Якутские имена девочек по месяцам. Якутские мужские и женские имена и их значение

Якутский язык относится к тюркским языкам. Он принадлежит якутскому народу, составляю­щему основную массу коренного населения Якут­ской АССР. Он распространен также в среде эвенков, эвенов и русских, живущих на терри­тории ЯАССР, а кроме того в смежных районах за пределами республики. На своеобразном диа­лекте якутского языка говорят долгане (саха), живущие в Таймырском (Долгано-Ненецком) на­циональном округе Красноярского края.

Исторические условия жизни якутов были та­ковы, что они давно официально приняли право­славие, сосуществовавшее с шаманизмом. Поэтому большинство якутских имен — русские. Они даже называются русским по происхождению словом apaспaaнньа (прозвание) и состоят из имени, от­чества и фамилии. Однако заимствованные из русского языка имена подверглись в якутском языке тем же звуковым преобразованиям, что и все заимствованные слова, в результате чего их якутское звучание сильно отличается от русского. Так, русское имя Григорий превратилось в якутском в Киргиэле й, Федор — вСуодэр , Петр — в Буотур , Роман — в Арамаан , Ксенофонт — в Си­лuпиэн и т. д. В настоящее время в официальных случаях (документы) предпочитают русское напи­сание и произношение имен, но в художественной литературе допускается и их якутское написание.

Хотя собственные имена давались в старину при крещении, звучание их в якутском языке определялось не официальным, а русским народ­ным произношением. Например, то, что русское имя Елена звучит по-якутски Олооно , объясняется заимствованием народного Олёна (Алёна), русское Ирина превратилось вОруунэ под влиянием на­родного Орина (Арина), Евдокия стала Огдооччуйа из народного Овдотья (Авдотья). То же самое можно наблюдать и в мужских именах. Напри­мер: Мuкиитэ — русск. Никита (народное Микита), Мииmэрэй — русск. Дмитрий (народное Митрий), Ха6ырыылла — русск. Гавриил (народное Гаврила).

Отчества приняты в официальной речи среди городского и сельского населения. Их также можно услышать в деревне при подчеркнуто веж­ливом обращении. Отчества образуются по рус­скому образцу, но от имен в их якутском звуча­нии, а русские суффиксы —ович и —овна в якутском языке изменяют свою огласовку в соответствии с огласовкой основы. Ср., например: Баhылайа­6ыс — Васильевич, Тэрэнтэйэбuс — Терентьевич.

Охонооhойо6ус — Афанасьевич, Баhылайа6ына — Васильевна, Тэрэнmэйэбинэ

— Терентьевна.

Фамилии в якутском языке либо просто русско­го происхождения с фонетическими изменениями, либо созданы по их образцу. Например, Кондокуоп — Кандаков, Кондокуоба ­- Кандакова, Кэрээкин — Корякин,Кэрээкинэ — Коря­кина, Донускуой — Донской, Донускаайа — Донская.

Русские фамилии, образованные от собственных имен, в якутском языке приобрели звучание в со­ответствии со звучанием этих имен. Ср., напри­мер: Дьаакыбылап — Яковлев (Дьаакып — Яков),Киргиэлэйэп — Григорьев (Киргиэлэй — Григорий), Мапnыайаn — Матвеев (Мапnыай — Матвей), Ха­бырыыллайаn — Гаврилов (Хабырыылла — Гавриил).

Много якутских фамилий образовалось и от якутских слов, чаще всего прозвищ, которые в дореволюционном быту употреблялись в качестве собственных имен или вместе с ними в качестве определения при них. Именно так и называются герои литературных произведений, описывающих жизнь якутского народа до революции. Например: Уулаах Уй6аан ‘сонливый Иван’ (имя героя по­вести Эрилик Эристина «Кэриэс туолуута»); Ба­hыaxтыыр Балбаара ‘крупная, неуклюжая и быст­рая в движениях Варвара’; Суон Суоnпуйа ‘тол­стая Софья’; Ырыа Ылдьаа ‘Песня Илья’.

Многие современные фамилии про изошли от прозвищ. Например: Басыгасов (от прилагательногобаhыгас ‘способный черпать ‘); Мандаров (мандар ‘вышивка, узор’); Сенябuлев (сэнэ6uл ‘уничиже­ние’).

К этого рода фамилиям примыкают и псевдонимы писателей: А. До fордуурап (до fордуур ‘дру­жок’);Куннук Урастюыыраn (В. М. Новиков); Тугунуурэп (Н. М. Андреев). Среди псевдонимов очень распространены фамилии, образованные от якутских слов с аффиксом —скай : Ойуунускай, Ойуурускай, Сунтаарыскай.

