Воздушная воздвиглась арка в своем минутном торжестве. Чтение с комментированием

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла -

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его - лови скорей!

Смотри - оно уж побледнело,

Еще минута, две - и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

Другие редакции и варианты

2   По влажной неба синеве,

        Изд. 1868. С. 219; Изд. СПб., 1886. С. 277.


9-16  Строфа отсутствует

Автограф - ИРЛИ. Р. III. Оп. 2. № 1084.

КОММЕНТАРИИ:

Автографы (2) - ИРЛИ. Р. 3. Оп. 2. № 1084; РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 38. Л. 2–2 об.

Списки - Муран. альбом (с. 127); Альбом Тютч. - Бирилевой (с. 13).

Первая публикация - газ. «День». 1865, 25 сентября. № 33. С. 780. Вошло в Изд. 1868. С. 219; Изд. СПб., 1886. С. 277; Изд. 1900. С. 283.

Печатается по автографу РГАЛИ.

В автографе ИРЛИ (без 2-й строфы) помета рукой Эрн. Ф. Тютчевой: «Рославль. 5-го августа». Автограф РГАЛИ написан карандашом.

Изд. 1868, Изд. 1900 указывают время и место создания стихотворения: «Рославль 5 августа 1865 г.». Изд. СПб., 1886 ограничивается обозначением года: «1865». Вместо «На влажной» (2-я строка) газ. «День», Изд. 1868, Изд. СПб., 1886 печатают «По влажной». Варьируется синтаксическое оформление текста.

Л. Н. Толстой пометил это стихотворение буквой «Т.!!!» (Тютчев!!!) и подчеркнул строку «И в высоте изнемогла». И. С. Аксаков, отмечая ту же строку, восклицает: «Изнемогла ! Выражение не только глубоко верное, но и смелое. Едва ли не впервые употреблено оно в нашей литературе в таком именно смысле. А между тем нельзя лучше выразить этот внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги» (Биогр. С. 96). Здесь, отметил он, «не только внешняя верность образа, но и вся полнота внутреннего ощущения» (там же. С. 95). Через несколько страниц Аксаков вновь возвращается к меткому тютческому образу. Если бы читатель с тонким художественным вкусом в первый раз обратился к русской поэзии, рассуждает он, то даже не зная имен лириков, «невольно бы остановился» на «Осени первоначальной» с ее «тонким волосом паутины», или «Весенних водах», или на «Радуге, изнемогшей в небе», - «он по одному этому выражению, по одной этой мелкой, по-видимому, черте опознал бы тотчас настоящего художника и сказал бы вместе с Хомяковым: «чистейшая поэзия - вот где». Такого рода художественной красоты, простоты и правды нельзя достигнуть ни умом, ни восторженностью духа, ни опытом, ни искусством: здесь уже явное, так сказать, голое поэтическое откровение, непосредственное творчество таланта» (там же. С. 100).

Первая строфа стихотворения для В. С. Соловьева послужила доказательством следующих размышлений о красоте и природе: «Из астральной бесконечности переходя в тесные пределы нашей земной атмосферы, мы встречаемся здесь с прекрасными явлениями, изображающими в различной степени просветление материи или воплощение в ней идеального начала. В этом смысле имеют самостоятельную красоту облака, озаренные утренним или вечерним солнцем, с их различными оттенками и сочетаньями цветов, северное сияние и т. д. Полнее и определеннее ту же идею (взаимного проникновения небесного света и земной стихии) представляет радуга , в которой темное и бесформенное вещество водяных паров превращается на миг в яркое и полноцветное откровение воплощенного света и просветленной материи» (Соловьев. Красота. С. 47).

Весь жизненный путь Фёдора Ивановича Тютчева представляет собой особенный образец любви и преданности к своему Отечеству. Что касается личных отношений, которые вдохновляли и оказывали огромное влияние на его творчество, то все они были настоящими.

Да, поэт был любвеобильным человеком, его жизнь была запутана и многогранна. Но каждая его любовь была искренней, откровенной, душевной. Всё это находило своё место в стихах. Многие лирические произведения автора имеют сокровенный философский смысл, хотя сразу может показаться, что они просто о природе. Именно таким стихотворением является «Как неожиданно и ярко».

Особенности творчества Федора Ивановича

Фёдор Иванович за время своего творчества создал множество разноплановых литературных произведений с лирическим направлением. Такие шедевры в значительной степени смогли обогатить русскую литературу и украсить ее с учетом всевозможных изысков. Многие критики прошлого и современного века считают Тютчева достоянием России.


Поэты во все времена искали вдохновения из разных источников. Это и разносторонние личности, и природные ландшафты, отличающиеся особенной натуральностью, и рассуждения на тему бытия с философским подтекстом, и, конечно, отношения, завязанные на любви.

