Что будет если человек будет высокомерен. Что такое Гордыня или Высокомерие? Как Бог поступает с высокомерными

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного !

Опасность высокомерия и запретность этого порочного качества

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Воистину, высокомерие (аль-кибр) является самым отвратительным и наихудшим из числа пагубных нравственных качеств, которое строжайшим образом запрещает Шариат Аллаха, за которое уготовано унижение в мире этом и наказание в мире ином.

Высокомерие – это качество, которое препятствовало надменным и возгордившимся тиранам принять истину и подтолкнуло их притеснять людей. Более того, это порочное качество предводителя всех высокомерных и заносчивых людей – шайтана, за которое он был проклят. Всевышний Аллах сказал: «Мы сказали ангелам: “Падите ниц перед Адамом!” Они пали ниц, и только иблис не был в числе поклонившихся. Он сказал: “Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?” Он сказал: “Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины”» (аль-А’раф, 7:11-12).

Говоря о сущности и опасности высокомерия, шейх Мухаммад Джамалюддин аль-Къасими сказал: «Высокомерие является преградой на пути в Рай по той причине, что оно отделяет раба Аллаха от всех нравственных качеств, присущих верующим, тогда как нравственные качества и есть пути, открывающие врата Рая, однако высокомерие и горделивость запирают все эти врата. Дело в том, что высокомерный человек не в состоянии желать верующим того же, чего он желает самому себе, как не может и проявлять скромность и смирение, являющееся главным качеством богобоязненных. Также он не в состоянии ни оставить злобу, ни постоянно придерживаться правдивости, ни отказаться от проявлений гнева, ни подавлять свой гнев, ни перестать завидовать людям, ни давать искренние советы, ни принимать их от других, ни освободиться от презрения по отношению к людям, ни перестать сплетничать о них. Одним словом, какое бы порицаемое качество ни существовало, высокомерный и горделивый человек вынужден прибегнуть к нему, чтобы посредством этого сохранить свою горделивость, и какое бы благое нравственное качество ни существовало, он не в состоянии его проявить из-за страха, что утратит свою величавость». См. «аль-Мау’иза аль-муъминин» (244).

Более того, каждый мусульманин обязан знать, что горделивость, слава, величавость относятся к числу таких вещей, обладание которыми в полной мере присуще только Всевышнему Аллаху, сказавшему: «Ему принадлежит величавость на небесах и на земле» (аль-Джасия, 45:37).

Ведь «аль-Кибрия» – это качество Аллаха, а «аль-Мутакаббир» – одно из Его прекрасных имён. И по этой причине тот, кто будет пытаться уподобиться в этих качествах Господу миров, будет сурово наказан! Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Могущество – Мой изар, а величавость – Моя накидка. Того же, кто пожелает оспорить у Меня одно из двух, Я подвергну мучениям!”» Муслим (2620).

Каждый мусульманин, какого бы высокого положения он ни достиг, должен понимать, что всё это даровано ему Всевышним, который может лишить всего в один миг. И сколько было примеров тому, как влиятельные и знатные люди становились униженными и презренными ещё в мире этом. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо – в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь”» (Али ‘Имран, 3:26).

В этой небольшой статье, с позволения Всевышнего Аллаха, хотелось бы в первую очередь напомнить себе, а затем и другим мусульманам об опасности такого качества, как высокомерие, приводя для этого аяты Корана, достоверные пророческие хадисы и слова наших славных предшественников из числа великих имамов ахлю-Сунна.

Коран, Сунна и слова саляфов относительно запретности и порочности высокомерия

Всевышний Аллах сказал: «Не уподобляйтесь тем, которые горделиво вышли из своих домов, показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха» (аль-Анфаль, 8:47).

«Воистину, Он не любит высокомерных» (ан-Нахль, 16:23).

Всевышний Аллах также сказал: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь высотою гор! Всё это зло ненавистно твоему Господу» (аль-Исраъ, 17:37-38).

Всевышний Аллах также сказал: «Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных» (аль-Къысас, 28:83).

Всевышний Аллах также сказал: «Аллах накладывает печать на сердце каждого высокомерного тирана» (Гъафир, 40:35).

Также Всевышний Аллах сообщил, что мудрый Лукъман в своих наставлениях сыну сказал: «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов» (Лукъман, 31:18).

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдёт в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку». Один из услышавших это сказал: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!” На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Поистине, Аллах – Прекрасен, и Он любит прекрасное. Однако высокомерие – это неприятие истины и презрение к людям». Муслим (91).

Этот великий хадис ясно указывает на то, что высокомерие препятствует вхождению в Рай, как и указывает на определение понятия «высокомерие», а также и на то, что само по себе желание выглядеть красиво не является высокомерием, если только этого нет в намерении украшающего себя.

Абу Саляма ибн ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф рассказывал: “Как-то встретились на холме Маруа ‘Абдуллах ибн ‘Умар и ‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен ими Аллах) и стали разговаривать между собой. Затем Ибн ‘Амр ушёл, оставив Ибн ‘Умара плачущим. Когда же его спросили: «О Абу ‘Абду-р-Рахман, что заставило тебя плакать?» Он ответил: «Ибн ‘Амр утверждает, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Того, в сердце которого было высокомерие весом с пылинку, Аллах ввергнет лицом в Огонь»”. Ахмад (2/215). Хафиз аль-‘Иракъи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Тахридж аль-Ихья” (3/413), “Тахридж аль-Муснад” (7015), “Сахих ат-таргъиб” (2909).

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В Судный день высокомерные будут воскрешены с размером муравьёв в образе людей, которых будет окружать унижение со всех сторон. Их поволокут в темницу, находящуюся в Аду, которая именуется «Буляс». И охватят их адские огни, а поить их будут выделениями обитателей Ада, именуемым “тынатуль-хабаль”». Ахмад (2/179), аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” (557), ат-Тирмизи (2492). Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-Багъауи, Бадруддин аль-‘Айни, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. “Шарх ас-Сунна” (13/168), “Умдатуль-къари” (23/120), “Тахридж аль-Муснад” (6677), “Сахих ат-Таргъиб” (2911).

Да упасёт от этого Аллах!

‘Убайдуллах ибн ‘Ади передал: “Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), стоя на минбаре сказал: “Поистине, когда раб Аллаха проявляет скромность ради Аллаха, Аллах увеличивает его мудрость и говорит: «Возвысься, да возвысит тебя Аллах!» И такой человек считает себя жалким, хотя в глазах людей он возвышенный. И поистине, когда раб Аллаха проявляет высокомерие, преувеличивая своё положение, Аллах опускает его на землю и говорит: «Удались, да удалит тебя Аллах!» Такой человек считает себя важным, тогда как в глазах людей он низок. Более того, в глазах людей он презреннее, чем свинья”. Абу Дауд в “аз-Зухд” (73), ‘Умар ибн Шабба в “Тарих аль-Мадина” (2/750), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-Иман” (10/454). Исследователь книги «аз-Зухд» подтвердил достоверность иснада.

Аль-Хайсам ибн Малик сказал: “Я слышал, как ан-Ну’ман ибн Башир (да будет доволен им Аллах), стоя на минбаре сказал: «Поистине, у шайтана есть сети и ловушки! И поистине, сетями шайтана и его ловушками являются:

— Неблагодарность к милостям Аллаха;

— Проявление горделивости посредством того, что даровал Аллах;

— Высокомерное отношение к рабам Аллаха;

— Следование страсти в не подчинении Аллаху»”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (553), аль-Хараиты в “Фадыля аш-шукр” (1/135). Шейх аль-Альбани назвал сообщение хорошим. См. “Сахих аль-Адабуль-муфрад” (430).

Сказал аль-Мунави: «Эти качества являются ловушками шайтана, которые он установил для поимки сынов Адама. И если Аллах пожелает зла для Своего раба, то оставил его наедине с шайтаном, и он воплощает в себе эти качества, впадает в сети шайтана и оказывается в числе погибших. А кому Аллах желает блага, того он приводит в чувство, чтобы он отдалился от этих качеств и остерегался их». См. «Файдуль-Къадир» (2/499).

