Творческие качества. Позиция наблюдателя – как способ получения информации извне

Под творческой личностью понимают личность, способную к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию.

Главная проблема творческой деятельности это развитие в школе и саморазвитие в течение всей жизни творческих качеств личности. Какие же качества характеризуют личность как творческую?

В начале 80-х годов советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью. Можно отметить, что эта проблема не является новой в истории науки. Многими исследователями и коллективами исследователей получены различные решения этой проблемы.

Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное развитие у детей и саморазвитие у взрослых. К тому же часть ученых придерживается позиции, что творческие качества передаются по наследству от родителей детям и их невозможно сформировать, если они генетически не обусловлены .

Если это так, то творцами могут стать лишь избранные природой люди, и школа обречена лишь создавать условия для развития личности, но не управлять развитием творческих качеств. Получается, развивать нужно только одаренных детей, из остальных все равно ничего не получится. Однако Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин считали иначе.

Для решения этой проблемы Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин проанализировали свыше 1000 биографий творческих личностей писателей, композиторов, художников, инженеров, врачей, и ученых. Для анализа использовалась биографическая литература из серий: «Люди науки», «Жизнь замечательных людей», «Творцы науки и техники» и другие. В результате исследования было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает следующими основными качествами :

1) умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

2) умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

3) умение формулировать и решать проблемы, составляющие основу цели;

4) высокая работоспособность;

5) умение защищать свои убеждения.

Как видим, все эти качества являются приобретенными, точнее результатом саморазвития в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Вместе с тем, нельзя отрицать того, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. Для реализации этих задатков и необходимы творческие качества. Какова же структура творческих качеств личности, какие умения входят в каждое из качеств?

Творческая целенаправленность

Человек живет к сожалению один раз. Возникает очень важный вопрос как следует распорядится своей жизнью, чтобы в конце ее не было сожалений по поводу бесцельно прожитых лет. Поэтому весьма актуальным становится выбор цели жизни человека. Цель ради которой стоит жить должна быть творческой, это вовсе не означает, что все должны стать великими писателями, композиторами, инженерами, художниками. Но это означает, что каждый человек в течение своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. И таких творческих дел, казалось бы незначительных, но вместе с тем очень интересных и полезных великое множество: воспитание собственных детей, конструирование мебели, создание новых сортов растений и пород животных, создание рецептов новых блюд, новых моделей одежды и многое другое. Каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей. Создание нового рецепта блюда не хуже чем написание литературного романа.

Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин предложили следующие критерии для оценки достойности творческой цели :

1. Новизна цель должна быть новой никем ранее не достигнутой, или новыми должны быть средства достижения цели.

2. Общественная полезность цель должна быть полезна и для самого творца и для других людей и цивилизации в целом.

3. Конкретность структура цели должна быть конкретной и ясной, как для самого творца, так и для других.

4. Значительность достижение поставленной цели должно принести значительные результаты обществу.

5. Еретичность цель должна содержать в себе элемент фантастичности, неправдоподобности.

6. Практичность работа над целью должна приносить конкретные практические результаты.

7. Независимость достижение цели, во всяком случае на первом этапе не должно требовать дорогостоящего оборудования и участия больших научных коллективов.

Что значит формировать и развивать у ученика творческую целенаправленность? Прежде всего его необходимо знакомить на уроках и воспитательных мероприятиях с материалами, в которых содержится информация о современных нерешенных проблемах в науке, технике и искусстве.

К сожалению современные школьные учебники и учебные пособия таких сведений не содержат. В результате у подрастающего поколения часто складывается впечатление, что в науке, технике, искусстве все давно уже открыто и изобретено. Поэтому учителю необходимо собирать картотеку примеров таких проблем и перспектив их решений.

Во-вторых, необходимо обучать учащихся правилам работы с научно-популярной литературой и самостоятельному формулированию нерешенных проблем. В этой связи особенно важным является обучение учащихся умениям реферировать научно-популярную литературу: составить краткую аннотацию статьи, указать проблемы, изложенные в ней, сделать анализ предложенных автором статьи решений оценить их положительные и отрицательные стороны, предложить свои решения в виде гипотез.

Планомерность и самоконтроль деятельности

Поставить творческую цель это хотя и сложная, но все-таки начальная часть работы. Достижение цели во многом зависит от реальности плана, который составил человек. Форма плана не имеет принципиального значения, не столько важно написан он на бумаге, в файле компьютера или содержится в голове, принципиальное значение имеет его содержание. План достижения цели должен включать в себя список рабочих дел исследователя, выполнение которых необходимо для решения проблем. Для достижения любой творческой цели необходимо научиться планировать:

1) работу по анализу научной литературы по творческой цели и смежным областям;

2) работу по освоению новых научных технологий исследований и решений проблем;

3) работу по самоанализу и самоконтролю своей деятельности. Какие учебные умения необходимы для анализа научной литературы? Умения комбинировать научную информацию: выделять главное, сравнивать, систематизировать, изменять, дополнять, классифицировать. Эти же умения необходимы для успешной работы по освоению новых научных технологий исследований и решений проблем. Самоанализ своей работы предполагает владение личностью умением сравнивать результаты своей работы с планом деятельности. А теперь нужно ответить на вопрос как научить ученика самоанализу, если из урока в урок в школе на многих предметах его не только не обучают самоанализу, но и даже планированию своей деятельности? Более того, учителя часто вообще не знакомят учащихся с планом деятельности на уроке. Таким образом, обучение самоанализу предполагает обучение планированию своей деятельности как по выполнению отдельных заданий, так и по работе на уроке и по изучению темы.

Самоконтроль это оценка результатов своей работы на основе научных теорий и закономерностей. Самоконтроль предполагает владение человека умением сравнить полученные результаты деятельности с научными теориями и закономерностями, на основе которых выполняется исследование. Это нужно для поиска «белых пятен» в теориях. Если теория не объясняет полученные результаты исследования, то нужно менять теорию .

Ведь любое исследование это всегда проверка, уточнение, изменение и дополнение существующих теорий. В отдельных случаях, когда полученные факты не соответствуют ни одной известной теории необходимо создание новой теории. Поэтому очень важным в школьном образовании является проведение экспериментов не только подтверждающих известные теории, сколько противоречащие им. Соответственно, учащихся необходимо обучать методам планирования и проведения экспериментов и исследований.

Владение методами формулирования и решения проблем

Творческая цель это конечный результат творческой деятельности. Для достижения творческой, достойной цели необходимо сформулировать проблемы, образующие структуру цели и решить их. Поэтому творческая личность должна владеть методами формулирования и решения проблем, материалы о которых изложены во второй главе. Здесь следует остановиться на одном важном аспекте школьного образования. Творческое мышление учащихся необходимо развивать на двух уровнях: предметном и межпредметном.

Предметный уровень предполагает, что на уроках по всем предметам учащиеся будут осваивать методы и технологии творческой деятельности с помощью систем предметных творческих задач. Межпредметный уровень предполагает обучение учащихся методам и технологиям творческой деятельности в процессе решения систем межпредметных творческих задач.

К сожалению в настоящее время эта работа школами в полной мере не выполняется. Нет систем творческих задач по всем темам учебных предметов и межпредметных, не применяются методы и технологии творческой деятельности, нет даже базового учебника по основам творческой деятельности. Ничего удивительного нет и в том, что многие выпускники не владеют методами творческой деятельности.

Для саморазвития этого качества ученику следует самостоятельно решать творческие задачи с помощью методов творческой деятельности. Нужно помнить, что интеллектуальная культура есть результат саморазвития человека.

Высокая работоспособность

Сколько времени в течение суток человек может работать с высокой результативностью? И не просто работать, а выполнять творческую деятельность? У каждого человека будет своя норма и унификация в этом вопросе скорее глупость, чем научно обоснованный расчет. Однако опыт показывает, что если ежедневно заниматься творческой деятельностью 3-4 часа, то можно сделать достаточно много. Выдающиеся творцы работали по восемь-двенадцать часов в сутки. Это очень много и достижимо лишь для отдельных людей.

