Введенская л культура искусство речи.

Слово риторика пришло к нам из греческого языка (устаревшее написание - реторика). Его синонимами яв- ляются латинское выражениеораторское искусство и рус- ское словокрасноречие .

Еще в глубокой древности четко обозначились два под- хода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве - это идея (логос), содержание, т. е. риторика - это искусство убеждать. На- пример, теоретик греческого красноречия Аристотель оп- ределял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предме- та» . Другие рассматривали риторику как искусст- во украшения речи, основным достоинством речи считали ее форму и стиль. Большой популярностью пользовалась формула известного римского оратора Квинтилиана ars bene dicendi - «искусство говорить хорошо». Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная. «Нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие», - писал он .

В русской риторической науке обычно подчеркивалось, что красота и выразительность речи нужны для ее убеди- тельности. Так, М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» отмечал:

«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» .

У М. Сперанского в «Правилах высокого красноречия» читаем: «...красноречие есть дар потрясать души, пере- ливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий» .

Разные взгляды на ораторское искусство становились причиной ожесточенных споров вокруг риторики, основа- нием для осуждения, которое сопровождало ее в течение ряда веков и тысячелетий.

Например, В.Г. Белинский в своей статье «Общая ри- торика Н. Кошанского» очень резко выступал против ри- торики как науки:

Но скажите, бога ради, зачем нужна риторика в новом мире? Зачем она даже в Англии и во Франции? <...> Ведь в наше время, когда вся общественная машина так многослож- на, так искусственна, даже и великий по таланту оратор не- далеко уйдет, если в то же время он не будет государствен- ным человеком. И каким образом риторика сделает кого-ни- будь красноречивым в Англии и во Франции и кто из анг- лийских и французских парламентских ораторов образовал- ся по риторике? Разве риторика дает кому-нибудь смелость говорить перед многочисленным собранием? Разве она дает присутствие духа, способность не теряться при возражениях, умение отразить возражение, снова обратиться к прерванной нити речи, находчивость, талант всемогущего слова «кста- ти»? <...> Какая риторика дает человеку бурный огонь воо- душевления, страсть, пафос? Нам возразят: конечно, не дает, но разовьет эти счастливые дары природы. Неправда! Их мо- жет развить практика, трибуна, а не риторика. <...> Итак, какую же пользу может приносить риторика? Не только ри- торики, даже теории красноречия (как науки красноречия) не может быть .

И до сих пор слово риторика порой употребляется в не- гативном смысле. Толковые словари современного русского литературногоязыка, отмечают его переносное значение: «эф- фектность, внешняя красивость речи, напыщенность». Эти слова обычно характеризуют претенциозную, но бессодер- жательную речь политика, депутата, чиновника.

Как отмечают исследователи, на протяжении многове- ковой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областя- ми знаний не раз претерпевало коренное изменение.

Не существует единого подхода к определению содержа- ния и современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Не утвердилась терминология данной науки, нет четкого разграничения с другими науками.

Плодотворной представляется точка зрения С.И. Гин- дина. Он считает, что невозможно сохранить за ритори- кой все те области и проблемы, которыми она занималась за все время ее существования без нарушения современ- ных представлений о единстве научной дисциплины. Вме- сте с тем неразумно порывать с традиционными представ- лениями о том, чем должна заниматься риторика. Иссле- дователь предлагает закрепить за термином риторика два смысла - узкий и широкий. В узком понимании предмет риторики - это ораторское искусство, так как у нас нет иного термина для названия комплексной дисциплины, изучающей это явление. Заметим, что для обозначения теории и практики ораторской речи некоторые авторы используют терминыоратория иораторика .

«С другой стороны, объектом риторики могут быть лю- бые разновидности речевой коммуникации, рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на полу- чателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации» .

Риторика и культура речи. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.

12-е изд., стер. - М.: 2012. - 538 с.

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог. Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Может быть использовано в работе школ менеджеров, на курсах повышения квалификации деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно. Прежнее название книги - «Культура и искусство речи. Современная риторика».

