М светлов краткая биография. Светлов михаил аркадьевич - биография

Он уже был бы великим и остался в истории литературы и в памяти людей, если бы не написал ничего, кроме двух своих стихотворений - "Гренады" и "Песни о Каховке".


Его именем называли пароходы, шахты, улицы и библиотеки. Строки из его стихотворений становились цитатами, а песни, положенные на музыку профессиональными композиторами, считались народными. Его сочинения знал наизусть Маяковский, в своем далеке их высоко оценила Цветаева, их любила Ахматова. В ранние годы творчества критики называли его советским Гейне (и ругали!), а в зрелости - русским Экзюпери (и тоже ругали!). Его "прорабатывали", о нем спорили, предрекая скорую творческую гибель за "отрыв от масс"... А он был любимцем молодежи, кумиром, "звездой", при упоминании его имени вставали залы. Он словно слился с эпохой, став периодом жизни целого поколения, боготворившего его.

Светлов родился в 1903 году на Украине, а не стало его 35 лет назад. Целая жизнь прошла с тех пор - стали сорокалетними дети, которые пели в пионерских отрядах: "Мы шли под грохот канонады...". И все любили эту песню.

После его смерти писательница Вера Инбер сказала: "Он был единственным в своем роде, и место Светлова в нашей поэзии останется не занятым никем".

Но место Светлова осталось не занятым не только в поэзии, но и в душах миллионов людей, жизнь которых озарялась его стихами. Они шли параллельно - Михаил Светлов и бойцы Гражданской, Светлов и первые комсомольцы, Светлов и испанские интернационалисты, Светлов и солдаты Великой Отечественной. Сколько поколений выросло на стихах Светлова - три, четыре?

В "Заметках о моей жизни" Михаил Аркадьевич писал: " Мне, вспоминая, не стоит труда определить главную черту комсомольцев моего поколения. Эта главная черта - влюбленность. Влюбленность в бой, когда Родина в опасности, влюбленность в труд при созидании нового мира, влюбленность в девушку с мечтой сделать ее спутницей всей своей жизни, влюбленность в поэзию, в искусство, которое ты никогда не покинешь".

Ночь стоит у взорванного моста,

Конница запуталась во мгле...

Парень, презирающий удобства,

Умирает на сырой земле.

Теплая полтавская погода

Стынет на запекшихся губах,

Звезды девятнадцатого года

Потухают в молодых глазах.

Он еще вздохнет, застонет еле,

Повернется на бок и умрет,

И к нему в простреленной шинели

Тихая пехота подойдет.

Сегодня Светлова молодежь почти не знает: "так, слышали что-то". И приходя в московскую юношескую библиотеку, носящую имя поэта, ребята спрашивают: а кто это - Светлов? Его имя не упоминается в последних литературных справочниках и энциклопедиях для детей и молодежи, его произведения не включены в учебные курсы школ и вузов. Не поют по радио его песен и не читают с эстрады стихов, а книги воспоминаний о Светлове стали библиографической редкостью.

Что же случилось? Злой умысел или немодные ассоциации с комсомолом? Переоценка ценностей или пренебрежение литературой советского периода? Но Светлов никогда не принадлежал к номенклатурно-литературной элите, он не был "идеологическим генералом". Его почитали и любили еще здравствующие ныне литераторы и артисты, певцы и просто обыкновенные люди, для которых он и писал. Несколько публикаций в юбилейные дни 90 и 95-летия - и все. Неужели забыли, неужели годы бурной политизации, издательский вал и поп-культура выдавили, стерли имена поэтов и писателей, любимых народом, классиков отечественной литературы XX столетия? Так ведь потеряем Пастернака и Паустовского, как раньше теряли многих. Походя. А через многие годы спохватывались, лихорадочно "возрождая" их имена.

Но светловский костер не совсем угас. Угли тлеют, и свежий ветерок вот-вот раздует их. Совсем недавно в Государственном литературном музее в Трубниковском переулке появилась афиша с приглашением на вечер памяти поэта Михаила Светлова.

