Свобода означает ответственность вот почему большинство.

Большинство людей ответят вам в духе того, что свобода – это возможность принимать решения самостоятельно, ни перед кем, ни за что не отчитываться, поступать так, как хочется, а не так как диктуют. Это вам скажет и подросток, зависящий от родителей и законных опекунов, и взрослый человек, зависимый от начальства и тот же начальник, которому диктуют условия различные органы и свод законов.Проблема вырисовывается тогда, когда получаешь эту самую свободу. Многие просто теряются. Что же делать дальше? Как жить дальше? Никто ничего не указывает, ты сам себе хозяин и за свою жизнь и здоровье несешь ответственность сам. С одной стороны, кажется, что так и должно быть – ведь этого и добивался. Но вот если взглянуть с другой, становится страшновато. Гораздо легче, когда нет вариантов, и принимает решение кто-нибудь за тебя, а не ты мучаешься выбором: идти в ту сторону или в другую. Поступать на юридический или на экономический, выбрать в спутницы Машу или Олю, заключать договор с крутой фирмой, но стать филиалом или лучше с маленькой фирмой, но денег почти не получить, зато можно остаться независимым. Этот список можно продолжать долго.Многие сравнивают абсолютную свободу со смертью, наверное, не спроста. Все таки действительно больше никому ничего не должен, ни перед кем не надо отчитываться и принимать решения тоже уже не надо. Только вот свободы хочется сейчас, пока живешь. А это оказывается большая ответственность в первую очередь за себя. Человек цепляется за окружающую его действительность и свое понятное существование, где можно предсказать наперед то или иное действие окружающих или даже события. Но вот если освободиться… тогда непонятно, что может ожидать впереди. Жизнь становится предельно непредсказуемой. А на подобное не каждый решится.Так что прежде чем желать свободы , нужно хорошенько подумать, чего на самом деле хочется от жизни. И действительно ли это свобода? Потому что со свободой нужно уметь обращаться, особенно со своей собственной. Свобода для каждого своя – это понятие индивидуальное и почти личное. Это некое понимание и принятие такого себя. Свободным можно стать, приняв на себя собственные решения и ошибки, а не пытаться перекладывать их на других людей или на обстоятельства. И вот это, пожалуй, и есть самое страшное в свободе.

Жить в эпоху перемен непросто. Человеку сложно приспособиться к меняющемуся миру, найти свое место в нем. На уровне конкретной человеческой жизни глобальные перемены кажутся настоящей катастрофой.

Инструкция

Что такое перемены? Прежде всего, это нарушение привычного распорядка и уклада жизни, который позволяет жить легко и просто, спокойно двигаясь по течению. Разумеется, в подобном «уютном» состоянии любые изменения воспринимаются, как нечто негативное, поскольку требуют дополнительной активности. Самый простой пример - большинство людей, вырастая, считают, что в детстве все было намного лучше, хотя объективно в настоящее время жить проще и интересней. Но привычные паттерны поведения, отсутствие значительной ответственности в детском возрасте, заведенный порядок жизни - все это с высоты «взрослого опыта» воспринимается, как что-то очень понятное, простое и уютное.

С другой стороны, жизнь, по сути, и представляет собой постоянные перемены. Причем речь даже не идет о чем-то глобальном. Любой человек растет, развивается, взрослеет и стареет. Для всех этих состояний общим являются именно личные перемены. Одни люди хорошо справляются с подобными процессами, а другие постоянно пытаются вернуть себя в прежнее комфортное состояние.

Сложно заранее сказать, как тот или иной человек будет реагировать на изменяющиеся условия. Это зависит от воспитания, особенностей характера, жизненных условий. Одни люди формируют в своей голове очень точную картину будущей жизни, от которой не собираются отступать ни на шаг, в этом случае любые вынужденные изменения будут восприниматься как настоящая катастрофа. Другие люди готовы к изменениям, умеют подстраиваться под изменившиеся обстоятельства, поэтому могут извлечь из них пользу.

