Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2015/2016 учебный год)
Номинация:
Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Название работы:
Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением»
Адякина Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики
Место выполнения работы:
МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики
Урок русского языка по теме «Образование имен существительных
с уменьшительно-ласкательным значением»
Цели урока: продолжить знакомство с суффиксальным способом образования имён существительных; познакомить с образованием и правописанием существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
развивать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, делать выводы; воспитывать внимание, доброжелательность.
Оборудование: учебники, словарь Ожегова, русско-чувашский словарь, изделия из лыка (лапти, сувенир – лапти)
ТСО: компьютер, проектор, презентация, фильм русская народная песня «Ах ты, ноченька», доска.
Ход урока
1. Организационный момент. Какая сказочная сегодня погода. Действительно, наша природа прекрасна в любое время года. Иду я в школу и наблюдаю, как чудесно вокруг, как в сказке. Кажется, вот-вот выскочит из сказки лиса и поведёт со мной свою ласковую речь. А вот и сама лиса. С какой же целью она пришла к нам? Давайте её послушаем.
(Я пришла потому, что задумала порадовать вас и наших гостей своим присутствием. Ведь скоро Новый год, наш самый любимый, сказочный праздник. (Дарит открытки). Открытки эти отечественного производства, произведены в 6 классе нашей школы.
2. Проверка домашнего задания, упр. 401
Какое упражнение вам было задано на дом?
(Нам на дом было задано упражнение 401: прочитать отрывок из сказки по ролям, вспомнить, из какой сказки этот отрывок.
А вот и волк.
(Инсценировка эпизода из сказки)
Какие слова используют герои сказки в разговоре? (сестрица, рыбка..)
3. Настрой на прогнозирование темы урока.
1) Определите, как образованы следующие слова (на экране):
Рыбк а старичок пенёк снежинк а домик липоньк а реченьк а горочк а пташечк а
Думушк а блюдц е
Назовём суффиксы: -к- -ок-, -ёк-, -инк-, -ин-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, ышк-, -ишк-, -ц-, -оньк-, -еньк-, -ик, -ек-
2) Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)
3) Догадались ли вы, о чём мы будем говорить на уроке? Кто сформулирует тему урока?
Определение темы и задач урока.
Значит, мы сегодня продолжим знакомство с образованием имён существительных, а именно: познакомимся с образованием существительных с уменьшительно-ласкательным значением, научимся правильно писать слова с такими суффиксами.
Работа с учебником . Прочитаем четверостишия С. Маршака в упр. 402 учебника, встречаются ли в них слова с уменьшительно-ласкательным значением? С помощью каких суффиксов они образованы?
1. Воробьи по проводам
Скачут и хохочут.
Верно, строчки телеграмм
Ножки им щекочут.
2. Говорила мышка мышке: - До чего люблю я книжки.
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их съесть.
А ваши книги не читают мыши? Вы любите читать книги? Какие книги вы прочитали в 6 классе?
Хотя год Литературы близится к завершению, чтение произведений художественной литературы надо продолжить.
3) Выполним 1-е задание : чередование каких согласных происходит при образовании слов книжки, строчки, ножки? Какое значение придаёт словам суффикс –к-?
Часто можно встретить использование суффикса –к- в именах: Колька, Сашка, Юлька. Надо запомнить, что –к- в именах имеет пренебрежительное значение, хотя кажется, что мы называем ласково: Пашка, Галька. А какой суффикс действительно придаёт именам уменьшительно-ласкательное значение? (Пашенька, Галенька, Юлечка).
Как ваши мамы ласково называют вас?
Есть ли такие суффиксы в чувашском языке? (Верук, аннеÇем, чеппемÇèм)
Слайд. Образуйте новые слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Рукавица – (рукавичка), пташка – (пташечка), бумажка (бумажечка), водица (водичка)
С помощью каких суффиксов образовались эти существительные? (-ечк- , -ичк-).
Давайте сами сформулируем правило, когда пишется -ечк-, когда -ичк-
Ответы учеников.
Проверим по Слайду.
В суффиксах -ечк- , -ичк- надо уметь выбрать нужную гласную:
Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- луков ичк а (луков иц а) . В остальных случаях пишется суффикс -ечк- букаш ечк а (букаш к а)
Учитель составляет таблицу на доске.
Запишем в словарик в виде таблицы
1. Определите, с помощью каких суффиксов образованы следующие существительные:
дружок
волчонок
человечек
подушечка
реченька
2. Какую особенность можно заметить при образовании слов? (чередование, суффикс в каждом слове стоит после шипящего)
3. Почему существительные так распределены по столбикам? (1 столбик –ок-, 2 –й –ек-)
4. От чего зависит выбор гласной в суффиксе? (от ударения)
5. Какой вывод следует из этого? Можете ли вы сформулировать правило правописания суффиксов –ок-, -ек- ?
