Занятие полезные ископаемые в подготовительной группе. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия полезные ископаемые

Алла Буева
Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми»

Познание. Старшая группа.

Подготовила воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад№3д. Ясенцы.

Конспект НОД .

Тема : " Знакомство с полезными ископаемыми "

Цель : Продолжение знакомство с полезными ископаемыми России (углем, мелом, песком, глиной, солью) .Уточнение представления о свойствах песка и глины в сравнении (песок состоит из песчинок, угля и мела, соли их свойства и различия. Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств. Развитие сенсорных ощущений, интереса, развитие словаря и активизация речи. Воспитание чувства гордости к своему отечеству.

Средства : тарелочка с песком, глиной, углем, мелом, соль, баночки с водой, молоточек, черный лист бумаги, глобус.

на столе в тарелочках разложены : уголь, песок, глина, мел, соль

Дети, мы сегодня поговорим с вами о природных богатствах Земли.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины Земли и с её поверхности - это полезные ископаемые .

Наша страна богата различными полезными ископаемые (показ воспитателем на глобусе месторождения) . Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве.

Как вы думаете, какие полезные ископаемые используются в строительстве?

Глина, песок, известняк

Другие служат топливом. Какие?

Торф, каменный уголь, газ, нефть.

Сегодня мы поговорим с вами о песке и глине - самых распространенных природных ископаемых , которые образуются под воздействием разрушения гор.

Давайте сравним песок и глину :

Дети рассматривает, ощупывают, бросают

После экспериментирование дети делают выводы :

Глина - мягкая, из неё можно лепить, она плохо пропускает воду.

Песок -, сухой, сыпучий, из сырого можно лепить, но при высыхании постройка ломается, песок хорошо пропускает воду.

Дети, вы хотите узнать, из чего состоит песок? Возьмите черный лист бумаги и положите немного песка.

-дети делают выводы : песок состоит из мельчайших песчинок, поэтому он сыпучий

Затем обращаю внимание на каменный уголь

Предлагаю эксперименты : положить кусочек угля в воду, ударить молоточком, начертить на бумаге.

Какой он?

Он черный, блестит на солнце, твердый, тонет в воде, при ударе распадается, оставляет следы.

Основное свойство угля - горючий (показ воспитателя - как уголь горит)

Затем показываю на глобусе некоторые месторождения угля

Уголь идет на отопление жилых домов, как топливо на заводах и фабриках. из каменного угля получают краски, лекарства (активированный уголь) и др. полезные вещества .

Затем предлагаю обратить внимание на мел. Мел изготавливают из ракушечника, который добывают вблизи моря, из него делают школьные мелки.

дети рассматривают мел : рисуют, бросают воду, ломают)

- Дети делают выводы : он бывает разного цвета, ломкий, раскалывается, размыкает, он оставляет следы - можно рисовать.

-Затем рассмотрим соль : для чего она нужна? где её можно найти (показ месторождений в России)

Какими свойствами обладает соль? как можно проверить?

После экспериментирования (пробуют на вкус, бросают в воду, из чего состоит? раскалывают молоточком)

- Соль : белая на цвет, соленая, хрупкая, состоит из кристаллов, нужна для приготовление пищи.

Уточнение знаний детей :

1. Какие полезные ископаемых вы знаете ?

2. Для чего нужны полезные ископаемые ?

В заключение занятия предлагаю рисовать, тема " Зимний пейзаж"(мелом на черном листе бумаги)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с метро» Конспект НОД в подготовительной группе " Знакомство с Метро ". Цель: Познакомить детей с историей возникновения Метро Програмное содержание.

Конспект НОД «Знакомство с коровой» Занятие № 5 «Знакомство с коровой» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей с коровой; - закрепить понятие.

Конспект НОД «Знакомство с Олимпийскими играми» КОНСПЕКТ НОД (открытое занятие). Образовательная область: «ПОЗНАНИЕ», Формирование целостной картины мира с элементами физкультуры Тема.

