Что значит взгляд вправо вверх при разговоре. Читать мысли можно по направлению взгляда человека

По разным причинам люди периодически попадают в ситуации, когда им необходимо распознать говорит собеседник правду или бессовестно, не краснея, врет «в глаза». Впрочем, если Ваш оппонент сотрудник ГРУ, ФСБ или неких элитных силовых структур, шансы распознать лжеца катастрофически малы: для таких людей речь - игра, а откровенное вранье - конек, всегда и везде. Как же определить врет человек или нет - проверенные способы.

Если же Ваш собеседник не прошел специальную психологическую закалку, ложь, сыплющуюся с его уст, обличат естественные индикаторы его тела: глаза, брови, губы, руки, ноги и прочие конечности. Просто нужно быть немножечко наблюдательней, и Вы дадите себе ответ на вопрос «Как узнать врет ли человек ?».

Принято считать, что человеку даже с сильной психикой, очень сложно контролировать передвижение глаз, и именно они зачастую «выдают» грешащую особу. Можно научиться управлять движениями тела, молниеносно придумывать правдивую ложь, но взять под контроль движение глаз достаточно сложно. Во время генерации и выдачи лжи человек, несомненно, ощущает дискомфорт, спасаясь от него лишь отводом взгляда от глаз собеседника. Заметьте, куда смотрит человек, когда врет: если он упорно не желает смотреть Вам в глаза - это и называется первым признаком лжи.

Человек, знающий этот признак лжи, часто бессознательно действует противоположно - смотрит собеседнику прямо в глаза. Таким образом, второй признак вранья – когда человек врет, он смотрит прямым немигающим взглядом исключительно в глаза собеседнику. Обычно в этот момент человек оправдывает себя, изображая невинный взгляд.

Также, следует заметить, что в щекотливой ситуации зрачки лгущего человека изменяются, что невозможно контролировать вообще. Засеките исходное положение глаз, когда человек врет , и Вы увидите, как сужаются его зрачки во время самой откровенной лжи.

Когда человек врет, он смотрит по-особому еще из-за того, что кровь больше приливает к лицу. Возле глаз образуются красные пятна. Пристально посмотрите на глаза оппонента. Знакомое положение глаз, когда человек врет, дополнят появляющиеся небольшие пятна вокруг них.

Как узнать, врет ли человек , расскажет и то, в какую сторону он смотрит, когда говорит. Проще простого запомнить, куда смотрит человек, когда врет. Если собеседник смотрит вправо, он врет: вправо и вверх - в данный момент он собственно синтезирует ложь; вправо и прямо - значит, прокручивает в голове речь, подбирает фразы, вправо и вниз - значит, готов рассказать придуманное. Применяйте это правило о том, куда смотрит человек, когда врет , только если человек правша. Если собеседник - левша, он будет смотреть в другую сторону.

Ложь также можно определить следующим образом: если взгляд оппонента во время беседы быстро перемещается от одного предмета к другому, Вы можете смело начинать подозревать его во лжи.

Довольны ли вы своим умением общаться с людьми? Мало кто ответит на этот вопрос уверенным «да». Чаще всего мы ведем разговор просто как получится, как он стихийно складывается сам собой. А значит - рискуем прийти к итогу, которого совсем не хотели и не ждали. Бывает, правда, что и заранее готовимся к сложной, ответственной беседе. Но и тогда, как показывает опыт, совсем не легко направить ее по нужному руслу к желаемой цели. Есть, конечно, счастливчики, владеющие подобным талантом от рождения. Ну, а если вы не принадлежите к их числу - попробуйте использовать методику НЛП.

Чтобы усвоить навыки «результативного» общения, надо научиться по внешним реакциям человека следить за ходом его мыслительных процессов, распознавать эмоциональные состояния, оценивать искренность его высказываний, степень согласия или несогласия с вами.

Прежде всего вы должны понимать, как сознание собеседника “обрабатывает” ваши слова и готовит ответ. Первым помощником здесь будет метод наблюдения за направлением взгляда человека . Обобщая и анализируя обширный экспериментальный материал, создатели НЛП убедились в удивительной информативности и достоверности этого простого признака.