ИМЕНА В ТОНКОМ МИРЕ Душа после смерти длительное время прибывает в тонком мире: если в физическом плане она существует до 70 80 лет в среднем, то на тонком плане от 200 до 500 лет. Но Существует ли у неё имя в тонком мире? Нам стало известно, что душа после смерти человека не бездействует, а тоже совершенствуется, выполняет определённую работу на том свете. Ей тоже требуется общаться в тонком мире с другими душами, и в связи с этим появляется новый вопрос. Как называют души на том свете? Есть ли у них там имена или их продолжает называть как на Земле? После смерти человека душа теряет своё земное имя. Здесь души не носят буквенных имён, но имеют свой номерной знак, которым является энергетический код. Можно сказать по нашему, земному, что каждая душа имеет свой номерной знак, как младенцы в роддоме. Энергетический код это индивидуальный знак, по которому Высшие узнают данную душу на земле и за её пределами. Также и сами души узнают друг друга по этому коду в тонком мире. Этот код ориентирует душу на развитие в определённых типах энергии и закрепление её в мировом объёме к конкретному месту. Душа имеет разные коды;в тонком мире у неё один код, связанный с её развитием в хранилищах душ, а в земном плане другой. Но остановимся на том коде, который даётся ей на настоящую жизнь. Код души характеризует ее основные качественные показатели и энергетическую мощь. Обычно код даётся на одну жизнь и связывается с именем, то есть при перевоплощениях он меняется. У души пол отсуствует, поэтому её код в тонком мире будет свой. Но если душу воплотить в мужское тело, ей дадут один код на воплощение, а если вселят в женское тело то другой. Это связано с построением физических оболочек человека, которые различны у мужчин и женщин, поэтому они будут работать по-разному. Само кодирование связано с материальным телом, отражая его главные характеристики. Постоянный код у души на всё время её воплощений на Земле отсутствует. Код, как и имя, выражает тенденцию развития души в каком-то промежутке времени. Когда человек проживает множество жизней, он, во-первых, сам постоянно меняется: во-вторых, постоянно меняется его внутреннее содержание. От жизни к жизни он обогащается новыми энергиями, знаниями; меняеться его характер, поэтому один код не способен нести какие-то постоянные, неизменные энергетические характеристики на протяжении нескольких воплощений. Поэтому со сменой жизни меняются коды и имя человека. Смена кода (хотя бы при перевоплощениях)это перекодировка его в системе учёта в инстанции, занимающейся спуском и забором душ. (Говорится только о коде даваемом на воплощение, а коды бывают разными.) Смена такого кода означает, прежде всего, смену программы, а это влечёт, в свою очередь, новые качественные изменения в самой душе. Не бывает у душ двух одинаковых кодов. Код человека это тот шифр, по которому Высшие узнают его на Земле, в Космосе, это как бы его лицо, потому-что в Космосе не существует имени, фамилии. И душу в Космосе будут искать не по паспорту и не по лицу, а именно по её собственному коду. Например, как Высшие выходят на нужного им для какой-то комиссии человека среди множества других? Существует банк данных, где в каталоге разыскиваются нужны коды, который полностью характеризуют свойства человека, достигнутые им на данный момент времени. И поэтому коду подбирают тех людей, которые наиболее подходят Им, допустим, для контактов или для места президента в какой-либо стране, или для того, чтобы возглавить какой-то научный центр, и так далее. Этот код могут прочитать другие существа прямо с тела человека при его воплощении на Земле. Может сделать это и человек, но для этого нужен его определённый настрой. В земном мире таких людей, способных прочитать код, существует буквально единицы. А так как в нашей вселенной и на Земле всегда имеются отрицательные Системы, охотящиеся за душами и препятствующие их эволюции в положительном направлении то данный код приходится зашифровывать. У малоразвитого человека за одну жизнь шифровка кода меняется один-два раза, а у достаточно продвинутого в развитие 5-6 раз. То есть сам код остаётся один и тот же, а шифровка его меняется, что заставляет думать некоторых, что меняется код души на протяжении одной жизни. Отрицательные Сути не имеют право воровать души, поэтому охотятся они за ними с целью своего негативного влияния. Заметят в какой-либо душе слабинку, червоточину и будут преследовать этого человека с тонкого плана, навязывая ему желание - искушения например, выпить, украсть и прочее или внушая какие-то правонарушительные действия подстрекая к убийство или самоубийству, оскорблению другого, драке. Они будут находить такую душу по коду, так как физический мир они видят по другому. С тонкого плана человек воспринимается ими как светящиеся форма, поэтому по внешним данным им трудно его определять, все люди кажутся им одинаковыми, а код точно указывает на того, кто им нужен. Но если код меняется, то найти преследуемого индивида им будет уже сложнее. И таким образом на время душу изолируют от влияния отрицательных сущностей и их провокаций. Секлитова Л А. Стрельникова Л Л. Высший Разум открывает тайны мира.

«Бернард Шоу справедливо заметил:»Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Многим нравится ощущать себя свободными, потому что это дает ощущение собственной значимости, возможность распоряжаться людьми и предметами материального мира. Но вот связанная со свободой ответственность не принимается, потому что она накладывает ограничение на удовлетворение их желаний. Душевно незрелый человек мучительно вырывается из рамок, ограничивающих его свободу, всех и вся обвиняя в собственных неудачах, в постоянном поражении в достижении поставленных целей. Зрелый же человек готов взять на себя ответственность даже за те ошибки и неудачи, которые произошли не по его вине, поскольку имеет душевные силы для их исправления и помощи другим. Все люди ценят этот дар свободы и дорожат им. Разница только в том, что душевно незрелый человек ищет «свободы от…», а душевно зрелый -«свободы для…»

Перед кем и за что человек несет ответственность?

Итак, перед кем же человек несет ответственность? Перед многими и многим. В первую очередь, перед самим собой. За то, что отказался от выполнения порученного дела, от взятых на себя обязательств, за то, что преступил черту духовного закона, заповедей Божиих, оказавшись за пределами им же самим сознательно и добровольно принятых моральных, нравственных, духовных норм. Как правило, после преступления этой черты, мало у кого обретается мужество, раскаявшись, вернуться обратно. «Единожды солгав, приходится лукавить, и, истину предав, приходится молчать…».

В душевную природу человека Богом изначально вложено зерно ответственности. Совершив греховный поступок, совесть начинает требовать ответа, сигналить о том, что нарушен закон правды. Греховное человека пытается уговорить или замолчать совесть. Если человек не внемлет совестливому голосу в себе, происходит конфликт, нарушается цельность. Раздвоение приобретает болезненные черты, что нередко проявляется вовне в душевном или даже физическом заболевании.

Человек несет ответственность перед близкими людьми за неоказанную помощь и неуслышанные просьбы.Есть люди, которые не решаются,не дерзают,

Не могут в силу своей скромности (или,может быть, ложной скромности, а, может, уже имея печальный опыт обращения к нам со своими нуждами) попросить о том, в чем нуждаются. Чутки ли мы? Слышим ли мы просьбы других?

Мы несем ответственность за то, как мы общаемся с людьми, насколько оправдываем их ожидания и веру в нас. Только любящий человек может видеть в любимом красоту Богозданного образа, вложенного в него Создателем. Многие люди нравственно, духовно и интеллектуально возрастали лишь благодаря тому, что кто-то верил в их интеллектуальный и духовный рост авансом,благодаря тому,что у них был учитель,

Наставник или духовник, который видел в них то, на что они потенциально способны и даровал им этот аванс веры.Много ли людей,сполна использовав этот аванс, оправдали ожидания?

Мы несем ответственность за неверие в собственных детей, которое может разрушить близкого нам человека,закрепить его малоадаптивность,

Неумелость, неловкость. Это выражается в утверждениях, наподобие: «Вечно у тебя ничего не получается».Мы бы ужаснулись, если бы увидели, скольким людям мы нанесли вред словами о своем неверии врачам, произнесенными в присутствии больного. Сколько вреда принесли учителя, которые на протяжении школьных лет не верили в способности своих учеников,запечатывая свое неверие фразой типа:»Больше, чем на тройку с минусом он не способен». А ведь подобные утверждения-печати откладываются в глубинах личности, распространяясь и на другие стороны жизни.

