Сообщение про апухтина. Алексей Николаевич Апухтин

Биография

Родился в небогатой дворянской семье с древними корнями, восходящими к Франции. Детство прошло в родовом имении отца - деревне Павлодар. По мироощущению близок . Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским (), А. С. Аренским ().

1859 - окончил Училище правоведения, где сблизился (в том числе на гомосексуальной почве) с П. И. Чайковским. В Училище Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». По окончании Училища служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи». С 1862 жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863-1865 - числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу. Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь.

Апухтин и Пётр Ильич Чайковский

Чайковский и поэт долго поддерживали тесные дружеские отношения. Пётр Ильич гостил у него в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили совместное путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворение (80-е гг.).

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лелю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель».

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

«Кто идёт» (1860, не сохранился)
«Забыть так скоро» (1870)
«Он так меня любил» (1875)
«Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
(1880)
(1886).

Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Все же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…

Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!

Творчество

1854 - первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854-55 гг.).

1858 - 61 гг. стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение 7 лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 - 62 гг. публиковался в журналах демократического толка («Искра», «Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев.

1865 - выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве , что обозначило окончательно удаление Апухтина от какой-бы то ни было политической борьбы.

1872 - в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 - Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы ( , «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 - вышел первый сборник стихотворений Апухтина

В последние годы жизни Алексеем Николаевичем написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Из Архива графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет только после его смерти.

Издания

Сочинения, 4 изд., т. 1-2, [Биография. очерк М. Чайковского], СПБ. 1895;
Стихотворения. [Вступ. ст., подгот. текста, прим. Л. Афонина], Орёл, 1959;
Стихотворения, Л., 1961.

Алексей Николаевич Апухтин (1840-1893гг.) - русский поэт.

Алексей Апухтин родился 15(27) ноября 1840 года в небогатой дворянской семье, в семье было ещё трое сыновей - Николай (1842-1878), Афиноген (1849-1908) и Владимир (1851-1927).

Детство прошло в родовом имении отца (Николая Фёдоровича) - деревне Павлодар Орловской губернии. Мать - Мария Андреевна Желябужская (1821-1859), была его первой учительницей, пробудила в нём любовь к поэзии.

В 1859 году окончил Императорское училище правоведения, где подружился с П. И. Чайковским. В этом престижном заведении Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». В том же году, 23 апреля, умерла его мать, смерть которой стала для Апухтина настоящим ударом. Её памяти поэт посвятил несколько стихотворений («Какое горе ждёт меня?», «Ни веселья, ни сладких мечтаний», «Ещё свежа твоя могила»).

С 1862 года поэт жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863-1865 годах числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу.

Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. За два года до смерти Апухтин заболел также водянкой. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь.

Алексей Николаевич скончался 17 (29) августа 1893 года в Санкт-Петербурге, был похоронен на Никольском кладбище. В 1956 году прах и памятник были перенесены на Литераторские мостки Волковского кладбища.

Поэзия и проза Апухтина

По мироощущению Апухтин близок М. Ю. Лермонтову. Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью Божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским («Ночи безумные», «День ли царит» и др.), А. С. Аренским («Разбитая ваза»).

1854 - первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854-55 гг.).

1858 - 1861 гг.: стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение семи лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 - 1862 гг.: публиковался в журналах демократического толка («Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев.

1865 - Апухтин выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина, что обозначило окончательно удаление поэта от какой бы то ни было политической борьбы.

1872 - в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 - Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 - вышел первый сборник стихотворений Алексея Апухтина.

В последние годы жизни Апухтиным были написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Архив графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет уже после его смерти.

Уже его современники высоко оценили прозу Апухтина: император Александр II был в восторге от «Архива графини Д.» - после чтения, состоявшегося в доме П. Г. Ольденбургского он заявил, что её нужно тотчас опубликовать, что это лучшая сатира на великосветские нравы.

Высоко оценивали прозу Апухтина Михаил Булгаков; Павел Сергеевич Попов, российский и советский литературовед, историк философии, в письме Булгакову 22 октября 1939 года писал: "Я занялся Апухтиным как прозаиком, поэзия его меня не пленяет. Зато проза - остаётся неоценённой. При своей жизни А. ничего не опубликовал из прозы; зато славился чтением собственных произведений Издатели пронюхали успех Апухтина Но Апухтин молчал и никаких шагов к изданию не предпринимал". - «Когда я вскоре буду умирать…» Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым. - М.: Эксмо, 2003. - 272 с. - С.227-228.