Формат: pdf

Размер: 5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
К читателю 3
РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРА И ЭТИКА ОБЩЕНИЯ 4
Глава 1. Общение и его слагаемые 5
Глава 2. Бытовое общение 7
§ 1. Условия эффективности разговора 7
§ 2. Народные раздумья о собеседовании 12
Глава 3. Деловое общение 16
§ 1. Особенности делового общения 17
§ 2. Виды делового общения 30
Глава 4. Невербальные средства общения 44
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ 63
Глава 1. Что такое культура речи? 64
Глава 2. Основные качества речи 72
§ 1. Богатство русского языка 72
§ 2. Точность - необходимое качество речи 78
§ 3. Чистота речи 81
Глава 3. Ясность, понятность - существенные признаки культуры речи 86
§ 1. Слова ограниченного и неограниченного употребления 86
§ 2. Что такое иллюзия понятности 90
§ 3. Приемы объяснения терминов 94
§ 4. Особое внимание иностранным словам 99
Глава 4. Правильность - важнейший признак культуры речи 103
§ 1. Нормативность речи 103
§ 2. Орфоэпические нормы 109
§ 3. Акцентологические нормы 114
§ 4. Грамматические нормы 120
§ 5. Лексические нормы 124
Глава 5. Выразительность речи 127
§ 1. Что делает речь яркой и выразительной 129
§ 2. «Мысль выигрывает в силе...» 138
§ 3. Монолог становится диалогом 142
§ 4. Использование чужой речи 145
§ 5. Пословица недаром молвится 148
§ 6. Неиссякаемый источник - фразеология 153
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА 194
Глава 1. Ораторское искусство как социальное явление 194
§ 1. 0 предмете риторики 194
§ 2. Что обусловило появление ораторского искусства 197
§ 3. Ораторское искусство и политика 200
§ 4. Ораторское искусство - явление историческое 204
§ 5. Виды ораторского искусства 205
Глава 2. Из истории ораторского искусства 208
§ 1. Основные этапы развития западноевропейской риторики 208
§ 2. Развитие риторических традиций в России 217
Глава 3. Вития, краснослов, речистый человек 232
§ 1. О слове оратор 233
§ 2. Риторические навыки и умения 234
§ 3. Индивидуальные особенности оратора 236
§ 4. Каждый ли может стать хорошим оратором 237
Глава 4. Как готовиться к публичным выступлениям 241
§ 1. Чувство неуверенности и страха перед выступлением 241
§ 2. Повседневная подготовка к выступлениям 243
§ 3. Подготовка к конкретному выступлению 248
§ 4. Виды подготовки 258
Глава 5. Как построить свою речь 267
§ 1. Что такое композиция речи 268
§ 2. План - основа композиции 269
§ 3. Составные элементы композиции 272
§ 4. Главная часть 279
§ 5. Недостатки композиции 284
Глава 6. Контакт в публичном выступлении 288
§ 1. Что такое контакт с аудиторией 288
§ 2. Как определить, удалось установить контакт или нет 289
§ 3. Учет особенностей аудитории 291
§ 4. Форма преподнесения материала 295
§ 5. Как влияет на поведение оратора наличие или отсутствие контакта 299
РАЗДЕЛ IV. ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 326
Глава 1. Речевой аппарат 326
Глава 2. Дыхание и его тренировка 332
Глава 3. Голос и процесс его воспитания 338
Глава 4. Дикция 351
Глава 5. Интонация 360
§ 1. Акустические компоненты интонации 360
§ 2. Интонационные конструкции и их назначение 368
Глава 6. Пауза 377
Глава 7. Теоретики ораторского и сценического искусства о звучащей речи 384
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ПОЛЕМИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 400
Глава 1. Спор, дискуссия, полемика 400
§ 1. Спор. Что это такое? 400
§ 2. Классификация споров 403
Глава 2. Из истории искусства спора 408
Глава 3. Культура спора: основные правила его ведения 426
Глава 4. Как убедить оппонента 448
§ 1. Основные формально-логические законы 448
§ 2. Доказательство 457
§ 3. Логические ошибки 461
§ 4. Доказывание и убеждение 465
§ 5. Доводы в споре 467
Глава 5. Полемические приемы 474
Глава 6. Искусство отвечать на вопросы 485
§ 1. Классификация вопросов 486
§ 2. Виды ответов 491
§ 3. Нечестные приемы 494
Глава 7. Уловки в споре 496
Глава 8. Активные формы обучения полемическому мастерству 510
§ 1. Занятие-дискуссия 510
§ 2. Деловая игра «Политбой» 515
§ 3. Практикум «Ответы на вопросы» 517
§ 4. Тренинг «Диалог» 518

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений умению вести конструктивный диалог.
Предназначено для студентов ВУЗов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Может быть использовано в работе школ менеджеров, на курсах повышения квалификации деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно.