Наконец, человек несет ответственность перед Господом за разрушение спасительных и благодатных действий Его бережного Промысла в своей жизни и в своей душе неосторожными словами, грубыми поступками, нечистыми мыслями, разрушающими не только отношения с Богом, но и внутренний душевный мир.Возникший внутренний конфликт между моим «хочу» и мною же избранными нравственными ценностями, конфликт двух «я» в психологической науке называется конфликтом идентичностей.

Существует ответственность за дела, исполненные и неисполненные. И отказ от действия — это тоже поступок.Об этом мы еще будем говорить.Существует

Ответственность за слова, за все произносимое и творимое словесно. Существует ответственность за мысли и переживания, происходящие в человеке сознательно или бессознательно, вне зависимости от того, желает человек этого или нет. Поэтому мы каемся в согрешениях «вольных и невольных, яже в ведении и неведении». Все эти поступки, слова, внутренние душевные состояния непрерывно изливаются каждым из нас в мир и возвращаются к нам бедами или удачами, невзгодами или радостями, потерями или находками в зависимости от их характера.

Осознавать ответственность значит осознавать, что я сам являюсь творцом своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, своих отношений с Богом, а также своих страданий, если они имеют место. Реальное освобождение человека от власти своей греховности невозможно, если он не принимает ответственности за все, происходящее с ним и упорно обвиняет других людей и обстоятельства в причинах своих бед, поражений, грехопадений. Ответственный человек- это человек, который осознает, что он является, по выражению одного философа, «неоспоримым автором события или вещи». Он осознает, что творит свою жизнь сам, что никто, кроме него, не виновен в том, что его жизнь именно такова.

Человек несет ответственность за то,что он делает и за то, что предпочитает игнорировать. Осознание значимости ответственности за свою жизнь и за свое поведение имеет огромное значение для духовной жизни.Безответственностью можно считать то,что у святых отцов называется отказом от несения своего жизненного креста…Сбрасывание с себя креста,уход от своего креста есть предательство. Предательство, по всей видимости, это антоним ответственности

Об ответственности в семейной жизни:

Мы слишком все не отвечаем за тех, кого мы приручаем…Вступая в брак, человек берет на себя ответственность перед Богом, супругом (супругой), близкими и родными, перед детьми, которые должны родиться.Не проходит и полгода — надоедает супруг (или супруга), надоедает семейная жизнь. Ведь для сохранения чувств необходимо прилагать силы, постоянно подкладывать сухие веточки в огонь домашнего очага, необходимо постоянство.

Муж ответственен перед женой, жена — перед мужем. Если они с любовью и прямо высказывают свои недоумения, несогласия друг с другом — это ответственно. Накопленные и невысказанные в доброжелательной форме недовольства ведут, в конечном итоге, к развалу семьи. Смягчать гнев, недовольства, переживания супруга, уступка его требованиям — кропотливый и ответственный труд по сохранению любви в браке. Любя человека, предложи ему противостать тому злу, которое покушается на вашу любовь. Только так ты действительно сможешь доказать, что любишь своего супруга, и тем самым укрепишь семейный кораблик, одолеваемый бурями. Не исключено, что такое ответственное поведение является самым трудным для безответственного человека.

То же самое относится и к ответственности за наших детей.Если наркоманов,блудниц, преступников попросить рассказать об их детских и отроческих годах, то окажется, что это, в подавляющем большинстве своем, люди, которым в детстве не хватало материнской или отцовской любви. В их семьях не было доверительных и теплых отношений, или же их родители подали негативный пример поведения, совершенно не помня о том, что дети, особенно в раннем возрасте, фиксируют каждый жест, каждое слово..Члены семьи могут сохранить семейный баланс, если в одинаковой степени задействуют три уровня ответственности:

1. Ответственность родителя за развитие и благосостояние ребенка,развитие его

Самостоятельности, а ребенка, когда он вырастет — за благосостояние больных или престарелых родителей.

2.Супружеская ответственность за продолжительность

И развитие супружеских отношений, включая сюда заботу о нуждах и интересах супруги (супруга).

3. Ответственность за собственные нужды и развитие себя как отдельной личности.

Чрезмерная ответственность в любой из этих областей и вследствие этого — пренебрежение другими, приводит к снижению гибкости и увеличивает возможность возникновения внутрисемейных проблем.

Ответственность за самого себя:

Чувство ответственности за самого себя уступает по значимости лишь умению строить взаимоотношения. Ответственность за самого себя есть четкое осознание того, за что мы отвечаем, а за что нет. Умение когда нужно отказать или принять чужой отказ — это ценный дар, одно из проявлений ответственного поведения.Нам всем нередко приходилось общаться с людьми среднего возраста, чья мера ответственности находится на уровне четырнадцатилетнего подростка. Такие люди закатывают истерики, обижаются, или просто уходят в себя («лишь бы только не ссориться»). Когда эти взрослые люди были маленькими детьми,их не научили

Ответственности за свои поступки, за создаваемую жизненную ситуацию.Процесс переучивания взрослого требует огромного труда.

Ответственность по отношению к собственным чувствам:

Выводы о человеке, основанные исключительно на внешних проявлениях его поведения, дают о нем довольно поверхностное представление. Нельзя отрицать роль среды, наследственности, физические ограничения, недостаточное образование, плохое здоровье и т.д. Это не значит, что мы не обладаем ответственностью или выбором при наличии таких обстоятельств. Мы остаемся ответственными за то, что делаем с нашими ограничениями,за наши чувства по отношению к ним — горечь, гнев или депрессию. Мы можем относиться к нашим скорбям с благодарностью, с радостью, с терпением или же с гневом, негодованием и возмущением.Все мы ответственны за свое отношение к неблагоприятным обстоятельствам, за то, будем ли мы жить, испытывая горькие сожаления или найдем способ подняться над своими ограничениями, над обстоятельствами, и, несмотря на них, поступать взросло и осмысленно.

Безответственный человек даже возникшие серьезные взаимоотношения с другими людьми по причине изменения настроения может легкомысленно разорвать

Вовсе не осознавая, что этим он нанес кому-то глубокую рану, причинил боль доверившемуся ему человеку.

Воспитание ответственности:

Безответственность детей формируют их родители.