В том же письме Попов привёл устный рассказ, что Апухтин, не исполнив воли императора, считая неэтичным публикацию своих произведений, в которых изображены были (в ироническом свете) его добрые знакомые, впал в немилость. Здесь же он отметил, что предмет неудавшегося личного романа Апухтина была в то время ещё жива: ей было свыше 80 лет и она жила в Ленинграде.

Апухтин и Чайковский

По окончании училища Алексей Апухтин служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи».

Апухтин был гомосексуалом, и отчасти на этой почве у него сложились очень тесные отношения с П. И. Чайковским. В семье Чайковского считали, что именно Апухтин «развратил» Петрушу в 13-летнем возрасте (сам Апухтин к тому моменту был уже любовником классного наставника Шильдер-Шульднера). В 1862 году Апухтин, Чайковский и ряд других правоведов попали в гомосексуальный скандал в ресторане «Шотан» и были «ославлены на весь город».

Чайковский гостил у Апухтина в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворения «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы) и «Послание» (1857). Последнее было задумано как ответ на письмо Чайковского, отправленное без обратного адреса. К Чайковскому обращено и написанное в 1856 году стихотворение «Дорoгой».

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому стихотворение-воспоминание о их юности, мечтах об искусстве и славе. По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель».

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:«Кто идёт» (1860, не сохранился), «Забыть так скоро» (1870), «Он так меня любил» (1875), «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875), «День ли царит» (1880), «Ночи безумные» (1886).

Апухтин Алексей Николаевич - это известный поэт, который родился 15 ноября в 1840 или 1841 году (1840 год был указан в авторитетном описании жизни Модеста Чайковского, что был приложен к "Собранию сочинений А". Подтверждением даты служит пометка "15 ноября 1857", что стоит после стихотворения "Сегодня мне минуло 17 лет". В собственноручной же автобиографической заметке, которая была прислана для "Литературного архива" автора данной статьи, Апухтиным было сообщено, что родился он именно в 1841 году. Произошло это в Орловской губернии, в Болхове, в знатном дворянском роду. Если судить по достатку и связям его отца, майора в отставке относили к среднему дворянству.

Мать баловала своего мальчика, который в поразительно раннем возрасте проявил свои таланты. Остался всеобщим баловнем будущий поэт и в правоведческом училище, куда его отдали на учёбу на период 1852 года: здесь к нему относились, как у будущей знаменитости. Принц П.Г. Ольденбургский (покровитель учебного заведения), коверкал фамилию Апухтина и говорил, что в случае лицея был Пушкин, а у них есть - Апущин. Директор училища Языков похлопотал и в 1854 году в "Русском Инвалиде" напечатали стихотворение патриотического характера 14-летнего А. "Эпаминонд", что посвящалось памяти Корнилова. Уже через год в нём же напечатали и "Подражание Арабскому". Ода, посвящённая рождению великой княжны Веры Константиновны, была представлена самому государю.

В 1859 году Апухтин с успехом закончил курс с золотой медалью, после чего поступил в департамент министерства юстиции на службу. В этом же 1859 году, что был омрачён для него смертью матери, будущий поэт в буквальном смысле вступил на поприще литературы, после того, как поместил целый ряд своих работ в "Современнике".

Службой он не занимался вовсе, параллельно с тем отдаваясь прожиганию своей жизни в кругу "золотой" молодежи аристократов. Известные работы, вроде "цыганского" романса или "Ночи безумные, ночи бессонные", что были написаны временем позже (в 1876) - это точные автобиографические отзвуки шумной и яркой молодости. К слову, яркие впечатления о таких "безумных ночах" навсегда остались дорогими воспоминаниями для поэта. Он писал: "Пусть даже время беспощадной рукой мне указало, что было ложное в вас, всё же моя память жадно стремится к вам, ища в прошлом ответы на невозможное ".

В начале 1860-ых годов Апухтин отправляется в деревню служить чиновником для особых поручений при губернаторе Орлова, и в 1864 году окончательно переезжает в Петербург. Номинально он причислился к министерству внутренних дел, и теперь вновь отдался он жизни светской и праздной, оберегая себя при этом от любого рода обязанностей и серьезных волнений. Даже к своему литературному творчеству он относился, как к забаве (это при том, что до 1880-ых годов он стал писать повести и поэмы большого объёма, а это не требовало особенного труда и усидчивости). Постепенно он стал рекомендовать себя в роли "дилетанта". Прекрасный чтец и тонкий художественный декламатор, остряк, чьи шутки и интимные эпиграммы получили широкую популярность в сферах великого света, Апухтин стал желанным гостем блестящих салонов.

