Вузы, в которых умеют учить: что нужно знать о мониторинге эффективности. Опубликован список неэффективных ВУЗов страны

Решение о проведение мониторинга принято президентом в рамках майских указов 2012 года. Поводом стала ситуация с качеством обучения, которое зачастую являлось неудовлетворительным, особенно в частных вузах, и избыток невостребованных специалистов на рынке труда.

Очевидно, что нам не нужны бесполезные учебные заведения, которые штампуют невостребованных специалистов, это перегружает рынок труда работниками низкой квалификации

премьер-министр РФ Дмитрий Медведев

Глава государства поручил правительству проанализировать дисбаланс в сфере высшего образования, обратив при этом особое внимание на качество обучения и последующее трудоустройство выпускников.

Кто проводит мониторинг?

Оценивает работу вузов Министерство образования и науки.

Критерии оценки?

В число анализируемых критериев входят:

По каждому критерию установлен норматив. Вуз признают неэффективным, если выполнены менее четырех показателей из семи.

Какие вузы проверяют?

В проверке участвуют все вузы, включая негосударственные и филиалы.

Что происходит с вузом, если его признали неэффективным?

Учебное заведение вносится в перечень образовательных организаций, которые в течение ближайшего года проверит Рособрнадзор. Если проверка ведомства подтвердит итоги мониторинга, будет поставлен вопрос о реорганизации вуза, вплоть до лишения его лицензии, то есть фактического закрытия.

Сколько времени дают вузу на исправление ситуации?

После первого предписания Рособрнадзора вузу, согласно закону "Об образовании в РФ" (ст.93), дается полгода на исправление нарушений. Если по итогам повторной проверки ведомства нарушение сохранилось, Рособрнадзор выдает повторное предписание, которое дает вузу еще три месяца на исправление ситуации. Таким образом, у вуза есть около девяти месяцев, чтобы улучшить показатели.

Что происходит со студентами вузов, признанных неэффективными?

Студенты продолжают учиться, так как вуз продолжает свою работу. Результаты мониторинга не дают права Рособрнадзору сразу закрыть вуз или лишить его аккредитации. Негативные результаты - только тревожный звонок для студентов, которые могут пострадать, если вуз, к примеру, впоследствии лишится аккредитации по части направлений. В этом случае учащиеся получат диплом не гособразца, а образца, установленного самим вузом.

Каковы результаты мониторинга 2016 года?

Среди госвузов неэффективными было признано 11 организаций (в прошлом году их было 25):

  1. Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - МВА имени К. И. Скрябина,
  2. Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II,
  3. Московская государственная академия водного транспорта,
  4. Институт права и экономики (Липецк),
  5. Самарская академия государственного и муниципального управления,
  6. Воронежский государственный институт физической культуры,
  7. Дагестанский государственный педагогический университет,
  8. Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт,
  9. Сахалинский государственный университет,
  10. Якутская государственная сельскохозяйственная академия.

Также неэффективными признаны 199 филиалов государственных вузов, 81 частный вуз и 156 филиалов негосударственных вузов.

В 2015 году неэффективными было признано около 300 вузов и филиалов.

Минобрнауки провело мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования и по его итогам опубликовало список вузов «с признаками неэффективности». В список попали самые известные вузы страны

Минобрнауки провело мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования и по его итогам опубликовало список вузов «с признаками неэффективности».

Как говорится в отчёте, показатели для отнесения вузов к группе имеющих признаки неэффективности были следующими:

1. Образовательная деятельность: средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение)

2. Научно-исследовательская деятельность: объём НИОКР в расчёте на одного НПР

3. Международная деятельность: удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение ООП ВПО, в общем выпуске студентов.

4. Финансово-экономическая деятельность: доходы вуза из всех источников в расчёте на одного НПР

5. Инфраструктура: общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчёте на одного студента (приведенного контингента), имеющихся у вуза на праве собственности и закреплённых за вузом на праве оперативного управления

Список вузов «с признаками неэффективности» Москвы:

1. Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова

2. Государственный специализированный институт искусств

3. Государственный университет по землеустройству

4. Государственный университет управления

5. Литературный институт им.А.М.Горького

6. Московская государственная академия водного транспорта

7. Московский архитектурный институт (государственная академия)

8. Московский государственный агроинженерный университет имени В.П.Горячкина

9. Московский государственный вечерний металлургический институт

10. Московский государственный гуманитарно-экономический институт

11. Московский государственный открытый университет

12. Московский государственный технический университет "МАМИ"

13. Московский государственный университет дизайна и технологии

14. Московский государственный университет природообустройства

15. Московский государственный университет технологий и управления

16. Московский педагогический государственный университет

17. Российский государственный гуманитарный университет

18. Российский государственный социальный университет

19. Российский государственный торгово-экономический университет

20. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова»

Центре (СИЦ) Рособрнадзора можно будет узнать в режиме реального времени, как проходит экзамен... об окончании школы, а также подать документы в вузы , где математика отсутствует в ... -77.Адрес: г. Москва . ул.Садовая-Сухаревская, 16. Начало мероприятия в 12:00 ...

