Введенский александр иванович поэт биография. Материалы об Александре Введенском

Введенский Александр Иванович - поэт.

Родился 23 ноября (6 декабря н.с.) в Петербурге в семье экономиста. Учился в гимназии, затем в школе им. Л.Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Но уже в школе начал писать стихи. В те годы любимым поэтом был А.Блок. В 1920-е испытал сильное влияние футуризма. Особенно ценил поэзию Крученых.
По окончании школы поступает сначала на юридический факультет Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре оставляет и его. Работал письмоводителем, затем в 1921 - 22 на электростанции "Красный Октябрь". Однако все интересы Введенского - в литературе. В эти годы расширяется круг поэтических, литературных связей поэта, его контакты в мире искусства. Он бывает у Клюева, посещает Кузмина, знакомится с Хармсом, который становится его близким другом. В 1925 они выступают в имажинистском сборнике "Необычайные свидания друзей" со своими стихами, вступают в Ленинградский союз поэтов, участвуют в сборниках "Собрание стихотворений", в группе заумников (эта деятельность не была ни плодотворной, ни долгой). Стремятся объединить "все левые силы", и в 1927 появляется литературно-театральная группа под названием "ОБЭРИУ" (Объединение Реального Искусства), деятельность которой заключалась в проведении театрализованных выступлений-концертов, часто сопровождавшихся скандалами (надписи бывали такими: "Искусство - это не шкал", "Мы не пироги" и др.). Они провозглашали себя "творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и ее предметов". Просуществовали до 1930, когда были разгромлены. Введенский с 1928 выступал как детский писатель, сотрудничал в журнале "Еж" и "Чиж".

К 1931 почти все ОБЭРИУты были арестованы. Введенский был снят с поезда 10 декабря. Им инкриминировалось, что они отвлекают людей от задач строительства социализма своими "заумными стихами". Введенского обвиняли во "вредительстве в области детской литературы". 21 марта 1932 был освобожден, но лишен прав проживания в 16 пунктах СССР сроком на 3 года. Жил в Курске, затем переехал в Вологду, а завершил ссылку в Борисоглебске в 1933.

По возвращении в Ленинград вступает в Союз писателей. В 1933 - 34 написаны лучшие стихи Введенского - "Мне жалко, что я не зверь", "Приглашение меня подумать", "Четыре описания" и др. В 1936, будучи в Харькове, женится и уезжает с женой на Кавказ, потом возвращается в Харьков, где живет, иногда наезжая в обе столицы. Работает в детской литературе, зарабатывает сочинением клоунских реприз, куплетов, миниатюр. В 1939 пишет пьесу "Елка у Ивановых". Незадолго до войны писал пьесу для кукольного театра С.Образцова. В эти годы мало выступал со своими стихами. Последние произведения - пьесы "Потец", "Где. Когда".

В 1941 немцы приближались к Харькову, и семья должна была эвакуироваться. Поезд был переполнен, поэтому было решено остаться и ждать следующего, который должен был идти через несколько дней. Однако дальше эвакуации не было. Через два дня
Введенский был арестован, обвинен по "контрреволюционной" статье 54 - 10. Точная дата смерти неизвестна. Позднее в реабилитационном документе стояла дата - 20 декабря 1941.

(1941-12-19 ) (37 лет)

Алекса́ндр Ива́нович Введе́нский (23 ноября (6 декабря) , Санкт-Петербург - 19 декабря ) - русский поэт и драматург из объединения ОБЭРИУ . При жизни публиковался и был известен широким массам читателей как детский писатель; подавляющее большинство «взрослых» текстов Введенского было опубликовано посмертно.

