Заштатная ситуация. "церковь должна проанализировать свое поведение"

Запрещенный накануне в служении священник Димитрий Свердлов дал пространное интервью газете "Московские новости" , в котором рассказал, как его увольняли, зачем он хочет встретиться с участницей панк-группы Pussy Riot Марией Алехиной и чего не хватает Русской православной церкви. Он также заявил о том, что не понимает, зачем в СМИ была спровоцирована бурная реакция на его увольнение, поскольку позже кто-то может сказать, что это было частью антицерковной кампании.

Димитрий Свердлов в свое время написал для "Московских новостей"несколько колонок , посвященных проблемам Церкви.

Напомним, что официальным поводом к запрещению стал не согласованный с церковным начальством уход отца Димитрия в отпуск. Накануне пресс-секретарь Московской епархии епископ Балашихинский Николай (Погребняк) в интервью РИА "Новости" заявил, что Димитрий Свердлов запрещен в служении в связи с тем, что "самовольно уехал в отпуск". Епископ высказал предположение, что Дмитрию Свердлову через пять лет могут вернуть право служить, если тот "будет достойно себя вести".

Сообщение пресс-службы Московской епархии
Поскольку в средствах массовой информации появляются запросы, то, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, считаю необходимым дать информацию по вопросу, связанному с запрещением в священнослужении 14 января с.г. клирика собора Всех святых, в земле Российской просиявших, города Домодедово Московской области священника Димитрия Свердлова. Указ о запрещении был подписан на основании рапорта, поступившего от благочинного церквей Домодедовского округа, настоятеля собора Всех святых, в земле Российской просиявших, города Домодедово Московской области. По существующей практике Указы митрополита вручаются лицам, которых это касается, лично. 15 января с.г. секретарем Московского епархиального управления протоиереем Александром Ганабой была обращена телефонная просьба к благочинному сообщить свящ. Д.Свердлову о необходимости прибыть в Епархиальное управление. Ввиду того, что благочинному сделать это не удалось 16 января с.г. свящ. Д.Свердлову была направлена телеграмма и в этот же день ему было сообщено по телефону секретарем Московского епархиального управления содержание Указа и предложено прибыть за его получением. О мотивах запрещения свящ. Д.Свердлова свидетельствуют нижепубликуемые документы.
Пресс-секретарь Московского епархиального управления
Епископ Балашихинский Николай

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ


благочинного храмов
Домодедовского округа
протоиерея Александра Васильева
РАПОРТ
Ваше Высокопреосвященство!
В феврале 2012 года священник Димитрий Свердлов (тогда - настоятель Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского района, ныне -клирик собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово) подавал на Ваше имя прошение (к рапорту прилагается), в котором выражал свое желание выйти за штат вследствие «пастырского выгорания». Это его прошение было Вами отклонено.
В течение 2012 года священник Димитрий Свердлов систематически нарушал церковную дисциплину в части заграничных поездок без Вашего благословения. Это побудило меня написать соответствующий рапорт (№ 95 от 10.09.2012 г., к настоящему рапорту прилагается). В итоге он был освобожден от настоятельства и назначен клириком в штат собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово.
Однако с момента получения им указа о новом назначении священник Димитрий Свердлов не был ни на одном богослужении и не представил мне ни одного документа, оправдывающего его отсутствие.
По моему указанию мой помощник протоиерей Вячеслав Завьялов в декабре 2012 года разговаривал с ним по телефону относительно его отношения к служению в соборе, однако ничего конкретного не услышал.
В начале января о. Вячеслав вновь пытался связаться с ним с целью убедить приехать на Рождественскую службу в собор, но тот на телефонные звонки не ответил и в ответ не перезвонил.
В связи с вышеизложенным считаю, что священник Димитрий Свердлов игнорирует указ Вашего Высокопреосвященства о своем назначении в штат собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово и, таким образом, подпадает под действие правила 36 свв. Апостолов («Если кто, быв рукоположен во епископа, не приимет служения и попечения о народе ему порученного: да будет отлучен, доколе не приимет онаго. Так же и пресвитер и диакон…»), а также текста священнической присяги («Без воли своего Архипастыря не покидать место служения, куда определен, и самовольно никуда не переходить»).
ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА
недостойный послушник

