Воспитательный час на тему: «Бережливость – ценное качество человека. Паттерны добродетелей


Расточать и властвовать, отбирать и владеть, уничтожать и присваивать научила нас история и наша природа. Первые люди не могли разумно оценить свое место во вселенной, они вынуждены были выживать, сопротивляться тем условиям, в которых они оказались. Страх и бессилие заставляли их благоговеть перед дикой натурой мироздания. Тогда человек и начал покорять природу, использовать ее для жизни. Мы не научились бережно относиться к ней, как не научились бережно относиться и к своему труду. Мы создали мир вещей, которые собираем вокруг себя и заставляем других завидовать нашему богатству, забыв, что вещи всего лишь служат человеку, а не указывают его статус. Мы забыли их настоящий смысл. Пусть ваш разум найдет разницу между БЕРЕЖЛИВОСТЬЮ И СКУПОСТЬЮ.

Представим, что мы едем в шикарном автомобиле, чистом и просторном. Он восхищает нас своей красотой. На дороге стоит человек и просит нас его подвезти. Почему вы проезжаете мимо? Человек – это личность, скажете вы, он имеет право сделать выбор? Но как объясняет он свой выбор? Вам жаль ваши чистые коврики, а у него грязная обувь – возмущаетесь вы. Вы говорите, что вы бережлив, а может быть это скупость? Вы говорите, что торопитесь, вы деловой человек, но может быть это – равнодушие. Человек – эгоист, мы ценим свои вещи больше людей. Мы создали мир логики, которая помогает нам объяснять свои действия сотнями различных умозаключений и продолжать при этом быть эгоистами. Но вот вы остановились и подобрали путника в дороге. О, неужели вы великодушный человек, вас благодарят, а может вы только и хотели как доказать себе свое великодушие, показать путнику, что вы человек добрый или что вы верите в бога, или, что ваши родители вас хорошо воспитали? Какое объяснение поступка будет действительным отражением ваших мыслей. Скорее всего каждый из нас совершает добрые поступки, когда это выгодно или когда этого хочется. Сознание подчиняется только своему хочу. СКУПОСТЬ – это психическая зависимость от того, что принадлежит тебе. Но это вовсе не БЕРЕЖЛИВОСТЬ. СКУПОЙ скорее владеет предметами, чем пользуется ими. Вещи нужны ему, чтобы показывать свой статус. Он ассоциирует себя с этим богатством и реализуется в нем как эгоист. БЕРЕЖЛИВЫЙ понимает, что вещи созданы для того, чтобы служить людям, но при этом мы должны беречь все, что дает нам Земля и природа и все, что создано руками других людей. Представим ситуацию. Школьник просит ручку у своего одноклассника.

Тот дает ему ручку и говорит: «Смотри не сломай». В ответ на такое заявление некоторые люди не станут брать ручку, а попросят ее у кого-нибудь другого, решив, что так разоряться из-за безделушки может только глупый человек или очень жадный. Хотя в данной ситуации мы можем также утверждать, что здесь речь о бережливости. Возьмем другой пример. Сосед просит вас какой-нибудь нужный вам прибор, который вы пока не используете. Ясно, что вы должны беречь все, что достается вам с таким трудом, однако можно ли вас называть скупым, если вы не дадите ему этот прибор? Именно с такой мыслью он будет покидать ваш дом. Вас можно будет считать БЕРЕЖЛИВЫМ лишь в том случае, если вы уже когда-то давали соседу какие-либо предметы, и он не вернул их в целости, хотя и это не всегда будет являться оправданием вашему поступку. К тому же мы не можем быть бережливыми к вещам и при этом скупыми на свои чувства и поддержку другим людям. Здесь нужно тонкое чутье и разумный выбор своей позиции. Мы должны не быть СКУПЫМИ на свои силы и добрые чувства к другим людям, но при этом БЕРЕЧЬ себя для людей достойных.

