На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёр-д’оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.
Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого. - Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
Батюшки! - изумился тонкий. - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.
Милый мой! - начал тонкий после лобызания. - Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щёголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь… Это вот моя жена, Луиза, урождённая Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе… А это моя жена, урождённая Ванценбах… лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
Ну, как живёшь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?
Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству… Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. - Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…
Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
Ну, полно! - поморщился толстый. - Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!
Помилуйте… Что вы-с… - захихикал тонкий, ещё более съёживаясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил… жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Мастерство юмористического рассказа присуще А.П. Чехову. Оно раскрывается в его творчестве через детали, символы и образы, остающиеся на слуху у нескольких поколений благодарных читателей. Мораль, заложенная в этих лаконичных прозаических произведениях, до сих пор является надежным ориентиром для нравственного выбора свободно мыслящего человека.
Действие начинается с встречи двух приятелей на вокзале. Один из них толстый – Михаил (тайный советник), другой тонкий - Порфирий. Уже в начале Чехов противопоставляет двух героев.
Тонкий сразу же начинает расписывать, какой он прекрасный, какая у него жена Луиза, какой сын Нафанаил. Толстый восторженно смотрит на друга, в то время как Порфирий, узнав, что Михаил - тайный советник, вдруг побледнел и окаменел. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» наполовину состоит из демонстрации перемены в обращении героя-неудачника к товарищу детства. Автор очень детально описывает, как меняется персонаж и его семья: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…». Ведь сын сначала тоже оценивал друга отца, стоит ли с тем здороваться, и в итоге спрятался за спину Порфирия. Тот же стал сразу любезничать перед старым другом, обращаться к нему «на вы», называть «ваше превосходительство», а сам все больше съеживался. Михаил пытался объяснить, что между друзьями не может быть чинопочитания, но все было тщетно. И от всего этого «благоговения, сладости и почтительной кислоты, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».
Главные герои
- Толстый (Михаил) — успешный и благополучный. Он радуется встрече, интересуется жизнью друга, разочаровывается в том, что товарищ оказался раболепствующим лицемером. Его должность – тайный советник (довольно высокий чин в царской России). Чехов дает ироническое описание своему персонажу: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни». Беззаботная жизнь героя тоже не укрылась от читателя: кто же будет выпивать в течение рабочего дня, если на работе какие-то важные дела? Значит, чиновник живет праздно и вольготно, не ведая забот, поэтому в нем сохранились радушие и приветливость. Он рад случаю продемонстрировать свои либеральные взгляды на публику и охотно признает старого товарища ровней, хоть и осознает, что это не так. Кроме того, Михаил идет по жизни в одиночестве, его семьи мы не видим. Значит, его судьба складывается размеренно и комфортно, никто не обременяет его хлопотами. Характеристика Толстого заложена в его портрете, особенность которого подметил еще Гоголь: полные чиновники умеют устраиваться, пользоваться должностью ради личного обогащения, а тощие – нет.
- Тонкий (Порфирий) – приниженный, раболепствующий и загруженный. Он сгибается под тяжестью своей ноши, расспрашивает друга рассеянно и поверхностно, льстит и унижается перед ним, когда узнает, что товарищ - тайный советник. Его должность – мелкий чиновник, возможно, переписчик бумаг. Автор охарактеризовал его так: «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Перед мысленным взором предстал портрет замученного, суетливого человека, на которого жизнь давит со всех сторон, как баулы и узлы. Нелегкая доля Порфирия, тяготы и заботы о семье с учетом низкого жалования показаны через чемоданы и сумки, которыми он навьючен, как осел. Герой изначально не свободен, его тяготят семейные дела и обязанности, может, поэтому он занимает менее высокий пост. Его раболепство – издержки профессии. Без него он лишится даже того скромного положения, которое занимает. Писатель подчеркивает типичность своего персонажа, подразумевая, что все неупитанные на вид чиновники не могут устроить свою жизнь иначе: они прогибаются под начальство и не разгибаются уже никогда, так и оставаясь на низших ступенях карьерной лестницы.
