Стали известны скандальные подробности жизни реального робинзона крузо. Банк аргументов

Даниель Дефо известен миру своим романом о Робинзоне Крузо. Автор подвергает своего героя своеобразному испытанию: моряк вынужден жить на необитаемом острове двадцать восемь лет. Робинзон Крузо не впал в отчаянье, не стал паниковать. Он вел дневник, в котором все события записывал в две колонки: «хорошо» и «плохо». Такие записи помогали ему оставаться человеком. Писатель показывает, как может выжить человек, оставшись вдали от общества и цивилизации, и какие качества характера здесь будут решающими.

Есть немало героев, у которых стоит поучиться мужеству и терпению. Трудности и лишения тяжелого послевоенного времени научили героя рассказа В.Распутина «Уроки французского» самостоятельности, целеустремленности. В те годы, голодные и неустроенные, людям приходилось рано взрослеть и принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, невзирая на бесконечное одиночество, тоску по дому и ужасный голод, сохранил в душе доброту.

В рассказе И.С. Тургенева «Муму» мы знакомимся с глухонемым дворником Герасимом. Несмотря на свой недуг и тяжелую жизнь, этот могучий человек сумел сохранить доброе сердце и гордость.

После расставания с Татьяной Герасим случайно нашел маленького щенка. Забота о нем стала огромной радостью одинокого челоевка. Ни одна мать не ухаживает за своим ребенком так, как ухаживал Герасим за своим питомцем.

Для Дефо, как воплотителя идей раннего Просвещения, роль труда в освоении природы человеком неотделима от духовного совершенствования героя, от познания природы через разум. Ориентируясь на Дж. Локка - основоположника английского деизма, Дефо показывает, как через опыт, с помощью труда рук и разума Робинзон, бывший пуританин-мистик, приходит к цельной деистической концепции мироздания. Исповедь героя показывала, что после этого стало возможным покорение природы разумным Робинзоном, которое автор изображает не как физическое освоение острова, а как познание разумом законов природы.

Самый прозаический факт - изготовление стола и стула или обжиг глиняной посуды - воспринимается как новый героический шаг Робинзона в борьбе за создание человеческих условий жизни. Производительная деятельность Робинзона отличает его от шотландского матроса Александра Селкирка, который постепенно забыл все навыки цивилизованного человека и впал в полудикое состояние.

В качестве героя Дефо выбрал самого обыкновенного человека, который так же по-хозяйски завоевывал жизнь, как сам Дефо, как многие другие, тоже обыкновенные люди того времени. Такой герой появился в литературе впервые, и впервые была описана каждодневная, трудовая деятельность.

Как "естественный" человек, Робинзон Крузо не "одичал" на необитаемом острове, не поддался отчаянию, а создал вполне нормальные условия для своей жизни.

В самом начале романа он не слишком симпатичный человек, он шалопай и бездельник. Он проявляет свою полную неспособность, нежелание заниматься каким-либо нормальным человеческим делом. У него только один ветер в голове. И мы видим, как потом, осваивая это жизненное пространство, научаясь владеть разными инструментами и производить разные действия, он становится другим, потому что он находит и смысл, и ценность человеческой жизни. Это первый сюжет, на который следует обратить внимание - настоящий контакт человека с предметным миром, то как происходит добыча хлеба, одежды, жилища и так далее. Когда он испек себе первый раз хлеб, а случилось это спустя много лет после того, как он поселился на острове, то говорит, что мы и не подозреваем, сколько разнообразных трудоемких процедур нужно произвести для того, чтобы получить обычный ломоть хлеба.

Робинзон - великолепный организатор и хозяин. Он умеет использовать случай и опыт, умеет рассчитывать и предвидеть. Занявшись земледелием, он точно высчитывает, какой сможет получить урожай из посеянных им семян ячменя и риса, когда и какую часть урожая сможет употребить в пищу, отложить про запас, посеять. Он исследует почву и климатические условия и узнаёт, где надо ему сеять в период дождей и где - в сушь.

"Чисто человеческий пафос покорения природы, - пишет А. Елистратова, - сменяет в первой и важнейшей части "Робинзона Крузо" пафос коммерческих авантюр, делая необычайно увлекательными даже самые прозаические подробности "трудов и дней" Робинзона, которые захватывают воображение, ибо это история свободного, всепобеждающего труда" .