Конспект ООД «Знакомство со свиньёй» Занятие № 9 «Знакомство со свиньёй» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей со свиньёй; - закрепить понятие.

Конспект занятия «Знакомство с числом 6» Тема: «Знакомство с числом 6» Образ. цель: 1) Познакомить с цифрой 6. 2) Учить считать в пределах шести. 3) Упражнять в порядковом счёте.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с полезными ископаемыми «В поисках природных сокровищ» Тема: «В поисках природных сокровищ». Цель: Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности.

Конспект занятия «Знакомство с электричеством» Программное содержание. Продолжать знакомить детей с электричеством. Познакомить детей с историей электрической лампы и ее устройством.

Драгоценные металлы, нефть, газ, уголь добываются в земле. Однако мало кто слышал о нескольких интересных фактах, которых не увидишь в школьных учебниках. Представляем вашему вниманию небольшую подборку интересных фактов о полезных ископаемых.

Платина

Несмотря на свой высокий титул королевы металлов, платина была оценена намного ниже серебра. Причиной этого стала тугоплавкость платины и невозможность чеканки из нее монет.

В ХІХ веке на казначейском дворе России скопилось много платины, которую добывали на Урале. Из нее решили сделать монету, стоимость которой была между серебром и золотом. Монета стала популярной, ее охотно принимали не только в России, но и за рубежом.

В 1843 году был найден самый большой платиновый самородок весом в 9 килограмм 635 грамм. До наших дней он не дошел, так как был переплавлен.

Золото

Золото заслужило звание самого гибкого металла. Ученые доказали, что из одной лишь унции золота можно свит нить длиною в 80 км.

Золота в мире добыто не так уж много — если его сложить вместе, получится куб размером приблизительно как школьный спортзал.

В древнем Перу в столице Куско были дома, которые облицовывались золотой фольгой. Так что золотой город — это не легенда, он существовал на самом деле. Остатки такой «штукатурки» можно увидеть в музейных экспозициях.

Поток золота и серебра из Америки стал причиной обесценивания денег, что стало одной из причин упадка экономики Османской империи, которая не имела такого мощного источника драгоценных металлов. Финансовые трудности были одной из причин приостановки экспансии исламского государства в Европу, так что открытие Америки послужило «вторым фронтом» против турецкой экспансии.

Чистое золото в порошкообразном виде имеет красный цвет. Тонкую пластину можно выковать до такой толщины, что она станет полупрозрачной и будет иметь зеленый оттенок.

Первой теорией о происхождении нефти было то, что нефть – есть моча китов. Изначально «черное золото» собирали с поверхностей водоемов. Только много позже нефть стали добывать из недр Земли с помощью нефтяных вышек и насосных станций.

Нефть — органического происхождения, она образовывалась из вымерших существ. Только это были не динозавры и не млекопитающие, а морской планктон, который был в древних морях в больших количествах.

В начале ХХ века в России на месторождениях возле города Баку добывалось около половины нефти мира. Еще одним важным нефтяным регионом была Галиция (Западная Украина). Возле галицийских городов Борислав и Дрогобыч нефть залегала практически у поверхности — ее добывали с помощью колодцев, вынимая на поверхность с помощью ведер.

Уголь – самое распространенное ископаемое в мире. Углем топиться большинство загородных домов и домов, находящихся в сельской местности. Но, несмотря на такую популярность, добывается уголь сложно: из 20 м торфяного слоя, находящегося под значительным давлением, образуется лишь двухметровый пласт угля. Для сравнения: если торф залегает на глубине 6 км в естественных условиях, то угольный пласт — не более полутора метров.

Из угля можно делать обычный бензин и керосин. Это трудоемкий и дорогостоящий процесс, но в годы Второй мировой войны таким образом поступали немцы, которым нефти не хватало для обеспечения армии топливом.

Обжигая дерево без доступа воздуха, можно получить древесный уголь, который дает большую температуру горения и может использоваться для выплавки железа и в кузнечном деле.

