Что за праздник и когда отмечается День образования Тихоокеанского военно-морского флота России? День тихоокеанского флота россии.

Сегодня, 21 мая в России отмечается 3 официальных праздника: День Тихоокеанского флота ВМФ России, День работника БТИ и профессиональный праздник День военного переводчика.

День Тихоокеанского флота ВМФ России

Ежегодно 21 мая в России отмечается праздник День Тихоокеанского флота ВМФ России, который был учрежден 15 апреля 1999 года как День образования Тихоокеанского флота приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации. Дата 21 мая для празднования выбрали в связи с тем, что именно в этот день в 1731 году были учреждены Охотский военный порт и Охотская военная флотилия — первая действующая на Тихом океане военно-морская единица России.

День работника БТИ

Сегодня, 21 мая работники БТИ отмечают свой профессиональный праздник. Специалисты БТИ - это бюро технической инвентаризации, которое занимается собирает подробные статистические данные о технических характеристиках жилищного фонда. Специалисты БТИ также предоставляют для сделок соответствующие документы и помогают законному оформлению собственности. Считается, что история инвентаризации в России началась 21 мая 1927 года, когда на экономическом совещании при Совете труда и обороны РСФСР было приняло Постановление «Об утверждении Положения об инвентаризации имущества Местных Советов».

Профессиональный праздник День военного переводчика

Сегодня, 21 мая в России профессиональный праздник — День военного переводчика. Эта дата выбрана в связи с тем, что в этот день в 1929 году Иосиф Уншлихт — заместитель народного комиссара по морским и военным и делам председателя РВС СССР подписал приказ «Об установлении звания для начсостава РККА «Военный переводчик»», которым, узаконил профессию военного переводчика, существовавшую на протяжении многих столетий в русской армии. Важность этой профессии в армии сегодня — очевидный факт.

Необычные праздники

С самыми искренними пожеланиями добра и творчества можно отметить сегодня День муз и вдохновения, а также отпраздновать веселый праздник День обмена талисманами.

День муз и вдохновения

Когда муза к тебе вдруг ворвется в окно
Ты открой ее скорей свое сердце,
Не держи его, пусть часто бьется оно,
Вдохновение - это к творениям дверца.
Как еще можно отметить день муз и вдохновения, как не прекрасными стихами? Читайте стихи сегодня везде и всем и пусть ваша муза вас никогда не покидает.

День обмена талисманами

Мы храним свои талисманы для Удачи, для Счастья и для Любви. Давайте сегодня в этот прекрасный веселый праздник День обмена талисманами, обменяемся своими удачей счастьем и любовь, чтобы у каждого из нас были эти три неразлучные подруги.

Церковный праздник по народному календарю

Иван Долгий

В этот день православные христиане чтят память одного из самых известных двенадцати апостолов — Иоанна Богослова, который, согласно писанию, был младшим братом апостола Иакова.
Иоанна и Иакова в число своих учеников призвал Иисус Христос, когда увидел их на Генисаретском озере, ловящими рыбу. Иоанн Богослов является автором пяти книг Нового Завета, трех посланий, одного откровения а также Евангелия от Иоанна,.
По давно сложившейся традиции, крестьяне в этот день сеяли пшеницу. С тех давних пор об этом дне известно несколько поговорок и пословиц: «Паши землю под пшеницу, загоняя кобылицу».
Существовали в этот день и приметы, которые были связанны с посевом. Зажиточные хозяева пекли в этот день обетные пироги и угощали ими своих соседей, путников и нищих.
Специально для этого старики выходили на дорогу, чтобы помолившись Богу, встретить доброго человека, с которым они могли бы разделить свой кусок хлеба.
Считалось хорошим знаком, предвещающим богатый урожай в будущем, если в этот день по дороге пройдет какой-нибудь бедняк или странник. Если обетный пирог разделить с бедными людьми не удавалось, его самому съесть не разрешалось, а нужно было скормить птицам.
Именины 21 мая у: Адриана, Арсения, Ивана, Никифора, Пимена

