Гумилев известные произведения. Самые красивые стихи Николая Гумилёва

Николай Гумилев родился 15 апреля в Кронштадте в семье корабельного врача. Свое первое четверостишие он написал в возрасте шести лет, а уже в шестнадцать лет было опубликовано его первое стихотворение «Я в лес бежал из городов…» в «Тифлисском листке».

Серьезное влияние на Гумилева оказали философия Ф. Ницше и стихи символистов, которые изменили представление юного поэта на мир и его движущие силы. Под впечатлением от новых знаний он пишет первый сборник – «Путь конквистадоров», где уже показывает свой собственный узнаваемый стиль.

Уже в Париже выходит второй сборник стихов Гумилева под названием «Романтические стихи», посвященный возлюбленной Анне Горенко. Книга открывает период зрелого творчества Гумилева и собирает первые повалы поэту, в том числе и от своего учителя Валерия Брюсова.

Следующим переломным моментом в творчестве Гумилева становится создание «Цеха поэтов» и собственной эстетической программы, акмеизма. Поэма «Блудный сын» закрепляет за поэтом репутацию «мастера» и одного из самых значительных современных авторов. Далее последует множество талантливых произведений и бесстрашных поступков, которые навсегда впишут имя Гумилева в историю русской литературы.

Жираф (1907)

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.
Он мог стать вашим тоже и не стал,
Его вам было мало или много,
Должно быть, плохо я стихи писал
И вас неправедно просил у Бога.
Но каждый раз вы склонитесь без сил
И скажете: "Я вспоминать не смею.
Ведь мир иной меня обворожил
Простой и грубой прелестью своею".

Анна Ахматова и Николай Гумилёв с сыном Львом. 1913 или 1916 год.

Мне снилось: мы умерли оба... (1907)

Мне снилось: мы умерли оба,
Лежим с успокоенным взглядом,
Два белые, белые гроба
Поставлены радом.

Когда мы сказали: "Довольно"?
Давно ли, и что это значит?

Что сердце не плачет.

Бессильные чувства так странны,
Застывшие мысли так ясны,
И губы твои не желанны,
Хоть вечно прекрасны.

Свершилось: мы умерли оба,
Лежим с успокоенным взглядом,
Два белые, белые гроба
Поставлены радом.

Вечер (1908)

Еще один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.

И ты пришла... Ты гонишь прочь
Зловещих птиц - мои печали.
О, повелительница ночь,
Никто не в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий!

От звезд слетает тишина,
Блестит луна - твое запястье,
И мне опять во сне дана
Обетованная страна -
Давно оплаканное счастье.

Нежно-небывалая отрада (1917)

Лишь одно бы принял я не споря -
Тихий, тихий золотой покой
Да двенадцать тысяч футов моря
Над моей пробитой головой.

Шестое чувство (1920)

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Мне снилось (1907)

Когда мы сказали: «Довольно»?
Давно ли, и что это значит?
Но странно, что сердцу не больно,
Что сердце не плачет.

Много есть людей, что, полюбив… (1917)

Как ты любишь, девушка, ответь,
По каким тоскуешь ты истомам?
Неужель ты можешь не гореть
Тайным пламенем, тебе знакомым?

Волшебная скрипка (1907)

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад, и когда горит восток.

Современность (1911)

Я закрыл «Илиаду» и сел у окна.
На губах трепетало последнее слово.
Что-то ярко светило - фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.

Сонет (1918)

Порою в небе смутном и беззвездном
Растет туман... но я смеюсь, и жду,
И верю, как всегда, в мою звезду,
Я, конквистадор в панцире железном.

Дон Жуан (1910)

Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста.

Камень (1908)

Взгляни, как злобно смотрит камень,
В нем щели странно глубоки,
Под мхом мерцает скрытый пламень;
Не думай, то не светляки!

Иванюк И.В.

«Экзотические» стихи были, пожалуй, главной находкой Гумилева, именно ими он впервые обратил на себя внимание своих читателей», - считает А. Павловский.

