Уж красавицы весны колесница золотая. Сочинения по темам

В стихотворении чувствуется радость и задор от наступления долгожданной весны. Пора, когда вся природа просыпается и писатель радуется как ребенок её приходу. Майков пишет, что зиме уже пора уходить ведь весна мчится на своей колеснице. Писатель говорит, что зима это старая и тщедушная дама, которой не стоит спорить с молодой и задорной девицей - весной. С наступление весны воздух наполняется ароматом распустившихся цветов, ветерок теплый и греющий душу.

На деревьях распускаются почки и вот-вот распустятся первые полевые цветы. Все наполнено радостью и жизнью. Весна радует глаз Майкова, словно жизнь начинается с чистого листа. Писатель пишет о пробуждении природы с восхищением и ожиданием чего-то нового и хорошего. Ведь с пробуждением природы и душа писателя пробуждается после долгой холодной зимы, которая уже надоела, хочется тепла. В воздухе витает запах цветов и любви.

Майков описывает борьбу приходящего тепла против снежной зимы, которая долго царила на земле. По дорогам потекли ручьи растаявшего снега, а первый весенний дождь очень теплый и даже он не может испортить приподнятого настроения писателя. Птицы начинают возвращаться домой и вить себе гнезда, наполняя воздух своим пением и веселым щебетанием. Майков пишет, что пришла весна и гонит зиму, а она в своем белом платье прячется в лесу за кустами.

Писатель говорит о том, что где бы зима ни пряталась лучи весеннего солнца везде ее, настигнут, и растопят последние снега. Даже в оврагах не сможет спрятаться, ведь уже все ожило и рой пчел, принялся опылять каждый цветочек. Майков пишет, будто пчелы прогоняют зиму, а бабочки представлены в виде флага над побежденной зимой.

Картинка к стихотворению Весна (уходи зима седая)

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Некрасова Маша

    В стихотворении говорится о двух противоположностях: безграничной любви, готовности к самопожертвованию героя (мужа) и эгоизме, цинизме и высокомерии героини (жены). Разумеется, о любви с ее стороны говорить не приходится

  • Анализ стихотворения Маяковского На даче

    В стихотворении описывается возмутительное обращение к солнцу. Автор посчитал, что оно слишком просто и беззаботно живет. Каждый день выкатывается на небо и светит своими лучами, порождая жару, больше ничего не делает. Вечером медленно

  • Анализ стихотворения Цветаевой Кто создан из камня кто создан из глины

    Каждый человек в своей жизни старается самоутвердиться, превознести себя по способностям и качествам над другими людьми, это получается непросто, но многие подвержены этой идеи особенно поэты. Не стоит далеко ходить за пример стоит

  • Анализ стихотворения Пушкина Пора мой друг пора 10 класс

    Красавица – жена Наталья Гончарова не раз была поводом для ревности великого поэта, именно отстаивая её честь, он погиб на дуэли. Как известно, в супругу Пушкина был влюблен сам Николай I, именно это послужило одной из причин в 1834г дать поэту звание

  • Анализ стихотворения Пушкина Поэту 10 класс

    Стихотворение «Поэту» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году.Основной темой данного произведения является поэт и толпа

Тема: А. Майков «Весна». (Уходи зима седая…)

Цели:

1. Личностные: - проявлять интерес к новому содержанию занятия;

Регулятивные :

- контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

Отвечать на вопросы урока и оценивать свои достижения ;

познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;

Классифицировать слова в соответствии со значением слова

коммуникативные : - выполнять правила работы в группе.

3. Предметные: - познакомить с произведением А. Майкова

- совершенствовать навыки чтения

- формировать умение работать с текстом.

Оборудование: учебник, презентация, бумаги, аудиозапись

Ход урока

I . Орг. момент

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Улыбнитесь и давайте поздороваемся с партнерами по плечу (дайте им «5») и партнером по лицу (удариться кулачками) .

Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Успехов вам и удач!

а) Работа со словариком настроения

Давайте поработаем со словариками настроения и узнаем «Какое у вас сегодня настроение?» Пусть каждый выберет слово, которое в большей степени подходит под его настроение. (ВЕСЁЛОЕ, ШУТЛИВОЕ, ВОЗБУЖДЕННОЕ, БОДРОЕ )

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ.

Что за предложение?- Скороговорка

Над этой скороговоркой мы будем работать по структуре ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН. Если высказывание верное, то вы встаете, если неверное, то сидите.

Тараторить это? (молчать, говорить быстро, не останавливаясь)

Кого называют тараторкой? (Горка , сорока)

- Какие звуки помогают научиться правильно произносить эту скороговорку? ([к], [ т], [р])

В скольких словах встретились звуки [р], [р , ]? (3, 5, 6)

Сейчас вам предстоит работа в группах. Прочитайте её самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.

Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух. ТАЙМД РАУНД РОБИН

Молодцы, начинаем работать.

II. Актуализация знаний учащихся

а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели)

А каких писателей, поэтов мы с вами знаем? (Иван Сергеевич Соколов – Микитов , Федор Иванович Тютчев и т. д. )

б) Давайте вспомним и прочтем несколько произведений известных нам писателей, поэтов.