В научном творчестве, также как и в любом другом виде творческой деятельности главным является не столько время, затраченное на работу, сколько методы и приемы, с помощью которых она выполняется. Применение наиболее эффективных методов и приемов интеллектуальной деятельности позволяет значительно повысить результаты работы.

Основными методами познавательной деятельности являются: дополнение, изменение, самостоятельное составление конспектов, сравнение информации, исправление ошибок, доказательство, опровержение, выведение правил из фактологической информации, выбор информации по правилам, составление научной картотеки .

Таким образом, высокая работоспособность достигается не столько количеством времени, ежедневно затрачиваемым на творческую деятельность, сколько путем увеличения скорости работы за счет применения разнообразных методов преобразования информации, решения творческих задач и планирования и проведения исследовательских операций.

Умение защищать свои убеждения

Начнем с убеждений. Убеждения это знания проверенные в процессе многообразной творческой деятельности. Исследователь создавший новые знания, выраженные в виде фактов, закономерностей, теорий обязан проверить их правильность в процессе многочисленных экспериментов. Ведь критерий истины практика. Но и этого мало. Исследователь должен уметь кратко, ясно и конкретно изложить результаты своей работы, сравнивая их с работами других авторов, на предмет внесения изменений и дополнений. Ведь новые истины не рождаются из ничего, в науке и искусстве идут процессы постепенного развития знаний и важно увидеть это развитие и определить место своих идей в нем. Для этого необходимо владеть методами диалектической логики основой любой познавательной деятельности, в том числе и творческой.

Развитие у личности способности защищать свои убеждения, осуществляется путем обучения ее умениям анализировать и сравнивать научную информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы, излагать результаты своих исследований в виде статей и монографий.

Основными компонентами творческой личности являются :

а) творческая направленность (мотивационно-потребностная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личностные и общественно значимые результаты);

б) творческий потенциал (совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность применять их при постановке проблем и поиске решения с опорой на интуицию и логическое мышление, одаренность в определенной сфере);

в) индивидуально-психологическое своеобразие (волевые черты характера, эмоциональная устойчивость при преодолении трудностей, самоорганизация, критическая самооценка, восторженное переживание успеха, осознание себя как творца материальных и духовных ценностей, соответствующих потребностям других людей) .

Нужно добиться того, чтобы творчество стало неотъемлемой потребностью человека. Эта проблема волнует не только педагогов, но и также родителей, которые видят ростки одаренности в своих детях. Чтобы развить талант нужно воспитывать именно творческую личность. И в этом большую роль играет школа. Но многие педагоги видят, что все большая часть усилий в воспитании и обучении школьников не дают желаемого результата. Большая часть учеников все так же мало знают, не учат и не хотят учиться .

Причина этого видится в том, что в педагогической практике считается, что чем больше человек знает, тем он умнее. Ученикам давалось все больше знаний по конкретным предметам, формировали у них определенные навыки и умения в той или иной области человеческой деятельности. Также вводились определенные стандарты по предметам в виде того, что ученик должен знать и уметь.

В процессе развития общества требовалось все больше знаний и умений. В итоге учебный план вырастал в объеме до максимума, за пределами которого начиналась перегрузка информацией, которая способствовала негативному отношению к умственной работе .

Творческий потенциал любого человека характеризуется рядом особенностей, которые являются признаками творческой личности. Значимой характеристикой его является креативность как способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс, способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, умение вникать в проблему и в то же время оторваться от действительности, увидеть перспективу, умение видеть знакомый объект с новой стороны, в новом контексте .

Проявлением творческого потенциала личности являются способности, одаренность, талант, гениальность.В толковом словаре В.И. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом их развития. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенностей воспитания .

Психолог Г.А. Рубинштейн сформулировал основное правило развития способностей по «спирали»: от задатков к способностям в этом состоит путь развития личности. Творческие задатки присущи каждому человеку, но лишь реализация творческого потенциала делает человека творческой личностью .

При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Талант - это сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Одаренность высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способностях, подчеркивается возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.В педагогике сложилась определенная структура классификации способностей. Предлагается следующая их классификация:

По уровню (степени совершенства) слабые, средние, высокие, одаренность, талант, гениальность;

По личностной сфере: академические (ярко выраженные способности учиться), трудовые (в области практических умений и навыков), творческие (нестандартное мышление и видение мира), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание), специальные (музыкальные, художественные, математические, литературные, конструктивно-технические и т. д.) .

Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу. Организаторские способности, распределение внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого - либо одного конкретного вида деятельности. К ним относится, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у педагога и т. п. .

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, основными из которых являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных учащихся, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными учащимися. М. С. Абазовик сказал: «Действительно одаренные дети нередко подвергаются в школе своеобразной дискриминации из-за отсутствия дифференцированного обучения и ориентации педагогов на так называемого среднего ученика...» .

Фундаментом педагогического процесса, ведущего к достижению выдвинутой цели, является создание условий для продолжения образования, личностного и профессионального роста, формирование потребности к самовоспитанию путем повышения уровня не только учебных заданий, но и всех видов жизнедеятельности, через обучение учащихся приемам самопознания, саморазвития, самосовершенствования. От педагогического коллектива учреждения профессионального образования требуется осуществление мероприятий на создание условий учебы, воспитания и развития учащихся, предполагающих всестороннее развитие их творческих способностей и практических навыков .

В определении творческой личности особое место занимает выбор, который относится к любой сфере человеческой деятельности: этической, нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, общественной активности и которая заключается в осуществлении выбора, принятии решений и деятельности по их осуществлению .

Рубинштейн С.Л. считал, что мышление начинается там, где создалась проблемная ситуация. Но что такое проблемная ситуация это, в простейшем случае, ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Причем в ситуации выбора человек находится практически постоянно и независимо от уровня деятельности .

Свобода личности важнейшее условие развития творческого потенциала. Категории свободы личности и свободы выбора следует рассматривать как проблему свободы выбора видов деятельности. Здесь имеется в виду именно творческие занятия и их место в череде всех занятий, которые осуществляются не под давлением «внешней цели», а благодаря глубокой внутренней мотивации, т. е. виды деятельности, которые учащийся выбирает сам с ростом его творческой активности, профессионального уровня и компетенции. Творческая личность - это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных, нравственно-волевых качеств. В основе ее деятельности лежат мотивы поведения и деятельность, в которой эти мотивы могут реализоваться оптимально и для человека, и для общества.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности, а только их сочетание, которое называют одаренностью. Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) .

Из этого следует, что творческая личность это личность, которая обладает творческим потенциалом в виде врожденных задатков и способностей, индивидуально-психологическим своеобразием, свободой выбора и творческой направленностью. Огромную роль в воспитании творческой личности играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы.

Все этапы деятельности учащихся следует считать творческими. Столяров Ю.С. к этим этапам относит:

Постановка посильной задачи;

Теоретическая подготовка к выполнению задачи;

Поиск конкретного решения задачи;

Материальное осуществление теоретического замысла.

Полагаем, что к этим этапам необходимо добавить этап оценки результатов решения технической задачи. Несомненно, что предлагаемый этап является этапом высокого уровня творчества. В современных условиях любая деятельность, в том числе творчество учащихся, деятельность, должны быть целенаправленными, а степень выполнения задач по достижению цели должна быть оценена по соответствующим критериям .

Зту проблему успешно решает Кутьев В.О. Творчество учащихся, по его мнению, может быть выражено тремя уровнями:

1) воспроизводящая деятельность;

2) воспроизводящая деятельность с элементами творческого подхода;

3) творческая деятельность.

