Тесты огэ по литературе незнайка. Личный опыт: как сдать ОГЭ по литературе

В 2018-2019 учебном году выпускники 9-х классов во всех регионах РФ будут экзаменованы по 5 предметам, в числе которых два будут обязательными (русский язык и математика), а выбор оставшихся трех будет предоставлен самим школьникам и их родителям.

В 2018 году литература оказалась на последнем месте среди необязательных предметов ОГЭ, ведь сдавать данный предмет решили только 3% девятиклассников. Сегодня, по мере того, как приближается момент выбора предметов выпускниками 2019 года, у многих детей и родителей возникает вопрос, стоит ли сдавать ОГЭ по литературе в 9 классе и если да, то сложно ли к нему подготовится. Попробуем разобраться в тонкостях предмета, особенностях КИМов и секретах подготовки к данному экзамену.

Дата проведения

Учащиеся, которым в 2019 году предстоит закончить 9 класс, будут сдавать ОГЭ в конце учебного года. Но, как и в прошлых сезонах, учащимся будет предоставлена возможность пройти испытание досрочно, или же повторить попытку, если с первого раза не получится преодолеть минимальный проходной порог.

Для проведения экзамен по литературе в 9-х классах зарезервированы следующие дни:

Досрочный период

Основной день

Резервный день

Основной период

Основной день

Резервные дни

28.06.19 / 02.07.19 / 03.07.19

Осенняя пересдача

1 пересдача

2 пересдача

19.09.19 / 21.09.19

Формат проведения и особенности экзамена по литературе

Литературу, как один из экзаменов ОГЭ 2019 года выберут учащиеся, желающие продолжить обучение в классах филологического профиля, ведь для успешного преодоления испытания необходимо:

  • знать биографии писателей и поэтов;
  • досконально изучить произведения, входящие в список школьной программы;
  • уметь анализировать и сравнивать тексты, составлять портреты героев, давать оценку их действиям;
  • красиво, лаконично и грамотно выражать собственное мнение.

Главная особенность ОГЭ по литературе от других экзаменов, сдаваемых девятиклассниками в 2019 году – это тот факт, что в билете полностью отсутствуют тесты с ответами. Экзаменационный билет 2019 года будет состоять из 2-х частей:

Девятиклассники проходят итоговую аттестацию на базе своей школы.

На выполнение работы экзаменуемым предоставляется 235 минут (3 часа 55 минут).

Часть 1 (анализ текста)

Прежде чем приступить к выполнению заданий 1-й части необходимо ознакомиться с двумя предложенными вариантами и выбрать для анализа только один, наиболее близкий и понятный.

Важно! Выполнять сразу оба варианта нельзя.

Объем развернутого ответа должен примерно составить:

Не стоит использовать слишком сложные речевые конструкции. Пусть текст будет лаконичным, но при этом читабельным и наполненным глубоким смыслом.

Часть 2 (сочинение)

Больше всего выпускники, привыкшие на контрольных срезах по разным предметам просто отвечать на тесты, боятся сочинения, которое является неотъемлемой частью ОГЭ 2019 года по литературе.

На самом деле большинство выпускников, заканчивающих 9 класс, без проблем выполняют вторую часть ОГЭ по литературе и в 2019 году экзаменуемым тоже бояться нечего. Также стоит знать, что:

  • в процессе написания сочинения разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения;
  • объем сочинения должен быть 200 слов (работы менее 150 слов не оцениваются);
  • свои суждения необходимо аргументировать, используя фрагменты из текста;
  • при анализе произведения важно не искажать авторскую позицию.

Оценивание работ

Работы ОГЭ 2019 по литературе не содержат тестовой части, а потому в полном объеме оцениваются независимыми экспертами. Для выставления итогового балла каждая работа будет проверена двумя учителями. В результате возможны такие варианты развития события:

  • Оценки сошлись – все отлично, балл определен и его заносят в документацию.
  • В оценках двух экспертов есть разбежность не превышающая 2-х баллов –выставляют среднее арифметическое.
  • Оценки экспертов отличаются более чем на 2 балла – привлекают третьего специалиста, мнение которого и будет решающим.

Оценка, полученная девятиклассником на ОГЭ по литературе в 2019 году, будет влиять на балл аттестата. При переводе тестовых баллов по данному предмету в оценки используют специальную таблицу соответствия:

Таким образом, если подготовка к ОГЭ по литературе в 2019 году была слабой, а целью выпускника было преодоление минимального порога сдачи, то ему будет достаточно получить всего 7 тестовых баллов. Если же предмет был выбран с целью поступления в профильный класс или колледж, потребуется набрать минимум 15 тестовых баллов, что уже соответствует оценке «4».

