Упражнение на расставление знаков препинания. Упражнения на постановку знаков препинания

Учимся ставить знаки препинания

Практикум по пунктуации для 6 класса


Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

1. Дуб удивительное дерево.

2. Когда наступает мороз листья на дубе сворачиваются в трубочки.

3. Молния ударит в него и все равно весной распустятся на нем зеленые листочки.


1. Ветер бессменный дворник леса. 2. Разметал он по полянам разноцветные листья шумными коврами устилает тропинки чащ. 3. Вот от родимой ветки оторвался золотой лист и полетел к земле.


Списать предложения, расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1. Елена посмотри, как преобразились деревья воскликнула, глядя в окно, старшая сестра Виктория.

2. Это осень их так раскрасила

произнесла Елена.


Списать предложения, расставить знаки препинания, графически объяснить их постановку

1.Сейчас Вася выйдет и я ему скажу Ты Вася предатель

2. Он опустит голову и промямлит Я не хотел.

3. Так настоящие друзья не поступают скажу я развернусь и уйду.


Списать предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания

1. Всюду под яблонями на огород… на крыш… на террас… на чердак… стояли ульи.

2. Как только все вошли в сад из конуры выскочила маленькая ч…рно(рыжая) собачка и принялась не то лаять не то жужжать.


Списать предложения, расставить знаки препинания, графически объяснить их постановку .

1.Разные животные тигры львы слоны обезьяны живут в нашем зоопарке.

2. Героев русских народных сказок Василису Премудрую Ивана Царевича Иванушку-дурачка мы знаем и любим с детства.


Списать предложения, графически объяснить постановку знаков препинания

1. В реке беспрестанно металась мелкая рыба и вода рябила от рыбьих стай.

2. В озере водились окуни и лещи.


Выпишите сложноподчиненные предложения (знаки не расставлены).

  • Началась гроза вечером когда светлая заря, еще не закрытая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу комнату.
  • Вдруг разразился страшный удар грома и сразу полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа.
  • Не смолкавшие ни на минуту громовые раскаты сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха.

Списать предложения, расставить пропущенные знаки препинания, графически их объяснить.

  • Марс ближайший сосед Земли.
  • Когда над Марсом поднимается ветер начинаются страшные пылевые бури .

Спишите предложения, исправляя пунктуационные ошибки.

1. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня в те самые места. (А. С. Пушкин).

2. Что же ты моя старушка приуныла у окна. (А. С. Пушкин)


Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений. Выделенные слова разберите по составу.

  • Утром лесничий открыл двери своего домика оглянулся и воскликнул Лес-то ледяной!
  • Мальчик высунул голову из дверей и проговорил Деревья стеклянные !

Спишите предложение, расставьте пропущенные знаки препинания и объясните их графически.

В лесу мы собираем растения подбираем причудливые корни деревьев не пренебрегаем шишками перышками потому что это пригодится нам для игрушек на елку.


  • Струя пены отбрасываемая кормой корабля прошла через океан белой чертой.
  • Грэй лег у костра и смотрел на отражавшую огонь воду(А. Грин).
  • Неизвестный охотник только что покинувший свой костер двигался вдоль реки(А. Грин).

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте графически определяемое слово и причастный оборот

  • Бурное море бешено мчит свои воды освещенные неяркими, тревожными лучами солнца скрытого за стеной огненных туч.
  • Злое море желающее показать свою сокрушительную силу поднимает изумрудные громады волн все выше.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте графически определяемое слово и причастный оборот

  • Лодки поднятые и опущенные волной закачались.
  • Дорожка выбегающая к пруду из густой зелени парка кончается мостком.
  • Светится под лучами неяркого солнца поверхность пруда отражающая деревья тенистого сада.

.

1. М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» знакомит нас с мальчиком потерявшим родителей в годы Великой Отечественной войны и согретым любовью настрадавшегося в жизни Андрея Соколова.


Спишите предложение, расставьте знаки препинания, обозначьте определяемое слово, причастный оборот .

1.Вдоль глиняного берега усеянного острыми камнями разведчики вышли к невспаханному полю тянувшемуся вдоль не замеченной ими ранее речонки.