Для успешной организации творческого процесса необходимо знание мотивов, побуждающих учащихся активно участвовать в этом сложном процессе:

1) мотив будущего (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);

2) мотив престижа (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);

3) познавательный интерес (любознательность);

4) мотив долга (готовность работать в области избранной профессии);

5) мотив влияния уважаемого человека;

6) мотив принуждения (выполняют работу, чтобы избежать неприятностей).

Без сомнения, творческий процесс является одной из составных частей учебно-воспитательной работы. Поташник М.М. определяет их следующим образом:

1) становление, создание управляемой и управляющей систем;

2) поддержание всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация;

3) обеспечение оптимального функционирования системы;

4) развитие системы .

Наиболее важной является оптимальное функционирование системы, что является залогом постоянной и эффективной работы, считаю необходимым выполнение следующих требований:

1) механизм управления должен соответствовать целям творчества, уровню знаний и умений учащихся, квалификации педагогических кадров учебного заведения;

2) для оценки результатов творческого процесса необходимы критерии качества и эффективности этой работы.

Как и любая другая составная часть учебно-воспитательного процесса, творческий процесс нуждается в эффективном контроле. . Горская Г.И., Чуракова Р.Г. считают, что высокая результативность контроля зависит от выполнения следующих условий :

1) первое условие компетентность проверяющих;

2) второе условие своевременная и точная информированность о ходе дел в контролируемом процессе;

3) третье условие научная обоснованность, полнота, объективность, конкретность выводов, рекомендаций, предложений, требований;

4) четвертое условие действенность контроля, т.е. оказание своевременной помощи.

Успехи учащихся в творческом процессе во многом зависят от отношения их родителей. Учителя технологии в беседах с родителями должны заручиться их поддержкой в вопросах привлечения учащихся к творческому процессу .

Работа с родителями сложный и многогранный процесс. Это очень разные люди, требующие индивидуального подхода в общении.

Портнов М.Л. предлагает следующую классификацию родителей по отношению к своим детям :

Планируя работу с родителями, целесообразно использовать представленную классификацию, проявляя при этом высокую культуру общения, аргументированность предложений и просьб, всячески избегая упреков, выговоров, унижения человеческого достоинства.

По дисциплине: «Основы научного исследования и творчества».

На тему: ««Характеристика творческой личности».

Выполнила: студентка группы ЭКЗбс-11-1

Голубева Е.С.

Заочное отделение

Введение

1. Творческая деятельность человека.

1.1.Основные качества творческой личности.

1.2. Структура творческих качеств.

2. Феномен творчества в истории.

2.1.Стадии творчества.

2.2. Проблемы личности в процессе творческой деятельности.

3. Интуиция, как неотъемлемая часть творческой личности.

Заключение

Что такое личность? На этот вопрос существует много различных ответов философов, педагогов, психологов. Мы придерживаемся определения, данного выдающимся советским философом Э.В.Ильенковым. “Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности - ребенок станет там и тогда, когда сам начнет эту деятельность совершать…, по нормам и эталонам, заданным ему извне той культурой, в поле которой он просыпается к человеческой жизни. Основу этой деятельности составляет творчество.

1. Творческая деятельность человека.

От чего зависят результаты творческой деятельности человека? Для ответа на этот непростой вопрос внимательно рассмотрите следующую схему: личность - методы - проблемы - решения - реализация решений . Несомненно, что для получения высоких результатов в творческой деятельности важны методы, которые использует личность при решении проблем, важен уровень самих проблем - они должны быть достаточно масштабными, важно и умение найти и сформулировать решения и реализовать их, но главным является личность, точнее творческие качества личности. Если человек обладает творческими качествами, то он освоит новые, эффективные методы решения проблем, выберет для исследований проблемы, имеющие значение для всего человечества и сможет правильно найти и оформить полученные решения. Если у человека не воспитаны творческие качества и он не занимается их самовоспитанием, то бесполезно ждать от него высоких результатов деятельности. Поэтому в творческой деятельности все зависит не столько от методов, сколько от самого человека. Главная проблема творческой деятельности - это развитие в школе и саморазвитие в течение всей жизни творческих качеств личности. Какие же качества характеризуют личность как творческую?

1.1. Основные качества творческой личности.

Многие исследователи ставили проблему - какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью. Эта проблема не нова в истории науки. Многими исследователями и коллективами исследователей получены различные решения этой проблемы. Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное развитие у детей и саморазвитие у взрослых.


К тому же часть ученых придерживается позиции, что творческие качества передаются по наследству от родителей детям и их невозможно сформировать, если они генетически не обусловлены. Если это так, то творцами могут стать лишь избранные природой люди и школа обречена лишь создавать условия для развития личности, но не управлять развитием творческих качеств. Проще говоря, развивать нужно только одаренных детей, из остальных все равно ничего не получится. Однако это не так. Ученые проанализировали биографии многих творческих личностей - писателей, художников, композиторов, инженеров, врачей, и ученых. В результате было установлено, что независимо от рода деятельности, творческая личность обладает следующими основными качествами.

· умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

· умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

· умение формулировать и решать проблемы, составляющие основу цели;

· высокая работоспособность;

· умение защищать свои убеждения.

Как видим, все эти качества являются приобретенными, точнее результатом саморазвития в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Вместе с тем, нельзя отрицать того, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. Для реализации этих задатков и необходимы творческие качества. Какова же структура творческих качеств личности, какие умения входят в каждое из качеств?

1. 2. Структура творческих качеств.

Ø Творческая целенаправленность.

Человек живет к сожалению один раз. Возникает очень важный вопрос - как следует распорядится своей жизнью, чтобы в конце ее не было сожалений по поводу бесцельно прожитых лет. Поэтому весьма актуальным становится выбор цели жизни человека. Цель ради которой стоит жить должна быть творческой, это вовсе не означает, что все должны стать великими композиторами, писателями, инженерами, художниками. Но это означает, что каждый человек в течение своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. И таких творческих дел, казалось бы незначительных, но вместе с тем очень интересных и полезных великое множество: воспитание собственных детей, конструирование мебели, создание новых сортов растений и пород животных, создание рецептов новых блюд, новых моделей одежды и многое другое. Каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей. Разве создание нового рецепта блюда хуже чем написание литературного романа?

Возникает вопрос - какая цель является творческой, достойной жизни человека? Для этого ученые предложили следующие критерии для оценки ее достойности.

1. Новизна - цель должна быть новой никем ранее не достигнутой, или новыми должны быть средства достижения цели.

2. Общественная полезность - цель должна быть полезна и для самого творца и для других людей и цивилизации в целом.

3. Конкретность - структура цели должна быть конкретной и ясной, как для самого творца, так и для других.

4. Значительность - достижение поставленной цели должно принести значительные результаты обществу.

5. Еретичность - цель должна содержать в себе элемент фантастичности, неправдоподобности.

6. Практичность - работа над целью должна приносить конкретные практические результаты.

7. Независимость - достижение цели, во всяком случае на первом этапе не должно требовать дорогостоящего оборудования и участия больших научных коллективов.

Что значит формировать и развивать творческую целенаправленность? Прежде всего необходимо знакомиться с материалами, в которых содержится информация о современных нерешенных проблемах в науке, технике и искусстве. В этой связи особенно важным является умение реферировать научно-популярную литературу: составить краткую аннотацию статьи, указать проблемы, изложенные в ней, сделать анализ предложенных автором статьи решений - оценить их положительные и отрицательные стороны, предложить свои решения в виде гипотез.

Ø Планомерность и самоконтроль деятельности.

Поставить творческую цель - это хотя и сложная, но все-таки начальная часть работы. Достижение цели во многом зависит от реальности плана, который составил человек.

Форма плана не имеет принципиального значения - написан он на бумаге, в файле компьютера или содержится в голове, принципиальное значение имеет его содержание. План достижения цели должен включать в себя список рабочих дел исследователя, выполнение которых необходимо для решения проблемы.

Для достижения любой творческой цели необходимо научиться планировать:

1. Работу по анализу научной литературы по творческой цели и смежным областям.