Возьмем пример другого масштаба. Человечество использует природные ресурсы. Конечно, так как мы пользуемся тем, что дает природа нельзя назвать БЕРЕЖЛИВОСТЬЮ. Это эгоистично по отношению к будущим поколениям, тем более, что каждый человек считает, что всем можно пользоваться бесконечно, считая, что он делает слишком важное дело, чтобы задумываться о планетарных проблемах, к тому же мы можем ценить только то, что заработано нашим трудом. Чтобы использовать вещи и свои силы разумно, нужно приучить мозг видеть все разумное и отделять от неразумного. Человек испокон веков стремится захватить как можно больше территории, жить в огромном дворце из двадцати комнат, при этом постоянно находясь в одной, иметь десять автомобилей, используя один, до смерти накапливать богатства и никому его не отдавать, считая, что на том свете пригодятся утюги и самовары. Все это логика и эгоизм. Никакой жизни после смерти, скорее всего, нет, а предметы, которыми мы так дорожим и от которых так зависим, очень быстро стареют и оказываются не нужными никому. Дети, для которых каждый из нас хранит свое богатство, чаще всего не относятся к нему бережно или делаются невозможными из-за этих богатств и являются большим разочарованием для окружающих. Единственное что поможет нам найти различие между БЕРЕЖЛИВОСТЬЮ и СКУПОСТЬЮ является эгоизм. БЕРЕЖЛИВЫЙ не эгоистичен, потому что и БЕРЕЖЕТ все для людей и должен позаботиться, чтобы вещи служили как можно большему количеству людей. Но если мы помогаем только для того, чтобы обязать других людей впредь помогать нам, значит, здесь речь вновь идет о СКУПОСТИ, СКУПОСТИ на добрые дела и добрые мысли. Вещи теряют свой смысл, если лежат у вас в чуланах и сундуках.

Человек, собирая вещи, думает, что он владеет ими, на самом деле это они управляют им, делают его своим рабом. И тогда деньги заставляют нас не спать ночами, думать о том как бы их не потерять. Деньги делают нас слепыми и глупыми они не подарят настоящей радости и не помогут обрести настоящих друзей. Они оскверняют наши чувства и превращают настоящую любовь в великое разочарование. Поэтому богатые люди мира сего понимают, что зависть людей – это единственная награда, услаждающая их эгоизм, ради которой они стремились сгрести вокруг себя богатства. Деньги не помогут им никогда управлять людьми. Их души будут лишь лицемерно демонстрировать им свою покорность. Демонстрировать и мечтать завладеть деньгами. Спросите у богатого в деньгах ли смысл и счастье. И он ответит вам «Да!». Но почему тогда они так несчастны? Они пьют и развлекаются, разъезжают по миру, в поисках приключений, но не обретают ни настоящей любви, ни настоящих друзей, они каждую секунду сомневаются, любят ли их женщины из-за денег и помогают ли им из-за денег друзья. Почему продолжают захватывать все больше богатств, не щадя ни здоровья, ни жизни?

На том свете нам уже ничего не нужно. Они не находят ответа на эти вопросы, хотя ответ очевиден. Богатого любят только из-за богатства, ведь окружают его такие же эгоисты, как и он сам, поэтому зависть и выгода – единственные чувства, которые будут окутывать их сознание, когда они будут находится рядом с ним. В чем же разница между БЕРЕЖЛИВОСТЬЮ и СКУПОСТЬЮ? Разница в том, что бережливый использует вещи, для того чтобы совершенствовать себя и изменять мир вокруг к лучшему, а скупой владеет предметами, чтобы услаждать свой эгоизм. Скупой не думает о других людях, поэтому выбирая яблоки возьмет самые лучшие, пробивая дорогу в жизни выберет самый легкий путь, оставив трудности другим, найдет тысячи отговорок, чтобы не делать свое дело. Он - эгоист, значит должен беречь себя или быть СКУПЫМ на добрые дела.

