами.
Я не собираюсь раскрывать все замыслы. Но поверьте, на военное время Балтийску во всем Северо-Западе принадлежит одна из передовых ролей - и в том числе населению Калининградской области. Мы готовы еще, подчеркиваю, жить еще несколько тысячелетий в мирном времени, со всеми друзьями оставаться, со всеми окружающими странами, но порох надо держать сухим. Группировку, которую содержит вся страна - не только Калининградская область - и финансирует ее. Эти деньги вкладываются в развитие Калининградской области через приобретения товаров народного потребления, продуктов.
И поэтому, исходя из важности, исходя из роли флота, мы осуществляем свою деятельность. Да, не везде она, так сказать, может совпадать с мнением бытового какого-нибудь товарища или корреспондента, который, например, хотелось бы. А чего у нас пять аэродромов, вот хотелось бы восемь... Это не наш вопрос. Для этого есть совершенно четко - и учет у нас не на рынке ведется, а в правительстве, в Генеральном штабе - сколько чего должно быть и в каком состоянии.
Койки импортные и унитазы
- За счет этого реформирования, хорошо ли плохо, а не все хорошо, но, так сказать, оно свершилось. Мы сделали много хорошего и плохого. Плохое то, что в других странах вот освобождается казарма, через три дня туда приходит человек, вставляет окна, унитазы и койки импортные - и делает 5-звездочную гостиницу.
У нас уже сокращены войска, уже ушли оттуда войска, проходит целый механизм. Он никому не нравится. Пока не разрушат, пока не разломают - вот тогда только разрешение передать в ведение...
(Это верно. Только вот в других странах никому и в голову не приходит специально перебросить в тьмутаракань воинское подразделение, чтобы потом переделать освободившиеся казармы под отели или бордели. А у нас - сплошь и рядом. Не для того ли и полк истребителей СУ-27 передислоцировали из Нивенского в Чкаловск, чтобы “пришел некий человек, поставил окна, унитазы...” и развернул на лучшем боевом аэродроме свою коммерцию? Ясен перец, не за спасибо, - прим. авт.)
Доллары и нефть
- Мы выполняем ряд услуг, так называемых, когда лицензированные компании осуществляют нефтеперевалку - а ее осуществить только через Новороссийск, только через Балтийск или Владивосток. Значит, выбор этих кампаний настолько, так скажем, обусловлен ситуацией, интересами страны, что мы к нему участия мало какого принимаем, только согласуем и они переваливают свою нефть. За хранение, за перевалку, за акваторию мы имеем какие-то деньги. Этих денег в году миллионов 60-80.
(А если бы компании “переваливали” нефть через “гражданские” терминалы, в бюджет страны поступали бы сотни миллионов - и не рублей, а долларов. Балтфлот, финансируемый за счет налогоплательщиков, выгадывает копейки для себя... уж не будем уточнять персонально... нанося тем самым колоссальный ущерб экономике в целом. Видимо, с математикой у г-на адмирала дела обстоят столь же скверно, как и с родным языком, - прим. авт.)
- На эти деньги, мы повторяю, строим общежития, ремонтируем корабли, готовим смету, строим жилье и т.д. Значит, зачастую это становится предметом ненужных разговоров. Например, я проанализировал, мне принесли прессу и про Балтийск, и про пункт Восточный, чего только там не написано. Объявляют во всех смертных грехах, что труба и насос качают столько, что военное ведомство, никто не узнает сколько. Сколько привезли в составе железнодорожном, столько и выкачали. Мы же не из скважины качаем.
“Я и мы определили”
- Второй момент. Пункт Восточный по определению является собственностью по постановлению 613 правительства, является собственностью МАПа - морской администрации порта. И претензии по этому пункту - к МАПу или лицензированной компании. Если у нас труба разорвется, емкость разрушится - это флот.
Пункт - третий бассейн, это тоже на 15 лет МАПу передано. Если есть вопросы к военной гавани, по четвертому бассейну - это флот. Это наше заведование. Сейчас готовится постановление. Мы передали морской администрации порта заведование, они осмотрелись и говорят: нам вот это не нравится, хотя там был Касьянов, министр транспорта Франк, министр обороны, главнокомандующий, губернатор. Я и мы определили, что пункт Восточный, что это уникальное место для создания перевалочного центра. Да, действительно, пункт Восточный, он не входит в зону Балтийска. Пункт Восточный - его можно расширять по каналу и вширь и вглубь, пункт Восточный - это перспективный. Но какие-то экономисты сиюминутные говорят, что 3 и 4 бассейны - это там на 7 миллионов дешевле и можно уже завтра, как говорится, продавать и т.д.
Я повторяю, что вот это завтра приведет к скоплению, так сказать, топливных цистерн. Террор, он существует, к счастью большому, не в нашем регионе, и проезд к месту погрузки-выгрузки планируется, даже не согласовав, где такие тротиловые мощности лежат, что если допустить на мысль худший вариант, если худший вариант допустить, то ни пункта не будет, ни Балтийска в целом.
Просто так вот писать, что это Балтийский флот, и из них никакие международные деятели, не соображают ни в экономике, ни в политике, ни в этом самом.
(“В этом самом” Валуев и Ко соображают, да еще как! Об этом, собственно, в прессе и пишут, - прим. авт.)
“И кошельки у нас другие!”
- У нас, как говорится, к разговору мы не очень приспособлены, и кошельки у нас другие. Но дело посоветовать мы всегда можем. Если вот пресса будет стоять действительно на страже всех интересов. Я уже не говорю о том, вот скажите, что вам надо перевезти из Балтийска в Санкт-Петербург - в интересах области, что надо. Транзит подорожал в два раза. Я вам гарантирую, что от первого, от первой цены я в 3 раза дешевле перевезу весь ваш груз. Весь груз своими судами. Предложений нет!
Уж если, как говорится, нас задействовать на пользу региону, у меня танкера обеспечивают рыбаков в любой точке Атлантического океана. В любой. Независимо, в штормовую погоду, 24 метра в секунду, 6-7 баллов. Дождутся затишья до 4 баллов и передают топливо. Такие же суда у меня есть и для перевозки грузов. Почему-то они применения не находят.
Да, понятно, мы не совсем своим делом занимаемся. Когда оказываем услуги и получаем деньги.
Деньги. Мы не коммерцией занимаемся. Эти деньги мы не кладем, ни один человек в карман, ни начальник топливного склада, ни начальник тыла и т.д. Мы их собираем, оприходуем и в дополнение к тому, что нам дают, мы их расходуем.
Краснянский на белом коне
- Но год на год не приходится. Почему? Потому что сейчас готовится постановление правительства - передать 3-й, 4-й, допустим, МАПу, а пункт Восточный вернуть флоту. Что вы думаете? В проекте постановления в пункте Восточном какой-то заинтересованный человек говорит: а вот флоту там запретить перевалку. А почему запретить? А потому что там кто-то следит. Топливо выплескивает. Я вам ответственно заявляю: 7 лет назад, 6 лет назад, 5 лет назад действительно в Балтийск нельзя было приехать - корабли стояли, вот такой слой соляры, мусор, солома и т.д. Сейчас введен эколог, сейчас командир базы лично осматривает. Прозрачнейшая вода, лебеди белые плавают. Есть нагонный ветер - там из канавы нечистот этих 150 выплескивается. Нет очистных сооружений.
И тут на белом коне появляется Краснянский (заместитель губернатора, - прим. авт.), представители “Комсомольской правды”, фотографируют и говорят: “Это вот 4-й бассейн”. Фотографируют канал. На фоне канала моряки наши, причем эти самые без штанов, моряки наши - он прячется от командования и в канаве находится. А на фоне этого канала там мачты стоят. Вот бесхозяйственный Балтийский флот.
Ну что я могу сказать? Моряков мы, конечно, наказали, а тот, кто заснял, тот, кто привел. Есть установки по антитеррору. Если в гавань заходит несанкционированное судно, если несанкционированный катер. Ну, в следующий раз, если оно будет уничтожено.
(Что там за моряки без штанов сигали в канаву - знают лишь посвященные. Важнее другое. Фактически командующий Балтийским флотом пригрозил ФИЗИЧЕСКИМ УНИЧТОЖЕНИЕМ любому лицу, будь то настырный журналист или даже зам губернатора, которое попытается “несанкционированно” проникнуть в гавань... к терминалам, ставшим источником непрерывного поступления “нефтедолларов”. Ничего себе расклад?! Это уже не смешно, господа и товарищи. После таких фраз как-то вот пропадает любое желание относиться к тому, что несет Валуев, как к бреду. Или как к “смехопанораме” в духе Петросяна и прочих “аншлагов”. Тут, простите, уже не “аншлаг”, а “абзац” - причем полный, - прим. авт.)
