Гендерные роли. О формировании гендерных ролей

Большинство женщин испытывают во время месячных неприятные ощущения, такие как , тошнота, расстройство пищеварения. В медицине такое явление носит название дисменорея или альгоменорея. Согласно статистическим данным, подобные проблемы присущи в основном подросткам и нерожавшим женщинам.

Причины дисменореи

Боль внизу живота может иметь как естественные, так и патологические причины. В большинстве случаев неприятные ощущения обусловлены повышенным уровнем простагладина. Этот гормон вырабатывается тканями матки и вызывает ее сокращение.

Первичная дисменорея наблюдается в подростковом возрасте в период гормональной перестройки организма и может продолжаться до 35 лет. Наряду с интенсивными болями внизу живота, ей присущи следующие симптомы:

  • тянущие боли в поясничной области;
  • тошнота, рвота;
  • головные боли;
  • расстройство пищеварения (поносы, реже запоры);
  • головокружения, обмороки.

Помимо этого, в период менструации наблюдается повышенная раздражительность, нервозность. Снять спазмы и уменьшить выраженность симптоматики во время месячных можно с помощью лекарственных препаратов и методов народной медицины.

С возрастом интенсивность болезненных ощущений при месячных значительно снижается и в большинстве случаев полностью исчезает после первых родов. Если этого не происходит, следует обратиться к врачу. Возможно, боль во время месячных связана с патологическими процессами в организме (миома, эндометриоз, тазовый неврит, фиброматозные узлы, полипы).

Зачастую причиной дискомфорта является внутриматочная спираль. В этом случае, помимо болей, отмечаются значительные потери крови во время месячных (кровотечение). У женщин, перенесших полостные операции, неприятные ощущения могут быть обусловлены наличием спаек.


Иногда менструальная боль является следствием неправильного расположения матки, дефицита калия и магния в организме, нарушений работы щитовидной железы.

На выраженную симптоматику дисменореи часто жалуются женщины с низким порогом чувствительности и неустойчивой нервной системой. У них отмечается сексуальная неудовлетворенность и снижение либидо.

Установить точную причину болезненных месячных возможно после проведения комплексного обследования, которое должен назначить гинеколог. Откладывать поход к врачу и пытаться снять боль самостоятельно, не зная, чем именно она вызвана, не стоит.

Важно помнить, что первичная дисменорея часто является противопоказанием к искусственному прерыванию беременности. Вероятность бесплодия и усиления симптоматики после первого аборта в случае болезненных месячных значительно выше.

Как снять боль при менструации

Если боль при месячных имеет естественные причины, можно попытаться уменьшить ее интенсивность, не прибегая к приему таблеток. Народная медицина рекомендует женщинам, испытывающим дискомфорт при менструации, принимать отвары и настои следующих растений:

  • листья малины;
  • цветы акации белой;
  • мелисса;
  • крапива;
  • листья вишни.

Отвары следует готовить непосредственно перед употреблением и принимать в горячем виде. При желании в напиток можно добавить немного меда. Для приготовления одной порции лечебного питья достаточно взять 1 ст. л. сухого сырья любого из перечисленных растений или аналогичное количество их смеси и залить стаканом кипящей воды.

  1. Настой из корня девясила (1 ч. л. на стакан кипятка) принимают 3 раза в день по столовой ложке.
  2. Хвощ полевой (1 ст. л. на стакан кипятка) настаивают и пьют по несколько глотков каждый час. Когда боль начнет уменьшаться, интервалы между приемами настоя увеличивают.
  3. Траву боровой матки рекомендуют пить при болезненных месячных в количестве 200-300 мл в сутки с первого и по последний день менструации. В аптеке можно приобрести пакетики, наполненные сухим сырьем лекарственного растения. Траву заваривают утром и пьют в течение дня по несколько глотков с интервалом в 2-3 часа.

Тепло

Самым действенным методом, который быстро
избавит от дискомфорта, является тепло. Грелка, размещенная внизу живота или в области поясницы, способна убрать боль не хуже лекарственных препаратов.

Теплая ванна или душ также легко справится с этой задачей. Главное – не подвергать организм тепловому воздействию более 10-15 минут и следить за температурой воды. Она не должна быть слишком горячей, это может усилить кровотечение.

Массаж

Немного уменьшить болевой синдром во время месячных поможет массаж. Для его выполнения необходимо занять горизонтальное положение и максимально расслабиться. Под поясницу можно положить аппликатор Кузнецова, а под ноги валик из одеяла или подушку.

Массируют низ живота поглаживающими движениями, направленными по часовой стрелке. Давление попеременно усиливают и ослабляют. После выполнения массажа следует укрыться теплым одеялом и принять позу эмбриона или просто полежать на спине в расслабленном состоянии.

Дыхание

Некоторым женщинам снять или уменьшить болевые проявления во время месячных помогает дыхание животом. Оно выполняется следующим образом.

  1. Медленно делается глубокий вдох. При этом следует максимально выпячивать живот.
  2. Затем дыхание задерживается на несколько секунд.
  3. Медленный выдох сопровождается втягиванием живота.

Дышать подобным образом необходимо в течение 5 минут. Удобнее делать это лежа, положив на живот книгу. Через несколько минут упражнение можно повторить.

