Значение слова маратхи. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т


Регион проживания: Азия

МАРАТХИ, маратха (самоназвание), махараштрийцы, народ в Индии , основное население штата Махараштра. Численность 66,5 млн. человек. Говорят на языке маратхи индоарийской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе алфавита деванагари. Большинство маратхи - индуисты, имеются мусульмане (в основном шииты), буддисты (так называемые необуддисты - главным образом из бывших «неприкасаемых»), католики (район Гоа).

Предки маратхи - племена ратхов, махаратхов, раштракутов, обитавшие на территории современной Махараштры, упоминаются в ведической и эпической литературе. Земли маратхи входили в состав ряда древних и средневековых государств. Консолидации маратхи способствовало создание во второй половине XVII века независимого маратхского государства (распалось в XVIII веке на отдельные княжества). После получения Индией независимости (1947) территория маратхи входила в состав разных штатов, в 1960 создан особый штат Махараштра.

Основные занятия - земледелие (просо, кукуруза, пшеница, бобовые, поливной рис, сахарный тростник, арахис, кунжут, лён, хлопок, табак), огородничество и садоводство (в основном в окрестностях Бомбея). На побережье культивируют кокосовую пальму, бананы; там же развито молочное животноводство. Ремёсла - ткацкое, резьба по дереву, камню, слоновой кости и рогу, производство изделий из меди с чеканным и накладным орнаментом. Около трети маратхи живёт в городах; заняты главным образом в промышленности.

Сохраняются касты, которые делятся на экзогамные группы (куль), имеющие свои тотемы (деваки). Деревни - крупные, обычно состоят из кварталов (али), населённых членами нескольких каст или одной касты.

Традиционные сельские дома у зажиточных - из обожжённого кирпича, побелены, с черепичной крышей, часто двухэтажные, имеют внутренний дворик; у менее состоятельных - одно- или двухкамерные, глинобитные и каменные, с плоской глинобитной, на побережье - с высокой двускатной черепичной крышей. Традиционные городские жилища - кирпичные дома с низкой двускатной крышей из полуцилиндрической черепицы.

Традиционная мужская одежда - рубаха с прямыми рукавами, прямозастёжная куртка, дхоти или узкие штаны, разнообразные тюрбаны; женская - сари, часто задрапированные в виде шаровар (у женщин высоких каст сари до 10 м длины, низких - короткое и узкое); на севере - широкая юбка и кофта.

Основной индуистский праздник у маратхи - в честь бога Ганеши, центр культа которого - город Пуна; длится 10 дней, собирает много паломников. Праздники сопровождаются шествиями, театрализованными представлениями, ритуальными танцами.




Государство маратхов в 1760.г Столица Райгад , Пуна Язык(и) Маратхи Религия Индуизм Денежная единица Рупия , Пайса Площадь 2 800 000 км² Население 150 млн чел. (1700) Форма правления монархия Чхатрапати (император) - - Шиваджи - - Самбхаджи - - Раджарам I - - Тарабай - - Шахуджи I - - Раджарам II - - Шахуджи II - - Пратап Сингх История - 21 апреля 1674 создание государства - 21 сентября 1820 вхождение в состав Британской Индии К:Появились в 1674 году К:Исчезли в 1820 году
История Индии
Древняя Индия
Средневековая Индия
Портал «Индия»
Маратха , часто Маратхская империя или Маратхская конфедерация (маратх. मराठा साम्राज्य ) - крупное индуистское государство , созданное в 1674 году маратхами во главе с Шиваджи на территории современного штата Махараштра и прилегающих к нему землях. Столица - Райгад .

История

В 1674 году Шиваджи отказался подчиняться Биджапурскому султанату и принял царский титул, создав первое за долгие века мусульманского господства индуистское государство. Когда в 1680 году Шиваджи скончался, после недолгой борьбы один из его сыновей - Самбхаджи - одержал победу над своим братом, короновал себя и продолжил захватническую политику отца. Тем временем, узнав о смерти Шиваджи, Великий Могол Аурангзеб вторгся в Декан с армией в 180 тысяч солдат. Развязанные им Деканские войны привели лишь к ослаблению Империи Великих Моголов и усилению маратхов.

