Ян Непомуцкий – грустная история одного чешского святого. Ян непомуцкий - самый чешский из святых

Святой Ян Непомуцкий — один из самых почитаемых жителями Праги чешских святых. Считается покровителем Праги и всей Чехии. Жил он в XIV веке, во времена правления короля Вацлава IV и был священником. Чем Ян Непомуцкий провинился перед королём точно не известно, но одно из самых правдоподобных предположений следующее. Будучи духовником королевы, он отказался раскрыть тайну исповеди его супруги Вацлаву IV. За что, после долгих пыток и мучений. король приказал его казнить. Священника посадили в мешок и бросили с Карлового моста во Влтаву.

Существует придание, что когда мешок поглотила река, в этот момент над водой появилось свечение в виде пяти звёзд. С тех пор, святого Яна Непомуцкого изображают с пятью звёздами над головой. В 1683 году была создана скульптура святого и поставлена на Карловом мосту. Говорят, если прикоснуться к её бронзовым барельефам, то исполнится любое самое заветное желание. Правда это, или нет, никто не знает, но от от желающих дотронуться до этих самых барельефов, нет отбоя. Иногда даже образуется очередь из туристов, которые мечтают об исполнении заветных желаний и обязательно фотографируются на память с рукой прижатой к барельефу. За многие годы туристы натёрли их до блеска.

Но есть ещё один способ, как можно попросить Яна Непомуцкого об исполнении желаний. Об этом немногие знают, но он считается не менее эффективный. В том месте, где мученика сбросили в реку, на парапете находится мраморная плита с крестом и пятью звёздами. Так вот прикосновение к этому кресту, тоже гарантирует исполнение заветных желаний.
Выбирайте любой способ и пускай все ваши желания сбудутся.

В Чешской Республике церковь длительное время занимала значимое положение. До прихода социализма католическая страна на 95 % состояла из приверженцев крупнейшего направления в христианстве. Сегодня страна хранит память о видных религиозных деятелях прошлого. На в центре Праги возвышается скульптура одного из самых почитаемых святых в стране.

Ян Непомуцкий родился в середине XIV века в небольшом поселении . Сведений о родителях сохранилось мало. Отец – бурмистр, а мать – предположительно из местного дворянского рода. Новорожденного крестили в церкви Святого Якова. С 10 лет до юношеского возраста будущий священнослужитель провел в школе при церкви Святого Иакова. В возрасте 30-40 лет он занимал должность нотариуса архиепископа, спустя десять лет становится священником. С 1378 года Ян Непомуцкий занимает пост духовника супруги Вацлава IV - короля Чехии и Германии из династии Люксембургов.

Жизнь священнослужителя связана с трагическими событиями, а преждевременная кончина окутана тайной. По легенде король хотел уличить свою жену в измене и требовал от священнослужителя раскрыть таинство исповеди королевы Жофии. На приказ короля духовник ответил отказом, за что поплатился жизнью.

Другая версия объясняет гибель Яна Непомуцкого политическими причинами и обострившимся конфликтом светской власти и церкви. В разные эпохи церковь имела огромное общественное влияние. Правящие монархи стремились ограничивать ее силу. Вацлав IV хотел получить преимущество при выборе и назначении на пост высоких церковных чинов. Это привело к разногласию между королем и архиепископом Енштейном, чьим сторонником был Ян из Помука. Другой вероятной причиной казни стала критика священнослужителя в адрес короля.

В 1939 году Яна Непомуцкого по распоряжению Вацлава IV заточили в темницу. В казематах над церковнослужителем проводили жестокие пытки. Король, не отличавшийся жестоким нравом, лично обжигал тело духовника факелом. Что стало причиной столь серьезной кары остается и сегодня неизвестным. Бездыханное тело было сброшено в реку Влтаву. Вскоре тело умершего нашли на берегу монахи и придали тело земле. Позднее останки перенесли в собор Святого Вита в Пражском граде.

В 18 веке при папе Бенедикте XIII мученик Ян или Иоанн Непомуцкий был причислен к лику святых. На месте дома, где он родился и вырос, сегодня построена церковь.

Ян непомуцкий

королева (жена короля)

Вот слышу рык и птичий щебет.

О, слава тебе, наш Отец, и всем святым,

Что нам примером исправно служат

И манером своих мучений твердых

Нас оберегают от прекрас телесных праздников.

И будет миром обольщенье,

И неуёмные умы нам сформируют убежденья.

Ты назывался Световитом, делился Ты на сонм богов,

И, отрываясь от корыта, не чуяли мы вес оков.

Всегда к тебе вздымались руки

И чистых сердцем и менял,

И никогда не ведал скуки тот,

Кого за руку Ты взял!

