Значение присоединения поволжья. "Присоединение к России Поволжья." Презентация к уроку истории

Успешные реформы, проведенные царем Иваном Грозным и «избранной радой», помогли России выиграть Казанскую войну и присоединить в 1552 к России Среднее Поволжье. Были созданы условия для завоевания Нижнего Поволжья. Московские власти вмешались в борьбу князей Юсуфа и Исмаила за власть в Ногайской Орде. Весной 1554 под предлогом помощи Исмаилу в Нижнее Поволжье была направлена судовая рать, которой командовали воеводы кн. Ю.И. Пронский-Шемякин и М.П. Головин. После разгрома у Черного острова разведывательным отрядом кн. А. Вяземского передового отряда астраханцев, ставленник ногайского кн. Юсуфа астраханский хан Ямгурчей бежал из Астрахани в Азов. Царские войска без боя заняли столицу вассального от Ногайской Орды Астраханского ханства. Новым ханом был провозглашен Дервиш-Али, который, в отличие от прежних ханов, признал вассальную зависимость от России, а не от Ногайской Орды. В городе был оставлен небольшой русский гарнизон из 500 служилых людей во главе с послом П. Тургеневым. В 1555 хан Ямгурчей c крымцами, турками и ногаями безуспешно пытался отбить у русских Астрахань. Хан Дервиш-Али вступил в сговор с находившимися в войске Ямгурчея Казы-мурзой и детьми кн. Юсуфа, которые убили бывшего астраханского хана. Вскоре выяснилось, что заговорщики преследуют свои цели, о чем посол П. Тургенев не преминул известить царя. Однако Иван Грозный принял сторону Дервиш-Али и заменил прежнего посла на Л. Мансурова. Зимой 1555-1556 Дервиш Али и его приспешники предательски напали на русский гарнизон в Астрахани и перебили несколько десятков человек. Посол Л. Мансуров с 350 служилыми людьми вырвался из Астрахании и укрылся у вольных казаков на Переволоке в городке Зимьево. Весной 1556 И. Грозный отправил в Астрахань новую судовую рать, которой командовали стрелецкие головы И. Черемисинов и Т. Тетерин. Однако еще до прихода царских голов Астрахань была захвачена отрядом вольных казаков во главе с атаманом Ляпуном Филимоновым. Царские воеводы без боя заняли город и приняли срочные меры для его укрепления. Затем они нанесли сокрушительное поражение Дервиш-Али и пришедших к нему на помощь ногайских мурз и крымцев. Одновременно атаман Л. Филимонов со своим отрядом разорил улусы приверженцев Дервиш-Али. Последний астраханский хан был вынужден бежать в Азов. Астраханское ханство было ликвидировано. Нижнее Поволжье вошло в состав России.

История названия Царицына

От основания города Царицына до настоящего времени прошли столетия. Однако до сих пор нет единого мнения в объяснении происхождения названия Царицын. На первый взгляд кажется просто: Царицын значит «город царицы», и речка, пересекающая наш город и впадающая в Волгу, тоже называется Царица. Но названия рек появлялись раньше, чем имена городов и сел. Следовательно, по речке назван и город. Название Царица возникло до появления русских на берегу речки. Одна из легенд говорит о татарской царице, любившей прогуливаться по берегу этой речушки и подарившей ей своё имя.
Однако, более всего правды, видимо, в том, что название речки и города татарского или, возможно, болгарского (в некоторых хрониках о Поволжье назван болгарский город Сарицон) происхождения. Татарское слово «Сары-су» означает - желтая вода. А вода в Царице желтая с незапамятных времен: на всем пути она принимает в лоно свое дождевые потоки. Или еще: город начался на песчаном острове, по-татарски «Сара-чин» - желтый остров. «Желтая» река, как полагают исследователи, несла свои мутные воды в Волгу и намыла у устья небольшой остров (название города Саратова тоже связано со словом САРЫ - желтый и ТАУ - гора, то есть «желтая гора»).
На этом острове сначала выросло небольшое поселение, а затем деревянная крепость. В 1589 г. на базе крепости был заложен город Царицын. В конце 90-х годов XVI в. с острова город был перенесен на правый берег Волги и стал называться «Новым городом», а потом Царицыном. По другим источникам русские после завоевания Средней Волги перенесли поселение с острова и дали ему имя Царицын, слегка изменив название САРЫ-ЧИН (а по словарю Никонова из САРЫГШИН, что означает «желтоватый», или САРЫ-СУ).
Также существует версия и о том, что название города Царицына идет от Ивана Грозного, построившего на Волге крепостцу в 1556 г. в честь своей супруги Анастасии.
Итак, установилось окончательное название города -Царицын. Оно осмысляется по-русски как «город царицы», а слово «царица» образовалось от «царь» (в древнерусском языке «властитель, государь», а также титул татарского хана). «Царь» же восходит к общеславянскому ЦЬСАРЬ (в качестве обозначения византийского императора - XI в.), также родственные: Юлий Цезарь (в Италии), цесаревич, цесаревна (в России).

Царицын в Смутное время

Смутное время – это период в истории нашей страны, начало XVII века, когда внутренние противоречия, принявшие характер гражданской войны, и иностранная интервенция поставили под вопрос существование самого российского государства. В противостояние были поставлены все слои населения и регионы страны. Не миновали эти события и Царицын.

Участь воевод во время смуты (1598- 1613)

По «Разрядным записям за Смутное время» известно, что в первой половине 1605 г. воеводой в Царицыне был Петр Петрович Головин-Меньшой . А со второй половины 1605 г. до начала 1606 г. - Федор Петрович Акинфиев , который во время восстания стрельцов и пушкарей Царицынского гарнизона был связан и доставлен восставшими в Астрахань вместе с царским послом князем Ромодановским, следовавшим из Персии. Оба они там были казнены за отказ присягнуть самозванцу Лжедмитрию I. До 1615 г. сведений о воеводах Царицына и Саратова ни в каких источниках до настоящего времени не обнаружено.

События смуты

А время на Руси стояло тревожное. Наибольшую опасность представляла польско-литовская интервенция; в июле 1606 г. громом грянуло антифеодальное восстание Ивана Исаевича Болотникова. Причем, судя по некоторым сохранившимся архивным документам, относящимся к Смутному времени, волнения в Нижнем Поволжье и на Дону вспыхнули еще до начала этого восстания.

Особенно обострились классовые противоречия в нашем крае после смерти в апреле 1605 г. Бориса Годунова и его сына царевича Федора; усиливалось влияние Лжедмитрия I (с ним связывали надежды на облегчение своего положения).

Астраханский воевода М. Б. Сабуров в этих условиях не решается выступить против Лжедмитрия, боясь потерять свой пост в Астрахани. Выжидает. Однако ему пришлось все-таки уступить свой пост присланному Лжедмитрием I князю Хворостинину, одному из преданных самозванцу бояр.

Осенью на Нижней Волге появился Ильи Горчакова (Илейки Муромца), он объявил себя «царевичем Петром», сыном царя Федора.

Отряд Илейки сеял панику среди бояр, помещиков, купечества; повстанцы захватывали торговые суда, грабили города. Затем объявили о походе вверх по Волге к своему «дядюшке» Лжедмитрию I в Москву. Верстах в десяти, не доходя до города Свияжска Муромец узнает, что его «Дмитрий» убит боярами в Кремле (17 мая 1606 г.), поворачивает свое войско обратно, в Нижнее Поволжье. Казаки Муромца участвовали в сражениях против войск царя Василия Шуйского. После разгрома восставших был схвачен царскими воеводами и казнен.

Незадолго до своей гибели Лжедмитрий I решает назначить боярина Шереметьева новым воеводой Астрахани; с большим отрядом Шереметьев отправляется на Нижнюю Волгу. Вступивший на престол Василий Шуйский оставил в силе решение о замене астраханского воеводы, послав Шереметьеву грамоту с изложением новых инструкций.