30.05.2017

Заданий, списываниями и коррупцией происходили в регионах Северного Кавказа. Теперь федеральные... рабочую специальность, при необходимости поступают в вузы ». «Если раньше количество не... пробелов», отмечают авторы проекта. В 2016 году в начале учебного года...

30.05.2017

Было, кроме небольшого городка Зеленокумска в Ставропольском крае. - Из-за плохих... обязательным экзамен по иностранному станет в 2022 году. "Страна готовится медленно... замминистра Валентина Викторовна Переверзева была в Тверской области, другой зам поедет...

30.05.2017

Сергей Кравцов: Все вузы были обязаны до 1 октября 2016 года разместить на... или иную специальность. Если сейчас выяснилось, что вуз поменял экзамены, это нарушение. Вам надо написать заявление в государственную экзаменационную комиссию вашего региона (ГЭК...

29.05.2017

С РАС. Об этом сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. «В этом году впервые проводим апробацию ЕГЭ для аутистов. ... присутствовали знакомые лица, они как общественные наблюдатели участвуют в экзамене», - отметил Кравцов. Он уточнил, что для...

29.05.2017

Центре (СИЦ) Рособрнадзора. «Экзамены сегодня прошли в штатном режиме, никаких сбоев и... погодных условий экзамены были перенесены в Советском районе Ставропольского края, участники... % выпускников этого года смогут поступить в вузы на бюджетные места. Народный...

29.05.2017

29 мая начинается основной период ЕГЭ: в этот день проходят экзамены по... 21,5 тысячи человек, экзамен пройдет в 1455 ППЭ. Экзаменационная работа по... ЕГЭ по географии – 37 баллов. Ход экзаменов в регионах будут контролировать общественные наблюдатели и...

29.05.2017

Проверена и показала свою способность в течение последних четырех лет", - заявила... они хранятся, не имеют выхода в интернет. "Контрольно-измерительные материалы разрабатываются... школе и вступительным экзаменом в вуз

26.05.2017

РИА Новости - "Конюхов пообещал взять в экспедицию школьников, отлично сдавших ЕГЭ" ... Федор Конюхов пообещал взять с собой в экспедицию школьников, которые сдадут ЕГЭ на " ... в школе и вступительным экзаменом в вуз и проводится по 14 общеобразовательным...

26.05.2017

Видеообращение к выпускникам, которым предстоит в ближайшие дни сдавать единый государственный... у космонавтов, напутствовавших выпускников перед ЕГЭ в прошлом году, находясь на борту... экзамен на «отлично» и поступит в вузы , которые связаны с путешествиями, ...

26.05.2017 Страницы ← Ctrl

Министерство образования и науки (Минобрнауки) России составило перечень неэффективных вузов.
  В общем, этого следовало ожидать. Еще несколько месяцев назад премьер Дмитрий Медведев заявил на заседании "Открытого правительства": "Очевидно, что общее количество вузов превосходит все разумные рамки, Карфаген должен быть разрушен. Значительная часть вузов, которые не отвечают современным критериям, должна быть перепрофилирована или закрыта" . РИА Новости 25.07.2012

И здесь трудно с ним не согласиться. Только в Москве количество ВУЗов уже начинает приближаться к тысячи. Сомнительно, чтобы в столице было соответствующее количество высококачественных специалистов, способных передавать свои знания студентам. Вероятнее другое - после закрытия многих заводов и институтов в "лихие 90-е", непристроенный контингент бросился зарабатывать кто где. И тут "эффективные менеджеры" нашли золотую жилу - стали плодить разного рода институты и университеты. И сами деньги зарабатывали и людям давали.
  Можно ли и тех и других упрекнуть - думаю нет, люди выживают как могут. Дают ли эти ВУЗы знания, соответствующие XXI веку - уверен нет.