21 мая в истории

1945 г. - Сирия и Ливан провозгласили свою независимость от Франции
1946 г. - Закон о национализации угольных шахт в Англии.
1955 г. - Родился Сергей Шойгу, российский государственный деятель, министр обороны Российской Федерации с 6 ноября 2012 года. Генерал армии (2003). Герой Российской Федерации (1999).
1961 г. - В СССР прошла первая телетрансляция матча футбольной сборной из-за рубежа (Польша - СССР)
1969 г. - Первый полёт транспортного самолёта Ан-26.
1973 г. - Умер И. С. Конев, советский полководец, Маршал Советского Союза.
1983 г. - Умер Александр Васильевич Перышкин (р. 1902), педагог, автор знаменитого школьного учебника физики.
2006 г. - В Черногории состоялся референдум о независимости.
2008 г. - По Санкт-Петербургу прокатился слух о якобы произошедшем на Ленинградской АЭС выбросе в атмосферу радиоактивных веществ. В аптеках города был раскуплен весь запас йодосодержащих препаратов.

21 мая в России отмечается 284-я годовщина со дня образования Тихоокеанского флота. В далёком 1731 году во времена правления императрицы Анны Иоановны Сенатом была учреждена Охотская флотилия, ставшая первым относительно боеспособным объектом на тихоокеанском побережье. Вместе с флотилией учреждалось и место её базирования – Охотский морской порт.

Роль Охотской флотилии в развития всего военно-морского флота России и непосредственно Дальнего Востока переоценить сложно. Ведь, по сути, именно с формированием флотилии активизировались хозяйственные изыскания на тихоокеанских берегах. С начала 30-х годов XVIII столетия в регионе стал наблюдаться рост численности русского населения, которое преимущественно расселялось по берегам Охотского моря.


С переносом в начале 60-х годов XVIII столетия канцелярии из Анадырского острога (фактически административного центра русского Дальнего Востока тех лет) в Охотский порт, повысилась эффективность экономической деятельности. Активизировался пушной промысел на островах региона, что позволило существенно увеличить объёмы поступлений в государственную казну. Однако главной проблемой роста эффективности процесса хозяйствования на берегах Тихого океана являлась его удалённость от столицы. Отсутствие более или менее подходящей наземной дорожной инфраструктуры приводило к тому, что фельдъегерская служба доставляла документы и прочую корреспонденцию из Санкт-Петербурга в Охотский порт в течение трёх-четырёх месяцев! К концу XVIII века время «путешествия» снизилось до двух месяцев, но это не решало проблемы фактически непреодолимого отрыва региона от центра.

Сложности управления Охотским портом и Охотской флотилией были связаны ещё и с тем, что направление на службу в эти края считалось тождественным ссылке, а потому лица, получавшие «региональную» власть в свои руки далеко не всегда думали о сугубо государственных интересах.

Из рапорта полковника Зубрицкого 1772 года (Охотский порт) об офицерском составе флотилии:

Офицеров 15, да и то из них семь пьяниц и никуда не годных.

Проблему кадрового голода в Охотске в некоторой степени решила предпринятая вторая Берингова экспедиция (вторая Камчатская экспедиция). Входившие в неё офицеры составили основу флотилии и системы управления далёким регионом. Их имена: Василий Ртищев, Василий Хметевский, Фёдор Плениснер, Андреян Юрлов.

Василий Хметевский - уроженец Суздальского села Остафьево вырос в чине до капитана второго ранга. Он получил блестящее по тем временам образование. Сначала проходил обучение в московской школе математических и навигацких наук, а затем обучался в петербургской Академии морской гвардии. В 1733 году получил должность подштурмана на Балтийском флоте, а в 1734 году стал адъютантом Витуса Беринга и вошёл в Камчатскую экспедицию. В 1739 году Хметевский на боте «Святой Гавриил» отплыл из Охотска в Большерецк для описания берегов Камчатского полуострова в качестве авангарда отряда Беринга. В 1742 году Хметевский исследовал Курилы и Хоккайдо. Он первым составил морские карты этого региона, а также подробные карты и описания береговой линии самой Камчатки. Хметевский и его коллеги вели обучение в Охотске учеников местной навигацкой школы, многие из которых в будущем стали офицерами флота.