Интенсивные физические нагрузки в период месячных противопоказаны. Улучшить самочувствие и успокоить нервы способны пешие прогулки на свежем воздухе. Умеренная физическая активность способствует выработке эндорфинов, обладающих обезболивающим действием.

Диета при болезненной менструации

Болезненные ощущения в процессе месячных могут быть спровоцированы дефицитом веществ (калий, магний), которые организм недополучает в результате неправильного питания. Уменьшить боль в этот период возможно с помощью специальной диеты.

За неделю до наступления менструации рекомендуется уменьшить количество молочных, мясных и мучных продуктов в рационе.
Стоит отказаться от острых, жирных, сладких блюд, пряностей и кофе. Накануне месячных желательно сделать разгрузочный день.

В критический период необходимо употреблять больше жидкости. Лучше, если это будут натуральные соки и теплый чай из рекомендованных лекарственных растений.

Основой рациона должны стать свежие овощи и фрукты. В их составе содержится большое количество антиоксидантов, которые необходимы организму при воспалительных процессах.

Морепродукты, сухофрукты, бобовые овощи и злаки богаты магнием. Он помогает расслабить гладкую мускулатуру, нормализовать мышечный тонус и облегчить боль. Желательно включить в рацион орехи, семечки, тыкву.

Чтобы уменьшить болевой синдром, следует на время отказаться от сигарет и спиртных напитков. Никотин сужает сосуды и провоцирует спазмы. Алкоголь способствует задержке жидкости и вызывает вздутие живота. Во избежание воспалительных процессов необходимо беречься от переохлаждения и инфекции.

Здоровое питание, физическая активность, регулярный секс, полноценный сон и отсутствие стрессовых ситуаций способны значительно снизить риск дисменореи. Устойчивые или усиливающие боли внизу живота в период менструации – повод для обращения к гинекологу и комплексного обследования.

Сегодня многие женщины сталкиваются с буквально невыносимой болью во время менструаций. Некоторые предпочитают в этом случае пить специальные лекарственные препараты, другие же, наоборот, обращаются к помощи нетрадиционной медицины. В данной статье мы расскажем об основных способах того, как уменьшить боль при месячных.

Тепло

На настоящий момент, по словам специалистов, тепло является наиболее эффективным методом того, как справиться с неприятными ощущениями в период менструации. Так, отличным вариантом считается теплый душ, однако он не всем помогает. Здесь на помощь приходят специальные Но не у каждой женщины есть возможность при месячных остаться дома и полежать с грелкой в постели. В этом случае альтернативой выступают так называемые одноразовые грелки. Их можно прикрепить под одежду и смело отправляться по своим делам.

Таблетки от месячной боли

Лекарственные препараты также причисляются к наиболее действенным методам. Современная медицина предлагает широкий ассортимент таблеток, которые можно приобрести практически в каждой аптеке (препараты "Темпалгин", "Ибупрофен", "Адвил" и т.д.). Заметим, что принимать лекарства следует исключительно по прилагаемой инструкции. Если боль очень сильная, разрешается выпить максимально допустимую дозу препарата.

Боль внизу живота после месячных и до них? Поможет поза эмбриона!

С одной стороны, это может звучать нелепо, однако многие признаются, что данная поза действительно помогает. Замечали ли вы когда-нибудь, как лежат маленькие детки, когда мучаются от Они переворачиваются на бок и подтягивают ноги к груди. Именно в данном положении наше тело способно максимально расслабить мышцы, уменьшив тем самым чувство дискомфорта. Некоторым дамам этот вариант не всегда помогает. Однако вкупе с лекарственными препаратами является отличным средством того, как уменьшить боль при месячных.

Физические нагрузки

В действительности очень многие удивляются, что спорт помогает избавиться от неприятного дискомфорта. Однако именно физическая нагрузка способствует выработке эндорфинов, которые выполняют функцию анальгезирующих веществ. Это вовсе не значит, что вам необходимо бежать в спортзал. Достаточно за несколько дней до начала менструации несколько увеличить физические нагрузки, к примеру, больше времени отдавать пешим прогулкам. В этом случае вас уже не будет волновать вопрос о том, как уменьшить боль при месячных. Кроме того, отличным вариантом считаются занятия йогой. Достаточно лишь два раза в неделю посещать тренировки, и результат будет заметен через несколько недель. Заметим, что рекомендуется предварительно проконсультироваться со специалистами, дабы не нанести существенного вреда организму, так как некоторым спорт в период менструаций попросту противопоказан.

Ароматерапия

Наверняка многие уже не удивляются, что ароматерапия позволяет расслабиться, уменьшить болевые ощущения. Если вы проведете несколько сеансов в период менструации, хуже точно не будет. Перед процедурой наполните ванну теплой водой, зажгите по всему периметру свечи и добавьте небольшое количество ароматического масла. Вдыхание паров и прямой контакт с водой дают поразительный эффект.

Массаж

Сеанс массажа - это еще один способ того, как уменьшить боль при месячных. Заметим, что вовсе не обязательно отправляться для этих целей в спа-салон, можно сделать его и самостоятельно. Круговые движения и нежные поглаживания в нижней зоне живота позволяют снизить давление в паховой области и тем самым расслабить мышцы. А ведь именно этого эффекта мы и добивались!