Не кажется ли вам странным что большинство ВУЗов именуются университетами и не только новые, но и старые заслуженные институты, такие как МАИ, МЭИ и даже МИФИ превратились в университеты. Правда некоторые все же сохранили в аббривеатуре букву "И", однако с добавлением "университет". В Москве, например, сплошь университеты. А ведь раньше было всего несколько: МГУ, Дружбы народов, больше не припомню.. К чему бы это? А вот к чему:
  Представим себе что есть старый заслуженный институт по производству табуреток - московский табуреточный институт (МТИ). Какие там могут быть факультеты: столярный, технологии клеев и склеевания, столярного инструмента и пр. И по каждой специальности в институте собраны лучшие специалисты. Институт, хоть и небольшой, но уверенно входит в первую десятку мировых ВУЗов соответствующего профиля.
  Теперь меняем "И" на "У" и тут открываются такие горизонты!!!
  Факультетов может быть сколько угодно, сразу приходят на ум юридический, информатики, иностранных языков, конечно менеджмента и психологии, да хоть ядерных реакторов. Какие специалисты прийдут на зти факультеты нетрудно догадаться. И на эти факультеты набегут куча людей, которым знания и не нужны, а нужны "корочки". А здесь их получить легче - преподаватели сами ни хрена не знают и не требуют знаний от студентов, особенно если ВУЗ платный.

Но это еще не самое плохое. Хуже то, что на этом фоне уникальные "табуреточные" преподаватели уже не в цене, так как вуз получает гораздо больше денег от других "специальностей". Они уходят, их факультеты хиреют и ВУЗ превращается в заведение по добыванию бабла. Собственно это то к чему мы сейчас пришли.
  Но, в действительности, дело обстоит еще хуже. Почему такого положения нет в Европе и Штатах, ведь там бабло любят не меньше и умеют его добывать? А потому, что там нужны специалисты, а не "корочки". А в России специалисты не нужны. А, в тех немногих местах где они еще требуются их обучат в тех же Европе и Штатах.
  Тогда зачем люди валят в многочисленные ВУЗы? Может быть работодатели думают: "Если даже в этих условиях ты не смог получить диплом, то либо ты очень ленив, либо совсем дурак". А может просто неприлично быть без высшего образования, тем более если его так легко получить.

А вот мнение специалиста на ту же тему:
"Как бы забыв о подготовке профессионалов для реального сектора, для отраслей, которые должны производить интеллектуальную продукцию, они (ВУЗы) взялись за то, чего не умели (экономика, психология, право, политология и т.д.), и, как следствие, превратили эту неумелость в массовую имитацию высшего образования в сочетании с агрессивной реакцией на любые попытки этот способ вузовской «модернизации» остановить."
  Заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов
  Известия: 19 декабря 2012 г. http://izvestia.ru/news/541890
  Как говорится - все все знают.

А вот и сам список неэффективных вузов. Здесь выбраны только вузы Москвы.

Список «неэффективных» вузов Москвы
  1. Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова
  2. Государственный специализированный институт искусств
  3. Государственный университет по землеустройству (ГУЗ)
  4. Государственный университет управления (ГУУ)
  5. Литературный институт им.А.М.Горького
  6. Московская государственная академия водного транспорта
  7. Московский архитектурный институт (государственная академия) (МАРХИ)
  8. Московский государственный агроинженерный университет имени В.П.Горячкина (МГАУ)
  9. Московский государственный вечерний металлургический институт
  10. Московский государственный гуманитарно-экономический институт
  11. Московский государственный открытый университет (МГОУ)
  12. Московский государственный технический университет (МГТУ)
  13. Московский государственный университет дизайна и технологии
  14. Московский государственный университет природообустройства
  15. Московский государственный университет технологий и управления
  16. Московский государственный педагогический университет (МПГУ)
  17. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
  18. Российский государственный социальный университет (РГСУ)
  19. Российский государственный торгово-экономический университет
  20. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
   высшего профессионального образования
   «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова»

  В целях реализации абзаца четвертого подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», пункта 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №ДМ-П8-2804 Минобрнауки России провело комплекс мероприятий по мониторингу деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов.

Всего неэффективными были признаны 136 вузов и 450 филиалов вузов. Мониторинг проводится среди 502 государственных вузов и 930 филиалов вузов. В Минобрнауки пояснили, что мониторинг деятельности вузов проводился с 15 августа по 15 сентября 2012г. В единую информационную систему государственными вузами были занесены показатели своей деятельности по 50 параметрам.
  В частности, критериями для составления списка неэффективных вузов служили следующие: средний балл ЕГЭ абитуриентов, принятых на обучение, объем научной работы в расчете на одного работника, удельный вес численности иностранных студентов в общем выпуске студентов, доходы вуза из всех источников в расчете на одного научного работника, общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента, имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления.

Как только этот документ появился на публике, сразу поднялся вал критических откликов. Против того, что образование в стране находится в катастрофическом состоянии никто не возражал. Главный крипический посыл был: "А судьи кто?" и "Почему именно эти ВУЗы попали в список?" Тем более что туда попали такие старые и заслуженные вузы как: РГГУ, МАРХИ, МПГУ и пр. Были даже намеки на коррупцию и планы рейдерских захватов. Отговорки типа это мол не люди список составляли, а неподкупная программа по параметрам, парировались вопросом: "А параметры кто подбирал?"