В философской лирике Введенского, по словам М. Б. Мейлаха , разрабатываются «эсхатологические мо­ти­вы вре­ме­ни и смер­ти, бо­го­ос­тав­лен­но­сти и Божественного вме­ша­тель­ст­ва» . Для Введенского характерны радикальные семантические эксперименты (характеризуемые как «заумь », «абсурд», «бессмыслица»). С их помощью, как указывают исследователи, дискредитируется обыденное сознание и ставится под сомнение адекватность разума и мышления вообще (и языка как их инструмента).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ А.Герасимова: Обэриуты и А.Введенский

    ✪ Строфы века: Обэриуты

Субтитры

Биография

Родился в Петербурге 23 ноября (6 декабря) 1904 года . Отец, Иван Викторович (1870-1939), был сыном священника, закончил юридический факультет Киевского университета, затем Киевское пехотное юнкерское училище, исправно служил на гражданской службе, дослужился до статского советника; при советской власти работал экономистом. Мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876-1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование и стала известным врачом-гинекологом. Детей было четверо. В советское время семья избежала репрессий, связанных с «социально чуждым происхождением».

В 1914 году Александр Введенский был определён в кадетский корпус в Санкт-Петербурге, как и его младший брат, но в 1917 году (по настоянию матери) братья были переведены в гимназию (впоследствии 10-я Трудовая школа им. Л. Лентовской), которую Александр окончил в 1921 году. Гимназия была знаменита талантливыми преподавателями. В этой же гимназии учились Л. С. Липавский и Я. С. Друскин , оставшиеся его друзьями на всю жизнь, а также Тамара Александровна Мейер (в 1921-1930 годах - жена Введенского). Тогда же Введенский начал писать стихи. В гимназии образовался коллектив поэтов (Введенский, Липавский, В. С. Алексеев).

По окончании трудовой школы работал конторщиком и затем счетоводом на строительстве электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году поступил на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета , которое вскоре покинул. Возможно, недолгое время также пробовал учиться на китаиста (по одному «разряду» с Т. Мейер), однако это не подтверждено документально. В 1923-1924 годах работал в Фонологическом отделе ГИНХУКа . В 1924 году вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам .

Дистанцируясь от футуристов с их утопиями светлого будущего, Введенский был близок ко многим поэмам Велимира Хлебникова . Он, так же как Хлебников, предпочитал упрощённую рифмовку и метрику, нередко отсылающую к классическим текстам (например, в «Элегии» очевидны ритмические и тематические переклички с Пушкиным и Батюшковым). Так же, как Хлебников, он умышленно то тут, то там сбивается с ритма, переходя на прозаизированный свободный стих . Но, в отличие от Хлебникова, Введенский весьма далёк от романтизации прошлого или будущего. «На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный » (так заканчивается «Элегия », один из наиболее известных текстов Александра Ивановича). Хлебников верил в законы времени, Введенский считал, что время открывает себя только в смерти. Одно из последних поэтических восклицаний: «Ах! Пушкин, Пушкин» - передаёт крушение цивилизации не только на историческом, но и на метафизическом уровне.

Всегда окружённый влюблёнными в него женщинами, Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным».

С 1930 по 1936 год был женат на Анне Семёновне Ивантер (1906-1996).

«Последние левые» довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью «непонятных» поэтов. В конце 1931 года был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II , существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок «бывшего гимна»), выслан в 1932 году в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде , в Борисоглебске . Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.

В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 года из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва-1985, Харьков) в Харьков ; в 1937 году родился сын Пётр Александрович Введенский (1937-1993). Крёстными отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов .

27 сентября 1941 года Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 года скончался от плеврита . Его тело было доставлено в морг Казанской специализированной психиатрической больницы МВД Татарской АССР (в архиве этой больницы есть акт о его смерти) . Похоронен, предположительно, на Арском или Архангельском кладбище в Казани. Реабилитирован 30 марта 1964 года .