Развитие личности предполагает ее социализацию, освоение ею ряда социальных ролей, которые могут ей понадобиться в настоящем и будущем, чтобы стать членом общества. Для того чтобы успешно самореализоваться, ребенку нужно освоить роли, которые будут полезны для его профессионального самоопределения — внимательного ученика, аккуратного исполнителя и уверенного лидера, вдумчивого исследователя или открытого всему новому творца. Но не менее важно самоопределение личностное, для которого помимо прочего, потребуется освоение гендерных ролей.

Пол человека — это не только набор специфических хромосом, но и набор социальных ролей, предписываемых обществом мужчинам и женщинам, и удовлетворенность жизнью во многом связана с тем, совпадает ли самоощущение личности и требования, выдвигаемые к ней и ее поведению социумом.

Когда специалисты начинают говорить с родителями о формировании гендерного поведения их детей, родители нередко начинают беспокоиться, поскольку в их сознании понятие гендера смешивается с понятием половой принадлежности и сексуальной ориентации, а в таких серьезных вопросах большинство взрослых хотели бы, чтобы их ребенок не преподнес им сюрпризов. В то же время современные исследователи склоняются к мнению, что на восприятие человеком себя как представителя определенного пола (гендерная идентичность) и на его взгляды на то, какой пол партнеров будет его устраивать (сексуальная ориентация), семейное воспитание влияет редко. А вот на формирование поведения и стиля жизни, мировосприятия и установок, позволяющих человеку проявлять себя в повседневной жизни как существо маскулинное (мужественное) или феминное (женственное), семья и ближайшее окружение влияют совершенно непосредственно.

Первые уроки мужественности или женственности родители дают своим детям еще до того, как ребенок будет способен осознать себя не только человеком определенного пола, но человеком вообще. Одежда определенных цветов, закрепленная в нашей культуре за мальчиками и девочками, игрушки, обусловленные половой принадлежностью, дизайн детской комнаты — все это направлено на то, чтобы воспитать личность в согласии с ее или его биологической половой принадлежностью. К раннему детству ваш ребенок уже успевает привыкнуть к тому, что вы постоянно направляете его или ее поведение в русло своих ожиданий: «Не реви, ты же мальчик!», «Не дерись, ты же девочка!». К концу периода дошкольного детства личность, как правило, уже имеет не вполне осознанные, но вполне сложившиеся представления о предпочитаемом образе жизни, о комфортном для себя соотношении общительности и замкнутости, проявляются лидерские качества или мягкость характера. Шестилетняя девочка, ведущая себя как мальчишка-сорванец, заставляет родителей мириться с тем, что она такая, как есть, нравится им это или нет.

Что заставляет детей отступать от привычного русла развития в социально-одобряемых рамках? Прежде всего на подрастающую личность влияет семейная среда. Ребенок может подражать, вольно или невольно, поведению одного из родителей, причем не всегда родителю своего пола. Дети занимают те ниши, которые им предлагает сложившаяся семейная ситуация. Мама трудится на двух работах, успевает совмещать это с заботами по дому безо всякой помощи, активна, бодра и всеми командует? Папа мягкий и замкнутый, много свободного времени проводит на диване у телевизора, подчиняется маме беспрекословно, зависит от ее забот? Чью же позицию займет ребенок? Вне зависимости от пола ребенок с высокой вероятностью будет подражать тому, за кем он чувствует позиционное превосходство, тому, кому выгодна семейная ситуация такой, как она есть. Если отец манипулирует домашними, демонстрируя свою беспомощность, ребенок перенимет пассивную позицию, если манипулирует остальными мать, подавляющая любые попытки свергнуть свою власть, то и ребенок попытается отзеркалить ее маскулинность, если не в семье, то среди сверстников.

Помимо прямого подражания, большую роль играют отношения ребенка со значимым взрослым. Девочка, получающая поощрения от своего отца только тогда, когда она ведет себя как мальчик, (достигает чего-то в спорте, демонстрирует отвагу, силу духа или, например, любовь к рыбалке), а ее достижения в «женских дисциплинах» остаются незамеченными им, будет развиваться в более маскулинном духе, чем если бы отец поощрял ее за любые успехи. Интересно то, что если ребенок не получает от родителя предельно конкретных требований в понятной ему форме, он стремится соответствовать ожиданиям значимого для него родителя, руководствуясь своими представлениями об этих ожиданиях. Например, дети, оставшиеся без попечения родителей, питают к анонимным родным смешанные чувства. Нередким среди таких детей является фантазирование о родителе, который представлял собой социально значимую фигуру, но не смог заботиться о ребенке по объективным причинам (гибель родителя, похищение ребенка, разного рода разлучившие их драматические события). Девочки, фантазировавшие об отце (летчике, киноактере, преступнике), — проявляли больше признаков маскулинности, мужественности, чем девочки, придумавшие себе воображаемую мать (балерину, жену известного человека, певицу). Таким образом, значимый взрослый требовал от ребенка соответствия его (ребенка) ожиданиям даже при полном физическом отсутствии.