Человек тридцать было в зале. Кто-то пришел с веткой осенних листьев, а кто-то со старым томиком светловских стихов. Литературовед, публицист Лев Алексеевич Шилов, сохранивший для потомков уникальные записи голосов многих выдающихся деятелей культуры и, конечно, Светлова, Лидия Борисовна Либединская - ученица и друг Михаила Аркадьевича, непревзойденная рассказчица и замечательный писатель. Люди, знавшие Светлова, и публика - тихая, внимательная, не очень молодая, - все слушали удивительные рассказы о жизни поэта, пели его песни, смотрели уникальные кадры хроники. В зале была особая атмосфера - атмосфера восхищения, добра и грусти. Светловские стихи не показались архаичными, его мысли по-прежнему остры и современны. Они трогают, будоражат. Очень личностные, порой интимные, строки Светлова будто проникают в тебя - они твои:

Молодежь не поймет

наших грустных усилий

Постаревшие люди,

быть может, поймут

Это поздний Светлов. Судьба же поэта была типичной для его поколения. Понятная и открытая, а мысли были ясными, конкретными. А мечты, как и положено в юности, - прекрасными. Светлов ворвался в литературу с переполнявшими его чувствами любви к Родине - как романтик, мечтатель, как полпред своих ровесников, строящих новую жизнь.

Он родился и вырос в Екатеринославе (Днепропетровске), в очень бедной семье. Настолько бедной, что когда в газете были напечатаны первые стихи четырнадцатилетнего подростка, он на весь гонорар купил большую буханку белого хлеба. Вся семья смогла поесть его вволю, и это было настолько непривычно, что запомнилось навсегда...

Впервые Светлов приехал в Москву в 1920 году (ему было 17 лет!) в качестве делегата I Всероссийского совещания пролетарских писателей вместе с друзьями - Михаилом Голодным и Александром Ясным. Все трое придумали себе писательские псевдонимы в духе того времени, без сомнения, подражая М. Горькому и Д. Бедному!..

Имя Михаила Светлова прозвучало на всю страну 29 августа 1926 года, когда в "Комсомольской правде" было напечатано его стихотворение "Гренада". Именно этот день стал поэтические днем рождения Светлова. Позднее Михаил Аркадьевич признавался, что именно в "Гренаде" он открыл самого себя. Автор "Гренады" предстал перед своими читателями как певец бескорыстных героев, которые погибают не бесследно - они братаются со всем миром, с далекой Гренадой. Светловская романтика не боится смерти и, перешагнув через нее, мечтает "допеть до конца" начатую песню отцов.

Вечер Маяковского в Политехническом. Стоят в проходах. Где-то здесь и Светлов. Маяковский - его кумир. Гремят овации - Маяковский читает уже несколько часов... Светлов очень устал стоять и тихо выходит.

Чего же ты ушел? - сокрушенно сказал Светлову сосед по общежитию. - Маяковский читал наизусть твою "Гренаду".

Владимир Владимирович не раз звонил Светлову - хвалил его стихи, подбадривал, давал литературные советы. А о "Гренаде" Маяковский сказал: "Мне стихотворение так понравилось, что я даже не заметил, какие там рифмы".

Марина Цветаева, которая в 1926 году уже жила за границей, писала Борису Пастернаку: "Передай Светлову, что его "Гренада" - мой любимый - чуть не сказала: мой лучший стих - за все эти годы".

Невероятный успех "Гренады" грозил Светлову, совсем еще молодому человеку, стать поэтом одного стихотворения. Ведь "Гренаду" знала вся страна. Ее читали в агитпоездах и в общежитиях, на площадях и в казармах. Ее даже пели на известные мелодии - таким музыкальным, таким "песенным" было это стихотворение. Имя Светлова становилось легендарным - молодежь увидела в нем поэта, который жил с нею не только на одной волне, но и понимал ее душевные устремления, чувства высокой гражданственности, жажду героизма. И говорил об этом просто, без барабанного боя, словно беседуя с другом.

И вот 36-й год. Война в Испании. "Во мне что-то от прорицателя", - сокрушался Светлов. В "Гренаде" он словно предвидел испанскую трагедию.