2. Работу по освоению новых научных технологий исследований и решений проблем.

3. Работу по самоанализу и самоконтролю своей деятельности.

Какие учебные умения необходимы для анализа научной литературы?

Умения комбинировать научную информацию:

1. Выделять главное.

2. Сравнивать.

3. Изменять и дополнять.

4. Систематизировать и классифицировать.

Эти же умения необходимы для успешной работы по освоению новых научных технологий исследований и решений проблем. Самоанализ своей работы предполагает владение личностью умением сравнивать результаты своей работы с планом деятельности. Таким образом, обучение самоанализу предполагает обучение планированию своей деятельности как по выполнению отдельных заданий, так и по работе на занятиях по изучению темы.

Самоконтроль - это оценка результатов своей работы на основе научных теорий и закономерностей. Самоконтроль предполагает владение человека умением сравнить полученные результаты деятельности с научными теориями и закономерностями, на основе которых выполняется исследование. Для чего это нужно? Для поиска “белых пятен” в теориях. Если теория не объясняет полученные результаты исследования, то нужно менять

Ø Умение защищать свои убеждения.

Убеждения - это знания проверенные в процессе многообразной творческой деятельности. Исследователь создавший новые знания, выраженные в виде фактов, закономерностей, теорий обязан проверить их правильность в процессе многочисленных экспериментов. Ведь критерий истины - практика. Но и этого мало. Исследователь должен уметь кратко, ясно и конкретно изложить результаты своей работы, сравнивая их с работами других авторов, на предмет внесения изменений и дополнений. Ведь новые истины не рождаются из ничего, в науке и искусстве идут процессы постепенного развития знаний и важно увидеть это развитие и определить место своих идей в нем. Для этого необходимо владеть методами диалектической логики - основой любой познавательной деятельности, в том числе и творческой.

Развитие у личности способности защищать свои убеждения, осуществляется путем обучения ее умениям анализировать и сравнивать научную информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы, излагать результаты своих исследований в виде статей и монографий.

Ø Нравственные качества творческой личности.

Нравственность - это система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Система внутренних правил человека формируется под влиянием многих факторов: семейных, личного опыта, школьного воспитания, общественных отношений и др. В зависимости от того, на основе каких ценностей сформированы эти внутренние правила нравственность может быть расовой, националистической, религиозно-фанатической, гуманистической. Вряд ли нужно объяснять кто такие расисты, националисты, религиозные фанатики. Если кто-то считает, что у них нет нравственности, он глубоко ошибается. У этих людей есть нравственность и она требует благородного отношения к своим и уничтожения чужих. Кстати это чисто генетические программы, доставшиеся нам в наследство от наших далеких предков. Они помогали выжить первобытным людям, но в настоящее время они ничего кроме вреда не приносят, более того, они калечат людей. Как известно генетические программы корректируются путем воспитания. Однако общество, в котором официально проповедуются расовые, националистические или религиозно-фанатические идеи лишь усиливают эти генетические программы. Могут ли быть творческие личности среди них? Конечно и достаточно много. Но есть одно но. Результаты их творчества имеют ценность для людей только в том случае, если они направлены на развитие жизни, предполагают улучшение условий жизни всех людей. Таких результатов у расистов, националистов и религиозных фанатиков как правило не много, ведь абсолютное большинство их работ посвящено поиску тех или иных доказательств превосходства своей расы, нации или религии и способов уничтожения чужих. А так как такого превосходства нет и быть не может, то и соответствующие результаты. Многие действительно талантливые люди, одурманенные ядом расизма, национализма или религиозного фанатизма так и не смогут достичь выдающихся результатов в творчестве.

Подлинное творчество всегда гуманистично и главная нравственная ценность гуманизма - уважение ко всем людям, независимо от их расы, национальности и религиозных убеждений. Какие же гуманистические нравственные качества присущи подлинно творческой личности?

Ø Созидательная направленность личности.

Каждый человек имеет право на удовлетворение своих биологических и культурных потребностей, но нравственная личность никогда не станет их рабом. Созидание должно преобладать над потреблением в деятельности личности. Не каждый человек будет великим писателем, композитором, врачом, инженером, но каждый обязан производить духовные или материальные блага, чтобы иметь возможность потреблять. Прогрессивное развитие общества определяется прежде всего преобладанием созидателей над потребителями. К сожалению в последние годы средства массовой информации формируют ошибочный образ “работать чтобы потреблять”, тогда как нравственный образ человека выглядит “работать чтобы созидать и потреблять”. Первый образ постепенно ведет человека в криминальный тупик, второй к профессиональному и духовному совершенству.

Созидательная направленность личности воспитывается в процессе развития мотивации к творческой деятельности. Ведь умение созидать начинается с желания творить, создавать новое. Развитие мотивации к творческой деятельности возможно только в том случае, если человек видит значение результатов своей творческой деятельности для себя и для общества. Если такие результаты есть, то они укрепляют желание человека заниматься творческой деятельностью.

Ø Личная и общественная полезность деятельности.

Не всякая деятельность является нравственной, а только та, которая является полезной для самого человека и общества - других людей. В последние годы господствует лозунг воспитания индивидуалиста, что кроме вреда он ничего принести не может. Из одной крайности - все для общества, коллектива, мы себя загнали в другую крайность - все для личности. Истина как правило находится посередине - деятельность должна приносить личную и общественную пользу, только тогда она нравственна. Полезную деятельность может выполнять лишь тот, кто видит ее практическую необходимость, способен обеспечить ее выполнение таким образом, чтобы не навредить другим, как в процессе ее выполнения, так и с учетом ее отдаленных последствий. При этом, под другими понимаются не только люди, но все живые организмы и полезные для человека технические и культурные объекты.

Ø Видение вариативности достижения цели.

Из философии известно, что к истине ведет много дорог. Нравственная личность должна не только видеть многообразие вариантов достижения поставленной цели, но и уметь их использовать. Беда многих людей заключается в том, что они используют только один путь для реализации своих планов. Чаще всего этот единственный путь оказывается неправильным, или встают непреодолимые преграды. И тогда человек духовно “ломается”, иногда это приводит к потере веры в собственные силы, отказу от выбранной карьеры, разочарованию в жизни.

Ø Выполнение личных обязательств.

Самое тяжелое в жизни - это выполнять свои собственные обещания. Сколько самых разных обещаний мы уже слышали - политических, экономических, социальных. Хорошо, если десятая часть из них выполнена. Жить не по лжи требует от человека брать на себя только такие обязательства, которые он в состоянии выполнить. Но и выполнение взятых обязательств требует наличия очень важного качества - силы воли - умения преодолевать возникающие трудности и достигать поставленных задач, но не любой ценой, а совершая при этом лично и общественно полезную деятельность. Нравственная личность определяется прежде всего тем, что обещает выполнимое и выполняет обещанное.

Ø Признание и поддержка альтернативной полезной деятельности.

Речь идет о зависти, точнее о черной зависти. Сколько в истории было примеров, когда менее талантливые творцы уничтожали более талантливых. Классический пример уничтожение Н.И.Вавилова, сподвижниками Т.Д.Лысенко. Нравственная личность прекрасно понимает, что успех в любом деле будет только в том случае, если будет здоровая конкуренция между отдельными творцами или творческими коллективами.

Благородство души человека проявляется тогда, когда он признает и поддерживает своих конкурентов, прекрасно понимая, что к истине ведет много дорог и неизвестно еще какая из них короче и результативнее - та, по которой он идет сам, или его конкуренты. Мы с вами знаем, как часто взрослые люди болезненно переживают успехи своих коллег, как пытаются менее талантливые найти ошибки и просчеты в работе более талантливых, забывая при этом, что главное - это не критика других, а результаты собственной работы. К сожалению это, не лучшее качество человеческой души начинают перенимать наши дети. И стоит ли потом удивляться, что из милых, хороших мальчиков и девочек вырастают злые, завистливые и нетерпимые к успехам других люди. Воспитание этого качества требует обучения детей умению сравнить результаты своей и чужой работы с поставленной целью, определить соотношение затраченного времени и полученных результатов, а так же сложность выбранного пути. Критерии эффективности любой деятельности следующие: высокий результат, относительная простота выполнения, минимальные затраты времени, оборудования и материалов.

