Сталин о русском народе от 1917 1945. О государственной монополии на производство водки

"Русский народ - великий народ. Русский народ - это добрый народ. У русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него - стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ - неодолим, неисчерпаем." - Сталин И. В. Cочинения. - Т. 18. - Тверь: Информационно- издательский центр «Союз», 2006. С. 606-611 (приложение).

Речь И. В. Сталина на приеме в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца 24 мая 1945 по случаю победы СССР над фашистской Германией

"Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа, и прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»).

Я пью прежде всего за здоровье русского Народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящая сила Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение. ...

За здоровье русского народа!" - Сталин И. В., О Великой Отечественной войне Советского Союза. Изд-е 5-е. — Москва: Госполитиздат, 1946. — С. 196—197. Тост Сталина "За русский народ!"

Однако путинские чиновники не цитируют эту речь Сталина даже на столь любимый ими праздник 9 мая. Как Вы думаете, почему? Не скрывается ли за этим их возможная нацистская ненависть к русскому народу?

Путин и русские

Поскольку истина познается в сравнении, сравним отношение Сталина к русскому народу с отношением Путина к русскому народу.

Путинская власть дает свободу всем диаспорам, кроме русской - в России есть еврейская диаспора, чеченская диаспора, азербайджанская диаспора, армянская диаспора, и т.д. и т.п., но нет русской диаспоры. Более того, любые попытки формирования русской диаспоры путинская власть наказывает по 282 статье и называет их членов фашистами, хотя путинская власть не называет фашистами представителей диаспор любых иных национальностей. Что за двойные стандарты? Такая дискриминация против русских по национальному признаку - вопиющее проявление нацизма против русских.

Именно при Путине началась политика унижения русских по национальному признаку и даже слово "русский" систематически вытравливается путинской властью из лексикона - для примера проведите эксперимент - попробуйте хотя бы зарегистрировать ООО "Ресторан русской кухни" в РФ и посмотрите, что Вам скажут в налоговой. При этом в РФ есть рестораны кавказской, китайской, японской и иных кухонь. Не кажется ли вам, что власти РФ ненавидят русских по национальному признаку - по нацистским соображениям?

Следует также отметить, что слова "Россия" и "российский" - украинского происхождения, а не русского. Это - украинские названия нашей страны и нашего народа. Русские названия - "Русь" и "русский". Даже в иностранных языках - например по-английски - Ru ssia и Ru ssian, а вовсе не Ro ssia и Ro ssian.

Как известно, Сталин поднял 24 мая тост за Великий Русский народ в ознаменование победы над чумой Запада — фашизмом. Менее известно, что он обращался к теме величия русского народа и раньше. Как минимум с 1917 года.

То, что нашёл в сборнике сочинений Сталина (не все тома доступны, оказались, к сожалению) и в других источниках.

24 мая 1945 года, на торжественном приёме в Кремле по случаю Великой Победы. Сталин произнёс известный тост «За здоровье русского народа!»:

«Товарищи, разрешите мне поднять ещё один, последний тост.

Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа.

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 — 42 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.

Но русский народ на это не пошёл, русский народ не пошёл на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что мы не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы всё-таки с событиями справимся.

Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!

За здоровье русского народа!»

Для того, чтобы разбить старую власть, достаточно было временного союза восставших рабочих и солдат. Ибо ясно само собой, что сила русской революции – в союзе рабочих и крестьян, переодетых в солдатские шинели.<…>

Ибо ясно для всех, что залог окончательной победы русской революции – в упрочении союза революционного рабочего с революционным солдатом. <…>

Солдаты! Организуйтесь в свои союзы и собирайтесь вокруг русского народа, единственного верного союзника русской революционной армии ! <…>

Ещё в марте 1917 года, за несколько месяцев до Октябрьской революции, Сталин в одной из своих статей писал о том, что великий русский народ — самый верный и лучший союзник прогрессивных революционных сил, и только русский народ может окончательно решить вопрос марксизма. О победе марксизма.