Собственные имена, заимствованные из русского языка, в якутском языке употребляются с якут­скими уменьшительно-ласкательными аффиксами. Например: Дьогуордээн от Дьогуор (Егор), Мэ­хээчэ от Мэхээлэ (Михаил), Байбааскы от Байбал

(Павел), Сэмэнчик от Сэмэн (Семён), Ааныс от Аана (Анна), Оруунчук от Оруунэ (Орина), Суокуччэ от Суокулэ (Фёкла), Буотуккэ от Буотур (Пётр) и др. Эти имена, будучи как бы новыми, более благозвучными и самобытными для якутского

языкового сознания, имели очень широкое упот­ребление и продолжают функционировать в раз­говорном «зыке и художественной литературе. Они, обладая неярким уменьшительно-ласкатель­ным значением, употребляются у людей всех возрастов. Об этом свидетельствует часто встречающееся в литературе сопровождение их прило­жением типа уол ‘мальчик’, ‘юноша’, о fонньор ‘старик’. Например: Сэмэнчик уол ‘мальчик Сеня’,

Даайыс кыыс ‘девушка Даша’, Ааныс эмээхсин ‘старуха Аннушка’, Мэхээчэ о fонньор ‘старик Ми­хайла’. В качестве новых или просто ласкатель­ных имен употребляются также усеченные формы от русских имен. Например: Мотуо, Мотуона от Мотуруона (Матрёна), Борускуо от Бороскуобуйа (Прасковья),Окулуун от Окулуунэ (Акулина).

Наряду с этими уменьшительными именами яку­ты употребляют и русские уменьшительно-ласка­тельные формы, как фонетически измененные, так и без изменения. Например: Бааса — Вася, Бо­руонньа — Проня,Дуунньа — Дуня, Мааса — Маша, Миисэ — Миша, Морууса — Маруся, Кылааба­ — Клава, Дьогуоссэ -сибирск. Егорша.

После революции в среде якутов так же, как и среди всех народов Советского Союза, начали распространяться новые имена. Примером могут служить такие мужские имена, как Коммунар, Ким, Спартак, Марат , или такие русские имена, как Светлана , западноевропейские имена Альбина, Артур, Роза, Янина, Клара, Карл .

В последнее время стали часто употребляться в качестве личных имен имена популярных героев легенд из устного народного творчества, названия местностей, рек, птиц, цветов, а также поэтиче­ские новообразования. Так например, в качестве мужских имен довольно широкое распространение получили имена легендарных прародичей якутов: Эллэй (Элляй), Омо fой (Омогой), имя легендар­ного бунтаря прошлого века Манчаары (Манчары), возникшее из прозвища Манчаары Баhылай ­’Осока Василий’, а также имена в честь любимых героев олонхо (былин): Туйаарыма (от глагола туйаар ‘щебетать’ (о жаворонке), Ньургун (имя богатыря, означающее’ лучший’, ‘славный’), Уолан (часть имени богатыря, буквально: ‘юноша’) и т. д.

В качестве женских имен употребляются имена героинь популярных произведений современных якутских писателей: Куннэй (героиня драмы Суо­рун Омоллона «Кукур уус»; имя образовано от основыкун ‘солнце’), Сайсары (героиня одноимен­ной драмы Суорун Омоллона).

Отметим также имена в честь крупнейших, рек Якутии: женские Лена (р. Лена по-якутски Олулнэ) и Яна — (р. Яна); мужские Алдан (р. Алдан), Вилюй (р. Вилюй, по-якутски Булуу — название местности, по которой течет река Вилюй), Томмоm (название поселка, по-якутски Тонмom — ‘не за­мерзающий’); имена от названий птиц, воспеваемые в произведениях устного народного творчества,­преимущественно женские: Куорэгэй ‘жаворонок’, Куорэгэйчээнэ ‘жавороночек’, Кыmалыкчаана ‘жу­равлик’.

Новые имена образуются от названий различ­ных предметов, в каком-либо отношении привле­кательных для человека. Это очень интересно, так как в старину имена детям обычно давались с целью сохранения их жизни от происков злых духов. Чтобы обмануть духов, имена обычно да­вались такие, которые не вызывали к себе инте­реса. Это были преимущественно названия разных малоприятных, а часто и просто неприятных предметов, которые обычно заменялись официаль­ным именем с возрастом или иногда оставались у людей на всю жизнь в качестве второго, не­официального имени.

Новые имена образуют уменьшительно-ласка­тельные формы с помощью аффиксов —лаан и -чаан .

Интересной особенностью женских имен яв­ляется аффикс —а , перенесенный, по-видимому, из русских женских имен.

В приводимом ниже списке выделены имена, заимствованные из русского языка, новые имена, а также имена, образованные из заимствованных имен.

Традиционные личные имена обычно имеют буквальное значение (названия животных, растений, других объектов природы). В прошлом был распространён обычай давать ребёнку «отвратительное» имя, дабы отпугнуть злых духов — известный и у других народов языческий обычай. Однако сейчас такие традиционные имена если даже кому и даются, то в обществе не используются.

