Задание 3 огэ по русскому языку практика. Подготовка к ОГЭ (ГИА)











Метафора
Олицетворение
Эпитет
Сравнение
Гипербола
Литота
Антитеза
Анафора
Параллелизм
Градация
Задание 3










Инверсия
Риторический вопрос
Риторическое обращение
Перифраз
Метонимия
Лексика разговорного стиля
Лексический повтор
Однокоренные слова
Оксюморон
Фразеологизмы
Для правильного выполнения этого задания в первую очередь необходимо
знать определения следующих средств речевой выразительности:
1. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём,
то сжимаясь в непроглядную тьму.
2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов признаками и свойствами человека.
Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар.
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
печальные поляны
льёт печально свет она.
на
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не
дающие их образной характеристики.
Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)
4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО,
СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК).
Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,словно бабочек лёгкая
стая с замираньем летит на звезду.
в) сущ. в Т.п.
Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
5. Гипербола – преувеличение.
Например: Я тебе миллион раз говорил.
6. Литота – преуменьшение.
Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
7. Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит
высказывание.
Например:
Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке…
8. Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их
единства и образности.
Например:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие…
9. Градация
Например: Сейте разумное, доброе, вечное…
– усиление
значения слов благодаря эффекту нарастания.
10. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.
Например:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень.
11. Инверсия – обратный порядок слов. При этом порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Например: Вот нахмурил царь брови чёрные…
(Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)
12. Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на
него не требуется ответа.
Например: На кого не действует новизна?
13. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому­нибудь с целью усиления
выразительности.
Например: О Русь моя! Жена моя!
14. Однокоренные
Например: ленивый, ленится, лентяй
слова

одинаковым

корнем.
15. Фразеологизмы –
Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса
устойчивые
сочетания

слов.
16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно­бытовой сфере общения.
Например: реветь, дочурка, продажный
17. Перифраз ­ косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания
Например: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя,
Санкт­Петербург!"
18. Метонимия ­ образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются
"корабли"
19. Лексический повтор ­ намеренное
же
слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Например:
Лениво дышит полдень мглистый,
повторение
одного

Лексика. Фразеологизмы.

Подчеркните в данных словосочетаниях и предложениях фразеологизмы.

    Сломя голову, тыквенные семечки, сложа руки, со всех ног, идти в ногу, идёт по полю, одного поля ягода, клевать носом, постарайтесь не отвлекаться, византийский мастер, уйти в себя, себе на уме, красная шапочка, око за око, из года в год, ни конца ни краю, поставить на место, с минуту на минуту, от мала до велика, нос к носу, развесить уши, канцелярская крыса, потерять голову, выучить уроки, пускать пыль в глаза, молоть вздор, поперёк горла, мозолить глаза, острый язык, на самом деле, в конце концов, со всех ног, красиво говорит, себе на уме, кривить душой, люблю зиму, в двух словах, потерять голову, хорошее впечатление, произвести впечатление, встать не стой ноги, тёртый калач, взять себя в руки, уйти в себя, и стар и млад, слева от дороги, без году неделя, дать жару, четыре года, развесить уши.

    1. На занятиях он сидел тише воды ниже травы.

2.Попрошу вас записать десять слов.

3. Сколько можно переливать из пустого в порожнее!

4. В трамвае людей было как сельдей в бочке.

5. После трёх недель жары начался проливной дождь.

6. В нашем классе всегда надо держать ухо востро.

7. Они прошли все препоны.

8. Никому не хочется быть белой вороной.

9. Люди трудились не покладая рук.

10. Он приехал как снег на голову упал.

11. Увидев ёлку, дети замерли от восторга.

12. Я бежал во все лопатки.

13. Листья падали бесшумно и ровно.

14. Не разрешая никому брать книги, она вела себя словно собака на сене.

15. Три дня мы не могли сдвинуться ни вправо ни влево.

16. Небо было голубое, а не серое.

17. У Никиты было семь пятниц на одной неделе.

18. Она легко могла сделать из мухи слона.

19. Заруби себе на носу, что это задание необходимо сделать к концу января.

20. Я со вчерашнего вечера был сам не свой.

21. На его шалости мать всегда смотрела сквозь пальцы.

22. Артём всегда жил на широкую ногу.

23. Надеяться на ответ словно ждать у моря погоды.

24. Кроты изрыли всю поляну вдоль и поперёк.

25. Светка прожужжала мне все уши, рассказывая о походе.

26.Начинайте свою работу вовремя.

27. На самом деле я просто хотел напомнить распорядок дня.

28. Дети были целы и невредимы.

29. Каждый вечер мы говорили по душам.

30. Никому из нас не хотелось попасть отцу под горячую руку.

Изобразительно-выразительные средства.

    У Никиты было семь пятниц на одной неделе.

    Глаза сверкали словно огоньки.

    Спит земля в сиянье голубом.(спит земля, спит в сиянье голубом)

    Багровый костёр заката.

    Казалось, всё в природе уснуло: спит земля, спит трава, спят деревья.

    Были это весёлые, смелые и сильные люди.

    Вася работал спустя рукава.

    Мой ласковый и нежный зверь.

    Пустых небес прозрачное стекло.

    Лёд … словно как тающий сахар лежит.

    Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. (волнистые туманы, печальные поляны, луна пробирается, луна льёт свет)

    Это был старый вспыльчивый художник.

    Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя.(ослепительно-яркое пламя, пламя вырвалось)

    Мальчик с пальчик.