В предыдущих статьях уже говорилось, что согласно теории НЛП сознание человека связано с окружающим миром и с собственным подсознанием через три системы ощущений, образов и представлений: визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую) и кинестетическую (мышечные ощущения, вкус, запах). Так вот, именно по направлению взгляда можно узнать, какая из этих систем наиболее активна в данный момент, какие переживания владеют сейчас человеком.

Глаза - зеркало души… Вряд ли мы осознаем, насколько верен этот старый афоризм. Например, как четко проявляется во взгляде , даже просто в его направлении, скрытая структура нашего внутреннего мира.

Что мы делаем, ориентируясь в окружающем пространстве или высматривая нужный предмет? Выражаясь не слишком интеллигентно, зато предельно точно, шарим глазами. Но ведь и о внутреннем созерцании, о поисках нужного образа, слова, идеи говорится очень похоже: “блуждать мысленным взором”. Так вот - оказалось, что это вовсе не метафора! В подобных случаях мы и в самом деле озираемся в некоем вполне реальном, хотя и весьма необычно устроенном пространстве. С одной стороны, оно имеет содержательную, “смысловую” структуру - делится на зоны, соответствующие трем системам представлений (визуальной, аудиальной и кинестетической). А с другой - эти зоны в нашем сознании почему-то привязаны к строго определенным направлениям внешнего, физического пространства. И связь так прочна, что всякое мысленное обращение к какой-либо зоне мы обязательно “выдаем” видимым движением глаз в том же самом направлении.

Согласно схеме, приведенной в книге создателей НЛП Джона Грюндера и Ричарда Бэндлера “Из лягушек - в принцы”, шесть основных направлений взгляда имеют следующее смысловое содержание.

Вв (взгляд налево вверх) - визуальные воспоминания. Это зона зрительных образов тех объектов, которые человек уже когда-то видел. Вызвать их могут, например, вопросы типа: “Какого цвета глаза у вашей жены?”, “Как выглядит ваш дом?”

Вк (взгляд направо вверх) - визуальные конструкции. Зрительные образы тех вещей или явлений, которые человек никогда не видел раньше или видел не такими, как должен представить в данный момент. Типовые вопросы: “Как будет выглядеть оранжевая корова в голубых пятнах?”, “Как вы будете смотреться в костюме пожарника?”

Ав (взгляд налево в сторону) - аудиальные воспоминания. Слуховые образы тех звуков, которые человек уже слышал. Стандартные вопросы: “Что я сейчас сказал?”, “Вспомните мелодию вашей любимой песни”.

Ак (взгляд направо в сторону) - аудиальные конструкции. Образы тех звуков, которые человек никогда не слышал раньше. Стандартные вопросы: “Представьте себе шум аплодисментов на фоне пения птиц”, “Как прозвучало бы ваше имя, если произнести его наоборот?”

А (взгляд налево вниз) - замкнутые аудиальные представления. Разговор с собой, внутренний разговор. Стандартные вопросы: “Скажите себе что-нибудь, что обычно говорите”, “Повторите про себя отрывок любого текста”.

К (взгляд направо вниз) - кинестетические представления любого типа. Эмоциональные, а также осязательные, мышечные и т.п. ощущения. Стандартные вопросы: “Какое чувство вы испытываете, прикасаясь к сосновой шишке?”, “Что вы ощущаете, когда бежите?”

Помните, что для левшей характерна картина, зеркально отражающая описанную. Возможен еще случай, когда взгляд собеседника направлен прямо вперед. Это чаще всего означает, что перед его глазами проходят какие-то посторонние зрительные образы, и он уже не только участвует в разговоре, но в какой-то мере находится под их влиянием. Критерием служит изменение фокусировки глаз для “рассматривания” воображаемых объектов и немного отсутствующее выражение лица.

Учтите также, что, наблюдая по лицу собеседника внутренний процесс поиска ответа на вопрос, вы заметите не один, а несколько сменяющих друг друга взглядов . Причина - трехэтапность процесса осмысления, свойственная всем людям.

