Малая олимпиада по истории в 5 кл. У России будут флаг и гимн

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС (26 баллов)

2015-2016 г.

I . Найдите правильный ответ (всего 5 баллов: по 1 баллу за каждый правильный ответ).

1. К орудиям труда, применяемым древними земледельцами, относится

А) гарпун Б) мотыга В) дубина Г) рубило

2. Когда на Земле появился древнейший человек?

А) более 2 млн. лет назад

Б) 100 тыс. лет назад

В) 10 тыс. лет назад

3. Освоив изготовление орудий труда из камня, люди стали делать их из кости. Первыми костяными орудиями являются

А) топоры

Б) иглы

В) мечи

Г) рубила

4. Первыми проявлениями искусства у первобытных людей стали

А) изображения животных на скалах

Б) рисунки масляными красками по дереву

В) картины, изготовленные из цветных минералов

Г) изображения водяными красками по штукатурке

5. Главным занятием древних египтян было

А) скотоводство

Б) ремесло

В) земледелие

Г) рыболовство

II . Приведите в соответствие, ответы запишите в расположенную ниже таблицу (5 баллов)

1) ремесло а) объединение родов

2) миф б) действия и слова, якобы обладающие чудодейственными

свойствами

3) род в) изготовление вручную различных изделий

4) магия г) сказания о богах, героях, о происхождении явлений

природы

5) племя д) группа людей, ведущих свое происхождение от одного

предка

III . Выполните задания по карте (2 балла)

1.______________________2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV . Прочитайте тексты и ответьте на вопросы (за каждое задание 5 баллов)

1. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

2. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V

В каком году был захоронен вождь?

Сколько лет длилась традиция проведения игр?

. Сколько лет прошло от основания Рима до 1147 г., т. е. до первого упоминания Москвы в летописях?

Ответы

    Найдите правильный ответ (всего 5 баллов: по 1 баллу за каждый правильный ответ).

    Приведите в соответствие, ответы запишите в расположенную ниже таблицу (5 баллов)

    Выполните задания по карте (2 балла)

1.Африка 2. Предполагаемая область прародины человека. (Территория, на которой обнаружены древнейшие стоянки и кости первобытных людей).

V . Решите исторические задачи. (4 балла)

1. В 1900 г. археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь? (1 балл) 5340 год

2. По преданиям, первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 г. до н. э., а в 394 г. император Феодосий запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр? (1 балл) – 1170 лет

3. Рим был основан в 753 г. до н. э . Сколько лет прошло от основания Рима до 1147 г., т. е. до первого упоминания Москвы в летописях? (1 балл)- 1900 лет

4. В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (1 балл)- охота.

Задание 1. О каком памятнике культуры идёт речь?

Это величественное сооружение построили в Египте около 2570 г. до н. э. недалеко от Мемфиса, в Гизе. Высота достигает 146, 5 м. На строительство ушло около 2 300 000 каменных блоков.

Задание 2 . В 1900 г. археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней , золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь ?

Задание 3. В Рим был основан в 753 г. до н. э. Сколько лет прошло от основания Рима до первого упоминания о Москве в летописи?

Задание 4. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании.

1) Этот текст был написан клинописью на большом камне. Он является самым древним в истории человечества сводом законов. Речь идет о

А) Библии Б) законах царя Хаммурапи В) законах Дракона Г) законах Ликурга

2) «Царством стран» называли:

А) Нововавилонское царство Б) Ассирийскую державу

В) Персидскую державу Г) империю Цинь

3) Древние греки вели свое летосчисление от

А) начала Троянской войны Б) первых Олимпийских игр

В) основания первой колонии Г) реформ Солона

Задание 5. Выберите несколько верных ответов в каждом задании:

1) Героями «Илиады» являются:

А) Ахиллес Б) Полифем В) Кассандра Г) Пенелопа Д) Гектор Е) Агамемнон Ж) Тесей

З) Алкиной И) Цирцея К) Патрокл Л) Приам

2) Выделите важнейшие черты греческих колоний:

А) образовались в результате завоевательных походов

Б) возникли в процессе мирного переселения

В) как правило, враждовали с местным населением

Г) располагались на морском побережье, вблизи удобных гаваней

Д) были исключительно торговыми поселениями, их жители не занимались земледелием

Е) колонисты создавали свой полис наподобие того, который они покидали, поддерживая с

ним дружеские отношения

Задание 6. Расположите события в хронологической последовательности.