Федор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Когда мы читали это стихотворение? (В прошлом году )

А теперь прочтем другое, читает тот, кто выше ростом

Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Март в лесу». .

По-весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья... Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель... Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант - пёстрый дятел. Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны

Вот, прогретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка.

А это произведение вам знакомо? (Да, это было задано на дом выразительно читать.)

А теперь послушаем другое произведение.
Аполлон Николаевич Майков «Весна»

Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней - царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь - и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..
Да найдут и по оврагам!
Вон - уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!

А это произведение вам известно? (Нет )

Значит, мы сегодня будем работать над этим стихотворением.

III. Сообщение темы и цели урока.

Итак, сегодня мы познакомимся Аполлоном Николаевичем Майковым и одним из его стихотворением, которое называется «Весна».

1. Рассказ о поэте . Аполлон Николаевич Майков (1821–1897 гг.).

А.Н.Майков русский поэт, родился 23 мая 1821 года, а умер 8 марта 1897 года. Воспитывался в интеллигентной семье, отец дворянин, живописец, мать – писательница. У Аполлона Майкова было 3 брата, и все они занимались творчеством. А.Н Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской природы, сочинял свои замечательные произведения. Поэт увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии. Писать стихи начал с 15 лет.

А. Н. Майков – один из самых жизнерадостных русских поэтов. В его поэзии живет мир солнца, преобладают образы светлых времен года. Он любил писать об утре и полдне, о весне и лете. Пейзаж у Майкова всегда залит солнцем.

2. Работа со стихотворением.

А) Подготовка к разбору стихотворения.

Словарная работа

1. Как вы поняли строчки. Уж красавицы Весны колесница золотая мчится с горной вышины. (Повозка - Весна примчалась в золотой лёгкой карете)

2. А теперь строчки о зиме. (Подобрав свой саван белый , поползла в овраг, в кусты)- Белый покров - Здесь под «саваном белый» подразумевается снег.

3. Старой спорить ли, тщедушной – хилый, слабосильный .

4. С целой армией воздушной благовонных ветерков! (Ароматный, душистый ветер)

Б) Вы сейчас послушаете аудиозапись стихотворения.

В) А теперь давайте поработаем над содержанием стихотворением. Для этого проведем структуру (МИКС ПЭА ШЭА) (смешиваются под музыку (ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?), образовывают пару, музыка прекращается и обсуждают предложенную тему, используя Релли Робин т.е по очереди)

Что интересного, необычного в стихотворении. (Весна и зима здесь изображены как живые, сказочные существа)

Какая Зима описана в стихотворении? (Седая, старая, тщедушная, т.е. слабая.)
- Какой представлена Весна. (
Она весёлая, красивая, шумная)

Что принесла с собой красавица - весна. (Она взяла с собой цветы, пение птиц, жужжание пчёл, пёстрых бабочек)

МОЛОДЦЫ ребята.

Г) Теперь открыли страницу 141 и попробуем выразительно прочесть.

(Дети читают, учитель исправляет ошибки)

Д) А теперь открыли учебник страницу 142 и прочитаем вопрос из учебника

И про подумаем, похоже ли это стихотворение на сказку? (Да)

Докажите, используя поэтические строки. (Уходи зима седая.., Красавица Весна, Колесница золотая мчится и.д. )

Как называется прием, когда поэт говорит о временах года как о живых существах? (Олицетворение )

Кому посвящено это стихотворение? Большой он или еще маленький? Почему вы так думаете? (Посвящено Коле Трескину, мальчику. Стихотворение напоминает игру, близко к веснянке-закличке. Это как бы описание русской народной игры «Веснянки». В такие игры играли весной дети. Считалось, что они помогут побороть зиму.)

IV. ФИЗМИНУТКА - ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР

V. Первичное закрепление

А) Ребята, о каких временах года говорится в произведении ? (О зиме и о весне) А больше подходит к какому времени ? (Весне)

Какие слова вы бы использовали для описания признака весны? Для этого проведем структуру СТЁ ЗЕ КЛАСС (записывайте на листочках признаки весны в течении 30 секунд, далее прочертите линию после вашего ответа и двигаясь по классу образуйте пары и запишите больше идей других участников)

МОЛОДЦЫ!

А теперь по структуре ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (все по очереди зачитываете ответы по круг, а все остальные ученики записывают новые идеи ) Начинает зачитывать ученик под номером 3

Б) А какие приметы о весне вы знаете (дети сами)

- Какие народные приметы вы знаете о весне? Объясните смысл каждой пословицы.

В) Работа с рисунками детей (на запас)

- А теперь по выбору нарисуйте каким вы представляете весну или зиму по прочитанному стихотворению?

- выставка рисунков

(Да, если не потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься. Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так как сделана своими руками…)

VI. Итог А теперь подведем итог сегодняшнего урока

  1. Сегодня мы с вами прочитали стихотворение Аполлона Майкова «Весна».
  2. Каким настроением проникнуто это произведение. (Радостное, праздничное настроение. Хочется, чтобы скорее растаял снег, прилетели птицы, расцвели цветы)
  3. Понравилось ли вам это произведение? Что именно понравилось?

