Стихотворение "все в жертву памяти твоей" пушкин александр сергеевич. Всё в жертву памяти твоей

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Из памяти твоей я выну этот день, Чтоб спрашивал твой взор беспомощно-туманный: Где видел я персидскую сирень, И ласточек, и домик деревянный? О, как ты часто будешь вспоминать Внезапную тоску...
  2. Ночь безлунная звездами Убирала синий свод; Тихи были зыби вод; Под зелеными кустами Сладко, дева-красота, Я сжимал тебя руками; Я горячими устами Целовал тебя в уста; Страстным жаром подымались Перси...
  3. Ужели я во всем разочаруюсь! Ужели весь прекрасный этот мир — Одна мечта, пустое заблужденье, И некогда слетит с него покров? Ужели я не должен верить чувству, Не увлекаться пламенной...
  4. Очам твоей души — молитвы и печали, Моя болезнь, мой страх, плач совести моей; И все, что здесь в конце, и все, что здесь в начале,- Очам души твоей… Очам...
  5. Б. Я. С. Мечта моей ты юности, Легенда моей старости! Но как не пригорюниться В извечной думе-наросте О том, что юность временна, А старость долго тянется, И, кажется, совсем она...
  6. Стихи, стихи, бойцы моей души. Моя победа и моя отрава. Забвенья и сомненья камыши… И под обстрелом стонет переправа. Что ждет тебя на дальнем берегу?- Неведомо перегорелым нервам. Сквозь тину...
  7. Была пора: поэзия венчала Святым венцом героев и богов, — Поэта гимн во храме идеала Священней был всех жертвенных даров. Таили чудно вещей лиры звуки Волшебную и творческую власть, Будя...
  8. Жаждой славы окрыленный, Простодушный и влюбленный, Он глядит на божий мир, Как на рыцарский турнир. Чуждый страха и упрека, Против злобы и порока Обращает он свое Позлащенное копье. Но врага...
  9. Как дымный вечер, скорбен я… Как шорох ночи — речь моя! Бессильный трепет грез во мне, Что лунный блеск в морской волне… Порядок вещих дум моих, Что звездный свет, печально-тих…...
  10. Преемник славного, великого поэта, С душой, похожею на бурный океан, Ты по земле прошел как яркая комета, Рассеяв сладостный возвышенный обман В сердцах, доверчиво считать привыкших сказку За слово истины;...
  11. Подхожу задумчивый к окошку; Неба свод сияет голубой; Солнце светит ярко; понемножку Рыхлый снег сбегает с мостовой; Облаков на юге стаи целые Плавают, как лебеди — все белые… Каплет с...
  12. В комнате твоей Слышен шум ветвей, И глядит туда Белая звезда. Плачет соловей За твоим окном, И светло, как днем, В комнате твоей. Только тишина, Только синий лед, И навеки...
Вы сейчас читаете стих Все в жертву памяти твоей, поэта Пушкин Александр Сергеевич

«Все в жертву памяти твоей»

Написанное в 1825 г. в Михайловском известное восьмистишие Пушкина «Все в жертву памяти твоей» мало привлекало внимание исследователей. А между тем оно того заслуживает.

Напомним его:

Предельно простое на первый взгляд его содержание - перечисление того, что принесено в жертву чьей-то памяти, - на самом деле не так-то просто. Действительно, ведь выступают в одном качестве - принесенных в жертву - как несомненно дорогие для Пушкина творчество («голос лиры») и слава, так и бесспорно тягостные для него изгнание и ревность. Недаром акад. В. В. Виноградов писал когда-то, что трудно «понять смысловой строй этого стихотворения, приемы сцепления всего того, что приносится в жертву чьей-то памяти».

Полностью раскрыть смысл стихотворения можно, лишь ответив на два вопроса: что означает «твоя память» и что значит «все в жертву»? Первый вопрос нетруден. «Твоя память» у Пушкина всегда означает «память, воспоминание о тебе». Со вторым вопросом сложнее. «Все в жертву» - это несомненно усеченное «все принесено в жертву». Но что в данном конкретном случае означает «принесено в жертву памяти»?

«Словарь языка Пушкина» зарегистрировал ряд значений выражения «жертвовать», «приносить в жертву». Значения эти разнородны и порою противоречат одно другому. Это - «совершать жертвоприношение», «воздавать хвалу», «отдаваться во власть какого-нибудь состояния, чувства», «не щадить», «подвергать опасности», «отказываться от чего-нибудь», «поступаться чем-нибудь ради кого-то, чего-то». Внимательное чтение произведений и писем Пушкина позволяет добавить близкие к названным значениям: «приносить в дар», «посвящать», «служить», «поклоняться, покоряться». Но ни одно из перечисленных значений - и это легко доказать - не подходит для стихотворения «Все в жертву памяти твоей» в целом,

особенно если учесть, что речь идет о принесении в жертву не кому-то, а памяти, воспоминаниям о ком-то.

Думать же, что в пределах одного предложения (а именно им является данное стихотворение) Пушкин придавал выражению «принести в жертву» разный смысл, трудно.

Очевидно, должно существовать еще одно, не учтенное «Словарем языка Пушкина» понимание этих слов, пригодное для всех строк стихотворения.

Оно действительно отыскивается. Это - «пренебречь» с близкими к нему у Пушкина эквивалентами: «перестать придавать значение», «забыть». И как только подставятся эти значения, смысл стихотворения становится ясным и понятным.

Если осмелиться пересказать стихотворение прозой, оно будет выглядеть так: Поглощенный воспоминаниями о тебе, я перестал творить (забыл «голос лиры вдохновенной»), пренебрег слезами влюбленной девушки, перестал ревновать, забыл о славе, не замечаю мрака изгнания, перестал восторгаться красотой светлых мыслей, забыл о мщении.

Полную уверенность в правильности такого толкования может, однако, дать лишь знание того, при каких обстоятельствах стихотворение было создано и, в частности, к кому оно обращено.