Поскольку ОГЭ по литературе имеет свою особую специфику, начинать подготовку к экзамену выпускникам 2019 года необходимо как можно раньше, ведь необходимо будет прочитать достаточно большой объем литературы (список произведений приведен ниже) и проработать основные темы сочинений.

С чего начать?

Шаг 1. Ознакомится с требованиями к экзаменационной работе, ознакомившись с кодификатором и спецификациями.

Шаг 2. Читаем произведения, приведенные в списке. Естественно, лучше ознакомиться с полным текстом в оригинале, но если на это нет времени, то стоит прочитать сокращенный вариант и критику, найти которые можно в специальных сборниках или в интернете.

Предлагаем вашему вниманию полный список литературы для ОГЭ 2019 года по литературе с вопросами, на которые необходимо ответить, читая произведение.

Шаг 3. Делаем заметки. Не стоит полагаться на возможности человеческой памяти, они, к сожалению, не безграничны. Во время чтения не поленитесь выписать в тетрадь основную информацию, которая понадобится для ответов на вопросы и написания сочинений.

Шаг 4. Практикуемся выполнять задания первой части. В этом поможет демоверсия ОГЭ по литературе 2019 года, а также билеты, которые были предложены на экзаменах выпускникам 2018-2018 учебного года.

Шаг 5. Практикуемся в написании сочинения, соблюдая основные требования к тексту.

Не лишним будет послушать советы опытных учителей, ознакомиться с разбором демоверсии и рекомендациями по написанию сочинения. Предлагаем прямо сейчас посмотреть один из таких видеоуроков:



Пример разработки заданий для ОГЭ, литература, 9 класс

Пилипенко Надежда Анатольевна,

учитель МБОУ "СОШ №12 с УИОП" г. Старый Оскол,

Белгородской области

Часть 2.

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Часть 2 содержит задание высокого уровня сложности (предложен

выбор из четырех заданий: 2.1–2.4), которое нацеливает экзаменуемого на

написание самостоятельного полноформатного сочинения на литературную

Выполнение задания требует от выпускника высокого уровня освоения

учебного материала, творческого подхода к созданию самостоятельного

письменного текста, способности осознанно применять умения и навыки: по-

новому интерпретировать фактический материал, находить оригинальный

способ решения проблемных задач.

Эта часть экзаменационной работы позволяет в полной мере оценить

степень овладения выпускниками жанром связного содержательного

высказывания, степень сформированности умения интерпретировать

художественный текст, последовательно излагать свою точку зрения и

аргументировать её.

Выполнение задания части 2 оценивается по следующим

универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания

конкретных текстов.

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий 2.1–2.4,

требующих написания сочинения (в объёме не менее 200 слов)

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий

первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим

критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного

менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая

работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого

балльного уровня не меняется.

Критерии Баллы

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию

формулирует свою точку зрения;

убедительно обосновывает свои тезисы;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию

формулирует свою точку зрения,

не все тезисы убедительно обосновывает;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне,

и (или) не обосновывает свои тезисы;

и (или) допускает 3–4 фактические ошибки.

г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения;

и (или) допускает более 4-х фактических ошибок

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа

произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия,

не использует их для анализа произведения,

и / или допускает не более 2-х ошибок в их употреблении

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;

или допускает более 2-х ошибок в их употреблении.

3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и

обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их

б) текст привлекается,

не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)

в) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0

4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, части

высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет

необоснованных повторов и нарушений логической последовательности

б) в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части

высказывания логически связаны между собой,

мысль повторяется;

и (или) есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри

смысловых частей высказывания);

и (или) есть отступления от темы сочинения

в) в сочинении не прослеживается композиционного замысла;

и (или) допущены грубые нарушения в последовательности изложения;

и (или) нет связи между частями и внутри частей

5. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок 3

б) допущены 3 речевые ошибки 2

в) допущены 4 речевые ошибки 1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет

понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).

Максимальный балл 12

Задание 2.2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема одиночества?

Примерный ответ

Тема одиночества характерна для всего творчества М.Ю. Лермонтова. Поэт считал, что постичь смысл жизни можно, только абстрагируясь от внешнего мира. Вероятно, поэтому в большинстве стихотворений этого автора перед нами встает лирический герой, размышляющий и ищущий истину на фоне различных картин природы.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» пейзаж дополняет состояние лирического героя. Мрачные картины природы помогают глубже проникнуть в мысли и идеи героя, лучше осознать его внутренний мир:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу

И звезда с звездою говорит.