На первом этапе - извлечения нужной информации - человек должен получить доступ в свою память. Это делается с помощью “ключа” - зрительного образа, звука или телесного ощущения. Система представлений (визуальная, аудиальная или кинестетическая), используемая для “открывания” памяти, называется ведущей и выявляет существенные различия между людьми. В НЛП даже вводятся термины “Визуалист”, “Кинестетик”, “Аудиалист” - по свойственной данному человеку ведущей системе. Если, допустим, произнести слово “кошка”, то Визуалист представит ее зрительно, Аудиалист сначала может услышать мяуканье, а Кинестетику скорее всего вспомнится ощущение от поглаживания мягкой шерсти.

На втором этапе информацию, извлеченную из памяти, требуется довести до сознания. Здесь она также будет представлена в виде зрительных, звуковых или кинестетических образов. Система представлений, используемая для этого конкретным человеком, называется репрезентативной (представляющей). У каждого из нас есть опять-таки своя излюбленная репрезентативная система (одна из трех возможных), с помощью которой нам привычнее держать в сознании нужные сведения и оперировать ими.

Заключительный, третий этап состоит в проверке истинности полученной информации. И в этом каждому помогают индивидуально присущие ему внутренние ощущения тех же трех типов, как бы дающие сигнал о правильном или неправильном решении проблемы. Вам наверняка часто приходилось слышать фразы: “Я чувствую, здесь что-то не так!”, или: “Я вижу, что не ошибся” и т.п., которыми человек неосознанно проявляет свой скрытый критерий проверки. Соответствующую систему представлений в НЛП называют референтной (проверочной).

Итак, помните о трех этапах работы мысли при поиске ответа на вопрос:

1. Ведущая система открывает доступ к информации, хранящейся в памяти, с помощью образов одного из трех видов (визуальные, звуковые, кинестетические).

2. Репрезентативная система представляет информацию сознанию, обеспечивает ее ввод и работу с нею в той или иной форме.

3. Референтная система проверяет истинность информации и дает сигнал оценки - также в виде образов определенного типа.

Вот конкретный пример анализа работы сознания по направлению взгляда . Вы попросили кого-то из знакомых вспомнить цвет глаз его отца и наблюдаете, скажем, такую последовательность реакций. Сначала взгляд идет налево вверх (зона Вв), затем направо вниз (зона К) и, наконец - налево вниз (зона А).

Можно предположить, что партнер сначала увидел своего отца в воображении, затем пережил кинестетические ощущения, которые испытывал в его присутствии, и, наконец, словесно прокомментировал результат. Только после прохождения подобной последовательности (в НЛП ее называют стратегией) вы услышите ответ. Чтобы убедиться в истинности предположении, расспросите собеседника, так ли все было на самом деле. Большинство людей не привыкли отслеживать свои внутренние стратегии, но вполне способны осознать их, если постараются.

Научившись быстро анализировать глазодвигательные реакции собеседника, вы сможете понять, в какой системе представлений работает его сознание в данный момент.

Дополнительные признаки позволят узнать, как человек относится эмоционально к своим внутренним образам, насколько они важны для него. Таких вторичных признаков много, хотя они уже не столь однозначны. Например, у одних людей в состоянии раздражения темнеет радужная оболочка глаз, а у других то же самое происходит в момент сильной радости. Бледность лица тоже имеет несколько “расшифровок”. Еще сложнее интерпретировать изменения позы, микродвижения рук, напряжение лицевых мышц и т.п. Тем не менее доктор Бэндлер рекомендует настойчиво стремиться замечать и осмысливать возможно большее число признаков.

На первом этапе такой тренировки лучше задавать вопросы хорошим знакомым, у которых вы можете без стеснения уточнять результаты наблюдений. Замечая каждый новый признак или реакцию, значение которых вам еще неясно, старайтесь выяснить, что они в этот момент чувствуют, в каком состоянии находятся.

Приобретя определенные навыки, приступайте к работе с незнакомыми людьми, сообразуя вопросы с ситуацией или просто наблюдая чей-то разговор. Так можно тренироваться даже в транспорте по пути на работу. Ваша цель на этом этапе - научиться полностью переключаться на анализ собеседника. В НЛП такое состояние называется “ап-тайм”. В нем вы совершенно забываете о себе и живете только в потоке информации, идущей из внешнего мира. Все внутренние переживания и ощущения следует отбросить как помехи, точнее - как бы опустить в подсознание. Тогда сознание освобождается, и можно всецело сосредоточить внимание на другом человеке.

