Кто такой творческий человек. Они находят время для уединения

Для начала, давайте разберёмся, что же такое творчество. Одна всем известная энциклопедия определяет понятие творчества так: «Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового ». Другими словами, творить — значит, создавать. Думаю, с этим можно согласиться.

Но можно ли назвать результатом творчества, например, простую табуретку, которую, наверное, изготавливает любой начинающий столяр? Это просто очередная пробная табуретка.

В Библии написано: Господь сотворил наш мир и увидел, что это хорошо. Внимание! Я нисколько не хочу вдаваться в религиозные рассуждения, прошу воспринять этот пример как метафору и только. Так вот, Господь, по Библии, мир создал, то есть сотворил. И полюбил то, что сотворил. Более того, он и творил-то с любовью! То есть процессом творчества, или актом творения, можно назвать создание чего-то с любовью. «Делать с душой », как говорят. А то, что мы любим, нам чрезвычайно интересно. Именно поэтому я хочу предложить такое определение: творчество есть создание чего-либо с интересом .

Кто такой «творческий человек»?

В связи с вышесказанным можно с уверенностью сказать: творческий человек — это тот, кто делает что-то с интересом. Но если некто, например, создатель тех же табуреток, любит своё дело (и делает его превосходно), а весь остальной мир для него — пустое место, можно ли его отнести к творческим людям? Примеров таких людей масса. Диалог с ними вести невозможно; настоящей пыткой оборачивается даже простая беседа «ни о чём». Неужели у «творцов» есть право существовать самим в себе?

Вспомните пример другого человека, который наверняка присутствует в кругу знакомых большинства из нас. У него «лёгкий характер», он свободно болтает на любые темы, всегда в курсе разных интересных событий, любит шутить, редко обижается. К таким людям тянутся, с ними любят проводить время. При чём здесь они? Такие люди «творчески живут». Знать много интересного — значит, с интересом относиться к жизни . Интересоваться жизнью и стремиться сделать её ещё интереснее — вот что значит быть творческим.

Как же стать творческим?

Во-первых, нужно отставить в сторону любой снобизм . Деление людей на «высших» и «низших», как правило, убивает творческий взгляд, так как лишает интереса к окружающим. В каждом человеке можно найти что-то приятное. Отношение к жизни и людям с интересом позволит вам замечать больше интересного и необычного.

Во-вторых, творчество — это, прежде всего, ассоциации . «На свете всё на всё похоже… » (Р. Сеф). Именно неожиданные ассоциации пробуждают в художнике желание выразить их в каком-либо произведении. Когда вы с кем-то говорите или думаете о чём-то, спросите себя: «Какие воспоминания или ассоциации вызывает во мне предмет или собеседник?» Чем больше ассоциаций вы в себе обнаружите, тем ярче будет ваше впечатление от данного события.

В-третьих, используйте свои ассоциации в речи . Простой пример: как юноше заговорить с понравившейся девушкой? Где найти тему для беседы? Да где угодно, хоть в ближайшем фонарном столбе, если дело происходит на улице. Главное — понять, какие ассоциации возникают с этим столбом и девушкой одновременно. Или, если забыть про столб, только с девушкой. И чем длиннее будет цепочка ассоциаций, тем неожиданнее будет связь между двумя объектами; тем начало беседы будет интереснее. Разумеется, ассоциация в данном случае должна быть красивой или забавной, но никак не оскорбительной.

В-четвёртых, выходите за рамки своего привычного мышления . Это значит, к примеру, если вы делаете всё те же табуретки и любая ваша ассоциация сводится к гвоздям и породам деревьев, собеседник из вас неважный. Старайтесь смотреть на вещи с неожиданной для себя стороны. Подумайте о предмете беседы с точки зрения другой профессии, другого человека… другого существа, в конце концов. Я называю это «входить через окно». Вообще, ко всему старайтесь относиться с точки зрения «окна». Через «дверь» ходят все (все рассуждают с точки зрения своей рутины), ничего интересного и творческого в этом нет.

Наконец, доверяйте себе . Не беспокойтесь о том, что все эти ваши ассоциации и точки зрения покажутся кому-то нелепыми или неправильными. Вы имеете право видеть мир по-своему! Свободно выражая своё неожиданное мнение, вы не только пробудите интерес к себе, но и найдёте единомышленников, мыслящих схожим с вами образом.

Будьте внимательнее, неожиданнее, доверяйте себе, смотрите на привычные вещи с непривычного ракурса, и вы станете настоящей творческой личностью!

На Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», - говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» - это лишь удобное оправдание своей лени .

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности - это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды , пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество , которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо - среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген . Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что , как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное - просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма - это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке - ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации , но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах - однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл - это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия : ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая : ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия : придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия : пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, .