    Я победил, разгромил, уничтожил.

    Стихи и проза, лёд и пламень.

    Крыло самолёта. Нос корабля. Ножка стола.

    Луна взошла багровая и хмурая, точно больная. (луна багровая и хмурая, хмурая точно больная)

    Играло море с берегами.

    Когда Серёжка задумывается, кем ему быть: мысли его начинают скакать в совершенном беспорядке.

    А тут стоишь, как Илья Муромец, и думаешь…

    Рано утром во дворе не было ни души.

    Сейчас он не ученик средней школы, он- отважный гладиатор.

    Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!

    Как ты удивительно на неё похожа! И как я не понимал этого?!

    Ну, улыбнись, улыбнись! Улыбка многое говорит о человеке…

    Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие…

    На душе потеплело.

    И он готов ради этого работать день и ночь, не покладая рук.

    Жизнь наша охвачена радостью.

    Радость ласковым котёнком поселилась в душе.

    И среди жёлтого, жаркого блеска, среди звуков…

    Вот был истинный, бескорыстный поэт!

    Плечом к плечу стояли солдаты.

    И паутины тонкий волос блестит на праздной бороде…

    Река времён в своём стремлении уносит все дела людей.

    В секрете держат что-то постыдное, безнравственное, бессовестное…

    Каждую свободную минуту он старался приобретать новые и новые знания.

Средства выразительности.

Тропы

Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают художественно-изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д. Языковые средства выразительности используются в тексте с целью

. создания более ярких, выразительных образов,

. выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений,

. действительно, богатство и уникальность нашего языка заключаются не только в том, что он содержит огромное количество слов, но, главным образом, в том, что его речевые возможности помогают выразить всё, о чём мы думаем и что испытываем

Несомненно, словесные образы создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу, помогают понять и запомнить прочитанное.

. Средства художественной выразительности в тексте и в устной речи развивают образное мышление, фантазию читателя или слушателя, позволяют детально представить предметы или явления.

. Действительно, языковые средства выразительности помогают нам с головой погрузиться в произведение, лучше понять его, пережить разнообразные чувства, эмоции, ощущения.

. Когда человек хочет выразить себя, свои мысли и чувства так, чтобы читатели или слушатели его поняли, вошли в его мир и почувствовали красоту сказанного или написанного, он использует языковые средства выразительности.

Средство выразительности Характеристика Пример
Метафоры — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку

основываясь на ярких ассоциациях, создают ёмкий образ;

наглядно и образно описывают предметы и дейст-вия, образно представляют мысль;

являются ярким средст-вом речевой выразительно-сти;

придают речи эмоцио-нальный характер
Ночь металась за окна-ми, то распахиваясь стре-мительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную
тьму
(Паустовский).
Переносное значение - значение, которое слово приобретает в процессе своего исторического развития

В прямом значении это слово обозначает….., однако в тексте оно приобрело другое значение — ….. С помощью переносного значения автор

Создаёт более яркий, выразительный образ,

Выделяет, подчеркивает какие -либо существенные признаки изображаемых предметов или явлений,

. выражает свои оценку и эмоции.
Сравнение - оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений.

позволяют наглядно объ-яснить какое-либо явление

являются средством рече-вой экспрессии
. Воздух чист и свеж, как по-целуй ребёнка (Лермонтов).
Олицетворение стилистический приём, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, понятию, приписываются качества или действия, присущие человеку.

удивительное средство речевой выразительности, потому что обладает волшебной силой: оно способно оживить неживое;

олицетворение способно сопоставить изображаемый предмет с человеком, его действиями и качествами;

олицетворение способно сделать его нагляднее, понятнее читателю;

олицетворение способно образно представить сущность предмета.
Фразеологиз-мы - устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

афористично, кратко и ёмко выражают мысль

ярко, эмоционально описывают

особенности душевного состояния, поведения человека;

его поступки, действия, помогают легче их представить;

отношение человека к окружающему миру

фразеологизмы позволяют индивидуализировать речь героев;

помогают сделать язык героев насыщенным, колоритным.

. Никто ничего не промолвил, точно все в рот воды набрали
Эпитеты - это образное определение, отличающееся от простого выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

характеризует предметы и образно описывает дейст-вия, придаёт речи красоч-ность и выразительность;

подчёркивает какие-либо характерные свойства, качества;

усиливает выразительность речи, обогащает её содержание, способствует созданию художественного образа;

уточняет отличительные признаки предмета;

Язык без эпитетов был бы невыразительным, тусклым;

можно понять, почему многие авторы так охотно используют это средство выразительности: эпитеты, характеризуя объект или явление, имеют особую изобразительную силу.
. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печаль-ные поляны льёт печально свет она
Метонимия - замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь.

приём краткой выразительной речи, экономия лексических средств;

создание более ярких, выразительных образов
Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (метонимия "все флаги" заменяет многословное выражение "корабли всех стран под различными флагами")
Синекдоха (обобщение) - частный случай метонимии, обозначение целого через его часть придаёт речи краткость и выразительность, усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл Швед, русский колет, рубит, режет.
Ирония (притворство) - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.

создание комического эффекта;

средство характеристики героя
Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона.
Гипербола (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. на гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки. ...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни.
Литота (простота) - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Аллегория - иносказательное изображение предмета или явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты

широко используется в эзоповом языке - манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств.

Используется для того, чтобы обойти цензуру.

С помощью аллегории иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.
в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - Зайца, хитрость - Лисы.