И действительно, сама природа личности и таланта поэта, тяготевшая к необычности и романтизму, очень удачно проявилась в этих стихах. В них как бы слились воедино две разнонаправленные силы. Ведь, с одной стороны, Гумилев настойчиво стремился к реальности, к земному миру (и в этом был его протест против «символистских туманов»), а с другой стороны, он жаждал мира в такой необычной степени яркости, какую обыденная действительность дать ему не могла. Но поэт все-таки нашел эту яркую действительность в экзотических для европейца странах Африки и Ближнего Востока.

В статье «Преодолевшие символизм» (1916), В.М. Жирмунский так писал о Гумилеве: «Как истинный представитель новейшей поэзии, он редко говорит о переживаниях интимных и личных, избегает лирики любви и природы, и тяжелого самоуглубления. Для выражения своего настроения он создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, вводит в свои стихи повествовательный элемент и придает им «балладную» форму. Темы для повествований Гумилеву в его балладах дают впечатления путешествий по Италии, Леванту, Центральной Африке».

Может возникнуть вопрос: почему поэта интересовала именно Африка? Обычно исследователи считают, что Н. Гумилев стремился только к экзотике.

А.Н. Богомолов связывает это с интересом поэта к оккультизму. На основании этого критик выделяет два фактора, которые, по его мнению, позволяют понять стремление Гумилева в Африку: «Первый из них - масонская мифология, предполагавшая в качестве отмеченных для посвященных Смирну и Каир, которые Гумилев счел для себя необходимым посетить в первые же свои странствия. Второй - представление оккультистов о том, что... Африка являлась предшественницей нынешней ступени цивилизации и что в различных её культурах сохранились важнейшие остатки цивилизаций предыдущих... ». Но это субъективный взгляд исследователя, так как нет прямых доказательств того, что Гумилев принадлежал к масонам и серьезно занимался оккультными науками.

Сам же поэт объяснил своё тяготение к дальним странам в письме В. Брюсову по-другому: «... думаю уехать на полгода в Абиссинию, чтобы в новой обстановке найти новые слова».

Как видим, поэт думал о зрелости поэтического видения. Особенно ярки экзотические стихотворения из сборника «Жемчуга» (1910). Поэт и его лирика как бы живут в мире воображаемом и почти призрачном. Гумилев чувствует отчужденность от современности:

Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда,
Все, что смешит её, надменную,
Моя единая отрада...
(«Я вежлив с жизнью современною... »)

В. Брюсов так говорил о явном уходе Гумилева от реальной жизни: «... он сам создает для себя страны и населяет их им самим сотворенными существами: людьми, зверями, демонами. В этих странах, - можно сказать, в этих мирах, - явления подчиняются не обычным законам природы, но новым, которым повелел существовать поэт; и люди в них живут и действуют не по законам обычной психологии».

Действительно, страна Н. Гумилева какой-то остров, где-то за «водоворотами» и «клокочущими пенами» океана. Там есть пленительные всегда «ночные» или вечно «вечереющие» горные озера, где «на траурно-черных волнах ненюфары» («Озера»), и прекрасные

Рощи пальм и заросли алоэ.
Серебристо-матовый ручей,
Небо, бесконечно голубое,
Небо, золотое от лучей.
(«Рощи пальм и заросли алоэ...»)

Но эти рощи полны «мандрагорами, цветами ужаса и зла». По стране бродят вольные дикие звери: «царственные барсы» и «блуждающие пантеры» («Северный раджа»), «слоны-пустынники и обезьяны» («Лесной пожар»). Герои Гумилева - это или какие-то темные рыцари, или старые конквистадоры, заблудившиеся в неизведанных цепях гор («Старый конквистадор»), или капитаны - «открыватели новых земель» («Капитаны»), или царицы, правящие неведомыми народами чарами своей небывалой красоты («Царица», «Варвары»), или просто бродяги, странствующие по пустыням («В пустыне»).

Можно сказать, что внешний мир Гумилев воспринимал сквозь «магический кристалл» внутреннего. «Жемчуга» проникнуты темой исканий, собственных и общечеловеческих. Само название исходит от образа прекрасных стран, в существование которых верит поэт:

И кажется, в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.
...И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица...
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!
(«Капитаны»)

Открытие неведомых стран, их сокровищ оправдывает и одухотворяет жизнь. Символ поиска - путешествие. Так реагировал Гумилев на духовную атмосферу своего времени, когда определение новой поэзии было главным для интеллигенции. Он пытался найти наиболее полный, оптимальный способ самовыражения на уровне целой художественной системы.