Начиная с правления внуков Шиваджи в маратхском государстве нарастают центробежные тенденции. О своей самостоятельности от пешвы (первого министра) объявляют наместники Берара (с центром в Нагпуре) и Малвы (с центром в Индауре). В 1720-е и 1730-е годы маратхские владения превращаются в коалицию маратхских княжеств, едва ли не самым сильным из которых становится Гвалияр .

Этими распрями не преминула воспользоваться Британская Ост-Индская компания . В ходе трёх англо-маратхских войн (1775-1782, 1803-1805, 1817-1818) британцы отобрали у маратхов Дели и некоторые другие территории, а сами князья превратились в вассалов Ост-Индской компании.

Содержание статьи

МАРАТХИ, народ в Западной Индии, населяющий преимущественно штат Махараштра (отсюда название «маратхи») и, в меньшей мере, штат Мадхья-Прадеш. Их численность составляет ок. 70 млн. человек. Маратхами называют также членов высшей земледельческой касты , тесно связанной с более многочисленной и гетерогенной земледельческой кастой кунби. История знает времена, когда маратхи как народ были разделены на соперничавшие между собой государства, а также времена консолидации, когда существовала сильная конфедерация маратхских княжеств.

Происхождение.

Маратхи – древний народ. Выносливые горцы и искусные наездники, маратхи умело использовали местоположение своих поселений на высоких плато, отвесные склоны которых создавали непреодолимые препятствия для нападавших. Их родиной была территория с центром в Пуне. Отсюда маратхи совершали завоевательные походы на восток, через Центральную Индию, доходя до границ Бенгалии, и на север, подступая к Дели; они установили также свое господство над прибрежной полосой Махараштры. Протомаратхские племена обладали культурой, во многом заимствованной из Южной Индии. С распространением арийской цивилизации они восприняли брахманизм, но не утратили прежних верований. Их социальная организация переняла индуистскую традицию со всей ее исторически оформившейся профессиональной и религиозной иерархией. Особенно высоким уважением и авторитетом в маратхском обществе пользовались брахманы. Письменность маратхов основана на алфавите деванагари, применяемого также в хинди и санскрите.

История.

Маратхи сыграли важную роль в истории Индии. Они дали Индии величайшего воина своего времени – Шиваджи (1627–1680), который был также крупным государственным деятелем, мечтавшим освободить свой народ от владычества Великих Моголов. Однако настоящая борьба за независимость началась в 1705, и на протяжении всего 18 в. маратхи оставались доминирующей политической и военной силой в Махараштре. Очевидное ослабление влияния Великих Моголов началось в 1705, когда маратхи устремились на север, преодолев р.Нарбада. Им удалось постепенно свести на нет величие Моголов, однако через короткое время Пенджаб подпал под власть сикхов. Смертельный удар по маратхам нанесли вторгшиеся в страну афганцы, взявшие верх в знаменитой битве при Панипате, близ Дели, в 1761. Первое столкновение с англичанами случилось в 1774, после чего произошли еще три кровопролитные войны. В 1818 могущественная конфедерация маратхских княжеств была окончательно сломлена, что открыло путь для установления британского господства в Южной Азии.

Маратхи, махараштрийцы. В восточных районах Махараштры синоним маратхов - барги. Самоназвание - маратха. Основное население штата Махараштра в Индии, конгломерат различных каст и групп. Численность 57 млн. человек.

Ряд линиджей маратхов расселился по широкой территории Индии, от Танджора в Тамилнаде до Джанси-Канпур в Уттар-Прадеш, и от западных районов Гуджарата до Ориссы. Группы брахманов маратхи переселились в Химачал-Прадеш (Кумаон). 155 групп маратхов расселены в 56 дистриктах Индии - в Махараштре, Гоа (там зарегистрированы две группы маратхов. Кшатрия и сатаркар или конкани), Карнатаке (где бытуют этнонимы - маратха, марата, арекшатри, аремаратха, арья маратха), Тамилнаду (Танджор, Аркот, Тиручирапалли), Ориссе, Мадхья-Прадеш (маратхи кшатрия и дхангар), Дели, Уттар-Прадеш (в основном, маратхи - брахманы кокнастх, караде, дешастх; сконцентрированы в районе Бунделкханд), Андхра-Прадеш (Телангана, где маратхов называют также ареоллу), Керала (дистрикт Касаргод).

