Возможно ли любить человека всю жизнь. Люди западают на внешность

Можно ли человека любить и ему не доверять? Можно. Истинная любовь к человеку совсем не означает обоготворения всех его качеств, и преклонения пред всеми его действиями. Истинная любовь может замечать и недостатки человека, столь же остро, как и злоба. Даже еще острее. Но любовь, не как злоба, а по своему, по любовному относится к недостаткам человека. Любовь бережет и спасает человеческую душу для вечности; злоба же топит, убивает. Любовь любит самого человека; не его грехи, не его безумие, не его слепоту… И более остро, чем злоба, видит все несовершенство этого мира.

Подвиг прозорливости духовной – видеть все грехи людей и судить все зло и, при этом, не осудить никого… Только свыше озаренный человек способен на такую любовь.

Да, можно любить, и – не доверять. Но, не есть ли доверие признак души открытой, и не есть ли открытость свойство любви? Нет, любовь – шире открытости. И без открытости души, в этом мире, может быть любовь… Старец Амвросий Оптинский или Преподобный Серафим любили людей пламенной любовью, и, в Духе, служили им. Однако, не всем открывались, и открывались мало; хранили душу свою от людских взоров, проникая своим взором в души людские. Духовник на исповеди совсем не открывает своей души исповедующемуся. Но душа истинного духовника открыта – не обнаружением, но любовью; и через любовь обнаруживается в мире.

Старец не всегда и не всем открывает все, что знает от Бога. Но, сообразуясь с состоянием каждого, к каждому подходит соответственно.
Мать, которая не все, что приходит ей на мысль, говорит своему ребенку, не по нелюбви скрывает, но по любви не доверяет, а являет именно ребенку свою любовь, скрывая от него все ему неполезное, до чего не дорос он еще, чего не может принять в свое незрелое тело, и в свою незрелую душу.

Неискренность, не непосредственность, не простота, как и “недоверчивость”, – могут быть благими… Врач не все открывает больному, начальник – подчиненному, учитель – ученику.

Состояние и возраст, вместимость и приготовленность определяют предмет и истину, являемую в мире.

Кораблю подобна человеческая душа. Корабль имеет подводную часть, и душа должна иметь свое невидимое для мира сознание. Не “подсознание”, но укрываемое, – ради блага истины – сознание. Злое утаивать надо, чтобы никого не замарать. Доброе утаивать надо, чтобы не расплескать. Утаивать надо ради пользы всех. Скрывание душой своего зла иногда бывает необходимостью духовной; скрывание своего добра почти всегда бывает мудростью и праведностью.

Не всякая “не прямота” есть неправда; и не всякое “недоверие”, есть последнему доверию.

Последнее доверие можно иметь лишь к Богу Триединому, и ко всем Его законам и словам. Недоверие же к себе есть всегда мудрость, и всякое подлинное, положительное недоверие, по любви, к другим есть продолжающееся святое недоверие к самому себе… Ибо не волен бывает, подчас, в своих делах и словах человек, мятется во зле, и сам не отдает себе в этом отчета.

“Не во всем доверять себе”… – это имеет глубокий и спасительный смысл. Свой опыт, свой ум, свое сердце, своя мысль, свое настроение… все это шатко, бедно и неопределенно; здесь нет абсолютного предмета для доверия… А от недоверия ко всему шаткому проистекает всесовершенное и безграничное доверие к Богу Триединому.

Ближним, столь же нельзя доверять (и столь же можно!), как себе; а себе – лишь по мере своей согласованности с Откровением Божьим, с волей Христовой, открытой в мире, и открывающейся в душе.

Лишь духовным отцам и руководителям – истинным и испытанным – во Христе, можно всецело доверять себя, более, чем себе, и предавать свой слух и свою душу во имя Бога.

Ближний же мой, друг мой, есть лишь частица меня самого (ибо он частица всего человечества, коего я – частица). Следствия первородного греха, страсти, – присущи и ему, и мне. Конечно, в разной мере и в различных оттенках, но как он, так и я – мы имеем основание – не доверять своей, пока еще двойственной природе и не преображенной воле. Мы действуем, почти всегда, “по страсти”, с примесью греховного, а не “бесстрастно”; не свободно – во Христе.

Я, действительно, изменчив, непостоянен; колеблюсь различными “приражениями” лукавого и чистота глубины души моей, то и дело замутняется поднимающимся со дна ее илом. Ближний мой так же изменчив как я, и столь же способен на доброе, как и на злое.
Я нуждаюсь в постоянной проверке себя, и ближний мой – так же. Я должен без устали проверять свои действия в мире: “по Богу ли” они? Проверки требует не только злое, но и “доброе” мое, ибо злое часто бывает очевидно, тогда как доброе лишь кажется “добрым”, а на самом деле бывает злым. Впрочем и злое нуждается в проверке; и злому нельзя “доверять”, по первому признаку “злого”. Людям потемненным (каковы мы) и хорошее представляется плохим, если оно сопряжено с болью, тягостью и оскорблением нашего самолюбия.