VII. Рефлексия

  1. У вас на партах лежат листья, цветы, плоды . Предлагаю украсить «Дерево творчества» листьями, плодами.

Плоды – если дело прошло полезно, плодотворно ;

Красный листик – довольно неплохо;

Желтый листик – не совсем удовлетворён днём;

  1. Выставление отметок. Спасибо за урок.

VIII. . Д/з выучить стихотворение наизусть

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Средний Кумор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан


Подписи к слайдам:

В. Майков «Весна» Подготовила учитель ф.илиала МБОУ «СОШ села Средний Кумор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан в д. Верхний Кумор Пахомова Людмила Анатольевна

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Федор Иванович Тютчев «Зима недаром злится». Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон - И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.. Взбесилась ведьма злая Зима еще хлопочет И, снегу захватя, И на Весну ворчит Пустила, убегая, Та ей в глаза хохочет В прекрасное дитя. И пуще лишь шумит... Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу

Уходи, Зима седая! Уж красавицы Весны Колесница золотая Мчится с горнояй вышины! Старой спорить ли, тщедушной, С ней - царицею цветов, С целой армией воздушной Благовонных ветерков! А что шума, что гуденья, Теплых ливней и лучей, И чиликанья, и пенья!.. Уходи себе скорей! У нее не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь - и ты, Подобрав свой саван белый, Поползла в овраг, в кусты!.. Да найдут и по оврагам! Вон - уж пчел рои шумят, И летит победным флагом Пестрых бабочек отряд!

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897 гг.). А.Н.Майков русский поэт, родился 23 мая 1821 года, а умер 8 марта 1897 года. Воспитывался в интеллигентной семье, отец дворянин, живописец, мать – писательница. У Аполлона было 3 брата, и все они занимались творчеством. А.Н Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской природы, сочинял свои замечательные произведения. Поэт увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии. Писать стихи начал с 15 лет.

Наш урок подходит к концу, но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – и вы поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и и смотрите весну!

РЕФЛЕКСИЯ Плоды – если дело прошло полезно, плодотворно; Красный листик – довольно неплохо; Жёлтый листик – не совсем удовлетворён днём;

Спасибо за внимание


Конспект урока литературного чтения по стихотворению

А. Н. Майкова «Весна»

Выполнила:

Студентка ПИ ИГУ

Насырова Винера Канифовна

Литературоведческий анализ

Жанр: Стихотворение

Вид жанра: Лирический стих

Тема: образное: о том как, зима постепенно сменяется весной (смена сезонов года)

Форма : Хорей

Размер : Четырехстопный

Рифма: Перекрестная

Образы стихотворения:

Весна: Красавица, царица, молодая стоит в золотой колеснице, держа вожжи, в царских одеждах, в сверкающей короне, окружённая ветерками, запахом свежести, аромата таянья, влажной земли, вокруг шум и гуденье от колес колесницы, жужжания насекомых и пения птиц и у неё вместо оружия улыбка, олицетворяющая солнечный луч, которая несет не только свет, но и тепло.

Зима: Старуха, старая, больная, седая, всклокоченная, в длинном одеянии, костлявая, тощая, серая, подбирает подол своей серой, грязной одежды и уползает в овраг, в кусты. Олицетворение последнего сугроба оставшегося на краю оврага.

Цели:

Обучающие

    Расширить знания учащихся о поэте А. Н. Майкове.

    Закрепить умение определять способы создания образов с помощью художественных, выразительных средств.

    Формировать умение эмоционально переживать ситуацию, через анализ авторского замысла.

    Формировать умение анализировать лирические образы, с помощью стилистического анализа и словесного иллюстрирования.

Развивающие

    Развить интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэта.

    Совершенствовать навык чтения: выразительность, беглость, правильность и технику чтения.

    Формирование логических мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, деления текста на смысловые части и выборочного чтения произведения.

    Формирование развития речи, с помощью ответов на вопросы.

Воспитательные

    Воспитывать любовь к родной природе, литературе и поэзии.

    Содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников.

Оборудование:

Слайд фильм, интерактивная доска, портрет Аполлона Николаевича Майкова, диск с музыкой Моцарта, раздаточный материал с заданиями на технику чтения, раздаточный материал с текстом стихотворения.

Ход урока:

1 Этап. Постановка целей и задач урока.

ОДЗ: Сообщить тему и основные цели урока, создать положительную мотивацию активизировать познавательную деятельность.

На слайде высказывание:

«Природа не слепок, не безумный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

Тютчев Ф. И.

Учитель: С наступлением нового дня ребята, улыбнитесь мне, а я вам. Пусть ваш новый день будешь таким же солнечный как ваши улыбки. На сегодняшнем уроке будем думать, размышлять, на вопросы отвечать, выразительно читать. Ребята как вы понимаете выразительно читать?

Учитель: Правильно. А почему надо уметь выразительно читать? Для чего вам это нужно?

Ученики: Кто выразительно читает, тот представляет картину написанную стихотворением, учиться видеть прекрасное вокруг себя. Кто умеет выразительно и красиво говорить хороший собеседник и его приятно слушать.