В XIX веке флотилия, которая к тому времени из Охотской превратилась в Сибирскую, обрела второе рождение.

Но сначала в регионе появился глубоководный морской порт, который стал использоваться для кораблей, прибывающих с Балтики по налаженному северному маршруту. К 1851 году в связи с потерей военной и хозяйственной актуальности был упразднён Охотский порт, и порт Петропавловска стал для региона основным.

Однако уже через 4 года новым главным морским портом был объявлен Николаевск, а во флотилию, которая, как уже было отмечено, получила название Сибирской, вошли и транспортные, и военные корабли. Одним из таких кораблей стал построенный в США пароходофрегат «Америка». Ещё два приобретённых для флотилии корабля – «Японец» и «Манчжур».

Это всё о том, что касалось начальной формирования Тихоокеанского флота. В истории флота позапрошлого и прошлого веков есть героическая оборона Петропавловска-Камчатского, сражения в Русско-японской войне.

Конечно же, есть в истории флота и героизм моряков-тихоокеанцев в годы Великой Отечественной войны.


Экипаж «Щ-128», переведенный на «Щ-130». В центре - командир подводной лодки А.Т. Кучер. 1944 год.

В советское время Тихоокеанский флот прошёл разделение на два флота – 5-й ВМФ с базой во Владивостоке и 7-й ВМФ с базой в Советской Гавани. Разделение имело место с февраля 1947-го по апрель 1953 года. В 1953 году Тихоокеанский флот вновь оказался единым целым, и первым его командующим после объединения 5-го и 7-го флотов стал Юрий Александрович Пантелеев.

22 мая 1987 года в честь адмирала Пантелеева был назван большой противолодочный корабль проекта 1155, вошедший в 1992 году в состав Тихоокеанского флота России.

Тихоокеанский флот сегодня - оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота Российской Федерации. Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своем составе следующую технику: ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные субмарины, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, а также сухопутные войска и части береговых войск.


На борту гвардейского ракетного крейсера "Варяг" (Авачинская бухта)

Перед моряками Тихоокенского флота ставятся следующие задачи:
поддержание морских СЯС в постоянной боевой готовности в интересах ядерного сдерживания;
защита экономической зоны и районов производственной деятельности России, пресечение незаконной производственной деятельности;
обеспечение безопасности морского судоходства;
выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.).

Сегодня на Дальнем Востоке в честь флота, командующим которым является адмирал С.И.Авакянц, проводятся праздничные мероприятия: ритуал подъема Государственного, Андреевского и стеньговых флагов расцвечивания на кораблях ТОФ, возложение цветов к памятникам, мемориалам, воинским захоронениям, закрепленным за воинскими частями, участие командования флота в церемонии возложения венков на мемориальном комплексе «Боевая слава Тихоокеанского флота», праздничный концерт-поздравление в Доме офицеров флота.

«Военное обозрение» поздравляет личный состав Тихоокеанского флота РФ и его ветеранов с праздником!

21 мая в России отмечается День Тихоокеанского флота, установленный приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности".

В 1871 году Владивосток стал основным пунктом ее базирования, но боевая мощь флотилии оставалась на невысоком уровне. Несколько улучшилось ее положение после перевода в 1894 году на Дальний Восток Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала Степана Макарова.

Во время русско-японской войны (1904-1905) часть кораблей флотилии была включена в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре, и Владивостокской эскадры и принимала участие в сражениях. Трагический исход войны выявил необходимость усиления морских сил на Тихом океане. К 1914 году Сибирская военная флотилия уже насчитывала в своем составе два крейсера, девять эсминцев, десять миноносцев, восемь подводных лодок.

Во время Первой мировой войны (1914-1918) часть кораблей флотилии была передана в состав других флотов, а оставшиеся корабли конвоировали караваны транспортов, следовавших из США во Владивосток с военными грузами. В те годы корабли Сибирской военной флотилии участвовали в боевых действиях на Северном и Средиземноморском морских театрах.

В годы Гражданской войны и военной интервенции (1918-1922) флотилия была захвачена интервентами. Моряки покинули корабли и приняли участие в боях с захватчиками на суше. В те годы был потерян практически весь корабельный состав. Часть кораблей была уведена за границу, другая пришла в негодность.