Его песню пели русские летчики под Гвадалахарой - ее тут же подхватили бойцы-интернационалисты, приехавшие из других стран. "Гренаду" переводили на многие языки, и скоро ее запела Европа.

Свой публицистический фильм об Испании Константин Симонов назвал "Гренада, Гренада, Гренада моя".

В гитлеровском лагере смерти Маутхаузене "Гренада" была гимном заключенных...

И еще о "Гренаде". Прошли годы. Отгремели войны. Но романтика баллады по-прежнему будоражила сердца. Первым музыку на светловские стихи написал Ю. Мейтус, и эту "Гренаду" пела молодая Клавдия Шульженко . Позднее, в 1977 году, Микаэл Таривердиев представил цикл песен на стихи М. Светлова, среди которых, конечно же, была и "Гренада".

Человек-легенда, каким он был? Баек и историй вокруг Светлова ходило много. От трибуна и певца Ленинского комсомола до юмориста и балагура. Ладно скроенный стереотип при жизни поэта некому было разрушить: друзья не могли, а властям это было на руку. Светлов был нужен - как символ, как песня. Миф, ореол стали его клеткой, его клише. Его поэтические и человеческие терзания никого не волновали. "Другой", "неизвестный" Светлов был чужд системе.

И Светлов на годы погружался в переводческую работу: с белорусского, туркменского, украинского, грузинского, литовского. Преподавал в Литературном институте и работал "в стол".

Однажды, в 1935 году, к Светлову неожиданно пришел ленинградский кинорежиссер Семен Тимошенко . Он делал картину "Три товарища", в которой должна была быть песня про Каховку и девушку. "Я устал с дороги, - сказал режиссер, - посплю. А ты, когда напишешь песню, разбуди меня".

Светлов вспоминал: "Каховка - это моя земля. Я, правда, в ней никогда не был, но моя юность тесно связана с Украиной. Я вспомнил горящую Украину, свою юность, своих товарищей... Мой друг Тимошенко спал недолго. Я разбудил его через сорок минут. Сонным голосом он спросил у меня: "Как же так у тебя быстро получилось? Всего сорок минут прошло!" Я сказал: "Ты плохо считаешь, прошло сорок минут, плюс моя жизнь".

А жизнь Светлова, вся его судьба словно состояла из парадоксов. Один из первых и одержимых комсомольцев, он был исключен из комсомола. Веря в высокие идеалы революции, он никогда не вступал в партию. Создавая романтический образ современника, воспевая мечту о летящей к счастью и справедливости молодой стране, он был гоним властями. Светлов добровольцем ушел на гражданскую, а его преследовали за симпатии к троцкистам. Он дошел до Берлина в 45-м, но был "невыездным" и никогда не видел той самой Гренады, которую прославил на весь мир.

Всенародно известный Светлов не выглядел внушительным, важным и всегда старался быть в тени. Не любил помпезности, президиумов. Все, что зарабатывал, раздавал людям, сам, порой, не имея ни копейки, и всю жизнь печатал на старенькой сбитой машинке.

Постоянно находясь в гуще людей, среди молодежи, студентов, коллег, поклонников, он был очень одиноким человеком:

Сколько натерпелся я потерь,

Сколько намолчались мои губы.

Поэт-романтик, он никогда не был наивным, близоруким, восторженно оптимистичным. Уходили годы, и романтика поэта столкнулась с реальностью. Она повзрослела, стала неотделимой от лукавой и грустной усмешки, легкой иронии, скрытого юмора. И все же окрыляющее начало никогда не покидало Светлова. Он сказал однажды: "Человек жив, пока верит. Умирают не люди, а надежды". Черноволосый Светлов с неистово синими глазами, как говорила о нем О. Берггольц, постепенно превращался в задумчивого человека с печальными глазами. Он еще верил в идеалы своей юности, видел прекрасную молодежь, писал для нее добрые и возвышенные стихи. Слава обгоняла его, толкала в спину, а он бежал от нее, боясь громких слов, неискренности и лжи.