Спишите предложение, расставьте знаки препинания, обозначьте определяемое слово, причастный оборот .

1. У каждого охотника за спиной холщовый мешочек наполненный добычей настрелянной в течение нескольких часов.


Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, графически объясняя их постановку.

  • У ледников медленно тающих скоро начнут оживать и цвести растения.
  • Есть свои чудесные ароматы и в тундре поросшей жалкой растительностью.
  • В августе среди стелющейся на холмах полярной березы появятся первые грибы.

Спишите предложение, расставьте знаки препинания, обозначьте определяемое слово и причастный оборот

1.Наша протока обычно несущая свои воды тихо и бесшумно теперь заговорила и стала вторить реке.


1.Списать предложение, расставить знаки препинания, объяснить их постановку

1.Стеклянная дверь ведущая с террасы открыта.

2. Произведите

морфологический разбор

выделенного причастия.


Списать предложение, расставить знаки препинания, объяснить их постановку

В сосновых чащах дрожали от холода берёзы обсыпанные сусальной позолотой (К. Паустовский)


Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания и объясняя их графически

1.Вся долина блистающая ярким светом покрыта белыми цветами.

2. Дорогу преградила лавина со страшным грохотом пронесшаяся перед нами.

3. Сверху презрительно поглядывали орлы расположившиеся на неприступных утесах.


Списать, расставить пропущенные знаки препинания, объяснить их постановку графически.

  • Промокшие до нитки путники взволнованные опасным приключением принялись разводить костер.
  • Хорошо спалось на недавно скошенном сене пахнущем сильно и приятно.

Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Путешестве …ику заброше…ому сюда волею случая подавался жаре…ый картофель зажаре…ый карп и жаре…ый в масле цыпленок покрытый румя…ой корочкой.


Спишите предложения, расставьте знаки препинания и объясните их графически

  • Река еще не замерзла и ее свинц…вые воды гру…но чернели в однообразных берегах покрытых белым снегом.
  • Горы окружающие его покрыты снегом большую часть года.

Проверь себя и соседа по парте!

Кусты окончились. Перед глазами гостей неожида нн о открылась окруж енн ая лесом широкая площадка, утрамбова нн ая и усыпа нн ая мелким песком. На одном её конце стоял восьмигра нн ый павильон, весь разукраш енн ый флагами и зеленью.


Спишите предложения, выделяя деепричастия и деепричастные обороты запятыми

1.Копаясь в старых бумагах я нашел интереснейшие письма.

2. Получив книгу в библиотеке внимательно ознакомься с ней.

3. Удобно устроившись в кресле я принялся читать новую книгу.


Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняя их постановку графически.

1.Горько всхлипывая он долго плакал не стыдясь и не скрывая слез.(М. Матусовский)

2. Лошадь круто остановилась у самого костра и уцепившись за гриву проворно спрыгнул с нее Павлуша. (И. Тургенев).

3. Из липовой аллеи вертясь и обгоняя друг друга летели желтые круглые листья и промокая ложились на мокрую дорогу. (Л. Толстой)


Списывание

1.Опускаясь за море садится солнце и вскоре звездная ночь сменяя короткую вечернюю зарю обволакивает землю.

2.Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрываясь мелкой рябью ослепительно ярко отражавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.


Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняя их постановку

  • Соперники борющиеся на ринге оказались родными братьями.
  • Хлопьям падающим с неба радовались все и дети и взрослые.
  • Остановившись возле ручья Владимир сел на холодный дерн.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания

  • Шел дождь барабаня по крыше и нагоняя тоску назойливо выл ветер в трубе (К. Г. Паустовский).
  • Ядреный морозец ударивший ночью все сразу посеребрил.
  • Березы покрылись листвой сверкающей на солнце.

Списать, расставить пропущенные знаки препинания, графически объяснить их постановку .

1 . Войдя небольшой мальчик воскликнул Марья Терентьевна корми обедом!

2. Девочка слушала объяснения учителя посматривая по сторонам.

3. Поднявшись он быстро подошел к окну.

4. Альпинисты пренебрегавшие опасностью поднимались вверх.

