Вопрос первый. можно ли сомневаться в существовании бога и все-таки быть хорошим евреем

Из книги Билейские основы современной науки автора Моррис Генри

Как же все-таки быть с геологическими эпохами? Если геологические эпохи не удается согласовать с текстом Бытия, ни совмещая их с шестью днями творения (теория дня-эпохи), ни помещая их ранее (теория разрыва), и если мы действительно хотим принимать Библию за непреложную

Из книги Восемь вопросов об иудаизме автора Прейгер Денис

ВОПРОС ВТОРОЙ. ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА ОРГАНИЗОВАННАЯ РЕЛИГИЯ ИЛИ ЕВРЕЙСКИЙ ЗАКОН - РАЗВЕ НЕДОСТАТОЧНО ПРОСТО БЫТЬ ХОРОШИМ ЧЕЛОВЕКОМ …Цель законов Торы - утверждать любовь, сочувствие и мир среди людей. Моисей Маймонид(1135-1204) Иад Хазака, Хилхот, Шабат 2:3 Организованная религия

Из книги Начало пути христианина автора Борисов, священник Александр

Что ответить на вопрос о существовании Бога? Для некоторых людей ответ на этот вопрос совсем не труден. Одни из них, атеисты, просто отрицают существование Бога. Они считают, что в мире существует только то, что можно увидеть и потрогать, либо - что в мире так много зла,

Из книги Молот ведьм автора Шпренгер Яков

Первый вопрос о том, как начинать процесс Процесс по делам веры, как указано в «Extravagantia de accusatione, denuntiatione et inquisitione», может начаться по троякому основанию.1) Если кто-либо предъявит перед судьёй кому-либо обвинение в совершении преступления ереси или в покровительстве

Из книги Православная энциклопедия "Домашний доктор" в вопросах и ответах автора Авдеев Дмитрий Александрович

Четырнадцатый вопрос о том, как обвиняемая приговаривается к пыткам, как она пытается в первый день, и можно ли ей обещать сохранение жизни. Десятый акт судьи Когда судья решается прибегнуть к пытке обвиняемой, он составляет следующий приговор: «Мы, судья и заседатели,

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

50. Вопрос: Можно ли лечиться у неверующего, неправославного врача-психиатра? Конечно, лучше лечиться у православного врача. Но если такой возможности нет (верующих врачей, к сожалению, явное меньшинство), то можно обратиться на прием к специалисту, который не

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

72. Вопрос: Можно ли самостоятельно принимать снотворные таблетки? Казалось бы, чего проще: принял таблетку и уснул. Но далеко не всегда все так просто и замечательно. Во-первых, к большинству снотворных препаратов развивается привыкание. Человек со временем уже не может

Из книги Религии мира автора Хардинг Дуглас

144. Вопрос: Что можно порекомендовать желающему бросить курить? В качестве некоторых психологических рекомендаций могут быть полезны следующие:1. Наши вредные привычки во многом определяются нервозностью, тревогой, психоэмоциональным перенапряжением. Не забывайте об

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

4. Заповедь Божия - “не изображать!” - как все-таки с этим быть? Вопрос:Заповедь Божия - “не изображать!” - как все-таки с этим быть?Отвечает священник Александр Мень:Заповедь неотменима, и это правильно. Для чего была дана эта заповедь? Чтобы люди помнили, что

Из книги Совершай дело благовестника автора Бегичев Павел Александрович

Вопрос о существовании Бога Имеет ли значение, верит ученый в Бога или нет? Или, если быть точнее, имеет ли значение, верит он в объективную реальность божества, представленного на страницах Ветхого Завета Господом? В теории можно сказать, что это не имеет значения.