Следует отметить, что Всевышний Аллах – Справедливый и Милостивый, и Он не пожелает зла тому, кто стремится к благу. Однако печальный удел постигает лишь тех, кто сам упорствует и отвращается от Аллаха.

Аль-Ахнаф ибн Къайс говорил: «Я удивляюсь сыну Адама, который проявляет высокомерие, тогда как он дважды вышел из места справления малой нужды!» Ибн Аби ад-Дунья в «ат-Тауаду’ уаль-хумуль» (201), ад-Динури в «аль-Муджаляса» (5/301), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (10/494). Иснад является отличным. См. «Тахридж Шу’аб аль-Иман» (7861).

Подобные слова также передаются от аль-Хасана аль-Басри, что приводил имам Ахмад в своей книге «аз-Зухд» (стр. 278).

Т.е. каким образом может позволять себе проявлять высокомерие тот, кто дважды вышел из полового органа: первый раз из полового органа отца в виде семени, а второй раз из полового органа матери в виде младенца?

Сообщается, что когда аль-Мухалляб ибн Аби Сафра – правитель Хорасана, горделиво проходил мимо Малика ибн Динара, Малик сказал: «Разве тебе неведомо о том, что эта походка ненавистна Аллаху, если не считать обрядового обхода между Саффа и Марва?!» На это аль-Мухалляб сказал: «Разве ты не знаешь, кто я такой?!» Малик ответил: «Конечно, знаю. Начало твоё – презренное семя; конец твой – гниющее тело; а между этими событиями ты содержишь (в своём теле) нечистоты!» Этими словами аль-Мухалляб был сломлен, после чего сказал: «Сейчас ты узнал обо мне истинным познанием». См. «ас-Сияр» (5/362).

Суфьян ибн ‘Уйейна говорил: «Тот, чей грех заключён в его страсти, то есть надежда на то, что он покается, ведь Адам (мир ему) ослушался Аллаха из-за своего страстного желания (вкусить запретное дерево), и ему было это прощено. Но если грех человека в его высокомерии, то за такого есть опасение, что его постигнет проклятие, ибо иблис ослушался Аллаха по причине высокомерия и был проклят». Абу Ну’айм в «аль-Хилья» (7/272), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (6/296).

Ибн ‘Абдуль-Барр писал: «Было сказано:

— Кто восхищается своим мнением – заблудился;

— Кто ограничился лишь своим разумом – ошибся;

— Кто проявил высокомерие к людям – унизился;

— Кто сопровождал низких людей – стал презренным;

— А кто сидел рядом с учёными – стал почитаемым». См. «Джами’у баян аль-‘ильм» (1/143).

В чём чаще всего проявляется высокомерие?

Высокомерие бывает нескольких видов: по отношению к Всевышнему Аллаху, Его посланнику и Его религии, что является наихудшим видом высокомерия; и в отношении к людям.

Также высокомерие бывает, как скрытым, так и явным. Скрытое высокомерие является одним из качеств души, тогда как явное высокомерие выражается в действиях, совершаемых различными частями тела.

Что касается случаев и причин, в которых наиболее часто проявляется высокомерие, то ими являются:

Непринятие истины и презрительное отношение к людям

Всевышний Аллах сказал: «Потом Мы отправили Мусу и его брата Харуна с Нашими знамениями и ясным доказательством к Фараону и его знати, но они возгордились, ведь они были людьми надменными. Они сказали: “Неужели мы уверуем в двух людей, которые подобны нам, тогда как их народ служит нам?!”» (аль-Муъминун, 23:45-47).

Всевышний Аллах также сказал: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они узреют правый путь, то не последуют этим путем, а если они узреют путь заблуждения, то последуют им. Это – потому, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими» (аль-А’раф, 7:146).

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Высокомерие – это неприятие истины и презрение к людям». Муслим (91).

Кичливость своим происхождением

Это также одно из самых распространённых и отвратительных причин, из-за которых люди проявляют высокомерие.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Либо люди прекратят кичиться своими предками, которые умерли и не являются ничем иным, кроме как углем Ада, либо они станут более презренными перед Аллахом, чем навозный жук, который окунается в испражнения своим носом». Ахмад (2/523), Абу Дауд (5116), ат-Тирмизи (3955). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (5482), «Сахих ат-Таргъиб» (2922).

Со слов Убайя ибн Ка’ба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Во времена пророка Мусы (мир ему) два человека начали перечислять свои родословные. Один из них сказал: “Я сын такого-то и такого-то”, и так он досчитал до девяти, а затем сказал: “А кто ты такой?! Да лишится тебя твоя мать!” Тот сказал: “А я такой-то, сын такого-то и сын Ислама”. Тогда Аллах ниспослал откровение Мусе, чтобы он сказал этим двоим, перечислявшим свои родословные: “Что касается тебя, о тот, который перечислил свою родословную до девятого (колена), которые в Аду, то ты будешь десятым из них в Огне! А что касается тебя, о тот, который перечислил свою родословную лишь до двоих, которые в Раю, то ты будешь третьим из них в Раю!”» Ахмад (5/128), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (5132), ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» (1/406). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (1492).

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «В день покорения Мекки Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к людям с речью, и сказал: “О люди! Поистине, Аллах удалил от вас высокомерие времён невежества и гордость своими отцами. Люди делятся на два вида: богобоязненный верующий, почитаемый Аллахом, и несчастный грешник, униженный Аллахом. Все люди – сыны Адама, а Аллах сотворил его из земли”. После чего он прочитал аят: “О люди! Поистине, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах - Знающий, Ведающий” (аль-Худжурат, 49:13)». ат-Тирмизи (3270), аль-Байхакъи (2/87). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Богатство и сыновья

Всевышний Аллах сказал: «В какое бы селение Мы ни направляли предостерегающего увещевателя, его изнеженные роскошью жители говорили: “Воистину, мы не веруем в то, с чем вы посланы”. Они говорили: “У нас больше богатства и детей, и нас не подвергнут мучениям”» (Сабаъ, 34:34-35).

Всевышний Аллах также сказал: «Приведи им притчу о двух мужах. Одному из них Мы устроили два виноградника, оградили их пальмами и поместили между ними ниву. Оба сада приносили плоды, и ничто из них не пропадало, а между ними Мы проложили реку. У него были богатства, и он сказал своему товарищу, беседуя с ним: “У меня больше имущества и помощников, чем у тебя”» (аль-Кахф, 18:32-34).

Красота, внешность, одежда

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шёл, горделиво выступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, восхищаясь собой, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его. И будет он погружаться в неё до самого Дня воскрешения». аль-Бухари (5789), Муслим (2088).

Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: «Восхищение человека самим собой указывает на то, что он смотрит на себя, как на совершенство, забывая о милостях Аллаха. Если же вместе с этим такой человек проявляет презрение к другим, то это уже порицаемое высокомерие». См. «аль-Муфхим» (5/407).

В основном в этот вид высокомерия впадают женщины, которых Аллах наделил красотой.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто носил в мире этом одежду шухра, на того Аллах наденет в День воскрешения одежду унижения и ввергнет в ней в Ад!» Абу Дауд (4029), Ибн Маджах (3606). Хафиз аль-Мунзири, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Одеяние, именуемое «аш-шухра» – это одежда, которой выделяются среди людей, как например её цветом или фасоном, в результате чего люди обращают на него внимание, а он начинает проявлять гордыню и высокомерие. См. «ан-Нихая» (2/515).

Имам аш-Шаукани сказал: «В этом хадисе содержится указание на запрет ношения одежды, вызывающей гордыню и высокомерие. К этому также относится тот, кто надевает одежду отличную от одежды общества. Также запрещенной является одежда, надеваемая для того, чтобы выделиться ею среди людей, независимо от того будет ли она дорогой или дешевой, будет ли соответствовать одеянию людей или нет, ибо в этом случае запрет связан с проявлением горделивости и высокомерия». См. «Найлюль-аутар» (2/94).

Со слов Му’аза ибн Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто отказался из скромности перед Аллахом от ношения дорогой одежды, имея возможность носить её, к тому Аллах обратится перед всеми Своими созданиями в День воскрешения, чтобы предложить ему на выбор любую из одежд веры, которую он пожелает надеть». Ахмад (3/439), ат-Тирмизи (2481). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (6145).