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Учитесь или . Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства - живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное - делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество - это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать - это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек , вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное - помните, что начинать что-то новое никогда не поздно : художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Интересное....Творческие люди - это талантливые личности, которые любят приносить пользу и делать окружающим добро. Им нравится свобода, поэтому любые ограничения будут восприниматься ими как ущемление прав. Многие полагают, что творческие люди одиноки, несчастны и долго не живут. К счастью, это не всегда так. Талант дается человеку Богом, нужно лишь не упустить момент и начать вовремя развивать свои способности.

Стоит отметить, что среди вундеркиндов действительно много несчастных людей, поскольку их творчество не всегда понятно окружающим. Как правило, у среднестатистического человека мозговая деятельность происходит в определенных рамках, а все, что выходит за эти рамки, воспринимается как что-то неестественное и ненормальное.По этой причине творческим людям очень сложно выживать в этом жестоком мире, в котором так много устойчивых стереотипов и нежелания эволюционировать. Нейробиология подтверждает, что талантливые личности думают и действуют по-другому. Мышление творческих людей буквально создано для того, чтобы думать уникально, не так, как большинство. Однако такой подарок природы может существенно усложнять жизнь и напрягать отношения с окружающими. Если вы знакомы с творческим человеком, наверно, у вас не раз возникала мысль, что он живет в каком-то совершенно ином мире. В большинстве случаев попытка понять такую личность так же бесперспективна, как и попытка изменить ее. Для того чтобы суметь приспособиться к такому человеку, нужно научиться смотреть на мир его глазами.


Талант лжеца

Следует отметить, что творческие люди являются отличными врунами. Проведение ряда экспериментов показало, что такие личности расположены к более замысловатой и сложной лжи. Кроме этого, они и сами могут с легкостью вычислить обманщика. Одним из проявлений творчества является неприемлемость существующих шаблонов и ломка устоявшихся стереотипов. Талантливые люди достаточно легко воспринимают неэтичность своего собственного поведения, а также спокойно относятся к аналогичным действиям окружающих.

Высокая степень недоверия

Одаренный человек склонен не доверять даже близким людям. Несмотря на то что он быстро распознает ложь, подозрительное отношение к окружающим также является отличительной чертой таланта. И это неудивительно, ведь чтобы сделать новое открытие, нужно научиться смотреть под другим углом на элементарные вещи. Именно поэтому талантливая личность все подвергает сомнению, ведь создать что-то новое намного легче на пустом месте.


Нахальство

В ходе различных экспериментов было установлено, что скромность - это не удел талантливых людей. Многие из них, как правило, гордятся своими способностями и умело ими пользуются, что позволяет набивать себе непомерно высокую цену. Кроме того, одаренный человек очень стремится показать, насколько он впечатлителен и как сильно умеет переживать.


Депрессии

Нередко талантливые люди впадают в депрессивные состояния. У многих таких гениев наблюдаются различные фобии: одни боятся заболеть неизлечимым недугом, другим страшно умереть молодым, третьи и вовсе падают в обморок при виде паука или таракана. Психологи многих стран пытались выяснить, правда ли депрессия связана с талантом. Изучив данные, полученные из психиатрических клиник, они установили, что у творческих личностей чаще развиваются тяжелые формы психических заболеваний. Кроме этого, было доказано, что не только талант, но и подобные расстройства могут передаваться по наследству.

Сложно поверить в себя

Даже если человек уверен в своих силах, со временем он начинает задаваться вопросами: «Достаточно ли я хорош? Все ли я делаю правильно?» Творческие люди постоянно сравнивают свою работу с творениями других мастеров и не замечают собственного блеска, который может быть очевиден для всех остальных. В связи с этим нередко наблюдаются творческие застои, когда человек просто опускает руки, думая, что все его предыдущие идеи были напрасны и бессмысленны. В такой момент очень важно, чтобы рядом находился верный друг, который помог бы мастеру пережить этот сложный период.

Время мечтать

Творческие люди являются мечтателями, это помогает им в работе. Многие из нас замечали, что самые лучшие идеи приходят к нам тогда, когда мы мысленно переносимся далеко от реальности. Нейробиологи доказали, что посредством воображения включаются мозговые процессы, которые тесно связаны с творчеством и фантазией.

Зависимость от времени

Большинство великих мастеров признается, что лучшие свои работы они создали либо ночью, либо на рассвете. Например, В. Набоков брался за перо в 6 утра, как только просыпался, а Фрэнк Ллойд Райт имел привычку в 3 часа ночи приниматься за работу и через несколько часов обратно отправляться в постель. Как правило, люди с большим творческим потенциалом редко придерживаются стандартного дневного распорядка.