Вывод:
После шипящих под ударением в суффиксе имён существительных пишется буква о, без ударения - буква е.
Закрепим правило. Выполним задания в карточках. (Индивидуальная работа)
Круж…к, точ…чка, шапч…нка, кусоч…к, овраж…к, червяч…к, суч…к, пирож…к, собач…нка, луж…к, крюч…к, медвеж…нок, грач…нок, зайч…нок
Взаимопроверка по слайду, тетрадями поменялись, исправляем красным цветом, оценка.
Этому же правилу подчиняются суффиксы, с помощью которых образуются названия детёнышей.
Кружок, точечка, шапчонка, кусочек, овражек, червячок, сучок, пирожок, собачонка, лужок, крючок, медвежонок, грачонок, зайчонок
Запишем в таблицу и это правило
Работа у доски.
На доске:
Сыночек , носик , василёчек , кирпичик , звоночек
1. Обозначьте суффиксы.
2. Каким же правилом следует пользоваться, чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ик-, -ек-?
Это правило найдём в учебнике (Б.) на с. 100. Пользуясь правилом и рассуждением, выполните упр. 251 (Б.) (на плёнке)
Проверка. Чтение с обоснованием, почему выбрали е
или и
. сыночек пишем -ек-, потому что при изменении гласная выпадает: сыночка, мячик – пишем –ик-, потому что при изменении слова гласная не выпадает: мячика. Заполним таблицу на доске и в словарике.
Упр. 404 (А)
1. Прочитаем пословицы, вставляя пропущенные буквы.
2. - Как вы понимаете «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»?
(поговорка украшает речь, а пословица не только украшает речь, но и учит жить, воспитывает.)
Приведите примеры, чему учат или что воспитывают данные пословицы.
«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Что значит слово кузовок? Определить значение слова по словарю С.И. Ожегова.
1. Словарная работа .
Плужком - плуг
Кузовок – кузов.1. Короб из лыка или берёсты.
Лыко-луб молодой липы, ивы,
Луб – 1. Волокнистая ткань растений, по которой перемещаются органические вещества (спец.)2. Пласт, кусок коры липы, вяза и нек-рых других лиственных деревьев вместе с волокнистой внутренней частью.3. Волокнистая ткань растений, идущая на выделку пряжи
2.Корпус перевозочного средства, повозки, экипажа
В старину наши трудолюбивые предки широко использовали изделия из лубка: луб служил строительным материалом, он заменял доску; из лубка делали натуральную обувь. (Показ обуви из лыка). В настоящее время такая обувь считается ценным сувениром для туристов.
3. Списать: 1-й вариант 1-3, 2-й 4-6. (Индивидуальная работа)
Проверка.
Упр. 405
1. Выразительное чтение
2. Выполнение заданий после упр.
Эта русская народная песня исполняется и в наши дни. Послушаем песню и посмотрим клип. А вы обратите внимание на красоту природы. Природа прекрасна во все времена года. Отдохнём чуточку.
Соответствует ли мелодия содержанию песни? (Мелодия так же, как и слова песни, грустная). А почему слова чуть отличаются от текста в учебнике? (Это народная песня, а в народных песнях, как и в русских народных сказках, встречаются варианты.
Какое слово с уменьшительно-ласкательным значением прозвучало в начале песни?
С правописанием этих суффиксов познакомимся по учебнику на с 153.
Слайд. Знакомство с суффиксами –ОНЬК- -ЕНЬК-.
Прочитайте правило, заполните таблицу
Самостоятельная работа
Ещё с помощью каких суффиксов образуются существительные с УЛ значением, прочитаем на с. 152. Обратите внимание на окончание существительных.
Сделайте схему выбора окончания.
Сущ. среднего рода
мужского рода неодушевлённые о
сущ. женского рода
сущ. мужского рода одушевлённые а
Упр. 409. (Работа в паре)
Устно: один ученик читает слово, другой образует слова с УЛ суффиксом, чётко выделяя окончание.
Сосед – соседушка, зерно – зёрнышко…
Суффиксы | Правило | Примеры |
-ичк- -ечк-
| -ичк- пишется в словах, образованных от существительных на –иц-. В остальных случаях - -ечк-
| лестница-лестничка троечка, времечко
|
-ок- (-ек-), -онок- -онк- (-енк-)
| После шипящих под ударением пишется о , без ударения е | речонка реченька
|
-ек- | Если гласный выпадает, пишется ек, Если не выпадает, - ик
| замочек – замочка ключик- ключика
|
-оньк- | После твёрдых согласных После мягких согласных
| берёзонька доченька |
--ушк-, -юшк-, Ышк-, -ишк- | У существительных женского рода и одушевлённых существительных мужского рода на конце пишется а, у существительных среднего рода и существительных мужского рода неодушевлённых на конце пишется о | дума-думушка скворец – скворушка поле - полюшко дом – домишко
|
-ец- | В м.р. В ср. р.перед ударением Ср. р.после ударения
| горец, красавец пальтецо, письмецо красавица креслице
|
Слайд. Познакомимся с суффиксами, в которых пишутся буквы е и и:
В м.р. -ЕЦ- (горец)
В ср. р.перед ударением (пальтецо) Е
Ж. р. (красавица)
Ср. р.после ударения (креслице) И
А теперь закрепим то, что мы изучили на этом уроке, а также повторим пройденное на предыдущих уроках на тренажёре «Фраза».