Вряд ли следует за каждым словом пушкинской лирики искать реальные факты жизни поэта. Но бывают случаи - и они нередки, - когда биографическая подоплека произведения очень сильна, и лишь ее понимание помогает до конца понять его. Недаром П. А. Плетнев, близко знавший Пушкина и его творчество, писал, что «без биографии Пушкина, как без ключа, нельзя проникнуть в таинство самой поэзии». Это относится и к рассматриваемому стихотворению. Попытаемся же определить, к кому оно обращено.

Литературоведческая и читательская традиции прочно связали это стихотворение с Е. К. Воронцовой. Сторонники такой версии не утруждают себя аргументацией, довольствуясь распространенным представлением о любви Пушкина к Воронцовой. Но нельзя не отметить, что в середине 1825 г. следы этого чувства понемногу исчезают (последнее известное нам упоминание Воронцовой в стихах и письмах Пушкина относится к апрелю 1825 г.) и - что гораздо важнее! - почти все строки стихотворения «Все в жертву памяти твоей» решительно противоречат общепринятой версии.

Действительно, как согласовать «принесение в жертву», т. е. отказ от блеска славы, со всем тем, что известно о мыслях Пушкина при воспоминаниях о Воронцовой? Он совершенно не пренебрегал славой, более того - жаждал ее: достаточно вспомнить хотя бы знаменитое «Желание славы». Пушкин не забывал и «мрака изгнанья», а напротив, очень тяготился им. При воспоминании о Воронцовой не исчезал и «трепет ревности» - об этом говорит страстное «Но если... », которым обрывается стихотворение «Ненастный день потух... ».

Рассеять для Пушкина мрак изгнания, заглушить ревность могли, по-видимому, лишь воспоминания о другой женщине, скрасившей это изгнание, заставившей забыть далекую возлюбленную, отодвинувшей мечты о мести.

Этой «другой» была Анна Петровна Керн. Именно к ней и обращено стихотворение «Все в жертву памяти твоей».

Такое мнение уже высказывалось. И. А. Шляпкин, публикуя это стихотворение, писал: «Стихотворение прекрасно рисует состояние духа Пушкина и, вероятно, относится к Анне Петровне Керн, уехавшей в июле 1825 г. в Ригу». В 1953 г. на заседании Пушкинской комиссии в Ленинграде поддержал эту точку зрения, а затем развил ее в романе «Пушкин в изгнании» и писатель И. А. Новиков.

Версия эта порой встречает возражения, но она ближе всего к истине. Летом 1825 г. А. П. Керн гостила у П. А. Осиповой в Тригорском, и Пушкин испытал краткое, но сильное увлечение ею. Свидетельством этого служат письма поэта.

Пробыв недолго в Тригорском, Анна Петровна уехала в Ригу, оставив пылкую «память» о себе. Сразу же после ее отъезда Пушкин шлет вдогонку письмо, адресованное Анне Николаевне Вульф, но совершенно явственно предназначенное для Анны Петровны, содержание которого ясно говорит об обуревающем его чувстве. А затем почти с каждой почтой он пишет самой Анне Петровне. Взволнованные и нежные, но написанные по-французски письма поэта несут на себе неизбежный при этом для Пушкина налет легкомыслия и куртуазности. Однако это не может скрыть отраженного в них сильного чувства, нарастающего от письма к письму.

Дополнительным аргументом в пользу того, что «Все в жертву памяти твоей» обращено к Керн, служит время и место создания стихотворения. Как известно, под текстом дошедшего до нас автографа имеются пометы:

Тригорское 22

б. Триг<орское> 23 1825»

Они должны привлечь наше внимание.

Во время михайловской ссылки Пушкин чуть ли не ежедневно бывал в Тригорском. Недаром в письме П. А. Осиповой, временно уехавшей в Ригу, он писал: «... вспоминайте иногда Тригорского (т. е. Михайловского) изгнанника - вы видите, я, по старой привычке, путаю и наши жилища» (XIII, 196, 540). Однако из всех созданных за время ссылки стихотворений лишь одно «Все в жертву памяти твоей» помечено Тригорским. А Тригорское полно памятью об А. П. Керн.

Что касается даты создания стихотворения, то числа 22-е-23-е наиболее вероятны для июля, августа или сентября 1825 г.

22 июля - это вскоре после отъезда Анны Петровны. Она уехала 19-го; 21-го, как уже упоминалось, Пушкин послал Анне Николаевне Вульф письмо, наполненное воспоминаниями о Керн. Накануне он четыре часа подряд проговорил о ней с Алексеем Вульфом; в Тригорском все пели ее любимый романс, и у него от этого «сердце ноет»; но ночам он гуляет в саду, повторяя: «... она была здесь... » (XIII, 190-191, 538-539). Воспоминания об Анне Петровне - острые, свежие, они вполне могли продиктовать стихи «Все в жертву памяти твоей».

Еще более вероятной представляется дата 22-23 августа. 22 августа написано письмо к Керн. Оно полно заботливости, ревности, признаний («я люблю вас гораздо больше, чем вам кажется») и заканчивается страстной поэмой в прозе: «Прощайте! Сейчас ночь, и ваш образ встает передо мной, такой печальный и сладострастный; мне чудится, что я вижу ваш взгляд, ваши полуоткрытые уста. Прощайте - мне чудится, что я у ваших ног, сжимаю их, ощущаю ваши колени, - я отдал бы всю свою жизнь за миг действительности» (XIII, 212-213, 545-546). Стихотворение «Все в жертву памяти твоей» кажется продолжением этого письма, самого страстного и самого серьезного из всех писем Пушкина Анне Петровне.

Оно могло быть создано и 22-23 сентября. 23 сентября - это день рождения П. А. Осиповой. Пушкин действительно был в этот день в Тригорском (XIII, 229). Накануне, 22 сентября, он также писал Керн: «Пусть вам буду обязан я тем, что познал счастье, прежде чем расстался с жизнью!» И дальше: «Надежда увидеть вас еще юную и прекрасную - единственное, что мне дорого». Письмо заканчивалось мольбой: «Ответьте, умоляю вас, на самое главное в моем письме, и я поверю, что стоит еще жить на свете» (XIII, 229, 549-550).