Приведем еще несколько примерных вопросов, побуждающих собеседника искать нужные вам несловесные ответы, то есть создавать в воображении образы разного рода.

Поиск образов, имеющихся в памяти (человек видит ситуацию изнутри):

  • Вв - Сколько пуговиц на вашем любимом пиджаке?
  • Ав - Вспомните шум морского прибоя.
  • Кв - Представьте ощущение от струи воды в душе.

Поиск образов, которые отсутствуют в памяти и должны быть “сконструированы” (человек видит ситуацию снаружи):

  • Вк - Вообразите своего начальника в виде ангела.
  • Ак - Как скрипит дверь в землянке викинга?
  • Кк - Что бы вы почувствовали, прыгая с парашютом?

Тренировку с подобными вопросами лучше всего вести втроем. Один человек ищет ответ, но не сразу произносит его словами. Другой, отмечая направление взгляда отвечающего, высказывает предположения о тех образах, которые сменялись в его сознании, и старается рассказать о них возможно полнее (используя дополнительные признаки). Например, если человека просят вспомнить, как он вел автомобиль, то при визуальном представлении движения его глаз могут напоминать взгляд из быстро движущейся машины, а при кинестетическом вы заметите невольное движение ноги, как бы нажимающей на педаль газа.

Если вопрос не вызывает ярко выраженных глазодвигательных реакций, надо усложнить его. Тогда отвечающий будет полностью занят поиском ответа, и его реакции станут более естественными.

Третий участник дополняет анализ второго своими замечаниями (другой жизненный опыт не только поможет добиться большей полноты результата, но и создает полезную атмосферу соревнования).

Затем партнеры меняются ролями, пока каждый не побывает во всех трех. Описанное упражнение прекрасно развивает первые навыки наблюдения за собеседником, без которых стать мастером межличностного общения невозможно. С более сложными приемами мы познакомим вас в следующих статьях.

Уже давно не секрет, что все люди врут. Они могут обманывать в мелочах или в более важных вещах. Тем, кто не хочет стать их жертвой, нужно быть готовым к такому повороту событий и научиться распознавать вранье. Для этого необходимо иметь большой опыт общения с людьми и постоянно тренировать собственную наблюдательность. Научиться разбираться в людях довольно сложно, но все-таки возможно. Чаще всего происходит определение лжи по глазам, мимике и жестам.

Глаза - это зеркало…

Когда человек врет, его зачастую выдают именно глаза. Имея желание, можно научиться контролировать жесты или мимику, или продумать рассказ до малейших деталей, но управлять движениями глаз вряд ли получится. Во время лжи человек чувствует себя очень неуверенно и дискомфортно, поэтому старается отвести взгляд. Если собеседник не смотрит прямо в глаза - это можно рассматривать, как первый признак обмана.

Но не все так просто. Практически все знают, как выявить ложь по глазам, поэтому используют метод «от противного». Если человек смотрит прямо немигающим взглядом, возможно, он хочет оправдать себя. Чересчур честный взгляд зачастую свидетельствует о неправдивости слов собеседника. Создается такое впечатление, что он хочет проникнуть в мысли оппонента и понять, верит ли он ему. А если вруна застать врасплох, скорее всего, он постарается переключить внимание или уйдет в другую комнату.

Контролировать практически невозможно, поэтому у лгущего человека взгляд меняется. Зрачок становится намного меньше, чем всегда.

Кровь к лицу…

Определение лжи по глазам - это не единственный способ, позволяющий распознать вранье. Когда человек говорит неправду, вокруг его глаз появляются малюсенькие морщинки. Иногда увидеть их можно даже невооруженным взглядом. Если появляются сомнения в искренности слов оппонента, стоит пристально понаблюдать за его кожей вокруг глаз.