Нереализованность – вот основной девиз этого стихотворения. Герой понимает, что в этой жизни ему удалось сделать много. В отчаянной фразе («Я ищу свободы и покоя…») отчетливо прослеживается символ: невостребованный и непонятный обществом поэт оставляет надежду на то, что рано или поздно его стихи покорят сердца многих:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и уснуть.

Тема одиночества наиболее полно раскрыта Лермонтовым в стихотворении «Узник». Лирический герой пытается выбраться на волю. Но эта свобода своеобразна: автор хочет найти такое место на земле, где он будет понят другими, обретет покой и надежду:

Одинок я - нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло свети луч лампады

Умирающим огнем.

Мотивы одиночества пронизывают все творчество Лермонтова. Поэт пытался определить свое место в жизни, вкладывая мысли в уста лирических героев.

Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, показывая, как отражена тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что одиночество является одной из основных в творчестве поэта. При анализе стихотворений учитывался авторский замысел. Экзаменуемый формулирует свою точку зрения, привлекая текст; но не все тезисы убедительно обосновывает; фактические ошибки и неточности отсутствуют .

Оценка по критерию К1: 2 балла.

2.2 В чем смысл пушкинского определения: «Цель поэзии – поэзия?»

Примерный ответ

Поэзия - не игра, не забава, это главное, что определяет все самое основное в человеческой жизни. А потому, чему бы ни было посвящено то или иное стихотворение, его цель – это прежде всего само искусство.

Именно об этом говорил Пушкин в стихотворении «Элегия». С искусством и творчеством поэт связывает грядущие «наслажденья», которые помогут ему преодолеть усталость от жизни, настроения тоски и отчаяния:

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь…

Действительно, поэзия поддерживала его в самых тяжелых ситуациях. Тогда, когда он оказался вдали от друзей, в «глуши, во мраке заточенья» Михайловской ссылки. Даже тогда, когда, вернувшись, он почувствовал охлаждение читателей и отразил в целом ряде стихотворений («Поэт», «Поэт и толпа») мрачные размышления о непонимании и нежелании слышать слова поэта. В этих стихах Пушкин, кажется, вновь вернулся к той мысли об искусстве, которая возникла еще в романтический период его молодости. Если тебе «нет отклика», то не лучше ли сосредоточиться на самой поэзии, бежать от мирской суеты и внимать «божественному глаголу»? И пусть толпа тебя не понимает, если «ты сам свой высший суд», а главная награда – это и есть творчество, но как же тогда понять слова Пушкина о пророческой миссии искусства, высказанные в стихотворении «Пророк»? Если цель поэзии в ней самой, то почему высшее предназначение поэта выражено в словах «глаголом жги сердца людей»?

Я думаю, что все кажущиеся противоречия снимает стихотворение, написанное задолго до гибели, в котором Пушкин подвел итог своего творчества, - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Вот здесь ясно сказано: главное, чем заслужила бессмертие его лира, это то, что в «жестокий век» она пробуждала в сердцах людей «чувства добрые». Вот ее цель и смысл. Эта основная идея стихотворения подготавливается всем предшествующим движением поэтической мысли, всей образностью и даже самим звучанием. Медленный величественный ритм александрийского стиха, высокий одический стиль, создающийся подбором особых эпитетов (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира), использование большого количества славянизмов (воздвиг, главою пиит, доколь), соответствуют образу музы, послушной «веленью Божию».

Именно такая муза может и должна сотворить поэзию, которая отвечает самому высшему предназначению, а значит, действительно, «цель поэзии – поэзия».

Комментарий. Оценка по критерию К1.

Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, объясняя смысл пушкинского определения. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что поэзия определяет все в человеческой жизни. При анализе стихотворений экзаменуемый учитывает авторский замысел. Формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, привлекая текст; фактические ошибки и неточности отсутствуют.

2.2. Как раскрывается образ родины в лирике С.А. Есенина?

Примерный ответ

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины- ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве”. Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Тема родины раскрывалась им сочными, определенными красками:

Я покинул родимый дом,

Голубую покинул Русь...