Дух авантюры и риска, путешествий и вообще постоянного стремления в даль - особенно в морскую и экзотическую - был свойственен поэту в высшей степени:

Свежим ветром снова сердце пьяно,
Тайный голос шепчет: «Все покинь!» -
... В каждой луже запах океана,
В каждом камне веянье пустынь.
(«Открытие Америки»)

Заманчивый, таящийся за горизонтом мир властно и постоянно влек Гумилева к себе. Бродяга и путешественник по странам и континентам, временам и эпохам, - он прославлял в стихах скитальца морей Синдбада:

Следом за Синдбадом-Мореходом
В чуждых странах я сбирал червонцы...
(«Следом за Синдбадом... »),
скитальца любви Дон Жуана:
Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста...
(«Дон Жуан»)

и скитальца вселенной Вечного Жида. Эти три имени могли войти в геральдику его поэзии. Но в поэме «Открытие Америки» (сб. «Чужое небо» (1912)) рядом с Колумбом встала не менее значительная героиня - Муза Дальних Странствий:

Целый день на мостике готов,
Как влюбленный, грезить о пространстве;
В шуме волн он слышит сладкий зов,
Уверенья Музы Дальних Странствий.

Гумилев был поэтом, в высшей степени ощущавшим своё предназначение, и никогда не пытался сойти с пути, предназначенного ему судьбою. Идея беззаветного служения искусству - одна из наиболее важных в его миросозерцании.

Точно так же относился поэт и к другой Музе, полностью им владевшей, - Музе Дальних Странствий. Гумилев был её преданным рыцарем. Неодолимый зов пространства, живший в крови поэта, заставлявший, бросая всё, уходить из дому в поисках обетованной страны, - этот зов пронизывает всю его поэзию:

Мы с тобою, Муза, быстроноги,
Любим ивы вдоль степной дороги,
Мерный скрип колес и вдалеке
Быстрый парус на большой реке.
Этот мир, такой святой и строгий,
Что нет места в нем пустой тоске.
(«Открытие Америки»)

По замечанию И. Анненского, «тоска по красочно причудливым вырезам далекого юга», «верный вкус» и строгость «в подборе декораций» соседствовали у поэта со «стихийно-русским «исканьем муки», и, хотя тогда ещё редкой, властью над словесным пространством.

Справедливости ради следует сказать, что «экзотика» Гумилева рождена не ребяческими фантазиями, а опытом долгих и многотрудных скитаний по Африке, зачастую связанных с целями отечественной науки. В стихах этого рода, особенно тех, что вошли в книгу «Шатер» (1921), звучит правда увиденного и пережитого под «чужим небом».

Поздний Гумилев порывает с чистой декоративностью. Его последние стихи об Африке отличаются достоверностью деталей, самого отношения к «черному континенту»:

Оглушенная ревом и топотом,
Облеченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы.
(«Вступленье»)

Некоторые из образов стихотворения «Вступленье», как и других, могут быть расшифрованы при знакомстве с африканскими произведениями искусства, находившимися в собрании Гумилева: складень с изображением Христа и Марии имелся им в виду в последней строфе этого стихотворения:

Дай скончаться под той сикоморою.
Где с Христом отдыхала Мария.

Со временем, когда благодаря находке и публикации африканского дневника Гумилева, будет изучаться его деятельность как открывателя новых дорог в Африке, возникнет возможность уточнить, в какой мере этот реальный опыт лежит в основе стихотворений, вошедших в «Шатер». Но уже и сейчас можно сказать, что Гумилев - один из тех поэтов, которые Восток своих мечтаний сверили с реальным Востоком. Одним из первых он увидел в своём «Египте» то, что в то время ещё далеко не всем было ясно:

Пусть хозяева здесь - англичане,
Пьют вино и играют в футбол,
И Хедива в высоком Диване
Уж не властен святой произвол!
Пусть! Но истинный царь над страною
Не араб и не белый, а тот,
Кто с сохою или с бороною
Черных буйволов в поле ведет.