Четыре стороны света

Задумываясь о том, по глазам, можно понаблюдать за тем, в какую сторону смотрит собеседник. Если его взгляд направлен вправо, значит, он обманывает. Когда люди смотрят вверх и прямо, значит, они в этот момент придумывают себе картинку или образ. Чтобы представить звуки или фразу, человек будет смотреть вправо и прямо. Когда сценарий готов, обманщик переведет взгляд вправо и вниз. Но эти правила действуют только в том случае, когда человек правша. У левши положение глаз при лжи противоположное.

Если взгляд быстро перемещается от одного предмета к другому, то это также повод задуматься о том, как определить ложь по глазам.

Чувство вины

Зная основные секреты, можно без труда определить, обманывает человек или нет. Многие люди во время лживого рассказа испытывают В это время глаза опускаются вниз, а иногда и в сторону. Чтобы определить вранье, необходимо сопоставлять движения глазных яблок со словами, которые произносит оппонент.

«Неподвижные» глаза

Психологи уверены, что застывший взгляд - это признак того, что человек говорит неправду. Чтобы проверить это, достаточно попросить собеседника вспомнить какую-нибудь деталь. Если он продолжает смотреть прямо и не моргает, скорее всего, верить ему нельзя. В том случае, когда оппонент отвечает на поставленный вопрос, не задумываясь и не меняя положение глаз, можно заподозрить его в неискренности. Когда количество морганий увеличивается, это свидетельствует о том, что человек чувствует себя некомфортно и хочет отстраниться от внешнего мира.

Но определение лжи по глазам таким способом не справедливо в том случае, когда события происходили десять-пятнадцать минут назад. Также не стоит зацикливаться на неподвижном взгляде тогда, когда человек сообщает очень важную для него информацию, например, адрес или телефон.

Резкий отвод взгляда

Общаясь с человеком, иногда можно заметить, как он быстро отводит глаза сторону во время рассказа, а затем опять смотрит на собеседника. Очень велика вероятность, что такие его действия свидетельствуют о том, что он пытается что-то скрыть.

Если всю беседу собеседник смотрел прямо и открыто, а при затрагивании определенной темы начал отводить взгляд или избегать прямого контакта, то это один из признаков того, как узнать ложь по глазам. Но иногда так ведут себя неуверенные и закомплексованные люди, если тема разговора заставляет их чувствовать себя неловко. В этом случае говорить об обмане на основании только этого признака не имеет смысла.

Испуганное выражение лица

Человек, который обманывает, всегда боится того, что его разоблачат. Поэтому во время беседы у него может быть немного испуганное Но только опытный психолог сможет отличить его от обычного стеснения перед малознакомым человеком или необычной ситуацией.

Глаза - это не единственный показатель, указывающий на ложь. Анализируя поведение собеседника, стоит оценивать полную картину: обращать внимание на жесты, позу и мимику. Пригодится любая информация о человеке, чтобы правильно сопоставить слова и «картинку». Поэтому делать не стоит.

Мимика во время лжи

Знать положение глаз при лжи важно, но этого недостаточно. Необходимо наблюдать за речью человека, его движениями и поведением. Во время лживого рассказа обязательно будут заметны изменения. Оценивать мимику и жесты необходимо только в комплексе с речевыми и голосовыми параметрами.

Интонация и улыбка

Когда собеседник обманывает, его речь и интонации будут меняться. Голос может дрожать, а слова произносятся медленнее или, наоборот, быстрее. У некоторых людей появляется охриплость или проскальзывают высокие нотки. Если собеседник стеснительный, то он может начать заикаться.

По улыбке также можно распознать неискренность. Многие люди, когда сообщают неправду, немного улыбаются. Собеседника должно насторожить, если улыбка совсем неуместна. Такое выражение лица позволяет немного скрыть неловкость и волнение. Но это не касается жизнерадостных людей, которые стараются всегда улыбаться.

Напряжение лицевых мышц

Если очень внимательно смотреть на оппонента, можно разобраться, обманывает он или нет. Его выдаст микронапряжение лицевых мышц, которое длится несколько секунд. С каким бы «каменным» лицом ни говорил собеседник, мгновенное напряжение все равно неизбежно.