Дефо наделяет Робинзона своими мыслями, вкладывая в его уста просветительские взгляды. Робинзон высказывает идеи веротерпимости, он свободолюбив и гуманен, ненавидит войны, осуждает жестокость истребления туземцев, живущих на землях, захватываемых белыми колонизаторами. Он вдохновенно относится к своему труду.

В описании трудовых процессов автор "Робинзона Крузо" проявляет, кроме всего прочего, изрядную изобретательность. Труд для него - не рутина, а увлекательный эксперимент по освоению мира. В том, что предпринимает на острове его герой, нет ничего невероятного, далекого от реальности. Напротив, автор стремится максимально последовательно и даже эмоционально изобразить эволюцию трудовых навыков, апеллируя к фактам. В романе мы видим, что после двухмесячных неутомимых трудов, когда Робинзон, наконец, нашел глину, он её накопал, принес домой и начал работать, но у него получилось только две больших безобразных глиняных посудины.

Кстати, как отмечают исследователи, у героя Дефо не получались поначалу лишь те вещи, процесс изготовления которых сам автор хорошо знал на собственном опыте и, следовательно, мог достоверно описать все "муки творчества". К обжигу глины это относится в полной мере, поскольку в конце ХVII в. Дефо был совладельцем кирпичного завода. Робинзону понадобился почти год усилий, чтобы "вместо аляповатых грубых изделий" из-под его рук вышли "аккуратные вещи правильной формы".

Но главное в представлении труда для Даниэля Дефо даже не сам результат, а эмоциональное впечатление - то чувство восторга и удовлетворения от создания собственных рук, от преодоленных препятствий, которое испытывает герой: "Но никогда я, кажется, так не радовался и не гордился своей сметкой, как в тот день, когда мне удалось сделать трубку, " сообщает Робинзон. То же чувство восторга и наслаждения "плодами своих трудов" он испытывает и по завершении постройки шалаша.

С точки зрения познавания воздействия труда на личность и, в свою очередь, воздействия трудовых усилий человека на окружающую действительность, наиболее занимательна первая часть романа "Робинзон Крузо". В первой части романа герой в одиночестве осваивает первозданный мир. Постепенно Робинзон овладевает искусством лепить и обжигать посуду, ловить и приручать коз, от примитивных видов работ он возвышается до самых сложных, основанных на опыте и знании законов природы. Но вместе с тем герой начинает переосмысливать и жизненные ценности, воспитывать свою душу, смирять житейские волнения и страсти. Исследователи творчества Д. Дефо полагают, например, что длительный процесс освоения Робинзоном гончарного дела символизирует процесс обуздания героем его греховных наклонностей и совершенствования собственной природы. И, если исходное духовное состояние героя - безнадежность, то труд, преодоление, чтение Библии и размышления превращают его в оптимиста, всегда способного найти повод "возблагодарить Провидение".

На протяжении всего романа Д. Дефо с иронией отмечает, что его герою свойственна гордыня, преувеличенное представление о своих возможностях. Наиболее явственно это проявилось в эпизоде о сооружении грандиозной лодки, когда Робинзон "тешился своей затеей, не давая себе труда рассчитать, хватит ли у него сил справиться с ней". Но та же мания величия обнаруживается и в первоначальном намерении соорудить загон для коз окружностью в две мили; чрезмерно большим и перегруженным оказывается плот, сооруженный Робинзоном в одну из поездок на корабль; чрезмерно расширенная им пещера становится доступной для хищников и менее безопасной; и т.д. Несмотря на присутствующую иронию, читателю, тем не менее, понятно, что автор с большой симпатией относится к человеку, который берет на себя труд делать много и даже сетует на постоянную нехватку времени.

Этот факт - на первый взгляд абсурдный в условиях необитаемого острова - сам по себе является, во-первых, еще одним доказательством "общественной природы человека", а во-вторых, воспевает труд как наиболее действенное лекарство от уныния и отчаяния.