Уже по этому стихотворению можно судить о том, насколько во взгляде на будущий мир поэт был серьёзнее тех, кто его, как и часто сравниваемого с ним Киплинга, торопились обвинить во всех смертных грехах «колониалистического» отношения к туземному населению, в поэтизации завоевательства. Гумилев всегда видел, какие ужасы принесла европейская цивилизация туземцам, которые до неё жили по естественным законам человеческого существования. Тогда же и появляются «Абиссинские песни», в которых звучат боль и отчаяние африканского невольника:

По уграм просыпаются птицы,
Выбегают в поле газели.
И выходит из шатра европеец,
Размахивая длинным бичом.
Он садится под тенью пальмы,
Обернув лицо зеленой вуалью,
Ставит рядом с собой бутылку виски
И хлещет ленящихся рабов.
(«Невольничья»)

Все изменилось в этом первозданном мире, где раньше можно было увидеть, как

Повисают, как змеи, лианы,
Разъяренные звери рычат
И блуждают седые туманы.
По лесистым его берегам,
И в горах, у зеленых подножий.
Поклоняются странным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей.
(«Озеро Чад»)

Теперь же

Занзибарские девушки пляшут
И любовь продают за деньги.
(«Занзибарские девушки»)

Африка позволила поэту предвидеть «последний катаклизм», то, что сегодня мы называем экологической катастрофой:

И, быть может, немного осталось веков.
Как на мир наш, зеленый и старый,
Дико ринутся хищные стаи песков
Из пылающей юной Сахары.
Средиземное море засыпят они,
И Париж, и Москву, и Афины,
И мы будем в небесные верить огни,
На верблюдах своих бедуины.
И когда наконец корабли марсиан
У земного окажутся шара,
То увидят сплошной золотой океан
И дадут ему имя: Сахара.
(«Сахара»)

Сила и точность выражения поэтического предвиденья превращает эту фантасмагорию в неотвратимую явь.

На основе рассмотренных примеров, можно сказать, что «экзотические» стихотворения Н. Гумилева прошли определенную эволюцию от «Романтических цветов» до «Шатра».

В статье «Преодолевшие символизм» В.М. Жирмунский кратко и верно очертил особенности тогдашней манеры Гумилева: «В последних сборниках Гумилев вырос в большого и взыскательного художника слова. Он и сейчас любит риторическое великолепие пышных слов, но он стал скупее и разборчивее в выборе слов и соединяет прежнее стремление к напряженности и яркости с графической четкостью словосочетания».

Гумилев стремился противопоставить отвлеченности и рефлексии символизма богатую красками и звуками реальную действительность и сильного человека, живущего в гармонии с природой. Поэтому в его творчестве раскрывается своеобразный мир экзотических стран Африки, Востока и Южной Америки.

Тематическому многообразию этих стихов Гумилева соответствует богатство их образных средств. При описании экзотического мира тропы поэта отличаются яркостью, насыщенностью красок: «лазурные глаза», «золотые острова», «голубые нежные мхи», «розовая влага», «воздушно-белые лилии», «скалы жемчужные», «золотые девы-тени», «серебристо-матовый ручей», «изумрудные перья» и т. д. Цветовая гамма стихов Гумилева светла и жизнерадостна.

Не менее интересны и его поэтические сравнения. Они построены либо на олицетворении, «одушевлении» явлений неживой природы, либо на сопоставлении человека с другими живыми существами: «как змеи, лианы», «женщина, как серна боязлива», «воздух, как роза, и мы, как виденья», «грузный, как бочки вин токайских», «девы-тени», «звезды, как гроздь виноградин» и т. д.

Одной из основных особенностей художественного строя этих стихотворений является фонетическая выразительность. Звукопись играет большую роль в создании мелодики стиха и образов. В сочетании с метафоричностью она создает эмоционапьно-музыкальный контекст.

Эти художественные средства помогают поэту воссоздать яркий, красочный, неповторимый мир «экзотических» стран, выразить свою мечту о гармоничной, естественной жизни.

Само обращение к вольному миру Востока было в традициях русской поэзии. Нецивилизованная и дикая страна представлялась романтикам неким прообразом человеческого детства, где человек поставлен вне социальной проблематики.