Бывает, что, излагая собственные мысли, люди перестраховываются и ставят лишние знаки. Ученики интуитивно с опорой на предыдущий опыт чувствуют, что в предложении требуется знак препинания, но определить необходимость, место и вид знака поможет только твердое знание школьной грамматики. Невозможно объяснить правила пунктуации без опоры на теорию русского языка. Важны знания о составе предложения, частях речи, понимании однородности членов, выделении авторской речи и проч. Учебник по пунктуации немыслим без специфического терминологического наполнения. Поэтому любой практикум по пунктуации опирается на базу знаний , которая закладывается с первого класса общеобразовательной школы. Не зная синтаксиса, человек не может всегда верно ставить знаки препинания. Есть миф, что некоторые люди правильно ставят знаки "по интуиции". Обычно проверка показывает, что на самом деле они не могут выполнить заданий ЕГЭ на пунктуацию, потому что не знают нюансов и исключений.

Систематизировать знания и умения в области пунктуации помогут упражнения онлайн по расстановке знаков препинания. Сайт «Могу писать» предлагает задания разной сложности: от начальной школы до уровня взрослых, которые по роду деятельности или в силу собственных мотивов испытывают необходимость грамотно писать.


Теги: пунктуация, методика
Елена Мазур
Свидетельство о публикации № 203101 от 6 Августа 2015

Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами

Выберите вариант правильной расстановки знаков препинания.

1. Роща (1) залитая (2) солнцем (3)казалась сказочной.

2. Товары (1) выходящие с рынка (2) мануфактуры (3) вытесняли продукцию ремесленников.

3. Портрет Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.

4. Встречный ветер (1) треплющий освещённый прожектором (2) флаг с теплохода (3) не тревожит речную гладь.

5. Эпоха (1) начавшая (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

6. Вытащенные на берег (1) рыбачьи (2) лодки (3) образовали длинный ряд.

7. Грохочущие (1) волны бились о скалы (2) преградившие (3) нам (4) дорогу.

8. За домиком (1) видневшимся (2) сквозь сосновые лапы и кусты ивы (3) протекала река (4) окаймленная (5) густым лесом.

9. Сгибаемые (1) порывами ветра (2) трещат и стонут сосны.

10. За рекой виднелись скалистые горы (1) очерченные внизу (2) ломаной линией (3) сильно чернеющих кустов.

11. Леонид Леонов (1) являющийся классиком русской литературы XX века (2) был защитником русского леса (3) названного им (4) «зеленым другом».

12. Образованный на речке (1) пруд (2) пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

13. Гроза звенела (1) по траве (2) давно ожидавшей влаги (3) и прохлады.

14. Слова (1) образованные от географических названий (2) часто ставят перед нами (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

15. Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без физических усилий (3) оказалась близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

Ответы: 1) 1,3 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 1,3 5) 1,4 6) 0 7) 2 8) 1,3,4 9) 0 10) 1

11) 1,2,3 12) 2,3,4 13) 2 14) 1,2,4 15) 1,3,4

Упражнение 1.

Проверьте себя, умеете ли вы применять правила пунктуации: расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях.

1) Он не просит ничего, помогает в деле: только глянешь на него, вспомнишь день недели

2) Ах, не трогай меня Обожгу и без огня

3) В слове альфа заменяем ф на б, прибавим трос, сразу птицу получаем Что за птица Вот вопрос

4) Ловит рыбку старичок, а на чем висит крючок

5) Тает снежок, ожил лужок, день прибывает Когда это бывает

Вы уже отгадали загадки? Попробуйте вспомнить другие загадки или сочинить свои.

Упражнение 2.

Какие правила пунктуации вы можете привести, чтобы объяснить остальные знаки препинания, встретившиеся в текстах загадок из предыдущего упражнения? Укажите в этих правилах опознавательные признаки пунктограммы и нормы употребления знаков препинания.

Упражнение 3.

Из данных слов составьте предложения, запишите их.

1) Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
2) Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
3) Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.

Упражнение 4.

Прочитайте. Определите границы каждого предложения. Спишите текст. Предложения разберите по членам.