“Нет здесь флота, который...”
- Такие случаи были на других флотах. Я, как говорится, не могу гарантировать, что следующего раза не будет. Вот, чтобы осмотреть гавань, вот я приехал, по делу. Мы стояли, и пошло огромное пятно с 3-го бассейна. Попросил пригласить эколога нашего, представителя и того злополучного корреспондента, которого очень волнует экология.
Значит, я там находился 3 часа, никто не появился. Хотя можно было заснять эти вещи. О чем я говорю? Нет здесь флота, который хочет ущемить область экологически, политически, нравственно или экономически. (Флота здесь действительно, похоже, нет, - прим. авт.)
“Ну хочется расцеловать”
- Здесь есть единомышленники. Здесь есть калининградцы, которые дорожат честью жителей Калининградской области. Не меньше, чем некоторые люди, которые оскверняют Балтийский флот. Вот недавно мне принес Анатолий Васильевич (Лобский - помощник Валуева, - прим. авт.) там “Гальюн Таймс” очередной. (Это Валуев об “НК”, - прим. авт.) Там шедевр. Сидит Шекуров. (Полковник, летчик-снайпер, бывший командир авиационного истребительного полка им. Покрышкина, - прим. авт.) Ну хочется обнять и расцеловать его за такие речи - и как без него загублена истребительная авиация. Вот вам мелкий пример: значит, эта истребительная авиация должна перевестись с Нивенского в Чкаловск. Очень сложный маневр, и от него, как от командира полка, требовали основные усилия по воплощению плана.
Сейчас это позади мероприятие. Сейчас аэродром Чкаловск оценивается специалистами высочайшего класса как лучший аэродром Калининградской области и лучший аэродром морской авиации вооруженных сил. Сюда прилетали, обучали. Вместо него Герой Российской Федерации, один из них сейчас и к нам назначен заместителем командующим авиацией, прекрасный человек. И мы из-за одного сломанного учебного истребителя, ну сломанного относительно, чтобы ввести в строй, надо регламенты двигателям провести и т д. дорогостоящее. Он палец о палец не стукнул - сейчас 7 истребителей. К концу года планируем довести до 19.
Диагноз
- Единственное ему огромное спасибо, что он ветеранам позвонил и говорит: мужики, надо сохранить полк Покрышкина. Да, действительно, единственная хорошая потуга. С точки зрения перевода, он с Нивенского все делал, чтобы саботировать эти мероприятия, все перебазировали. Я говорю: не можете летать, катите. Сняли крылья, перекатили - и накат у него полка по дорогам нашим самый большой.
(Это как бы комментарий к тому, о чем говорилось в нашей статье “Мертвая петля”. Как полковник Шекуров пытался объяснить, что перевод полка с прекрасно оборудованного аэродрома в Нивенском на заброшенное летное поле в Чкаловске фактически означает уничтожение военно-морской истребительной авиации Балтфлота! Как самолеты невозможно было посадить на раздолбанный бетон - и даже президентский самолет, взлетевший с аэродрома в Чкаловске, был в Москве поставлен на ремонт двигателя... Как с истребителей, представляющих собой суперсовременный “организм” со сложнейшей электронной начинкой, свинчивали крылья и хвостовое оперение, а потом, перевезя “сигары” в Чкаловск прицепом на машинах, вновь собирали... не в условиях стационарно-заводских, а так же, в Чкаловске, с помощью кувалды и такой-то матери...
Но поражает даже не позиция Валуева по отношению к самолетам. Повторяем, было бы проще понять его, окажись он чистейшей воды штабистом. Списали бы на неведение. Для “шаркуна паркетного” что “Запорожец”, что “Су” - один хрен. Но, интересно, как отреагировал бы командир атомной подводной лодки Валуев, если б ему - тогда - предложили разобрать ее на части и передислоцироваться в мелководную речку Гадюкину? Неужели безропотно согласился бы? Или только такие, априори согласные с любым “взбрыком” командования, и становятся адмиралами?
И еще. Как может офицер говорить в столь уничижительном тоне о полковнике Шекурове, летчике-асе, “снайпере”, десятки раз вылетавшем на боевые дежурства? Не знать, ЧТО это значит, Валуев не может. Значит, забвение дошло до точки. Диагноз - полная амнезия. Всего, что было когда-то свято: идеалов, уважения к товарищам по оружию. Только в этой “отключке” адмирал-коммерсант и может выдавать на-гора подобные тексты. И если бы только тексты! Он ведь ПРИКАЗЫ отдает!.. - прим. авт.)
Пальцы веером
- Сейчас я летел недавно в Санкт-Петербург, и вот эти четыре “F-16”, которые базируются в Литве. Да один вышел, заявку сделал: “Разрешите пролететь через Литву” - “Не положено” - “Разрешите через Латвию” - “Не положено”. Но тогда я по морю полетел, на 40 минут дальше, на одну партию в шахматы больше сыграли в салоне. Смотрю: выныривает - дистанция 100 метров, вот замурзанный “F-16”. Нет ли у командующего пушек? Нет. Поднырнул с другого борта, посопровождал 5 минут и улетел. В следующий раз, чтобы совместить боевую подготовку, я, наверное, возьму два “Су-27”, чтобы он на настоящих летчиков посмотрел и посмотрел, с кем ему придется иметь дело, и пусть они какие-нибудь фигуры высшего пилотажа там по ходу покажут.
(Оценили? Валуев полетит в своем адмиральском самолете, отделанном в евростиле на шестьдесят “штук” баксов, в Питер, а боевые летчики должны будут услаждать его взоры, показывая “по ходу” “какие-нибудь фигуры высшего пилотажа”. Чтоб литовцы поняли, с кем будут иметь дело. Примерно с такой интонацией “новые русские” просят известных поэтов “почитать какие-нибудь стишки”, а то, типа, икру жевать скучно... и предлагают музыкантам “слабать” для поднятия настроения. Но нуворишам - простительно. А вот адмирал, который держит элиту ВВС за петрушек, которых в любой момент можно заставить кувыркаться - это действительно, да-а-а, - прим. авт.)
- Вроде нет никакой угрозы, а давление идет. И вот это окружение поясом НАТО, это, наверное, для того, чтобы мы жили счастливо и подешевле.
Два солдата и прапорщик
- Военнослужащий срочной службы, все воинские коллективы охвачены положительным влиянием. Детские сады. 301 детский сад. Если сейчас мы их передадим, как постановление правительства требует, так сказать, муниципалам, то очередь километровая. Так вышло, что военные детские сады - неплохие и по зарплате, и по содержанию. И наших детей там может не оказаться - это в лучшем случае. А в худшем - деньги на ремонт не будут выделяться, они закроются. А так они висят на плечах командира. Он смотрит: там крыша протекает - тут же 2 солдата и 1 прапорщик придут и этот участок из ничего отремонтируют.
Этим муниципальные образования заниматься не будут, пока деньги не придут. То есть один этап - закрытие, второй - изменение этих детских садов.
Об убийстве Павла Марданя
- Есть, конечно, и гнусные ситуации. Вот, например, по воинской дисциплине среди округов и флотов ни одной телеграммы нет, где бы Балтийский флот отмечен в худшую сторону, везде в лучшую. Но даже в лучшей стороне может такой всплеск, как говорится, подняться, как с этим офицером Марданем. Ситуация довольно банальная. Стоит корабль в заводе, видно, что там нарушения. Мною лично были даны распоряжения, они выполнены наполовину. Вместо того, чтобы посадить штаб бригады, командир дивизии, за что он получил взыскание, отправляет поочередно одного начальника штаба, второго замкомбрига и т.д.
И именно в этот день, по закону, как говорится, совпадений, 5 числа, я говорю: лично приеду, с лекцией, разберусь со всеми недостатками. На “Беспокойный”. С 4-го на 5-е докладывают: разрешите доложить, вот случилась естественная смерть. Кто ее констатировал? Гражданский врач. Причем тут гражданский? Вот вызвали ночью. Хорошо, разберитесь.
В прокуратуру. А схема проста: прокурор, отдел, экспертиза и т.д. Приходит прокурор к вечеру 5-го числа: насильственная смерть. Начинаем разбираться. Никто никому не обещал. Ни... Вот какой смысл: преступление совершено, человек погиб, на корабле это происшествие, а сам он прыгнул головой вниз или его чеченец зарезал, или его офицер удавил, ну от этого лично мне ни холодно, ни жарко.