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кушайте, пейте, давайте садакъа и носите одежду, но только избегайте в этом расточительства и высокомерия». Ахмад (6708), Ибн Маджах (3605), аль-Хаким (7188). Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кушайте, что хотите и надевайте что хотите, но избегайте две вещи: излишество и высокомерие». Ибн Аби Шейба (8/218). Хафиз Ибн Касир назвал иснад достоверным.

Походка

Более того, высокомерие может проявляться даже в походке человека.

Всевышний Аллах сказал: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь высотою гор!» (аль-Исраъ, 17:37-38).

Всевышний Аллах также сказал: «Не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов» (Лукъман, 31:18).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шёл, горделиво выступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, восхищаясь собой, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его. И будет он погружаться в неё до самого Дня воскрешения». аль-Бухари (5789), Муслим (2088).

Имам Ибн аль-Къаййим сказал: «Это похода обольстившихся и высокомерных людей, и эта та самая походка, по причине которой Аллах заставил землю поглотить человека, восхищавшегося сами собой». См. «Задуль-ма’ад» (1/162).

О том, что высокомерие бедняка более отвратительно, чем богатого

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения Аллах не заговорит с тремя, не очистит их, не посмотрит на них и для них уготовано мучительное наказание! Это – блудливый старец; правитель, являющийся отъявленным лжецом; и высокомерный бедняк». Муслим (107).

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: «Речь идёт о бедняке, который проявляет высокомерие перед людьми, да упасёт от этого Аллах!

Поистине, бедный человек не обладает тем, что обычно влечёт проявление высокомерия. Да, может быть так, что богатого человека обольстило его богатство, по причине чего он начинает проявлять высокомерие перед рабами Аллаха или проявляет высокомерие в отношении истины. А что касается бедняка, не обладающего этим, так на основании чего ему проявлять высокомерие?! С таким человеком – высокомерным бедняком, Аллах не заговорит в день Суда, не посмотрит на него, не очистит его и ожидает его мучительное наказание.

Высокомерие запрещено как в отношении богатого, так и в отношении бедного человека, однако в отношении бедного это ещё строже. По этой причине ты можешь обнаружить, что когда люди видят богатого человека, проявляющего скромность, то они удивляются этому, возвеличивая это качество в нём и полагая, что этот богач обладает высочайшим нравственным качеством. Но когда они видят бедняка, проявляющего скромность, то он подобен и остальным людям, ибо бедность влечёт скромность. Так на основании чего ему проявлять высокомерие?!» См. «Шарх Рияд ас-салихин» (3/551-552).

О том, когда горделивость может быть похвальной

Со слов Джабира ибн ‘Атикъа (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, из числа ревности есть такая, которую Аллах любит и которую ненавидит. Что же касается ревности, которую любит Всевышний Аллах, то это ревность в том, что вызывает подозрение. А что касается ревности, которую ненавидит Аллах, то это ревность в том, что не вызывает подозрений. И поистине, в проявлении высокомерия и гордыни есть то, что любит и ненавидит Аллах. Что же касается того, что любимо Аллаху, то это проявление человеком высокомерия при сражении с врагом, а также во время раздачи садакъи. А что касается высокомерия и гордыни, которую Аллах ненавидит, то это проявление высокомерия в притеснении и самовосхищении». Ахмад (5/445), Абу Дауд (2659), ан-Насаи (2558). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (2221).

Шейх ‘Азым Абади в отношении этого хадиса сказал: «Похвальная ревность – это когда человек проявляет ревность за своих близких женщин, видя от них совершение запретного. А ревность, которую Аллах ненавидит, это, к примеру, ревность человека к тому, что его мать или кто-то из близких родственниц выходит замуж. Подобную ревность Аллах ненавидит, ибо обязательным является для нас довольствоваться тем, что дозволил Аллах.

Что же касается проявления высокомерия во время сражения, то суть этого – устрашение врагов и придание оптимизма мусульманам, когда он при сражении врывается в ряды с силой и активностью, проявляя свое величие и гордость, чтобы вселить страх в сердца врагов.

А проявление этого во время раздачи садакъи, то суть в том, что подобное является причиной того, что человек начинает желать раздавать садакъи больше, делает это от души, не обращая внимания на количество расходуемого». См. «‘Аун аль-Ма’буд» (7/235).

О том, что помогает избавиться от высокомерия

Всё упомянутое указывает на то, какую опасность содержит в себе высокомерие, а, следовательно, каждый мусульманин обязан искоренять в себе это отвратительное качество, влекущее беду в мире этом в виде унижения и в мире ином в виде наказания.

В первую очередь избавиться от подобных отвратительных качеств помогает упование на Аллаха и обращение к Нему с мольбой, а также, конечно же, богобоязненность, ведь Всевышний Аллах сказал: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (аль-Худжурат, 49:13).

Также помогает избавиться от этого прочного качества то, что человек осознаёт свою слабость и несовершенство, помнит о наказаниях, уготованных высокомерным людям, и не забывает о великих достоинствах того, кто лишён высокомерия и проявляет смирение и скромность.

Со слов Саубана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто умер, будучи непричастным к трём вещам: высокомерию, краже из трофеев и долгу, тот войдёт в Рай». ат-Тирмизи (1572), Ибн Маджах (2412). Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2785).

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Садакъа никак не уменьшает имущества; Аллах не добавит Своему рабу, прощающему других ничего, кроме славы; а любого, кто проявляет скромность ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах обязательно возвышает». Муслим (2588).

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Поистине, вы относитесь беспечно к наилучшему виду поклонения, а это – скромность!” Ваки’ в «аз-Зухд» (213), Абу Хатим в «аз-Зухд» (1), аль-Байхакъи в «аз-Зухд» (393). Исследователи книг «аз-Зухд» подтвердили достоверность иснада.

Да и как мусульманам не проявлять скромность, если скромность – это качество Ислама и если самый великий и почитаемый самим Господом миров человек, а это Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), был скромным?! Абу Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл один человек, и когда он разговаривал с ним, у него дрожало тело (от переживания). Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: “Успокойся, я не царь. Поистине, я всего лишь сын женщины, которая ела засохшее мясо”». Ибн Маджах (3312), аль-Хаким (3/47). Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусыри и шейх аль-Альбани. См. «аз-Заваид» (3/162), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1876).

Также есть некоторые поступки, совершение которых помогают избавиться от высокомерия, на что указал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не будет проявлять высокомерия тот, с кем кушает его слуга, кто ездит на осле по рынкам, и кто доит овцу». аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (550), ад-Дайлями в «аль-Фирдаус» (3/44). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-Адаб аль-муфрад» (428).

Шейх Хусайн аль-‘Аваиша о словах: «кто ездит на осле» сказал: «Этому подобно вождение простеньких, дешёвых машин.

В этом хадисе содержится указание на то, что привычка к некоторым определённым поступкам, как употребление пищи со слугой, доение овец и т.п. помогают избавиться от высокомерия и очистить сердце от него». См. «Шарх Сахих аль-Адабуль-муфрад» (2/178).

Имам аш-Шафи’и говорил: «Самое высокое положение из людей занимает тот, кто не считает себя значимым, а самое большое достоинство из людей у того, кто не считает себя достойным». аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (6/304).

Прошу Всевышнего Аллаха избавить нас от такого порочного качества, как высокомерие и наделить нас скромностью и смиренностью!

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!

Что такое высокомерие?

Что такое высокомерие и почему гордость ставит преграды между людьми? Как Бог поступает с высокомерными людьми и как Библейские примеры учат проявлять смирение?

Цена гордости насколько высока?

Приходилось ли тебе когда-нибудь общаться с человеком, который сознательно пытался тебя унизить? Возможно, кто-то - начальник, администратор, ответственный работник или даже родственник - смотрел на тебя свысока и проявлял к тебе явное пренебрежение.

Какие чувства ты испытывал к этому человеку? Приятно ли тебе было иметь с ним дело? Конечно, нет! Почему? Потому что гордость ставит преграды между людьми и разобщает их.