Из книги Том - Маленький Миссионер автора Хайнер Вольфганг

Религия - это не значит быть хорошим Давайте же проясним, чем религия не является. Во-первых, это не мораль. Это не значит, что нужно быть хорошим или творить добро. Многие атеисты были исключительно добродетельными людьми, и многие действительно религиозные люди были

Из книги Спор в иудейский новый год [илл. М. Горшман] автора Альтшулер Моисей Соломонович

Письмо 100 К. К., на вопрос, можно ли гадать на кресте Пишете мне, что на праздник святого Георгия в одном из сел наблюдали “гадание на кресте”. Вы видели, как люди вдоль поля “сажали” в землю кресты из тонких прутьев, и спрашиваете меня, что это за гадание. Сразу скажу Вам:

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

1. Принцип первый: Быть как, кормящая мать. Павел сравнивает свое отношение к новообращенным фессалоникийцам с поведением кормящей матери. Нам важно поучиться у кормилиц:Во-первых, кормилица знает свою основную задачу - кормить ребенка, поддерживать в нем жизнь,

Из книги автора

Как можно быть таким глупым В Великобритании на расстоянии двухсот километров к северу от Лондона находится город Дерби. В этом городе очень любят конный спорт. Периодически в нем проводятся международные соревнования - скачки лошадей, сделавшими его настолько

Из книги автора

Свидетельства очевидцев о существовании бога - Скажи, Мендель, когда ты начал верить в бога?- Когда начал верить в бога? Не знаю. Узнал я о существовании бога, надо думать, когда мне было два-три года. Узнал из утренней молитвы. Я думаю, что и ты тогда узнал о боге. Сколько

Из книги автора

1462. О борьбе с сомнениями. Отражение сомнений в существовании Бога, религии и свободно-разумной души. Как совместить Божие предведение с свободой человека Милость Божия буди с вами! Так вот где источник всех ваших мрачностей! "Являются мысли не свои, а чужие, совне

Вы когда-нибудь задумывались, почему вы сомневаетесь в себе? Для некоторых людей причиной тому будут какие-то детали их внешности, для других – социальный статус, ум или деньги. Если вы чувствуете, что другие люди вас осуждают, то в первую очередь задайте себе вопрос – почему для вас так важно мнение других людей? Как правило, причиной для сомнений является вопрос «А что другие подумают обо мне?». В этой статье вы узнаете о том, как обезоружить критика, живущего внутри вас, и найти конструктивные способы уменьшить чувство сомнения. Время начать жить снова!

Шаги

Часть 1

Определение причин ваших сомнений

Обращайте пристальное внимание на самокритику, связанную с другими людьми. Подумав, что кто-то «лучше вас», возьмите-ка эту мысль и, скажем так, внимательно ее изучите. Есть все шансы, что в итоге окажется, что вы всего лишь преувеличили какую-то особенность другого человека и преуменьшили при этом свою, не такую «идеальную».

Можно научиться быть уверенным, помните про это. Как и любой другой навык, уверенность в себе и умение принимать себя можно развить. Да, потребуется немало времени и практики, но это реально. Принцип "притворяйся, пока не получится" довольно часто применяется теми, кто хочет стать увереннее в себе – они действуют так, будто уже уверены, что заслуживают сострадания, уважения и любви (с учетом всех имеющихся недостатков)" - и со временем проникаются этой мыслью полностью.

  • Сделать шаг в сторону уверенности в себе (и, соответственно, в сторону от неуверенности в себе) можно, если начать применять на деле советы из этой статьи.

Часть 3

Работа над вашей реакцией
  1. Подумайте, судили ли бы вы других так же резко. Остановитесь на секунду и поверните эту самокритику вспять. Никто не идеален, и вы никогда не замечали оплошности окружающих вас людей до этого, так почему же они станут замечать ваши? Если вы не думаете или не говорите такие вещи о вашем друге, так почему же вы должны так думать о себе? Попробуйте быть другом для самого себя. Некоторые способы это сделать :

    Испытывайте себя. Это эффективный способ. Когда вы хотите сделать что-то, что прибавит уверенности и принесет удовольствия, но не можете из-за страха, тогда и испытайте себя.

    • Например, скажите себе: «Я смогу поставить себя в неловкую ситуацию и при этом выглядеть дураком», другой пример – подойдите к этой девушке/парню и поговорите с ней/ним, даже если в этом нет смысла. Но не проклинайте себя и не ругайте, даже если вы не справились с испытанием, а лучше похвалите себя за попытку.
  2. Посмейтесь над собой. Да, именно так – не унижая себя, но скромно и остроумно, чтобы принять себя (не идеального) и то, что вам все равно. Когда вы уроните банку с вареньем на пол и со страхом будете смотреть, как она разлетается на мелкие осколки, начните смеяться над вашей неуклюжестью, шутя о том, что вам просто необходим двухсторонний скотч – и потом извинитесь и уберите за собой.