Закрепление. Работа на электронном тренажере «Фраза».
Творческий диктант
. Образовать от данных слов существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Нож, нора, окно, голубь, дело, диван, зеркало, палец, поле, доля, Боря, брат, петух, река, сын, груша,
Проверка.
Ножечка, норочка, окошко, голубушка, дельце, диванчик, зеркальце, пальчик, полюшко, долюшка, Борюшка, братишка, петух, реченька, речонка, сынок, сыночек, грушенька
Домашняя работа. 413, выполнить все задания после текста. Готовить новогодний костюм.
Выставление отметок.
1 Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением. 2 Образование имён существительных, которые называют животных и их детёнышей. Задание для работы у доски Задание для работы в тетради Задание для работы у доски Задание для работы в тетради продолжение
3 Образование имён существительных, которые называют человека по его действиям или занятиям. 4 Образование имён существительных с помощью суффикса –ник-. Задание для работы у доски Задание для работы в тетради Задание для работы у доски Задание для работы в тетради
В русском языке с помощью суффиксов -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очкии-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик- от основ имён существительных образуются имена существительные с уменьшительно - ласкательным значением. Например: малина – малинка изба - избушка
В русском языке с помощью суффикса -ник- образуются имена существительные с разными значениями: 1) названия людей по их занятиям Например: волшебник 2) Названия предметов по их назначению Например: кофейник (для кофе) 3) Название мест, где растёт что – то определённое Например: ельник
Образуй от этих слов с помощью суффиксов существительные с уменьшительно – ласкательным значением. Выдели корень и суффикс. дева - ……….. улица - …….... скворец - …... пирог - ……… костёр - …….. Ягода - ……… шалаш - …….. человек - …… тетрадь - …… поле - ……….. дева - девонька улица - улочкииа скворец - скворушка пирог - пирожок костёр - костерок Ягода - ягодка шалаш - шалашик человек - человечек тетрадь - тетрадочкииа поле - полюшко
Образуй от этих слов с помощью суффиксов существительные женского рода. Выдели суффиксы. Воробей - ……….. заяц - ……………... медведь - ……….. скворец - ………... лев – ……………… слон – ……………. тигр - ……………... Воробей - воробьиха заяц - зайчиха медведь - медведица скворец - скворчиха лев – львица слон – слониха тигр - тигрица
Вставь в предложения слова с суффиксом ник. 1. Андерсен Х.К. был великий ……. 2. Летом около дома разбили красивый …… Следить за чистотой на улице помогает …… Наш сосед любит посмеяться, его называют балагуром и ………. 5. На обед мама приготовила ………. с творогом. 6. В нашем лесу растут грузди и ягоды, летом и осенью здесь собирается много …….. и …….. 7.Людей, которые много ездят по всему миру, называют …… Андерсен Х.К. был великий сказочник. 2. Летом около дома разбили красивый цветник. 3. Следить за чистотой на улице помогает дворник. 4. Наш сосед любит посмеяться, его называют балагуром и шутником. 5. На обед мама приготовила вареники с творогом. 6. В нашем лесу растут грузди и ягоды, летом и осенью здесь собирается много грибников и ягодников. 7.Людей, которые много ездят по всему миру, называют путешественниками.
Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов, существительных во множественном числе в Родительном падеже.
Учитель-логопед: Саркисян Гаянэ Юрьевна
В ходе нормального речевого развития из всех имеющихся в языке суффиксов ребенок раньше всего усваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы. Согласно А.Н. Гвоздеву, первые случаи употребления форм с этими суффиксами отмечаются в речи детей приблизительно в возрасте 1г.2м.22дн. В период с 1г.8м. до 2л.2м. наиболее часто употребляются суффиксы -к-, -ок-, -очк-, -ечк-.
Это можно объяснить двумя причинами. Первая из них состоит в том, что он очень часто слышит от взрослых слова с этими суффиксами: его просят дать ручку, почистить зубки, помыть личико, лечь в кроватку и т. п. Поэтому ребенок легко запоминает именно такие формы слов.