Исх.№ 2от 14.01.2013 года

Указ № 3097 от 14 сентября 2012 г.
Священник Димитрий Свердлов освобождается от обязанностей настоятеля Петропавловского храма деревни Павловское Домодедовского района и назначается в штат собора Всех святых в земле Российской просиявших города Домодедово Московской области.
+Ювеналий,
МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ЮВЕНАЛИЮ
МИТРОПОЛИТУ КРУТИЦКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ
благочинного храмов
Домодедовского округа
протоиерея Александра Васильева
РАПОРТ
Ваше Высокопреосвященство!
Считаю своим долгом довести до Вашего сведения о выявленном систематическом нарушении настоятелем Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского церковного округа священником Димитрием Свердловым существующего в Московской епархии положения относительно отпусков духовенства.
Так, нынешним летом по Вашему благословению о. Димитрий находился в очередном отпуске. Из отпуска он прибыл с опозданием на неделю, о чем меня не известил. Факт его опоздания был установлен мной из сторонних источников, после чего он был вызван мной для объяснений. Все аргументы отца Димитрия были не убедительны, объяснительную записку по этому поводу он писать отказался. Несмотря на это, проведя с ним более чем полуторачасовую беседу, я надеялся, что склонил отца Димитрия к исполнению дисциплины относительно отпуска.
Однако уже в августе сего года он самовольно отправился в Италию (Рим) на какую-то католическую конференцию. Об этом стало известно после того, когда я попытался вызвать его в канцелярию благочиния для обычного рядового вопроса. В это время он уже находился в Риме и собирался вернуться только в ближайшую субботу. Я предложил ему немедленно явиться для объяснений, но он появился лишь в конце следующей недели.
Во время этой встречи я указал о. Димитрию на канонические правила и священническую присягу, определяющие передвижения клириков только с разрешения священноначалия. В частности, на это указывают правила Лаодикийского собора (№ 41: «Освященному, или причетнику не дожно путешествовати без правильныя граматы от епископа» и № 42: «Освященному, или причетнику не должно путешествовати без повеления епископа») и текст присяги «Без воли своего Архипастыря не покидать место служения, куда определен, и самовольно никуда не переходить». Кроме того, всем известны Ваши прямые указания относительно отпусков и отъездов клириков за пределы епархии. В ответ он заявил, что не видит существенной проблемы в том, что клирик между богослужениями отъедет куда-либо, даже за границу, так как это не ущемляет приходскую и богослужебную жизнь. В ходе беседы он также подтвердил слух о его самовольной поездке в г. Крымск с грузом гуманитарной помощи и финансовыми средствами на сумму около миллиона рублей. Также он сообщил и о том, что в его планах уже есть возможные поездки, в том числе и по приглашению различных организаций. Я увещевал его воздержаться от этих поездок, вновь указывая на их неканоничность. В ответ о. Димитрий попросил время подумать до понедельника, что я и предоставил.
В указанный понедельник о. Димитрий сказал, что по моему настоянию отменил намечающиеся поездки до конца этого года и отказал в приглашениях, но вновь сказал о том, что не видит существенной проблемы в свободе передвижения клириков между богослужениями, и, таким образом, не разделяет существующую в Московской епархии практику относительно отпусков духовенства. Я предложил ему написать объяснительную записку по самовольному оставлению прихода, на что он ответил, что напишет ее только по письменному запросу с моей стороны.
В итоге всех моих встреч и бесед с о. Димитрием у меня сложилось устойчивое впечатление, что он так и не расценивает свои поступки в качестве существенных нарушений, что делает возможным их повторение в тех или иных вариациях.
При всех указанных встречах присутствовал помощник благочинного протоиерей Вячеслав Завьялов, который является свидетелем всех признаний и слов о. Димитрия, изложенных в рапорте.
Представляя на суд Вашего Высокопреосвященства вышеизложенные факты самовольного оставления прихода священником Димитрием Свердловым, прошу в качестве возможного кандидата на должность настоятеля Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского церковного округа рассматривать клирика собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово иерея Евгения Неводина с оставлением в штате собора (юридическое наименование - Местная религиозная организация православный приход Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви).
ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА
недостойный послушник
протоиерей Александр Васильев
Исх.№ 95от 10.09.2012 г.

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ЮВЕНАЛИЮ
МИТРОПОЛИТУ КРУТИЦКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ
благочинного храмов
Домодедовского округа
протоиерея Александра Васильева
РАПОРТ
Ваше Высокопреосвященство!
Почтительно представляю Вам рапорт и пояснительное письмо настоятеля Петропавловского храма, д. Павловское, Домодедовского района, в которых изложена его просьба о почислении за штат.
О его намерении мне стало известно в декабре месяце 2011 года в результате нашего с ним разговора. Я постарался убедить его в неверности принятого решения и еще раз подумать, на что он ответил, что решение уже принял. После этого были еще две встречи и беседы, на последней я напомнил отцу Димитрию о иерейской присяге, вручив ему текст этой присяги.
Но все наши беседы не заставили его поменять свое решения, и 15 февраля 2012 года священник Димитрий Свердлов передал в канцелярию благочинного свой рапорт о почислении за штат, который я с прискорбием представляю Вашему Высокопреосвященству.
В случае удовлетворения Вашим Высокопреосвященством прошения священника Димитрия Свердлова смиренно прошу назначить настоятелем Петропавловского храма, д. Павловское, Домодедовского района священника Евгения Неводина, клирика собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово, с освобождением от должности клирика собора.
ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА
недостойный послушник
протоиерей Александр Васильев
Исх.№ 72 от 16.02.2012 г.

Его Высокопреосвященству



священника Димитрия Свердлова,


Московской области
ПРОШЕНИЕ
Ваше Высокопреосвященство,
прошу Вас снять с меня послушание настоятеля Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского района и почислить меня за штат вверенной Вам Богом епархии в связи с тем, что я испытываю состояние «пастырского выгорания» и чувство хронической усталости.
с благодарностью и сыновней любовью
священник Димитрий Свердлов,