Ø Конструктивность критического анализа.

Критиковать надо уметь. Умение критиковать конструктивно - это целая наука, которой нужно учить подрастающее поколение. Конструктивно критикует тот, кто глубоко изучил предмет критики, владеет всеми современными методами познания и методами диалектической логики, кто способен увидеть положительное,новое в критикуемой идее и предложить пути его улучшения и дальнейшего развития, помочь исправить ошибки автору идеи. Критика должна стимулировать творчество, вносить в автора уверенность в правильности выбранного пути. И еще немаловажный моральный аспект - критикуется идея, причем доброжелательно, а не сам автор или его отношения с оппонентом. Ну и кто из выпускников наших школ в полной мере владеет всеми вышеперечисленными умениями? И в какой школе и на каких предметах учат учащихся конструктивной критике?

2. Феномен творчества в истории.

Вопрос о сущности и смысле творчества по-разному ставился и интерпретировался в разные исторические эпохи. Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного проходящего и изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчества, которое раньше не выделялось из общего комплекса созидательной деятельности, в дальнейшем, особенно, начиная с Платона, развивается учение об Эросе, как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира, моментом которого и выступает творчество. Воззрения на творчество в средние века философии связаны с личностным пониманием Бога, свободно творящим мир и актом своей воли вызывающим бытие из небытия. У Августина Аврелия человеческое творчество выступает как творчество исторического бытия, в котором конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Воля и волевой акт веры, а не разум, связывают человека с Богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира Богом. Это создает предпосылки для понимания творчества как уникального и неповторимого феномена человеческого бытия. Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения, в которой этот феномен человеческого бытия осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса, тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества. В эпоху Просвещения творчество начинает рассматриваться не только как высшая форма человеческой жизнедеятельности, но и как важнейшая предпосылка познания и преобразования окружающей действительности, как нечто родственное изобретательству.
В новейшее время исследовательское внимание к феномену творчества существенно возрастает в сфере психологии, для которой непосредственный научный интерес вызывает уже не столько абстрактная духовно-личностная природа творчества, сколько конкретные психологические компоненты и механизмы творческой активности личности.
В психологии творческая активность трактуется как комплексная характеристика личности, формирующаяся на основе относительно высокого развития общих и специальных способностей и проявляющаяся в успешной профессиональной деятельности, в высоком уровне мотивации и соответствующих социально-психологических установках, а также в особенностях интеллектуальных и личностных характеристик. Творческая активность является одним из существенных свойств личности, через которые наиболее полно проявляется индивидуальное, особенное в психологической организации личности. Применительно к деятельности это особенное находит свое высшее выражение в оригинальности (в отличие от шаблонности) решения той, или иной исследовательской или практической задачи. Можно выделить следующие компоненты, определяющие творческую активность личности:

Соответствие задачи поставленной извне (технической, научной, исследовательской, управленческой), психологическим установкам личности. В большинстве случаев задача социально мотивирована, т.е. восприниматься субъектом как общественно значимая.

Способность личности выделить принцип, лежащий в основе какой-либо конструкции, и использовать его в новых условиях. Для творческой личности характерным является восприимчивость к новым идеям, творческая смелость, любознательность, наблюдательность, способность преодолевать стереотипы, специализированный «перенос» приемов решения от задачи к задаче при решении, казалось бы, совершенно новых проблем.

Способность личности определить так называемую «зону поиска», по собственной инициативе выходить за пределы исходно намеченной области исследования, искать и находить задачи, отыскивать конструктивные приемы, рационализирующие деятельность.

Высокий интеллектуальный уровень: развитый вербальный и невербальный интеллект, пространственное представление и воображение, высокий уровень системных ассоциаций, способность к обобщению.

2.1.Стадии творчества.

В самом процессе протекания творчества можно выделить следующие последовательные стадии:
1) «эмбриональная» стадия, на которой происходит возникновение какого-либо творческого замысла, часто еще очень смутного;
2) начальная стадия, на которой происходит конкретизация замысла, первые поиски его определенности, постановка задачи и определение возможных путей ее решения;
3) стадия первого оформления замысла, в которой оценивается эффективность выбранных методов решения, разносторонне анализируется сама проблема, собирается и анализируется информация;
4) стадия главного оформления, когда выдвигаются гипотезы, осуществляется перебор различных предположений, человек сознательно занимается решением творческой проблемы. Именно на этой стадии нередко возникают моменты «творческого озарения», сопровождаемые соответствующими психическими состояниями на фоне эмоционального подъема;
5) завершающая стадия, когда происходит окончательное оформление, «кристаллизация» выработанной идей, оценка эффективности достигнутого результата, анализируется соответствие поставленной цели и конечного продукта.
Однако данная стадийность весьма условна, поскольку творчество выступает в качестве сплошного процесса, который трудно разграничить, а между стадиями можно выделить отдельные творческие паузы, во время которых обычно продолжается скрытый, так называемый, подсознательный творческий процесс и создание новых заготовок.

Личностные качества творческой личности это те, которые позволяют отличаться этой личности от других людей.

К ним можно отнести:

Продуктивное самосознание;

Интеллектуальная творческая инициатива;

Жажда познания и преобразования;

Чувствительность к проблеме, новизне;

Потребность в нестандартном решении задач;

Критичность ума;

Самостоятельность в поиске путей и спосо­бов решения проблем.

Залогом развития личностных качеств творческой личности является высокая мотивация творчества.

Для психологии творческая мотивация поиска (идей, образов, сюжетов, сценариев и т.д.) - одна из центральных проблем. Ее раз­работка важна для правильной трактовки коренных воп­росов формирования людей науки, техники и искусства и для рациональной организации их труда. С целью лучшей ориентации в иерархии различных мотивационных уровней психологи разделили мотивацию на внешнюю и внутреннюю.