Ни одна вещь в мире, какой бы красивой и полезной она ни была, не сделает нас счастливыми, даже если это будет сама вселенная. И вы выбросите ее, разочаровавшись в том, что потратили пол жизни на ее приобретение, ибо в вещах нет смысла. Любая вещь теряет свой смысл, как только кто-нибудь начинает ей владеть. Люди приносят домой дорогие вещи, к которым они долго стремились, предавая друзей, забывая про своих детей и жертвуя любовью, и вдруг понимают, что эти вещи им не нужны, а нужны уже другие, более красивые и более дорогие. Мы просто не умеем выходить из контекста и предвидеть исход ситуации на несколько шагов вперед. Развитие – это не владение как можно большим количеством вещей, знаний или еще чего-либо. Развитие – это стремление к совершенству и абсолютности себя и всего мира.

Разница в данных понятиях практически не видна. Можете находить ее интуитивно в ситуациях. Найти разницу окончательно поможет познание и понимание меры. Чем меньше вы проявляете скупости, тем больше придется беречь, и наоборот, если вы ничего не бережете, то обязательно станете скупым. Приведем еще одну ситуацию. Представьте двух ученых, один из которых имеет прекрасную лабораторию, для своих опытов, но не имеет никаких идей, для того, чтобы воплощать их в жизнь. Другой ученый наоборот, имеет идею, но у него нет условий, для того, чтобы заниматься ею. Каждый из них будет владеть тем, что у них есть и якобы беречь для подходящего случая. Если бы они договорились и работали вместе, то смогли бы принести много пользы людям, совершая открытия, ведь знания для того и нужны, чтобы помогать развиваться людям. Зачем нужны знания тому, кто ими владеет? Чаще всего, чтобы продать свой ум подороже.

Эгоизм и СКУПОСТЬ на всех уровнях лишает нас рассудка. Тот мир, который мы имеем, является всего лишь огромным заблуждением каждого человека. Люди все больше отдаляются друг от друга, закрываясь в своих домах на замки, чтобы сохранить тот мизер, который они имеют: вещи и деньги. Они так дорожат ими потому что в этом мире стало трудно выживать без вещей и денег, или потому что не видят разницу в понятиях БЕРЕЖЛИВОСТЬ и СКУПОСТЬ. Научите ребенка БЕРЕЧЬ все, что попадает ему в руки, чтобы он был более свободным, чем мы, чтобы не тратил свою жизнь на погоню за предметами, а посвятил ее более высоким устремлениям. Ведь именно в погоне за вещами и деньгами человек начинает видеть в них смысл. Так рождается зависимость от предметов и СКУПОСТЬ.

Экономия, расчетливость.

Ум, доброта, талант - любой из добродетелей можно гордиться! И все знают - их надо развивать в себе. А БЕРЕЖЛИВОСТЬ среди добродетелей почему-то вроде Золушки. Многие даже скрывают ее, боясь, что их назовут мелочными или скупыми. А некоторые ее недооценивают: в сравнении с талантом бережливость, мол, такая малость, пустяк.

Ошибаются и те и другие.

Скупость и бережливость даже в родстве не состоят. Скупость эгоистична, все гребет себе - копит безудержно, часто бессмысленно, как Плюшкин, Гобсек: сгнивают несъеденные продукты, истлевают ненадеванные вещи, а скупец продолжает тащить в свою нору все, что сумеет раздобыть. Бережливость вовсе не эгоистична, бережливые люди прежде всего заботятся о других. Это и бабушка, которая позаботилась, сберегла для внука свой пионерский галстук, - и простой, даже не шелковый галстук одной из первых пионерок в стране стал реликвией школьного музея. У таежных охотников и геологов в обычае после привала весь мусор бросать в костер. Потом его заливают водой. Остатки каши, хлеба в огонь не кидают, их рассыпают под деревом - пусть местное зверье и птицы полакомятся. В старинных народных сказках прославляется бережливость. В одной из них рассказывается, как в царском саду принц положил на дорожку метлу и поочередно приводил сюда девушек. Одна споткнулась о метлу, другая пнула ее ногой, а третья подняла метлу и отнесла на место - на этой девушке принц и женился.