В 1933 г. на встрече с участниками первомайского военного парада он заявил:

«Русские - это основная национальность мира, они первыми подняли флаг Советов… Русская нация - это талантливейшая нация в мире. Русских раньше били все - турки и даже татары, которые 200 лет нападали, и им не удалось овладеть русскими, хотя те были плохо вооружены. Если русские вооружены танками, авиацией, морским флотом - они непобедимы».

В основном разговор велся вокруг обстановки, сложившейся с Финляндией. Сталин советовал усилить работу советского посольства по изучению обстановки в скандинавских странах в связи с проникновением Германии в эти страны, чтобы привлечь правительства Норвегии и Швеции и повлиять на Финляндию, дабы не допустить конфликта. И, как бы заключая, сказал, что «если уж не удастся его предотвратить, то он будет недолгим и обойдется малой кровью. Время «уговоров» и «переговоров» кончилось. Надо практически готовиться к отпору, к войне с Гитлером».
<…>
«Все это ляжет на плечи русского народа. Ибо русский народ – великий народ. Русский народ – это добрый народ. У русского народа – ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него – стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ – неодолим, неисчерпаем» .

Буккер Игорь 24.05.2013 в 10:30

24 мая 1945 года на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии с речью выступил Сталин. Эта речь имеет столь же непреходящее значение, как Фултонская речь Черчилля или выступление Кеннеди в Берлине. Может показаться странным, но определенные круги люто ненавидят Сталина за эту речь даже больше, нежели за его кровавые преступления.

На кровь русского народа, пролитую тираном, им наплевать, но публичная дань уважения русскому народу - их бесит.

Тост, поднятый Сталиным за русский народ, короткий. Вот его полный текст:

"Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост. Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся из наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941–1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, - над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

За здоровье русского народа!"

Людям, которые любят свою Отчизну, такая высокая оценка была всегда приятна. Даже тем, кто хорошо помнил историю и знал, что Иосиф Виссарионович хотя и не блефовал, воздавая хвалу великороссам, но и терзал этот народ пуще, чем инородцев. Может быть, следовало бить своих, чтоб чужие боялись? Но тут мы вступаем на "терра инкогнита" исторической науки. Несмотря на обилие исторического материала, многое еще предстоит изучить.

Современный американский профессор Роберт Такер (Robert Tucker), написавший биографию Сталина, которая недавно вышла и в русском переводе, отмечает, что серьезные "исследователи едва приступили к анализу личности Сталина и тех психологических мотиваций, которые побуждали его с помощью чисток и террора добиваться неограниченной, автократической власти. Еще недостаточно изучен сложный механизм взаимодействия этих психологических мотиваций с политическими целями и идеями Сталина.

Не уделялось должного внимания и проблеме формирования политического облика Сталина в юности, хотя относящиеся к делу многочисленные факты давно были под рукой. Что сделало его марксистом? Почему он бросил духовную семинарию в двадцатилетнем возрасте и избрал карьеру революционера? Отчего стал большевиком, сторонником Ленина, в то время как большинство грузинских марксистов предпочли меньшевизм? Каковы были его личные цели в революционном движении? Все эти вопросы остаются открытыми. Но на них важно получить ответ, если мы хотим лучше понять поступки зрелого Сталина".

В 1888 году юный Сосо поступил в училище, где преподавание велось на грузинском языке, а русский изучали как иностранный. Через пару лет, в разгар проводившейся царским правительством политики русификации приграничных земель, обязательным разговорным языком в классах стал русский, а грузинский занял место иностранного. Всего два урока в неделю. Словоохотливые от природы грузинские ребята с трудом разговаривали по-русски и постоянно сбивались на свой родной язык. Как и средневековых школяров в Европе, чтобы те быстрее осваивали латынь, а не сбивались на разные варварские наречия, грузинских мальчишек наказывали: били кулаком или линейкой, ставили на один-два часа коленями на мелкие камешки или заставляли стоять в углу. Или же провинившийся должен был держать на вытянутой руке деревянную палку, иногда вплоть до обеда, если она не доставалась другому проштрафившемуся.