Какая бы из названных трех дат ни оказалась истинной, любая из них логично связывает стихотворение «Все в жертву памяти твоей» с памятью об Анне Петровне Керн.

А если это так, то совершенно очевидно, что опирающейся на жизненные реалии становится каждая строка пушкинского стихотворения.

Повторяю, было бы художественной бестактностью искать биографический коррелят каждой пушкинской строки. У поэзии свои законы. Вместе с тем нельзя не отметить, что насколько все строки стихотворения «Все в жертву памяти твоей» упорно сопротивляются отнесению его к Воронцовой, настолько легко и естественно они выстраиваются при соотнесении его с Керн.

Все перечисленные в нем «жертвы» вполне могли стать незначительными, забытыми при воспоминании («памяти») об уехавшей недавно из Тригорского Анне Петровне.

Исчез «трепет ревности». В словах о ревности склонны иногда видеть намек на ревность к А. Н. Вульфу. Но при том, что Пушкин действительно ревновал Анну Петровну к ее кузену, в стихотворении речь идет не об этом. Забыть («принести в жертву») «трепет ревности» заставили

воспоминания не о женщине, которую ревновал поэт, а о той, увлечение которой затмило старую любовь и старую ревность.

Нужно также отойти от привычного толкования слов о «мщенье» - «бурной мечте ожесточенного страданья». Следуя А. Н. Вульфу, в них привыкли видеть желание стреляться на дуэли с Толстым-Американцем. Но в представлении Пушкина «мщенье» связано не с дуэлью. Дуэль - это не месть, а «сатисфакция» - удовлетворение за обиду. В дуэли оба противника в равной мере подвергаются опасности, «мщенье» же - это казнь, где может и должен погибнуть только один. Месть - в противоположность дуэли - исключает возможность примирения; это уничтожение врага, и не обязательно физическое, а скорее нравственное. Когда много лет спустя Пушкин снова жаждал мести, которая, по его словам, должна была быть «полной и совершенной», бросить его врага в грязь (XVI, 186, 395), то речь шла совсем не о дуэли, а об ином способе мести - об уничтожении противника в общественном мнении. И говоря в стихотворении «Все в жертву памяти твоей» о «мщенье», Пушкин тоже имел в виду не дуэль.

Главным его оружием в этом было слово, эпиграмма. Летом 1825 г. заслуживал мщения прежде всего М. С. Воронцов, добившийся замены для Пушкина южной ссылки более тяжелым заточением в «далекий северный уезд». На протяжении осени 1824 - весны 1825 г. Пушкин действительно мстил Воронцову злыми эпиграммами. Летом же 1825 г. поток эпиграмм на Воронцова временно прекращается. Мечты о мести на время отодвинуты, забыты, «принесены в жертву».

Что касается «блеска славы», то вполне понятное при данных обстоятельствах «принесение его в жертву» получает реальное подкрепление в письме Пушкина.

Пытаясь реконструировать несохранившиеся письма Анны Петровны по ответному письму Пушкина, мы видим, что А. П. Керн (вероятно, не без настояния П. А. Осиповой) пыталась перевести их переписку и их взаимоотношения в иную плоскость. Пушкин пишет ей о любви, она ему - о восхищении; он готов отдать жизнь за минуту встречи, она же напоминает ему о его поэзии, о славе. И он восклицает: «Не говорите мне о восхищении: это не то чувство, какое мне нужно. Говорите мне о любви: вот чего я жажду. А самое главное, не говорите мне о стихах... » (XIII, 229, 550). Блеск славы «принесен в жертву» мечтам о счастье.

И, наконец, «слезы девы воспаленной». Речь, несомненно, идет о горе влюбленной в поэта девушки. На языке Пушкина «воспаленный» чаще всего обозначает не просто «влюбленный», а «охваченный безответной, неутоленной страстью». Михайловско-Тригорская действительность создавала достаточно возможностей для отринутой девичьей любви к Пушкину. И кого бы ни подразумевал поэт под «девой воспаленной», для любой из них увлечение Пушкина очаровательной гостьей могло быть поводом для слез, которыми Пушкин пренебрег...

Таким образом, предположение о том, что стихотворение «Все в жертву памяти твоей» обращено к Керн, переходит в уверенность. А тем самым подтверждается и сила чувства, владевшего Пушкиным летом 1825 г.

С. М. Громбах

Сноски

Сноски к стр. 98

Есипов Виктор Михайлович - литературовед, пушкинист. Автор двух книг стихов (1987, 1994), а также историко-литературных книг «Царственное слово» (1998), «Пушкин в зеркале мифов» (2006) и многих публикаций на близкие темы в журналах и сборниках. Неоднократный автор «Нового мира».

Неболышой по объему пушкинский лирический текст 1825 года, который мы собираемся рассмотреть, думается, не случайно обойден вниманием исследователей: «понять смысловой строй этого стихотворения, приемы сцеп-ления всего того, что приносится в жертву чьей-то памяти» 1 , по справедливо-му замечанию академика В. В. Виноградова, не так-то просто.

Все стихотворение состоит из одного распространенного предложения:

Всё в жертву памяти твоей: И
голос лиры вдохновенной, И
слезы девы воспаленной, И
трепет ревности моей, И
славы блеск, и мрак изгнанья, И
светлых мыслей красота, И
мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья.

Последняя попытка осмыслить эти стихи была предпринята около двадца-ти лет назад. Исследователь достаточно четко сформулировал задачу: «Полно-стью раскрыть смысл стихотворения можно, лишь ответив на два вопроса: что означает └твоя память" и что значит └всё в жертву"» 2 . Но при решении этой задачи он, как нам представляется, упустил из виду некоторые очень важные вещи: «Первый вопрос нетруден, - несколько поспешно заключил упомяну-тый автор, - └Твоя память" у Пушкина всегда означает └память, воспомина-ние о тебе"» 3 .

1 Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1941, стр. 347.