Не о злой подозрительности здесь речь, а о благом творческом недоверии к себе, и ко всему, что окружает нас в мире.
Грех нам представляется, почти всегда, чем-то “сладким”; – не нужно доверять этой сладости, ибо она есть горчайшая горечь и страдание. Страдание же (напр., в борьбе за чистоту тела и души) представляется невыносимым и отвратительным; не нужно доверять и этому выводу; за благим страданием следует мир, который превыше всякой радости.

Люди много, и, часто, подолгу говорят, и как будто идеи их должны служить благу; но, сколько неверного, соблазнительного и – пустого льется из их уст. Не нужно доверять всем словам людей… Люди часто сами страдают за те слова, которые они сами сказали, и раскаиваются в них.

Да, не все, что исходит от человека (даже при самых благородных его намерениях!) есть благо. Многое бывает ненужно, напрасно, греховно, и таковым является не только для того, кто это ненужное – изводит, но и для того, кто его неосторожно принимает.
Углубляя свою любовь к людям, никогда не надо забывать, что все люди больны, и необходимо жить среди них в постоянном трезвении, не только в отношении себя, но и в отношении всех окружающих… Лишь при первом, бывает плодоносно последнее.

Не к самому человеку надо, конечно, иметь недоверие, но к данному его состоянию . Степень доверия следует всегда менять, соразмерно состоянию просветленности человека в Боге. Если человек, которого мы любим, и кому всегда до сих пор доверяли, вдруг, явится пред нами нетрезвые и начнет нам давать какие-нибудь советы… исчезнет ли наша любовь к этому человеку? Если мы глубоко его любим, любовь наша не исчезнет, и даже не ослабится. Но доверие исчезнет, не только к словам, но и к чувствам этого человека, пока он в таком состоянии.

Опьянение вином реже бывает у людей, чем опьянение какой либо иной страстью: гневом, злопамятством, похотью, деньголюбием, славолюбием… Страсти как вино действуют на разум и на волю человека и извращают всю его душу. Опьяненный какой-либо страстью не владеет собой, перестает быть самим собой, делается “игралищем бесов”; даже тот, который в свободное от страсти время бывает исполнен подлинной глубины и чистоты Христовой, посколь она возможна в пределах нашей земной, личной и наследственной греховности.

Более светлому состоянию человека принадлежит и более совершенное доверие… Например: я хочу произнести Слово, или – принять Св. Тайны, но чувствую, что душа моя полна смятения и страсти… Я должен в этом случае поступить по Евангелию, т.е. оставив свой дар у жертвенника, пойти помириться с душою, “с моим братом”; иначе сказать – умиротвориться, войти в небесную жизнь. Вот образец праведного и благого недоверия себе, во имя Христовой любви к самому себе. Эгоистическая любовь моя, напротив, желала бы презреть, не заметить моих недостатков и сочла бы душу мою “достойной”, неправедно доверила бы ей, и позволила бы ее греховному состоянию излиться на мир, или безпокаянно приблизиться к Богу, к Его горящей купине Дозволила бы, – не по заповедям Божьим (которые суть: “изуй сапоги твои”, т. е. греховное состояние души) а по своеволию… И опалился бы я непреложными законами Божьей чистоты.

Несомненно, что я должен беспристрастно относиться к себе и к другим. Но не будет ли это значить, что я “творю суд”, над кем-нибудь, вопреки Слову: “не судите, да не судимы будете”? Нисколько. Рассуждение есть признак выхода человеческой души из дурного ее младенчества. Рассуждение это – “мудрость”, про которую сказано: “будьте мудры, как змии”. Рассуждение есть венец любви, и Св. учители Церкви даже – о тайна! – считают его выше “любви”, выше, конечно, “человеческой”, неразумной, часто даже погибельной – любви. Рассуждение есть небесная мудрость в жизни, духовный разум любви, который не отнимает, ее силу, но дает ей соль.

“Не мечите бисера вашего… ” – это не отсутствие любви (Слово Божие учит лишь одной любви!), но мудрость любви, знание высших законов неба, изливающегося на весь греховный мир, но не смешивающегося ни с чем греховным.

“Не мечите бисера вашего… ” – есть заповедь о недоверии в любви, заповедь, ведущая к любви, оберегающая любовь.

“Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя”… Я постоянно хочу осуществить в себе, и во всем, эту любовь; – упразднить “царство свое”, и открыть – Божие. Не доверять, не принимать ничего “своего”, “человеческого”, греховного, и полугреховного… Открыть свой слух и свое сердце (всю его глубину!) лишь Божьему, чистому, светлому… “Да приидет Царствие Твое”! Я – до смерти – не хочу успокоиться в алкании его – во всем. Я молюсь, и не холодно слетает слово это с уст моих, оно исторгается из всего существа моего, и заставляет меня томиться, как в пустыне.

Сладок Суд Божий, совершающийся в моем сердце, над моим сердцем… Сладостно мне Пришествие Христово. Я встречаю Господа везде. Не везде является мне Господь, но я встречаю Его, в каждом слове, и каждом дыхании… В разговорах, намерениях и действиях человеческих.