Во всех приключениях Робинзона Крузо имеет место просветительский эксперимент автора, состоящий из двух этапов - воспитания и испытания естественного человека. В более узком понимании - это эксперимент по воспитанию и самовоспитанию естественного человека трудом и испытания духовной зрелости, моральных сил личности через труд. Дефо изобразил сложный процесс становления и развития личности и роль трудовой деятельности в нем.

Эволюция сознания естественного человека Робинзона Крузо, представленная Дефо, подтверждает верность основных просветительских концепций естественного человека: во-первых, человек даже в естественных условиях остается "общественным животным"; во-вторых, одиночество противоестественно.

Вся жизнь героя на острове есть процесс возвращения человека, волею судьбы поставленного в естественные условия, в общественное состояние. Тем самым Дефо противопоставляет более ранним концепциям общественного уклада просветительскую программу усовершенствования человека и общества. Таким образом, труд в произведении Даниэля Дефо - элемент самовоспитания и самоусовершенствования личности героя.

Дефо так изображает историю жизни на необитаемом острове, что становится очевидным: непрекращающийся ни на минуту процесс познания мира и неустанный труд - естественное состояние человека, позволяющее ему обрести истинную свободу и счастье, доставляющее "минуты невыразимой внутренней радости". Тем самым Даниэль Дефо, готовившийся некогда к духовной карьере и человек, безусловно, искренне верующий, и Дефо - выразитель наиболее прогрессивных взглядов своего времени - доказывает, что вся история цивилизаций есть не что иное, как образование человека человеческим трудом.

Концепция первостепенной роли труда в процессе, совершенствования человека и общества в романе Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" отразила наиболее прогрессивные, демократические идеи эпохи раннего Просвещения. Воспользовавшись, как и Дж. Локк в работе о государственном правлении, темой острова, находящегося вне контактов с обществом, Дефо на примере жизни Робинзона доказывает непреходящую ценность труда в общественно развитии и создании материальной и духовной базы общества. Величественный гимн труду и творческой деятельности разума, впервые в истории мировой литературы прозвучавший со страниц художественного произведения, стал резкой, бескомпромиссной критикой как феодального прошлого, так и буржуазного настоящего Англии начала ХVIII века. Именно труд и творческая деятельность разума способны, по глубокому убеждению Дефо, коренным образом изменить мир. Благодаря труду на необитаемом острове возникает своеобразная мини цивилизация, создатель которой - разумный "естественный" человек.

Герой Дефо сделался живым воплощением представлений просветителей о современном им человеке как о человеке "естественном", не исторически возникшем, а данном самой природой.


Книга – источник знаний, читая художественные произведения можно не только узнать много нового, но и пережить множество жизненных ситуаций вместе с литературными героями, окунуться в мир прекрасного и неизведанного. Однажды я прочла высказывание Цицерона, которое мне запомнилось: «Я ни во что не ставлю чтение без всякого удовольствия». Я полностью согласна с этим великим человеком, удовольствие от чтения получаешь только тогда, когда книга тебя захватывает, и ты можешь к ней возвращаться постоянно и находить каждый раз что-то новое, интересное и волнующее. Такой книгой для меня стал роман английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».

Несколько раз я перечитывала замечательные страницы романа, которые увлекали меня все больше и больше. «Приключения Робинзона Крузо» поведали мне о том, как пережил томительное одиночество «моряк из Йорка». Оказавшись после кораблекрушения на необитаемом острове, он сумел прожить на нем двадцать восемь лет, сначала в полном одиночестве, а позже с дикарем Пятницей.

Мое восхищение перед героем романа безгранично. Он не спасовал перед испытанием, посланным ему, освоил остров, завел хозяйство. Робинзон Крузо подробно рассказывает о том, как устраивал свой быт, стараясь обеспечить себя всем необходимым для жизни. Конечно, по началу Робинзона охватило отчаяние, как любого здравомыслящего человека, но сила духа, упорство и труд помогли ему выстоять в неравной схватке с одиночеством.

Крузо вспоминает свою прежнюю жизнь и обращается к чтению Библии, которую захватил с корабля, у него много времени для осмысления своих поступков, и он делает для себя вывод, что все беды происшедшие с ним закономерны. Это кара за его неповиновение родительской воли. Оказавшись наедине с природой и с самим собой, герой произведения сумел увидеть свои недостатки, переосмыслить свою жизнь. В своем новом положении он по- иному смотрит на жизнь и духовные ценности.