Обсидиан

Обсидиан – очень прочный камень с высокой плотностью. Он образуется, главным образом, из вулканической магмы. Другое название этого камня – вулканическое стекло. Его в древности использовали люди для изготовления орудий труда и оружия.

Археологи обнаружили доказательства того, что самые первые хирургические инструменты были изготовлены именно из вулканического стекла.

Из этого материала делали оружие ацтеки. Они нанизывали острые обсидиановые пластины на плоские палки, делая что-то наподобие мечей.

Малахит

Кто не слышал сказ Бажова «Малахитовая шкатулка»? Малахит красив сам по себе – радужно-зеленый, переливающийся полудрагоценный камень. Из него делают украшения и красивые поделки.

Малахит — это медная руда, из него выплавляют этот красный металл. Медь — это единственный металл, не дающий искр при трении.

Самый массивный камень весил 1,5 тонны. Он был преподнесен императрице Екатерине II, а позже занял почетное место в музее Горного института в Питере.

Серебро

Серебро в древние времена применяли для лечения открытых ран. Ведь, как известно, серебро обладает бактерицидными свойствами. Вокруг самой раны клали особые пластины из серебра, после чего она без проблем заживала.

Добыча серебра в Южной Америке, которую проводили испанцы, проводилось в больших масштабах. Это привело к значительному падению цены на этот металл. В античные времена соотношение цены золота и серебра было 1 к 10, сегодня же за один грамм золота дают около ста грамм серебра, то есть за два тысячелетия серебро подешевело к золоту в десять раз.

Алмаз

Парадокс: его считают твердым минералом, однако если ударить по нему молотком со всей силы, то он может расколоться на мелкие части. Это связано скорее с наличием микротрещин, нежели с непрочностью материала.

Сегодня большинство алмазов, которые продаются в ювелирных магазинах, искусственного происхождения. Из изготовляют из углеродной смеси при высоких температурах и одновременном высоком давлении.

Большинство алмазов в природе черного цвета, они дешевы и идут на изготовление абразивных инструментов, например, наждачной бумаги. Черные алмазы для потребностей промышленности также делают искусственным путем.

Торф

Ученые выяснили, что торф — отличный консервант. В слоях торфа сохраняются останки животных и предметы быта, что позволяет ученым узнавать все больше подробностей о жизни древних людей и животных.

Торф — отличное удобрение. Но только его нельзя применять в чистом виде, так как растение может не прижиться. В качестве удобрения его добавляют в обычную землю и тщательно перемешивают.

Торфяники часто загораются. Такие пожары трудно потушить, кроме того, возникает опасность образования полостей под землей вследствие выгорания подземного торфа. В эти полости могут провалится люди и техника.

Соль

Это еще один самый распространенный минерал. Однако в пищу используют всего 6% соли. Еще 17% ее уходит на посыпание дорог при гололеде, а остальные 77% — на промышленные нужды.

В средние века соль очень ценилась, так как это был единственный пищевой консервант, который позволял делать запасы продуктов на зиму.

В IX веке соленую селедку ели только бедные жители, так как рыба горчила. После того, как люди догадались вынимать жабра перед солением, рыба получила отличный вкус и стала востребованной всеми слоями населения.

Соль в организме человека задерживает воду, поэтому из-за этого продукта может резко подняться артериальное давление.

Окружающий мир наполнен вещами и предметами, без которых невозможно существования человечества. Но в повседневной суете люди редко задумываются о том, что всем благам современной жизни мы обязаны природным ресурсам.

Захватывает дух от наших достижений правда? Человек- вершина эволюции, самое совершенное создание на Земле! А теперь на минуточку задумаемся, почему мы достигли всех этих благ, какие силы должны мы благодарить, чему и кому люди обязаны за все свои блага?

Внимательно присмотревшись, ко всем окружающим нас предметам, многие из нас впервые осознают простую истину, что человек это не царь природы, а лишь одна из ее составляющих частей.