Судьба литературного наследия

При жизни печатался в основном как детский поэт. С 1960-х тексты Введенского, как и других обэриутов, ходят в самиздате и печатаются на Западе (часто в неполном и искажённом виде). Полная публикация его «взрослого» наследия произошла только в 1980-1984 годах в подготовленном Михаилом Мейлахом двухтомнике американского русскоязычного издательства «Ардис ». В России первое издание было осуществлено лишь в 1993 году (Полное собрание произведений в 2 т. М.: Гилея , ). По сообщению пасынка поэта, Бориса Викторова, вступившего в права его наследника по решению харьковского суда в 1994 году (вскоре после смерти родного сына поэта П. А. Введенского), публикаторы не прислали вдове поэта Г. Б. Викторовой и ему ни одного экземпляра его изданий, а одолженные рукописи, как правило, не возвращали . Впоследствии публикации были прерваны, так как получивший в 1994 году доверенность от наследника Бориса Викторова литературовед Владимир Глоцер стал предъявлять высокие гонорарные требования к издательствам («наследникам надо платить»), угрожая в противном случае судебным преследованием . Это привело к тому, в частности, что один из сборников поэтов ОБЭРИУ вышел вначале без каких-либо выходных данных («Сборище друзей, оставленных судьбою»: «Чинари» в текстах, документах и исследованиях в двух т. <Б.м., б. изд.>, <1997>), а затем уже с ними, но зато с чистыми листами на месте, где должны были быть стихи Введенского, при этом с комментариями к отсутствующим текстам (то же. М.: Ладомир, 2000). Глоцер в течение четырёх лет судился с книгоиздательством «Гилея», выпустившим первое издание произведений Введенского, однако суд в обеих инстанциях проиграл.

После смерти Глоцера, в ноябре 2010 года, вышел 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой . В него вошли почти все «взрослые» произведения автора. В 2002 году во Франции вышло полное собрание «взрослых» текстов поэта на русском и французском языках. В 2004 году в Санкт-Петербурге и Белграде прошли посвященные Введенскому международные научные конференции, по материалам которых были выпущены сборники.

Память

Александру Введенскому посвящено стихотворение Егора Летова «Ночь» с альбома «Прыг-скок » (1990); Введенский упоминается в этом стихотворении .

На стихи Введенского Леонид Фёдоров спел множество песен. Фёдоров довольно часто обращался в своём творчестве к стихам Введенского. В частности, был записан целый альбом «Весна », на стихи поэта.

На строки из стиха Введенского «Мне жалко что я не зверь…» украинская театрально-музыкальная группа Dakh Daughters записала песню «Зверь-сорока».

Детские книги

  • На реке, 1928 (2 изд.)
  • Много зверей, 1928
  • Мяу, 1928
  • Железная дорога, 1928
  • Авдей-ротозей, 1928
  • Летняя книжка, 1928
  • Путешествие в Крым, 1928
  • Октябрь, 1930 (2-е изд. 1931)
  • Зима кругом, 1930 (2-е изд. 1931, 3-е изд.1935)
  • Рабочий праздник, 1930
  • В дорогу, 1930
  • Ветер, 1930
  • Коля Кочин, 1930
  • Бегать, прыгать, 1930 (2-е изд. 1931)
  • Мед, 1930
  • Рыбаки, 1930 (2-е изд. 1931)
  • Кто? Стихи, 1930 (2-е изд. 1931; 3-е изд. 1934, 4-е изд. 1936)
  • Письмо Густава Мейера, 1931
  • Путешествие в Батум, 1931
  • Конная Будённого, 1931
  • Подвиг пионера Мочина, 1931
  • П. В. О. К обороне будь готов!, 1932
  • Володя Ермаков, 1935
  • Лето и зима, 1935 (2-е изд. 1936)
  • Катина кукла, 1936
  • Щенок и котёнок, 1937
  • О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке, 1937
  • Самый счастливый день, 1939
  • Люсина книжка, 1940
  • Наташа и пуговка. Первое мая и девочка Мая, 1940
  • Стихи, 1940
  • А ты? 1941
  • Лето, 1941
  • О рыбаке и судаке.

