Ученый и его роль. Известные биологи россии и мира и их открытия

Доклад на Международном коллоквиуме, посвященном 100-летию со дня рождения Резерфорда


Мне особенно приятно иметь честь открыть этот коллоквиум так как не только как ученый я преклоняюсь перед фундаментальным вкладом, сделанным Резерфордом в познание радиоактивности и строения атома, но также потому, что мне посчастливилось быть среди его учеников. В развитии моей научной работы я многим обязан его доброму ко мне отношению. За 13 лет, проведенных мною в Кавендишской лаборатории, я многому научился от него и не только как от большого ученого, но и как от руководителя и организатора одной из самых выдающихся школ физики своего времени.

Сейчас собравшиеся здесь ученые сделают ряд интересных докладов о Резерфорде. Большинство из этих докладов будет сделано сотрудниками Резерфорда, которые, как и я, начали свою научную карьеру в Кавендишской лаборатории; мы услышим доклады Аллибона, Фезера, Льюиса, Шенберга. Нас осталось уже мало и, к сожалению, не смогли приехать ни Блэкетт, ни Чадвик, ни Олифант, ни Эллис. Они примут участие в юбилее, который будет происходить в октябре в Англии - в Королевском обществе в Лондоне и в Кембриджском университете.

Открывая сегодняшнее собрание, в своем докладе я не буду говорить о Резерфорде ни как об ученом, ни как об учителе, но я хочу на примере деятельности Резерфорда коснуться одного более общего вопроса, роли большого ученого - творца в развития науки.

Этот вопрос ставился уже не раз, так как он имеет важное значение в организации науки. В упрощенной форме этот вопрос заключается в следующем: наука - это познание человеком законов природы; эти законы едины, поэтому путь развития науки предопределен, и ни один человек не может его изменить. Следовательно, гений Резерфорда, как и других больших ученых, не может менять пути развития науки. Но если это так, то, может быть, гениального человека можно заменить коллективом менее способных людей и при этом успех их научной работы в полной мере может быть обеспечен ее хорошей организацией, т. е. заменить качество количеством? При высказывании такого мнения отмечалось, что на практике это и проще, и надежнее, чем возиться с гениями, которые к тому же часто бывают непокладистыми людьми.

Такую точку зрения мне приходилось слышать от очень ответственных общественных деятелей. В ней есть доля правды, так как хорошо организованные институты, несомненно, способствуют развитию науки, но я не думаю, что научные институты могут успешно работать без крупных руководителей и ведущих ученых. Например, из истории хорошо известно, что войскам без хорошего полководца не удается успешно побеждать. Вопрос, который следует разобрать, - может ли армия ученых успешно завоевывать природу без своих крупных полководцев?

Как известно, развитие науки заключается в нахождении новых явлений природы и в открытии тех законов, которым они подчиняются. Чаще всего это осуществляется благодаря тому, что находят новые методы исследования. Создание чего-либо нового, до этого не существовавшего, мы относим к творческой деятельности человека, и это признается наиболее высокой духовной деятельностью людей. Одаренность к творческой деятельности и определяет талантливость человека и не только как ученого, но также писателя, художника, музыканта и даже полководца и государственного деятеля.

Значимость творческого таланта хорошо иллюстрируется следующим примером, который, насколько мне известно, был еще давно предложен Джинсом. Положим, у нас есть х - число пишущих машинок, и за каждой машинкой сидит обезьяна, умеющая только ударять по клавишам, т. е. существо, полностью лишенное творческих способностей в области литературы. Спрашивается: каково должно быть число таких машинок-обезьян, чтобы одной из них посчастливилось написать, скажем, «Гамлета», т. е. одно из самых выдающихся произведений мировой литературы, созданное гением Шекспира? Задача решается просто. Вот ее решение. Положим, при использовании всех клавиш и регистров современной машинки, чтобы первая буква была правильна, нужно 100 независимых ударов обезьянами и такое же число машинок. Тогда, чтобы п начальных букв совпали с текстом «Гамлета», число обезьян x=100n= 102n. Таким образом, получаем довольно неожиданный результат.

Чтобы совпали только первые 40 букв, т. е. меньше первой строчки текста «Гамлета», число обезьян х должно быть около 1080, а это - число атомов во всей вселенной, такой, как она представляется современным астрономам.