Формируют по-разному. Иногда опекая, укрывая и защищая от трудностей и бурь житейских. Иногда наказывая и подавляя, в результате чего у ребенка формируется безучастие,равнодушие и озлобленность по отношению к взрослым и их взрослому миру. Но чаще всего формируют просто проживая в присутствии

Детей обычной взрослой безответственной жизнью. Поэтому лучшим семейным педагогом может быть жизнь родителей, а не их наставления и слова.

Безответственные юноши и девушки ищут наименее ответственную работу, но, как правило, хорошо оплачиваемую. Если же при высокооплачиваемой работе приходится за что-то отвечать: то ли за людей, то ли за имущество, то ли за высокое качество работы, то ли за то, чтобы в конце рабочего дня можно было увидеть хоть какие-то результаты их деятельности, безответственные кандидаты, как правило, уклоняются.Для людей, воспитанных гиперопекающими родителями, ответственность — вещь ужасная, они бегут, как только узнают или услышат о ней.

Родители-«спасатели», как и родители-«жандармы», воспитывают в детях безответственное отношение к жизни. Родители-«спасатели» полагают, что любить — значит превратить своих детей в центр вселенной. Они кружатся над ребеночком, бросаются ему на помощь, как только с ним случится малейшая неприятность,носят ему в школу завтраки, постоянно

Оправдывают его объяснительными записками, освобождают от занятий, делают за него домашние задания. Они постоянно выручают своего юного отпрыска из беды. Дня не проходит, чтобы они не уберегли его от чего-то.Они думают, что облегчают жизнь своим деткам, но эти детки оказываются неприспособленными к сюрпризам, уготованным реальностью, так как их лишили возможности приобрести необходимый опыт. И все это было сделано якобы «во имя любви»!

Родители-«спасатели» в своих глазах, конечно же, выглядят образцовыми мамами и папами. Они чувствуют себя не в своей тарелке, если не вмешаются в ситуацию. Но взрослый мир устроен по-другому.В нем некому будет каждый раз вытаскивать из очередной неприятности, и рано или поздно дети столкнутся в своей жизни с ситуацией, из которой их некому будет спасти. По вине родителей, не давших им права на ссадины на коленках, они окажутся на грани душевного и даже материального банкротства.

Другая позиция в воспитании безответственности — это родители-«жандармы»,которые постоянно твердят,

Что и как надо делать. Речь родителей-«жандармов» изобилует всяческими «Нельзя!» и выражениями типа «Я же сказал!». Их власть безгранична. Они во что бы то ни стало добиваются исполнения своих приказаний. Они знают, с какими мальчиками и девочками можно, а с какими нельзя дружить их любимому чаду. Когда же их детям предоставляется случай думать и решать самим, они, к ужасу и разочарованию своих родителей,принимают совершенно

Неразумные решения. Информация, поступающая от родителя-«жандарма», состоит в следующем: «Ты не способен решать сам, потому я буду делать это за тебя».Многие родители, сами того не осознавая, лишают ребенка возможности обучиться умению принимать решения и нести за них ответ, что является важнейшей составляющей психологического, а значит и духовного возрастания.

Не все люди становятся ответственными лишь в силу того, что они взрослеют. Нередко приходится встречать тридцати и сорокалетних людей, которые так и не научились быть ответственными за свою жизнь. Люди могут научиться быть ответственными, если они знают, что действуют сами и сами принимают решения, последствия которых будут нести самостоятельно. Защищая ребенка от опасностей жизни, родители рискуют помешать ему развить в себе ту силу, которая может справиться с этими опасностями. Отсутствие у детей веры в свои способности связано, прежде всего, с неверием окружающих (родителей, учителей) в эти способности.

Различение душевного и духовного:

Нередко люди, живущие на поверхности осознания, оказываются изолированными от своих глубинных духовных чувств. Возможно, они ощущают пустоту собственной жизни, осознают, что просто плывут по течению жизни, и для того, чтобы хоть как-то разнообразить, заполнить эту пустоту, в надежде прибиваются к церковному кораблю. Священнику очень важно иметь в виду, что приход таких людей к церковному порогу может носить не духовный, а душевный характер.

Само понятие свободы невозможно отделить от ответственности. Ребенок растет — растет и его ответственность. Душевно зрелый человек ищет и желает свободы быть ответственным, свободы совершать ошибки, делать самостоятельный жизненный выбор. Если кто-то вмешивается в сферу ответственности такого человека, он чувствует себя неуютно. Душевно незрелый человек, напротив, ищет того, кто бы понес этот неподъемный для него груз — груз ответа за последствия своих действий и поступков.

Однако мы не несем ответственность за поступки, которые не являются результатом нашего свободного выбора. Знаменитое слово архиепископа Иоанна Шаховского «О малом доброделании» дает нам замечательный ориентир на малое делание, на ответственность в мелочах. Желание взять на себя ответственность «за все сразу» на самом деле означает ни за что не отвечать.

Пока человек верит, что его жизненная ситуация, его греховное поведение, его страстные проявления, его безденежье или несчастность порождается кем-то другим, какой-то внешней силой или, возможно, неблагоприятным стечением обстоятельств, у него нет оснований стремиться к личностному изменению.Некоторые люди не хотят нести ответственности за то, что для них ценно, т.е. за свои ценности.

Многие люди на основании своих детских впечатлений принятие ответственности неразрывно связывают с необходимостью признать свою вину.

Поэтому наши первые переживания, связанные с ответственностью, именно негативны:мы доказываем, что у нас не было выбора. Чтобы избежать ответственности, мы стараемся переложить ее на других людей, ищем какие-либо внешние «причины», мы изо всех сил стараемся избавиться от «ненужной»

Ответственности. И вот здесь-то и кроется ошибка, которую многие с детства несут во взрослую жизнь. Мы стараемся избежать ответственности потому, что путаем ее с другим понятием — чувством вины. На самом же деле, ответственность и чувство вины — не одно и то же.

Чувство вины заставляет нас оправдывать свои прошлые действия, застревать на них, убеждаться в собственной несостоятельности, никчемности, невозможности что-либо сделать добросовестно и качественно. И чем больше мы чувствуем себя виновными, тем больше мы застреваем в наших прошлых неудачах и переживаниях, «осознавая» невозможность достигнуть чего-то позитивного в настоящем.Личный выбор и решения человека должны находиться в гармонии с ценностными потребностями его души. Лишь в случае, когда он честно для себя ответил на вопросы: «Действительно ли я этого хочу?»,»От чего я готов отказаться,чем пожертвовать, чтобы обрести это?», они будут иметь для него осмысленное и глубокое значение.