Литература

  • Введенский А. Полное собрание сочинений: В 2-х т. / Вступ. ст., подг. текста и примеч. М. Мейлаха. Ann Arbor: Ardis, 1980/1984.
  • Введенский А. Полное собрание произведений: В 2-х т. / Вступ. ст., примеч. М. Мейлаха; сост., подг. текста М. Мейлаха и В. Эрля . М.: Гилея, 1993.,10 000 экз.
  • Кедров К. «Поэт, обманувший время» / Известия, № 188 (октябрь 1993)
  • Введенский А. И. Разговор о сумасшедшем доме. Стихи. СПб: Агат. 2002. Илл. и оформление Г. А. В. Траугот .
  • Œuvres complètes / Preface de Boris Lejeune. Paris: Editions de la Difference, 2002 (полное собрание произведений на рус. и франц. яз.).
  • Александр Введенский и русский авангард: Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Введенского / Под ред. А. Кобринского . СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004
  • Ичин Корнелия , Йованович Миливое . Символика воды и огня в творчестве А. Введенского // Ичин Корнелия , Йованович Миливое . Элегические раскопки. - Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2005. - С. 145-179 . -

Введенский Александр на протяжении долгого времени был известен широкому кругу читателей исключительно как детский писатель и поэт. Только избранный круг знал о том, что у него имеются более серьезные и глубокие работы, предназначенные для совершенно иной аудитории, чем маленькие дети.

Мало кто знает и о том, что получивший широкую популярность поэт и драматург Введенский Александр после окончания гимназии не смог сдать простой экзамен по русской литературе. Этот факт, случившийся в юности выдающегося поэта, еще раз подтвердил, что далеко не все дети, которые не справляются с формальными школьными заданиями, являются глупыми и безнадежными. Ведь именно в школьные годы у будущего поэта проявился писательский талант и сформировалась выраженная тяга к литературе.

Семья поэта

Введенский Александр, год рождения которого припадает на 1904, появился на свет в Санкт-Петербурге. Можно сказать, что его родители принадлежали к интеллектуальной элите Ленинграда того времени. Его мать, Поволоцкая Евгения Ивановна, была успешным и весьма известным в городе акушером-гинекологом. Отец Введенского, Иван Викторович, имел высшее юридическое образование и занимал в городе неплохое положение. Он долгие годы преданно служил на гражданской службе и за свои достижения был удостоен чина статского советника. После прихода власти Советов он стал работать экономистом, и его семья чудом избежала советских репрессий, которые ей грозили в связи с явным интеллигентным происхождением и отсутствием прямых связей с рабочим классом.

Александр Введенский: биография

Сначала родители приняли решение отдать сына на воспитание в Ленинградский кадетский корпус, где будущий писатель и поэт проучился недолгое время вместе со своим братом. Но позднее, по настоянию матери, оба ее сына перешли на обучение в гимназию им. Лентовской. Александр Иванович Введенский, фото которого можно увидеть в нашей статье, окончил эту гимназию в 1921 году. Затем он решил продолжить обучение в Петроградском университете, выбрав юридический факультет.

Проучился он там недолго и, осознав, что юриспруденция его на самом деле не очень интересует, Александр Введенский, стихи для детей которого станут известны со временем многим, решил перевестись на Восточный факультет, а точнее, на его Китайское отделение. Но и эту учебу он не продолжил долго и вскоре навсегда оставил университет. Недолгое время Александр Введенский был письмоводителем. Затем два года он проработал на «Красном Октябре» − местной электростанции.

Первое становление писательских взглядов, футуристика

Введенский Александр Иванович - поэт, стихи которого стали достаточно популярными, начал писать свои первые произведения еще будучи гимназистом. И именно в этот ученический период у юноши возникла симпатия к футуристам, а также его привлекали работы символистов. Особенно Введенский Александр в юности увлекся легендарным Блоком. Стоит затметить, что огромное влияние на становление его как личности оказали стихи Крученых. Известна история о том, как, будучи гимназистом, он состоял в литературном объединении. Вместе с ним туда входили Алексеев и Липавский.