Бережливость - это забота и о близком, и о незнакомом человеке. Начинается с мелочей, с детства, а приобретает государственные масштабы. Бережливость - это как бы прочные берега, охраняющие полноводную жизнь нашей Родины, а расточительность, как мышь, точит, буравит эти берега, и река становится мельче.

Ученик неправильно решил задачу, зачеркнул ошибки - грязь на странице! Он взял новую тетрадь, а испорченную, у которой половина листов чистая, - в мусоропровод, в лучшем случае - в макулатуру. (Только немногие используют остатки тетради под черновик.) В классе 30 учеников, значит, 15 тетрадей выброшено. А дисциплин в одном классе как минимум пять, - в школе-десятилетке не меньше 20 классов… Итак, 1500 тетрадей! А сколько школ в нашей великанше-стране? Разве это малость, пустяк?

Не раз писали об отношении к хлебу. Но хлеб продолжают выбрасывать, ленясь даже кормить им птиц. А старые вещи? Чуть вышло что из моды - и уже шьется новое пальто, платье, юбка. Хотя изобретательность, бережливость могли бы подсказать, как переделать старую вещь.

Оглядите свою квартиру: из небрежно закрытого крана на кухне капает вода. У нас в стране с каждого человека берут за пользование пресной водой копейки,а в странах Европы, где пресной воды не хватает, ее уже покупают. В квартире кто-то забыл выключить свет - утечка электрической энергии! А по всей стране за сутки - опустошающий убыток. Во Вьетнаме говорят: «К богатому, но не бережливому придет бедность, к бедному, но не бережливому придет нищета». Давняя русская поговорка: «Копейка рубль бережет». И вот еще: «Каждая крошка в ладошку», «Бережливость лучше богатства».

Водопровод, электричество, хлеб, обычная картошка, стены подъезда, лифт, книги, тетради, стулья, туфли, платья - все это труд и время других людей. Если мы уважаем их, себя - мы сберегаем все это.

Есть у Брэдбери фантастический рассказ «Сафари». Такая малость - бабочка, раздавленная по небрежности в эпоху динозавров, меняет жизнь во времени, из которого явился недотепа. Это не только фантастика. Помните, что, сломав веточку дерева, вы нанесли ему рану, открыли доступ микробам, на этом месте может появиться дупло или попадут споры грибницы - и молодое дерево заживо сгниет, рухнет, не дожив своего века, не принеся пользы никому.

Научно-техническая революция (НТР), по сути, - это сберегание времени и сил людей. Ученые, инженеры усовершенствуют транспорт, увеличивая объем и скорость перевозок. Воздушные лайнеры все быстрее сближают точки пространства, путь, на который в прошлом веке уходили недели, сейчас занимает часы. Почтовые тройки и почтовых голубей сменила мгновенная передача информации по телефону, радио, телеграфу. Станки-автоматы, а в ближайшем времени заводы-автоматы освободят творческое время для множества людей. Но нельзя думать, что машины все могут, они тоже во власти человека и требуют бережного к себе отношения.

Бережливость важна и в творчестве. Пришли в голову интересные мысли или идея, не поленитесь, запишите их или расскажите другу. Ведь часто бывает, осенит человека мысль, но ему некогда, и он ищет лазейку - «завтра будет время, обязательно все обдумаю и запишу», а завтра ее уже нет как нет - забыл. И хорошая мысль исчезла без следа. Хорошо делиться прочитанной книгой и впечатлениями о чем-то. «Что от дал - твое, что скроешь, то потеряно навек», - писал Шота Руставели. А Хачатурян говорил своим ученикам: в молодости не ленитесь, бережно сразу же записывайте новые мелодии, в старости к вам придет мастерство, и вы из сбереженных мелодий юности напишете замечательные сюиты.

Развивайте в себе бережливость. Ею по праву можно гордиться, так же как умом, талантом, добротою, потому что все эти добродетели - для людей, а не для одного себя.