Народные раздумья о собеседовании.
Общение сопровождает человека всю его жизнь. В былинах, сказках, песнях, пословицах и поговорках народ выразил свое понимание значения общения в процессе труда, определил его положительные и отрицательные качества, показал, что влияет на успех общения, какие требования следует предъявлять к участникам общения. В этом отношении особенно показательны пословицы и поговорки.
Осмысление народной мудрости позволяет нам лучше ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и находить наиболее верные решения.

Собеседование, общение, речь, по мнению народа, должны обогащать человека, развивать его интеллект, содержать в себе что-то новое, неизвестное, поучительное. Тогда общение приносит удовлетворение собеседникам, рождает взаимное уважение, обогащает жизненный опыт. «В чужой беседе всяк ума наберется».

ОГЛАВЛЕНИЕ
К читателю
РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРА И ЭТИКА ОБЩЕНИЯ
Глава 1. Общение и его слагаемые
Глава 2. Бытовое общение
§1. Условия эффективности разговора
§2. Народные раздумья о собеседовании
Глава 3. Деловое общение
§1. Особенности делового общения
§2. Виды делового общения
Глава 4. Невербальные средства общения
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Глава 1. Что такое культура речи?
Глава 2. Основные качества речи
§1. Богатство русского языка
§2. Точность - необходимое качество речи
§3. Чистота речи
Глава 3. Ясность, понятность - существенные признаки культуры речи
§1. Слова ограниченного и неограниченного употребления
§2. Что такое иллюзия понятности
§3. Приемы объяснения терминов
§4. Особое внимание иностранным словам
Глава 4. Правильность - важнейший признак культуры речи
§1. Нормативность речи
§2. Орфоэпические нормы
§3. Акцентологические нормы
§4. Грамматические нормы
§5. Лексические нормы
Глава 5. Выразительность речи
§1. Что делает речь яркой и выразительной
§2. «Мысль выигрывает в силе »
§3. Монолог становится диалогом
§4. Использование чужой речи
§5. Пословица недаром молвится
§6. Неиссякаемый источник - фразеология
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Глава 1. Ораторское искусство как социальное явление
§1. О предмете риторики
§2. Что обусловило появление ораторского искусства
§3. Ораторское искусство и политика
§4. Ораторское искусство - явление историческое
§5. Виды ораторского искусства
Глава 2. Из истории ораторского искусства
§1. Основные этапы развития западноевропейской риторики
§2. Развитие риторических традиций в России
Глава 3. Вития, краснослов, речистый человек
§1. О слове оратор
§2. Риторические навыки и умения
§3. Индивидуальные особенности оратора
§4. Каждый ли может стать хорошим оратором
Глава 4. Как готовиться к публичным выступлениям
§1. Чувство неуверенности и страха перед выступлением
§2. Повседневная подготовка к выступлениям
§3. Подготовка к конкретному выступлению
§4. Виды подготовки
Глава 5. Как построить свою речь
§1. Что такое композиция речи
§2. План - основа композиции
§3. Составные элементы композиции
§4. Главная часть
§5. Недостатки композиции
Глава 6. Контакт в публичном выступлении
§1. Что такое контакт с аудиторией
§2. Как определить, удалось установить контакт или нет
§3. Учет особенностей аудитории
§4. Форма преподнесения материала
§5. Как влияет на поведение оратора наличие или отсутствие контакта
РАЗДЕЛ IV. ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
Глава 1. Речевой аппарат
Глава 2. Дыхание и его тренировка
Глава 3. Голос и процесс его воспитания
Глава 4. Дикция
Глава 5. Интонация
§1. Акустические компоненты интонации
§2. Интонационные конструкции и их назначение
Глава 6. Пауза
Глава 7. Теоретики ораторского и сценического искусства о звучащей речи
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ПОЛЕМИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Глава 1. Спор, дискуссия, полемика
§1. Спор. Что это такое?
§2. Классификация споров
Глава 2. Из истории искусства спора
Глава 3. Культура спора: основные правила его ведения
Глава 4. Как убедить оппонента
§1. Основные формально-логические законы
§2. Доказательство
§3. Логические ошибки
§4. Доказывание и убеждение
§5. Доводы в споре
Глава 5. Полемические приемы
Глава 6. Искусство отвечать на вопросы
§1. Классификация вопросов
§2. Виды ответов
§3. Нечестные приемы
Глава 7. Уловки в споре
Глава 8. Активные формы обучения полемическому мастерству
§1. Занятие-дискуссия
§2. Деловая игра «Политбой»
§3. Практикум «Ответы на вопросы»
§4. Тренинг «Диалог».