На почве интересов в области литературы, он, в 1880-ых годах, значительно сблизился с князем Константином Константиновичем. Несколько раз он читал и в присутствии самого императора (Александра III). Значительную часть вечеров поэт проводил за карточной игрой, часто - в английском клубе. Весёлый образ жизни свободного холостяка, что вел Апухтин, был полностью испорчен все более скоро надвигающейся тяжелой болезнью. Уже в 1870-ом году у него наблюдалось нездоровое ожирение, что в последние лет десять жизни поэта приняло большие масштабы и, по его словам, привело к настоящему убожеству (при этом, не причиняя особенных страданий).

В конце своей жизни поэт целыми днями лежал на диване, с большим трудом выполняя даже пару движений или шагов. Угнетали поэта и затруднения с материальными средствами (он всё чаще занимал деньги у знакомых). Некая злая сила действовала на его настроение.

Умер Апухтин от водянки в день 17 августа 1893 года. Его литературную деятельность можно смело назвать своеобразной. Не глядя на то, что Некрасов и Тургенев с интересом отнеслись к помещенным в "Современнике" 1859 года десяти стихотворениям, он уже в 1860-ых годах осознал, что его поэзия, чужда общественности и приходилась «не по двору», почему и не печатался на страницах в течение 20 лет. Лишь в 1880-х годах (общественная психология пережила настоящий переворот) Апухтин почувствовал сильный прилив вдохновения, которое и выразил в своих работах.

В 1885 году он, практически неизвестный в большой публике, представляет свою поэму "Год в монастыре". Она не просто заставила буквально каждого говорить о нём, но и обеспечила популярность сразу целому собранию его стихотворений, которое появилось через год (в Петербурге в 1886 году). Успех был настолько прочным, что продолжается до настоящих дней. В 1907 году (в Петербурге) вышло седьмое издание.

Апухтин - это поэт исключительно интимных переживаний; он изначально чужой всему, что заходит за пределы исключительно личной жизни. Он всегда называл себя приверженцем и представителем "чистого искусства"; но в случае, если он буквально в течение всего века пел "ласку милой", то это случалось не из-за того, что он специально обходил иные мотивы, а лишь потому, что не интересовался иным решительно. В такой же мере, как он был чужд общественности, был он чужд и интереса к "проклятым вопросам". К слову, даже в религиозной сфере он определял свою душу, как душу, в которой нет тёплого места для веры, да и для безверия силы также отсутствуют. В своём равнодушии к злобе и вечным вопросам бытия Апухтин не видел ни проступка, ни заслуги, лишь голый факт, коим не бравирует, но и стыда от которого не испытывает.

Выгодно отличался и отличается он от иных деятелей тем, что в нем полностью отсутствует что-либо воинствующее. Он в принципе лишён мыслей о том, к какому "лагерю" примыкает. Апухтин исключительно предоставляет исход всему тому, что нашло своё пристанище в его душе. Оттого, какими бы крошечными ни были размеры подробных поэтических владений автора, он смог дать в них источники настоящей поэзии. Если вообще к кому-то из dii minores Парнаса можно применить слова Мюссэ: "Mon verre n"est pas grand, mais je bois dans mon verre", то именно это можно сделать именно к Апухтину.

Большая часть его творчества посвящается искусному описанию чувства любви у человека светского, разочарованного и меланхоличного. В подобном служении нет ни бурного стремления южанина: в крови автора "Года в монастыре" ведь течёт кровь северная, что располагает к самопожертвованию и некоторой меланхолии. Тот поэт, который изображает чувства посредством всех стихов и не нуждается в разделении эмоций.

В целом, Апухтина можно смело назвать певцом несчастной любви. При этом не происходит особенных трагедий, ведь место, где разворачиваются действия - сфера "большого света". Но, в конце концов, разбивается сердце и у светских людей - в этом моменте подобную психологию разбитого сердца и избрал своей основной специальностью автор. Не могло это не наложить определённого отпечатка грусти на весь его стихотворный сборник. В печали Апухтина нет ничего, что могло бы напомнить заправский пессимизм: грустит он не оттого, что мир устроен плохо, но и от того, что не каждому удаётся вкусить всю сладость бытия. Довольно часто меланхолическое настроение поэта - не более чем осеннее чувство, когда жить становится недолго, а молодость прекратило своё существование, уступив место однообразной старости.