Зачем, ах, зачем наступила вешна?

Мой муж поутру вышел из дому в поле,

А мне зачесалось, невможу, до боли!

И тут этот Франтишек – стук! мне в окно,

– Принес, – говорит, мол, готово сукно.

Не помня, не ведая, в жаре пылая,

Себя под Франтишкой на столе нашла я…

Угодны богу будут те,

Кто знак откроет мирозданья

В соблазнов полной суете.

Что чувствую я грань предела,

И мысль моя ущемлена,

И лени гнусной пелена

Меня окутала собой,

Я ПОНИМАЮ, бог ты мой!

Но не могу себя заставить я быть царем

И телом править, когда оно утомлено,

Не занимало б так полно

Всего меня своим капризом,

Ведь беспреклонно я ленюсь,

Потом каюсь, потом молюсь.

Всегда держать стрелу рукою,

И цель прочнее видь свою,

И отдохнуть позволь коню,

Но постарайся не забыть куда ты смотришь.

Чем высь высокая белее,

Чем вера в лбе укреплена

Поболе грязного желанья

И бесполезного страданья.

И в твердости такой облече,

Великим будет человече

В злокачестве своих надежд.

И полами своих одежд

Коснутся ангелы крылаты,

И золотые слепят латы

Их войска и награды битв

В груди пылают от молитв!

И в ней я вижу наш оплот.

Ведь всех нас ждет в конце могила

Увянет пыл наш, смолкнет рот.

В войне найдем ли мы погибель,

Отыщем ль в летах смерть свою,

Потомкам положить в колыбель

Нам нечего и на краю

Кинжалов острых будем

Мы танцевать пока годны,

Но ведь значенья наших жизней

А так нам верить остается,

Так залатаем мы дыру,

И бес в нас, может, не проснется,

И, может, будем жить в миру.

Что есть викарий некий, Ян,

И дескать очень он мудрёный,

И чудом Богом одареный

Духовности высокой, да

И я хочу чтоб у тебя

Он был духовником.

И мне рассказывали тоже

И я сама уже хочу к нему ходить.

И иногда поговорить

С таким сведущим,

Не кто гадает всем по гуще,

А чья душа устремлена

И на вопрос она сполна

Ответит пастве простодушной

Учиться будем мы послушно!

Нам солнца, дождя, овощной урожай,

Чтоб в печке всегда было красным полено,

На зубе хрустело свиное колено!

Мы сказки с легендами лихо рожаем

Мы штопаем, чиним, строгаем, куём,

Мы здорово пляшем и звучно поём!

И как на месте мы живём,

И сколько сделать нам осталось,

И что когда-то мы умрем

Мы забываем, но столкнувшись

Со смертью прямо за углом,

Идем молиться на пролом,

Чтоб замолить, забыть, не ведать,

Но пусть уж ОН нас исповедать

Не позабудет, мы ж о НЁМ

Мечтали со свечи огнём!

Молитесь все! Раз столько страха,

Раз окровавленная плаха взывает

Ужас и восторг одновременно,

И алчность эта непомерна!

Желаний разных словно звёзд рои гудят прилюдно

И повсеместно, обоюдно

С цепей срывают своих псов…

Числа не счесть

И безобразным, бывает,

И сколько вариаций «Я»!

Поистине я восхищён уменьем

Творца и обученьем

Своею жизни одарен

И этой мыслью окрылён!

И в равновесьи пониманье с простым «могу».

Ведь это ключ от замка,

Что стоит могуч

В холме так чётко выделяясь

Как в камне меч

Он прям и прост…

Да! Божий промысел!

И чисел вереницы

Сплетаются в узор!

Каймою я спешу проворной

Мой взор Тобою сотворенный

Способен как фонарь светить!

Уже прослеживаю нить!

Она изящна, словно Влтава,

Необычаен ход её!

Теперь мне видится держава

Твоя и Твой народ!

О! Это ангелы пернаты!

Но больно! Глаз мой слепят латы,

Их золота смертелен блеск!

Мне не достать рукой небес.

Я не узрел в речах изъяна,

И люд весь ухом обращен

К нему был, словно истощен

Своею жизнью неумелой

Где благо – сыть, а драка – смелость!

Ну что ж, доверия слюна

Дрожит как толстая струна

Ребека, я ж имею власть

На инструменте том играть.

А церковь пусть мне эхом вторит

И пусть кичливость в люде морит.

Священным музыкальным звоном

Что будет как чума бубоном

На теле грешном назревать!

Ведь их держать я должен в теле!

Ведь я назначен править бал!