В ноябре 1922 года из остатков Сибирской флотилии был сформирован Владивостокский отряд судов особого назначения Тихого океана, который вошел в состав Красного флота на Дальнем Востоке (затем Морские силы Дальнего Востока).

В 1926 году Морские силы Дальнего Востока расформировали, а Владивостокский отряд кораблей был передан Морской пограничной охране.

В 1932 году в связи с обострением международной обстановки Морские силы Дальнего Востока были созданы вновь и 11 января 1935 года переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

(Дополнительный

Последнее обновление: 14.08.2017 в 12:34

21 мая – отмечается День Тихоокеанского флота . 21 мая 1731 года Сенат царской России учредил Охотский военный порт, ставший первым в истории постоянно действующим на Дальнем Востоке российским военным портом. Именно эта дата считается днём рождения ТОФ.

Тихоокеанский флот как составная часть Военно-морского флота и Вооруженных Сил России в целом является средством обеспечения военной безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Для защиты восточных рубежей Российской империи, морских торговых путей и промыслов 10 мая 1731 г. была создана русская военная флотилия на Дальнем Востоке с главной базой в Охотске, позже получившая название Сибирской. Состояла она, в основном, из малотоннажных судов.

Во время русско-японской войны (1904-1905) часть кораблей флотилии были включены в состав 1-й Тихоокеанской и Владивостокской эскадр и принимали участие в сражениях.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Тихоокеанский флот не только бдительно охранял морские рубежи на Дальнем Востоке, но и оказывал посильную помощь сражающимся фронтам и флотам. Только в 1942 г. Тихоокеанский флот отправил на фронт более 100 тыс. человек.

В послевоенный период Тихоокеанский флот претерпел коренные качественные изменения. Он был оснащен самыми совершенными видами вооружения — подводными и надводными кораблями, ракетоносцами с большой автономностью плавания, неограниченной мореходностью и ударной мощью.

В настоящее время для выполнения поставленных задач он имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.

На счету моряков-тихоокеанцев сотни дальних походов, очистка портов Читагонг и Суэцкого залива от мин, охрана судоходства в Персидском заливе и у Африканского Рога, уникальные гидрографические исследования, спасательные операции, дружеские и официальные визиты во многие страны мира.

Личный состав Тихоокеанского флота успешно выполняет задачи стратегического сдерживания, достойно представляет интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, демонстрирует мощь и в величие нашей Родины – России, с честью выполняет свой конституционный долг по обеспечению безопасности Дальневосточных рубежей Отчизны.

Штаб располагается во Владивостоке. Флагманом Тихоокеанского флота является гвардейский ракетный крейсер «Варяг».

На вопросы отвечает начальник штаба Тихоокеанского флота контр-адмирал Игорь Осипов.

– Игорь Владимирович, чем живёт сегодня российский флот на Тихом океане, какие задачи решает в зоне своей ответственности?

– В настоящее время Красно­знамённый Тихоокеанский флот представляет собой одно из крупнейших оперативно-стратегических объединений ВМФ России. Это обусловлено прежде всего наличием в его составе Стратегических ядерных сил, значением и масштабом решаемых задач. Флот обеспечивает защиту государственных интересов нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в назначенной операционной зоне площадью около половины всего Мирового океана. Для выполнения этой ключевой задачи в его составе действуют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, надводные корабли, морская авиация, а также морская пехота, части Сухопутных и береговых войск – от Приморья до Камчатки.


Среди важных задач – защита экономической зоны, районов производственной деятельности, обеспечение безопасности судоходства, выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана. С этой целью наши моряки проводят совместные международные учения, наносят дружеские визиты в иностранные порты. Замечу: прошло то время, когда многие корабли в силу разных причин ржавели у стенки. Уже который год они на постоянной основе несут боевую службу в Тихом и Индийском океанах, в Охотском, Японском и Южно-Китайском морях. А около пяти лет назад начали походы и в Средиземноморье.