Наиболее крупное произведение Апухтина - поэма "Год в монастыре". Это исключительно светская трагедия, однако, психологическая и отразившая общие настроения, так называемого, "чеховского" периода (1880-е годы) с отсутствием в нём воли и отдельных личностей. Героем является "раненный боец", который решил бежать от "вражеского стана" к большому монастырскому свету. Он выступает в качестве послушника строгого старца-аскета. Под влиянием тишины монастыря, в душе "беглеца" устанавливается приятное равновесие. Но вот начали доходить к нему новости из внешнего мира. Для него не имеет значения, что над ним до упада смеётся мир, но одно мнение узнать бы хотелось... Что говорит она? Прорвавшись однажды, воспоминания о ней вновь - главное содержание дневника-поэмы. Беглец чувствует страх, что он не в силах ни постясь, ни читая молитвы отогнать тоску и мысли о времени столь краткого, но всё же счастья. Он пишет, что забыл всё, простил, но лишь любовь горит негасимым пламенем. Позволь подышать с тобой одним воздухом!" В то время как назначена дата пострижения, всего за несколько часов до этого обряда герою приходят те самые пять строк всего: поскольку она меня зовёт, то этого достаточно, чтобы все пустилось насмарку. "Да, я безумец, и ждёт меня позор. Не в моих силах думать о решении: ей нужна моя жизнь и размышления не имеют места быть". И "бежит" он вновь, однако по-другому: "... мне дорого каждое мгновение. Она меня зовёт - скорее в путь! "- поэма привлекательна в своей простоте и лишена искусственности, она даёт представление о самых хороших сторонах таланта Апухина. Отмечен плавный и изящный стих своей истинной красотой - северной, анемичной, что своему северному населению более родная, нежели южная яркость и пестрота.

Благодаря поэме можно получить и исчерпывающее представление о тех поэтических приёмах, что использует автор: зависимость от некоторой изысканности, но в то же время изысканности естественной и не принужденной. Несмотря на необычайный сюжет, у автора ни разу нельзя было заметить образа крайне напыщенного в сравнении или высокопарного. Именно потому удалось ему не только закончить поэму с долей исключительной своеобразности, но и дать подобным концом необходимый материал для обобщённой характеристики дряблости той психологии, что существовала в 1880-х годах. Невозможно придумать такой конец, ведь его может лишь подсказать живая действительность. Следовало полностью отрешиться от любого рода погони за мишурой и блестками, для того, чтобы разрушить настроение души человека с идеальным складом натуры "подвигом" подобного странного рода.

Лишь правдивость дала Апухину подсказку, что лишь на такой подвиг способен человек, коим является автор поэмы-дневника. Характеристика поэта, к слову, как певца в общем любви, так и в частности безответной, не определяется исключительно содержанием его работ, пусть и самые крупные из них таковы. Так, образец своей сжатости - поэма "С курьерским поездом". При этом в ней заключено меланхолическое повествование о том, как два влюблённых человека, которым не удалось соединить судьбу в виду обстоятельств в молодом возрасте, получают эту возможность спустя двадцать лет... И во время свидания чувствуют, что те эмоции, что были воспеты в поэзии прошлого, испарились и лучше им было не встречаться вовсе. "Письмо", составленное педантом к "Году в монастыре", также имеет предметом преданность рабскую к любимому существу, без любого намёка на взаимность со стороны. "Старая цыганка" - трактат о любовных чарах. Небольшие же пьесы из сборника Апухина принадлежат, скорее, к стихотворениям, в особенности так полюбившимся композиторам романсов.

В редкие же минуты светского автора "Года в монастыре" привлекают и иные интересы. В такие минуты он занят написанием пьес, вроде "Недостроенного памятника" (1871 год), где прославляет Екатерину за то, что она, отдаваясь сердечным порывам, не забывала и интересов государства. Определённое время это стихотворение пользовалось огромным интересом среди чтецов и актёров, нравилось массовой публике. Причина в том, что в то время творение содержало в себе некоторое пикантное затрагивание интимных тем. Менее торжественными вещами, тем более интимными, являются стихи патриотического характера, как, например "5 октября 1885 года".