Такер далее пишет: "Некоторые из вновь назначенных государственных чиновников, похожих на инспектора училища Бутырского, еще больше накаляли обстановку, открыто демонстрируя свое презрение к грузинскому языку и вообще ко всему грузинскому. Грубые методы, с помощью которых власти пытались сделать из грузинских ребят русских мальчиков, лишь укрепляли в них чувство национальной гордости. Изучая русский язык, многие начали ненавидеть самих русских". Вот и удивительно, что после подобного будущий генсек возлюбил русский язык и самих великороссов! Во всяком случае, подавляющее большинство его сверстников от России отвернулись надолго.

Вот только, увлеченный идеями интернационализма Джугашвили, проявил проницательность и адекватно ответил на вызов времени. Американский историк и по совместительству психоаналитик находит следующее объяснение такого переворота в юношеских душах: "Россия первой совершила коммунистическую революцию и из фактической колонии Западной Европы превратилась в центр мирового движения, который породил среди некоторых русских коммунистов своего рода "русский красный патриотизм". Они не просто гордились своей принадлежностью к русской нации, но и смотрели на себя прежде всего как на русских и не столько дорожили советской властью и Советской федерацией, сколько тянулись к "единой, неделимой" России". Заметьте, это пишет автор, который со знанием дела анализирует русскую историю, а не кликушествует, как огромная часть сталинофобов или сталинолюбов. Эмоции оставьте для своих близких - нечего лезть со своей вкусовщиной в область недавнего прошлого. В противном случае писанина из научного исследования превращается в дурного толка публицистику, то и дело сбиваясь на уровень пасквиля.

В отличие от глубоко уважаемого Сталиным вождя мировой революции Ленина (в том числе и Такер пишет о пиетете, который испытывал Иосиф Виссарионович перед своим старшим товарищем, и только перед ним одним, отметая всех прочих его ближайших соратников), которому был чужд "русский национализм", он "глубоко укоренился в характере Сталина". Приведем еще один пассаж из работы американского историка: "Сталин обрусел, еще будучи молодым революционером, считая большевиков "истинно русской фракцией" марксистского движения. По иронии судьбы человек, который, по мнению Ленина, являлся ценным для партии в качестве представителя малых народов и который в течение длительного времени соглашался с таким определением этой своей основной роли в партии, представлял собой формирующегося русского националиста еще до их встречи и за многие годы до того момента, когда, к своему ужасу, Ленин обнаружил у него вполне сформировавшиеся русские националистические взгляды.

Сталин отождествлял себя с Россией, в этом крылось его надменное отношение к культуре малых народов, прежде всего кавказских, обнаруженное нами в работе "Марксизм и национальный вопрос", - этим определялось то рвение, с которым он взял сторону Ленина и выступил против "национально-культурной автономии" в партии".

Очень примечательный абзац: "В представлении Сталина не существовало противоречия между классовой категорией "истинный пролетарий" и национальной категорией "настоящий русский". Наоборот, эти понятия совмещались. По мнению Сталина, большевизм, или ленинизм, являлся подлинно марксистским, классовым революционным движением интернационального характера и в то же время насквозь русским. В апреле 1926 года в одном из внутрипартийных меморандумов, адресованном Кагановичу и другим членам бюро компартии Украины, Сталин определял ленинизм как "высшее достижение" русской культуры".

Отсюда понятно, почему либералы образца горбачевской перестройки так рьяно накинулись на все, связанное с нашей революцией. Они благополучно пережили не одну европейскую революцию, в частности, Великую Французскую и после этого не перестали поклоняться всему французскому, а вот москали стали им поперек горла. Наряду с революционными эксцессами подобные "критики" попытались избавиться от любого проявления "русскости". Маркиз де Кюстин поносил царскую Россию, его нынешние наследники продолжают это проделывать с Россией сегодняшней, в промежутке издевались над властью Советов. В итоге некоторым не нравится не русский режим, а сама Великая Россия.

Если бы судили Сталина и Горбачёва, то осуждён был бы, разумеется, только последний.