Вторая причина заключается в том, что добавление к словам
уменьшительных суффиксов менее всего изменяет смысловое значение слов. Например, кроватка
так и остается кроватью,
то есть предметом для сна, и только как бы уменьшается в размерах. . Добавление же к словам других суффиксов обычно резко меняет их смысловое значение.
Однако при всей сравнительной легкости усвоения общего смыслового значения уменьшительных суффиксов дети в то же время не могут сразу усвоить сами эти многочисленные суффиксы и научиться правильно их употреблять. Это приводит к тому, что на ранних этапах речевого развития они заменяют более редко встречающиеся суффиксы более распространенными. Так, усвоив смысловое значение уменьшительности суффикса -ик-,
по аналогии со словом столик
они говорят лошадик
вместо лошадка, петушик
вместо петушок, лампик
вместо лампочка
и т. п.
Все сказанное свидетельствует о том, что очень важно каждому
ребенку дошкольного возраста оказать своевременную
помощь в более быстром и легком усвоении им как уменьшительных, так и всех других суффиксов.
Вот некоторые игры и упражнения, которые помогут вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1.Игра «Кто самый внимательный?».
Педагог раздает детям карточки – символы с изображением кружков большого и маленького размера и дает задание: «Когда я буду говорить про большие предметы, показывайте карточку с большим кружком. А когда про маленькие – карточку с маленьким кружком». Далее педагог произносит ряд существительных в начальной форме и уменьшительно-ласкательной форме. Дети на слух различают эти формы и поднимают нужную карточку. Слова произносятся с одинаковой интонацией, чтобы дети при дифференциации ориентировались только на морфемный состав слова.
2.Динамическая пауза. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи наоборот». Он объясняет правила: «Я буду говорить про большие предметы, а вы про маленькие» и бросает мяч по очереди всем детям. Затем логопед говорит про маленькие предметы, а дети про большие.
3.Игра «Мама и дочка».
Взрослый показывает картинки с изображением мамы и дочки и говорит: «Мама учит дочку и выполняет действия с большими предметами. Слушайте. Мама завязывает шарф. Дочка делает то же самое с маленькими предметами. Скажите, что делает дочка?» Дети отвечают: «Дочка завязывает шарфик». Таким образом изменяются и другие фразы, предложенные логопедом.
4.Игра «Изменялки».
Будем с мячиком играть, предложения изменять. Я буду каждому из вас называть предложение и бросать мячик. Вы изменяйте предложение так, чтобы в нём появились ласковые слова, и бросайте мячик обратно.
– Собака догоняет зайца. (Собачка догоняет зайчика.)
Мама вяжет носок. (Мамочка вяжет носочек.)
Белка грызёт шишку. (Белочка грызёт шишечку.)
Папа читает книгу. (Папочка читает книжечку.)
Лена надевает юбку. (Леночка надевает юбочку.)
5.Игра «Из чего?»
Герой рассказа « Незнайка» Сиропчик очень любит варить и угощать вареньем своих друзей. Давайте назовем ягодки, которые мы собрали для нашего угощенья.(малинка,брусничка,вишенка, и т.д.)
6.Игра « Сладости для Пончика»
Вы узнали, ребятки, кто это? Правильно, наш сладкоежка, Пончик.У него сегодня День рождения и он больше всего ждет сладких подарков. Давайте угостим нашего друга сладостями.
7. Игра « Подарки Машеньке и Ванечке»
Цель: - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
8. Игра «Четвертый лишний».
На доску выставляются четыре картинки: три картинки с изображением больших предметов и одна картинка с изображением маленького предмета. Например, нос, шарф, домик, куст. Детям предлагается назвать картинки, выделить лишнюю и объяснить, почему она не подходит. Таким образом отрабатываются пять – шесть рядов.
9. Игра«Кто у кого?» . В процессе игры требуются картинки с
изображением животных и их детенышей.
Вначале педагог задает детям загадку про животного. Например: «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это?» (Белка).
«А как называют детеныша белки? (Бельчонок)».
«Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?» Для этого вам надо вспомнить детенышей животных».
Педагог называет животных и показывает картинки. Дети вспоминают названия детенышей животных (лисенок, котенок и др.)
10. Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов в стихах и потешках.
1.)Спелую малинку
Собери в корзинку,
А свою картинку
Положи в машинку.
Стройная рябинка,
А с рябинкой рядышком –
Славная осинка.
2.)Лисичка-сестричка
Пила всё водичку
В гостях у синички.
У маленькой птички.
3) Долго я слушал соловушку,
Пока не устала головушка.
Плавает плавно лебёдушка, Вдаль улетает журавушка.
11. Грамматика в рассказах и сказках.
Тема: «Овощи»
Цель: - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
Спор в огороде.
Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.
Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!
Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!
Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!
Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!
Что - бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!
Так овощи и спорили весь день - кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей - самый хороший и вкусный!»