Однажды трое гимназистов решили получить оценку своих ранних произведений от самого Блока. Они собрали свои стихи и отправили их Александру Александровичу, но, судя по сохраненным записям из архивов великого поэта, стихи юных гимназистов ему не очень понравились, отдельно он выделил только Алексеева. При этом, скорее всего, инициатором идеи получить рецензию от Блока стал именно Введенский Александр, ведь его адрес был указан в качестве обратного на конверте. Несмотря на такое разочарование, любовь и тяга к литературе у него не пропали.

Знакомство с Хармсом

Роковым и во многом определяющим его дальнейшую судьбу для поэта стало знакомство с Хармсом. Введенский Александр активно общался в поэтических кругах и старался максимально расширить свои литературные связи. Он был в достаточно дружеских отношениях с Кузьминым и Клюевым, часто с ними виделся. И во время одной из таких встреч познакомился с Даниилом Хармсом, который впоследствии стал его практически самым лучшим другом.

Однажды Введенского пригласили послушать работы молодых поэтов, и среди выступающих Александр выделил одного, по его мнению, самого талантливого − им и оказался Хармс.

С этого они ушли вместе, и, пообщавшись немного, нашли много схожего в своих взглядах.

Совместная деятельность двух товарищей

Введенский и Хармс стали действительно искренними и преданными товарищами. Они разделяли взгляды левых сил и вели активную литературную деятельность. Периодически друзья читали свои стихи, выступая на литературных вечерах, проводимых собранием «Необычайные свидания друзей». Также они вступили в ряды союза поэтов Ленинграда. Желая объединить писателей со схожими взглядами, товарищи решили создать собственную организацию.

История создания ОБЭРИУ

В 1927 году Введенский вместе с Хармсом выступили в качестве идеологов и создателей своеобразного объединения «реального искусства», которое вошло в историю и учебники литературы под легендарным названием ОБЭРИУ. Эта организация входила в состав Дома печати на правах одной из его секций. Основной интерес в литературе они проявляли к бессмысленным явлениям. А также активно проповедовали направление абсурдизма. Введенский по большей части являлся активным деятелем ОБЭРИУ, а Даниил Хармс выступал в качестве организатора. Кроме них, там состояли несколько молодых поэтов, среди которых были Н. Олейников и Н. Заболоцкий.

Основные занятия литературного объединения

ОБЭРИУ занималось достаточно эпатажной на то время деятельностью. Они организовывали театрализованные концерты и представления, во время которых читались стихи поэтов, входящих в ОБЭРИУ, и очень часто такие выступления сопровождались весьма эксцентричными выходками. Концерты могли проходить под разными слоганами и иллюстрироваться надписями, к примеру, «Мы - не пироги». Для Петербурга 30-х годов, погрязшего в трудном послереволюционном периоде, такие надписи были слишком трудны для восприятия, и очень скоро на деятельность ОБЭРИУ обрушился шквал критики. Их называли скандальными, совершенно непонятными и чуждыми комсомольской аудитории.

«Подработка» в качестве детского писателя

Активная деятельность в качестве основного идеолога и активиста ОБЭРИУ, скорее всего, приносила Введенскому моральное удовлетворение, но не могла обеспечить его финансово. Поэтому, когда от Сергея Маршака поэту поступило предложение писать стихи для детских журналов, он не стал отказываться.

Начиная с 1928 года он активно пишет детские стихи, рассказы и практически все время публикуется в таких журналах, как «Чиж» и «Еж». Подобная работа помогала ему и именно благодаря ей Введенский Александр Иванович - поэт с выраженными футуристическими взглядами, приверженец символизма и абсурда - стал известен и вошел в официальную историю как детский писатель.

