Теория хорни кратко. Развитие психоанализа

Карен Хорни родилась 16 декабря 1885 г. в Гамбурге в протестантской семье. Берндт Даниельсен, ее отец, был капитаном норвежского флота и очень религиозным человеком. Мать, Клотильда Ронзелен, датчанка, напротив, отличалась свободомыслием, что, без сомнения, унаследовала ее дочь. В юности Карен иногда сопровождала отца в его путешествиях.

Решение заняться медициной, достаточно необычное для женщин того времени, Карен приняла под влиянием матери. Образование она получала в Берлинском университете. Там она познакомилась с берлинским юристом Оскаром Хорни и в 1909 г. вышла за него замуж. В университете Карен занималась психиатрией и психоанализом ив 1913 г. окончила его лучшей студенткой в группе.

В том же 1913 г. Карен Хорни получила степень доктора медицины и к тридцати годам стала одним из самых признанных преподавателей в Берлинском институте психоанализа. За основу своих взглядов она взяла теории Зигмунда. Фрейда, хотя и смотрела на них критически.

Основные положения социокультурной теории личности Хорни
Хорни подчеркивала доминирующее влияние общества, социального окружения на развитие личности человека. Она также доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, человек может изменяться и продолжать свое развитие в течение жизни, поэтому не существует фатальной обреченности на невроз, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей. Разработанная ею концепция нашла отражение во многих ее работах, и прежде всего в книгах «Новые пути в психоанализ» (1939) и «Невроз и развитие человека» (1950).

Базальная тревога. К. Хорни исходила из того, что в структуре личности доминируют не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называла чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни писала, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека.

Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую (связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности) и психологическую (связано с развитием адекватности «образа Я»).

Введение понятия «образа Я» - одно из важнейших открытий Хорни. Этот образ состоит из двух частей - знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т. е. со знаниями человека о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным.

Существует несколько «образов Я» - «Я» реальное, «Я» идеальное и «Я» в глазах других людей. В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.

Невротические потребности - это своего рода защитный механизм против тревоги. Хорни насчитывала 10 подобных невротических потребностей, включая сюда потребность в любви и привязанности, стремление к успеху и самостоятельности. Позднее она объединяет их в 3 большие группы:
- услужливая личность - тот, кто испытывает потребность быть рядом с другими людьми, тянется к людям, в ком сильна потребность в одобрении и любви со стороны доминантного партнера;
- отрешенная личность - тот, кто испытывает потребность в одиночестве, бежит от людей, в ком сильна потребность к независимости и совершенству, кто ведет замкнутый образ жизни;
- агрессивная личность - тот, кто нуждается в противодействии людей, кто тянется к власти, престижу, кто нуждается в восхищении, успехе и подчинении других людей.

К. Хорни соглашалась с мнением З. Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого, но не принимала утверждения З. Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно К. Хорни, для детства характерны две потребности: потребность удовлетворении и потребность в безопасности . Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хоря придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физически выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. К. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базалъной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувством беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

Итак, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения К. Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.


Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности, враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей (табл. 6-4).

Таблица 6-4. Десять невротических потребностей, описанных К. Хорни

Избыточная потребность Проявления в поведении
1. В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
2. В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
4. Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
6. В общественном признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих
8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности и не­зависимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся
10. В безупречности и неопро­вержимости Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

К. Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они по­могают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неиз6ежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если того требуют меняющиеся обстоятельства.

Все десять потребностей можно разделить на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого К. Хорни относит к уступчивому ту, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут». Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью – избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим бдением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Люди, которых К. Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке». Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям - они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип. Это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждеб­ность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, ис­ходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет». Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь - деньгах, престиже, контактах или идеях. К. Хорни отмечала, что враж­дебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать дру­гих, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного соци­альными влияниями в детстве. С точки зрения К. Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по К. Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он спосо­бен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сде­лать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встаю­щие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Выводы:

1. З. Фрейд считал движущей силой развитая либидо и выделял следующие стадии развития человека: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

2. А. Фрейд выделяла стадии развития либидозной потребности (оральная, анальная, фаллическая, латентная, предпубертатная и пубертатная) и агрессивности (кусание, плевание, цепляние; разрушение и жестокость; властолюбие, хвастовство, зазнайство; дисоциальные начала). Кроме того, развитие происходит с развитием защитных механизмов и интериоризацией родительского авторитета.

3. Э. Эриксон считает, что развитие продолжается всю жизнь, и выделяет восемь стадий развития.

4. К. Хорни считала, что не существует стадий психического развития, и что решающую роль в развитии играет удовлетворение родителями потребности ребенка в безопасности. Если эта потребность не удовлетворяется, то возникает базальная тревога, которая компенсируется одной из 10 защитных стратегий. Каждой стратегии также сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми

С одной стороны, интересоваться психотерапией без наличия у тебя некоторых явных или может быть не столь ощутимых, но, тем не менее, беспокоящих проблем, невозможно. И я в этом правиле - не исключение.

С другой стороны, заблуждением является представление, что развитие личности человека естественным образом завершается с началом его взрослой жизни. После чего происходит лишь обучение новым навыкам с оттачиванием ранее приобретенных, расширение области знаний с применением уже имеющихся, упрочнение своих жизненных позиций на основе сформировавшегося мировоззрения.