Робинзону пришлось не только переосмыслить свою жизнь, но и научиться выживать среди дикой природы, ему пришлось освоить ремесло портного, гончара, из нескольких зернышек вырастить урожай пшеницы, смастерить календарь и научиться многое делать своими руками.

Одно из тяжелейших испытаний для героя романа – отсутствие человеческого общения, его друзьями были собака и кот, которых он захватил с корабля, позже научил попугая четко произносить слова и слушать его было очень приятно. Робинзону пришлось прожить больше двадцати лет прежде чем он встретил человека. Когда дикари – людоеды пристали к острову, чтобы устроить пир, он спасает одного из пленных и дает ему имя Пятница. И опять труд, Робинзон осваивает профессию учителя и передает все свои знания туземцу, учит его английскому языку.

Я считаю, роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» это своеобразный гимн человеку.

Эту книгу можно читать всю жизнь и каждый раз находить для себя что – то новое, когда я прочла приключенческий роман первый раз, то мне понравилась интересная история о жизни человека на необитаемом острове. Спустя год прочла роман еще раз и совершенно по – другому отнеслась к прочитанному. Я поняла на сколько сильным, мужественным и упорным может быть человек, если поставит перед собой цель и титаническим трудом будет добиваться ее достижения. Думаю, если через несколько лет я опять прочту роман «Робинзон Крузо», то открою для себя много нового, но, пожалуй, не перестану восхищаться обычным человеком, который смог выжить в суровых условиях.

«Робинзон Крузо» написан почти три века назад. За это время забыты тысячи книг. А книга о Робинзоне живет.

В чем секрет ее долгой жизни? В описаниях бурь, кораблекрушений, охоты на львов? Вряд ли. Тот, кто читал эту книгу давно, может забыть, сколько приключений было у Робинзона, прежде чем он оказался на необитаемом острове. Но он не забудет сути: это история человека, который «прожил 28 лет в полном одиночестве». Одиночество. Вот что в его истории самое главное.

Разные люди в разное время читали эту книгу по-разному. Одни восхищались: вот что может сделать человек, оставшись один на один с дикой природой, вот что может сделать человек, когда никто не помогает ему, но никто не мешает, никто не ставит подножку. Всё сам! Сам строит дом, сам приручает коз, сам выращивает хлеб.

Другие спрашивали: неужели Робинзон добился всего сам? Неужели ему никто и ни в чем не помогал? И, поразмыслив, отвечали: на самом деле это было, пожалуй, иначе. Действительно, рядом с ним не было ни товарищей, ни помощников. Но каждый день и каждый час жизни на необитаемом острове он пользовался плодами труда других людей.

Найдя на полузатопленном судне ящик корабельного плотника, Робинзон воскликнул, что эту поистине драгоценную находку он не променял бы на целый корабль с золотом. И он был прав! Когда он инструментами плотника рубил деревья, тесал бревна, пилил доски, с ним вместе незримо работали те, кто когда-то сделал эту пилу, этот топор, этот бурав. В ружье и в пулях, в бумаге и в чернилах, в зерне и в тряпках, найденных на корабле, были заключены труд и опыт многих людей. Труд и опыт других людей помогли ему выжить на необитаемом острове.

А что стало бы с человеком, окажись он без всего этого? В долгой истории мореплавания бывали и такие случаи. Но кончались они иначе, чем история Робинзона. Они кончались гибелью или одичанием человека.

Между тем Робинзон много раз возносил благодарение небесам, но ни разу мысленно не поблагодарил ни мастеров, сделавших его топор и ружье, ни пахаря, вырастившего колос, из зерен которого он взрастил целое поле, ни тех, кто научил его искусству плотника, умению возделывать землю.