(Вообще-то после ТАКОЙ фразы адмирала нужно увольнять. Потому что адмирал, которому ни холодно, ни жарко от того, что на одном из самых современных (!) эсминцев вверенного ему флота офицер убил другого офицера... и не на дуэли, а подушкой, как обычнейший уголовник... - такой адмирал не должен служить и командовать. Даже в первые годы советской власти, когда на боевые корабли пришли командирами вчерашние матросы, военно-морское офицерство оставалось элитой. Матросня, вознесенная до офицерского кортика, спешно отучивалась лузгать семечки и мести палубу клешами. Любой командир был обязан уметь танцевать вальс и знать правила этикета - это в голодной-то и разоренной стране рабочих и крестьян! И если сегодня - типа, в демократическом обществе - эсминец превращается в “малину”, а офицерство глушит водку на вахте, а единственный, кто воспротивился бардаку - избит и задушен, а адмиралу глубоко плевать... то все мы, господа, давно и прочно ниже ватерлинии. Без малейшей надежды на всплытие, - прим. авт.)
“Совмещал выпивку со спортом...”
- Мое дело установить истину и принять меры к виновным. Вот лично командующий, раз оказался подозреваемым сын адмирала, вот он курирует, чтобы это затереть и сына адмирала оставить служить на корабле. Я вам еще раз говорю: даже если будь он сыном генералиссимуса, он получит свое, что заработал. Значит, сейчас можно уже уверенно, что прокуратурой составлены 15 томов уголовное дело. Когда этот адмирал приходил, я ему сказал: “Вы поговорите со своим сыном, и я вам одно советую: можно его выпустить, я забочусь, кого убили ни за что, а если он подозреваемый, мне рассказали, я с этим согласен, то пусть он, что заработал, то и получает”.
На базе достоверной экспертизы установлена виновность товарища, этого самого Конышева-младшего. Он, не желая того, как говорится, умышленно или не было оснований, просто на базе того, что какой-то день рождения был, они, находясь в отдельном базировании, употребили в каюте спиртное и на базе этого спиртного дежурный мог ему что-то сказать или “приведи себя в порядок” или “иди проспись”, что-то такое. Значит, причинил ему телесные повреждения удушьем. Он является по армлестлингу являлся чемпионом, совмещал выпивку со спортом. И все, что касается подозреваемого. Второй там был Муртазин, значит вина не доказана в процессе следствия, может, на суде дополнительно факты вскроются.
Никакого чеченского следа. Значит, на этом корабле два года стабилизация. В публикациях - что я принял решение старпома (Апановича-младшего, - прим. авт.) назначить командиром корабля. Начинаю спрашивать у начальника отдела кадров. “Ты слышал?” - “Нет”. Вызываю командира, говорю: “Уважаемый, вы там на волоске держитесь, потому что полгода на корабле, зарекомендовали себя хорошо и вам пока объявлен строгий выговор”.
А старпом вообще два года не увидит никакой перспективы, никакой, ни единой, потому что он фактически находился в отпуске. В газете получается, что старпом в отпуск ушел задним числом и находится, как говорится, на корабле находился и занимался выпивкой. Это позволило родителям прочитать эту информацию: сейчас мать находится в больнице, отец еще где-то.
Отвечайте, если не боязно
...Вот такое получилось выступление у адмирала Валуева. И смех, и грех. Странно, что на пресс-конференцию не продавали билеты: по сравнению с Валуевым наши патентованные юмористы облетают, как одуванчики на ветру, и грустно сидят с поникшими ушами. Видимо, чтобы сделать карьеру на флоте, родной язык нужно знать чем меньше, тем лучше.
Но ведь пресс-конференция давалась не для увеселения публики?! И мы, пользуясь возможностью поучаствовать в ней хотя бы заочно, задаем адмиралу ряд вполне конкретных вопросов. Отвечайте, Владимир Прокофьевич, как умеете. Мы разберемся. Лишь бы фактура была.
1. Чем объяснить то, что после сокращения боевых и тыловых сил и средств Балтфлота в 4 раза (по сравнению с началом 90-х годов) аппарат управления флота остался в неизменном состоянии и по штату должностей равен Северному и Тихоокеанскому флотам? Более того, появились новые адмиралы и генералы!
2. Как можно объяснить провалы в профессиональной деятельности управления кадров БФ, приведшие к событиям на эсминце “Беспокойный”, убийствам офицеров Балтийской военно-морской базы, фактическому разложению воинской дисциплины в Балтийском военно-морском институте (существование устойчивых преступных групп среди курсантов, распространение наркотиков, повальное мздоимство с абитуриентов при поступлении в БВМИ и во время сессий)?
3. Чем объясняется порочная практика распределения на БФ детей высокопоставленных родителей, проходящих службу на вверенном Вам флоте? И будет ли с нею в ближайшее время покончено?
4. Почему лгала подчиненная Вам пресс-служба, говоря о невозможности немедленного наведения уставного порядка на эсминце “Беспокойный”? Почему своевременно не были сделаны необходимые оргвыводы после того, как этот корабль в прошлом году, при следовании в С.-Петербург для участия в праздновании 300-летия города, потерял ход (“скисли котлы”), а в Калининград он был доставлен на буксире, опозорившись на всю Балтику?
5. Почему Вы, как командующий БФ, не предложили своему первому заместителю, вице-адмиралу Апановичу, и контр-адмиралу Конышеву, дети которых напрямую замешаны в тяжких преступлениях и организации попойки на эсминце “Беспокойный”, уйти в отпуск на период расследования этого преступления?
6. Допускаете ли Вы, что после употребления наркотиков (которые распространялись на эсминце “Беспокойный” и на других кораблях БФ) офицеры могли предпринять неадекватные действия, связанные с применением артиллерийского, ракетного и другого вооружения? Что в БВМИ, где недавно также были обнаружены наркотики, в аналогичной ситуации может произойти ЧП в карауле или что-либо связанное с разглашением государственной тайны (на факультете радиоразведки)?
7. Известно, что хищение ПЗРК “Игла” из бригады ОВР произошло в то время, когда Балтийской военно-морской базой командовал г-н Апанович, ставший впоследствии Вашим 1-м заместителем. Почему в отношении данного лица не было принято мер дисциплинарного воздействия? Между тем, в то время, когда ПЗРК находился в руках преступников, в Калининградской области находились первые лица РФ, включая президента нашей страны и его польского коллегу.
8. Почему в непосредственной близости от арсеналов Балтфлота ведется строительство гигантских объектов ТЭК, транспортировка энергоносителей, в т.ч. сжиженного газа? Причем до складов с боеприпасами расстояние составляет не более 1,5-2 км.
9. Располагаете ли Вы, как командующий БФ, сведениями о реализации гигантских материально-технических ресурсов, которые находились в тыловых подразделениях Таллинской, Лиепайской, Балтийской военно-морских баз и местах базирования флота в Риге, Свиноустье (Польская Республика), о. Рюген (Германия), а также в частях ВВС БФ? Если нет, то почему не инициируете соответствующее расследование.
10. В докладе Счетной палаты РФ указано, что в подчиненной Вам Ленинградской военно-морской базе выявлены значительные финансовые нарушения на сумму более 107 млн. рублей. С чем это связано и какие принимаются меры?
11. В этом же докладе упоминается, что в Вооруженных силах РФ необоснованно списывались боевые самолеты, многие из которых не вылетали свой ресурс и имели небольшой срок службы. Относится ли это к уничтоженному с Вашим участием полку им. Покрышкина? Действительно ли большинство его самолетов сегодня находится не в боеготовом состоянии, и их ввод в строй возможен только после заводских испытаний? Известно ли об этом министру обороны и Верховному главнокомандующему?
Слуги иногда борзеют...
...Мы понимаем, что первая реакция на эти вопросы со стороны руководства Балтфлота будет однозначной: нас обвинят в попытке разглашения государственной тайны. Но... после распада Советского Союза тысячи бывших военнослужащих, проходивших службу в частях и на кораблях Балтийского флота, а также в органах военной разведки и контрразведки, оказались на территориях стран блока НАТО и государств, которые проводят в отношении РФ отнюдь не дружественную политику. Многие из этих людей сменили гражданство, но сохранили верность профессии. Так что говорить сегодня, что противной стороне неизвестны места дислокации частей и соединений флота (равно как и то, что там находится и чем там занимаются) - по меньшей мере, наивно. Секрет Полишинеля-с.
А вот получить ответы, касающиеся ФЛОТА, ЗДЕСЬ и СЕГОДНЯ, не просто хотелось бы - это жизненно необходимо. Потому как Балтфлот - не вотчина “непотопляемого” адмирала Валуева, а наше с вами национальное достояние. А грозный адмирал - не более и не менее, как слуга народа. Правда, слуги тоже иногда борзеют...
Редакция “НК”