И коль я мягок был доселе,

То значит мне не помешал

А кто-то и не вспомнит нас,

А мы живем на этом месте,

Входит Королева. Голова её слегка наклонена.

КОРОЛЕВА: А, ты отдыхаешь…

И блеска в глазе не найду,

Быть может, платье ты по моде желаешь?

КРЕСТЬЯНЕ: О, Дева Мария, подай нам и дай!

Нам солнца, дождя, овощной урожай,

Чтоб в печке всегда было красным полено,

На зубе хрустело свиное колено!

От бога не видно нисколько подмоги!

И холод и голод нас мучит давно,

Мы стонем и плачем, в душе нашей зло!

Испортил мои рыболовные снасти!

Воткнуть бы мотыгу ему между глаз,

И чтоб разломилась голова тотчас!

АНГЕЛЫ: Планеты в напряжении.

Берег реки. По нему идет Ян на проповедь.

ЯН: О, сколько тайн вокруг витает!

Без знания закона встреч

Ни связи их я не узнаю

Ни в форму мне их не облечь.

Я как прибор настроен чутко

На меру времени и сил.

И помню всех я, кто приходит,

И кто когда о чем спросил.

Быть может просто слишком много

Мне довелось услышать, а?

Ведь знаю изнутри берлогу

Я зверя лютого – Греха.

Ко мне приходит Королева,

И девка подла и смутьян,

И заползает в ухо слева

Но это крест мой,

Осознанье я места этого держу,

Хоть не предвижу всех событий,

Я пред судьбою не дрожу.

Иль воздух стал чуть тяжелей,

Иль словно кто потуже узел

Потягивает в кушаке?

Случится, станет, и пройдет.

Пройду по совести, и тенью

Скользну в большой водоворот.

Мой ум в потемках рыщет и

До безумия доводят меня свирепые мысли!

В народе зреет недовольство,

Супруга ходит не своя,

Мое любое своевольство

Не терпит, глазы затая.

Но не привык я, чтоб желанья

Мои наткнулись на забор,

И с детства самого готов был

Всем моим действиям простор!

Теперь же разозлен я сильно,

Я из себя смотрю на мир,

И я казнить готов обильно

Всех тех, кто мне подпортит пир!

Давно хотел спросить досуже

Откуда нынче столько стужи

В твоих словах, в твоих глазах,

В твоих руках, в твоих ногах,

В твоих румянах и шелках?

Ты ночь проводишь в почивальне,

Одна, а может быть и нет?

Меня не впустишь и с тобою

Лишь лунный свет, а может нет?

Ты бережёшь как будто впредь,

И не по вкусу тебе пряник,

Так может быть по вкусу плеть?!

Откуда столько мыслей вдруг?

Глава всего лишь разболелась,

И дни сложились в скучный круг.

На исповеди ты теперь.

Скажи, о чем же ты мечтаешь,

Когда закроешь свою дверь?

И оттого мне нужно так,

Что я испытываю муки,

И тело – мой суровый враг…

Сейчас я вижу, что к чему!

Ну что ж, не хочешь выдать правду,

Так я пошлю тогда к нему!

АНГЕЛЫ: Слабовольные люди подчиняются большему числу законов.

Королева в слезах убегает. Крол злобно плюет на пол. Приводят Яна.

КРОЛ: Ответствуй, поп на страже бога,

Моя жена к тебе вхожа,

О чем спешит тебе с порога

Поведать эта госпожа?

Какие грехи в теле юном

Как псы алкают вперебой?

И что за мысли ткутся умом

За моей каменной спиной?

Здесь исполняем свою роль,

И дело каждое должны мы

С душою делать, так, Король?

Ведь исповедь души чужой

Есть тайна, и о ней кромь бога

Судить не может кто другой.

Ведь я – Король и все могу,

Под мной сидит моя держава,

Так говори скорей, я жду!

Но власть твоя невелика,

И наши радости и боли,

Все потеряется в веках.

Того, что просишь ты так жадно,

Тебе я не могу сказать.

И много из того, что было

Я сам бы предпочел не знать.

КРОЛ: Да как ты смеешь упираться?

Ты больно много возомнил!

Здесь я – король! И все случаться

Здесь будет так, как я решил!

Яна уводят. Крол изо всей силы топает ногой.

Темница. Ян Непомуцкий на каменном холодном полу, редко посыпанном соломой.

ЯН: На сделку с совестью? Ну нет уж.

Ослабло тело, но не дух.

Ни загнивающая ветошь,

Ни стаи жирных черных мух,

Ни крики мучеников бедных,

К коим и я принадлежу,

Ничто во мне сменить не смогут,

Не может как сменить межу

АНГЕЛЫ: Во вселенной есть твердые и мягкие вещества.