2 Тромбах С. М. «Всё в жертву памяти твоей...». - «Временник Пушкинской
комиссии», вып. 23. Л., 1989, стр. 98.

По нашему же мнению, «твоя память» (или, если быть более точ-ными, «памяти твоей») заслуживает более пристального внимания. Дело в том, что слово «память» в «Словаре языка Пушкина» в контекстах, соответствующих нашему, в подавляющем большинстве случаев подразумевает обращение к умершему. Приведем наиболее выразительные примеры: «...И память юного поэта / Поглотит медленная Лета...» («Евгений Онегин», 1826); «Уральские ка-заки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачева» («История Пугачева», «Замечания о бунте», 1833); «...И в память горестной Марии / Воз-двигнул мраморный фонтан...» («Бахчисарайский фонтан», 1823); «Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне вступления французов. Па-мять его казалась священною для Маши...» («Метель», 1830); «Что баронесса? память Дельвига есть единственная тень моего светлого существования» (письмо П. А. Плетневу от 24 февраля 1831 года); «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновен-ный, с благоговением и благодарностью посвящает Александр Пушкин» (1830); «...мы готовы обвинить его в юношеской заносчивости, не уважающей ни лет, ни звания и оскорбляющей равно память к мертвым и отношения к живым (курсив мой. - В. Е.)» («Опровержение на критики», 1830) 4 . Подоб-ных примеров в пушкинском творчестве еще множество, но мы не видим не-обходимости увеличивать их перечень, потому что, думается, и так ясно: иг-норировать предложенную нами трактовку «памяти твоей» как памяти об умершей нельзя.

Есть, конечно, отдельные примеры, когда память о ком-то подразумевает живущего современника (современницу) поэта: «...И ваша память только мо-жет / Одна напомнить мне Москву» («Гонимый рока самовластьем...», 1832). Но то легкое альбомное стихотворение, мадригал неизвестной нам юной осо-бе, память о которой всего лишь (хотя и этого не мало!) напоминает поэту о Москве. Совсем другое дело рассматриваемые нами стихи: здесь абсолютно «всё» приносится «в жертву» неизвестной нам избраннице поэта. И по этой то-же причине (по масштабности поэтического порыва) мы склонны отнести пушкинские стихи к умершей: живые, увы, не удостаиваются подобных при-знаний! Такова человеческая природа: значимость близкого для нас существа в полной мере осознается лишь после его смерти...

А что значит «в жертву»? Как отметил упомянутый исследователь, ни одно из значений, зафиксированных в «Словаре языка Пушкина», «не подходит для стихотворения └Всё в жертву памяти твоей..." в целом», предполагать же, что «в пределах одного предложения (а именно им является данное стихотворение) Пушкин придавал выражению └принести в жертву" разный смысл», вряд ли допустимо. Поэтому он предложил свой эквивалент пушкинского «в жертву»: «Это - └пренебречь" с близкими к нему у Пушкина эквивалентами: └перестать придавать значение", └забыть"» 7 . Но с получившимся в результате прочтением пушкинского текста как-то трудно согласиться.

Вот интерпретация исследователя: «Если осмелиться пересказать стихотво-рение прозой, оно будет выглядеть так: поглощенный воспоминаниями о тебе, я перестал творить (забыл └голос лиры вдохновенной"), пренебрег слезами влюбленной девушки, перестал ревновать, забыл о славе, не замечаю мрака из-гнания, перестал восторгаться красотой светлых мыслей, забыл о мщении» 5 . И все эти признания, по предположению исследователя, обращены к А. П. Керн, недавно покинувшей Тригорское.

Но, во-первых, разлука не была вечной. В письмах к Анне Керн Пушкин постоянно рассматривает планы ее приезда, если не в Тригорское, то в Псков, да и тональность этих влюбленно-шутливых писем резко отличается от мрач-ного драматизма рассматриваемого нами поэтического текста: «...ветреность всегда жестока, и все вы, кружа головы направо и налево, радуетесь, видя, что есть душа, страждущая в вашу честь и славу» (25 июля 1825); «Вы уверяете, что я не знаю вашего характера. А какое мне до него дело? очень он мне нужен - разве у хорошеньких женщин должен быть характер? главное - это глаза, зу-бы, ручки и ножки...» (13 и 14 августа 1825); «Если ваш супруг очень вам на-доел, бросьте его, но знаете как? Вы оставляете там всё семейство, берете поч-товых лошадей на Остров и приезжаете... куда? в Тригорское? вовсе нет; в Ми-хайловское!» (28 августа 1825).

А во-вторых, ничем он (Пушкин) на самом деле не пренебрег, и вряд ли это нужно доказывать.

И дело, конечно, не в том, придавал ли Пушкин «выражению └принести в жертву" разный смысл»: пушкинское «в жертву» включает в себя едва ли не все оттенки смыслов, перечисленные нашим оппонентом. Каждое пушкинское слово многозначно.

4 «Словарь языка Пушкина». В 4-х томах. Т. 3. М., 2000, стр. 287 - 288. s Громбах С. М. «Всё в жертву памяти твоей...», стр. 98, 99 соотв.

Это отмечалось многими, например Ю. Н. Тыняновым: «Семантическая система Пушкина делает слово у него └бездной пространства", по выражению Гоголя. Слово не имеет поэтому у Пушкина одного предметно-го значения, а является как бы колебанием между двумя и многими. Оно мно-гомысленно. <...> Семантика Пушкина - двупланна, └свободна" от одного предметного значения, и поэтому противоречивое осмысление его произведе-ний происходит так интенсивно» 6 .

Адекватно перевести пушкинское поэтическое страстное признание на язык прозы, объяснить его прозой в данном случае вряд ли возможно (что, по-видимому, и имел в виду В. В. Виноградов), эти стихи как музыка, они непе-реводимы на уровень строгих логических понятий. Но читатель, способный воспринимать поэзию, не может не ощутить, какое мощное, всепоглощающее чувство владело поэтом при написании этих строк: ощущая свое поэтическое могущество («голос лиры вдохновенной»), видя слезы напрасно влюбленной в него другой «девы», находясь в «блеске славы», переживая «мрак изгнания» - он всегда помнит о той, к которой обращены эти пламенные стихи, до сих пор ревнует ее к кому-то.

