Вопрос: Чем, по мнению Зубатова С.В., опасна антиправительственная пропаганда? Что должно противопоставить ей правительство.

В истории развития социал-демократического движения в России очень важную роль сыграла «зубатовщина». Что это такое? Как она появилась? Долго ли просуществовала? Это три главных вопроса, повлиявших на дальнейшее развитие революционных настроений в тогдашнем монархическом государстве.

Само понятие «зубатовщина» кратко определяется как действие царского режима по отношению к рабочему вопросу, возникшему в Она была направлена на то, чтобы отвлечь огромные массы людей от политической борьбы с монархической властью и преобразовать это движение в вынесение только лишь экономических требований к правительству. Откуда же появилась «зубатовщина», что это такое и каковы ее предпосылки? Об этом вы сможете узнать из нашей статьи.

Определение

Прежде всего необходимо разобраться в самом понятии. Итак, «зубатовщина» - это своеобразная борьба с царизмом в 1901-1903 годах. Ее инициатором стал, как ни странно, начальник охранного отделения города Москвы С. В. Зубатов при поддержке официальных властей.

Кроме того, «зубатовщина» - это провокаторская попытка правительства царской России отвлечь людей от революционной борьбы против самодержавной политики. Народ пытались втянуть в искусственно созданные монархические рабочие организации.

Также «зубатовщина» - это особая форма борьбы, с помощью которой Российская империя пыталась подавить все более возрастающее влияние социал-демократов на рабочий класс.

Обнаружение

В самом начале ХХ века главой охранного отделения города Москвы был некий Именно благодаря ему были раскрыты и уничтожены многие из существующих в то время революционных организаций. В 1896 году сотрудники обнаружили одно из первых обществ социал-демократического толка, называемое «Московским рабочим союзом», который был создан путем объединения нескольких политических кружков.

В результате проводимых допросов арестованных заговорщиков Зубатов впервые столкнулся с одним необычным явлением. Дело в том, что всех задержанных можно было разделить на две группы. В одну входили интеллигенты-революционеры, а в другую - простые рабочие. Все они видели происходящее вокруг них по-разному. Так, интеллигенты осознавали, за что их привлекли к ответственности. А вот рабочие никак не могли сообразить, в чем же именно их обвиняют. Они не видели политической подоплеки в своих действиях.

Начало социал-демократического движения

Разобраться во всем Зубатову помогла специальная литература. Можно сказать, что в этот момент он впервые обнаружил существование социал-демократического течения. Он выяснил, что, начиная уже с 1890 годов, многие организации стали брать на вооружение принципы немецких заговорщиков.

Германские социал-демократы сумели объединить в одно целое политические составляющие революции с экономическими потребностями рабочих. Их учение состояло в том, что добиться выполнения своих требований они смогут лишь путем проведения социальной революции. Они вели умелую пропаганду в рабочей среде. Цель социал-демократов состояла в том, чтобы привлечь в свои ряды из числа городского пролетариата как можно больше людей, которые впоследствии превратились бы в мощную революционную армию.

Идея Зубатова

Изучив специальную литературу и осознав всю опасность, которую в себе таят начальник охранного отделения понял главное: одними репрессивными мерами ничего не добиться. Зубатов был уверен, что обессилить это движение удастся лишь в том случае, если убрать главную его составляющую - рабочий класс. А для достижения этой цели нужно было, чтобы сама действующая власть перешла на сторону людей и поддержала их борьбу за

Поэтому в апреле 1898 года самим Зубатовым была составлена и тут же представлена обер-полицмейстеру Д. Ф. Трепову некая записка. В ней была довольно подробно описана программа мер по улучшению положения рабочих.

Далее записка попала в виде доклада на стол генерал-губернатора города Москвы, коим являлся Великий князь Сергей Александрович. Замысел Зубатова ему понравился, и он дал разрешение на проведение разъяснительных занятий для рабочих.

Суть идеи

В то время как проводились допросы задержанных, Зубатов пытался доказать, что власть сама по себе не является для них врагом, что даже при монархическом строе можно добиться удовлетворения всех своих экономических требований. Но для этого нужно уяснить разницу между революционным и рабочим движениями. Если в первом случае присутствуют идеологические интересы, то во втором целью являются деньги.