Подозрение и арест

Деятельность ОБЭРИУ долгое время находилась под тщательным контролем местных властей, которые не могли себе позволить проявления в Петербурге подобного вольнодумства. В 30-х годах почти все «обэриуты» попали под репрессии. Их обвинили в том, что своей деятельностью они отвлекают комсомольцев от основной задачи - строительства социализма. Введенский не стал исключением и также был арестован, в 1931 году.

Согласно официальной версии, на Александра Ивановича поступил донос, что во время одного из застолий он произнес тост в честь Николая II. Введенскому была инкриминирована пятьдесят восьмая статья, обвиняющая в контрреволюционной деятельности. Но при этом делом поэта занимался особый отдел ГПУ по «литературным вопросам». После расследования Введенский был отправлен в ссылку.

Ссылка

Изначально отбывать свое наказание он был направлен в город Курск. В ссылку Александр отправился со своей первой супругой, Т. Мейер, с которой он познакомился еще будучи гимназистом, поскольку они учились в одном заведении. Пребывая в ссылке, он долгое время проживал вместе с Хармсом, а затем был отправлен в Вологду. Освобожден от ссылки был в 1932 году, но существовало постановление, которое запрещало Введенскому проживать на территории 16 пунктов СССР. По этой причине еще три года он провел в Борисоглебске.

Возвращение на свободу

Полностью освободившись, Александр Введенский в 1934 году возвращается в Ленинград. Там его сразу же принимают в Союз писателей. В этот и последующий год он пишет свои самые лучшие стихи, среди которых «Четыре описания» и «Приглашение меня подумать».

Чтобы вновь не попасть под прицел властей, Александр Иванович пишет много просоветской литературы, а также детские произведения и пьесы, в том числе получившую популярность «Елку у Ивановых». За несколько лет до начала войны Введенский создает пьесу для легендарного При этом со своими стихами он выступает на публике очень редко.

Александр Иванович женился во второй раз, и его избранницей стала Галина Викторова. Они стали супругами в 1936 году, и вскоре поэт переехал к своей новой жене в Харьков, где она проживала. Через год после женитьбы, в 1936, у них родился общий сын - Петр.

Смерть поэта

К сожалению, точная дата смерти этого талантливейшего человека до сих пор неизвестна. Существует несколько версий его гибели, одна из них гласит, что в 1941 году, при подходе немцев к Харькову, Александр Введенский вместе с семьей, как и все жители города, готовился к эвакуации. Поезд, на котором семья поэта должна была покинуть Харьков, оказался переполненным, а следующий не пришел. По прошествии двух дней Введенского вновь обвинили в контрреволюции и предъявили ему 54 статью. Вместе с другими «ненадежными товарищами» и «врагами народа» его этапировали в Казань.

Согласно официальной версии, вагоны эшелона были совершенно не предназначены для транспортировки людей. В поезде было очень холодно, и Введенский, заболев плевритом легких, скончался в пути.

Его труп оставили в одном из Казанских моргов, который принадлежал психиатрической клинике МВД. По некоторым данным сама смерть наступила ночью 19 декабря, при этом в реабилитационном документе, который был выписан намного позднее, датой смерти указывалось 20 декабря.

Увы, точное место захоронения его неизвестно и на сегодняшний день. Поэт и драматург Введенский Александр умер в весьма молодом возрасте. Ему было 37 лет.

Алекса́ндр Ива́нович Введе́нский (23 ноября (6 декабря) 1904, Санкт-Петербург - 19 декабря 1941) - русский поэт и драматург из объединения ОБЭРИУ.

Биография

Родился в семье экономиста. Его отец, Иван Викторович (1870-1939), был сыном священника и окончил юридический факультет Киевского университета. Его мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876-1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование. Вначале Александр Введенский вместе со своим братом учился в кадетском корпусе, но в 1917 году (по настоянию матери) братья были переведены в гимназию им. Л. Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Именно в гимназии познакомился с Леонидом Липавским - будущим теоретиком литературно-философского содружества «Чинари». Тогда же Введенский начал писать стихи. По окончании гимназии (которая стала к тому времени «трудовой школой») поступил сначала на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре бросил учёбу. Работал письмоводителем, затем в 1921 - 22 на электростанции «Красный Октябрь».