Я хочу лишь Его. И ненависть хочу иметь ко всякой и не Его правде. Я все хочу лишь в Нем, без Него мне ничего не надо, все мне бесконечно тяжело и мучительно. Он свет сердца моего. Я бы не сделал ничего доброго, если бы знал, что это доброе Ему не угодно. Я знаю всегда – и ночью и днем – что Он близ меня; но не всегда я слышу Его горячее дыхание, ибо не всегда я сам устремлен к Нему и хочу Его более всего другого. В этом своем переживании я чувствую такую немощь, такую слабость и нищету, что ни в чем земном не могу успокоиться, ничто не может поддержать меня. Лишь Он, сказавший: “Мир Мой даю вам”…


Можно ли любить одного человека всю жизнь?

Бывает ли любовь на всю жизнь...


Бывает ли любовь на всю жизнь? Вне сомнения,существует бессчетное количество определений любви, и в каждом из этих определений присущ свой смысл, который отличается от других.

Наверное, нету человека, который представляет свою жизнь без этого чувства. Случается, что человек тратит всю свою жизнь на то, чтобы найти свою идеальную любовь. Сколько людей, столько и представлений о любви и том, какой она должна быть, но, наверное, каждый хочет, чтобы это чувство жило в сердце бесконечно.

Но существует ли любовь на всю жизнь на самом деле? Можно ли любить всю жизнь одного человека? Можно ли продолжать любить человека так, будто это чувство зародилось в сердце только вчера?

К сожалению, на этот вопрос однозначного ответа нету! Равным образом, как и не существует четкого определения, что такое любовь!

Но все же психологи заверяют, что любить одного человека всю жизнь все-таки можно, просто любовь бывает разная: вначале любовь пылкая, страстная, позже добавляется уважение, доверие, дружба и многие другие взгляды и понятия. и как раз тут уже все зависит от того, как сам человек воспримет такие изменения в отношениях!




Одни проходят все эти этапы и живут вместе всю жизнь, а для других такие ощущения перестают казаться любовью, у них входит все в привычку и со временем такие пары распадаются, а аргументом, так сказать "отмашкой", становится то, что, мол,любовь прошла, так какой смысл жить вместе! Вот фраза одной моей знакомой: "Невозможно любить всю жизнь одного и того же человека, через некоторое время, может это произойдет через 10-20 лет, но любовь пройдет, а останется взаимопонимание, уважение, привычка... именно это и путают с любовью..."



Такие люди говорят, что чувство любви нельзя сохранять долгое время, поскольку постепенно приходит привыкание, и мы просто свыкаемся с мыслью, что мы всегда будет рядом с человеком, который сейчас находится рядом с нами.
Бывает так, что действительно так и случается, но нельзя исключать, что люди могут пронести чувство любви через всю жизнь, если у их чувства будет постоянная "подпитка".

Если люди друг друга любят, то они будут искренне желать делать друг другу приятно, устраивать сюрпризы, а это и укрепит их чувства. Согласитесь, ведь мы сами являемся творцами своей судьбы, и в нашей силе сделать так, чтобы наши чувства как можно дольше не умирали.

Наверняка, у каждого человека была любовь, и была она настолько захватывающая, что ее практически невозможно забыть.

Когда мы влюбляемся в первый раз, нам кажется, что всю жизнь мы будем любить этого человека, и нету такой силы, чтобы могла это изменить. Зачастую происходит так, что первая любовь не взаимна, поэтому со временем она притупляет

ся, уступая место другим чувствам, людям и событиям нашей личной жизни. Но разве забываем мы это чувство насовсем? как правило, нет - первую любовь не забывают и проносят это чувство через всю жизнь.
Неоднократно мы даже сравниваем своих последующих партнеров с тем человеком, которого любили когда-то (а может и до сих пор любим). А может наша первая любовь и является любовью на всю жизнь? Это вопрос спорный, но ясно то, что воспоминание об этой любви мы готовы пронести через всю жизнь.

Как добиться того, чтобы любовь не утратила своей неповторимой свежести если и не на всю нашу жизнь, то хотя бы на длительное время?
Конечно же, прежде всего, любовь нельзя имитировать, а нужно действительно любить. Если вы истинно любите человека, который находится рядом, то вам не нужно будет прикладывать усилий, чтобы сохранить свои чувства надолго. Нужно просто любить друг друга и доказывать свою любовь поступками и отношением. Ведь со временем ваши деяния скажут о вашей любви намного красноречивее, чем красивые слова, и вы всегда должны помнить об этом.
Свою любовь друг другу нужно доказывать каждый день, каждую минуту, и тогда вы сумеете сохранить ее на всю жизнь.

Так можно ли любить одного человека всю жизнь?

Разумеется, можно. И никто не в силах это запретить? Да, и такое бывает. Ведь любовь - чувство глубоко личное и многогранное, проявления его могут быть самыми неожиданными. Чего только не бывает, сколько есть невероятных и впечатляющих примеров из жизни.
Люди годами, десятилетиями живут и хранят в душе это чувство.
Оно может отражаться на образе жизни (например, полным отказом от близкого общения с противоположным полом,замкнутость и прочее), а может и совсем быть глубоким и затаенным, незаметным для окружающих (наличие семьи с другим человеком, дети). Чего только не бывает!