Конечно, задача таким путем еще не полностью решена, напечатанное обезьянами нужно еще прочесть и найти искомый текст. Чтобы осмыслить напечатанное, нужен человеческий ум, хотя бы и без творческих способностей, но способный критически оценить литературное качество напечатанного.

Приведенная задача, конечно, нереальна, никто не предполагает создавать научные институты из обезьян, но все же эта задача хорошо иллюстрирует необходимость тщательного подбора сотрудников научных институтов из людей с творческим дарованием, так как в науке каждый плохо осмысленный поиск почти сразу, как и в случае с обезьянами, понижает вероятность успешного решения поставленной задачи до нуля.

Если бы мы умели определять творческие способности человека количественно, то мы могли бы решать важную задачу при организации науки, а именно, предопределять возможность решения той или иной научной проблемы в зависимости от качества творческих способностей подобранных кадров. Пока, к сожалению, мы не умеем количественно решать такие задачи. Но житейский опыт показывает, что успех работы научного института полностью зависит от творческих качеств подобранного коллектива. Математики сказали бы, что, как и в случае с обезьянами, эта зависимость является экспоненциальной функцией, при этом в показатель степени должны входить творческие способности всего коллектива; этот показатель велик, и поэтому достаточно небольшого его понижения, чтобы творческая деятельность научного учреждения почти сразу становилась никчемной. Но также справедливо и обратное - появление даже одного крупного ученого сразу будет сильно повышать эффективность деятельности всего коллектива.

Действительно, история науки показывает, как хорошо подобранная школа научных работников (обычно она создается крупным ученым) исключительно эффективно двигает науку вперед. Ярким примером такой школы была школа, созданная Резерфордом в Кавендишской лаборатории. Рассматривая эффективность деятельности научного учреждения, не следует упускать еще один существенный фактор, необходимый для успешной творческой деятельности людей как науки, так и искусства, - это здоровая общественная оценка творческих достижений. В задаче Джинса это соответствует тому, что нужны еще компетентные люди, которые умели бы отбирать тексты, написанные обезьянами, по их литературным качествам.

Поэтому эффективная творческая работа как в науке, так и в искусстве невозможна без участия широкой культурной общественности.

Я хотел в связи с этим напомнить об одном разительном историческом примере, об исключительно высоких достижениях творческой деятельности людей, но не в области науки, а в области искусства в эпоху Возрождения в Италии.

Перед искусствоведами-историками давно стоит вопрос: почему в Италии, тогда небольшой стране, и на сравнительно коротком промежутке времени почти сразу появился ряд выдающихся художников, как Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Леонардо, Корреджо, Ботичелли, Тинторетто и другие. В дальнейшие пять веков нигде больше такой плеяды гениев не возникало. Спрашивается, является ли это следствием счастливой случайности или это проявление исторической закономерности? Я думаю, что в своем замечательном труде «Философия искусства» Тэн дает правильное объяснение причин появления этой гениальной плеяды. Он показывает, что во время Возрождения творческие таланты могли так успешно развиваться благодаря существовавшему тогда отношению общественности к искусству. В экономически процветающей Италии в силу исторически сложившихся обстоятельств появилась широкая общественность, которая умела высоко ценить изобразительное искусство, правильно его понимала и поддерживала наиболее талантливых его представителей.

Аналогично плеяда выдающихся ученых-физиков, как Максвелл, Рэлей, Томсон, Резерфорд, которые один за другим руководили Кавендишской лабораторией Кембриджского университета, не могла бы возникнуть, если бы там и вообще в Англии в то время не существовало бы культурной научной общественности, правильно оценивающей и поддерживающей деятельность ученых.

Исторический опыт показывает, что число людей, обладающих достаточными творческими способностями, чтобы оказывать заметное влияние на развитие как науки, так и искусства, очень мало. Это видно, например, из отношения числа научных работ, которые печатаются, к числу научных работ, которые действительно оказали влияние на развитие науки. То же относится к числу написанных художниками картин, тех, которые можно назвать произведениями искусства. Маркс объяснил исключительно высокую стоимость шедевров больших мастеров тем, что в их цену входят расходы на все то большое количество написанных картин, которые не имеют художественной ценности. Такой же жесткий отбор достойных произведений происходит и в литературе и в музыке.

Очевидно, чтобы в стране успешно развивалась наука и искусство, должен существовать большой набор научных работ и произведений искусства, чтобы из них происходил отбор той небольшой части, которая только и двигает науку и развивает художественную культуру. Для этого отбора и должно существовать здоровое общественное мнение, которое могло бы справедливо и квалифицированно оценивать лучшие работы.