Риторика и культура речи. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.

12-е изд., стер. - М.: 2012. - 538 с.

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог. Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Может быть использовано в работе школ менеджеров, на курсах повышения квалификации деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно. Прежнее название книги - «Культура и искусство речи. Современная риторика».

Формат: pdf

Размер: 5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
К читателю 3
РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРА И ЭТИКА ОБЩЕНИЯ 4
Глава 1. Общение и его слагаемые 5
Глава 2. Бытовое общение 7
§ 1. Условия эффективности разговора 7
§ 2. Народные раздумья о собеседовании 12
Глава 3. Деловое общение 16
§ 1. Особенности делового общения 17
§ 2. Виды делового общения 30
Глава 4. Невербальные средства общения 44
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ 63
Глава 1. Что такое культура речи? 64
Глава 2. Основные качества речи 72
§ 1. Богатство русского языка 72
§ 2. Точность - необходимое качество речи 78
§ 3. Чистота речи 81
Глава 3. Ясность, понятность - существенные признаки культуры речи 86
§ 1. Слова ограниченного и неограниченного употребления 86
§ 2. Что такое иллюзия понятности 90
§ 3. Приемы объяснения терминов 94
§ 4. Особое внимание иностранным словам 99
Глава 4. Правильность - важнейший признак культуры речи 103
§ 1. Нормативность речи 103
§ 2. Орфоэпические нормы 109
§ 3. Акцентологические нормы 114
§ 4. Грамматические нормы 120
§ 5. Лексические нормы 124
Глава 5. Выразительность речи 127
§ 1. Что делает речь яркой и выразительной 129
§ 2. «Мысль выигрывает в силе...» 138
§ 3. Монолог становится диалогом 142
§ 4. Использование чужой речи 145
§ 5. Пословица недаром молвится 148
§ 6. Неиссякаемый источник - фразеология 153
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА 194
Глава 1. Ораторское искусство как социальное явление 194
§ 1. 0 предмете риторики 194
§ 2. Что обусловило появление ораторского искусства 197
§ 3. Ораторское искусство и политика 200
§ 4. Ораторское искусство - явление историческое 204
§ 5. Виды ораторского искусства 205
Глава 2. Из истории ораторского искусства 208
§ 1. Основные этапы развития западноевропейской риторики 208
§ 2. Развитие риторических традиций в России 217
Глава 3. Вития, краснослов, речистый человек 232
§ 1. О слове оратор 233
§ 2. Риторические навыки и умения 234
§ 3. Индивидуальные особенности оратора 236
§ 4. Каждый ли может стать хорошим оратором 237
Глава 4. Как готовиться к публичным выступлениям 241
§ 1. Чувство неуверенности и страха перед выступлением 241
§ 2. Повседневная подготовка к выступлениям 243
§ 3. Подготовка к конкретному выступлению 248
§ 4. Виды подготовки 258
Глава 5. Как построить свою речь 267
§ 1. Что такое композиция речи 268
§ 2. План - основа композиции 269
§ 3. Составные элементы композиции 272
§ 4. Главная часть 279
§ 5. Недостатки композиции 284
Глава 6. Контакт в публичном выступлении 288
§ 1. Что такое контакт с аудиторией 288
§ 2. Как определить, удалось установить контакт или нет 289
§ 3. Учет особенностей аудитории 291
§ 4. Форма преподнесения материала 295
§ 5. Как влияет на поведение оратора наличие или отсутствие контакта 299
РАЗДЕЛ IV. ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 326
Глава 1. Речевой аппарат 326
Глава 2. Дыхание и его тренировка 332
Глава 3. Голос и процесс его воспитания 338
Глава 4. Дикция 351
Глава 5. Интонация 360
§ 1. Акустические компоненты интонации 360
§ 2. Интонационные конструкции и их назначение 368
Глава 6. Пауза 377
Глава 7. Теоретики ораторского и сценического искусства о звучащей речи 384
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ПОЛЕМИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 400
Глава 1. Спор, дискуссия, полемика 400
§ 1. Спор. Что это такое? 400
§ 2. Классификация споров 403
Глава 2. Из истории искусства спора 408
Глава 3. Культура спора: основные правила его ведения 426
Глава 4. Как убедить оппонента 448
§ 1. Основные формально-логические законы 448
§ 2. Доказательство 457
§ 3. Логические ошибки 461
§ 4. Доказывание и убеждение 465
§ 5. Доводы в споре 467
Глава 5. Полемические приемы 474
Глава 6. Искусство отвечать на вопросы 485
§ 1. Классификация вопросов 486
§ 2. Виды ответов 491
§ 3. Нечестные приемы 494
Глава 7. Уловки в споре 496
Глава 8. Активные формы обучения полемическому мастерству 510
§ 1. Занятие-дискуссия 510
§ 2. Деловая игра «Политбой» 515
§ 3. Практикум «Ответы на вопросы» 517
§ 4. Тренинг «Диалог» 518