Так как большинству современных благ люди обязаны природным ископаемым добываемых из недр Земли

Современная жизнь на нашей планете не возможна без использования природных ресурсов. Одни из них более ценные, другие менее, а без некоторых человечество на данном этапе своего развития существовать не может.

Мы используем их для того что бы обогреть и осветить свои дома, быстро добраться из одного континента на другой. От других зависит поддержание нашего здоровья (например, это могут быть минеральные воды).Перечень ценных для человека полезных ископаемых огромен, но можно попытаться выделить десять наиболее важных природных элементов, без которых трудно представить дальнейшее развитие нашей цивилизации.

1.Нефть — «черное золото» Земли


Не зря ее называют «черным золотом» ведь с развитием транспортной индустрии жизнь человеческого общества стала напрямую зависеть от ее добычи и распределения. Ученые считают, что нефть это продукт разложения органических остатков. Состоит она из углеводородов. Не многие люди догадываются о том, что нефть входит в состав самых обыкновенных и необходимых нам вещей.

Кроме того, что она является, основой топлива для большинства видов транспорта она широко используется в медицине, парфюмерии и химической промышленности. Например, нефть используют для производства полиэтилена и разных видов пластика. В медицине нефть применяется для производства вазелина и незаменимого во многих случаях аспирина. Самым неожиданным применением нефти для многих из нас будет то, что она участвует в производстве жевательной резинки. Незаменимые в космической промышленности солнечные батареи также производятся с добавлением нефти. Современную текстильную отрасль сложно представить без производства нейлона, который также изготавливают из нефти. Самые большие залежи нефти находятся в России, Мексике, Ливии, Алжире, США, Венесуэле.

2.Природный газ- источник тепла на планете


Значимость данного полезного ископаемого сложно переоценить. Большинство месторождений природного газа тесно связаны, с залежами нефти. Газ применяют в качестве недорогого топлива для обогрева жилых домов и предприятий. Ценность природного газа заключается в том, что он является экологически чистым топливом. Химическая промышленность использует природный газ для производства пластмасс, спирта, каучука, кислоты. Залежи природного газа могут достигать объема в сотни миллиардов кубометров.

3.Каменный уголь- энергия света и тепла


Это горючая порода с высокой отдачей тепла при горении и содержанием углерода до 98%. Уголь используется в качестве топлива для электростанций и котельных, металлургии. Этот ископаемый минерал также применяют в химической индустрии как сырье для изготовления:

  • пластмасс;
  • лекарственных средств;
  • духов;
  • различных красителей.

4.Асфальт — универсальная ископаемая смола


Роль этой ископаемой смолы в развитии современной транспортной индустрии бесценна. Кроме того асфальт используют в производстве электротехники, изготовлении резины и разных лаков используемых для гидроизоляции. Широко применяется в строительной и химической промышленности. Добывается во Франции, Иордании, Израиле, России.

5.Алюминиевая руда (бокситы, нефелины, алуниты)

Бокситы - основной источник окиси алюминия. Добываются в России, Австралии.

Алуниты – используются не только для производства алюминия, а и при производстве серной кислоты и удобрений.

Нефелины – содержат большое количество алюминия. С помощью этого минерала создают надежные сплавы, используемые в машиностроении.

6.Железные руды — металлическое сердце Земли



Различаются по содержанию железа и химическому составу. Залежи железных руд находятся во многих странах мира. Железо играет значительную роль в развитии цивилизации. Железная руда основной компонент для производства чугуна. В производных из железной руды остро нуждаются такие отрасли промышленности как:
  • металлообработка и машиностроение;
  • космическая и военная промышленности;
  • автомобильная и кораблестроительная промышленность;
  • отрасли легкой и пищевой промышленности;

Лидерами по добычи железной руды являются Россия, Китай, США.