Тот, кем движет гордость, постоянно старается принизить других, таким образом пытаясь показать собственное превосходство. Такой человек редко отзовётся о ком-то с похвалой. Он непременно добавит какое-нибудь критическое замечание, например: «Всё бы хорошо, если бы только не такая-то твоя слабость или такой-то недостаток».

В книге «Золотые мысли, облечённые в серебряные слова» («Thoughts of Gold in Words of Silver») говорится, что гордость - «всепоглощающий порок. Она пагубно влияет на человека, постепенно вытесняя его привлекательные качества».

Стоит ли удивляться тому, что рядом с гордым человеком чувствуешь себя неуютно? Ценой гордости нередко становится отсутствие настоящих друзей.

«Смиренного же человека любят окружающие - если его смирение искреннее, а не притворное», - отмечается в той же книге. Эти мысли созвучны тому, что говорит Библия: «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Притчи 29:23).

Хотя гордость отражается на дружеских отношениях и на уважении со стороны окружающих, намного важнее другое: как она влияет на взаимоотношения
человека с Богом. Как Бог относится к гордым, высокомерным и самонадеянным? Горд человек или смирен - важно ли это для Бога?

Урок смирения

Составитель книги Притчей писал под вдохновением Бога: «Погибели предшествует гордость, и падению - надменность. Лучше смиряться духом с
кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Притчи 16:18, 19).

Случай, произошедший с сирийским военачальником Нееманом, который жил во времена израильского пророка Елисея, подтверждает мудрость этих слов.

Нееман страдал проказой. В поисках исцеления он отправился в Самарию, надеясь, что там его примет сам Елисей. Однако, вопреки ожиданиям Неемана,
пророк послал к нему своего слугу, передав через него, чтобы Нееман семь раз омылся в реке Иордан. Нееман был оскорблён таким советом и отношением к себе.

Неужели пророк не мог сам выйти и поговорить с ним, вместо того чтобы посылать слугу? Разве сирийские реки уступают Иордану? Гордость Неемана была уязвлена. Как же он поступил? К счастью, мудрый совет помог ему побороть гордость. «Пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребёнка, и очистился» (4 Царств 5:14).

Цена высокомерия

Проявляя гордость, мы не просто упускаем что-то полезное и нужное - цена её бывает намного выше. Есть ещё одна разновидность гордости, которая на
греческом языке передаётся словом и́врис.

Согласно словам специалиста по греческому языку Уильяма Баркли, слово «и́врис означает сочетание гордости, высокомерия и презрения с жестокостью; это качество побуждает человека унижать других».

В Библии мы можем найти яркий пример такой гордости. Её проявил Аннон, царь аммонитский. В труде «Понимание Писания» говорится следующее:

«Давид, помня о доброте, которую проявил к нему Наас, послал своих слуг утешить Аннона в его скорби по умершему отцу. Но князья убедили Аннона, что со стороны Давида это не что иное, как уловка с целью разведать город; и Аннон надругался над слугами Давида, обрив им половину бороды, обрезав
наполовину, до бёдер, их одежды, и после этого отослал назад».

По словам Баркли, «подобное обращение - яркое проявление и́врис. Это было и оскорблением, и надругательством, и публичным унижением» (2 Царств 10:1-5).

Да, гордый человек склонен быть высокомерным, унижать других. Ему доставляет удовольствие бессердечно и жестоко обижать кого-то и злорадствовать, видя, как тот человек страдает от неловкости и унижения.

Но если ты унижаешь кого-то или лишаешь его чувства собственного достоинства, это приносит двойной вред. Ты, скорее всего, не только теряешь друга, но и приобретаешь врага.

Разве допустимо истинному христианину проявлять подобного рода гордость, уязвляющую других, если его Учитель велел:
(Матфея 7:12; 22:39).

Это полностью противоречит всему тому, чему учат Бог и Иисус Христос. По этому поводу Баркли заметил: «И́врис - это такой вид гордости, который
побуждает человека ни во что не ставить Бога». Именно такая непомерная гордость говорит: «Нет Бога» (Псалом 13:1).

А в Псалме 9:25 написано: «В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: „не взыщет“; во всех помыслах его: „нет Бога!“» Подобная гордость, или высокомерие, отделяет человека не только от друзей и родных, но и от Бога. Поистине высокая цена!

Не поддавайся губительному влиянию гордости

Гордость многолика: она может возникнуть из-за национализма, расизма, классовых и кастовых различий; предметом гордости может стать образование,
материальное благополучие, авторитет или власть. Так или иначе, гордость легко может завладеть тобой и испортить твой характер.

Многие производят впечатление смиренных людей, пока имеют дело с равными или с теми, кто занимает более высокое положение. Но что происходит, когда такой, казалось бы смиренный, человек получает власть?

Неожиданно он превращается в деспота, отравляющего жизнь тем, кто, как он полагает, стоит ниже его!

Такое может произойти, когда кто-то надевает форменную одежду или носит знаки, свидетельствующие о полномочиях, которыми он наделён.

Даже служащие государственных учреждений могут проявлять высокомерие по отношению к тем, кто к ним обращается, считая, что люди должны служить им, а
не наоборот. Гордость может сделать нас суровыми и чёрствыми, а смирение - добрыми.

Иисус мог бы быть гордым и суровым со своими учениками. Ведь ему, совершенному человеку, Сыну Бога, приходилось иметь дело с несовершенными
людьми, импульсивными и нетерпеливыми. Но с каким призывом он обратился к тем, кто его слушал?

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Матфея 11:28-30).

Стараемся ли мы всегда следовать ? Или бываем суровыми, непреклонными, деспотичными, строгими, гордыми? Стремись, подобно Иисусу,
поддерживать других, а не вызвать у них чувство подавленности. Не поддавайся губительному влиянию гордости.

Можно ли из всего сказанного заключить, что любая гордость предосудительна?

Чувство собственного достоинства и самомнение

Гордость также определяется как «чувство собственного достоинства, самоуважения» («Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А.
Кузнецова).

Иметь чувство собственного достоинства - значит уважать самого себя, то есть считаться с мнением окружающих, а также заботиться о своём внешнем виде и о репутации. Справедливы слова пословицы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Если ты предпочитаешь общаться с теми, кто неопрятен, ленив, груб, допускает сквернословие, то станешь похожим на них. Их отношение к жизни скажется на тебе, и, как и тем людям, тебе будет недоставать чувства собственного достоинства.

Конечно, есть и другая крайность - гордость, которая порождает самомнение и тщеславие. Книжники и фарисеи времён Иисуса гордились своими традициями и показным благочестием.

Иисус говорил о них: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих чтобы
казаться более набожными; также любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди
звали их: учитель! учитель!» (Матфея 23:5-7).

Гордость в разумных пределах вполне приемлема. Но важно помнить: Иегова Бог видит не только то, каким человек старается казаться, но и его сердце
(1 Царств 16:7; Иеремия 17:10).

Быть праведным в собственных глазах не значит быть праведным с точки зрения Бога. Поэтому встаёт вопрос: как мы можем развивать истинное смирение и избегать гордости, цена которой так велика?

Размышление над Библейскими примерами поможет каждому проанализировать самого себя.

Не позволяй сердцу возгордиться

«Бог высокомерным противится» (Иакова 4:6).

Бывало ли, что из-за какого-то события твоё сердце переполнялось гордостью? Многим из нас знакомо это приятное чувство. Временами испытывать гордость вполне нормально. Например, когда родители читают грамоту, в которой сказано, что их дочь отличается хорошим поведением и прилежно учится, их лица просто светятся: так они радуются её успехам.

Апостол Павел и другие братья гордились новым собранием, которое они помогли основать и которое проявляло стойкость в преследованиях
(1 Фессалоникийцам 1:1, 6; 2:19, 20; 2 Фессалоникийцам 1:1, 4).

Эти примеры показывают, что гордость может быть вызвана радостью в связи с каким-то событием или приобретением. Однако чаще причиной гордости бывает чрезмерное самолюбие, чувство превосходства из-за способностей, внешности, богатства или положения в обществе.