По антропологическому типу неоднородны: большинство относится к индо- средиземноморской расе большой европеоидной расы, некоторые группы обнаруживают черты веддоидной расы. Маратхи характеризуются длинной и маленькой головой, средним ростом, длинным лицевым и широким носовым профилем Говорят на языке маратхи индоарийской группы индоевропейской семьи. Диалекты различаются слабо, наиболее выделяется диалект конкани, иногда рассматривается как самостоятельный язык. Письменность на основе азбуки деванагари. Большинство индуисты, имеются мусульмане (шииты), буддисты (необуддисты, главным образом из бывших "неприкасаемых"), христиане-католики (в районе Гоа).

Почитают клановых божеств (кулдевата) Бхавари, Кхандоба, Дургу, Сатери, Бхавани Деви. Развито движение бхакти, с почитанием бога Виттхала (Витхобы; социолог Иравати Карве "Я нашла новое определение для Махараштры - это земля, чьи люди ходят в паломничество в Пандхарпур"). Среди маратхов особенно популярен бог Ганешу, праздник Ганешу чатуртхи длится 10 дней и собирает много паломников, включает шествия, театрализованные представления, ритуальные танцы. Распространена традиция бхакти варкари, божество Витхоба (Виттхал) в г. Пандхарпуре.

Предки маратхов - племена ратхов, махаратхов, раштракутов, обитавшие на территории Махараштры, упоминаются в ведической и эпической литературе.

Древнейшее письменное упоминание маратхов относится ко 2 в. до н.э., однако исследования тотемных имён экзогамных групп среди маратхов, института девак, клановых символов свидетельствуют о глубоких корнях маратхов как автохтонов. На территории маратхов существовало несколько древних и средневековых государств. Страна маратхов, Махараштрамандала, впервые отчётливо описывается в труде Днянешвара "Днянешвари" (1290 г.). Консолидации маратхов способствовало создание во второй половине ХVII в. независимого маратхского государства, которое в ХVIII в. распалось на княжества. Консолидация правящих линиджей (кулов) маратхов было связано с политическим и военным лидерством махараджи Чхатрапатхи Шиваджи.

В результате англо-маратхских войн XVIII - XIX вв. значительная часть земель была завоёвана англичанами. Во второй половине XIX в. усилился процесс национальной консолидации. После получения Индией независимости в 1947 г. земли маратхов входили в состав разных штатов, а в 1960 г был создан штат Махараштра. Тхурстон (1909 г.) определял маратхов как единство не-брахманских каст, преимущественно военных, переселившихся в южные районы Индии. Нанджундайя и Айер (1931 г.) относят матархов к кшатриям четырёх династий - Сурьяванша, Сомаванша, Ядуванша и Шешаванша. В эпоху средневековья маратхи проявляются как аггломерация воинских, сельскохозяйственных групп и землевладельцев.

Ранняя этнографическая литература описывает маратхов как гетерогенные группы, расселённые по Махараштре и Конкану, и подразделяющиеся на три сегмента: маратхи - земельные собственники, маратхи - кунби, или кулвади (земледельцы), маратхи - рабочие касты. Кроме того, выделяют "чистых" маратхов, кшатриев (асал, кхандани или кулин; они подразделяются на 96 кланов - кулов), потомков маратхов и их наложниц из других народов (аккармаш, каду маратхи) и смешанных маратхов - потомков от браков представителей разных каст.

"Чистые" маратхи имели гипергамные отношения с кунби, в результате чего происходила интенсивная "маратхизация" кунби. Высшими кланами маратхов считаются пять - Джадхав, Море, Мохите, Ширке и Павар. Маратхская брахманская каста читпаванов. Маратхи Андхра-Прадеш делятся на субгруппы чеде арелу и гондилу; среди нет взаимных браков. Среди маратхов практикуются кросс-кузенные браки, известна полигиния. Семьи в основном нуклеарные, патрилокальные. Практикуются развод (кроме маратхов - брахманов) и повторный брак как для женщин, так и для мужчин.