2Этап. Проверка домашнего задания.

ОДЗ: Проверить качество выполненной самостоятельной работы.

Вид работы: Выразительное чтение наизусть.

Учитель: Вашим домашним заданием было выучить стихотворение А. К. Толстого «Где гнуться над омутом лозы…». Кто хочет рассказать это замечательное стихотворение.

Ученики: ---

Учитель: Молодцы.Ребята, а вы помните, что у нас есть Оценочное дерево? Так давайте же оценим себя (на доске висит плакат, где нарисовано дерево без листочков). У вас на столах лежат листочки 3 цветов: зеленое - отлично, желтое – хорошо, красное – нужно готовиться лучше. Каждый выберет себе листочек такого цвета как он подготовился к уроку и оденет на наше дерево.

(дети берут листочки и крепят на дерево)

3 Этап. Подготовка к восприятию нового произведения.

ОДЗ: Ввести в круг описываемых событий, создать эмоциональный настрой на восприятие произведения.

Вид работы: Вступительная беседа.

Учитель: Прочитаем эпиграф нашего урока. Как вы понимаете «Душа - язык природы».

Ученики: Если мы будем любить природу, она станет нашим другом и вернет сполна своей красотой и добротой.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с русским поэтом, который понимает душой этот язык природы. С творчеством, каких поэтов мы уже знакомились?

Ученики: А. С. Пушкин, Тютчев Ф. И., А. А. Фет, А. К. Толстой и др.

Учитель: Верно. А сегодня в наш список мы добавим Апполона Николаевича Майкова.

Вид работы: выступление учащихся с докладом.

(на доске портрет Майкова)

Ученик: Выступление с докладом.

« В семье академика живописи Н.А. Майкова было три сына. Один стал литературным критиком и публицистом, второй – историком литературы, библиографом, а третий Аполлон Николаевич Майков, - стал поэтом. В доме отца часто собирались литераторы, художники, музыканты и будущий поэт рос в обстановке счастливой любви к искусству.

Первые стихи Майкова появились, когда он был студентом Петербургского университета, они звучали молодо, свежо.

Майков писал о природе, о красоте земли, живо интересовался историей России и других народов. Стихи его, написанные в разные годы, и в молодости и в старости одинаково светлы. Они полны спокойной ясности, доверии к жизни и нежного внимания к душе человека.

А.Н. Майков в своем творчестве наиболее близко соприкасается с Тютчевым и Фетом, вдохновенными певцами природы.

Он в первых своих произведениях воспевал красоты древнегреческой и римской культуры, его стихи далекие от современности идеализирующий древний мир, несут в себе жизнеутверждающее начало и привлекают искренностью.

М. Горький о стихотворении «Голубенький, чистый Подснежник-цветок» сказал: «Восемь строчек, 16 слов и полная картина». »

Учитель: Спасибо, это был замечательный доклад о жизни и творчестве писателя, стихотворение которого мы сегодня изучим.

Учитель: Данное стихотворение Аполлон Николаевич посвятил Коле Трескину, как вы считаете кто этот человек?

Ученики: Сын, друг, племянник, знакомый мальчик, ученик, важный для Майкова человек, кто-то родной.

Учитель: Вы правы в том, что Коля Трескин был важен для поэта, даже являлся в какой-то степени родственником. Есть в классе те, у кого есть крестные мама и папа?

Ученики: Есть.

Учитель: Вот и для Коли Трескина Аполлон Николаевич был крестным отцом. В студенческие годы Майков дружил с папой Коли Трескина, а позднее даже женился на Колиной тёте. Теперь вы примерно представляете с какими чувствами поэт сел за произведение и что его на это подвигло.

Вид работы: Музыкальная подготовка.

Учитель: Дети, а сейчас мы послушаем красивое произведение Моцарта – Концерт для виолончели №5.

Какие чувства у вас возникли при прослушивании? Как вы думаете, в какое время года вы испытываете такие же чувства?

Ученики: Весна.

Учитель: Поэтому сегодня мы познакомимся со стихотворением А. Н. Майкова « Весна». Как вы думаете, о чем оно?

Ученики: О весне, о том, как тает снег, все расцветает и т. д.

4 Этап. Первичное восприятие нового произведения.

ОДЗ: Организовать целостное, нерасчлененное, эмоциональное восприятие художественного произведения.

Учитель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы скажите, какая картина природы вам представилась?

Вид работы: Чтение учителем.

Учитель: …

Вид работы: Беседа по целевому вопросу.

ДЗ: Выявить степень эмоциональности восприятия художественного произведения.

Учитель: Теперь ответьте на вопрос, который я вам задала до прочтения, какая картина природы вам представилась?

Ученики: Мне представилась поляна с деревьями, где пробивается трава, но еще лежит снег.

А мне представилась поляна, а дальше нее гора и снег блестит, и текут маленькие ручьи.

А мне представилась встреча зимы и весны, но зима была вынуждена отступить перед красивой весной.

Учитель: Молодцы.

5 Этап. Повторное чтение. Анализ.