СТРАЖНИКИ: Пошли, говорить с тобой Король хочет.

Иль бога время все просил?

Ну что ж твой бог, не внял молитвам?

Не дал тебе побольше сил?

Скажи, избавься от мучений,

И продолжай свои дела,

Вернешься, и нравоучений

Твоих вновь зазвенит пила!

Добавить нечего уже,

А воле быть или неволе,

Решать об этом не тебе.

И я, и ты всего лишь гвозди,

Забиты чьим-то молотком,

Не обольщайся, на полозьях

Мы повлечемся по пути,

Который нам уже проторен,

Другого будет не найти.

Что сам ты выбрал

Свой из тюрьмы последний путь,

И кто б ты ни был, что б не ведал,

С пути тебе уж не свернуть.

Казнен ты будешь всеприлюдно,

С моста во Влтаву сброшен вниз,

Я думаю, что обоюдно

Удовлетворен наш каприз.

Прага. Карлов мост. Толпа народа. Все ждут казни викария Яна Непомуцкого. В толпе гомон смешался с плачем.

Нам солнца, дождя, овощной урожай,

Чтоб в печке всегда было красным полено,

На зубе хрустело свиное колено!

Наказан пусть будет мятежник и жлоб!

Мы жаждаем крови, надорванный зоб

Пускай захрипит, захлебнувшись в реке!

Мы правду сжимаем в правой руке!

ЖЕНЩИНА 1: Господи, что же это такое? Что же вы делаете?! Остановитесь!!

ИОАНН НЕПОМУЦКИЙ

[Иоанн Непомук, Ян Непомуцкий, Ян из Помука; лат. Ioannes Nepomucenus; чеш. Jan Nepomucký] (между 1340 и 1350, Помук, ныне Непомук, Чехия – 20.03. 1393, Прага), св. католич. Церкви (пам. 16 мая). Из-за расхождения сведений в источниках вопрос о реальном существовании И. Н. до наст. времени остается дискуссионным. Большинство совр. исследователей считают его историческим лицом. Род. в семье старосты в мест. Помук, принадлежавшем цистерцианскому Зеленогорскому мон-рю, где, вероятно, получил начальное образование. В 1369 г. стал нотарием в канцелярии Пражского архиеп. Яна Очки из Влашима. В 1380 г. И. Н. был назначен клириком капеллы святых Эрхарда и Отилии (после того как там был похоронен архиеп. Ян Очко из Влашима, капелла стала называться Влашимской) в пражском кафедральном соборе св. Вита. Был рукоположен во пресвитера и служил в ц. св. Галла в Старе-Место (ныне исторический район Праги) (к этому времени относится составленная И. Н. инвентарная опись храма). Он продолжил образование на юридическом фак-те Пражского ун-та, в 1381 г. получил степень бакалавра. С 1383 г. обучался в Падуанском ун-те (был избран на почетную должность ректора студентов из заальпийских стран на 1386 г.). В 1387 г. получил степень д-ра канонического права. Вернувшись в Прагу, И. Н. стал каноником ц. св. Эгидия, в 1389 г.- каноником капитула ц. святых Петра и Павла в Вышеграде и одновременно архидиаконом г. Жатеца. В том же году Пражский архиеп. Ян из Енштейна назначил И. Н. генеральным викарием.

Св. Иоанн Непомуцкий. Скульптор Я. Брокофф. 1683 г. (Национальный музей. Прага)

В нач. 1393 г. И. Н. был вовлечен в конфликт между кор. Вацлавом IV и Пражским архиепископом. Король, желая ослабить позиции архиепископа, критиковавшего его образ жизни, недостойный христ. правителя, решил отделить часть территории Пражского архиеп-ства и создать новое еп-ство в Зап. Богемии, материальной базой для к-рого стали владения богатого мон-ря в Кладруби. Действия короля нанесли значительный финансовый ущерб Пражскому архиеп-ству. После смерти престарелого аббата И. Н. утвердил в должности настоятеля мон-ря в Кладруби и соответственно епископа нового диоцеза кандидата, к-рый был предложен архиепископом, а не королем. Вацлав IV приказал арестовать архиеп. Яна из Енштейна и его приближенных. Архиепископу удалось бежать, остальных жестоко пытали. Во время пыток И. Н. скончался. Король, вероятно, опасаясь проявления недовольства расправой над представителями высшего католич. духовенства страны, отпустил арестованных, а тело И. Н. по его приказу ночью сбросили с Карлова моста в р. Влтаву. По преданию, месяц спустя, 17 апр. 1393 г., тело было обретено близ францисканского мон-ря «На Франтишку» и погребено на кладбище у ц. Св. Большого Креста.