В природе встречается в основном в виде самородков (самый крупный был обнаружен в Австралии и весил около 70 кг.). Встречается так же и в виде россыпей. Главным потребителям золота (после ювелирной отрасли) является электронная отрасль (золото широко применяется в микросхемах и разных электронных компонентах для вычислительной техники). Золото широко применяется в стоматологии для изготовления зубных протезов и коронок. Поскольку золото практически не окисляется и не подвергается коррозии его применяют и в химической промышленности.Добывается в Южной Африке, Австралии, России, Канаде.

8.Алмаз – один из самых твердых материалов


Широко используется в ювелирном деле (ограненный алмаз называют бриллиантом), кроме того за счет его твердости алмаз используют для обработки металлов, стекла и камней. Алмазы широко используются в приборостроительной, электротехнической и электронной отраслях народного хозяйства. Алмазная крошка отличное абразивное сырье для производства шлифовальных паст и порошков. Добываются алмазы в Африке (98%), России.

9.Платина – ценнейший драгоценный металл


Широко применяется в сфере электротехники. Кроме того используется в ювелирной индустрии и космической промышленности. Платина используется для производства:

  • специальных зеркал для лазерной техники;
  • в автомобильной промышленности для очистки выхлопных газов;
  • для защиты от коррозии корпусов подводных лодок;
  • из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты;
  • высокоточных стеклянных приборов.

10.Урано-радиевые руды — опасная энергия


Имеют громадное значение в современном мире, так как используются в качестве топлива на атомных электростанциях. Добывают эти руды в ЮАР, России, Конго и в ряде других стран.

Страшно представить, что может случиться, если на данном этапе своего развития человечество лишится доступа к перечисленным природным ископаемым. К тому же не все страны имеют равный доступ к природным богатствам Земли. Залежи природных ископаемых расположены не равномерно. Часто именно из-за этого обстоятельства возникают конфликты между государствами. По сути, вся история современной цивилизации это постоянная борьба за обладание ценными ресурсами планеты.

Конспект НОД для детей подготовительной группы по естествознанию

«Использование человеком полезных ископаемых»

Цели и задачи: познакомить детей с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека. Учить узнавать условные обозначения ископаемых. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.

Предполагаемые результаты. Имеют элементарные представления о полезных ископаемых и их использование.

Предшествующая работа: беседы на тему полезные ископаемых. Рассматривание карты России с отмеченными месторождениями ископаемых (нефть, газ, каменный уголь, золото, соль, песок). Чтение книг: Феликса Кривина «Сказки, добытые из-под земли»; Белла Дижур «От подножья до вершин»; Виктор Левин «Вот она, какая, пластмасса»; Константин Лагунов «Как искали Тюменскую нефть»; энциклопедия «Почемучка» статьи:

  • Что такое подземное богатства;
  • Сказка о каменном угле;
  • Из чего делают железо?
  • Что крепче – железо ли сталь?
  • Что внутри шахты?
  • Откуда берется бензин.

Материал: выставка прочитанных книг. Дидактическая игра «угадай и назови» (картинки с изображением разных предметов и знаки обозначения полезных ископаемых). Кроссворд «Ископаемые». Сундучок с двойным дном, а в нем конфеты.

На столе у воспитателя: стакан с водой, бутылочка переработанного машинного масла (вместо бензина), птичье перо, кусок соли крупного помола, тарелочка с мелкой солью, деревянная ступка.

На столе у детей: по 3 прозрачных пластиковых стаканов, по чайной ложке, по тарелочки с крупной и мелкой солью, по тарелочки разноцветной соли для ванны, салфетки. Для каждого ребенка фартук и нарукавники.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель вместе с детьми рассматривает стенд с книгами, которые они прочитали о полезных ископаемых. Беседа о прочитанном.

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте взрослые и дети. У меня большая беда.

Воспитатель . Здравствуй, Незнайка. Что случилось?