1) Правление Цинь Шихуанди

2) Завоевание греками Трои

3) Сооружение пирамиды Хеопса в Египте

4) Правление Хаммурапи

5) Первые олимпийские игры

6) Возникновение единого государства в Древнем Египте

7) Осада Мегиддо Тутмосом III

Задание 7. Вставьте вместо пропусков «крылатые выражения ».

Много крылатых выражений пришло в наш язык из древнегреческой мифологии.

1) Тяжёлую, бесконечную и безрезультатную работу мы называем...

2) Выражение … издавна служит для обозначения слабого, уязвимого места человека.

3) Если человек попал в такое положение, когда опасность угрожает с двух сторон, часто говорят, что он оказался...

4) Очень засоренное, грязное место, где всё валяется в беспорядке, люди по-прежнему называют…

5) Предмет, ставший причиной какой-либо ссоры называют …

Задание 8. Известно, что египтяне много внимания уделяли наблюдению за звездным небом. Жрецы-астрономы составляли его подробные карты. На этих картах звезды сгруппированы в созвездия, которым даны названия животных и предметов, очертания которых они напоминали. На египетских картах отмечены созвездия Быка, Крокодила, Бегемота. Созвездие Большой Медведицы египтяне называли «Бычья нога». А пять небесных светил египетские астрономы именовали «звезды, которые никогда не пребывают в покое».

1) Почему египтяне много внимания уделяли изучению звездного неба?

2) Почему этим занимались именно жрецы?

3) Какие факты из жизни древних египтян свидетельствуют о том, что там была развита

4) Дайте современные названия пяти звездам, «которые никогда не пребывают в покое». Почему египтяне дали им такую характеристику?

Задание 9. Ответьте на вопросы по библейским сюжетам:

1) На какие две части делятся все книги Библии?

2) Что в переводе с греческого языка означает слово «Библия»?

3) Как звали первых людей, согласно Библии?

4) Гора, на которой пророк Моисей получил от Бога Десять Заповедей

5) Гора, на которой остановился ковчег праведного Ноя после Всемирного потопа?

6) От какого события мы ведём летоисчисление?

7) Маленькое иудейское селение, в котором родился Иисус Христос?

8) Столица Древнееврейского царства и современного государства Израиль?

9) Имя ученика Христа, который предал Его за 30 сребреников?

10) Гора, на которой был распят Христос?

11) Священный символ христианства, символ Спасения?

12) Как называют учеников Христа, распространявших Его учение среди разных народов?

Задание 10. Объясните смысл «крылатых выражений», пришедших к нам из Библии:

1) Суд Соломона

2) Взойти на Голгофу

4) Вавилонское столпотворение

5) Волк в овечьей шкуре

6) Поцелуй Иуды

7) Золотой телец

Выпишите в одну колонку выражения, источником которых является Ветхий Завет, а в другую – выражения, взятые из Нового Завета.

Задание 11. Вам нужно построить пирамиду, состоящую из 9 ярусов. Каждый ярус – это одно слово, обозначающее понятие или имя из истории Древнего Египта. Среди этих слов есть: приспособление для подъёма воды, материал для письма, имя того, чью гробницу нашёл Картер, фамилия того, кто раскрыл тайну египетских иероглифов, египетский символ жизни, одно из чудес света, царь Верхнего и Нижнего Египта, имена солнечных богов, «ключ жизни».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 г. Липецка

Олимпиада по истории

для 5 класса

Разработчик: Аничкин А. Н.,

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

2013

Пояснительная записка

Важнейшей частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад. Предметная олимпиада способствует развитию у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету вне рамок образовательной программы, склонности к самостоятельному поиску дополнительной информации в справочной, научно-популярной литературе и сети Интернет.

Целями предметной олимпиады являются:

1) стимулирование интереса учащихся к истории;

2) выявление учащихся, интересующихся историей;

3) оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе истории;

4) активизация творческих способностей учащихся;

5) популяризация истории как науки и школьного предмета.

Предлагаемые ниже олимпиадные материалы составлены с учётом Федерального государственного образовательного стандарта и соответствуют требованиям к уровню подготовки учащихся 5 классов и их возрастным особенностям. Задания олимпиады проверяют знание учащимися дат, фактов, понятий по курсу; обращают их внимание на причинно-следственные связи, отражение известных событий и фактов в источниках. Представленные в работе задания не ограничиваются рамками учебника и рассчитаны на эрудицию учащихся.

Общее количество заданий – 14. Работа состоит из 3 частей, различающихся между собой по уровню сложности.

Часть 1 содержит 5 заданий с выбором ответа (один верный из 4 предложенных). Все они имеют базовый уровень сложности и оцениваются 1 баллом.