Бежавший из Праги архиеп. Ян из Енштейна сообщил папе Римскому Бонифацию IX подробности кончины И. Н. и назвал его св. мучеником, поскольку он пострадал, честно выполняя свои должностные обязанности. Почитание И. Н. как мученика получило широкое распространение. В 1396 г. его останки были перезахоронены в кафедральном соборе св. Вита в Праге рядом с Влашимской капеллой. Могилу прикрыли надгробным камнем с изображением креста, затем обнесли оградой. О чудесах на могиле сообщается в жизнеописании Пражского архиеп. Яна из Енштейна, составленном в 1402-1403 гг. приором архиепископской резиденции в замке Роуднице Петром Кларификатором, а также неоднократно упоминается в «Старых летописях чешских» (2-я пол. XV в.). В 80-х гг. XV в. в помещении над капеллой св. Вацлава в кафедральном соборе хранилась чаша для причастия с надписью: «В честь благословенного Яна из Помука».

Св. Иоанн Непомуцкий перед Богоматерью. Художник К. Д. и Э. Асам. 30-е гг. XVIII в. (капелла св. Иоанна Непомучкого в ц. св. Мартина, г. Месскирх, Германия)

На рубеже XIV и XV вв. сложилось местное предание об И. Н.: он претерпел мученичество за сохранение тайны исповеди кор. Софии, исповедником к-рой он якобы был. Впервые предание было зафиксировано в 1433-1434 гг. проф. Венского ун-та Т. Эбендорфером фон Хазельбахом, членом посольства Базельского Собора, отправленного к гуситам. Он провел в Праге 3 месяца, собирая сведения о кор. Вацлаве IV для своей «Хроники Римских королей» (Chronica regum Romanorum, ок. 1450). Ссылаясь на более раннее сообщение августинца Андрея из Регенсбурга (Cronica pontificum et imperatorum romanorum, 1433), Эбендорфер фон Хазельбах пишет, что Вацлав IV приказал утопить магистра теологии И. Н., критиковавшего короля за безнравственное поведение, и добавляет, что, будучи исповедником королевы, мученик отказался открыть королю тайну исповеди. Об этом же пишет пражский каноник Павел Жидек (Spravovna, 1470-1477), также использовавший, вероятно, местное предание об И. Н. В современных И. Н. письменных источниках не упоминается о том, что он был духовником королевы. Однако большинство исследователей склонны доверять преданию. Действительно, супруга чеш. кор. Вацлава IV баварская принцесса София была недовольна политикой, проводимой мужем, и король собирался развестись с ней (известно о переговорах в 1391 с антипапой Климентом VII, к-рый обещал объявить брак недействительным в обмен на признание чеш. королем его верховенства в католич. Церкви).

Ошибку в интерпретации событий жизни И. Н. допустил Вацлав Гайек из Либочани. В «Чешской хронике» (Kronika česká, 1541) он писал о 2 служителях католич. Церкви, утопленных по приказу короля. Один, исповедник королевы, погиб в 1383 г., другой – в 1393 г. В ХХ в. исследователи обнаружили причину ошибки: переписывая сообщение из книги декана кафедрального собора Яна из Крумлова, Гайек принял номер страницы за обозначение года. Популярность «Чешской хроники» способствовала распространению ошибки: все авторы, впосл. писавшие об И. Н., указывали неверную дату его смерти – 1383 г. Эта дата вместе с ошибочными сведениями о том, что И. Н. был каноником капитула св. Вита, указаны на сделанной в сер. XVI в. решетке у гроба. Тогда впервые мученик был назван Непомуцким.

Почитание И. Н. как св. покровителя Чехии окончательно сложилось в XVI-XVII вв. В соч. «Духовное веселие Чешской короны» (1599) Г. Б. Понтанус поместил молитву в то время еще официально не канонизированному И. Н., называя его св. покровителем страны. В 1608 г. в кн. «Богемия благочестивая» (Bohemia pia) С. Ф. Виллатикус и Понтанус опубликовали стихи о святости И. Н. В 1621 г. Пражский архиеп. Ян VIII Логелиус освятил в соборе св. Вита алтарь, посвященный в т. ч. и И. Н. Мученик изображен и на рельефе св. покровителей Чехии (1630) в соборе св. Вита с надписью на нем. языке: «Исповедник». Важную роль в распространении почитания И. Н. в Чехии сыграли иезуиты, стремившиеся вытеснить повсеместное поклонение Яну Гусу. Иезуиты И. Плахий-Ферус (в 1641) и Я. И. Длуговеский (в 1668) составили Жития И. Н. на чеш. и лат. языках. Житие И. Н., написанное в 1670 г. иезуитским историком и агиографом Богуславом Бальбином, отличавшееся драматизмом и трагическим колоритом повествования, было отвергнуто архиепископским капитулом как исполненное литературных вымыслов и не соответствующее историческим данным, однако болландисты включили его в издание «Acta Sanctorum» (1680). Это Житие, опубликованное в 1725 г., было богато иллюстрировано гравюрами И. А. Пфеффеля, под влиянием к-рых складывалась позднейшая иконография И. Н. В житийных сочинениях сер. XVII в. ошибочно указывалось, что мученик погиб 16 мая; впоследствии эта дата утвердилась как дата памяти И. Н.