Все живое и неживое связано временем и пространством. Расточительность, верхоглядство, скупость, невежество рвут связующие нити, нарушают правильность жизни. А БЕРЕЖЛИВОСТЬ укрепляет связи, укрепляет единство жизни, она - капли дождя, которые, дружно питая землю, дают богатый урожай.

Заканчивая школу, ПТУ, институт, человек входит в новый рабочий коллектив. Сколько бывает напрасной траты нервов, времени, сил просто оттого, что люди не берегут ни друг друга, ни свои собственные силы, отвлекаются от производства.

Как много теряется из-за плохой организации какого-либо мероприятия! Некий Л.Чернышев растратил уйму времени и сил, прежде чем приобрел в этой области опыт. Свой опыт он сформулировал в нескольких правилах.

Вот некоторые из них:

  • - Постарайся избежать соблазна суетливых и слабых; увидев чужие недостатки, не спеши их критиковать, если не знаешь, как их устранить.
  • - Откажись от детских иллюзий, никто не обязан делать что-то за тебя, подносить тебе готовое на блюдечке по первому требованию только потому, что ты изрек дельную мысль.
  • - Установи, есть ли условия для осуществления твоей идеи. Если нет, создавай их сам в пределах своей деятельности. В противном случае прослывешь местным Маниловым.
  • - Встретишь препятствие, не падай в обморок, не кричи, что тебя затирают ретрограды. Все новое должно пробивать себе путь в борьбе с отживающим, устарелым. Это закон развития. И ты этому должен радоваться. Не будь вокруг нас отживающего, не потребовались бы новые идеи и как новатор ты остался бы без работы…
  • - Познай самого себя и своих противников, возьми на учет все свои достоинства и все недостатки, чтобы атаки твои завершились победой, а оборону никто не мог разрушить.

Соблюдение хотя бы этих правил поможет сберечь нервы, силы в общем деле, за которое все мы боремся, строя новое, гуманное общество.

Многим из нас не понаслышке знакома ситуация, когда денег катастрофически не хватает, а до зарплаты еще далеко. Что остается делать в этом случае? Конечно, искать помощи среди знакомых и друзей! Исходя из собственного опыта, каждый человек прекрасно понимает, к кому можно обратиться с просьбой финансового плана, а кто заведомо ответит отказом. Как правило, последних людей принято называть жадинами, скрягами и скупердяями. Но стоит ли спешить с выводами, возможно, они просто рационально подходят к планированию бюджета? В данной статье мы расскажем, чем отличается бережливость от жадности.

Определения

Бережливость моральное качество, которое проявляется в заботливом отношении человека к собственности и материальным благам. Антоним расточительности, бесхозяйственности, неоправданной роскоши. Наиболее точными синонимами слова можно назвать экономность и расчетливость. В античные времена Аристотель не относил бережливость к разряду добродетелей, считая ее крайностью. Римляне же определяли данное качество как внешнюю простоту, экономию, отсутствие скупости и ценили его очень высоко. В Новое время бережливость была включена в список буржуазных добродетелей, но в слегка искаженном значении. Она преподносилась как источник происхождения капитала и основа национального процветания. На деле же в буржуазной морали бережливость имела классовый смысл и служила идейным средством оправдания эксплуатации. Совершенно иную трактовку понятие приобрело в социалистическом обществе. Оно выражало разумное отношение к результатам человеческого труда, заботу о благополучии людей и т. д.

Бережливость

Жадность – ненасытное желание владения и потребления. Является синонимом алчности, скупости и корыстолюбия. Жадный человек хочет единолично владеть всеми благами, он не умеет делиться и отдавать. Данное качество нередко обнаруживается у индивида в раннем возрасте. Дети демонстрируют его, отбирая друг у друга игрушки, отказываясь делиться сладостями со сверстниками и т. д. Позже жадность проявляется в страсти к накопительству, в погоне за новыми благами цивилизации. Она же становится причиной львиной доли браков, заключенных по расчету. Как бы это ни было удивительно, но многие жадные люди обрекают себя на бедность. Существует множество примеров, когда из соображений скупости бизнесмены вкладывали минимум средств в развитие своего дела и в результате становились банкротами.