ЖЕНСКИЕ ЯКУТСКИЕ ИМЕНА
Алдана — река Алдан
Айыы Куо — красивое светлое божество
Алтаана — медная
Алтана — медная
Айаана — путь, дорога
Айяна — путь, дорога
Айталыына — светлое божество
Айта — светлое божество
Айтали́на — светлое божество
Айыына — светлое божество
Айи́на — светлое божество
Айыы — светлое божество
Кыталыына — стерх
Кыталына — стерх
Күннэй — солнечная
Кюння́й — солнечная
Кэскилээнэ — будущее
Кэскиле́на — будущее
Кэрэчээнэ — прекрасная
Кэрэчэнэ — прекрасная
Мичийэ — улыбчивая
Мичие — улыбчивая
Нарыйаана — нежная
Нарыйана — нежная
Ньургуйаана — подснежник
Нюргуя́на — подснежник
Ньургустаана —страна подснежников
Нюргустана — страна подснежников
Сайаара — лето, летняя
Саяра — лето, летняя
Сайнаара — думающая
Сайнара — думающая
Сайсаары — из Сайсар
Сайсары — из Сайсар
Сайыына — лето, летняя
Саи́на — лето, летняя
Сандаара — сияющая
Санда́ра — сияющая
Саргылаана — луч
Саргыла́на — луч
Сардаана — цветок сардаана
Сарда́на - цветок сардаана
Сахаайа — якутка
Сахая — якутка
Сахайаана — якутка
Сахаяна — якутка
Туйаара — легкая, воздушная
Туйаарыма — легкая, воздушная
Туя́ра — легкая, воздушная
Туярыма — легкая, воздушная
Тускулаана — будущее
Тускулана — будущее
Уйгууна — богатство
Уйгу́на — богатство
Уйгулаана — богатство
Уйгулана — богатство
Хаарчаана — снежная, снегурочка
Харча́на — снежная, снегурочка

МУЖСКИЕ ЯКУТСКИЕ ИМЕНА
Айаан — путешествие
Айнан — путешествие
Ай — изобретатель
Айыы — изобретать
Айаал — изобретать
Айа́л — изобретатель
Айтал — светлое божество-творец
Айхал — радость
Айхан — радость
Айхал-мичил — нескудеющий
Айыы Сиэнэ — внук айыы
Алгый — благословенный
Алаадыы — оладья
Арбай — кустарник
Атырдьах — вилы
Бароон — барон
Биэбэй — голубчик
Болторхой — круглолицый
Брааскай — бурят
Бэргэн — меткий
Далбарай — птенчик
Дохсун — удалой
Дуолан — удалой
Дьулустаан — упорный, целеустремленный
Куобах — заяц
Кытах — большая деревянная чаша
Кэскил — лучшее будущее
Манчаары — осока
Мичил — улыбка, радость, счастье
Нууча — русский, русак
Нуолан — рассудительный, неспешный
Саллаат — солдат
Сулустаан — звезда
Сэргэх — чуткий, осторожный
Толлуман — бесстрашный
Тимир — железный
Тускул — лучшее будущее
Уолан — мужчина
Уруй-мичил — радость и торжество
Ургэл — созвездие Плеяд
Хорула — приехавший из Хорулы
Чоррун — резкий, грубый
Харысхан — защищающий кровь
Эргис — вертящийся, энергичный
Эрчим — энергичный
Эрхаан — храбрая кровь
Эрхан — храбрая кровь
Эркин — честный
Эллэй — прародитель якутов

Якутский язык относится к тюркским языкам. Он принадлежит якутскому народу, составляю-щему основную массу коренного населения Якут-ской АССР. Он распространен также в среде эвенков, эвенов и русских, живущих на терри-тории ЯАССР, а кроме того в смежных районах за пределами республики. На своеобразном диа-лекте якутского языка говорят долгане (саха), живущие в Таймырском (Долгано-Ненецком) на-циональном округе Красноярского края.

Исторические условия жизни якутов были та-ковы, что они давно официально приняли право-славие, сосуществовавшее с шаманизмом. Поэтому большинство якутских имен - русские. Они даже называются русским по происхождению словом apaспaaнньа (прозвание) и состоят из имени, от-чества и фамилии. Однако заимствованные из русского языка имена подверглись в якутском языке тем же звуковым преобразованиям, что и все заимствованные слова, в результате чего их якутское звучание сильно отличается от русского. Так, русское имя Григорий превратилось в якутском в Киргиэлей, Федор - в Суодэр, Петр - в Буотур, Роман - вАрамаан, Ксенофонт - в Си-лuпиэн и т. д. В настоящее время в официальных случаях (документы) предпочитают русское напи-сание и произношение имен, но в художественной литературе допускается и их якутское написание.

Хотя собственные имена давались в старину при крещении, звучание их в якутском языке определялось не официальным, а русским народ-ным произношением. Например, то, что русское имя Елена звучит по-якутски Олооно, объясняется заимствованием народного Олёна (Алёна), русское Ирина превратилось в Оруунэ под влиянием на-родного Орина (Арина), Евдокия стала Огдооччуйа из народного Овдотья (Авдотья). То же самое можно наблюдать и в мужских именах. Напри-мер: Мuкиитэ - русск. Никита (народное Микита), Мииmэрэй - русск. Дмитрий (народное Митрий), Ха6ырыылла - русск. Гавриил (народное Гаврила).

Отчества приняты в официальной речи среди городского и сельского населения. Их также можно услышать в деревне при подчеркнуто веж-ливом обращении. Отчества образуются по рус-скому образцу, но от имен в их якутском звуча-нии, а русские суффиксы -ович и -овна в якутском языке изменяют свою огласовку в соответствии с огласовкой основы. Ср., например:Баhылайа-6ыс - Васильевич, Тэрэнтэйэбuс - Терентьевич.

Охонооhойо6ус - Афанасьевич, Баhылайа6ына - Васильевна, Тэрэнmэйэбинэ - Терентьевна.