Есть у Апухина и не менее хорошие вещи не интимного характера. Так, по своей тематике, прекрасное стихотворение "В убогом рубище, недвижна и мертва", словно напоминает Некрасова. Творение спасло то, что оно ничего общего не имело с основным (гражданским) мотивом пьесы, где была проведена параллель между обнаруженной в поле мертвой женщиной и той обстановкой, где она и повстречала свою смерть: день был чудесен и вешен, по кочкам зеленели молодые травы, да и дети бегали, радовались жизни поющие жаворонки...

Из стихотворений преимущественно элегического характера, стоит обратить свой взор на неповторимые по красоте октавы "Венеции". Здесь сказалось то, что меланхолическое настроение автора получило основу не на почву философии, не на разочарованиях общества и духовных разочарованиях, а в исключении своём на основе как личной, так и на физиологии постепенно стареющего тела. При всей красоте написания, всё же оставляет сильное впечатление пьеса большого размера под названием: "Из бумаг прокурора" (исповедь самоубийцы из великого света).

Что касается работы "Перед операцией", то она написана с традиционной для Апухина простотой, что так сильно напоминает манеру письма Коппе. Из юмористических пьес поэта стоит отметить забавную: "Кумушкам". Его проза не имеет ровного достоинство. Чувство недоумения у большинства читателей вызывает рассказ из жанра фантастики «Между смертью и жизнь». Здесь можно встретить вялое начало огромных размеров, при этом повесть не закончена и не имеет названия, занимает третью часть тома, где уместилось небольшое наследство всего, что написал автор за свою жизнь. К слову, этот рассказ можно смело отнести к наивному спиритизму, нежели к фантастике, мистике.

С большим интересом можно прочесть "Дневник Павлика Дольского" или "Архив графини Д***" (повесть в письмах). По некоторым упоминаниям об Апухине, в "Дневнике Павлика Дольского" большая доля - автобиографическая. Не указывается что именно, но с точки зрения литературной и автобиографической (поскольку "Дневник" и "Архив" - выражения основного настроения Апухтина и его центральных типов), как одна, так и другая повести являются автобиографичными. Перед нами общая психология писателя: неопределенный пожилой человек в томлении, который не боится надвигающейся старости, который бесстрастной любовью проявляет свои чувства (при этом не требует взаимности) он - безвольный и покорный сердечной владычице, тот, кто исполняет все сделанные ему приказания.

Как в "Дневнике", так и в "Архиве" в особенности, очень много описаний; время от времени зло и с большой меткостью изображаются разные грешки человечества, в преимуществе любовные. Важно заметить: не грехи, а именно грешки: Апухтин никогда не относился с серьёзностью к тому, чтобы на полном серьёзе обличать родную себе среду. В целом, он представляет собой тот редкий в истории русской литературы талант, который сочетает в себе не просто писательское мастерство, но и проникновенную великосветскость. Так или иначе, самые известные писатели тесно связаны с этим самым великим светом. Конечно, не всеми руководило, так называемое, «лермонтовское» желание кинуть «пустому сборищу железный стих, что облит горестью и злобой»; но практически все находятся выше этого сборища, пустоты. Про Апухтина так сказать невозможно, ведь он, по складу своей души, ни на сколько не становился выше уровня простой светской психологии.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Апухтина Алексея Николаевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Алексе́й Никола́евич Апу́хтин (15 (27) ноября 1840 (1841?), Болхов, Орловская губерния - 17 (29) августа 1893, Санкт-Петербург) - русский поэт

Биография

Родился в небогатой дворянской семье, где помимо него потом росли ещё трое сыновей Николай (1842-1878), Афиноген (1849-1908) и Владимир (1851-1927).

Апухтин в 1860

Детство прошло в родовом имении отца (Николая Федоровича) - деревне Павлодар. По мироощущению близок . Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским («Ночи безумные» и др.), А. С. Аренским («Разбитая ваза» ).

В 1859 году окончил Императорское училище правоведения, где подружился с П. И. Чайковским. В этом престижном заведении Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». В том же году, 23 апреля, умерла его мать, Мария Андреевна (1821-1859), смерть которой стала для Апухтина настоящим ударом. Её памяти поэт посвятил несколько стихотворений («Какое горе ждёт меня?» , «Ни веселья, ни сладких мечтаний» , «Ещё свежа твоя могила» ).