Права человека

В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ районный суд города Калининграда обратился с иском к командующему морской авиацией Балтийского флота генерал-лейтенанту Виктору Сакерину его бывший первый заместитель - начальник штаба МА БФ генерал-майор запаса Николай Бурачук. Он требует признать незаконными приказы своего бывшего шефа и взыскать с него недоплаченную денежную сумму при увольнении в запас, а также 100 тыс. руб. за причиненный моральный вред.

Николая Бурачука знаю по службе на Севером флоте с 1976 г. После окончания Оренбургского высшего военного авиационного училища он четыре года летал правым летчиком в морском ракетоносном полку ракетоносной авиационной дивизии Северного флота. Здесь же он последовательно прошел все должности, вплоть до командира авиационной ракетоносной дивизии. О летчике-снайпере, окончившем, кроме того, Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, награжденного в мирное время орденом Красной звезды, не единожды писала флотская газета.

Бурачук поставил на крыло многих военных летчиков, в том числе и нынешнего командующего морской авиацией Балтийского флота генерал-лейтенанта Сакерина. В аттестации по окончании академии Генерального штаба ВС РФ отмечены только положительные качества генерала, в числе которых и то, что Бурачук имеет свое суждение по многим вопросам, может отстаивать аргументированно свою точку зрения. Именно из-за нежелания участвовать в диком разграблении аэродромов и авиационного парка, по мнению Николая Бурачука, он и стал неугоден командованию.