ОДЗ: Совершенствовать навык чтения через многократное перечитывание. Формировать представление о единстве форм и содержания литературного произведения.

Вид работы: Техника чтения.

УЗ 1.

Учитель: Ребята, сейчас я раздам на парту карточку с заданием и листок для записи критериев.

Работаем в парах, один читает, другой проверяет, затем меняетесь.

Перед началом работы давайте определим критерии, по которым вы будете оценивать друг друга. (Ученики предлагают критерии, учитель записывает на доске, обсуждают, понятны ли детям все слова и критерии)

    Читает все элементы слова.

    Не переставляет элементы текста.

    Не вставляет элементы текста.

    Не заменяет единицы текста.

    Не повторяет различные единицы чтения.

    Нет лишних пауз.

    Правильно ставит ударение.

Зима – Весна

Весна – красна

Седая – золотая

Мчится -Царица

Тщедушной – Воздушной

Гуденье – пенье

Лучей – скорей

Цветов – ветерков

Оврагам – флагом

Шумят - отряд


Контроль: Дети оценивают друг друга на карточках по критериям, ставят плюсы и минусы.

Оценка: Учитель собирает листочки с критериями и на выбор двух учеников просит прочитать, сравнивая чтение ученика и отмеченные критерии.

УЗ 2. (Учитель раздает карточки со скороговорками по две каждому ученику)

Учитель: Посмотрите что написано на карточках, что это?

Ученики: Скороговорки.

Учитель: Правильно. А теперь за две минутки вам нужно хорошо отчитать скороговорки. Также на листочках мы будем оценивать друг друга, для этого мы составим новые критерии. (Учитель совместно с учениками составляет критерии, и записывают их на доске).

    Темп (по словам или слогам читает)

    Скорость (большие ли паузы между словами)

    Правильное произношение слов, без искажений.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

У Пчелы, у пчелки

Почему нет челки?

Отвечаю почему:

Челка пчелке ни к чему.

Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусики на травинках-усиках.

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

УЗ 3. (Учитель раздает карточки с заданиями для детей, читающих группами слов и предложениями.)

Учитель: На карточках перед вами слова, вам их нужно прочитать целыми группами, а те, у кого предложения должны целиком прочитывать предложения.

(Для читающих группами слов.)

Учитель: Найдите лишнее словосочетание.

Холодная зима, жаркое лето, ветреная осень, морозный март.

Красные розы, желтые мимозы, белые ромашки, зеленый листок.

Сильный ветер, мелкий дождь, злая вьюга, хорошее настроение.

Острые стрелы, длинный меч, медное копье, злой лук.


Учитель : Найдите ошибку в предложении.

В году четыре сезона: зима, весна, лето, июнь.

На лугу растут ромашки, тюльпаны, маки и морковь.

Осенью на улице дождливо, ветрено, пасмурно и распускаются цветы.

У Ивана Царевича был меч, щит, сковорода и шлем.


Контроль: Читают по очереди предложения, согласовывают выделенное лишнее слово и записывают его на листке.

Оценка: Учитель собирает листки и по группам оценивает правильность выделенных слов. Также прослушивает двух человек из разных групп и смотрит по критериям.

Вид работы: Анализ художественных образов и чтение по смысловым или композиционным частям (строфам).

Учитель: Молодцы, ребята. Теперь, еще раз внимательно послушайте стихотворение. (Читает учитель). Какие образы вы здесь увидели?

Ученики: Образ зимы и образ весны.

Учитель: Давайте составим таблицу образов.

Образ Зимы

Образ Весны

А теперь читаем первое четверостишие. (Хорошо читающий ученик читает).

Учитель: Какие слова помогают строить образ Зимы?

Ученики: Зима – седая, то есть старая.

Ученики: Серая, грязная.

Учитель: Какой вы ее видите?

Ученики: С седыми, всклокоченными волосами, они растрепанные.

Учитель: А теперь послушайте, что получится, если я заменю слова автора на те, которые мы с вами придумали:

Уходи, зима серая!

Уж красавицы весны колесница золотая, мчится с горной вышины.

Старой спорит ли больной с ней царицею цветов.

Целой армией воздушной благовонных ветерков.

Учитель: Действительно, авторское слово лучше передает образ. Молодцы. А в этом четверостишии, какие слова помогают строить образ весны?

Ученики: Весна –

Образ Зимы

Образ Весны

1 четверостишие

Красавица на золотой колеснице, которая мчится, как бы летит с высокой точки, которая есть, почти под небом.

Учитель: Читаем второе четверостишие. Какие слова здесь о зиме?

Ученики: Старой, тщедушной.

Учитель: А как вы понимаете слово тщедушная?

Ученики: Слабая, немощная, больная, даже тощая.

Учитель: А что здесь говориться о весне?

Ученики: царица цветов с армией воздушных благовонных ветерков.

Учитель: Царица цветов – какой образ это создает?

Ученики: Молодой в царских одеждах, с короной и лентами, которые развеваются от того, что она быстро едет. Возможно сама ведет колесницу, стоя и держа вожжи.

Учитель: Хорошо, а благовонные ветерки, это какие, где они?