По окончании училища служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи»; в 1862 году Апухтин, Чайковский и ряд других правоведов попали в гомосексуальный скандал в ресторане «Шотан» и были «ославлены на весь город».

С 1862 года жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863-1865 годах числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу.

Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. За два года до смерти Апухтин заболел также водянкой. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь.

Алексей Николаевич скончался 17 (29) августа 1893 года в Санкт-Петербурге, был похоронен на Никольском кладбище. В 1956 году прах и памятник были перенесены на Литераторские мостки Волковского кладбища.

Апухтин и Пётр Чайковский

Апухтин был гомосексуалом, и отчасти на этой почве у него сложились очень тесные отношения с Чайковским. В семье Чайковского считали, что именно Апухтин «развратил» Петрушу в 13-летнем возрасте (сам Апухтин к тому моменту был уже любовником классного наставника Шильдер-Шульднера). В 1862 г. Апухтин и Чайковский попали в какой-то гомосексуальный скандал в петербургском ресторане «Шотан», в результате которого они, по выражению Модеста Чайковского, «были ославлены на весь город в качестве бугров <гомосексуалистов>».

Чайковский гостил у Апухтина в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворения «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы) и «Послание» (1857). Последнее было задумано как ответ на письмо Чайковского, отправленное без обратного адреса. К Чайковскому обращено и написанное в 1856 году стихотворение «Дорóгой».

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому следующее стихотворение:

П. Чайковскому

Ты помнишь, как, забившись в «музыкальной»,
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной…
Искусство было наш кумир,
И жизнь для нас была обвеяна мечтами.
Увы, прошли года, и с ужасом в груди
Мы сознаем, что все уже за нами,
Что холод смерти впереди.
Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил,
Ты с бою славу взял и жадно пил
Из этой чаши ядовитой.
О, знаю, знаю я, как жестко и давно
Тебе за это мстил какой-то рок суровый
И сколько в твой венец лавровый
Колючих терний вплетено.
Но туча разошлась. Душе твоей послушны,
Воскресли звуки дней былых,
И злобы лепет малодушный
Пред ними замер и затих.
А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,
Горжусь, что угадал я искру божества
В тебе, тогда мерцавшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом.

По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель» .

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

  • «Кто идёт» (1860, не сохранился)
  • «Забыть так скоро» (1870)
  • «Он так меня любил» (1875)
  • «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
  • «День ли царит» (1880)
  • «Ночи безумные» (1886)

Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Ночи безумные, ночи бессонные ,

Речи несвязные, взоры усталые…

Ночи, последним огнём озарённые,

Осени мёртвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною

Мне указало, что было в вас ложного,

Все же лечу я к вам памятью жадною,

В прошлом ответа ищу невозможного…

Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете

Звуки дневные, несносные, шумные…

В тихую ночь вы мой сон отгоняете,

Ночи бессонные, ночи безумные!

Творчество

1854 - первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854-55 гг.).

1858 - 61 гг. стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение 7 лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 - 62 гг. публиковался в журналах демократического толка (« », «Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев .

1865 - выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина, что обозначило окончательно удаление Апухтина от какой бы то ни было политической борьбы.

1872 - в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 - Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 - вышел первый сборник стихотворений Апухтина

В последние годы жизни Алексеем Николаевичем написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Из Архива графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет только после его смерти. Проза Апухтина высоко ценилась Михаилом Булгаковым.

Ознакомиться с собранием сочинений можно

Материал взят с сайта

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D1%83%D1%85%D1%82%D0%B8%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Алексе́й Никола́евич Апу́хтин (15 (27) ноября 1840, Болхов, Орловская губерния - 17 (29) августа 1893, Санкт-Петербург) - русский поэт.

Родился в небогатой дворянской семье, в семье было ещё трое сыновей - Николай (1842-1878), Афиноген (1849-1908) и Владимир (1851-1927). Детство прошло в родовом имении отца (Николая Фёдоровича) - деревне Павлодар. Мать - Мария Андреевна Желябужская (1821-1859), была его первой учительницей, пробудила в нём любовь к поэзии. По мироощущению близок М. Ю. Лермонтову. Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью Божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским («Ночи безумные», «День ли царит» и др.), А. С. Аренским («Разбитая ваза» ).