Затем Введенский познакомился с Даниилом Хармсом, который стал его близким другом. В 1925 они выступили в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами. В 1924 вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам.

В 1927 Введенский и Хармс создали литературно-театральную группу под названием «ОБЭРИУ» - Объединение Реального Искусства. Обэриуты проповедовали абсурдизм, примитивизм в поэзии, утверждая устами основателя движения, что интересны только бессмысленные явления. Введенский не играл в ОБЭРИУ никакой организаторской роли - эти функции взял на себя Даниил Хармс. Участники объединения проводили творческие вечера, самый эксцентричный, известный вечер группы состоялся 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке и назывался «Три левых часа». Введенский читал на этом вечере свои стихи. В это же время Введенский, Хармс и некоторые другие ОБЭРИУты по предложению С. Я. Маршака начали сотрудничать с детскими журналами «ЁЖ» и «ЧИЖ». Александр Иванович практически постоянно печатался в них. А впоследствии даже перевёл несколько сказок братьев Гримм.

Дистанцируясь от футуристов с их утопиями светлого будущего, Введенский был близок ко многим поэмам Велимира Хлебникова. Он, так же как Хлебников, предпочитал упрощённую рифмовку и метрику, нередко отсылающую к классическим текстам (например, в «Элегии» очевидны ритмические и тематические переклички с Пушкиным и Батюшковым). Так же, как Хлебников, он умышленно то тут, то там сбивается с ритма, переходя на прозаизированный свободный стих. Но, в отличие от Хлебникова, Введенский весьма далёк от романтизации прошлого или будущего. Его интересовали только три вещи: время, Бог и смерть. «На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный» («Элегия»). Хлебников верил в законы времени, Введенский считал, что время открывает себя только в смерти. Одно из последних поэтических восклицаний: «Ах! Пушкин, Пушкин» - передаёт крушение цивилизации не только на историческом, но и на метафизическом уровне.

Всегда окружённый влюблёнными в него женщинами, Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным».

«Последние левые» довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью «непонятных» поэтов. В конце 1931 г. был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II, существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок «бывшего гимна»), выслан в 1932 г. в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде, в Борисоглебске. Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.

В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 г. из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва-1985, Харьков) в Харьков, где жил в полной изоляции от литераторов; в 1937 г. родился сын Пётр Александрович Введенский (1937-1993). Крестным отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов.

27 сентября 1941 г. Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита. Его тело было доставлено в морг Казанской спец. психиатрической больницы МВД Татарской АССР (в архиве этой больницы есть акт о его смерти). Похоронен, предположительно, на Арском или Архангельском кладбищах в Казани.

Судьба литературного наследия

При жизни печатался в основном как детский поэт. С 1960-х тексты Введенского, как и других обэриутов, ходят в самиздате и печатаются на Западе (часто в неполном и искажённом виде). Полная публикация его «взрослого» наследия произошла только в 1980-1984 годах в подготовленном М. Мейлахом двухтомнике американского русскоязычного издательства «Ардис». В России первое издание было осуществлено лишь в 1993 году (Полное собрание произведений в 2 т. М.: Гилея, 1993). По сообщению пасынка поэта, Бориса Викторова, вступившего в права его наследника по решению харьковского суда в 1994 году (вскоре после смерти родного сына поэта П.А. Введенского), публикаторы не прислали вдове поэта Г. Б. Викторовой и ему ни одного экземпляра его изданий, а одолженные рукописи, как правило, не возвращали. Впоследствии публикации были прерваны, так как получивший в 1994 году доверенность от наследника Бориса Викторова литературовед Владимир Глоцер стал предъявлять высокие гонорарные требования к издательствам («наследникам надо платить»), угрожая в противном случае судебным преследованием. Это привело к тому, в частности, что один из сборников поэтов ОБЭРИУ вышел вначале без каких-либо выходных данных («Сборище друзей, оставленных судьбою»: «Чинари» в текстах, документах и исследованиях в двух т. <Б.м., б. изд.>, <1997>), а затем уже с ними, но зато с чистыми листами на месте, где должны были быть стихи Введенского, при этом с комментариями к отсутствующим текстам (то же. М.: Ладомир, 2000). Глоцер в течение четырех лет судился с книгоиздательством «Гилея», выпустившим первое издание произведений Введенского, однако суд в обеих инстанциях проиграл.