Сколько людей, столько и мнений... Но кто бы что ни говорил, а я считаю, что любить одного человека можно всю жизнь!
А когда проходишь через испытания и трудности, эта любовь усиливается.
Когда тебе тяжело и этот человек протягивает тебе руку помощи, когда успокаивает, утешает, тогда и понимаешь - да, я его люблю! Люблю уже 15 лет. И я уверенна, что буду его любить, хотя многие очень критично относятся к моему мнению.

Мы тут все такие очень разные, у каждого свое мнение... очень интересно узнать ваши суждения: как вы считаете, возможно ли всю жизнь любить одного и того же мужчину?

Я по себе знаю, что можно любить одного человека всю жизнь. По крайней мере, испытывать одни чувства такие, как нежность, теплоту, ласку, заботу и все такое и только к одному человеку. В моей жизни был такой человек и есть до сих пор, но так сложилось, что мы не вместе... По моей вине... Но, сквозь время и года все те же чувства испытываю только к одному человеку. Это не мешает мне жить дальше, но эта любовь одна и навсегда.

Георгий Сергацкий

Плутовство в любви

(Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха...»)


Гуляла похоть, нарядясь в любви одежды.
Е. Евсеев

«Кто пишет о ней (жизни – Г. С.) почтительно и по всем правилам, умалчивает о большей ее половине» (М. Монтень).
«Что такое история оргазма? История скрытого тела, подавленных желаний плоти, сдерживаемой общественными запретами и законами нравственности» (Р. Мюшембле). «Самый факт природы ощущается как постыдный». «Стыд постепенно ослабевает и, наконец, совсем теряется» (В. Соловьев). «Это присущее цивилизованному обществу чувство выполняет определенную культурную функцию». Чтобы скрыть «некоторые уголки своей жизни» человек «набрасывает таинственный покров даже на самые естественные и самые необходимые цели природы». «Превратив таинство пола в неиссякаемый родник физиологического и психического наслаждения, люди не могли не понять опасности этого открытия для цивилизации. Это наслаждение могло стать губительным для человека. Его использование следовало контролировать. Неограниченные половые раздражения могли вызвать постоянное возбуждение у представителей противоположного пола, привести к хаотичности и гипертрофированности сексуальных отношений и в конечном счёте стать гибельными для здоровья людей и разрушительными для порядка и организации общества. Ограничение наготы у некоторых народов исключительно строгое. В Южной Индии, например, издавна существует традиция, согласно которой женщины всегда должны прикрывать даже рот. Очень суровы подобного рода запреты для мусульманок» (Сексологическая энциклопедия).
«При всех негативных последствиях для общества, экономическом ущербе, удовольствиях обеих сторон или страданиях и унижениях одной из них поражает двойственность отношений мужчин и женщин к противоположному и своему собственному полу» (Н. Узлов). «...В любви встречаются две противоположности, два мира, между которыми нет мостов и не может быть никогда» (Л. Андреас-Саломе).
«Правду о любви следует искать не в науке, не в философии, а в поэзии, или точнее, у великих поэтов, да и то не у всех. Из несметного множества поэтов и романистов, писавших о любви, лишь у немногих можно найти сравнительно верное, искреннее и сколько-нибудь трезвое отношение к этой страсти. Казалось бы, нетрудно нарисовать правдивую картину явления, столь распространенного, однако нужен весь гений великих художников, вся присущая гению жажда правды, чтобы не налгать в этом соблазнительном случае, не приукрасить, не преувеличить. Даже и великие художники далеко не все обладали достаточною для этого совестью».
«Для изучения любви не нужно обращаться ко многим поэтам: достаточно остановиться на одном великом. Я остановлюсь на Шекспире, который, по выражению Пушкина, один «дал нам целое человечество».
«Надо заметить, что Шекспир взял свое понятие о любви не из чужих рук, как делают многие поэты, а из самой природы, из окровавленного этою страстью собственного сердца. Между множеством увлечений, у него, говорит Тэн, «была одна... – страсть несчастная, слепая, деспотическая, гнет и позор которой он сам чувствовал и от которой все-таки не мог и не хотел освободиться. Нет ничего грустнее его признания, ничего более характеризующего безумие любви и чувство человеческой слабости: «Когда моя возлюбленная, говорит Шекспир, клянется, что ее любовь истинна, я ей верю, хотя знаю, что она лжет» (М. Меньшиков).
«Любовь – единственное чувство, в котором все истинно и все ложно» (Н. Шамфор). «Ваши дружелюбные слова ничего не значат, если тело сообщает нечто другое» (Д. Борг). «Любовь в том виде, в каком она существует в обществе (свете) – это всего лишь игра двух прихотей и взаимообман воображений» (Н. Шамфор). «Любовь – это игра, в которой оба игрока обманывают друг друга» (англ.). Здесь «грех и стыд идут друг за другом как причина и следствие» (Д. Дефо), а лицемерие и благопристойность призваны скрыть безобразную сущность плотского наслаждения. «Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого» (О. Уайльд). «Любовь – игра, в которой всегда плутуют» (О. Бальзак). «Любовь живет желанием и питается обманом. Она просто несовместима с правдой» (А. Франс). «Ложь в любви необходима» (И. Губерман).