Это проявляется в высокомерном поведении и заносчивости. Такой гордости нам, как христианам, конечно, нужно остерегаться. Почему? - её мы унаследовали от нашего прародителя Адама (Бытие 8:21).

Вследствие этого в нашем сердце может легко развиться неуместная гордость. Например, христиане не должны допускать, чтобы они стали гордиться своей национальностью, благосостоянием, образованием, способностями или какими-то достижениями. Такого рода гордость неправильна и неугодна Иегове Богу(Иеремия 9:23; Деяния 10:34, 35; 1 Коринфянам 4:7; Галатам 5:26; 6:3, 4).

Есть ещё одна причина остерегаться неуместной гордости. Если позволить ей зародиться в нашем сердце, она может перерасти в совершенно неприемлемую гордость - высокомерие. Что это такое?

Высокомерный человек испытывает чувство превосходства и пренебрежительно относится к тем, кого считает ниже себя (Луки 18:9; Иоанна 7:47-49).

Иисус упомянул высокомерие наряду с другими пороками, исходящими «из сердца» и «оскверняющими человека» (Марка 7:20-23). Христиане, конечно,
не хотят допустить, чтобы в их сердце развилось высокомерие.

Избегать высокомерия тебе поможет размышление над библейскими примерами людей, проявлявших это качество. Так ты сможешь быстрее обнаружить
неуместное чувство гордости, которое, возможно, в тебе есть или могло бы развиться со временем. Это поможет тебе прогонять мысли и чувства,
порождающие в сердце высокомерие.

Как следствие, ты не пострадаешь, когда Бог будет действовать в согласии со своими словами: «Я выведу из тебя всех, кто горд и высокомерен, и не будешь больше превозноситься… на Моей святой горе» (Софония 3:11, Смысловой перевод).

Как Бог поступает с высокомерными?

Отношение Бога к высокомерию можно также увидеть из того, как он поступал с могущественными правителями, каким был, например, фараон. Вне сомнения, фараон имел высокомерное сердце. Он считал себя богом, достойным поклонения, и потому с пренебрежением относился к своим рабам, израильтянам.

«Кто такой Иегова, чтобы я послушался гласа Его и отпустил Израиля?» - надменно говорил фараон (Исход 5:1, 2, ПАМ).

После шестой казни Иегова Бог повелел Моисею обратиться к египетскому правителю с такими словами: «Ты всё ещё превозносишься над Моим народом,
не хочешь его отпустить?» (Исход 9:17, Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского).

Затем Моисей объявил о седьмой казни - о граде, опустошившем землю. Даже когда израильтян после десятой казни отпустили, фараон передумал и бросился в погоню. В конце концов фараон и его армия оказались в ловушке.

Представь, что они, должно быть, чувствовали, когда волны Красного моря сомкнулись над ними! К чему привело высокомерие фараона? В его отборном
войске говорили: «Побежим от Израильтян, потому что Иегова сражается за них против Египтян» (Исход 14:25, ПАМ).

Иегова Бог унизил и других надменных правителей. Одним из них был ассирийский царь Сеннахирим (Исаия 36:1-4, 20; 37:36-38). В своё время
Ассирия была завоёвана вавилонянами, но два высокомерных вавилонских царя были унижены тоже.

В Библии описывается пир, который устроил царь Валтасар. Он и его гости пили вино из сосудов, взятых из храма Иеговы, и славили вавилонских богов.

Вдруг из ниоткуда появилась кисть руки и стала что-то писать на стене. Пророк Даниил, которого попросили растолковать загадочную надпись, напомнил
Валтасару:

«Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство… Но когда сердце его надмилось… он был свержен с царского престола своего и лишён славы своей, и ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал всё это» (Даниил 5:3, 18, 20, 22). В ту же самую ночь мидо-персидская армия захватила Вавилон и Валтасар был убит (Даниил 5:30, 31).

А вот примеры других высокомерных людей, которые с презрением относились к народу Иеговы Бога. Это филистимский великан Голиаф, первый князь при персидском дворе Аман и правивший в Иудее царь Ирод Агриппа. За своё высокомерие они были наказаны Богом: все трое умерли унизительной
смертью (1 Царств 17:42-51; Есфирь 3:5, 6; 7:10; Деяния 12:1-3, 21-23).

То, как Иегова Бог поступил с этими надменными людьми, подтверждает библейская истина: «Погибели предшествует гордость, и падению -надменность» (Притчи 16:18).

Нет никаких сомнений, что «Бог высокомерным противится» (Иакова 4:6).

В отличие от высокомерных правителей Египта, Ассирии и Вавилона, царь Тира одно время поддерживал хорошие отношения с народом Бога. Во время правления Давида и Соломона он даже давал умелых работников и материал для постройки царского дома и Божьего храма (2 Царств 5:11; 2 Паралипоменон 2:11-16).

Печально, но спустя какое-то время жители Тира обратились против народа Иеговы. Почему такое произошло? (Псалом 82:4-8; Иоиль 3:4-6; Амос 1:9, 10).

Возгордилось сердце твоё

Иегова Бог повелел пророку Иезекиилю разоблачить династию тирских царей и объявить им приговор. В обращении, адресованном «царю Тирскому» , есть слова, относящиеся и к тирской династии, и к тому, кто был самым первым предателем,- к Сатане, который «не устоял в истине» (Иезекииль 28:12; Иоанна 8:44).

Когда-то Сатана был одним из верных Богу духовных созданий - небесных сыновей Иеговы. Через Иезекииля Иегова Бог дал понять, что было главной
причиной отступничества и тирской династии, и Сатаны.

В Библии мы читаем: «Ты находился в Едеме, в саду Божьем; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять… Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя… херувим осеняющий… От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иезекииль 28:13-17).

Да, тирские цари, исполненные высокомерия, в обращении с народом Иеговы стали творить неправду. Тир - центр торговли - чрезвычайно разбогател и
прославился своими великолепными товарами (Исаия 23:8, 9). Цари Тира возомнили о себе слишком много и начали притеснять народ Бога.

Подобным образом, у духовного создания, ставшего Сатаной, была мудрость, необходимая для выполнения любого задания от Бога. Но вместо того чтобы
быть благодарным Богу, этот ангел «возгордился» и начал презирать его образ правления (1 Тимофею 3:6). Он так много о себе возомнил, что им овладело желание того, чтобы Адам и Ева поклонялись ему. (Иакова 1:14, 15).

Сатана соблазнил Еву съесть плод с дерева - единственного, плоды с которого Бог не разрешил есть. Затем через Еву Сатана добился того, что запретный плод съел Адам (Бытие 3:1-6). Так первая человеческая пара отвергла право Бога быть их правителем: в сущности они стали поклоняться Сатане.

Его высокомерие не знает границ. Он всегда пытался добиться того, чтобы все разумные создания на небе и на земле, включая Иисуса Христа, поклонялись ему, отвергнув тем самым владычество Иеговы Бога (Матфея 4:8-10; Откровение 12:3, 4, 9).

Итак, мы видим, что высокомерие - от Сатаны, оно - основная причина греха, страданий и морального разложения в сегодняшнем мире. Являясь «богом
этой системы вещей» , Сатана продолжает создавать все условия для развития у людей неуместной гордости и высокомерия (2 Коринфянам 4:4).

У него осталось мало времени, и он знает это. Он ведёт войну против истинных христиан с той целью, чтобы они отвернулись от Бога, стали самолюбивыми, самонадеянными и высокомерными. В Библии было предсказано, что такие эгоистичные черты будут отличать людей в эти (2 Тимофею 3:1, 2; Откровение 12:12, 17).

Иисус Христос смело говорил о пагубных последствиях высокомерия, впервые проявленные Сатаной. По крайней мере три раза в присутствии самодовольных противников он высказал принцип, согласно которому Иегова Бог поступает с людьми: «Всякий возвышающий себя будет смирён, а смиряющий себя будет возвышен» (Луки 14:11; 18:14; Матфея 23:12).

Храните своё сердце от высокомерия

Вы, наверное, заметили, что выше говорилось о том, как высокомерие проявляли видные люди. Означает ли это, что обычные люди высокомерию не подвержены? Конечно, не означает.