Имущество делится по мужской линии, среди маратхов - брахманов - среди сыновей и незамужних дочерей. Маратхи признают родство как по материнской, так и по отцовской линии (вторая важнее). Основные институты родства - семья (кутумб, гхар, гхаране), клан (кул), тотем (девак), локализованный патрилинейный линидж (бхаубанд, бхауки). В куле есть семьи, девата (божество), тотем (девак). Кул экзогамен. Кула девак - дерево, растение, символ - играет большое значение в связи с браком.

Вычислить готру и джати у маратхов очень сложно. Система балутедари существовала в Махараштре до 1970-ых гг., она подобна общеиндийской джаджмани, это обмен между представителями различных занятий, ремесленниками, служащими (прачками, цирюльниками и т. п.), брахманами, астрологами с одной стороны (услуги и товары) и землевладельцами с другой (продукты, зерно). Совет старейшин - бхабки - решает конфликты на уровне деревни. Основные занятия - пашенное земледелие (просо, кукуруза, пшеница, бобовые, поливной рис, сахарный тростник, арахис, кунжут, лён, хлопок, табак; традиционно использовалась тягловая сила быков), огородничество, садоводство (главным образом, в районе Бомбея).

На побережье культивируют кокосовую пальму, бананы, молочное животноводство. Ремёсла - ткачество, резьба по дереву, камню, слоновой кости и рогу, производство изделий из меди с чеканным и накладным орнаментом. Среди маратхов растёт удельный вес новых зажиточных крестьян, а также безземельных рабочих. Около трети маратхов живёт в городах, заняты главным образом в крупной и мелкой промышленности, на государственных и частных предприятиях, торговле, служат в армейских подразделениях. Сохраняются касты, делящиеся на экзогамные группы (кул), имеющие свои тотемы - деваки.

Деревни крупные, обычно состоящие из кварталов (али), населённых членами нескольких каст или одной касты. Деревенский староста - патил - принадлежит обычно к правящему классу. Традиционные сельские дома у зажиточных - из обожженного кирпича, побелены, с черепичной крышей, часто двухэтажные, с внутренним двориком. У менее состоятельных - одно- или двухкамерные, глинобитные и каменные, с плоской глинобитной, на побережье с высокой двускатной черепичной крышей. Традиционные горные жилища - кирпичные дома с низкой двускатной крышей из полуцилиндрической черепицы.

Скот часто помещается под одной крышей с людьми - жилой дом состоит из двух частей. Пища. В основном маратхи не вегетарианцы (но не употребляют говядину и свинину), за исключением групп, исповедывающих бхакти (в частности, принадлежащие традиции варкари, преданные богу Витхобе), а также маратхов Уттар-Прадеш, Тамилнада и Андхра-Прадеш (преимущественно брахманов). Основа пищи - пшеничные лепёшки, грубые лепёшки из просяных культур - джовар, баджра - стали эстетическим элементом всех каст как символ культуры маратхов. Рис, чечевица, топлёное масло, овощи, острые приправы. Менее распространены джовар (сорго) и бхаджари (просо). Редко встречается употребление алкогольных напитков, хотя специальных кастовых запретов на это не существует.

Мужчины курят традиционные самокрутки - биди.

Традиционная мужская одежда - рубаха с прямыми рукавами, прямозастёжная куртка, дхоти или узкие штаны, разнообразные тюрбаны (пхета). Женская одежда - сари, задрапированное с имитацией шаровар, часто сари длиной до 10 м (у низких каст - короткое и узкое). На севере Махараштре - широкая юбка и кофта. Символы замужества у женщин - синдур, стеклянные браслеты, подвеска (мангалсутра), кольца на пальцы рук и ног, украшение в нос натх. Ранее среди женщин кулин бытовала система парды. Самый значительный календарный праздник - Бендур, или Пола, в ходе которого крупный рогатый скот украшается цветами и красками, и ведётся на процессию.

Богатый фольклор, включающий легенды и предания. Национальный герой маратхов - Шиваджи Бхосле. Национальный характер часто описывается как резковатый, прямой, независимый ("жительницы Махараштры любят грубые непристойные речи и несдержанны на ложе" - Камасутра).