Женщины, изменившие судьбу автора

Фёдор Иванович Тютчев за время своей жизни был женат дважды. Находясь в браке во второй раз, он встретил весьма красивую и привлекательную девушку. Звали ее Еленой Денисьевой. Именно она больше других пленила сердце лирического творца и вдохновила его на создание многочисленных произведений.

Поздняя любовь взбудоражила внутренний мир Фёдора Ивановича. Он душой и телом отдался завязавшемуся новому роману. Ему уже совершенно было не важно, что на самом деле происходит в его семье, что о нем думает супруга, как заговорит общественность. Одновременно с этим автор многих произведений сохранял частичку любви, относящейся к своей жене.

Для возлюбленной Фёдора Ивановича – Лены Денисьевой – данная любовь стала настоящим испытанием. Роман, который возник между ними, привел к ссоре практически со всеми родственниками. Отец девушки от нее отказался, ранее близкие друзья и любимые родственники перестали общаться, а окружающие, посторонние ей люди, осуждали. Этот союз принес много боли Денисьевой, которая постоянно страдала от таких отношений, но выбрала любовь, вместо общественного признания.

Это была непросто страсть. Влюбленные люди провели вместе порядка четырнадцати лет. Следует отметить, что все это время Фёдор Иванович был женат, и расходится не собирался, а положение Елены всегда было сомнительным. Более того, дипломат обманул свою возлюбленную, сказав, что он женат в третий раз, а значит церковь не разрешит ему жениться в четвёртый раз. В XIX веке закон религии разрешал только три брака.

Конечно, Фёдор Иванович понимал всю двусмысленность их отношений, это тяготило его. Он один за другим писал своей любимой стихи и собирался выпустить их в одном сборнике. Правда, Елена не дожила до этого. Позже эти стихи будут объединены в так называемый «Денисьевский цикл».

Когда умерла последняя любовь поэта, он был надломлен как никогда. Такой удар буквально выбросил дипломата на обочину жизни, которая подготовила один за другим новые удары судьбы - в тот же год умирают два ребёнка Фёдора Ивановича от Елены.

Стихи, написанные Тютчевым, после смерти Денисьевой, переполнены болью и тоской по любимой. Стих «Как неожиданно и ярко…» написан сразу же после годовщины смерти любимого человека. Здесь отслеживается резкая смена настроения, которая произошла спустя время. С этого момента поэт начал совершенно по-иному воспринимать жизнь и в строках старается максимально точно передать данные перемены в его внутреннем мире.

Анализ стихотворения «Как неожиданно и ярко…»

Произведение весьма чувственно передает читателю картину неба. Здесь отслеживается особенная философская мысль. Лирический герой смотрит в небеса, так как именно им противопоставлена жизнь на земле. Он дает понять, что жизненный путь – это временное явление, а небеса способны скрывать вечность.

Фёдор Иванович дает читателю понять, что не каждая земная личность, получившая покой, способна попасть именно в Царство Небесное. У каждого имеются свои грехи, которые влияют на расположение души после смерти. Строки в произведении сочетают в себе противопоставление земли и небес.

В произведении имеется огромное количество всяческих исключительных образов, которые позволяют максимально качественно соединить два различных мира. Ярким примером такого образа является радуга, которая начинается на земле и заканчивается где-то глубоко в небесах. Данное тщательно описанное явление воспринимается как автором, так и читателями в виде моста, который появляется после угрюмого дождя. Для Тютчева радуга – это благоволение, направленное к человечеству. Автор также отмечает, что данное явление быстротечно и ему предоставлен слишком короткий промежуток времени, а хотелось бы больше. Автор описывает время появления радуги как мгновение, своеобразный миг, направленный в бесконечность. Если вы уловили этот миг, а также почувствовали его – вы стали свидетелем вечной красоты и данная вечность останется в вашей душе надолго в виде некого отпечатка…

Радуга – это мимолетное природное явление, определенная частица небесного простора. Именно с её помощью автор старается передать читателю, что люди точно так же временны и бренны. Рано или поздно все заканчивается, как бы ни суетился и что бы из себя не представлял человек. Автор в стихотворении пишет, что время ушло, как и дыхание, и жизнь.

Как во многих стихотворениях Фёдора Ивановича, начинается произведение с простого наблюдения за определенным природным ландшафтом. Здесь описана природа до мелочей, а также максимально раскрыты наиболее значимые вещи. Все это позволяет создать в воображении читателя максимально красочную картину, захватывающую дух.