    Пусть будет так, как есть – не зацикливайтесь на этом. Не беспокойтесь о триггерах ваших сомнений слишком сильно. Если вы чувствуете возрастающее сомнение, скажите себе, что все будет хорошо. Заметьте это чувство, но только со стороны, а не в себе, и позвольте ему ускользнуть и пройти через вас, не задерживаясь. Ведите себя так, как ведут знаменитости, лидеры или друзья, которых вы уважаете; эти люди делают ошибки, но поднимаются снова и продолжают свой путь без тяжкого груза ожидания других людей или их критики.

    • Несколько слов о критике. Научитесь различать полезную, конструктивную критику людей и ненавидящую, разрушительную критику, которая мешает и, чаще всего, исходит от ревнивых и злобных людей. Вам не нужно общаться со злыми людьми, так что не принимайте их грубость всерьез.
    • Научитесь отвечать на критику. Вас незаслуженно критикуют? Держите наготове заранее заготовленные ответы, чтобы выйти из ситуации с достоинством и без потерь для нервов (своих и чужих). Так вас никто не сможет застать врасплох, обезоружив и ошеломив. Помните - побольше доброты и не усложняйте! Можно отвечать примерно так:
    • "Удивительно, что ты почувствовал необходимость сказать такое. Вот только говорить со мной так не надо."
    • "Я хочу, чтобы ты знал о том, что со мной так резко говорить не надо. Поменьше критики, хорошо? Я стараюсь изо всех сил, и твое мнение мне не нужно.

Часть 4

Полезная работа над собой
  1. Поработайте над самоуверенностью . Сделайте усилие, чтобы получить более глубокое понимание вашей же собственной значимости. Замените ваши переживания о том, что другие люди думают о вас, на внимание к собственным целям, достижениям и прогрессу.

    Будьте правдивы. Не делайте из мухи слона и не лгите себе, держитесь искренней правды. Например, если однажды вы наденете странную одежду, и люди будут на вас смотреть, а вы подумаете: "Эх, всем она не нравится’, то спросите себя: «Неужели никому она не нравится? Не найдется ни одного человека, которому она понравилась?»

  2. Будьте собой! Будьте искренним, а затем попробуйте измениться, если вы действительно того хотите. Отвечайте за свои действия, ошибки и интересы, другими словами, за все - и хорошее, и плохое.

    • Например, если вы хотите перебороть тревожные чувства, тогда сперва осознайте, что у вас есть проблема со страхом, а потом постарайтесь ее решить.
  3. Работайте над собой. Вы должны осознать, что вы являетесь частью этого мира, как и другие люди. Это факт жизни, и никто не может его у вас отнять. Это ваше право с рождения. Поймите, что никто не лучше или важнее вас.

    • Тем не менее, вы обязаны сделать это ради себя и других, чтобы быть лучшей версией себя самого. Старайтесь выделять лучшее, что в вас есть и делитесь этим с окружающими. Это поможет вам и обществу, которое вас окружает.
  4. Примите себя, как самого себя, вне зависимости от окружающих факторов. Чувство “Я” – постоянно. Если вы вспомните ваше детство, и подумаете о вашем “Я”, оно всегда оставалось таким же, вне зависимости от возраста или ситуации. “Я” ни от кого не зависит. Оно не меняет размер на больший или меньший, возможно только вы ощущаете, что оно изменяется или зависит от чего-то. Так что поймите в глубине вашей души, что ваше существование ни от кого не зависит. Такие мысли будут хорошим началом для работы над самоуверенностью.