Между тем на Нижней Волге появился еще один самозваный претендент на царский престол - Ивашка-Айгуст, типичный представитель понизовой вольницы. С большим отрядом казаков он направился в Астрахань, где и был принят. Приободрился и отказавшийся подчиниться царской воле воевода Хворостинин, 17 июня 1606 г. он заявил об отложении Астрахани от Москвы. Грамоту же Шуйского Шереметьев получил только 25 июня 1606 г.

Во время астраханских событий гарнизон Царицына еще находился на стороне правительства Шуйского. Но вскоре в городе разнесся слух, что «царевич Дмитрий» жив, вспыхнуло восстание. Царицынцы связали своего воеводу Федора Петровича Акинфова и вместе с царским послом князем Ромодановским отправили в Астрахань, где они и были казнены.

Свидетелями волнений в Царицыне поневоле оказались кармелиты - английские монахи, направлявшиеся в Персию. Они терпеливо ожидали, когда Шереметьев освободит Астрахань. А время шло и шло… В июле 1607 г. в Царицын вступил отряд Ивашки-Айгуста, в начале августа прибыли в Астрахань. Их доброжелательно принял Хворостинин.

В тяжелый для России период польской интервенции в отрядах народного ополчения, созданных по призыву Минина и Пожарского, отстаивали независимость Родины тысячи представителей волжской вольницы и голутвенного казачества Дона. Авантюрист Заруцкий, пробравшийся с Мариной Мнишек в Астрахань, пытался осуществить замысел - передать Астрахань и Нижнее Поволжье под власть персидского шаха Аббаса. Однако астраханский гарнизон и все население города 15 апреля 1614 г. единодушно выступили против Заруцкого. Изменник вынужден был бежать с Мариной Мнишек и кучкой своих приверженцев на Яик (Урал), где и попал в руки яицких казаков; 27 мая 1614 г. воевода Миссюра Соловцов доставил его в Царицын.

Правительственным войскам удалось-таки закрепиться в Астрахани и других городах Поволжья. И тем не менее только к концу 1614 г. антифеодальные выступления пошли на убыль, хотя боярам и помещикам не удалось вытравить из сознания угнетенных масс вековую мечту о свободе.

Перед правительством царя Михаила Федоровича(1613-1645) встала неотложная задача восстановления городов и крепостей в Поволжье. В царской же казне - денег мало. Пришлось сосредоточиться на наиболее важных в военно-стратегическом отношении объектах. В Нижнем Поволжье выбор пал на Царицын, что вполне закономерно. Возродить город было поручено воеводе Миссюре Соловцову, хорошо знакомому с Нижним Поволжьем и практикой строительства крепостей. В 1607 г. он состоял при Шереметьеве в качестве посланца к ногайским князьям и мурзам, в 1609 г. С отрядом стрельцов и мастерами-умельцами Соловцов отлично справился с заданием. За быструю постройку города и острога Царицына шесть мастеров плотничного дела были отмечены царским пожалованием.

9. Донское казачество:дискуссии о происхождении в отеч лит-ре
Происхождение этнонима «казак» полностью не выяснено. Версии его этимологии основываются либо на его этническом (казак - производное от названия потомков касогов или торков и берендеев, черкас или бродников), либо на социальном содержании (слово казак - тюркского происхождения, им называли или свободного, вольного, независимого человека, или военного стража на границе). На различных этапах существования казачества в его состав входили русские, украинцы, представители некоторых степных кочевников, народов Северного Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. К началу XX в. у казачества полностью доминировала восточно-славянская этническая основа. Итак, казачество - субэтнос великорусского этноса.
Существует множество научных теорий происхождения казачества.
Все теории происхождения казачества подразделяются на две большие группы: теории беглого и миграционного, то есть пришлого, и автохтонного.
· Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов, конгломерата касагов, черкес, печенегов, торков, берендеев, бродников.
· По миграционным теориям, предки казаков - вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин (положения теории колонизации), либо под социальным влиянием (положения теории классовой борьбы).
· история донского казачества возводится к христианскому населению Хазарского каганата (ясы и касоги, которые за свое кавказское происхождение получили название черкасов, а за папахи - черные клобуки). Вспять к косогам и к покорению в 1462 г. русскими пределов ордынских, азовских и “меторийских” (methorischen) в истории донских казаков считал нужным обратиться и Карл фон Плото, в своей книге изданной в Берлине в 1811. Именно они после татаро-монгольского нашествия стали прихожанами золотоордынской Сарайской епархии.
В домонгольский период они также именовались бродниками, казаков как отдельного войска или субэтноса тогда еще не существовало. После распада Золотой Орды Дон делил степь на западную (крымскую) и восточную (ногайскую) сторону. Образовавшийся вакуум привел к появлению в степи казаков.
· Вторая версия, исходит из идеи совершенного обезлюживания Донской земли в эпоху татаро-монгольского нашествия (то есть полного исчезновения домонгольского христианского населения Дона) и заселения её русскими беглецами с «чистого листа». Основной поток беглых крестьян направлялся из Рязанского княжества, где казаки известны с 1444 года. Мореходные и пиратские казачьи традиции, по-видимому, связаны с переселенцами из Новгородской
Ø Казаки проживали на Дону, Северном Кавказе, Урале, Дальнем Востоке, в Сибири.
Ø казачьи общины входили в состав конкретного казачьего войска.
Ø Язык казаков - русский. В казачьей среде отмечается ряд диалектов: донской, кубанский, уральский, оренбургский и другие.
Ø Казаки пользовались русской письменностью.
Ø К 1917 году насчитывалось 4 миллиона 434 тысяч казаков обоего пола.

Казаки объединялись в особые государственно-политические, социально-экономические и этнокультурные образования - казачьи общины, позже переходящие в крупные структуры - войска, получавшие наименования по территориальному признаку. Высшим органом самоуправления являлось общее собрание мужского населения (круг, рада). На нем решались все важные дела войска, избирались войсковой атаман, войсковое правление. В области гражданской и военной организации, внутреннего управления, суда, внешних сношений казаки были совершенно самостоятельны.

10. Войско Донское в 16-17 в.в.: общественно - политическая организация, занятия донских казаков. Взаимоотношения Донского казачества и Московского правительства.
В 16 веке на Дону и Нижней Волге появились общины вольных людей-казаков. По одной теории, казаки считаются потомками домонгольского населения донской и приволжской степи- либо сарматов и хазар, либо славян- выходцев из Руси. Казачество возникло только в 16 веке и состояло из людей, бежавших из России из-за разорения и усилившейся эксплуатации. Большинство историков считают, что первоначально казачество возникло во время распада Золотой Орды, когда оставшиеся без средств к существованию татарские воины уходили в степь и начинали вести самостоятельную жизнь.

Само слово «казак» тюркского происхождения и означает «одинокий несемейный человек, не имеющий дома». Затем в середине 16 в. на Дон и Волгу хлынул поток беглецов из Русского правительства. Это были разорившиеся служилые люди- дворяне и стрельцы.
во 2 четверти 16 века произошло объединение их в одну организацию- Войско Донское, появились постоянно укрепленный поселения- городки. Казаки занимались охотой и рыболовством, но основным занятием для них были грабежи купеческих караванов на реках и сухопутных дорогах, а так же морские набеги на турецкие и крымские берега.
важным источником дохода являлась служба московскому царю. Казаки участвовали во взятии русскими войсками Казани и Астрахани, участвовали в Ливонской войне. Казаки также привлекались русским правительством для охраны торгового пути по Волге, за что получали жалованье. Первая, из известных царских грамот казакам относится к 1570 году. Адресуя ее «на Дон в Нижние и Верхние Юрты Атаманам и Казакам» Иван Грозный поручал им сопровождать русских послов, отправлявшихся к татарам.