Церковь св. Иоанна Непомуцкого в г. Ждяр-над-Сазавоу. Архит. Я. Б. Сантини-Айхел. 1720 г.

В 1675 г. капитул собора св. Вита подал офиц. прошение о начале канонизационного процесса И. Н., однако в этой и последующих просьбах о канонизации было отказано (1696, 1706) ввиду противоречий и неясности письменных сведений о жизни И. Н. В 1715 г. Пражский архиеп. Фердинанд Кюнбург создал комиссию для сбора документов, необходимых для начала процесса. По решению комиссии 14 апр. 1719 г. была открыта могила И. Н. При извлечении останков из черепа выпал кусок мягкой ткани, хорошо сохранившийся, естественного розового цвета, к-рый присутствовавшие медики объявили «языком». Его поместили в особый реликварий в капелле св. Вячеслава (Вацлава) в соборе св. Вита, реликвия стала почитаться как свидетельство Божией помощи в сохранении тайны исповеди. 27 янв. 1725 г. «язык» был вновь осмотрен; согласно отправленному в Рим отчету, обнаруженный при открытии реликвария усохшим, серо-коричневого цвета «язык» через нек-рое время вновь стал красным. В 1972 г. проводилось антропологическое исследование останков И. Н., худощавого человека, ростом 169 см, умершего в 45-50 лет от пыток (следы огня на ребрах, разбитые кости), а не от утопления. Согласно заключению экспертов, повторявшиеся удары спровоцировали кровоизлияние в мозг, что и стало причиной смерти. «Язык» признан деформированной мозговой тканью. Данные антропологического исследования не позволяют сомневаться в аутентичности останков.

31 мая 1721 г., основываясь на широком местном почитании, папа Римский Иннокентий XIII беатифицировал И. Н., а 19 марта 1729 г. в Латеранском соборе в Риме папа Бенедикт XIII буллой «Christus Dominus» провозгласил его святым Римско-католической Церкви. В Праге канонизация И. Н. отмечалась 9-16 окт. 1729 г. В 1736 г. в соборе св. Вита за главным алтарем был установлен серебряный саркофаг святого (отлит по эскизам И. Э. Фишера фон Эрлаха). С этого времени в Праге 16 мая ежегодно проводится Святоянский крестный ход.

В эпоху Контрреформации И. Н. стал не только символом возвращения Чехии к католичеству, но и символом национального самосознания чехов в период утраты гос. независимости и превалирования нем. элемента в «высокой» культуре. Образ И. Н. как народного святого приобрел фольклорные черты и стал частью народной культуры, символизируя ненасильственное сопротивление неправедной светской власти. Во 2-й пол. XVIII в. были обнаружены тексты, позволившие правильно датировать его смерть (хранившаяся в Ватиканской б-ке жалоба архиеп. Яна из Енштейна на Вацлава IV; жизнеописание архиепископа, составленное Петром Кларификатором и опубликованное в 1793 чешским историком Й. Добровским). В XIX в. среди части чешского общества получила распространение т. зр., что Римско-католической Церковью был канонизирован человек, которого никогда не было. На рубеже XIX и ХХ вв. в среде патриотически настроенной чеш. протестант. или атеистической интеллигенции И. Н. считался символом насильственной рекатолизации и гнета Габсбургов, а пропаганда его культа – средством вытеснения из народной памяти почитания Яна Гуса. В 20-30-х гг. XX в. в независимой Чехословакии критика почитания И. Н. усилилась.

В комментарии к Римскому Мартирологу (MartRom. 1940) издатели высказали сомнение в достоверности событий, описанных в посвященной И. Н. житийной лит-ре. Под влиянием критики Конгрегация обрядов в 1960 г. упразднила память И. Н. в общем календаре Римско-католической Церкви. Однако И. Н. широко почитается в Чехии и в Центр. Европе. Этому во многом способствовали как светские, так и церковные мероприятия, проведенные к 280-летию его канонизации (в 2009), в т. ч. выставка «Святой на мосту» (каталог-исследование выставки опубликован в Праге).