    • Как сказала Джуди Гарланд: "Будьте собой вместо того, чтобы быть чьей-то другой версией”. Попробуйте это сделать.
  5. Старайтесь не защищать себя постоянно. Будьте готовы признаться, когда вы сделали что-то не так, потому что это, на самом деле, не конец света. Все делают ошибки. Просто извинитесь. И забудьте.
  6. Порой кто-то будет попытаться вас обидеть, если почувствует вашу слабость (это излюбленный способ всех обидчиков – найти слабость и копать под нее). В такой ситуации уйдите или просто откажитесь от этих во всех отношениях лишних проблем. Не тратьте ваше время на попытки угодить недовольным или поддерживая их недостатки, спроецированные на вас.
  7. Вы - свой же собственный худший критик. Перестаньте себя осуждать, тогда и другие не будут этого делать.


Сомневаться

Сомнева́ться

глаг. , нсв. , употр. часто

Морфология: я сомнева́юсь , ты сомнева́ешься , он/она/оно сомнева́ется , мы сомнева́емся , вы сомнева́етесь , они сомнева́ются , сомнева́йся , сомнева́йтесь , сомнева́лся , сомнева́лась , сомнева́лось , сомнева́лись , сомнева́ющийся , сомнева́вшийся , сомнева́ясь

Если кто-либо сомневается в ком-либо, в чём-либо, то это означает, что этот человек точно не знает, что кто-либо прав и ему можно доверять или что-либо соответствует действительности и на самом деле произойдёт (произошло) и т. п.

Нисколько не сомневаться в успехе дела. | Сомневаться в истинности чьих-либо слов. | Не сомневаться в чьих-либо способностях, достоинствах, чувствах, уме. | Я сомневаюсь, что они приедут.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Смотреть что такое "сомневаться" в других словарях:

    СОМНЕВАТЬСЯ, сомневаюсь, сомневаешься, несовер. 1. с придаточным предложением, в чем и (разг.) насчет чего. Испытывать сомнение, быть неуверенным в чем нибудь, нетвердо верить во что нибудь. Сомневаться в истинности чего нибудь. Сомневаться в… … Толковый словарь Ушакова

    Колебаться, затрудняться, не решаться, не верить, извериться, подвергать сомнению, быть в сомнении насчет чего. Дейст. форма: Смущать. В первую минуту он отчаялся в возможности очищения. Толст. .. См. медлить … Словарь синонимов

    СОМНЕВАТЬСЯ, аюсь, аешься; несовер., в ком (чём) и с союзами «что» и «чтобы». Испытывать сомнение относительно кого чего н. С. в успехе дела. Сомневаюсь в том, что он придёт (чтобы он пришёл). Не сомневайтесь, не подведу (будьте совершенно… … Толковый словарь Ожегова

    сомневаться - сомневаться, устарелое и в просторечии сумневаться, сумлеваться … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Несов. 1. Испытывать, выражать сомнение в истинности, возможности чего либо; нетвердо верить во что либо. 2. Не быть уверенным в ком либо; не вполне доверять кому либо. 3. Испытывать нерешительность, колебание (решая какой либо вопрос,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Сомневаться, сомневаюсь, сомневаемся, сомневаешься, сомневаетесь, сомневается, сомневаются, сомневаясь, сомневался, сомневалась, сомневалось, сомневались, сомневайся, сомневайтесь, сомневающийся, сомневающаяся, сомневающееся, сомневающиеся,… … Формы слов

    сомневаться - сомнев аться, аюсь, ается … Русский орфографический словарь

    сомневаться - (I), сомнева/юсь, ва/ешься, ва/ются … Орфографический словарь русского языка

    сомневаться - 1. Syn: подозревать 2. Syn: колебаться, раздумывать, быть в нерешительности … Тезаурус русской деловой лексики

    Аюсь, аешься; нсв. в ком чём. (с придат. дополнит.). Испытывать сомнение, не быть уверенным в ком, чём л. С. в успехе дела. С. в истинности чьих л. слов. Опасность грозит серьёзная в этом не сомневаюсь. Не сомневаюсь, что он больше не придёт.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • , Синсеро Джен. "Миру плевать на тараканов в твоей голове. Хочешь сидеть и повторять себе:" Я не способен перестать обжираться" или" Работа от звонка до звонка - мой предел"-сиди и повторяй! Твое святое…
  • Будь дерзким! Перестань сомневаться в своем величии и сделай жизнь грандиозной , Синсеро Д.. Миру плевать на тараканов в твоей голове. Хочешь сидеть и повторять себе: "Я не способен перестать обжираться" или "Работа от звонка до звонка – мой предел" - сиди и повторяй! Твое святое…