Донское казачество занимало современных Ростовской, а также части Волгоградской, Воронежской, Луганской областей и Калмыкии. Донские казаки были наиболее многочисленными среди групп российского казачества. Во время войн у казаков выбирался походный атаман с неограниченной властью. Войско делилось на сотни и полусотни, возглавляемые сотниками, пятидесятниками и хорунжими.
С целью захвата военной добычи донцы организовывали набеги на турецкие владения по побережьям Азовского и Черного морей, а также на побережье Каспийского моря. В ходе социального расслоения выделились две группы казаков: домовитые (или старожилы), преимущественно низовые, и голутвенные (голытьба), главным образом из беглых крестьян, скоплявшихся в верховьях Дона, не обзаведшихся хозяйством и легко примыкавших к набегам и восстаниям. Голытьба была одной из главных движущих сил восстания под предводительством Степана Разина.
С 17 века русское правительство использовало донских казаков не только для защиты южных границ, но и в войнах с Турцией и Польшей. За службу выдавалось жалование деньгами, порохом, свинцом, сукном и хлебом. Делами Донского казачьего войска ведал Посольский приказ, с которым оно сносилось посылкой «легких» и более долговременных «зимовых станиц». В 1637 донские казаки захватили у турок Азов и, выдержав трех с половиной месячную осаду, удерживали его до 1642. Донское казачье войско участвовало также в Азовских походах (1695-1696).

Нарушение автономных прав донских казаков, запрет им принимать беглых крестьян, вызвали Булавинское восстание (1707-1709), после подавления которого Донское казачье войско было подчинено Военной коллегии. В 1718 году фактически была упразднена выборность атаманов, а с 1754 – и войсковой старшины. После подавления Булавинского восстания до двух тысяч казачьих семейств во главе с атаманом И. Некрасовым бежали на Кубань, а затем в Турцию. Часть их потомков вернулась в Россию в начале XIXвека.
В 1763 в России была введена обязательная пожизненная военная служба казаков. Во время Крестьянской войны (1773-1775) под руководством донского казака Е.И. Пугачева Дон был занят частями регулярной армии и окончательно утратил самостоятельность.

Отношения войска Донского и Москвы в XVII веке характеризовались наличием ряда существенных признаков сюзернитета-вассалитета, установившегося между русским государем и донскими казаками: существованием взаимной договоренности - о службе казаков, с одной стороны, и о жалованье и льготах казакам от правительства, с другой; покровительство России над Доном; наличие на Дону царского знамени.

Вассалом выступало войско Донское, сложившееся как объединение всего донского казачества после Смуты. Сюзеренитет-вассалитет позволял ему в одно и то же время и поддерживать тесные отношения с русским правительством, пользуясь его поддержкой, и иметь свободу, невиданную еще где-либо на русской земле, за исключением казачьих сообществ на других реках – Тереке и Яике.

Однако уже в 20-х годах XVII века правительство почувствовало, насколько серьезно противоречила его политическим интересам самостоятельность войска Донского. Ведя активные боевые действия на суше и на море против Азова, Крыма и Турции, казаки совершенно не склонны были учитывать ни характера русско-крымских и русско-турецких отношений того времени, ни тех задач, которые ставились русскими властями на международной арене. Никакие меры воздействия на войско Донское не помогали: ни увещевания в царских грамотах с напоминанием о том, как плохо было казакам “ при прежних государях московских, а особенно при царе Борисе”, ни угрозы отлучения от церкви, ни даже арест в 1625 году в Москве атамана зимовой станицы Алексея Старого и пяти казаков и ссылка их на Белоозеро.

Нападения казаков на Турцию и Крым продолжались в течение всех 20-х годов. Они серьезно осложняли отношения России с этими государствами и создавали определенные помехи на пути решения главной внешнеполитической проблемы, стоявшей перед Россией после Смуты – возвращения Смоленска и западных земель, отторгнутых в 1618 году Речью Посполитой.

Особенно резко стали обостряться отношения между Москвой и войском Донским с 1629 года, накануне войны России с Польшей. В царской грамоте на Дон от 6 октября казаки названы даже как “злодеи, враги креста Христова” и выдвинуто невиданное ранее требование выдачи казаков-участников похода на Крым. Это предопределило кризис во взаимоотношениях войска и русского правительства в 1630-1632 годах, который был относительно быстро преодолен, поскольку обе стороны быстро убедились в обоюдной невыгодности разрыва сложившихся связей. Восстановленное благожелательное отношение центральной власти к войску явилось одним из важных факторов, способствовавшихвзятию казаками Азова в 1637 году и осадному сидению в нем до 1642 года, что выявило вновь противоречия в отношениях центральной власти и войска. После отказа московской власти принять завоеванный казаками Азов и оставления крепости донцы оказались в очень трудном положении. Вернувшись, турки стали делать все возможное, чтобы “сбить” их с Нижнего Дона. К тому же войско оказалось ослабленным после азовской эпопеи. Чтобы не допустить упрочения турок на Нижнем Дону, московское правительство предпринялопопытки усилить войско донское.

Одновременно Москвой предпринимались усилия по изменению характера отношений с войском. С середины XVII века обстановка на Дону стала меняться, а в отношениях войска с Москвой возник новый кризис, совпавший с началом разинского движения. Поражение разинцев привело к первому нарушению самой войсковой старшиной правила невыдачи людей с Дона: были выданы правительству братья Разины- Степан и Фрол. Эа этим последовали присяга войска Донского российскому государю и изменение характера взаимоотношений его с Москвой. Содержание этих изменений заключалось в том, что шло постепенное превращение Дона из вассальной республики в составную часть России, пользовавшуюся широкой автономией. При этом большая часть казачества стремилась к сохранению старинных вольностей и прав, а также самостоятельности казачьей республики. В отношениях казачества и царского правительства с последней трети XVII века постоянно накапливались противоречия, которые проявились в и выступлении донских старообрядцев 1686-1689 годов, и в конфликте вокруг соляных промылах на Бахмуте, и в восстании под предводительством К. Булавина.

Усилия московских властей по изменению характера взаимоотношений с войском Донским были связаны с ослаблением казачьей организации после азовского осадного сидения и теми мерами, которое российское правительство предпринимало по увеличению его численности в 1640-х годах.

Прежде всего, в Москве попытались изменить процедуру приема на Дону царского посланника. Если ранее допускалось, чтобы он шел в Войсковой круг, то теперь в Посольском приказе стали требовать, чтобы казаки сами шли в стан к посланнику, принимали бы там царское жалованье и признали бы тем самым его более высокой стороной, чем высший орган власти на Дону – Войсковой круг. Однако казаки, со своей стороны, решительно отказывались идти на посольский стан

Поскольку обе стороны стояли на своем, а у правительства еще не было возможности заставить казаков поступать в соответствии с его требованиями, нашелся взаимоприемлемый выход. Передача жалованья происходила на нейтральном месте – у часовни в Черкасском городке.

После прихода к власти в Казанском ханстве в 1521 г. враждебной России крымской партии и возобновления набегов на пограничные русские земли одной из главных внешнеполитических задач московского правительства стал военный разгром этого татарского государства. Начало походов на Казань было несколько отсрочено периодом внутренней нестабильности в Русском государстве, наступившем после смерти Елены Васильевны Глинской. Первый поход начался в 1545 г. Московская судовая рать князя С. И. Микулинского, И. Б. Шереметева и князя Д. И. Палецкого, соединившись с пришедшим из Вятки полком воеводы В. С. Серебряного-Оболенского, подошла к Казани, разорила ее окрестности и вернулась назад. Действовавшее обособленно от основных сил пермское ополчение воеводы В. Львова было окружено татарами и разбито.

В конце 1547 г. состоялся новый поход на Казань. При московском войске, в декабре выступившем во Владимир, где к нему присоединились полки, пришедшие из других русских земель, находился царь Иван IV. Из-за небывало теплой зимы армия лишь в конце января достигла Нижнего Новгорода и двинулась к границам Казанского ханства. Часть "стенобитного наряда" (осадной артиллерии) утонула в Волге, при переправе через нес. Нс дожидаясь окончания похода, Иван IV вернулся в Москву. Главный воевода, князь Д. Ф. Бельский, смог достичь Казани и в битве на Арском поле разбил войска хана Сафа-Гирея, однако, потеряв во время начавшейся осады многих людей, ушел из-под города к русскому рубежу.