Постепенно смысл произведения «Как неожиданно и ярко…» переходит от обзора и описания значимости натуральной природы к человеческим личностям и значимости людей в круговороте вещей в природе. Тютчев приводит разнообразные рассуждения о том, что жизненный путь каждого человека непродолжителен и рано или поздно каждому придется вернуться к своим истокам, именно на то место, где когда-то зародилась его душа и была послана на землю.

Рассуждения такого плана, по мнению многих критиков того времени и современности, помогли справиться с проблемами, тоской и сильной болью, которые случились после потери любимого человека. Автор дает читателю понять, что люди на самом деле не умирают, а переходят в дальнейшую, по-особенному вечную жизнь.

Именно с этого момента Федор Иванович смотрит на мир совершенно по-иному. Взгляд на небо описан максимально искренне и представляет собой суждение, что человек, который попал в иной мир, получит лучшее, нежели то, что с ним было на земле. Автор прекрасно понимает, что по-другому произойти не могло и природа человека такова, что рано или поздно каждый окажется в иной реальности. Тютчев надеется на лучшее, что ждет его любимую на том свете. Следует отметить, что гнева в отношении неба совсем нет, он не описывает его с ропотом и отчаянием, а ищет особенную связь человека и единение его с природой.

В произведении «Как неожиданно и ярко…» Фёдором Ивановичем Тютчевым затронуты самые глубокие чувства, которые когда-либо может испытывать человек. Именно из-за этих чувств автор постоянно страдал и ощущал в чем-то свою вину. Многие годы потребовались поэту, чтобы полностью осознать, что мир не вечен и все хорошее рано или поздно заканчивается.

Ощущения и мысли, используемые в стихотворении «Как неожиданно и ярко…», давали вдохновение писателю каждый год. Перечитывая своё же произведение, он излагал в стихах новые мысли, чувства и ощущения.

Именно любовная лирика занимала в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева особое место, а также помогла справиться с горечью и болью в душе, которые терзали его в различных жизненных ситуациях. Автор переосмыслил свое отношение как к смерти, так и к жизни. Со временем он начал правильно оценивать свой человеческий путь, который вел его по земле и понимал, что жизнь – это просто начало.

Поэтическая тетрадь.

Фёдор Иванович Тютчев "Как неожиданно и ярко".

Введение

http://mkrf.ru/upload/iblock/6f0/6f00f5f579862c17a0885c9b235e5aa9.jpg

В детстве Феденька (как ласково звали его домашние) был любимцем и баловнем семьи Тютчевых. Из троих детей мать поэта особенно выделяла Фёдора, который унаследовал от неё недюжинный ум и «фантазию, развитую до болезненности». Когда Фёдору исполнилось 10 лет, ему пригласили учителя, знающего классическую литературу, и поэта, Семёна Егоровича Раича, который стал готовить юного Тютчева к поступлению в Московский университет.

Родители Тютчева ничего не жалели для образования сына. И уже в детстве Тютчев очень хорошо знал французский язык и позже пользовался им как родным, даже некоторые стихотворения Тютчева написаны по-французски.

Подростком Тютчев с родителями из имения отца в Орловской губернии (сейчас - Брянская область) переехал в Москву. В 16 лет Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, а за два года до этого 14-летний Тютчев был принят в Общество любителей российской словесности, так как пробы пера Тютчева обратили на себя внимание его наставников, одним из которых был поэт, критик и профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков.

В университете Тютчев поразил своего товарища, будущего известного историка М. П. Погодина, тем, что с ним «можно было говорить о чём угодно: о религии, о древней и новой европейской литературе, о философии, математике и даже медицине.

Через два года, в ноябре 1821 года, Тютчев окончил университет со степенью кандидата словесных наук. На семейном совете было решено, что с блестящими способностями «Феденьки» можно сделать карьеру дипломата.

О поэзии всерьёз никто не помышлял… И в середине 1822 года Ф. И. Тютчев едет работать в столицу Баварии - Мюнхен.

Ни сам Тютчев, ни его друзья и родственники не могли предполагать, что отъезд за границу обернётся для него двадцатидвухлетней разлукой с родиной. Не могли они и знать, что карьеры дипломата он не сделает по той простой причине, что был рождён поэтом, а не чиновником. В Мюнхене Тютчев общается с первыми умами Германии, особенно Фёдор Иванович сблизился с известным поэтом Генрихом Гейне. Здесь Тютчев быстро начал приобретать известность как человек необычайно глубокого ума и острословия.

В стихах Тютчева, которые он создаёт в конце 20-х - начале 30-х годов XIX века, природа полна противоречий и в то же время гармонична. Его излюбленный контраст - день и ночь.