Рассмотрим, что произошло в семье Авраама. У этого патриарха не было наследника, а его жена, Сарра, уже вышла из детородного возраста. В то время
было обычным, когда мужчина в такой ситуации брал ещё одну жену, чтобы иметь от неё детей. Бог допускал такие браки, поскольку тогда ещё не пришло
время утвердить первоначальную норму в отношении браков между истинными служителями Бога (Матфея 19:3-9).

По просьбе своей жены Авраам согласился произвести наследника от её служанки, египтянки Агари. Агарь, вторая жена Авраама, забеременела. Она,
безусловно, удостоилась чести, и ей следовало быть благодарной за это. Вместо того она позволила, чтобы её сердце стало высокомерным.

В Библии сказано: «Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою».

Это привело к раздорам в семье Авраама, и в конце концов Агарь убежала от Сарры. Но эта проблема была разрешима. Ангел Бога сказал Агари: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей» (Бытие 16:4, 9). Агарь, судя по всему, так и поступила. Смирившись, она изменила своё отношение к Сарре и стала прародительницей множества.

Как видно из случая с Агарью, высокомерие может быть следствием того, что обстоятельства меняются к лучшему. Урок очевиден: даже христианин,
служивший Богу с чистым сердцем, разбогатев или получив власть, может стать высокомерным. Этому может поспособствовать то, что другие хвалят его за
успехи, ум или таланты.

Да, христианину нужно следить за тем, чтобы в его сердце не поселилось высокомерие. Это особенно важно, если он в чём-то преуспел или его наделили большей ответственностью.

Наиболее веская причина остерегаться высокомерия - это отношение Бога к этой черте. В его Слове сказано: «Гордость очей и надменность сердца,
отличающие нечестивых,- грех» (Притчи 21:4).

Интересно, что в Библии содержится особое предостережение для христиан, «богатых в нынешней системе вещей »: «не надмеваться умом» , то есть не
быть высокомерными (1 Тимофею 6:17; Второзаконие 8:11-17).

А не богатым христианам нужно остерегаться того, чтобы их глаз стал завистливым; им следует помнить, что высокомерие может развиться у любого - и у богатого, и у бедного (Марка 7:21-23; Иакова 4:5).

Как и другие порочные черты, высокомерие может разрушить хорошие отношения с Иеговой. Взять к примеру первую половину правления царя Озии:
«Делал он угодное в очах Господних… и прибегал он к Богу… и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог» (2 Паралипоменон 26:4, 5).

К сожалению, так было не всегда, потому что «возгордилось сердце его на погибель его». Возомнив о себе слишком много, он вошёл в храм, чтобы
воскурить фимиам. Когда священники попытались воспрепятствовать его самонадеянным действиям, «разгневался Озия» . Это закончилось тем, что Иегова Бог поразил его проказой, и он умер, лишённый Божьей благосклонности (2 Паралипоменон 26:16-21).

Сравните это с примером царя Езекии. Однажды он чуть было не потерпел крах, из-за того что «возгордилось сердце его» . К счастью, «смирился Езекия в гордости сердца своего» и вновь обрёл благосклонность Бога (2 Паралипоменон 32:25, 26).

Заметьте, что избавиться от высокомерия Езекии помогло смирение. Да,смирение - это противоположность высокомерия.

Давайте же будем помнить, к чему приводит высокомерие. Поскольку Бог «высокомерным противится» , давайте решительно настроимся противостоять
неуместной гордости.

Если мы стараемся быть смиренными, мы можем надеяться пережить великий , когда с земли будут удалены надменные и не останется никаких
последствий высокомерия.

Тогда «унижена будет гордость человеческая, и поникнет надменность людей; и возвеличен будет один только Господь в тот день» (Исаия 2:17, Тх).

Смотрите полезное видео

недавно случилось немного поговорить о разнице в понятих "пользоваться" и "использовать"
слова моей собеседницы:

"пользоваться и использовать" я и в самом деле не разделяла...впервые вот задумалась. И выходит, что использовать - это выхолащивать, тратить чужой ресурс без собственной отдачи, без собственного вложения, то есть создавать дисбаланс?"

" и еще, может быть когда-нибудь, если это еще кому-то нужно, кроме меня, вы могли бы написать что-то мудрое о высокомерии и презрении , что за звери такие, откуда берутся и как с ними обходиться...но если это вне интересов, то не надо, конечно. "

Т.к. тема высокомерия сегодня всплыла еще раз - выношу ее на обсуждение.
надеюсь, догадываетесь - почему не отвечаю сама!

Обратили внимание, как сформулирован запрос?
"не будет ли так любезен многоуважаемый джиннннннннннннн?.."

Что такое запрос?
МНЕ НАДО - и тогда я, как послушное Зеркало, немедленно отвечаю, получите и распишитесь!
а вот это вот - нууу...какбэ...если вам оно самой тоже надо....было бы замечательно....в свободное от работы время...
Лично ко мне обращаться бесполезно! вы во втором, личном , ЖЖ были?!
Вооот...
Все, что в моих интересах - это всякая расслабляющая ерунда.
Итого:
- ежели вам что-то надо выглядеть запросу дОлжно так
МНЕ НАДО - реальность, ПОКАЖИ (ответь, предоставь и прочее )
- а давайте поговорим о высокомерии и презрении:


  1. что это такое, по-вашему?

  2. откуда они берутся?

  3. как с ними обходиться:
    а) если столкнулись вовне б) если явно видимо внутри

И для начала, пожалуй, стоит обратиться к словарям. Ну, чтобы иметь какую-то общую точку отсчета!

ВЫСОКОМЕРИЕ - высокомерия, мн. нет, ср. (книжн.). Надменность, кичливость, гордость, презрительное отношение к другим (низшим по уму, положению).

Высокомерие - это завышенные требования и надменное отношение к окружающим.

Синонимы: заносчивость, надменность, превосходство, кичливость.

Высокомерие - это попытка измерить достоинства и недостатки, свои и других, однозначно оценить человека, группу людей или дело. Иногда при этом превозносят себя и унижают других, иногда - наоборот. Нетрудно увидеть, что и то, и другое не только безрезультатно, но и приводит к проблемам.

Вернее было бы чётко выделить плохое в характере, поведении или делах людей и помочь устранить его, и наоборот, найти хорошее и помочь ему раскрыться.

В словаре по этике предлагается следующее определение:
высокомерие - это отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к другим людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям), связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием.

Положительный выход : уважение к людям. отсюда

Гордыня (лат. superbia) или Высокомерие — желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя
еще любопытное из Википедии
"Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других."

М. Монтень .

ПРЕЗРЕНИЕ - презрения, мн. нет, ср. Такое отношение к кому-чему-нибудь, которое вызывается признанием кого-чего-нибудь недостойным, не заслуживающим уважения, подлым, морально-низким, ничтожным.
Такое отношение к кому-чему-нибудь, которое оновано на признании кого-чего-нибудь недостойны внимания, недостойным того, чтобы с этим считаться, бояться этого
Презрение
1. Глубоко пренебрежительное отношение к кому-чему-нибудь.
2. Подчёркнутое безразличие к чему-н., пренебрежение чем-н.


трамплин, - Недавно прочитала пост где-то про бесконечный день сурка и некую жизненную скуку, человеком овладевшую…И вспомнила девочку, которая в 20 лет (!) плакалась, что ей делать нечего. Что скучно ей жить. Друзей не особо, братец женился, и осталась она у родителей одна - и капец, никто ее бедную не веселит. Нет клоунов вокруг. Как же я ее презирала! Высокомерно и изо всех сил.
Попустило, конечно, но и по сей день - вижу душевную лень, и никакого сочувствия, один ужас и мысленное разведение людей по кастам.
- И опять недавно,
с одного сайта, где мне хотелось разместить полезную ссылку, и одновременно от другой программы, которая, казалось бы, должна руками и ногами ухватиться за саму идею - пришли отказы. И по моим ощущениям, люди даже не дали себе труда вчитаться, вникнуть! Провозглашается одно, типа «помощь людям», пробуждение, рост и т.д. а на деле одно высокомерие…
- И снова недавно,
Выходит 3-хлетний ребенок из папиной машины после своего выходного и говорит маме: фак! А потом еще целый день «мама - кака, мама - кака» компостирует мозги. Мама чувствует уже ставшее привычным презрение ко многим взрослым.
- Ну и опять же, высокомерно и демонстративно отклоняемые мои просьбы или просто отложенное во времени их исполнение, которое наводит на ту же мысль, что я высокомерна сама и чего-то у меня в голове лишнее.

