Уверенный в привязанности своей дочери. Дубова М., Чернова Л

Василиса и Лукерья сказали, что Дубровского и Архипа-кузнеца видели они за несколько минут перед пожаром. Кузнец Архип, по всеобщему показанию, был жив и вероятно главный, если не единственный, виновник пожара. На Дубровском лежали сильные подозрения. Кирила Петрович послал губернатору подробное описание всему происшествию, и новое дело завязалось.

Вскоре другие вести дали другую пищу любопытству и толкам. В ** появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям. Меры, принятые противу них правительством, оказались недостаточными. Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим. Не было безопасности ни по дорогам, ни по деревням. Несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии, останавливали путешественников и почту, приезжали в села, грабили помещичьи дома и предавали их огню. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах, все были уверены, что он, а не кто другой, предводительствовал отважными злодеями. Удивлялись одному: поместия Троекурова были пощажены; разбойники не ограбили у него ни единого сарая, не остановили ни одного воза. С обыкновенной своей надменностию Троекуров приписывал сие исключение страху, который умел он внушить всей губернии, также и отменно хорошей полиции, им заведенной в его деревнях. Сначала соседи смеялись между собою над высокомерием Троекурова и каждый день ожидали, чтоб незваные гости посетили Покровское, где было им чем поживиться, но наконец принуждены были с ним согласиться и сознаться, что и разбойники оказывали ему непонятное уважение… Троекуров торжествовал и при каждой вести о новом грабительстве Дубровского рассыпался в насмешках насчет губернатора, исправников и ротных командиров, от коих Дубровский уходил всегда невредимо.

Между тем наступило 1-е октября - день храмового праздника в селе Троекурова. Но прежде чем приступим к описанию сего торжества и дальнейших происшествий, мы должны познакомить читателя с лицами для него новыми, или о коих мы слегка только упомянули в начале нашей повести.

Глава VIII

Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича, о которой сказали мы еще только несколько слов, есть героиня нашей повести. В эпоху, нами описываемую, ей было 17 лет, и красота ее была в полном цвете. Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении. Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу, коего обыкновенные разговоры и увеселения требовали товарищества мужчин, а не присутствия дам. Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича. Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме «Совершенной поварихи», не мог руководствовать ее в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими, которой Кирила Петрович оказывал большую доверенность и благосклонность и которую принужден он был

Если определение служит для выражения добавочного обстоятельственного, уточняющего, присоединительного, пояснительного значения (может быть приравнено по значению к придаточному предложению): Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный. Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина. Уверенный в привязанности своей дочери, Троекуров никогда не мог добиться от нее доверенности.

Слайд 6 из презентации «Определение в предложении» . Размер архива с презентацией 78 КБ.

Русский язык 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Определенно-личное предложение» - Дивишься драгоценности нашего языка… Прочитайте определение. Не забуду твоей т.ржестве ной красы… Люблю грозу в начале мая… На фоне Пушкина снимает()ся с.мейство. Прощай свободная стихия! Мой друг Отчизне посв.тим души пр красные порывы. Я знаю весёлые сказки таинственных стран. Вы бывали в горных ущельях? Ты любишь смотреть на бегущие волны? Подведение итогов урока. Найдите главные члены предложения.

«Составное глагольное сказуемое» - Воспитание гражданственности учащихся. Самостоятельное выполнение упражнения. Закрепление материала. На доске два предложения: Составление таблицы по параграфу учебника. Ход урока. Учитель: Киселева М.Н., МОУ СОШ №10 г. Щелково. Научить стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые. Развивать внимание и память, коммуникативные умения, логическое и алгоритмическое мышление. Решение проблемы (продолжение).

«География русского языка» - Южнославянские. Условные знаки. Северо-запад. 4. Русский – около 200 млн. чел. Литовский язык. Другие: бенгальский, португальский, японский… X – xivвв. Западно- славянские. Сибирь. Восточно-ностратические языки. Русский Испанский Хинди. Словацкий. Языки народов, населяющих нашу страну. Среднерусские говоры. Немецкий язык. Картвельский язык. Словенский. Южное наречие. Испанский – около 300 млн. чел.

«Обращение 8 класс» - Сестра! Мадам! Обращение к незнакомым людям. Парнишка! «Шкатулка мудрости». Дети! Приятель! Чогось подібного, принаймні в наших селах, колись не чули. Граждане! Милая! Бренгач Людмила Александровна Запорожская ОШ № 109. Молодые люди! Бабушка! Что же ты моя старушка в моей пустынной приумолкла у окна? Женщина! Дорогая! Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Всем: -простите.. -извините.. -Скажите, пожалуйста -будьте добры -будьте любезны. Коллеги! Землячка!

«Словообразование в русском языке» - Цель исследования: Автор: Гульманова Анна, обучающаяся 8 класса МБОУ «Черемичкинская ООШ». 4. Предмет исследования: словообразовательный уровень современного русского языка. Объект исследования: речь воспитанников дошкольной группы и учащихся Черемичкинской школы. Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, экспериментальный и описательный методы. 1. 2.