Стихи С.Есенина - удивительные по своей красоте пейзажные зарисовки, в которых Родина - прежде всего тот уголок мира, где родился и вырос поэт. Есенин делает природу одушевленной, чтобы как можно ярче отобразить красоту окружающего мира, его живую сущность. Все вокруг живет своей жизнью: «капустные грядки красной водой поливает восход», «березы стоят, как большие свечки». Даже «крапива обрядилась ярким перламутром» в стихотворении «С добрым утром».

Есенин говорит о всепоглощающей любви к Родине, любви «до радости и боли». Такая любовь, которую, наверное, испытывает каждый истинно русский, не может существовать без «озерной тоски», без капли горечи... «Не отдам я эти цепи», - говорит Есенин о той безотчетной тоске, которая примешивается к любви и делает это чувство поистине глубоким и вечным. «Цепи» привычны лирическому герою, и в их тяжести - сладость.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.

Комментарий

Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, показывая, как изображена Россия в творчестве С. Есенина. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что чувство родины является основным в творчестве поэта, при анализе стихотворений учитывал авторский замысел. Формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, привлекая текст; фактические ошибки и неточности отсутствуют.

Оценка по критерию К1: 3 балла.

2.2. Как раскрывается тема войны в лирике А.А. Ахматовой?

Примерный ответ

Многие ахматовские стихотворения – это обращение к трагическим судьбам России. Началом тяжких испытаний для России стала в поэзии Ахматовой Первая мировая война. Поэтический голос Ахматовой становится голосом народной скорби и одновременно надежды. В 1915 году поэтесса пишет "Молитву":

... молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Во время Великой Отечественной войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944 году. В годы войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении "Мужество", написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощение духовного начала России:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, семья, родина. Но идея "Мужества" не сводится только к патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова, – вот ради чего народ совершает свой подвиг.

И здесь вновь личное у Ахматовой соединяется с общенациональной трагедией и вечным, общечеловеческим. В этом заключается своеобразие поэзии Ахматовой: боль своей эпохи она ощущала как свою собственную боль.

Комментарий. Оценки по критерию К1.

Экзаменуемый недостаточно глубоко и полно раскрывает проблему сочинения, поверхностно и односторонне отражает авторский замысел. При анализе стихотворений ограничивается изложением своей точки зрения, отчасти подменяет анализ цитированием, не обосновывая свои тезисы.

Оценка по критерию К1: 1 балл.

2.2 Как в лирике А. Блока передается мир чистоты и красоты?

Примерный ответ

В лирике А. Блока лейтмотивом звучит мечта о всеобщем объединении мира, из глубин которого вырастает мир чистоты и красоты. Современная жизнь, по мнению Блока, погрязла в хаосе. Душа поэта стремится к объединению, слиянию сил добра, победе их над миром, пораженном пороком.

Главным достоинством предметов и явлений является их чистота, приобщенность к общей Мировой Душе, гармоничное сочетание со всеми реалиями жизни. Мировая Гармония или Душа предстает в стихотворениях Блока в образе женщины, Прекрасной Дамы.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю тайный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Именно это объединение, появление спасительной красоты предчувствует поэт. Предчувствие в лирике Блока так же важно, как и само чувство, и всегда опережает мысль. Мир Блока – мир полутонов и тонких ощущений, царство интуиций и тайн.

Ожидание чуда или повторение прекрасного мгновения из прошлого постоянно присутствуют в лирике Блока. Такое мироощущение придает силы лирическому герою, который верит, что сейчас вот-вот что-нибудь случится, что-нибудь, что сделает жизнь прекраснее, лучше или вернет былое счастье.

Напряжение ожидания настраивает читателя на чуткое прочтение стихотворений, на ожидание явления, которое у Блока непременно должно быть прекрасно.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду,– тоскуя и любя.

Блок разговаривает с нами через палитру цветов и гамму звуков. Звук и цвет – важнейшие выразительные элементы в его поэзии. Контраст и полутона создают неповторимые образы, таинственную атмосферу близости прекрасного, которая всегда присутствует у Блока.

Мелодичность его стихотворений настраивает нас на лирический лад, ведет по пути, который прошел в своих грезах и мечтах сам герой.

Мир страданий, реальный, погрязший в суете и лжи, угнетает, поэтому герой стремится к той жизни, которая должна утвердиться на земле, но время её ещё не пришло. Постоянный поиск царства истины проводит поэта через невзгоды и трудности жизни, оставляя душу молодой и верящей в светлые чувства и идеалы, ищущей, неспокойной. Герой Блока открывает читателю мир, недоступный обычному взгляду, делится тем, что смог он увидеть благодаря поэтическому таланту и особому настрою души.