Нужны ли сомнения.
О сомнениях в разных психологических заметках написано чаще всего с отрицательной стороны, но так ли уж плохо позволить себе усомниться?, и может ли быть такое, что от сомнений, определённо, есть какая-то польза? Попробуем разобраться.
Да, вопрос о пользе сомнений двойственный: с одной стороны, если человек постоянно сомневается, и это становится уже выработанной чертой характера, то в таком случае, разумеется, сомнения ослабляют волю личности, она становится слабой. Вечно сомневающаяся личность не достигнет успеха. Такой человек не в состоянии принять никакое ответственное решение (особенно, когда это надо сделать быстро), он часто труслив и консервативен. В таком случае, в одной из вариаций линии судьбы, сомнения делают жизненную позицию очень неуверенной, шаткой, размытой, в другой вариации – человек может стать закостенелым скептиком (часто – желчным и очень злостным), который, никогда, никому и ничему не верит, вечно сомневается во всём и пускает свои колкости, часто раня при этом других людей.
Однако, сомнения не так уж и плохи, особенно если эффект от сомнений продуктивный. В таком случае, это уже не столько сомнения, сколько уже размышления. Сомневаться для человека вполне естественно, и даже необходимо, когда требуется принять решение по вопросу, предполагаемому два или более варианта, и человек взвешивает все «за» и «против», размышляет о том, какой из вариантов подходит ему более всего, просчитывает дальнейший исход ситуации, и только после этого принимает решение. В данной ситуации сомнения не показатель неуверенности, как черты характера, или слабости, это в первую очередь логический анализ ситуации при недостаточности информации. Размышления – нормальный психологический процесс, протекающий в сознании. «Сомнение активизирует, дисциплинирует мысль, делает ее более ответственной», А. Лень.
Сомнения такого рода помогают выждать время, лучше понять карту событий, не сделать неверных и поспешных выводов, которые могут привести к нежелательным последствиям. Сомнения возникают, когда у человека нет уверенности в его дальнейшем ходе, особенно когда этот ход очень ответственный. В этом случае сомнения – не есть какой-либо соблазн, это качественный преобразователь личности. Здесь надо сделать поправку: сомнения полезны лишь тогда, когда данный ход еще не сделан. Но когда решение уже принято и шаг сделан, здесь сомневаться уже поздно: колесо запущено, и цепь причин-следствий образовалась.
Чем выше у человека уровень понимания, чем больше у него развито вИдение ситуации, тем меньше у него как догматики, так и сомнений. Но пока личность не достигла должного уровня развития сознания, то сомнения (в качестве размышлений) могут послужить хорошую службу. Каждый человек наверняка сомневался относительно разных жизненных вопросов: по поводу кого-то из друзей, выбора спутника жизни, ситуации на работе, или о каком-то своем поступке, шаге, и это неплохо: ведь в данном случае подобные размышления выступают в роли мотивации к ответственности за последствия. Убивают ли сомнения наши желания, веру, мечты? Если сомнения стали основной чертой личностной характеристики – то да, безусловно. Но только в этом случае. Если же сомнения способствуют рассуждению, типа «а действительно ли это моё желание, или мечта», «на самом ли деле я хочу заложить свою энергию, силы, иногда и всю жизнь, чтобы у меня было то-то и то-то», «стоит ли так рисковать чем-то дорогим мне, чтобы получить желаемое», то в этих вариациях от сомнений лишь польза. В таком случае сомнения помогают глубже понять себя, свою натуру, своё скрытое «я». Кроме того, сомнения служат своего рода предохранителем ничего не принимать на слепую веру. Это послужит для сознания защитой от разного рода манипуляций и манипуляторов, но здесь главное, чтобы сомнения не превратили человека в сплошного негативиста-нигилиста.
Incertus animus dimidium sapientiae est - Сомнение - половина мудрости...