Марина Дубова , доктор филологических наук,

профессор кафедры русского языка

Московского областного социально-гуманитарного университета

Любовь Чернова , доктор филологических наук,

профессор кафедры русского языка

Московского областного социально-гуманитарного университета

Учимся анализировать обособленные определения

Как известно, обособлением называется смысловое, интонационное и пунктуационное выделение одиночного или распространённого второстепенного члена предложения с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении. Например: Ошеломлённая, мать неотрывно смотрела на Рыбина (М. Горький); На дворе, обведённом оградой из булыжника, стояла избочасъ другая лачужка, менее и древнее первой (М. Лермонтов).

На письме обособление обозначается запятыми, в редких случаях используется тире. Например: В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть её (Н. Гоголь); Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом - известным художником (К. Паустовский).

Обособляются только второстепенные члены предложения: определения (На картинах, написанных масляными красками, в золотых рамах, были виды Крыма... А. Чехов); приложения (Иногда по вечерам приходил к ней полковой ветеринарный врач Смирнин, молодой человек, квартировавший у неё во флигеле. А. Чехов); дополнения (Все принимали участие в общем разговоре, кроме Кати и Левина. Л. Толстой); обстоятельства (Григорий, прислушиваясь к вспышкам орудийного гула, тревожно поглядывал на часы... М. Шолохов).

Обособленные члены предложения содержат элемент добавочного сообщения, благодаря чему они, по сравнению с необособленными членами, приобретают больший смысловой и синтаксический вес, а также стилистическую выразительность в предложении. Сравним, например, пары предложений: Над Волгой занималось мглистое и туманное утро. - Над Волгой занималось утро, мглистое и туманное (В. Короленко). В первом предложении необособленное определение служит только для характеристики предмета. Во втором предложении согласованное определение выполняет имеет характер добавочного сообщения, приближается по смысловой нагрузке к сказуемому, а само осложненное предложение к сложноподчиненному: Над Волгой занималось утро, которое было мглистым и туманным.

Интонационное оформление обособленного члена предложения выражается повышением голоса, паузой, фразовым ударением.

Способность второстепенного члена выражать добавочное значение является главным семантическим условием обособления. Например: Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны (К. Паустовский). Сравним: Запах белой гвоздики, которая была нагрета солнцем, наполнял вагоны. На сборных пунктах сходились москвичи, ещё в пиджаках, ещё в штатских кепках и шляпах, но уже солдаты по духу (К. Симонов). Сравним: На сборных пунктах сходились москвичи, которые были ещё в пиджаках, ещё в штатских кепках и шляпах, но уже солдаты по духу.

При этом обособленный» член предложения в основном должен выражаться оборотом, состоящим из нескольких знаменательных частей речи или из знаменательной части речи и служебной. Это может быть причастный оборот, прилагательное с зависимыми словами, однородный сочинительный ряд прилагательных, деепричастный оборот, существительное с зависимыми словами, существительное с предлогом. Например: В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады (М. Шолохов); Сильный в слабости своей, Василий Максимович не нуждался в утешении (В. Ажаев); Настала ночь, лунная, ясная (И. Тургенев); Чувствуя близкий конец скитаний, Алексей пополз, не жалея сил, не отдыхая (Б. Полевой); Этот человек, с его обликом и манерами коренного волжанина, сразу напомнил Кате ветлужских плотовщиков (А. Рыбаков); Стремясь из последних сил к жилью, он не замечал, что, кроме этой изгороди и мёрзлой колеи, всё отчётливее и отчётливее проступавшей из-под талого снега, ничего не говорит о близости жилья (Б. Полевой); Несмотря на усталость, Анатолий был радостно возбуждён (А. Фадеев).

В качестве поясняемых (опорных) слов для обособленных членов предложения служат имена существительные, личные местоимения, глаголы, сочетания глагола-связки со знаменательной частью речи.

При синтаксическом анализе обособленных членов предложения важно учитывать следующие их параметры (признаки):
1. Способ морфологического выражения обособленного члена.
2. Степень его распространённости.
3. Позицию по отношению к опорному слову.
4. Наличие добавочного значения у обособленного члена.
5. Способ морфологического выражения поясняемого (опорного) слова.

Образец анализа.
Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков... (И. Тургенев).
Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый - обособленное согласованное определение, выражено однородным рядом одиночных прилагательных, обозначает признак предмета («цвет»), стоит после опорного слова (существительного), имеет характер добавочного сообщения (Цвет небосклона, который был лёгким, бледно-лиловым, не изменяется во весь день и кругом одинаков); равносильно сказуемому к существительному «цвет», выделяется запятыми.