Для такого «взрослого человека» обычно видны два доступных ему жизненных пути: стать замечательным проводником для представлений и иллюзий, которые были успешно внедрены в него родителями, воспитателями, учителями. При этом чтить и поддерживать ставшие привычными ритуалы отношений с другими людьми, принятые правила поведения, представления о взаимосвязях вещей, оценки событий, взгляды на происходящее. Или пройти на несколько шагов дальше и, осознавая некоторую абсурдность и фальшивость такого ограниченного существования, «выделится из серой массы», «не принадлежать к быдлу», быть критичным ко всему пошлому, обычному и общеупотребимому. То есть стать «элитой» (или действительно элитой) или желать принадлежать к ней.

При этом в первом случае человек является копировальным аппаратом стандартности, заимствующим расхожие мудрости и пытающимся заполнить их черно-белыми копиями все окружающее его пространство. Во втором случае - это бумагорезательная машина, уничтожающая, постоянно пополняемые другими завалы однотипных листков, но оставляющая себе, соединяющие их, разноцветные скрепки и приклеенные к ним яркие бумажки.

В любом случае, дальнейшему развитию личности , ее качественному изменению и уходу с этого бумажного поля боя мешает невроз - отличное от здорового (и что важно) постоянное состояние психики, вызванное нарушением отношений ребенка с родителями в раннем детстве, характерное наличием жесткой и стройной системы фальшивых и ирреальных представлений о себе, других людях и внешнем мире, бОльшая часть, которой не осознается.

Теория неврозов, созданная Карен Хорни, описывает признаки, структуру, свойства, причины развития невротической личности, артефакты и симптомы невротизма, одновременно включая в себя недвусмысленный и ясный метод избавления от невроза - реконструкцию невротической личности.

Мое отношение к теории Хорни - безусловное с ней согласие . То есть, действительно, согласие без всяких дополнительных условий. Согласие охватывает, в том числе и тот факт, что невроз тотален и нет ни одного человека воспитанного родителями, который бы в той или иной степени не являлся невротиком.

Кроме того, отношусь к Хорни с трепетным уважением к ее гениальности и отдельным восхищением за удивительно структурированное и точное изложение очень объемного материала с высочайшей плотностью здравого смысла на квадратный сантиметр текста. Это особенно ощутимо после собственного двухдневного пыхтения в попытке «написать получше» над четырьмя страницами текста и несколькими схемами, черновики и заготовки которых были сделаны уже давно.

Это невозможно скрыть - для самого меня «постневротическое» развитие личности, то есть перемещение от «ксерокса» и «шредера» к состоянию оперирования разноцветными скрепками и приклеивания листочков с надписями, сделанными уже от собственной руки, является в намного большей степени абстракцией, чем реальностью.

С другой стороны, Хорни мало затрагивает особенности и этапы здорового развития человека, констатируя факт такой возможности и признаки избавления от невроза. Об этом пишут уже другие авторы. По доступным описаниям, исчезновение прослойки в виде невроза между подлинным Я человека и внешним миром, включающим Я других людей должно быть сопряжено с осознанием и принятием абсолютной нормальности факта невозможности ни при каких обстоятельствах быть понятым другими (даже если есть иллюзия понимания); утратой оценочности суждений и категоричности на словах с приобретением равновесной категоричности в действиях; появлением глубокого понимания собственной индивидуальности через индивидуальности других; разрешением себе без сомнения быть собой, а другим без обид быть Другими и т.п. и т.д.

Но, моя самонадеянная уверенность распространяется только на понимание теории неврозов Хорни и она ощущается достаточной для того, чтобы это понимание более или менее структурировано изложить. Поэтому, предполагаемая ценность текста состоит в том, что он содержит графическую модель теории, несколько принципиальных моментов, ее уточняющих и, в отсутствие единой психотерапевтической теории , фантазии о возможных ее очертаниях. С ремаркой: так как теория была пропущенна через личный опыт и приобрела, естественным образом, некий персональный вид, то после того, как она была снова обезличена для этого текста, имеет, во многом, другие (но синонимичные) обозначения явлений и фактов, составляющих эту теорию.

Кроме прочего, теории Хорни, на мой взгляд, явно не хватает пиара.

В разные моменты изучения теории возникали следующие основные вопросы:


  • Каково место теории неврозов Карен Хорни среди других направлений психотерапии?

  • Является ли теория Хорни изолированной или есть общие области с другими направлениями и школами психотерапии?

  • Насколько эффективные другие, более краткосрочные и простые, способы лечения неврозов?

  • Почему другие теории (и методы лечения на их основе) более популярны, известны и применяемы?

  • Нет ли в книгах Хорни субъективизма, не научности, произвольных обобщений, не проверенных фактов и выводов? Можно ли доверять Хорни?

  • Возможен ли эффективный самоанализ?

  • Почему у Хорни именно такая классификация невроза? Почему типов невроза всего три и нет ли здесь произвольного и не обоснованного упрощения?

  • Почему у Хорни нет краткого определения невроза и можно ли это определение сформулировать?

  • Что такое «вся структура невроза», понимание которой, по мнению Хорни, является необходимым условием для избавления от невроза?

  • Что такое «внутренние условия» которые надо изменить, для того чтобы избавиться от невроза?

  • Сколько разных вариантов внутренних конфликтов может одновременно действовать в личности?