Светлов прошел сквозь годы, когда так много было барабанного боя, величания, бравурных поэтических рапортов. Он отходил в сторону, за что был бит, и даже на съездах писателей присутствовал без права решающего голоса... Годами его не печатали, не упоминали критики. Семен Кирсанов и Ольга Берггольц встали на защиту Светлова, и в 1959 году он вернулся в литературу: его новый лирический сборник "Горизонт" был благосклонно принят. Но жить оставалось так мало.

О, сколько мной уже забыто,

Пока я шел издалека!

Уже на юности прибита

Мемориальная доска.

Но все ж дела не так уж плохи,

Но я читателю знаком -

Шагал я долго по эпохе

И в обуви, и босиком.

Удивительно привлекательным был Светлов, несмотря на свою не выигрышную внешность: высокая, узкая фигура, худое с удлиненным подбородком лицо - и живые добрые глаза, застенчивая улыбка. У этого милого человека была внутренняя независимость и безупречный вкус, не позволяющий ему делить людей по занимаемому положению. Его не интересовала известность. Он любил людей, сам держась в тени не только оттого, что был скромен по натуре, - мироощущение поэта побуждало так вести себя. "Поэт - это тот, кому ничего не надо и у кого ничего нельзя отнять", - сказал однажды Иосиф Уткин .

Нет, - мягко возразил Светлов. - Поэт - тот, кому нужно все и который сам хочет все отдать.

Михаил Аркадьевич мог пригласить в гости всех лифтерш дома с семьями "на пирожки" или дворников - "на гусей". Когда он в последний раз лежал в больнице, гонорар, присылаемый из разных издательств, горкой лежал на тумбочке... У всех приходящих Светлов спрашивал: "Тебе нужны деньги? Возьми, отдавать не надо". А сыну, ухаживающему за ним, наказывал: "У здешней няни есть внук. Ему шесть лет. Возьми его, поезжай в "Детский мир" и купи ему все новое: ботиночки, пальто, костюм. Старухе будет приятно".

А сам он ходил зимой в осеннем пальто и легких ботинках, порой не имел гроша в кармане...

Светлов не мог жить без людей. Признавался, что в детстве воображал себя самими разными, героями прочитанных книг и только никогда - Робинзоном. Одиночество Светлову нужно было только для работы, а для общения - вся земля. Он постоянно был окружен молодежью, с неослабевающим интересом всматривался в новые лица и, как никто другой, с огромной ответственностью преподавал в Литературном институте. Студенты обожали его, а он не мог без них. В одной из своих анкет в графе "общественная работа" Михаил Аркадьевич написал: "работа с молодыми поэтами".

Поэт Светлов по своей природе был чрезвычайно музыкален. Почти все его стихи "поются", да и сам он оказался автором нескольких мелодий. Помните знаменитый студенческий "Глобус"? Стихи написал Михаил Львовский, а музыка принадлежит Светлову, он придумал ее в годы войны для своей песни "За зеленым забориком".

А из "Гренады" пытались сделать песню многие профессиональные композиторы. Были варианты лучше, похуже, но народ знал одну - ту, которую сочинил в 1958 году Виктор Берковский , будущий знаменитый бард, а тогда - студент из Запорожья. Эта музыка как будто была всегда, как будто родилась вместе со стихами. Ее узнали и запели в студенческой среде, а в 1965 году песня впервые прозвучала по радио. Но Михаила Аркадьевича уже не было в живых.

Через три года после кончины Михаила Аркадьевича, в 1967-м году, ему была присуждена (посмертно) единственная профессиональная награда - Ленинская премия по разделу "поэзия". Что это - политическая конъюнктура или официальное признание? Видимо, и то, и другое - идеологическая необходимость поднять на пьедестал поэта с лозунгом "Комсомол, я - твой поэт". Конечно, деваться некуда - высшая награда за творчество, за талант, за мастерство, а еще - за честность и одержимость, которых у него никто не мог отнять. Даже съезд писателей.

Могила Михаила Аркадьевича находится на Новодевичьем кладбище. Участок 6. Положите цветы, когда будете там. А вернувшись домой, откройте томик Светлова наугад, и вы ощутите чистоту и волшебство его поэзии, которая к нам обязательно вернется. Впрочем, она уже возвращается:

Живого или мертвого

Жди меня двадцать четвертого,

Двадцать третьего, двадцать пятого -

Виноватого, невиноватого.