«Нет, у него не лживый взгляд,
Его глаза не лгут.
Они правдиво говорят,
Что их владелец – плут» (Р. Бернс).
«Никто не хочет быть самим собой» (М. Нордау). «Честность несвойственна ни одному человеку, это абиологический процесс» (С. Савельев). «Лживость – гнуснейший порок». «Свет и похоть – смертельные враги» (У. Шекспир).
«Ложь обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов» (М. Монтень). «Самая жестокая ложь часто говорится молча» (Р. Стивенсон).
«Великая ложь» (Б. Шипов) любви начинается с преодоления стыда за похоть. «Нагромождение несовместимостей» (А. Секацкий) обрекает человека на «злой обман» (З. Гиппиус), на расчетливое сожительство с грехом. «Зачем люди говорят правду, если врать гораздо выгоднее» (Л. Витгенштейн). И хотя, как считает Ибсен, «лгать себе бессмысленно», необходимо плутовать, чтобы не испугать жертву.
Известно, что анекдот это, если не разоблачение, то намек, позволяющий делать умозаключения.
Армянское радио спросили:
– «Что такое иллюзия?
Оно ответило:
– «Это когда мужчина трахает женщину и думает, что он на седьмом небе, а сам в двух сантиметрах от ж...».
Здесь армянское радио только намекает на местонахождение преступника – оскорбителя, причем как у мужчин, и в первую очередь у них, так и у женщин. Мы же делаем умозаключение, что преступник не ж..., а ее владелец, использующий ее в половом акте не по прямому назначению – для физического испражнения, – а как средство возбуждения и поддержания эрекции за счет мыслей об осквернении. Поскольку половой акт есть не что иное как обмен «любезностями» двух промежностей, где, собственно, и собрались исполнители преступления (две ж...), то за уликой, то есть ж... как главным аргументом «любви», нетрудно найти и заказчика, который ловит от этого кайф. Таким образом, намек армянского радио вполне можно истолковать как доказательство того, что расположение ж... в абсолютной близости от половых органов не случайно.
Каждый знает, что обманывает другого, но делает вид, что об этом не знает, стараясь обмануть, в первую очередь, себя. В то же время он знает, что другой знает о его подлых мыслях в свой адрес и опять же старается внушить себе, что этот другой ни и чем не догадывается. «Но если я знаю, что вы знаете, и вы знаете, что я знаю, что вы знаете и т. д., то такая шарада уже не может поддерживаться» (С. Пинкер). Таким образом, каждый пытается обмануть двух свидетелей преступления – себя, вернее свою совесть, и партнера.
Что же мы видим? А вот что!
«...Воссоздание «преступления, путем умозаключений на основе интерпретации улик, не является исключительно «риторическим» – оно разоблачает... правду...» (С. Жижек). «Поскольку же улик нет, никак невозможно на деле продемонстрировать, что индивид неисправим» (М. Фуко). Ваше понимание сути половой любви зависит от того, кем вы считаете ж... и иже с ней – свидетелем или соучастником преступления. Сила сладострастия прямопропорциональна тесноте сотрудничества заказчика (воображения) с непосредственными исполнителями действа, вплоть до взаимодействия ж... «с самой информативной частью тела» (Д. Саймонс) – с человеческим лицом как воплощением личности. В результате совокупляющиеся, совершая необходимые для получения удовольствия от унижения предмета «любви» телодвижения, выдают себя как мерзавцев.
Правдивость в любви была бы казусом. «Женщины свободно могут заключить дружбу с мужчиной, но чтобы сохранить ее – для этого должна привступать небольшая доза физической антипатии» (Ф. Ницше). Женщина извлекает удовольствие преимущественно от демонстрации оголенной ж..., наслаждаясь обнаженностью улики. Иначе, зачем ей все это нужно: «однажды перестав краснеть, она уже не покраснеет никогда» (Д. Дидро). Мужчинам аналогичное удовольствие также не чуждо, что вовсе не говорит о женственности их натуры.
«Какая любовь, если во мне сидит похоть, которая есть не что иное как аппетит моей промежности, жаждущей осквернить красоту? Сексуальная привлекательность имеет одно мерило – силу эрекции, вдохновляемую картинами покушения моей бесноватой задницы на прекрасное, высокое, достойное... Только моя задница знает кого мне любить. Фишка «французской любви» – возможность излияния «бездной души» «любезности» срамных мест в отношении лица другого. Мне мила промежность любимой, но я не забываю и о скверне, которую рисует мое воображение, когда я, выражая свою безмерную «любовь», демонстрирую ей свою» (Лакмусовая бумажка) 1.