Ответственность в любви,за любовь и пред любовью:

Фундаментальной потребностью душевно здоровой личности является потребность любить и быть любимым. Но немногие люди задумывались над тем, что ответственность, наряду с заботой и заинтересованностью, является одной из составляющих любви.Люди, страдающие чрезмерной подозрительностью, мнительностью, придирчивым отношением к ближним, наиболее склонны свои жизненные неудачи объяснять какими-то внешними влияниями. Они совершенно убеждены, что другие относятся к ним жестоко,несправедливо, равнодушно,

Что им не уделяют времени и внимания,не любят их, со временем замечают, что у значимых и дорогих им людей есть «любимчики»,а он в их число не входит, потому что «не хочет пресмыкаться и унижаться…» и т.д. и т.п. Но принять на себя ответственность за то, что они сами наделили окружающих людей определенными чувствами и отношениями, соответственно с которыми и выстраивают свое поведение, таким людям очень трудно. Ведь для них совершенно очевидно, что все действительно относятся к ним негативно, с презрением, без любви, делают из них «козлов отпущения»!

Именно поэтому человек, желающий любви,но имеющий такие формы психологической защиты, любви не получает. Не получает он и внимания, потому что сам провоцирует окружающих его людей относиться к нему без любви.Многие люди отказываются принять тот факт, что они противятся любви. Вокруг них — море любви, но они не осознают,что их одиночество является результатом собственной неспособности воспринимать любовь. Иногда они говорят: «Любовь других людей не может пробиться внутрь меня», подобными высказываниями отрицая собственную ответственность за отклик на любовь.

Они очень тонко маневрируют, чтобы избежать ответственности в любви. Чтобы исправить положение, обрести любовь, необходимо мужество. Необходимо провозгласить свое сердце личной территорией, нашей собственностью, а затем работать над этим. В результате этой работы двери благодатной жизни могут открыться для нас.

Итак,ответственность является одной из составляющих любви. Любить означает относиться к ближнему ответственно.Мы должны любить друг друга,

А не быть друг другом. Я не могу переживать чувства другого человека, я не могу думать за него, я не могу вести себя за другого так, как полагается, я не могу пережить за другого его разочарование, чтобы ему стало легче жить. Я не могу расти за другого, это может делать только он, как и другой не может расти за меня.И еще один очень важный момент — мы ответственны за то, что не устанавливаем барьеры безответственному и разрушительному поведению других людей.Мы поступаем безответственно, если проходим мимо, видя, как совершается хулиганство, насилие.

Прежде всего необходимо учитывать тот факт, что конфликт сначала происходит внутри человека, в нем самом. А затем уже этот конфликт проецируется на окружающих людей, в окружающий мир. Если сам человек конфликтен, то именно таковыми он видит людей, и таким же образом строит отношения вокруг себя. Люди не таковы, какими они нам чаще всего кажутся! Нередко мы видим на лицах людей отражение нашего внутреннего состояния.Принятие ответственности означает, что человек должен взять ответственность за все свои чувства, включая

Неприятные, часто проецируемые на других. Например, чаще всего именно по причине того, что человек не готов принять ответственность за осуждение людей, он проецирует свое критическое отношение на других.Большинство людей не хотят принять ответственность за свою пристрастность по отношению к другим людям. Поэтому они проецируют ее вовне и затем живут со страхом отвержения.

Одна из самых важных наших ответственностей состоит в том, чтобы принять ответственность за свое недоверие и недоброжелательность, осознав, что свой внутренний мир мы проецируем на других.

Любая боль, душевная или телесная, сигнализирует о необходимости изменений. Боль — благой сигнал о том, что назрела необходимость каких-то перемен. Однако большинство людей предпочитают глушить или игнорировать боль. Возможно, под действием тех или иных обезболивающих препаратов боль утихнет, но ведь причина боли тем самым не устранится. Принятие боли означает принятие того, что человек отвергал, в чем не хотел признаться самому себе. В момент принятия и осознания боли, если сигнал понят и принят правильно на все трех уровнях: духовном, душевном и телесном, ее позитивная роль выполнена, теперь ее можно устранить.

Болезни сердца зачастую возникают как следствие недостатка любви и безопасности, а также от эмоциональной замкнутости. В традиционных культурах сердце рассматривалось как символ любви,центр жизненных сил человека. Сердце бьется от радости, сжимается от боли, люди принимают многое близко к сердцу.Принято говорить о сердечном холоде, бессердечии, добросердечии. На эмоциональные потрясения сердце реагирует изменением ритма. Сердечные расстройства происходят из-за невнимания к собственным чувствам. Человек, считающий себя недостойным любви, не верящий в возможность любви, или же запрещающий себе проявить свою любовь к другим людям, непременно столкнется с проявлениями сердечно-сосудистых заболеваний. Научение контакту со своими истинными чувствами, с голосом собственного сердца в значительной мере облегчает бремя сердечных болезней, со временем приводя к частичному или полному выздоровлению.

Гипертония нередко возникает по причине самоуверенного желания взять на себя непосильную нагрузку, трудиться без отдыха, потребностью оправдать ожидания окружающих людей, остаться значимым и уважаемым в их лице, и в связи с этим вытеснением своих глубинных чувств и потребностей. Все это создает соответствующее внутреннее напряжение. Гипертонику желательно оставить погоню за мнением окружающих людей и научиться жить и любить людей прежде всего в соответствии с глубинными потребностями собственного сердца.Проблемы с почками бывают вызваны осуждением, разочарованием, неудачей в жизни.

Сбой иммунной системы и, как следствие — простуда, являются для человека сигналом со стороны организма: «Хозяин, остановись, не спеши, сделай небольшую передышку, слишком многое пытаешься успеть!».Астма, проблемы с легкими бывают вызваны неумением (или нежеланием) жить самостоятельно, а также недостатком жизненного пространства. Астма, судорожно сдерживая входящие из внешнего мира воздушные потоки, свидетельствует о страхе перед откровенностью, искренностью, перед необходимостью принимать то новое, что несет каждый Божий день. Навык принятия Промысла Божия в скорбных и радостных обстоятельствах жизни, доверие Богу и, как следствие, обретение доверия людям, является важной психологической составляющей, способствующей выздоровлению.