Фамилии в якутском языке либо просто русско-го происхождения с фонетическими изменениями, либо созданы по их образцу. Например, Кондокуоп - Кандаков, Кондокуоба -- Кандакова, Кэрээкин - Корякин, Кэрээкинэ - Коря-кина, Донускуой - Донской, Донускаайа - Донская.

Русские фамилии, образованные от собственных имен, в якутском языке приобрели звучание в со-ответствии со звучанием этих имен. Ср., напри-мер: Дьаакыбылап - Яковлев (Дьаакып - Яков), Киргиэлэйэп - Григорьев (Киргиэлэй - Григорий), Мапnыайаn - Матвеев (Мапnыай - Матвей), Ха-бырыыллайаn - Гаврилов (Хабырыылла - Гавриил).

Много якутских фамилий образовалось и от якутских слов, чаще всего прозвищ, которые в дореволюционном быту употреблялись в качестве собственных имен или вместе с ними в качестве определения при них. Именно так и называются герои литературных произведений, описывающих жизнь якутского народа до революции. Например: Уулаах Уй6аан "сонливый Иван" (имя героя по-вести Эрилик Эристина "Кэриэс туолуута"); Ба-hыaxтыыр Балбаара"крупная, неуклюжая и быст-рая в движениях Варвара"; Суон Суоnпуйа "тол-стая Софья";Ырыа Ылдьаа "Песня Илья".

Многие современные фамилии про изошли от прозвищ. Например: Басыгасов (от прилагательного баhыгас "способный черпать"); Мандаров (мандар "вышивка, узор");Сенябuлев (сэнэ6uл "уничиже-ние").

К этого рода фамилиям примыкают и псевдонимы писателей: А. Доfордуурап (доfордуур"дру-жок"); Куннук Урастюыыраn (В. М. Новиков); Тугунуурэп (Н. М. Андреев). Среди псевдонимов очень распространены фамилии, образованные от якутских слов с аффиксом -скай: Ойуунускай, Ойуурускай, Сунтаарыскай.

Собственные имена, заимствованные из русского языка, в якутском языке употребляются с якут-скими уменьшительно-ласкательными аффиксами. Например: Дьогуордээн от Дьогуор(Егор), Мэ-хээчэ от Мэхээлэ (Михаил), Байбааскы от Байбал

(Павел), Сэмэнчик от Сэмэн (Семён), Ааныс от Аана (Анна), Оруунчук от Оруунэ(Орина), Суокуччэ от Суокулэ (Фёкла), Буотуккэ от Буотур (Пётр) и др. Эти имена, будучи как бы новыми, более благозвучными и самобытными для якутского

языкового сознания, имели очень широкое упот-ребление и продолжают функционировать в раз-говорном "зыке и художественной литературе. Они, обладая неярким уменьшительно-ласкатель-ным значением, употребляются у людей всех возрастов. Об этом свидетельствует часто встречающееся в литературе сопровождение их прило-жением типа уол "мальчик", "юноша", оfонньор "старик". Например: Сэмэнчик уол "мальчик Сеня",

Даайыс кыыс "девушка Даша", Ааныс эмээхсин "старуха Аннушка", Мэхээчэ оfонньор "старик Ми-хайла". В качестве новых или просто ласкатель-ных имен употребляются также усеченные формы от русских имен. Например: Мотуо, Мотуона от Мотуруона (Матрёна), Борускуо от Бороскуобуйа(Прасковья), Окулуун от Окулуунэ (Акулина).

Наряду с этими уменьшительными именами яку-ты употребляют и русские уменьшительно-ласка-тельные формы, как фонетически измененные, так и без изменения. Например: Бааса - Вася, Бо-руонньа - Проня, Дуунньа - Дуня, Мааса - Маша, Миисэ - Миша, Морууса - Маруся, Кылааба- - Клава, Дьогуоссэ -сибирск. Егорша.

После революции в среде якутов так же, как и среди всех народов Советского Союза, начали распространяться новые имена. Примером могут служить такие мужские имена, какКоммунар, Ким, Спартак, Марат, или такие русские имена, как Светлана, западноевропейские имена Альбина, Артур, Роза, Янина, Клара, Карл.

В последнее время стали часто употребляться в качестве личных имен имена популярных героев легенд из устного народного творчества, названия местностей, рек, птиц, цветов, а также поэтиче-ские новообразования. Так например, в качестве мужских имен довольно широкое распространение получили имена легендарных прародичей якутов: Эллэй (Элляй),Омоfой (Омогой), имя легендар-ного бунтаря прошлого века Манчаары (Манчары), возникшее из прозвища Манчаары Баhылай -"Осока Василий", а также имена в честь любимых героев олонхо (былин): Туйаарыма (от глагола туйаар "щебетать" (о жаворонке),Ньургун (имя богатыря, означающее" лучший", "славный"), Уолан (часть имени богатыря, буквально: "юноша") и т. д.

В качестве женских имен употребляются имена героинь популярных произведений современных якутских писателей: Куннэй (героиня драмы Суо-рун Омоллона "Кукур уус"; имя образовано от основы кун "солнце"), Сайсары (героиня одноимен-ной драмы Суорун Омоллона).