Сомневайся…
Раздумьями проложен путь,
Только глупый не знает сомнений…
Пытайся…
Настойчивым, упорным будь,
Свободным от чужих воззрений…
Встань!
Если упал – отдышись и вставай,
Просчитывай ход свой на шахматном поле…
Знай!
Поверишь в себя – и удача твоя,
Без веры в себя нет ни силы, ни воли…

Вот эти "веские причины" мы и излагаем вдвоем с Телушкиным - моим закадычным другом еще со школьной скамьи. Позвольте заметить, что идеи, которые мы излагаем в этой книге, отнюдь не новы. Мы просто пытаемся воссоздать для наших сверстников, для нашего поколения все то, что Исайя и другие пророки уже давно провозгласили - для ВСЕХ поколений.

"Еврейский народ, - сказал Абрахам Джошуа Хешель - это вестник, который забыл свою весть". Предлагаем вам эту весть - устами двух людей, двух отпрысков иудаизма и западной мысли.

ДЭНИС ПРЕЙГЕР

Как-то мы летели с Дэнисом рейсом дальнего следования, и Дэнис спросил стюардессу, знает ли она, что такое кошерная пища. "О, это просто продукты, благословленные раввином", ответила девушка. Заинтригованный таким объяснением, я обратился с тем же вопросом к другой стюардессе на обратном пути. И получил тот же ответ. Правда, на этот раз девушка поинтересовалась: "А что если раввин благословит свинью, свинина тоже станет кошерной?" Стараясь казаться серьезным, я ответил: "Нет, свинья не станет кошерной, но раввин перестанет быть кошерным". Стюардесса рассказала нам, что имеет некоторое представление о законах кашрута: когда-то она встречалась с евреем…

Я находился в раздумье весь остаток полета. Законы кашрута, думал я, предписывают евреям вот уже многие тысячи лет, что убивать животное для пищи следует как можно менее болезненно (для животного), что еврею нельзя есть ЛЮБУ Ю живность по прихоти и что еврею нельзя быть ОХОТНИКОМ. Сегодня, думал я, кашрут, как, впрочем, и иудаизм в целом, после трехтысячелетнего традиционного стремления к нравственности, превратился просто в мистический ритуал: многие искренне верят в то, что где-то в США куры маршируют мимо раввина, благословляющего их для "кошерной пищи". Смешно и грустно… Иудаизм для меня - суть и соль жизни. В шестилетнем возрасте я поступил в еврейскую школу, где изучал иврит и иудаизм по четыре часа в день. В юношеском возрасте я освоил Закон, еврейскую теологию, историю еврейства. Любовь к иудаизму была привита мне еще моим дедом, раввином Ниссеном Телушкиным. благословенна память о нем. Я никогда не забуду, как дед поцеловал меня в макушку за несколько недель до своей кончины, когда я объявил о своем намерении учиться на раввина. Дед был раввином с 1902 по 1970 год. Для меня он был олицетворением иудаизма. И я мечтал продолжить семейную традицию…

Вторым вдохновляющим примером были мои родители. создавшие вокруг меня атмосферу широты мышления и глубокого интереса к иудаизму. Ну, а третьим вдохновляющим фактором был мой однокашник Дэнис Прейгер: эмоционально и интеллектуально мы всегда были с ним "на одной волне". В течение семнадцати лет мы пробирались вместе сквозь дебри жизненных трудностей, проникая все глубже и глубже в бездны премудростей иудаизма…

Должен признаться, что я не всегда в ладах с Богом. Любой религиозный еврей, познавая трагические аспекты еврейской истории, непременно будет отвечать меткому определению Эли Визеля: "Еврей может любить Бога или ссориться с Ним, но он не может Его игнорировать ".

К сожалению, большинство современных евреев отличаются именно последним", они игнорируют и Бога, и иудаизм. Они забывают смысл слов, повторяемых тысячелетиями". "Миссия евреев заключается в совершенствовании мира по закону Бога". Смысл еврейского существования отнюдь не в том, чтобы есть еврейские блюда и рассказывать еврейские анекдоты, пересыпая речь выражениями на идише. Смысл - в борьбе против зла, в уменьшении страданий человечества. Мне больно видеть, как часто забывается эта простая заповедь… Наша книга - попытка напомнить о ней. Напомнить всем - евреям и неевреям. Стюардессам и их кавалерам.