Кто она?.. Возможны лишь предположения. Существующее мнение, что стихи обращены к живой современнице поэта Елизавете Ксаверьевне Ворон-цовой, представляется нам ошибочным так же, как и отнесение к ней стихо-творения «Прощание» 7 . В стихотворениях, которые принято связывать с ней, нет той глобальности признания, которая присуща рассматриваемым стихам и которая выделяет их из всей любовной лирики Пушкина. Стихотворения, относимые обычно к Воронцовой, если позволительна здесь такая их характе-ристика, более сентиментальны:

Никто ее любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна... ты плачешь... я спокоен;
Но если.................................................
(«Ненастный день потух...», 1824);

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела Рука
предать огню все радости мои!..
(«Сожженное письмо», 1825);

Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне...
(«Желание славы», 1825).

Более вероятным представляется все-таки, что стихи обращены к умершей возлюбленной, причем это не Амалия Ризнич, потому что известие о ее смер-ти Пушкин получит только 25 июля 1826 года. Ею вполне может быть Жозе-фина Велио. Это предположение мы пока, скажем прямо, достоверными дока-зательствами подкрепить не можем, но известные биографические сведения не только ему не противоречат, но, наоборот, дают, на наш взгляд, определенные основания для такой версии. А сведения эти таковы.

6 Тынянов Ю. Н. Пушкин. - В его кн.: «Пушкин и его современники». М., 1969,
стр. 133.

7 См. об этом: Есипов В. М. «В последний раз твой образ милый...». - В его кн.:
«Пушкин в зеркале мифов». М., 2006, стр. 85 - 107.

Во время правления Александра Iв Царском Селе проживала семья бан-кира Иосифа Велио, скончавшегося в 1802 году. Вдова его, Софья Ивановна (1770 - 1839), воспитывала четырех детей, среди которых были сестры Софья и Жозефина, служившие украшением дома.

Старшая, Софья (1793 - 1840), была фавориткой императора. С ней связано пушкинское стихотворение «На Баболовский дворец» (1816 - 1817):

Прекрасная! пускай восторгом насладится В
объятиях твоих российский полубог. Что с
участью твоей сравнится? Весь мир у ног
его - здесь у твоих он ног.

Сестры Велио упоминаются также в пушкинском экспромте (1816 - 1817):

И останешься с вопросом На брегу
замерзлых вод: «Мамзель Шредер с
красным носом Милых Вельо не
ведет?»

Жозефина была воспитанницей лицейского учителя музыки Теппера де Форгюссена (женатого на сестре Софьи Ивановны Велио). Пушкин вместе с другими лицеистами посещал оба дома. Высказывались предположения, что он был влюблен в одну из сестер: Софью 8 или Жозефину 9 . При этом существует предание, что однажды Пушкин встретился в доме Велио с Александром I, по-сещавшим его, по-видимому, ради Софьи 10 .

В 1820 году Жозефина выпала из окна верхнего этажа и погибла. Вот как описано это трагическое событие в письме П. А. Плетнева к Я. К. Гроту от 2 марта 1846: «Она (Жозефина. - В. Е.) была удивительное создание по красо-те души, сердца и тела. Но Провидению не угодно было, чтобы она некогда принадлежала кому-нибудь из смертных. Теппер поехал в Париж. Раз ее мать пошла гулять; Josephine забыла перчатки свои. Она жила в верхнем этаже. Прибежавши в комнату, она выглянула в окно, чтобы посмотреть, не ушла ли уже мать ее на улицу. Перевесившись за окно, она упала оттуда и тут же умер-ла <...>. Она для меня облекла в поэзию самое прозаическое ремесло. Но с тех пор я не встречал уже существа, подобного ей, и не испытывал в учитель-стве счастья, какое она ему сообщить умела. До сих пор этот дом веет для меня поэзиею» 11 .

3 См.: Руденская М. П., Руденская С. Д. С лицейского порога. Л., 1984, стр. 199. 9 См.: Краваль Л. А. Сестры Вельо. - «Московский пушкинист». Вып. 1. М., 1995, стр. 191 - 197.

10 «Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина». В 4-х томах. Т. 1. М., 1999, стр. 83.

11 «Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым». Т. 2. СПб., 1896, стр. 693.

Приведенное описание не исключает возможности самоубийства Жозефи-ны. Бессмысленно гадать, что могло послужить его причиной, но то обстоя-тельство, что Жозефина (сестра фаворитки императора), по-видимому, входи-ла в его ближайшее окружение, придает всей этой истории дополнительную интригу, как и то, что юный поэт, влюбленный в одну из сестер, столкнулся однажды с императором в их доме.



С этими достаточно интересными для нас фактами, возможно, связан еще один пушкинский замысел, который, в отличие от рассматриваемого стихотво-рения, так и остался неосуществленным. Здесь имеется в виду план повести о «Влюбленном бесе» (1821 - 1823), набросанный Пушкиным, заметим, через год (или два года) после трагической гибели Жозефины:

«Москва в 1811 году.

Старуха, две дочери, одна невинная, другая романическая - два прияте-ля к ним ходят. Один развратный; другой Влюбленный бес. Влюбленный бес любит меньшую и хочет погубить молодого человека. Он достает ему деньги, водит его повсюду. Настасья - вдова чертовка. Ночь. Извозчик. Молодой человек. Ссорится с ним - старшая дочь сходит с ума от любви к Влюблен-ному бесу» 12 .

Если рискнуть подставить на место предполагавшихся персонажей реальные лица (как то рискнула сделать Анна Ахматова применительно к «Уединенному домику на Васильевском», но об этом ниже), получим следующую картину: «старуха» - вдова Велио Софья Ивановна, «невинная» дочь - Жозефина, «ро-маническая» дочь - Софья, «молодой человек» («развратный») - Пушкин, «Влюбленный бес» - ?.. О последнем персонаже мы пока не можем сказать ни-чего определенного. Чтобы определиться с ним, нам придется перенестись на несколько лет вперед.