К примеру, с апреля отряд кораблей в составе гвардейского ракетного крейсера «Варяг» и танкера «Печенга» находится в дальнем океанском походе. За это время он совершил заходы в порты Пусан Республики Корея, Камрань Вьетнама, Манила Филиппин, Саттахип Таиланда. На минувшей неделе варяжцы участвовали в международном морском параде, посвящённом 50-летию ВМС Республики Сингапур, а потом крейсер ошвартовался в военно-морской базе Чанги этой страны, чтобы принять участие в выставке вооружения и военной техники «Имдэкс Эйша – 2017».

Другие наши корабли – большие и малые, надводные и подводные – заняты достаточно напряжённой плановой боевой учёбой. Например, МПК «Метель» успешно отработал все элементы второй курсовой задачи, в том числе выполнил артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям. Базовый тральщик «БТ-100» в процессе поиска и траления мин обезвредил четыре из четырёх поставленных учебных мин, умело организовал противодиверсионную и противовоздушную оборону. Экипаж БПК «Адмирал Виноградов» выполнил комплекс зенитно-ракетных и артиллерийских стрельб по различным мишеням, поразив их. Две корабельные поисково-ударные группы в составе малых противолодочных кораблей отработали задачи по нанесению ракетного удара, отражению удара средств воздушного нападения условного противника. Такого рода примеров – множество. Ведь на морских полигонах боевой подготовки повсеместно кипит учёба, в соединениях и воинских частях проходят итоговые проверки за зимний период обучения, в ходе которых военнослужащие сдают нормативы по огневой, физической и профессионально-должностной подготовке.

– Каковы же предварительные итоги зимнего периода обучения? Кто в числе правофланговых?

– Основные усилия в этом периоде мы направляли на поддержание боевой готовности, полноту и качество отработки курсовых задач кораблями, подводными лодками и подразделениями береговых войск в строгом соответствии с руководящими документами. Назову лишь некоторые из достигнутых показателей. Подготовлено 10 тактических групп, более 50 кораблей и катеров, свыше 20 экипажей подлодок. Наплаванность кораблей всех типов составила около трёх тысяч суток. В морской авиации проведено более 140 лётных смен. В итоге смогут повысить квалификационные разряды 56 авиаспециалистов.

Авиаторы, морские пехотинцы и личный состав разведывательного управления ТОФ совершили более четырёх тысяч прыжков с парашютом. А ещё в зачёте флота пять КШУ, более 100 тактических учений, свыше 200 боевых стрельб отделений и взводов. За этой арифметикой – интенсивная работа командиров всех уровней, их желание сделать родной флот ещё сильнее.


Высадка морской пехоты Тихоокеанского флота на дальневосточном полигоне

По результатам подготовки лучшими среди объединений признаны подводные силы под командованием контр-адмирала Сергея Рекиша, Войска и Силы на Северо-Востоке РФ контр-адмирала Сергея Липилина. В числе отличившихся – бригады охраны водного района на Камчатке и подводных лодок в Приморье, где командирами капитан 1 ранга Сергей Синько и капитан 2 ранга Александр Багдасаров, авиационная база под командованием полковника Игоря Киреева, соединение морской пехоты во главе с Героем России полковником Владимиром Белявским.

Но не только этими достижениями гордится в свой праздник наш флот. Ещё свежи в памяти успехи года минувшего, когда тихоокеанцы стали победителями в 13 из более чем 30 видов состязаний на приз главнокомандующего ВМФ. В динамике конкурсов профмастерства проверялась готовность корабельных групп, кораблей, частей береговых войск, морской авиации к выполнению задач по предназначению в море, воздухе и на берегу. В итоге кубки главкома завоевали экипажи атомных подводных лодок «Тверь» и «Подольск», эсминца «Быстрый», дизельной подлодки «Могоча», ракетный дивизион берегового ракетного соединения. Призы вручены и корабельной ударной группе в составе ракетных катеров «Р-18» и «Р-19», отличившейся в состязаниях среди тактических групп ракетных катеров, и зенитному ракетному дивизиону соединения морской пехоты, ставшему лучшим в организации ПВО с отработкой задач по огневой и тактической подготовке, и лётчикам морской авиации за блестящую противолодочную подготовку и ведение воздушного боя. Радуют победы флотских разведчиков и медицинской службы.