Неудачным был и поход 1549–1550 гг. Он стал неизбежным после получения Москвой 25 марта 1549 г. известия о кончине хаиа Сафа-Гирея. Казанцы попытались получить нового "царя" из Крыма, однако их послы не справились с возложенной на них миссией. В результате новым ханом был провозглашен двухлетний сын Сафа-Гирея – Утемыш-Гирей, именем которого стала править мать, ханша Сююн-Бике. Русское правительство решило воспользоваться наступившим в Казани династическим кризисом и нанести мощный удар по татарскому ханству. В поход войско провожали специально прибывшие во Владимир митрополит Макарий и крутицкий владыка Сава. В послании митрополита есть чрезвычайно важный призыв, адресованный воеводам и детям боярским: идти в поход "без мест". Получив благословение митрополита, царь во главе собранных полков выступил "на свое дело и на земское" к Нижнему Новгороду, откуда 23 января 1550 г. русское войско вниз по Волге направилось в татарскую землю.

Под Казань полки пришли 12 февраля и начали готовиться к осаде хорошо укрепленной крепости. Однако погодные условия вновь оказались не па их стороне. По свидетельству летописцев, наступила "в то время... мокрота немереная; и из пушек и ис пищалей стреляти не мощно, и к городу приступати не възможно за мокротою. Царь и великий князь стояли у города 11 ден, а дожди по вся дни быша и теплота и мокрота великие; речкы малые попортило, а иные многие прошли, а приступати к городу за мокротою не угодно". 25 февраля 1550 г. осада была снята и русское войско ушло в свои города.

Главной причиной неудач этих походов стала невозможность наладить правильное снабжение войск. Чтобы исправить положение, в 1551 г. в устье реки Свияш (в 20 верстах от Казани) была построена русская крепость Свияжск, ставшая русским форпостом в Казанском ханстве. Построили ее всего за четыре недели, несмотря на просчет строителей, неверно определивших длину стен будущего города. Об этом совершенно определенно говорится в летописи: "Город же, которой сверху привезен, на половину тое горы стал, а другую половину воеводы и дети бояръскые своими людми тотчас зделали".

Основной набор стен и башен, а также жилых помещений и двух храмов будущей твердыни зимой 1550–1551 гг. заготовили на Верхней Волге в Углицком уезде, в вотчине князей Ушатых. Надзирал за ее строительством государев дьяк И. Г. Выродков, которому предстояло не только изготовить крепость, но затем в разобранном виде доставить ее к устью Свияги. Эту сложнейшую инженерную операцию сопровождал целый ряд мероприятий, призванных изменить ход военных действий против волжских татар.

Главная роль в акции прикрытия фортификационных работ на Круглой горе отводилась рейду князя П. С. Серебряного, получившему весной 1551 г. приказ идти с полками "изгоним на казаньской посад". Одновременно с этим Вятская рать Б. Зюзина и волжские казаки должны были занять все перевозы по основным транспортным артериям ханства: Волге, Каме и Вятке. На помощь Зюзину из Мещеры выслали 2,5 тыс. пеших казаков во главе с атаманами Севергой и Елкой. Им предстояло пройти "Полем" к Волге и "суды поделать да поити вверх по Волге воевати казаньскых мест". Дальнейшая хроника этой войны упоминает атамана Севергу в связи с его действиями па Вятке в составе рати воеводы Зюзина, что свидетельствует о благополучном завершении казачьего похода из Мещеры на Волгу. Другие отряды служилых казаков действовали в Нижнем Поволжье. На них жаловался царю Ивану IV нурадин (титул наследника правителя Ногайской Орды) Измаил, писавший, что его казаки "у Волги оба берега отняли и волю у нас отняли и наши улусы воюют".

Войско князя Серебряного выступило из Нижнего Новгорода на Казань 16 мая 1551 г. и уже 18 мая было под стенами города. Нападение оказалось для татар полной неожиданностью. Русским воинам удалось ворваться в посад и, пользуясь внезапностью своей атаки, нанести противнику ощутимый урон. Однако казанцам удалось перехватить инициативу у нападавших, оттеснив их к кораблям. Во время контратаки были окружены и взяты в плен 50 стрельцов вместе со стрелецким сотником А. Скоблевым.

Отступив от Казани, войско князя Серебряного встало лагерем на реке Свияге, дожидаясь прибытия туда армии Шаха-Али и доставки основных конструкций будущей крепости. Огромный речной караван вышел в путь в апреле, а подошел к Круглой горе только в конце мая 1551 г.

В апреле из Рязани "на Поле" двинулось войско воевод М. И. Вороного и Г. И. Филиппова-Наумова. Перед ними была поставлена задача прервать сообщение Казани с Крымом.

Активность русских войск ошеломила казанцев и отвлекла их внимание от начатых 24 мая больших строительных работ в устье Свияги.

Крепостные стены Свияжска протянулись на 1200 саженей. Прясла (участки стены между башнями) состояли из 420 городен ; в крепости было 11 башен, 4 стрельницы и 6 ворот, стены и башни имели 2 яруса бойниц, предназначенных для ведения артиллерийского и ружейного огня.

Возведение сильной крепости в самом сердце татарского государства продемонстрировало силу Москвы и способствовало началу перехода на русскую сторону ряда поволжских народов – чувашей и черемисов- марийцев. Полная блокада водных дорог ханства московскими отрядами усугубила сложную ситуацию.

Новое правительство, которое возглавили отлай Худай-Кул и князь Нур- Али Ширин, вынуждено было пойти на переговоры с русскими властями. 11 августа 1551 г. казанские послы князь Бибарс Растов, мулла Касим и ходжа Али-Мерден согласились выдать хана Утемыша и "царицу" Сююн- Бике, признать присоединение к России Горной (западной) стороны Волги, запретить христианское рабство и принять ханом угодного Москве Шаха- Али. 14 августа 1551 г. на поле в устье реки Казанки (в 7 км от Казани) состоялся курултай, па котором татарская знать и духовенство одобрили заключенный договор. 16 августа состоялся торжественный въезд нового хана в Казань. Вместе с ним "для полону и иных для управных дел" приехали русские представители: боярин И. И. Хабаров и дьяк И. Г. Выродков, которым на следующий день были переданы 2700 наиболее видных русских пленных.

Правление нового казанского "царя" продолжалось недолго. Обезопасить себя и немногих своих сторонников Шах-Али мог только одним способом: пополнив казанский гарнизон за счет русских войск. Но, несмотря на шаткость положения, хан согласился ввести в Казань лишь 300 касимовских князей, мурз и казаков и 200 русских стрельцов. Между тем вынужденное согласие Шаха-Али выполнить ряд требований московского царя, в том числе выдать 60 тыс. русских пленных, окончательно подорвало авторитет казанского правительства. Отказ Москвы на просьбы Шаха-Али о возвращении под власть Казани присягнувших России жителей "горной" половины ханства вызвало еще большее недовольство татар. Хан попытался силой подавить оппозицию, но начатые репрессии лишь усугубили ситуацию.

В связи с этим в Москве, где внимательно следили за развитием событий в Казани, стали склоняться к принятию предложения, высказанного сторонниками русского царя из числа казанской знати: об удалении Шаха- Али и замене его русским наместником. Неожиданные действия хана, узнавшего о предстоящей передаче власти прямому представителю Москвы и решившего покинуть престол, не дожидаясь официального уведомления, спутало карты сторонников такой рокировки. 6 марта 1552 г. Шах-Али под предлогом поездки на рыбную ловлю покинул Казань. Захватив в качестве заложников сопровождавших его князей и мурз (всего 84 чел.), он ушел под русскую защиту в Свияжск. Вскоре после этого в Казань были направлены московские воеводы, но вступить в город им не удалось. 9 марта 1552 г. подстрекаемые князьями Исламом и Кебеком и мурзой Аликеем Парыковым горожане восстали. В ходе переворота к власти пришла партия сторонников возобновления войны с Россией во главе с князем Чапкуном Отучевым. Новым ханом стал астраханский царевич Едигер, войска которого начали военные действия против русских отрядов, стараясь очистить от них Горную половину ханства.