Часть 2 олимпиадной работы состоит из 6 заданий различных типов: тестовых заданий на выбор нескольких позиций из предложенного списка, задания на установление соответствия между понятиями и их значением, исторического кроссворда. Данные задания имеют повышенный уровень сложности и оцениваются в соответствии с рекомендациями, приведёнными в самой работе.

Часть 3 включает в себя 3 задания высокого уровня сложности: заполнение контурной карты, составление рассказа с опорой на иллюстрацию, решение проблемного задания.

Общее количество баллов, которое можно набрать, выполнив всю работу – 78.

Олимпиадная работа составлена с опорой на материал по теме «Эпоха первобытности», поэтому её проведение целесообразно организовать в ноябре – декабре учебного года после изучения соответствующего раздела в рамках курса истории.

На выполнение работы рекомендуется отвести 1,5 астрономического часа (90 минут). Использовать при решении олимпиадных заданий школьные атласы и любые другие справочные пособия не допускается.

Участники олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются её победителями и призёрами при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину от числа максимально возможных.

Предлагаемые к олимпиадным заданиям приложения помогут учителям-предметникам организовать проведение олимпиадной работы, её проверку и подведение итогов.

Желаем успеха!

5 класс

ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

(ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОСТИ)

Часть 1.

Выберите правильный ответ: (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1. Главное отличие первобытного человека от обезьяны:

1) умение изготовлять орудия труда и оружие

2) длинные руки, свисающие до колен

3) собирание даров природы

4) общение друг с другом с помощью звуков

2. Человек современного вида появился около:

1) 60 тысяч лет назад

2) 40 тысяч лет назад

3) 20 тысяч лет назад

4) 10 тысяч лет назад

3. Первое животное, одомашненное человеком:

1) кошка

2) собака

3) лошадь

4) корова

4. Первые земледельцы появились в:

1) Южной Европе

2) Юго-Восточной Азии

3) Передней Азии

4) Южной Африке

5. На смену родовой общине приходит:

1) племя

2) соседская община

3) государство

4) города

Часть 2.

Выберите правильные ответы:

6. Какие три понятия из перечисленных ниже относятся к религиозным верованиям древних людей? (3 балла)

1) магия

2) идол

3) жертвоприношения

4) кровное родство

5) племя

7. Характерные черты образа жизни древнейшего человека: (6 баллов)

1) жил в стаде

2) изготовлял простейшие орудия труда

3) пользовался луком и стрелами

4) занимался собирательством, рыболовством

5) жил в семье, входящей в родовую общину

6) общался с помощью звуков

7) использовал шлифованные каменные орудия труда

8) умел пользоваться огнём

9) ходил на охоту

8. Установите соответствие между понятиями и их значением: (5 баллов)

Понятия

9. Вставьте вместо пропусков: (4 балла)

а) Охота в жизни первобытных людей давала им ______________ _________________, а также способствовала сплочению их _______________ .

б) Из собирательства возникает ______________, а из искусства плетения возникает ______________.

10. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны, знаком «+», а те, с которыми не согласны, знаком «-»: (10 баллов)

1) Главным отличием древнего человека от обезьяны был его внешний вид.

2) Древнейший человек мог прожить в одиночку.

3) Овладение огнём изменило жизнь первобытных людей.

4) Основным занятием человека современного вида была ремесло.

5) В родовой общине каждая семья имела своё хозяйство и распоряжалась им по своему усмотрению.

6) Развитие ремесла привело к разделению труда.

7) В соседской общине большую роль играла взаимопомощь родственников.

8) Соседская община со временем сменяется родовой.

9) Колдуна-знахаря, общавшегося с духами, называли шаманом.

10) В конце эпохи неолита появляются первые города.

11. Разгадай кроссворд. (9 баллов)

По горизонтали:

4. Наука, изучающая историю древних народов по сохранившимся вещественным памятникам. 6. Новый каменный век. 7. Объединение нескольких родов, живущих в одной местности. 8. Бесплотное сверхъестественное существо.

По вертикали: 1. Опытные и мудрые пожилые мужчины, осуществлявшие управление общинами. 2. Вера в богов, духов и поклонение им. 3. Коллектив родственников, ведущих происхождение от общего предка. 5. Статуя, которой человек поклонялся как божеству и приносил жертвы. 7. Сельскохозяйственное орудие труда с широким лемехом для вспашки земли.

Часть 3.

12. Ответьте на вопросы к рисунку. (10 баллов)

Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны – далёкие предки человека? Или древнейшие люди? Объясните, почему вы так думаете.