  • Какова структура невротической и здоровой личности?

  • Как происходит передача невроза «по наследству»?

  • Может ли невроз при каких-либо условиях пройти сам собой и какова его возрастная динамика?

  • Какова история невроза как явления?

  • Можно ли на основе материала изложенного Хорни создать графическую модель ее теории?

  • Каковы этапы лечения и критерий его окончания?

  • Есть ли одна ключевая мысль (осознание, инсайт), которая может излечить невроз?

  • Может ли наступить полное излечение и реконструкция личности?

  • Может ли лечение или самоанализ с опорой на теорию Хорни нанести вред или необратимо ухудшить состояние?

  • Можно ли как-то классифицировать, обобщать невротические симптомы (например, фобии) для более удобного их анализа?

  • Какова необходимая длительность терапии?

  • Что такое здоровая личность?

Краткий предварительный ответ на первые два вопроса на этой схеме:

Картинка заодно очерчивает границы предполагаемого (на зависть любому графоману) выплеска мыслей. Цвет не означает ничего, кроме одинакового с поведенческой терапией зеленого цвета. Это обозначение того, что в теории Хорни фактически нет областей, пересекающихся с темами исследований поведенческой терапии. В других направлениях, школах такие (общие с теорией Хорни) области есть.

Хорни скромна. По тексту ни разу не делает акцента на том, что она, двигаясь от анализа двенадцати, выявленных ею в начале, невротических тенденций, пришла к открытию в психотерапии универсального нечто: у человека, как и всех других животных, есть только три возможных способа (или три формы) поведения - агрессия, подчинение и между ними - не решительность . Или по другому - враждебное, доверительное, настороженное. Или так как это назвала Хорни - движение против людей, движение к людям, движение от людей.

В человеческой культуре это универсальное (применимое ко всему) разделение отношения личности к себе, к другим, к событиям, явлениям выражается, в том числе:
- в языке. Любой язык состоит только из трех видов предложений - отрицание (не согласие), утверждение (согласие), вопрос (не определенность).
- в форме фиксации волеизъявления граждан. Бланк голосования состоит только из трех вопросов («против всех» не считается) - против (отрицание), за (утверждение), воздержался (не определенность).
- в форме обозначения отношений между людьми. Ненависть (против), любовь (за), безразличие (воздержание).
- в морали. Зло (ненависть), добро (любовь), равнодушие (безразличие).
- в статусе отношений между государствами. Война (зло), мир (добро), нейтралитет (равнодушие).
- в отношениях между группами людей. Враг (война), свой (мир), просто мимо прохожу (нейтралитет).
и так далее:
- владеть, принадлежать, или быть свободным от собственности или собственника…
- критиковать, поощрять или не замечать ошибок или достоинств…
и даже:
- «быть или не быть… Достойно ли смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье…» - тоже иллюстрирует выбор нерешительного человека ограниченный либо агрессивным, либо покорным поведением.

l. Графическая модель теории неврозов Карен Хорни

Эта модель, состоящая из серии последовательных схем, родилась, много раз видоизменяясь, из довольно долгих попыток понять и как-то уложить в голове центральное понятие теории - внутренние конфликты. Между чем и чем? Какой из них важнее? Как они соотносятся один с другим? и т.д…

1. Модель развития личности здорового человека.

Зеленый прямоугольник - это индивидуальность ребенка или потенциал его подлинного Я. Это все его свойства, качества, проявления. При этом в целях простоты и соотнесения с целью (представление структуры невротической личности) на схеме не делается попыток описывать, выделять этапы развития личности, структурировать и устанавливать иерархию, взаимосвязи, взаимозависимости между инстинктами, потребностями, мотивами, навыками, способностями и т.д.

Предельно важным моментом является то что, этот схематичный прямоугольник представляет собой диапазон. Диапазон проявления человеческих свойств между двумя крайностями. Именно это обозначают на схеме разные оттенки зеленого цвета. То есть ощущаемая и проявляемая в поведении враждебность может как совсем слабой, так и чуть более сильной, граничащей с явной ненавистью, доходя до максимального накала ярости и категорического не согласия с другим человеком вплоть до не согласия с самим фактом его существования. Ровно так и в другую сторону: доброжелательность, дружба, доброта, доверие, любовь, доходя до абсолютного растворения в другом человеке вплоть до отказа от собственного существования ради спасения другого. Весь этот потенциал содержится внутри личности и проявляется в действиях.

Сила проявления совокупности человеческих свойств, называемых личностью, в самом раннем детстве не велика. Потенциал для роста обозначен вертикальной осью. Но тело ребенка уже может обнимать, а может и ударить; демонстрируемое им поведение может пугать окружающих его людей или может быть направлено на их привлечение; чувства могут быть враждебными и могут добрыми и теплыми; ребенок может размышлять как взять верх над другими, а может думать над выгодами подчинения и т.д. То есть все признаки «движения против людей» и «движения к людям» присутствуют с младенчества.

В середине диапазона - точка эмоционального покоя, когда силы, мотивирующие на движение к людям или против них по разным причинам равны нулю. То есть, нет заинтересованности в контакте с людьми или в борьбе с ними. Это опора для потенциального развития ощущения самодостаточности - такого представления о себе, которое не предполагает зависимость собственной оценки самого себя от такой оценки другими.