Традиционно успешно выступили представители флота на «Армейских международных играх». Команды «чёрных беретов» завоевали первые места на всех этапах «Балтийского дерби», «Суворовского натиска», «Инженерной формулы» и «Глубины», взяли «серебро» в финале конкурса мастеров артиллерийского огня.

В летнем периоде обучения тихоокеанцам предстоит провести более сотни мероприятий боевой подготовки

В 2016 году была организована научно-исследовательская экспедиция Минобороны и Русского географического общества на остров Курильской гряды Матуа. Её основная цель – изучение возможностей перспективного базирования сил флота, а дополнительно военнослужащие и специалисты РГО выполнили ряд уникальных работ. Ныне началась подготовка ко второй подобной экспедиции на Матуа, которая запланирована с июня по сентябрь.

– А что делается для развития, усиления мощи флота?

– Идёт процесс перевооружения на новые образцы кораблей, вооружения и военной техники, планомерно решается вопрос их модернизации. В последние годы в состав ТОФ вошли атомные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения «Александр Невский» и «Владимир Мономах», десантный катер «Иван Карцов», морской буксир «Александр Пискунов», два противодиверсионных катера типа «Грачонок», несколько вспомогательных судов, в том числе спасатель проекта 21300 «Игорь Белоусов» с уникальным оборудованием. На приморском заводе проходит последние испытания корвет «Совершенный», в ближайшей перспективе за ним в состав флота войдут и корветы «Громкий», «Герой России Цыденжапов». Береговые части получили ракетный комплекс «Бал», а на смену комплекса ПВО С-300 пришла зенитная ракетная система С-400 «Триумф». Морская авиация в Приморье и на Камчатке пополнилась модернизированными противолодочными самолётами Ил-38Н и корабельными вертолётами Ка-29. В отдельной бригаде морской пехоты под Владивостоком освоили новые системы парашютов.

Так что позитивные сдвиги есть. Поэтому освоение новых проектов кораблей, подводных лодок, боевых катеров, вооружения и техники, поступающих на флот, – одна из важнейших задач нашего личного состава на современном этапе.

Другое основное направление развития ТОФ – совершенствование системы базирования, в том числе в Арктической зоне. К этому нам тоже предстоит приложить немалые усилия.

Для реализации запланированных мероприятий требуется высокопрофессиональная деятельность штабов всех уровней, всесторонняя подготовка офицерского состава, мичманов, прапорщиков, старшин и матросов. Эта задача тихоокеанцам по плечу.

– Как, на ваш взгляд, для тихоокеанцев сложится летний период обучения?

– Впереди более сотни мероприятий боевой подготовки военнослужащих, направленных на повышение их морской, полевой, воздушной и специальной выучки до уровня, необходимого для успешного решения боевых задач по предназначению. Мы будем участвовать в 15 конкурсах «Армейских игр» в составе команд ТОФ и ВВО, готовить и проводить в рамках АрМИ-2017 международные соревнования «Кубок моря» и «Морской десант» во Владивостоке. Кроме того, предстоят морские учения с коллегами из Китая, Индии и Японии.

21 мая в России отмечается День Тихоокеанского флота – ежегодный праздник в честь его образования. Данный день был установлен приказом главнокомандующего ВМФ РФ от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности». Свою историю флот ведет от Охотской флотилии, которая была создана для защиты дальневосточных территорий Российской империи, ее морских путей и промыслов еще 21 мая (10 мая по старому стилю) 1731 года.

Охотская флотилия стала первым постоянно действующим военно-морским подразделением России на Дальнем Востоке. Состояла Охотская флотилия главным образом из небольших малотоннажных судов. Несмотря на малочисленность, данная флотилия сыграла решающую роль в обеспечении защиты интересов страны в этом отдаленном регионе. Эти корабли и суда Охотского порта можно считать тем зерном, из которого в будущем вырастет российский Тихоокеанский флот.