13. Закрасьте на контурной карте зелёным цветом древнейший район земледелия. (6 баллов)

14. Реши проблемное задание: (20 баллов)

Появление излишков привело к необходимости защищать их от тех соседей, которые желали получить готовые продукты и изделия без труда. Столкновения между племенами привели к появлению войн. Как вы думаете, какие изменения в жизни первобытных земледельцев и скотоводов внесло такое явление, как война?

ИТОГО ЗА ВСЮ РАБОТУ 78 БАЛЛОВ

ОТВЕТЫ

НА ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДНОЙ РАБОТЫ

ПО ИСТОРИИ (5 КЛАСС)

Часть 1.

Выберите правильный ответ:

1. 1

2. 2

3. 2

4. 3

5. 2

Часть 2.

Выберите правильные ответы:

6. 1, 2, 3

7. 1, 2, 4, 6, 8, 9

а) мясную пищу, коллектива.

б) земледелие, ткачество

10.

11.

12. На рисунке изображены древнейшие люди. Согласно последним научным данным древнейшие люди появились в Африке более 2 миллионов лет назад. Главный аргумент в пользу того, что это – древнейшие люди, то, что существа, изображенные на рисунке, используют простейшие каменные орудия труда. По-видимому, на рисунке представлен первый вид человеческого коллектива – человеческое стадо, в котором древнейшие люди совместно жили, добывали пищу, занимались обучением подрастающего поколения.

13.

14. Появилась группа людей, не связанных с материальным производством, - воины. Среди них выделились наиболее способные, возглавившие отряды воинов – вожди. Военные действия требовали дисциплины и беспрекословного подчинения военачальнику. Люди начали строить укреплённые посёлки. Возникли ремесленные производства, ориентированные на обеспечение воинов всем необходимым. Война постепенно стала профессией и средством распределения.

Приложение 1

БЛАНК ОТВЕТОВ

НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ИСТОРИИ (5 КЛАСС)

Сведения об учащемся:

Фамилия

Имя

Отчество

Класс

Оценка по предмету за I триместр

Дата выполнения работы

ОТВЕТЫ:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

по истории 2018-2019 учебный год

5 класс

Максимальное количество баллов-55

Время выполнения- 45 минут

Задание № 1. за каждый правильный ответ – 1 балл, максимум 5 баллов

1.1. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения:

А) в человеческом стаде;

Б) в родовой общине;

В) в государстве.

Ответ: _________

1.2. Где находится Египет:

А) в северо-восточной части Африки;

Б) в Центральной Азии;

В) в Центральной Африке.

Ответ: _________

1.3. Какое наказание по законам Хаммурапи полагалось рабу за оскорбление свободного человека:

А) смертная казнь;

Б) отсечение руки;

В) отрезание уха.

Ответ: ____________

1.4. Где был придуман первый алфавит:

А) в Финикии;

Б) в Нубии;

В) в Египте.

Ответ: ___________

1.5. В какой стране стали впервые производить сахар:

А) в Китае;

Б) в Индии;

В) в Ассирии.

Ответ: ___________

Задание № 2. за каждый правильный ответ – 2 балла, максимум 8 баллов

Установите соответствие между именем правителя и историческим фактом (ответ запишите в таблицу ниже):

Имя правителя

Исторический факт

А) Ашшурбанипал

1.Организация библиотеки глиняных книг

Б) Хаммурапи

2.Создание древнейших законов

В) Царевич Гаутама

3.Строительство самой длинной стены

Г) Цинь Ши Хуан

4.Создание новой религии - буддизма

5.Строительство храма бога Яхве в Иерусалиме

(записывать только цифры):

Задание № 3. 2 балла

Решите задачу:

В 1900 г. археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь?

Решение:_____________________________________________________________________

Ответ:_____________

Задание № 4. Что Вы знаете об этом божестве?

указано имя- 2 балла, дано описание- 4 балла, максимум 6 баллов

__________

Задание № 5. 5 баллов

Прочитайте исторический источник и ответьте на вопросы.

«Император собрал Поднебесную в одну семью, и войны больше не повторятся».

Памятная надпись на стеле на горе Ишань (219 до н. э.)

    В каком государстве жил этот человек? (1 балл)

    Почему про него написано, что он собрал Поднебесную в одну семью? (2 балла)

    Какова его роль в истории своей страны? (2 балла)

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6. указано имя- 1 балл, дано описание- 4 балла, максимум 5 баллов

Подпишите иллюстрацию, указав, кто на ней изображен и чем знаменит:

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 7. По два балла за верный ответ, максимум 4 балла

Подчеркните лишнее слово. Объясните почему:

    Саул, Давид, Ашшурбанапал, Соломон

Ответ: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Бумага, компас, стекло, порох, шелк

Ответ: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Задание № 8. Дайте определения понятиям.