В 1859 году окончил Императорское училище правоведения, где подружился с П. И. Чайковским. В этом престижном заведении Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». В том же году, 23 апреля, умерла его мать, смерть которой стала для Апухтина настоящим ударом. Её памяти поэт посвятил несколько стихотворений («Какое горе ждёт меня?» , «Ни веселья, ни сладких мечтаний» , «Ещё свежа твоя могила» ).

По окончании училища служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи»; в 1862 году Апухтин, Чайковский и ряд других правоведов попали в гомосексуальный скандал в ресторане «Шотан» и были «ославлены на весь город».

С 1862 года жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863-1865 годах числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу.

Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. За два года до смерти Апухтин заболел также водянкой. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь.

Алексей Николаевич скончался 17 (29) августа 1893 года в Санкт-Петербурге, был похоронен на Никольском кладбище. В 1956 году прах и памятник были перенесены на Литераторские мостки Волковского кладбища.

Апухтин и Пётр Чайковский

Апухтин был гомосексуалом, и отчасти на этой почве у него сложились очень тесные отношения с П. И. Чайковским. В семье Чайковского считали, что именно Апухтин «развратил» Петрушу в 13-летнем возрасте (сам Апухтин к тому моменту был уже любовником классного наставника Шильдер-Шульднера).

Чайковский гостил у Апухтина в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворения «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы) и «Послание» (1857). Последнее было задумано как ответ на письмо Чайковского, отправленное без обратного адреса. К Чайковскому обращено и написанное в 1856 году стихотворение «Дорóгой».

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому следующее стихотворение:

П. Чайковскому

Ты помнишь, как, забившись в «музыкальной»,
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной...
Искусство было наш кумир,
И жизнь для нас была обвеяна мечтами.
Увы, прошли года, и с ужасом в груди
Мы сознаём, что всё уже за нами,
Что холод смерти впереди.
Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил,
Ты с бою славу взял и жадно пил
Из этой чаши ядовитой.
О, знаю, знаю я, как жёстко и давно
Тебе за это мстил какой-то рок суровый
И сколько в твой венец лавровый
Колючих терний вплетено.
Но туча разошлась. Душе твоей послушны,
Воскресли звуки дней былых,
И злобы лепет малодушный
Пред ними замер и затих.
А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,
Горжусь, что угадал я искру Божества
В тебе, тогда мерцавшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом.

По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель» .

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

  • «Кто идёт» (1860, не сохранился)
  • «Забыть так скоро» (1870)
  • «Он так меня любил» (1875)
  • «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
  • «День ли царит» (1880)
  • «Ночи безумные» (1886)

Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Всё же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…

Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!

Творчество

1854 - первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854-55 гг.).

1858 - 61 гг.: стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение семи лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 - 62 гг.: публиковался в журналах демократического толка («Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев .

1865 - выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина, что обозначило окончательно удаление Апухтина от какой бы то ни было политической борьбы.

1872 - в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 - Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 - вышел первый сборник стихотворений Апухтина.

В последние годы жизни Апухтиным были написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Архив графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет уже после его смерти.

Уже его современники высоко оценили прозу Апухтина: император Александр II был в восторге от «Архива графини Д.» - после чтения, состоявшегося в доме П. Г. Ольденбургского он заявил, что её нужно тотчас опубликовать, что это лучшая сатира на великосветские нравы. Высоко оценивали прозу Апухтина Михаил Булгаков; П. С. Попов в письме Булгакову 22 октября 1939 года писал:

Я занялся Апухтиным как прозаиком, поэзия его меня не пленяет. Зато проза - остаётся неоценённой. При своей жизни А. ничего не опубликовал из прозы; зато славился чтением собственных произведений <…> Издатели пронюхали успех Апухтина <…> Но Апухтин молчал и никаких шагов к изданию не предпринимал.

- «Когда я вскоре буду умирать…» Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым. - М.: Эксмо, 2003. - 272 с. - С.227-228.

В том же письме Попов привёл устный рассказ, что Апухтин, не исполнив воли императора, считая неэтичным публикацию своих произведений, в которых изображены были (в ироническом свете) его добрые знакомые, впал в немилость. Здесь же он отметил, что предмет неудавшегося личного романа Апухтина была в то время ещё жива: ей было свыше 80 лет и она жила в Ленинграде.

Адреса

  • Санкт-Петербург:
    • 1893 год - дом Эбелинга - Миллионная улица, 26