Сексуальность мужчины и женщины, наряду с гомо-... и прочим, по своей скрытой сути не может принципиально отличаться. «Должно быть ясно..., что «душа»... имеет фемининный характер у мужчины и маскулинный характер у женщины» (К. Юнг). Разделение полов не абсолютно. «...Либидо может быть как женственным, так и мужественным». «Двигать зоной женских гениталий в мужской манере явно выдают активное качество ощущения удовлетворения» (П. Федерн). «Более слабому партнеру остается только стать покорным слугой сильнейшего, предоставив в его распоряжение гениталии» (С. Блекберн). При этом принято считать, что «мужчина возбуждается тем, что он делает с женщиной, а не тем, что она делает с ним; женщина возбуждается тем, что мужчина делает с ней, а не тем, что она делает с ним» (Э. Берн). Однако, обусловленный физиологией женский мазохизм, в отличие от мужской агрессивности и садизма, безобиден лишь внешне. Ассортимент воображаемых ею ассоциаций осквернения личности любимого столь же мало отличается от мужского, сколь различно у полов количество отверстий для испражнения, удачному расположению которых мы обязаны оргазму. Подвох по умолчанию, связанный с постыдностью анально-генитальной власти над другим, в полноценном половом акте неизбежен и взаимен. «Что поражает при анализе чувства, которое многие считают «любовью», это то, что оно оказывается самообманом и оборачивается ненавистью. И наоборот, особенно для женщин, любовь означает страдание, но в этой мазохистской любви скрываются и садистические мотивы» (Д. Рейгольд).
«Похоть исходит из тела, любовь исходит из сознания. Но люди не знают своего сознания, и это непонимание продолжается и продолжается – любовью считается их телесная похоть» (Ошо). Это означает, что порочность взаимных намерений и аморальность того, что происходит во время «занятий любовью», для большинства, в том числе для женщин, не является секретом: «любовь – это самая странная и нелогичная вещь на свете» (Д. Смит); «секс – дело грязное, приберегите его для того, кого полюбите» (Э. Перель).
«Мужчины недооценивают отвращение женщин к сексуальной агрессии» (Кэтс де Врис). «Настойчивые ухаживания быстро сменяются сексуальной агрессией и насилием. Поскольку любое совокупление не есть проявление любви, то «насильник вынужден помалкивать и привыкает к жульничеству» (Ж. Батай). Причина в том, что «в основе преклонения лежит весь ужас похоти и вожделения. Мужчины делают из женщин мадонн, но не могут игнорировать свои сексуальные потребности. Соответственно, они неизбежно оскверняют райский сад» (Ф. Тэллис).
«...Предъявление чувств для нас естественно, а вот сокрытие требует значительных усилий» (Л. Млодинов). «Женщины обманывают, чтобы скрыть свои чувства, мужчины – чтобы показать чувства, которых нет» (А. де Монтерлан). «Любовь... с одной стороны скотство, а с другой – церемония» (П. Брюкнер).
Очевидно, что козни с целью овладения другим телом – это прежде всего способ сокрытия постыдного. «Зверь в нас должен быть обманут. Мораль есть внутренняя ложь без которой он растерзал бы нас» (Ф. Ницше). Если «человек есть квинтэссенция праха» (У. Шекспир), то его половой акт – квинтэссенция подлости2; причем, как видим, независимо от половой принадлежности.
«Ложь несет душе и телу бесконечные мученья» (Ш. Руставели). «Теория психоанализа обнаруживает в каждом человеке свинью, – свинью, оседланную сознанием. Плачевный итог: свинье неудобно под этим благонамеренным седоком. Но и седоку не лучше: его задача не только править свиньей, но и делать ее невидимой» (С. Лем).
«Дьявол бесконечно изобретателен, а секс – его любимая тема. Он на каждом шагу готов уловить вас как посредством щедрой романтики или нежных мотивов, так и посредством других более низменных животных инстинктов». Он дурачит «лестной симпатией, мило приправленной сексуальным возбуждением» (Д. Толкиен). «Внимательно относитесь к тому, кем вы хотите казаться. Мы и есть те, кем хотим казаться» (К. Воннегут).
«В лес я вошел и заслушался пением птичек.
Нет у них вечных оттяжек, уверток, крючков и кавычек.
Не человеки они, дорогая, нет, не человеки они» (У. Оден).
По-пастырски. «Любовь... предполагает справедливость». «Человеческая нравственность не может опираться только на полезность, она должна обращаться к справедливости. Справедливость же добивается признания внепотребительской ценности личности: в этом пункте «справедливость» особенно явно противопоказана чистой «полезности». Тем более в сексуальной сфере недостаточно констатировать, что данный способ поведения «полезен», важно другое – «справедлив» ли он?»
«Внешние проявления нежности могут создавать видимость любви, какой на самом деле не существует. Мужчина-соблазнитель, как правило, прибегает к разнообразным вариантам нежности, подобно тому как женщина-кокетка пытается играть на чувствах, хотя и в том и в другом случае отсутствует истинная любовь личности» (Иоанн Павел II).
По-научному. «Нигде в истории культуры мы не сможем найти как таковой естественности в отношении сексуальной сферы». «...Для человеческих существ оказывается совершенно неестественно вести себя «естественно» в отношении своего физического естества» (М. Якоби). «Характерной чертой эротического желания является чувство выхода за пределы дозволенного, преодоления запрета, присутствующего во всех сексуальных контактах, запрета, происходящего из эдиповой структуры сексуальной жизни. Это чувство принимает многочисленные формы, и самым простым и универсальным из них является нарушение традиционных социальных ограничений, налагаемых обществом на открытую демонстрацию интимных частей тела и чувство сексуального возбуждения» (О. Кернберг).