По одному баллу за каждый верный ответ, максимум 5 баллов

    Праща - ________________________________________________________________

    Сатрап - ________________________________________________________________

    Шадуф- ____________________________________________________________

    Каста- ________________________________________________________________

    Евангелие- ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание № 9.

Укажите даты этих событий:

Максимум 8 баллов, по два балла за каждый верный ответ

    Появился homo sapiens.

    Разрушение столицы Ассирийского царства - Ниневии.

    Захват Вавилона персами.

    Объединение Китая.

Задание № 10. максимум 7 баллов

10.1. Заштрихуйте на карте район земледелия в Древнем Египте.1 балл

10.2. Обведите на карте овалом область, где начала формироваться цивилизация Древнего Междуречья.2 балла

10.3. Обозначьте на карте крестиком страну, где во второй половине XIX века археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола случайно обнаружил пещеру с рисунками эпохи палеолита. 2 балла

10.4. Подпишите название пещеры. 1балл

10.5. Обозначьте на карте звёздочкой континент, где впервые были обнаружены останки «человека умелого». 1 балл

1. Запишите, что изображено

_______________


Олимпиадное задание. 5 класс. ФИ _______________________________

1. Запишите, что изображено

__________________________________ ___________________________

__________________________________ ___________________________


__________________________________ ____________________________

__________________________________ ____________________________

2. Заполните пропуски в предложениях.

Охота, человеческое стадо, собирательство, родовая, орудия труда, огнем.

Первый коллектив людей – это __________________, затем появилась __________ община. Главным занятием первобытных людей были ____________ и ___________. Овладев _________ и научившись изготавливать разнообразные __________________, первобытные люди заселили значительные территории Азии, Африки и Европы.

3. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

2.Изображение бога.

6.Первобытный слон.

7.Первый коллектив людей.

11.Союз нескольких родов.

По вертикали:

    «ГИЛИЯРЕ»

    «ДЕЗЕЛЕМЛИЕ» - __________________________

    «ЯРИИСТО» - ________________________

3. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1.Первое занятие древних людей.

2.Изображение бога.

3.Одно из первых орудий труда.

4.Занятие первобытных людей, появившееся приблизительно 10 тыс. лет назад из вопроса № I.

5.Период времени, равный 100 годам.

6.Первобытный слон.

7.Первый коллектив людей.

8.Наука, изучающая прошлое человечества с древнейших времен и до наших дней.

9.Объединение людей, пришедшее на смену первому коллективу людей.

10.Наука, изучающая прошлое по вещественным остаткам.

11.Союз нескольких родов.

По вертикали:

12. Тип хозяйства, при котором люди научились сами создавать продукты питания.

4. Переставьте буквы в словах, и у вас получится:

    Вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога «ГИЛИЯРЕ» - ___________________________

    Возникшее из собирательства занятие, надежно обеспечивающее людей растительной пищей «ДЕЗЕЛЕМЛИЕ» - __________________________

    Название науки, которая изучает прошлое человечества «ЯРИИСТО» - ________________________


«6 Олимпиада ИСТ 1314»

1. Запишите, что изображено


________________________________ ____________________________

_______________________________ _____________________________

B. Завоевание Рима Аларихом.

5. Ответьте ДА или НЕТ.

Олимпиадное задание по истории. 6 класс.

ФИ ___________________________________________

1. Запишите, что изображено


А_______________________________ Б___________________________

________________________________ ____________________________

В _____________________________ Г ___________________________

_______________________________ _____________________________

3. Исправьте ошибки в словах:

феадал, борщина, деситина, донжан, мозайка, импиратор, васал.

4. Расположите события в хронологическом порядке:

A. Падение Западной Римской империи.

Б. Создание Франкского королевства.

B. Завоевание Рима Аларихом.

Г.Принятие Хлодвигом христианства.

Д. Завоевание Галлии франками.

5. Ответьте ДА или НЕТ.

Сначала главным занятием германцев было разведение скота._______

Вторжения германцев способствовали возрождению Западной Римской империи. ________

Слово «феод» в переводе с латинского языка означает «земельное владение». _______

Вассал - это военный слуга сеньора. _______

    Оброк, барщина, феод, надел.

    Серп, коса, меч, цеп.