1) Устлана земля сухими разноцветными листьями слышны осторожные прыжки зайца и белки.
2) Синицы приблизились к человеческому жилью их звонкий свист часто слышится снегири также выбрались из лесной чащи из кустов доносится их скрипучее пение.
3) Падающий снег белым плащом одевал землю радостно смотрели люди на пушистые снежинки.

(По С.Аксакову)

Упражнение 5.

Прочитайте. Из данных предложений составьте связный текст.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.

(По И.Тургеневу)

Упражнение 6 .

Прочитайте. Пользуясь текстом, опишите барсука. Напишите, что произошло с барсуком.

Мы расположились в лесу. День и ночь у нас горел костер. Однажды вечером у костра начал сопеть какой-то зверь. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками.
Из зарослей вылез маленький барсук. На сковородке жарилась и шипела картошка. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос. Запахло паленой кожей. Барсук отчаянно взвизгнул и с воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес от боли.
(По К.Паустовскому)

Выпишите из текста словосочетания с выделенными глаголами в роли главного слова.


Упражнение 7.

Спишите, правильно расставив знаки препинания в предложенном вам тексте.

У леса на опушк_
Жила Зима в избушк_
Она снежки солила
В берёзовой кадушк_
Она сучила пряжу
Она тк_ла х_лсты
К_вала ледяные
Над реками мосты.
Ходила на охоту
Гр_нила серебро
С_жала тонкий м_сяц
В хрустальное в_дро
Деревьям шубы шила
Торила санный путь
А после в лес спешила
В избушке отдохнуть.
(В.Островой)

Упражнение 8.

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все грамматические основы.

Проехав несколько верст по большой дороге Хаджи-Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от поту белого коня и остановился. Вправо от дороги виднелись сакли и минарет аула, налево были поля, и в конце их виднелась река. Несмотря на то, что путь в горы лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противо­положную сторону влево рассчитывая на то, что погоня бросится за ним именно влево. Он же и без дороги переправясь через реку Алазань выедет на большую дорогу проедет по ней до леса и тогда уже вновь переехав через реку лесом проберётся в горы. Решив это он повернул влево. Но доехать до реки оказалось невозможным. Рисовое поле как это всегда делается весной было только что залито водой и превратилось в трясину. Хаджи-Мурат и его товарищи брали направо налево надеясь найти более сухое место, но то поле, на которое они попали, было всё равномерно залито и теперь пропитано водою. Лошади с звуком хлопанья пробки вытаскивали утопающие в вязкой грязи ноги и пройдя несколько шагов тяжело дыша останавливались.

(Л. Толстой).

Упражнение 9.

Расставьте недостающие знаки препинания.

Я Максим Каммерер. Мне восемьдесят девять лет.
Когда-то давным-давно я прочитал старинную повесть, которая начиналась таким вот манером. Помнится я подумал тогда, что если придётся мне в будущем писать мемуары, то начну я их именно так. Впрочем предлагаемый текст нельзя строго говоря считать мемуарами. А начать следовало бы с одного письма полученного примерно год назад.
Каммерер Вы разумеется прочли пресловутые «Пять биографий века». Прошу Вас помогите мне установить, кто именно скрывается под псевдонимами П. Сорока и Э. Браун. Полагаю вам это будет нетрудно. М. Глумова.


Я не ответил на это письмо. Мне не удалось выяснить настоящие имена авторов «Пяти биографий века». Как и следовало ожидать П. Сорока и Э. Браун являются видными сотрудниками группы «Людены» Института исследований космической истории.


Я без труда представил себе чувства, которые испытывала Майя Глумова читая биографию собственного сына изложенную П. Сорокой и Э. Брауном. И я понял, что я обязан высказаться.
С точки зрения непредубеждённого а в особенности молодого читателя речь пойдёт о событиях, которые положили конец целой эпохе в космическом самосознании человечества и открыли новые перспективы, рассматривавшиеся ранее только теоретически. Кроме того я был свидетелем участником в каком-то смысле даже и инициатором этих событий. И вот сейчас по причинам носящим характер скорее личный я испытал настоящую потребность собрать воедино и предложить вниманию каждого, кто пожелает этим заинтересоваться всё, что мне известно о первых днях Большого Откровения. Я перечитал последний абзац и вынужден тут же поправить самого себя. Во-первых я предлагаю разумеется далеко не всё, что мне известно. Во-вторых события 99 года были строго говоря не первыми днями Большого Откровения а напротив последними его днями. Именно этого как мне кажется не понимают а вернее не желают принять сотрудники группы «Людены» несмотря на все мои старания быть убедительным. Впрочем возможно я не был достаточно настойчив. Годы уже не те.