Влияние внешней среды (родителей), обеспечивающее здоровое развитие человека, безусловно должно быть направлено на подавление крайних проявлений обеих тенденций: при «движении против людей» - это полная враждебность, при «движении к людям» - это абсолютная доверчивость. Под подавлением не имеется ввиду их целенаправленное угнетение, а подразумевается отсутствие внимания к крайностям как к объектам для развития.

Одновременно усиливается уверенность ребенка в себе (средняя часть диапазона), как отражение уверенности родителей и воспитателей в том, что все исходные проявления данной личности, во-первых: имеют право быть в том виде, в котором они есть (не должны вытесняться), во-вторых: важны и заслуживают внимания (не должны игнорироваться), в-третьих: требуют особого обращения (развиваются те навыки, которые способствуют реализации данной конкретной индивидуальности среди других людей). Или по другому: неподдельный интерес к потребностям ребенка, приятие его эмоциональной жизни как единственно для него правильной, научение правилам поведения соответствующим его способностям и возрасту, а с другой стороны точно отражающим действительные (но не фиктивные) потребности социума.

При этом естественным является то, что и процесс, и результаты влияния родителей на ребенка осознаются обеими сторонами только частично, а сознательно контролируются совсем в малой степени. «Акт воспитания» не является исключением из остальной жизни, где бессознательные установки, мотивы, тенденции и действия определяют все (ну или его бОльшую часть) человеческое поведение . И из этого, кстати, следует, что обычно здоровая личность без каких либо особых и специальных волевых усилий может быть выращена здоровыми личностями, для которых в воспитании изначально нет изощренных хитростей, тайных уловок, продуманного плана, обмана во благо и тому подобного, что свойственно родителям-невротикам.

Анализируя схему случайно получившуюся похожей на арбуз здорового развития личности с точки зрения ее геометрии, видно, что индивидуальность здорового человека в своих крайних проявлениях (враждебности и подчинения) проявляется не интенсивно. Это, в прямом смысле этого выражения, уравновешенный человек. Интенсивность (т.е. частота, продолжительность и сила) проявления всех человеческих свойств наиболее велика в области, окрашенной темно-зеленым цветом, равноудаленной от двух крайностей. Энергетически намного выгоднее находится в центральной точке диапазона с возможностью выбора куда двигаться, влево или вправо, чем в какой либо из крайних точек (а то и в обоих сразу) как это вынужден делать невротик.

Самореализация здесь происходит наиболее независимо от других людей и внешних событий и, кроме того, с биологической точки зрения с минимальным расходованием энергии, без разброса сил на бессмысленную борьбу или трату времени на поиск выгоды от зависимости от других людей. Причем имеется в виду, действительно, самореализация личности, в отличие от процесса самоосуществления (и не более того) при невротическом пути развития личности.

Результатом здорового внешнего воздействия является личность с минимально интенсивными ощущениями враждебности с одной стороны диапазона свойств личности и бессилия с другой, обладающая способностью и навыками справляться с внешним воздействием и имеющая желание интегрироваться с другими людьми. То есть такая личность внутренне ощущает: (а) безопасность ; (б) равенство с другими людьми; (в) принадлежность к людям, обладая правом бороться в случае нарушения своих интересов и правом любить других, потому что они не опасны.

Влияние родителей, направленное на развитие индивидуального потенциала, превратилось внутри личности в каркас гордости собственным подлинным Я . Причем это Я вполне четко ощущается человеком. Идеология этой личности кратко может быть выражена: «Если мне хорошо, то хорошо будет и другим». Такая позиция далека от эгоцентричных взглядов невротика и на столько же далека и от понятия эгоизм. Контрольный вопрос здесь: может ли человек в действительности делать что то хорошее для других если ему самому плохо?

Кроме того, агрессивность здоровой личности понимается скорее в свете представлений Конрада Лоренца - как защита собственного пространства, ресурсов, интересов от посягательств других, чем как просто потребность в немотивированном нападении на других.

Совершенно кстати: известный перечень потребностей личности Генри Мюррея замечательным образом делится на три группы, соотносящиеся трем возможным формам поведения. Более того, внутри «движения против людей» четко выделяются все три составляющие (надменно-мстительная, педантичная и нарциссическая).

1. Движение против людей.
a) арессивность в целом, в том числе - мстительность


  • Потребность в достижении: Выполнять нечто трудное. Управлять, манипулировать, организовывать - в отношении физических объектов, людей или идей. Делать это по возможности быстро и самостоятельно. Преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей. Самосовершенствоваться. Соперничать и опережать других. Осуществлять таланты и тем повышать самоуважение.

  • Потребность в агрессии: Силой преодолевать противостояние. Сражаться. Мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать. Противостоять насилием или наказывать.

  • Потребность в противодействии: В борьбе овладевать ситуацией или компенсировать неудачи. Повторными действиями избавляться от унижения. Преодолевать слабость, подавлять страх. Смывать позор действием. Искать препятствия и трудности. Уважать себя и гордиться собой.

  • Потребность в доминировании: Контролировать окружение. Влиять или направлять поведение других - внушением, соблазном, убеждением, указанием. Разубеждать, ограничивать, запрещать.

  • Потребность в отвержении: Избавиться от негативно объекта. Избавляться, отказываться, изгонять или игнорировать нижестоящего. Пренебрегать объектом или обманывать его.