Еще одним важным источником трансляции норм гендерного поведения становится такой рупор общественного мнения, как СМИ. В отличие от непосредственного влияния социума, предлагающего подросткам традиционный взгляд на идеалы мужественности и женственности (мужчина должен быть сильным, самостоятельным, смелым, активным, стремиться к свободе и финансовой независимости; женщина должна быть мягкой, заботливой, стремиться хорошо выглядеть и чтить семейные ценности превыше профессиональных), СМИ не преследуют целей сохранения традиций. Их цель совсем другая — продавать товары, услуги, формировать мнение, воспитывать из юного зрителя идеального потребителя. СМИ в своих интересах навязывает молодежи нереалистичные образцы поведения, что особенно четко прослеживается в рекламных роликах. Молодые женщины в них обладают огромными, идеально обставленными домами, в которых царит выставочная чистота, при этом по дому бегают стильно причесанные дети, элитные животные и преуспевающий муж, а хозяйка выглядит как супермодель, но обладает важной работой, занимается спортом и проводит много времени с друзьями. Размышляя рационально, девушка понимает, что эта картина не может быть примером для подражания, она нереалистична, но реклама рассчитана на то, чтобы задевать иррациональную, эмоциональную сферу, вызывать чувство неполноценности, готовности купить товар, который приблизит ее к этой красивой недосягаемой жизни идеальной женщины.

Юноши тоже подвергаются давлению СМИ, которые осаждают их картинками преуспевающих сверстников: молодой мужчина в представлении товаропроизводителей, едва выйдя из возраста тинейджера, начинает носить дорогие костюмы, жить в пентхаусах, пользоваться массовым вниманием прекрасных женщин и покупать себе все только самое лучшее. О том, что даже имея хорошее образование подобных высот мужчина в 21—25 лет, как правило, достигнуть не в силах, умалчивается. Нет таких форм поведения, чтобы молодые люди могли воплощать в своей жизни экранные идеалы. Все, на что способна эта информация, — вызвать у юноши резкое неприятие «долгих» путей к успеху вроде работы в реальном секторе экономики, спровоцировать его «не столько быть, сколько слыть»: не стремиться к целям, сообразным возрасту, а потреблять товары, которые символизируют успех раньше (и вместо) того, как они станут ему по карману, искать возможности «быстрых денег».

Представления подростков о поведении и образе жизни представителя их пола и возраста в результате сильно искажаются. Недовольство собой поддерживает на плаву целые индустрии, умом молодые люди понимают, что их реальная жизнь в целом соответствует той, какой живут их сверстники, но бессознательно они все же включаются в гонку за недостижимыми образами, навязываемыми извне. Это зачастую приводит к тому, что подростки осваивают формы поведения, которые являются реакцией на давление общества, но не помогают им достигать своих половозрастных целей.

У некоторых народов Севера гендеров, т.е. типов поведения, закрепленных за социальным полом, не два, как в нашей культуре, а… пять. Гетеросексуальные женщины в женской одежде, выполняющие женские функции; гетеросексуальные мужчины в мужской одежде, с мужскими обязанностями; гомосексуальные мужчины в женской одежде; гетеросексуальные мужчины в женской одежде, выполняющие женскую работу; гетеросексуальные женщины в мужской одежде, выполняющие мужскую работу. Почему так много ролей? Главным образом потому, что это нужно социуму, племени. Человека не спрашивают, хочет ли он, будучи мальчиком, носить женское платье и следить за очагом. Когда он родился, мальчиков в племени было уже достаточно, а вот тех, кто будет через 10—20—30 лет выполнять женскую работу, заметно меньше. Поэтому социум проводит свойственные ему ритуалы и вручает ребенку функцию, которую он будет выполнять всю жизнь, не заботясь о том, сделает ли это его счастливым. В нашем обществе такое переодевание младенца выглядело бы грубым нарушением прав человека и поэтому не практикуется. Зато любой легко может себе представить примету позднесоветского времени — мощных маскулинных женщин, работающих на ремонте дорог (они нужны обществу, поскольку мужчины не хотят выполнять тяжелую работу за эти деньги, а женщины соглашаются и трудятся на совесть, кроме того, они меньше пьют). Также легко понять, почему современная городская культура порождает типажи хрупких и эстетически выверенных мужчин-модников разного рода, и чем крупнее населенный пункт, тем больше в нем таких персонажей. Так нужно обществу, разумеется. Чем выше плотность застройки и скученность, тем более остро стоит вопрос регулирования агрессии. Популяции неагрессивных, неконкурирующих в физическом смысле мужчин, вкладывающих силы не в драку за ресурсы, а в самосовершенствование в нематериальном, интеллектуальном, эстетическом, творческом плане делают большие города более безопасным местом.

Таким образом, для того чтобы соответствовать интересам социума, необязательно учреждать отдельный гендер, можно отрегулировать настройки тех, что уже есть. В то же время родители детей и подростков с ОВЗ нередко совершают попытку превратить свое чадо в существо нулевого гендера — безвозрастного и бесполого ребенка. Работая с подростками с ОВЗ, мы неоднократно обращали внимание на тот факт, что они подвергаются родительским попыткам замаскировать и подавить то, что связано с поведением и внешним видом, присущим определенному полу. Мальчики часто были робкими, нежными, послушными и одетыми во что-то, похожее на бабушкин жакет. Девочки, в свою очередь, были острижены под мальчиков и не имели никакого представления о бижутерии, маникюре и флирте, хотя их здоровые сверстницы были увлечены именно этим и прочими новыми для подрастающей девочки сторонами жизни. Подростки с ОВЗ, обучающиеся в тех же группах, но не имеющие опекунов, демонстрировали ярко выраженную феминность и маскулинность, не всегда в соответствии с биологическим полом, но с большим воодушевлением, присущим возрасту.