Обманщика выдает не только положение глаз при лжи, но и неконтролируемые кожи и других частей лица. К наиболее распространенным можно отнести: подрагивание губ, учащенное моргание или изменение цвета кожи.

Жесты лжи

Известные специалисты сошлись во мнении, что когда человек обманывает, он совершает типичные действия:

  • касается руками лица;
  • прикрывает рот;
  • чешет нос, трет глаза или дотрагивается до уха;
  • оттягивает воротничок на одежде.

Но все эти жесты могут говорить о вранье только в том случае, когда присутствуют и другие признаки обмана. Поэтому самое достоверное - это определение лжи по глазам, мимике, движениям и поведении. Научившись диагностировать неправду, можно избежать участи жертвы и всегда чувствовать себя уверенно.

Как показывает практика, безошибочно распознавать вранье способен тот человек, который часто общается с другими людьми. Он также должен уметь трезво воспринимать ситуацию и события, быть внимательным и стараться подмечать все нюансы и тонкости их поведения. Богатый коммуникативный опыт и способность к анализу помогут правильно воспринимать всю получаемую информацию и оценивать ее достоверность.

Обычно наши глаза "следуют" за нашими мыслями, и порой, просто смотря нам в глаза, другие люди могут понять, о чем мы размышляем. Вы наверняка согласитесь, что читать мысли другого человека по его глазам является очень полезным навыком? Благодаря этому каждый сможет понять, обманывают ли его или определить, интересно ли вашему собеседнику то, о чем вы ему рассказываете.
Этим полезным навыком в совершенстве владеют профессиональные игроки в покер...

"Глаза в глаза". Подобный контакт с собеседником свидетельствует о том, что он очень заинтересован в разговоре с вами. Продолжительный зрительный контакт может говорить о том, что человек напуган и/или не доверяет вам. Недолгий зрительный контакт - человек обеспокоен и/или не заинтересован в беседе с вами. А полное отсутствие зрительного контакта свидетельствует о полном безразличии вашего собеседника к вашему разговору.


Человек смотрит вверх. Поднятые вверх глаза являются признаком проявления презрения, сарказма или раздражения, адресованного вам. В большинстве случаев подобный "жест" означает проявление снисходительности.


Если человек смотрит в верхний правый угол, он визуально представляет себе хранимую в памяти картинку. Попросите кого-нибудь описать внешность какого-то человека, и ваш собеседник обязательно поднимет глаза вверх и посмотрит вправо.


Если человек отводит глаза в верхний левый угол, это свидетельствует о том, что он наглядно пытается себе что-то представить. Когда мы пытаемся использовать свою фантазию для того, чтобы зрительно "нарисовать" какую-то картинку, мы поднимаем глаза вверх и смотрим влево.


Если ваш собеседник смотрит вправо, это означает, что он пытается вспомнить что-то. Попробуйте попросить кого-нибудь вспомнить мелодию песни, и человек обязательно бросит взгляд вправо.


Смотря влево, люди придумывают звуки. Когда человек представляет себе какой-то звук или составляет новую мелодию, он смотрит влево. Попросите кого-нибудь вообразить звук гудок машины под водой, и он непременно взглянет влево.


Если ваш собеседник опускает глаза и смотрит вправо, этот человек ведет так называемый "внутренний" диалог с самим собой. Ваш собеседник может обдумывать что-то сказанное вами, или может размышлять над тем, что сказать вам дальше.


Если человек опускает глаза вниз и смотрит влево, он думает о своем впечатлении, полученном от чего-либо. Спросите собеседника, какие чувства он испытывает в свой день рождения, и прежде чем ответить вам, человек опустит глаза и взглянет влево.


Опустив глаза, мы показываем, что чувствуем себя не очень комфортно или даже смущенно. Зачастую, если человек стесняется или не хочет разговаривать, он опускает глаза. В азиатской культуре не смотреть человеку в глаза, опустить взор вниз при разговоре собеседником является нормой.