Поэтому здоровая организация науки в стране обеспечивается не только хорошими условиями для научной работы, но и созданием условий для правильной оценки результатов этих работ. Теперь во всех странах это лучше всего обеспечивается специальными общественными органами, как академии наук, научные общества, научные советы и пр. Благодаря интернациональному значению науки стала возможной более объективная оценка путем создания международного общественного мнения. Это достигается широким общением ученых на симпозиумах, конгрессах, переводом научных статей на иностранные языки и др.

Сейчас с увеличением роли науки в развитии техники, хозяйства и культуры страны научные работы стали поглощать заметную долю государственных расходов, и эффективная организация научных работ становится крупной государственной проблемой.

Организации науки нельзя давать развиваться стихийно, нужно изучать закономерности развития коллективной научной работы, мы должны уметь отбирать творчески талантливых людей. И это должно делаться на основании изучения опыта деятельности больших ученых и больших организаторов научной работы, каким и был Резерфорд.

Самое важное и трудное в организации науки - это отбор действительно наиболее творчески одаренной молодежи и создание тех условий, при которых их талант мог бы быстро развернуться в полную меру. Для этого нужно уметь оценивать творческие способности у молодежи, когда они только начинают свою научную работу. Основная ошибка, которая тут нередко делается, это то, что у молодежи ее познавательные способности и эрудиция часто принимаются за творческие качества.

В биографии Резерфорда есть один поучительный эпизод. Когда он был еще начинающим ученым в Новой Зеландии, там делался отбор из оканчивающих университет с тем, чтобы наиболее одаренному дать стипендию для продолжения научной работы в Кембридже. Я не помню, кто был первым кандидатом, но Резерфорд был выбран вторым. Как известно, только случайно первый кандидат не поехал и поехал Резерфорд. Из истории науки известно, что такие ошибки в отборе делаются часто, и обычно их причина лежит в недостаточном умении оценивать творческие качества начинающего ученого и в преувеличенной оценке его способностей заучивать фактический материал.

Изучение ранних работ такого большого ученого, как Резерфорд, с этой точки зрения имеет большой интерес, так как показывает генезис развития его творческих качеств. Эти работы теперь почти забыты, поскольку методы, которыми они были сделаны, теперь устарели и количественные результаты теперь во много раз точнее. Но какой важный материал они дают, чтобы видеть, как проявлялся творческий талант Резерфорда!

Изучая эти работы, видим, что с самого начала его деятельности Резерфорда нельзя отнести к ученым с большой эрудицией. Но его творческое воображение и смелость в построении научных гипотез, интуитивное чутье являлись главными факторами, определившими успех в его научных изысканиях.

Конечно, теперь это все хорошо известно по тем фундаментальным открытиям, которые сделаны Резерфордом. Главная трудность задачи, стоящая перед организатором науки, это уметь обнаружить талант у таких ученых, как Резерфорд, когда они еще молоды.

Сейчас сравнительно мало интересуются оригинальными работами великих классиков науки. Обычно знакомятся с их достижениями в учебниках, монографиях, энциклопедиях. Конечно, с познавательной целью это вполне оправдано, но для ученого, которому предстоит стать руководителем молодежи, организатором научной работы коллектива, главным фактором, обеспечивающим успех его деятельности, явится отбор кадров по их творческим качествам. Одним из наиболее действенных путей для того, чтобы научиться оценивать творческие способности молодежи, является изучение оригинальных работ больших ученых. Этим нельзя пренебрегать. Меня лично знакомство с работами таких ученых, как Максвелл, Рэлей, Кюри, Лебедев, научило многому и, кроме того, это доставляет еще эстетическое наслаждение. Проявления творческого таланта человека всегда красивы и ими нельзя не любоваться!

Мой жизненный опыт показывает, что в оценке творческих качеств молодых ученых и проявляется основной талант руководителя научного института. Без этих способностей ученый не может подобрать сильный научный коллектив для своей школы.

Несомненно, Резерфорд был одним из самых одаренных организаторов науки, и его главный талант состоял в умении отбора молодых ученых по их творческим способностям. Резерфорд умел также правильно оценить характер способностей ученого, что исключительно важно для успешного развития его творческого дарования.