После смерти Глоцера, в ноябре 2010 года, вышел 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой. В него вошли почти все „взрослые“ произведения автора. В 2002 году во Франции вышло полное собрание «взрослых» текстов поэта на русском и французском языках. В 2004 году в Санкт-Петербурге и Белграде прошли посвященные Введенскому международные научные конференции, по материалам которых были выпущены сборники.

Память

17 июля 2011 года в рамках 1-й Петроградской академической велоночи Москультпрога-2001 на фасаде дома 37 по Съезжинской улице в Санкт-Петербурге, в котором поэт проживал до 1936 года, была установлена мемориальная арт-доска.

Александру Введенскому посвящено стихотворение Егора Летова «Ночь» с альбома «Прыг-скок» (1990); Введенский упоминается в этом стихотворении

Материал взят с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Введенский,_Александр_Иванович_(поэт)

ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Введенский Александр Иванович – русский драматург и поэт. При жизни был наиболее известен своими произведениями для детей, хотя писал их исключительно для заработка. А вот серьезные вещи писателя оказались в печати через много лет после его смерти.

Родился будущий поэт в Петербурге 23 ноября 1904 года. Его отец, Иван Викторович, происходил из семьи священника, но смог получить юридическое образование в Киевском университете. Это позволило ему поступить в юнкерское пехотное училище, а затем на гражданскую службу, где он получил звание статского советника. С приходом советской власти занял должность экономиста. Мать писателя, Евгения Ивановна, была дочерью генерал-лейтенанта, смогла получить хорошее медицинское образование еще в царское время и стала известным врачом.

В 1914 году Введенский Александр был зачислен в петербургский кадетский корпус вместе со своим младшим братом. Однако в 1917 году мать решила перевести сыновей в гимназию, которая позднее стала 10-й Трудовой школой им. Л. Лентовского. Учебное заведение будущий поэт окончил в 1921 году. Эта гимназия отличалась от других подобных учреждений талантливыми и опытными учителями Окончив трудовую школу, в которую уже успели переименовать гимназию, Введенский пошел работать конторщиком, а затем его сделали счетоводом на стройке электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году ему удалось поступить в Педагогический университет на факультет общественных наук по специальности «Право».

В 1931 году был арестован Александр Введенский. Стихи его считались неблагонадежными. После года в тюрьме он был отправлен в ссылку в Курск, где жил в одной квартире с Хармсом, затем переехал сначала в Вологду, затем в Борисоглебск. В 1936-м вернулся в Ленинград. Но вскоре писатель покинул большой город и поселился в Харькове у своей второй жены, а через год у них родился сын Петр. Здесь поэт жил в полной изоляции от литературного мира. В 1941 году Введенский снова был арестован. На этот раз его обвинили в контрреволюционной агитации. Достоверных сведений о смерти поэта не сохранилось. Существует лишь предположение о том, что он умер 19 декабря 1941 года по дороге в Казань. Место захоронения неизвестно.

Введенский Александр для детей писал, как и Хармс, по инициативе С. Маршака. С 1928 года Введенский принимается за сочинение детских стихов, сказок и рассказов. Его произведения активно публикуются в журналах. За свою творческую карьеру Введенский Александр написала около тридцати книг для детей. Наиболее известным является его стихотворение «Кто?», которое было его первым произведением для малышей.