Иконография

Строительство ц. св. Иоанна Непомуцкого «На Скальце». Гравюра по рис. К. Шкреты. сер. XVIII в.

План
Введение
1 Биография
2 Мученичество
3 Почитание
4 Иконография
5 Источники

Список литературы
Ян Непомуцкий

Введение

Святой Ян Непому́цкий (ок. 1350, Непомук, Чехия — 20 марта 1393, Прага) — (чеш. Jan Nepomucký), Иоанн Непомуцкий , Иоанн Непомук — чешский католический святой, священник, мученик.

1. Биография

Ян родился приблизительно между 1340 м и 1350 м годом в поселении Помук (современный чешский Непомук), недалеко от монастыря цистерцианского ордена у холма «Зеленая Гора». В том месте, где сегодня располагается костел Св. Яна Непомукого, ранее (по устным источникам) располагался дом, где и родился Ян. Отец Яна — Велфин — был в 1355—1367 годах бурмистром населенного пункта Помук, о матери ничего неизвестно. Базовое образование Ян получил в школе при костеле Св. Иакова. В 1370 г. он стал нотариусом пражского архиепископа, в 1380 г. был рукоположен в священники. После получения сана продолжил образование, изучал право, в 1381 г. получил степень бакалавра в Праге, а в 1387 г. в Падуе докторскую степень. В 1389 г. Ян был назначен генеральным викарием пражского архиепископства.

2. Мученичество

Чешский король Вацлав IV (1378—1419) постоянно конфликтовал с высшим духовенством страны, отстаивал приоритет светской власти и вмешивался во внутрицерковные дела, полагая пражское архиепископство одним из главных своих оппонентов во внутренней политике.

В 1393 г. по его приказу были схвачены и брошены в тюрьму Ян Непомуцкий и два других священника. Вскоре товарищи Яна были отпущены, а Ян после мучительных пыток был казнён — его бросили в мешке с Карлова моста во Влтаву. Конкретная причина, по которой гнев короля обрушился именно на Яна Непомуцкого, точно не известна. В 1433 г. хронисты выдвинули предположение, весьма вероятное, но точно не доказанное, что Ян отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы, духовником которой он был.

По преданию, в том самом месте где тело святого погрузилось во Влтаву, над водой возникло свечение в виде 5 звезд, с тех пор Непомуцкий изображается с пятью звездами над головой. Место, возле которого Яна сбрасывали через перила, можно увидеть по правую руку на пути по мосту в сторону Мала Страны, это место отмечено вмурованным в перила моста крестом и двумя медными гвоздями неподалеку от креста.

3. Почитание

Тело св. Яна было извлечено из Влтавы и впоследствии захоронено в кафедральном соборе святого Вита в Праге.

Почитание Яна чешскими католиками как святого и мученика началось ещё в XV веке. К лику святых он был причислен в 1729 г. Ян Непомуцкий считается небесным покровителем исповедников, а также покровителем Праги и всей Чехии. Память в Католической церкви — 16 мая.

Паломническая церковь Святого Иоанна Непомуцкого у города Ждяр-над-Сазавоу — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4. Иконография

Самая знаменитая статуя святого была создана в 1683 г. (ещё до официальной канонизации) Я. Брокофом для Карлова моста в Праге. Сейчас подлинник перенесён в Национальный музей в Праге (как и большинство скульптур Карлова моста), а на мосту установлена точная копия.

В XVIII веке создано большое количество иконографических циклов со сценами из жизни святого. Самый известный находится в Латеранской базилике в Риме.

Святой Ян Непомуцкий изображается на иконах с пальмовой ветвью и венцом из звёзд над головой.

5. Источники

· Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. М., 2002.

· St. John Nepomucene (Католическая энциклопедия) (англ.)

Список литературы:

1. Паломническая церковь Св. Яна Непомуцкого на Зелёной Горе (город Ждяр-над-Сазавоу) (1994)

Наступила ночь 20 марта 1393 года. Группа людей выносит неподвижное тело из резиденции староместского бурмистра (дом на углу ул. Рытиржской и На Мустку), в суматохе спотыкаясь, они направляются на каменный мост и сбрасывает обессиленное тело во Влтаву. Тусклый свет убывающей луны слабо освещает мрачную сцену нескольким случайным прохожим, которые инстинктивно скрываются в темных углах.