Эти "правила" обычно соблюдаются всеми нами. Но левша делают все наоборот: правша смотрит вправо, левша влево, и наоборот.
Как определить, что вам врут?
Нет абсолютно верного алгоритма, по которому можно определить, врет ваш собеседник, или нет. Лучший вариант – задать элементарный вопрос, например, "какого цвета твоя машина?". Если человек поднимет глаза и взглянет вправо (или влево, если он левша), то ему вполне можно верить. Таким образом, в будущем можно понять, обманывают вас или же нет.
Например, рассказывая вам о том, что произошло в классе, ваш друг смотрит вправо; говоря о своих каникулах, он постоянно поднимает глаза вверх и бросает взгляд вправо. Скорее всего, все сказанное им – правда. Но когда он делится с вами впечатлениями о прекрасной девушке, которую он встретил на днях, и его глаза устремлены в верхний левый угол, вы можете сделать вывод, что он явно "приукрашивает".
Научившись контролировать свой взор, человек может заставить других безоговорочно верить ему. (Как же можно соврать, смотря человеку прямо в глаза?)

Доступом называется процесс получения внутренней информации от собеседника – картин, звуков, слов, ощущений, составляющих воспоминания, фантазии и др.

Определить переживания партнера, его главенствующую репрезентативную систему и его тип мышления Вы сможете при помощи «ключей доступа».

Ключами доступа – называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.

Необходимая вам информация о репрезентативных системах человека может быть получена множеством различных способов, и наблюдение за движением глаз – самый легкий.

Ключи доступа – движения глаз.

«Сканирующие» паттерны глазодвигательных реакций определенно связаны с внутренними процессами, необходимыми для актуализации в сознании информации о прошлых воспоминаниях или конструировании будущего опыта.

Когда Вы улавливаете одну из глазодвигательных реакций, можете быть уверены, что человек получает внутренний доступ к соответствующей репрезентативной системе. Если Вы наблюдаете за движением глаз партнера по общению, Вы можете определить, какие репрезентативные системы он использует.

Гипнолог следит за движением глаз партнера и использует ключевые предикаты, которые соответствуют положению глаз клиента. Мало того. Направление взгляда может указать Вам, вспоминает ли он нечто хранящееся в его памяти, какой-нибудь опыт, имевший место в прошлом, либо конструирует нечто новое для него.

Люди систематически перемещают глаза в определенных направлениях в зависимости от того, какого типа мышление в них происходит. Движения глаз нередко сочетаются с побочными сугубо индивидуальными реакциями, сообщающими о реальном отношении человека к возникшим перед ним ментальным образам (глаза пошли налево, а зрачки при этом сузились – неприятное аудиальное воспоминание о чем-либо).

Сейчас я Вам изложу, без комментариев, о движениях глаз, которые дают наиболее значимую информацию в невербальной коммуникации. Направление взгляда указано с точки зрения наблюдаемого Вами субъекта. Если «налево» – значит, в сторону его левой руки, а не Вашей. Ну и, соответственно, направо. Верх и низ Вы вряд ли спутаете.

1. – Движение глаз вверх налево.

Эйдетический образ (образ-воспоминание). Когда мы визуалируем что-то из нашего опыта: «Какого цвета обои в Вашей комнате?» и вместе со словесным ответом Вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх.

«Какого цвета костюм был вчера на Вашей знакомой? Когда Вы в последний раз видели живую лошадь?»

2. – Расфокусировка глаз.

Глаза расфокусированны, их положение фиксировано, зрачок несколько расширен. Визуальные образы могут быть эйдетическими или конструируемыми.

3. – Движение глаз вверх направо.

Конструируемый образ. Зрительное представление образов, явлений или предметов, которые мы не видели раньше, или представление явлений и предметов не такими, какими мы их видели раньше. «Как будет выглядеть оранжевый слон в малиновых пятнах?».

Слуховое вспоминание, тех звуков, которые мы уже слышали раньше. «Как звонит Ваш будильник? Телефон?»

Слуховая конструкция. Слуховое представление звуков, которые мы никогда не слышали раньше. «Как звучит Ваше имя, если произнести его наоборот?». «Как бы звенел Ваш будильник, если его накрыть металлическим ведром?».

6. – «Телефонная позиция» Движение глаз вниз налево.

Внутренний диалог, слуховое замкнутое представление. Разговор с собой, внутренний разговор. Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произносить. Это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у докладчика, делающего ответственное сообщение, у человека, дающего интервью.