6. Вставьте в текст пропущенные слова из списка (в списке есть лишние слова):

Власть, христианство, дружина, галлы, ополчение, королевский, королевство,собрание, графы, 500, 800, барщину, церкви, королем.

Около ____ года возникло франкское ________________. Хлодвиг стал ___________. Укрепляя свою ___________, он принял _________________ и получил поддержку ___________. Центром управления страной стал __________________ двор. Для управления областями назначались ___________. В случае войны, по-прежнему собирали народное _______________, но постоянной военной силой стала _______________.

7. Допишите понятие, о котором идёт речь:

    Лицо, получившее земельный надел за военную службу - _____________.

    Большие группы людей, которые отличаются друг от друга закрепленными за ними правами и обязанностями, передающимися по наследству - _________________________.

    Обязанности крестьян по отношению к феодалу - _____________________.

    Служители церкви, одна из главных сословных групп средневековой Европы - __________________________.

8. Исключите лишнее слово из логического ряда (аккуратно подчеркните).

    Оброк, барщина, феод, надел.

    Сев, жатва, обмолот, проповедь.

    Серп, коса, меч, цеп.

9. Вставьте пропущенные буквы:

Варв__ры, земл__делие, римл__не, ва___ал, Га___ия,

квадр__ум, пергам__н, м__нарх, дружи___ик, К__ролинги.

10.Переставьте буквы в словах и запишите, что у вас получится.

ЩАБИРАН - _____________ ВОСЕЛИОС - ______________

РЬСОНЕ - _______________ ГДИЛОХВ - ________________

Просмотр содержимого документа
«7 Олимпиада ИСТ»

ФИ ___________________________________________


________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6. Вставьте пропущенные буквы:

Олимпиадное задание по истории. 7 класс.

ФИ ___________________________________________

1. Запишите, с какими событиями Нового времени связаны эти изображения


________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. Исправьте ошибки в словах:

Капетал, абсалютизм, манофактура, деситина, риформация.

3. Запишите, о ком в начале Нового времени могли сказать «Смотрите, идёт мешок с перцем» _________________________________

________________________________________________________________

4. Запишите имя человека, о котором Виктор Гюго писал:

«Есть несчастные люди: ___________________________ не может написать своего имени на открытии».

5. По какому принципу образованы логические ряды:

    Бомбарда, пушка, мушкет, карабин, пистолет. _____________________

________________________________________________________________

    Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей _____________

________________________________________________________________

    Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин _____________________

________________________________________________________________

6. Вставьте пропущенные буквы:

Астр__лябия, к__мпас, пр__тестант, инд__льг__нция, лют__ранство, инд__йцы (в Америке), книгоп__ч__тание, караве___а, кальв__низм, г__ография.

8. Запишите кто, когда, где

О торге отпущеньями, грехе

Лжеверия, налогов непосильи

Открыто было сказано в листке

То самое, что дома говорили.

1 Исаак Ньютон

А) закон всемирного тяготения

2 Галилео Галилей

3 Джон Локк

В) Вселенная не имеет края

4 Уильям Гарвей

Г) «И всё-таки она вертится!»

5 Николай Коперник

7. Среди перечисленных ниже изобретений и усовершенствований подчеркните те, которые позволили совершить Великие географические открытия: порох, шёлк, каравелла, фарфор, винт, новые источники энергии – ветряные мельницы и каменный уголь, компас, огнестрельное оружие, бумага, книгопечатание.

8. Запишите кто, когда, где сделал описанное, в стихотворении. Как назывался этот листок? Какой процесс начинается в Европе после этого? Монах шагнул на паперть и прибил

Лист тезисов к церковному порталу.

Был день торговый. Гуще люд ходил.

Подняв глаза, толпа листок читала.

О торге отпущеньями, грехе

Лжеверия, налогов непосильи

Открыто было сказано в листке

То самое, что дома говорили.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Допишите понятие, о котором идёт речь:

    Форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу (монарху) - _____________________________

    Средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли - ______________________

    Общество, основанное на частной собственности и рыночном хозяйстве - ____________________________

    Предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции ____________________________

10. Соотнесите учёного и открытие, изобретение, деятельность.

1 Исаак Ньютон

А) закон всемирного тяготения

2 Галилео Галилей

Б) открыл секрет кровообращения

3 Джон Локк

В) Вселенная не имеет края

4 Уильям Гарвей

Г) «И всё-таки она вертится!»

5 Николай Коперник

Д) учение о естественных (прирождённых) правах человека – на жизнь, свободу, собственность

Просмотр содержимого документа
«8 Олимпиада ИСТ»

ШИФР:

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________


ШИФР: ___________ Олимпиадное задание. История. 8 класс.