Желудочные проблемы: язвенный колит, запоры, по мнению психотерапевтов, следствие застревания в прошлом, нежелания раскрепостить старые идеи и взять ответственность за настоящее. Желудок чутко реагирует на наши проблемы, страхи, ненависть, агрессивность и заботы. Подавление этих чувств, нежелание признаться себе в них, попытка проигнорировать и «забыть» их вместо осмысления, осознания и разрешения могут стать причиной различных желудочных расстройств. Длительное раздражение, имеющее место в состоянии стресса, ведет к гастриту.Изжога, избыток желудочного сока свидетельствует о вытесненной агрессивности. Решением проблемы на психосоматическом уровне видится преображение сил подавляемой агрессии в действие активного отношения к жизни и обстоятельствам.Проблемы с глазами (на психосоматической основе) — нежелание что-то видеть, неприятие окружающего мира таким, каков он есть.

Нервозность, состояние внутреннего беспокойства — позывы и порывы к деятельности при безадресности возникающих жизненных сил. Нервничающий человек постоянно ощущает внутреннее давление в связи с тем, что действительность не такова, как ему бы хотелось. Он постоянно мечется в поисках решения проблем или мучительно приспосабливает свои запросы к действительности.Астения,ощущение бессилия сегодня свойственно многим людям, окружающим нас. Тот, кто не признает в себе достаточного количества сил для возможности действовать, на самом деле просто уходит от ответственности за свою жизнь. За всем этим скрывается недоверие Богу, страх ошибиться, недостаток дерзновения. Началом избавления от астенических проявлений является осознание того, что это состояние не является чем-то независящим от человеческой воли, а порождается в недрах безответственности самим человеком.

Инфекционные заболевания, — здесь пусковыми механизмами являются раздражение, злость, досада. Любая инфекция указывает на неизжитый душевный разлад. Слабая сопротивляемость организма, на которую накладывается инфицирование, связана с нарушением душевного равновесия.Диабет бывает вызван потребностью контролировать, печалью, а также неспособностью принимать и усваивать любовь.

Диабетик не выносит привязанности и любви, хотя жаждет их. Он бессознательно отвергает любовь, несмотря на то, что на глубинном уровне испытывает сильнейшую потребность в ней. Находясь в конфликте с самим собой, в неприятии себя, он не в состоянии принимать любовь от других. Обретение внутренней душевной умиротворенности, открытости на принятие любви и способности любить — начало выхода из болезни.

Ожирение — проявление тенденции защищаться от чего-то.Чувство внутренней пустоты часто пробуждает аппетит. Поедание обеспечивает многим людям ощущение «приобретения». Но душевный дефицит не заполнишь едой. Недостаток доверия Богу и страх перед жизненными обстоятельствами ввергают человека в попытку заполнить душевную пустоту внешними средствами.Проблемы с зубами чаще всего бывают вызваны нерешительностью, неумением принимать самостоятельные решения. Кариес отнимает у зубов твердость. Именно таким образом иммунная система человека реагирует на внутреннюю нестойкость желаний, неуверенность в достижении избранной цели,осознание

«непреодолимости» жизненных трудностей.Проблемы со спиной могут быть следствием переживаемого недостатка поддержки, внутреннего перенапряжения, излишней требовательности к себе.

Бессонница, — человек ответственен и за нее. Снотворное не решит проблем, ведь бессонница — бегство от жизни, нежелание признавать ее теневые стороны. Найти истинную причину беспокойства, научиться подводить итоги дня, вернуть себе нормальный ритм, разрешить себе вечером уход в сон-все это поможет разрешению проблемы.Согласно психосоматической теории, рак порождается непрощенными обидами, чрезмерной фиксацией на какой-то утрате, ненавистью, потерей смысла жизни.

Рак долгое время считался находящимся за пределами индивидуального контроля. Это заболевание рассматривалось как прототип внешне необратимой болезни. Рак поражает без предупреждения и кажется, что больной мало что может сделать, чтобы повлиять на течение или исход болезни. Последнее время в научных кругах предпринято несколько широко освещавшихся попыток сменить эту позицию по отношению к раку на противоположную. Согласно современной теории этого заболевания, в каждом организме постоянно производятся раковые клетки. Иммунная система успешно сопротивляется, вымывая их из организма до тех пор, пока тот или иной фактор не снижает сопротивляемость организма, вызывая восприимчивость к раку. Значительная часть данных свидетельствует о том, что стресс снижает сопротивляемость болезни, влияя на иммунную систему и на гормональный баланс.

Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что душевные силы человека, изменение его убеждений о собственной болезни, осознание собственной ответственности за возникновение болезни могут быть использованы в преодолении, активном противостоянии и полном выздоровлении не только от рака, но и от многих других заболеваний.