Существуют также грамматические условия обособления, которые называются главными, или общими:
1. нетипичное расположение второстепенного члена предложения по отношению к поясняемому члену, например, расположение согласованного определения после определяемого существительного (Маленькое грозовое облако превратилось в зловещую тучу, похожую на наковальню. К. Паустовский); несогласованного определения - перед определяемым существительным (За кормою, вся в белой пене, быстро мчится река. М. Горький); приложения - после определяемого существительного (Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка. А. Чехов); обстоятельственного оборота с предлогом - перед сказуемым (Несмотря на болезнь, Чехов любил всякие шутки, пустячки, приятельские прозвища. Н. Телешов);
2. расширенный состав второстепенного члена (Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком. В. Короленко).

При отсутствии главных условий обособления действуют дополнительные условия, разные для различных членов. Например, определение с обстоятельственным значением обособляется перед определяемым существительным: Довольный произведённым впечатлением, Жиров пустился в подробности (А. Толстой). В этом примере обособленное определение имеет обстоятельственное значение причины.

Рассмотрим виды обособленных определений, условия их обособления и постановки знаков препинания.
Обособленное согласованное определение - это выделяемые запятыми причастный оборот или одиночное причастие, а также оборот с прилагательным и зависимым словом или одиночное прилагательное. Оно отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Согласованные определения обособляются в следующих условиях:
- после определяемого существительного (Неподвижно лежал передо мною небольшой сад, весь озарённый и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный... И. Тургенев);
- перед определяемым существительным в случае обозначения определением обстоятельственного оттенка значения (Крайне огорчённый преждевременным отъездом из хутора, Прохор ехал молча. М. Шолохов; Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. А. Пушкин);
- в составе однородного сочинительного ряда одиночных определений (В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. М. Горький);
- при личном местоимении в любой позиции (А он, мятежный, просит бури... М. Лермонтов).
Обособленное несогласованное определение - это выделяемое запятыми существительное с предлогом - е зависимыми словами или без них, а также сравнительная степень имени прилагательного.
Несогласованные определения обособляются в следующих условиях:
- перед определяемым словом при отделении от него другими словоформами (За кормою, вся в белой пене, быстро мчится река. М. Горький);
- после определяемого существительного, если перед ним есть согласованное определение (Эта комната, окнами на запад и на север, занимала чуть ли не половину всего дома. И. Бунин);
- после определяемого существительного, если после несогласованного определения следует обособленное согласованное определение (Матрёна, в тёмном шёлковом платье, испуганная и раскрасневшаяся, вела его под руку... К. Паустовский).

Обособленное приложение - это выделяемое запятыми или тире одиночное имя существительное или имя существительное с зависимыми словами, которое стоит в том же падеже, что и опорное слово, отвечает на вопросы «кто именно такой? что именно такое?» и поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или личное местоимение.

Приложение обособляется в следующих условиях:
- если представляет собой словосочетание и находится после определяемого слова (Лёгкий туман, предвестник осени, стлался над озером. Э. Казакевич);
- при личных местоимениях в любом положении (Женщина смелая, самостоятельная, она хорошо разбиралась в людях. А. Фадеев);
- если присоединяется при помощи союза «как», находится перед определяемым существительным, при этом имеет обстоятельственный оттенок причины (Как истинный художник, Пушкин не нуждался в наборе поэтических предметов для своих произведений. В. Белинский).

Вопросы для повторения:
1. Что такое обособление?
2. Какими знаками на письме обозначается обособление?
3. Какие члены предложения обособляются?
4. Чем обособленные члены предложения отличаются от необособленных?
5. Как оформляется обособление в устной речи?
6. Чем в основном выражаются обособленные члены предложения?
7. Чем выражаются опорные слова при обособленных членах предложения?
8. Какие грамматические условия влияют на обособление?
9. Какие условия обособления действуют при отсутствии главных (общих) условий?

10. Что такое обособленное согласованное определение?
11. В каких условиях согласованные определения обособляются?
12. Что такое обособленное несогласованное определение?
13. В каких условиях несогласованные определения обособляются?
14. Что такое обособленное приложение?
15. В каких условиях приложение обособляется?
16. В чем разница между приложением и несогласованным определением?
17. Какие определения и приложения не обособляются?
18. Какие другие члены предложения, сходные по форме с определениями, не обособляются?