Отвечая на вопрос, поставленный в начале о роли личности в развитии науки, и подводя итог сказанному, приходим к заключению, что, хотя путь науки предопределен, но движение по этому пути обеспечивается только работами очень небольшого числа исключительно одаренных людей. Качество отбора творчески одаренных ученых и есть основной фактор, обеспечивающий высокий уровень развития науки. Очень важно для успешного развития науки создание благоприятных условий для развития природных талантов ученого, для этого надо делать творческую работу привлекательной. Это следует делать общественным организациям, которые, давая правильные оценки достижениям ученых, также давали бы им почувствовать, что их деятельность нужна и полезна человечеству. В науке общественную оценку следует делать в интернациональном масштабе, поскольку научные достижения принадлежат всему человечеству.

Такие люди, как Резерфорд, перестают быть только национальной гордостью того государства, где они родились и работали, они становятся гордостью всего человечества.

Продвижение науки - это удел талантливых и трудолюбивых людей, которые не побоялись в свое время выдвинуть именно свою гипотезу, предложить проект, изобрести новое устройство. Совершенствуясь, человечество за каждое тысячелетие увидело множество особенных, интересных и важных открытий в области биологии. Кто те самые люди, которые прославили Россию? Кто эти известные биологи?

От античности до XIX века

Известные биологи и их открытия начали появляться уже давно. Еще в античные времена, когда даже речи не шло о такой науке, появлялись люди, которые хотели постигнуть тайны окружающего мира. Это такие знаменитые личности, как Аристотель, Плиний, Диоскорид.

Биология как наука начала зарождаться ближе к 17-му веку. Появлялась систематика живых организмов, зарождались такие дисциплины, как микробиология, физиология. Продолжала развиваться анатомия: произошло открытие второго круга кровообращения, впервые были изучены эритроциты и сперматозоиды животных. Известные биологи того времени - это А. Левенгук, Т. Морган.

XIX и XX века - это пик появления новых открытий, которые изменили мир. Самые известные биологи, жившие в то время, смогли колоссально изменить ход развития науки. Значимость 19-20-го веков невозможно переоценить, ведь основные гипотезы и инновации появились как раз в это время, причем не только в биологии, но и в других сферах науки. Наверное, самые важные исследования проводились только благодаря таким личностям, как Павлов, Вернадский, Мечников и многие другие известные биологи России.

Жан Батист Ламарк

Родился в 1744 году в Пикардии. Выдвинул свою гипотезу эволюции жизни на земле, за что его прозвали предшественником Дарвина. Также Ламарк ввел и положил начало таким дисциплинам, как зоология и палеонтология беспозвоночных животных.

Антони ван Левенгук (1632-1723)

После смерти отца Левенгук начал работать обычным шлифовальщиком стекла. Через несколько лет он стал мастером в своем деле, что помогло ему сконструировать собственный микроскоп 200-кратного увеличения. С помощью этого открыл свободноживущие организмы - бактерии и протистов.

Также ученый первый доказал, что кровь представляет собой жидкость с большим количеством клеток. Клетки крови, эритроциты, также были открыты Левенгуком.

Иван Петрович Павлов

И. П. Павлов родился в Рязани в 1849 году. После окончания духовной семинарии в родном городе он решил связать свою жизнь с наукой. Будущий ученый окончил медико-хирургическую академию, переняв у преподавателей мастерское владение скальпелем. Каких же успехов достигали самые известные биологи 19-го века?

Павлова была основана на функциях нервной системы. Он изучал строение головного мозга, процесс передачи нервного импульса. Также ученый занимался исследованиями пищеварительной системы, за что в 1904 году получил Нобелевскую премию. До самой смерти И. П. Павлов проработал ректором Института физиологии Академии наук.

Как и все известные биологи, Павлов потратил большую часть своей жизни на науку. Около 35 лет он занимался исследованиями, связав работу центральной нервной системы с особенностями психологического поведения. Ученый стал основателем нового направления в науке - физиологии высшей нервной деятельности. Исследования проводились в лаборатории, психических больницах и питомниках для животных. В общем, все условия для нормальной работы были предоставлены самим правительством СССР, т. к. результаты исследований помогли сделать большой шаг на пути к научной революции в области нервной деятельности.


Владимир Иванович Вернадский

Практически все известные биологи России были выдающимися химиками, физиками, математиками. Яркий пример - В. И. Вернадский, великий мыслитель, естествоиспытатель, исследователь.