Я вам поведал неземное.

Я всё сковал в воздушной мгле.

В ладье – топор. В мечте – герои.

Так я причаливал к земле.

Герой Блока – это не одинокий человек среди пустынного мира, не лирик, оставшийся наедине с природой. Его герой находится среди толпы, средь шумного города, вокзалов, площадей. Лирика Блока прорывается к нам сквозь шум толпы, она близка и нашей сегодняшней жизни. И в многолюдных городах Поэт умеет слушать тишину, находить островок спокойствия и чувствовать связь с высшим миром:

В ночи, когда тревога,

И город скроется во мгле –

О, сколько музыки у бога,

Какие звуки на земле!

Образ родины у Блока предстает в виде бескрайней равнины, дорог,вьюг, метелей. Любовь к родине даёт герою надежду и утешение. Это самая чистая и верная любовь. Родина для Блока – это мир, где родились и куда уйдут все мечты, мир, тесно переплетающийся невидимыми нитями с судьбой самого поэта. Он ищет в родине спасенья, отрады, веры. Сам поэт говорил, что его лирика – о России, о её судьбе. Истинно русский дух, все прощающий, верящий в свет будущего, ищущий идеалы, помнящий о них в любой беде – это родина у Блока. Россия окутана тайной, полна сил и спокойна, как мать.

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне ты почиешь, Русь.

Александр Блок всем своим творчеством доказал: красота, гармония, внутренняя и внешняя чистота, любовь к Родине, женщине, бережное отношение к природе – делает человека Человеком.

В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.

Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.

Разбираем вариант 1

Задание 1.1.1

Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Ответ на задание 1.1.1

Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: "Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера". Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.

Задание 1.1.2

Ответ на задание 1.1.2

Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.

Задание 1.1.3.

Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

Отрывок текста из задания 1.1.3

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)

Ответ на задание 1.1.3

У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.

Разбираем вариант 2

Задание 1.2.1

Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.1

Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.

Задание 1.2.2.

Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.2.

Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.

Задание 1.2.3

Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?

Отрывок стихотворения для задания 1.2.3

ПЕРЕД ДОЖДЁМ

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...

(Н.А. Некрасов. 1846)

Ответ на задание 1.2.3.

В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде...». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому.

Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации - основному государственному экзамену (ОГЭ) по литературе. Издание включает типовые задания по всем содержательным линиям экзаменационной работы, а также примерные варианты в формате ОГЭ 2019 года.
Пособие поможет школьникам проверить свои знания и умения по предмету, а учителям -оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по литературе (далее - кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ. (далее -КИМ). Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).


Скачать и читать ОГЭ 2019, Литература, 9 класс, Кодификатор

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2019 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2019 г. Полный перечень контролируемых элементов содержания приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. В демонстрационном варианте приведены также критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по литературе в 2019 году.


Скачать и читать ОГЭ 2019, Литература, 9 класс, Демонстрационный вариант

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
Назначение экзаменационной работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Экзаменационная работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Максимальный балл ОГЭ по литературе (ГИА 9 класс) в 2018 году - 33

Проходной балл ОГЭ 2018 по литературе в профильные классы - 22

Минимальный балл (оценка 3) - 12

Шкала перевода баллов ОГЭ 2018 по литературе в оценки

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 22 баллам.

Разработанные специалистами ФГБНУ "ФИПИ" шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения ОГЭ носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трёх указанных типов заданий, требующих развёрнутого ответа в разном объёме.

Задания базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) проверяются по трём критериям:

Критерий 1 «Соответствие ответа заданию»,

Критерий 2 («Привлечение текста произведения для аргументации»,

Максимально за выполнение каждого из заданий (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) выставляется 6 баллов (по каждому критерию – максимально 2 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трём критериям:

Критерий 1 «Сопоставление произведений»;

Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации»;

Критерий 3 «Логичность и соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение каждого из заданий (1.1.3 или 1.2.3) выставляется 8 баллов (по критериям 1, 3 – максимально по 2 балла, по критерию 2 – 4 балла). Если по Критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 работа не оценивается, в протокол проверки ответов по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Выполнение задания части 2 (2.1–2.4) оценивается по пяти критериям:

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие»,

Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации»,

Критерий 3 ««Опора на теоретико-литературные понятия»,

Критерий 4 «Композиционная цельность и логичность»,

Критерий 5 «Соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение задания 2 выставляется 13 баллов (по критериям 1, 2, 4 – максимально по 3 балла, по критериям 3, 5 – по 2 балла). Критерий 1 является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.