Такое разъяснение Зубатова возымело успех. Убежденные его словами, люди начали проводить агитацию в своей среде, и через какое-то время поступило первое прошение о создании общества рабочих.

Основные положения

Таким образом, Российская империя начала бороться с социал-демократическими организациями на своей территории методом, который впоследствии получил название «зубатовщина». Кратко его можно изложить в нескольких пунктах.

● Замена революционного на эволюционное учение. Если первое предполагает вооруженное свержение власти, то второе не приемлет насилия ни в одной из его форм или видов.

● Пропаганда всех преимуществ самодержавия, касающихся социальных отношений. Главным критерием выдвигалось то, что монархия сама по себе склонна к справедливости, ей чужды все насильственные действия.

Твердое убеждение в том, что самодеятельность полностью заканчивается там, где вступают в силу права власти, т. е. переход за эту черту является недопустимым своеволием. Все изменения в стране должны исходить от правительства и исключительно через него.

● Разъяснение существующей разницы между революционным и профессиональным движениями. Первое занимается насильственной реформой всех классов, а второе - только своими насущными интересами.

Развитие движения

Весной 1901 года с разрешения обер-полицмейстера Трепова группа московских активистов создала «Общество взаимопомощи рабочих механического производства». Зубатов снабдил их специальными брошюрами. В них говорилось о профессиональном рабочем движении.

Кроме того, в этом же году в Москве начали проводить лекции для народа, которые пользовались большой популярностью. Все собрания проходили под присмотром агентов Зубатова, которые были в курсе всех событий, происходящих в городе.

В это время был создан специальный Совет рабочих, который принимал жалобы от людей, а также защищал их интересы в случаях каких-либо попыток притеснения со стороны фабрикантов. Таким образом, Трепов с Зубатовым оказывали поддержку Совету. Кроме того, они также производили давление на фабрикантов. Результатом их работы стала организованная на шелковой мануфактуре забастовка, длившаяся в течение целого месяца.

Такой ошеломительный успех Общества, которое отстаивает интересы рабочих, начал приобретать поистине легендарные черты. После этого зубатовское движение сделало практически невозможным существование какой-либо социал-демократической пропаганды в Москве.

Ликвидация

Поначалу деятельность Общества была очень успешной, многие рабочие посещали эти собрания. Но к 1902 году социал-демократы поняли опасность, которую таит в себе зубатовское движение. Они пустили слух, что Общество - это всего лишь полицейская ловушка, созданная с единственной целью - выявить лиц, недовольных монархическим строем. Рабочие, которые сотрудничали с Зубатовым, получили статус врагов, а «зубатовщина» - определение «провокация».

Пропаганда социал-демократов оказалась весьма действенной, и новое Общество было дискредитировано. Теперь профессора отказывались читать лекции на собраниях, так как их предупредили, что в случае согласия они будут пригвождены к позорному столбу.

Весной 1903 года начались массовые забастовки на юге страны, сопровождавшиеся политическими демонстрациями. Влияние социал-демократов стало стремительно укрепляться. Летом того же года волна демонстраций дошла и до Одессы. В волнениях приняли участие и «зубатовцы».

На фоне всевозрастающих забастовок и недовольства фабрикантов вмешательством властей в их отношения с рабочими, правительство приняло решение отказаться от проводимой им политики. В результате этого летом 1903 года все зубатовские организации прекратили свое существование. Сам движения был отстранен от работы и вскоре отправлен в ссылку.

Так что такое «зубатовщина» в истории? так называемого полицейского социализма. Главной ее целью было подорвать рабочее политическое движение, создав легальные организации, борющиеся лишь за достижение экономических преференций. И, кроме того, «зубатовщина» - это всего лишь показная защита людей под жестким контролем полицейских органов и властей.

Вопрос:

Чем, по мнению Зубатова С.В., опасна антиправительственная пропаганда? Что должно противопоставить ей правительство?

Ответы:

По мнению начальника Московского охранного отделения Зубатова, который контролировал рабочее движение, антиправительственная пропаганда опасна прежде всего тем, что незамедлительно последуют репрессивные меры. А потом, он пытался убедить рабочих, что правительство может улучшить их положение. Он боялся революционных настроений среди рабочих и девизом его внутренней политики было поддержание равновесия среди классов.

Похожие вопросы

  • 1. переведи в неправильные дроби числа....Перевел 1). 129. 2). 119. 3). 105. 4). 130. 5). 109. 6). 125 2-ое задание задачки. " Найди наибольший и наименьший из числителей полученных дробей. Сделано это "105 и 130" (НАВЕРНОЕ) 3. НЕ МОГУ " Вычисли их разность" 4. Вычисли их произведение. 5. Узнай,во сколько раз произведение больше разности.... ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРНОСТИ. 3. (не могу) если что-то неправильно объясните....умоляю....срочно надо
  • 1)Цена билета в кино была 20 руб. После снижения цены число зрителей увеличилось на 25%, а выручка возросла на 12,5%. Сколько стал стоить билет? Дайте ответ в рублях. 2)В трёх ящиках лежали яблоки. В первом ящике на 6 кг меньше, чем в двух других вместе. А во втором – на 10 кг меньше, чем в двух других вместе. Сколько килограммов яблок в третьем ящике? Дайте ответ в килограммах.
26.02.2015 3556 515 Ахметова Айсылу Зайтуновна

Цели: выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.
Задачи: ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?
УМК: атласы, карта «Революция 1905-1907гг»,тестовые задания, раздаточный материал «Из петиции», портреты Николай II, Зубатова.
Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь.
Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Ход урока Содержание и приемы работы учителя Содержание и приемы работы учащихся
I.Организацион-ный момент
(2-3 мин.) Учитель приветствует учащихся:
-Здравствуйте, ребята!
Учитель отмечает отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя стоя.
Дежурный ученик называет фамилия отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
(4 мин.) Учитель:
- Ребята. Сейчас, для проверки своих знаний по пройденному материалу, проделаете тестовые задания
(см. Приложение 1). Задание 1(выполняют тестовые задания).
III. Изучение нового материала
(25 мин.)

1. 1.Антиправительственные движения.
2. Работа с учебником.
3. Учитель: - Раскроем данный вопрос по тексту учебника (стр.35).

Зафиксируем результаты работы в схеме (запись на доске и в тетрадях) Приложение 2.
2. «Зубатовский социализм»
- Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову. (портрет)
- Далее поработаем с документом: Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?
Что должно противопоставить ей правительство?

3.Задачи революции.
С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Ре-волюция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократичес-кие права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевла-дение.
В решении этих задач были заинте-ресованы самые широкие слои насе-ления- крестьяне, рабочие, предпри-ниматели, интеллигенция. Они при-няли активное участие в революции.
Толчок к началу революции дала дея-тельность священника одной из - церквей Георгия Гапона. Плохо раз-бираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».
3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула за-бастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предпри-ятия Петербурга. Забастовка стано-вилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить гран-диозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В вос-кресенье 9 января более 140тыс. ра-бочих, их жён и детей с хоругвами, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.
- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?
Работа с документом.
Вопросы к документу:
-Каков характер приведённых требований?
-О чём просят рабочие царя?
-Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.
-Можно ли петицию назвать призывом к революции?
-Какой современный документ она вам напоминает?

4. «Кровавое воскресенье»
- К великому сожалению, по приказу царя, войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».
Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В раз-ных районах города появились баррикады.
По справедливому замечанию А.М. Горь-кого, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II. Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.Своими залпа-ми царские войска дали сигнал к началу 1-й русской рев – ции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения. В той ситуации, которая сложи-лась в России, любой повод мог стать искрой.
- Это был повод или причина революции?
- Какие причины толкнули народ к революции?
5. Начало революции.
-Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна за-хлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения стано-вится Москва. Московское восстание яви-лось высшей точкой революции.Правитель-ство было застигнуто врасплох этим револю-ционным взрывом.Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.В правительственных кругах заго-ворили о необходимости уступок. Серьёз-ность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуж-дена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершен-ствовании государственного порядка».
6. Итоги революции.