Временно исполняющим обязанности по вакантной должности начальника штаба - первого заместителя командующего авиацией БФ Бурачук стал в сентябре 1999 г. в связи с переводом управления морской авиации Балтфлота на новый штат. 18 января 2000 г. в адрес управления кадров ВМФ РФ было направлено представление о назначении генерала на должность начальника штаба, в котором отмечалось, что генерал Бурачук за весь период службы характеризуется положительно - добросовестный, грамотный, имеет высокую профессиональную подготовку, налетал более 3000 часов и т.д. Но по истечении шести месяцев, как того требует Положение о порядке прохождения военной службы, представление реализовано не было.

Согласитесь, быть "временным" для генерала, прослужившего в Вооруженных силах 34 календарных, а в льготном исчислении около 60 лет, с трехлетним опытом командования авиадивизией, летающим заслуженным летчиком РФ, летчиком-снайпером, более чем обидно. Когда же Бурачук попытался "качать права"...

"Командующий авиацией Балтийского флота и соответственно настраиваемое им командование Балтийским флотом решили избрать метод преднамеренной дискредитации меня как офицера, - напишет в своем исковом заявлении во флотский гарнизонный военный суд год назад Николай Бурачук, - с последующим увольнением из Вооруженных сил. На меня наложили взыскания, ничуть не заботясь о правовой стороне вопроса".

Все понеслось под уклон, пожалуй, с 1 декабря 2000 г., когда в одной из частей Балтийского флота из-за личной недисциплинированности погиб прапорщик. 4 декабря был издан приказ командующего БФ # 693, в котором значилось: рассмотреть на Военном совете флота целесообразность пребывания в занимаемой должности генерала Бурачука. Заметим, что никакую должность на тот момент Бурачук не занимал, а временно исполнял обязанности. Приказ адмирала Валуева прокурор опротестовал как незаконный. Несмотря на это, заседание Военного совета по вопросу целесообразности использования генерал-майора Бурачука в должности состоялось 29 декабря того же года. Никакого решения на нем принято не было. За время службы на Балтийском флоте с 1995 г. генерал-майор Бурачук взысканий не имел, и решать вопрос о его пребывании в должности начальника штаба объединения из-за гибели пьяного прапорщика, видимо, посчитали перебором. Но командиры Бурачука решили восполнить "пробел" со взысканиями. 7 января 2001 г. командующий флотом издал приказ, где в нарушение требований Дисциплинарного устава ВС РФ генералу был объявлен строгий выговор. Дисциплинарный устав предписывает, что для наложения взыскания необходимо провести разбирательство, расследование. Но о каком расследовании можно вести речь, если приказ о назначении расследования и приказ о наказании генерала за проступок, совершенный прапорщиком, датированы одним и тем же днем? Никто, естественно, у Бурачука никаких объяснений не требовал. Никто с ним не разбирался. Формулировка в приказе к тому же не имела ничего общего с должностными обязанностями начальника штаба. Когда генерал совершил "проступок", в служебной карточке тоже забыли указать.

Дальше - больше. 5 марта 2001 г. командующий морской авиацией БФ генерал Сакерин объявил своему первому заму строгий выговор "за игнорирование установленного доклада командующему МА по итогам работы за неделю" То, что в должностных обязанностях Бурачука такого доклада не предусмотрено, не определена и его форма, в расчет не бралось.

20 марта 2001 г. (в этот день генерал-майор Бурачук хоронил в Перми мать) вышел новый приказ командующего БФ за # 165, которым генерал "за употребление спиртных напитков в служебное время и прибытие на совещание в нетрезвом состоянии" предупрежден о неполном служебном соответствии. Это при том, что степень его опьянения не была установлена документально. На веру были взяты слова начальника Бурачука генерала Сакерина. Кстати, сам Николай Бурачук, как честный офицер, не отрицал, что 13 марта в связи с рождением внука выпил в роддоме 30 граммов шампанского. А это не может превышать промилле, соответствующие алкогольному опьянению.

Уверовав в полную безнаказанность, должностные лица Балтийского флота продолжили цепь правонарушений. В частности, при оформлении документов на увольнение генерала в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями в их основу был положен рапорт, который Бурачук не писал. Подпись генерала подделали. В представлении на увольнение было сказано, что Бурачук увольняется в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и решением Военного совета БФ от 30 марта 2001 г. Но на военном совете, где решался важный для генерала вопрос, он даже не присутствовал (после похорон матери Бурачук был до 17 мая в Перми). Выйдя из отпуска, Бурачук узнал, что он опять находится... в отпуске. Это предписал ему генерал Сакерин, хотя сам Бурачук такого желания не выказывал и рапорт не писал. Решение Сакерина поддержал и командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев: "С отпуском по личным обстоятельствам в интересах службы согласен". Что значила подобная резолюция, Бурачук не может понять и по сей день. В представлении на увольнение генерала в запас также утверждалось, что его по отмеченным недостаткам заслушивали еще и на заседании Военного совета МА БФ 29 ноября 2000 г. Но военного совета в тот день в морской авиации не было.

Об этой ситуации "НВО" рассказало в # 27 прошлого года. "Не видя другого способа защитить свою честь и достоинство, генерал-майор Николай Бурачук обратился в военный суд. Так что точку в этой истории ставить рано" - этими строками заканчивалась корреспонденция.

Суд состоялся 27 сентября прошлого года. В феврале нынешнего года генерал-майор уже запаса Бурачук получил за подписью начальника управления кадров флота контр-адмирала Игоря Зверева следующий документ: "Сообщаю об исполнении решения Калининградского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2001 года по жалобе генерал-майора Бурачука Николая Дмитриевича.

Дисциплинарное взыскание (строгий выговор), объявленное приказом командующего БФ от 19 января 2001 года # 56, - отменено.

Дисциплинарное взыскание (строгий выговор), объявленное командующим морской авиацией флота 5 марта 2001 года, - отменено.

Генерал-майору Н.Д. Бурачуку произведен перерасчет и выплачена недополученная разница в денежном довольствии между 33-м и 31-м тарифными разрядами по временно исполняемой должности в сумме 3993 рубля 87 коп.

В представлении об увольнении генерал-майора Бурачука с военной службы исключены сведения, содержащиеся в абзацах 3 и 4 раздела 2 "Основание к представлению".

Ранее подписанное командующим флотом и командующим морской авиацией флота представление изъято и приобщено в дело новое с исключением сведений, содержавшихся ранее в абзацах 3 и 4".

Замечу, что перед генералом, верой и правдой отдавшего 34 года служению Отечеству, никто даже и не подумал извиниться. Наоборот, на Балтийском флоте решили и уволенного генерала наказать рублем.