В 1850 году флотилия базировалась уже в городе-порте Петропавловске (сегодня Петропавловск-Камчатский). Важным историческим событием в жизни флота стало участие в героической обороне Петропавловска в 1854 году во время Крымской войны 1853-1856 годов. Вместе с гарнизоном и береговыми батареями в обороне города приняли участие экипажи фрегата «Аврора» и транспорта (бригантины) «Двина» при 67 орудиях. Малочисленный гарнизон города выдержал штурм превосходящих сил англо-французской эскадры, покрыв себя славой и навсегда вписав свой подвиг в историю. В 1856 году Охотская флотилия была переведена в Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре) и была переименована в Сибирскую флотилию.

Эскадренные броненосцы "Севастополь", "Полтава" и "Петропавловск" в Порт-Артуре


В 1871 году основным пунктом базирования русского флота на Дальнем Востоке стал Владивосток, однако и в те годы мощь флотилии оставалась на невысоком уровне. Ее положение серьезно улучшилось после перевода на Дальний Восток в 1894 году Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала Степана Макарова. В годы русско-японской войны (1904-1905 годов) часть кораблей флотилии была включена в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, которая базировалась в Порт-Артуре, где и погибла, а также в состав Владивостокской эскадры.

Трагический исход русско-японской войны показал, что империи следует серьезно усилить свои силы на Тихом океане. К 1914 году Сибирская военная флотилия насчитывала в своем составе два крейсера «Аскольд» и «Жемчуг», канонерскую лодку «Манджуръ», 8 эскадренных миноносцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок. В годы Первой мировой войны (1914-1918 годы) часть кораблей флотилии была переведена в состав других флотов России, а оставшиеся на Дальнем Востоке боевые корабли использовались для конвоирования транспортов, которые следовали из США во Владивосток с военными грузами. При этом корабли Сибирской военной флотилии приняли участие в боевых действиях на Северном и Средиземноморском театрах боевых действий.

В годы гражданской войны и последовавшей затем военной интервенции флотилия практически перестала существовать. Моряки покинули свои суда и участвовали в боях с захватчиками на суше. При этом практически весь корабельный состав Сибирской военной флотилии был потерян, часть кораблей были уведены за границу, часть пришла в негодность. Только в 1922 году из остатков Сибирской флотилии был сформирован Владивостокский отряд судов особого назначения Тихого океана, который был включен в состав Красного флота на Дальнем Востоке (в будущем Морские силы Дальнего Востока).


В 1926 году Морские силы Дальнего Востока были расформированы, а Владивостокский отряд кораблей был переведен в состав Морской пограничной охраны. Лишь в 1932 году в связи с обострением международной обстановки Морские силы Дальнего Востока были сформированы заново и только 11 января 1935 года они получили сегодняшнее название Тихоокеанский флот (ТОФ). В 1932 году флот получил дивизион торпедных катеров, в строй также были включены 8 подводных лодок. Затем флот пополнялся боевыми кораблями, переведенными сюда из состава Черноморского и Балтийского флотов, шло создание морской авиации и береговой обороны. В 1937 году состоялось открытие Тихоокеанского военно-морского училища.

В августе 1939 года в составе Тихоокеанского флота была создана Северная Тихоокеанская военная флотилия, ее главной базой стала Советская Гавань. Основной задачей флотилии была оборона морских коммуникаций и побережья в районе Охотского моря и Татарского пролива. В годы Великой Отечественной войны часть сил и средств Тихоокеанского флота была переброшена на Северной флот, принимая участие в боях на Баренцевом и других морях. Также на фронте в составе морских стрелковых бригад и иных частей сражались с врагом более 140 тысяч моряков-тихоокеанцев. Они принимали участие в битве за Москву и Сталинградской битве, обороне Ленинграда и Севастополя, обороне советского Заполярья.

На заключительном этапе Второй мировой войны с 9 августа по 2 сентября 1945 года Тихоокеанский флот во взаимодействии с войсками 1-го Дальневосточного фронта осуществлял высадку морских десантов в порты противника на корейском и маньчжурском плацдармах. Авиация флота активно наносила бомбовые удары по военным объектам японских войск на территории Северной Кореи, принимала участие в высадке воздушных десантов в Дальнем и Порт-Артуре. За мужество и героизм, которые были проявлены в годы Второй мировой войны более 30 тысяч матросов и офицеров Тихоокеанского флота были награждены различными орденами и медалями, 43 человека стали Героями Советского Союза. За боевые заслуги 19 кораблям, частям и соединениями ТОФ было присвоено почетное звание гвардейских, 16 были награждены орденами, 13 получили почетные наименования.