Ученики: Они вокруг нее как бы облаком, окутывают и несут запахи свежести, земли, они нежные, неуловимые, запахи сырости, таянья, цветов.

Учитель: Все, верно, дополним таблицу.

Образ Зимы

Образ Весны

1 четверостишие

Седая, старая, с всклокоченными и растрепанными волосами.

Красавица на золотой колеснице, которая мчится, как бы летит с высокой точки, которая есть, почти под небом.

2 четверостишие

Учитель: Хорошо, а теперь читаем третье четверостишье. Что в нем говориться о зиме?

Ученики: Уходи себе скорей.

Учитель: Как это характеризует зиму?

Ученики:

Учитель: Верно, а весна, здесь какая?

Ученики:

Учитель: Оформим это в таблице.

Образ Зимы

Образ Весны

1 четверостишие

Седая, старая, с всклокоченными и растрепанными волосами.

Красавица на золотой колеснице, которая мчится, как бы летит с высокой точки, которая есть, почти под небом.

2 четверостишие

Седая, старая, с всклокоченными и растрепанными волосами. Слабая, немощная, больная, даже тощая.

Молодая в царских одеждах, с короной и лентами, которые развеваются от того, что она быстро едет. Возможно, сама ведет колесницу, стоя и держа вожжи. Благовонные ветерки вокруг нее как бы облаком, окутывают и несут запахи свежести, земли, они нежные, неуловимые, запахи сырости, таянья, цветов.

3 четверостишие

Седая, старая, с всклокоченными и растрепанными волосами. Слабая, немощная, больная, даже тощая.

Она еще не уходит, не понимает и не хочет этого, поэтому автор как бы подгоняет ее.

Молодая в царских одеждах, с короной и лентами, которые развеваются от того, что она быстро едет. Возможно, сама ведет колесницу, стоя и держа вожжи. Благовонные ветерки вокруг нее как бы облаком, окутывают и несут запахи свежести, земли, они нежные, неуловимые, запахи сырости, таянья, цветов.

Шумная, веселая, с чириканьем и пением птиц, с ярким солнцем пришла и ливнями.

Учитель: Читаем четвертое четверостишие. Что здесь говориться о зиме?

Ученики: Она в белом саване ползет в овраг, в кусты.

Учитель: Что такое саван? Как он выглядит на ней?

Ученики: Это какая-то длинная ткань, которая тащиться за ней по земле, от этого она грязная и серая.

Учитель: Почему она ползет в овраг? Чего она боится?

Ученики:

Учитель: А теперь какой вы представляете зиму?

Ученики:

Учитель: Хорошо, а весна в этом четверостишии какая?

Ученики: Победительница без оружия, улыбка как луч солнца, пробивающийся сквозь кусты и падающий на остатки снега, от чего зима старается уползти глубже в овраг, где нет света.

Образ Зимы

Образ Весны

1 четверостишие

Седая, старая, с всклокоченными и растрепанными волосами.

Красавица на золотой колеснице, которая мчится, как бы летит с высокой точки, которая есть, почти под небом.

2 четверостишие

Седая, старая, с всклокоченными и растрепанными волосами. Слабая, немощная, больная, даже тощая.

Молодая в царских одеждах, с короной и лентами, которые развеваются от того, что она быстро едет. Возможно, сама ведет колесницу, стоя и держа вожжи. Благовонные ветерки вокруг нее как бы облаком, окутывают и несут запахи свежести, земли, они нежные, неуловимые, запахи сырости, таянья, цветов.

3 четверостишие

Седая, старая, с всклокоченными и растрепанными волосами. Слабая, немощная, больная, даже тощая.

Она еще не уходит, не понимает и не хочет этого, поэтому автор как бы подгоняет ее.

Молодая в царских одеждах, с короной и лентами, которые развеваются от того, что она быстро едет. Возможно, сама ведет колесницу, стоя и держа вожжи. Благовонные ветерки вокруг нее как бы облаком, окутывают и несут запахи свежести, земли, они нежные, неуловимые, запахи сырости, таянья, цветов.

Шумная, веселая, с чириканьем и пением птиц, с ярким солнцем пришла и ливнями.

4 четверостишие

Седая, старая, с всклокоченными и растрепанными волосами. Слабая, немощная, больная, даже тощая.

Она еще не уходит, не понимает и не хочет этого, поэтому автор как бы подгоняет ее.

Она прячется от солнца, которое принесла с собой весна, прячется от тепла. Она боится растаять.

Она последний сугроб снега с грязно серой корочкой на верху, сползает по краю оврага, между голыми кустами.

Молодая в царских одеждах, с короной и лентами, которые развеваются от того, что она быстро едет. Возможно, сама ведет колесницу, стоя и держа вожжи. Благовонные ветерки вокруг нее как бы облаком, окутывают и несут запахи свежести, земли, они нежные, неуловимые, запахи сырости, таянья, цветов.

Шумная, веселая, с чириканьем и пением птиц, с ярким солнцем пришла и ливнями.

Учитель: Теперь читаем пятое четверостишие. Что здесь говорится о зиме?

Ученики: Что теперь ее можно найти только в оврагах.

Учитель: Как вы себе это представляете?