Отметим также имена в честь крупнейших, рек Якутии: женские Лена (р. Лена по-якутски Олулнэ) и Яна - (р. Яна); мужские Алдан (р. Алдан), Вилюй (р. Вилюй, по-якутски Булуу - название местности, по которой течет река Вилюй), Томмоm (название поселка, по-якутскиТонмom - "не за-мерзающий"); имена от названий птиц, воспеваемые в произведениях устного народного творчества,-преимущественно женские: Куорэгэй "жаворонок", Куорэгэйчээнэ"жавороночек", Кыmалыкчаана "жу-равлик".

Новые имена образуются от названий различ-ных предметов, в каком-либо отношении привле-кательных для человека. Это очень интересно, так как в старину имена детям обычно давались с целью сохранения их жизни от происков злых духов. Чтобы обмануть духов, имена обычно да-вались такие, которые не вызывали к себе инте-реса. Это были преимущественно названия разных малоприятных, а часто и просто неприятных предметов, которые обычно заменялись официаль-ным именем с возрастом или иногда оставались у людей на всю жизнь в качестве второго, не-официального имени.

Новые имена образуют уменьшительно-ласка-тельные формы с помощью аффиксов -лаан и -чаан.

Интересной особенностью женских имен яв-ляется аффикс -а, перенесенный, по-видимому, из русских женских имен.

Якутский язык происходит от тюркских. Но получил распространение среди русских, эвенков и эвенов, живущих на территории Якутии и смежных республиках. Своеобразный диалект есть и на территории Красноярского края. Якутская культура - это смесь шаманизма и православия.

Немного истории

Интересен факт, что многие якутские имена были все-таки заимствованы из русского языка. Но это легко объяснимо. Якуты уже с давних пор приняли православие. Поэтому большинство их имен - русские. В старину они давались при крещении. Древние имена сильно изменились и теперь звучат на современный лад. Хотя между собой якуты называют друг друга на своем языке, в общении с русскими - предпочитают официально принятые варианты, более привычные для посторонних.

Модель якутских имен

В современное время якутская модель имен трехчленна. Она состоит из имени, отчества и фамилии. И чаще всего звучит по-русски (Егор Захарович Соколов). Но часто фамилии якутского происхождения (например, Могусов). Иногда встречается и личное имя на якутском языке. Среди фамилий самые распространенные - Иванов, Васильев, Петров. Есть и «церковного» происхождения (например, Дьячковский).

В якутском языке в основном закрепились простые народные формы имен. Есть уменьшительные формы или подвергшиеся преобразованиям. Ранее широко использовались ласкательные аффиксы («каан», «чик», «ка» и др.).

Они используются и до сих пор. Но большей популярностью пользуются аффиксы «чаан» и «лаан». Причем употребляются для людей любой возрастной категории. Уменьшительно-ласкательные якутские имена можно встретить не только в разговорах, но и в художественной литературе.

Значение имен

Значение якутских имен может быть довольно интересным. Например, до принятия православия одни имена давались детям непосредственно при рождении, а другие приобретались ими несколько позже. Первоначальные образовывались от якутских апеллятивов. И выбор имел различные мотивы: физические недостатки, обстоятельства при рождении, «предохранительные» от болезней и невзгод.

Например, для обмана «злых духов» имя, данное при рождении, считалось запретным. А вместо него ребенку давалось прозвище. Оно и употреблялось как имя. Для прозвищ выбирались животные, названия предметов, черты характера или внешности и т. д. В современное время такие «подпольные» названия утратили этимологическое значение. Но многие якутские имена сохранились. И чаще всего принадлежат уже пожилым людям.

Семантика прозвищ и сейчас предельно ясна. Она восходит к нарицательным существительным (Куобах - «заяц», Атырдьах - «вилы» и т. д.). Самая большая группа прозвищ состоит из подчеркивающих или дурных черт характера человека, его внешности, манер или физических недостатков. Например, Болторхой (круглолицый), Сэргэх (чуткий) и т. д. Нередко прозвище давалось по названию местности или ее характерным признакам.

Прозвища иногда даются и в современное время. Можно встретить якута, имеющего прозвище, второе и русское имя. Но все же в современное время новорожденные получают якутское имя, которое выбирается из народного эпоса, популярных произведений, крупных рек. Но нередко создаются совершенно новые якутские имена. Например, после революции появились «Коммунар», «Карл», «Клара».

Национальные имена-прозвища среди якутов раньше не имели явного деления на мужские и женские. В современное время все несколько изменилось. Некоторые прозвища стали считаться именами, разделяться на мужские и женские или относится к обоим полам.

Женские и мужские имена

Якутские имена девочек, как и мальчиков, исходили от названия сильных зверей и птиц. Они как бы «делились» своими качествами с новорожденными (например, Хотой - «орел»). Со временем, когда тети становились старше, первоначальные имена или прозвища не совсем соответствовали носителям. В этом случае ребенку присваивалось дополнительное имя, уже «взрослое» (например, Тарагай «лысый»).

Девочек часто называли по названиям рек (например, Лена, Яна), а мальчиков - Вилюй, Алдан. Большой популярностью среди мужских имен пользовались легендарные якутские прародичи: Эллэй, Манчаары. Или любимых героев легенд: Туйаарыма, Ньургун. Среди женских имен до сих пор популярны имена известных якутских писателей или их героинь. Очень актуальны были и остаются поэтические новообразования. Из них нередко появляются новые мужские и женские имена якутов.