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог.

Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Может быть использовано в работе школ менеджеров, на курсах повышения квалификации деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно.

Телевизионная журналистика: Учебник / Под ред. А. Я. Юровского. М., 1994.

В учебнике рассматриваются специфика и общественные функции телевидения, его организация и место в системе средств массовой информации, история его развития, изобразительно-выразительные средства, типология телевизионных программ, планирование и координирование телевизионного вещания в стране, социология телевидения.

Для студентов факультетов и отделений журналистики, практических работников телевидения, слушателей курсов повышения квалификации.

3. Проанализируйте данные ниже аннотации. Какие особенности предъявлении информации о содержании книг (и других публикаций) в них следует отметить? К каким разновидностям аннотации они относятся?

Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Секреты хорошей речи. М.: Междунар. отношения, 1993.

Книга в занимательной и доступной форме рассказывает об особенностях правильной и красивой русской речи в ее устной и письменной форме, раскрывает секреты ораторского искусства, помогает избежать распространенных речевых ошибок. На интересных примерах высокого художественного мастерства русских писателей, поэтов, публицистов показаны разнообразные стилистические приемы усиления выразительности, эмоциональности, действенности речи; негативные примеры предостерегут читателей от типичных ошибок в словоупотреблении, построении фразы.

Книга адресована не только любителям российской словесности, но и всем, кто стремится к повышению речевой культуры.

Кристи, А. Место назначения неизвестно: роман / А. Кристи; пер. с англ. Н. Кузнецовой. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

Кто поможет частному детективу раскрыть загадку сенсационного, таинственного исчезновения ученого с мировым именем?

Кто возьмется сыграть трудную и смертельно опасную роль недавно погибшей жены исчезнувшего – роль приманки, на которую должны были выйти его похитители?

Только – женщина, которой нечего терять,- потому что она уже потеряла все, чем дорожила в жизни.

Только – женщина, которой рано или поздно удастся пробраться в самое сердце таинственного убежища преступников.

Ларец мудрых мыслей. Кострома: Издательско-полиграфическое предприятие «Кост-рома», 2001.

«Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», сказал И. Гете.

Это миниатюрное издание дает читателю возможность ознакомиться с размышлениями, умозаключениями мыслителей древности, писателей, политиков, ученых. Читайте, изучайте, и вы непременно найдете афоризмы, созвучные вашей точке зрения, взглядам на жизнь.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

4. Напишите аннотацию к статье Ф.Ю. Зигеля «Фотография в астрономии» (Федосюк, М.Ю., Ладыженская, Т.А. и др. Русский язык для студентов-нефилологов. М., 2000. – С.224-226).

Список литературы

1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2000. С.74-78.

2. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М., СПб., 2002. С. 393-413.

3. Федосюк, М. Ю., Ладыженская, Т. А., Михайлова, О. А., Николина Н. А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 2000.

Практическое занятие №5-6

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Практическое занятие №5