Как природа любит живая,

Ты люби меня, не уставая...

Называй меня так, как хочешь:

Или соколом, или зябликом,

Ведь приплыл я к тебе корабликом -

Неизвестно, днем или ночью.

У кораблика в тесном трюме

Жмутся ящики воспоминаний,

И теснятся бочки раздумий,

Детство. Юность

Родился Светлов 4(17).06.1903г. Родной город Михаила Аркадьевича Шейнкмана (настоящая его фамилия) - Екатеринослав (сейчас Днепропетровск). В 1917 году окончил четырёхклассное училище.

Так как семья Шейнкманов была небогатой, Михаилу во время учёбы приходилось подрабатывать. Работал он помощником фотографа и «мальчиком» на бирже. В шестнадцать лет Михаил стал комсомольцем.

Вскоре Михаил Шейнкман получает назначение на заведование отделом печати губкома а Екатеринослава. В семнадцать лет Михаил добровольно уходит на фронт. Несколько месяцев он в пехотном полку сражается за свой город.

В 1922 году начинающий поэт переезжает в Москву, где наконец-то ему удалось продолжить обучение. Сначала он обучается на рабфаке, затем на литфаке МГУ.

В столице молодой человек с головой окунается в литературную жизнь. Он посещает литературные группы «Молодая гвардия» и «Перевал».

К у поэт отнёсся очень негативно, для него это было предательством идеи . Он даже сочинял стихи для подпольно выпускавшихся троцкистских листовок. Именно за троцкизм в 1928 году Светлова исключили из комсомола.

Великая Отечественная война

Во время поэт находился на фронте в качестве военного корреспондента. Он рассказывал читателям «Красной звезды» о том, что происходит на полях сражений. Всё увиденное и пережитое он отражает в своём творчестве. После войны Михаил Аркадьевич преподавал в Литинституте, где завоевал всеобщую любовь.

Творчество Михаила Светлова

«Голос солдата» - первая газета, в которой появились стихи Михаила Светлова. Он был четырнадцатилетним подростком, когда в печати вышло его стихотворение. На первые свои заработанные деньги юный поэт купил большую буханку хлеба, чтобы вволю накормить свою семью.

Юноша был романтиком до глубины души, он искренне верил в идеи коммунизма, мечтал переделать весь мир. Идеи и жизненные идеалы коммунистически настроенной молодёжи он выразил в стихах.

Конечно, его юношеские стихи несовершенны, в них ещё нет тех «светловских» интонаций, что будут так узнаваемы позже. Но даже в ранних произведениях видна искренность переживаний, вера в светлое будущее.

Ранние сборники :

  • «Рельсы» (1923)
  • «Стихи» (1924)
  • «Корни» (1925)

В 1926 году появилась известная на весь мир «Гренада». В этом же году выходит книга стихов «Ночные встречи», с которой начался растянувшийся на несколько десятилетий творческий спад. В 1930 году из-под пера Светлова выходит «Каховка» - ещё одно знаменитое творение, ставшее популярной песней.

Драматургия

В середине тридцатых годов Михаил Светлов пишет драматические произведения:

  • 1935 год - «Голубая провинция»
  • 939 год - «Сказка»
  • 1940 год - «Двадцать лет спустя» и «Мыс Желания».

Наиболее популярные произведения о войне:

Творчество послевоенного периода

После войны стихи Светлова предаются негласной опале, их не печатают, а самого поэта не выпускают за границу.

  • 1953 год - «Чужое счастье» (пьеса)
  • 1956 год - «С новым счастьем» (пьеса)
  • 1959 год - «Горизонт» (сборник стихов)
  • 1964 год - «Охотничий домик» (сборник стихов)
  • 1964 год - «Любовь к трём апельсинам» (пьеса).

«Стихи последних лет» - последний сборник Светлова, вышедший в 1967 году. Она принесла автору высокую награду (Ленинская премия). В начале осени 1964 года талантливый поэт Михаил Светлов ушёл из жизни. Причиной его смерти стало тяжёлое раковое заболевание.