18 августа прошлого года министр обороны РФ своим приказом # 0684 назначил генерал-майора Бурачука на должность начальника штаба морской авиации с сохранением денежного содержания по 33-му тарифному разряду и последующим правом ухода на пенсию с этого тарифного разряда. Через десять дней указом президента РФ генерал был уволен из рядов ВС с должности начальника штаба - первого заместителя командующего морской авиацией БФ. На второй день министр обороны продублировал указ президента и уволил генерала с правом ношения формы одежды и объявил ему благодарность. А через два дня генерал-лейтенант Сакерин издает приказ, которым Бурачука, уже уволенного с военной службы, ставит на все виды довольствия по 31-му тарифному разряду. И вплоть до исключения из списков части все расчеты производятся именно по этому тарифному разряду. Общая сумма недоплаты составляет 1394 рубля.

"Но дело даже не в деньгах, - говорит генерал-майор запаса Бурачук. - Всю жизнь я посвятил авиации, отлетал более 32 лет, награжден орденом, медалями, именным оружием. Генерал-лейтенант Сакерин унизил меня в глазах моих подчиненных и сослуживцев. Вот потому я и решил вновь восстановить справедливость через суд".

Я не склонен делать из генерала Бурачука икону. Все мы небезгрешны. Но убежден, что выбросить из армии, да еще таким беспардонным образом, заслуженного летчика России, мягко говоря, непорядочно. Какой подается пример для тех, кто только решает надеть военную форму? И если уж генерал вынужден через суды отстаивать свое доброе имя и добиваться справедливости, то что уж говорить о тех беззакониях, которые творятся на Балтийском флоте в отношении других офицеров?

Владимир Филиппович Трибуц родился 15 июля 1900 года в Санкт-Петербурге. Предками Трибуца были крепостные крестьяне Минской губернии. Начальное образование Владимир получил в трехклассной школе. Затем учится в Петровском четырехклассном училище и в военно-фельдшерской школе. После Октябрьской революции 1917 года Владимир Трибуц работал в госпитале в Петрограде младшим лекарским помощником. В начале 1918 года он добровольно вступил в Красную гвардию, воевал под Нарвой, потом служил в объединенном морском отряде Павла Дыбенко.

В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

В годы Гражданской войны Трибуц воевал в составе Первого северного летучего отряда моряков Балтики, участвовал в боях под Астраханью в составе Астраханской флотилии, В1919 году на Каспийском море Трибуц вошел в экипаж миноносца «Деятельный». Затем служил на канонерской лодке «Ленин». Участвовал в освобождении Баку и Махачкалы, захвате персидского порта Энзели (1920), в результате которого красным досталось в качестве трофеев 29 белогвардейских судов, 50 артиллерийских орудий, 120 000 артиллерийских снарядов и т. д.

ОТ КОМВЗВОДА ДО ВИЦЕ-АДМИРАЛА

В 1926 году Владимир Филиппович окончил военно-морское училище им. М. В, Фрунзе и в должности командира взвода флотского экипажа был направлен в Морские силы на Балтийском море. Стал командиром башни главного калибра линкора «Парижская коммуна», а в 1929 году — вторым помощником командира корабля. Вскоре он перешел служить на линкор «Марат», а затем был назначен командиром эсминца «Яков Свердлов». В 1932 году окончил Военно-морскую академию им. К. Е. Ворошилова.

В 1936 году командир эсминца Владимир Трибуц переходит на должность начальника отдела штаба Балтийского флота и совершает головокружительную карьеру: в феврале 1938 года он становится начальником штаба флота, а в апреле 1939 года получает назначение командующим Краснознаменным Балтийским флотом. 28 января 1940 года Трибуцу присваивается воинское звание флагмана 1-го ранга, а 4 июня 1940 года его переаттестовывают в вице-адмиралы.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

В начальный период Великой Отечественной войны Трибуц руководил действиями сил флота, которые оказывали помощь сухопутным войскам РККА при обороне Таллина, островов Моонзундского архипелага, полуострова Ханко… В августе 1941 года он возглавил трагический переход сил флота из базы в Таллине в Кронштадт и Ленинград. В Ленинграде Трибуц принял участие в организации и осуществлении обороны города (1941-1943 гг.), активно взаимодействовал с сухопутными войсками в операциях, проводившихся Красной армией. По его инициативе были созданы группы морской артиллерии, которые совместно с артиллерией Ленинградского фронта наносили мощные удары по врагу.

На Балтийский флот и его командующего была возложена задача по организации снабжения Ленинграда по Ладожскому озеру. По распоряжению Трибуца были построены новые причалы, пирсы… Во время проведения этой операции блестяще зарекомендовали себя тихоходные вооруженные буксиры. Они осуществляли перевозки войск, доставку продуктов, боеприпасов и снаряжения, эвакуацию населения блокированного Ленинграда, сотни раз вступали в дуэли с вражескими батареями и пытавшимися прервать перевозки вражескими катерами и кораблями. А вот нашему подводному флоту на Балтике была уготовлена во время Великой Отечественной войны трагическая судьба.

Советская разведка получила исчерпывающие данные о нарушении Швецией своего нейтралитета. Военная промышленность фашистской Германии полностью зависела от поставок из Швеции стратегических материалов. Например, только в 1939 году Германия получила более 10,6 млн т высококачественной шведской железной руды (в которой железо составляло 60 %). Кроме того, шведы поставляли фашистам свои скорострельные орудия «Бофорс», боеприпасы, снаряжение, корабли, подшипники и т.д.

И все это перевозилось по Балтике. Эти перевозки надо было прервать, и сделать это могли только подводные лодки. И советские подлодки пошли в боевые походы на маршруты движения транспортов из Швеции и Норвегии. Ряд рудовозов был ими потоплен… Но немцы восприняли угрозу своей экономике настолько серьезно, что летом 1943 года наглухо перекрыли горло Финского залива сетью из мощного стального троса (от берега до берега) и густыми минными постановками. Кроме того они прикрыли минные поля тяжелой береговой артиллерией, авиацией и противолодочными кораблями. Эти заграждения стали, практически, непреодолимым препятствием для советских подводных лодок.

Несмотря на имеющиеся объективные данные, командующий Балтфлотом все-таки отдал приказ на прорыв заграждений. Советские лодки стали уходить на задание одна за другой, одна за другой — уходили и не возвращались…. И прервать этот ужасный процесс смог лишь Верховный Главнокомандующий — Иосиф Сталин. Подводная война на Балтике замерла до октября 1944 года, пока Финляндия наконец не вышла из войны и не предоставила свои порты для действий советского Балтийского флота. В конце 1944-го русские подлодки перешли в финские базы и все-таки пресекли перевозки на Балтике стратегического сырья из Швеции.