Что такое высокомерие? Определение и признаки

Что такое высокомерие? Определение и значение

Что такое высокомерие? Что значит «высокомерный человек»? Высокомерный человек — это тот, кто ведёт себя так, будто бы он выше других, более ценен и важен, тот, кто ведёт себя пренебрежительно по отношению к остальным. В то же время высокомерный человек жаждет восхищения и уважения за свои «особенные» качества или за то, что он сделал. Высокомерие подразумевает желание доминировать и чрезмерную уверенность человека в своих способностях, а также в том, что он заслуживает успеха.

Как правило, высокомерие служит своего рода компенсационным механизмом неуверенности и недоверия к самому себе. Эта черта личности закладывается ещё в детстве. Несмотря на то, что любой человек может вести себя высокомерно и надменно в определённой ситуации или обстоятельствах, у действительно высокомерных людей это является устойчивой моделью поведения в жизни. Если высокомерие является характеристикой личности, эту черту будет очень сложно изменить, хотя это возможно.

Как и все черты личности (человек может быть более или менее ответственным, общительным и т.д.), высокомерие может быть выражено в большей или меньшей степени. Крайней формой проявления высокомерия является .

Нарциссизм является психологическим термином для высокомерия. Можно выделить два типа: уязвимый и грандиозный тип нарциссической личности. Первый использует высокомерие для компенсации своей неуверенности, а второй — действительно считает себя совершенным, таким, как он это показывает.

В следующем видео узнайте больше о нарциссизме. Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Причины высокомерия

Единственной причины высокомерия не существует. В ряде случаев человек может стать высокомерным из-за пережитого им опыта, тем не менее, у других людей нет психологического мотива или определённой причины, которая бы объясняла высокомерие.

1- Большие достижения

Зачастую человек становится высокомерным из-за того, что он многого добился в жизни. Серьёзные достижения, осознание того, что ты смог получить то, что не смогли остальные, стимулирует наше чувство собственного достоинства, иногда до такой степени, что другие люди начинают казаться менее значимыми.

Это связано с тем, что бессознательно мы постоянно сравниваем себя с остальными, чтобы измерить свой прогресс и достижения в важных для нас сферах.

2- Неуверенность, низкая самооценка

Высокомерие и надменность служат защитным механизмом. Это способ защитить нашу самооценку и чувство собственного достоинства. Способ скрыть и компенсировать неуверенность, чувство неполноценности, недоверие к самому себе.

Высокомерие помогает нам отвергнуть других до того, как они смогут отвергнуть нас. Это форма предупредить, избежать вред, который нам могут принести другие. Поэтому часто мы ведём себя высокомерно с незнакомыми людьми из-за страха быть отвергнутыми.

При эмоциональной неуверенности ощущение и демонстрация превосходства или достижений позволяеют чувствовать себя лучше в краткосрочном периоде. Однако в долгосрочной перспективе эта стратегия неэффективна по нескольким причинам:

  1. Наедине с собой вы по-прежнему будем чувствовать себя неуверенными.
  2. Никому не нравится быть рядом с высокомерными людьми, поэтому окружающие постепенно начнут отдаляться, заставляя вас с каждым разом чувствовать себя хуже.
  3. Возможно, вас не отвергнут, однако у вас также не будет близких друзей и тесных взаимоотношений с людьми.

3- Потребность в одобрении и самоутверждении

Высокомерных и надменных людей очень беспокоит, что о них думают другие. Они зависят от одобрения остальных. Иногда с помощью высокомерия такие люди стремятся заполучить внимание , которого они не могут добиться другим путём.

Это действительно работает, высокомерные и надменные люди ранее смогли с помощью такого поведения добиться внимания, поэтому они продолжают так себя вести и далее. В таком случае, если в дальнейшем с помощью высокомерия добиться внимания не удастся, они перестанут себя вести подобным образом.

Вы хотите узнать, как работает ваш мозг и проверить его основные способности? Вы можете сделать это с помощью инновационного CogniFit. Менее, чем за 30-40 минут узнайте всё о своих когнитивных способностях. Присутствуют ли симптомы, указывающие на наличие каких-либо когнитивных расстройств?

Что значит «высокомерный человек»? Признаки

Кто такой — высокомерный человек? Как понять, что человек высокомерный и надменный? Рассмотрим основные признаки высокомерных людей. Необязательно, что все эти признаки наблюдаются у каждого высокомерного человека. Существуют различные степени высокомерия, это черта может проявляться в большей или меньшей степени, как и любая другая черта личности или характера. Итак, как ведёт себя высокомерный человек?

1- Жаждет похвалы и признания со стороны других людей

Одной из характеристик высокомерных людей является то, что они постоянно ждут восхищения со стороны остальных, демонстрируя то, чего они достигли или то, чем обладают, чтобы других их восхваляли. Они любят тех, кто восхищается ими, и презирают тех, кто это не делает.

2- Постоянно говорит о себе и о своих достижениях

Их любимая тема — это они сами, то, что они сделали, что купили, что с ними произошло. Также им нравится быть в центре внимания. Они склонны перетягивать на себя внимание на любой встрече или социальном мероприятии. Все разговоры крутятся вокруг их персоны. Если кто-то меняет тему или начинает говорить о чём-то другом, высокомерный человек тут же постарается вернуть внимание к себе, даже если для этого придётся перебить собеседника.

3- Поначалу производит приятное впечатление

При знакомстве надменный человек может быть очаровательным. Его харизма, экстраверсия и общительность привлекают многих. Но это очарование поверхностно и долго не длится, поскольку за ним скрывается недостаток эмпатии, презрение, эгоизм и злоба.

4- «Перекомпенсируют» свои слабые стороны

Обычно высокомерные люди громко разговаривают, ходят, одеваются и накладывают макияж таким образом, чтобы привлечь внимание… Таким образом, с помощью демонстрирующего власть поведения они скрывают свою неуверенность.

5- Испытывают проблемы с построением отношений

Высокомерие и надменность отпугивают и отдаляют людей. Не только потому, что никому не нравится быть рядом с тем, кто считает себя лучше других и относится к остальным с презрением, но и потому, что высокомерные люди часто считают, что они самодостаточны и ни в ком не нуждаются.

Однако правда заключается в том, что длительная изоляция вызывает серьёзный дискомфорт.

6- Не признают ошибки и не принимают критику

Высокомерные и надменные люди считают, что всё, что они делают, они делают хорошо. Они думают, что никогда не ошибаются и всегда находят оправдание своим ошибкам. «Мне слишком поздно передали информацию», «Мне не объяснили всё чётко»…

Когда их критикуют, они принимают защитную позицию и даже не слушают то, что им говорят.

7- Им трудно просить прощения

Из-за собственного высокомерия такие люди считают, что они не делают ничего плохого, поэтому не просят прощения и не извиняются. У них всегда виноват другой человек.

8- Они нетолерантны с тем, кто не такой, как они

Высокомерные люди с лёгкостью критикуют других за промахи и слабости, не соответствующие их высоким стандартам. Им необходимо исправлять ошибки и промахи других, и даже провоцировать других на ошибки, чтобы затем указывать на их слабые стороны.

Высокомерные люди разговаривают только с теми, кто, по их мнению, заслуживает их внимания.

Высокомерие и самоуважение

Кажется вполне логичным думать, что причиной высокомерного поведения может быть высокая самооценка. И что высокомерие и уверенность в себе связаны между собой, другими словами, если у вас низкая самооценка и вы её постоянно повышаете, то в конце концов можете стать высокомерным и надменным человеком. Однако это не так.