Беспокойство родителей, отвечающих за особого ребенка, понятно. Понятен и некоторый инфантилизм их подопечных: тот, кого берегут от общества и окружают заботой, разумеется, будет более беспечен и ребячлив. Но в попытке противостоять женственности или мужественности своего ребенка, руководствуясь интересами семьи, есть что-то нечестное. Возможно, вы подозреваете, что ваш ребенок недостаточно зрелый в социальном и интеллектуальном плане, для того чтобы становиться подростком со всеми вытекающими последствиями. Но таково большинство подростков. Возможно, вы полагаете, что ваш сын или дочь попадет в беду, поскольку не имеет внятных представлений о мире отношений. Но если вы будете вечно держать его у своего подола, он или она так ничему и не научится. Возможно, вы полагаете, что имея трудности со здоровьем и развитием, ваш ребенок никогда не состоится как мужчина или как женщина, и на этот случай лучше, чтобы мама оказалась рядом. А вот тут вы ошибаетесь. Найти человека, способного разделить горести и радости, одинаково трудно, но одинаково возможно и для молодых людей с ОВЗ, и для здоровых людей любого возраста.

Не усложняйте жизнь своим детям.

Им не всегда легко понять, что пропасть между тем, что они собой представляют, и тем, что им показывают в качестве образца, примерно того же масштаба, что и у их здоровых сверстников. Многие молодые люди и слышать не желают о том, что они руководствуются ложными образами, списывая все невзгоды и лишения на дефект, присущий их здоровью. «Мужчина должен иметь (далее список предметов роскоши), а у меня этого нет и не будет»; «Женщина должна выглядеть так, а я представляю собой полную противоположность» — вот типичное представление подростка с ОВЗ о своем месте в обществе в качестве представителя своего пола. Помимо искаженных представлений о себе, СМИ и социальные сети формируют у подростков представление о желаемом поведении партнера, которое автоматически делает любого сверстника неконкурентоспособным и негодным для отношений. «Мы встречались с ним трижды, а он не подарил мне ничего значительного, — жалуется молодая девушка психологу, — придется с ним порвать, а жаль, он мне очень понравился, с ним было весело». На вопрос, откуда ей известно об обязательности подарков, девушка ссылается на сообщество, в котором ее «просветили».

Юноши и девушки, пытающиеся начать встречаться со сверстниками, доверяют стереотипам, распространяемым анонимными сетевыми советчиками, и в результате сталкиваются с тем, что их жизнь вышла из-под контроля, что они ищут в людях не того, что нужно им, а чего-то навязанного социумом. Подростки обнаруживают, что, перецеловав тысячу лягушек в поисках своей принцессы, принцем остаться сложно, так как каждые новые отношения рвутся легче предыдущих и встретить «своего человека» почти невозможно.

Эта проблема усугубляется тем, что старшее поколение больше не может служить своим детям примером и источником информации, поскольку темп и содержание повседневной жизни молодых людей радикально изменились с тех пор, как молодежью считались их родители. Юноши и девушки пытаются перенимать образ жизни, увиденный ими в американском кинематографе и телепередачах, но этот образ не имеет у нас культурно-исторических корней. Например, в американской школе девочка, побывавшая на свиданиях (имеется в виду выход в свет — прогулка, поход в кино, кафе) с десятками поклонников и не выбравшая никого из них, — популярная, вызывает стремление подражать себе и уважение сверстников. В нашей культуре она вызовет смешанную реакцию — часть соучеников сочтут ее популярной, другая часть будет уверена в том, что девушка подмочила репутацию и нужно держаться от нее подальше. Такое же рассогласование гендерных стереотипов возникает и в других сферах жизни, и молодым людям все труднее понять друг друга правильно. Ведь устоявшиеся правила, которым следовали родители, исчезли, а на их месте возникла совершенная путаница.

Единственным выходом для подростков, зашедших в тупик в поисках идеальных отношений, становится необходимость больше прислушиваться к своему сердцу, чем к общественному мнению, и искать людей, разделяющих их собственные представления о том, как должны жить современные мужчины и женщины. Ведь только самостоятельный выбор и принятие ответственности за него делают отрока зрелой личностью, контролирующей свою жизнь.

Кропивянская С.О.

Человечество меняется. Изменения затрагивают даже те вещи, которые, казалось бы, испокон веков были и так и останутся неизменными. Гендерная роль мужчины и женщины тоже претерпевает изменения. Если сказать еще точнее, в наше время границы между традиционно «мужским» и «женским» уже трудно различимы.

Гендерная роль и все что с ней связано, является относительно новым феноменом и для нашего общества остается довольно неоднозначной и не до конца понятной категорией. Поэтому, прежде чем углубиться в изучение этой темы, нужно определить основные понятия.