(А. Стругацкий, Б. Стругацкий)

Упражнение 10.

Вставь пропущенные знаки препинания. Определи, сколько запятых и тире нужно поставить в предложениях.

1) От свежих щепок грудами лежавших около влажных пней веяло приятным запахом. 2) В тот зимний вечер о котором я хочу рассказать у нас в семье украшали елку и ждали гостей. 3) Воздух прозрачен свеж всюду хорошо видно и дaже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. 4) Резьба по дереву одно из древнейших русских ремесел. 5) Создавая любую вещь мастер стремится делать ее не только удобной но и красивой. 6) И.С Typгeнeв превосходный рассказчик тонкий и умный собеседник.

Тест по теме «Синтаксис и пунктуация»

1. Укажите правильное утверждение:

1) Предложение - это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.
2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.
3) Грамматическая основа предложения - это сказуемое.
4) Подлежащее не зависит от сказуемого.

2. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1) нашел под кусточком
2) нашел и собрал
3) собрал корзинку
4) корзину грибов


3. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым:

1) Наивысшая вершина Карпат Говерла.
2) Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами.
3) Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных.
4) В Карпатах много редких растений.

4. Укажите предложения, в которых есть однородные члены (знаки не расставлены):

1) Цветок фиалки поднял поверх травы свою головку с фиолетовым глазом.
2) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море.
3) Наши мышцы способны выполнять сложные движения и приспосабливаться к разной работе.
4) Для сохранения здоровья нужно приучать свой организм следить за чистотой кожи.

5. Укажите предложения, в которых после обобщающего слова ставится двоеточие (знаки не расставлены):

1) Трещинки в эмали зубов возникают от разгрызания орехов косточек слив вишен абрикосов.
2) К горному климату хорошо приспособилась черника, брусника и другие ягоды.
3) В Крымских горах можно увидеть разнообразные фантастичные фигуры столбы пирамиды зубцы прибрежных скал.
4) Верили наши предки что существует нечистая сила лесовики домовые русалки.


6. Укажите предложения, в которых есть обращение (знаки не расставлены):

1) Остановись и слушай соловья почувствуй то земля твоя.
2) Позвольте вас бабушка когда-нибудь нарисовать.
3) Не кидай хлеб он святой.
4) Ну вот мы и дома Кузька.

7. Укажите предложения, в которых есть вводные слова (знаки не расставлены):

1) К счастью мне удалось направить лодку к берегу.
2) Когда-то тут росли высокие густые травы.
3) В ближайшее десятилетие возможно будут найдены лекарства от неизлечимых болезней.
4) К моему счастью прибавилось и одно огорчение.

8. Укажите сложные предложения:

1) Подошел человек ближе, разговорился, выменял овцу и пошел.
2) Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет.
3) Цветы мать-и-мачехи немного похожи на цветы одуванчика, но они намного меньше.
4) На месте бывшей дикой степи выросли города и села, фермы и хуторки.

9. Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Ребенок-звездочка рос и воспитывался с детьми Лесоруба, ел и пил с ними за одним столом, играл вместе с ними.
2) Речка вбирает в себя меньшие речки и ручейки которые называются притоками.
3) Насыпали запорожцы на Днепровской круче Вишневецкому высокий холм а душа атамана и дальше по Украине гуляет, песнею из уст кобзарей рождается.
4) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают.

10. Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены):

1) Михаил сказал что людей там очень много.
2) Липа говорит человеческим языком Ой не руби меня добрый молодец.
3) Пошел дед к липе попросил выполнить желание.
4) Котик братец помоги говорит Волк.