В Москве немедленно начинается подготовка нового похода на Казань. Возобновилась блокада русскими отрядами-заставами казанских речных путей. В конце марта – апреле 1552 г. в Свияжск из Нижнего Новгорода были отправлены осадная артиллерия, боевые припасы и продовольствие. В мае для отправки под Казань в Москве было собрано большое войско (150 тыс. чел.). Однако в поход оно выступило лишь 3 июня 1552 г., после того как часть собранных ратей, выдвинувшись к Туле, отразила нападение крымских татар хана Девлета-Гирея. Проходя в среднем по 25 верст в день, русское войско подошло к столице Казанского ханства 13 августа. При осаде крепости велась ее бомбардировка, под стены закладывались пороховые фугасы, была построена подвижная 13-метровая осадная башня, которая поднялась "выше града Казани". На ней установили 10 больших и 50 малых орудий – полуторных и затинных пищалей (крепостных крупнокалиберных ружей). Когда все уже было готово к общему штурму окруженной со всех сторон Казани, русское командование 1 октября 1552 г. направило в город парламентера – мурзу Камая с последним предложением о сдаче. Оно было отвергнуто – казанцы решили защищаться до конца.

На следующий же день, 2 октября 1552 г., русские войска сразу с семи сторон начали атаку городских укреплений. Сигналом к штурму стали взрывы подведенных под стены крепости минных галерей, в которые заложили 48 бочек с порохом. Сам Иван Грозный, пребывавший на торжественной литургии в своей походной церкви, услышав страшные взрывы в Казани, вышел из шатра и увидел летевшие в разные стороны остатки крепостных укреплений. Взорванными оказались участки стен между Аталыковыми воротами и Безымянной башней и между Царевыми и Арскими воротами. Опоясывавшие город со стороны Арского поля укрепления были почти полностью разрушены, и русские отряды смогли беспрепятственно ворваться в крепость.

Основная битва разгорелась на кривых улочках татарской столицы. Казанцы отказывались сдаваться и бились насмерть. Одним из наиболее упорных очагов обороны стала главная казанская мечеть на Тезицком овраге. Все защищавшие ее и в их числе имам Кул-Шериф погибли. Последний бой произошел на площади перед ханским дворцом. Хан Едигер был взят в плен. Вместе с ним были схвачены князь Зениет и два молочных брата хана. Избежали гибели лишь немногие воины из тех защитников города, которые бросились со стен и бежали к Арскому лесу, уйдя от погони за мелководную речку Казанку.

Таким образом, в результате полуторамесячной осады и кровопролитного штурма 2 октября 1552 г. Казань пала, превратившись в центр русского владычества в Среднем Поволжье. После подавления нескольких татарских и марийских восстаний территория Казанского ханства вошла в состав Московского государства.

По соседству с Казанским ханством, в низовьях Волги, находилось еще одно татарское государство – Астраханское ханство. Оно возникло в начале XVI в. после окончательного разгрома войском крымского хана Менгли-Гирея Большой Орды (1502). Столицей ханства был город Хаджи- Тархан (Астрахань). Пользуясь исключительно благоприятным положением своих владений в дельте Волги, астраханские ханы контролировали торговлю Руси и Казани со странами Востока. Вплоть до завоевания

Россией здесь сохранялись рабство и работорговля. Астраханские татары не раз участвовали в походах Крымской и других татарских орд на русские земли, на рынках Хаджи-Тархана продавали захваченных невольников. Однако отношения с Бахчисараем были сложными. Гиреи не раз пытались захватить Нижнее Поволжье, астраханцы участвовали в ногайских рейдах за Перекоп.

После постройки крепости Свияжск и вынужденного согласия казанских беков принять вассальную зависимость от Московского государства, стремление нового астраханского хана Ямгурчи крепить союз и дружбу с Иваном IV упрочилось, но ненадолго. Уже в следующем 1552 г. (видимо, после изгнания Шаха-Али из Казани) Ямгурчи, нарушив договор с Россией, оскорбил русского посла Севастьяна Авраамова, выслал его на каспийские острова и ограбил русское посольство. Новым союзником астраханского хана становится крымский хан Девлет-Гирей. В том же 1552 г. он прислал Ямгурчи 13 пушек. Встревоженные этим союзом ногайские мирзы отправляют своих послов в Москву. Они предложили свергнуть Ямгурчи и посадить на ханский престол "царя" Дервиша-Али (Дербыша), в 1537–1539 и в 1549–1550 гг. уже занимавшего астраханский престол. Новый претендент был сестричем ногайского мирзы Исмаила. Дервиш-Али срочно был вызван в Москву, где ему сообщили о назначении новым ханом.

Ранней весной 1554 г. в поход к Астрахани выступило 30-тысячное русское войско воеводы князя Юрия Ивановича Пронского-Шемякииа. 2 июня 1554 г. оно без боя заняло Хаджи-Тархан. Новым ханом стал Дервиш-Али. Власть его первоначально признали 500 князей и мурз и 7 тыс. "черных людей", оставшихся на своих кочевьях. Но вскоре вернулся знатный татарин Енгуват-азей, "а с ним многы моллы и азеи и всякых 3000 человек, и правду царю и великому князю и царю Дербышу учинили". Новый хан выполнил требование Москвы, освободив русских пленников. Он также обязался ежегодно выплачивать московскому царю дань: 40 тыс. алтын (1200 руб. серебром) и 3 тыс. "осетров в сажень".

Через месяц русские полки ушли из Астрахани, оставив в городе отряд иод командованием воеводы Петра Дмитриевича Тургенева, ставшего наместником при Дервише-Али.

Весной 1555 г. прежний хан Ямгурчи, заручившись поддержкой Крыма и Турции, предпринял попытку вернуть престол, дважды нападая на Астрахань. В его войске были не только астраханские и ногайские мурзы, но и турецкие янычары. В апреле 1555 г., во время первого приступа, русским стрельцам и казакам удалось отразить нападение, обратив противника в бегство. В мае произошло новое нападение Ямгурчи. Подробные сведения о нем сохранились в сообщении в Москву воеводы Тургенева. На этот раз события приняли неожиданный поворот. Дервиш-Али смог договориться с находившимися в войске противника ногайскими мирзами, сыновьями Юсуфа, которые помогли ему разбить отряды Ямгурчи. В благодарность за эту помощь Дсрвиш-Али перевез мятежных ногайцев через Волгу, где они начали военные действия против союзника Москвы – ногайского бия (князя) Измаила. На помощь Петру Тургеневу из Москвы был отправлен отряд стрелецкого головы Григория Кафтырева и казачьего атамана Федора Павлова. Однако астраханского воеводу они встретили на Волге, по дороге к Москве. Тургенев сообщил Кафтыреву о том, что Дервиш-Али его "отпустил" от себя и ищет поддержки у крымского хана Девлета-Гирея. Поспешив в Астрахань, Кафтырев нашел город покинутым жителями. Он сумел переслать Дервишу-Али сообщение о готовности восстановить добрососедские отношения между Москвой и Астраханью и частичном удовлетворении его просьб московским царем. Астраханцы вернулись в город, но в марте следующего 1556 г. ногайский князь Измаил известил русское правительство, что Дервиш-Али окончательно изменил России.

Действительно, подстрекаемый новыми союзниками из числа ногайских "Юсуфовых детей" и астраханскими советниками Дервиш-Али напал на стоявший в Астрахани русский отряд Леонтия Мансурова и вынудил его покинуть территорию ханства. Городок, где держался Л. Мансуров, был подожжен с помощью подвезенной нефти. Уйти на кораблях не удалось – они оказались "просечены" ногаями. Все же Мансурову удалось уйти на плоту в Верхний острог, где были основные силы его отряда, всего с семью оставшимися у него людьми.