И еще один вопрос: хорошо ли иметь Робинзона товарищем? На этот вопрос мог бы ответить мальчик Ксури (помните, он спрятался в баркасе, на котором Робинзон бежал из плена). Пока у Робинзона не было другого слуги и помощника, пока Ксури был ему нужен, Робинзон дорожил им. Но вот они оказались в безопасности, на бразильской земле. Как поступил Робинзон с бедным Ксури? Продал его за 60 золотых монет. Правда, поколебавшись: «Мне было жалко продавать свободу бедняги, который так преданно помогал мне самому добыть ее». Потом пожалел о своем поступке. Потому что в нем заговорила совесть? Нет, совсем не поэтому. Когда Робинзон завел плантацию, он увидел, что ему не хватает рабочих рук: «Тут мне стало ясно, как нерасчетливо я поступил, расставшись с мальчиком Ксури».

Роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» стал поистине новаторским произведением своего времени. Не только его жанровая особенность, реалистические тенденции, естественная манера повествования и ярко выраженная социальная обобщенность делают его таковым. То главное, чего достиг Дефо – это создание романа нового типа, того, что сейчас подразумеваем мы, говоря об этом литературном понятии. Любители английского, вероятно, знают, что в языке существуют два слова – «romance» и «novel». Так вот, первый термин обозначает тот роман, что существовал вплоть до 18 века, художественный текст, включающий различные фантастические элементы – ведьм, сказочные превращения, колдовство, клады и т.д. Роман же нового времени – «novel» – подразумевает в точности обратное: естественность происходящего, внимание к деталям быта, ориентация на достоверность. Последнее удалось писателю как нельзя лучше. Читатели действительно верили в правдивость всего написанного, а особенно яростные поклонники даже писали письма Робинзону Крузо, на которые с удовольствием отвечал сам Дефо, не желая снимать пелену с глаз воодушевленных фанатов.

Книга повествует о жизни Робинзона Крузо, начиная с восемнадцатилетнего возраста. Именно тогда он покидает родительский дом и отправляется навстречу приключениям. Еще до того, как попасть на необитаемый остров, он переживает немало злоключений: он дважды попадает в шторм, оказывается в плену и два года терпит положение раба, а после того, как судьба вроде бы показала свою благосклонность к путешественнику, одарила его умеренным достатком и прибыльным делом, герой бросается в новую авантюру. И на этот раз, уже остается в одиночестве на необитаемом острове, жизнь на котором и составляет основную и важнейшую часть повествования.

История создания

Считается, что идею создания романа Дефо позаимствовал из реально произошедшего случая с одним моряком – Александром Селькирком. Источником этой истории, скорее всего, было одно из двух: либо книга Вудса Роджерса «Плавание вокруг света», либо очерк Ричарда Стила, напечатанный в журнале «Англичанин». А произошло вот что: между моряком Александром Селькирком и капитаном корабля вспыхнула ссора, в результате чего первый был высажен на необитаемом острове. Ему выдали необходимый на первое время запас провианта и оружия и высадили на острове Хуан Фернандес (Juan Fernández), где он прожил в одиночестве около четырех с лишним лет, пока его не заметило проходившее мимо судно и не доставило в лоно цивилизации. За это время моряк полностью потерял навыки человеческого быта и общения; ему потребовалось время на адаптацию к прошлым условиям жизни. Дефо немало изменил в истории Робинзона Крузо: его затерянный остров переместился из Тихого океана в Атлантический, срок проживания героя на острове увеличился с четырех до двадцати восьми лет, при этом он не одичал, а напротив смог организовать свой цивилизованный быт в условиях девственно дикой природы. Робинзон считал себя его мэром, установил строгие законы и порядки, научился охоте, рыбной ловле, земледелию, плетению корзин, выпеканию хлеба, сыроделию и даже выделке глиняной посуды.

Из романа становится понятно, что на идейный мир произведения также повлияла философия Джона Локка: все основы созданной Робинзоном колонии выглядят как переложение идей философа о правлении. Интересно, что в трудах Локка уже была использована тема острова, находящегося вне какой-либо связи с остальным миром. Помимо этого, именно сентенциями этого мыслителя, скорее всего, навязаны и убеждения автора о важной роли труда в жизни человека, о его влиянии на историю развития общества, ведь только упорный и тяжелый труд помог герою создать подобие цивилизации в условиях дикой природы и сохранить цивилизованность самому.