Как мы уже с вами выяснили, высокомерный и заносчивый человек в глубине души слишком неуверен в себе, у него понижена самооценка. Таким образом, высокомерие и высокая самооценка — противоположные вещи. Если человек с низкой самооценкой обращается за терапией, чтобы поднять самооценку и самоуважение, он не станет надменным. Он станёт тем, кто поверит в свои способности и сильные стороны, а также признает свои слабости, чтобы работать над ними и компенсировать их.

Как общаться с высокомерным человеком?

Все мы на нашем пути когда-либо встречали заносчивых людей. Мы дадим вам несколько полезных советов о том, как вести себя с высокомерным человеком. Вы можете использовать их в повседневной жизни:

  • Если вам говорят-то обидное, не молчите. Не оставляйте это без ответа. Высокомерные люди настолько сосредоточены на себе, что даже не понимают, какой вред они наносят.
  • Скажите высокомерному человеку, что это только его точка зрения, и что другие люди могут думать иначе. Что его мнение — это не абсолютная правда.
  • Если он перебивает вас и говорит только о себе, скажите: «Извини, что я тебя перебиваю, но мне хотелось бы кое-то тебе рассказать».
  • Если человек что-то высокомерно вам заявляет, не бойтесь сказать ему об этом. Однако не следует переходить в атаку, постарайтесь сделать акцент на том, что у него не было подобных намерений (даже если были): «Это прозвучало немного высокомерно» или «Ты понимаешь, насколько надменно это прозвучало?». Или «Ты же не хочешь казаться таким заносчивым»?
  • Проявите терпение и понимание с высокомерным человеком, ведь он/она на самом деле не знает, как повести себя иначе.

Вы подозреваете у себя или своих близких депрессию? Проверьте прямо сейчас, присутствуют ли симптомы, которые могут указывать на наличие этого расстройства, с помощью нейропсихологического прямо сейчас!

Прочитав всё это, вы возможно, задумались о том, что сами страдаете высокомерием. Если даже и так, то осознать это — уже важный шаг.

  • Вы не лучше других только потому, что здорово что-то сделали. Как и у всех, у вас есть свои дефекты, и это также не делает вас хуже других. Иногда сложно признать свои слабости, поскольку мы чувствуем себя уязвимыми, и это совершенно нормально. Однако если мы их не признаем и не начнём с ними справляться, то останемся одни, в изоляции, без поддержки других людей.
  • Поймите и примите, что у окружающих своя собственная точка зрения, которая может сильно отличаться от вашей. Абсолютной правды не существует. Знать различные точки зрения может быть очень полезно. Не презирайте других потому, что они думают иначе. Выслушайте то, что они хотят сказать, это может вас удивить.
  • Повышайте свою самооценку. Вам не нужно презирать других или доминировать над ними, чтобы ощущать свою ценность. Мы все ценны.
  • Если вы не можете справиться с высокомерием самостоятельно, обратитесь к специалисту.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Истоки определения «высокомерие» уходят глубоко в историю человечества, в те времена, когда народами правили императоры и цари. Одним из важнейших символов власти было нахождение властителя на троне, стоящем на возвышенности, перед которым поданным надлежало падать ниц. Таким образом, подчеркивалась разница в статусе и ранге между королем, находящемся выше других во всех смыслах слова, и обычным людом.

В наше время высокомерный человек – это уже никакой не властитель, а скорее заядлый гордец, личность с завышенной самооценкой и привычкой хвастливо выпячивать свои преимущества. Психологам хорошо известно, что высокомерные люди зачастую глубоко несчастны внутри, однако они ни при каких обстоятельствах этого не признают. В статье мы детально рассмотрим причины, признаки и проблемы, которые порождаются этим изъяном характера.

Признаки высокомерия в людях

Высокомерие легко определить по таким характерным признакам, проявляющимся в поведении человека, как:

  • эгоистичность и безапелляционность по отношению к другим людям, такой индивид не прощает никаких ошибок и реагирует на них неадекватно, словно это личное оскорбление;
  • собеседника, принадлежащего к более низкому социальному рангу, высокомерные люди, чаще всего игнорируют или изощренно унижают на глазах у других;
  • собственная точка зрения на абсолютно все вещи в мире и полное не умение уважать чужие взгляды и мысли;
  • гордость, они ненавидят извиняться за собственные проступки и не приемлют никаких авторитетов;
  • высокомерность выражается при помощи мимики, что демонстрирует пренебрежение к окружающим, такие люди нередко ходят с высоко поднятой головой и очень эмоционально выражают свое недовольство, играя на публику;
  • высокомерные люди крайне вспыльчивы, бурно реагируют на критику в свой адрес, не желая слышать чужое мнение;
  • эти люди находятся под постоянным влиянием кодов и инграмм.

Причины появления

Следует понимать, что высокомерие – не врожденная, а приобретенная черта характера. Она формируется, как в раннем детстве, так и в старости. Причинами ее появления могут быть самые разные факторы, рассмотрим самые важные.

Удача . Индивид может родиться в богатой и почитаемой семье или же внезапно разбогатеть, получив наследство от дядюшки. Осознание финансовой независимости и высокого положения в обществе окрыляет его, отсюда и вытекает презрительное отношение к более «неудачным», по его мнению, соплеменникам. Тоже касается и тех индивидуумов, которым повезло появиться на свет красивыми.

Бедность, некрасивая внешность. Как ни странно, но отсутствие денег и физической красоты, также становится причиной возникновения высокомерности. Происходит это потому, что бедный человек пытается компенсировать собственную «неполноценность» за счет унижения тех, кто его окружает, тем самым психологически защищая себя от окружающих. Устраивая постоянные склоки и скандалы, он быстро обретает славу «тяжелого» человека с трудным характером, которому нигде не рады.

Обладание неким «высшим» знанием . Среди ученых часто встречаются высокомерные личности, считающие себя – центром планеты. Подобная гордыня берет исток из того, насколько высоко они оценивают обретенную ними мудрость. Они любят поучать других людей, наставлять их на правильный путь, просвещать, и в то же время обходятся с ними снисходительно, как с детьми, которые ничего не понимают в этом мире.

Публичность . Слава – великолепная почва для высокомерия, поэтому большинство из «звезд» эстрады, актеров и художников ведут себя вызывающе с собственными поклонниками. Нахождение на сцене в свете софитов, перед огромной толпой, крайне быстро развивает в них болезненное самомнение, которое они переносят на всех окружающих.

Лесть . Индивиды, привыкшие угождать тем, кто имеет власть, зачастую становятся причиной развития высокомерия. Различные политики и общественные деятели не замечают, что их попросту используют в корыстных целях, и действительно верят, что заслуживают всех оказываемых им почестях.

Воспитание . Психологам известно, что существуют родители, которые считают целесообразным воспитывать в своих детях пренебрежение к другим людям. Они считают, что это возвысит их чадо и приучит его к позиции начальника. Часто подобное происходит в именитых семьях, насчитывающих большую историю и мнящих себя аристократией.

Коды и инграмы могут становится мнимой защитой человека от психологической грубости, наглости и внешнего давления со стороны других, человек боится показать свою слабость, создавая тем самым уникальную разновидность высокомерия.

Изъяны высокомерия

Главная проблема высокомерия состоит в том, что личность, обладающая подобной неприятной поведенческой чертой, ни во что ни ставит окружающих ее людей. Именно из-за этой причины такому индивиду тяжело устанавливать длительный интимный контакт с особями противоположного пола, вступать в коммуникацию с коллегами на работе, заводить новых друзей, общаться и жить. Гордым людям крайне сложно строить карьеру, так как они неадекватно реагируют на претензии начальства, игнорируют рабочий распорядок и пытаются возвыситься за счет других. Как следствие, с ними конфликтуют и часто увольняют.

Психологи, которым приходилось работать с патологическими гордецами, отмечают, что таким личностям трудно быть первыми, они обладают невыносимым характером и редко хотят меняться по-настоящему. Высокомерному индивидууму необходимо понимать, что заносчивым поведением он уничтожает собственную репутацию и усложняет жизнь. Без принятия ответственности за свои поступки невозможно изменить укоренившихся поведенческих паттернов, в особенности – высокомерного отношения к окружающим людям.