1. «Повзрослеть не обязательно означает жениться, или завести детей, или взять ипотечный кредит. Повзрослеть - означает научиться чувствовать ответственность за других - и ловить кайф от того, что эта ответственность способна принести». Гвен Купер «Одиссея Гомера»
2. «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». Фазиль Искандер «Стоянка человека»
3. «Ответственность есть проба мужества человека». Горацио Нельсон
4. «Когда мы принимаем решение взять на себя ответственность, мы перестаем бездарно тратить время, обвиняя время, людей и обстоятельства, то есть то, что не имеет к нам отношения». Луиза Хей
5. «Трусость всегда стремится переложить ответственность на кого-нибудь другого». Хулио Кортасар
6. «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все». Федор Достоевский
7. «Наконец-то я понял, почему Господь в cвоей любви сотворил людей ответственными друг за друга и одарил их добродетелью надежды. Ибо так все люди стали посланниками единого Бога, и в руках каждого человека - спасение всех». Антуан де Сент-Экзюпери
8. «Вместо того, чтобы смело признать существующий беспорядок, трагедии, преступления, каждый стремится доказать свою невиновность и найти алиби, позволяющее уйти от ответственности за последствия собственных деяний». Альберт Эйнштейн
9. «Чем больше свободы, тем больше ответственности. Вечно актуальный древний парадокс». Тимоти Лири
10. «Сброшенный груз ответственности никогда не падает на землю, он мягко ложится на чужие плечи». Уже народная мудрость
11. «Ответственность как одежда - снять ее с себя полностью можно, но как-то перед людьми не удобно». Уже народная мудрость
12. «Мы в ответе за тех, кого не научили отвечать». Кэтрин Прайс
13. «Всю ответственность за все, что происходит с человеком, нужно возлагать на самого себя, а не на судьбу, на Бога, на расположение звезд и на еще бог весть кого или что. Сегодня с нами происходит то, что мы создали вчера, завтра будет то, что мы сотворили сегодня». Владимир Лермонтов «Сила поющего сердца»
14. «Сделать выбор порой бывает невероятно трудно, но не невозможно. Говорить, что выбора у тебя не было, - значит снимать с себя всякую ответственность». Патрик Несс «Война хаоса»
15. «Чем больше чувство ответственности, тем меньше жажда власти». Стефан Гарчиньский
16. «Поразительно, но именно прощение, а не вина повышает ответственность». Келли Макгонигал «Сила воли»
17. «На людей, чьи поступки до такой степени зависят от настроения, нельзя возлагать никакой серьёзной ответственности». Стефан Цвейг «Нетерпение сердца»
18. «Ответственность есть проба мужества человека». Горацио Нельсон
19. «Власть - это долг; свобода - ответственность». Янина Ипохорская
20. «Ты свободен, а значит всерьёз за себя отвечаешь». Джейсон Стэтхэм
21. «Нельзя падать духом только потому, что не оправдалась надежда переложить ответственность на другого». Мэри Стюарт «И девять ждут тебя карет»
22. «Ты всегда в ответе за то, чему не пытался помешать. Жан-Поль Сартр
23. «Мы сами определяем направление ветра. Нет ничего важнее, чем принять ответственность за еще не совершенные шаги». Эльчин Сафарли «Если бы ты знал…»
24. «Человек действительно становится человеком, когда он принимает полную ответственность – кем бы он ни был, он за это ответственен». Ошо (Бхагван Шри Раджниш) «Храбрость. Радость жить рискуя»
25. «Цена величия – ответственность». Уинстон Черчилль
26. «Чтобы нести ответственность, мало иметь сильные плечи и руки, нужен разум». Гарри Симанович
27. «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит». Зигмунд Фрейд
28. «Человек должен заново открыть в своей душе глубочайший смысл ответственности перед миром, что означает ответственность перед чем-то высшим, чем сам человек». Вацлав Гавел
29. «Быть человеком - значит взять на себя какую-то ответственность, а не просто заполнять собой пространство». Джон Стейнбек «На Восток от Эдема»
30. «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы». Джордж Бернард Шоу
31. «Привычка. Вот проблема. Всё, что тебе нужно, – это быть осознанным в своём выборе и ответственным за свои действия». Из х\ф «Мирный воин»
32. «Но как научиться нести ответсвенность? Нужно жить в мире, принимать собственные решения, делать собственные ошибки». Из х\ф А в душе я танцую (Inside I’m Dancing)
33. «Каждый человек – автор своей жизни. Что посеешь – то и пожнешь. Для меня очевидна одна вещь: ответственность за все, что с тобой происходит, лежит только на тебе – независимо от того, согласен ты с происходящим или нет». Роберт Дауни (младший)
34. «Человек может сколько угодно проклинать свое детство, бесконечно упрекать родителей во всех своих несчастьях, слабостях и пороках, винить их в суровых жизненных испытаниях, но, в конечном счете, он сам несет ответственность за свою судьбу и становится таким, каким хотел стать». Марк Леви «Те слова, что мы не сказали друг другу»
35. «Слишком большая свобода опасна для тех, кто не может справиться с ответственностью, сопровождающей независимость». Антон Шандор ЛаВей «Записная книжка Дьявола»
36. «Для того, чтобы стать свободным - достаточно осознать себя». Клиффорд Саймак
37. «Ответственность и свобода составляют духовную сферу человека». Виктор Франкл
38. «Тот день, когда Вы полностью возьмете на себя ответственность за собственное будущее и прекратите искать оправдание сомнениям, станет днем начала движения к вершинам». О. Джей Симпсон
39. «Ответственность лежит на самом человеке, а не на «исторических событиях». Вильгельм Райх
40. «Слово «случайность» придумано, чтобы избежать ответственности». Эриан Шульц

Очередной опрос. Социологи Левада-центра подытожили: Россияне сняли с себя ответственность за страну

Левада-центр опубликовал данные своих исследований на тему ответственности россиян. Нет-нет, не той ответственности, с которой в последние годы ассоциируется это слово. Ведь, как говорят в таких случаях, сначала надо определиться в терминологии. Думаю, если бы Левада-центр спросил, что такое в понимании нынешних россиян ответственность, явное большинство сказали бы об ответственности уголовной, или административной, или гражданско-правовой, не забыли бы об ответственности по налогам и сборам, ответственности за нарушение правил дорожного движения и, думаю, только на последнем месте по числу опрошенных оказались бы те реликты, которые не побоялись бы сказать о понимании слова «ответственность» как чувства долга гражданина перед Родиной, перед семьей или уж тем более перед будущим, перед человечеством.

Безусловно, за последние 25 лет число граждан, доверяющих разным соцопросам, стало еще меньше, чем тех, кто вкладывает в слово «ответственность» что-то кроме репрессивного смысла. На мой взгляд, не является исключением и Левада-центр. Опять же, по моим ощущениям, большинство так называемых центров изучения общественного мнения предназначено для того, чтобы подогнать под «волю народа» какую-нибудь очередную «непопулярную реформу». Ну как в свое время завсегдатаи либеральных КВНов и капустников издевались, что в СССР автобусные остановки переносили «по просьбам трудящихся». Потом, с началом капитализма, мелочиться с остановками перестали и «по просьбам трудящихся» посадили нам на шею таких эксплуататоров, что мы и представить себе не могли. «Земля твоя продана, кем-то подобрана и тобой это все как будто одобрено» - это слова из песни «Зло» группы «Дискотека Авария». И масса «центров исследований общественного мнения» утверждали нам, что нет для россиян большего счастья, чем тяжко и за копейки работать, чтобы кто-то один за них за всех красиво отдыхал.