Опасаясь ответных действий со стороны московского правительства, он тогда же обратился за помощью к крымскому хану Девлету-Гирею, поспешившему прислать в Хаджи-Тархан небольшой отряд (700 крымских татар, 300 янычар). Этих сил оказалось недостаточно, чтобы успешно противостоять русскому войску, в которое входили стрелецкие приказы Ивана Черемесинова и Тимофея Пухова-Тетерина, вятская рать воеводы Федора Писемского и отряды казаков Михаила Колупаева и волжского атамана Ляпуна Филимонова. Казачий отряд Филимонова, отправленный в поход еще зимой па лыжах, первым подошел к Хаджи-Тархану, хотя у него было всего 500 казаков, Филимонов сумел ворваться в город и нанес тяжелое поражение астраханскому войску. Дервиш-Али отступил, рассчитывая на поддержку союзных ему ногайских мурз. Но "Юсуфовы дети" договорились с дядей Измаилом и, повинившись перед русскими воеводами, напали на Дервиша-Али. В бою он потерял все крымские пушки. 26 августа 1556 г. Астрахань и все ханство вошло в состав Русского государства.

С остатками разбитого войска последний астраханский хан бежал к Азову. Итог закончившейся войны подвел С. М. Соловьев: "Так устья Волги окончательно закрепились за Москвой" . В 1557 г. вассальную зависимость от Москвы признал ногайский бий Измаил.

Присоединение к Московскому государству Казанской земли (1552), Астраханского ханства (1556) и Ногайской орды (1557) не означало полного покорения Среднего и Нижнего Поволжья. Мятежи в этом, тогда еще неспокойном регионе продолжались всю вторую половину XVI в., отвлекая русские вооруженные силы, крайне необходимые на других рубежах.

  • Городня – отдельный, замкнутый сруб, наполненный песком или землей с камнями, Поставленные вместе городни образовывали "прясла" – стены крепостей.
  • Казанское ханство было разделено рекой Волгой на Горную (левобережную) и Луговую (правобережную) части.
  • Сестрин (устар.) – племянник, сын сестры.
  • Соловьев С. М. Сочинения. М.: Мысль, 1989. Кн. III. С. 473.

Сергей Елишев

С XVI и XVII веков границы Российского государства стали неуклонно расширятся в разных направлениях. Причин этому было множество, и они были не однородны. Движение русских на западном, юго-западном, а затем и восточном направлениях было продиктовано необходимостью возврата, воссоединения бывших территорий и родственных народов Древней Руси в единое государство, имперской политикой защиты православных народов их населяющих от национальных и религиозных притеснений, а также естественным геополитическим стремлением обрести выход к морю и обезопасить границы своих владений.

Присоединение Казанского и Астраханского ханств (соответственно в 1552 и 1556 годах) произошло совсем по иным причинам. Россия отнюдь не стремилась к захвату этих бывших ордынских территорий (с правительствами которых у неё сразу же были установлены дипломатические отношения), поскольку сделать это после распада Орды не составляло особого труда, как для Ивана III, так и для Василия III, и молодого Ивана IV. Однако, этого долгое время не происходило, поскольку у власти в ханствах в это время находились представители дружественной России касимовской династии. Когда представители этой династии были побеждены своими конкурентами и, в Казани (ставшей, к тому времени одним из центров работорговли) и Астрахани установилась проосманкая крымская династия, только тогда было принято политическое решение о необходимости включения этих земель в состав России. Астраханское ханство, кстати, было бескровно включено в состав государства российского.

В 1555 году в сферу влияния России на правах вассалитета вошли Большая Ногайская Орда и Сибирское ханство. Русские люди приходят на Урал, получают доступ к Каспийскому морю и Кавказу. Большинство народов Поволжья и Северного Кавказа, за исключением части ногаев (малых ногаев, в 1557 году мигрировавших и основавших на Кубани Малую Ногайскую Орду, откуда они беспокоили население российских рубежей периодическими набегами), подчинились России. В состав России вошли земли, на которых проживали чуваши, удмурты, мордва, марийцы, башкиры и многие другие. На Кавказе были установлены дружественные отношения с черкесами и кабардинцами, другими народами Северного Кавказа и Закавказья. Всё Поволжье, а значит и весь волжский торговый путь стали российскими территориями, на которых сразу же появились новые русские города: Уфа (1574), Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590).

Вхождение этих земель в состав империи не привело к какой-либо дискриминации и притеснениям населяющих их этносов. В рамках империи они полностью сохранили своё религиозное, национальное и культурное своеобразие, традиционный уклад жизни, а также системы управления. Да и большинство из них отнеслись к этому весьма спокойно: ведь Московское государство значительное время являлось частью Джучиева улуса, а Россия, перенявшая накопленный ордынцами опыт управления этими землями и активно реализующая его при осуществлении своей внутренней имперской политики, воспринималась ими как естественный наследник монгольской протоимперии.

Последовавшее за этим продвижение русских в Сибирь также не было обусловлено какой-либо национальной сверхзадачей и государственной политикой освоения этих земель. В.Л. Махнач объяснял начавшееся в XVI веке освоение Сибири двумя факторами: во-первых, агрессивной политикой сибирского хана Кучума, совершавшего постоянные набеги на Строгановские владения; во-вторых, тираническим правлением Ивана IV, спасаясь от репрессий которого русские люди бежали в Сибирь.

В Сибирском ханстве, образовавшемся около 1495 года и куда кроме сибирских татар, входили ханты (остяки), манси (вогулы), зауральские башкиры и другие этносы, шла постоянная борьба за власть между двумя династиями – тайбунгами и шейбанидами. В 1555 году хан-тайбунгин Едигер обратился к Ивану IV с просьбой о подданстве, которая удовлетворена, после чего сибирские ханы начали платить дань московскому правительству. В 1563 году власть в ханстве захватил шейбанид Кучум, который первоначально поддерживал отношения вассалитета с Россией, но впоследствии, воспользовавшись неурядицами в Российском государстве в 1572 году после набега Крымского хана на Москву, разорвал эти отношения и начал проводить достаточно агрессивную политику в отношении пограничных земель российского государства.

Постоянные набеги хана Кучума, сподвигли именитых и богатых торговых людей Строгановых, организовать частную военную экспедицию для защиты рубежей своих владений. Они нанимают казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем, вооружают их, а те в свою очередь, неожиданно для всех громят хана Кучума в 1581-1582 годах, у которого, кстати, с Москвой были налаженные дипломатические отношения и захватывают столицу Сибирского ханства - Искер. Проблему заселения и освоения этих земель казаки, конечно же, решить не могли, и возможно бы вскоре ушли из Сибири, но на эти земли, спасаясь от репрессий Ивана Грозного, хлынул поток беглых русских людей, начавших активно осваивать малонаселённые новые земли.

Особого сопротивления в освоении Сибири русские не встретили. Сибирское ханство было внутренне непрочно и вскоре оказалось присоединено к России. Военные неудачи Кучума привели к возобновлению междоусобиц в его стане. Ряд хантских и мансийских князей и старейшин начали оказывать помощь Ермаку продовольствием, а также платить ясак московскому государю. Старейшины коренных сибирских народов были чрезвычайно довольны снижением размера ясака, который собирали русские по сравнению с ясаком, который забирал Кучум. А поскольку свободной земли в Сибири было много (можно было пройти и сто, и двести километров никого не встретив) - места хватало всем (как русским землепроходцам, так и коренным этносам, большинство из которых пребывали в гомеостазе (реликтовой фазе этногенеза), а значит, не мешали друг другу), освоение территории пошло быстрыми темпами. В 1591 году хан Кучум был окончательном разбит русскими отрядами и изъявил покорность российскому государю. Падение Сибирского ханства – единственного более или менее сильного государства на этих просторах, предопределило дальнейшее продвижение русских по Сибирским землям и освоение просторов восточной Евразии. Не встречая организованного сопротивления, русские землепроходцы на протяжении XVII века легко и быстро преодолели и освоили земли от Урала до Тихого океана, закрепившись в Сибири и на Дальнем Востоке.