15 февраля 2012 г.
Сретение Господне

Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему Ювеналию,
Митрополиту Крутицкому и Коломенскому,
Управляющему Московской Епархией от
священника Димитрия Свердлова,
настоятеля Петропавловской церкви
д. Павловское Домодедовского района
Московской области
Ваше Высокопреосвященство,
Вы меня, возможно, не помните, поэтому в нескольких словах я бы хотел рассказать Вам о себе и постараться объяснить Вам мотивы своего прошения почислить меня за штат Московской епархии.
Я в Церкви с 19 лет, с 1989-го года, когда меня по моей инициативе крестил покойный ныне протоиерей Василий Швец в Никольском храме д. Каменный Конец Псковской области. О. Василий был моим первым духовником. Очень скоро я стал прихожанином храма свв. мчч. Флора и Лавра в с. Ям Домодедовского района, где в течение шести лет пел на клиросе и алтарничал. О. Василий Швец и о. Валерий Ларичев - это два наставника, которые значительно повлияли на мою жизнь.
В свое время я закончил Плехановский институт по специальности экономист-математик, работал в крупных коммерческих компаниях специалистом по корпоративным финансам. Параллельно начал учиться в ПСТГУ.
Вы рукоположили в священный сан в 2000 г. на Крестопоклонную неделю в Серафимо-Знаменском скиту - в месте, особенно дорогом для меня. Место и время рукоположения я всегда воспринимал как знак Божиего промысла. С судьбами новомучеников и, в частности, схиигумении Фамари (Марджановой), архиепископа Серафима (Звездинского), епископа Арсения (Жадановского) и особенно митрополита Серафима (Чичагова) я познакомился задолго до рукоположения. Первой церковной книжкой, которую я прочитал в своей жизни, помимо Нового Завета, было репринтное житие митрополита Киевского Владимира (Богоявленского).
Шесть лет я служил в храме с. Ям вторым священником, неся в основном требное послушание. Также я вел воскресные школы - сначала детскую, затем взрослую, и окормлял общину в часовне во имя прав. Феодора Ушакова при в/ч 56135 (под моим руководством здание КПП в/ч было перестроено в часовню по проекту архитектора А. Н. Неймана). Приход в с. Ям огромный, послушание со временем стало изнурительным. Но я старался исполнять все, что положено до того момента, как у меня возник рецидив язвенной болезни желудка и мне потребовалась госпитализация (за 10 лет до того мне делали серьезную операцию, у меня удалены две трети желудка). Тогда я попросил Вас перевести меня на другой приход, к моему другу о. Олегу Митрову в с. Меткино.
В Космодамиановской церкви с. Меткино я прослужил два года, параллельно работая в Институте Академии Наук СОПС (Совет по изучению производительных сил) младшим научным сотрудником, готовя к защите кандидатскую диссертацию по экономике (у академика А. Г. Гранберга и д.э.н. Е. Б. Ардемасова), что, к сожалению, мне не удалось довести до конца.
В декабре 2007 г. Вы приняли решение об образовании прихода в д. Павловское Домодедовского района и назначили меня в Павловское настоятелем. Службы в Павловском начались сразу - в строительной бытовке.
За четыре года на выделенном под храм участке была построена часовня (по сути приходской дом с домовым храмом и помещениями для детской и взрослой воскресных школ). Храм и школы полностью оборудованы, здание подключено ко всем коммуникациям, на территории сделано полное благоустройство и смонтирована детская площадка.
Это, конечно, не самая грандиозная стройка - за этот срок строятся огромные храмы. Но мы строили в условиях экономического кризиса, без генерального спонсора, фактически на деньги прихожан. Я не хвалюсь и не оправдываюсь - есть то, что есть. Но главный, и удивительный для меня самого результат - это сложившаяся вокруг храма настоящая община, при условии, что в непосредственной близости от Павловского успешно существуют два сложившихся мощных прихода - в с. Ям и Никольский храм в с. Домодедово. Я не «бросаю» людей: приход, как выяснилось, состоит из зрелых и по-настоящему церковных людей и с пониманием и доверием отнесся к моему желанию выйти за штат.
Помимо стройки и приходского послушания я занимался окормлением двух школ: в с. Ям (в/ч 56135) и № 4 в г. Домодедово. В прошлом году состоялся первый успешный опыт сотрудничества с ВУЗом: я прочитал в Домодедовском филиале РГГУ курс лекций и провел семинарские занятия по религиоведению.
Такова вкратце внешняя сторона моей церковной жизни за последние 12 лет. Еще могу добавить, что у меня трое детей, последние два - мальчики, трех и четырех лет. Еще в последнем году я много писал и публиковался - в «Фоме», «Нескучном саду» и на сайте «Правмир».
30 декабря 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на Архиерейском совещании архиереев митрополий в частности сказал: «Бывает так, что на определенном жизненном этапе священник сталкивается с „пастырским выгоранием“. Это такое состояние, когда священнослужитель теряет мотивацию к несению пастырского служения, состояние хронической усталости и апатии, сопровождающееся сомнениями в наличии пастырского призвания и правильности выбора священнослужения как профессии и образа жизни. Здесь - особая ответственность епископа и епархиального духовника. Проще простого будет наказать, запретить, отвернуться. Но не к этому призван архипастырь. Именно в такие моменты следует с особой остротой вспомнить литургическое приветствие „Христос посреди нас“, обращенное к „собрату и сослужителю“.
Может быть тяжело, неприятно, даже внутренне невыносимо - сталкиваться с равнодушием, закостенелостью или даже озлобленностью. Но мы не можем проигнорировать призыв Доброго Пастыря, который идет и взыскует заблудшую овцу, не дожидаясь пока она сама вернется в стадо и заботясь о ней более, чем о других овцах».
У меня нет апатии, равнодушия и озлобленности. Но последнее время я живу и служу с чувством сильной выраженной внутренней усталости. Мне надо сделать паузу. Немного остановиться и посмотреть на себя, на свой путь со стороны. Очень прошу не видеть в моей просьбе о выходе за штат антицерковный поступок, предательство. Мне кажется это несправедливым. Всю свою сознательную жизнь (с 19-ти до 40-ка лет) я живу в Церкви.
Я не собираюсь переходить в другие юрисдикции, в другую епархию, в другие церкви. Я не собираюсь совершать требы по домам. Я не собираюсь заниматься политической деятельностью.
Моя просьба к Вам: удовлетворить мое прошение о почислении за штат и не запрещать меня в священнослужении. Это даст мне возможность иногда служить у моих друзей-священников в Вашей епархии - в случае, разумеется, если на это будет Ваше благословение.
Кроме того, я бы хотел закончить мое образование в ПСТГУ (мне остался один курс и диплом), а может быть, и продолжить его - статус запрещенного священника это сделает затруднительным. И еще: в этом году должна выйти детская книжка за моим авторством в одном из православных издательств. Запрет сделает это издание невозможным.
Я искренне благодарен святой Церкви и Вам лично за все эти годы. Простите меня, если не оправдал Ваших ожиданий.
священник Димитрий Свердлов,
настоятель Петропавловской церкви
д. Павловское, Домодедовский район
15 февраля 2012 г.
Сретение Господне

Уральская столица на протяжении более 60 лет (с 1924 по 1991 год) носил имя революционного деятеля Якова Свердлова. Однако насколько тесно жизнь этого человека была связана со столицей Урала?