Так или иначе, по мнению Левада-центра, 64% россиян не чувствуют ответственности за происходящее в нашей стране. Об этом свидетельствуют результаты проведенного центром опроса. 73% граждан уверены, что никак не могут повлиять на ситуацию в государстве.

И лишь около трети россиян, как утверждает Левада-центр, заявили о чувстве своей ответственности за происходящее в стране. Причем в полной мере ее ощущают только 3% опрошенных, а 22% считают свою ответственность незначительной.

22% россиян видят возможность повлиять на события в государстве, но лишь 5% респондентов оценили меру своего влияния как полную или значительную. 42% опрошенных заявили, что в той или иной степени контролируют ситуацию в своем городе или районе, однако только 12% граждан контролируют ее в полной или значительной мере, а 54% полагают, что никакого влияния оказать не могут.

Возможность в полной или значительной мере повлиять на происходящее в своем доме или дворе признали 41% респондентов. Чуть больше опрошенных (42%) в полной или значительной мере контролируют происходящее у себя на работе.

Ответственность за своих близких чувствуют большинство россиян. 99% опрошенных назвали себя ответственными за происходящее в семье. 70% респондентов ощущают эту ответственность в полной мере. 98% опрошенных заявили, что в той или иной степени могут повлиять на происходящее в собственной семье. 91% респондентов оценивают влияние на своих близких как полное или значительное.

Многие могут спросить - как же так? Ведь последние два года мы наблюдаем явный патриотический подъем и огромный интерес к политическим событиям в стране и мире. Да и как остаться равнодушным, если на наших глазах рушатся все идеологемы, на которых власти пытались строить жизнь России последние 25 лет? И тут вдруг оказывается, что 64% не чувствуют никакой ответственности, 73% не видят возможности влиять на жизнь страны, зато 91% уверены, что могут влиять на свое ближнее окружение.

Думаю, либералы, к каковым я отношу и деятелей Левада-центра, сделают из своего исследования вывод, что патриотизм россиян и их любовь к Родине сильно преувеличены. И надо снова пригласить на царство Кудрина, снизить геополитическую напряженность и занять спокойное место сырьевого придатка, пусть и не такого прибыльного, как, например, году в 2008-м.

Я же сделаю другой вывод. Уверен, абсолютное большинство наших граждан хотели бы чувствовать ответственность за всю страну, активно участвовать в ее политической жизни и влиять на нее. Но куда там! Ведь если нам, гражданам, дать влиять на жизнь страны, да еще исходя из нашего чувства ответственности, как же проводить «непопулярные реформы»? В свое время такие столпы демократии, как Чубайс, Немцов и Новодворская, в разных СМИ говорили примерно одно: если дать «этому» народу свободные выборы, к власти быстро вернутся коммунисты. А Новодворская, как сейчас помню, после танкового расстрела парламента в 1993 году говорила, что «демократия должна быть только для демократов». Немцов как раз стоял у истоков идеи радикального ограничения права россиян на референдум, а про Чубайса я и не говорю. Покажите мне хоть одного человека в России, кто был бы доволен его «реформами».

Пренебрежение нормами демократии - главенствующая особенность капитализма. А как еще сохранить богатых богатыми, а бедных оставить бедными? Ведь даже арифметически бедных в сотни и тысячи раз больше, и если дать им свободные выборы, от капитализма не останется и следа. Понятно, что Запад плевал на референдум 17 марта 1991 года в нашей стране, когда абсолютное большинство народа проголосовало за СССР, - Западу надо было разрушить геополитического противника. Но приступы ненависти вызывают волеизъявление народа и в их собственных странах - будь то референдум в Нидерландах против безвизового режима для нынешней Украины или референдум в Великобритании по выходу из американского загона для Европы - Евросоюза.

Много ли будет радости власть имущему классу, если граждане будут в слово «ответственность» вкладывать что-то кроме уголовных, административных и прочих репрессий? Нужна ли нынешним властям ответственность граждан за страну? Безусловно, не нужна. Более того, слишком ответственные граждане могут столкнуться с жесткими неприятностями и проблемами. На мой взгляд, последние 25 лет власти под разговоры о «демократии» делали все возможное, чтобы свести к минимуму любые попытки народа хоть что-то изменить, хоть как-то на что-то влиять, при этом давая понять, что со слишком уж ответственными за судьбы Родины будут поступать без всяких церемоний. «Каждый сверчок - знай свой шесток!», «Не суйтесь с нечистым рылом в калашный ряд!» - дореволюционные поговорки вновь обрели свой смысл. «Главное - ваша семья, а в остальном без вас обойдутся!» - внушают нам СМИ на протяжении четверти века. «Начальству виднее, оно все решит за вас».

Поэтому я бы истолковал данные исследования Левада-центра так: 64% россиян были бы рады чувствовать свою ответственность за страну, но понимают, что их ответственность не нужна и даже опасна. По той же причине 73% считают, что изменить ничего невозможно.

У Бернарда Шоу я вычитал мудрую мысль: «Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ее». Думается, этот силлогизм справедлив и при обратном прочтении: ответственность означает свободу, вернее предопределяет ее.

Как показывает исторический опыт, в моменты, когда тектонические плиты истории приходят в движение, - а мы как раз живем именно в такое время - народ очень даже может что-то изменить. Более того, разве не вынуждена власть во многих вопросах - от Крыма до частичной словесной реабилитации советского прошлого, от поддержки Донбасса до вынужденного изменения внешней политики - идти на поводу у явно и ярко выраженного народного мнения? А если такие процессы накладываются на выборы, как в нынешнем году, то шансы на реальные изменения возрастают многократно.

Ну а методика действий, как нельзя лучше подходящая к данным исследований Левада-центра, прекрасно описана у Владимира Маяковского:

Кто его услышит?

Разве что жена, да и то,

если не на базаре, а близко.

Но если в Партию сгрудились малые,

Сдайся враг, замри и ляг!

Партия - рука миллионопалая,

Сжатая в один громящий кулак!

Дмитрий АГРАНОВСКИЙ

г. Электросталь,

Московская обл.

Дмитрий АГРАНОВСКИЙ