Вернадский родился в 1863 году в Петербурге. Окончив физико-математический факультет Петербуржского университета, он начал изучать свойства радиоактивных элементов, состав земной коры, строение минералов. Его исследования дали толчок для основания новой дисциплины - биогеохимии.

Вернадский также выдвинул свою гипотезу о развитии биосферы, по которой все организмы представляют собой живое вещество. Вовлекая радиоактивную солнечную энергию в круговорот веществ, он объединял живое и неживое в одну биологическую систему.

Илья Ильич Мечников

Известные биологи 19-го века сделали множество открытий в области физиологии и иммунологии человека.

Мечников родился в 1845 году в селе Ивановка Харьковской губернии, окончил в 1862 году школу и поступил на физико-математический факультет Харьковского университета. После окончания учебы в вузе ученый начал свои исследования в области эмбриологии беспозвоночных.

В 1882 году Мечников встречается с Луи Пастером, который предлагает ему хорошую работу в Пастеровском университете. Там Илья Ильич проработал еще несколько лет. За это время он не только сделал несколько немаловажных открытий в области эмбриологии, но также начал изучение такого явления, как фагоцитоз. Собственно, Мечникову и удалось впервые открыть его на примере лейкоцитов.

В 1908 году ученый получил Нобелевскую премию за развитие иммунологии и медицины. Благодаря его исследованиям эти дисциплины смогли подняться на новый уровень развития.

Мечников до конца своей жизни проработал в и умер после нескольких инфарктов.

Николай Иванович Вавилов

Известные биологи России могут похвастаться значимостью своих открытий. Не стал исключением и Н. И. Вавилов - микробиолог, ботаник, физиолог растений, астроном и географ.

Вавилов родился в 1887 году в Москве. С самого раннего детства он увлекался сбором растений, составлением гербариев, изучением свойств химических веществ. Неудивительно, что его будущим местом учебы станет Московский сельскохозяйственный институт, где он смог проявить свой талант.

Важнейшее открытие Вавилова - это закон гомологичных рядов, который объясняет параллелизм в наследовании признаков нескольких поколений организмов. Ученый выяснил, что у близкородственных видов встречаются одинаковые аллели одного и того же гена. Это явление используется в селекции, чтобы предугадать возможные свойства растений.

Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920)

Известные биологи работали не только в области ботаники, анатомии, физиологии, но и продвигали новые дисциплины. Например, Д. И. Ивановский внес свой вклад в развитие вирусологии.

Ивановский окончил Петербургский университет в 1888 году на кафедре ботаники. Под руководством талантливых преподавателей он изучал физиологию растений и микробиологию, что дало ему возможность найти исходный материал для его будущего открытия.

Дмитрий Иосифович проводил свои исследования на табаке. Он заметил, что возбудитель не виден в самый мощный микроскоп и не растет на обычных питательных средах. Чуть позже он сделал вывод, что существуют организмы неклеточного происхождения, которые и вызывают подобные заболевания. Ивановский назвал их вирусами, и с тех самых пор было положено начало такому разделу биологии, как вирусология, чего не смогли добиться другие известные биологи мира.

Заключение

Это не полный список ученых, которые смогли своими исследованиями прославить Россию. Известные биологи и их открытия дали толчок для качественного развития науки. Поэтому мы можем справедливо называть 19-20-й века пиком научной деятельности, временем великих открытий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль учёного в развитии общества

Сегодня, в век научно-технического прогресса, человечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни, поэтому логично и возрастание и роли учёного в развитии общества. При этом делается вывод, с которым трудно не согласиться: в истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких-то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе. Ученый - это человек, обладающий специальной профессиональной подготовкой и владеющий специальными навыками и приемами исследовательской деятельности. Имеющиеся знания и свои познавательные способности ученый использует для дальнейшего расширения сферы научного познания, ориентируясь на получение объективного и достоверного знания. Таким образом, учёные являются главными двигателями прогресса современного общества.

Например, невозможно переоценить вклад легендарного Леонардо Да Винчи в развитие не только науки, но и жизни общества в целом. Он является ярким примером "универсального человека". Леонардо да Винчи изготовил несколько машин, которые очевидно являлись предшественницами современной военной техники. Одним из таких изобретений было оснащенное оружием четырехколесное транспортное средство, разбрасывавшие "маленькие камни словно град". Ясно, что это быш предшественник современного танка, хотя он был сконструирован на столетия раньше. ученый прогресс общество винчи

Да Винчи также разработал различные машины для экономии времени и труда при строительстве. Одним из его изобретений был элементарный бульдозер, который работал от большого колеса, приводимого в движение людьми. Изобретение состояло из двух больших, похожих на кран устройств, каждое из которых было прикреплено к огромному черпаку. Было подсчитано, что машина имела мощность в 20 тачек.