Жизнь Робинзона Крузо

Робинзон – один из трех сыновей в семье. Старший брат главного героя погиб на войне во Фландрии, средний пропал без вести, поэтому за будущее младшего родители переживали втройне. Тем не менее, образования ему никакого не дали, с детства его занимали в основном только мечты о морских приключениях. Отец уговаривал его жить размеренно, соблюдать «золотую середину», иметь надежный честный заработок. Однако отпрыск не смог выкинуть из головы детские фантазии, страсть к приключениям и в восемнадцать лет, против воли родителей, отправился на корабле в Лондон. Так начались его странствия.

В первый же день на море случился шторм, изрядно напугавший юного авантюриста и заставивший задуматься о небезопасности предпринятого путешествия и о возвращении домой. Однако после окончания бури и обыкновенной попойки сомнения улеглись, и герой решил отправляться дальше. Это событие стало предвестником всех его будущих злоключений.

Робинзон, даже будучи уже взрослым человеком, никогда не упускал случая пуститься в новую авантюру. Так, неплохо устроившись в Бразилии, имея свою весьма доходную плантацию, приобретя друзей и хороших соседей, как раз достигнув той самой «золотой середины», о которой когда-то говорил ему отец, он соглашается на новое дело: доплыть до берегов Гвинеи и тайно приобрести там рабов для увеличения плантаций. Он и команда, всего 17 человек, отправляются в путь, в роковую для героя дату – первое сентября. Когда-то первого сентября он также отплыл на корабле из дома, после чего потерпел немало бедствий: два шторма, пленение турецким корсаром, два года рабства и тяжелый побег. Теперь его ждало более серьезное испытание. Корабль снова попал в шторм и разбился, погибла вся его команда, а Робинзон оказался один на необитаемом острове.

Философия в романе

Философский тезис, на котором строится роман, – человек – разумное социальное животное. Поэтому и жизнь Робинзона на острове строится по законам цивилизации. У героя продуман четкий распорядок дня: начиналось все с чтения Священного Писания, потом охота, сортировка и приготовление убитой дичи. В оставшееся время он мастерил различные бытовые предметы, что-то строил или же отдыхал.

Кстати, именно Библия, взятая им с потонувшего корабля вместе с другими предметами первой необходимости, помогли ему постепенно смириться со своей горькой участью одинокой жизни на необитаемом острове, а после даже признать, что он еще тот счастливчик, ведь все его товарищи погибли, а ему была дарована жизнь. И за двадцать восемь лет в изоляции он не только приобрел, как оказалось, столь нужные навыки охоты, земледелия, различных ремесел, но и претерпел серьезные внутренние изменения, встал на путь духовного развития, пришел к Богу и религии. Однако его религиозность практическая (в одном из эпизодов он распределяет все случившиеся в два столбика – «добро» и «зло»; в колонке «добро» оказалось на один пункт больше, что и убедило Робинзона в том, что Бог – хороший, Он дал ему больше, чем взял) – явление в 18 века.

Среди просветителей, кем и являлся Дефо, был распространен деизм – рациональная религия, опирающаяся на доводы разума. Неудивительно, что и его герой, сам того не подозревая, воплощает просветительскую философию. Так, в своей колонии Робинзон дает равные права испанцам и англичанам, исповедует веротерпимость: сам он считает себя протестантом, Пятница, по роману, – новообращенный христианин, испанец – католик, а отец Пятницы – язычник, к тому же еще и людоед. И всем им приходится жить вместе, однако никаких конфликтов на религиозной почве не происходит. У героев есть общая цель – выбраться с острова – и ради этого они трудятся, не обращая внимания на конфессиональные различия. Труд стает в центре всего, он и является смыслом человеческой жизни.

Интересно, что история Робинзона Крузо имеет притчевое начало – один из любимых мотивов английских романистов. «Притча о блудном сыне» положена в основу произведения. В ней, как известно, герой возвратился домой, покаялся в грехах перед отцом и был прощен. Дефо изменил смысл притчи: Робинзон, как и «блудный сын», покинувший отчий дом, вышел победителем – благополучный исход обеспечили ему его труд и опыт.