Светлов Михаил Аркадьевич (1903- 1964), поэт.

Учился в начальном училище, одновременно подрабатывал в салоне фотографии и на товарной бирже. В 1917 г. вступил в Красную армию.

Как поэт Светлов проявил себя в годы революции и Гражданской войны. К 1925 г. он уже был автором сборников «Рельсы», «Стихи», «Корни». В 1925-1926 гг. написаны стихотворения «Двое», «Рабфаковке», «Гренада», «В разведке», ставшие очень популярными у современников.

В ранних стихах пробиваются характерные для всей поэзии Светлова темы гуманизма и интернационализма (поэмы «Комсомол» и «Хлеб», «Стихи о ребе» и др.). В 30 х гг. Светлов обращается к драматургии (пьеса «Двадцать лет спустя»), пишет лирические стихи. Он избегает сложных смещений ритма, длинных стихотворных периодов, неожиданных словосочетаний. Его поэзия ориентирована на музыкально-слуховое восприятие. Отсюда названия «Песня», «Песенка», «Моя песня» и т. п.

«Песня о Каховке» сразу стала одной из любимых песен молодёжи. В годы Великой Отечественной войны Михаил Аркадьевич работал во фронтовой и армейской печати. Лучшие образцы его творчества военных лет - поэма «Двадцать восемь», стихи о партизанке Лизе Чайкиной, стихотворение «Итальянец», пьеса «Бранденбургские ворота». Послевоенная поэзия Светлова становится философской. Он размышляет о жизни, связи времён, истории, человеческом призвании и счастье («Бессмертие», «Любовь», «Искусство», «Горизонт» и др.).

Светлов всегда был непримирим ко всякой фальши, громогласной риторике, холодной декларативности. Его юмор, о котором ходили легенды, превращался в таких случаях в точную и беспощадную сатиру. Поэт считал предназначением своего творчества «быть „скорой помощью” для любого человека, разделить его горе, принять его близко к своему сердцу».

Биография

Светлов Михаил Аркадьевич (1903 - 1964), поэт. Родился 4 июня (17 н.с.) в Екатеринославе в бедной еврейской семье. Окончил высшее начальное училище. Первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война не дали возможность продолжить образование. Светлев вступает в комсомол, идет на защиту своего города в составе 1-го Екатеринославского территориального пехотного полка и в течение нескольких месяцев участвует в боях. Затем переезжает в Харьков, где работает в отделе печати ЦК комсомола Украины. Здесь была издана первая книга его стихов «Рельсы» (1922).

В 1922 вместе с поэтом М. Голодным приезжает в Москву, литературная жизнь которой захватывает молодых поэтов.

В 1926 выходит книга стихотворений «Ночные встречи». В Москве Михаил Светлов учится на рабфаке, затем на литературном факультете 1-го МГУ, в Высшем литературно-художественном институте им. В. Брюсова, где познакомился с Э. Багрицким, дружба с которым продолжалась долгие годы.

Талант Михаила Светлова проявился в полную силу в стихах о гражданской войне. В 1926 была написана знаменитая «Гранада», в 1930-е был создан другой шедевр поэта - «Каховка». Оба стихотворения стали песнями и приобрели редкую популярность. Спустя годы «Песня о Каховке» прошла по дорогам Великой Отечественной.

В середине 1930-х Светлов обращается к драматургии: «Глубокая провинция» (1935), «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя» (1940).

В годы войны Светлов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда» на Ленинградском фронте. В 1942 пишет поэму «Двадцать восемь». Громадную популярность получило стихотворение «Итальянец» (1943). Фронтовые впечатления отразились в пьесе «Бранденбургские ворота» (1946).

После значительного перерыва появился сборник стихов «Горизонт» (1959) и последняя книга поэта - «Охотничий домик» (1964). 28 сентября 1964 Михаил Светлов скончался в Москве.