Обилие и богатство Сибирских земель зверем, пушниной, драгоценными металлами и сырьём, их малонаселённость и их удалённость от административных центров, а значит и от властей и возможного произвола чиновников, привлекали на них большое количество пассионариев. Ища «воли» и лучшей жизни на новых землях они активно осваивали новые пространства, двигаясь лесными массивами Сибири и не выходя за пределы речных долин, привычного для русских людей ландшафта. Темпы продвижения русских на Восток Евразии уже не смогли остановить даже реки (естественные геополитические преграды). Преодолев Иртыш и Обь, русские дошли до Енисея с Ангарой, вышли на берега Байкала, освоили бассейн Лены и, выйдя к Тихому океану, занялись освоением Дальнего Востока.

Приходя на новые, малозаселённые территории, землепроходцы (по большей части, первоначально казаки), взаимодействуя с немногочисленным местным населением, создавая и обустраивая развитые системы острогов (укреплённых населённых пунктов), поэтапно закрепляли за собой эти земли. Вслед за первопроходцами, возле острогов, гарнизоны которых нуждались в обеспечении их продовольствием и фуражом, при фактически полном отсутствии путей их доставки, оседали и селились крестьяне. Осваивая новые для себя формы обработки земли, особенности ведения хозяйственной деятельности быта, русские активно взаимодействовали с местными жителями, в свою очередь, делясь с последними собственным опытом, в том числен и земледельческим. На просторах Сибири один за другим стали появляться новые русские города-крепости: Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов и Сургут (1593), Тара (1594), Мангазея (1601), Томск (1604), Енисейск (1619), Красноярск (1628), Якутск (1632), Охотск (1648), Иркутск (1652).

В 1639 году казаки во главе с И.Ю. Москвитиным достигли берегов Охотского моря. В 1643-1645 годах экспедиция В.Д. Пояркова и в 1648-1649 годах экспедиция Е.П. Хабарова вышли к реке Зея, а следом и к Амуру. С этого момента, началось активное освоение Приамурья. Здесь русские столкнулись с чжурчженями (маньчжурами), платившими дань империи Цин и сохранившими достаточный уровень пассионарности, чтобы остановить продвижение немногочисленных землепроходцев. По результатам нескольких военных кампаний, между Цинской империей и Россией был заключен Нерчинский мир (1689). Экспедиция С.И. Дежнева, двигавшегося по Северному Ледовитому океану другим маршрутом в 1648, выйдя из устья реки Колымы, дошла до берегов Анадыри, обнаружив пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, а значит и проход из Ледовитого в Тихий океан. В 1696 году В.В. Атласовым была осуществлена экспедиция на Камчатку. Миграция русского населения привела к тому, что Россия стала крайне обширной, но малонаселенной страной, в которой дефицит, нехватка населения стала очень важным фактором, сказавшимся в последствие на ходе развития российской истории.

Контакты и взаимодействие русских землепроходцев с местным населением проходили по разному: в некоторых местах имели место вооружённые столкновения между землепроходцами и аборигенами (например, на первых порах во взаимоотношениях с бурятами и якутами; однако возникшие недоразумения были устранены, и не приобрели характера устоявшейся межнациональной вражды); но в большей части – добровольное и охотное подчинение местного населения, поиск и просьбы русской помощи и защиты их от более сильных и воинственных соседей. Русские, привнеся с собой в Сибирь твёрдую государственную власть, старались учитывать интересы местных жителей, не покушаясь на их традиции, верования, образ жизни, активно реализуя основной принцип внутренней имперской национальной политики - защищая малые этносы от притеснения и истребления их более крупными этносами. Например, русские, фактически, спасли эвенков (тунгусов) от истребления их якутами, более крупным этносом; прекратили череду кровавых междоусобиц у самих якутов; ликвидировали феодальную анархию, имеющую место у бурятов и большинства сибирских татар. Платой за обеспечение мирного существования этих народов являлся пушной ясак (не очень, кстати обременительный – один-два соболя в год); при этом характерно то, что выплата ясака считалась государевой службой, за которую сдавший ясак получал государево жалованье – ножи, пилы, топоры, иглы, ткани. Более того, платившие ясак инородцы имели ряд привилегий: например, в осуществлении в отношении их, как «ясачных» людей, особого порядка судопроизводства. Конечно же, учитывая отдалённость от центра, периодически имели место некоторые злоупотребления землепроходцев, а также самоуправство местных воевод, но это были локальные, единичные случаи, которые не приобретали систематический характер и, никак не сказались на установлении дружественных и добрососедских отношений русских и местного населения.


Основные народы Поволжья: марийцы, мордва, башкиры, татары, чуваши, калмыки.

Необходимость присоединения Поволжья определялась как экономическими причинами (плодородные земли, Волга - торговый путь), так и политическими, и социальными (постоянные набеги казанских ханов и мурз на русские земли, стремление подвластных Казани народов к освобождению от ханского гнета)..

На осколках Золотой Орды в Поволжье появилось несколько государственных образований: Казанское (1438), Астраханское (1460) ханства, Ногайская Орда, а также башкирские кочевья. Их существование на восточных окраинах Московского государства доставляли немало хлопот набегами, хотя в целом большой угрозы не представляли. Расширение на восток было обусловлено необходимостью избавиться от этих ханств, как источников угрозы (предстояла Ливонская война) и препятствий к продвижению в Сибирь. Ликвидация ханств соответствовала интересам купцов, местных народов российского Поволжья, а также пассионарная инерция расширения России.

Присоединение в XV -XVI вв. к Московской Руси обширного региона (площадью около 1 млн км2) стало важным этапом в процессе образования многонационального Российского государства. В его составе с присоединением Казанского и Астраханского ханств оказался полиэтничный край, населенный тюркоязычным и финно-угорским населением. Включение такой огромной территории с различными по уровню социально-экономического развития народами оказалось для российской администрации длительным процессом. Начавшись еще в конце XV в., он завершился лишь в начале XVII в. после вхождения в состав России зауральских башкир. Присоединение Поволжского региона осуществлялось в различных формах: от завоевания до мирного и добровольного признания зависимости от Московской Руси.

Казанское ханство. С 1487 по 1521 год была полузависимой от Москвы, в 1521 Дин Гиреев сверг московского ставленника, сориентировавшись на Крым и Турцию. 1531-1546 – после переворота снова на престоле московский ставленник. В 46м он был свергнут, что послужило причиной для первого похода. Лишь третий поход в 1552 году принёс успех. В августе была построена крепость Свияжск, а 2го октября после осады Казань была взята штурмом. Так была присоединена Луговая сторона Казанского ханства, которое прекратило своё существование.

Правобережная сторона Волги (Горная сторона Казанского ханства) была присоединена к Российскому государству ещё летом 1551 г. мирным путем, "по челобитью" ее населения. Этому способствовали чуваши и марийцы (тогда – черемисы), вышедшие из-под зависимости Казани в середине 1540-х.

Элиты местных народов привлекались на службу, земли сохранялись за сметным населением, был назначен небольшой ясак.

Астраханский хан Дервиш Али с 1554 года признавал зависимость от Москвы, но в 1556 году он объявил о выходе из сферы влияния России. В 1558 было проведено наступление на Астрахань, Дервиш Али бежал, и Астрахань присоединилась без боя.

Попутно принимали подданство чуваши, мордва, часть башкир, входивших в Казанское ханство и Ногайскую Орду, которая присоединилась в 1557 году. Зауральские башкиры присоединились к России в 1598 году. Гибкая политика присоединения новых полиэтничных регионов сыграла немаловажную роль в их вхождении в подчинение Москвы.

Нельзя сказать, что присоединение было более или менее мирным. Помимо войны за Казань, случилось и восстание ("Казанская война"), начавшееся в 1552 г. и продолжавшееся до 1557 г. Политическая обстановка в крае не стала спокойной после его окончания. Вслед за этим началось новое восстание в 70-80-х годах XVI в., получившее название "Черемисской войны". Однако это были лишь временные препятствия на пути становления местной администрации, подчинявшейся Москве.

В социальном отношении марийцы, чуваши, мордва являлись ясачными крестьянами, находившимися в непосредственной зависимости от государства. Башкиры, калмыки – военная служба, охрана территории Татары- торговцы, служилые люди.