Ученики: что снег остался только в темных местах, куда не попадают лучи солнца.

Учитель: А какая весна в этом четверостишие?

Ученики:

Учитель: Давайте закончим таблицу и посмотрим что у нас получилось.

Образ Зимы

Образ Весны

1 четверостишие

Седая, старая, с всклокоченными и растрепанными волосами.

Красавица на золотой колеснице, которая мчится, как бы летит с высокой точки, которая есть, почти под небом.

2 четверостишие

Седая, старая, с всклокоченными и растрепанными волосами. Слабая, немощная, больная, даже тощая.

Молодая в царских одеждах, с короной и лентами, которые развеваются от того, что она быстро едет. Возможно, сама ведет колесницу, стоя и держа вожжи. Благовонные ветерки вокруг нее как бы облаком, окутывают и несут запахи свежести, земли, они нежные, неуловимые, запахи сырости, таянья, цветов.

3 четверостишие

Седая, старая, с всклокоченными и растрепанными волосами. Слабая, немощная, больная, даже тощая.

Она еще не уходит, не понимает и не хочет этого, поэтому автор как бы подгоняет ее.

Молодая в царских одеждах, с короной и лентами, которые развеваются от того, что она быстро едет. Возможно, сама ведет колесницу, стоя и держа вожжи. Благовонные ветерки вокруг нее как бы облаком, окутывают и несут запахи свежести, земли, они нежные, неуловимые, запахи сырости, таянья, цветов.

Шумная, веселая, с чириканьем и пением птиц, с ярким солнцем пришла и ливнями.

4 четверостишие

Седая, старая, с всклокоченными и растрепанными волосами. Слабая, немощная, больная, даже тощая.

Она еще не уходит, не понимает и не хочет этого, поэтому автор как бы подгоняет ее.

Она прячется от солнца, которое принесла с собой весна, прячется от тепла. Она боится растаять.

Она последний сугроб снега с грязно серой корочкой на верху, сползает по краю оврага, между голыми кустами.

Молодая в царских одеждах, с короной и лентами, которые развеваются от того, что она быстро едет. Возможно, сама ведет колесницу, стоя и держа вожжи. Благовонные ветерки вокруг нее как бы облаком, окутывают и несут запахи свежести, земли, они нежные, неуловимые, запахи сырости, таянья, цветов.

Шумная, веселая, с чириканьем и пением птиц, с ярким солнцем пришла и ливнями.

Победительница без оружия, улыбка как луч солнца, пробивающийся сквозь кусты и падающий на остатки снега.

5 четверостишие

Седая, старая, с всклокоченными и растрепанными волосами. Слабая, немощная, больная, даже тощая.

Она еще не уходит, не понимает и не хочет этого, поэтому автор как бы подгоняет ее.

Она прячется от солнца, которое принесла с собой весна, прячется от тепла. Она боится растаять.

Она последний сугроб снега с грязно серой корочкой на верху, сползает по краю оврага, между голыми кустами. Теперь ее можно найти только в оврагах, куда не попадают лучи солнца.

Молодая в царских одеждах, с короной и лентами, которые развеваются от того, что она быстро едет. Возможно, сама ведет колесницу, стоя и держа вожжи. Благовонные ветерки вокруг нее как бы облаком, окутывают и несут запахи свежести, земли, они нежные, неуловимые, запахи сырости, таянья, цветов.

Шумная, веселая, с чириканьем и пением птиц, с ярким солнцем пришла и ливнями.

Победительница без оружия, улыбка как луч солнца, пробивающийся сквозь кусты и падающий на остатки снега.

Она торжествует, победила и все это сопровождается шумом, гулом, везде появляются яркие краски.

Учитель: Теперь у нас есть таблица образов и мы можем читая ее представить созданный нами образ.

Вид работы: беседа (беседа с выборочным чтением).

Учитель: Найдите тот момент, где зима встречается с весной. Зачитайте его. (ученики читают 1 четверостишие). Какие эмоции и чувства вы испытываете в этот момент?

Ученики: торжественность, превосходство весны над зимой…

Учитель: Как развиваются события после встречи зимы с весной? Найдите и зачитайте. (дети читают и говорят свои ответы).

Ученики: во 2 и 3 четверостишии идёт борьба двух времён года. В этот момент мы чувствуем напористость весны, непонимание зимы в своём проигрыше. А в 4 и 5 четверостишии – победа весны. В этот момент возникает чувство радости, веселья и праздничного настроения.

Учитель: Как вы верно все сказали, а теперь давайте подумаем какие чувства испытывал автор, когда работал над этим стихотворением?

Ученики: Возможно, он устал от зимы, хочет перемен, ждет новых открытий и с наступлением весны ждет новых вдохновений, рождения особых идей и смыслов.

Учитель: А теперь подумайте все чувства, которые мы испытали при чтении, которые предположительно испытывал поэт при написании, все они как связаны с Колей Трескиным в жизни Майкова?

Ученики: Возможно, Коля Трескин принес в жизнь Майкова что-то новое, свежее и особенное, как весна. И Майков ждет от этого молодого человека какого-то развития, роста. Коля выгнал из жизни Майкова что-то холодное, серое, старое, печальное, застоявшееся как зима и жизнь стала ярче.