Ян, сын покойного Вельфина из Помука - главный викарий Пражского архиепископства, публичный нотариус. В 1380, когда он, вероятно, закончил теологическое обучение и стал священнослужителем, получил высокую должность алтарника в соборе св. Вита. В том же году вступил в следующую важную должность приходского священника у св. Гавела на Старом Месте Пражском и приступил к правовому обучению в Карловом университете, находящемся по соседству. Уже в 1381 году он провозглашен бакалавром права. Вскоре он поручил приход своему заместителю и продолжил обучение университете Падуи, третьем самом старом университете Италии. С 1389 года Ян уже числился генеральным викарием - вторым человеком архиепископства, его представителем, особенно в правовых вопросах.

Причин, из которых выкристаллизовалась смерть Яна, несколько. Главной из них был конфликт светской и церковной властей, из-за которого возникла вражда между королем Вацлавом IV и архиепископом Енштейном. Для короля было очень важно иметь влияние на назначение епископов и других высоких церковных чинов. В 1393 году эти споры обострились в связи с выбором нового аббата в Кладрубах. Исторические источники утверждают, что Ян умер, потому что подтвердил выбор аббата, а также потому что был чиновником пражского архиепископа Енштейна, заклятого врага короля.

Другие источники называют доминантной причину, что Ян позволил себе критиковать короля. Третьей причиной считается отказ Яна выдать тайну причастия королевы Жофии. Некоторые исследователи считают это легендой, появившейся значительно позднее смерти Яна Непомуцкого - во второй половине 15 века.

Трудно сказать однозначно, что послужило основанием для трагической кончины святого, но многое говорит в пользу сокрытия таинства причастия, которое привело Вацлава IV в безумную ярость. Этим же объясняется небывалая активность короля в камере пыток, ведь он лично обжигал святого факелом, чтобы получить информацию. Для окончательного избавления от замученного тела святого, он приказал сбросить его вечером с моста во Влтаву. 17 апреля река вернула его тело, которое нашли на берегу монахи (cyriak) и похоронили в своем монастыре, а позже останки святого были перенесены в собор св. Вита.

По легенде, когда тело Яна погрузилось во Влтаву, из воды показались 5 звезд - атрибут нимба святого, которые можно видеть на скульптуре Яна Непомуцкого на Карловом мосту. С именем Яна Непомуцкого связано много легенд, особенно о том, что ему вырезали язык. Во время эксгумации тела была обнаружена мягкая ткань, которую приняли за чудом сохранившийся язык, но при изучении останков святого в 20 веке было установлено, что эта реликвия бесспорно органического происхождения, но состояла не из мышц, а более вероятно, что из ткани мозга. Это открытие никак не отразилось на легенде о св. Яне Непомуцком, который живет в сердцах людей своей жизнью, независимой от его исторического прообраза.

Он был причислен к лику святых в 18 веке во время католизации Чехии, некоторые считают, что в противовес Яну Гусу. Похоронен в соборе св. Вита на Пражском граде. О его серебряном надгробии тоже существуют легенды .

Сотни его скульптур, помещенные преимущественно на мостах в Чехии и других странах, являются проявлением большого почтения к святому.

Атрибуты Яна Непомуцкого:
Добродетели св. Яна Непомуцкого
Для персонификации добродетели на первоначальном надгробии св. Яна Непомуцкого:

  • Надежда - якорь, которых хранит жизнь в плавании по бурному морю, и голубка, которую Ной выпустил из ковчега, и она вернулась с пальмовой ветвью
  • Доблесть или сила, Душевная сила - охвачена броней с львиной шкурой через плечо, со шлемом на голове, держит колонну (ее часть)
  • Молчание - палец на устах, в правой руке висячий замок
  • Вера - фигура с крестом в руке и поднятой в правой руке облаткой
  • Любовь - третья из главных христианских добродетелей. Ян Непомуцкий помогал бедным, сиротам. Изображена в виде полуодетой фигуры, кормящей грудью ребенка; еще обозначается сердцем
  • Страх перед Богом или Покорность - фигура с закрытой склоненной головой.
  • Справедливость - фигура, опирающаяся о щит с весами
  • Мудрость Божья - фигура с открытой книгой (Библией) и горящим факелом
Янская площадь в Праге
Янская площадь в Праге получила свое название в память о св. Яне Непомуцком. На это место в 1393 году приплыло по Влтаве мертвое тело святого, здесь было выловлено и временно похоронено в костеле св. Креста Большого.

На площади стояла скульптура работы Ф.М.Брокоффа - дающий милостыню Ян Непомуцкий. Первоначально статуя находилась около староместского костела св. Микулаша, в 1828 году была перенесена на Янскую площадь. Через неполных 100 лет была перемещена к костелу св. Духа, где стоит и сейчас.
Позже на этом месте оформили площадь перед Чеховым мостом.