Популярные имена

Наиболее популярные мужские имена:

  • Айхал - нескудеющий;
  • Айхан - радость;
  • Бэргэн - меткий;
  • Дохсун - удалой;
  • Нуолан - рассудительный;
  • Тимир - железный;
  • Толлуман - бесстрашный;
  • Эрхан - храбрая кровь.
  • Айяна - путь, дорога;
  • Алтана - медная;
  • Кэрэчэнэ - прекрасная;
  • Мичие - улыбчивая;
  • Сайнара - думающая;
  • Нарыйана - нежная.

Стоит отметить, что якутские имена мальчиков не имели больших отличий от девочек (Быллай, Айах и т. д.). Но были и исключительно женские - Удаган, Чискый. А также только мужские - Тимирдей, Айал или Сылан. В современное время принадлежность к полу можно определить только по окончанию «а».

Монархов
и знати Религиозные Исторические Псевдоним Юриспруденция Обычаи См. также

Отрывок, характеризующий Якутские имена

В машине скорой помощи три тела уже были закрыты полностью, и никаких сомнений больше не вызывало, что все эти несчастные уже мертвы. В живых осталась пока одна только мать, чьему «пробуждению» я честно признаться, совсем не завидовала. Ведь, увидев, что она потеряла всю свою семью, эта женщина просто могла отказаться жить.
– Папа, папа, а мама тоже скоро проснётся? – как ни в чём не бывало, радостно спросила девчушка.
Отец стоял в полной растерянности, но я видела, что он изо всех сил пытается собраться, чтобы хоть как-то успокоить свою малышку дочь.
– Катенька, милая, мама не проснётся. Она уже не будет больше с нами, – как можно спокойнее произнёс отец.
– Как не будет?!.. Мы же все в месте? Мы должны быть в месте!!! Разве нет?.. – не сдавалась маленькая Катя.
Я поняла, что отцу будет весьма сложно как-то доступно объяснить этому маленькому человечку – своей дочурке – что жизнь для них сильно изменилась и возврата в старый мир не будет, как бы ей этого не хотелось... Отец сам был в совершенном шоке и, по-моему, не меньше дочери нуждался в утешении. Лучше всех пока держался мальчик, хотя я прекрасно видела, что ему также было очень и очень страшно. Всё произошло слишком неожиданно, и никто из них не был к этому готов. Но, видимо, у мальчонки сработал какой-то «инстинкт мужественности», когда он увидел своего «большого и сильного» папу в таком растерянном состоянии, и он, бедняжка, чисто по мужски, перенял «бразды правления» из рук растерявшегося отца в свои маленькие, трясущиеся детские руки...
До этого я никогда не видела людей (кроме моего дедушки) в настоящий момент их смерти. И именно в тот злосчастный вечер я поняла, какими беспомощными и неподготовленными люди встречают момент своего перехода в другой мир!.. Наверное страх чего-то совершенно им неизвестного, а также вид своего тела со стороны (но уже без их в нём присутствия!), создавал настоящий шок ничего об этом не подозревавшим, но, к сожалению, уже «уходящим» людям.
– Папа, папа, смотри – они нас увозят, и маму тоже! Как же мы теперь её найдём?!..
Малышка «трясла» отца за рукав, пытаясь обратить на себя его внимание, но он всё ещё находился где-то «между мирами» и никакого внимания на неё не обращал... Я была очень удивлена и даже разочарована таким недостойным поведением её отца. Каким бы испуганным он не был, у его ног стоял малюсенький человечек – его крохотная дочурка, в глазах которой он был «самым сильным и самым лучшим» папой на свете, в чьём участии и поддержке она в данный момент очень нуждалась. И до такой степени раскисать в её присутствии, по моему понятию, он просто не имел никакого права...
Я видела, что эти бедные дети совершенно не представляют, что же им теперь делать и куда идти. Честно говоря, такого понятия не имела и я. Но кому-то надо было что-то делать и я решила опять вмешаться в может быть совершенно не моё дело, но я просто не могла за всем этим спокойно наблюдать.
– Простите меня, как вас зовут? – тихо спросила у отца я.
Этот простой вопрос вывел его из «ступора», в который он «ушёл с головой», будучи не в состоянии вернуться обратно. Очень удивлённо уставившись на меня, он растерянно произнёс:
– Валерий... А откуда взялась ты?!... Ты тоже погибла? Почему ты нас слышишь?
Я была очень рада, что удалось как-то его вернуть и тут же ответила:
– Нет, я не погибла, я просто шла мимо когда всё это случилось. Но я могу вас слышать и с вами говорить. Если вы конечно этого захотите.
Тут уже они все на меня удивлённо уставились...
– А почему же ты живая, если можешь нас слышать? – поинтересовалась малышка.
Я только собралась ей ответить, как вдруг неожиданно появилась молодая темноволосая женщина, и, не успев ничего сказать, опять исчезла.
– Мама, мама, а вот и ты!!! – счастливо закричала Катя. – Я же говорила, что она придёт, говорила же!!!
Я поняла, что жизнь женщины видимо в данный момент «висит на волоске», и её сущность на какое-то мгновение просто оказалась вышибленной из своего физического тела.
– Ну и где же она?!.. – расстроилась Катя. – Она же только что здесь была!..
Девочка видимо очень устала от такого огромного наплыва самых разных эмоций, и её личико стало очень бледным, беспомощным и печальным... Она крепко-накрепко вцепилась в руку своему брату, как будто ища у него поддержки, и тихо прошептала:
– И все вокруг нас не видят... Что же это такое, папа?..
Она вдруг стала похожа на маленькую, грустную старушечку, которая в полной растерянности смотрит своими чистыми глазами на такой знакомый белый свет, и никак не может понять – куда же теперь ей идти, где же теперь её мама, и где теперь её дом?.. Она поворачивалась то к своему грустному брату, то к одиноко стоявшему и, казалось бы, полностью ко всему безразличному отцу. Но ни один из них не имел ответа на её простой детский вопрос и бедной девчушке вдруг стало по-настоящему очень страшно....
– А ты с нами побудешь? – смотря на меня своими большими глазёнками, жалобно спросила она.
– Ну, конечно побуду, если ты этого хочешь, – тут же заверила я.
И мне очень захотелось её крепко по-дружески обнять, чтобы хоть чуточку согреть её маленькое и такое испуганное сердечко...
– Кто ты, девочка? – неожиданно спросил отец. – Просто человек, только немножко «другой», – чуть смутившись ответила я. – Я могу слышать и видеть тех, кто «ушёл»... как вот вы сейчас.
– Мы ведь умерли, правда? – уже спокойнее спросил он.
– Да, – честно ответила я.
– И что же теперь с нами будет?