Достоверно известно, что ровно 100 лет назад, 14 апреля 1917 года, он выступил на Уральской областной партийной конференции в здании духовного училища (улица 8 Марта, 62), где сейчас находится Уральский государственный экономический университет. По предложению Свердлова Уральская конференция избрала областной партийный комитет и делегатов на Всероссийскую партийную конференцию.

Впервые в город Свердлов приехал осенью 1905 года. Было ему тогда 20 лет. До приезда на Урал он уже вел социал-демократическую работу в Нижнем Новгороде, Ярославле, Костроме, Казани.

В Екатеринбурге Свердлов организовал актив из опытных подпольщиков. Среди них были Н. Н. Батурин (преподаватель рабочего университета), Н. Е. Вилонов (Михаил Заводской), С. А. Черепанов, Мария Авейде, Камаганцев (Кузьма), Ф. Ф. Сыромолотов (начальник боевой дружины), А. Е. Минкин (Марк) и ряд других. У Свердлова было 8 конспиративных квартир, разбросанных по всему городу.

В 1905 году он организовывал революционные выступления в Екатеринбурге и обучался практике боевых дел у дружинников Э. С. Кадомцева, организовавшего боевые дружины большевиков на Урале, привез дружинников Кадомцева в революционный Петербург, где они организовали боевые дружины рабочих, что послужило расширению известности Свердлова как практичного руководителя масс.

В октябре 1905 года Свердлов создал и возглавил екатеринбургский Совет рабочих депутатов, с 1906 года он был в Перми, где находился крупнейший на Урале Мотовилихинский пушечный завод.

С 10 июня 1906 года по начало 1917 года Свердлов сидел в тюрьмах Урала или находился в сибирской ссылке.

После возвращения из ссылки в марте 1917 года, после Февральской революции, Свердлов был направлен ЦК в Екатеринбург организовать работу Уральской областной партийной конференции, готовил пролетарское восстание на Урале - на случай, если не получится в Петрограде. На этом связь известного большевика с Екатеринбургом фактически прекратилась.

На 7-й (Апрельской) конференции РСДРП (24 апреля 1917 года) Свердлов впервые лично встретился с Лениным, и начал выполнять для него различные текущие дела и поручения. Под влиянием Ленина Свердлов был избран членом ЦК и возглавил организованный тогда Секретариат ЦК РСДРП (главный исполнительный орган ЦК, реализующий решения партийных вождей).

Став главным организатором работы по продвижению и расстановке кадров на ключевых постах, Свердлов налаживал связи между ними и организацию взаимодействия партийных структур. Он был главным оратором от ЦК большевиков и получил от политических противников прозвище «черный дьявол большевиков» (по цвету его кожаной тужурки, с которой он не расставался, потом это стало большевистской модой).

8 ноября по предложению Ленина Свердлов как главный кадровик был поставлен председателем ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. Действуя в этом качестве, Свердлов осуществил основную работу по созданию органов советской власти «в центре и на местах».

По официальной версии Яков Михайлович заболел испанкой, возвращаясь в Москву из Харькова (выехал из Харькова 6 марта 1919 года). Вернулся в Москву он 8 марта, о том, что он «тяжело болен» было сообщено 9 марта. Скончался Свердлов 16 марта 1919 года, 18 марта был похоронен у Кремлевской стены.

Несмотря на то, что деятель революции провел в городе на Исети хронологически непродолжительное время, в 1924 году горожане назвали столицу Урала в его честь.

Текст подготовил Дмитрий Мигалин, фото www.yandex.ru

Ключевые слова:

Материалы по теме

«Товарищу Андрею - уральские рабочие»: 90 лет назад открыт памятник Свердлову 15 июля 2017 12:05
Революционный Екатеринбург: что происходило в городе 100 лет назад? 28 апреля 2017 10:53
История: 60 лет назад открыл двери для посетителей ДК ВИЗа 25 апреля 2017 13:11
История: 250 лет назад в Екатеринбурге был дан наказ первому парламентарию 20 апреля 2017 09:53
История: 110 лет назад в Екатеринбурге вышел журнал «Уральский техник» 18 апреля 2017 10:02
История: 50 лет назад екатеринбуржцы перешли на пятидневную рабочую неделю 17 апреля 2017 09:49
История: 140 лет назад в Екатеринбурге открылся первый родильный дом 13 апреля 2017 09:30

Дмитрия Свердлова запретили в служении. Об этом сам священник написал на своей странице в социальной сети Facebook вечером во вторник, дав ссылку на сайт Московской епархии РПЦ.

«Друзья. Моя карьера в РПЦ закончилась вчера. Сегодня позвонил товарищ и сообщил, что на сайте Московской епархии вывешен указ о том, что меня одновременно отправили за штат и под запрет на 5 лет. Соболезнования не принимаю. Подробности позже», — сообщил священник. Официальный документ за подписью митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) на странице епархии гласит: «Священник Димитрий Свердлов за самовольное оставление прихода запрещается в священнослужении на 5 лет и почисляется за штат».

На странице священника за несколько часов тут же появилось более сотни комментариев. Например, игумен Калужской епархии Игнатий Душеин написал:

«Система выплевывает тех, кого не смогла переварить».

В многочисленных публикациях в СМИ опального отца Дмитрия в основном называют «священник, который хотел попросить прощения у ». Однако официальные лица РПЦ утверждают, что причиной наказания стали исключительно нарушения канонических правил.

Пресс-секретарь патриарха Кирилла диакон Александр Волков сообщил «Газете.Ru», что ничего особенного не случилось. «Это внутрицерковные обстоятельства - запрещение того или иного клирика в священнослужении. Это, к сожалению, случается», — сказал священник.

Официальный представитель Московской епархии епископ Балашихинский Николай Погребняк рассказал «Газете.Ru», что именно стало причиной наказания. «Летом, когда он (священник Дмитрий Свердлов. - «Газета.Ru») отгулял положенный отпуск, он не явился в храм и поехал куда-то путешествовать. Путешествовал довольно долго и фактически добавил себе еще один отпуск», — объяснил епископ. «За это его перевели в домодедовский собор Всех Святых (до этого отец Дмитрий был настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла. - «Газета.Ru»), но он и там не появился и уже почти четыре месяца находится в неизвестном месте. Где, я не знаю, но сегодня нашел в СМИ, что он, оказывается, где-то за границей», — добавил пресс-секретарь епархии.

По данным «Газеты.Ru», священник Дмитрий Свердлов начиная с осени и по сей день находился в России.

На вопрос корреспондента, не поехал ли бывший настоятель храма Петра и Павла после законного отпуска в Крымск помогать жителям разрушенного наводнением города (об этом сам священник неоднократно писал: он собирал помощь для крымчан и отвозил ее на собственной машине), епископ Николай Погребняк ответил неоднозначно. «Исполнять священнический долг, будучи в полулегальном положении, довольно сложно. Долг в том, что священник идет к каким-то страждущим их исповедовать, причащать, соборовать. Но если у него с собой не было никаких облачений — что, он пальцем это все будет изображать? Здесь есть нестыковки», — считает епископ Николай. По его словам, священник Свердлов должен был подать рапорт и попросить разрешения, а он вместо этого фактически попытался выдать помощь крымчанам за подвиг.

«Лично мое убеждение, что эта поездка в Крымск была нужна, чтобы оправдаться, что он где-то там катался, зато потом в Крымске помогал. Это авантюризм в чистом виде», — уверен пресс-секретарь епархии.

Судя по сообщению в соцсетях, опальный священник не догадывался о грядущем наказании, однако епископ эту информацию опроверг. «После того как Свердлов прогулял четыре недели после отпуска, его пригласил к себе благочинный и пытался его усовестить, а он так и не появился. Потом он получил указ о его переводе в домодедовский собор Всех Святых — и опять не пришел. Так что его по-отечески полгода вразумляли, приглашали и звонили, а он все никак», — утверждает пресс-секретарь Московской епархии.

Анонимные источники «Газеты.Ru» утверждают, что запрещение в служении неслучайно и не особо связано с «прогулами». Священник достаточно активно выражал свою позицию в публикациях в интернете, в частности на сайте «Правмир».

«Отец Дмитрий написал статью про выборы (в декабре 2011 года. - «Газета.Ru»), которая взбесила патриарха, потом уже писал про Pussy Riot и Крымск. Это все раздражало начальство», — утверждает источник.

Сначала священника «предупредили», переведя его в домодедовский собор. Во второй раз предупреждать не стали, просто вывесив на сайте указ митрополита. «Это обидная и карательная мера, потому что митрополит Ювеналий предварительно не обсуждал это со священником, а постфактум поговорить с церковным начальником священник также не может», — заявил источник.

«Со священником обращаются как с вещью: его личность, обстоятельства, мнение не учитываются. Учитывается односторонняя корпоративная этика, которую младшие должны соблюдать, а старшие не обязаны вообще ничего делать в ответ. Своего рода крепостное право: обязанности только снизу вверх, а сверху вниз — никаких обязанностей, только кары», — говорит источник.

По информации из Московского епархиального управления, немалую роль в судьбе священника Дмитрия Свердлова сыграл пресс-секретарь управления епископ Николай Погребняк. «Он с весны отслеживал его публикации и капал на мозги митрополиту, не раз говорил, что, мол, если Свердлов писать не перестанет, мы его переведем», — поделился анонимный источник.

Пресс-секретарь патриарха диакон Александр Волков отметил, что запрещение в служении рано или поздно может прекратиться и священник сможет вернуться в лоно церкви. Однако настоятель храма Святой Троицы в Хохлах священник Алексей Уминский утверждает, что наказание серьезное: «Запрет на служение — это предпоследняя мера перед лишением сана». По словам священника, при желании, отец Дмитрий может подать апелляцию на решение в церковный суд.

Впрочем пресс-секретарь Московской епархии епископ Николай склонен думать, что к служению священник Свердлов не вернется. «Такого рода люди хотят быть на пьедестале. Я не думаю, что он придет: у него другие интересы. Такое впечатление у меня сложилось от его публикаций и выступлений, они не на пользу душе собственной», — сообщил епископ.

40-летний священник Дмитрий Свердлов пришел в церковь в 19 лет, до этого был некрещеным. Позже, по совету духовника, решил стать священником и был рукоположен в 2000 году. Тогда же семье потребовались деньги: заболела маленькая дочка. Благодаря своему экономическому образованию, Свердлов смог взять, как он сам говорил, «подработку» экономистом в девелоперской компании, экспертом кредитного отдела в банке. Около пяти лет назад священнику предложили организовать приход и построить Петро-Павловский храм в селе Павловское.

В 2011 году он стал публиковаться на сайте «Православие и мир». В декабре он описал свой опыт наблюдателя на выборах, рассказал про фальсификации и многочисленные вбросы.

Позже, в начале 2012 года, когда закрутилось дело Pussy Riot, священник написал, что попросил бы у активисток прощения «за все те дикие проявления агрессии и ненависти, которые прозвучали со стороны членов православного сообщества». Летом того же года Свердлов ездил в Крымск на собственной машине с гуманитарной помощью для жителей пострадавшего от наводнения города.

Священник Дмитрий Свердлов, настоятель Петропавловской церкви в деревне Павловское, - о том, как он неожиданно крестился, как совмещал работу экономистом и служение в церкви, зачем пошел наблюдателем на выборы и почему хотел бы извиниться перед группой Pussy Riot.

Возраст : 40 лет.
Образование : Российская экономическая академия им. Плеханова, специальность "экономист-математик". Учился в ПСТГУ и Коломенской семинарии.
Место служения : Петропавловская церковь в деревне Павловское Домодедовского района.

Про отца Василия Швеца и крещение
____

Я в церкви давно, с девятнадцати лет, и столкнулся с церковным миром так: в старших классах школы мне очень нравилась одна девушка - породистая, яркая. Я же был юношей застенчивым и не мог проявить себя должным образом. И был у меня друг - сегодня он довольно видный священник в Московской области. Мы вместе учились с первого класса. Тогда мой товарищ увлекся историей и готовился к поступлению в РГГУ, на историческое отделение. И с ним случилась довольно типичная вещь: каждый человек, читая об истории России, в огромных объемах сталкивается с православием. И для моего друга это было шоком - его глазам открылась параллельная реальность, которая, хоть и не была официально озвучена и в школьных учебниках практически не упоминалась, оставила в истории страны яркий след. Соответственно у него возникли определенные интересы, и девушка, которая мне нравилась, сказала ему: "Я вижу, ты православием интересуешься, а у меня мама верующая. Хочешь, я тебя с ней познакомлю?" Друг пошел с ней знакомиться, а поскольку мы с ним были не разлей вода, он предложил мне пойти с ним вместе, за компанию - ну и я за ним увязался, чтобы попасть в дом к девушке, которая мне нравилась.

Вскоре у товарища созрело решение креститься. Его будущая крестная решила нас отвезти к своему духовнику, служившему в Псковской области. И мы, мальчишки-первокурсники, практически никогда до этого не выезжавшие из Москвы, поехали в Псковскую область, в загадочные и дикие места. Священник, к которому мы ехали, протоиерей Василий Швец, был совершенно исключительной личностью. Он родился в 1913 году, а умер совсем недавно, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Его семья пережила раскулачивание, он работал в цирке гимнастом, плавал на корабле, потом прошел Финскую кампанию и Великую Отечественную войну, служил в наших войсках в Германии и сан принял только в пятьдесят лет. То есть по сути он прожил две огромные жизни. Надо еще понимать, что поехали крестить моего друга мы в 1989 году, когда массовой моды на крещение еще не было и крещение молодого человека было событием штучным, вызывало у всех большое волнение и было обставлено соответствующим образом. Я же смотрел на происходящее немного со стороны, взглядом исследователя.

Он работал в цирке гимнастом, плавал на корабле, прошел Финскую кампанию и Великую Отечественную войну, служил в наших войсках в Германии и сан принял только в пятьдесят лет

По приезде нас поместили в нечеловеческие условия - отец Василий оказался радикалом в самом лучшем смысле этого слова. Мы отстаивали службы по шесть, по восемь часов - мальчишки, которые первый раз в жизни оказались в церкви. При этом внятного графика богослужений не было: приход в глуши, почти на границе с Эстонией, вокруг - полуразрушенные деревни, и отец Василий, служивший уже тридцать лет, мог начать службу в непредсказуемое время. Храм не топлен, ноябрь месяц, не кормят - постоянный пост. В процессе выясняется, что меня тоже крестят, к чему я был, кажется, совершенно не готов. Но меня охватил паралич воли - оказавшись в другом мире, за тысячу километров от Москвы, я не сопротивлялся и полностью отдался происходящему. Поздней ночью в промерзлом храме начали чин крещения. Мой друг был очень серьезен, целеустремлен. Я тоже был серьезен, но по другой причине: для меня большой проблемой оказалась необходимость раздеваться. Я переживал за свое белье: по нему было сразу понятно, что я - из очень бедной семьи. Я был похож на волка из "Ну, погоди!" - в цветастых трусах по колено, и это сильно меня озадачивало.

Про веру
____

Очень скоро отец Василий переехал в Москву, передал приход своему воспитаннику и стал жить у своих духовных чад. Я привязался к нему сразу и неизбежно. В кругу моих друзей, как и в кругу моих родителей, не было личности, по масштабам хоть как-то с ним сопоставимой. Это был настоящий гигант, человек уникального и богатейшего жизненного опыта, настоящий харизматик - насколько это возможно в рамках сегодняшнего православия. Несколько лет мы путешествовали с ним по России - у меня к тому времени появилась машина, и среди прочих молодых людей, которые вращались вокруг него, я исполнял послушание личного водителя. Мне показали Россию негромких церковных людей. Есть вера громкая, публичная, а есть вера людей, которые публичными, просто по формату своей жизни, быть не могут. Есть такой термин - "криптохристиане", он возник в оккупированной турками Малой Азии. Как правило, это греки, тайно исповедовавшие православие, но жившие по законам мусульманского общества. И люди, с которыми я благодаря отцу Василию познакомился, не скрывали свою веру, но никак ее не афишировали, а просто жили тихой и простой жизнью добродетельных христиан. И среди нас сейчас таких людей очень много - верующих людей, которые не заявляют о своей вере, но пытаются по ней жить.

Трудно говорить, какая вера правильная, а какая - показная. У кого из нас есть этот измерительный прибор, которым оценивается вера другого?

Впрочем, трудно говорить, какая вера правильная, а какая - показная. У кого из нас есть этот измерительный прибор, которым оценивается вера другого? Тем более что оценка легко соскакивает в осуждение. Чужая душа - потемки, и не стоит думать, что человек, демонстрирующий атрибуты своей веры, делает это исключительно ради самой демонстрации. Прогнозировать, в какой момент произойдет встреча человека с Богом и что повлияет на эту встречу и происходит ли она на самом деле, - дело неблагодарное.

Про то, как я стал священником
____

Я видел самое начало возрождения православной жизни - нищие, разрушенные монастыри. Видел в Подмосковье храм, в котором раньше был абортарий. Операционная - в алтаре. Там, видимо, очень удобно было аборты делать: кафельный пол, легко замывается кровь. В этом храме была роспись - арка с круглыми плафонами. Плафоны замалевали изображениями младенцев с плакатами: "Дайте нам право решать, хотим мы жить или нет!". И снизу, наподобие скрещенных серпа с молотом, инструменты хирурга-гинеколога.

В начале 90-х годов священники были в дефиците, а любого молодого человека церковная тусовка рано или поздно начинает провоцировать, подталкивать к священству. Об этом думают все мужчины, которые углубляются в пространстве храма чуть дальше подсвечника. В один прекрасный момент мой духовник сказал мне: "Знаешь, из тебя получился бы неплохой священник". К этому вопросу мы возвращались несколько раз, и я отвечал: "Я не готов и не достоин". А в очередной раз подумал: "Хорошо, если я нужен церкви, пойду служить". Я воспринял слова духовника как призыв. Как мобилизацию: человечество в опасности, ему нужно помочь. А опасность такая же, как и всегда, - грех. Так все и случилось. Я уволился со всех работ, прошел положенную комиссию, и митрополит рукоположил меня в священника. Назначили меня в тот же храм, куда я и ходил мирянином, в Подмосковье, где пел на клиросе, где помогал в алтаре. У нас не принято задавать вопрос: "Где ты хочешь служить?". Служишь там, куда пошлют, где ты больше нужен.

Про службу и работу
____

Через полгода после моего рукоположения, в 2000 году, я оказался в совершенно чудовищной ситуации: у меня заболела маленькая дочь, понадобились лекарства. Жена не работала, сидела с ребенком. Да и вообще, не очень принято, чтобы жены священников работали. Последний гонорар, который я получил в миру, к тому времени кончился. А зарплата у меня, молодого священника, тогда была сто долларов и мешок картошки в месяц. В нашей церкви, к сожалению, не очень принято платить нормальные зарплаты, даже если есть деньги. И на семь лет я взял "подработку": экономистом в девелоперской компании, экспертом кредитного отдела в банке. Потом была еще исследовательская работа по изучению девелоперского рынка в России в академическом институте - я хотел написать диссертацию, но это не сложилось. Надо сказать, что в церковь я уходил, сжигая все мосты, и долго мучился от совмещения мирской работы со служением. У Джека Лондона есть рассказ о мексиканских революционерах: в ячейку приходит человек и говорит, что хочет помогать революции. Ему отвечают: "Ну что ж, мой полы после собраний". И вот этот взрослый, большой и сильный мужчина моет полы и краем уха слышит, что революционерам нужны деньги. На следующий день он приносит крупную сумму. Его спрашивают: "Откуда деньги?! Ты что, богач?!" И выясняется, что он - коммерческий боксер, который решил завязать с грязным спортом ради революции. Но, чтобы помочь революции, он вынужден был вернуться в грязный спорт. Когда я вынужден был работать, я ощущал себя как тот боксер.

На работе я никогда не афишировал, что я священник, но и не скрывал этого. И в церкви так же: не афишировал, но и не скрывал. В церкви у нас не принято работать и подрабатывать. Хотя многие отцы, я знаю, были бы не против. Считается, что священник должен полностью посвятить себя служению. Кроме того, финансово и социально независимый священник - это опасность для административной церковной системы, потенциально он не настолько послушен и подчинен, как священник, полностью зависимый от своего образа жизни… Я тоже хотел полностью посвятить себя церкви. Но ста долларов и мешка картошки совершенно не хватало. А разводить прихожан на деньги - это не мой стиль.

Финансово и социально независимый священник - это опасность для административной церковной системы

Разные коллективы по-разному реагировали на тот факт, что в их среде работает священник. Все-таки священник нашим человеком воспринимается как инопланетянин, былинный персонаж. Он должен быть во всем другим. А когда с тобой за одним столом ведет переговоры сотрудник, но ты знаешь, что он при этом батюшка, - кому-то это рвет мозг. Бывали и неприятные ситуации, и конфликты. Когда я работал в банке - а там люди знали, кто я, - я готовил экспертные заключения для кредитного комитета. И большинство моих заключений были отрицательными, потому что кредитные заявки не проходили по формальным экономическим параметрам и потому что клиенты крайне небрежно их готовили. Это часто вызывало ропот у менеджеров, которые вели этих клиентов, - иногда бывало довольно жарко. А однажды я ксерил какие-то срочные документы на общем ксероксе, подбежала женщина из другого отдела, буквально отодвинула меня бедром и стала ксерить свои бумаги. Я на секунду оторопел от такой наглости. Потом почувствовал, что это своего рода провокация. Еще секунду подумал и принял решение - отодвинул ее точно так же от ксерокса и продолжил ксерить свои бумаги. Она задохнулась от возмущения: "Да как вы можете? Вы же, вы же…" "Я - что?", - спросил я. "Вы - так не должны!" - выпалила она. "А вы?" - парировал я. Сейчас я, кстати, не уверен в том поступке: сейчас бы я, наверное, молча дал ей доксерить.

Я всегда старался качественно работать и по-человечески относился к коллегам. Я как бы давал им понять, что священник - нормальный человек, нормальный в самом лучшем смысле этого слова. И я всегда любил и церковь, и свои проекты, несмотря на то что разрывался между ними. Успехи были тоже. Девелоперская компания, в которой я работал, одной из первых после кризиса 1998 года получила многомиллионный кредит в иностранном банке - в основе заявки лежали мои расчеты. На эти деньги построено офисное здание, признанное лучшим в Москве в 2005 году. С этой же компанией мы издали первый российский сводный каталог коммерческих офисных зданий.

Но четыре года назад мое церковное начальство предложило мне организовать приход и построить храм на новом месте, в поселке, где никогда не было церкви. Я с удовольствием взялся за это дело, и не могу сказать, что жалею. Приход и храм - это настоящее живое дело. Нужное. Совмещать службу с работой, когда ты второй или третий священник на приходе, еще как-то можно. Но быть настоятелем храма, тем более строящегося, и работать - уже совершенно невозможно.