Михаил Аркадьевич родился в Екатеринослве 4 июня по старому или 17 июля по новому стилю 1903 года. Родом он из семьи евреев – Светловых. Родители парня были бедными, поэтому на учебу отправили в начальное училище высшее. После окончания учебы разгорелась война, затем революция, которые помешали парню дальше учиться. Что б защитить родных и народ, Михаил идет на фронт воевать. По окончанию боевых действий Светлов переезжает на Украину, г. Харьков, где устраивается работать в ЦК – отдел печати. Занимается творчеством, пишет стихи. И в 1922 году Михаил Светлов печатает свою первую книгу стихотворений «Рельсы». Знакомится с коллегой М. Голодным и в 1922 году они перебираются в г. Москва, где их начинает вдохновлять и затягивать литература. В печать выходит книга со стихами «Ночные встречи» в 1926 году. В столице Светлов занялся своим обучением: МГУ и Высший институт В. Брюсова.

Тематику для написания своих стихов автор берет с гражданской войны. Автор пишет свои творения: «Гранада» 1926 года и «Каховка» 1930 года. Поэт пытается себя расширить и начинает писать драмы. С-под пера выходят произведения «Двадцать лет спустя», «Глубокая провинция» и «Сказка» в период 1935-1940гг.

Во время войны Михаил Аркадьевич был на фронте военным корреспондентом в Ленинграде. Занялся письмом и в 1942 году выходит его поэма «Двадцать восемь». Он все больше пользовался популярностью, особенно в 1943 году его стихотворение «Итальянец». Пройдя войну и всего наведавшись, поэт решаться написать пьесу «Бранденбургские ворота», в которой он показал все свои впечатления, в 1946 году. И пауза. Значительная пауза. Светлов ничего не писал. И лишь в 1959 году в печать идет его сборник стихов «Горизонт» и вскоре последнее творение – «Охотничий домик» в 1964 году.

Биография Михаила Светлова - советского поэта, драматурга и журналиста - включает жизнь и творчество во время революции, гражданской и двух мировых войн, а также в период политической опалы. Каким человеком был этот поэт, как сложилась его личная жизнь и каким был путь творчества?

Детство и юность

Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия Шейнкман) родился 4 (17) июня 1903 года в Екатеринославе (современный Днепропетровск). Отец Михаила - еврейский ремесленник - растил сына и дочь Елизавету в атмосфере трудолюбия и справедливости. Способность говорить метко и емко, любить правду и хотеть донести ее - все это Михаил получил, благодаря своей честной и работящей семье. О своем детстве Светлов, шутя, рассказывал, что его отец как-то принес целую стопку книг русских классиков, чтобы делать кульки для продажи семечек. "Мы с отцом заключили договор - сначала я читал, а уже потом он кульки сворачивал", - говорил поэт.

С 14 лет, увлеченный коммунистическими идеями, ярый сторонник и противник участия России в Первой мировой войне, юный Михаил издавал свои первые публикации в местной газете "Голос солдата".

Первые шаги в творчестве

В 1919 году 16-летний Михаил был назначен заведующим в комсомольском отделе печати Екатеринослава. В это же время он впервые использовал псевдоним "Светлов".

Уже в 1920 году, не желая оставаться в стороне от революционной деятельности, юноша записался добровольцем в Красную армию, проявив себя смелым и бесстрашным солдатом в Гражданской войне. В 1923 году в Харькове был издан первый поэтический сборник Светлова - "Рельсы", но он имел успех только в узком кругу знакомых поэта. После переехал в Москву, участвовал в литературных группах "Молодая гвардия" и "Перевал", выпустил еще два поэтических сборника под названиями "Стихи" в 1924 году, и "Корни" в 1925 году.

Гренада

29 августа 1926 года в "Комсомольской правде" были напечатаны стихи 23-летнего Михаила Светлова. Биография его как известного поэта началась именно с этого события. Это было стихотворение "Гренада":

Я хату покинул,

Пошел воевать,

Чтоб землю в Гренаде

Крестьянам отдать.

Прощайте, родные,

Прощайте, друзья -

"Гренада, Гренада,

Гренада моя!"

Стихи моментально разнеслись по стране и были буквально у всех на устах - их читал даже сам Владимир Маяковский на одном из своих выступлений. А Марина Цветаева в одном из своих писем к Борису Пастернаку назвала "Гренаду" своим любимым стихом из всех, что она читала за последние годы.