Незнайка. Мои друзья из Солнечного города, опять собираются в поход. Искать какие-то ис-ка-е-мые или ис-по-ка-е-мые, тьфу ты не помню. А меня брать не хотят. (плачет)

Воспитатель . Во-первых, ищут ископаемые. А почему они тебя с собой не берут? Что ты, Незнайка, опять натворил?

Незнайка. Да, они говорят: «Ты, Незнайка, ничего не знаешь. И опять что-нибудь перепутаешь!». И устроили мне настоящий экзамен, задавали разные вопросы и загадки. А я на них не смог ответить. Они мне дали неделю сроку, чтобы я нашел на них ответы и еще ума-разума набрался.

Воспитатель. А какие тебе загадки загадывали? Может тебе наши дети помогут их разгадать?

Незнайка. Правда, поможете? Я их записал в свою записную книжечку.

Воспитатель. Постараемся. Прочитай нам

Незнайка читает загадки:

  1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Дети. Глина.

Незнайка. А я сказал – грязь.

  1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже,

он в стекле расплавлен даже.

Дети. Песок.

Незнайка. А я сказал – камни.

  1. Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

Дети. Нефть.

Незнайка. А я сказал – человек.

  1. Ее варили долго

В доменной печи.

Чтобы из стали сделать:

Станки, машины и ключи.

Дети. Железная руда.

Незнайка. А я сказал – щи.

  1. Он черный и блестящий,

Помощник настоящий:

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить сталь.

Делать краски и эмаль.

Дети. Каменный уголь.

Незнайка. А откуда, дети, вы все знаете?

Дети говорят, что они знают из прочитанных книг и из рассказов воспитателей.

Незнайка. А причем глина, уголь, песок и ископаемые? Ведь ископаемые – это сундуки с золотом и серебром, которые спрятали пираты.

Воспитатель. Нет, Незнайка, мы как раз на нашем занятии хотели поговорить о полезных ископаемых. Присаживайся и послушай.

Дети и Незнайка садятся за столы. На столах лежит у каждого ребенка дидактическая игра « Угадай и назови».

Воспитатель рассказывает:

Когда говорят: «Подземные богатства», «Сокровища недр», «Кладовые земли» - речь идет о полезных ископаемых. Если бы нам удалось собрать все закопанные клады с золотом, серебром, драгоценными камнями, то в сравнении с богатствами, которые запасла сама природа, наши находки оказались бы сущим пустяком. Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо.

Вот когда-то давным-давно, на земле очень многого не было. Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров. Ну, раз на земле ничего не было, пришлось добывать из-под земли.

Сначала стали добывать чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…, самолеты и звездолеты. Космические корабли летают в космос, но добывали-то их из-под земли! Правда не в готовом виде. В готовом виде под землей даже простого гвоздя не найдешь – разве что его туда зароешь.

Почему они называются, полезными? А почему и ископаемыми?

Правильно, потому что приходится очень много земли копать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный… (Дети – песок). А это… Чтобы суп был соленый, нужна (Дети – соль). А это… (Дети – полезное ископаемое). Чтобы сделать фарфоровую тарелку для супа, нужна особая… (Дети – глина). А это… (Дети – полезное ископаемое).

И так – за что ни возьмись.

Дети, а какие еще полезные ископаемые вы знаете? (Дети называют).

Незнайка. Ой, как интересно. Спасибо, что вы меня научили.

Воспитатель. Незнайка, а полезные ископаемые обозначают определенными знаками. И наши дети некоторые знаки знают.

Дети по одному выставляют и называют знаки.

Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Угадай и назови». У вас на столе лежат картинки с изображением разных предметов, вы должны рядом с картинкой положить знаки ископаемых, из которых они сделаны.

Дети раскладывают. А Незнайка подходит к детям и спрашивает, почему они положили определенные знаки. Воспитатель и Незнайка хвалят детей. Незнайка предлагает поиграть. Дети встают и-за стола, выходят на середину зала.

Проводится физкультминутка:

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, отпустите.

Рук коленями коснулись.

Сели – встали, сели – встали.