В природе Кавказа романтики находили гармонию с дикими и простыми обычаями народов. Так, Пушкину и Лермонтову казалось, что социальные отношения, развитие в цивилизованных странах, не коснулись Кавказа.

Изображение Востока органически входило в романтическую эстетику Пушкина, так как оно давало возможность уйти в мир необыкновенно экзотического, в мир диких народов, которых ещё не затронула цивилизация, которые сохранили свежесть чувств и мыслей («Ночной зефир», «Гречанка верная», «Черная шаль», «Дочери Карагеоргия» и др.).

Мир Востока для Лермонтова был реальным воплощением его представлений о «естественном состоянии» и природном человеке. В своей концепции естественного человека поэт утверждает, что цивилизация пагубна, эгоистична, она ведет к смерти изначальных установлений, лежащих в основе человеческого бытия. Особенно выразительно это проявляется в стихотворении «Спор», в разговоре Шат-горы с Казбеком.

А у Гумилева этот мотив четко прослеживается в «Абиссинских песнях» и «Египте». Гумилев продолжил традиции русской литературы и поэзии о Востоке. Его романтические мотивы и слова однообразны и разнообразны одновременно, они и общие, и неповторимые. При этом их неповторимость, отраженность в них индивидуальной человеческой судьбы поэта сказываются прежде всего в их эмоциональном музыкальном звучании, особенном смысловом значении.

Л-ра: Всесвітня література та культура в навчальних закладах України. – 2004. - № 3. – С. 11-14.

Ключевые слова: Николай Гумилёв, критика на творчество Николая Гумилёва, критика на стихи Николая Гумилёва, анализ стихов Николая Гумилёва, скачать критику, скачать анализ, скачать бесплатно, русская литература 20 века

Г умилёв, Николай Степанович - поэт русского "серебряного века" (период в русской поэзии в начале 20-го века), основатель акмеистского движения, критик, путешественник.

Он родился в Кронштадте под Санкт-Петербургом, в семье морского врача. Вскоре после его рождения, отец перевез семью в Царское Село (ныне г. Пушкин, расположенный к югу от Санкт-Петербурга). В течение двух лет, начиная с 1900 года, их семья жила в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Когда Гумилеву было шесть лет его стихотворение «Я в лес бежал из городов» было опубликовано в газете «Тифлисский листок».

В следующем году его семья вернулась в Царское Село, где молодой поэт начал обучение в мужской гимназии. Директор гимназии был Иннокентий Анненский, известный поэт того времени, который оказал большое влияние на студентов. Гумилев не особо старался при обучении, и получил школьный аттестат только когда ему было 20.

За год до окончания гимназии он опубликовал свой первый сборник стихов «Путь конквистадоров», который он позже охарактеризовал как «незрелый опыт». Герои стихотворного сборника, казалось, пришли прямо со страниц приключенческих романов о пионерах Америки, которые Гумилев постоянно читал. Сборник привлекает внимание Валерия Брюсова, одного из основателей символистского движения в русской поэзии. Через год Гумилев начал работу над своей пьесой «Шут короля Батиньоля», которую он так и не окончил.

После окончания гимназии Гумилев уехал в Париж, чтобы продолжить свое образование в Сорбонне, где он слушал лекции по французской литературе. Он изучал многих французских деятелей культуры, следуя указаниям Валерия Брюсова. Также, он в Париже стал издателем журнала «Сириус». В 1908 году в Париже он издает свой второй сборник под названием «Романтические цветы», который также был полон литературного и исторического экзотического материала, а некоторые стихи были написаны в иронической форме. Гумилев усердно работал над каждым стихотворением, стремясь сделать его «легким» и «размеренно сдержанным». Сборник был издан на собственные деньги, и посвящен его невесте Анне Ахматовой, которая также стала всемирно известной поэтессой.

В том же году он вернулся в Россию и поступил в университет в Санкт-Петербурге. Сначала он учился на юридическом факультете, затем перешел на факультет истории и филологии, но он так и не окончил весь курс. Гумилев много путешествовал в течении этого периода жизни, особенно его привлекала Африка, где он побывал трижды за свою жизнь, каждый раз возвращаясь с множеством экзотических вещей, которые он привозил для Этнографического музея Академии Наук.