Популярность стихов не угасла и спустя десятилетие - в 1936 году советские летчики, участвующие в Испанской войне, пели положенную на музыку "Гренаду", пролетая над Гвадалахарой. За ними мотив подхватили европейские бойцы - стихотворение стало интернациональным.

Во время войны в нацистском лагере смерти под названием "Маутхаузене" заключенные в качестве гимна свободы хором пели "Гренаду". Михаил Светлов говорил, что именно в этом стихотворении он открыл себя как настоящего поэта.

Оппозиция

С 1927 года, во время учебы в МГУ, в биографии Михаила Светлова наступил период, когда он решил стать представителем левой оппозиции. В его доме располагалась нелегальная типография оппозиционной газеты "Коммунист", вместе с поэтами Голодным и Уткиным он устраивал поэтические вечера, деньги с которого поступали оппозиционному Красному кресту и оказывали материальную помощь семьям арестованных троцкистов. За это в 1928 году Светлова исключили из Комсомола.

В 1934 году Светлов отрицательно высказывался о недавно созданном Союзе писателей СССР, назвав его деятельность "пошлой официальщиной", а в 1938 году - о Московском процессе антисоветского "право-троцкистского" блока, назвав его "организованными убийствами". Поэт был разочарован тем, как сталинской властью были искажены все революционные и коммунистические идеи. "Коммунистической партии нет давно, она переродилась во что-то ужасное и не имеет ничего общего с пролетариатом", - смело высказывался Михаил Светлов.

В военные годы, когда творчество Михаила Светлова было на устах и у военных, и у простых людей, поднимая боевой дух, а сам он служил в рядах Красной армии, на "антисоветские" высказывания поэта закрывали глаза. Он даже был награжден двумя орденами Красной звезды и различными медалями. На фото ниже Михаил Светлов (справа) с фронтовым товарищем в поверженном Берлине.

Но в послевоенные годы поэзия Светлова закономерно оказалась под негласным запретом - его не печатали, о нем не говорили, у него был запрет на выезд за границу. Это продолжалось вплоть до 1954 года, когда в защиту его творчества выступили на Втором съезде писателей. После в биография Михаила Светлова произошли изменения - его творчество официально "разрешенным", о нем наконец заговорили открыто. В это время вышли поэтические сборники Светлова: "Горизонт", "Охотничий домик", "Стихи последних лет".

Личная жизнь

Михаил Светлов был женат дважды. О первой жене не сохранилось никакой информации, второй брак был с Родам Амирэджиби, сестрой известного в Грузии писателя Чабуа Амирэджиби. В 1939 году у Михаила и Родам родился сын Александр, также известный как Сандро Светлов, малоизвестный сценарист и режиссер. На фото ниже Михаил Светлов с женой и сыном.

Память

Михаил Аркадьевич Светлов скончался от рака легкого 28 сентября 1964 года, в возрасте 61 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. За последний поэтический сборник "Стихи последних лет" ему была присуждена Ленинская премия посмертно, а впоследствии - премия Ленинского комсомола.

Библиография поэта Михаила Светлова включает огромное количество произведений, среди которых стихи, песни, очерки и театральные пьесы. Помимо "Гренады", наиболее известными произведениями являются стихи "Итальянец", "Каховка", "Большая дорога", "Славный товарищ мой" и пьесы "Сказка", "Двадцать лет спустя", "Любовь к трем апельсинам" (по мотивам одноименного произведения Карло Гоцци).

В октябре 1965 года именем поэта была названа Московская юношеская библиотека, по сей день известная под названием "Светловка". В 1968 году Леонид Гайдай назвал именем Михаила Светлова круизный лайнер в своем фильме "Бриллиантовая рука", в память о поэте, которого очень уважал. Настоящий корабль - речной теплоход с именем Светлова - был спущен на воду только в 1985 году. Во многих городах бывшего СССР и сегодня сохранились улицы, названные в честь поэта, а в воспетой им Каховка в его честь назван центральный микрорайон (Светлово).