Образ главного героя

Образ Робинзона нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. Он естественен, а поэтому очень реалистичен. Юношеская безрассудность, толкающая его на все новые и новые авантюры, как в конце романа говорит сам герой, осталась с ним и в зрелом возрасте, он не прекратил свои морские путешествия. Эта безрассудность совершенно противоречит практическому уму мужчины, привыкшему на острове продумывать в деталях любую мелочь, предвидеть каждую опасность. Так, его однажды глубоко поражает то единственное, чего он не смог предвидеть – возможность землетрясения. Когда оно случилось, он понял, что обвал при землетрясении мог бы запросто засыпать его жилище и самого Робинзона, находящегося в нем. Это открытие заставило его не на шутку перепугаться и как можно быстрее перенести дом в другое, безопасное место.

Его практичность проявляется, главным образом, в умении добывать средства к существованию. На острове это его настойчивые поездки за припасами к затонувшему кораблю, изготовление бытовых предметов, приспособление ко всему тому, что мог дать ему остров. Вне острова это его доходная плантация в Бразилии, умение добыть деньги, строгий счет которым он всегда вел. Даже во время вылазки на затонувшее судно он, несмотря на то, что понимал абсолютную бесполезность денег там, на острове, все же забрал их с собой.

К его положительным качествам можно отнести хозяйственность, рассудительность, предусмотрительность, находчивость, терпение (сделать что-то на острове для хозяйства было чрезвычайно сложно и занимало это немало времени), трудолюбие. Из отрицательных, возможно, безрассудство и порывистость, в некоторой степени равнодушие (например, к своим родителям или к людям, оставшимся на острове, о которых он особо не вспоминает, когда появляется возможность покинуть его). Однако все это можно представить и по-другому: практичность может показаться излишней, а если прибавить внимание героя к денежной стороне вопроса, то его можно назвать меркантильным; безрассудство, да и равнодушие в данном случае, могут говорить о романтической натуре Робинзона. В характере и манере поведения героя нет однозначности, но это и делает его реалистичным и, отчасти объясняет, почему многие читатели верили в то, что это реальная личность.

Образ Пятницы

Помимо Робинзона, интересен образ его слуги Пятницы. Он дикарь и людоед по рождению, спасенный Робинзоном от верной смерти (его, к слову, тоже должны были съесть его же соплеменники). За это дикарь обещал преданно служить своему спасителю. В отличие от главного героя, он никогда не видел цивилизованного общества и до встречи с иноверцем жил по законам природы, по законам своего племени. Он — «естественный» человек, и на его примере автор показал, как цивилизация влияет на индивида. По мнению писателя, именно она естественна.

Пятница совершенствуется за весьма короткое время: он довольно быстро изучает английский, перестает следовать обычаям его соплеменников-людоедов, учится стрелять из ружья, становится христианином и т.д. При этом он обладает прекрасными качествами: он верный, добрый, пытливый, сообразительный, рассудительный, не лишен простых человеческих чувств, таких как любовь к отцу.

Жанр

С одной стороны, роман «Робинзон Крузо» принадлежит к литературе путешествий, так популярной в Англии того времени. С другой стороны, есть явно притчевое начало или традиция аллегорической повести, где на протяжении повествования прослеживается духовное развитие человека, а на примере простых, житейских подробностей раскрывается глубокий нравственный смысл. Произведение Дефо часто называют философской повестью. Источники создания этой книги весьма разнообразны, а сам роман и по содержанию, и по форме являлся произведением глубоко новаторским. С уверенностью можно сказать одно – столь оригинальная литература имела множество почитателей, поклонников, и, соответственно, подражателей. Похожие работы стали выделять в особый жанр «робинзонады», справедливо названный в честь покорителя необитаемого острова.

Чему учит книга?

В первую очередь, конечно, умению трудиться. Робинзон прожил на необитаемом острове двадцать восемь лет, но он не стал дикарем, не потерял признаки цивилизованного человека, и все это благодаря труду. Именно сознательная созидательная деятельность отличает человека от дикаря, благодаря ей герой держался на плаву и с достоинством выдержал все испытания.

Помимо этого, несомненно, на примере Робинзона показано, как важно иметь терпение, как необходимо учиться новому и постигать то, чего раньше никогда не касался. А развитие новых навыков и способностей рождает в человеке рассудительность и здравый ум, так пригодившийся герою на необитаемом острове.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!