Вы, надеюсь не устали?

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.

Шире расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Влево, вправо.

Влево, вправо.

Получается на славу. Молодцы!

Воспитатель. Незнайка, а наши дети очень любят разгадывать кроссворды. Вот посмотри.

(Пока дети выполняют физ. Минутку и разгадывают кроссворд, помощник воспитателя готовит столы для опытов).

  1. Как назвать одним словом: нефть, уголь, газ… (ископаемое)
  2. Ее не едят и без нее мало что едят (соль)
  3. Слой земли, который используется при изготовлении стекла (песок)
  4. По доске он бегает.

Нужное дело делает

Порешал, пописал,

Раскрошился и пропал (мел)

  1. Жидкое горючее полезное ископаемое (нефть)

Незнайка. А мы в Солнечном городе, тоже любим разгадывать кроссворды. Надо записать, а потом предложить друзьям его разгадать. Вот они удивятся, что я теперь такое знаю!

Воспитатель. Незнайка, дети подойдите к столу, я вам что-то покажу. Вы уже знаете, для чего нужна нефть и что из нее делают (дети называют ). А расскажите, какая она (дети – черная, маслянистая, плохо пахнет… ). Нефть – это полезное ископаемое. Но с нефтью, как с другими полезными ископаемыми нужно обращаться осторожно. А почему? (ответы детей ). Правильно! Если нефть попадет в море, озеро то одна будет плавать на поверхности воды и от этого погибнет много животных, птиц и растений. А если нефть загорится, то потушить такой пожар будет очень непросто. Вот посмотрите, у меня есть немного нефти (воспитатель предлагает детям и Незнайке понюхать ). Если я налью немного нефти в стакан с водой, то посмотрите, что получится. Нефть будет плавать на поверхности воды. А теперь я возьму птичье перо и опущу его в стакан. На перышке осталась нефть. А, как мы с вами говорили, что это очень опасно для птиц. От этого они погибают. Значит с полезными ископаемыми нужно обращаться очень, Очень осторожно.

А у меня еще, что есть. Что это за камень? Да это пищевая соль. Соль – это тоже камень. Поэтому ее называют каменной. И используем в приготовлении еды именно пищевую соль. Ее добывают в горах, в специальных шахтах. Затем очищают, дробят, упаковывают и везут в магазин, где мы ее покупаем. Продают ее не в виде камня, а уже рассыпчатую и в пакетах, бывает крупная и мелкая.. а для этого, я уже говорила, ее дробят. (Воспитатель показывает, как от большого куска можно отделить маленькие). На заводах это делают большими дробильными машинами. А потом специальными жерновами размалывают. Поэтому и получается мелкая соль, а если правильно говорить – соль мелкого помола. (Воспитатель показывает в деревянной ступке, как из кусочка соли получается сначала крупная соль, а потом мелкая).

Воспитатель предлагает детям надеть фартуки и нарукавники и сесть за свои столы.

Воспитатель. У вас на столах стоят стаканы с водой и в тарелочках соль крупного и мелкого помола. Давайте проведем опыты.

1 опыт. Сначала растворим в воде крупную соль.

2 опыт. А теперь растворим мелкую соль.

Какая быстрее растворилась? Правильно мелкая соль растворяется быстрее, поэтому хозяйки чаще используют соль мелкого помола.

А еще в магазинах и аптеках продается специальная морская соль и соли для ванн. Но это другие соли и использовать в пищу их нельзя. Морской солью, многие полощут горло, когда болеют. А как приятно принимать ванну, если в нее добавить специальную соль. Да, она еще бывает разного цвета, в зависимости от добавленных в них травяных настоев, еще приятно пахнет.

3 опыт. Воспитатель раздает тарелочки с разноцветной солью. Давайте, растворим в воде и посмотрим, что получится. Еще раз напоминаю, что это соль для ванны, есть ее нельзя!