Биологический пол – совокупность генетически и гормонально обусловленных характеристик организма, обобщающая все его репродуктивные (половые) особенности, отличающие его от представителей другого биологического пола и определяющие его роль в процессе оплодотворения при половом размножении.

Принято говорить о существовании двух видов биологического пола: мужского и женского.

Гендер социальный пол человека; характеристика личности с точки зрения маскулинности (комплекса телесных, психических и поведенческих особенностей, рассматриваемых как мужские) или феминности (совокупность качеств, традиционно приписываемых женщинам или ожидаемых от женщин).

В современном мире господствует бинарная гендерная система – разделение людей на две противоположные группы мужчин и женщин .

Интересно, что не во всех культурах гендер является значимой социальной категорией, как в нашей. Есть общества, где выделяется три и более гендера, а также множество гендерных ролей.

Гендерная роль – вид социальной роли , представляющий собой поведение , нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола. Это поведение , которое традиционно рассматривается как подобающее мужчинам и женщинам.

Социальная роль – социально нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в обществе и имеющего в связи с этим определенные права и обязанности.

Таким образом, гендерная роль мужчины и женщины – это формы поведения, ожидаемые социумом от мужчин и женщин.

Но гендерные роли не только ожидаются, они еще и:

  • предписываются,
  • прививаются (путем воспитания и образования),
  • осваиваются,
  • исполняются,
  • нарушаются,
  • принимаются или отвергаются личностью.

Существует еще одно понятие, связанное с гендером – гендерная идентичность.

Гендерная идентичность - внутреннее самоощущение человеком себя представителем того или иного гендера, то есть мужчиной, женщиной или представителем другой категории.

Как формируется гендерная роль мужчины и женщины?

Человек рождается мужчиной или женщиной лишь в биологическом смысле, в социальном смысле он становится мужчиной или женщиной. В поведении младенцев-девочек и мальчиков нет различий. Нет существенной гендерной разницы между мужчиной и женщиной!

Изначально представители обоих полов просто люди. Набор человеческих характеристик и качеств един, разделение на мужские и женские качества условно принято в обществе.

Мальчик становится мужчиной, потому что его воспитывают как мужчину, развивают традиционно мужские черты, качества, прививают соответствующие принципы и цели, обучают мужским моделям поведения. Аналогично и девочка учится быть женщиной.

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному , от них ожидают разные модели поведения, подкрепляют проявления разных черт характера, предъявляют разные требования.

Стоит ли после этого удивляться, что вырастая, мужчины и женщины смотрят друг на друга как на существ с разных планет? Как же им понять друг друга, если они разные и при этом никто не учил их взаимопониманию? Только путем самообразования и приобретения личного опыта общения.

Гендерные роли женщин и мужчин меняются по ходу истории, были и остаются различными в разных культурах и обществах, различаются в зависимости от экономики, политики, религии и прочих социальных факторов жизни конкретного общества. Но все-таки можно говорить о некоторой традиционности гендерных ролей, которая передавалась веками от поколения к поколению.

В нашем обществе гендерные роли мужчин традиционно принято обозначать как «Добытчик», «Хозяин», «Защитник». Они сохраняются, но ведь невозможно не заметить что уже пару десятков лет в моде «мягкая», даже женственная мужественность. Все более ценится в мужчинах не физическая сила, активность, смелость, умение рисковать, а интеллект, снисходительность, сдержанность, умение общаться, сопереживать и заботиться.

Традиционные гендерные роли женщин: «Хранительница домашнего очага», «Мать», «Жена». Общество ждет, что женщина будет доброй, терпеливой, скромной, мягкой, заботливой, понимающей, «домашней». Но как много женщин в наше время социально активны, деятельны, работают наравне с мужчинами, нередко зарабатывая больше мужчин?! Добытчик уже не Он, а Она. В женщине ценится не только красота, доброта и хозяйственность, но еще и умение зарабатывать, деловитость, целеустремленность, стрессоустойчивость, смелость.

Самая распространенная в нашем обществе гендерная роль женщины не имеет названия. Эта роль, характерная для женщин, являющихся представительницами рабочего класса, появилась в нашем обществе и закрепилась в нем в ХХ столетии. Можно назвать эту роль «Универсальный солдат» . От женщины требуется быть женой, матерью, хозяйкой, труженицей, добытчицей, защитницей – идеальной всегда и во всем и при этом везде преуспевающей!

Последствия борьбы за равные права

Борьба женщин за равноправие полов, начавшаяся в конце позапрошлого столетия, закончилась тем, что многие женщины теперь работают и за себя и за мужчин, а мужчины снимают с себя часть ответственности за добычу средств на содержание семьи, при этом не считая себя обязанными помогать женщинам по дому и в воспитании детей.

Современная женщина берет на себя слишком много и, «превращаясь» в мужчину, жалуется: «Нормальных мужиков уже просто не осталось!».

Гендерная роль мужчины также претерпевает существенные изменения в наши дни. Она становится ближе к традиционной гендерной роли женщины, точно также как гендерная роль женщины к мужской. Гендерные роли сливаются воедино.

Наблюдается и другая тенденция. Мужчины и женщины меняются ролями ! К примеру, сегодня все более популярным (особенно в странах Западной Европы) становится уход в декретный отпуск не женщин, а мужчин (причем делают они это добровольно, по собственному желанию).