  • b) в том числе - педантичность
  • Потребность в порядке: Приводить все в порядок. Добиваться чистоты, организованности, равновесия, опрятности, аккуратности, точности.

  • c) в том числе - нарциссизм
  • Потребность в эксгибиции: Производить впечатление. Быть увиденным и услышанным. Возбуждать, удивлять, очаровывать, развлекать, шокировать, заинтриговывать, забавлять, соблазнять.
  • 2. Движение к людям.

  • Потребность в самоунижении: Пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинения, критику, наказание. Готовность сдаться. Подчиниться судьбе. Допустить собственную "второсортность", признать свои заблуждения, ошибки, поражения. Исповедоваться и искупать вину. Обвинять себя, принижать, выставлять в худшем виде. Искать боли, наказания, болезни, несчастья и радоваться им.

  • Потребность в аффилиации: Тесно контактировать и взаимодействовать с близкими (или теми, кто похож на самого субъекта или любит его). Доставлять удовольствие объекту и завоевывать его привязанность. Оставаться верным в дружбе.

  • Потребность в уважении: Восхищаться вышестоящим и поддерживать его. Восхвалять, воздавать почести, превозносить. С готовностью поддаваться влиянию ближних. Иметь пример для подражания. Подчиняться обычаю.

  • Потребность в опеке: Проявлять сочувствие и помогать беззащитным в удовлетворении их потребностей - ребенку или кому-то, кто слаб, обессилен, устал, неопытен, немощен, потерпел поражение, унижен, одинок, удручен, болен, в затруднении. Помогать при опасности. Кормить, поддерживать, утешать, защищать, опекать, лечить.

  • Потребность в поддержке: Удовлетворять потребности благодаря сочувственной помощи близкого. Быть тем, кого опекают, поддерживают, окружают заботой, защищают, любят, кому дают советы, кем руководят, кого прощают, утешают. Держаться ближе к преданному опекуну. Всегда иметь рядом того, кто окажет поддержку.

  • Потребность в чувственных впечатлениях: Искать чувственные впечатления и радоваться им.
  • 3. Движение от людей

  • Потребность в автономии: Освобождаться от уз и ограничений. Сопротивляться принуждению. Избегать или прекращать деятельность, предписанную деспотичными авторитарными фигурами. Быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем-либо связанным, ни за что не отвечать. Пренебрегать условностями.

  • Потребность в избегании позора: Избегать унижений. Уходить от затруднений или избегать ситуаций, в которых возможно унижение, презрение, насмешка, безразличие других. Воздерживаться от действий с целью избежать неудачи.

  • Потребность в защите: Защищаться от нападений, критики, обвинений. Замалчивать или оправдывать ошибки, неудачи, унижения. Отстаивать Я.

  • Потребность в избегании ущерба: Избегать боли, ран, болезней, смерти. Избегать опасных ситуаций. Принимать предупредительные меры.

  • При этом «не распределенными» остаются три потребности. Очевидно, каждая из них может быть полноценно реализована только в случае применения личностью всего спектра внутри трех форм поведения. Это:
  • Потребность в игре: Действовать "забавы ради" - без иных целей. Смеяться, шутить. Искать расслабления после стресса в удовольствиях. Участвовать в играх, спортивных мероприятиях, танцах, вечеринках, азартных играх.

  • Потребность в сексе: Создавать и развивать эротические взаимоотношения. Иметь половые отношения.

  • Потребность в понимании: Ставить вопросы и находить на них ответы. Размышлять, формулировать, анализировать, обобщать.

Хорни

Структура характера, согласно Хорни (41, 42), формируется на основе опыта детства. У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других - в юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого возраста. Хорни не усматривает связи между либидными проявлениями в детстве и чертами характера взрослых, что постулируется ортодоксальным психоанализом. По словам Хорни (41, с. 61-62):

«В случае жадности или собственнических наклонностей в соответствии с психоаналитической литературой принято думать об оральной или анальной структурах характера. Эти черты, однако, можно истолковать в качестве реакции на всю совокупность переживаний в раннем детстве. В результате неблагоприятного опыта у человека возникает чувство беспомощности в мире, воспринимаемом как потенциально жестокий, он испытывает недостаток способности к самоутверждению, неуверенность в возможности управлять ситуацией по собственному усмотрению...

Таким образом, различие в точках зрения в следующем: человек сжимает губы не из-за напряжения своего сфинктера, но в обоих актах проявляется единая направленность характера - удерживать что бы то ни было и не отдавать ничего: деньги, любовь, любые спонтанные чувства».

Хорни объясняет динамику формирования характера в контексте невроза, однако предполагается действие тех же факторов в менее патологическом русле у нормальных людей. Важнейшую роль играет стремление к безопасности, обусловленное «базальной тревогой». Последняя возникает в связи с вытесненной жестокостью, хоторая в свою очередь является результатом отвержения и неодобрения в детстве. В поисках путей бегства от чувства тревоги ребенок приобретает устойчивые характеристики, становящиеся частью его личности, - так называемые «невротические тенденции». Одна из попыток разрешения конфликта заключается в создании «идеализированного образа»: слабость и неуверенность в себе подменяются иллюзорным чувством силы и превосходства. Другая попытка состоит в «экстерна-лизации», более общей разновидности проекции, которая все переживаемые чувства переносит вовне.

Основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, - это направленность «к людям», направленность «против людей» и направленность «от людей». При первой направленности признается собственная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других. Вторая направленность предполагает, как очевидную, жестокость окружающих и предопределяет борьбу. При третьей направленности человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию. Хорни (42) описывает три типа характера или основные установки, анализируя указанные направленности.

Уступчивый тип. Человек с направленностью «к людям» проявляет заметную потребность в любви и одобрении. Он жаждет близости и тоскует по партнеру. Любовь имеет настолько важное значение, что даже сексуальное сношение ценится прежде всего как доказательство востребованности. Уступчивый человек живет с чувством слабости и беспомощности, он склонен подчиняться другим и вообще ведет себя в очень зависимой манере. Самоуважение регулируется, главным образом, представлением о нем окружающих. Этот тип считает необходимым воздерживаться от любого рода агрессивных действий, поэтому он не в состоянии критиковать или быть напористым. В случаях возложения вины он всегда предпочитает брать вину на себя. Его положительной стороной является чувствительность к запросам других людей, и в пределах своего понимания, чтобы понравиться, он способен проявить симпатию и оказать помощь. Стремление к власти и агрессия вытеснены глубоко в бессознательное и на самом деле такому человеку недостает интереса к другим. Эти тенденции должны, конечно, сдерживаться любой ценой в целях сохранения целостности личности и уклонения от возможной жестокости со стороны окружающих.

Агрессивный тип. Человек с направленностью «против людей» предполагает, что все жестоки, и отказывается допускать противоположное. Жизнь представляется ему борьбой за выживание, поэтому его основная потребность - управлять другими. Иногда установка совершенно ясна, но более часто она скрывается за фасадом учтивой вежливости, беспристрастности и товарищества. Этот фасад имеет компоненты искренности, поскольку, пока не стоит вопрос о лидерстве, агрессивный тип может проявлять благосклонность. Особую важность он придает дискуссиям и сам провоцирует споры, чтобы продемонстрировать бдительность и проницательность. В общем этот тип не умеет проигрывать и предпочитает порицать других. Он считает себя сильным, честным, реалистичным и на самом деле действует эффективно и изобретательно в деловых ситуациях в результате тщательного планирования и напористости. Мягкие стороны своей натуры он с яростью отбрасывает, так как они угрожают целостности образа жизни. Любовь для этого человека играет незначительную роль.

Обособленный тип. Человек с ориентацией на обособление, направленностью «от людей», предпочитает держать эмоциональную дистанцию с окружающими. Ввиду того, что сближение с другими людьми порождает у него тревогу, развивается самодостаточность. Соперничество, престиж, успех не заслуживают его внимания, поскольку препятствуют уединению. Он не любит делиться опытом и очень чувствителен ко всякого рода принуждениям. Тенденцию к подавлению чувств и особую робость обособленный тип испытывает перед привязанностями, которые угрожают стать необходимыми. Сильная потребность чувствовать превосходство возникает у него, чтобы оправдать свою изоляцию. Сексуальные отношения для этого типа иногда невозможны; в лучшем случае он довольствуется преходящими связями. В общем обособленность служит защитой от несовместимых устремлений к любви и агрессивному доминированию. В мягких формах обособленность способствует сохранению целостности личности и безопасности. В некоторой степени она благоприятствует оригинальному мышлению и выражению творческих способностей (прим. 10) .

Из книги Из Ада в Рай [Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)] автора Литвак Михаил Ефимович

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм Карен Хорни (1885–1952) является одной из талантливейших учениц З.Фрейда. С ее именем связано возникновение нового направления в психоанализе - неофрейдизма. Работы Хорни оказали большое влияние на

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Карен Хорни: социокультурная теория личности Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Из книги Смысл тревоги автора Мэй Ролло Р

Хорни: тревога и ненависть Некоторые терапевты продолжали развивать психоанализ, опираясь на работы Фрейда, но внося в них новые элементы; особенно важны для нас те подходы, в которых проблема тревоги рассматривается в социально-психологическом контексте. Суть подобных

Из книги Введение в психоанализ автора Соколов Эльмар Владимирович

Раздел 4. КАРЕН ХОРНИ: ПСИХОАНАЛИЗ И КУЛЬТУРА.

Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич

К. Хорни (1885–1952) Карен Хорни родилась 16 декабря 1885 г. в деревушке Бланкенезе близ Гамбурга. Ее отец Берндт Даниэльсен - норвежец, принявший немецкое гражданство, - служил капитаном на трансокеанском лайнере, который курсировал между Гамбургом и Северной Америкой. От

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Глава 6. Карен Хорни: гуманистический психоанализ Три этапа научной деятельности Карен Хорни настолько отличаются друг от друга, что разные люди воспринимают ее из-за этого совсем по-разному. В своих основных работах по женской психологии, написанных в 1920-х и начале 1930-х

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Применение теории Хорни в других областях Теории Хорни оправдали себя не только в клинической практике, их также стали использовать в качестве систем интерпретации в других областях науки и культуры. В последние годы их часто применяют при анализе литературных

Из книги Психология господства и подчинения: Хрестоматия автора Чернявская А. Г.