Незнайка. Как здорово! Мне так понравилось! Во сколько интересного я узнал. Что я хочу подарить вам свои любимые камешки. Правда, красивые! Просто клад!

Воспитатель. Незнайка, у меня есть волшебный сундучок. Давай положим твои камешки в сундучок и посмотрим, что произойдет. (Незнайка кладет). А теперь вместе скажем волшебные слова: «КРИБЛЕ, КРАБЛЕ, БУМС…»

Воспитатель открывает сундучок, а там лежат конфеты.

Воспитатель и Незнайка раздают конфеты. Незнайка прощается и уходит.


Задачи: расширять знания детей о природе, познакомить с подземными полезными ископаемыми, дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа), уметь перечислять их названия и определять к какой группе относятся.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением добычи нефти и газа, макет земли в разрезе, игрушка крот, подземные ископаемые.

Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Мы будем путешествовать по поверхности Земли и опустимся в самые ее глубины к самому центру.

Отгадайте загадку:

Все изгрыз и луг и сад

Землеройный аппарат

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки (крот).

Ребята, а где живет крот? (Под землей.)

Наша планета существует миллиарды лет. Природа за время существования Земли создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах. Эти сокровища бывают твердые, жидкие, газообразные.

Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые называют – месторождением. Одни сокровища лежат на поверхности Земли, другие скрыты на глубине нескольких километров. Такие сокровища называют «Полезные ископаемые».

К твердым относятся: каменный уголь, гранит, железная руда.

Гранит – твердое вещество, прочный, зернистый. Его используют в строительстве. Верхняя часть земной коры получило название – гранитного слоя.

Каменный уголь – черного цвета, твердый. А кто мне скажет, а где используют уголь? (ответы детей). Уголь, помимо топлива используют в химической промышленности, из него получают краски, пластмассы.

(Показ картинок добычи каменного угля.)

К жидким – одним из представителей является нефть. Из нефти получают бензин, керосин. Это отличное топливо для машин и самолетов. Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Она сама на Землю не выходит, ее выкачивают специальным насосом. (Показываю картинки добычи нефти.)

Ребята, послушайте загадку: На кухне у мамы помощник отличный

Он синим цветом расцветает от спички (Газ).

К газообразным относится – природный газ. Это очень легкое вещество, и очень хорошее топливо. Бесцветное, легкий, без запаха. Чтобы добыть газ также бурят скважины и по специальным трубам газ идет в разные регионы нашей страны. Его используют в быту, в промышленности.

А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физминутка:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки

Стоп, немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

А сейчас мы с вами поговорим о строительных полезных ископаемых.

Гранит – При разрушении гранита образуется цветное ископаемое песок – глина. Песок – рыхлая порода (желтого, красноватого цвета). Песок состоит из мельчайших частичек. Из песка варят огромные стекла, делают хрустальные изделия.

Глина – располагается по берегам рек, в оврагах и низинах. Из глины делают кирпич, различную посуду, фарфоровые вазы.

Еще есть такое полезное ископаемое как – известь – это белое вещество, похожее на мел. Его используют в качестве удобрения.

Ребята, а сейчас давайте немного поиграем. Я буду вам загадывать загадки, а вы будете находить отгадку у меня на столе.

(На столе стоят в формах гранит, песок, глина, уголь, известь; картинки с добычей газа и нефти).

Очень прочен и упруг

Строителям надежный друг

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны (Гранит.)

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу (Глина.)

Белый камешек растаял

На доске следы оставил (Мел.)

Покрывают им дороги

Улицы в селениях

А еще он есть в цементе

Сам он удобрение (Известняк.)

Он очень нужен детворе

Он на дорогах, во дворе

Он и на стройке и на пляже

И он в стекле расплавлен даже (Песок.)

По трубе течет, пироги печет (Газ.)

Он несет в дома тепло

От него кругом светло

Помогает плавить стали

Делать краски и эмали

Он и черный и блестящий

Помощник настоящий (Уголь.)

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть).