Велимир хлебников личная жизнь. Хлебников, Велимир – краткая биография

Велимир Хлебников родом из Калмыкии, родился в многодетной семье в 1885 году. Мать поэта сумела всем своим пятерым отпрыскам дать великолепное образование. Благодаря ей, дети отлично усвоили литературу, проявляли интерес к истории и иностранным языкам. Отец поэта, учёный-натуралист, привил сыну любовь к орнитологии. Будучи студентом, Хлебников опубликовал несколько трудов в этой области.

Владимир Алексеевич, отец Хлебникова, был естественником, и по роду деятельности, его семье часто приходилось менять место жительства. В Симбирске, куда перевели Владимира Алексеевича в 1895 году, Виктор (настоящее имя поэта) начал свое обучение в местной гимназии. Через три года Хлебниковы переехали в Татарию, и Виктор продолжил учёбу в Казани.

После революции 1905 года, оказавшей большое влияние на мировоззрение молодого человека, Виктор полностью окунается в литературу, игнорируя занятия орнитологией и учёбу в университете. Серьезной вехой в творчестве поэта стало его произведение «Еня Воейков», к сожалению, незавершённое. В это же время поэт пишет много стихотворений, и набирается смелости отправить их поэту Вячеславу Иванову, с которым вскоре он знакомится лично.

Желание стать поэтом заставило Хлебникова приехать в Санкт-Петербург, где его приняли на третий курс университета. В Санкт-Петербурге Виктор быстро познакомился с молодыми поэтами и стал вести светскую жизнь. Он присутствует почти на всех поэтических встречах, в это время развивается его интерес к языческой мифологии, что проявляется в произведениях Хлебникова того времени.

На некоторое время Хлебников отходит от литературы, испытывая творческий кризис, он увлекается числовыми закономерностями в развитии истории.

Университет не получает оплату за обучение Хлебникова, и приходит к решению отчислить студента из стен учебного заведения.

После того, как Хлебников отошел от поэтов символистов, он начинает издавать стихи, относящиеся к направлению футуризма, хотя его творчество отличалось от творчества поэтов-футуристов, ему ближе были новые искания, сочетающие в себе идеалы язычества и истории славянства.

Увлекающийся числами, рассеянный и чудаковатый, Хлебников являл собою полную противоположность своим собратьям футуристам.

Хлебников отрицал устройство мещанского быта, ему была чужда буржуазия, он стремился к бунтарству, что хорошо видно в его творчестве позднего периода.

Материальная помощь от своей семьи, не признающий его литературного дарования, была ничтожно мала, поэту приходилось давать копеечные уроки. Скитальческая жизнь и постоянное недоедание поразила Хлебникова параличом нижних конечностей. В 1922 году поэта-пророка, предсказавшего начало Октябрьского переворота и войну 1914 года, не стало.

Останки поэта перезахоронены на Новодевичьем кладбище, перевезенные туда с погоста деревеньки Ручьи.

Велимир Хлебников был и остается одним из крупнейших поэтов и писателей России.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Кир Булычев

    Игорь Всеволодович Можейко, таково настоящее имя писателя-фантаста более известного публике под псевдонимом Кир Булычев, родился в Москве в 1934 году, а оставил этот мир спустя 68 лет тоже в российской столице в 2003 году.

  • Феликс Эдмундович Дзержинский

    Дзержинский Феликс Эдмундович – умный и талантливый человек, великий революционер и просто интересная личность.

  • Ломоносов Михаил Васильевич

    Ломоносов являлся одним из начинателей русской литературы. Учёный по образованию, он смог добиться того, что благодаря его произведениям было сформировано народное сознание и увеличена роль литературного языка.

  • Римский-Корсаков Николай Андреевич

    Николай Андреевич Римский-Корсаков является известным на весь мир русским композитором, а также дирижером. Дата рождения – восемнадцатое марта 1844 г, дата кончины – двадцать первое июня 1908 г.

  • Иоганнес Брамс

    Композиторы и музыканты различных стран проявляли себя разными способами. Моцарт и Бетховен, Римский – Корсаков и Глинка – все они велики и их поступки и знания отпечатались в развитии классической музыки

Имя: Велимир Хлебников (Виктор Хлебников)

Возраст: 36 лет

Деятельность: поэт, писатель

Семейное положение: не женат

Велимир Хлебников: биография

Звезда футуризма и русского авангардизма, ярчайший реформатор поэтического языка, смелый экспериментатор словотворчества, один из немногих поэтов-соотечественников использовавший в сочинительстве морфологическую заумь, «председатель земного шара».


И это все о нем, Велимире Хлебникове, который стоит особняком даже в ряду таких неординарных, талантливейших поэтов, как , и .

Крупнейший лингвист ХХ века, российско-американский литературовед Роман Якобсон назвал Хлебникова «наибольшим мировым поэтом нынешнего века».

Детство и юность

Родился будущий поэт поздней осенью 1885 года в калмыцком селе Малые Дербеты, в то время административном центре Малодербетовского улуса Астраханской губернии. Сам Виктор Владимирович Хлебников называл место, в котором прошло детство, «станом монгольских исповедующих Будду кочевников» и говорил, что родился «в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря».


Родители – образованные люди с богатой родословной, обедневшие аристократы. Отец – видный ботаник и орнитолог, основатель первого государственного заповедника в устье Волги. Дед Велимира Хлебникова был почетным гражданином Астрахани и купцом. По отцовской линии в жилах поэта смешалась русская и армянская кровь.

Мама – урожденная Екатерина Вербицкая – получила образование в Смольном институте, историк. Происходила из состоятельной семьи, чьи корни уходили в запорожское казачество. Благодаря ей пятеро отпрысков (Велимир – третий ребенок) разбирались в литературе, истории и живописи.


В 4 года будущий поэт-футурист читал на русском и французском языках, а его рисунки говорили о таланте художника. Сестра поэта – Вера Хлебникова – стала художницей-авангардисткой.

Из-за отцовской службы семья часто меняла место жительства. Когда Виктору исполнилось 6 лет, Хлебниковы переехали в Волынскую губернию, а спустя 4 года – в 1895-м – в Симбирскую. 10-летний мальчик отправился в гимназию. Проучился 3 года и снова перемены: главу семейства направили в Казань.


В 1903 году Виктор Хлебников стал студентом Казанского университета, где выбрал физико-математический факультет. На математическом отделении студент проучился до ноября и на месяц угодил в тюрьму за участие в демонстрации. Продолжать учебу на математическом отделении юноша не хотел, поэтому летом перевелся на естественное отделение того же факультета.

Профессора похвально отзывались о способном студенте и прочили карьеру блестящего натуралиста. Разброс интересов и талантов Хлебникова был огромен: он изучал математику, физику, делал успехи в химии, биологии и философии. Самостоятельно изучал японский язык и санскрит.


Литературным дебютом будущего футуриста называют сочинение в прозе – пьесу «Елена Гордячкина», которую Хлебников отправил в санкт-петербургское издательство «Знание», но не одобрил публикацию.

С 1904 года начинающий литератор участвовал в орнитологических экспедициях по Дагестану и северу Урала. В 1906-м его приняли в университетское общество естествоиспытателей: в экспедиции Хлебников нашел новый вид кукушек. Но на этом научные изыскания в области орнитологии закончились – молодой человек сосредоточился на литературе.

Литература

Творческая биография Велимира Хлебникова получила новый толчок в Петербурге, куда молодой человек прибыл в 1908 году. Он снова влился в университетское братство, по инерции выбрав естественный факультет, который вскоре, сблизившись с поэтами-символистами, сменил на историко-филологический.

Посещая поэтические «среды» Вячеслава Иванова, он познакомился с акмеистами и получил творческий псевдоним Велимир.

Любовь Сидорова читает стихотворения Велимира Хлебникова

Хлебникову выпало жить в эпоху перемен, слома старой государственной системы. Он остро чувствовал и тяжело переживал поражение России в войне с Японией, Первую русскую революцию. Массовая гибель соотечественников подтолкнула молодого ученого и литератора к поиску числовых законов времени, которые влияют на судьбы человечества.

В 1908-м Велимир Хлебников опубликовал первое стихотворение, названное «Искушение грешника». В то же время познакомился с Давидом Бурлюком и поэтами группы «Гилея», к которым вскоре примкнул . Вскоре «гилеяне» назвали Хлебникова главным теоретиком футуризма, основателем его ответвления – «будетлянства» (от слова «будет»).


В 2010 году произведения поэта вошли в сборник «Садок судей», которым футуристы громко заявили о рождении поэтического движения.

В нашумевший сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году, вошли стихи Велимира Хлебникова «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». На последней странице сборника напечатали изобретенную поэтом таблицу исчисления законов времени, в которой Хлебников математическим путем предсказал падение государства в 1917 году.

Вениамин Смехов читает стихотворение Велимира Хлебникова «Бобэоби пелись губы»

Поэтико-лингвистические исследования ученого легли в основу зауми, заумного языка, который Хлебников разработал в тандеме с другом и коллегой Алексеем Крученых. Вдвоем, используя заумь, сочинили поэму «Игра в аду».

Начавшаяся Первая мировая война подтолкнула Хлебникова к продолжению изучения прошлых войн в цифровом измерении. Результатом изысканий стали 3 книги. В 1916-м Велимира Хлебникова призвали в армию. Позже он написал, что, оказавшись в Царицынском запасном полку,

«прошел весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное».

Знакомый врач помог поэту освободиться от службы, используя как причину психическое нездоровье Хлебникова. Поэт непрерывно странствует по России и мечтает создать общество «Председателей земного шара», членом которого мог бы стать каждый, кому «болит» судьба человечества.


Октябрьские события 1917-го Велимир Хлебников наблюдал воочию в Петрограде, описав впечатления в стихах и поэмах. Побывал в Астрахани, Украине, где увидел разгром деникинской армии, на Кавказе и Северном Иране. Прошел по Каспийским степям.

В 1920 году сочинил поэму «Ладомир», в которой вывел образ объединенного с природой человечества, противостоящего войне. В последние годы жизни это и были основные темы творчества Хлебникова.

Виктор Персик читает стихотворение Велимира Хлебникова «Еще раз, еще раз...»

Особенностями творчества авангардиста было использование в одном, даже коротком стихотворении разных размеров. «Пляску размеров» он допускал намеренно, но особенно любил верлибр. Прибегая к таким редким приемам, как палиндром (называл его «перевертнем») и язык зауми, Велимир Хлебников приобретал как поклонников, так и яростных критиков.

Личная жизнь

Хлебников не женился, но женщины в его жизни присутствовали. Он, как и многие поэты, был влюбчив. В ряд вдохновлявших Хлебникова муз ставят Анну Ахматову, в которую Велимир был безответно влюблен. Она же называла поэта «безумным, но изумительным».


Нежные чувства футурист испытывал к харьковским коллегам – сестрам Синяковым, к Вере Будберг и Ксане Богуславской. О любви его стихи «Люди, когда они любят», «Тело кружева изнанка…», «Опыт жеманного».

Женщины, которая бы полюбила Хлебникова – бездомного, неустроенного и нищего, не нашлось. Его лирикой восхищались, называли гением и чудаком, но связывать с ним жизнь не решались.

Смерть

Смерть Велимир Хлебников напророчил сам. Он как-то обронил, что «люди моей задачи» часто уходят в 37 лет.


Так и случилось. Об уставшем, с подорванным скитаниями и нищетой поэте позаботился Петр Митурич, муж сестры Веры. Хлебников мечтал добраться до родных в Астрахань, но денег и сил на длинную дорогу не было. Митурич отвез Велимира в Санталово, деревеньку под Новгородом, чтобы он восстановил здоровье, а затем отправился в Астрахань.


В Санталово поэт внезапно слег – отнялись ноги. Подводой его доставили в деревенскую больницу, но там развели руками и отправили умирать. Скончался Хлебников летом 1922 года. Причиной смерти стал парез.

Его похоронили на кладбище соседней деревеньки Ручьи, но в 1960 году перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Могила поэта находится рядом с местами упокоения матери и сестры. В 1975 году на могиле было установлено необычное надгробие – «каменная баба» – память о месте его рождения, его истоках.


Незадолго до смерти Велимир Хлебников словно «предупредил» своих критиков в стихотворении «Еще раз, еще раз», что горе тем, кто взял «неверный угол сердца» к нему:

«Вы разобьетесь о камни,
И камни будут надсмехаться
Как вы надсмехались
  • Из-за того, что поэт часто перемещался с одной жилплощади на другую, многие рукописи во время переезда терялись. О рассеянности и небрежности говорили друзья деятеля, вспоминая один случай из жизни: во время очередной экспедиции Велимиру пришлось разжечь огонь в степи холодной ночью, где не было ни одного дерева или кустика. Чтобы не замерзнуть, писатель хладнокровно начал сжигать свои работы.
  • Благодаря отцу Виктор увлекся естественными науками, вместе с ним часами пропадал в лесах и степях, наблюдая птиц, посещал стойбища калмыков-кочевников. На всю жизнь его впечатлили калмыцкие астрологи зухарчи, предсказывающие будущее по «зухарчин моди» (доскам судьбы). Одно из самых загадочных его произведений называется «Доски судьбы». В нем поэт говорит о том, что в нашем мире все подчиняется определенным числовым закономерностям. По хлебниковской теории времени все события, происходящие в мире, кратны числу 317.

  • В письме, датированном концом 1916 года, Виктор Владимирович писал: «Это только 1,5 года, пока внешняя война не перейдет в мертвую зыбь внутренней войны». Все так и произошло. Первая мировая война, которая потрясла мир, была предсказана Хлебниковым еще в 1908 году. В своем воззвании славянским студентам он писал: «В 1915 году люди пойдут войной и будут свидетелями крушения государства».
  • В 1920 году поэму-утопию «Ладомир» Хлебников начал следующими словами: «И замки мирового торга, где бедности сияют цепи, С лицом злорадства и восторга Ты обратишь однажды в пепел». В 2001 году, когда в Нью-Йорке террористами были разрушены башни Всемирного торгового центра, эти слова Хлебникова вспоминались особенно часто.

  • В произведении «Лебедия будущего» (1918) он довольно точно описывает Интернет и «Живой Журнал» под именем «тенекниг», где появляются «новинки Земного Шара, дела Соединенных Станов Азии, этого великого союза трудовых общин, стихи, внезапное вдохновение своих членов, научные новинки, извещения родных своих родственников, приказы советов. Некоторые, вдохновленные надписями тенекниг, удалялись на время, записывали свое вдохновение, и через полчаса, брошенное световым стеклом, оно, теневыми глаголами, показывалось на стене».
  • Все то, что пишет Хлебников осенью 1921 в работе «Радио будущего», очевидно, предсказывает появление Интернета. Угадано даже слово «паутина». «Вообразим себе главный стан Радио: в воздухе паутина путей, туча молний, то погасающих, то зажигающихся вновь, переносящихся с одного конца здания на другой. Синий шар круглой молнии, висящий в воздухе точно пугливая птица, косо протянутые снасти. Из этой точки земного шара ежесуточно, похожие на весенний пролет птиц, разносятся стаи вестей из жизни духа».

Библиография (прижизненные издания)

  • 1912 – «Учитель и ученик»
  • 1914 – «Хлебников, Велимир. Творения»
  • 1922 – «Зангези»

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников родился 28 октября (9 ноября) 1885 года в с. Тундутово, по другим сведениям с. Малые Дербеты, Астраханской губернии в семье ученого-натуралиста.

С 1903 года – студент Казанского университета физико-математического факультета. Однако в Казани Хлебников проучился недолго – за участие в студенческих выступлениях его исключили из университета, непродолжительное время Хлебников даже был под арестом. В 1903-1905 годах Велимир побывал в составе научных экспедиций по Дагестану и Уралу, писал статьи по орнитологии. В 1908-1911 учился в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета (не окончил; Хлебникова исключили, т. к. не внес плату за обучение). Литературный дебют – в 1908 . В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в знаменитой «Башне» (так поэты называли квартиру главы символистов Вячеслава Иванова). Вскоре Хлебников разочаровался в стилистике символизма. В 1910 стал ведущим участником литературной группы футуристов. В 1912 году познакомился с В. Маяковским. В 10-е гг. выходят книжки Хлебникова «Ряв» (1913 ), «Изборник стихов. 1907-1914», «Творения 1906-1908», зарождаются его бунтарские и утопические проекты всестороннего переустройства мировой жизни («Труба марсиан», «Лебедия будущего»). Тогда же начинаются странствия Хлебникова, которые позже превращаются для него в жизненное выражение поэтической миссии с её «внебытовой» свободой. В пореволюционные годы Хлебников пишет очень много, но печатается мало (большинство произведений опубликовано посмертно).

Ближайшее окружение (футуристы, исследователи-формалисты, например Р. Якобсон, автор книги «Новейшая русская поэзия. Набросок 1-й. Виктор Хлебников», Прага, 1921) ценило Хлебникова преимущественно как реформатора поэтического языка. Однако предпринятое Хлебниковым «разрушение» классического поэтического слова было только одним из следствий его миросозерцания и художественной позиции. В 10-е годы он выступил как создатель «первобытной» славяно-языческой утопии (поэмы «Лесная дева», 1911 ; «И и Э», 1912 ; «Шаман и Венера», 1912 ; «Вила и леший», 1912 ) и как пророк грядущего «бунта вещей», автор антибуржуазных и антииндустриальных урбанистических гротесков (пьеса «Маркиза Дэзес», поэма «Журавль»). Хлебников обращается к фольклорно-мифологическим формам художественного мышления («Змей поезда», 1910 ; «Дети Выдры», 1913 ). В основе раннего словотворчества Хлебникова лежит принцип смысловой метаморфозы. Он отказывается от устойчивого рационального слова-понятия, дробя его на составные, наделенные текучим образным смыслом, и заново «складывая» полученные части (например, экспериментальные вещи «Заклятие смехом», «Любхо»). Этот процесс, вопреки представлениям самого Хлебникова, не возвращал к подлинной этимологии слова, к восстановлению его внутренней формы, но помогал стилизовано воссоздать самый тип архаического языкового мышления, воспроизвести «заумный» словесный колорит заговоров и заклинаний. Вместе с тем выработанная Хлебниковым примитивистская техника нарочитого инфантилизма, «сдвига», стилистических анахронизмов, внезапных сломов классического метра бросала некую ироническую тень на мечту поэта о докультурной гармонии с природой, на его «новую мифологию» (поэма «Поэт», 1919 , дает эту же тему в трагическом аспекте).

Война внесла в творчество Хлебникова современную тему, а революция существенно переориентировала его. К революции 1917 года Хлебников отнесся положительно, но последовавшую за ней политику «красного террора» принять никак не мог. В 1919 году Велимир Хлебников, находясь в Харькове, который был в то время занят белогвардейскими войсками, лег на обследование в психиатрическую больницу, чтобы избежать призыва в армию. Хлебников два раза переболел тифом, но, несмотря на плохое состояние здоровья и голод, продолжал много писать. Через неприятие империалистической войны (поэмы «Война в мышеловке», 1915-1919 ; «Берег невольников», 1921 ) Хлебников приходит к мечте о всемирном братстве людей (в частности, многоплеменная Азия мыслится им как прообраз грядущего сопряжения разных культур). Сочетая современность с седой древностью, поэзия Хлебникова утверждает эпический, былинный размах революционных событий («Каменная баба», 1919 ; «Ночь в окопе», 1921 ). Подобно А. Блоку, Хлебников усматривает в народном восстании, в бунте «колодников земли» исторической возмездие (поэмы «Прачка», «Настоящее», «Ночной обыск», «ночь перед Советами», написанные в 1921 ) и вместе с тем – прорыв к переустройству Вселенной на новых началах. Желанное воссоединение с природой видится теперь Хлебниковым на открытых революцией научно-трудовых путях («Ладомир», 1920 ). Поэтика Хлебникова решительнее отрывается от экспериментально-стилизаторских задач, обретает большую непосредственность, обогащается многоголосицей ритмов, обращением к интонационному стиху, свободно следующему за поэтическим образом («Труба Гуль-Муллы», 1921 ). В то же время революционный переворот жизненного уклада преломлялся у Хлебникова в анархическую утопию, в которой пророческой фигуре поэта отводится особая, мессианская роль. Хлебников искренне усвоил роль тайновидца, открывшего освобожденному человечеству путь к овладению числовыми «законами времени» («Доски судьбы», 1922 ) и к объединению через посредство «звездного», т.е. пригодного для всей нашей «звезды»-Земли, языка (построенного на выявлении смыслового ядра отдельных звуков, якобы сокровенно присутствующего в них, – программная статья «Наша основа», 1919 ). Претензия Хлебникова создать «сверхповесть» («Царапина по небу», 1920 ; «Зангези», 1922 , и др.) – некую «книгу судеб», которая преподала бы народам начатки «нового» знания и жизнетворчества, относится к числу трагических неудач поэта. Поэзия Хлебникова во многих отношениях оставалась в пределах литературного модернизма (принцип незавершенности, сводящий композицию вещи к ассоциативному нанизыванию тем и мотивов; недоверие к понятийному языку, отказ от прямого именования предмета, зашифрованность образов посредством перифрастического описания; сочетание элементов мифологического мышления с сугубо рационалистическим расщеплением слова и предмета).

Велимир Хлебников умер 28 июня 1922 года в деревне Санталово Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть, подлечиться. В 1960 г. прах В. Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.

Поэзия первой половины 20 века усвоила некоторые элементы поэтики Хлебникова: новые типы рифм, его интонационный стих, некоторые его образные ходы – реализацию метафоры и особенно насыщение звуковых элементов стиха смысловыми ассоциациями (в поэзии В. Маяковского, Н. Асеева, Б. Пастернака, О. Мандельштама, М. Цветаевой). В творчестве Н. Заболоцкого сказался не только гротескный примитивизм мифологических поэм Хлебникова, но и его уникальное чувство природы и «ладомирские» утопические идеи преображения мира.

1885 году в Астраханской губернии родился будущий российский прозаик и поэт. Его мама историк по образованию, а отец ученый орнитолог. И часто по работе отца семье необходимо было переезжать.

В 1903 году поступает учиться на физико - математический факультет в университет в Казане. Но из-за него участие в общественной деятельности был арестован и провел в заключении целый месяц. Будучи студентом, пробует сочинять, первую свою пьесу он отправляет в издательство Максиму Горькому. Но ее отклонили, и Виктор Владимирович Хлебников полностью пока посвящает себя учебе и работе орнитологом. Вскоре издает статью об открытии нового вида кукушки.

Русской - японская война дала толчок многое переосмыслить и побудила заниматься литературой. Хлебников написал две успешные поему, но вскорости был зачислен в университет в Санкт - Петербург. И главной его целью переезда было его творчество. Там он знакомится с молодыми поэтами и посещает литературные и политические вечера.

В 1909 году на время переезжает в поселок под Киевом, где жили его родственники - семья Вербицких. Влюбившись в их молодую дочь, он посвящает ее некоторые свои работы. В том же году начало роботу литературное объединение "Академия стиха" на квартире в поэта - символиста В. Иванова. Туда часто заходил и Хлебников. И на данном этапе свое жизни он пишет много стихов.

Виктор Владимирович заводит знакомства с Н. Гумильовым, А. Н. Толстым и в этот период решается взять литературный псевдоним Велимир. А в 1912 году вышла его первая книга " Учитель и ученик".

В 1916 году его забирают на войну, и там рождается антивоенная поэма «Война в мышеловке». В скорости, Хлебников обращается с просьбой о помощи своему давнему другу врачу. Тот, ссылаясь на якобы проблемы с психикой добился, что бы Хлебникова отправили на комиссию в больницу.

В 1919 году некоторое время поэт провел в психиатрической больнице, там он избежал призыва в армию. И потом, получив диагноз, позволяющий свободно жить без армии, Хлебников отправляется в путешествия. Сначала Баку, потом Персия. Все свои впечатления от востока он передает в стихотворной форме. После Ирана вернулся на родину, писал поемы «Ночь перед советами», «Председатель Чеки», опубликовал несколько статей.

В 1922 году умер великий труженик литературного слова. После себя оставив богатейшее литературное наследие примерно 13 сборников стихов и сочинений и 7 сборников сочинений, которые опубликованы в шести томах.

Интересные факты и даты из жизни