Невротические нарушения в работе (по мотивам К. Хорни) Я просто не могу не привести здесь изумительные отрывки главы 13 из работы Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени». Эта глава вылечила многих людей. Во многом вылечила она и меня. Она и многократные

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Карен ХОРНИ ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ Базальная тревожность определенным образом влияет на отношение человека к себе и другим. Она означает эмоциональную изоляцию, тем более невыносимую, что она сочетается с чувством внутренней слабости «Я». А это означает ослабление самой

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Типология Хорни Американский психолог Карен Хорни изучала людей с точки зрения их взаимодействия друг с другом и выделила три типа возможных ориентации: ориентация на людей; ориентация от людей; ориентация против

Из книги Знаменитые случаи из практики психоанализа автора Гринвальд Гарольд

Из книги 50 оттенков боли. Природа женской покорности автора Фрейд Зигмунд

Карен Хорни Карен Хорни (1885 - 1952) вначале практиковала психоанализ в Германии, а затем, после прихода к власти нацистов, эмигрировала в США. Испытывая все большую неудовлетворенность «ортодоксальным» фрейдистским психоанализом, она основала вместе с другими

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Карен Хорни

Из книги Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе автора Колпакова Марианна Юрьевна

Карен Хорни (1885–1952) Женщины, неврозы и альтернатива Фрейду Карен Хорни (урожденная Даниельсен) родилась 16 сентября 1885 года в рыбацкой деревушке Бланкенезе в Германии. Ее отец, капитан корабля, был строгим и чрезвычайно религиозным человеком. Он не обращал на дочь

Из книги автора

Теория тревоги Карен Хорни Работы Карен Хорни, посвященные тревоге, вызывают интерес и пользуются неизменной популярностью. К. Хорни относят к неофрейдистам - создателям немецкий и американский психолог, и последователям направления в психологии, признающего значимую

Вопросы лекции:

    Развитие личности

    Этиология невроза.

    Невротические потребности и ориентации.

    Базальный конфликт.

Карен Хорни (1885 – 1952), выдающаяся женщина-психоаналитик, вошла в историю психологии как автор оригинальной теории личности, в которой она анализирует социкультурные факторы, определяющие развитие ребенка. Как и В. Райх, Хорни во многом расходилась с точкой зрения ортодоксального психоанализа на проблемы психического развития человека; как и Райх, за свои расхождения она была подвергнута осуждению со стороны психоаналитического сообщества (дисквалифицирована как инструктор по психоанализу в 1941 г.). Дисквалификация не смогла помешать Хорни далее развивать свою теорию. Она основала Американский институт психоанализа и была его первым деканом вплоть до своей смерти.

Можно выделить несколько основных положений, являющихся основой социокультурной теории К. Хорни. Во-первых, она отвергала идеи З. Фрейда относительно психологии женщины, особенно его утверждение о том, что ведущим фактором женского психологического развития является зависть к пенису. Во-вторых, ее общение с рядом выдающихся психологов и антропологов (Э. Фромм, М. Мид, Г.С. Салливан) привело ее к мысли, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида. Клинические наблюдения за пациентами, которых она вела в Европе и Америке, показали значительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов на развитие личности. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности. К. Хорни поддерживала основные идеи Фрейда относительно решающей роли детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности взрослого. Однако относительно специфики формирования личности их мнения расходились. Хорни не принимала утверждение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальность ребенка диктует особую направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и его родителями.

Согласно Хорни, ребенку присущи две основные потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение подразумевает все биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хорни признавала, что удовлетворение этой основной потребности играет важную роль в обеспечении физического выживания ребенка; однако, она считала, что ведущую роль в формировании личности играет другая основная потребность – в безопасности. Потребность в безопасности подразумевает стремление быть любимым, желанным и защищенным от опасностей окружающего мира. В удовлетворении этой потребности (впрочем, как и в удовлетворении первой основной потребности) ребенок полностью зависит от родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношениях к своему ребенку, то они удовлетворяют его потребность в безопасности. Это способствует формированию здоровой личности. Наоборот, если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, возможно патологическое развитие личности.

Неудовлетворение потребности в безопасности приводит к возникновению у ребенка чувства обиды и гнева по отношению к родителям (базальной враждебности). Это чувство вступает в конфликт с детской зависимостью о родителей. В результате этого конфликта негативные чувства вытесняются. Но и будучи вытесненной, базальная враждебность оказывает влияние на психику ребенка, наполняя ее ощущениями беспомощности, страха, любви и вины. Данный комплекс чувств получил название базальной тревоги (ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира).

Этиология невроза. В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым психическим состоянием. Она считала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. По мнению Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого человека. Чтобы справиться с ощущением недостаточной безопасности, беспомощности и страха перед окружающим миром, ребенок прибегает к различным защитным стратегиям. Выраженные в поведении, эти стратегии “ориентируют” человека на достижение, “приобретение” чего- либо, поэтому для их описания Хорни еще использовала термин невротические потребности. Хорни описала 10 таких стратегий/невротических потребностей.

    Потребность в любви и одобрении проявляется в постоянном неутолимом желании быть любимым и получать восхищение со стороны окружающих. Связана с повышенной чувствительностью и восприимчивостью к критике, которая может расцениваться как отвергание и проявление недружелюбия.

    Потребность в руководстве выражается в чрезмерной зависимости от других людей и боязни отказа (в близких отношениях) или одиночества. Связана с переоценкой любви и убежденностью в том, что любовь может решить все проблемы.