1. Запишите, кто изображён, историей каких государств связаны эти люди, как закончилась их карьера:

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

2. Выберите из списка и подпишите, кому принадлежат изобретения:

А. Белл, Г. Маркони, Т. Эдисон, И. Зингер, Ч. Дарвин

________________ _____________________ ____________________


3. История какого государства представлена на карте (время, процесс, личность, итог)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Ответьте ДА или НЕТ.

4. Допишите понятие, о котором идёт речь:

    Идейно-политическое течение, опирающееся на идею сохранения традиционных ценностей и старого порядка в обществе ______________

    Политический или военный союз государств для совместных действий _____________________

    Общественно-политическое течение, провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод __________________

    Тип социально-экономической системы, признаками которой считаются частная собственность на средства производства, конкуренция, свободный рынок, наемный труд - ________________________________

5. Вставьте пропущенные буквы:

Инд__стр__ализация, карб__нарии, компр__ми__, нат__рализм, с__нтиментализм, р__ализм, м__трополия, о___озиция, пр__тект__рат, __лигархия.

6. Выберите из списка и запишите о ком идёт речь:

Д. Мадзини, Г.Форд, Д.Байрон, М. Фарадей, Д. Стефенсон.

    Открыл явление электромагнитной индукции, получил от современников прозвище «повелитель молний» _________________________

    Одновременно с российским учёным изобрёл радио, но он успел запатентовать это изобретение раньше _____________________________

    Построил первую железную дорогу в Англии в 1825 году, соединившую города Стоктон и Дарлингтон. ____________________________

    Создал общество «Молодая Италия», ставившее целью объединение страны. Единственным путём достижения этой цели считал революцию _____________________________

    Первым начал массовое производство недорогих автомобилей, применив систему сборки на конвейере _____________________________

7. Ответьте ДА или НЕТ.

    В течение XIX века шёл процесс перехода от традиционного общества к индустриальному в процессе милитаризации ____________

    Главная угроза революционных событий в Европе XIX века исходила от Франции ________

    Проблема национального объединения в XIX веке стояла перед Италией, Германией, Россией __________

Просмотр содержимого документа
«9 Олимпиада ИСТ»

[партия] стремится опереться... на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства...»

13. Прочтите утверждение и запишите, согласны вы с ним или нет

(ДА, НЕТ)

А. Главным методом борьбы кадетов была революция.

Б. Интересы крестьян были наиболее учтены в программах партий эсеров и ПСР.

В. Главным методом борьбы монархических партий было проведение реформ.

Г. Программа монархических партий отражала интересы буржуазии, дворян.

Д. ПСР из-за разногласий распалась на партии большевиков и меньшевиков.

Е. Целью либералов являлось сохранение.

Ж. Николай II был почётным членом партии эсдеков.

14. Запишите названия партий:

А. Либерального направления.

Б. Социалистического направления.

15. Ответьте на вопросы:

    Когда и в какой стране появилась эта карикатура?

    С какими событиями связано появление этой карикатуры?

    Опишите действующих лиц карикатуры, их действия – какой в ней заложен смысл.

    Дайте карикатуре название.

Олимпиадное задание. История. 9 класс.

1. Перед вами имена русских военачальников. Выделите имена участников русско-японской войны (запишите цифрами).

    Капитан I ранга В. Руднев.

    Генерал П. Ранненкампф.

    Адмирал С. Макаров.

    Генерал А. Самсонов.

    Генерал А. Куропаткин.

    Генерал Р. Кондратенко.

    Генерал М. Алексеев.

    Вице-адмирал 3. Рожественский.

    Генерал А. Брусилов.

2. Запишите заголовок, отражающий содержание предложенных характеристик:

1. Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии;

2. Стремление к военному разрешению политических и экономических противоречий с помощью сложившихся военных союзов;

3. Стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе.

3. Запишите заголовок, отражающий содержание предложенных характеристик:

1. Недостаточные возможности Лиги наций для выполнения возложенных на нее функций.

2.Стремление побежденных государств к возвращению утраченных территорий; формирование реваншистских настроений; появление политических сил, проповедующих тоталитарные идеи (фашизм).

3.Недовольство держав-победительниц условиями договоров, усилением их бывших союзников.

4.Фактическое пренебрежение интересами колониальных и зависимых стран.

5.Недооценка экономических проблем послевоенного устройства мира, желание ограбить побежденных, а не способствовать восстановлению их экономики.