7. – Глаза вниз направо.

Кинестетическое представление. Ощущение эмоций, осязательные ощущения, чувства движения, обоняния. «Как Вы чувствуете себя, когда ощущаете радость?». «Что ты чувствуешь, когда бежишь? «Вспомни, как жжется горчичник?» Интересно, что конструкций в кинестетике нет – мы не можем вообразить те ощущения, которых не испытывали на самом деле.

Как понять собеседника по движению глаз.

Глазные яблоки движутся в соответствии с тем, какой сенсорный процесс в данный момент протекает в сознании. В большинстве случаев это движение служит достаточно надежным индикатором того, как именно работает сознание конкретного человека.

Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют «детектором лжи»: направление взгляда от зрительной конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности – сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.

«Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил

Вам, что основная Ваша ошибка заключается в том,

что Вы недооцениваете значение человеческих глаз.

Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза – никогда!

Вам задают внезапный вопрос, Вы даже не вздрагиваете,

в одну секунду Вы овладеваете собой и знаете, что нужно

сказать, чтобы укрыть истину и весьма убедительно говорите,

и ни одна складка на Вашем лице не шевельнется, но, увы,

встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение

прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а Вы пойманы!»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза, он как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел.

Или возьмем чисто жизненную задачу. С курорта приезжает муж, и жена его спрашивает:

«Ну, как ты там отдохнул?» –

«Знаешь, очень скучно было…» – и опускает глаза вправо вниз. Потому что он уходит в кинестетические воспоминания. По крайней мере, ему есть, что вспомнить.

Не знаю, каков он отец и муж, но он будет лучшим любовником, если все время уходит в кинестетический внутренний опыт. Его внутренний опыт связан с кинестетикой – с прикосновениями, поглаживаниями….

Движение глазных яблок вверх происходит при преобладании визуальных процессов, а в сторону – при преобладании аудиальных. Взгляд, направленный вниз, обычно связан с кинестетическими ощущениями или внутренним диалогом.

Характер движений глазных яблок также зависит от того, происходит ли процесс припоминания, или же звуковые или зрительные образы создаются вновь, как, например, при прокручивании возможных сценариев, касающихся чего-то такого, чего прежде с вами никогда не случалось.

Шаблон движения глазных яблок, который называют «детектором лжи», – например, направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции к контролю речи – это во внутреннем опыте соответствует такой последовательности

– сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.

Итак, верхний этаж зрительный, средний – слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Для облегчения ориентации удобно применять свойство левой стороны, которая «правдивее» правой.

Паттерны глазодвигательных реакций имеют разумные нейрофизиологические обоснования. Движение глаз вверх и налево обычный способ, который люди используют, чтобы стимулировать недоминируещее полушарие как метод доступа к визуальной памяти.

Движение глаз вверх направо, наоборот стимулирует левое полушарие мозга и дает конструктивные образы, то есть визуальную репрезентацию вещей, которых человек раньше не видел.

Убедиться в том, что я вам изложил, можно с помощью простых вопросов.

Задайте партнеру вопросы, которые вызовут образы-воспоминания (эдейтические образы), например:

· Какого цвета входная дверь в вашу квартиру?

· Как выглядит ваша спальная комната?

Примеры аудиальных вопросов:

· Вспомни ту песенку, которая тебе понравилась?

Или кинестические:

· Что ты чувствуешь, когда ныряешь в море?

· Как ты ощущаешь, что уже голоден?

Недостаток внимания к ключам доступа часто вызывает недоразумения. Нередко приходиться слышать жалобы:

«Мой сын совершенно не слушает меня. Мы сидим в одной комнате, я ему что-то говорю, а он просто притворяется, что не слышал меня».

В данном случае недовольная мать была занята собственными внутренними образами и стремилась получить аудиальный ответ, а того, что происходит «снаружи», мягко говоря, не замечала. А именно, тех моментов, когда сын воспринимал информацию, на что указывали его глаза.

А если в результате к Вам лучше относятся, чаще приглашают, считают приятным собеседником – это вполне хороший результат.