В 1828 году Пушкин неоднократно будет рассказывать в кругу друзей не-кий фантастический сюжет. Его устный рассказ будет записан одним из при-сутствовавших, В. П. Титовым, а затем опубликован им в 1829 году с согласия и одобрения Пушкина в альманахе Дельвига «Северные цветы» под названием «Уединенный домик на Васильевском». Новый пушкинский сюжет, насколько можно судить об этом по записи Титова, явится развитием замысла повести о «Влюбленном бесе», он лишь будет «обогащен», по меткому замечанию Ахма-товой, событиями личной жизни Пушкина 1828 года.

Вместе с тем первоначальный замысел «адской повести» претерпит суще-ственные изменения. В частности, вместо двух дочерей у старухи останется од-на «невинная» (Вера), зато появится, как противопоставление ей, гр. И., моло-дой человек получит имя Павла, а «Влюбленный бес» будет назван Варфоломе-ем. В финале Варфоломей исчезнет во время внезапно вспыхнувшего пожара, обманутая им Вера не переживет катастрофы, а Павел сойдет с ума.

При этом, как отметила Ахматова, безумие Павла в «Уединенном домике на Васильевском» удивительным образом совпадает с широко обсуждавшимся в на-чале двадцатых годов реальным «безумием» графа М. А. Дмитриева-Мамонова, которое имело явно выраженный политический характер «не то гамлетовского, не то чаадаевского помешательства» 13 . В той же работе Ахматова привела очень любопытные для нас соображения относительно Варфоломея: «В 1826 году Ма-монов отказался присягать Николаю I. С ним обошлись как с душевнобольным, но держали как арестанта, Мамонов уехал в свою подмосковную, отрастил боро-ду, сделался человеком-невидимкой, подписывал бумаги не своим именем, за-прещал упоминать при нем о государе, государыне и вел. князьях, избил лакея (все это делал и Павел └Домика").

Кроме того, Павел приходил в исступление при виде (где он его брал в своей подмосковной?) высокого белокурого молодого человека с серыми глазами.

Весьма таинственный блондин!

Но здесь нельзя не вспомнить, что Пушкину была предсказана гибель от бе-локурого человека, а что Николай I был совсем белокурым и у него были серые глаза. <...> NB. {Иопять, что Мамонов запрещал упоминать при нем о государе)» 14 .

Эти соображения действительно прямо касаются интересующего нас пер-сонажа, потому что характеристика «белокурый высокий молодой человек с серыми глазами» в приведенном ахматовском тексте относится, по ее мнению, к внешности Варфоломея 15 .

На основании этого можно заключить, что Варфоломей в какой-то степе-ни (в каких-то эпизодах) ассоциировался у Ахматовой с Николаем I. Призна-емся сразу, что этот вывод из чрезвычайно интересного ее наблюдения, связан-ного с «белокурым молодым человеком», представляется нам маловероятным. Во-первых, в 1828 году Пушкин не успел еще разочароваться в Николае I, о чем свидетельствует, например, стихотворение «Друзьям» («Нет, я не льстец,

12 Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 17-ти томах. Т. 8. М., 1995, стр. 429. Ссылки на это
издание в дальнейшем даются в тексте.

13 Ахматова Анна. Пушкин в 1828 году. - В ее кн.: «О Пушкине». Л., 1977, стр. 213.

14 Там же, стр. 219.
ls Там же, стр. 213.


когда царю / Хвалу свободную слагаю...»), переданное в феврале того же го-да на высочайшую цензуру. А во-вторых, белокурые волосы и голубые глаза (голубой цвет глаз, в общем-то, мало отличается от серого - все зависит от освещения) были и у императора Александра I. И нам представляется, что, если уж и связывать Варфоломея каким-то образом с императорской особой, уместнее иметь здесь в виду именно Александра I, а не Николая I. Немало-важным обстоятельством в этом смысле представляется тот факт, что пресле-дование Дмитриева-Мамонова началось в 1821 году при Александре I и им-ператор лично занимался этим делом. Таким образом, то, что находящийся под домашним арестом Дмитриев-Мамонов «запрещал упоминать при нем о государе» (Ахматова), вполне может рассматриваться нами как реакция на действия именно Александра I.

Уместно привести здесь описание облика Варфоломея, содержащееся в тексте «Уединенного домика...»: «Варфоломей был статен, имел лицо правиль-ное; но это лицо не отражало души, подобно зеркалу, а, подобно личине, скры-вало все ее движение...» (Пушкин А. С. Полное собр. соч. в 10-ти томах, т. 9. Л., 1978, стр. 355).

«Личина» эта в изложении Титова напоминает пушкинскую характеристи-ку Александра I в стихотворении «К бюсту завоевателя» (1829): «...В лице и в жизни арлекин».

Георгий Чулков, автор книги «Императоры России», в главе, посвященной Александру I, отмечал: «С 1791 года Екатерина перестала скрывать от близких ей людей свой план устранения Павла от престола, и Александр, посвященный в этот план, был в ужасе от близости того часа, когда ему придется заявить на-конец о себе, сбросив личину. А личину ему приходилось носить постоянно, ему, подростку, за которым шпионили все» (курсив мой. - В. Е.) 16 .

О восприятии Пушкиным Александра I в качестве «волшебного демона» размышляет современный исследователь О. В. Барский: «Особенно отчетливо образ └волшебного демона" перекликается с └волшебниками другими" из └Руслана и Людмилы":

Но есть волшебники другие, Которых
ненавижу я: Улыбка,
очи голубые И голос милый -
о друзья! Не верьте им: они
лукавы! Страшитесь, подражая
мне, Их упоительной отравы, И
почивайте в тишине.
(т. 4, стр. 50).

На замечание Б. В. Томашевского, что речь здесь идет о красавицах, С. А. Фомичев резонно заметил, что └все эти детали не противоречат и портрету Александра I, который был женоподобен личиной. В любом случае Пушкин пишет о "волшебниках других", а не о волшебницах"» 17 .