Когда с тобой за одним столом ведет переговоры сотрудник, но ты знаешь, что он при этом батюшка, - кому-то это рвет мозг

Про приход
____

Я не знаю, велик ли мой приход, я никогда его не измерял. Наш храм всегда был полным. Мы начинали служить в строительной бытовке. В нее помещается 13–15 человек, и во время службы последний обязательно вываливался, потому что дверь открывалась наружу, а места было впритык. Потом отлили фундамент, построили подвал для часовни на тридцать шесть квадратных метров - и у нас всегда был полный подвал. Возвели еще один этаж, на шестьдесят квадратных метров, и он тоже - полный. Если достроим галерею вокруг храма, застеклим ее и проведем отопление, то люди будут и там. Не потому, что я такой, - просто храм здесь нужен.

У меня, в точности как у практикующих много лет хирургов, выработался иммунитет на впечатления, но недавно случился один яркий эпизод. У меня есть прихожанка, я знаю ее лет десять. Многодетная мать, взрослая женщина за сорок. Последние четыре года я ее регулярно исповедаю, и исповеди эти для меня мучительны: я слышу бесконечные повторы одних и тех же нерешаемых проблем. И самое страшное - что я ничем ей не могу помочь. И вдруг она приходит ко мне перед Пасхой, и я слышу исповедь абсолютно спокойного и зрелого человека. И развожу руками, поскольку это - настоящее чудо.

Про Pussy Riot, гнев и панк-культуру
____

Портал "Православие и мир", который часто меня публикует, задал мне и другим священникам ряд вопросов. Я ответил, что если бы меня пригласили в СИЗО, то я попросил бы у Pussy Riot прощения за все те дикие проявления агрессии и ненависти, которые прозвучали со стороны членов православного сообщества. Я думаю, что это не столько моя личная точка зрения, сколько учение церкви. Никакая проблема не дает православному человеку права на гнев поскольку гнев - это грех, это одна из семи страстей, разрушительных для человека. Но это как бы разговор "вообще": спросили - ответил. Я не хочу и не имею права никому советовать, тем более патриарху. Эта ситуация произошла не в моем храме: храм Христа Спасителя - кафедральный собор, там настоятель - патриарх, ему решать. У меня есть мой сельский строящийся храм, в который я вложил всю душу и всего себя. Я несколько лет шел к этому храму, и, наверное, для того, чтобы оценить ситуацию корректно, мне стоило бы представить, что Pussy Riot приходят именно ко мне в храм и танцуют у меня. Хоть это, конечно, и неприятно, именно это меня бы, вероятно, задело не так сильно, как священников старшего поколения: я в молодости слушал Sex Pistols, я знаю, что такое панк-культура, и у меня от нее культурного шока нет. Но это ничего не значит, потому что наверняка у меня в храме может произойти что-то эдакое, что шокирует именно меня и выведет из себя. Вот тогда и посмотрим, как я буду реагировать.

Про церковь и государство
____

Есть две принципиальные концепции, которые всегда сосуществовали в церкви. Они взаимоисключающие: и у той, и у другой есть свои сторонники. Первая концепция состоит в том, что церковь должна сотрудничать с миром в самом широком смысле этого слова, для того чтобы мир христианизировать. Вторая концепция строится на том, что нужно понимать, что церковь и мир - разноприродные вещи: церковь - от Бога, а "мир лежит во зле", и о сотрудничестве с миром надо говорить с осторожностью. Мне кажется, что церковь должна существовать в мире, оставаясь от него свободной. Когда церковь начинает сотрудничать с государством, с общественными институтами, берет на вооружение их идеи, а особенно методы, и ими оперирует, церковь, во-первых, теряет свой онтологический статус, а во-вторых, теряет свою свободу. И плотно завязавшись с миром, в какой-то момент церковь вынуждена поступать не по церковному, а по мирскому закону. Нужно соблюсти очень тонкую грань, поскольку Христос не призывал церковь к изоляционизму, но и растворение в социуме и его обслуживание тоже не предполагалось.

Мне было интересно, остановит ли явное присутствие представителя церкви возможных фальсификаторов

Про фальсификации на выборах
____

Я ходил наблюдателем на парламентские выборы 4 декабря. У меня была мотивация естествоиспытателя. О возможных фальсификациях стали говорить месяца за два до выборов, и я просто пошел изучить ситуацию на месте. Кроме этого, мне было интересно поставить чисто священнический эксперимент и посмотреть, насколько церковь влияет на общество: я был в рясе, и мне было интересно, остановит ли явное присутствие представителя церкви возможных фальсификаторов. До подсчета голосов все было относительно спокойно, ничего особенного не происходило. Но после закрытия участка началось шоу: на столе разложили пачки бюллетеней, рассортированные по партиям. Лежат две на вид одинаковые пачки - "Единая Россия" и КПРФ. Председатель УИК, не оглашая результатов, пишет в расширенной форме протокола: за "Единую Россию" - шестьсот девяносто голосов, за КПРФ - двести двадцать. Я оборачиваюсь, смотрю на стол и по-прежнему вижу две абсолютно одинаковые пачки. Наблюдатели потребовали пересчета, и вот, представьте, идет итоговое заседание УИК, в комиссии - школьные учительницы, и я говорю им: "Девчонки, мы же все понимаем, что произошло, и сейчас совершается ложь. Вот вы учите детей, а сейчас участвуете во лжи, подумайте - чему вы детей научите?" И в первый раз комиссия единогласно проголосовала против пересчета бюллетеней, а во второй раз уже нашлось двое воздержавшихся. Они не могли быть против, потому что, скорее всего, у них бы были большие проблемы, но то, что двое людей отреагировали на слово "ложь" выходом из этой лжи, дает некоторую надежду. Хотя голоса пересчитать председатель УИК не разрешила.