Практические задания
Задание № 1. В примерах, извлечённых из повести А.И. Куприна «Гамбринус», дайте характеристику выделенных обособленных определений: по способу морфологического выражения, по структуре, по степени распространённости, по позиции по отношению к опорному слову, по способу морфологического выражения опорного слова.
1. Являлась, например, закутившая компания воров после хорошего дела, каждый с возлюбленной, каждый в фуражке, лихо заломленной набок, в лакированных сапогах с изысканными трактирными манерами, с пренебрежительным видом. 2. Плясать они (воры) считали ниже своего достоинства, но их подруги, все недурные собой, молоденькие, иные почти девочки, танцевали «Чабана» с визгом и щёлканьем каблуков. 3. Они туда вламывались огромные, осипшие, с красными лицами, обожжёнными свирепым зимним норд-остом, в непромокаемых куртках, в кожаных штанах и в воловьих сапогах... 4. Сашка играл им ихние рыбацкие песни, протяжные, простые и грозные, как шум моря... 5. Сашка действовал на них, как Орфей, усмиряющий волны, и случалось, что какой-нибудь сорокалетний атаман баркаса, бородатый, весь обветренный, звероподобный мужчи-нище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни: Ах, бедный, бедный, я, мальчишечка, / Что родился рыбаком... 6. Должно быть, сознание того, что они (моряки) находятся в стране, отягощенной вечным рабством, придавало особенно гордую торжественность этому гимну английской свободы. 7. Коренастый боцман с серьгой в ухе и с бородой, растущей, точно бахрома, из шеи, подходил к Сашке с двумя кружками пива, широко улыбался, хлопал его дружелюбно по спине и просил сыграть джигу. 8. Старые посетители любили рассказывать о легендарном побоище между русскими военными матросами, уволенными в запас с какого-то крейсера, и английскими моряками. 9. Может быть, на простые дикие нравы влияла эта кроткая и смешная доброта (Сашки), весело лучившаяся из его глаз, спрятанных под покатым черепом?

Задание № 2. Чем выражены выделенные определения, с какой целью они используются автором повести «Гамбринус»? Найдите обособленные определения, которые характеризуют Сашку, Гамбринус и его посетителей. Как изображаются посетители? Что их объединяет?
1. Со струн Сашкиной скрипки плакала древняя, как земля, еврейская скорбь, вся затканная и обвитая цветами национальных мелодий. 2. Лицо Сашки с напруженным подбородком и низко опущенным лбом, с глазами, сурово глядевшими вверх из-за отяжелевших бровей, совсем не бывало похоже в этот сумеречный час на знакомое всем гостям Гамбринуса оскаленное, подмигивающее, пляшущее лицо Сашки. 3. Но вот мало-помалу набиралась публика, приходил аккомпаниатор, покончивший какое-нибудь стороннее занятие у портного или часовщика, на буфете выставлялись сосиски в горячей воде и бутерброды с сыром, и, наконец, зажигались все остальные газовые рожки. 4. К десяти - одиннадцати часам Гамбринус, вмещавший в свои залы до двухсот и более человек, оказывался битком набитым. 5. И только неутомимая скрипка Сашки, сидевшего на своём возвышении, торжествовала над духотой, над жарой, над запахом табака, газа, пива и над оранием бесцеремонной публики. 6. Женщины, склонные, как и все женщины, восхищаться людьми эстрады, кокетничать, отличаться и раболепствовать перед ними, звали его воркующим голосом с игривым, капризным смешком. 7. С потолка лило, некоторые из гостей уже плакали, ударяя себя в грудь, другие с кровавыми глазами ссорились из-за женщин и из-за прежних обид и лезли друг на друга, удерживаемые более трезвыми соседями, чаще всего прихлебателями. 8. Лакеи чудом протискивались между бочками, бочонками, ногами и туловищами, высоко держа над головами сидящих свои руки, унизанные пивными кружками. 9. Мадам Иванова, ещё более бескровная, невозмутимая и молчаливая, чем всегда, распоряжалась из-за буфетной стойки действиями прислуги, подобно капитану судна во время бури. 10. Сашка, размякший от пива, от собственной доброты и от той грубой радости, которую доставляла другим его музыка, готов был играть что угодно. 11. А рядом другая компания, стараясь перекричать первую, очевидно враждебную, голосила уже совсем вразброд... 12. Они тоже заказывали Сашке свои восточные песни, состоящие из унылого, гнусавого однообразного воя на двух - трёх нотах, и с мрачными лицами, с горящими глазами готовы были петь их по целым часам.

Задание № 3. Найдите обособленные определения. Какие добавочные значения выражаются ими в следующих примерах? Трансформируйте обособленную конструкцию в придаточную часть сложного предложения.
1. Бабушка Вера, истомившаяся без слушателей.., сразу обрушила на них ворох городских новостей (А. Фадеев). 2. Мать, всегда такая аккуратная, почему-то сидит на разобранной ко сну постели в платье и причёске... (А. Фадеев). 3. Внутренне взволнованная и растревоженная, Родионовна держалась строго и спокойно (В. Ажаев). 4. Но он не краснел, уличённый в чудовищных своих измышлениях, и врать не переставал (М. Шолохов). 5. В коричневом байковом костюме и красной вязаной шапке, с вещевым мешком и свёрнутой телогрейкой за спиной, она походила на участника многокилометрового лыжного перехода (В. Ажаев). 6. Надя, уже в шляпе и пальто, пошла наверх, чтобы ещё раз взглянуть на мать, на всё своё (А Чехов). 7. Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступить не могу (А. Пушкин).