Жадность

Сравнение

Еще одно отличие бережливости от жадности состоит в том, что первое качество имеет под собой определенную основу. То есть человек копит деньги с целью реализации конкретных планов и идей. Тогда как скупердяй занимается собирательством для того, чтобы не испытывать страха умереть с голоду или же не быть беднее других. Выражение «копить на черный день» относится именно к таким людям.

Кроме того, бережливый человек старается покупать только качественные и достаточно дорогие вещи, понимая, что они прослужат ему дольше. По возможности он посещает распродажи, стремясь сэкономить средства. Жадный же гонится за сиюминутной экономией, желая потратить как можно меньше. Если цена на какой-то необходимый человеку товар будет, по его мнению, слишком высокой, он просто откажется от покупки. Такие люди приобретают дешевые продукты, не задумываясь о том, что они могут нанести вред здоровью. Выбирают в дисконт-магазинах некачественную одежду, которая очень быстро приходит в негодность. Зачастую подобный шопинг выливается в еще большие траты в будущем. Не зря экономные англичане говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Стоит добавить, что бережливые представители мира сего в большинстве случаев достигают успехов во всех отраслях жизни, будь то карьера, семья, межличностные отношения и т. д. Они окружают себя достойными людьми и качественными вещами, добиваются своих целей, развиваются как личности. Жадность же базируется на страхах. Она тормозит развитие человека, ведет к его обезличиванию, становится причиной ранней старости и одиночества.

Подведем итог, в чем разница между бережливостью и жадностью.

Таблица

Бережливость Жадность
Заботливое отношение человека к материальным благам Неуемная жажда владения и потребления
Всегда базируется на разумности Не поддается логическому объяснению
Подразумевает готовность делиться благами с ближними Человек не желает расставаться со своим добром ни при каких условиях
Накопительство совершается с целью реализации конкретных планов и идей Деньги откладываются для того, чтобы не испытывать страха умереть с голоду и не быть беднее других
Подразумевает приобретение качественных и достаточно дорогих вещей Зачастую предполагает покупку самых дешевых товаров, погоню за сиюминутной выгодой
Способствует развитию личности, достижению поставленных целей Ведет к обезличиванию человека, становится причиной ранней старости и одиночества

Чтобы разбогатеть, надо всегда помнить о трёх вещах. Первое - бережливость. Второе -

бережливость к сбережённому. Третье - бережливость к бережливо сбережённому. Вот и всё.

Бережливость — важный источник благосостояния.

Богаче всех человек бережливый, беднее всех — скряга.

Будь бережлив и готовься к завтрашнему дню

Стоит лишь назвать скупость бережливостью, упрямство — настойчивостью, а злословие — остроумием, и перед вами окажется совершенно другой человек.

Бережливость как качество личности – способность соблюдать разумную меру в расходовании каких-либо ресурсов.

Однажды бедный крестьянин зашел в свой сарай и нашел под куриным насестом золотое яйцо. Его первой мыслью было: «Кто-то хочет надо мною подшутить». Но чтобы действовать наверняка, он взял яйцо и отнес его к ювелиру. Тот проверил яйцо и сообщил крестьянину: «100-процентное золото, чистое золото». Крестьянин продал яйцо и вернулся домой с большими деньгами. Вечером он закатил пир горой. На рассвете встала вся семья, чтобы посмотреть, не снесла ли курица еще одно яйцо. Действительно, в гнезде снова лежало золотое яйцо. С тех пор крестьянин каждое утро находил такое яйцо. Он продавал их и стал очень богатым. Но крестьянин был человеком жадным. Он спрашивал себя, почему курица несет только по одному яйцу в день. И вообще он хотел знать, как она это делает, чтобы производить золотые яйца самому. Он все больше гневался. Наконец однажды он вбежал в сарай и рассек курицу садовым ножом на две половины. Все, что он нашел, были части находящегося в стадии зарождения яйца.