Аналогия с «адским» персонажем «Уединенного домика...», куда «белоку-рый молодой человек с серыми (голубыми. - В. Е.) глазами» мог перейти из замышлявшейся в начале 1820-х годов повести о «Влюбленном бесе», конечно, весьма условная. Но главный конфликт и трагическая развязка обоих пушкин-ских замыслов могут быть связаны именно с ним.


Пушкин, по-видимому, до конца жизни не забывал ту свою избранницу, ко-торую в начале 1820-х годов собирался вывести в повести о «Влюбленном бесе»

16 Чулков Георгий. Императоры России. М., 2005, стр. 89.

17 Барский О. В. Пушкин и английский «готический» роман. - «Московский пушки-
нист». Вып. 8. М., 2000, стр. 210 - 211.


в образе «невинной» дочери старухи и к которой воззвал в 1825 году в стихотво-рении «Всё в жертву памяти твоей...». Ведь след какой-то безвременно умершей возлюбленной (не Ризнич, а другой - ушедшей значительно раньше и похоро-ненной в Петербурге) проходит через все творчество поэта. Л. А. Краваль сюда относит отрывок 1818 года «Дубравы, где в тиши свободы...» и черновую редак-цию связанной с ним строфы XXI второй главы «Евгения Онегина» (1824), сти-хотворение 1825 года «С португальского» 18 .

Быть может, добавим мы, ту же возлюбленную вместе с Амалией Ризнич вспоминает поэт в оставшейся неизвестной его современникам заключитель-ной части «Воспоминания» (1828):

И нет отрады мне - и тихо предо мной
Встают два призрака младые, Две
тени милые - два данные судьбой
Мне ангела во дни былые - Но оба с
крыльями и с пламенным мечом -
И стерегут - и мстят мне оба -
И оба говорят мне мертвым языком
О тайнах счастия и гроба.

С нею, может быть, связано и «Заклинание» (1830). Ее же, видимо, моги-ла упоминается в «Prologue» - плане вступительной части стихотворения, относящегося к 1835 или 1836 году: «└Я посетил твою могилу - но там тесно; les morts m"en distrait <покойники меня отвлекают> - теперь иду на поклонение в Ц<арское> С<ело>!.. (Gray) les jeux... du Lycee, nos legons... Delvig et Kuchel, la poesie - Баб<олово>", <(Грей) лицейские забавы, на-ши уроки... Дельвиг и Кюхельбекер, поэзия>» 19 . Краваль, не без оснований, про-комментировала эту пушкинскую запись следующим образом: «Упоминание о Баболово - это воспоминание о Софье (Велио. - В. Е.), посещение могилы - в контексте Царское Село и Баболово - называет имя Жозефины» 20 . Это еще одно косвенное подтверждение предположения о том, что безвременно умершей возлюбленной поэта, о которой он помнил всю свою жизнь, может считаться Жозефина Велио. Тогда заключительные строки рассмотренного стихотворения:

И мщенье, бурная мечта Ожесточенного страданья, -

свидетельствуют о том, что Пушкину неожиданная смерть Жозефины (и в 1825 году еще причинявшая ему «ожесточенное страданье») представлялась самоубийством (не несчастным случаем) и кого-то (возможно, из придворной среды или самого императора Александра I) он считал виновником ее гибе-ли. Предполагаемому виновнику гибели Жозефины он втайне все еще мечтал отомстить.

А в 1828 году та незажившая сердечная рана все еще побуждала его к со-зданию «адской» повести, где бы он мог (конечно, это только предположение!) по-своему рассчитаться с возможным виновником ее гибели. Как заметила Т. Г. Цявловская, герой этой повести замышлялся Пушкиным как «олицетво-рение эгоизма, коварства, бездушия» 21 .

Небезынтересен в этом смысле известный список предполагаемых драма-тических произведений, составленный поэтом предположительно в 1826 - 1828 годах:

18 Краваль Л. А. Указ соч., стр. 187 - 191.

19 «Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина», т. 4, стр. 429.

20 Краваль Л. А. Указ соч., с. 187.

21 Цявловская Т. Г. «Влюбленный бес» (неосуществленный замысел Пушкина). -
В кн.: «Пушкин. Исследования и материалы». В 4-х томах. Т. 3. Л., 1959, стр. 124.


Ромул и Рем

Моцарт и Сальери

Беральд Савойский

Влюбленный Бес

Дмитрий и Марина

Курбский»

(т. 17, стр. 213 - 214; курсив мой. - В. Е.).

Интересующий нас сюжет (только теперь в драматическом исполнении) оказался в списке предполагаемых произведений, непосредственно связанных с русской историей (выделены нами), и стоит после неосуществленного замыс-ла о Павле I. Значит, в нем тоже, если его местонахождение здесь не случай-но, вполне мог присутствовать император.

Обратим также внимание на один пушкинский рисунок из серии «адских», рассмотренной Цявловской. Она предварила свое исследование таким замеча-нием: «Вне круга внимания исследователей остался при этом материал перво-степенного значения, авторский, находящийся в черновых тетрадях поэта. Ма-териал этот, в подавляющем большинстве, не литературный, не словесный. Я говорю о графике поэта» 22 . Мы имеем в виду рисунок, обозначенный в ее ра-боте номером 8, где «дьявол возлежит у жаровни, над которой подвешен греш-ник в колпаке висельника <...> но дьявол не видит ни грешника, ни хлопочу-щего у огня беса: он поглощен видениями женщины...» 23 . При этом Цявловская оставила без внимания другие изображения, расположенные на этом листе. Если повернуть его на 90 градусов по часовой стрелке, мы увидим другую ком-позицию, вертикальную: вверху женщина со склоненной головой, прямо под изображением женщины - склоненная голова лошади, еще ниже - клонящаяся под ветром виноградная лоза. Аккуратность совмещения на листе двух компо-зиций оставляет ощущение, что их соседство не случайно, что они обе отно-сятся к одному замыслу. По предположению Краваль, «в красивейшем образе прекрасной дамы со склоненной головой», в котором исследователи видели Каролину Собаньскую, Наталью Кочубей, Лауру Сикар, Софью Потоцкую, Пушкин запечатлел императрицу Елизавету Алексеевну. По ее утверждению, «этот портрет подписан: справа от линии спины прекрасной дамы - подле рожек присевшего у жаровни беса - внятно начертано: Ел.» 24 .