Всю свою жизнь да Винчи постоянно интересовался идеей полета. Говорят, что он покупал птиц у уличных продавцов, только чтобы немедленно отпустить их и как следует рассмотреть их движения в полете. Он делал на бумаге многочисленные наброски птиц в полете и очень тщательно исследовал их. Он начал разработку летательных машин. На некоторых ранних его рисунках изображены машины, которые очень напоминают современные вертолеты. Позже он сконцентрировался больше на аппаратах, похожих на планеры, и старался добиться того, чтобы стабилизировать их в полете.

Наконец, да Винчи соорудил летательный аппарат. Он был спроектирован и сконструирован с особой тщательностью и точностью. И вот пришел день, когда он испытал его, но первый полет оказался неудачным. Считают, что да Винчи очень разочаровался из-за этой первой неудачи и, к сожалению, прекратил работу над проектом.

Интересно, что большинство изобретений да Винчи были усовершенствованы и стали использоваться только через столетия после его смерти. Степень его предвидения была потрясающей, он каким-то образом мог представить себе устройства, далекие от того времени.

В заключении хочется сказать, что на плечи учёных ложится большая ответственность перед обществом. Именно от их исследовании и открытии зависит решение проблем всего человечества, вплоть до апокалипсических. Наука не может успешно развиваться без поддержки общества, а общество не может существовать без освоения научных достижений.В конце хотелось бы сказать, что имя и творческое наследие Л.да Винчи это яркий и неповторимый феномен исторической судьбы ученого-исследователя.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткий биографический очерк жизни Леонардо да Винчи как итальянского художника и ученого, изобретателя, писателя, одного из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения. Творческое становление ученого и его достижения, анализ наследия.

    презентация , добавлен 18.11.2013

    Детские годы и воспитание Леонардо да Винчи. Приглашение французского короля и жизнь художника в замке Кло-Люсе. Художественное наследие Леонардо, его вклад в мировую художественную культуру. Научные изобретения, работы в области анатомии и медицины.

    презентация , добавлен 03.04.2014

    Исторический портрет Леонардо да Винчи - представителя эпохи Возрождения. Факторы, повлиявшие на формирование характера выдающегося художника и ученого и выбор его жизненного пути. Значение его творчества и научных открытий для мировой культуры и науки.

    дипломная работа , добавлен 31.08.2013

    Краткий очерк жизни, личностное и творческое становление Леонардо да Винчи как известнейшего итальянского живописца, скульптора, архитектора, изобретателя и естествоиспытателя. Исследование им законов природы, этические основы научных разработок.

    реферат , добавлен 11.11.2016

    Общая характеристика детских лет, юности, получения образования и творческой деятельности великого ученого и живописца Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Краткое описание, даты создания и места нахождения основных художественных произведений да Винчи.

    презентация , добавлен 30.04.2010

    Экскурс в жизнь Леонардо да Винчи - одного из величайших деятелей эпохи Возрождения. Леонардо в истории опытных наук. Уровень его экспериментальных исследований, художественное и техническое творчество, вклад в осмысление принципов научного познания.

    реферат , добавлен 03.04.2011

    История гениального художника, великого ученого, неутомимого исследователя и пионера нанотехнологий Леонарда да Винчи. Идеи по созданию проектов винтовых летательных аппаратов, деревянных и стеклянных водных каналов, гидравлической пилы и водяных колес.

    реферат , добавлен 04.10.2011

    Биография великого русского и советского ученого-самоучки, исследователя и школьного учителя, основоположника современной космонавтики. Научные работы и публикации. Участие в работе Общества любителей естествознания и Русского технического общества.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Изучение биографии и творческого пути гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Описания его уникальных исследований в области конструирования летательных аппаратов, ботаники и анатомии. Характеристика изобретений, рисунков и открытий великого ученого.

    презентация , добавлен 29.11.2012

    Творчество Леонардо да Винчи. "Мадонна с цветком". Всепоглощающее стремление к истине. Живопись - царица искусств. Утраченные шедевры. "Тайная вечеря". "Джоконда". Уединённое созерцание. Философская мысль эпохи Возрождения.