Мораль этой истории: не убивай курицу, несущую золотые яйца. Зачастую, люди поступают необдуманно: лишают свои деньги статуса «капитала». Капитал – это стоимость, приносящая прирост стоимости. Золотые яйца – это проценты с капитала. Потратив все свои деньги, мы лишаемся золотоносного цыпленка, который, если бы мы были благоразумны и умеренны, со временем превратился бы в золотоносную курицу. Бережливость – важный источник благоденствия. Если бы мы положили деньги в банк на депозит, значит, сделали бы выбор в пользу накопления. Если потратили, значит, нас прельстило потребление. Бедные люди всегда предпочитают потребление. Любой богатый человек знает правило – надо тратить меньше, чем получаешь. Богатство и финансовая независимость в его понимании достигается тогда, когда у человека достаточно денег, чтобы хорошо жить на проценты.

Любое правительство, верстая бюджет, стоит перед выбором, сколько денег направить на накопление, а сколько на потребление. Если бы в правительстве сидели одни глупцы, они б предложили или все проесть или все бросить в накопление. На практике всегда ищется оптимальное соотношение, разумная мера между накоплением и потреблением. Представьте, что страна двадцать лет проедает весь свой национальный доход. Что будет? Даже страшно описывать: заводское оборудование изнашивается и не обновляется, ничего не строится, наука в упадке, об инвестициях в развитие производства забыли, сельское хозяйство умирает, валовой продукт из года в год падает и т. д. В конечном итоге страна приходит к состоянию, что и потреблять больше нечего – все проели. Иными словами, пили, ели, веселились – посчитали, прослезились.

Аналогичная ситуация возникает и в нашем личном хозяйстве. Бережливый человек воспринимает себя как самостоятельную фирму, где он генеральный директор и рядовой сотрудник в одном лице. Лишь у него есть право подписи на совершение каких-то денежных операций. Такое видение подразумевает ответственность за все свои действия. Это принципиальный момент. Когда человек не видит в себе фирму, он действует, зачастую, спонтанно и безответственно. Вы как рядовой сотрудник фирмы получаете часть от общего дохода. Без фанатизма установите себе зарплату, не забывая о проблемах фирмы. Ведь она должна развиваться, ей нужно инвестировать средства в развитие производства, создать резервный фонд. Такая система убережет вас от угрызений совести. Раньше вы тратили деньги и переживали, что истратили, и, наоборот, экономили и переживали, что могли истратить на что-то, прельстившее вас. Бережливость – это способ тратить деньги, не получая от этого никакого удовольствия. Теперь созданная система никак не зависит от вашего самоконтроля, силы воли и самодисциплины. Вы же не можете ограбить фирму? Система работает автоматически. Единственное условие ее эффективности – вы должны наложить табу трогать основной капитал. Забудьте протягивать шаловливые ручонки к основному капиталу.

Бережливости не учатся только ослы. Однажды Молла подумал о том, какая настала дороговизна. «Мне не на что купить ячмень. Не лучше ли мне уменьшить порцию ослу». Эта мысль ему понравилась. С того же дня он стал давать ослу все меньше и меньше ячменя. В первый день он увидел, что на осла эта мера никак не подействовала. На следующий день он дал ослу еще меньше ячменя и мякины. Молла увидел, что осел немного ослаб, но все-таки это было не очень заметно. Молла постепенно уменьшал порцию ячменя и, наконец, стал давать одну мякину и то один раз в день. И вот однажды, придя на конюшню, Молла увидел, что осел сдох. Молла, вздохнув, сказал: «Я успешно учил осла бережливости. Жаль, что судьба помешала мне довести дело до конца».