Уединение

Чтобы максимально открыться для творчества, необходимо научиться конструктивно использовать уединение. Для этого многие таланты преодолевают свой страх перед одиночеством. Нередко креативщиков и художников окружающие воспринимают как одиночек, хотя на самом деле они таковыми не являются. Такое стремление к уединению может быть важным моментом в создании лучших работ.

Преодоление жизненных преград

Многие культовые произведения увидели свет в результате переживания их творцом душераздирающей боли и сильных эмоций. Нередко различные проблемы становятся катализатором, помогающим создать неповторимые и выдающиеся шедевры. Психология дала этому явлению научное название - посттравматический рост. Исследователи выяснили, что нередко сильное потрясение помогает человеку преуспеть в том или ином деле, а также открыть в себе новые возможности.

Поиск новых впечатлений

Многие креативные люди постоянно пребывают в поиске новых эмоций и впечатлений. К сожалению, некоторые из них, чтобы добиться такого эффекта прибегают к помощи алкоголя и наркотиков. Следует отметить, что талантливая личность всегда открыта для новых познаний, она достаточно интеллектуальна и любознательна. Переход из одного эмоционального состояния в другое - это некий двигатель для исследования и познания двух миров, внутреннего и внешнего.

Красота спасет мир!

Творческие люди, как правило, отличаются отменным вкусом, поэтому они постоянно стараются окружить себя красивыми вещами. Это могут быть не только детали одежды, но и элементы интерьера, картины, книги, украшения. По результатам некоторых исследований было выявлено, что певцы и музыканты демонстрируют повышенную восприимчивость и чувствительность к художественной красоте.

Соединение точек

Творческие личности способны находить возможность там, где другие ее попросту не замечают. Многие знаменитые писатели и художники считают, что творчество - это умение соединять точки, которые обычный человек не догадался бы соединить в такой последовательности. Если спросить гения, как он объединил эти вещи, он почувствует себя неловко, поскольку ответа на этот вопрос у него не будет. То, что для других является сложным, для творческого человека не составляет труда.

«Творческим людям тяжелее разобраться в себе, потому что они сложнее устроены», – считает психолог из Университета Нью-Йорка Скотт Барри Кауфман, много лет посвятивший исследованию творческого мышления. С психологической точки зрения, творческая личность едва ли поддается четким характеристикам. Такие люди парадоксально мыслят, испытывают неоднозначные чувства и избегают рутины. Невозможно создать портрет «типичной» творческой личности, но есть некоторые характерные особенности, которые отличают творческих людей от остальных.

М ечта тели

Творческие личности – всегда мечтатели, хотя им наверняка не раз твердили, что мечтать – это зря тратить время. Между тем, нейробиологи утверждают, что воображение активизирует в мозгу те же процессы, которые напрямую связаны с творчеством.

Внимание к деталям

Творческий человек повсюду видит новые возможности и активно впитывает информацию, которая становится основой для его самовыражения. Как говорил американский литератор Генри Джеймс, писатель – это человек, от которого ничто не ускользает.

С вои часы работы

Многие мастера пера, музыканты признавались, что свои лучшие работы они создавали либо очень рано утром, либо поздно вечером. Например, Владимир Набоков садился за работу с самого раннего утра, едва проснувшись. Люди с высоким творческим потенциалом не соблюдают стандартный распорядок дня.

В ремя для уединения

Бытует стереотипное мнение, что люди творческого склада – одиночки, но это не совсем так. Просто им больше, чем другим, нужно уединение – необходимое условие для создания новых работ. Это связано в функцией воображения – нужно давать себе время просто помечтать.

Превращение боли в творческий продукт

Многие из самых известных и любимых всеми песен, книг, фильмов были созданы в условиях душераздирающей боли, которую испытывали их авторы. Житейские проблемы часто становятся катализатором для творчества. В психологии это называют посттравматическим ростом: чедовек в состоянии использовать свои переживания и душевные травмы для существенного творческого роста.

Стойкость при неудач ах

Стойкость – крайне необходимое качество для творческого человека. Неудачи очень часто подстерегают креативных людей, но они умеют не делать из этого трагедии. И даже извлекать пользу.

П оиск новых впечатлений

Творческие люди любят новые впечатления, они постоянно ищут новые ощущения и пищу для ума, и это немаловажный фактор для творческого роста.

Н аблюда тельность

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей нередко помогает генерировать оригинальные идеи. К примеру, Марсель Пруст много лет провел, наблюдая за людьми и записывая свои замечания, что нашло отражение в его прекрасных книгах.

В ажные вопросы

Творческие люди ненасытны в познании. Они любят исследовать жизнь в о всех ее проявлениях и, даже взрослея, сохраняют детский интерес к новому. Через общение и глубокие размышления они постоянно задают себе массу вопросов, на которые ищут собственные ответы.