В январе 1947 году Тихоокеанский флот в очередной раз претерпел организационные изменения, он был разделен на два флота – 5-й ВМФ (главная база – Владивосток) и 7-й ВМФ (главная база – Советская Гавань), такое разделение просуществовало до апреля 1953 года, после чего флот был снова объединен. В 1965 году Тихоокеанский флот был награжден орденом Красного Знамени. В послевоенные годы ТОФ претерпел коренную реорганизацию, его мощь постоянно усиливалась. Флот пополнялся современными атомными подводными лодками и ракетными кораблями, другим вооружением и военной техникой. Уже к началу 1970-х годов на Тихом океане был сформирован новый полноценный океанский ракетно-ядерный флот, который принял участие в многочисленных морских и океанских походах разной продолжительности.

Сегодня Тихоокеанский флот представляет собой оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота России. Как составная часть ВМФ и ВС страны он является средством обеспечения военной безопасности Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для выполнения возложенных на него задач ТОФ имеет в свое составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные субмарины, надводные корабли для действий в ближней морской и океанской зонах, морскую противолодочную, ракетоносную и истребительную авиацию, части сухопутных и береговых войск.

Основными задачами Тихоокеанского флота России на данном этапе являются:
- поддержание морских стратегических ядерных сил в состоянии постоянной готовности в интересах обеспечения политики ядерного сдерживания;
- защита районов производственной деятельности и экономической зоны России, пресечение незаконной производственной деятельности;
- обеспечение безопасности судоходства;
- выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (официальные визиты, деловые заходы, действия в составе миротворческих сил, совместные учения с флотами других стран и т.д.).

Корвет «Совершенный» проекта 20380 Тихоокеанского флота


В настоящее время идет процесс пополнения флота новыми кораблями. По планам до 2020 года Тихоокеанский флот должен был получить 40 новых боевых кораблей, в том числе современных атомных подводных лодок, корветов, фрегатов, десантных и противолодочных судов. В 2015 году в состав флота было включено спасательное судно океанского класса «Игорь Белоусов». В 2016 году была поставлена вторая стратегическая АПЛ проекта 955 «Борей» – «Владимир Мономах», которая составила пару уже имеющейся в составе флота лодке «Александр Невский». В 2017 году в состав флота вошел первый корвет проекта 20380 «Совершенный».

Сегодня в постройке для Тихоокеанского флота России находятся фрегаты проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков», корветы проектов 20380 и 20385 «Громкий», «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжалов», «Резкий», «Греящий» и «Проворный». Также для ТОФ строятся стратегические атомные подводные лодки проекта 955А «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III». Помимо этого ведется строительство большого количества различных судов обеспечения и модернизация уже имеющихся надводных и подводных сил флота.

В наши дни Тихоокеанский флот – настоящая гордость России и форпост страны на Дальнем Востоке. По итогам 2017 года Тихоокеанский флот был признан лучшим флотом страны по боевой подготовке. За прошлый год кораблями и судами ТОФ было выполнено порядка 170 курсовых задач, в ходе которых осуществлено порядка 600 ракетно-артиллерийских и торпедных стрельб, минных постановок и бомбометаний. Морская авиация флота за прошлый год провела более 20 летно-тактических учений, в том числе с использованием различных беспилотников. Береговые войска флота записали на свой счет многочисленные полевые выходы, а также порядка 100 тактических и тактико-специальных учений и около 6 тысяч парашютных прыжков различной степени сложности. Помимо этого в 2017 году боевые корабли и вспомогательные суда Тихоокеанского флота выполняли задачи дальних океанских походов, совершив 21 заход в порты 13 стран мира.

21 мая «Военное обозрение» поздравляет всех действующих моряков и офицеров и, конечно же, ветеранов Тихоокеанского флота, всех людей, чья жизнь была связана с ТОФ, с их праздником!

По материалам из открытых источников

Подпишитесь на нас