6 этап. Обобщение.

ОДЗ: Подвести учащихся к формулированию основной мысли произведения.

Вид работы: обобщающая беседа.

Учитель: Ребята, а давайте подумаем, почему Майков так радуется приходу весны?

Ученики: Потому что он радуется тому, что Коля Трескин смог изменить что-то в его жизни.

Учитель: Правильно. Ведь если Майков так радуется приходу весны и испытывает радостные чувства, то что мы можем сказать о нем? Кем является автор этого стихотворения?

Ученики: В этом стихотворении автор является лирическим героем.

Учитель: Молодцы, вы прочувствовали стихотворение, увидели ряд художественных образов, разобрали чувства поэта и наши чувства. Давайте соберем в единое целое крупицы нашей беседы и подведем итог, скажем, какую мысль пытался донести до нас Аполлон Николаевич.

Ученики:

Майков хотел донести до нас ту мысль, что у каждого человека есть в жизни плохие и мрачные минуты жизни, когда не хочется ничего, но всегда эти моменты сменяются яркими, положительными моментами и жить сразу становится легче.

Майков, хотел сказать, что в жизни бывают моменты, когда человек останавливается, видит все вокруг в холодном и сером цвете, но неожиданно может появиться человек, который привносит в его жизнь новое и на «золотой колеснице» освещает дальнейшие перспективы.

Учитель: Согласимся с автором, что в жизни бывают тяжелые моменты и если надеяться и верить в лучшее, то они обязательно сменяться на моменты радости и счастья.

7 этап. Закрепление.

ОДЗ: Закрепить некоторые умения, формируемые у младших школьников на уроке чтения.

Вид работы: выразительное чтение (составление партитуры)

Учитель: Ребята как вы думаете, мы сможем прочувствовать настроение стихотворения, если будем просто читать его как текст.

Ученики: Нет!

Учитель: Тогда давайте научимся с вами выразительно читать. Вспомните наше начало урока. О чем мы говорили?

Ученики: О выразительности.

Учитель: Правильно, а что такое выразительность?

Учитель: Верно. А для того чтобы выразительно читать, давайте составим партитуру.

(Учитель раздает раздаточный материал со стихотворением, дети берут карандаши и готовятся работать)

Учитель: Давайте определимся с условными знаками для нашей партитуры.

Для того чтобы сделать короткую паузу нам нужен знак который будет нас останавливать. Какой это знак?

Ученики: Можно использовать вертикальную палочку.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что мы можем представить, что эта палочка является преградой, которая нас останавливает.

Учитель: Хорошо. Тогда логичным обозначение длинной паузы что будет?

Ученики: Две вертикальные паузы.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что две преграды сложнее преодолеть.

Учитель: Хорошо. А как мы будем обозначать места в стихотворении, в которых нужно будет повысить голос или понизить?

Ученики: Стрелочками вверх и вниз, потому что будет понятно понижать или повышать голос.

Учитель: Хорошо. А как мы будем обозначать слова, которые передают настроение и эмоции в стихотворении. И мы будем ставить ударения, но не по смыслу слова, а по логическому смыслу слову стихотворения.

Ученики: Можно подчеркнуть слова, на которые мы будем обращать внимание.

Учитель: Молодцы, теперь давайте обозначим этими знаками наше стихотворение.

Уходи , зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая.

Мчится с горной вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней - царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья ,

Теплых ливней и лучей,

И чиликанья , и пенья !...

Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,

Улыбнулась лишь – и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты !...

Да найдут и по оврагам !

Вон – уж пчел рои шумят,

И летит победным флагом

Пестрых бабочек отряд!

Учитель: Молодцы, теперь мы наполнили атмосферу вокруг нас чувствами и эмоциями, которые испытывал поэт при написании, которые испытывали мы при прочтении. Давайте теперь прочитаем стихотворение по партитуре, передадим все эти эмоции выразительным чтением.

Ученики: читают стихотворение два-три ученика.

Учитель: Спасибо, большое ребята.

8 этап. Домашнее задание.

Учитель: Я предлагаю вам домашнее задание на выбор из трех:

    Выучить наизусть стихотворение и выразительно рассказать.

    Нарисовать образ зимы или образ весны.

    Подготовить доклад по следующей теме.

9 этап. Подведение итогов урока.

ОДЗ: Придать уроку логическую завершенность.

Учитель: Весь урок мы с вами рассуждали, анализировали стихотворение, разбирали наши эмоции, пытались понять эмоции автора. Какое настроение у вас оставил наш урок?

Ученики:

Не однозначные чувства, не могу разобраться.

Я понял, что не нужно останавливаться перед трудностями.

Хорошее настроение, так как после плохого всегда будет хорошее.

Александр Пушкин
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

Аполлон Майков
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней - царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь - и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..
Да найдут и по оврагам!
Вон - уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!

Федор Тютчев
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.


Алексей Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...


Евгений Баратынский
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею? Что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней!


Сергей Городецкий
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, y вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом yглy.
Высyнyть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.


Алексей Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...

Сергей Есенин
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.