Кроме создания собственных произведений, Тютчев много переводит: стихи Шиллера, Гёте, Гейне, Байрона - поэтов, чьё творчество ему близко и понятно. К сожалению, во время жизни в Мюнхене Тютчев не был известен как поэт. Лишь в 1836 году копии некоторых стихотворений Тютчева с помощью Жуковского и Вяземского попали к Пушкину, который в третьем номере своего журнала «Современник» поместил сразу 16 стихотворений поэта, а в следующем номере - ещё восемь. Стихотворения Тютчева продолжали печататься в «Современнике» и после гибели Пушкина, вплоть до 1840 года.

Сам Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет.

В 1843 году Ф. И. Тютчев возвращается в Россию. Во многих аристократических домах его знают как умнейшего собеседника, но совсем не знают как поэта. Правда, сам Тютчев долго не придавал серьёзного значения своим стихам.

В наш век стихи живут два - три мгновенья,

Родились утром, к вечеру умрут…

(«Михаилу Петровичу Погодину».)

Но всё-таки знакомые Тютчеву литераторы, упорно твердившие ему о том, что у него громадный талант, наконец расшевелили самолюбие поэта: он стал всё чаще отдавать стихи в печать.

И вдруг… В 1850 году (Тютчеву уже 47 лет) молодой в то время поэт Николай Некрасов, издатель журнала «Современник», опубликовал статью, в которой полностью привёл 24 старых стихотворения Тютчева из пушкинского «Современника» с восторженным отзывом!

Ещё через 4 года писатель Иван Тургенев взял на себя труд издать сборник стихов Тютчева и тоже написал о нём похвальную статью. Первый сборник поэта, которому уже перевалило за 50! В XIX веке случай едва ли не единственный. «О Тютчеве не спорят, - справедливо писал И. С. Тургенев, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».

Чтение с комментированием

А сейчас угадайте, о каком чуде природы пойдет речь:

“После жаркого душного дня спустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце, и в это время над темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле появилась…. радуга.

(Семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый”)

Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

http://musafirova.ucoz.ru/Metod_kopilka/4_klass/Literatura/Urok_2_2/12.jpg

http://pochit.ru/pars_docs/refs/69/68641/68641_html_41a4b149.jpg

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка,
В своем минутном торжестве.

Стихотворение "Как неожиданно и ярко…" имеет полярно противоположную окраску. В нем преобладают звонкие "н", "л" и "м":
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

Эпитеты "влажная синева", "воздушная арка", "радужное видение" делают стихотворение более ярким, красочным.

Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого штиля: "воздвиглась", "вонзила", "изнемогла".

Какой совет дает поэт тому, кто увидит радугу? (ловить мгновенье). .

    воздвиглась” - (воздвигнуть)- соорудить, построить.

    “арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. 2.Сооружение в виде больших ворот такой формы.

    вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием.

    изнемочь”- потерять силы, ослабеть.

    нега”- блаженство, приятное состояние (нега во взоре).

    всецело”- целиком, полностью.

Обобщение

О чем говорится в I части? (О появлении воздушной арки-радуги. Дается ее описание через восприятие лирического героя)
- Как вы понимаете слова в первой строфе «и в высоте изнемогла»? (Исчезла, перестала быть видимой)
- О чем говорится во II части? (Впечатление героя от радуги и его размышления)
- О чем размышляет лирический герой? (О быстротечности времени. Нужно ценить каждый миг жизни)
- Какие средства для создания выразительности использует автор? (Метафора, сравнение, олицетворение)
- Какие строки стихотворения воспринимаются как наиболее значимые по содержанию? («Ушло, как то уйдет всецело …» и «Лови его - лови скорей!»)
- Определить на их основе главную мысль стихотворения? (Нужно ценить каждый миг жизни, каждый миг той красоты, которую дарит нам природа)
- Что же позволяет нам ощутить лирика Ф.И. Тютчева? (Неразрывную связь с природой, обрести единство с ней)

Итоги

Продолжили знакомство с биографией и творчеством поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Читали и анализировали его стихотворение "Как неожиданно и ярко". Познакомились с пейзажными зарисовками весеннего времени года; отметили музыкальность стихотворения.

Тютчева любят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Сборники его стихов изданы на многих языках мира. Тысячи экскурсантов со всех уголков нашей Родины приезжают в Овстуг - взглянуть на тютчевские места, посетить музей, пройти по дорожкам парка, постоять на берегу пруда, послушать шелест вековых деревьев. И поэт, навечно вставший в бронзе на поляне парка, приветствует своих многочисленных почитателей.

ИСТОЧНИК

https://infourok.ru/konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_f.i._tyutchev_esche_zemli_pechalen_vid...-166624.htm

http://tak-to-ent.net/load/298-1-0-6441

http://download.myshared.ru/mfpiaSy6R1FeAbgN4BitaA/1463595622/815198.ppt

http://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10972-----l---r