– Вы будете жить, только уже в другом мире. И он не такой уж плохой, поверьте!.. Просто вам надо к нему привыкнуть и полюбить.
– А разве после смерти ЖИВУТ?.. – всё ещё не веря, спрашивал отец.
– Живут. Но уже не здесь, – ответила я. – Вы чувствуете всё так же, как раньше, но это уже другой, не ваш привычный мир. Ваша жена ещё находится там, так же, как и я. Но вы уже перешли «границу» и теперь вы на другой стороне, – не зная, как точнее объяснить, пыталась «достучаться» до него я.
– А она тоже когда-нибудь к нам придёт? – вдруг спросила девчушка.
– Когда-нибудь, да, – ответила я.
– Ну, тогда я её подожду – уверенно заявила довольная малышка. – И мы опять будем все вместе, правда, папа? Ты же хочешь чтобы мама опять была с нами, правда ведь?..
Её огромные серые глаза сияли, как звёздочки, в надежде, что её любимая мама в один прекрасный день тоже будет здесь, в её новом мире, даже не понимая, что этот ЕЁ теперешний мир для мамы будет не более и не менее, как просто смерть...
И, как оказалось, долго малышке ждать не пришлось... Её любимая мама появилась опять... Она была очень печальной и чуточку растерянной, но держалась намного лучше, чем до дикости перепуганный отец, который сейчас уже, к моей искренней радости, понемножку приходил в себя.
Интересно то, что за время моего общение с таким огромным количеством сущностей умерших, я почти с уверенностью могла бы сказать, что женщины принимали «шок смерти» намного увереннее и спокойнее, чем это делали мужчины. Я тогда ещё не могла понять причины этого любопытного наблюдения, но точно знала, что это именно так. Возможно, они глубже и тяжелее переносили боль вины за оставленных ими в «живом» мире детей, или за ту боль, которую их смерть приносила родным и близким. Но именно страх смерти у большинства из них (в отличии от мужчин) почти что начисто отсутствовал. Могло ли это в какой-то мере объясняться тем, что они сами дарили самое ценное, что имелось на нашей земле – человеческую жизнь? Ответа на этот вопрос тогда ещё у меня, к сожалению, не было...
– Мамочка, мама! А они говорили, что ты ещё долго не придёшь! А ты уже здесь!!! Я же знала, что ты нас не оставишь! – верещала маленькая Катя, задыхаясь от восторга. – Теперь мы опять все вместе и теперь будет всё хорошо!
И как же грустно было наблюдать, как вся эта милая дружная семья старалась уберечь свою маленькую дочь и сестру от сознания того, что это совсем не так уж и хорошо, что они опять все вместе, и что ни у одного из них, к сожалению, уже не осталось ни малейшего шанса на свою оставшуюся непрожитую жизнь... И что каждый из них искренне предпочёл бы, чтобы хоть кто-то из их семьи остался бы в живых... А маленькая Катя всё ещё что-то невинно и счастливо лопотала, радуясь, что опять они все одна семья и опять совершенно «всё хорошо»...
Мама печально улыбалась, стараясь показать, что она тоже рада и счастлива... а душа её, как раненная птица, криком кричала о её несчастных, так мало проживших малышах...
Вдруг она как бы «отделила» своего мужа и себя от детей какой-то прозрачной «стеной» и, смотря прямо на него, нежно коснулась его щеки.
– Валерий, пожалуйста, посмотри на меня – тихо проговорила женщина. – Что же мы будем делать?.. Это ведь смерть, правда, же?
Он поднял на неё свои большие серые глаза, в которых плескалась такая смертельная тоска, что теперь уже мне вместо него захотелось по-волчьи завыть, потому что принимать всё это в душу было почти невозможно...
– Как же могло произойти такое?.. За что же им-то?!.. – опять спросила Валерия жена. – Что же нам теперь делать, скажи?
Но он ничего не мог ей ответить, ни, тем более, что-то предложить. Он просто был мёртв, и о том, что бывает «после», к сожалению, ничего не знал, так же, как и все остальные люди, жившие в то «тёмное» время, когда всем и каждому тяжелейшим «молотом лжи» буквально вбивалось в голову, что «после» уже ничего больше нет и, что человеческая жизнь кончается в этот скорбный и страшный момент физической смерти...
– Папа, мама, и куда мы теперь пойдём? – жизнерадостно спросила девчушка. Казалось, теперь, когда все были в сборе, она была опять полностью счастлива и готова была продолжать свою жизнь даже в таком незнакомом для неё существовании.
– Ой, мамочка, а моя ручка прошла через скамейку!!! А как же теперь мне сесть?.. – удивилась малышка.
Но не успела мама ответить, как вдруг прямо над ними воздух засверкал всеми цветами радуги и начал сгущаться, превращаясь в изумительной красоты голубой канал, очень похожий на тот, который я видела во время моего неудачного «купания» в нашей реке. Канал сверкал и переливался тысячами звёздочек и всё плотнее и плотнее окутывал остолбеневшую семью.
– Я не знаю кто ты, девочка, но ты что-то знаешь об этом – неожиданно обратилась ко мне мать. – Скажи, мы должны туда идти?
– Боюсь, что да, – как можно спокойнее ответила я. – Это ваш новый мир, в котором вы будете жить. И он очень красивый. Он понравится вам.
Мне было чуточку грустно, что они уходят так скоро, но я понимала, что так будет лучше, и, что они не успеют даже по настоящему пожалеть о потерянном, так как им сразу же придётся принимать свой новый мир и свою новую жизнь...
– Ой, мамочка, мама, как красиво!!! Почти, как Новый Год!.. Видас, Видас, правда красиво?! – счастливо лепетала малышка. – Ну, пойдём-те же, пойдёмте, чего же вы ждёте!
Мама грустно мне улыбнулась и ласково сказала:
– Прощай, девочка. Кто бы ты ни была – счастья тебе в этом мире...
И, обняв своих малышей, повернулась к светящемуся каналу. Все они, кроме маленькой Кати, были очень грустными и явно сильно волновались. Им приходилось оставлять всё, что было так привычно и так хорошо знакомо, и «идти» неизвестно куда. И, к сожалению, никакого выбора у них в данной ситуации не было...
Вдруг в середине светящегося канала уплотнилась светящаяся женская фигура и начала плавно приближаться к сбившемуся «в кучку» ошарашенному семейству.
– Алиса?.. – неуверенно произнесла мать, пристально всматриваясь в новую гостью.
Сущность улыбаясь протянула руки к женщине, как бы приглашая в свои объятия.
– Алиса, это правда ты?!..
– Вот мы и встретились, родная, – произнесло светящее существо. – Неужели вы все?.. Ох, как жаль!.. Рано им пока... Как жаль...
– Мамочка, мама, кто это? – шёпотом спросила ошарашенная ма-лышка. – Какая она красивая!.. Кто это, мама?