Задание № 4. Почему не выделяются знаками препинания отмеченные конструкции? Какими членами предложения они являются?
1. Я встал с постели весь разбитый, едва держась на ногах (А Куприн). 2. Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня тоска в стороне глухой и отдалённой (А Пушкин). 3. Мальчишки и все бывшие во дворе проводили его глазами молча (И. Тургенев). 4. В марте зерно лежало ссыпанное в закрома (М. Салтыков-Щедрин). 5. Однажды он пришёл домой непривычно шумный и разгорячённый (Г. Николаева). 6. Попытки писать просто приводили к результатам печальным и смешным (М. Горький). 7. Я сидел погружённый в глубокую задумчивость (А Пушкин).

Задание № 5.
Текст 1. Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Три встречи».
Неподвижно лежал передо мною небольшой сад, весь озарённый и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой её середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами... С одной стороны сада липы смутно зеленели, облитые неподвижным, бледно-ярким светом; с другой - они стояли все чёрные и непрозрачные; странный, сдержанный шорох возникал по временам в их сплошной листве; они как будто звали на пропадавшие под ними дорожки...
Объясните причины обособления согласованных определений в одних случаях и причины отсутствия обособления в других случаях в тексте 1.

Текст 2. Прочитайте отрывок из книги Д.С. Лихачева «Поэзия садов».
Деревья в России перестали стричь очень рано, и если в конце XVIII и начале XIX в. еще стригли кусты, то только вблизи дома.
«Темные аллеи» русских усадеб - это результат художественного освоения переставших поддерживаться регулярных садов. В XIX в. «темные аллеи» уже сажались для имитации регулярного сада, переросшего свою стрижку. В этом была имитация истории: намек на то, что старый сад родился еще в недрах другой эпохи - в середине XVIII в. Прямые и узкие аллеи углублялись от дома на значительное расстояние и составляли обычно его самую характерную особенность: прямые, но не стриженные и с такой тесной посадкой лип, к какой обычно в Западной Европе не прибегали. Делалось это в русских усадебных парках, чтобы дать спокойный приют птицам. Ястреб не мог камнем упасть на певчую птицу, спрятавшуюся от него среди тесных рядов лип. Аллеи лип бывали действительно темные и прохладные. Кроме аллей устраивались и «зеленые гостиные»: липы тесными рядами садились вокруг площадки, где можно было поставить стол и скамейки-сиделки.
Побывавший во всех знаменитых парках Европы И.С. Тургенев писал в письме к П.В. Анненкову: «Я ничего не знаю прелестнее наших орловских старых садов - и нигде на свете нет такого запаха и такой зелено-золотой серости...»
Найдите в тексте 2 определения, выраженные причастиями. Объясните, почему одни из них обособляются, а другие нет.
Сравните тексты 1 и 2 по тематике и по стилю. Определите пространственно-временную позицию автора - где автор находится в том же пространстве, которое изображает, а где - снаружи; где время наблюдения и речи совпадают, а где нет наблюдения, изображаемое время и пространство предшествуют времени речи. Объясните роль определений в каждом из текстов.
В текстах 1 и 2 найдите сложные прилагательные. Как вы понимаете их значения, кто их автор?
Почему выражение «темные аллеи» взято в кавычки в тексте 2? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, у какого писателя есть цикл рассказов «Темные аллеи». Откуда родом автор? Сравните с И.С. Тургеневым. Прочитайте стихотворение Н.П. Огарева «Обыкновенная повесть», в котором присутствуют строки:

Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.

Чему посвящено это стихотворение и цикл рассказов «Темные аллеи» ?

Обратите внимание, как начинаются и чем кончаются рассказанные в этих произведениях истории.
Каково прямое значение выражения «темные аллеи» и какая метафора
связана с ним?
Прочитайте рассказ И.С. Тургенева «Три встречи». Чему он посвящен?

Задание № 6. Напишите мини-реферат по одной из предложенных тем:
1. Обособленные и необособленные согласованные определения: сопоставительный анализ.
2. Обособленные и необособленные несогласованные определения: сопоставительный анализ.
3. Обособленные и необособленные приложения.

При написании мини-реферата используйте следующий план:
1. Дайте определение анализируемой синтаксической конструкции.
2. Опишите способы выражения анализируемого члена и опорного слова.
3. Охарактеризуйте условия употребления анализируемого члена.
4. Объясните наличие - отсутствие знаков препинания.
5. Подберите примеры из художественных текстов.

"Русский язык и литература для школьников" . 2014 . - № 5 . - С. 30-38.

ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»

На страницах «Дубровского» мы знакомимся со многими людьми дворянского сословия. Одни из них обрисованы полно и всесторонне (Троекуров, Дубровские), другие - фрагментарно (князь Верейский), о третьих и вовсе говорится вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Надо сказать, что помещики отличались друг от друга как количеством имеющихся у них крестьян, так и отношением к ним.
Сюжет повести разворачивается вокруг конфликта между двумя помещиками - Ки-рилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским, но невольно вовлеченными в него оказываются и другие дворяне. Все, по сути, разделились на два лагеря. В одном - Андрей Гаврилович Дубровский и его сын Владимир, другой значительно многочисленнее - Троекуров и все остальные помещики, завсегдатаи его дома.
Что до Кирилы Петровича Троекурова, «старинного русского барина», то уже первые страницы произведения дают нам понять, какой это был властный, корыстный человек, деспот, богатство и древнее происхождение которого «давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань... В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Детей у Троекурова было двое: Маша - семнадцатилетняя дочь, и сын - «черноглазый мальчик, шалун лет девяти». Саша был также сыном и мамзель Мими, воспитательницы Маши, которую «Кирила Петрович, казалось, любил... более прочих». Дочь свою Кирила Петрович любил, «но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности».
Кирила Петрович только тем и занимался, что разъезжал по своим пространным владениям, устраивал шумные пиры с проказами. Охота занимала едва ли не основное место в жизни Троекурова. По этой причине и псарня у него была на зависть всем, там «более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем языке».
Именно псарня и послужила причиной раздора между Троекуровым и ближайшим соседом его Андреем Гавриловичем Дубровским, которого одного Кирила Петрович уважал, «несмотря на смиренное его состояние», и к которому мог запросто заехать в гости. Уважительное отношение Троекурова к Дубровскому возникло еще в молодости; «Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Андрея Гавриловича оскорбило замечание одного из псарей соседа относительно его якобы недюжего состояния и унизительного быта. Причем Дубровского не так оскорбило само замечание, сколько то, что Троекуров при этом «громко засмеялся» и не принял никаких мер, чтобы наказать дерзкого холопа. С ужина обиженный Дубровский ушел, и приказ Троекурова вернуться оставил без внимания. Простить такого даже Дубровскому Кирила Петрович не мог и в наказание решил отсудить у друга имение, что и сделал.
Этот поступок показывает духовную испорченность Троекурова, для которого нет ничего святого, который и дружбу готов продать. Правда, автор подчеркивает, что в некоторые моменты совесть помещика просыпается, он начинает жалеть Дубровского и готов его простить, но чувство ложной гордости и своего превосходства не позволяют ему попросить извинения.
Близок к Троекурову и князь Верейский. И хоть он не так полно обрисован в повести, но одно то, что князь с удовольствием посещает дом Кирилы Петровича, что, несмотря на слезы и мольбы Маши, добивается все же ее руки, ставит его в один ряд с Троекуровым.
Сатирическими красками в романе обрисованы гости Троекурова - мелкие помещики-подхалимы, которые, боясь гнева властного хозяина, не смели сказать ему и слова против. Однако у себя в имении они едва ли были робкими...
Троекуров, князь Верейский и им подобные - далекая от реформаторских идей, прочно стоящая на ногах часть поместного дворянства, яростно защищающая крепостничество.
В отличие от этих персонажей, Андрей Гаврилович Дубровский - помещик либеральный. Праздность и разврат - не его образ жизни. Имея семьдесят человек крестьян, Дубровский относится к ним иначе, чем самодур-сосед. Поэтому и крестьяне отвечают ему уважением и любовью, поэтому и готовы умереть, лишь бы не попасть в кабалу к Троекурову. Отмена крепостного права-наверняка не напугала бы Андрея Гавриловича, и он вряд ли стал препятствовать ей. Ни в первые годы жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от других помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии надменного соседа свои мысли. Это говорит о гордости этого человека, причем гордости настоящей, не троекуровской.
Образ молодого Дубровского дан в развитии: вначале честолюбивый и беспечный мот, потом - защитник угнетенных, благородный мститель, бунтарь. Его, дворянина-разбойника, Пушкин делает предводителем крестьян. Но тут же дает понять, что Владимир - не во всем их единомышленник, что он сотрудничает с крестьянами и ради личных интересов. Потому-то, когда Маша выходит замуж за князя, Дубровский покидает своих товарищей, заявляя им; «Вы все мошенники». Владимир Дубровский не против дворянства как класса вообще, он только против жес-токостей,- чинимых дворянами, такими, как Троекуров.