Отношение Чехова к героям произведения нейтральное. Он рассказывает историю и выносит ее на суд читателей, однако не выносит ей моральные приговоры. Он беспристрастен в своей лаконичной манере изложения.
Важнейшей стилистической фигурой в книге является антитеза, которая заявлена Чеховым уже в названии. Герои рассказа «Толстый и тонкий» символизируют социальное неравенство, которое прокладывают между собой сами люди. На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы». Характеристика героев основана на сравнении. Если один робеет перед чином, то другой уже научился надуваться от самодовольства. Если у одного в жизни суета и мельтешение, то у другого – комфорт и праздность.
Меняется не только отношение, но и речь. И Тонкий, и Толстый используют разговорную лексику: «Голубчик мой», «Милый мой», «Батюшки», «душонок». Когда же Порфирий узнает должность своего друга, то переходит на официальное и почтительное обращение: «ваше превосходительство», «вы-с», «приятно-с».
Главные темы
- В рассказе «Толстый и Тонкий» тема социального неравенства занимает центральное место. Оно порождает такие уродливые формы приспособленчества, как лесть и лицемерие.
- Писатель хотел подчеркнуть, как важно человеку сохранить индивидуальность, поэтому он затронул в произведении тему свободы личности. «Тонкие» люди привыкли раболепствовать, у них уже нет своего «я». Герой не обязан был менять свой тон, ведь это его друг, но он настолько привык к принятым штампам, что уже не может по-другому.
- Также очевидна тема нравственного выбора. Порфирий тоже человек-хамелеон, который меняет свою окраску в зависимости от ситуации. Им управляет не мораль и не ум, а жалкая расчётливость. Его выбор – это добиться благоволения начальства ценой собственного достоинства.
- В то же время автор показал, что государственная система в России того времени просто вынуждает людей становиться рептилиями и защищаться от нападения любой ценой. Низший полностью зависим от высшего, и негде найти на произвол управы. Тема несправедливого политического устройства не в первый раз беспокоит Чехова.
- В целом, автор пытается обесценить пороки путем их осмеяния. Сатира имеет благую цель: уничтожить плохое качество личности, показав людям, насколько оно нелепо. Юмор в рассказе прослеживается даже на языковом уровне: писатель намеренно использует просторечные выражения, соседствующие с канцелярскими речевыми шаблонами, чтобы вызвать комический эффект.
Основная мысль и смысл рассказа
Автор хотел высмеять пороки, чтобы людям стало стыдно так себя вести. Общество должно было выдавить из себя лицемерие, которое, увы, стало неотъемлемой частью карьерного роста и преуспеяния в жизни. Тонкий лицемерит уже на автомате, он даже не осознает этого, как и вся его семья. Это уже не частный недостаток, это глобальная проблема, которую надо решать. Идея рассказа «Толстый и Тонкий» заключается в том, что лицемерие, скорее, погубит человекаА, а не поможет ему. Оно всегда заметно и противно смотрится. Люди отворачиваются от лицемера, как Михаил отвернулся от Порфирия. Они видят, что неискренность для лжецов – обычное дело, и не хотят быть обманутыми. Кроме того, лицемер смешон и ничтожен, его не за что уважать и тяжело любить. Своим поведением он перечеркивает свою репутацию.
Надо уметь разграничивать личные и рабочие связи, не ущемляя ни одну из этих сфер жизни. Даже если карьера не задалась, и нужен блат, не стоит продавать свое личное пространство, свое достоинство. Продав их один раз, человек навсегда лишается чести и становится пресмыкающимся. Главная мысль в произведении Чехова заключается в том, что жизнь лицемера перестает иметь значимость для него самого, ее цена ниже цены денег, и другие люди это чувствуют, поэтому их отношение меняется в худшую сторону. Например, сначала Толстый был искренне рад встретить друга, но потом его вывернуло наизнанку от отвратного зрелища раболепства. Если сперва он и сам подумывал помочь товарищу, то в финале он готов бежать от него со всех ног, так как на него накатывает презрение.
Чему учит Чехов?