Если верна предложенная Краваль атрибуция женского портрета, мы имеем еще одно подтверждение того, что в пушкинском замысле «адской» повести какое-то место отводилось императорским особам, в данном случае жене Александра I...

Но нас больше интересует присутствие в пушкинских замыслах самого Александра I, «белокурого молодого человека с серыми (голубыми. - В. Е.) глазами». В «Уединенном домике...» он упомянут открыто, в замышляемой в начале 1920-х годов повести он поименован «Влюбленным бесом», «бурная мечта» о мщенье в финале стихотворения «Всё в жертву памяти твоей...», веро-ятно, обращена к нему же. В таком случае возможно некоторое уточнение да-тировки стихотворения: 1825 год, не позднее 1 декабря 25 .

22 Цявловская Т. Г. Указ. соч., стр. 101.

23 Там же, стр. 121.

24 Краваль Любовь. Рисунки Пушкина как графический дневник. М., 1997, стр. 14 - 15.

25 Александр I умер в Таганроге 19 ноября 1825 года, известие об этом было получено
в Петербурге 27 ноября, Пушкин услышал о смерти императора не позднее 1 декабря.

Морфологический уровень анализа текста

В этом стихотворении Пушкина 33 слова. Нет ни одного глагола.
С точки зрения морфологии (изучает части речи) тексты различны.
Морфологический, фонетический и другие системы – важные системы.
Части речи вступают во взаимосвязи друг с другом, возникакет целая система взаимоотношений.
Глаголы – слова, выражающие действие, состояние, процессуальность.
Глаголы имеют особое значение, скрыто действенное начало,
они взрывают статику, конструируют движение.
Асеев. Простые строки
"Нет, я к тебе не привык..."
14 знаменательны слов, 43% занимают глаголы, 2 существительных.
Глагол – движущееся сознание я.
Господство глаголов говорит о том, что сказано прямо: не привык.
Глагол демонстрирует вечное обновление, движение.
"Я тебя не умею беречь" Мартынов.
56 знаменатеьных слов, 21 глагол, 9 существительных.

О том же говорит лексика и морфология.
Существительное - статика. В существитеьных движения есть какая-то статика.
Морфологическая система – это не только части речи, но и все свойства частей речи.
Для текста важно: конкретно, абстрактно или вещественно существительное.

Андрей Белый. Жизнь. Абстрактные существительные преобладают.
Проносятся на тайной жизни пространств... Дымный сон...
Мир Белого – мир духа, абстракции, мир вечного, антивещественного.

Маяковский: "Косые скулы океана... А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб?"
Конкретные существительные. Мир Маяковского – мир реальный, земной, мир вещей.
Вещи делятся на две группы: необычные и бытовые.
Флейта – водосточная труба, скулы – океана
На оппозиции. Сопоставление я – вы. С "я" связана система существительных ярких, "вы" – вещные, вульгарные. "Я" – яркость, "вы" – пошлость.

Блок. "О доблестях, о подвигах, о славе..."
Нужно исследовать переходные и непереходные глаголы. Смена категорий ведет к изменению точки зрения, смене темы, персонажа.

Генрих Бёлль. "Глазами клоуна".
Сопоставление настоящего и прошлого ФРГ. Впадает в прошлое, переключение времени глаголов демонстрирует двойную действительность сознания.

Тютчев. Она сидела на полу и груду писем разбирала...
Несовершенный вид демонстрирует вечность происходящего здесь, что не кончится, что составляет жизнь героини. Союзы. Местоимения. Роль местоимений. Я – ты.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Я – ты. Образуется кольцо.

Блок. О доблестятях, о подвигах, о славе...
20% , одну пятую текста занимают местоимения.
Две задачи:
- конкретное: какова идея заключена в данной системе текста, как элемент демонстрирует идею текста
- как данный элемент демонстрирует мышление художника, художественное мышление эпохи.

В каждом кусочке текста воплощается структура мышления художника.
Белый. Жизнь. Видим, что демонстрирует сознание Белого, его погруженность в идеальный мир. Конструирует идеал. Через морфологию.
Сознание Блока и Белого близко. Одна эпоха.

Пушкин. Все расшифровано, нечто собирательное, различные процессы,состояния. Мир. Мир приносится в жертву не конкретному лицу, не ей, а в жертву памяти о ней. Существенное слово, потому что память и ты – подраздел. Духовное и конкретно осязаемое. Человеческая любовь поднимается на некую сферу.
Гораздо труднее принести все в жертву памяти.
Сфера я – сфера духовного.
Пушкин демонстрирует торжество духовного, торжество человека.
Именно это и рождает гармонию сознания, гармонию чувств.
Господствует абсолютная симметрия.
Восемь стихов, строк соединены одним союзом "и" -анафора. Повтор одного и того ж типа конструкции. Мрак равно изгнание. Становятся абстрактными. Голос лиры. Лира равна голосу.
Поэтическая муза. Во всем симметрия: на одном полюсе ты, на другом – я.

Каждый стих как бы глядится друг в друга, повторяется.
Торжество абсолютной этики, духовности. Этой мыслью освящена вся его лирика:
"Чувства добрые я лирой пробуждал."
Говорит о духовном человеке. Самая высокая близость, которая может существовать между людьми – духовная близость.

Нет ни одного глагола. Все, что провозглашено, неизменно, не подвластно изменениям, трансформациям, вечно, абсолютно.
У Блока сюжет, система сообщений. У Пушкина – нет. Откровенность. Подлинный смысл пушкинских стихов запрятан. Его простота – поразительная сложность.
Ничего не обнажает, не демонстрирует, но высокая организация текста.

Продолжение:
Синтаксическая система http://www.stihi.ru/2007/08/05-1187