Дмитрий Ливанов направил в правительство программу реорганизации неэффективных вузов. Она рассчитана на два года. В финальном черном списке министерства — 30 учебных учреждений, которые будут реорганизованы и присоединены к другим вузам, и 70 — нуждающихся в оптимизации учебной и экономической деятельности. Напомним, по данным первого мониторинга, вызвавшего многочисленные скандалы в вузовской среде, в конце 2012 года неэффективными были признаны 136 вузов и 450 филиалов. Копия списка, который министр образования направил зампреду правительства Ольге Голодец, есть в распоряжении «Известий».

Прошлогодний мониторинг деятельности вузов привел к ряду громких скандалов. Студенты Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ), который решили слить с РЭУ, объявили забастовку. В ходе продлившейся несколько дней забастовки был снят с поста ректор РГТЭУ Сергей Бабурин. Планируется, что объединение вузов завершится летом. А вот решение о слиянии Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) и Тамбовского государственного университета (ТГУ) было в итоге отменено.

Количество вузов, оказавшихся в новом списке неэффективных, резко сократилось. По сравнению с первой версией из списка неэффективных исключили вузы, не попадающие под общие критерии — имеющие «неэффективность в связи со спецификой своей деятельности». Это, в частности, вузы творческих направлений — МАРХИ, Литературный институт имени Горького, МАМИ, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова, Госуниверситет кино и телевидения, Госакадемия театрального искусства и многие другие.

Также из списков исключили учреждения, подведомственные Генпрокуратуре, МВД, МЧС, Минюсту, ФСИН, ФТС — по причине конфиденциальности некоторых показателей. Кроме того, теперь в перечне отдельно не упоминаются филиалы вузов.

Планируется, что судьба институтов из «черной тридцатки» будет решена к лету нынешнего года после ряда заседаний межведомственной рабочей комиссии по оптимизации вузов, которая станет работать на постоянной основе. До сих пор созданная для обсуждения списка неэффективных вузов комиссия заседала один раз — в декабре 2012 года.

— Комиссия должна работать на постоянной основе, и решения по оптимизации вузов должны приниматься с учетом ее мнения. Мы уже направляли письмо Ливанову с требованием возобновления ее работы. Надеюсь, что в этот раз ситуация будет складываться по-другому, не будет повторения декабрьской ситуации, — говорит один из членов комиссии, депутат Госдумы Александр Хинштейн .

Бывший преподаватель истории в РГТЭУ, организатор студенческой забастовки Иван Миронов считает, что пример этого вуза показал: Минобрнауки действует не в интересах оптимизации высшей школы, а интересуется инфраструктурой и финансовой выгодой каждого вуза.

— Сами критерии, которые были выбраны для оценки эффективности, я считаю дикими. Как можно оценивать вуз по количеству квадратных метров и т.д.? Наш пример можно назвать показательным: если вуз выступает против решения министерства , то сразу начинается давление, а людей, выступавших против, незаконно увольняют, — говорит Миронов.

Ректор Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины (входит в список 30 вузов) Анатолий Стекольников также считает, что критерии мониторинга отражают не свойственные вузам функции.

— Возьмем зарплату преподавателей. Если учредитель ее не платит, то, как мы можем довести ее до среднего по региону? Наша задача не зарабатывать деньги, а учить хороших специалистов, но, видимо, у министерства другое понимание данного вопроса. Касательно иностранных студентов — перед нашим вузом никогда не стояла задача их подготовки, — говорит Стекольников. — Вопрос заработка от научной деятельности — мы услышали с удивлением, что теперь для каждого ученого есть такая индивидуальная планка.

Ректор академии также отметил, что на предложения по сохранению вуза в высших органах власти занимают позицию «если попали в список, то уже ничего не поделаешь».

Еще один представитель «тридцатки на вылет» — Московский государственный вечерний металлургический институт (МГВМИ).

— Сами знаете, какой был мониторинг, и различных отзывов было достаточно, — считает ректор МГВМИ Коростелев. — Когда после просьбы Бабурина министерство представило данные у себя на сайте, выяснилось, что все сельскохозяйственные, художественные, некоторые технические вузы признаны неэффективными. Так почему они не попали в итоговый список? По всей видимости, министерству виднее и у них свой взгляд на понятие «высшее учебное заведение».

Реорганизовать уже выбранные учебные заведения планируется до конца 2014 года, Список может пополниться, ведь уже в этом году пройдет новый мониторинг эффективности российских вузов.