Почему люди игнорируют бережливость? Причин много, но в основном люди хотят комфортно жить здесь и сейчас. «Жизнь коротка, чтобы я себя в чем-то ограничивал», — заявляют они, — «В банке низкие проценты и они не надежны. К тому же инфляция высокая. Накопление ничего не даст». Настоящим безумием можно считать страсть к потребительским кредитам. Жажда потребления затмевает разум. У человека еще ничего нет, а он лезет в капкан дорогого кредита. У этакого «бизнесмена» ларек на рынке, а он подъезжает на машине в сотню тысяч долларов, взятых в кредит. Все ради того, чтобы показать свою крутизну и пустить «понты». Разразившийся кризис мгновенно отправил сотни тысяч этих горе – бизнесменов в долговую яму.

Потребительские долги распространились еще в древнем Вавилоне. В качестве залога вавилонянин мог предложить самого себя. Если он не мог погасить долг, то становился рабом. Его отправляли на строительство городской стены. Работа по тяжести могла превзойти каторжные работы в Сибири. Средний срок жизни раба составлял три года. Если он падал от истощения, надсмотрщик избивал его кнутом. Если же он, несмотря на побои, не мог больше подняться, его сталкивали со стены, и он разбивался внизу о скалы. Ночью трупы увозились прочь. Этот жуткий спектакль вавилоняне видели каждый день. Но что характерно, две трети всех рабов у стены были не обращенными в рабство военнопленными, а горожанами, которые потеряли свободу. Сколько надо иметь в голове извилин, чтобы брать кредит, наблюдая живой пример, что с ним может произойти? Только одну — на которой он сидит.

Бережливость не ограничивается сферой финансов. Не менее важно для человека бережливо, то есть разумно, распоряжаться своим временем, физическими и душевными силами. Вспомним песню В. Высоцкого про конькобежца-спринтера, которого заставили бежать на длинную дистанцию: «Воля волей, если сил невпроворот, а я увлекся, Я рванул на десять тыщ как на пятьсот, — и спекся, Подвела меня, ведь я ж предупреждал, дыхалка. Пробежал всего два круга и упал, а жалко».

Бережливость предполагает организовать так свою жизнь, чтобы успеть реализовать свои замыслы. Большинство людей в последнюю минуту жизни думают не о Боге, а о том, что они еще не успели сделать. Бережливость – это уважительно и бережно относится не только к своему имуществу, но и ко всему вокруг, в том числе и к имуществу и внутреннему миру других людей. Бережливость свободна от неоправданного стремления к роскоши и в определенной мере автономна в общественной структуре. У нее всегда есть возможность помочь нуждающимся.

Бережливость – одно из человеческих качеств, к которому равновесные силы относятся с должным почтением. Как не уважать качество, служащее внутренним сторожем человеческого достоинства? Человек, осознающий достаточность необходимого и избыточность роскошного, вызывает у равновесных сил одобрение и пиетет. Если в алчности, скупости, жадности и корыстолюбии зашкаливает избыточная значимость, которую человек придает объектам внешнего мира, то с бережливостью равновесные силы отдыхают. Воспитывать некого, ибо не мигает сигнал тревоги о преодолении границы значимости. Бережливость, словно канатоходец, балансирует между скупостью и жадностью, с одной стороны, и щедростью и расточительностью, с другой. Бережливость – золотая середина между избыточным накоплением и безрассудным потреблением. Главное не перейти от золотой середины к жадности и скупости.

Однажды, когда Молла пахал в поле, ему в ногу вонзилась большая колючка. Нога его залилась кровью. Молла долго мучился и, наконец, вытащил занозу. Он сел, обхватил ногу и начал то плакать, то благодарить аллаха. Его увидели и спросили: – Ай Молла, что с тобой, что ты плачешь? – Мне в ногу попала заноза,- ответил Молла. – А за что ты благодаришь аллаха?- опять задали ему вопрос. – Благодарю аллаха за то, что был босиком,- объяснил Молла,- а то колючка продырявила бы мне обувь.

Петр Ковалев 2013 год