Народная мудрость

Наибольшие страдания русского народа пришлись на начало и конец Советского Союза. Началось с того, что Троцкий со своими заокеанскими патронами решил использовать русский народ «как хворост для разжигания мировой революции». Но именно Сталин был той силой, которая не дала ему это сделать. К сожалению, на Горбачёва ни ледоруба, ни своего Сталина не нашлось. Поэтому не меньший геноцид мы претерпели в результате действий «мягкой» революции или перестройки, как это принято называть. Вроде бы войны и не было, но вылившиеся из горбачёской нестабильности и ельциновоского предательства демографические проблемы скостили миллионы человеческих жизней.

Не секрет, как к русскому народу относятся те, кого называют либералами. Для них мы - «быдло» и «анчоусы». Г-н Сванидзе недавно в Общественной Палате долго возмущался на тему того, что человек на заборе написал «Я — Русский!». Как же к русском народу относился товарищ Сталин?

Есть такая интереснейшая книга:

Невежин В. А. Застольные речи Сталина: Документы и материалы. М., СПб., 2003.

Стенографический отчёт свидетельствует о том, что товарищем Сталиным был произнесён в общей сложности 31 тост, речь в которых шла о 45 людях.

Последний произнесённый далеко за полночь тост «О русском народе» сопровождался бурными овациями.

Каждый, кто хочет знать правду, а не питаться плодимыми либералами и западниками мифами, должен ознакомиться с его cтенографическим содержанием:

«Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.

Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа . (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики „ура“).

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций , входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ , но и потому, что у него имеется здравый смысл , общеполитический здравый смысл и терпение .

У нашего правительства было немало ошибок , были у нас моменты отчаянного положения в 1941–42 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода.

Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.

Но русский народ на это не пошел , русский народ не пошел на компромисс , он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки , первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил , терпел , выжидал и надеялся , что мы все-таки с событиями справимся.

Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!

За здоровье русского народа ! (Бурные, долго несмолкаемые аплодисменты.)»

Обратите внимание, Сталин без лишних слов признает допущенные ошибки перед всем народом.

Будучи грузином по национальности, Сталин жалел о том, что не родился русским. Маршалу дальней авиации Голованову он об этом рассказывал:

«Сталин жалел, что не родился русским, говорил мне, что народ его не любит из-за того, что он грузин. Восточное происхождение сказывалось у него только в акценте…»

Самый лучший показатель отношения государства и народа - демография.

Узреть, насколько народ «ненавидел» Сталина можно на графике численности населения нашей страны:

Война оставила демографическую яму, это понятно. Но сталинская эпоха создала такой задел во всех отраслях, что советский народ плодился и размножался вплоть до осознаного его геноцида и уничтожения СССР - до эпохи Горбачёва-Ельцина. Разрушать всегда проще, чем созидать.

В общем, периодически полезно обращаться к первоисточникам за информацией, а не слушать третьесортных «экспертов» по десталинизации, которых хлебом не корми, а дай про народ, про Войну, про страну и про её руководителей сказать какую гадость. Если только речь идёт не о клятвопреступнике Горбачёве, его преемнике Ельцине или младореформаторах.

Эту знаменитую речь Иосиф Сталин произнёс спустя две недели после разгрома фашистской Германии, 24 мая 1945 года, на торжественном приёме в Кремле по случаю Великой Победы. Сталин предложил всем собравшимся поднять тост за великий русский народ, который вынес на своих плечах тяжкое бремя войны.

Некоторые исследователи, прежде всего либерального толка, полагают, что этой речью Сталин лишний раз попытался… унизить русских!

По мнению этих историков, советский вождь якобы решил подчеркнуть «вековую рабскую психологию русского народа». Мол, этот народ, несмотря на все промахи правителей, можно эксплуатировать и унижать до бесконечности, и протестовать он всё равно не будет. Вот как написал по этому поводу профессор-историк из Самары, некто Григорий Бурдей:

«Такое представление о бесправном, униженном народе вполне согласуется со стремлением Сталина строить государство с внеэкономической административно-командной системой»...

Насколько же справедливы такого рода умозаключения?

Доверяй и доверяйся

Наверное, прежде чем судить, следует повнимательнее вчитаться в те слова, произнесённые в далёком 1945-м. Вот что дословно сказал Сталин:

«Товарищи, разрешите мне поднять ещё один, последний тост.

Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа.

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 - 42 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.

Но русский народ на это не пошёл, русский народ не пошёл на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что мы не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы всё-таки с событиями справимся.

Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!

За здоровье русского народа!»

Знаете, я в этой речи не нашёл ничего уничижительного для русского народа. Лично у меня сложилось впечатление, что эти слова были сказаны искренне, от имени пусть и жестокого, но всё же благодарного человека, прошедшего через суровые испытания страшной войны. В своих дневниках один из ближайших сталинских сподвижников Лаврентий Берия писал:«Ещё одной такой войны я просто не выдержу». Можно представить себе, каким испытанием и каким напряжением для руководства страны стали военные годы, когда под вопросом оказалось само существование нашей государственности.

Что же говорить о простом народе! Но этот народ не дрогнул, сцепил зубы в жестоком военном лихолетье и сплотился вокруг своих правителей, вверив им и свою судьбу, и судьбу всего Отечества. И правители это доверие полностью оправдали, отдав народу должное в сталинской победной речи.

Примечательно, что вождь поднял тост не просто за советский народ, а именно за русских. Это не случайно. При всём глубоком уважении к другим народам, именно русские объективно являются становым хребтом нашей государственности, именно на их долю выпадают самые суровые испытания и невзгоды в переломные моменты нашей истории. Так было в революционную эпоху начала прошлого века, так было в годы великой войны, так было и в недавнее лихолетье развала советской государственности, когда русский народ, по сути, оказался расчленённым - за пределами России оказалось свыше 25 миллионов русскоязычных граждан.

Увы, за всю нашу историю только один Сталин нашёл в себе мужество откровенно сказать об этом. И это при том, что сам он был грузин! Ни до него, ни после никто из наших правителей так и не решился публично воздать должное именно русскому народу как основе российской государственности. Все они в сложные моменты истории, когда приходилось обращаться к людям напрямую, предпочитали прятаться за призывами к абстрактным «дорогим советским гражданам» или «дорогим россиянам»...

Этот неординарный поступок Сталина стал вполне логичным в его политической биографии.

Народ и власть

Парадоксально, но Сталин принадлежал к партии большевиков, где традиционно были сильны позиции разного рода русофобов, мечтавших о мировой революции и считавших Россию всего лишь, по выражению одного из большевистских лидеров Льва Троцкого, «вязанкой дров», которую следует бросить в этот революционный костёр. Вот что пишет об официальной идеологии первых послереволюционных лет известный московский историк Александр Вдовин:

«Наибольшим идеологическим влиянием в 20-е годы пользовалась историческая школа академика М.Н. Покровского. Историки этой школы в полном соответствии с установками Коминтерна... полагали, что патриотизм не бывает никаким иным, кроме как казённым и квасным, не иначе как национализмом и шовинизмом... В школе Покровского ставились под сомнение и отрицались сами понятия «Россия», «патриотизм», «русская история...».

За любые патриотические лозунги в те времена можно было поплатиться не только свободой, но даже жизнью, получив обвинение в контрреволюционной пропаганде.

Однако сама жизнь разрушила глобальные мечты революционеров. После 1925 года стало ясно, что никакой мировой революции в обозримом будущем не предвидится. То есть большевикам предстояло строить социализм в одной стране. А без поддержки народных масс, без их патриотических чувств власть в этой стране можно и не удержать. Мало того, с каждым годом усложнялась и международная обстановка - в Германии пришли к власти нацисты, которые не скрывали своих желаний построить свой Третий рейх прежде всего за счёт обширных российских территорий.

Война была неизбежна. И возникал вопрос - под какими лозунгами её вести? Было понятно, что за «мировую революцию и интересы мирового пролетариата» русские умирать точно не пойдут. И тогда остро встал вопрос о возрождении русского национального самосознания в рамках социалистических идей...

Ещё в феврале 1931 года, выступая на Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности, Сталин призвал вернуться к понятию Отечества, которое советскому народу скоро предстоит защищать. В 1934 году по требованию Сталина в средние школы было возвращено преподавание отечественной истории, упразднённое красными русофобами в начале 20-х годов. С этого времени, говоря словами историка Вдовина, в ранг высшей доблести советского человека были возведены понятия патриотизма и любви к своей Родине.