В 1943-1944 годах адмирал Трибуц принял участие в разработке и проведении операций по прорыву блокады и разгрому противника в районе Ленинграда, а также в Выборгской и Свирско-Петрозаводской наступательных операциях. В дальнейшем он руководил силами флота при проведении десантной операции по овладению островами Моонзундского архипелага.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Адмирал (1943) Владимир Филиппович Трибуц командовал Краснознаменным Балтийским флотом до мая 1947 года. Потом служил заместителем главнокомандующего ВМС на Дальнем Востоке, а с 1949 года — начальником Гидрографического управления МВФ. В 1961 году он вышел в отставку и написал четыре книги, в том числе две, посвященные войне на Балтике: «Балтийцы вступают в бой» и «Балтийцы наступают». В 1972 году Владимир Филиппович стал доктором исторических наук.

4347

КУБИНКА /Московская область/, 29 июня. /ТАСС/. Глава Минобороны РФ Сергей Шойгу отстранил от исполнения служебных обязанностей командующего Балтийским флотом Виктора Кравчука и начальника штаба флота Сергея Попова за упущения в боевой подготовке, а также искажение в докладах реального состояния дел. Об этом сообщили в пресс-службе Минобороны РФ.

"Главой военного ведомства и членами коллегии Министерства обороны даны жесткие и принципиальные оценки деятельности должностных лиц, допустивших серьезные упущения по службе. По результатам проверки и обсуждения на коллегии командующий Балтийским флотом, начальник штаба флота и еще ряд должностных лиц за серьезные упущения в боевой подготовке, а также искажение в докладах реального состояния дел отстранены министром обороны от исполнения обязанностей. Они представлены к снятию с должностей и увольнению с военной службы", - сообщили в пресс-службе.

В военном ведомстве уточнили, что должностные лица наказаны "за серьезные упущения в организации боевой подготовки, повседневной деятельности войск (сил), непринятие всех необходимых мер по улучшению условий размещения личного состава, отсутствие заботы о подчиненных, а также искажения в докладах реального состояния дел".

Повторная проверка

Сергей Шойгу поручил также в кратчайшие сроки реализовать план устранения недостатков, выявленных на Балтийском флоте, и в конце года провести повторную проверку.

"Министр обороны поручил в кратчайшие сроки утвердить план устранения недостатков, реализовать его и провести в конце текущего года повторную проверку Балтийского флота", - говорится в сообщении.

Виктор Кравчук. Биография

Родился 18 января 1961 г. в дер. Палашер Усольского района Пермской обл. (ныне - Пермский край). В 1978 г. поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова (Владивосток), окончил его в 1983 г. В 1987-1988 гг. прошел обучение в Высших специальных офицерских классах ВМФ в Ленинграде (ныне - Военный институт дополнительного профессионального образования, филиал ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, Санкт-Петербург). В 1997 г. заочно окончил Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова. В 2000-2002 гг. прошел обучение в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (Москва). Воинскую службу начал в 1983 г. на Тихоокеанском флоте (ТОФ) ВМФ СССР в должности командира штурманской боевой части (БЧ-1) сторожевого корабля. В 1983-1987 гг. - командир ракетного катера. В период с 1988 г. по 1999 г. продолжал службу на ТОФ. Начальник штаба, командир дивизиона ракетных катеров, затем - 165-й бригады ракетных катеров (ныне - 165-я Краснознаменная Сахалинская бригада надводных кораблей). В 1999-2000 гг. - заместитель командующего флотилией - начальник службы вооружения и эксплуатации вооружения Каспийской флотилии ВМФ РФ. В 2002-2003 гг. - заместитель командующего Каспийской флотилией вице-адмирала Юрия Старцева. В 2003-2005 гг. служил начальником штаба - первым заместителем командующего Каспийской флотилией Старцева. С 2005 г. по 2009 г. - командующий Каспийской флотилией. С декабря 2009 г. по май 2012 г. - заместитель командующего Балтийским флотом вице-адмирала Виктора Чиркова. После назначения последнего главнокомандующим ВМФ, в мае - сентябре 2012 г. Кравчук исполнял обязанности командующего Балтфлотом. 14 сентября 2012 г. назначен командующим Балтийским флотом. Вице-адмирал (2007). Кавалер ордена "За военные заслуги", награжден медалями Министерства обороны РФ.

Помимо комфлота Кравчука и начштаба Попова, министр обороны уволил еще 50 адмиралов и капитанов первого ранга Балтфлота. Такой тотальной чистки в истории российского флота еще не было.

Российских ученых, планирующих в 2035 году научиться телепортации, опередили военные моряки, научившиеся «искажать реальность». Министр обороны Сергей Шойгу «достижения» подчиненных не оценил. Такой вывод можно сделать из официального сообщения пресс-службы Минобороны, распространенного по итогам выездной коллегии ведомства, прошедшей в подмосковном парке «Патриот». Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Виктор Кравчук и начальник штаба флота вице-адмирал Сергей Попов отстранены от занимаемых должностей с формулировкой «за серьезные упущения в организации боевой подготовки, повседневной деятельности войск (сил), непринятия мер по улучшению условий размещения личного состава, отсутствию заботы о подчиненных, а также искажения в докладах реального состояния дел».

К увольнению представлены «еще ряд должностных лиц флота». Как стало известно «Фонтанке», это более 50 высокопоставленных офицеров штаба флота, командиров эскадр, бригад и воинских частей в адмиральских и каперанговских погонах.

Переводя с военного канцелярита на общепонятный, командование Балтфлота обвинили в неспособности отразить нападение вероятного противника, обустраивать жизнь подчиненных войск и кораблей в мирное время, а также во вранье вышестоящему командованию. При Петре I и товарище Сталине подобные обвинения заканчивались высшей мерой наказания, в гуманном XXI веке Минобороны сообщает о «снятии с воинских должностей и увольнении с военной службы».

Военные эксперты, опрошенные «Фонтанкой», удивлены министерским «выносом сора из избы». По их словам, командование крупных воинских соединений «чистили» и раньше, но публично об этом никогда не сообщалось. Как правило, военачальников такого ранга официально увольняют либо «по состоянию здоровья», либо «в связи с выходом на пенсию».

«Никто не знает, что именно произошло. Там месяц проводили проверку, но это совершенно не в стиле ни Путина, ни Шойгу – открыто говорить, за что увольняют людей, ещё и в таких формулировках. Это что-то новенькое. Остаётся только догадываться, что они натворили», – сообщил «Фонтанке» военный обозреватель Александр Гольц.

С ним солидарен калининрадский политолог Владимир Абрамов: «Такого я за все постсоветское время, ей-богу, не припомню. Обычно старались увольнять по-тихому. С одной стороны, вполне возможно, что это такая демонстративная акция».

В июле 2015 года Владимир Путин в ходе визита в Калининградскую область дал высокую оценку состоянию дел на Балтийском флоте.

«Военно-морской флот успешно обеспечивает обороноспособность страны, защищает ее национальные интересы, в том числе и на Балтийском флоте, который успешно выполняет задачи не только на родной Балтике, но и в других районах Мирового океана, с честью демонстрирует наш флаг», – заявил тогда президент России.