Резюме:
- Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом. Задание 2.
Учащиеся работают с текстом параграфа и по заданию учителя самос-тоятельно определяют причины первой россий-ской революции:
- Первыми подали голос студенты, потребовав-шие восстановления университетской автономии.
-Возобновились забастовки рабочих.
- В массовую борьбу стало вступать крестьянство.
-После начала русско-японской войны прокатились волны выступлений в армии и на флоте.
Задание 3.
Учащиеся работают со схемой.

Задание 4.
Учащиеся знакомятся с документом (прочитывают материал Приложение 3.)
Примерный ответ учащихся: - По замыслу Зубатова необходимо было вну-шить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с само-державной властью. На фабри-ках были избраны старосты, но запрещалось рабочим учас-твовать в эконом. забастов-ках. Но в прокатившейся ши-рокой стачечной волне актив-ное участие приняли члены зу-батовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.

Задание 5.
Учащиеся работают с документом на стр. 42:
«Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г»

Задание 6.
Работа по карте и атласам.

Задание 7.
Учащиеся выписывают в тетрадь главные понятия; работа с учебником (стр. 40-41) и в тетради.

IV. Закрепление
(8 мин.)

V. Выставление оценок.
(3 мин.)

VI. Домашнее задание
(2 мин) 4. Заключительная беседа по вопросам:
- Когда произошла первая русская революция?
-Что послужило поводом к революции?
-Назовите причины революции.
-Какие социальные слои участвовали в ней?
-Были ли решены проблемы, которые породили революцию?
-Какой главный итог революции?
Подведём итоги:
- Что изменилось в России после революции?
Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.
- Можно ли было избежать революции?

Прочитать параграф 6,
ответить на вопросы 1,2,5,6 на стр. 42
По желанию учащиеся могут написать доклад на темы:
а) «Сравнение российских либеральных партий в начале XX века и в начале XXI века.»
б) «Мое отношение к революции 1905-1907 гг.»
5. Учащиеся отвечают на вопрос, подводят итог.

Первая российская революция способствовала демократизации государства и общественной жизни, улучшила положение рабочего класса и национальных меньшинств, но не разрешила главной проблемы малоземелья крестьян.

Учащиеся ставят в дневник оценки, записывают домашнее задание.

Учитель истории и обществознания: Ахметова А.З.

Приложение 1.

Тестовые задания для проверки домашнего задания.
1.Соотнесите события и даты:
а)1896г.
б)1898г.
в)1899г.
г)1904-1905гг.
д)1907г.
1)Гаагская международная конференция по разоружению;
2)китайско-русское соглашение о строительстве КВЖД;
3)русско-японская война;
4)англо-русские соглашения о разделе сфер влияния в Персии, Афганистане, неприкосновенности территории Тибета;
5)китайско-русское соглашение об аренде Ляодунского полуострова.
2. Кто здесь лишний и почему?
а) С.Ю. Витте.
б) А.Н. Куропаткин
в) С.О. Макаров
г) З.П. Рожественский
3. Что здесь лишнее и почему?
а) Мугден
б) Ляоян
в) Порт-Артур
г) Цусима
4. Главный итог российской внешней политики в 1894-1904 гг.?
а) достижение всеобщего разоружения в Европе.
б) установление преобладающего влияния в Китае.
в) война с Японией.
г) вступление России в Тройственный союз.
5. Не относится к причинам поражения России в войне с Японией:
а) отдаленность от театра военных действий баз русской армии и флота.
б) отсутствие боевого опыта у русской армии и флота.
в) отсутствие у России бронированного парового флота.
г) революция в России.
6. Что здесь лишнее и почему?
а) Корея.
б) Южный Сахалин.
в) Порт-Артур.
г) Персия.
7. Расшифруйте аббревиатуру КВЖД.

Приложение 2.

Приложение 3.

Из записки С.В. Зубатова
За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…
Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись…Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.

1. Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?
2. Что должно противопоставить ей правительство?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.