Именно после того, как женщины получили равные права с мужчинами, начало наблюдаться не равенство, а смена ролей.

Мужчина и женщина юридически имеют равные права, но фактически остаются неравными. Современная женщина чаще и Хранительница домашнего очага (традиционная роль женщины), и Добытчик (традиционная роль мужчины), а мужчина чаще либо Добытчик, либо Хранитель домашнего очага. Вот к чему привело движение и борьба за равноправие полов – к новому неравенству .

Но дело в том, что мужчина и женщина и не могут быть равными, ведь природа сделала их разными ! Как бы ни был силен разум человека и насколько бы ни была развита его личность, он еще и биологическое существо, природа также обуславливает гендерную роль.

Даже если женщина выберет традиционно мужскую гендерную роль, а ее мужчина – женскую, наступит момент, когда их система собьется. Этим моментом будет появление ребенка. Каким бы женственным ни был мужчина, как бы ни умел он вести домашнее хозяйство и заботиться о детях, есть то, что никогда не позволит ему полностью реализоваться в женской роли – он не может забеременеть и родить ребенка.

Если оба супруга будут иметь одинаковые права и обязанности, будут полностью равны, не будет семьи! Кто будет заботиться о детях, если оба работают? Кто будет приносить в дом деньги, если оба безработные?

Женщины решают эту проблему, взваливая на свои плечи двойной груз ответственности, но по количеству несчастных женщин, несчастливых семей, разводов и детей, растущих без отца, не трудно догадаться, что такой подход к решению проблемы неэффективен .

Свобода быть собой

Казалось бы, почему в наше время, когда мужчина и женщина равны в правах, могут свободно, добровольно, без обязательного согласия родственников, выбрать друг друга и создать семью по любви, так много несчастливых пар? Не потому ли, что отступая от традиций и природы, люди просто не понимают как им дальше жить.

Когда люди не знают что делать со свободой, она становится для них бóльшим злом, нежели необходимость жить под чьим-то строгим руководством. А ведь свобода – это наивысшая ценность, это возможность быть собой! Человек в наши дни волен выбирать, кем ему быть и как жить. Он не обязан придерживаться той гендерной роли, которая навязывается и ожидается. Вне зависимости от пола, важно быть собой!

Если девочке нравится драться, почему бы ей не стать профессиональным боксером? Если мальчику нравится заботиться о младших детях, почему ему нельзя стать воспитателем или учителем? Но фразы «Ты же мальчик!» или «Ты же девочка!» отучают детей понимать себя . В итоге ребенок говорит, действует и чувствует как положено, а не как он действительно это переживает.

Проблема «Я не знаю, что мне делать со свободой выбора» вырастает из проблемы «Я не знаю себя».

Слишком традиционное и строгое, требующее четкого следования общественным нормам и стереотипному мышлению воспитание в детстве во взрослом возрасте приводит к тому, что называется гендерно-ролевой стресс.

Гендерно-ролевой стресс – это состояние психического напряжения, возникающее в случае неспособности придерживаться своей гендерной роли или, напротив, необходимости придерживаться поведения, характерного для противоположной гендерной роли.

Тенденции, наблюдаемые сегодня в развитых странах таковы, что подчеркивание гендерных различий признается некорректным, так как традиционная гендерная роль стала пониматься как навязывание потребностей общества индивиду без учета его личных желаний и целей. Общество, навязывая человеку определенные модели поведения, лишает его возможности быть собой, а значит, быть счастливым.

С другой стороны, если все люди будут вести себя только так, как им хочется, не руководствуясь социальными нормами и требованиями к себе как к представителю определенного пола, мир рискует потерять такие важные для продолжения человеческого рода институты как брак и семья! Ведь именно возникновение традиционных гендерных ролей мужчины и женщины когда-то давно и породило моногамию, традиционную семью и обязанность заботится о своих детях, пока они не вырастут!

Опрос для женщин. Придерживаетесь ли Вы традиционных полоролевых норм поведения женщины?

И разделять гендерные роли. Знакомясь и складывая первое впечатление, многие заблуждаются, начиная приписывать собеседнику те качества, которые принято, не вникая, а обладает ли он ими. Все основывается исключительно на общепринятом представлении. Обращая внимание на вложенные стереотипы, можно их контролировать, чтобы не позволять влиять на нашу жизнь и восприятие мира. Одними из самых распространенных клише являются представление о типичности женского и мужского поведения. Гендерная роль - они формируются при наличии которые в свою очередь являются фундаментальными различиями в женской и мужской психике и деятельности людей. Большую роль в этом играет культура общества.

Культурные стереотипы

Обыденное сознание имеет в своей структуре неотъемлемую часть - культурные стереотипы. Иными словами, используя коллективный опыт, индивидуум на протяжении своей жизни получает определенное внушение во время обучения и общения, посредством которого в дальнейшем он ориентируется в жизни и формирует свое поведение в обществе.

Стоит отметить, что гендерные роли в обществе в разных культурах и социальных группах отличаются друг от друга, иногда кардинально. Все эти клише возникают на основе ролей и То есть, посредством этих стереотипов возникает норма для женщины и мужчины, как именно они должны себя вести в конкретном обществе. И когда мы видим то или иное проявление характера человека, мы автоматически сравниваем его со своим представлением о гендерной роли человека.