Под «внешней» мотивацией они обычно понимают мотивацию, исходящую не от предметно-исторического контекста творческой деятельности, не от запросов и интересов логики ее развития, преломляющихся в побуж­дениях и замыслах отдельного исследователя-творца, а от др. форм его ценностной ориентации. Эти формы (жажда славы, материальных преимуществ, высокой со­циальной позиции и т.п.) могут быть для него в высшей степени значимы, могут быть представлены в самых глу­бинах его личности, и тем не менее они являются вне­шними по отношению к развивающейся науке (технике или искусству), в которой живет творец со всеми своими привязанностями, страстями и надеждами. Честолюбие (стремление к достижению лидерства в общественной жизни, науке, культуре, карьеризм и т.д.), напр., может служить могучим двигателем поведения, характеризую­щим самую сердцевину личности. И тем не менее оно -внешний мотив, поскольку творческая деятельность, им мотивируемая, выступает для творца в виде средства до­стижения целей, внеположных, напр., для идущего соб­ственными путями процесса развития научной мысли. Известно, что внешнее одобрение, выражающееся в раз­нообразных видах признания и почестей, является важ­ным стимулом для многих творческих людей. Неприз­нание научных заслуг со стороны коллег и научных орга­низаций приносит ученому большие огорчения. Ученым, попадающим в подобную ситуацию, Г. Селье рекоменду­ет относиться к ней философски: «Пусть лучше люди спра­шивают, почему он не получил высоких званий и долж­ностей, чем почему он получил их». Своеобразной разно­видностью честолюбия является любовь к женщине как внешний мотив творчества, Некоторые выдающиеся люди считали это чувство сильным стимулятором творчества. Напр., А.С. Пушкин писал: «Сладостное внимание жен­щин - почти единственная цель наших усилий». Эту точку зрения разделял И.И. Мечников. Неудовлетворенность своим положением также служит важным мотивом творчества (Н.Г. Чернышевский). Как неудовлетворенность своим положением, так и стремление к самовыражению могут быть стимулами творческой деятельности одного и того же человека. Отчетливо эту мысль высказал A.M. Горь­кий: «На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня «томительной бедной жизни» и пото­му, что у меня было так много впечатлений, что «не пи­сать я не мог. Значительное место среди мотивов твор­ческой деятельности занимает также нравствен но-пси­хологическая сторона этой деятельности: сознание со­циальной важности и нужности проводимых исследова­ний, чувство долга и ответственности за характер и ис­пользование результатов научного труда, сознание тес­ной связи своей деятельности с работой научного кол­лектива и др. Особенное значение в нравственной моти­вации научной и любой др. творческой деятельности имеет чувство нравственного долга творческих личнос­тей перед своим народом и человечеством. Творцы дол­жны постоянно помнить о гуманной направленности своей деятельности и отказываться от работ, возможные трагические последствия которых заранее известны. Об этом не раз говорили многие крупнейшие ученые и пред­ставители искусства XX в. - А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, И.В. Курчатов, Д.С.Лихачев и др. Одним из вне­шних мотивов является социальная фацилитация - по­вышение скорости или продуктивности деятельности творческой личности вследствие воображаемого или ре­ального присутствия др. человека или группы людей (без непосредственного вмешательства их в деятельность), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями. Одним из мощных стимулов творчества можно считать скуку. По мнению Г. Селье, творческие люди интенсивно ищут «духовные отдушины». И если они уже приобрели вкус к серьезным умственным упраж­нениям, все другое в сравнении с этим представляется им не стоящим внимания. К самым непривлекательным стимулам творчества следует отнести зависть и стремле­ние приобрести большие материальные блага, высокие должности и громкие звания. Среди творческих работ­ников встречается зависть двух видов. Первый - «белая зависть», при которой признание чужого успеха оказывает­ся для индивида стимулом творческой активности и стрем­ления к соревнованию. Именно такую зависть А.С. Пуш­кин считал «сестрой соревнования». «Черная зависть» подталкивает индивида к свершению враждебных дей­ствий по отношению к объекту зависти (синдром Салье­ри) и оказывает деструктивное влияние на самую лич­ность завидующего.



К внутренним мотивам творчества относятся интел­лектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности. Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильности направления поиска решения задачи и сомнение при не­удаче, чувство юмора и иронии - вот примеры интел­лектуальных чувств. Академик В.А. Энгельгагдт пола­гал, что врожденной инстинктивной силой творчества является стремление уменьшить степень неведения об ок­ружающем нас мире. Он считал этот инстинкт родствен­ным инстинкту утоления жажды. Именно поэтому спра­ведливо утверждать, что не ученый отдал жизнь служе­нию науке, а наука служила удовлетворению его по­требности в творчестве. То же можно сказать и о поэте, и о поэзии, и вообще о любой творческой личности и ее творениях. О том, что потребность в творчестве, в со­здании нового и оригинального находится в почти ин­стинктивной потребности человека, говорит опыт мно­гих талантливых людей. Напр., И.С. Тургенев, по сло­вам его биографа, брался за перо под влиянием внут­ренней потребности, не зависящей от его воли. Л.Н. Тол­стой говорил о том, что он писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему вле­чению к сочинительству. Сходные высказывания мож­но найти у Гете, Байрона, Пушкина и многих выдаю­щихся ученых. Любознательность, умение радоваться каждому малому шагу, каждому небольшому открытию или изобретению - необходимое условие для человека, выбравшего научную профессию. Жажда знания, или инстинкт познания, является основным отличием от животных. И этот инстинкт в высшей степени развит у творческих личностей (Л. С. Соболев). Труд ученого яв­ляется источником большого наслаждения. По словам академика Н.Н, Семенова, истинного ученого его труд привлекает сам по себе - вне зависимости от вознаграж­дения. Если бы такому ученому за его исследования ни­чего не платили, он стал бы работать над ними в свобод­ное время и готов был бы приплачивать за это, потому что наслаждение, получаемое им от занятий наукой, не­сравненно больше, чем любые культурные развлечения. Тот, кому научный труд не доставляет наслаждения, кто не хочет дать по способностям, тот не ученый, это не его призвание, какие бы степени и звания ему ни были при­своены. Материальная обеспеченность приходит к на­стоящему ученому сама собой, как результат его верной привязанности к науке (Н.Н. Семенов, 1973). Любозна­тельность, любовь к истине ученого в большой мере обус­ловлены общим уровнем развития науки, его собствен­ным жизненным опытом, общественным интересом к той или иной проблеме, над которой работает ученый. Самое главное, без чего даже высокие профессиональные каче­ства не приводят к успеху, - это способность радоваться и удивляться каждой малой удаче, каждой разгаданной загадке и относиться к науке с тем благоговением, о котором говорил А. Эйнштейн: «Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего». Со времен Пла­тона чувство удивления («таинственности») считается мощным мотивом всех познавательных процессов. Стремление к таинственному, необычному, жажда чуда заложены в человеке так же, как И стремление к прекрас­ному. А. Эйнштейн по этому поводу говорил: «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности". Ярко выраженное ощущение таинственности лежит в основе всех наиболее глубоких тенденций в науке и искусстве. Занимаясь творчеством, люди часто испытывают эсте­тическое удовлетворение, к-рое, как правило, повышает их творческую энергию, стимулирует поиск истины. Творчество включает в себя не только познание, но и красоту, эстетическое наслаждение самим процессом и результатом творческого труда. Проникновение в мир неизвестного, раскрытие глубокой гармонии и удиви­тельного разнообразия явлений, восторг перед откры­вающейся красотой познанных закономерностей, ощу­щение силы человеческого разума, сознание растущей власти, которую человек благодаря науке приобретает над природой и обществом, порождают гамму чувств и силь­нейших человеческих переживаний, глубоко входящих в процесс творческих исканий ученых: удовлетворения, восхищения, восторга, удивления (с которого, как говорил Аристотель, начинается всякое познание). Красота на­уки, как и искусства, определяется ощущением соразмер­ности и взаимосвяэанности частей, образующих целое, и отражает гармонию окружающего мира. Чтобы пол­нее использовать эстетические мотивы научного твор­чества, их роль в активизации науки, важно научиться сознательно воздействовать на них, способствовать их беспрепятственному и социально полезному развитию. Огромную и во многом незаменимую роль может сыг­рать укрепление и развитие связей ученых с миром ис­кусства и литературы. Известный математик ГГ.С. Алек­сандров отмечал, что на его развитие как ученого огром­ное влияние в молодые годы оказала музыка. Именно в те моменты, когда он, возвращаясь с концерта, испыты­вал какое-то особенно хорошее состояние, к нему при­ходили ценные мысли. Известны подобные высказыва­ния А. Эйнштейна, отмечавшего исключительную роль художественной литературы в стимулировании новых научных идей.

Оба вида мотивации так тесно связаны друг с дру­гом, что их отдельный обособленный анализ является часто весьма затруднительным. Единство мотивации проявляется в самом факте существования н развития природной склонности человека к творчеству, в потреб­ности в самовыражении. Внешние мотивы могут служить двигателем творческой деятельности только посредством внутренней мотивации, которая создается в результате про­тиворечия внутри познавательного поля между тем, что уже формализовано в виде социализированного знания, и тем, что надлежит формализовать данному субъекту творчества, чтобы претендовать на преимущества, вы­раженные в терминах внешней мотивации. Очевидно, что в науке критерием успеха не могут служить внешние ат­рибуты и внешние блага сами по себе, хотя нередко имен­но их присвоение становится доминирующим мотивом деятельности многих ученых.