Мистика якутских имен.

Различия мужских и женских имен.

Интересно, что мужские и женские якутские имена не имели существенных различий. Например, имя Тимир Айах носили девочки, а Айах называли мальчиков. Можно было встретить Быллай-мужчину и Быллай-женщину. Наряду с этим, существовали исключительно мужские имена – Айал, Сылан, Тимирдей. И имена, принадлежащие только женщинам – Чискый, Удаган. В современных якутских имена принадлежность к полу морфологически выражается только в некоторых женских именах с помощью окончания –а, по примеру русских имен.

Метаморфозы христианских имен.

Ранняя христианизация якутского народа, начавшаяся одновременно с присоединением Якутии к России во второй половине XVII века, привела к постепенному вытеснению языческих имен. Хотя официально якуты считались христианами, они долгое время сохраняли верность своим народным обычаям, православие у них сочеталось с шаманизмом, а крестильные имена подвергались таким метаморфозам, что их трудно было узнать. Так, Григорий превратился в Киргиэлея, Федор – в Суодэра, Петр – в Буотура, а Ксенофонт стал Силипиэном. Многие русские имена прижились в якутском языке благодаря народной форме. Елена по-якутски звучит как Олооно (Олёна), Ирина – Оруунэ (Орина), Никита – Микиитэ (Микита), а Гавриил – Хабырыылла (Гаврила). Прошло немало времени, пока Лягляра стали звать Николаем, Мунду – Егором, а Мото – Михаилом.

Современные имена.

Современные якутские имена и их значения связаны с названиями рек – Лена, Алдан, Вилюй, птиц – Куороэгэй (жаворонок), Кыталыкчаана (журавлик). Некоторые имена героинь якутских писателей стали популярны среди якуток – Кунниэй (солнечная), Сайсары. Мальчиков все чаще называют именами легендарных предков якутов – Эллэй, Омогой, Манчаары, Уолан. Сейчас среди коренных якутов можно встретить Спартака, Марата, Альбину, Артура, Розу и Янину.