Как выяснилось сегодня, в докладах верховному главнокомандующему, мягко говоря, «искажали реальное состояние дел».

Высокопоставленный источник в Минобороны сообщил «Фонтанке», что чистке рядов предшествовала внеплановая проверка состояния дел на флоте, проведенная офицерами Генерального штаба. Поводом для нее послужила авария российской подлодки в Балтийском море в апреле 2016 года. Тогда, по сообщениям польских СМИ (позднее официально опровергнутых Минобороны России), субмарина Балтфлота столкнулась с польским военным судном, скорее всего, кораблем-разведчиком, и получила серьезные повреждения, которые могли привести к повторению трагической истории «Курска». Командование тогда попыталось скрыть происшествие от вышестоящего руководства, что и послужило причиной жесткой и масштабной инспекции.

Проверка выявила не только факты вранья флотского руководства в конкретном случае, но и провальную ситуацию в строительстве и реконструкции флотских баз и военных городков, неэффективный расход выделенных денежных средств. Проверяющие также узнали о срыве государственной программы по набору на службу по контракту.

«Сказалась, по аналогии с футболом, накопительная система «жёлтых карточек». Господин Кравчук нарывался на это давно. Состояние флота при Кравчуке, как говорят его подчинённые, ухудшилось даже по сравнению с его предшественниками, переживавшими времена гораздо худшего финансирования», – рассказал «Фонтанке» калининградский журналист Илья Стулов.

Один из примеров, как говорит журналист, «очковтирательства», есть в его расследовании о состоянии общежития военных, прозванного в Балтийске «Пентагоном».

Выяснилось, что 73 офицерские семьи жили в здании, которое с 2011 года признано опасным для проживания: стёкла выбиты, помещения продуваются, горячей воды нет, стены в плесени, перекрытия время от времени рушатся, угрожая погрести под завалами людей – как это случилось в Омске. Однажды катастрофа чуть не произошла: четвертый этаж здания сложился на третий. Никто, к счастью, не погиб. Двое детей успели выбежать из помещения. Но расплющило сантехнику в туалете на этаже. Ремонт военным тогда делать не стали, жаловаться запретили под угрозой увольнения, поставили биотуалеты на улице. ОАО «Славянка», обслуживающее здание, как сказано с статье, регулярно получало деньги, но из проведённых работ обитатели общежития вспомнили только замену лампочек и замену трубы под умывальником. В офисе «Славянки» журналисту сказали, что главком в курсе ситуации:

– После трагедии в Омске все военные общежития и казармы в стране подверглись проверкам на предмет опасности для проживания. На Балтийском флоте таких объектов выявлено не было. Военным запрещено было даже пикнуть о том, что на них в любой момент могут упасть сгнившие балки или что их детей может убить проводка времён войны.

После статьи Ильи Стулова «Пентагон» закрыли, но «жёлтые карточки», как он выражается, у Виктора Кравчука копились.

– Выяснилось, например, что Кравчук водил дружбу с «янтарным бароном» Виктором Богданом, известным под кличкой Балет и находящимся сейчас в международном розыске. Группировка Балета не только подмяла под себя торговлю янтарём, она занималась и другими вещами – непосредственно связанными с Балтфлотом. Например, несколько лет назад особисты задержали бензовоз, в кабине которого находились некто Александр Фомин, активный член группировки Богдана, и Игорь Богдан – его племянник. В бензовозе было 22 тонны дизельного топлива, украденного с кораблей Балтийского флота.

«Дело в том, что там (на Балтфлоте. – Прим. ред.) создавался 11-й армейский корпус и для него должны были быть построены казармы, жилье для людей, которые туда прибывают, партии техники. Но, видимо, деньги, которые были на это выделены, были потрачены на другие задачи, и командующий, начальник штаба и другие должностные лица не выполнили тех указаний, которые им давал министр обороны, не готовы были к тому, чтобы принять дополнительную боевую технику и усилить бригаду, которая там расположена», – считает военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин.

По словам источника «Фонтанки», последней каплей действительно стало то, что Генштаб выяснил неспособность флотского руководства организовать взаимодействие межвидовой группировки войск, переданной в подчинение Балтфлоту.

В 2012 году комфлоту Виктору Кравчуку была поставлена задача создать КОР – Калининградский оборонительный район, крупную группировку флота, авиации и пехоты под единым командованием. За это время флоту в подчинение были переданы штурмовая и истребительная авиация, комплексы ПВО, ракетные комплексы «Искандер», 11-й армейский корпус, включающий в себя по штату более 4 пехотных дивизий.

По замыслу Генштаба КОР должен был стать главной сдерживающей силой российской армии на западном стратегическом направлении. Балтфлот учился действовать совместно с авиацией и пехотой на стратегических учениях «Запад-2013» и «Щит Союза – 2015» совместно с войсками Западного военного округа и союзной армией Беларуси.

Проверка Генштаба показала, что все достижения флота в укреплении боеготовности оказались «липовыми», а президенту на учениях «пускали пыль в глаза».

«По словам моих источников, с 11 мая по 10 июня на флоте проходила инспекция Министерства обороны. За это время количество технических сбоев при выполнении задач превысило все допустимые нормы. Весь Балтийск видел, как на буксирах вывели за молы подводную лодку. После этого она, вместо того чтобы уйти под воду, задымилась. Буксиры быстро увели лодку обратно. Но по Балтийску пошла шутка: не ту лодку Кравчук вывел в море, надо было показать командованию экспонат Музея Мирового океана, эта лодка времён войны находится в лучшем техническом состоянии, чем современные», – рассказывает Илья Стулов.

Сегодня Балтийский флот структурно подчинен Западному военному округу и главному командованию Военно-морского флота, штабы которых расположены неподалеку друг от друга в Санкт-Петербурге. «Фонтанка» попробовала узнать, как долго Балтийский флот «искажал реальное состояние дел» и крепки ли сегодня западные рубежи России, но официальные представители штаба ЗВО и главкомата ВМФ в этот день недоступны для комментариев.

На момент написания данного материала информации о том, кому Сергей Шойгу поручит командование Балтийским флотом, не поступало. Также неизвестно, будут ли приняты министром дисциплинарные меры к непосредственным командирам Виктора Кравчука — командующему ЗВО Андрею Картаполову и главнокомандующему ВМФ Владимиру Королеву. Правда, источники «Фонтанки» напоминают, что и Картаполов и Королев на своих должностях сравнительно недавно, и не исключено, что пристальное внимание к Балтфлоту - их рук дело.

Пока же достоверно известно только то, что министр обороны «поручил в кратчайшие сроки утвердить план устранения недостатков и реализовать его». В конце года флот ожидает повторная проверка. «Будем надеяться, что за это время Калининградскую область у нас не заберут», — говорят военные.

Юлия Никитина, Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»