Сатирик высмеивает чинопочитание, которое превращает людей в ничтожества и лишает их достоинства. Автор остроумно показал, как оно разрушает дружбу и превращает товарищей в Тонкого и Толстого, разделяя их навеки. Такое деление по чинам неоправданно, ведь хорошие люди есть везде, независимо от того, какое место они занимают и сколько у них оклад. Писатель понимает, что лизоблюдство, или его противоположность – презрение только вредят обществу, а не упорядочивают его, поэтому эти пороки он предает осмеянию.
Автор завещает своим потомкам всем известную мудрость: «Каждый день по капле выдавливай из себя раба». Этому труду стоит посвятить всего себя, иначе условности, предрассудки, общественное мнение или самодуры на пост выше могут сломить волю, искоренить индивидуальность и оставить бесхребетного человека на милость победителя. Свободная же личность гармонично развивается и обретает независимость взглядов и суждений, что позволяет ей выбирать свой путь.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
7 класс, литература
ТЕМА: А.П.Чехов. Рассказы "Толстый и Тонкий", "Хамелеон". В зеркале человеческих характеров.
Цели:
Образовательный аспект:
Продолжить формирование умений работы над литературным произведением как искусством слова через постижение его художественного мира;
Продолжить формирование понятия о природе комического на примере рассказов А.П.Чехова, углубить понятие о сатире;
Показать особенности чеховского стиля.
Развивающий аспект:
Развивать умения интерпретации художественного произведения, создание благоприятных психолого-педагогических условий для самовыражения и самораскрытия учеников в процессе работы над произведениями;
Способствовать активизации художественно-творческих потребностей учащихся;
Продолжить работу по развитию устной речи учащихся
Воспитательный аспект:
Воспитание у учащихся интереса к чтению и изучению художественных произведений русской литературы;
Способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
Тип урока : обобщение знаний, умений и навыков.
Предполагаемый результат:
Уметь находить комические и сатирические эпизоды в рассказах Чехова.
Знать отличительные черты чеховских произведений.
Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.
Мотивировать учащихся для последующего чтения рассказов А. П. Чехова.
Оборудование
: учебник, тексты произведений писателя, компьютерная презентация.
Никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни
М. Горький.
ХОД УРОКА
I.ОРГМОМЕНТ
II.МОТИВАЦИЯ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Слово учителя.
Друзья мои!
Я очень рада войти в наш светлый класс.
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок
!
Беседа.
-Л.Н.Толстой назвал этого писателя «художником жизни».
-Вспоминая свои детские годы, этот писатель говорил, что детства у него не было.
-Первые свои произведения он подписывал псевдонимом «Антоша Чехонте».
-Его фраза «Краткость – сестра таланта» стала крылатой.
О каком писателе идет речь? С чьими произведениями мы знакомились на последних уроках?(СЛАЙД №1)
Подберите не менее 5 слов, характеризующих творчество этого писателя.
Слово учителя.
Названные вами слова можно классифицировать следующим образом:
Это названия чеховских рассказов, герои произведений, средства изображения персонажей и освещения проблем; жанр чеховского повествования.
К этим понятиям мы с вами сегодня еще вернемся.
А пока запишите сегодняшнее число, тему урока.
III.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
Слово учителя.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова А.М.Горького?
Вывод. Сегодня на уроке мы заглянем в зеркало человеческих характеров, рожденных воображением русского мастера слова - А.П.Чеховым.
- Объявление целей. (СЛАЙД №2)
Задача урока:
работая над произведениями, раскрыть духовный и художественный потенциал произведений русской классической литературы, ценности ее общечеловеческих нравственных идеалов, чтобы они стали личностно значимыми для учащихся.
IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ
Слово учителя
Обратите внимание на слова писателя: "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каким он есть на самом деле"(СЛАЙД №3).
- В связи с этим давайте вспомним известных чеховских героев и ответим на вопрос:
Каким образом писатель обращает внимание людей на них самих? (благодаря средствам комического)
-Назовите их. (СЛАЙД №4)
-А теперь внимание на экран. Скажите, какие из них доминируют в следующих произведениях:
"Хамелеон, "Лошадиная фамилия", "Толстый и Тонкий", "Свадебный генерал", "Пересолил". (СЛАЙД №5)
-Читая произведения А.П.Чехова, какие особенности стиля его произведений вы заметили?