4. Запишите имена исторических личностей, о которых идёт речь:

А. после некоторых событий получил в обществе прозвище «граф Полусахалинский».

Б. в декабре 1904 года преподнёс японскому императору неожиданный и очень приятный сюрприз.

В. Возглавил наиболее радикальную партийную группу после распада РСДРП.

Г. был главой Русской православной церкви, «первенствующей и господствующей».

Д. считал, что России может помочь сохранить самодержавие именно «маленькая победоносная война»

5. Запишите, что объединяет приведённые понятия:

А. «Продвагон», «Нобель-Мазут», «Гвоздь», «Продуголь».

Б. картели, синдикаты, тресты, концерны.

В. Кадеты, эсеры, большевики, октябристы.

6. Запишите, о чём идёт речь (событие; дата; страна; действующие лица; к чему привело данное событие).

Покушение было тщательно подготовлено. Но террорист был схвачен и брошен в тюрьму, где умер в 1918 г. Его труп тайно захоронили на тюремном дворе. Он осознавал последствия террористического акта для себя, но члены организации не думали о последствиях покушения для всей Европы и мира.»

7. Запишите, о чём идёт речь (событие или процесс; дата или период времени; страна или страны).

«Катастрофа, в сущности, уже разразилась в ….. ; и первый ее признак - безработица, охватившая сейчас миллионы людей. Те, кто потерял работу, терпят жестокую нужду и страдают от голода. А те, у кого еще есть работа, живут под постоянной угрозой снижения заработной платы... А произвол корпораций в области цен на продукты!....»

8. Запишите, о чём идёт речь (событие, дата, страны – где происходит, кто виноват в происходящем).

«В 5 часов начался потрясающий грохот орудий, и тяжелые снаряды стали глухо рваться над …. и над многими деревнями... Ноздри людей, ближе находившихся к фронту, втянули запах какой-то адской эссенции. Те, кто стоял ближе к северным окопам впереди …. , увидели два странных призрака из зеленовато-желтого тумана, медленно ползущих и постепенно расплывавшихся, пока не слились в один, а затем, двигаясь дальше, не растворились в синевато-белое облако... Вскоре офицеры за фронтом британских войск были потрясены, увидев поток бежавших в панике людей, стремившихся и тыл... Беглецы оставили за собой на фронте прорыв шириной более 4 миль, заполненный лишь мертвыми и полумертвыми»

9. Ознакомьтесь с текстом и запишите: какие государства воевали+ когда; о каком сражении идет речь +дата; каковы итоги войны.

Это нападение оказалось неожиданным для русской эскадры: корабли плохо охранялись. Некоторые из них были освещены. При первой же атаке были выведены из строя три крупных российских корабля. Противник, не сумев сразу уничтожить русскую эскадру, заблокировал ее в гавани, затопив брандеры. Это было началом осады.

В то время когда основная эскадра вела бой с противником, два судна - крейсер и канонерская лодка - приняли неравный бой в другом заливе. Понимая безвыходность положения, командующие дали приказ взорвать и затопить корабли. Этот подвиг стал сюжетом одной очень популярной песни.

10. Ознакомьтесь с текстом и запишите: о каком сражении идет речь +дата.

Это сражение называют последним аккордом в войне, которая должна была стать победоносной. В бой вступила эскадра, проделавшая до этого путь вокруг Африки. Когда эскадра только проходила мимо Мадагаскара, стало известно о гибели флота, которому она шла на выручку. Силы были неравны. Бой состоялся в Корейском проливе. Большинство боевых единиц эскадры в результате боя были потоплены, три корабля прорвались во Владивосток, четыре броненосца сдались в плен, сдался в плен и раненый главнокомандующий.

11. Запишите, какой партии принадлежит данная программа? «...Постановляет себе неуклонною целью развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества - России единой и неделимой... Благо родины - в незыблемом сохранении православия, русского неограниченного самодержавия и народности...

Русской народности, собирательнице земли Русской, ...принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и государственном строительстве.

Государственная дума, чуждая всех ограничений верховной царской власти, должна быть национально-русской.

12. Запишите, какой партии принадлежит данная программа? Партия...рассматривает себя как один из отрядов армии международного социализма и ведет свою деятельность в духе общих интересов ее борьбы, в формах, соответствующих русской действительности...

Будет отстаивать... признание неотъемлемыми следующих прав человека и гражданина: полная свобода совести, слова, печати, союзов, свобода передвижения и выбора занятий... всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина...

… установленная на этих началах демократическая республика с широкой автономией областей, как городских, так и сельских; возможно большее применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение... В вопросах переустройства земельных отношений...