Да, все знают, что парни являются более прагматичными индивидуумами, которые далеко не всегда выражают свои чувства и эмоции. Они даже любовь к запретному плоду скрывают намного тщательней, нежели женщины. Именно поэтому, многие девушки невольно задумываются над тем, а могут ли парни любить вообще. И тем более, способен ли мужчина всю жизнь любить одну женщину

Любовь - это чувство, которому подвластны абсолютно все души и сердца. Даже те люди, которые говорят, что любви не существует, что это психическое расстройство или же наркотическая зависимость, на самом деле любят или же когда-то любили. Просто, их любовь была несчастливой или неразделанной и, теперь мужчина старается всеми способами закрыться от этого чувства и скрыть свои истинные эмоции, чтобы вновь не испытать боль.

Бывает ли вечная любовь? Говорят, что в мире есть люди однолюбы, которые всю жизнь живут только ради одного человека. И среди них встречаются не только женщины, но и мужчины. Такие люди крайне болезненно переживают разрывы и неразделённую любовь. Они могут годами оставаться одни, постоянно думать о любимом человеке, пытаться его вернуть или же завоевать. На самом деле, такая чувственность - это, скорее не плюс, а минус. Только в фильмах на подобные страдания можно смотреть не отрываясь и восхищаться верностью любви, особенно когда так переживает мужчина. А вот если всё происходит в реальной жизни, романтики мало. На самом деле, страшно смотреть как друг чахнет и уничтожает себя из-за того, что объект его любви попросту равнодушен. Если человек вовремя не остановится, у него попросту могут начаться проблемы с психикой. Именно поэтому, можно сказать что у мужчин бывает вечная неразделённая любовь всю жизнь, но от такой любви лучше помочь ему избавится, поскольку если этого не сделать, жизнь может заметно укоротиться. И дело тут не только в суицидах. Постоянное нервное напряжение и переживания очень негативно влияют на сердечнососудистую систему и психику. Поэтому, если вы не хотите, чтобы близкий вам парень умер от инфаркта или же оказался в психиатрической лечебнице, лучше всеми реальными и нереальными способами убедить его в том, что любовь проходит, приходит снова, и с этим нужно смириться. Конечно же, ему будет больно и сложно, но без чужой помощи, такие чувства превращаются в замкнутый круг, который сужается, душит и просто уничтожает человека. На самом деле, любовь вечная, но она меняет формы. И если человек не зацикливается на одном объекте, со временем он может найти новую форму проявления любви. Но, для этого необходимо смотреть по сторонам. А безответно влюблённые не желают этого делать, поэтому и страдают от своей любви долгие годы.

Но, конечно же, не всем людям приходится страдать от неразделённой любви. Существует ли взаимная любовь на всю жизнь? Может ли мужчина всегда быть только со своей дамой сердца и не обращать внимания на других?

Да, так бывает, но, в таких случаях, много зависит и от женщин. Дамы умеют убивать любовь в своих мужчинах. К сожалению, это правда, как бы мы не отказывались от этих теорий. Истерики, постоянные скандалы и запреты, подозрение и ревность, отсутствие интереса к сексу и ещё многие факторы приводят к тому, что мужчины начинают разочаровываться в тех, кого любят. С годами разочарование накапливается и любовь действительно может пройти, когда пропадут общие интересы и взаимопонимание.

Но, если женщины и мужчину умеют быть мудрыми, идти на компромиссы и понимать друг друга, в этом случае мужчина действительно будет любить свою женщину всю жизнь. И тут никто уже не говорит о той страсти тяге, которая есть между парой в первые годы. Не секрет, что со временем это проходит, но остаётся нечто большее. Это дружба, поддержка, уверенность друг в друге, привязанность. Любовь бывает разной, но от того, что она меняет свою форму, сущность всё равно не меняется. Некоторые попросту путают страсть, влюблённость и любовь, поэтому так уверенны в том, что любовь может заканчиваться. А, на самом деле. настоящая любовь просто принимает более высшую форму, до которой доходят далеко не все пары. Согласитесь, ведь между стариками, которые прожили вместе пятьдесят лет уже нет никакой страсти, но в том, как они поддерживают друг друга, в том, как обнимают, как гуляют под руку по осеннему парку, проявляются все те чувства, которые зародились когда-то в молодости страстью. А после - переросли в дружбу и привязанность, и теперь стали просто неотъемлемой частью их душ. Люди же давно не думают о том, что они могли бы и не быть вместе. Они даже не представляют, что это нереально. Восприятие друг друга как части себя - вот это проявление любви, которую невозможно разбить и уничтожить.