    Потребность в ограничениях выражается в предпочтении четких указаний и ограничений, переоценке роли порядка в жизни. Связана с нетребовательностью по отношению к условиям жизни, довольствованием малым, стремлением подчиняться.

    Потребность во власти выражается через доминирование и стремление контролировать действия окружающих как самоцель; презрение к человеческим слабостям.

    Потребность в эксплуатировании других выражается в боязни быть используемым другими или боязни выглядеть глупо в их глазах. При этом в отличие от случаев “нормы”, не наблюдается попыток изменить себя или ситуацию.

    Потребность в общественном признании выражается в желании быть объектом восхищения других людей; самооценка чрезмерно зависима от социального статуса.

    Потребность в восхищении собой выражается в стремлении создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений. Связана с потребностью в комплиментах и лести со стороны окружающих.

    Потребность в честолюбии выражается в сильном стремлении быть самым лучшим, невзирая на последствия; связана со страхом неудачи.

    Потребность в самодостаточности и независимости выражается в избегании любых отношений, предполагающих какие-либо обязательства, дистанцировании от людей.

    Потребность в безупречности и неопровержимости выражается в постоянных попытках быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях, стремлении поддерживать впечатление непогрешимости и совершенства.

Хорни считает, что эти стратегии присутствуют у всех людей. Они помогают нам справляться с неизбежными в жизни огорчениями и разочарованиями, чувствами враждебности и отверженности и беспомощности. Но, если здоровый человек легко заменяет одну стратегию на другую в изменившейся ситуации, то невротик стремится реализовать лишь одну из имеющихся стратегий, причем во всех возникающих социальных ситуациях. То есть, мы можем сказать, что стратегия/потребность имеет невротический характер, если личность превращает ее удовлетворение в образ жизни.

Хорни разделила данный список потребностей на три более общие категории. Каждая из этих категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений; каждая направлена на снижение чувства тревоги достижение чувства безопасности. Каждой стратегии соответствует определенная ориентация в отношениях с людьми.

    Ориентация на людей (уступчивый тип) предполагает зависимость, нерешительность и беспомощность как стиль взаимоотношений. Такому человеку необходимо, чтобы в нем нуждались, любили, защищали и руководили им. Цель отношений, в которые они вступают – избежать чувства одиночества и ненужности. Однако под маской любезности и зависимости могут скрываться подавленная враждебность, стремление вести себя агрессивно.

    Ориентация от людей (обособленный тип) характеризуется отсутствием заинтересованности в людях, отстраненностью, избеганием тесных межличностных отношений. Для таких людей характерны стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

    Ориентация против людей (враждебный тип) это такой стиль поведения, для которого характерны доминирование, враждебность к другим людям и стремление их эксплуатировать. Жизнь при этом рассматривается как борьба всех против всех. Все поведение направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций.

Как и невротические потребности, данные межличностные ориентации в различной степени использует каждый человек в различных жизненных ситуациях. Однако, как и в предыдущем случае, здоровый человек способен гибко менять ориентации сообразно меняющимся обстоятельствам и в зависимости от своих целей. Невротик не может сделать адекватный ситуации выбор и стремится использовать только одну из имеющихся ориентаций. Более того, и у здорового человека, и у невротика эти ориентации находятся в противоречии между собой. Однако у здоровых это противоречие не несет такого эмоционального заряда, как у невротиков, благодаря гибкому использованию всех трех ориентаций. У невротиков оно становится основой базального конфликта.

Базальный конфликт. Базальный конфликт невротика заключается в противоречиях в отношениях, которые у него складываются с другими людьми. Порождается этот конфликт несовместимыми типами ориентаций, составляющих ядро невроза. Напомню, ориентации невротика негибки, не соответствуют изменяющейся ситуации; одна из ориентаций регулярно используется, остальные подавляются.

Человек пытается преодолеть этот конфликт, используя различные пути. Во-первых, он может подавлять определенные стороны своей личности, актуализируя противоположные подавляемым черты. Во-вторых, человек может создать такую дистанцию между собой и другими людьми, которая не даст возникнуть конфликту. В-третьих, человек может создать идеализированный образ самого себя, который будет восприниматься как реальное “Я”. Идеализированный образ придает реальную уверенность в себе и реальную гордость. Следующий вариант избежания базального конфликта – экстернализация его (восприятие внутренних процессов, как если бы они имели место вне человека), проекция собственных недостатков, перенесение ответственности за отношения на других людей. Другие варианты избегания конфликта – избирательная “слепота” в отношении наиболее явных противоречий, фрагментация жизни на отдельные части, строжайший самоконтроль и т.д.

Последствиями неразрешенных базальных конфликтов могут быть страхи. Один из наиболее распространенных – страх разрушения защитных образований (боязнь умопомешательства, гибели и т.п.). Другие виды страхов, связанные с базальным конфликтом, - страх разоблачения (защитных уловок), страх собственных изменений и т.д. Страхи образуют препятствия на пути разрешения базального конфликта и интеграции личности, поэтому при лечении неврозов, считала Хорни, обязательна работа со страхами пациента.

Еще одно следствие неразрешенного базального конфликта – “обеднение личности”. Хорни подразумевала под этим термином ощущения слабости, нерешительности, опустошенности, внутреннее напряжение, отчуждение от собственного “Я” и т.п. Это приводит пациента к уменьшению искренности и возрастанию эгоцентризма.