К средствам повышения Т.м. в творческом коллек­тиве относится не только использование материальных и моральных поощрений и повышений в статусе. Важ­ное значение, имеют также создание условий для самоактуализации творческих возможностей научного работ­ника, раскрытие перед ним перспектив. Среди факторов большого мотивационного значения следует выделить и приобретающие важную роль в современных услови­ях побуждения ученого, связанные с внедрением резуль­татов научных исследований (в особенности фундамен­тальных) в практику, и т.д.

Обобщая сказанное можно выделить две группы мотивов творчества :

· внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения);

· внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению).

Почему одни люди создают шедевры: картины, музыку, одежду, технические новинки, а другие способны только пользоваться этим? Откуда берется вдохновение и Изначально ли видно, что человек творческий или это качество можно постепенно развить? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы и разобраться в тайнах тех, кто умеет создавать.

Когда мы приходим на художественную выставку или посещаем театр, оперу, то можем с точностью ответить - вот образец творчества. Такие же примеры можно найти в библиотеке или кинотеатре. Романы, кинофильмы, поэзия - все это тоже образцы того, что может создать человек с нестандартным подходом. Однако работа для творческих людей, какой бы она ни была, всегда имеет один итог - появление на свет чего-то нового. Таким результатом являются и простые вещи, которые окружают нас в повседневной жизни: лампочка, компьютер, телевидение, мебель.

Творчество - это процесс, в ходе которого создаются материальные и духовные ценности. Конечно, конвейерное производство не является частью этого, но ведь каждая вещь когда-то была первой, уникальной, абсолютно новой. Вследствие этого можно сделать вывод: все окружающее нас - изначально было тем, что создал человек творческий в процессе своей работы.

Иногда в результате подобной деятельности автор получает продукт, изделие, которое никто, кроме него, не сможет повторить. Чаще всего это относится именно к духовным ценностям: картины, литература, музыка. Следовательно, можно сделать вывод, что для творчества необходимы не только особые условия, но и личностные качества создателя.

Описание процесса

По сути, ни один человек творческий никогда не задумывался, каким образом ему удается достичь того или иного результата. Что приходилось пережить в это порой очень долгий период создания? Какие этапы нужно было преодолеть? Этими вопросами озадачился психолог из Британии в конце 20-го века - Грэм Уоллес. В итоге своей деятельности он выделил основные пункты творческого процесса:

  • подготовка;
  • инкубация;
  • озарение;
  • проверка.

Первый пункт - это один из самых длительных этапов. Он включает в себя весь период обучения. Человек, ранее не имевший никакого опыта в конкретной области, не может создать нечто уникальное и ценное. Для начала приходится учиться. Это может быть математика, письмо, рисование, конструирование. Весь предшествующий опыт становится основой. После чего появляется идея, цель или задача, которую необходимо решить, полагаясь на полученные ранее знания.

Второй пункт - это момент отрешения. Когда длительная работа или поиски не дают положительного результата, приходится все отбросить в сторону, забыть. Но это не означает, что наше сознание также обо всем забывает. Можно сказать, что идея остается жить и развиваться в глубинах нашей души или разума.

И вот однажды приходит озарение. Открываются все возможности творческих людей, и истина выходит наружу. К сожалению, не всегда можно достичь поставленной цели. Не каждая задача нам под силу. Последний пункт включает в себя диагностирование и анализ результата.

Характер творческого человека

Многие десятилетия ученые и обычные люди пытаются лучше понять не только сам процесс, но и изучить особые качества создателей. человека вызывает большой интерес. Как показывает опыт, обычно представители такого типа отличаются высокой активностью, экспрессивным поведением и вызывают противоречивые отзывы окружающих.

По сути, ни одна модель, разработанная психологами, не является точным шаблоном. Например, такая черта, как невротизм, зачастую присуща людям, создающим духовные ценности. Ученые, изобретатели отличаются устойчивой психикой, уравновешенностью.

Каждый человек, творческий или нет, является уникальным, что-то в нас перекликается, а что-то совершенно не совпадает.

Есть несколько черт характера, которые в большей степени присущи таким личностям:

    любознательность;

    уверенность в собственных силах;

    не слишком доброжелательное отношение к окружающим.

    Последнее вызвано, возможно, в силу того, что люди с думают иначе. Им кажется, что их не понимают, осуждают или не принимают такими, какие они есть.

    Основные отличия

    Если в списке ваших знакомых есть очень творческий человек, то вы обязательно это поймете. Такие личности часто витают в облаках. Они настоящие мечтатели, даже самая бредовая идея кажется для них реальностью. Кроме этого, они смотрят на мир как под микроскопом, подмечая детали в природе, архитектуре, поведении.

    Многие знаменитые люди, которые создавали шедевры, не имели привычного рабочего дня. Для них не существует условностей, и процесс творчества происходит в удобное время. Кто-то выбирает раннее утро, у кого-то потенциал просыпается только с заходом солнца. Такие люди не часто появляются на публике, большую часть времени они проводят в одиночестве. В спокойной и привычной атмосфере проще думается. При этом их желание к новому постоянно толкает на поиски.

    Это сильные, терпеливые и рискованные личности. Никакая неудача не способна сломить веру в успех.

    Современные исследования

    Раньше мнения ученых сходились на том, что человек либо рожден творческим, либо нет. Сегодня этот миф полностью развеян, и с уверенностью можно сказать, что развить в себе таланты доступно каждому. Причем в любой период своей жизни.

    Основные качества творческого человека при желании и настойчивости можно выработать и у себя. В единственном случае достичь положительного результата невозможно, это когда персона лично не желает вносить изменения в свою жизнь.

    Современные исследования привели к выводу, что интеллектуальные способности увеличиваются, если объединить логику и творческий подход. В первом случае к работе подключается левое полушарие, во втором - правое. Активируя как можно больше отделов мозга, можно достичь большего результата.

    Работа для творческой личности

    После окончания школы перед выпускниками встает вопрос: куда поступать? Каждый выбирает путь, который кажется ему более интересным и понятным, в конце которого видна цель или результат. К сожалению, реализовать потенциал, заложенный в нас, не всегда предоставляется возможным.

    Как вы думаете, какая больше всего подходит работа для творческих людей? Ответ простой: любая! Чем бы вы ни занимались: ведением домашнего хозяйства или проектированием космических станций - везде можно проявлять находчивость и изобретательность, создавать и удивлять.

    Единственное, что может действительно мешать этому процессу - это стороннее вмешательство. Многие руководители самостоятельно лишают своих сотрудников стремления к принятию самостоятельных решений.

    Хороший начальник будет поддерживать порывы к развитию и творчеству, конечно, если это не будет мешать основному процессу.

    Парадоксы

    Давайте подумаем, почему характер творческого человека так сложно поддается четкому анализу и структурированию. Скорее всего, это связано с рядом парадоксальных черт, которые присущи таким людям.

    Во-первых, все они интеллектуалы, отлично подкованные знаниями, при этом наивны как дети. Во-вторых, несмотря на отличную фантазию, они хорошо разбираются в устройстве этого мира и видят все четко. Открытость и коммуникативные качества - это лишь внешние проявления. Творчество очень часто прячется в глубинах личности. Такие люди много думают, ведут собственный монолог.

    Интересно, что создавая нечто новое, они, можно сказать, вносят некий диссонанс в сложившееся течение жизни. При этом все безумно консервативны, их привычки часто становятся важнее окружающих.

    Гений и творчество

    Если человек в результате своей деятельности создал нечто впечатляющее, то, что поразило окружающих, изменило представления о мире, то он завоевывает истинное признание. Таких людей называют гениями. Конечно, для них создание, креативность - это жизни.

    Но не всегда даже самые творческие люди достигают результатов, которые способны изменить мир. Но порой они и сами к этому не стремятся. Для них творчество - это прежде всего возможность быть счастливым в настоящее время, в том месте, где находятся.

    Не обязательно быть гением, чтобы проявить себя. Даже самые небольшие результаты смогут сделать лично вас более уверенным, позитивным и радостным.