Основные направления в интеграции: переселение русского население на присоединенные территории; строительство городов, дорог, монастырей. Однако не везде политика Рос. была хорошо воспринята этими народами. В Башкортостане начались восстания (1662-64, 1681-84), вызванные конфискацией земель под строительство монастырей, острогов и застав. Но после этого, гос-во перестало отнимать землю у башкиров и подтвердило вотчинное право на землю. Марийское население в составе Российского государства никогда не испытывало крепостного гнета, экономическое и правовое положение марийских крестьян практически мало отличалось от положения русского простонародья. До ХХ века практически не было обрусения марийцев. К середине XVIII века чуваши в основном были обращены в христианство, никаких репрессий против них, но не допускали к управлению и не содействовали развитию национальной культуры. Мордва почти так же, как и другие народы – равноправные. Середина 19 века – открытие школ в мордовских селах, преподавание на русском языке. В Татарстане обстановка была сложнее. Татарский народ не еще не смирился со своим унижением и не терял надежды на восстановление своей независимости. Насильственная христианизация вызывает восстания (1718, 1735, 1739), активно участвовали в Пугачевщине, боролись на независимость. С конца 18 начал 19 века принимается ряд мер - главные посты – православным, что вынуждало креститься добровольно, открывается университет, увеличивается кол-во православных миссионеров.

Присоединение к России этих территорий открыло путь в Сибирь, дало возможности расширять торговлю с Ираном, дало новые земли для расселения пассионарного русского этноса.

12. Первые документы Советской власти и большевистской партии по национальному вопросу (октябрь-ноябрь 1917 года): содержание, анализ и комментарий.

После победы в Октябрьской революции национальный вопрос стал для большевиков неотложной проблемой. Этому вопросу посвящены первые документы советской власти, то есть Декрет о мире, Декларация прав народов, Обращение к трудящимся мусульманам России и Востока.

Декларация прав народов провозглашала:

· равенство и суверенность народов России (что означало самостоятельность во внутренней и внешней политике);

· право нации на самоопределение вплоть до образования самостоятельного государства (каждый народ вправе сам выбрать форму правления), что сводило на нет статус русского этноса как государственно образующего;

· отменялись все национальные и религиозные привилегии;

· провозглашалось свободное развитие национальных меньшинств и этногеографичеких групп, что составляло теоретическую и правовую основу еврейского этноса, то есть он имеет право быть приравненным к угнетенным нациям Российской империи, независимо от сословного деления евреи получили все права, что означало полноправие вне зависимости от социально-классовой принадлежности.

Данный документ означал, по сути, что большевики дистанцировались от национальной политики Временного правительства и царизма, он положил начало фальсификации. (Провозглашалось, что царизм натравливал народы друг против друга, результатами этого были погромы и резня, рабство народов, политике Временного правительства выносилось недоверие). Также в этом документе проявился комплиментарный подход ко всем народам (все равны, все нации). Главный недостаток Декларации прав народов было то, что большевики не конкретизировали форму государства, говорилось лишь «честный и добровольный союз народов».

Ещё одним документом Советской власти был Декрет о мире , в нем было 4 главных положения:

· 3-месячное перемирие;

· участие всех народов в заключении мира;

· демократический мир без победителей и побежденных, без аннексий и контрибуций;

· отказ от тайной дипломатии.

Провозглашались два принципа взаимоотношений народов: равноправие и самоопределение. Интересен пункт об аннексии, ибо это правовая основа развала Российского государства и всей системы международных отношений, так как под аннексией понималось всякое присоединение большим и сильным государством слабой или малой народности без её четкого, точного, добровольного согласия или желания, независимо, когда это было совершено. Также это означало раскол русского этноса, так как русские рабочие и крестьяне – носители идеи демократического мира, а русские помещики хотели расширить свои территории. Декрет о мире имел и антирусскую направленность, так как тайная дипломатия способствовала расширению великороссов.

Ещё одним документом, который появился в период октября-ноября 1917 года и носивший национальный характер, является Обращение к трудящимся мусульманам России и Востока :

· свобода верований, обычаев и нац-культ учреждений

· тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя уничтожены

· договор о разделе Турции и отнятии у нее Армении порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, армянам будет обеспечено право свободно определить свою политическую судьбу

· разрыв договора о разделе Персии, вывод войск

Главная идея документа – октябрьская революция несет освобождение народам Востока. Продолжилась фальсификация политики царизма (говорилось, что разрушались мечети и так далее, а основные принципы национальной политики царизма провозглашались завоеваниями октябрьской революции); подход в отношении внешнеполитического курса царизма был критичный.

После распада Золотой Орды в середине XV в. соседом России на востоке стало Казанское царство. В XV - первой половине XVI вв. казанцы совершали опустошительные походы на русские земли. Разорению подверглись Нижний Новгород, Мещера, Муром, Гороховец, Владимир, Юрьев, Шуя, Кострома, Вятка, Великий Устюг и другие русские города.

В середине XVI в. встал вопрос о присоединении Казанского ханства к России. Но два похода 1550-х гг. оказались безрезультатными.

Правительство Ивана IV Грозного развернуло серьезную подготовку к новому походу - была усовершенствована армия, усилена артиллерия, при инспектировании и ближайшем участии немецких и английских подрывников были созданы инженерные войска для взрыва неприступных стен Казани. Для осады Казани в 1551 году была построена крепость Свияжск. Это был уникальный случай в истории русского градостроительства. Предварительно срубленный за тысячу километров, в лесах центральной Руси, он был разобран, доставлен на плотах по Волге к устью реки Свияги (в 25 км от Казани) и заново собран здесь всего за 4 недели. Свияжская крепость стала первоклассным фортификационным сооружением своего времени.

16 июня 1552 г. большое и хорошо вооруженное русское войско во главе с Иваном IV выступило из Москвы и двинулось на Казань. Русская армия насчитывала 150 тыс. человек при 150 орудиях. Ей противостояло 65-тысячное войско хана Едигера. Гарнизон Казани состоял из 33 тыс. человек при 70 орудиях.

30 августа отряд воеводы А.Б. Горбатого разбил казанский полевой отряд и занял Арскую сторону. Была взорвана система водоснабжения города, местами подорваны стены. К 30 сентября кольцо осады сузилось. Между русскими боевыми башнями и крепостью оставался лишь ров. 1 октября, в праздник Покрова Богородицы, его засыпали, под городские стены сделали подкопы и взорвали их.

2 октября 1552 года (460 лет назад), после отказа гарнизона сдать город, русское войско начало штурм крепости и уже в середине дня сломило сопротивление осажденных и захватило Казань.

В 3 часа дня в город въехал на коне Иван Грозный, для чего с трудом очистили проход длиной всего в сто шагов от Муралеевых ворот до ханского дворца. Казань пала.

Самарский край в эпоху Казанского ханства оказался как бы разделенным на две части. Самарская Лука и северные районы Левобережья находились под властью Казани; центральные и южные территории степного Заволжья вошли в состав Ногайской Орды. И в том и в другом случае наш край являлся периферийной территорией и не имел постоянного оседлого населения. После взятия Казани Казанское ханство было ликвидировано, а Среднее Поволжье (включая территорию нынешней Самарской области) вошло в состав России. Обороняя свои новые границы, Россия положила конец набегам степных кочевников на земледельческие районы Среднего Поволжья. Постепенно были созданы условия для хозяйственного освоения новых территорий в этом регионе. Возникли предпосылки для продвижения на Урал и в Сибирь и расширения торговых связей со странами Кавказа и Востока.

После взятия Казани один из властителей Ногайской Орды мурза Измаил настоятельно рекомендовал Ивану Грозному построить в устье р. Самары крепость. Москва отвечала согласием, но средств у центрального правительства не хватало. После смерти Ивана Грозного, в начале царствования его сына Федора Иоанновича, правительство Бориса Годунова начало проводить активную политику строительства городов-крепостей на юге и юго-востоке. В числе прочих в 1586 году князем Григорием Засекиным, ставшим первым самарским воеводой, была основана и Самара. Самара была построена, прежде всего, как перевалочный пункт между Астраханью и Казанью, для охраны волжского пути.