и дети

Считается, что, в зависимости от пола ребенка, взрослые воспринимают его по-разному. Иными словами, одни и те же проявления поведения ребенка будут восприниматься взрослыми по-разному, в зависимости от того, мальчик или девочка перед ними. И соответственно, от ребенка ждут определенного поведения и реакций в зависимости от его гендера. Из-за этого происходит внушение ребенку, каким он должен быть и навязывается ложное, стереотипное мышление. То есть гендерная роль - это стереотипное мышление, внушаемое ребенку во время воспитания и социализации.

Гендерная идентичность

Этот термин выражает социальные черты человека, характеризирующие его с определенной точки зрения и проявляющие его принадлежность к группе мужчин или женщин. Самым важным здесь является то, как человек сам себя оценивает, и как происходит его социализация в определенной культуре. Психологические, социальные, культурные и поведенческие характеристики в совокупности представляют собой психологический пол. При взаимодействии с другими людьми и во время наблюдения за ними, человек складывает свое представления о том, к какой группе он подходит больше.

И уже исходя из своих выводов он начинает выбирать себе поведения и увлечения той группы, которая ему более близка. Так распределяются гендерные социальные роли. При этом проявление стереотипов происходит на всех стадиях развития. Даже в младшем дошкольном возрасте детям уже прививают восприятие четкого разделения гендерных особенностей. Так, общение между мальчиками и девочками происходит намного реже, чем совместное времяпровождение детей одного пола, также разделяют и интересы, одни должны увлекаться одним, другие - другим. Поэтому нами часто недооценивается роль в формировании личности и мировоззрения. Когда же в более зрелом возрасте мужчины и женщины стремятся к общению, они не понимают друг друга, их интересы расходятся.

Стили социального поведения

При наблюдении разнообразия общения между представителями разного гендера в обществе, можно заметить различные взаимосвязи между людьми. Иными словами, в зависимости от цели общения между представителями разных полов, поведение обоих будет разительно отличаться. Прежде мужчинам приписывали такие обязательные качества, как активность, агрессивность, действенность, умение решать проблемы.

Женщины же должны были быть эмоциональными, пассивными, главное, что их интересовало - это взаимоотношения, а не дела. Ученые выяснили, что между младенцами нет различий в стиле поведения, а возникают они уже с возрастом. Причем чем старше человек, тем ярче они проявляются. Гендерная роль женщины или мужчины строится исключительно на требованиях общества, но при этом человек оценивает себя, учитывая эти потребности, и при не состыковке с шаблоном начинает считать себя хуже других. То есть, первые признаки подобных гендерных различий возникают только тогда, когда ребенок узнает о необходимости их наличия. И проявляя их, он просто выполняет заданную программу. Но при этом мальчики могут вполне проявлять признаки девочек, и наоборот. В целом было доказано, что главным фактором, влияющим на гендерные различия, является социализация.

Подчинение людей гендерным нормам

Согласно исследованиям Шона Берна, существует три типа подчинения человека общественным нормам. Первое - это уступчивость, она проявляется как одобрение человеком неприемлемых для него социальных норм, и подстройка под них ради избегания осуждения, наказания и в надежде на одобрение его поведения социумом.

Далее идет одобрение, то есть полное согласие человека с предъявленными гендерными нормами. Третий тип - идентификация, человек ведет себя в полном соответствии с предъявленной ему ролевой моделью поведения в обществе.

Отступление от стереотипов

Современное общество совсем не похоже на стереотипный устрой. Поэтому современная гендерная роль - это размытое понятие. Многие женщины находят свое предназначение в заведомо мужских занятиях, то есть в бизнесе, науке и прочем. А некоторые мужчины ведут хозяйство, занимаются детьми, творчеством и другими занятиями, по определению женскими.

В социуме принято, что мужчины и женщины отличаются не только своим характером, но и психологией. Если же стереотипное восприятие нарушено, то человек подвергается осуждению и непониманию со стороны близких, что, несомненно, негативно влияет на развитие личности.

Отрицательный эффект стереотипов

Многие современные психологи считают, что подчеркивание гендерных различий некорректно. Гендерная роль - это в первую очередь навязывание потребностей общества без учета желаний и целей индивидуума. Иными словами, преувеличены, в взгляд на ситуацию со стороны общества не субъективен. Так, рассматривая один и тот же поступок, к женщине и мужчине отнесутся по-разному. А это некорректно, так как стереотипные представления не соответствуют действительному развитию личности, ее характеру и поведению. Кроме того, они влияют на развитие определенных качеств, и различая гендерные роли мужчины и женщины, одну черту характера развивают больше, а другую затормаживают и подавляют.

Например, если заставлять мальчика скрывать свои эмоции, с возрастом он может разучиться воспринимать их, и начнет отрицать их наличие у других людей, не понимая их проявления. Стоит понимать, что каждая личность индивидуальна, вне зависимости от своего пола. Это позволит нормализовать психологическое состояние, более продуктивно выполнять свою работу и быть гармоничным. К сожалению, несмотря на гибкость современных стереотипов, многие люди до сих пор ведут борьбу внутри себя, не только с общественными штампами, но и с собственным восприятием.