На самом деле любить всю жизнь одну женщину может практически каждый мужчина. Но, не всем встречаются те девушки, которых можно и нужно любить вечно. К сожалению, не все пары являются вторыми половинками друг друга. Иногда люди ошибаются, но не могут признать свою ошибку, поэтому, в итоге, некоторое время страдают рядом друг с другом и расходятся.

Способен ли мужчина всю жизнь любить одну женщину? На этот вопрос, каждый даёт свой ответ, опираясь на опыт и ситуации, которые происходили с ним в жизни. Но, люди, которые нашли свою истинную любовь, скажут, что чувства не исчезают со временем, а лишь меняют свою форму и перерастают в что-то, без чего чувствуешь себя пустым, а свою жизнь - бессмысленной. Все люди способны любить и это не зависит от того, мужчина ты или же женщина. Вопрос только в том. Встречаются ли на жизненном пути люди, которые достойны нашей любви. Если это так, то у любого человека будут чувства, которые он пронесет до последнего дня своей жизни.

Люди западают на внешность. Влюбляются в энергетику. А любят Личность.

Существуют красивые, привлекательные люди, при первом знакомстве с которыми можно остолбенеть от красоты или просто даже не понимая, в чём дело, подумать: человек мне нравится. Позже, пытаясь анализировать, что зацепило, понимаем: внешность. Говорят, «с лица воду не пить». Подразумевается, что красотой сыт не будешь.

Но мы ведь все знаем, что можно бесконечно долго любоваться любимым человеком. Знаем, что можно иметь фото под рукой и тоже любоваться им в отсутствие объекта наших чувств рядом в данный момент. Это уже влюблённость, которая перешагнула стадию первичного увлечения. И она не возникает из-за внешних данных.

Чтобы, миновав первое впечатление, пойти дальше в своих чувствах, надо влюбиться. Мы влюбляемся, на самом деле, не во внешность, а в энергетику человека. Это такие вещи как спокойствие, позитивное отношение к жизни, мир в собственной душе, чувство радости и полноты бытия.. Всё это создаёт положительную, светлую ауру вокруг человека, которая ощущается нами как тепло, исходящее от человека.

Если мы чувствуем, что человек любит и принимает самого себя, окружающий мир и людей, то в такого человека очень просто влюбиться. Он приятный, открытый, жизнерадостный.

Согласитесь, что гораздо труднее (если вообще возможно) влюбиться в человека, который негативно настроен к окружающему миру, недоволен сам собой, и поэтому проявляет признаки неуверенности в себе и зол на весь мир.

Ведь, как известно, самое сексуальное качество в человеке – это уверенность в себе. Не самоуверенность, не назойливое бравирование, не шумность и наглость, а именно спокойное, непоколебимое чувство собственной ценности и уникальности. Которое не надо доказывать никому и ничем.

Речь идёт о подлинной уверенности в себе, любви и принятии себя такими, какие мы есть. Именно это чувство даёт нам право вести себя спонтанно, думать, говорить и делать то, что мы считаем нужным, не оглядываясь поминутно на окружающих людей «Ой, а что они про меня подумают, как меня оценят?», «Надену-ка я сегодня такую маску, сыграю такую-то роль – она обычно меня выручает».

Репертуар ролей у каждого, как правило, свой. Вместо того, чтобы быть собой, быть спонтанным, человек может играть роль «хорошего», или роль «нигилиста, пофигиста», или роль «крутого парня». Финал всегда один – притворяясь, будучи не собой, а кем-то другим, мы всегда заходим в тупик. Потому что думаем, что нашей фальшивости никто не заметит. Как бы не так. Люди на подсознательном уровне прекрасно считывают, особенно в моменты жизненных испытаний, правдивы ли мы, являемся ли мы собой или играем.

Итак, в случае игры страдает энергетика, которую мы излучаем. Зависимость от одобрения (которая идёт в букете с неуверенностью в себе)– плохой советчик, и его корни в чувстве собственной неценности, когда человеку трудно (или он просто не умеет) любить и принимать себя таким, какой он есть. А раз страдает энергетика – то сложно другим людям в нас влюбиться в таком нашем состоянии.

И теперь можно подойти к вопросу уже о любви. Любовь и влюблённость – не одно и то же. Любовь – гораздо более глубокое, несравнимо более прочное и, как сказал один из моих клиентов «любовь – это что-то святое». Чтобы человек не влюбился, а именно полюбил Другого, в дело вступает Личность Другого.

Личность, если кратко сказать, это система ценностей, установок и мотивов человека. Человеческая личность состоит из ответов на вопросы: Для чего я живу, как я живу, что для меня важно, ценно, дорого, что такое хорошо и что такое плохо для меня. На эти вопросы отвечает понятие «личность».

Личности, как мы знаем, бывают всякие: высокие и низкие, широкие и узкие. В том смысле, что человек может по жизни руководствоваться низменными инстинктами и мотивами, а может служить людям и добру, например. Или какой-нибудь великой и благородной идее. Личность может быть «узкой» - иметь мало мотивов или вообще один, а может быть «широкой» - разносторонней, то есть.