Задание : выбрать характерные черты рассказов А.П.Чехов а (СЛАЙД №6)
1.Иносказательность;
2.Произведения небольшие по объему, но глубокие по содержанию;
3.Пародийность;
4."Говорящие фамилии";
5.Сочетание реальности и фантастики.
(Ответ: 1). Небольшие по объему, но глубокие по содержанию.
2)."Говорящие фамилии".(Так, в рассказе " Хамелеон" автор дал такие фамилии своим персонажам Очумелов, Хрюкин, Елдырин.)
3).Использование деталей (кстати, любимый чеховский прием.)
Привести примеры, подбирая цитаты.
ИНСЦЕНИРОВКА.
Слово учителя
Ребята приготовили небольшую сценку - диалог из известного чеховского рассказа.
Задача зрителей: вспомнить название рассказа и эпизод из произведения. ("Толстый и Тонкий")
СЦЕНКА.
-Какие негативные качества людей раскрываются в этом произведении и других произведениях автора?
Лицемерие;
Подхалимство;
Чинопочитание;
Трусость;
Ограниченность.
Слово учителя . А.П.Чехов создавал произведения легко. Всего маленьких, крошечных рассказов он написал более 1000. И в каждом из них вот уже более 100 лет живет его смех.
-Какова же судьба произведений великого писателя?
Чтобы ответить на этот вопрос, в качестве домашнего задания вы провели небольшой опрос среди учителей и родителей.
Анкета (СЛАЙД №7)
5).Какие рассказы нравятся?
Каковы же результаты?
(Ученики зачитывают наиболее интересные ответы).
Слово учителя.
А теперь прочитайте слова самого А.П.Чехова :(СЛАЙД№ 8)
"Надо быть умственно чистым, нравственно здоровым и опрятным физически"
V . РЕФЛЕКСИЯ.
Слово учителя
Подходит к концу наша встреча с писателем. Вы работали на уроке, дома.
А)Знакомство с личностью писателя …(заставило вспомнить слова самого Чехова о том, что земля наша, история наша богата талантливыми людьми)
Б)Читая его ранние произведения …(мы улыбаемся; потешаемся над незадачливыми героями; над «говорящими фамилиями»; грустим от того, что проблемы актуальны и сейчас).
Сейчас вы получите таблички, которые я прошу заполнить.
Рефлексия
- отлично - хорошо - плохо
VI .ИТОГИ.
Оглашение результатов.
VII . ДОМ. ЗАДАНИЕ .
1.Подготовить сообщение К.Дойле.
Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?
2).Каким было ваше впечатление?
3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?
4).Что нового открыли для себя?
5).Какие рассказы нравятся?
7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?
Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?
2).Каким было ваше впечатление?
3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?
4).Что нового открыли для себя?
5).Какие рассказы нравятся?
7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?
Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?
2).Каким было ваше впечатление?
3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?
4).Что нового открыли для себя?
5).Какие рассказы нравятся?
7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?
Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?
2).Каким было ваше впечатление?
3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?
4).Что нового открыли для себя?
5).Какие рассказы нравятся?
7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?
Рефлексия
- отлично - хорошо - плохо
Рефлексия
- отлично - хорошо - плохо
На нашем сайте вы можете прочитать и краткое содержание рассказа «Толстый и тонкий» . Ссылки на тексты и краткие содержания других произведений А. П. Чехова - см. ниже в блоке «Ещё по теме...»
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком – его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом – его сын.
– Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
– Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.
А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Аудиокнига
– Милый мой! – начал тонкий после лобызания. – Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь… Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик третьего класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
– В гимназии вместе учились! – продолжал тонкий. – Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе… А это моя жена, урожденная Ванценбах… лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
– Ну, как живешь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. – Служишь где? Дослужился?
– Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству… Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?
– Нет, милый мой, поднимай повыше, – сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…
– Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
– Ну, полно! – поморщился толстый. – Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!
– Помилуйте… Что вы-с… – захихикал тонкий, еще более съеживаясь. – Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил… жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.