В 1910 году был опубликован сборник «Жемчуга». Он был посвящен его «учителю» Валерию Брюсову. Знаменитый поэт также сделал отзыв, который гласил, что Гумилев «жил в воображаемом, почти призрачном мире, создавал собственные страны, заселял их своими творениями: людьми, животными и демонами». В этом сборнике Гумилев не отказался от персонажей из своих ранних работ. Тем не менее, они существенно изменились. Его стихи обрели некий психологизм, он раскрывал характеры персонажей и их страсти, вместо лишь «масок». «Жемчуга» помогла Гумилеву стать знаменитым.

В апреле 1910 года Гумилев женился на Анне Ахматовой. Они провели свой медовый месяц в Париже. Затем он отправился в Африку. Осенью 1912 родился их сын Лев. Гумилев вернулся в Россию в 1918 году и они с Анной развелись.

В начале 1910-х годов, Гумилев уже был известной фигурой в Санкт-Петербургских литературных кругах. Он был одним из "молодых" редакторов журнала "Аполлон", где он опубликовал свои "Письма о русской поэзии". В конце 1911 г. он возглавил "Гильдию поэтов", которая была группой единомышленников, и вдохновила новую школу акмеизма в литературе, провозгласив ее основные принципы – отбрасывание мистической стороны поэзии в пользу ясности, изображение реального мира во всей его красе, точность слова и образов. Эти принципы были описаны в статье «Наследие символизма и акмеизм».

Его сборник «Чужое небо» стал поэтической иллюстрацией принципов и вершиной «объективной» лирики Гумилева. Он сформулировал не только новую концепцию поэтического произведения, но и новое понимание сущности человека. В 1913 году было опубликовано его первое драматическое произведения "Дон Жуан в Египте», и почти сразу поставлено в Троицком театре в Санкт-Петербурге.

Как только началась Первая Мировая война Гумилев пошел добровольцем на фронт. Ранее он не был в армии, но в условиях войны был принят. Он был назначен лейб-гвардейцем. За его храбрость в бою он получил звание офицера и два Георгиевские кресты. Во время войны он продолжил свою литературную работу. Его военные стихи были собраны в сборник "Колчан". Гумилев также начал работу над драматической книгой «Гондла». В 1916 году он взял отпуск и отправился в Массандре в Крыму, чтобы закончить ее. В том же году было опубликовано его прозаическое произведение «Африканская охота».

Гумилев не был свидетелем революции 1917 года. В то время он находился за границей, как часть русской экспедиции, которая направлялась сначала в Париж, а затем в Лондон. Литературные произведения Гумилева этого периода показали его интерес к восточной культуре. Его сборник "Фарфоровый павильон" состоял из интерпретации французских переводов китайской классической поэзии. Восточный стиль Гумилев видел как одну из форм поэтической «простоты, ясности и достоверности», которая соответствовала его эстетическому восприятию мира.

По возвращению в Россию, Гумилев начал работать в Народном комиссариате просвещения. В том же году он опубликовал трагедию «Отравленная туника», написанную в Париже.

Он стал частью редакции издательского дома «Всемирная литература». Гумилев читал лекции по теории поэзии и переводов в различных учреждениях, возглавил поэтическую студию «Звучащая раковина» для молодых поэтов. В январе 1921 года он был избран председателем Петроградского (Санкт-Петербургского) отделения Союза поэтов. В том же году была опубликована его последняя книга «Огненный столп». В то время Гумилев вникал в философское осмысление проблем памяти, бессмертие искусства и судьбы поэзии.

Сторонник монархии, Гумилев не поддерживал большевистскую революцию. Он отказался от эмиграции, будучи уверен в том, что он не будет репрессирован. Он думал, что открытое и честное заявление о его монархических взглядах будет лучшей защитой, и что его хорошее имя будет гарантией от репрессий. Эта позиция хорошо работала во время чтений и лекций, когда слушатели принимали его «монархизм» за шутку или поэтический эксцентризм.

3 августа 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре. Точная дата его смерти неизвестна. Поэт был реабилитирован в 1991 году.