Однако в ту пору и это было прогрессивным шагом на пути к освобождению крестьян, потому и главного героя повести мы воспринимаем как передового дворянина, возможно предшественника декабристов. На рассвете мать тряслась в почтовой бричке по размытой осенним дождем дороге. Дул сырой ветер, летели брызги грязи, а ямщик, сидя на облучке вполоборота к ней, задумчиво и гнусаво жаловался: — Я ему говорю — брату то есть, — что ж, давай делиться! Начали мы делиться... Он вдруг хлестнул кнутом левую лошадь и озлобленно крикнул: — Н-но! Играй, мать твоя ведьма!.. Жирные осенние вороны озабоченно шагали по голым пашням, холодно посвистывая, налетал на них ветер. Вороны подставляли ударам ветра свои бока, он раздувал им перья, сбивая с ног, тогда они, уступая силе, ленивыми взмахами крыльев перелетали на новое место. — Ну, обделил он меня. Вижу я — нечем мне взяться, — говорил ямщик. Мать слышала его слова точно сквозь сон, память строила перед нею длинный ряд событий, пережитых за последние годы, и, пересматривая их, она повсюду видела себя. Раньше жизнь создавалась где-то вдали, неизвестно кем и для чего, а вот теперь многое делается на ее глазах, с ее помощью. И это вызывало у нее спутанное чувство недоверия к себе и довольства собой, недоумения и тихой грусти... Всё вокруг колебалось в медленном движении, в небе, тяжело обгоняя друг друга, плыли серые тучи, по сторонам дороги мелькали мокрые деревья, качая нагими вершинами, расходились кругом поля, выступали холмы, расплывались. Гнусавый голос ямщика, звон бубенцов, влажный свист и шорох ветра сливались в трепетный, извилистый ручей, он тек над полем с однообразной силой... — Богатому и в раю тесно, — такое дело!.. Начал он жать, начальство ему приятели, — качаясь на облучке тянул ямщик. Когда приехали на станцию, он отпряг лошадей и сказал матери безнадежным голосом: — Дала бы ты мне пятак, — хоть бы выпил я! Она дала монету, и, встряхнув ее на ладони, ямщик тем же тоном известил мать: — На три — водки выпью, на две — хлеба съем... После полудня, разбитая, озябшая, мать приехала в большое село Никольское, прошла на станцию, спросила себе чаю и села у окна, поставив под лавку свой тяжелый чемодан. Из окна было видно небольшую площадь, покрытую затоптанным ковром желтой травы, волостное правление — темно-серый дом с провисшей крышей. На крыльце волости сидел лысый длиннобородый мужик в одной рубахе и курил трубку. По траве шла свинья. Недовольно встряхивая ушами, она тыкалась рылом в землю и покачивала головой. Плыли тучи темными массами, наваливались друг на друга. Было тихо, сумрачно и скучно, жизнь точно спряталась куда-то, притаилась. Вдруг на площадь галопом прискакал урядник, осадил рыжую лошадь у крыльца волости и, размахивая в воздухе нагайкой, закричал на мужика — крики толкались в стекла окна, но слов не было слышно. Мужик встал, протянул руку, указывая вдаль, урядник прыгнул на землю, зашатался на ногах, бросил мужику повод, хватаясь руками за перила, тяжело поднялся на крыльцо и исчез в дверях волости... Снова стало тихо. Лошадь дважды ударила копытом по мягкой земле. В комнату вошла девочка-подросток, с короткой желтой косой на затылке и ласковыми глазами на круглом лице. Закусив губы, она несла на вытянутых руках большой, уставленный посудой поднос с измятыми краями и кланялась, часто кивая головой. — Здравствуй, умница! — ласково сказала мать. — Здравствуйте! Расставляя по столу тарелки и чайную посуду, девочка вдруг оживленно объявила: — Сейчас разбойника поймали, ведут! — Какого же это разбойника? — Не знаю... — А что он сделал? — Я не знаю! — повторила девочка. — Я только слышала — поймали! Сторож из волости за становым побежал. Мать посмотрела в окно, — на площади явились мужики. Иные шли медленно и степенно, другие — торопливо застегивая на ходу полушубки. Останавливаясь у крыльца волости, все смотрели куда-то влево. Девочка тоже взглянула на улицу и убежала из комнаты, громко хлопнув дверью. Мать вздрогнула, подвинула свой чемодан глубже под лавку и, накинув на голову шаль, пошла к двери, спеша и сдерживая вдруг охватившее ее непонятное желание идти скорее, бежать... Когда она вышла на крыльцо, острый холод ударил ей в глаза, в грудь, она задохнулась, и у нее одеревенели ноги — посредине площади шел Рыбин со связанными за спиной руками, рядом с ним шагали двое сотских, мерно ударяя о землю палками, а у крыльца волости стояла толпа людей и молча ждала. Ошеломленная, мать неотрывно смотрела, — Рыбин что-то говорил, она слышала его голос, но слова исчезали без эха в темной дрожащей пустоте ее сердца. Она очнулась, перевела дыхание — у крыльца стоял мужик с широкой светлой бородой, пристально глядя голубыми глазами в лицо ей. Кашляя и потирая горло обессиленными страхом руками, она с трудом спросила его: — Это что же? — А вот — глядите! — ответил мужик и отвернулся. Подошел еще мужик и встал рядом. Сотские остановились перед толпой, она всё росла быстро, но молча, и вот над ней вдруг густо поднялся голос Рыбина. — Православные! Слыхали вы о верных грамотах, в которых правда писалась про наше крестьянское житье? Так вот — за эти грамоты страдаю, это я их в народ раздавал! Люди окружали Рыбина теснее. Голос его звучал спокойно, мерно. Это отрезвляло мать. — Слышишь? — толкнув в бок голубоглазого мужика, тихонько спросил другой. Тот, не отвечая, поднял голову и снова взглянул в лицо матери. И другой мужик тоже посмотрел на нее — он был моложе первого, с темной редкой бородкой и пестрым от веснушек, худым лицом. Потом оба они отодвинулись от крыльца в сторону. «Боятся!» — невольно отметила мать. Внимание ее обострялось. С высоты крыльца она ясно видела избитое, черное лицо Михаила Ивановича, различала горячий блеск его глаз, ей хотелось, чтобы он тоже увидал ее, и она, приподнимаясь на ногах, вытягивала шею к нему. Люди смотрели на него хмуро, с недоверием и молчали. Только в задних рядах толпы был слышен подавленный говор. — Крестьяне! — полным и тугим голосом говорил Рыбин. — Бумагам этим верьте, — я теперь за них, может, смерть приму, били меня, истязали, хотели выпытать — откуда я их взял, и еще бить будут, — всё стерплю! Потому — в этих грамотах правда положена, правда эта дороже хлеба для нас должна быть, — вот! — Зачем он это говорит? — тихо воскликнул один из мужиков у крыльца. Голубоглазый медленно ответил: — Теперь всё равно — двум смертям не бывать, а одной не миновать... Люди стояли молчаливо, смотрели исподлобья, сумрачно, на всех как будто лежало что-то невидимое, но тяжелое. На крыльце явился урядник и, качаясь, пьяным голосом заревел: — Это кто говорит? Он вдруг скатился с крыльца, схватил Рыбина за волосы и, дергая его голову вперед, отталкивая назад, кричал: — Это ты говоришь, сукин сын, это ты? Толпа покачнулась, загудела. Мать в бессильной тоске опустила голову. И снова раздался голос Рыбина: — Вот, глядите, люди добрые... — Молчать! — Урядник ударил его в ухо. Рыбин пошатнулся на ногах, повел плечами. — Связали руки вам и мучают, как хотят... — Сотские! Веди его! Разойдись, народ! — Прыгая перед Рыбиным, как цепная собака перед куском мяса, урядник толкал его кулаками в лицо, в грудь, в живот. — Не бей! — крикнул кто-то в толпе. — Зачем бьешь? — поддержал другой голос. — Идем! — сказал голубоглазый мужик, кивнув головой. И они оба не спеша пошли к волости, а мать проводила их добрым взглядом. Она облегченно вздохнула — урядник снова тяжело взбежал на крыльцо и оттуда, грозя кулаком, исступленно орал: — Веди его сюда! Я говорю... — Не надо! — раздался в толпе сильный голос — мать поняла, что это говорил мужик с голубыми глазами. — Не допускай, ребята! Уведут туда — забьют до смерти. Да на нас же потом скажут, — мы, дескать, убили! Не допускай! — Крестьяне! — гудел голос Михайлы. — Разве вы не видите жизни своей, не понимаете, как вас грабят, как обманывают, кровь вашу пьют? Всё вами держится, вы — первая сила на земле, — а какие права имеете? С голоду издыхать — одно ваше право!.. Мужики вдруг закричали, перебивая друг друга. — Правильно говорит! — Станового зовите! Где становой?.. — Урядник поскакал за ним... — Пьяный-то!.. — Не наше дело начальство собирать... Шум всё рос, поднимался выше. — Говори! Не дадим бить... — Развяжите руки ему... — Гляди, — греха не было бы!.. — Больно руки мне! — покрывая все голоса, ровно и звучно говорил Рыбин. — Не убегу я, мужики! От правды моей не скроюсь, она во мне живет... Несколько человек солидно отошли от толпы в разные стороны, вполголоса переговариваясь и покачивая головами. Но всё больше сбегалось плохо и наскоро одетых, возбужденных людей. Они кипели темной пеной вокруг Рыбина, а он стоял среди них, как часовня в лесу, подняв руки над головой и, потрясая ими, кричал в толпу: — Спасибо, люди добрые, спасибо! Мы сами должны друг дружке руки освободить, — так! Кто нам поможет? Он отер бороду и снова поднял руку всю в крови. — Вот кровь моя, — за правду льется! Мать сошла с крыльца, но с земли ей не видно было Михайлы, сжатого народом, и она снова поднялась на ступени. В груди у нее было горячо, и что-то неясно радостное трепетало там. — Крестьяне! Ищите грамотки, читайте, не верьте начальству и попам, когда они говорят, что безбожники и бунтовщики те люди, которые для нас правду несут. Правда тайно ходит по земле, она гнезд ищет в народе, — начальству она вроде ножа и огня, не может оно принять ее, зарежет она его, сожжет! Правда вам — друг добрый, а начальству — заклятый враг! Вот отчего она прячется!.. Снова в толпе вспыхнуло несколько восклицаний. — Слушай, православные! — Эх, брат, пропадешь ты... — Кто тебя выдал? — Поп! — сказал один из сотских. Двое мужиков крепко выругались. — Гляди, ребята! — раздался предупреждающий крик.