    Выводы

    Творчество помогает людям открыть свою душу, выплеснуть чувства или же создать нечто новое. Развить в себе креативность может каждый, главное, чтобы было большое желание и позитивный настрой.

    Необходимо избавиться от условностей, взглянуть на мир другими глазами, возможно, попробовать себя в чем-то новом.

    Помните - творческий потенциал подобен мышцам. Его нужно регулярно стимулировать, качать, развивать. Необходимо ставить перед собой различные по масштабам цели и не сдаваться, если с первого раза ничего не вышло. Тогда в какой-то момент сами удивитесь, как кардинально изменилась жизнь, и вы начнете осознавать, что также внесли в мир нечто нужное и новое для людей.

Последнее обновление: 30/11/2017

В своей книге 1996 года «Креативность: работа и жизнь 91 известного человека» психолог Михай Чиксентмихайи предположил, что «из всей человеческой деятельности творчество ближе всего к обеспечению целостности, которую мы все надеемся получить в нашей жизни».

Творчество позволяет нам расширять мировоззрение, заниматься новыми и увлекательными вещами и тем, что делает нас на один шаг ближе к раскрытию нашего полного потенциала.

Так что же это делает человека креативным? Люди рождаются такими, или это что-то, что можно развивать так же, как мышцы?
Чиксентмихайи предполагает, что некоторые люди обладают тем, что он называет творческими чертами. Хотя некоторые люди обладают ними от рождения, всё же включение некоторых из практик в вашу повседневную жизнь, может помочь раскрыть ваш потенциал креативности.

1 Творческие люди энергичны, но сосредоточены

Творческие люди обладают большой энергией, как физической, так и умственной. Они могут часами работать над одной вещью, которая привлекает их , но при это всё время сохранять энтузиазм. Это не означает, что творческие люди гиперактивны или маниакальны. Они проводят много времени в покое, спокойно размышляя и обдумывая то, что их интересует.

2 Творческие люди умны, но и наивны

Творческие люди умны, но исследования показали, что наличие очень не обязательно взаимосвязано с более высокими уровнями творческих достижений. В знаменитом исследовании одаренных детей Льюисом Терманом, было показано, что дети с высоким IQ лучше работают в жизни в общем, но те, у кого был очень , небыли творческими гениями. Очень немногие из тех, кто участвовал в исследовании, позже продемонстрировали высокие уровни артистических достижений в жизни.

Чиксентмихайи отметил, что исследования указали на существующий порог IQ, это примерно 120. Показатель интеллекта выше среднего может увеличивать креативность, но IQ выше 120 не обязательно приведет к большей креативности.

Вместо этого, Чиксентмихайи предполагает, что креативность включает в себя определенное количество и мудрости, и ребячества. Креативные люди умны, но они способны сохранять свое чувство любопытства, удивления и способность смотреть на мир свежим взглядом.

3 Креативные люди игривы, но дисциплинированны

Чиксентмихайи отмечает, что игривое поведение является одним из отличительных признаков креативности, но эта легкомысленность и возбуждение также отражается в главном парадоксальном качестве – настойчивости .

При работе над проектом креативные люди склонны проявлять решительность и упорство. Они будут работать часами на чем-то, часто не спать до поздней ночи, пока не будут удовлетворены своей работой.

Поразмыслите над тем, что вы думаете, когда встретите кого-то, кто является артистом. На первый взгляд это что-то волнующее, романтическое и чарующее. И для многих быть артистом – значит испытывать чувство волнения. Но быть успешным артистом требует также много труда, чего многие люди не видят. Однако творческий человек понимает, что реальное творчество включает в себя сочетание удовольствия и тяжкого труда.

4 Креативные люди – реалисты-мечтатели

Творческие люди любят мечтать и воображать возможности и чудеса мира. Они могут погрузиться в мечты и фантазии, но все же остаются в реальности. Их часто называют мечтателями, но это не значит, что они постоянно витают в облаках. Творческие типы от ученых, художников до музыкантов, могут придумать творческое решение для реальных проблем.

«Великое искусство и великая наука включают в себя прыжок воображения в мир, который отличается от настоящего», – объясняет Чиксентмихайи. «Остальное общество часто рассматривает эти новые идеи как фантазии, не имеющие отношения к текущей реальности. И они правы. Но весь смысл искусства и науки заключается в том, чтобы выйти за рамки того, что мы сейчас считаем реальным, и создать новую реальность».

5 Креативные люди экстравертированы и интровертированы

В то время как мы часто попадаем в ловушку категоризации людей как исключительно или интровертированных, Чиксентмихайи предполагает, что творчество требует объединения обоих этих типов личности.

Креативные люди, по его мнению, являются экстравертированными и интровертированными. Исследования показали, что люди, как правило, либо более экстравертированы, либо интровертированы, и эти черты на удивление стабильны.

С другой стороны, творческие люди склонны демонстрировать признаки обоих типов одновременно. Они общительные, и в то же время тихие; социальные и скрытные. Взаимодействие с другими людьми может порождать идеи и вдохновение, а уединение в спокойном месте позволяет творческим людям обдумать эти источники вдохновения.

6 Креативные люди горды, но скромны

Высоко креативные люди склонны гордиться своими достижениями и успехами, но всё же не забывают о своем месте. Они имеют огромное уважение к тем, кто работает в их области и к тому влиянию, которое оказали достижения предшественников в этой работе. Они могут видеть, что их работа часто отличается по сравнению с другими, но это не то, на чем они сосредоточены. Чиксентмихайи отмечает, что они часто настолько сосредоточены на своей следующей идее или проекте, что они не фиксируют свои прошлые достижения.

7 Креативные люди не отягощены жесткими гендерными ролями

Чиксентмихайи считает, что творческие люди сопротивляются, по крайней мере в некоторой степени, часто слишком жестким гендерным стереотипам и ролям, которые общество пытается навязать. Он говорит, что креативные девочки и женщины более доминантны, чем другие женщины, хотя творческие мальчики и мужчины менее и более чувствительны, чем другие мужчины.

«Психологически обоеполый человек фактически удваивает свой репертуар ответов», – объясняет он. «Творческие люди с большей вероятностью будут иметь не только сильные стороны своего пола, но также и черты другого пола».

8 Креативные люди консервативны, но мятежны

Творческие люди по определению являются мыслителями “вне рамках”, и мы часто считаем их неконформистами и даже немного мятежными. Но Чиксентмихайи считает, что невозможно быть по-настоящему творческим, не принимая культурные нормы и традиции.

Он предполагает, что креативность требует, как традиционного подхода, так и взгляда без предрассудков. Быть способным оценить и даже принять устои прошлого, но при этом находится в поиске нового и улучшенного способа делать уже известное. Креативные люди могут быть консервативными во многом, но они знают, что инновации иногда подразумевают риск.

9 Креативные люди страстные, но целеустремленные

Творческие люди не просто наслаждаются своей работой – они горячо и страстно любят то, что они делают. Но простое увлечение чем-то не обязательно приводит к большому труду. Представьте себе, что писатель так влюблен в свою работу, что не хочет редактировать одно предложение. Представьте себе, что музыкант не хочет в своем произведении менять место, требующее улучшения.

Креативные люди любят свою работу, но они также объективны и готовы критиковать ее. Они могут отделиться от своей работы и видеть места, которые нуждаются в доработке и улучшении.

10 Креативные люди чувствительны и открыты для нового опыта, но счастливы и радостны

Чиксентмихайи также предполагает, что креативные люди, как правило, более открыты и чувствительны. Это качества, которые могут принести как награду, так и боль. Процесс создания чего-либо, появление новых идей и принятия рисков часто приводит к критике и презрению. Это может быть болезненным, даже разрушительным, посвятить чему-то годы только чтобы это потом отвергли, проигнорировали или высмеяли.

Но открытость новому творческому опыту также является источником большой радости. Это может принести огромное счастье, и многие творческие люди считают, что такие чувства стоят любой возможной боли.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.