А в следующем, 1935, году большевистская партия официально осудила всю свою предшествующую идеологию, основанную на национальном нигилизме. Одновременно жёстко били тех красных вождей, кто ещё не понял, что Россия перестала быть «вязанкой дров» для мировой революции. Так, в самом начале 1936 года один из партийных лидеров Николай Бухарин разродился в газете «Известия» статьёй, где глумливо поиздевался над «отсталостью» дореволюционной России и её «убогими», по его словам, народами. Русских он вообще назвал «нацией Обломовых», то есть народом бездельников-мечтателей.

На эту публикацию очень резко отреагировала газета «Правда». Её редактор, старый сподвижник Сталина, Лев Мехлис написал следующие слова:

«Только любители словесных выкрутасов, мало смыслящих в ленинизме, могут утверждать, что в нашей стране «обломовщина была самой универсальной чертой характера», а русский народ был «нацией Обломовых». Народ, который дал миру таких гениев, как Ломоносов, Лобачевский, Попов, Пушкин, Чернышевский, Менделеев... - народ, свершивший под руководством большевистской партии Октябрьскую революцию, - такой народ называть «нацией Обломовых» может лишь человек, не отдающий себе отчёта в том, что говорит».

Далее Мехлис совершенно справедливо сравнил бухаринские опусы с фашистской пропагандой, в которой русские изображались «расово-неполноценными людьми». Испуганный Бухарин сразу смекнул, кто на самом деле с ним затеял спор через посредство главного редактора «Правды», и не нашёл что сказать в ответ.

Мечтать и защищать

В вопросе возрождения русского патриотизма Сталин исходил не только из сугубо прагматических целей. Ведь он входил в число тех большевиков, которые отрицательно относились к любым формам русофобии. Оно и не удивительно, все эти люди - Сталин, Фрунзе, Ворошилов, Киров и т.д - свою революционную деятельность вели не в заграничной политической эмиграции (как Троцкий или Бухарин), а в опасных условиях подполья на территории Российской империи. Им всё время приходилось вращаться среди простых русских людей, общаться с ними, пользоваться их услугами. Эти революционеры хорошо знали и любили народ, по достоинству ценили его лучшие качества. Исходя из своих убеждений, они считали русских подлинными революционными лидерами социалистического движения всего мира.

Ещё в марте 1917 года, за несколько месяцев до Октябрьского переворота, Сталин в одной из своих статей писал о том, что великий русский народ - самый верный и лучший союзник прогрессивных революционных сил. Эту мысль Сталин развивал и после прихода большевиков к власти. 2 мая 1933 года на встрече с участниками первомайского военного парада он сказал следующее:

«Русские - это основная национальность мира, они первыми подняли флаг Советов... Русская нация - это талантливейшая нация в мире. Русских раньше били все - турки и даже татары, которые 200 лет нападали, и им не удалось овладеть русскими, хотя те были плохо вооружены. Если русские вооружены танками, авиацией, морском флотом - они непобедимы».

А спустя несколько лет, в ноябре 1939 года, во время беседы с советским дипломатом Александрой Коллонтай, Сталин подчёркивал:

«Русский народ - великий народ. Русские - это добрый народ. У русского - ясный ум, он как бы рождён помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него - стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. Но на него можно положиться в любую беду».

И когда эта беда нагрянула в 1941 году, Сталин призвал уходивших на фронт бойцов Красной Армии воевать вовсе не за коммунизм, а за Россию, вдохновляясь образами наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Народ поверил Сталину и вместе с ним вытянул эту страшную войну.

Признать русский народ великим может только человек, который сам является великим и в силу этого свободен от мелкой зависти тех, кто в глубине души считает себя мелким и униженным, только боится себе в этом признаться и потому валит всегда на других. Это очень серьёзный поступок для человека, который взялся управлять такой страной, как Россия. Может быть, поэтому народ так доверял Сталину, несмотря на все его ошибки?