ИОСИФ ТЕЛУШКИН

ВОПРОС ПЕРВЫЙ.

МОЖНО ЛИ СОМНЕВАТЬСЯ В СУЩЕСТВОВАНИИ БОГА И ВСЕ-ТАКИ БЫТЬ ХОРОШИМ ЕВРЕЕМ

"Бог, возможно, имеет свои соображения, не давая нам уверенности в своем существовании. Одним из таких, очевидных для нас, соображений является способность человека сотворять себе кумиры из любой уверенности и обращать эти кумиры себе во зло. Догматики - фашисты, коммунисты и даже некоторые догматики-ученые - продемонстрировали это явление человечеству нынешнего века…"

Эмануэль Ракман "Состояние еврейской веры"

"Если верующий человек с трудом объясняет себе причину существования зла, то атеист сталкивается с гораздо большим числом необъяснимых вещей. Реальность подавляет атеиста своей вездесущей необъяснимостью: законы природы. инстинктивная мудрость насекомых, мозг гения и прозорливость пророка… Вот тут, пожалуй, и заложен рациональный смысл веры в Бога. Вера в Него является пока наилучшим объяснением загадок мироздания".

Милтон Стайнберг "Анатомия веры"

СОМНЕНИЕ

Существует ли Бог? Это, пожалуй, самый сложный вопрос бытия человеческого. В зависимости от ответа на этот вопрос коренным образом меняются судьбы отдельных людей и целых народов.

Но, невзирая на всю важность этого вопроса, серьезная дискуссия о Боге обычно остается делом теологов и философов. Мы, простые смертные, приходим к примитивному ответу на этот вопрос еще в раннем детстве и, как правило, придерживается нашего мировоззрения - бездумно и безоговорочно - в течение всей остальной жизни.

Поэтому, на наш взгляд, разговор об иудаизме следует начать именно с вопроса о существовании Бога. Прежде всего рассмотрим отношение иудаизма к наиболее распространенному сегодня представлению о Боге, которое можно выразить одним словом: сомнение. Итак, можно ли сомневаться в существовании Бога и оставаться хорошим евреем? Да! Верить в Бога временами трудно. Кризис веры - явление вполне закономерное, и признание такого кризиса не является для еврея чем-то "антирелигиозным". Мы насчитали четыре важные причины, по которым сомнение в существовании Бога не является препятствием на пути к становлению "хорошим евреем".

1. Иудаизм ставит ДЕЙСТВИЕ выше ВЕРЫ

Поведение, конкретные дела человека значат больше, нежели провозглашаемая им вера. Талмуд приписывает

Богу высказывание, уникальное среди религиозных писаний: "Пусть лучше евреи забудут Меня, но будут следовать Моему Закону" (ибо, добавляет Талмуд, следуя законам иудаизма, евреи все равно вернутся к Богу. Иерусалимский Талмуд Хаггига 1:7) Согласно иудаизму, еврей может сомневаться в существовании Бога, но оставаться хорошим евреем, пока он следует еврейскому Закону. И наоборот, как бы свято еврей ни верил в Бога, он не будет "хорошим", если действует против Закона. Мы, конечно, не отрицаем уверенности в существовании Бога в рамках иудаизма. Мы просто отмечаем, что иудаизм можно исповедовать и практиковать вне зависимости от степени веры в душе отдельного человека. Вы можете органически вплести иудаизм в вашу повседневную жизнь, изучая его и следуя его законам, одновременно сомневаясь в существовании Бога. Еврейское образование и следование еврейским традициям сами по себе являются важными и ценными как для отдельного человека, так и для общества в целом. Более того, наш собственный опыт подтверждает существующее мнение, что, изучая иудаизм и живя в нем, человек приходит к вере в Бога гораздо более органично и естественно. Талмуд подчеркивает, что мужчина или женщина могут обратиться к иудаизму по причинам, весьма далеким от веры в Бога (по этическим или рациональным соображениям), но в конечном итоге они придут к Нему. (Песахим, 50-6)