Р иск

Творческая деятельность, как правило, связана с риском – в самых разных аспектах жизни. Творчество – это акт создания чего-то из ничего, реализация того, что существовало лишь в воображении автора. Это занятие не для робких.

В озможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни – каждое мгновение они творят саму жизнь.

Внутренняя мотивация

Креативные личности опираются на свою внутреннюю мотивацию. Они действуют, руководствуясь прежде всего собственным внутренним желанием, а не стремлением к вознаграждению или внешнему признанию.

Преодоление собственн ых границ

Способность мечтать, которая отличает творческий ум, помогает выходить за пределы привычного взгляда на мир и исследовать другие способы мышления, а это крайне важно для создания чего-то нового.

Утрата чувств а времени

Творческие личности наверняка замечали, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или т.д., они находятся вне реального времени, в особом «состоянии потока». Это психическое состояние, в котором человек выходит за пределы сознания, достигая состояния повышенной концентрации и спокойствия.

Неприятие рутины

Разнообразие опыта имеет клоссальное, может быть, решающее значение для творчества. Креативные личности любят эмоциональные встряски, обожают узнавать новые вещи и стремятся избегать того, что делает жизнь однообразной и рутинной.

Невидимые возможности

И, наконец, самый важный момент, который отличается чрезвычайно творчески одаренных людей от всех остальных: это способность видеть возможности там, где другие их не замечают. Творчество – это умение соединять точки, которые другие никогда не догадаются соединить.

Вам также будет интересно:

Как понять, творческий вы человек или нет? Как понять, каким талантом обладает ваш ребенок, чтобы помочь ему в дальнейшем стать известной личностью? Все это вопросы, которые, так или иначе, но задает себе каждый человек.

Очень часто бывает, что люди нетворческих профессий мечтают проявить себя в чем-то интересном, необычном, оригинальном. Мечтают о том, как они могли бы стать великими певцами или актерами, но не получилось, не смогли проявить себя в определенный момент как творческую личность. Бывает и наоборот, когда творческие люди тяготятся своими талантами, способностями и мечтают об обычной жизни простых людей.

Итак, любая творческая личность должна обладать рядом способностей или талантом. Именно от способностей зависит глубина знаний, умений, навыков. Человека, развившего в себе талант до высшей степени, можно по праву назвать гениальным. Кроме вышеперечисленного, необходимо упомянуть еще и о том, что в этом огромна роль и интуитивного развития человека. Именно интуиция связана со способностями к творческому воображению, которое вызывает в сознании определенные воспоминания и создает благодаря им новые психологические образования. Очень часто супер-идеи приходят к человеку только в том случае, если он пробует соединить две различные идеи и уже на их основе создать что-то новое.

«Не используя дарованные вам способности, вы навлекаете на себя множество неудач и закрываете себе дорогу к успеху…». Стивен Грин.

Говоря о творческой личности, нужно отметить, что ей присущи такие качества, как нестандартность мышления, готовность к риску, любознательность, чувство юмора, остроумие, целеустремленность, упорство, работоспособность, сила воли, глубина и активность мышления, умение удивляться, восхищаться всем, что окружает. Давно известно, что творческие возможности человека могут быть безграничны. Именно способность человека творчески мыслить, демонстрирует его превосходство над другими живыми существами, живущими на нашей планете.

В любом случае основным условием проявления творчества считается владение определенными навыками, только так у человека появляется возможность сосредоточиться на главных моментах, от которых напрямую зависит успех его деятельности. Согласитесь, что чем лучше владеет человек определенными навыками, тем больше творчества он может внести в свою деятельность. Например, для того чтобы писатель создал талантливый роман, ему необходимо владеть навыками письменной речи, ведь в противном случае всё его внимание будет направлено на то, чтобы избежать ошибок в тексте.

Благодаря творческим людям создаются новые оригинальные предметы, которые обладают высокой ценностью для общества. К творческим людям относят учёных, музыкантов, художников, актеров, изобретателей, иными словами людей, занимающихся той деятельностью, в результате которой возникают новые материально и духовно значимые продукты. Продуктами творчества в данном случае мы называем здания, картины, книги и т. д. В основе всех изобретений, открытий, создания новых предметов искусства и литературы, рождения новых идей лежит нестандартное мышление, которое постоянно двигает человечество вперед.

Каждый человек должен стремиться раскрыться и реализоваться в этой жизни. Только самораскрытие и самореализация способны открыть смысл жизни и подарить счастье. И неважно, когда человек раскроется как творческая личность, ведь это может произойти как в детстве, так и в преклонном возрасте. Самое главное, чтобы раскрытие таланта все-таки произошло.

Помните, что гласит греческая пословица: «Человек достигает высот лишь в том, что ему по сердцу». Поэтому если хотите стать успешным музыкантом или художником, вы должны любить свое дело и чувствовать к нему призвание.